Конституции: сущность, понятие, структура и виды. Сущность Конституции РФ. Юридическая и социальная сущность конституции

Существуют различные взгляды на сущность конституции. Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

  • согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;
  • теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;
  • школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы — это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;
  • согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Во многих из этих подходов есть рациональное зерно. Конституция действительно часто является результатом соглашений (договора) различных социальных сил и партий, она отражает традиции народа, одна из главных ее частей — нормы о правах и свободах человека и т. д. Немало было также авторитарных и тоталитарных конституций, которые предназначались для закрепления власти определенного класса, социального слоя, правящей группировки (особенно после военных и иных переворотов). Однако общую характеристику конституции нельзя сводить только к этим сторонам и тем более к одной из них. Прежде всего необходимо разграничить юридическую и социальную сущность конституции.

Юридическая сущность проявляется в особых качествах этого документа, о которых сказано выше: учредительный акт, основной закон, обладающий высшей силой, характеризуемый особыми условиями принятия и изменения, и т. д. Эти черты присущи, как правило, любой конституции (исключение составляют, например, некоторые стороны Конституции Великобритании).

Социальная сущность конституции, напротив, в разных странах и разных условиях неодинакова. Французские конституционные акты 1789 г. и последующих годов были победой «третьего сословия», конституции советской России 1918, 1925 и 1937 гг. провозглашали «диктатуру пролетариата». Конституция России 1993 г. является выражением воли народа , она закрепляет социальный компромисс в обществе, такие порядки и правила «политической игры», которые соответствуют интересам большинства при защите интересов меньшинства. Она отражает в своих нормах общечеловеческие ценности, как и другие современные основные законы. г. (а следовательно, и соответствующие ей конституции и уставы субъектов РФ) имеет качества договора в обществе. Это одновременно выражение союза (на основе общих интересов, признания и защиты общечеловеческих ценностей) и соревновательности различных социально-политических сил общества, отстаивающих и стремящихся закрепить в конституции свои интересы.

Конституция РФ закрепляет победу в демократической антитоталитарной революции 1990-х гг. тех сил, которые заинтересованы в социально ориентированной , политическом и идеологическом плюрализме в обществе, социальной справедливости, в существовании демократического, социального, светского и правового государства. Она исходит из признания общечеловеческих ценностей и соответствует интересам народа. Конституция содержит большой гуманистический и демократический потенциал, хотя ей присущи и авторитарные элементы. Такова же социальная сущность конституций и уставов субъектов РФ. Видимо, идеальных конституций не существует. Об этом свидетельствуют поправки к ним. Сказанное относится и к Конституции РФ. Однако в любой конституции есть базовые положения, принципы. В российской Конституции это — власть народа, демократическое, социальное, правовое, светское государство, многопартийность, идеологический плюрализм, федерализм, местное самоуправление и др. Эти базовые принципы и характеризуют сущность Конституции РФ.

Различия социального содержания разных основных законов отчетливо видны (советские конституции отличаются от действующей Конституции РФ). Содержание отражает конкретные условия. Поэтому Конституция Чечни отличается от Степного уложения Калмыкии, а Устав Еврейской автономной области отличается, скажем, от Устава Калининградской области, которая находится в особых условиях.

Юридическое содержание — это та правовая материя, которая в ней закреплена, юридическое содержание норм, правовых институтов.

По своему юридическому содержанию (наполненности необходимыми нормами, их юридическим качествам) конституция позволяет регулировать общественные отношения в заданных целях. Вместе с тем в некоторых аспектах Конституция РФ пробельна (по отдельным вопросам социальных отношений, роли партий, общественного контроля, в том числе в отношении средств массовой информации), содержит противоречия (например, ст. 10 и 11 не вполне стыкуются) и излишние для основного закона положения (например, специальные уголовно-процессуальные нормы), нечетко регулирует некоторые вопросы полномочий, ее отдельные формулировки неудачны (например, о вхождении одного равноправного субъекта Федерации в другой столь же равноправный).

Юридическое содержание конституций и уставов субъектов РФ по принципиальным вопросам , правового статуса личности, политической системы однотипно с содержанием федеральной Конституции. Однако в конституциях и уставах субъектов РФ есть свои особенности содержания и конституционно-правового регулирования. В частности, это относится к системе органов субъектов РФ, к формам их деятельности. Юридическое содержание конституций республик отличается от содержания уставов иных субъектов (в первых есть, например, положения о государственном языке республики). Наконец, каждой конституции, каждому уставу присущи элементы неповторимого юридического содержания. В Конституции Татарстана сеть, например, такие нормы, которым нет аналогов в основных законах других республик в составе Российской Федерации, многие положения уставов краев и областей, в которые входят автономные округа, отличаются от норм последних и т. д.

Основные черты, свойства и функции конституции

Конституция характеризуется качествами, с одной стороны, особого юридического документа, а с другой — акта, имеющего важнейшее общественное значение. С этим связаны ее основные черты (среди них обычно называют народность, реальность, стабильность и др.), свойства (основной закон, усложненный порядок принятия и изменения, особый объект регулирования, высшая юридическая сила), а также функции (учредительная, юридическая, политическая, идеологическая и организационная).

Учредительная функция конституции обусловлена ее главной ролью: принятие новой конституции, как правило, связано с крупными изменениями в общественном и государственном строе, и она закрепляет их в своих нормах. С другой стороны, сама конституция вводит (учреждает) новые порядки, предусматривая новое территориальное устройство государства, систему его органов, провозглашая новые права граждан, и т. д.

Конституция — важнейший политический документ. С этим связана ее политическая функция. Главное назначение Конституции РФ в этом качестве — закрепление результатов союза и компромисса различных социальных сил и групп населения (власть народа, а не класса); свободы экономической деятельности для предпринимателей (работодателей), но при условии защиты интересов и прав работников; права народов на самоопределение, но в рамках Федерации; разделения властей, но с доминированием президентской (исполнительной в субъектах РФ) власти и т. д.).

Конституция — идеологический документ. Любая конституция строится на основе каких-то идеологических постулатов и выражает их. Иногда эти постулаты почти незаметны (инструментальные конституции XIX в., внешне представлявшие собой как бы технический документ прежде всего о системе органов государства, их отношениях, полномочиях), а иногда выражены отчетливо (в социальных конституциях XX в. и особенно в идеологизированных конституциях тоталитарного социализма). В Конституции РФ идеологические качества гораздо более заметны, чем в «старых» демократических конституциях, но представлены в значительно меньшей степени, чем в социалистических. С этим связана идеологическая функция конституции. Ее суть — официальное выражение принятых в обществе духовных ценностей. Конституция РФ запрещает устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной, провозглашает идеологический плюрализм, но, с другой стороны, запрещает пропаганду социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ч. 1, 2 и 5 ст. 13).

Организационная функция Конституции РФ состоит в упорядочении основных общественных отношений, их взаимосвязей. Она создает тот каркас, в рамках которого эти отношения развиваются и совершенствуются, преграждая дорогу деструктивным тенденциям.

На уровне субъектов РФ свои функции Конституция РФ выполняет вместе с их основными законами.

Слово «конституция» берет свои корни от латинского сonstitutio, что значит устройство, постановление. В настоящее время в юридической литературе среди многочисленных определений этого понятия наиболее общим можно считать следующее. Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти (парламент, президент, судебная власть) и определяющий ее взаимодействие с обществом и гражданином.

В формальном значении конституция – это акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. Поэтому ее часто называют Основной закон. Предыдущие конституции Республики Беларусь имели это сопутствующее название. В настоящее время оно содержится в преамбуле .

Все современные конституции закрепляют два важных аспекта:

1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

2) организацию государственной власти (часто также определяют основы конституционного строя, форму государства).

Сущность конституции состоит в том, что она является ограничителем власти государства в области прав и свобод человека и гражданина. Это юридическое закрепление общественного согласия, основанного на личной и политической свободе.

Любая конституция обладает совокупностью политических, идеологических и юридических свойств , соотношение между которыми в каждой стране в различные периоды может быть различным.

Юридические свойства конституции. Конституция определяет вектор развития правовой системы , всех ее компонентов, ее направленность на обеспечение прав и свобод личности. На основе конституции формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов, поэтому ее принято называть ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях, для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции имеется около ста ссылок на закон.

Благодаря закрепленному в конституции правовому статусу органов государственной власти можно определить иерархию принимаемых ими нормативных правовых актов. При этом сама конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам . Это ее важнейшее юридическое свойство. Соответствующее правило закрепляется в самом Основном законе. Приоритет конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены. Однако в истории белорусского государства был случай, когда иному нормативному правовому акту был придан более высокий юридический вес, чем конституции. 25 августа 1991 г. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, обладающего более высокой юридической силой: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приоритет имели нормы первого документа. В какой-то мере это объяснялось явным отставанием норм конституции от складывающихся новых реалий. Ведь после распада СССР союзная Конституция уже не действовала, а новой в Беларуси еще не было.

Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с конституцией. Обычно на это обращается внимание в переходных положениях конституции. Например, в законе от 15 марта 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь», а затем в разделе IX Конституции «Заключительные и переходные положения» предусмотрено, что законы, указы и другие акты, действовавшие на территории Республики Беларусь до введения в действие конституции, должны применяться в той части, в какой они не противоречат Конституции Республики Беларусь.

Установить факт несоответствия ранее принятого акта новой конституции – это обязанность прежде всего того органа, который его издал. Наряду с этим определенными возможностями обладают правоприменители, которые могут использовать лишь те нормы подконституционного акта, которые не противоречат самой конституции. При неустранении противоречий в самом акте путем внесения в него изменений, принципиальное значение имеют решения специально уполномоченных на то органов по признанию таких актов или их отдельных положений недействительными. Таким правом обычно наделяются органы конституционного контроля (В Республике Беларусь – Конституционный Суд).

Конституция обеспечивает также гармонизацию актов национального законодательства и международного права.

Следующим важнейшим юридическим свойством конституции является ее стабильность и устойчивость . Часто это зависит от стабильности общественных отношений. Например, Конституция США была принята в 1787 г., однако за более чем 200 лет в нее внесено всего 27 поправок. Во Франции, наоборот, за 200 лет принято 16 Конституций. В Беларуси действует пятая по счету Конституция.

Оптимальное сочетание норм-целей и норм конкретного характера способствует устойчивости конституции, мягкой трансформации ее положений с учетом складывающихся политических, экономических и социальных условий. Стабильности конституции в юридическом плане содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок ее принятия. Однако стабильность не означает неизменяемость. При этом следует помнить, что любые изменения в конституционном тексте лавинообразно сказываются на текущем законодательстве.

Политические свойства конституции. Политические свойства конституции касаются идеологических установок, благодаря которым формируется мировоззрение людей. Данный закон обладает учредительным характером (предлагает обществу определенные ценности). Затем формируется аналогичное законодательство. Статья 1 Конституции Республики Беларусь отражает ценности государства и характеризует его как унитарное демократическое социальное правовое. Демократическая сущность конституции будет наиболее полной, если в ней оптимально с учетом международных стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы индивидуума и общества в целом. Часто конституция принимается в острой политической борьбе и является итогом компромисса , например, между правящими силами и оппозицией.

Ни одна норма, отраженная в конституции, не может быть реализована полностью . Например, отдельные партии Республики Беларусь выступают против института президентства. Высказываются предложения о смещении приоритетов развития страны. Поэтому выигрывает равнодействующая Конституция . Она предлагает цели, которые диктуются временем. Одновременно с этим Основной Закон пишется на будущие отношения. Все цели и задачи, поставленные в конституции, реализовать практически невозможно, так как меняется обстановка внутри страны. Реализация этих целей влияет и на общество. В конституции не ставятся антигуманные цели. Политические свойства конституции – это нормы-принципы (по которым живем сегодня)инормы-цели (ориентиры на будущее). Они должны быть взвешены и выверены.

Идеологические свойства конституции. Любая конституция формирует и предлагает обществу систему взглядов и идей (правовое государство, права человека), т.е. формирует мировоззрение человека. Это, в свою очередь, влияет на все сферы жизни. Все негативное в обществе поэтапно должно изживаться и отвергаться. Конституция Республики Беларусь менее идеологизирована, чем предыдущие четыре Конституции. В ней отсутствуют такие формулировки, как «пролетарское государство», нет господства единой идеологии (например, ст. 6 Конституции СССР указывала, что «КПСС – это направляющая сила общества»).

В настоящее время в Конституции Республики Беларусь нет указания на господство идеологии какой-либо из 15 действующих партий. Каждая из них предлагает свою систему взглядов. Однако в современном мире ряд стран открыто заявляет о господстве одной идеологии. Например, в Конституции Ирана ислам является господствующей религией и государственной идеологией. Власть здесь не делится на политическую и духовную, все заменяет Коран. Любое одностороннее развитие ограничивает другие сферы жизни и не способствует развитию общества. Здесь очень важен идеологический плюрализм как потенциал успешного развития общества. В государстве должны присутствовать свобода мнений и идеологий. В Республике Беларусь, наряду с 15 партиями, насчитывается свыше 2200 общественных движений и объединений, 25 конфессий, классы, этносы со своими программами, целями, задачами.

Процесс реализации конституционных установок оказывает серьезное влияние на общество. Здесь присутствуют и правовые, и политические концепции, которые регулируют взаимоотношения человека, общества и государства. В конституции отражено равенство различных форм собственности, закрепляется суверенитет народа и государства, признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства и т.д.

Конституции имеют свою классификацию:

1. По сроку действия –

временные (имеют ограниченный срок действия);

постоянные (неограниченный срок).

2. По форме и структуре –

писаные (приняты в виде единого документа);

неписаные (кодифицированные конституционные акты – Великобритания). Бывают конституции, состоящие по структуре из нескольких конституционных законов (Швеция, Канада и др.).

3. По способу принятия –

парламентом (Республика Беларусь);

специально создаваемым для этих целей органом (конституционная ассамблея, учредительное собрание – Индия, Италия);

октроирования – акта «дарования» конституции сувереном (монархом) народу (императором Наполеоном I во Франции и др.).

4. По порядку изменения –

гибкие конституции – могут изменяться и дополняться в том же порядке, что и обычные законы (Великобритания, Новая Зеландия);

жесткие – изменяются и дополняются в особом, более сложном порядке, чем это происходит при обычной законодательной процедуре (Республика Беларусь);

смешанного типа – сочетают в себе различные элементы.

Вопрос об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь (ст. 138) рассматривается обеими палатами парламента (не менее двух третей от полного состава) по инициативе Президента или не менее 150 000 тысяч граждан страны, обладающих правом голоса.

Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Изменения и дополнения не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум (простым большинством граждан, внесенных в списки для голосования).

Разделы «Основы конституционного строя», «Личность, общество, государство», «Президент, парламент, правительство, суд» и «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» могут быть изменены только путем референдума.

Сущность Конституции РФ заключается в том, что она устанавливает демократическое правовое государство, на основании признания высшей ценностью человека, его прав и свобод, путем прямого волеизъявления всего многонационального народа Российской Федерации.

Сущность конституции можно понимать как определенное соотношение общественных сил, состояние компромисса между этими силами, выраженное в законодательном закреплении важнейших общественных отношений, каковыми могут быть отношения собственности, властеотношения, статус политических организаций, статус личности, статус отдельных социальных групп.

Важнейшими институтами конституции являются институты, закрепляющие определенные социально-экономические (охраняемый законом статус лиц и общественных групп, гарантированные отношения собственности) и политические отношения (властеотношения), гарантируя их охрану средствами государственного принуждения, а не декларативные нормы, определяющие и декларирующие некие "духовные основы" жизни общества.

Понятие конституции определяет ее как особое правовое явление, а сущность конституции связана с познанием ее глубинной природы и решением вопроса о том, чью волю конституция выражает. Существуют несколько теорий познания сущности конституции, которые придерживаются различных взглядов.

Например, трактовка сущности конституции как общественного договора, в котором согласованы интересы различных частей общества. Предполагается, что все его члены заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Таким образом, конституция будет являться выражением суверенитета народа, проявлением его единой воли.

Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считает, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, абсолютного божественного разума.

Школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций конкретного народа. Только такие конституции обладают, согласно этой концепции, реальной юридической ценностью в отличие от "революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя только из умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Также имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как попытка государства в лице его высших должностных лиц и органов самоограничить власть: так как возможности государственной власти фактически безбрежны, то, чтобы не допустить в стране произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая более семи десятилетий являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а исключительно волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Сущность Конституции в общедемократической теории заключается в том, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с Конституцией, так и несогласные с ней. Всем предоставляется право в легальной форме проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое политическое разнообразие.

Таким образом, можно сделать вывод, что сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она призвана решать - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов. В действующей Конституции Российской Федерации рассматриваемая черта отражена наиболее последовательно по сравнению со всеми предшествующими Конституциями. В ее преамбуле прямо сказано: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем Конституцию Российской Федерации".

Правовыми свойствами конституции является совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия основного закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны.

К юридическим свойствам относятся: верховенство конституции; ее прямое действие; стабильность конституции; признание конституции базой текущего законодательства; особая правовая охрана конституции; особый порядок ее изменения и пересмотра. Верховенство Конституции указывает на господствующее положение ее норм во всей национальной системе права, характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость без каких-либо действий на всей территории страны. Верховенство федеральной Конституции означает также, что принимаемые в России законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. В случае такого противоречия они считаются неконституционными, т.е. недействительными. Верховенство федеральной Конституции обеспечивается единством государственной власти и государственной целостностью РФ.

Итак, юридические свойства конституции это:

Верховенство конституции. Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным нормативным правовым актам, действующим на всей территории Российской Федерации. Ни один правовой акт, принимаемый в стране, не может противоречить Основному Закону. В случае противоречия приоритет отдается нормам Конституции. Можно выделить три составные части верховенства: (1) строгое и точное соблюдение норм конституции всеми органами и должностными лицами государства, общественными организациями и гражданами; (2) связанность действий и актов государства, гражданского общества положениями конституции; (3) следование идеям и положениям конституции органами государства, институтами гражданского общества, гражданами.

Основными гарантами верховенства Конституции РФ выступают:

Конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом Российской Федерации, основные полномочиями которого и является обеспечение верховенства Конституции в системе действующего законодательства.

Президент Российской Федерации имеет право отменять акты Правительства РФ в случае их противоречия Основному Закону страны, а так же право приостанавливать действия противоречащих Конституции актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч.3 ст.115; ч.2 ст.85 Конституции РФ).

Деятельность Государственного Совета Российской Федерации, образованного в 2000 году, может выступать в качестве гарантии обеспечения верховенства Российской Конституции в субъектах Федерации. Одной из основных задач этого органа является укрепление основ федерализма. Это предполагает обсуждение вопросов об исполнении и соблюдении органами государственной власти субъектов Федерации Конституции РФ, приведение ими в соответствие с Федеральным Основным Законом своих конституций, уставов, законов и других нормативных актов.

Согласно части 2 статьи 15, Конституция Российской Федерации имеет прямое действие. То есть нормы Конституции Российской Федерации являются непосредственно действующими на все территории страны. И для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Стабильность. Конституция является актом долговременного действия. Стабильность конституции является одним из важнейших ее свойств, поскольку выступает в качестве основополагающего условия успешного развития общества на основе компромисса и обеспечение единства конституционного пространства страны. Стабильность Конституции - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, конкретизации отношений между личностью и государством. Стабильность конституции означает ее неизменность в течение длительного времени, однако должна сочетаться с ее динамизмом.

Признание базой текущего законодательства. Здесь имеется ввиду, что Конституция Российской Федерации является фундаментом всего Российского законодательства. Ни один нормативный правовой акт, действующий на территории страны, не может ей противоречить. Она разграничивает полномочия государственных органов в правотворческой деятельности, определяет весь процесс правотворчества, устанавливая, какие нормативные правовые акты принимают различные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, определяя их юридическую силу.

Особая правовая охрана. Высшие гарантии безопасности конституции заложены в самом ее тексе, например часть 2 ст.15 Конституции Российской Федерации. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов.

Особый порядок принятия, изменения, внесение поправок. Конституция России относится к числу жестких конституций, которые предусматривают достаточно сложный порядок ее принятия, внесения поправок и изменений. Порядок пересмотра, внесения поправок и изменений в Конституцию Российской Федерации определен в главе 9 Конституции РФ.

Демократическое государство обязано обеспечивать соблюдение конституции и охранять ее от любых нарушений.

Ключевые слова: сущность, конституции

Сущность конституции, как и любого явления, во многом проясняется, если проанализировать, как, когда и для чего она возникла, какие социальные потребности вызвали ее к жизни. По общепризнанному мнению, появление конституции в современном ее понимании относится к XVIII веку и связано с эпохой буржуазно-демократических революций, с распадом феодального общества под натиском нарождающегося капиталистического строя.

Требовалась правовая форма защиты и охраны новых экономических структур. Такую роль мог выполнить только правовой акт, в общей форме определяющий основы устройства государства и общества, объективно поставленный выше власти короля, феодалов, олицетворяющий волю как бы всего общества, всей нации. Появились теоретические концепции о народе как единственном носителе верховной власти , его суверенитете, о юридическом равенстве всех членов общества, их праве самим определять основы устройства общества. На базе этих теорий первоначально и происходило создание конституции.

Идея писаной конституции впервые возникла в Англии , которую Маркс метко охарактеризовал как "демиурга буржуазного космоса". Однако данная идея не была воплощена в жизнь, и эта страна до сих пор не имеет писаной конституции как единого акта.

Практически первыми конституциями считаются Конституция США 1787 г., а также принятые в 1791 г. Конституции Франции и Польши.

Происхождение самого термина "конституция" (что означает - учреждение, установление ) научно не определено. Высказывается мнение, что он взят из технического оборота "rem publicam constituire", которым начинались акты римских императоров.

Наряду с термином "конституция" применялось на первоначальных этапах ее становления и наименование "основной закон" (lex fundamentales).

Советские конституции воспроизводили оба эти термина и имели следующие наименования: Конституция (Основной Закон) РСФСР (1918 г.), Основной Закон (Конституция) СССР (1924 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1936 г.), Конституция (Основной Закон) СССР (1977 г.).

Учитывая длительный период наличия конституции в нашей стране, действующая Конституция РФ 1993 г. устранила двойное наименование, сняв даваемые в скобках слова "Основной Закон" как ставшие излишними.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от "революционных" конституций, которые составляют в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствования чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти : поскольку возможности государственной власти безбрежны, то чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория , которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса , т.е. является классовой по своей сущности. Такое представление о сущности конституции доказало свою историческую несостоятельность. Из него с необходимостью вытекала правомерность насилия, подавления, репрессий, массового уничтожения людей, неограниченного нарушения прав человека и гражданина, полного огосударствления общества. Все советские конституции были классовыми по своей сущности, открытая и обнаженная форма которой отражалась в каждой из них в большей или меньшей степени.

Действующая Конституция РФ не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В сущности Конституции 1993 г. заложены другие начала - не классовые, а общедемократические . По своему источнику она является народной конституцией , поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

Неприменима к Конституции РФ 1993 г. и трактовка конституции как общественного договора, который требовал поголовного, единого, всеобщего согласия всех для принятия конституции, а несогласным даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами.

, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные с конституцией, так и не согласные с ней. Всем предоставляется право в легальных формах проповедовать свои взгляды, отстаивать их, признается идеологическое и политическое многообразие.

Общедемократическая сущность конституции предполагает , что она принимается при участии большинства избирателей и поддерживается этим большинством. Однако демократия несовместима и с диктатурой большинства. Демократическим признается тот строй, в котором обеспечиваются права меньшинства.

Конституция в формальном смысле - основной закон государства, нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности. Конституция в материальном смысле - совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.

Сущность конституции - ограничение вмешательства государства в дела общества и личности с помощью права. Конституция играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности. Таким образом, под сущностью конституции понимается ее со­циально-политическое содержание. Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие струк­турные элементы: институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности); инс­титут государственного (территориального) устройства; институт (систему) государственных органов; государст­венную символику; механизм защиты конституции.

Обычно в начале текста конституции выделяется де­кларативная преамбула политико-нравственного вводного характера. Конституция может делиться на части, разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части и подпункты час­тей, разделов, глав, статей и параграфов. Содержание и форма конституции взаимозависимы.

Форма конституций в узком (формально-правовом) ас­пекте - основной закон.

Форма конституции в широком (материально-правовом) аспекте - вся нормативная структура, составляющая конституционным строй страны (все источники норм конституционного право). Из сущности конституции вытекают ее основные функции:

1) социальная - является тем социальным компромис­сом, которого достигло общество (общественным до­говором);

2) политическая - отражает основополагающее влияние конституции на политическую сферу общественной жизни (придает государству правовую форму);

3) юридическая - выражает социальный компромисс в общеобязательных основополагающих правовых нор­мах;

4) учредительная - обладает учредительной властью, устанавливая государственно-правовые институты и отношения.

Основными социальными чертами конституции явля­ются легитимность, реальность, стабильность. Основными юридическими свойствами конституции являются верховенство, высшая юридическая сила, пря­мое действие.



7. Конституция РФ – юридическая база текущего законодательства.

Конституция Российской Федерации - основной закон РФ, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., явилась логическим завершением конституционной реформы. Начало этой реформы связано с образованием на первом Съезде народных депутатов РСФСР в 1990 г. Конституционной комиссии. Основанием проведения реформы явился тот факт, что действу­ющая в то время Конституция 1987 г. перестала соответствовать современным реалиям. В 1993 г. Президентом было созвано Конституционное совеща­ние, состоящее из пяти рабочих групп. На их рассмотрение было вынесено несколько проектов, в результате был принят за основу президентский проект. Текст Конституции начинается с преамбулы, содержащей декла­ративные положения от имени народа.

Конституция РФ состоит из двух разделов, первый из которых содержит 9 глав:

1) Основы конституционного строя (ст. 1-16);

2) Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64):

3) Федеративное устройство (ст. 65-79);

4) Президент РФ (ст. 80-93);

5) Федеральное Собрание (ст. 94-109);

6) Правительство (ст. 110-117);

7) Судебная власть (ст. 118-129);

8) Местное самоуправление (ст. 130 -133);

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137).

Конституция РФ является Основным законом РФ, хотя такой пометки в тексте Конституции РФ нет. В отличие от ее зарубежных аналогов. Конституция РФ обладает верховенством по отношению ко всем прочим законам и нормативным актам, которые должны в свою очередь соответствовать положениям Конституции РФ (в слу­чае противоречия нормы закона и Конституции РФ применяется норма Конституции РФ, если Конституция РФ не предусматривает иное) и высшей юридической силой.

Конституция имеет прямое действие. Это означает, что при пра­воприменении она может быть использована непосредственно, т. е. на ее нормы можно сослаться в правоприменительном документе, жалобе, исковом заявлении и так далее при условии, что норма не требует дополнительной законодательной регламентации. Консти­туция является как бы почвой для принятия других законов, по­скольку устанавливает основы конституционного строя, федератив­ное устройство РФ, полномочия ряда важнейших государственных органов, их компетенцию, а также порядок замещения федеральных должностей (таких, например, как судьи, Президент, депутаты и т. д.). Конституция РФ закрепляет основные принципы функциониро­вания механизма государства, задает систему «сдержек и противо­весов». Но главное в Конституции РФ - это закрепление прав и свобод человека и гражданина.

Впервые в Конституции РФ закреплен принцип разделения влас­тей на судебную, исполнительную и законодательную. Конституция формирует правовой механизм, гарантирующий невозможность узурпирования государственной власти Президентом, представи­тельным органом или исполнительной властью. Конституция РФ формирует основные принципы системы «сдержек и противовесов», определяя границы полномочий нормотворческои деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства, а также сферы совместной и исключительной компетенции Россий­ской Федерации и ее субъектов, способы разрешения противоречий, которые могут возникнуть в процессе реализации полномочий орга­нами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления,

Некоторые положения Конституции РФ требуют официального истолкования, поскольку могут быть трактованы неоднозначно. Офи­циальное толкование Конституции РФ дается в постановлениях Кон­ституционного Суда РФ, являющегося высшим судебным органом, обладающим компетенцией по разъяснению конституционных норм.

По своей структуре и содержанию Конституция РФ довольно близка к традиционным конституциям развитых демократических стран мира.

  1. Фактическая и юридическая Конституции.

В правовой науке существует деление конституций на юридическую и фактическую. Термином “фактическая конституция ” или “материальная конституция”, обозначаются реально сложившиеся в той или иной стране основы существующего государственного и общественного строя, т.е. система соц.-эк. и общ.политических отношений. Юридическая конституция - фактически существующий документ, закрепляющий основы гос., полит. и эк. устройства данной страны, принятый установленным законом образом. Однако юр. конституция по своей сути это просто документ, бумага, при ее реальном применении в жизни возникает масса проблем и неясностей, разрешить которые призваны конкретные законодат. акты, принимаемые различными органами власти и должностными лицами во исполнение положений конституции. Юридическая конституция вплетается в ткань фактической.

Сущность юридической конституции, её содержание должны быть предопределены фактической конституцией, социально - экономическими и общественными политическими процессами на различных этапах развития общества и государства. Для анализа соотношения юридической и фактической конституций важное значение имеет вопрос о правильном отражении в нормах конституции реально сложившихся общественных отношений. На первый план здесь выдвигается вопрос не только об определяющем, но и опережающем развитии фактической конституции по сравнению с юридической.

Современное отечественное правоведение отказывается от идеологизации социальных институтов, сближаясь в этом с западной юриспруденцией. Преодолён взгляд на конституцию как на юридический документ, устанавливающий политическое господство определенного класса. Конституция рассматривается теперь как форма выражения народных, а не классовых интересов, правовой регулятор общесоциальных процессов. Конституция - это всегда общественный компромисс, вызванный политическими реалиями . Она служит средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, условием согласованных действий всех социальных слоев общества. При таком подходе общие интересы превалируют над классовыми, общечеловеческие над национальными.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: