Государственная тайна: как наказывают за разглашение секретов страны. Организация и обеспечение режима секретности Уголовная ответственность военнослужащих за разглашение государственной тайны

1. Разглашение сведений военного характера, составляющих государственную тайну, при отсутствии признаков государственной измены, наказывается лишением свободы на срок от двух до

пяти лет.

2. Утрата документов или материалов, содержащих

сведения военного характера, составляющих государственную тайну, предметов, сведения о которых составляют государственную тайну, лицом, которому они были

доверены, если утрата явилась результатом нарушения

установленных правил обращения с указанными документами, материалами или предметами, наказывается лишением свободы на срок от двух до

пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они повлекли тяжкие последствия,886

наказывается лишением свободы на срок от пяти до

десяти лет.

1. Военная присяга и военные уставы обязывают каждого военнослужащего хранить государственную или военную тайну. Разглашение сведений, составляющих государственную или военную тайну, может причинить крупный ущерб интересам безопасности государства, боевой

готовности Вооруженных Сил Украины.

Предметом преступления являются: 1) сведения военного характера, составляющие государственную тайну;

2) документы, содержащие сведения военного характера,

составляющие государственную тайну; 3) предметы (материалы), сведения, составляющие государственную тайну; 4) военные сведения, которые не подлежат оглашению,

но не составляющие государственной тайны.

Сведения военного характера, составляющие военную

тайну, могут одновременно быть и государственной тайной.

Государственная тайна - это понятие, включающее в

себя наиболее важные сведения военного, экономического,

политического и иного характера, имеющие важное государственное значение и специально охраняющиеся государством (ст. 1 Закона -О государственной тайне- от

2. Ответственность за разглашение сведений военного характера, которые составляют государственную тайну, а также за утрату документов, предметов и материалов,

В случае разглашения военнослужащим других сведений,

составляющих государственную тайну, ответственность наступает по ст.

328, а за утрату документов с такими сведениями - по ст. 329.

Военную тайну могут составить сведения военного характера, являющиеся не государственной, а служебной тайной. Круг таких сведений определяют компетентные органы военного управления.

Передача военнослужащим иностранным организациям или их представителям сведений, хотя и не военного

характера, но являющихся служебной тайной, влечет ответственность по ст. 328 (при отсутствии признаков государственной измены).

Разглашение сведений, составляющих военную тайну,

состоит в том, что лицо, владеющее этой тайной, в наруше887

ние установленного запрета, предает их огласке, в результате чего они стали достоянием посторонних лиц.

Преступное разглашение может выражаться как в устной, так и в письменной формах, путем показа или передачи посторонним лицам документов или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну.

О понятии -утрата документов либо материалов- см. комментарии к ст. 329.

3. Субъективная сторона разглашения военной тайны

характеризуется как умышленной, так и неосторожной

формой вины, а утрата соответствующих документов, материалов и предметов - только неосторожной формой вины, хотя нарушение установленных правил обращения с

ними может быть и умышленным.

4. Субъектами этих преступлений могут быть военнослужащие рядового, сержантского (старшинского) состава, прапорщики, мичманы и офицеры, независимо от их

служебного и должностного положения.

5. Тяжесть последствий, указанных в ч. 3 ст. 422, устанавливается исходя из конкретных обстоятельств дела.

К таковым можно отнести случаи, когда разглашенные

сведения стали известны иностранным разведкам и используются в ущерб интересам Украины.

По ст. 422 не может привлекаться к ответственности

военнослужащий в случае утраты соответствующих документов, материалов или предметов, если они не были доверены ему по службе, а случайно оказались у него.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, субъектом, которому они были доверены либо стали известны в связи с его службой, учебой, работой или по другим обстоятельствам, установленным в нормативных актах, влечет Оно применяется в случае, если указанная информация стала достоянием третьих лиц. При этом в составе деяния должны отсутствовать признаки преступлений, определенных ст. 275, 276

Наказание за разглашение государственной тайны

Ст. 283 УК РФ за данное преступление устанавливает:

  1. Арест на 4-6 мес.
  2. Тюремное заключение до 4 лет.

Дополнительно к лишению свободы может вменяться запрет на осуществление деятельности или пребывание на должности, определенных судом, до 3 лет.

Квалифицирующий состав

Ответственность за разглашение государственной тайны может быть ужесточена в случае, если деяние повлекло по неосторожности тяжелые последствия. В этом случае виновному грозит тюремное заключение на 3-7 лет. При этом дополнительно суд вправе вменить запрет на пребывание на определенных постах либо занятие конкретной деятельностью на протяжении 3 лет.

Формы деяния

Разглашение государственной тайны может осуществляться различными способами. следующие формы:


Разглашение государственной тайны может осуществляться при утере документов, содержащих секретные данные, а также при нарушении способа их использования.

Комментарий

Разглашение государственной тайны является общественно опасным деянием. Угроза заключается в том, что секретная информация уходит из владения и может впоследствии использоваться для посягательств на внутреннюю и внешнюю безопасность, а также иные важнейшие интересы страны. В качестве объекта выступает, соответственно, сохранность таких данных. Предметом преступления является информация, составляющая гостайну.

Объективная часть

С этой стороны преступление выражено в непосредственном разглашении информации, считающейся гостайной. Под ним следует понимать такое незаконное обнародование информации, при котором она стала достоянием посторонних субъектов. Ими считаются лица, которые ввиду своих обязанностей или характера работы не имеют доступа к таким данным.

Специфика преступления

Объективно разглашение УК РФ расценивает как разные действия, в результате совершения которых секретная информация становится доступной для посторонних субъектов. Это может происходить при:

  • Публичном выступлении.
  • Частной, доверительной беседе.
  • Переписке.
  • Демонстрации изделий, чертежей, схем.
  • Показе документации.
  • Утере неучтенных блокнотов и тетрадей с выписками из секретных бумаг и так далее.

Вместе с этим разглашение государственной тайны может осуществляться и бездействием. Речь, в частности, ведется о бесконтрольном оставлении виновным на своем рабочем месте таблиц, документации, изделий, схем в условиях, когда к ним могут иметь беспрепятственный доступ посторонние субъекты. В случае если по причинам, которые не зависят от воли виновного, посторонними лицами не было воспринято умышленное разглашение государственной тайны, УК квалифицирует как покушение на преступление. Такая ситуация имеет место, например, вследствие незнания другим субъектом национального языка, сильного его опьянения, глухоты и так далее. Деяние считается завершенным с момента восприятия посторонним лицом разглашаемых сведений. При этом достаточно, чтобы субъект понимал общий смысл информации без детального восприятия.

Нормативная база

Порядок, в соответствии с которым обеспечивается сохранность сведений, которые относятся к гостайне, регламентируются ФЗ №5485-1, правилами отнесения данных к разным степеням секретности, а также перечнем информации, считающейся охраняемой законом. Кроме этого, действует система подзаконных актов в форме положений, инструкций, памяток и пр. В этой связи в ходе расследования фактов необходимо точно установить характер информации, преданной огласке. Кроме этого, следует определить конкретное предписание, которое не было соблюдено. Степень секретности данных устанавливается с помощью их сверки с нормативными актами, действующими в стране. При необходимости может проводиться экспертиза.

Субъективная часть

Эта сторона преступления предполагает наличие умысла и неосторожной вины. В юридических изданиях существует несколько мнений по этому поводу. В частности, одни авторы считают, что разглашение информации, признанной гостайной, может осуществляться исключительно при умышленной вине. По мнению экспертов, такое мнение обуславливается смысловой и редакционной неточностью понимания ст. 24, ч. 2 кодекса. Этот момент требует законодательной коррекции либо разъяснения ВС.

Умысел

Если он прямой, субъект, понимая общественную опасность поведения, связанного с разглашением гостайны, предполагает, что информация будет воспринята посторонними субъектами, и желает этого. К примеру, такая форма вины присутствует, если преступление совершено в ходе доверительного разговора с родственником или иными близкими людьми. Если субъект действует с косвенным умыслом, то он понимает угрожающий для общества характер своего поведения, предвидит, что информация, которая составляет гостайну, может стать достоянием других, посторонних граждан. При этом виновный допускает, что секретные данные будут восприняты ими, поскольку относится к этому факту с безразличием. Таким образом, оценивается беседа сослуживцев на закрытую тематику в общественном транспорте с громкостью, которая допускает возможность того, что информация будет услышана посторонними, громкое прочтение документов либо обсуждение секретных вопросов в помещениях с недостаточно хорошей звукоизоляцией, оставление в кабинете, в который могут войти другие люди, графиков, схем, таблиц и пр.

Неосторожность

Разглашение гостайны может произойти ввиду или легкомыслия. Как правило, то выражается в письменном виде, когда снимаются копии с документации, содержащей секретные сведения, переписываются данные в неучтенные блокноты, тетради, на отдельные листы, которые впоследствии могут потеряться. При этом и при умышленном, и при неосторожном разглашении могут наступить достаточно серьезные последствия.

Мотивы

Как показывает практика, граждане идут на разглашение гостайны ради бахвальства. Целью деяния выступает стремление показать посторонним лицам свою компетентность и осведомленность, подчеркнуть значимость своего участия в процессе решения практических вопросов. В основе мотивов могут лежать и другие побудительные стимулы. Например, субъект, разглашающий гостайну, стремится помочь другу, выполняющему научную работу или готовящемуся к выступлению с лекцией.

Часть вторая

В ней определен квалифицирующий состав деяния. Им признается то же преступление, что указано 1 ст. 283, но повлекшее тяжкие последствия ввиду неосторожности. Ими признаются:

  • Переход информации в распоряжение иностранных разведывательных служб.
  • Срыв значимых мероприятий.
  • Приостановление перспективных научно-технических исследований и так далее.

В данном случае вина может быть только неосторожной. Об этом указано и в самой рассматриваемой норме.

Отличие от госизмены

Предание огласке секретной информации совершается исключительно с косвенным или прямым умыслом. В последнем случае резонно возникает вопрос, чем разглашение отличается от выражающейся в шпионаже? В первую очередь, необходимо отметить специфику содержания умысла и характер самого деяния. Совершая госизмену, субъект понимает, что передает секретные данные представителю зарубежного государства. При этом он осознанно хочет это сделать с целью осуществления враждебной деятельности для нанесения вреда России. При разглашении секретной информации виновный понимает, что предоставляет ее посторонним, не представителям другой страны.

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешневолитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

К государственной тайне могут быть отнесены следующие сведения:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и эк;

4) сведения в области разведывательной, контрразведыательной и оператвно-разыскной деятельности.

Законодательство РФ о государственной тайне основывается на Конституции РФ, законе РФ «О безопасности» и включает Закон «О государственной тайне», а также положение других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Ст. 26 ФЗ о государственной тайне предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение законодательства о государственной тайне. Государство отдает себе отчет в неэффективности применения мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения, гражданско-правовой ответственности в виде призрачной перспективы взыскать ущерб с причинителя убытков, а также административной ответственности, распространяющейся только на организации в виде перспективы лишения лицензии на допуск к государственной тайне и относительно небольшого штрафа.

Административная ответственность.

В КоАПе присутствует лишь одна статья, под которую попадают злоумышленники, совершающие незанонные операции со сведениями, относящимися к гос. тайне. Это ст. 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации.

1. Занятие видами деятельности в области защиты информации без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение в соответствии с ФЗ обязательно (обязана), - влечет наложение административного штрафа за граждан в размере от 500 до 1000 рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц – от 2000 до 3000 рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей с конфискацией средств защиты или без таковой.

2. Занятие видами деятельности, связанной с использованием и защитой информации, составляющей государственную тайну, созданием средств, предназначенных для защиты информации, составляющей государственную тайну, осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите информации, составляющей государственную тайну, без лицензии – извлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 рублей; на юридических лиц – от 30000 до 40000 рублей с конфискацией созданных без лицензии средств защиты информации, составляющей государственную тайну, или без таковой.


Уголовная ответственность.

Государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по 4-ем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны.

Статья 275. Государственная измена.

Государственная измена, т.е. шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации и их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенная гражданином РФ, - наказывается лишением свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. (Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного преступления).

Статья 276. Шпионаж.

Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а такде передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб интересам РФ и если в его действия совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены -

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, - наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 4 до шести 6, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Режим секретности - это установленный нормами права единый порядок обращения со сведениями, составляющими государственную тайну и конфиденциальную информацию.

Назначением режима секретности является предотвращение утечки закрытой (конфиденциальной) информации по агентурным каналам.

Режим секретности имеет ряд особенностей".

  • 1) единый для всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций порядок обращения с государственными секретами, которые определяются высшими органами государственной власти и управления;
  • 2) обязательный для всех государственных органов и должностных лиц порядок обращения с государственными секретами;
  • 3) персональная ответственность руководителей всех рангов за организацию режима секретности в их учреждениях, организациях и предприятиях, за проведение необходимого комплекса мероприятий, предотвращающих утечку закрытой информации;
  • 4) контроль за деятельностью по обеспечению сохранности государственных секретов, соблюдение требований установленного режима секретности, который осуществляется органами государственной безопасности;
  • 5) уголовная ответственность лиц, виновных в разглашении секретных сведений, в утрате секретных документов и изделий.

Режим секретности по содержанию включает в себя порядок :

  • - установления степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях;
  • - допуска граждан к работам, документам и изделиям, которые содержат закрытую информацию;
  • - выполнения должностными лицами своих должностных обязанностей по сохранению государственных и служебных тайн, по соблюдению режима секретности;
  • - обеспечения секретности: при проведении на предприятиях работ закрытого характера; при ведении секретного делопроизводства; при использовании технических средств, передаче, обработке и хранении информации закрытого характера; при осуществлении предприятиями, учреждениями и организациями, где ведутся закрытые работы, контактов с зарубежными фирмами;
  • - проведения служебных расследований по фактам разглашения секретных сведений.

Деятельность по обеспечению сохранности государственных секретов в министерствах, ведомствах, учреждениях, организациях и на предприятиях осуществляется через подразделения по защите государственной тайны, которые состоят из первых отделов и отделов или групп режима. На данные подразделения возложена задача ведения секретного делопроизводства, решение вопросов организации режима секретности на объекте и режима секретности по проводящимся закрытым работам:

В основу работы подразделений по защите государственной тайны (ГТЗГТ) положены следующие документы:

  • - Инструкция по обеспечению режима секретности в министерствах, ведомствах, на предприятиях и в организациях;
  • - Перечень сведений, составляющих государственную тайну;
  • - Ведомственный перечень сведений, подлежащих засекречиванию;
  • - Положение о порядке установления степени секретности сведений, содержащихся в работах, документах и изделиях.

При осуществлении своей работы работники ПЗГТимеют право :

  • 1) требовать от всех сотрудников, которые допущены к секретным работам и документам, выполнения всех требований установленного режима секретности;
  • 2) контролировать подразделения предприятия по обеспечению сохранности государственных и служебных тайн и выполнению требований режима секретности;
  • 3) требовать о глиц, виновных в разглашении секретных сведений, в утрате секретных документов и изделий, виновных в грубом нарушении режима секретности, письменных объяснений по факту происшедшего;
  • 4) возбуждать ходатайство перед руководством предприятия об отстранении от исполнения служебных обязанностей лиц, виновных в перечисленных выше проступках.

На всех предприятиях, где ведутся закрытые работы, создаются постоянно действующие технические комиссии (ПДТК), которые являются консультативным органом при руководителе предприятия по вопросам режима секретности и противодействия иностранным техническим разведкам.

Основными задачами ДД7Хявляются:

  • 1) выявление возможных каналов утечки информации, присущих для данного предприятия;
  • 2) разработка и реализация мероприятий по своевременному закрытию выявленных каналов утечки закрытой информации;
  • 3) планирование всей работы по вопросам режима секретности, защиты от технических разведок на предприятии;
  • 4) организация и ведение общей профилактической работы по защите закрытой информации от технических разведок.

Правовое регулирование основных вопросов отнесения информации к коммерческой тайне, оборота такой информации и охраны ее конфиденциальности в нашей стране определяется Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Коммерческая тайна - не являющиеся государственными сведения, связанные с производством, технологиями, финансами, процессами управления и другой деятельностью организации или фирмы, разглашение которых может нанести ущерб их интересам. Гриф «Коммерческая тайна» не является секретным, а лишь показывает, что право собственности на данную информацию охраняется законодательством. Коммерческую тайну могут составлять сведения, относящиеся к очень широкому кругу вопросов предпринимательской деятельности.

По режиму доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом. В свою очередь, информация с ограниченным доступом делится на конфиденциальную и секретную.

Под конфиденциальной информацией понимаются сведения, находящиеся в собственности, использовании или в распоряжении отдельных физических или юридических лиц и распространяются по их желанию в соответствии с предусмотренными ими условиями. По содержанию конфиденциальная информация может иметь профессиональный, деловой, производственный, банковский, коммерческий, личный и другой характер.

При отнесении сведений к конфиденциальной информации необходимо учитывать следующее. Производственная деятельность предприятия направлена на обеспечение максимальной прибыли, что может быть достигнуто за счет снижения себестоимости продукции и повышения конкурентоспособности изделия. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия, могут приносить положительные результаты только при условии их сокрытия от экономических конкурентов. Вследствие этого каждое предприятие должно осуществлять меры, направленные на защиту таких сведений. Отнесение этих сведений к конфиденциальной информации является одной из важнейших задач экономической безопасности предприятия.

Необходимость защиты тех или иных конфиденциальных сведений определяется конкуренцией. Именно поэтому к конфиденциальной информации целесообразно относить те сведения, которые могут дать или дают значимые преимущества в конкурентной борьбе, а разглашение этой информации может нанести экономический ущерб вследствие снижения конкурентоспособности товаров и услуг предприятия.

Оценка возможного экономического ущерба в случае утечки све-дений является основой формирования перечня сведении , составляющих конфиденциальную информацию предприятия.

Структура и содержание перечня зависит от характера деятельности предприятия. Основными разделами перечня можно рассматривать следующие:

  • - управление производством;
  • - планирование производственной деятельности;
  • - внедрение новых технологий, конструкций, материалов;
  • - финансы;
  • - конкуренты и партнеры;
  • - переговоры, перечень и содержание существующих и планируемых контрактов;
  • - ценовая политика;
  • - состояние реализации и сбыта продукции.

Наибольший объем сведений, относящихся к конфиденциальной информации, приходится на сферы торговли, маркетинга, производства, сервиса, управления.

Для того чтобы принять решение о включении тех или иных сведений о деятельности предприятия в перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию, необходимо определить возможные негативные последствия , которые могут возникнуть в случае их разглашения. К таким последствиям могут относиться:

  • - срыв переговоров, утрата возможностей заключения выгодных контрактов;
  • - отказ от решений, становящихся экономически неэффективными в результате разглашения информации, появление дополнительных финансовых затрат для принятия новых решений;
  • - снижение рыночной стоимости продукции или сокращение объемов продаж;
  • - разрыв или существенное снижение уровня деловых отношений с партнерами;
  • - потеря возможности патентования и продажи лицензий;
  • - ухудшение условий получения кредитов;
  • - появление трудностей (сокращение объемов, повышение стоимости) в обеспечении сырьем, приобретении оборудования;
  • - сокращение рынка сбыта вследствие опережения конкурентом поставки аналогичной продукции;
  • - сокращение конкурентами затрат на проведение научных, опытных работ и совершенствование технологий.

Для определения перечня конкретных сведений, составляющих коммерческую тайну фирмы, приказом генерального директора создается комиссия из специалистов по существующим на фирме направлениям деятельности. Комиссия на основе данного перечня определяет:

  • - какая информация нуждается в защите,
  • - наиболее важные (критические) элементы защищаемой информации.

Решение вопроса о снятии грифа «Коммерческая тайна» возлагается на создаваемую в установленном порядке специальную комиссию, в состав которой включаются представители службы безопасности и соответствующих структурных подразделений.

Решение комиссии оформляется составляемым в произвольной форме актом, который утверждается директором или его заместителем по направлению. В акте перечисляются дела, с которых гриф «Коммерческая тайна» снимается. Один экземпляр акта вместе с делами передается в архив, а на дела постоянного хранения - в государственный архив. На обложках дел гриф «Коммерческая тайна» погашается штампом или записью от руки с указанием даты и номера акта, послужившего основанием для его снятия.

Допуск сотрудников к сведениям, составляющим коммерческую тайну, осуществляется директором, его заместителями по направлениям и руководителями структурных подразделений.

Руководители подразделений и службы безопасности ответственны за подбор лиц, допускаемых к сведениям с грифом «Коммерческая тайна», обязаны обеспечить систематический контроль за тем, чтобы к этим сведениям получали доступ только те лица, которым такие сведения необходимы для выполнения своих служебных обязанностей.

К сведениям, составляющим коммерческую тайну, допускаются лица, обладающие необходимыми нравственными и деловыми качествами, способные хранить коммерческую тайну и только после оформления в службе безопасности индивидуального письменного обязательства по сохранению коммерческой тайны.

Допуск сотрудников к работе с документами, имеющими гриф «Коммерческая тайна», производится в соответствии со списком за подписью руководителя структурного подразделения. Командированные и частные лица допускаются к ознакомлению и работе с документами и изданиями с грифом «Коммерческая тайна» с письменного разрешения руководителей фирмы и подразделений, в ведении которых находятся эти документы, при наличии письменного запроса тех организаций, в которых они работают, с указанием темы и объема выполняемого задания, а также предписания на выполнение задания.

Выписки из документов и изданий, содержащие сведения с грифом «Коммерческая тайна», производятся втетрадях, имеющихтакой же гриф, и после окончания работы представителя высылаются в адрес организации. Дела и издания с грифом «Коммерческая тайна» выдаются исполнителям и принимаются от них под расписку.

Документы, содержащие сведения, составляющие коммерческую тайну, подлежат обязательной регистрации в канцелярии службы безопасности или в общем делопроизводстве подразделения уполномоченным службы безопасности. Такие документы должны иметь реквизиты, определенные нормативными документами фирмы, и гриф «Коммерческая тайна». На документах, передаваемых иностранцам, гриф «Коммерческая тайна» нс проставляется. Полученные от иностранцев документы маркируются грифом «Коммерческая тайна» графитным карандашом. В тексте документа и его реквизитах дополнительно могут оговариваться права на информацию, порядок пользования ею, сроки ограничения на публикацию и другие.

Отсутствие грифа «Коммерческая тайна» и предупредительных оговорок в тексте и реквизитах означает свободную рассылку и предполагает, что автор информации и должностное лицо, санкционирующее ее распространение, предусмотрели все возможные последствия свободной рассылки и несут за это всю полноту ответственности.

Вся поступающая корреспонденция с грифом «Коммерческая тайна» или другими грифами принимается и вскрывается сотрудниками канцелярии, которым поручена работа с этими материалами. При этом проверяется количество листов и экземпляров документов и изданий, а также наличие указанных в сопроводительном письме приложений.

В случае отсутствия в конвертах документов с грифом «Коммерческая тайна» или приложений к ним составляется акт в двух экземплярах, один из которых отправляется отправителю. Регистрации подлежат все входящие, исходящие и внутренние документы, а также издания с грифом «Коммерческая тайна». Такие документы учитываются по количеству листов, а издания (книги, журналы, брошюры) - поэкземплярно.

Учет документов и изданий с грифом «Коммерческая тайна» ведется в журналах или на карточках установленной формы отдельно от учета другой несекретной документации. Листы журналов нумеруются, прошиваются и опечатываются. Издания, которые не подшиваются в дела, учитываются в журнале инвентарного учета. Движение документов и изданий с грифом «Коммерческая тайна» должно своевременно отражаться в журналах или на карточках.

На каждом зарегистрированном документе, а также на сопроводительном листе к изданиям с грифом «Коммерческая тайна» проставляется штамп, в котором указываются наименование, регистрационный номер документа и дата его поступления. Тираж издания с грифом «Коммерческая тайна», полученный для рассылки, регистрируется под одним входящим номером в журнале учета и распределения изданий.

Печатание материалов с грифом «Коммерческая тайна» производится в бюро оформления технической документации или в структурных подразделениях под ответственность их руководителей.

Документы и издания с грифом «Коммерческая тайна» размножаются в типографиях и на других множительных аппаратах. Данная процедура производится с разрешения службы безопасности и под контролем канцелярии по заказам, подписанным руководителем подразделения и утвержденным заместителем директора по направлению. Учет размноженных документов и изданий осуществляется поэкземплярно в специальном журнале.

Документы с грифом «Коммерческая тайна» после исполнения группируются в отдельные дела. Порядок их группировки предусматривается номенклатурами дел несекретного делопроизводства. В номенклатуру дел в обязательном порядке включаются все справочные картотеки и журналы на документы и издания с грифом «Коммерческая тайна».

При пользовании открытой радиосвязью запрещается передавать сведения, имеющие гриф «Коммерческая тайна». Такие сведения могут передаваться только по закрытым техническим средствам связи или по открытой телетайпной связи с проставлением на документах и телеграммах соответствующего штампа. При пользовании проводной связью запрещается указывать должности адресатов и отправителей, разрешается указывать только телеграфные адреса и фамилии отправителей и получателей.

Снятие различных копий, а также производство выписок из документов и изданий с грифом «Коммерческая тайна» сотрудниками производится по разрешению руководителей подразделений.

Контроль за обеспечением режима при работе со сведениями, составляющими коммерческую тайну, осуществляется в целях изучения и оценки фактического состояния сохранности коммерческой тайны, выявления недостатков и нарушений режима при работе с материалами с грифом «Коммерческая тайна», установления причин таких недостатков и нарушении и выраоотки предложении, направленных на их устранение и предотвращение.

Контроль за обеспечением режима при работе с материалами с грифом «Коммерческая тайна» осуществляет служба безопасности и руководители структурных подразделений.

Комиссия для проверки обеспечения режима при работе с материалами с грифом «Коммерческая тайна» комплектуется из опытных и квалифицированных работников в составе не менее двух человек, имеющих доступ к этой работе. Участие в проверке не должно приводить к необоснованному увеличению осведомленности проверяющих в этих сведениях.

Проверки обеспечения режима при работе с материалами с грифом «Коммерческая тайна» проводятся не реже одного раза в год комиссиями на основании предписания, подписанного директором или его заместителем по направлению.

По результатам проверок составляется акт с отражением в нем состояния режима при работе с материалами с грифом «Коммерческая тайна», выявленных недостатков и нарушений, предложений по их устранению. С актом после утверждения его директором или заместителем под роспись знакомится руководитель структурного подразделения.

Об устранении выявленных в результате проверки недостатков и нарушений в режиме при работе с материалами «Коммерческая тайна» и реализации предложений руководитель подразделения в установленные комиссией сроки сообщает начальнику службы безопасности.

В случае установления факта утраты документов, дел и изданий с грифом «Коммерческая тайна» либо разглашения содержащихся в них сведений немедленно ставятся в известность директор, его заместители и начальник службы безопасности. Для расследования факта утраты документов, дел и изданий с грифом «Коммерческая тайна» при установлении факта разглашения сведений, содержащихся в этих материалах, приказом директора или распоряжением руководителя структурного подразделения назначается комиссия, заключение которой о результатах расследования утверждается руководителем, создавшим данную комиссию. На утраченные документы, делай издания с грифом «Коммерческая тайна» составляется акт. Соответствующие отметки вносятся в учетные документы.

Акты на утраченные дела постоянного хранения после их утверждения директором или его заместителями по направлениям передаются в архив.

6.1. Контроль за соблюдением режима секретности при обработке секретной информации возлагается на начальника 1-ГО ОТДЕЛА, эксплуатирующих АРМ сотрудников, уполномоченного по защите информации, сотрудников 1-ГО ОТДЕЛА.

6.2. Начальник 1-ГО ОТДЕЛА контролирует:

    правильность эксплуатации пользователями АРМ;

    порядок допуска пользователей к работе с секретной информацией на АРМ;

    порядок соблюдения режима обработки секретной информации;

    порядок хранения идентификатора «Supervisor» (хранится в сейфе в опечатанной колбе, используется только в нештатных ситуациях с привлечением сотрудников отделов __________ и уполномоченного по защите);

    выполнение работ пользователями на закрепленными за ними технических средствах.

6.3. Сотрудники 1-ГО ОТДЕЛА периодически контролируют:

    соблюдение требований режима секретности при выполнении работ на АРМ;

    порядок хранения и обращения с секретными документами, используемыми в работе;

    наличие реквизитов маркировки и их соответствие содержанию секретной информации на распечатанных документах;

    соответствие грифа секретности обрабатываемой информации «Развернутому перечню сведений, подлежащих засекречиванию в системе Банка России».

6.4. Сотрудники тех. отдела не реже одного раза в полтора года осуществляют контроль эффективности внедренных на объекте защитных мер и средств защиты информации, в соответствии с требованиями предписаний на эксплуатацию технических средств и средств защиты информации.

Обязательным является контроль:

    при вводе ОИ в эксплуатацию;

    после ремонта технических средств, входящих в состав ОИ и средств защиты информации;

    при изменении условий эксплуатации (в т.ч. программной среды) ОИ и размещения технических средств;

    при изменении в составе персонала ОИ.

7. Ответственность за нарушение режима секретности при обработке секретной информации на объектах информатизации

7.1. Факт нарушения требований настоящей Инструкции является чрезвычайным происшествием и по каждому случаю проводится служебное расследование.

7.2. Лица, виновные в нарушении установленных правил работы и обращения с документами и распечатками, которые повлекли за собой их утрату или разглашение сведений, составляющих гостайну, могут быть привлечены к дисциплинарной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

7.3. Невыполнение лицами, допущенными к обработке секретной информации с использованием АРМ требований настоящей Инструкции, рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и влечет за собой в соответствии с КЗОТ РФ наложения дисциплинарного взыскания в виде: замечания, выговора, строгого выговора, увольнения, а также может являться основанием для отказа в заключении соглашения о социальных льготах. Применение дисциплинарного взыскания не является препятствием для одновременного полного или частичного лишения премий и других поощрительных выплат.

7.4. Степень налагаемого на виновного сотрудника дисциплинарного взыскания зависит от обстоятельств нарушения и тяжести наступивших последствий вплоть до отстранения от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: