Почему недостижима абсолютная безопасность всего. Абсолютной безопасности. Уроки по правилам дорожного движения

Главная > Урок

Общие подходы по обеспечению жизнедеятельности че-ловека на Земле. Ключевые понятия в области безопасности жизнедея-тельности. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий. Изложение учебного материала 1. Подчеркнуть, что в настоящее время, несмотря на все достижения цивилизации, количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера не умень-шается, а растет. В последнее время в мире резко возросло отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций социального характера на безопасность жизнедеятельности человеческого общества. Речь идет прежде всего о войнах и военных конфликтах, междуна-родном терроризме и распространении наркомании. Подчеркнуть, что человек на протяжении периода своего существования на Земле в первую очередь стремился расши-рить сферу своей жизнедеятельности и обеспечить свое благо-получие и очень мало заботился об обеспечении безопасности своей жизнедеятельности. Результаты такой безрассудной дея-тельности человека налицо: растет количество различных чрез-вычайных ситуаций, деградирует окружающая природная сре-да. Все это отрицательно влияет на здоровье человека и на его благополучное существование на Земле. Некоторые ученые от-мечают, что началось самоуничтожение человека в результате его неразумной деятельности. Не случайно обеспечением безопасности жизнедеятельно-сти человечества в будущем вплотную начало заниматься ми-ровое сообщество. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН, на которой была принята Концепция устойчивого развития, являющаяся глобальной концепцией обеспечения безопасности человечества. В Российской Федерации в 2000 г. была утверждена Кон-цепция национальной безопасности, которая определила систему взглядов на обеспечение безопасности личности, об-щества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах их жизнедеятельности. Тогда же были определены ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности и специальная терминология, характеризующая степень опасности.конкретного события и его возможные последствия. 2. Довести до учащихся ключевые понятия в области
безопасности жизнедеятельности:
безопасность, жизненно
важные интересы, угроза безопасности, обеспечение безопас-ности, обеспечение безопасности жизнедеятельности, нацио-нальная безопасность Российской Федерации, опасность,опасное явление, опасная ситуация, экстремальная ситуация,авария, катастрофа, стихийные бедствия, чрезвычайная ситуа-ция. Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обста-новка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедея-тельность человека и приводит к жертвам среди людей. 3. Подчеркнуть, что, согласно Положению о классифика-ции чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак-тера, чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распростра-нения и тяжести их последствий подразделяются на:

    локальные; местные; территориальные; региональные; федеральные; трансграничные.
Затем дать понятия и разъяснения перечисленных чрезвы-чайных ситуаций. В заключение урока необходимо отметить, что абсолютная безопасность всего населения недостижима, так как с очень малой вероятностью, но все же возможны опасные явления природного, техногенного или социального характера, от которых не будет защиты В этой связи возрастает роль индивидуума в обеспечении личной безопасности в различных чрезвычайных ситуациях. Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизнедеятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факторы риска от последствий чрезвы-чайных ситуаций. Контрольные вопросы
    В чем заключаются причины увеличения за последнее время количества различных чрезвычайных ситуаций, их мае штабов и отрицательных последствий для жизнедеятельности человека? Какие ситуации относят к опасным и какие - к экстремальным? Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и социального характера? Как классифицируются чрезвычайные ситуации по мас-штабу их распространения и тяжести их последствий? Почему недостижима абсолютная безопасность всего населения?
Домашнее задание Изучите § 2.1 учебника. Урок 5. Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия Цель урока. Систематизировать знания учащихся о наибо-лее характерных опасных природных явлениях и чрезвычайных ситуациях природного происхождения, возникающих на терри-тории нашей страны. Повторить основные причины возникно-вения чрезвычайных ситуаций природного характера и их воз-можные последствия. Напомнить о необходимости знать местные признаки приближения опасного природного явления. Изучаемые вопросы
    Причины возникновения чрезвычайных ситуаций при-родного характера и их возможные последствия. Наиболее характерные чрезвычайные ситуации природ-ного происхождения на территории России. Роль человека в обеспечении личной безопасности в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
Изложение учебного материала 1. Напомнить учащимся о том, что возникновение чрезвы-чайных ситуаций природного характера связано с различными природными явлениями, происходящими в оболочках Земли (литосфере, атмосфере, гидросфере и биосфере). Статистика Количество стихийных бедствий в мире удваивается каждые десять лет. В период с 1950 по 2000 г. количество катастрофи-ческих стихийных бедствий в мире возросло в 6 раз. Стихийные бедствия унесли в XX в. 11 млн человеческих жизней. Ежегодно число пострадавших от стихийных бедствий уве-личивается в среднем на 6%. Число пострадавших от природных и техногенных катаст-роф за последнее десятилетие превышает 2,5 млрд человек. По данным Международного комитета Красного Креста 2. Напомнить учащимся, что на территории России, обладающей большим разнообразием геологических, климатических и ландшафтных условий, наблюдается более 30 видовопасных природных явлений. Наиболее разрушительными из них являются землетрясения, цунами, наводнения, оползни и обвалы, лесные пожары, снежные лавины, ураганы, штормо-вые ветры, смерчи, сильные заморозки, различные мерзлотные явления. Далее целесообразно остановиться на самых характерных природных явлениях: землетрясениях, цунами, наводнениях, лесных пожарах. 3. Отметить, что с точки зрения проведения профилакти-ческих мероприятий опасные природные процессы как источ-ники чрезвычайных ситуаций трудно прогнозируются. Человек не в состоянии приостановить или изменить ход природных процессов, а также не всегда может своевременно определить возникновение опасного природного явления. И все-таки в местах проживания человек лучше знает местные признаки приближения опасного природного явления и способен максимально подготовиться к нему. Необходимо:
    внимательно относиться к информации местных органов ГОЧС, предупреждающих о возможном стихийном бедствии; следить за изменениями местных признаков, которые го-ворят о приближении опасного природного явления; быть в постоянной готовности принять экстренные меры по обеспечению личной безопасности и безопасности окружаю-щих.
В заключение урока необходимо подчеркнуть, что, по про-гнозам ученых, в ближайшие годы количество стихийных бед-ствий будет расти. В начале XXI в. в связи с общими тенденциями изменения климата отмечается потепление почти на всей территорий Рос-сии. Наиболее четко этот процесс прослеживается в азиатском секторе России, где повышается опасность засух и пожаров в лесных массивах. Увеличивается опасность учащения в зимнее время периодов с крайне низкой температурой (ниже -30 °С). Мероприятия, проводимые государством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, будут эффективными, если каждый человек владеет комплексом мероприятий по обеспечению личной безопасности в чрезвычайной ситуации. Контрольные вопросы
    С чем связано возникновение различных опасных чрезвычайных ситуаций природного характера? Можно ли с высокой точностью предвидеть возникнове ние опасных и чрезвычайных ситуаций природного характера Каким комплексом личных мероприятий для обеспечения безопасности необходимо владеть человеку, проживающему в местах, наиболее подверженных опасным природным явлениям? В каком регионе Российской Федерации произошли 90-е гг. два самых крупных землетрясения? В каких регионах нашей страны чаще всего происходят наводнения?
Домашнее задание Изучите § 2.2 учебника. Урок 6. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия Цель урока. Сформировать у учащихся более полное пред-ставление о факторах опасности техносферы для безопасности жизнедеятельности населения страны, обратив внимание на источники техногенных опасностей, основные причины их возникновения. Сформировать убеждение, что повышение уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности всего населения страны - это приоритетный путь повышения уровня безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства. Изучаемые вопросы
    Факторы опасности техносферы для безопасности жиз-недеятельности населения страны. Основные источники возникновения чрезвычайных си-туаций техногенного характера. Основные причины и последствия чрезвычайных ситуа-ций техногенного характера.
Изложение учебного материала 1. Напомнить учащимся, что с развитием техносферы воз-никли техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы. Причиной большинства тех-ногенных аварий и катастроф является человеческий фактор. Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационно, химически, биологически, взрыво- и пожароопасных произ-водств и технологий. В мире наблюдается устойчивая тенденция значительного роста числа техногенных чрезвычайных ситуаций: они состав-ляют примерно 75-80% от общего числа чрезвычайных ситуа-ций. Пожары, взрывы, транспортные аварии и катастрофы, вы-бросы в окружающую природную среду отравляющих веществ стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Аналогичная картина характерна и для России, что создает угрозу ее национальной безопасности.
    Повторить основные опасные объекты экономики, на которых аварии могут привести к возникновению чрезвычай-ной ситуации техногенного характера: радиационно опасные объекты, химически опасные объекты, взрыво- и пожаро-опасные объекты, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства. Подчеркнуть, что анализ опасностей техногенного ха-рактера и их причин, проведенный специалистами МЧС Рос-сии, позволяет сделать вывод, что основным источником тех-ногенных опасностей, как правило, является хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов.
Причины техногенных аварий и катастроф обусловлены:
    ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, оказывающих воздействие на окружающую природную среду; снижением надежности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью произ-водственных технологий; человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологии производства, трудовой дисциплины, низком уровне профессиональной подготовки.
Вот последствия такой деятельности. По данным МЧС России, в 2004 г. в стране произошла 951 чрезвычайная ситуация, в том числе 686 техногенного ха-рактера. В бедствиях и катастрофах погибли 2077 человек, серьезно пострадали свыше 22 тыс. человек. Большой ущерб стране наносят пожары. В 2004 г. их про-изошло около 188 тыс., погибли 13,9 тыс. человек. Причинен-ный материальный ущерб превышает 84 млрд рублей. Основ-ной причиной пожаров (более 80% случаев) стал человеческий фактор (50% - неосторожное обращение с огнем, 30% - неис-правность электрооборудования и печного отопления плюс к этому бытовое пьянство и поджоги). В заключение урока необходимо подвести обучаемых к вы воду, что общая культура в области безопасности жизнедея тельности в нашей стране не в полной мере соответствует уров ню высокоцивилизованного государства. Не случайно 14 декабря 2004 г. на Всероссийском сборе ру-ководящего состава МЧС России министр МЧС России С. К. Шойгу отметил, что одной из приоритетных задач работы министерства «...остается формирование „культуры безопасности" жизнедеятельности населения, подготовка всех его категорий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности». Контрольные вопросы
    Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды? К каким последствиям могут привести аварии в техно-сфере для безопасности жизнедеятельности человека? Каковы основные источники возникновения техноген ных опасностей? Каковы основные причины возникновения аварий и ка тастроф в техносфере? В чем заключается отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в техносфере?
Домашнее задание Изучите § 2.3 учебника. Урок 7. Военная угроза национальной безопасности России.
Международный терроризм - угроза национальной безопасности России
Цель урока. Познакомить учащихся с внешними, внутрен-ними и трансграничными угрозами национальной безопас-ности России в современном мире. Обоснованно показать учащимся возрастание роли Вооруженных сил России по обес-печению военной безопасности государства и укрепления Воо-руженных сил РФ. Познакомить учащихся с понятием террориз-ма как идеологией насилия и жестокости в отношении челове-ка. Обратить внимание на особенности террористической дея-тельности в России, показать влияние террористической деятельности на национальную безопасность России. Изучаемые вопросы
    Возрастание роли Вооруженных сил РФ для обеспече-ния национальной безопасности России в современном мире. Основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Основные трансграничные угрозы национальной безо-пасности России. Терроризм как идеология насилия. Особенности террористической деятельности в России. Международный терроризм - угроза национальной безо-пасности России.
Изложение учебного материала 1. Отметить, что в начале нового столетия обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира. В настоящее время Российские Вооруженные силы приобретают геополитическое значение. В связи с этим особое значение имеет организация обороны государства - Российской Федерации. Учащимся нужно дать определение обороны государства. Она организуется и осуще-ствляется в соответствии с Конституцией Российской Федера-ции и федеральными конституционными законами. В целях обороны в стране устанавливается воинская обязанность граж-дан и создаются Вооруженные силы Российской Федерации. Анализ существующих угроз национальной безопасности России с учетом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния, потребовал переоценки перспектив военного строительства в России с учетом роли и места нашей страны в современном мире. В этой связи в стране планово про-водятся мероприятия по укреплению и оснащению современ-ным вооружением Вооруженных сил Российской Федерации. 2. Познакомить учащихся с основными внешними и внут-ренними угрозами национальной безопасности России. К основным внешним угрозам относятся:
    развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзни-ков; территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств; наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федера-ции; вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных госу-дарств, а также на объекты и сооружения на государственной гра-нице РФ или на границах ее союзников; действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; дискриминация, подавление прав, свобод и законных инте-ресов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.
К основным внутренним угрозам относятся:
    создание, оснащение, подготовка и функционирование не-законных вооруженных формирований; незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; широкомасштабная деятельность организованной пре-ступности, угрожающая политической стабильности в масшта-бах субъектов Российской Федерации; деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.
3. Познакомить учащихся с основными трансграничными угрозами национальной безопасности России. К основным трансграничным угрозам относятся:
    создание, оснащение, обеспечение и подготовка на терри-ториях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России; деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремист-ских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан; трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угро-жающих национальной безопасности России, ведение враждеб-ных по отношению к РФ информационных действий; деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны; угроза деятельности международных террористических ор-ганизаций; в настоящее время произошло сращивание внутрен-него и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с применением компонентов оружия массового пора-жения.
В заключение урока сделать вывод, что Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности государства, а далее подчеркнуть, что Российская Федерация рассматривает возможность примене-ния военной силы для обеспечения своей национальной безо-пасности исходя из следующих принципов:
    применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отра-жения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными; применение военной силы внутри страны в строгом соот-ветствии с Конституцией и федеральными законами в случае
возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целост-ности страны, а также угрозы насильственного изменения кон-ституционного строя. 4. Довести до учащихся понятие терроризма по тексту Фе-дерального закона «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ). Далее подчеркнуть, что терроризм - это опаснейшее пре-ступление против человечества, крайняя форма проявления на-силия и жестокости в отношении людей или организаций, а также уничтожение имущества и других материальных ценно-стей, действия, создающие опасность гибели людей либо при-чинения значительного имущественного ущерба. Терроризм относится к числу общечеловеческих проблем и яв-ляется самой распространенной, фанатически жестокой, трудно-предсказуемой чрезвычайной ситуацией социального характера.

Тема 1: Объект, предмет, методология, теория и практика безопасности

1.Аксиомой науки о безопасности жизнедеятельности является выражение …

«Абсолютная безопасность человека в среде обитания недостижима»

Решение:

Аксиомой науки о безопасности жизнедеятельности является выражение «Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени». Они существуют везде и всегда при использовании любых технических систем, включая простейшие (нож, спички, молоток, дверь и т. д.).

2.Аксиомой науки о безопасности жизнедеятельности является выражение …

«Материальный мир потенциально безопасен»

«Техногенные опасности действуют только в пространстве»

«Техногенные опасности не оказывают негативного воздействия одновременно на все объекты защиты»

Решение:

Аксиомой науки о безопасности жизнедеятельности является выражение «Все элементы техносферы являются источниками техногенных опасностей». Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправностей в технических системах, при неправильном использовании технических систем, а также из-за ошибок обслуживающего персонала, наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию технических систем.

3.Принципом науки о безопасности жизнедеятельности является выражение …

«Человеческий организм всегда может подвергнуться внешнему воздействию со стороны какого-либо негативного фактора»

«Все элементы техносферы являются источниками техногенных опасностей»

«Техногенные опасности действуют в пространстве и во времени»

«Сокращение размеров рисков и опасных зон полезно»

Решение:

Принципом науки о безопасности жизнедеятельности является выражение «Человеческий организм всегда может подвергнуться внешнему воздействию со стороны какого-либо негативного фактора», или принцип существования внешних воздействий на человека. На человека постоянно воздействуют внешние, различные по уровням потоки веществ, энергий и информаций. Некоторые потоки способны причинять ущерб здоровью человека или угрожать гибелью.

Абсолютная безопасность человека в среде обитания недостижима» – это ______ науки о безопасности жизнедеятельности.

Концепция

Решение:

«Абсолютная безопасность человека в среде обитания недостижима» – это принцип науки о безопасности жизнедеятельности. Принцип отрицания абсолютной безопасности справедлив, поскольку на Земле всегда существуют естественные опасности, неизбежны антропогенные опасности и практически неустранимы полностью технические опасности. Опасности полностью устранить нельзя, их можно лишь минимизировать.

05.10.2013 8695 0

Цель урока. Систематизировать знания учащихся об опасных и чрезвычайных ситуациях, их влиянии на безопасность жизнедеятельности населения страны, о классификации чрез­вычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий. Сформировать понимание недостижимости абсолютной безопасности населения и возрастания роли каж­дого человека в обеспечении личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Изучаемые вопросы

1. Общие подходы по обеспечению жизнедеятельности че­ловека на Земле.

2. Ключевые понятия в области безопасности жизнедея­тельности.

3. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу их распространения и тяжести последствий.

Изложение учебного материала

1. Подчеркнуть, что в настоящее время, несмотря на все достижения цивилизации, количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера не умень­шается, а растет.

В последнее время в мире резко возросло отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций социального характера на безопасность жизнедеятельности человеческого общества. Речь идет прежде всего о войнах и военных конфликтах, междуна­родном терроризме и распространении наркомании.

Подчеркнуть, что человек на протяжении периода своего существования на Земле в первую очередь стремился расши­рить сферу своей жизнедеятельности и обеспечить свое благо­получие и очень мало заботился об обеспечении безопасности своей жизнедеятельности. Результаты такой безрассудной дея­тельности человека налицо: растет количество различных чрез­вычайных ситуаций, деградирует окружающая природная сре­да. Все это отрицательно влияет на здоровье человека и на его благополучное существование на Земле. Некоторые ученые от­мечают, что началось самоуничтожение человека в результате его неразумной деятельности.

Не случайно обеспечением безопасности жизнедеятельно­сти человечества в будущем вплотную начало заниматься ми­ровое сообщество. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН, на которой была принята Концепция устойчивого развития, являющаяся глобальной концепцией обеспечения безопасности человечества.

В Российской Федерации в 2000 г. была утверждена Кон­цепция национальной безопасности, которая определила систему взглядов на обеспечение безопасности личности, об­щества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах их жизнедеятельности.

Тогда же были определены ключевые понятия в области безопасности жизнедеятельности и специальная терминология, характеризующая степень опасности.конкретного события и его возможные последствия.

2. Довести до учащихся ключевые понятия в области
безопасности жизнедеятельности:
безопасность, жизненно
важные интересы, угроза безопасности, обеспечение безопас­ности, обеспечение безопасности жизнедеятельности, нацио­нальная безопасность Российской Федерации, опасность,опасное явление, опасная ситуация, экстремальная ситуация,авария, катастрофа, стихийные бедствия, чрезвычайная ситуа­ция.

Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обста­новка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедея­тельность человека и приводит к жертвам среди людей.

3. Подчеркнуть, что, согласно Положению о классифика­ции чрезвычайных ситуаций природного и техногенного харак­тера, чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распростра­нения и тяжести их последствий подразделяются на:

локальные;

местные;

территориальные;

региональные;

федеральные;

трансграничные.

Затем дать понятия и разъяснения перечисленных чрезвы­чайных ситуаций.

В заключение урока необходимо отметить, что абсолютная безопасность всего населения недостижима, так как с очень малой вероятностью, но все же возможны опасные явления природного, техногенного или социального характера, от которых не будет защиты

В этой связи возрастает роль индивидуума в обеспечении личной безопасности в различных чрезвычайных ситуациях. Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизнедеятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факторы риска от последствий чрезвы­чайных ситуаций.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются причины увеличения за последнее время количества различных чрезвычайных ситуаций, их мае штабов и отрицательных последствий для жизнедеятельности человека?

2. Какие ситуации относят к опасным и какие - к экстремальным?

3. Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям природного, техногенного и социального характера?

4. Как классифицируются чрезвычайные ситуации по мас­штабу их распространения и тяжести их последствий?

5. Почему недостижима абсолютная безопасность всего населения?

Домашнее задание

Изучите § 2.1 учебника.

Основным принципом существования и развития всего живого является принцип обязательности внешнего воздействия :

Живое тело развивается и существует лишь при наличии внешних воздействий на него.

Саморазвитие живого тела невозможно.

Базовыми принципами обеспечения безопасности в системе «человек – среда обитания» являются следующие.

Принцип «все воздействует на все»

Опасности не обладают избирательным свойством, при своем возникновении они негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду, реализуются в виде потоков энергии, вещества и информации, и существуют в пространстве и во времени.

Опасности, создаваемые деятельностью человека, имеют два важных для практики качества: они носят потенциальный характер (могут быть, но не приносить вреда) и имеют ограниченную зону воздействия (зона действия опасности).

Аксиома о потенциальной опасности

Любая деятельность потенциально опасна .

Эта аксиома имеет, по меньшей мере, два важных вывода, необходимых для формирования систем безопасности:

  • невозможно разработать (найти) абсолютно безопасный вид деятельности человека (например, рассматривая производственную деятельность человека, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс);
  • ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевых рисков не бывает).

Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в утверждении, что «жизнедеятельность человека потенциально опасна».

Это предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Принцип антропоцентризма

Человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования .

Реализация этого принципа означает приоритетную деятельность, направленную на сохранение здоровья и жизни человека при воздействии на него внешних причин. К ней относятся такие направления исследований, как идентификация опасностей и зон их действия, разработка и применение человекозащитных средств, контроль их состояния и т. п.

Прикладное значение по отношению к теории безопасности жизнедеятельности имеют практические разработки средств и методов защиты окружающей природной среды, достижения высокой надежности технических систем и т. п.

Они используются лишь при установлении для технических объектов таких показателей, как допустимые отходы, допустимый техногенный риск.

Принцип существования внешних воздействий на человека

Человеческий организм всегда может подвергнуться внешнему воздействию со стороны какого-либо негативного фактора .

На человека постоянно воздействуют внешние, различные по уровням потоки веществ, энергий и информации. Вполне вероятно, что некоторые потоки будут способны причинять человеку ущерб здоровью или угрожать гибелью.

Принцип возможности создания для человека безопасной среды обитания

Создание комфортной и травмобезопасной для человека среды обитания принципиально возможно и достижимо при соблюдении в ней предельно допустимых уровней воздействия на человека .

Реализация этого принципа возможна только на основании соблюдения нормативных требований по допустимым внешним воздействиям на человека.

Принцип выбора путей реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания

Безопасное взаимодействие человека со средой обитания достигается его адаптацией к опасностям, снижением их значимости и применением человеком защитных мер .

Все эти меры достижения безопасного взаимодействия человека со средой обитания могут быть использованы одновременно либо в каком-то сочетании. Например, практически всегда для достижения цели используют решения, направленные как на совершенствование источника опасности с целью достижения его негативного влияния, так и на применение комплекса защитных мер в зоне пребывания человека.

Принцип отрицания абсолютной безопасности

Абсолютная безопасность человека в среде обитания недостижима .

Этот принцип справедлив, поскольку, во-первых, на Земле всегда существуют естественные опасности, во-вторых, неизбежны антропогенные опасности и, в-третьих, практически неустранимы полностью и технические опасности.

Поскольку абсолютно безопасной техники не существует, любая техническая система обладает определенной надежностью и ее безопасность оценивается показателями технического риска. В работе большинства технических систем принимает участие оператор, обладающий способностью принимать иногда ошибочные решения. На любой технический объект всегда оказывается внешнее воздействие, способное в отдельных случаях нарушить его работу.

Поэтому техногенный риск полностью устранить нельзя, его можно лишь минимизировать. Антропогенные опасности также можно лишь минимизировать.

Принцип эволюции безопасности

Рост знаний человека, совершенствование техники и технологии, применение защиты, ослабление социальной напряженности в будущем неизбежно приведут к повышению защищенности человека от опасностей .

Позитивное движение общества к решению проблем удовлетворения потребностей человека реализуется в его безопасности. Этот путь многовариантен и основан прежде всего на росте культуры общества в вопросах безопасности жизнедеятельности человека.

Процесс воздействия опасностей в системе «человек-техносфера» основан на следующих постулатах.

Аксиома об одновременном воздействии опасностей

Потоки вещества, энергии и информации, генерируемые их источниками, не обладают избирательностью по отношению к объектам защиты и одновременно воздействуют на человека, природную среду и техносферу, находящихся в зоне их влияния .

Из этой аксиомы следует, например, что вибрация любого здания одновременно воздействует на людей, строительные материалы и конструкции, на коммуникации и устройства, находящиеся в нем. Здесь необходимо отметить, что результат воздействия вибрации одной интенсивности на все находящиеся в здании объекты может быть различным (опасным или неопасным) и полностью определяется способностью объекта защиты (человек, коммуникация и т. п.) к восприятию возникшей в этом здании вибрации.

Аксиома о совокупном воздействии опасностей

На любой объект защиты одновременно воздействуют все потоки, поступающие из вне в зону его пребывания

При оценке воздействия опасностей на объект защиты необходимо также учитывать, что любой объект воспринимает одновременно все потоки вещества, энергии и информации, поступающие в зону его пребывания.

Таким образом, для современного состояния системы «человек - техносфера» характерны два вида негативных ситуаций, связанных с воздействием опасностей на человека:

  • длительное воздействие постоянных или переменных опасностей ограниченной интенсивности в локальных, региональных и глобальных зонах (ситуации, связанные с длительным действием опасностей на производстве, в быту и в городе, а также действия глобальных опасностей (потепление климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, повышение радиоактивного фона атмосферы);
  • кратковременные воздействия импульсных опасностей высокой интенсивности в локальных, максимум — в региональных зонах (ситуации, связанные с техногенными авариями, катастрофами и стихийными бедствиями).


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: