Правила производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды. О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды

Статья 62. Общие требования к производственному контролю качества питьевой воды

1. Производственный контроль качества питьевой воды осуществляется лицами, эксплуатирующими системы питьевого водоснабжения, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с программами производственного контроля.

Производственный контроль должен обеспечиваться в местах расположения водозаборных сооружений, перед поступлением воды в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной водопроводной сети.

2. Количество и периодичность проб воды, отбираемых в местах расположения водозаборных сооружений для последующих лабораторных исследований, определяется с учетом требований, установленных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону.

3. Виды показателей качества и количество проб питьевой воды, отбираемых и исследуемых перед ее поступлением в распределительную сеть, определяются с учетом требований, установленных в Приложении 3 к настоящему Федеральному закону.

5. Усиленный режим контроля качества питьевой воды устанавливаться на период паводков или чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

6. Производственный контроль качества питьевой воды в распределительной водопроводной сети проводится по микробиологическим и органолептическим показателям с периодичностью, установленной в Приложении 4 к настоящему Федеральному закону. Отбор проб питьевой воды в распределительной водопроводной сети производится из уличных водоразборных устройств на наиболее возвышенных и тупиковых ее участках.

7. Периодичность контроля качества питьевой воды для нецентрализованных систем питьевого водоснабжения, домовых распределительных систем, автономных систем питьевого водоснабжения и систем питьевого водоснабжения на транспорте установлена в Приложении 4 к настоящему Федеральному закону.

8. Исследования отобранных проб питьевой воды осуществляется лабораториями, получившими в установленном законодательством порядке право на осуществление ϶ᴛᴏй деятельности. Материал опубликован на http://сайт

9. Стоит сказать, для проведения лабораторных исследований (измерений) качества питьевой воды должны использоваться только аттестованные методики.

Статья 63. Программы производственного контроля качества питьевой воды

1. Лица, эксплуатирующие системы питьевого водоснабжения, обязаны разрабатывать программы производственного контроля качества питьевой воды.

2. Стоит сказать, для системы питьевого водоснабжения, имеющей несколько источников питьевого водоснабжения, программы производственного контроля качества питьевой воды разрабатываются для каждого водозаборного сооружения с учетом его особенностей.

Для водозаборных сооружений подземных источников питьевого водоснабжения, объединенных общей зоной санитарной охраны и эксплуатирующих один водоносный горизонт, с учетом гидрогеологического обоснования может составляться одна программа контроля.

3. Программы производственного контроля качества питьевой воды должны содержать:

перечень контролируемых показателей качества питьевой воды и их нормативы, установленные настоящим Федеральным законом, включая:

органолептические;

радиологические;

обобщенные;

остаточные количества реагентов;

химические вещества, выбранные для постоянного контроля;

методики определения контролируемых показателей;

план пунктов отбора проб питьевой воды в местах водозаборных сооружений, перед подачей питьевой воды в распределительную сеть системы питьевого водоснабжения (в резервуаре питьевой воды) и в пунктах водозабора наружной водопроводной сети, домовых распределительных системах и из кранов домовой распределительной сети;

количество контролируемых проб питьевой воды и периодичность их отбора для лабораторных исследований (испытаний), перечень показателей, определяемых в исследуемых пробах питьевой воды;

календарные графики отбора проб питьевой воды и проведения их исследования (испытания)

4. Число исследуемых проб питьевой воды и периодичность их отбора определяются для каждой системы питьевого водоснабжения индивидуально с учетом требований органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

5. В программе производственного контроля качества питьевой воды должно быть предусмотрено проведение ежемесячного анализа результатов контроля качества питьевой воды и определен порядок передачи информации о результатах контроля органам государственного санитарно-эпидемиологического надзора и органам местного самоуправления.

6. Программа производственного контроля качества питьевой воды представляется для согласования и утверждения в органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Программа контроля утверждается на срок не более 5 лет. Изменения и дополнения в программу контроля вносятся по согласованию с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Статья 64. Порядок организации работ по выбору показателей химического состава питьевой воды

1. Выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы питьевого водоснабжения на основании результатов оценки химического состава воды источников питьевого водоснабжения, а также технологии подготовки питьевой воды в системе питьевого водоснабжения.

2. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится лицами, осуществляющими эксплуатацию систем питьевого водоснабжения, по согласованию с органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора в два этапа.

3. На первом этапе органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора совместно с лицами, эксплуатирующими системы питьевого водоснабжения, анализируются сведения за период не менее трех последних лет:

государственной статистической отчетности субъектов хозяйственной деятельности, а также иные официальные данные о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники питьевого водоснабжения выше места водозаборных сооружений в пределах их водосборной территории;

государственного мониторинга поверхностных и подземных вод;

локального мониторинга и производственного контроля за качеством воды в источниках питьевого водоснабжения и в системах питьевого водоснабжения;

органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, полученные по результатам санитарных обследований организаций, являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, а также по результатам исследований качества вод в местах водопользования населения и в системах питьевого водоснабжения;

специально уполномоченных органов исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и сельскохозяйственных товаропроизводителей о видах и объемах пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника)

4. На основании анализа указанных сведений составляется перечень веществ, характеризующих химический состав воды конкретного источника питьевого водоснабжения и делаются выводы об их ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии показателям качества воды источников питьевого водоснабжения, установленным в Приложении 5 к настоящему Федеральному закону.

5. На втором этапе лица, осуществляющие эксплуатацию системы питьевого водоснабжения, проводят расширенные лабораторные исследования воды по составленному перечню химических веществ.

5. Стоит сказать, для системы питьевого водоснабжения, в кᴏᴛᴏᴩой могут быть использованы реагентные методы подготовки питьевой воды, при проведении расширенных исследований перед подачей питьевой воды в распределительную сеть дополнительно включают показатели, указанные в приложении № 1 к настоящему Федеральному Закону.

6. Расширенные лабораторные исследования воды проводятся в течение одного года в местах водозаборных сооружений системы питьевого водоснабжения, а при наличии подготовки питьевой воды или смешения воды различных водозаборов - также перед подачей питьевой воды в распределительную сеть.

7. Минимальное количество исследуемых проб воды в зависимости от типа источника водоснабжения, позволяющее обеспечить равномерность получения информации о качестве питьевой воды в течение года, принимается:

для подземных источников - 4 пробы в год, отбираемых в каждый сезон;

для поверхностных источников - 12 проб в год, отбираемых ежемесячно.

8. При необходимости получения более полной и достоверной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ, количество исследуемых проб воды и их периодичность должны быть увеличены. При проведении расширенных исследований должны применяться современные универсальные физико-химические методы исследования водных сред.

9. Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора анализируют результаты расширенных исследований химического состава воды по каждой системе питьевого водоснабжения с учетом оценки санитарно-гигиенических условий питьевого водоснабжения населения и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории поселения и определяют потенциальную опасность влияния присутствующих в воде химических веществ на здоровье населения.

10. На основании проведенной оценки органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора разрабатывают и утверждают предложения по перечню контролируемых показателей, количеству и периодичности отбора проб питьевой воды для постоянного контроля.

Статья 65. Требованию к производственному контролю за состоянием и содержанием водоводов и водопроводной сети систем централизованного питьевого водоснабжения

1. Производственный контроль за состоянием и содержанием водоводов и водопроводной сети систем централизованного водоснабжения осуществляется путем осмотра трубопроводов и проверки работы сооружений и оборудования водоводов и водопроводной сети. На основании результатов осмотров и проверки, оценки надежности оборудования водоводов и водопроводной сети организации, эксплуатирующие системы централизованного водоснабжения, разрабатывают и выполняют мероприятия по техническому содержанию водоводов и водопроводной сети, проведению их планово - предупредительных ремонтов.

2.
Стоит отметить, что осмотр и проверка каждой трассы линии водоводов и водопроводной сети систем централизованного водоснабжения должны проводиться не реже одного раза в два месяца.

При проведении осмотра и проверки водоводов и водопроводной сети систем централизованного водоснабжения выбудут:

техническое состояние колодцев, наличие на них крышек и плотность их прилегания к колодцу, целостность люков, крышек, горловин, скоб, лестниц, наличие в колодце воды или ее утечек путем открывания крышек колодца с очисткой крышек от мусора (снега, льда);

присутствие газов в колодцах по показаниям приборов;

завалы на трассе водопроводной сети в местах расположения колодцев, разрытия на трассе водопроводной сети, а также неразрешенные работы по устройству присоединений к водопроводной сети;

действие уличных водоразборов;

состояние координатных табличек и указателей гидрантов.

3. Общее профилактическое обслуживание сооружений и устройств водоводов и водопроводной сети должно проводиться два раза в год. При ϶ᴛᴏм должны выполняться следующие работы:

в колодцах и камерах производится очистка и откачка воды, удаление льда, профилактическое обслуживание раструбных и фланцевых соединений, разгонка шпинделей задвижек, проверка действия байпасов, регулировка электропривода, осмотр вантузов и других устройств, проверка работы пожарных гидрантов с установкой на них стендера, а также, в случае необходимости, замена скоб, ремонт лестниц, смена крышек;

на дюкерах проводится проверка на утечку;

в проходных каналах и переходах (штольнях) под транспортными путями проводятся проверка на загазованность, осмотр каналов, переходов и находящихся в них устройств;

на уличных водоразборах производится проверка состояния колодца, отмостки и водоразбора, регулировка и проведение ремонтных работ с заменой износившихся деталей.

4. При дополнительном профилактическом обслуживании осуществляются замена устаревших типов и конструкций арматуры, мероприятия по предотвращению загрязнения питьевой воды в процессе ее транспортировки по водопроводной сети, меры по предохранению устройств и оборудования водопроводной сети от замерзания и иные мероприятия.

5. Проверка водопроводной сети на водоотдачу осуществляется организацией, эксплуатирующей систему централизованного питьевого водоснабжения, совместно с органами государственной противопожарной службы. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с результатом такой проверки определяется перечень закрытых задвижек (затворов), установленных на связках между линиями и на обводных линиях регуляторов давления при безопасном техническом состоянии системы, при различных аварийных ситуациях, а также при подаче питьевой воды на нужды пожаротушения.

Статья 66. Требования к производственному контролю качества бутылированной питьевой воды

1. Лица, осуществляющие производство бутылированной питьевой воды, обязаны обеспечивать постоянный производственный контроль ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия ее качества нормативам, установленным Приложением 7 к настоящему Федеральному закону, и заявленной категории качества.

2. Производственный контроль соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом, осуществляется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с программами производственного контроля качества бутылированной питьевой воды, согласованными с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

3. Объектами производственного контроля будут:

вода, забираемая из источника питьевого водоснабжения;

вода на этапах ее подготовки;

питьевая вода перед расфасовкой;

емкости для расфасовки воды и укупорочные средства;

готовая для реализации продукция.

Перечень контролируемых показателей, периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются в зависимости от санитарной надежности источника питьевого водоснабжения, используемой технологии подготовки, качества готовой продукции и согласовываются с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

4. Органолептический и микробиологический контроль качества бутылированной питьевой воды должен проводиться в каждой партии, независимо от источника получения воды и способа ее подготовки.

5. В случае выявлении неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия качества бутылированной питьевой воды установленным нормативам лицо, осуществляющее производство бутылированной питьевой воды, обязано принять следующие меры:

Приостановить либо прекратить производство бутылированной воды;

Прекратить реализацию бутылированной воды, не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей установленным нормативам и представляющей опасность для здоровья человека;

Информировать органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора о принятых мерах по устранению выявленных нарушений качества бутылированной питьевой воды.

Наша компания разработает для Вас в сжатые сроки Программу производственного контроля качества питьевой воды в соответствии с требованиями:

  • ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • Правилами установления контролируемых показателей качества питьевой воды и составления рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды;
  • Методических рекомендаций по обеспечению выполнения требований санитарных правил и норм.

Рабочая программа составляется индивидуально для каждого пользователя недрами, который осуществляет добычу подземных вод для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения. Рабочая программа контроля качества питьевой воды представляется на согласование в территориальный отдел государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Вашем городе или районе (по состоянию на 1 января 2016 года такие функции осуществляют территориальные отделы управления (ТОУ) Роспотребнадзора). Наши специалисты готовы взять на себя не только разработку рабочей программы производственного контроля качества, но и ее сопровождение при согласовании.

Программа производственного контроля служит для целей:

  • Обеспечения безопасности питьевой воды в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредности воды по химическому составу и благоприятности органолептических свойств воды (вкус, запах, мутность) для человека.
  • Соблюдения соответствия показателей нормативным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
  • Предотвращения загрязнения подземных вод.

Реализация рабочей программы позволяет:

  • Дать оценку состоянию подземных вод и контролировать соответствие показателей нормативным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
  • Постоянно контролировать состав воды , который может изменяться в силу природных причин или вследствие влияния человеческой деятельности.
  • Со временем оптимизировать перечень показателей (обобщенных, химических, радиологических и бактериологических) и периодичность отбора, что немаловажно для экономии бюджета предприятия.

Наличие и выполнение условий собственной Программы производственного контроля качества питьевой воды , а также соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1074-01 убережет пользователя недрами от штрафных санкций со стороны контролирующих органов .

Результатом реализации рабочей программы являются сведения о качестве питьевой воды.

Контроль качества питьевой воды должен выполняться параллельно с контролем количества подземной воды в водоносных пластах (горизонтах). С целью реализации такого контроля разрабатывается программа мониторинга подземных вод. Составлению таких программ посвящена отдельная статья на нашем сайте.

Основные разделы рабочей программы контроля качества питьевых вод:

  • Характеристика хозяйственной деятельности пользователя недрами и водозаборного узла (далее ВЗУ), в т.ч. водозаборных скважин.
  • Данные о нормативах контролируемых показателей (см. Табл.1.).
  • Перечень показателей и периодичность отбора , которые должны быть определены с учетом санитарных требований: микробиологические показатели, органолептические показатели, обобщенные показатели, неорганические и органические вещества (природного и техногенного происхождения), показатели радиационной безопасности.
  • Карта-схема точек отбора проб воды.
  • Необходимый план по улучшению качества питьевых подземных вод (строительство или модернизация системы водоподготовки ).
  • Описание и анализ фоновых значений химических показателей водоносных горизонтов, характерных для данного ВЗУ и близлежащих окрестностей.
  • Список нормативных документов и методика определений показателей.

Грамотно составленная рабочая программа учитывает индивидуальные особенности хозяйственной деятельности недропользователя, информацию о химическом состоянии воды до и после прохождения водоподготовки (при ее наличии). Все это предопределяет перечень контролируемых показателей.

Программа утверждается на срок не более 5 лет. При этом в течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с ТОУ Роспотребнадзора.

Особенно важна реализация контроля качества питьевой воды при ее использовании для хозяйственно-питьевых нужд населения , а также в районах с развитой промышленностью, сельским хозяйством, вблизи свалок твердых бытовых отходов и на других территориях со сложной экологической обстановкой.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды


В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

2. Установить, что программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утвержденные до вступления в силу настоящего постановления, применяются до окончания срока их действия.

3. Реализация полномочий, предусмотренных Правилами, утвержденными настоящим постановлением, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных этим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 января 2015 года N 10

1. Настоящие Правила устанавливают порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями (далее соответственно - качество воды, организация, осуществляющая водоснабжение, производственный контроль).

Гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, соответствуют значениям, определенным законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3. Производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в том числе ее температуры, при централизованном водоснабжении и включает в себя:

а) отбор проб воды;

б) проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям;

в) контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

4. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

5. Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - территориальный орган).

Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.

6. Программа производственного контроля включает в себя:

а) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

б) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение, и абонентов;

в) указание частоты отбора проб воды.

7. Программа производственного контроля должна предусматривать проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц, а также информирование территориального органа о выявленном по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям.

8. В программе производственного контроля в отношении каждого показателя, по которому осуществляется контроль, указывается методика определения значения показателя и допустимая ошибка метода определения.

9. Территориальный орган вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и увеличить частоту отбора проб воды при наличии:

а) несоответствия качества воды требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявленного по результатам расширенных исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля;

б) изменения состава воды в источнике питьевого водоснабжения, обусловленного спецификой отводимых сточных вод, а также других региональных особенностей;

в) повышения в регионе заболеваемости инфекционной и неинфекционной этиологии, связанной с потреблением воды человеком;

г) изменения технологии водоподготовки питьевой воды и приготовления горячей воды.

10. Программа производственного контроля в течение срока ее реализации может корректироваться по согласованию с территориальным органом в части изменения по эпидемиологическим показаниям перечня показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и изменения частоты отбора проб воды.

Правопреемники организаций, осуществляющих водоснабжение, вправе осуществлять производственный контроль в соответствии с программой производственного контроля этой организации.

11. Для организаций, осуществляющих водоснабжение, имеющих несколько водозаборных сооружений, в том числе связанных с использованием подземных водных объектов, объединенных общей зоной санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и эксплуатирующих 1 водоносный горизонт, программа производственного контроля должна предусматривать отдельные разделы для каждого водозаборного сооружения с учетом его особенностей.

12. Программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган по месту ее нахождения (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее представления).

Территориальный орган рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения, принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организацию, осуществляющую водоснабжение (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

13. Основанием для принятия решения об отказе в согласовании программы производственного контроля является:

а) программа производственного контроля не соответствует всем требованиям, указанным в пункте 6 настоящих Правил;

б) предусмотренные программой производственного контроля показатели, по которым осуществляется контроль, места отбора проб воды и частота отбора проб воды не отвечают требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

14. В уведомлении территориального органа о принятии решения об отказе в согласовании программы производственного контроля должны быть указаны основания, по которым принято такое решение, в том числе конкретные данные, содержащиеся в программе производственного контроля, не соответствующие требованиям настоящих Правил.

В случае отказа в согласовании программы производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение, дорабатывает программу производственного контроля и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представляет программу производственного контроля на повторное согласование в территориальный орган (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее получения территориальным органом).

15. Рассмотрение и согласование доработанной программы производственного контроля осуществляется территориальным органом в течение 7 рабочих дней со дня ее получения с направлением организации, осуществляющей водоснабжение, соответствующего уведомления (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

16. Согласованная территориальным органом программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.

17. Отбор проб воды осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании договора с этой организацией.

18. Отбор проб воды осуществляется в местах отбора воды:

а) из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) после водоподготовки и приготовления горячей воды перед поступлением воды в распределительную сеть;

в) в распределительной сети.

19. Проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

20. Организация, осуществляющая водоснабжение, указывает данные, полученные по результатам лабораторных исследований и испытаний, проведенных в рамках производственного контроля, в журнале контроля качества воды, который ведется в бумажной форме или в электронном виде.

21. Оформленные результаты лабораторных исследований и испытаний являются документальным подтверждением соответствия либо несоответствия качества воды нормативным требованиям, предъявляемым к качеству воды законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

22. Организация, осуществляющая водоснабжение, в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, направляет территориальному органу выписку из журнала контроля качества воды (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения выписки территориальным органом).

23. Организация, осуществляющая водоснабжение, обеспечивает:

а) для территориального органа - беспрепятственный доступ к журналу контроля качества воды;

б) для органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления - предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса;

в) для иных лиц - предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 08.01.2015,
N 0001201501080013

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды


Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Планом основных организационных мероприятий Роспотребнадзора на 2015 год, а также по результатам коллегии о санитарно-эпидемиологическом состоянии водоснабжения в Российской Федерации по итогам реализации Федерального закона от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении" и совещания специалистов по коммунальной гигиене направляет для использования в работе информацию о порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды" .

Программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее - ППК), утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 , применяются до окончания срока их действия.

Места отбора проб воды и перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, должны соответствовать местам отбора проб воды и перечню показателей, по которым территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

При оценке результатов лабораторных исследований питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, следует иметь в виду, что питьевая вода считается соответствующей установленным гигиеническим нормативам в случае, если уровни показателей не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

В случае, если по результатам производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды, средние уровни показателей проб питьевой воды, горячей воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - Территориальный отдел), обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

I. Выбор показателей производственного контроля химического состава питьевой воды, горячей воды

1. Выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании оценки результатов расширенных исследований химического состава воды централизованных источников питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также технологии производства питьевой воды, горячей воды в системе водоснабжения.

2. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с территориальным управлением (ТУ) Роспотребнадзора в два этапа.

2.1. На первом этапе организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, проводит ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения за период не менее трех последних лет по следующим материалам:

- государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории (для поверхностных источников водоснабжения);

- органов охраны природы, гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;

- данных территориального отдела по результатам санитарных обследований предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность и являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод во втором третьем поясах ЗСО, а также по результатам исследований качества воды в местах водопользования населения;

- органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника).

На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих техногенное загрязнение воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии с действующими санитарными правилами.

Перечень выбранных показателей, а также проведенный ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, оценивается территориальным отделом.

2.2. На втором этапе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, организуют проведение расширенных лабораторных исследований воды перед подачей в разводящую сеть централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения по составленному перечню химических веществ, характеризующих техногенное загрязнение, исходя из степени санитарно-эпидемиологической опасности:

- по показателям, превышающим 0,5 ПДК по максимальным значениям в результате проведенного ретроспективного анализа;

- по показателям, приведенным в действующих Санитарных правилах СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" .

2.2.1. При необходимости получения более представительной и достоверной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ количество исследуемых проб воды и их периодичность могут быть увеличены в соответствии с поставленными задачами оценки качества воды источника водоснабжения.

2.2.2. Для системы водоснабжения, использующей реагентные методы обработки воды, при проведении расширенных исследований перед подачей воды в распределительную сеть дополнительно включают показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе водоподготовки согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п., на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при водоподготовке).

2.2.3. При проведении расширенных исследований рекомендуется применение современных универсальных физико-химических методов исследования водных сред, позволяющих получить максимально полную информацию о химическом составе воды.

2.2.4. Для систем горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

- на входе в систему горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п.2.2 настоящих рекомендаций;

- после водонагревателей и перед поступлением в сеть горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п.2.2, а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе подогрева воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при нагревании воды).

2.3. Для систем наружной разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

- на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п.2.2 настоящего Приложения;

- в точках разводящей сети: перечень показателей, установленный п.2.2, а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.4. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

- на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения;

- в точках внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудования и реагенты, применяемые при транспортировке).

2.5. Для систем наружной разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

- на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п.2.2 настоящего Приложения, и перечень показателей, установленный после водонагревания;

- в точках разводящей сети централизованного холодного водоснабжения: перечень показателей, установленный п.2.2, а также иные показатели, влияющие на качество горячей воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.6. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

- на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения;

- в точках внутридомовой разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.7. Кратность проведения лабораторных исследований расширенного перечня показателей составляет не менее 1 раза в месяц (для поверхностных водоисточников) и 4 раза в год (для подземных водоисточников).

2.8. Территориальные отделы проводят санитарно-эпидемиологическую оценку результатов расширенных исследований химического состава воды по каждой системе водоснабжения и с учетом оценки санитарных условий питьевого водопользования населения и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города, иного поселения, муниципального района.

2.9. Территориальный отдел на основании проведенной оценки разрабатывает предложения по перечню контролируемых показателей химического состава воды, подлежащих постоянному производственному контролю и направляет их в адрес организации, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения.

II. Составление рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывают рабочую Программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

2. Для системы водоснабжения, имеющей несколько водозаборов, программа составляется для каждого водозабора с учетом его особенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны, может составляться одна программа.

3. Программа производственного контроля должна содержать:

- перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

- указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение абонентов;

- указание частоты отбора проб воды;

- указание, в отношении каждого показателя, методики определения значения показателя и допустимая ошибка метода определения;

- порядок информирования территориального отдела о выявленных по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствиях качества воды установленным требованиям.

3.1. Территориальный отдел рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения и принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организации, осуществляющие водоснабжение.

3.2. В уведомлении территориального отдела о принятии решения об отказе в согласовании программы производственного контроля должны быть указаны основания, по которым принято такое решение, в том числе конкретные данные, содержащиеся в программе производственного контроля, не соответствующие требованиям настоящих Правил.

В случае отказа в согласовании программы производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение, дорабатывает программу производственного контроля и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представляет программу производственного контроля на повторное согласование в территориальный орган (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее получения территориальным органом).

3.3. Рассмотрение и согласование доработанной программы производственного контроля осуществляется территориальным органом в течение 7 рабочих дней со дня ее получения с направлением организации, осуществляющей водоснабжение, соответствующего уведомления (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

3.4. Согласованная территориальным отделом программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.

3.5. Рабочая программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с Территориальным отделом.

Руководитель
А.Ю.Попова



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Статья 25. Производственный контроль качества питьевой воды, качества горячей воды

1. Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

2. Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

3. Гарантирующие организации вправе осуществлять производственный контроль качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями.

4. Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

5. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

6. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды включает в себя:

1) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

2) указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, и абонентов;

3) указание частоты отбора проб воды.

7. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

8. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе расширить перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, и увеличить частоту отбора проб воды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при наличии:

1) несоответствия качества питьевой воды, горячей воды требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выявленного по результатам расширенных исследований в процессе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля;

2) изменения состава воды в источнике питьевого водоснабжения, обусловленного спецификой отводимых сточных вод, а также других региональных особенностей;

3) повышения в регионе заболеваемости инфекционной и неинфекционной этиологии, связанной с потреблением воды человеком;

4) изменения технологии водоподготовки питьевой воды и приготовления горячей воды.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: