Виды инкорпорации нормативно-правовых актов. Инкорпорация и правила ее проведения

Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации -- инкорпорацию, консолидацию, кодификацию, некоторые авторы выделяют ещё один вид систематизации - учёт.

Учет

Учет - это сбор государственными органами, юридическими и физическими лицами необходимых для их деятельности НПА и поддержание их в контрольном состоянии, а также обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах.

Круг актов подлежащих учету в каждом конкретном случае определяется практическими, информационными потребностями. Взятые на учет акты поддерживаются в контрольном состоянии, это означает, что в них вносятся сведения о всех последующих официальных изменениях и дополнениях.

Виды учета НПА:

  • 1. ручной
  • 2. полумеханизированный
  • 3. механизированный
  • 4. автоматизированный

Процесс создания системы с ручным поиском включает в себя следующие этапы:

  • 1. Выявление круга вопросов по которым должен осуществляться поиск и выдача необходимой правовой информации
  • 2. Анализ поступивших на учет нормативных актов с целью выявления в них тематических вопросов предусмотренных предметом регулирования, либо отраслью права
  • 3. Фиксация, выявление в актах тематических вопросов (журнал или карточки).

Инкорпорация

Инкорпорация - это вид систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке -- алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.№

Для инкорпорации характерны следующие черты:

  • 1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;
  • 2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации, и частные лица;
  • 3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации;
  • 4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;
  • 5) внешняя обработка заключается в том, что:
    • а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;
    • б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;
    • в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт.

Особой разновидностью собрания законодательства является свод законов, который представляет собой:

  • а) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов власти (законодательной и исполнительной);
  • б) источник официального опубликования;
  • в) собрание всего действующего законодательства (в указанном в п. «а» смысле) без какого-либо исключения.

Особенность инкорпорации как формы систематизации в том, что при создании инкорпорированных сборников, нормативные правовые акты могут подвергаться только поверхностной обработке, содержание их изменяться не может. Вместе с тем, допускается публикация в извлечениях, или если в текст нормативного правового акта внесена поправка отдельным актом, то в публикуемый текст можно включить эту поправку, указав в ссылке на ее официальный источник.

Вместе с тем форма изложения содержания нормативных актов иногда претерпевает определенные, иногда довольно существенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции. Обычно в сборниках действующих нормативных актов их тексты помещаются с учетом последующих изменений и дополнений. Кроме того, в процессе инкорпорации из текста помещаемых в сборник актов удаляются главы статьи (пункты), отдельные абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу потерявшие. Кроме того, в такой сборник включаются все последующие изменения и дополнения с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены такие коррективы. Из текста нормативных актов исключаются также различного рода оперативные поручения и иные ненормативные предписания, временные нормы, срок действия которых истек, сведения о лицах, подписавших соответствующий акт.

Нельзя не исключить из нее пункты, имевшие временные действия или потерявшие силу вследствие иных причин, и т.д.

Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Официальная инкорпорация - утверждение собраний нормативных актов органами их издавшими (например, собрание законов, издаваемые парламентами). Официальные инкорпорации - это упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно - правовых актов. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно - правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т. е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрании нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Официальное Собрание законодательства имеет приоритет перед ранее изданными публикациями нормативных актов, поскольку оно включает в себя акты в их действующей редакции. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 80-х гг. Свод законов РСФСР. Подготовка официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части, в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.

Официозная инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х гг., “Бюллетень нормативных актов” министерств и ведомств Российской Федерации, издаваемый Министерством юстиции Российской Федерации.

Неофициальная инкорпорация - производимая любыми лицами или организациями без специальных полномочий (например, издание нормативных актов университетами в учебных целях), то есть неофициальная инкорпорация - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Собрание законодательства, предоставляемых правотворческим органом, и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация.

По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические.

Хронологическая инкорпорация - это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно - правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно - правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематических собраниях в начале каждого раздела и других подразделений помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные, самые принципиальные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, конкретизирующие и детализирующие основные нормы.

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.

Очевидно, что систематические собрания более удачны для эффективной выдачи информации для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания. В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания. Однако очень часто систематизация законодательства начинается именно с подготовки хронологических собраний, как предварительного этапа систематизации, после чего значительно легче располагать нормативные акты в систематических собраниях по тематическому принципу.

Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

Инкорпорация преследует, прежде всего, цель обеспечить пользование законодательством.

Инкорпорация

Инкорпорация представляет собой объединение в сборники или собрания действующих нормативно-правовых актов в определенном порядке без изменения содержания. Является более простым и распространённым видом систематизации правовых актов.

Инкорпорация может охватывать всё законодательство по данному предмету регулирования - тогда она называется генеральной, а может относиться лишь к его части, и тогда это будет частная инкорпорация. Гранат Л.Н.. «Общая теория права и государства» Учебник для вузов Изд. 3-е перераб и доп./ Под ред. проф. Лазарева В.В.: Москва, Юристъ, 2000. с198

В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства. Это означает, что:

1. При внешней обработке нормативно-правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

Инкорпорацию производит систематизирующий орган (например, министерство юстиции), не имеющий полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган.

Официальная и неофициальная инкорпорация

Официальная инкорпорация -- это упорядочение правовых норм путем издания компетентными органами сборников действующих нормативно-правовых актов. Издаваемые этими органами сборники законодательства имеют официальный характер. Хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде.

Отличие официальной инкорпорации от кодификации выражается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направлена на существенное развитие системы права, изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет. Не изменяя содержания правового регулирования, она призвана привести в строгую систему те нормативно-правовые акты, которые уже созданы в процессе кодификации правотворческими органами.

Различают два вида официальной инкорпорации: хронологическую и предметную (систематическую).

Хронологическая инкорпорация -- это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно-правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях (например, в «Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации», бюллетенях нормативно-правовых актов ведомственных или местных органов государственной власти). При хронологической инкорпорации. Каждый нормативный акт имеет порядковый номер, указывается его наименование, год, месяц и день издания, а также номер статьи. Это в значительной мере облегчает поиск необходимого нормативно-правового акта, возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм.

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно-правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования (государственному строительству, финансам, народному образованию, обороне страны, общественным организациям, уголовной ответственности и т. д.). Пользуясь предметной инкорпорацией, государственные органы, должностные лица и граждане могут быстро и оперативно использовать интересующие их нормы права.

Неофициальная инкорпорация -- это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными и практиками) без специальных на то полномочий правотворческих органов. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. Курс лекций. / Под ред. Малько А.В. и Матузов Н.И. - М.: 2003.

Она не является формой опубликования нормативных актов. Практическое значение неофициальной инкорпорации - справочно-информационное. Неофициальная инкорпорация обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно-правовом материале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов, работников правоохранительных органов. Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

ИНКОРПОРАЦИЯ ИНКОРПОРАЦИЯ (лат. incorporatio) - способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке (напр., по отраслям права). В отличие от кодификации не преследует цели обновить содержание правовых актов. Однако И. дает возможность-внести в первоначальный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованности, противоречия и т. п. Различают И. официальную и неофициальную. В текстах международных договоров термин "И." иногда обозначает включение одного государства в состав другого на основе соглашения.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ИНКОРПОРАЦИЯ" в других словарях:

    Включение меньших объектов в состав большего Инкорпорация (бизнес) процесс создания корпорации Инкорпорация (право) вид систематизации нормативных актов Инкорпорация (Билль о правах) правовой термин американского Билля о правах Инкорпорация… … Википедия

    - (ново лат., от in в, и corpus тело). 1) присоединение к государству страны, бывшей самостоятельною. 2) в фармации смешение сухих и жидких веществ в одну массу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    инкорпорация - и, ж. incorporation f. , лат. icorporatio. 1. Включение, присоединение. Сл. 18. В привилегии инкорпорации провинции Прусской в Польше. Ек. II Бум. 282. // Сл. 18. Существует и другая действующая причина в пользу предложения инкорпорации членов… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Инкорпорация - (от лат. incorpore) вид (форма) систематизации нормативных правовых актов, который не имеет правотворческого характера и состоит в объединении их по определенному основанию (критерию) в единые сборники. Инкорпорация представляет собой внешнее… … Элементарные начала общей теории права

    ИНКОРПОРАЦИЯ, инкорпорации, жен. (лат. incorporatio) (книжн.). 1. Включение, внедрение в состав чего нибудь (научн.). 2. Присоединение к государству новой территории, представлявшей ранее независимое государство (полит.). 3. Сведение в одно целое … Толковый словарь Ушакова

    Добавление, дополнение, прибавка, прибавок; включение, систематизация, инкорпорирование, присоединение Словарь русских синонимов. инкорпорация сущ., кол во синонимов: 6 включение (33) … Словарь синонимов

    Англ. incorporation А. Включение, присоединение других организаций. Б. В США предоставление фирме статуса юридического лица, корпорации. В. Систематизация законов государства, расположение их в определенном порядке в процессе публикации. Словарь… … Словарь бизнес-терминов

    - (от позднелат. incorporatio включение в свой состав) объединение в одно синтактико морфологическое целое (слово предложение) двух и более основ, автономных по своему лексическому значению. Отношения между этими основами соответствуют отношениям … Большой Энциклопедический словарь

    - (от лат. incorporatio присоединение) 1) включение в свой состав, присоединение других организаций; 2) предоставление в соответствии с законом группе лиц статуса юридического лица, корпорации; 3) систематизация законов государства, расположение их … Экономический словарь

    инкорпорация - Включение тест молекул в природные макромолекулы например, И. 5 бромдезоксиуридина в ДНК при тестировании сестринских хроматидных обменов, И. предшественников, меченных радиоактивными изотопами, и т.п. [Арефьев В.А., Лисовенко Л.А. Англо русский… … Справочник технического переводчика

Книги

  • , Нехаева И.Н.. Настоящая монография посвящена методологическим проблемам наук об искусстве - Kunstwissenschaften. Предлагается оригинальное решение возникшего в основаниях современногоискусствознания…
  • Философские этюды об искусстве , И. Н. Нехаева. Настоящая монография посвящена методологическим проблемам наук об искусстве --- Kunstwissenschaften. Предлагается оригинальное решение возникшего в основаниях современного искусствознания…

Деление инкорпорации на виды производится по различным основаниям (см. рис. 28.3).

В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства различают инкорпорацию официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Официальная инкорпорация осуществляется от имени и но поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т.е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрание нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 1980-х гг. Свод законов РСФСР.

Формирование официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе их составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически недействующие,

Рис. 28.3.

противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части; в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, ликвидирующих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.

Официозная (полуофициальная) инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (в частности, Министерством юстиции). Причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник), и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 1960-х гг.

Неофициальная инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными либо частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е. теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и занимаются данной деятельностью по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т.д.). Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация.

По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические. В хронологических собраниях нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания. В хронологическом порядке публикуются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях (например, в "Собрании законодательства Российской Федерации", газетах "Парламентская газета", "Российская газета", "Российские вести", бюллетенях нормативных актов ведомственных или муниципальных органов и др.). В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.).

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты приводятся в хронологическом порядке.

Систематические собрания удобны и эффективны для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания.

В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания.

Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По данному признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты конкретного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, отрасли законодательства, правовому институту и другим признакам.

В современных условиях, когда в Российской Федерации темпы правотворческой деятельности на всех уровнях, и в первую очередь в законодательной сфере, неизмеримо вырост, назрела острая потребность в подготовке и издании нового Свода законов РФ. Его издание - это необходимая предпосылка создания стройной, внутренне согласованной и удобной для пользования правовой системы Российского государства. Свод законов - это новый нормативно-правовой акт, заменяющий и поглощающий ранее изданные акты, вследствие чего он подлежит утверждению законодательным органом .

Работа по созданию Свода законов должна быть соответствующим образом организована. Указом Президента РФ от 06.02.1995 № 94 "О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации" для решения организационных вопросов была создана Временная комиссия по подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации, являвшаяся рабочим органом при Президенте РФ. В настоящее время данный Указ признан утратившим силу, а организационные основы подготовки и издания Свода законов сформулированы в проекте Федерального закона "О Своде законов Российской Федерации", разработанном Минюстом России и Главным государственно-правовым управлением Президента РФ с участием ведущих научных юридических учреждений. Однако этот законопроект с июля 1995 г. находится в Госдуме без рассмотрения. Отсутствие федеральных законов "О Своде законов Российской Федерации", "О нормативных правовых актах Российской Федерации" не позволяет сегодня издать официальное, систематизированное полное собрание действующих нормативных правовых актов Российской Федерации.

Большая работа по созданию систематизированных официальных сборников нормативных актов осуществляется также и в ряде субъектов Российской Федерации. В Москве действует разветвленная система законодательства - более 200 законов, охватывающих все основные сферы жизнедеятельности столицы. Ежегодно в городе принимается 50-70 законов и более 3 тыс. других нормативных правовых актов, мэр Москвы подписывает до 800 указов и распоряжений, а правительство принимает около 1 тыс. постановлений. Такой огромный массив нормативно-правовых актов было необходимо систематизировать и кодифицировать.

Необходимость в создании единой системы нормативно-правовых актов Москвы была понятна еще в 1998 г. Надо было обеспечить возможность реализации права как для специалистов, так и для граждан, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы, помочь им хорошо ориентироваться в законодательстве. Распоряжением мэра Москвы от 04.08.1998 № 799-РМ "О подготовке и издании Собрания действующего законодательства города Москвы" было положено начало созданию официального издания нормативных правовых актов, включающего в себя как законы города Москвы, так и общенормативные постановления Московской городской думы и правительства Москвы, правовые акты нормативного характера мэра Москвы, а также подлежащие применению нормативные правовые акты, изданные по вопросам государственно-правовой, хозяйственной и социально-культурной деятельности Москвы ранее существовавшими органами представительной и исполнительной власти. За прошедшие 12 лет был проделан колоссальнейший объем работы. Для создания Собрания действующего законодательства (СДЗ) была сформирована специальная рабочая группа. Научное обеспечение подготовки и издания Собрания было возложено на Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Центр законотворчества Москвы и Правовое управление правительства Москвы. В работе над СДЗ также принимали участие специалисты органов исполнительной власти города, Московской городской думы, ведущих фирм - разработчиков правовых информационных систем. За основу взяли тс нормативы и правовые акты, которые существовали на бумажных носителях в государственном московском архиве, в библиотеках. Участники рабочей группы ездили в Подольск, где находится архив Московской области, так как до 30-х гг. Москва с областью составляли единое целое. Специалисты, работая в архивах, проанализировали более 100 тыс. нормативных правовых актов, изданных за период с 1917 г. по настоящее время, и отобрали свыше 17 тыс. из них. В первую очередь взяли законы, которые принимались, начиная с 1993 г., тогда Москва, как и другие субъекты Федерации, в связи с принятием Конституции РФ получила право иметь свое законодательство.

Для того чтобы провести качественную правовую экспертизу, отобранные документы были переданы в городские комитеты и департаменты. Именно они в первую очередь должны были определить нормативный характер документов и наличие положений, которые применяются на сегодняшний день. Каждый акт, подлежащий включению в СДЗ, подвергался всесторонней экспертной оценке. Были выявлены "устаревшие" акты, нормативные предписания которых противоречат принятым позже законодательным актам, поглощены ими либо фактически утратили значение и не применяются. Из огромного массива документов было отобрано 6 тыс. действующих актов, которые были систематизированы по определенной системе, технологии.

В настоящее время СДЗ представляет собой единый сборник из более чем 8,5 тыс. действующих нормативных правовых актов Москвы. В него включены действующие законы города, постановления Московской городской думы, указы и распоряжения мэра Москвы, постановления и распоряжения правительства Москвы, а также подлежащие применению акты, изданные ранее существовавшими органами представительной и исполнительной власти города Москвы. Печатная версия СДЗ состоит из 16 томов, объединенных в 9 разделов по отраслевому принципу. Каждый раздел посвящен какой-либо одной отрасли городского законодательства организации государственной власти, городскому хозяйству, жилью и т.д. Для удобства пользования Собрание законодательства снабжено хронологическим перечнем, алфавитно-предметным указателем, оглавлением, а в начале каждой главы помещается ее содержание. Издается сборник 2 раза в год, 2 раза в месяц происходит его обновление .

  • Подробнее см.: Литягин Н. Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации // Правовой портал "Юрцентр", URL: spbpravo.ru/comm.php9id~7297.
  • См.: Интернет-интервью с Л. В. Петровым, заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы: "Право, доступное каждому: Собрание законодательства города Москвы" // Консультант-плюс, URL: coHsnltant.ru/law/intcrview/petrov.html.

Инкорпорация - это менее сложный и поэтому доступный большему числу субъектов права вид систематизации.

Латинское слово «sogroge» означает «общее», соответственно incorporeatio надо понимать как включение, вхождение в состав чего-либо.

Когда речь идет об инкорпорации права, то имеют в виду объединение юридических документов по чисто внешним признакам и фиксацию их на бумажном носителе (в сборниках) либо на электронном (в справочных поисковых системах).

Инкорпорация - это объединение правовых актов по определенным критериям без какого-либо изменения их содержания или формы в единые сборники.

Обратимся к опыту Франции, в правовой системе которой доминируют нормативные акты и где проблема наведения нормативного порядка стоит очень остро. Там считается, что формой инкорпорации могут быть не только официальные сборники, но и периодические издания, справочники. Да и само понятие «инкорпорация» толкуется широко: систематизации подлежат не только юридические документы, но и правовые знания о них, и тогда логично выглядит выше указанное расширение форм инкорпорации.

В число официальных сборников на первое место, разумеется, следует поставить внушительный Journal Officiel de la Republique Frangaise. Это издание является одновременно и юридическим, и политическим, поскольку в нем публикуются как юридические акты, так и парламентские дебаты в Национальном собрании и Сенате. При этом, отмечает П. Сандевуар, никто не читает названное издание целиком. Из него выбирают то, в чем нуждаются. Среди прочих официальных сборников следует упомянуть официальные бюллетени, распространяемые большинством министерств, сборники местных актов (административно-территориальных единиц), а также некоторые сборники по юриспруденции или доктринам, выходящие под эгидой крупнейших судов Франции.

Поскольку все жалуются на недостаточность опубликования законов только в указанном издании, были созданы многочисленные частные периодические издания. Эти периодические издания бывают либо общими, либо специализированными. Общие издания распространяют документацию по законодательству, юриспруденции и доктринам во всех основных отраслях права. Специализированные включают юридические журналы, предназначенные в большей или меньшей степени либо составителям доктрин, либо юристам-практикам. В качестве вспомогательных к ним можно добавить большое количество чисто профессиональных журналов, бюллетеней ассоциаций и союзов.

Эпизодические издания включают книги по праву, издаваемые отдельно или в последовательных сериях, в зависимости от их полезности и спроса (трактаты, учебники, справочники и памятки для юристов). Обычно их пишут преподаватели-профессора, намного реже - практики: судебные чиновники, адвокаты или другие лица. В настоящее время растет количество трудов, касающихся какой-либо отрасли или конкретной проблемы права. Наконец, существуют отличающиеся глубоким содержанием докторские диссертации по праву, представляющие главным образом научный интерес, наиболее полно отражающие достижения в юридических исследованиях в стране.

Юридические справочники - это тематические углубленные словари. Они очень объемны и внушительны.

Конечно, нельзя отрицать значение периодических изданий, научных трудов, справочников, парламентских дебатов для упорядочения наших знаний о праве, информированности о действующих нормативных актах. И тем не менее размытость понятия «инкорпорация» способна внести путаницу относительно того, действующий это закон или мнение какого-либо ученого или политика. Терминологическая строгость всегда идет на пользу.

Цели инкорпорации

В процессе инкорпорации преследуются две цели:

Поддержание системы юридических документов в рабочем состоянии;

Обеспечение широкого круга лиц текстами законов и иных правовых актов.

Субъекты инкорпорации

Если кодификацию могут осуществлять только парламенты, консолидацию - более значительный круг государственных органов и лишь в некоторых случаях (об этом см. выше) частные лица, то, пожалуй, в случае инкорпорации главную роль играют частные лица.

По субъектам различают три вида инкорпорации :

1. официальная. Она осуществляется самим правотворческим органом или по его поручению, но с последующим утверждением им результатов инкорпорации. Всс авторы приводят примеры, ставшие достоянием истории: Свод законов Юстиниана, Свод законов Российской империи, Свод законов СССР, Свод законов РСФСР. В настоящее время официальная инкорпорация в виде сборников потеряла смысл и практически не осуществляется. Однако официальной инкорпорацией в России следует считать «Собрание законодательства Российской Федерации» - периодическое издание, где публикуются законы, указы, постановления и акты Конституционного Суда РФ, а также «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Эти периодические издания не являются частными. Они финансируются из государственного бюджета и принадлежат государственным органам. Нормативные акты классифицируются прежде всего по юридической силе, затем располагаются по времени издания. На нормативные акты, опубликованные в этих изданиях, можно ссылаться в практической деятельности;

2. официозная. Сборники нормативных актов составляются по поручению правотворческого органа (например, Минюста России), но им не утверждаются, поэтому тексты, пометенные в нем, не приобретают официального характера. Эта разновидность инкорпорации сейчас практически не находит применения;

3. неофициальная. Она проводится различными ведомствами, организациями, издательствами, научными учреждениями, отдельными юристами (учеными и практиками) по собственному усмотрению. Материал для обработки отбирается ими в зависимости от своих нужд и целей. Такие сборники нужны не только юристам- практикам, но и широкому кругу населения (например, сборник «Гаражно-строительные кооперативы»). Неофициальные сборники незаменимы в образовательных целях. Вот почему сейчас стало стандартом наряду с учебником по той или иной учебной дисциплине издавать соответствующий сборник основных нормативных актов. Справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» и др. можно также считать неофициальной инкорпорацией.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: