Административная ответственность юридических лиц кратко

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Калининградский пограничный институт

Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Центр дополнительного профессионального образования

Контрольная работа

по административному праву

тема: Особенности административной ответственности юридических лиц

Калининград 2009

введение

Данная контрольная работа посвящена одной из важных тем правовой науки - административной ответственности.

Целью курсовой работы является характеристика понятия и основных составляющих административной ответственности юридических лиц.

Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые могут применяться к нарушителям, а также порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.

В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

В последние годы произошли принципиальные изменения в экономике. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования. Сегодня создается большое количество юридических лиц с различной организационно-правовой формой. В свою очередь это влечет за собой рост правонарушений, совершаемых юридическими лицами. Это требует, с одной стороны, надежных гарантий защиты экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, с другой - равного подхода к этой защите со стороны правоохранительных и контрольных (надзорных) органов. Привлечение юридических лиц к административной ответственности возможно в самых различных сферах (например, при налогообложении, в области таможенных отношений и т.д.), но это не дает оснований для выделения каких-то особых видов ответственности (налоговой, таможенной и пр.). Выделяют следующие виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами: нарушения земельного законодательства; экологические правонарушения; нарушения в сфере строительства и производства стройматериалов; нарушения таможенных правил; нарушения налогового законодательства; незаконное осуществление банковской деятельности; нарушения антимонопольного законодательства: нарушения пожарной безопасности; нарушения санитарных и природоохранных правил; валютные правонарушения.

Хотя каждый вид названных правонарушений имеет свои особенности, все они относятся к административным, поскольку административная ответственность юридических лиц распространяется на любые нарушения правовых норм (независимо от их отраслевой принадлежности), для которых характерен или доминирует административно-правовой метод правового регулирования (власти и подчинения).

В России в настоящее время основным регулирующим административную ответственность юридических лиц нормативным актом является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также нормативные акты субъектов РФ.

При написании работы использованы нормативные акты Российской Федерации и специальная учебная литература.

1. Административная ответственность как один из видов юридической ответственности

1.1 Понятие административной ответственности

административный правонарушение ответственность санкция

Юридическая ответственность - это применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке.

В зависимости от характера правонарушения и содержания санкций за его совершение различают следующие виды юридической ответственности:

штрафная, карательная ответственность (предусматривает ограничение каких-либо прав правонарушителя, возложение на него специальных обязанностей либо его официальное порицание);

правовостановительная ответственность (направлена на принудительное исполнение обязанности, восстановление прав, нарушенных правонарушителем)

Штрафная, карательная ответственность применяется за: преступления (виновно совершенные общественно-опасные деяния, запрещенные уголовным законодательством под угрозой уголовного наказания)

административные проступки (посягающие на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления противоправные, виновны (умышленные или неосторожные) действия либо бездействие, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность);

дисциплинарные проступки (нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины, за которые законодательством предусмотрены дисциплинарные взыскания).

Штрафная, карательная ответственность осуществляется только в процессуальной форме и включает следующие стадии:

обвинение определенного лица в совершении конкретного преступления или проступка;

исследование обстоятельств дела о правонарушении;

принятие решения о применении или неприменении санкции и выбор (в случае решения о применении) в ее пределах конкретной меры наказания или взыскания;

исполнение взыскания или наказания, назначенного правонарушителю.

Правовостановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной обязанности.

Правовостановительная ответственность осуществляется в процессуальной форме не всегда, а только в случае судебного (арбитражного) спора или отказа правонарушителя восстановить нарушенный правопорядок, поскольку правонарушитель в ряде случаев может и сам, без вмешательства государственных органов, выполнить свои обязанности, восстановить нарушенные им права, прекратить противоправное состояние. Эта ответственность возникает с момента правонарушения и заканчивается восстановлением (в установленных законом пределах) нарушенного правопорядка.

Сообразно видам правонарушений и санкций за их совершение различают следующие виды юридической ответственности:

Уголовная ответственность

Административная ответственность

Гражданско-правовая ответственность,

Дисциплинарная ответственность.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным на то органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности, а ее нормы образуют самостоятельный института административного права

Административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Для сопоставления- другие виды ответственности устанавливаются:

уголовная - только законами;

дисциплинарная - законодательством о труде, а также законами, подзаконными актами, устанавливающими особенности положения отдельных категорий работников;

материальная - законодательством о труде, гражданским законодательством и, в отдельным случаях, нормами административного права.

Основанием административно ответственности является совершение административного правонарушения. Для сопоставления - основаниями других видов ответственности являются:

уголовной - совершение преступления;

дисциплинарной - совершение дисциплинарного проступка;

материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт.

Санкции (то есть меры юридической ответственности за правонарушение), предусмотренные за административные правонарушения, - административные взыскания. Для сопоставления - санкции при других видах ответственности: за преступления - уголовные наказания; за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания; при материальной ответственности - имущественные санкции.

Административные взыскания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Для сопоставления - при других видах ответственности применяются: уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - наделенными дисциплинарной властью органами (администрацией) и должностными лицами, в пределах х компетенции; имущественные санкции, как мера материальной ответственности, - судами общей юрисдикции и арбитражными судами и, в отдельных случаях, в административном порядке.

Административные взыскания налагаются уполномоченными органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. Для сопоставления - дисциплинарные взыскания и меры материальной ответственности применяются к работникам в основном в порядке их подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом.

Применение административного взыскания не влечет за собой судимости и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание только в течение установленного срока.

Дела об административной ответственности рассматриваются, и административные взыскания налагаются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

1.2 Законодательная основа административной ответственности

Законодательную основу административной ответственности образует система нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие административную ответственность.

Административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

С 1 июля 2002 года вступил в действие новый Кодекс РФ об административных правонарушениях. Одной из его основных особенностей в отличие от действовавшего до этого КоАП РСФСР является то обстоятельство, что новым Кодексом предусматривается значительное количество административных правонарушений, ответственность за совершение которых возлагается на юридических лиц.

В последнее десятилетие был принят ряд законов, позволяющих привлекать к административной ответственности за совершение отдельных правонарушений юридические лица. Однако, поскольку самим КоАП РСФСР вопросы административной ответственности юридических лиц не регламентировались, применение к ним мер административной ответственности не имело массового характера. Новым же КоАП РФ институт административной ответственности юридических лиц полностью признается получает мощное развитие.

Из 402 статей, составляющих особенную часть КоАП РФ, в 214 (т.е. в 53% статей) предусматривается ответственность юридических лиц либо наряду с ответственностью граждан и должностных лиц, либо сама по себе

К административным правонарушениям юридических лиц относятся в основном правонарушения, связанные с их предпринимательской и иной организационно-хозяйственной деятельностью. Это административные правонарушения в следующих областях: в области охраны собственности (из 28 статей, входящих в данную главу Кодекса, 23 предусматривают ответственность юридических лиц); в области охраны окружающей природной среды и природопользования (из 40 статей, входящих в данную главу Кодекса, 35 предусматривают ответственность юридических лиц); в промышленности, строительстве и энергетике (из 14 статей, входящих в данную главу Кодекса, 13 предусматривают ответственность юридических лиц); в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (из 14 статей, входящих в данную главу Кодекса, 13 предусматривают ответственность юридических лиц); в области связи и информации (из 24 статей, входящих в данную главу Кодекса, 20 предусматривают ответственность юридических лиц); в области предпринимательской деятельности (из 25 статей, входящих в данную главу Кодекса, 18 предусматривают ответственность юридических лиц); в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (из 26 статей, входящих в данную главу Кодекса, 15 предусматривают ответственность юридических лиц); нарушения таможенных правил (все 22 статьи данной главы Кодекса предусматривают ответственность юридических лиц). Из 193 статей, содержащихся в указанных главах КоАП РФ, 159 статей (82 %) предусматривают ответственность юридических лиц. Кроме того, согласно КоАП РФ правонарушения, в том числе юридических лиц, установление ответственности за которые не входит в предмет ведения Российской Федерации, могут предусматриваться и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

1.3 Административное правонарушение и наступление административной ответственности

Административным нарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или общественную собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Всякое правонарушение есть прежде всего определенное действие либо бездействие.

Действие в данном случае представляет собой акт активного противоправного поведения - активное невыполнение обязанности, нарушение запрета и т.д. Например, занятие предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение; включение искаженных данных в декларацию о доходах; искажение бухгалтерского отчета юридического лица; сокрытие (занижение) прибыли (дохода); воспрепятствование должностным лицам федеральных органов налоговой полиции в реализации их права на вход и обследование любых производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов (прибыли).

Бездействие признается противоправным деянием, если представляет собой пассивное невыполнение обязанности, требуемой законодательством. Например, непредставление гражданином декларации о своих доходах в случае, когда законодательство требует ее представления; непредставление юридическим лицом компетентным органам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

Нередко одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием. Например, продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов в случаях, когда эта маркировка обязательна; продажа юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце.

Административная ответственность за правонарушения наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Поэтому здесь уместно обратить внимание на различие между данным выше понятием административного проступка и понятием преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние (действие, бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Главная отличительная черта определения административного проступка (в сравнении с преступлением) - отсутствие в нем указания на общественную опасность административного правонарушения. Но, по существу, административный проступок также является общественно опасным, хотя и отличается от преступления по степени этой опасности. Поэтому при решении вопроса об отнесении правонарушения к административному проступку или преступлению иногда требуется тщательный сравнительный анализ соответствующих положений административного и уголовного законодательств.

Как следует из определения административного правонарушения, одним из обязательных признаков его является наличие вины правонарушителя (право регулирует только волевое поведение людей и рассчитано на ситуации, где у человека есть выбор поведения).

При этом законодательство различает административные правонарушения совершенные умышленно и совершенные по неосторожности, хотя виновность деяния присутствует в обоих случаях. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало их наступление.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства об административной ответственности, действующего во время и по месту совершения правонарушения.

Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.

Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении.

Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия. Малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Не подлежит административной ответственности:

Лицо, не достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста;

Лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, государственной или общественной собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;

Лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии необходимой обороны, то есть при защите государственного или общественного порядка государственной или общественной собственности, прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправного посягательства путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны;

Лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.

Таким образом, можно сделать вывод, законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой научной концепции, действуют пока лишь отдельные акты либо их нормы, содержащиеся в разных законах. Институт административного права в последние годы динамично развивается, и вступивший с 2002 года в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях основывается на Конституции Российской Федерации, и значительное место в нем отведено правовым основам применения административных взысканий к юридическим лицам (предприятиям, организациям).

Необходимо также на законодательном уровне унифицировать подходы к вине юридического лица, взяв за основу объективный подход, поскольку природа административной ответственности едина независимо от сфер, в которых она применяется.

2. РЕАЛИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ САНКЦИЙ за совершение правонарушений юридическими лицами

2.1 П онятие вины юридического лица в административном законодательстве

Специфической проблемой административного права является выработка концепции вины юридического лица (организации) при привлечении к административной ответственности за нарушение таможенного, налогового, антимонопольного, природоохранного или хозяйственного законодательства.

Между тем, в теории административного права вина юридического лица понимается неоднозначно. Рассмотрение вины юридического лица как субъективного явления, то есть как психического отношения к противоправному деянию и его последствиям, дает ее понимание посредством проекции вины физических и должностных лиц, непосредственно осуществляющих действия от имени юридического лица.

В науке административного права имеет место и иной подход к вине юридического лица. Он основан на приоритете объективного аспекта в деятельности юридического лица. Аналогичное по конструкции понятие вины имеется в гражданском и предпринимательском праве. При таком рассмотрении вина юридического лица oпpeдeляется как «комплекс негативных элементов, характеризующихся дезорганизацией деятельностью юридического лица, непринятием им необходимых мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей, неприложением требуемых, усилий для предупреждения правонарушений и устранения их причин».

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» соответствующие статьи ТК РФ, посвященные понятию нарушения таможенных правил, перечню административных взысканий, условиям и процедуре привлечения к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства, утратили силу. Поэтому в административном законодательстве подход к проблематике вины юридического лица несколько изменился, стал более приближенным к публичному праву, а административная ответственность свободной от объективного вменения.

Вина юридического лица является также одной из самых сложных практических проблем непосредственно в правоприменительной, административно-юрисдикционной деятельности, особенно сейчас, когда административная ответственность юридических лиц окончательно признана законодательно, в том числе и на уровне Кодекса об административных правонарушениях РФ 2002 года. При этом установлено, что юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Новый Кодекс упоминает вину как элемент состава довольно часто.

Например, в статье 2.1. КоАП, которая дает определение административного правонарушения, говорится, что «административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица…». Кроме того, статья 1.5 провозглашает распространяющийся и на юридических лиц принцип презумпции невиновности при производстве по делу об административном правонарушении и устанавливает вину как обязательное условие для привлечения юридического лица к административной ответственности: «Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина». В соответствии со ст. 26.1, 26.2 Кодекса при производстве по делу об административном правонарушении, в том числе совершенном и юридическими лицами, фактор виновности в совершении административного правонарушения подлежит обязательному выяснению и доказыванию наряду с другими обстоятельствами. При этом в ст. 2.1 КоАП РФ содержится специальное определение: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм... но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

До последнего времени было затруднительно определить, насколько применимы на практике формы вины (умысел и неосторожность) к правонарушениям, совершенным юридическими лицами. Однако судебная практика, в частности Конституционного Суда РФ, уже начала различать умысел и неосторожность в составах правонарушений соответствующих статей Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем законодательство об административной ответственности юридических лиц содержит некоторые исключения, когда возможна ответственность без вины. В новом КоАП РФ содержатся такие случаи. Это, прежде всего указанные в ст. 2.10 ситуации административной ответственности юридических лиц при реорганизации (слиянии, преобразовании, разделении, присоединении). Все эти случаи связаны с прекращением деятельности правонарушителя и появлением у него одного или нескольких правопреемников, которые самостоятельно несут административно-правовую ответственность только за собственные деяния.

Таким образом, в предмет доказывания по делу об административном правонарушении входит момент привлечения правонарушителя к ответственности: до или после реорганизации. Если привлечение к ответственности произошло после завершения реорганизации, то административное наказание в виде штрафа за нарушение законодательства о налогах и сборах исключается, поскольку организация-правонарушитель перестает к этому моменту существовать как юридическое лицо, а ее права и обязанности (но не ответственность. Которая всегда индивидуальна) переходят к одному или нескольким самостоятельным правопреемникам.

Если привлечение к имущественной административной ответственности состоялось до реорганизации, но фактического имущественного исполнения не произошло, возможно, обращение взыскания на имущество правопреемника, но привлекать его к ответственности за правонарушение, совершенное его предшественником, неправомерно, так как вина отсутствует, за исключением некоторых согласованных умышленных действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и сборов.

Новый КоАП РФ, напротив, не содержит однозначного упоминания границы ответственности юридических лиц при реорганизации. Из пункта 8 ст. 2.10 косвенно следует, что административные наказания применяются к юридическому лицу только до завершения его реорганизации. Тем не менее пункт 7 этой же статьи гласит, что при реорганизации в ее различных формах административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. По существу, данная норма допускает возможность наступления ответственности вновь образованного (реорганизованного) юридического лица без вины.

Правоприменителем данная норма может быть истолкована как возможность привлечь вновь возникшую организацию-правопреемника к ответственности за административное правонарушение, совершенное когда-либо реорганизуемым юридическим лицом. Подразумевается, что возможна ответственность и после реорганизации, но в пределах срока давности. КоАП РФ не содержит данных о том, с какого момента предприятие считается реорганизованным.

Итак, рассмотрение вины юридического лица с объективных позиций, с акцентом на противоправность позволяет сделать вывод о том, что вина юридического лица связана не с чем иным, как с выходом его за пределы отведенной праводееспособности либо ненадлежащим распоряжением ею. В административном праве ненадлежащее распоряжение юридическим лицом своей праводееспособностью может пониматься как вина только при условии оценки данного обстоятельства с точки зрения государственного органа, налагающего административное взыскание. В этом случае вина юридического лица схожа с простой противоправностью.

Рассмотрение вины юридического лица как элемента субъективной стороны состава правонарушения (финансовое и налоговое право) посредством субъективного подхода как продукта высшей нервной деятельности людей позволяет определить вину юридического лица через вину его коллектива, но не всего коллектива, а только той его части, которая является носителем доминирующей воли и каковая и привела к совершению административного правонарушения. Носитель доминирующей в коллективе воли - администрация юридического лица, ее полномочные должностные лица, виновность которых является основой для признания организации виновной и привлечения к административной ответственности.

Таким образом, отличительные особенности субъективной стороны административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, проявляются в следующем:

во-первых, вина юридического лица в совершении административного правонарушения есть субъективное отношение к противоправному деянию коллектива этого юридического лица, но определяемое по преобладающей воле, под которой, прежде всего понимается воля администрации (органов управления) организации, ее полномочных должностных лиц, а также иных лиц имеющих право давать обязательные указания в пределах структуры юридического лица. В этом случае вина юридического лица, рассматриваемая посредством субъективного подхода как продукт высшей нервной деятельности людей, должна пониматься как выражение вины должностных лиц администрации и считаться доказанной только при наличии установленной вины должностного лица;

во-вторых, вина юридического лица может быть рассмотрена с объективных позиций, как вина организации с точки зрения государственного органа, осуществляющего наложение административного взыскания. Только государственный орган, осуществляющий административно-юрисдикционную деятельность, может и должен решить имелась ли у юридического лица объективная возможность совершить необходимые действия и не допустить совершения административного правонарушения.

2. 2 В иды административных наказаний, применяемых к юридическим лицам

Статья 3.2. КоАП устанавливает восемь видов наказаний, применяемых за совершение административных правонарушений. Но, в силу специфики ответственности юридических лиц, не все из содержащихся в названной статье видов наказаний могут быть применены к юридическим лицам.

В отношении юридических лиц административное законодательство устанавливает следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение (п. 1 ч. 1 ст. 3.2.; ст. 3.4. КоАП);

2) административный штраф (п. 2 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.5. КоАП);

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (п. 3 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.6. КоАП);

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (п. 4 ч. 1 ст. 3.2., ст. 3.7. КоАП).

Административные наказания, названной выше статьи, устанавливаются только КоАП. Однако законодательство предусматривает, такие виды административных наказаний, как предупреждение и административный штраф, могут вводиться и применяться на основании законов субъектов РФ об административной ответственности, с соблюдением ограничений, установленных КоАП.

Данная система административных наказаний характеризуется рядом особенностей.

Bo-первых, эта система является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.

Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях.

Дополнительные наказания могут назначаться самостоятельно, а могут только присоединяться к основным мерам наказания. За конкретное административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП. Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний не допускается.

Так же система для юридических лиц включает наказания морального характера (предупреждение) и денежные и имущественные наказания (штраф, конфискация).

Рассмотрим подробнее перечисленные выше виды административных наказаний, применяемых к юридическим лицам.

Предупреждение

Предупреждение применяется в отношении юридических лиц, совершивших незначительные нарушения установленных правил, когда они не носят резко выраженного антиобщественного характера.

Предупреждение является административным наказанием и может повлечь наступление определенных правовых последствий только тогда, когда оно вынесено в письменной форме или зафиксировано иным установленным способом в решении должностного лица, привлекающего нарушителя к административной ответственности.

Административный штраф

Административный штраф - денежное наказание, назначаемое нарушителям административно-правовых норм юрисдикционными органами или их полномочными представителями в пределах, предусмотренных законодательством. Он выражается в получении с нарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств.

Штраф предусмотрен законодательством в качестве взыскания почти за все виды административных правонарушений. Причем он может устанавливаться не только КоАП, но и законодательными актами субъектов РФ.

Размеры штрафов и способы их установления весьма разнообразны.

Порядок исчисления административного штрафа, установленный положениями статьи 3.5 КоАП России, непосредственно связан с разделением правонарушений на длящиеся и не длящиеся.

При этом под моментом окончания правонарушения следует понимать фактическое окончание правонарушения, когда в совершенном деянии усматриваются все предусмотренные законом признаки состава правонарушения, а также противоправная деятельность лицом более не осуществляется.

Момент пресечения имеет значение исключительно при выявлении длящихся правонарушений, и под ним следует понимать момент обнаружения уполномоченным должностным лицом таких правонарушений.

Новым КоАП установлено, что размер административного штрафа, налагаемого на юридических лиц не может превышать 1 тыс. МРОТ.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Содержание этого вида административного наказания состоит в:

а) принудительном изъятии орудия или предмета административного правонарушения у правонарушителя;

б) последующей его реализации;

в) передаче вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Возмездное изъятие как вид административного наказания распространяется только на предметы, которые явились орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Данное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника названных предметов.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Эта мера административного наказания состоит в принудительном безвозмездном обращении не изъятых из оборота вещей в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ. При этом конфисковано может быть лишь имущество, находящееся собственности, правонарушителя.

КоАП устанавливает конфискацию лишь тех предметов, которые являются орудиями, средствами или непосредственными предметами административных правонарушений.

Так, в соответствии с КоАП могут быть конфискованы изготовленная продукция, орудия производства и сырье за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если их наличие является обязательным; товары, свободная реализация которых запрещена или ограничена; радиоэлектронные средства или высокочастотные устройства, средства связи, если на них отсутствует разрешение (лицензия); продукция средств массовой информации в случае злоупотребления свободой этой информации.

Таким образом, можно сделать вывод, что административная ответственность юридических лиц - это применение к организациям, обладающим административной право-субъектностью, административных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью восстановления социальной справедливости, государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей.

Заключение

В заключении необходимо сказать, что новый Кодекс РФ об административных правонарушениях переживает очередное испытание. Одной из не до конца решенных проблем Кодекса является вопрос об административной ответственности юридических лиц.

Мы считаем, что вопрос об административной ответственности юридических лиц очень важен потому, как мы сегодня столкнулись с резким ростом правонарушений, совершаемых предприятиями. Также институт ответственности юридических лиц становится активно востребованным и оправданным еще и в силу того, что у нас возникает множество хозяйствующих субъектов (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и т.д.), которые зачастую не имеют, в отличие от государственных предприятий, ясной и формально установленной структуры управления или скрывают ее. Как следствие, возникают трудности при разрешении конфликтов с законом и выяснении сфер компетенции сотрудников, без чего весьма затруднено привлечение к ответственности непосредственных виновников правонарушений.

На сегодняшний день 60-70% составов правонарушений нового Кодекса об административных правонарушениях предусматривают ответственность юридических лиц.

С принятием КоАП значительно была расширена сфера общественных отношений, подлежащих административно-правовой охране, за счет установления административной ответственности за некоторые деяния в сфере экономической деятельности, обеспечения экологической безопасности, в области информации и ряде других областей деятельности. КоАП закреплены общие принципы административной ответственности, в том числе и юридических лиц, установлены составы конкретных правонарушений и процессуальные правила рассмотрения дел об административной ответственности, порядок исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях.

Также новый КоАП не дал точного определения ответственности. И сегодня одним из наиболее проблематичных является вопрос о научном обосновании принципа ответственности юридических лиц за административные правонарушения. В последние годы этому вопросу стало уделяться все больше внимания. Однако должного урегулирования на законодательном уровне вопрос ответственности юридических лиц не получил.

Следует обратить внимание также на предельную сдержанность при законодательном регулировании института вины в КоАП. Вероятно, это объясняется, с одной стороны, недостаточной разработанностью его в доктрине административного права, а с другой - желанием не допускать поспешных решений в далеко еще не ясном вопросе, чтобы не мешать практике, да и теории наработать достаточный опыт в разрешении данной проблемы.

Необходимо также на законодательном уровне унифицировать подходы к вине юридического лица, взяв за основу объективный подход, поскольку природа административной ответственности едина независимо от сфер, в которых применяется.

Введение административной ответственности юридических лиц в правовую систему Российской Федерации, позволит, прежде всего, внедрить новые элементы защиты государства и гражданского общества в сфере недобросовестной конкуренции, охраны окружающей среды и пр.; с другой стороны, можно будет добиться соблюдения всех принципов юридической ответственности (в том числе объективности наказания, целесообразности и гуманизма, справедливости) и соответственно сближения между уголовным и административным процессом, характерного для прогрессивных правовых систем.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2002).

3. Федеральный закон от 30.12.2001 N 196-ФЗ «О введении в действие кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

4. Административное право (Общая часть) / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб.: СПб., 2000.

5. Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М., 1999. С. 345 (автор главы Л.Л. Попов).

6. Богданов Е.В. Сущность и ответственность юридического лица // Государство и право. № 10, 1997. С. 99.

7. Иванов Л. Административная ответственность юридических лиц // Российская юстиция, № 3, март 2002.

8. Колесническо Ю.Ю. Некоторые вопросы административной ответственности юридических лиц // Журнал российского права. 1999. № 10.

9. Кузьмичева Г.А., Калинина Л.А. Административная ответственность: Нормативные акты: Учебное пособие. - М., 2000. С. 146.

10. Овчарова Е.В. Материально-правовые проблемы административной ответственности юридических лиц // Государство и право. № 7. 1998. С. 14.

11. Салищева Н.Г. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (вводный). М., 2002.

12. Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях: Вводный. - М.: Юрайт-М., 2002.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основания привлечения юридических лиц к административной ответственности и виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами. Административные правонарушения: состав и санкции за их совершение. Смягчающие и отягчающие обстоятельства.

    дипломная работа , добавлен 06.10.2014

    Понятие, основания и особенности административной ответственности. Отношения по материальной ответственности участников трудового отношения за ущерб, причиненный по вине одной стороны другой. Правонарушение как основание административной ответственности.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2015

    Проблема определения административной ответственности разными учеными-правоведами. Признаки административного правонарушения. Элементы структуры административной ответственности. Классификация правовых актов исполнительной власти в Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 10.08.2011

    Анализ признаков административной ответственности. Санкции (меры юридической ответственности за правонарушение), предусмотренные за административные правонарушения. Законодательная основа административной ответственности. Виды административных наказаний.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Административная ответственность - это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

    доклад , добавлен 02.06.2002

    Регулирование, кодификация и прогрессивное развитие института международно-правовой ответственности. Международное правонарушение, как основание ответственности государства. Механизм реализации международной ответственности государств за правонарушение.

    реферат , добавлен 23.02.2011

    Понятие и основные черты административной ответственности. Объективная и субъективная сторона административного правонарушения. Схема субъектов административной ответственности. Физические лица в качестве субъектов административной ответственности.

    реферат , добавлен 17.04.2011

    Административно-правовая охрана земельных правоотношений. Понятие административной ответственности. Рациональное использование земель. Соотношение административной ответственности, принуждения. Административная ответственность за земельные правонарушения.

    дипломная работа , добавлен 04.06.2010

    Понятия и основания административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности. Состав административного правонарушения. Региональное законодательство субъектов РФ. Процессуальные основания административной ответственности.

    дипломная работа , добавлен 26.12.2013

    Нормативные основания административной ответственности в РФ. Фактические основания административной ответственности: состав и виды правонарушений. Процессуальные основания административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения.

часто отождествляется с ответственностью лиц должностных, однако это не одно и то же. Об особенностях , формах, в которых она может проявляться, основаниях для ее применения и иных нюансах, с ней связанных, пойдет речь в нашей статье.

При каких условиях наступает административная ответственность юр. лиц?

К административной ответственности могут привлекаться не только для физические, но и юридические лица — в случаях, когда ими совершаются определенные правонарушения, оговоренные КоАП РФ или иными законодательными актами, действующими на территориях субъектов РФ.

Получается, что для наступления необходимо, чтобы последнее нарушило требования КоАП или какой-либо закон субъекта РФ. При этом организация может быть признана виновной и привлечена к административной ответственности только тогда, когда ее ответственные лица знали о своей обязанности и имели возможность для ее исполнения, однако пренебрегли возложенными законом обязанностями по тем или иным причинам.

Важным условием для наступления административной ответственности юридического лица является факт строгого соблюдения процессуального законодательства в области привлечения к такой ответственности. Привлечь к ответственности юридическое лицо может только специально уполномоченное государством на совершение таких действий должностное лицо государственного органа или структуры. При этом должна быть соблюдена особая процедура, а виновному дается право на защиту и обжалование принятого решения.

Особенности административной ответственности юридических лиц

Особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся распределения административной ответственности юридических лиц между вновь созданными предприятиями путем их слияния или присоединения, разделения или преобразования. Ответ на такие вопросы дает ст. 2.10 КоАП РФ.

Данная статья регламентирует порядок наступления административной ответственности юридического лица :

  1. При слиянии 2 и более юр. лиц с целью образования нового административная ответственностьнаступает для вновь созданного (образованного в процессе слияния) предприятия.
  2. При разделении виновной организации на 2 или более новых будет распределяться не равными частями или частями пропорционально полученным долям в имуществе (именно так считают многие), а с учетом данных, отраженных в разделительном балансе. То есть отвечать в административном порядке придется тому из новообразованных юр. лиц, к которому в соответствии с этим балансом перешло имущество или права (в частности, по договорам), связанные с допущенным правонарушением.
  3. В случае же присоединения все довольно просто: даже если присоединяемое юр. лицо совершило правонарушение до момента осуществления процедуры присоединения, отвечать за его поступки придется «старшему брату», т. е. тому юридическому лицу, к которому оно присоединилось.
  4. Если же вести речь о преобразовании юр. лица в какую-либо иную форму, то административная ответственность юридического лица при этом не исчезает. Это означает, что вновь созданная компания, независимо от ее организационно-правовой формы, все равно обязана ответить по всем обязательствам преобразуемого юридического лица, в том числе и относительно административной ответственности.

Важным тут является и тот аспект, что законодатель (о чем говорится в ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ) прямо указывает на то, что согласия нового юр. лица для привлечения его к ответственности такого рода не требуется. Более того, сама административная ответственностьнаступает совершенно независимо от того, было ли новому юридическому лицу ранее известно о допущенном правонарушении.

Помимо этого в ситуациях, когда у единоличного исполнительного органа юр. лица имеется именно такой статус, к нему также применима административная ответственность юридических лиц .

Какие правонарушения административного плана наказуемы?

Административная ответственность юридического лица , как было сказано выше, может наступить при допущении нарушений требований, предусмотренных КоАП или актами субъектов РФ. Административные нормы различны, потому отвечать за содеянное, в зависимости от конкретного правонарушения, могут: только физические или только юридические лица, только ИП, либо все категории лиц. При этом ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ указывает на то, что если статья прямо не определяет круг лиц, к которым применимы положения определенных правовых норм, то это означает, что они могут распространяться и на юр. лиц, и на физ. лиц, и на индивидуальных предпринимателей.

Какие виды административной ответственности юридических лиц существуют?

Административное право не пестрит многообразием возможных санкций. Это условие касается и юр. лиц. На сегодняшний день для них предусмотрено 3 вида наказаний: штраф, конфискация предмета, который использовался при совершении правонарушения, или приостановление деятельности предприятия на определенный период.

Кстати, необходимо сказать, что даже 2 первых вида могут быть достаточно болезненными для организации. Например, суммы штрафов при привлеченииадминистративной ответственности юридических лиц могут составлять несколько сотен тысяч рублей, что для малых организаций, разумеется, может обернуться не только ощутимыми затратами, но и фактической угрозой дальнейшей жизнеспособности предприятия.

Конфискация предмета, которым было совершено правонарушение, применяется не слишком часто, однако такая санкция все же имеет место. Конфисковать, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, могут технику, оборудование, инструменты, приспособления, документацию и иные вещи, так или иначе способствовавшие правонарушителю в совершении деяния.

Наиболее серьезным видом административной ответственности юридических лиц является приостановление деятельности. В среднем период приостановления составляет до 1 месяца, и за этот период предприятие может понести существенные убытки, недополучить прибыль или даже лишиться определенного места на рынке.

Различия в административной ответственности для юридических и должностных лиц

Еще один вопрос, требующий рассмотрения в рамках данной темы, — это соотношение административной ответственности юридических лиц с ответственностью такого рода лиц должностных. Нужно помнить, что далеко не всегда ответственность возлагается на юр. лицо. Иногда бывают и такие ситуации, при которых санкции применяются к должностным лицам организации, трудовым договором и должностной инструкцией которых предусмотрено совершение ими действий, направленных на обеспечение соблюдения требований закона, и которые силу каких-либо обстоятельств допустили нарушение правовых норм или совершили правонарушение.

Сразу следует заметить, что Кодекс об административных правонарушениях приравнивает должностных лиц организаций (то есть лиц, которые постоянно, временно или на основании специального поручения исполняют определенную работу) к тем лицам, которые осуществляют свою деятельность без образования юр. лица. Разница между административной ответственностью юридических лиц и ответственностью лиц должностных состоит не только в видах санкций, но и в их объемах.

К должностным лицам применяют штрафы (штраф — это вообще самая распространенная форма санкций в административном праве) и ограничение права такого лица в течение определенного времени занимать ту или иную должность. При этом штрафы — это довольно часто применяемый на практике способ наказания, лишение же права на ту или иную работу применяется гораздо реже. Причем в большинстве своем применяется в случаях, когда имеет место «административный рецидив», то есть когда лицо, уже привлекавшееся к ответственности за определенное правонарушение, повторно совершает аналогичные действия.

Следует помнить и о том, что административная ответственность юридического лица предполагается как в виде самостоятельного наказания, так и в совокупности с привлечением к таковой еще и должностного лица компании/организации, допустившего совершение правонарушения.

Стоит также отметить, что на практике нередки ситуации, когда организации пытаются избежать административной ответственности юридических лиц , перекладывая ее на сотрудников с определенными должностными полномочиями. Подобное положение объясняется тем, что административная ответственность юридических лиц предполагает гораздо больший ее объем, чем ответственность лиц должностных. Разумеется, такое поведение находится, так сказать, на грани закона, однако позволяет юр. лицам избежать крупных штрафов.

Административная ответственность юридических лиц – это применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей, предупреждения правонарушений.

Согласно ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, указанных в статьях разд. II (Особенной части) этого Кодекса или законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Законами субъектов РФ в дополнение к КоАП РФ также установлено значительное число административных правонарушений юридических лиц, связанных с несоблюдением ими правил и норм, предусмотренных нормативными правовыми актами этих субъектов.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В ст. 2.10 КоАП РФ определены основные положения, связанные с привлечением юридических лиц к административной ответственности. В частности, установлено, что, если в статьях разд. 1, III, IV и V КоАП РФ не указано, что закрепленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

Согласно ст. 2.10 КоАП РФ при слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица либо при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического липа одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.



В рассмотренных случаях административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Выделяют следующие виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами:

Нарушения земельного законодательства;

Экологические правонарушения;

Нарушения в сфере строительства и производства стройматериалов;

Нарушения таможенных правил;

Нарушения налогового законодательства;

Незаконное осуществление банковской деятельности;

Нарушения антимонопольного законодательства;

Нарушения пожарной безопасности;

Нарушения санитарных и природоохранных правил;

Нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин (ККМ);

Валютные правонарушения.

31.Административное наказание является ус­тановленной государством мерой ответствен­ности за совершение административного право­нарушения и применяется в целях предупрежде­ния совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь сво­ей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физи­ческих страданий, а также нанесение вреда дело­вой репутации юридического лица.

Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень ви­дов административных наказаний, установленных этим Кодексом, не может быть расширен закона ми субъектов РФ.

32Административный штраф - денежное взыс­кание, налагаемое на лицо, совершившее админи­стративное правонарушение. Размер администра­тивного штрафа выражается не в определенной сумме, а в величине, кратной:1)либо минимальному размеру оплаты труда;2)либо стоимости предмета административно­го правонарушения;3)либо сумме неуплаченных налогов, сборов,подлежащих уплате, либо сумме незаконной ва­лютной операции.Для разных правонарушений используется та или иная система определения размера штрафа. При этом вне зависимости от того, как исчисля­ется размер административного Штрафа, он не мо­жет быть менее одной десятой минимального раз­мера оплаты труда.Законодательство определяет и максимальные размеры административного штрафа. Так, размер административного штрафа, налагаемого на граж­дан и исчисляемого исходя из минимального раз­мера оплаты труда, не может превышать 25 ми­нимальных размеров оплаты труда, на должност­ных лиц - 50 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - одной тысячи ми­нимальных размеров оплаты труда. Однако в ряде исключительных случаев, предусмотренных КоАП РФ, административный штраф, налагаемый на должностных лиц и юридических лиц, может быть установлен с превышением этих размеров: для должностных лиц - до 200 минимальных размеров оплаты труда, для юридических лиц - до пяти тысяч минимальных размеров оплаты тру­да. Размер административного штрафа, исчисляе­мого исходя из стоимости предмета администра­тивного правонарушения, а также исходя из сум­мы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратного размера стоимости соот­ветствующего предмета, суммы неуплаченных на­логов, сборов.Говоря о величине административного штра­фа, кратной минимальному размеру оплаты тру­да, следует обратить внимание на то обстоятель­ство, что в соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» мини­мальный размер оплаты труда, из которого рас­считывается величина административного штра­фа, в настоящее время принимается за 100 руб.Предупреждение - административное наказа­ние, выраженное в официальном порицании фи­зического или юридического лица. Предупрежде­ние выносится только в письменной форме.Лишение специального права, предоставленно­го физическому лицу, - наказание, устанавлива­емое за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение спе­циального права назначается судьей. Срок лише­ния специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. Наказание в виде лишения специального права в настоящее время предусмотрено КоАП РФ в отношении трех видов таких прав: права управления транспортным сред­ством, права охоты и права на эксплуатацию ра­диоэлектронных средств или высокочастотных ус­тройств.Лишение специального права в виде права уп­равления транспортным средством не может при­меняться к лицу, которое пользуется транспорт­ным средством в связи с инвалидностью (за ис­ключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицин­ского освидетельствования на состояние опьяне­ния, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которое го оно являлось). Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

33Административный арест - содержание нару­шителя в условиях изоляции от общества. Адми­нистративный арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрез­вычайного положения или режима в зоне прове­дения контртеррористической операций - до 30 суток. Административный арест назначается судьей. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонаруше­ний и не может применяться к беременным жен­щинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, ин­валидам I и II групп. Административное выдворение за пределы Рос­сийской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства - это принудительное и контролируемое перемещение такого лица через Государственную границу РФ за пределы Россий­ской Федерации. В, отдельных случаях, предусмотренных законодательством Российской Феде­рации, административное выдворение состоит в контролируемом самостоятельном выезде иност­ранных граждан и лиц без гражданства из Россий­ской Федерации. Эта мера наказания назначается судьей, а в случае совершения иностранным граж­данином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - должностными лицами органов, и войск пограничной службы Дисквалификация - это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдатель­ный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законо­дательством Российской Федерации. Администра­тивное наказание в виде дисквалификации назна­чается судьей. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

34. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения - принуди­тельное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ этих вещей. Конфискация назначается только су­дьей. Как и возмездное изъятие, конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других, дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство - основной законный источник средств к существованию.

То обстоятельство, что и возмездное изъятие орудия совершения или предмету административ­ного правонарушения, и их конфискация могут назначаться только судьей, обусловлено, положени­ем ч. 3 ст. 35 Конституции РФ: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности применяется в случае:угрозы жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии, эпизоотии;заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;совершения административного правонарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;совершения административного правонарушения в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;совершения административного правонарушения в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах);совершения административного правонарушения в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности;совершения административного правонару.

Закрепление в качестве субъекта административного правонарушения юридического лица является новеллой Кодекса об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (далее - КоАП РФ). Законодатель в Особенной части КоАП РФ выделяет около 200 таких составов.

В ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ закреплено важное положение о том, что субъектом одного правонарушения могут быть одновременно и физическое, и юридическое лицо. При этом назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

Административная ответственность юридических лиц - это применение к организациям, обладающим административной право-субъектностью, административных взысканий за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью восстановления социальной справедливости, государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей и предупреждения правонарушений.
После вступления в силу с 1 июля 2002 года нового Кодекса об административных правонарушениях, в результате проверок соблюдения его положений, участились случаи, когда по факту одного выявленного административного правонарушения контролирующими органами составляются протоколы в отношении всех, указанных в статье КоАП РФ, субъектов административного права - юридического, должностного и физического лица (работника). По результатам рассмотрения дел об административном правонарушении указанные субъекты одновременно привлекаются к административной ответственности в рамках санкций, предусмотренных в КоАП.

Только при наличии определенных фактов и доказательств, такие действия контролирующих органов являются законными и обоснованными.

2. Юридическое лицо является специальным субъектом административного права Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Не вызывает сомнений, что юридическое лицо является специальным субъектом административного права, и поэтому законодатель предусмотрел особенности для его привлечения к административной ответственности. В п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрен особый порядок установления вины юридического лица в совершении административного правонарушения. Вина юридического лица считается установленной, если доказано, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Только установив и доказав, что юридическое лицо приняло не все необходимые меры, можно установить вину юридического лица и привлечь его к административной ответственности. Понятие вины юридического лица значительно отличается от понятия вины физического лица, в том числе должностного лица. Характерно, что вина юридического лица определяется по формальному признаку нарушения административного запрета. По букве закона юридическое лицо не освобождается от административной ответственности даже в том случае, если в конкретной ситуации исключалась возможность наступления вредных последствий от нарушения административного запрета. Единственная возможность отвратить наказание – это ссылаться на малозначительность правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ). Однако такой выход представляется проблематичным, поскольку административная практика отличается формальным подходом к оценке деяний и принимает во внимание в основном сам факт нарушения административного запрета.

По той же самой причине сложно представить, каким образом будет реализована презумпция невиновности юридического лица. Ведь если юридическое лицо не обязано доказывать, что у него имелась возможность для соблюдения административных правил и норм, то тем самым обязанность по доказыванию этих обстоятельств полностью перекладывается на сторону обвинения. Однако сторона обвинения как таковая отсутствует в производстве по делам об административных правонарушениях и обвинительные функции автоматически возлагаются на орган административной юрисдикции. В то же время орган административной юрисдикции не является субъектом доказывания, а только оценивает доказательства.

Протокол об административном правонарушении бессилен разрешить вопрос, имелась ли в нарушении административных норм вина юридического лица. Должностное лицо правоохранительных и контролирующих органов при составлении протокола фиксирует только факт нарушения административного запрета и не обязано выяснять и заносить в протокол, имелась ли у юридического лица возможность соблюсти административное правило (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ), а законные представители юридического лица не обязаны давать объяснения и замечания при составлении протокола (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

ст. 2.10 КоАП РФ, которая определяет правила привлечения к административной ответственности реорганизованных юридических лиц. Согласно ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ, в случаях реорганизации юридического лица административная ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

Это положение представляется разумным в случае реорганизации путем преобразования, когда юридическое лицо остается самим собой и лишь меняет организационно-правовую форму. Однако с учетом указанных выше принципов административной ответственности трудно объяснимо, почему за совершение административного правонарушения до реорганизации сливающимся, присоединяющимся, разделяющимся или выделяющим юридическим лицом административную ответственность несет объединенное, присоединившее, вновь возникшее или выделившееся юридическое лицо после реорганизации. Реорганизация юридического лица подобна наследованию физического лица, которое не несет ответственности за личные обязательства наследодателя. А административная ответственность – это сугубо личная обязанность, которая не может быть отчуждена.

Юридическое лицо может подлежать административной отственности только за деяния, исходящие от его органа и выразившиеся в непринятии всех мер, необходимых для соблюдения норм административного законодательства его должностными лицами и работниками. Оно, как и любой субъект, не может быть привлечено к ответственности и подвергнуто наказанию за чье-либо правонарушение. Если работник юридического лица совершает административное правонарушение, то административной ответственности и наказанию подлежит только он. Ответственность имеет индивидуально-определенный характер и не может переходить от одного субъекта к другому.

Законодательство об административной ответственности организаций еще не представляет собой систему, сложившуюся на основе четкой научной концепции, действуют пока лишь отдельные акты либо их нормы, содержащиеся в разных законах. Данный институт административного права в последние годы динамично развивается, и вступивший с 2002 года в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, который основывается на Конституции Российской Федерации, и где значительное место отведено правовым основам применения административных взысканий к юридическим лицам (предприятиям, организациям).
Необходимо также на законодательном уровне унифицировать подходы к вине юридического лица, взяв за основу объективный подход, поскольку природа административной ответственности едина независимо от сфер, в которых она применяется..

Вопрос об уголовной и административной ответственности юридических лиц остается сегодня дискуссионным. По мнению ряда исследователей, институт применения наказания к юрлицам разрушает целостность предмета законодательного регулирования. Рассмотрим далее подробно особенности административной ответственности юридических лиц.

Актуальность проблемы

Дискуссионность вопроса обуславливается также и сущностью юридического лица как правовой фикции. У него отсутствует рассудок и психическое отношение к совершаемым действиям. Соответственно, административная ответственность физических и юридических лиц предполагает различное понимание института вины.

Согласно действующему законодательству, юрлица выступают в качестве субъектов ответственности наравне с гражданами. Следует сказать, что на практике вопрос о привлечении к административной ответственности юридических лиц был решен намного раньше, чем в теории.

Специфика института

Если юридическое лицо привлечено к административной ответственности, на него распространяются все положения, закрепленные в КоАП, равно как и на граждан. К примеру, оно не может быть наказано дважды за одно и то же правонарушение. Вменение той или иной санкции или применение мер обеспечения в отношении юрлица допускается только на основаниях и по правилам, закрепленным законодательством.

К каждому конкретному случаю применяются нормы, действовавшие в месте и во время совершения правонарушения. Исключением являются случаи, когда нормы действуют только в отношении физлиц. В частности речь идет о положениях о невменяемости, совершении правонарушений группой лиц и пр.

Административная ответственность юридических лиц: определение

Ключевым нормативным актом, устанавливающим порядок вменения санкций юрлицам, является КоАП. Общие правила применения наказаний закреплены в ст. 2.10 Кодекса. Согласно п. 1 этой статьи, административная ответственность юридических лиц наступает в случаях, предусмотренных нормами разд. II КоАП или региональными законами.

В настоящее время предусмотрено более 200 составов правонарушений. Так, административно-правовая ответственность юридических лиц установлена за посягательства на:

Региональные нормы

Как установлено в КоАП РФ, административная ответственность юридических лиц за нарушения законодательства субъектов наступает, если соответствующее правонарушение предусмотрено в нем. Региональные власти, руководствуясь Конституцией (ст. 72, ч. 1), вправе закреплять санкции исключительно в законах. При этом нормативные акты не могут противоречить положениям КоАП.

Административная ответственность к юридическому лицу применяется по определенным правилам. Так, нормы, устанавливающие либо отягчающие наказание за правонарушение либо другим образом ухудшающие положение субъекта, не имеют обратной силы.

Законы, отменяющие или смягчающие административную ответственность юридических лиц и граждан либо другим способом улучшающие их положение, имеют обратную силу. Иначе говоря, такие нормы распространяются на субъектов, совершивших правонарушение до вступления правовых положений в действие, если постановление о вменении им санкции не было исполнено.

Условия применения ответственности

В Постановлении КС № 7-П от 27.04.2008 г. указывается, что административная ответственность юридических лиц в РФ наступает только за те действия, которые законодательством, действующим на день их совершения, признаны правонарушениями. Из этого следует, что для вменения субъекту санкции необходимо выявить состав противоправного деяния.

Признаки правонарушений в публично-правовой сфере, содержание конкретного состава определяются исходя из конституционных принципов демократического государства, основываются на требовании справедливости и законности.

Элементы нарушения

Юридические лица подлежат административной ответственности при наличии состава противоправного деяния. Обязательными элементами правонарушения признаются:

  1. Субъект. В качестве него выступает, собственно, юрлицо.
  2. Объект правонарушения. Ими являются те отношения, на которые посягает субъект.
  3. Объективная сторона - содержание правонарушения.
  4. Субъективная сторона - отношение субъекта к своим действиям.

Отсутствие любого из указанных элементов исключает наличие состава правонарушения в целом. Соответственно, недопустима и административная ответственность юридического лица.

Объект посягательства

Им признаются общественные отношения, регулируемые и охраняемые административно-правовыми нормами. В соответствии со ст. 1.2 КоАП, объектами правонарушений считается охрана:

  • Личности.
  • Свобод и прав гражданина.
  • Здоровья физлиц.
  • Общественной нравственности.
  • Окружающей среды.
  • Общественной безопасности.
  • Частной собственности.
  • Экономических интересов граждан и организаций, государства и общества.

Все эти объекты считаются родовыми и признаются неотъемлемой и самостоятельной частью общего объекта. В качестве него выступают отношения, связанные с предупреждением правонарушений.

Кроме этого, различают также и видовой объект - специфическую группу общественных отношений. Речь, в частности, о сфере транспорта, финансах, дорожном движении, рынках ценных бумаг, налогах и сборах, таможенном деле и пр.

Объективный аспект

Он формируется действием/бездействием юридического лица. Административная ответственность возникает в случае, когда причинен вред общественным правоотношениям. Ущерб - один из ключевых признаков объективной стороны. Кроме этого, ее характеризует способ, место, время совершения правонарушения. Дополнительными признаками объективной стороны деяния могут выступать злостность, систематичность, повторность.

Характеристика субъекта

При описании этого элемента состава правонарушения используются признаки, закрепленные гражданским законодательством. Согласно 48 статье ГК, в качестве юрлица выступает коммерческая или некоммерческая организация, созданная в форме, предусмотренной нормами права, и имеющая соответствующий статус.

В 3 части ст. 2.1 КоАП установлено, что в качестве субъекта административного правонарушения может выступать и юридическое, и При этом необходимо обратить внимание на важный нюанс. Вменение административной санкции юрлицу не и должностное лицо.

Юридические лица имеют определенную структуру. В каждой организации есть исполнительный орган. Он может быть коллегиальным (совет директоров, к примеру) или единоличным (гендиректор). В составе исполнительного органа находятся физические (должностные) лица. По закону, административную ответственность несет юридическое лицо в целом и конкретный гражданин, допустивший правонарушение. Соответственно, органу, рассматривающему дело, необходимо доказать вину и должностного, и юрлица.

Субъективный аспект

Он выражается в психическом отношении лица к своему действию/бездействию. Можно ли считать вину неотъемлемым элементом состава правонарушения? Чтобы на этот вопрос получить ответ, необходимо обратиться к положениям законодательства. Понятие вины раскрывается в разных нормах. В классическом понимании она предполагает психическое отношение лица к противоправному деянию и последствиям, которые наступают в связи с его совершением. В этом смысле вина соотносится с осознанием действий граждан (в том числе должностных лиц), совершаемых от имени юридического лица. Следовательно, здесь можно говорить о "коллективной вине", определяемой по "доминирующей воле". Аналогичное определение присутствует и в 106 статье НК.

Между тем в научных изданиях нередко отмечается, что вина юрлица не может определяться произвольно при установлении вины конкретного физлица. Соответственно, для наступления административной ответственности юридического лица необходимо доказать вину всех сотрудников, действующих от его имени.

В теории закреплен и другой подход к определению виновности. Она определяется как совокупность негативных компонентов, связанных с дезорганизацией деятельности юрлица, непринятием им надлежащих мер по исполнению обязанностей, возложенных на него обязанностей, а также по предупреждению правонарушений и устранению причин их допущения.

Виновность юрлица по КоАП

Необходимо сказать, что до принятия действующего сегодня Кодекса, доказывание непричастности к правонарушению возлагалось непосредственно на юридическое лицо - имела место так называемая презумпция виновности. Поддерживали такой подход и некоторые исследователи. Так, Л. Иванов указывает на то, что при любом виде административной ответственности юридического лица не будет действовать презумпция невиновности в той форме, в какой она сложилась в уголовном праве. Более того, в Конституции этот принцип применим только к лицам, совершившим преступления, т. е. к гражданам.

Согласно положениям статей 26.1-26.2 КоАП, в рамках производства по административному делу, в том числе совершенному юрлицом, факт виновности должен быть установлен и доказан вместе с прочими обстоятельствами. В ст. 2.1 Кодекса при этом закреплено, что юридическое лицо будет признано виновным в правонарушении, если будет выявлено, что он имел возможность соблюсти нормы и правила, однако не предприняло надлежащих мер для этого.

Понятие вины в НК

Определение раскрывается в 110 статье Кодекса. В п. 4 нормы установлено, что вина юрлица в налоговом правонарушении определяется в зависимости от виновности его представителей либо должностных лиц, бездействия/действия которых привели к нарушению законодательства.

В НК различают формы умысла - косвенный и прямой. Кроме того, в Кодексе присутствует указание на неосторожность. Однако она упоминается только в форме небрежности. Другими словами, субъект, совершивший правонарушение, не осознавал негативного характера последствий своих действий/бездействий, хотя должен был и мог осознавать его.

Сложности в судебной практике

До недавнего времени возникали трудности при применении форм вины к правонарушениям, совершенным юрлицами. Между тем судебная практика (Конституционного суда, в частности) различает неосторожность и умысел в составах противоправных деяний, предусмотренных нормами НК.

К примеру, в п. 4 определения КС № 257-О от 2001 г. по жалобе обособленного подразделения одного коммерческого банка Суд обращает внимание на некорректность формулировки положений 135 статьи НК. В этой норме установлена ответственность банковских структур за неправомерное невыполнение решения контрольного органа о взыскании недоимки или пени. Такая формулировка позволяла привлекать к административной ответственности кредитные организации одновременно и по ч. 1, и по ч. 2 указанной статьи за одно и то же действие. КС в своем определении пояснил, что первая часть нормы может применяться и при умысле, и в случае неосторожности. Ч. 2, в свою очередь, распространяется на правонарушения, совершенные с прямым умыслом.

Одновременное применение и первой, и второй частей 135 статьи признано КС противоречащим основополагающим принципам наступления административной ответственности, так как нельзя одно деяние квалифицировать как неосторожность и умысел одновременно.

Особые случаи

Необходимо сказать, что в законодательстве предусмотрено несколько ситуаций, когда административная ответственность юридического лица может наступить и без его вины. В первую очередь, речь о правонарушениях, совершенных реорганизуемым лицом при слиянии, разделении, присоединении, преобразовании. В указанных случаях виновное лицо прекращает свое существование. Однако у него появляются преемники (один или несколько). По закону, они не будут нести административную ответственность за допущенные реорганизуемым лицом нарушения, а отвечают лишь за собственные действия/бездействия.

Понятие "преемство" является гражданско-правовой категорией. Этот институт не предусмотрен в административном праве. Следует отметить, что в нормах КоАП отсутствуют оговорки о применении гражданско-правовых терминов в правоприменительной деятельности по делам об административных нарушениях. По мнению многих экспертов, такие оговорки необходимы. Дело в том, что во 2 статье ГК (в п. 3) указано, что имущественным правоотношениям, основывающимся на административном либо другом властном подчинении одного субъекта другому, в т. ч. к налоговым и прочим финансовым отношениям, нормы гражданского законодательства не применяются, если другое не установлено в ФЗ.

В 11 статье НК присутствует следующая оговорка: "Понятия, термины, институты семейного, гражданского и иного законодательства используются в том значении, в котором они применяются в соответствующей отрасли права, если иное не закреплено в НК".

Классификация правонарушений

Как показывает практика, большая часть нарушений связана с предпринимательской и другой организационно-хозяйственной деятельностью юрлиц. Как правило, противоправные действия допускаются в следующих сферах:

  • Охраны собственности.
  • Защиты природы, природопользования.
  • Строительства, энергетики, промышленности.
  • Мелиорации, сельского хозяйства, ветеринарии.
  • Информации и связи.
  • Предпринимательства.
  • Налогов, сборов, финансов, рынка бумаг.
  • Таможенного дела.

Основанием для классификации правонарушений по видам выступает содержание обязанностей юрлица в той или иной области госрегулирования, за виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение которых предусматривается наказание. Выделяют посягательства на:

  1. Правопорядок.
  2. Порядок управления.
  3. Отношения в отдельных сферах госуправления.

Первые два вида правонарушений обладают универсальным характером, поскольку могут быть допущены в любой сфере госрегулирования.

Виды наказаний

Законодательство предусматривает следующие виды санкций для юридических лиц:


Особенности денежного взыскания

Административный штраф может назначаться в виде твердой суммы или быть кратным:

  1. Стоимости предмета правонарушения в момент завершения или пресечения противоправных действий/бездействия. В этом случае величина штрафа не может превышать цену соответствующего предмета или сумму, эквивалентную ей, более чем в три раза.
  2. Выручке, полученной от реализации продукции, работы, услуги за календарный год, если субъект правонарушения осуществлял продажу товара, предоставлял услугу или выполнял работу в предыдущем расчетном периоде. Величина взыскания при этом не может быть выше 1/25 совокупной выручки.
  3. Сумме неотчисленных и подлежащих выплате на момент завершения или пресечения правонарушения сборов, налогов, таможенных пошлин, незаконных валютных операций и пр.
  4. Выручке от продажи продукции (предоставления услуги, выполнения работы), полученной вследствие противоправного завышения цены, регулируемой государством, за все время, на протяжении которого совершалось нарушение, но не больше 1 года. Штраф при этом не должен быть выше двукратного размера излишне полученной прибыли за весь срок регулирования.

Правонарушения в сфере предпринимательства

Они считаются самыми распространенными противоправными действиями юридических лиц. Как показывает статистика, основными правонарушениями в сфере предпринимательства являются:

  1. Ведение деятельности без специального разрешения или без госрегистрации.
  2. Незаконная реализация товара (иных ценностей), запрещенного или ограниченного в обороте.
  3. Нарушение законодательных норм в сфере рекламы.
  4. Реализация продукции, предоставление услуг, производство работ ненадлежащего качества либо с нарушением санитарно-эпидемиологических требований, без предоставления необходимой информации потребителю либо при отсутствии ККМ.
  5. Нарушение правил ценообразования.
  6. Противоправное использование товарных знаков.
  7. Обман потребителей или другие нарушения прав покупателей.
  8. Противоправное получение кредитных средств.
  9. Преднамеренное (фиктивное) банкротство, незаконные действия в ходе процедуры признания несостоятельности юрлица.
  10. Нарушение порядка реализации товаров отдельных видов.
  11. Неисполнение требований законодательства об экспортном контроле.
  12. Нарушение положений о биржевой торговле.
  13. Неисполнение законодательных предписаний о лотереях.
  14. Нарушение порядка обращения с ломом, отходами металлов (цветных, черных) и правил их продажи.

Ущерб, возникающий при совершении указанных правонарушений, несет реальную угрозу для экономической безопасности государства.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: