Организация и ведение поисково-спасательных работ. Способы проведения пср Организация пср при ликвидации чс


Это поможет вам подключать 3-5 новых партнеров каждый месяц

4) Каждому новому партнеру давайте эту Памятку и Приложение к ней!

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АВР аварийно-восстановительные работы

ACM аварийно-спасательная машина

АСИ аварийно-спасательный инструмент

АСО аварийно-спасательное оборудование

АСР аварийно-спасательные работы

АСФ аварийно-спасательное формирование

АХОВ аварийные химически опасные вещества

ГИБДД Государственная инспекция по безопасно­
сти дорожного движения

ГСМ горюче-смазочные материалы

ГУ ГОЧС Главное управление по делам ГОЧС

ДТП дорожно-транспортное происшествие

ДПС дорожно-патрульная служба

ЕДС единая диспетчерская служба

ОГ оперативная группа

ОД оперативный дежурный

ПДД правила дорожного движения

ПМП первая медицинская помощь

ПСР поисково-спасательные работы

ПСФ поисково-спасательное формирование

РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ТС транспортное средство

ХИС химические источники света

ЦУКС Центр управления в кризисных ситуациях

ЧС чрезвычайная ситуация


ПРЕДИСЛОВИЕ


ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСР ПРИ ДТП

Число пострадавших и погибших в ДТП намного превосходит общее количество пострадавших и погиб­ших во всех других ЧС вместе взятых. Значительная часть пострадавших погибает вследствие несвоевременного и неправильного оказания первой помощи. Часто это связано с длительностью времени прохождения сооб­щения о ДТП, прибытия спасательных и медицинских служб на место ДТП, извлечения пострадавших из деформированных ТС, а также с недостаточно эффек­тивной медицинской помощью.

Спасение пострадавших в ДТП во многом зависит от оперативной работы органов управления и от взаимо­действия между силами, привлекаемыми к спасатель­ным работам: разными подразделениями МВД, поисково-спасательными, медицинскими формированиями и возможными в конкретном случае службами обеспече­ния. Большое значение имеют степень подготовленно­сти ПСФ, наличие необходимых средств спасения, при­меняемые спасательные технологии.

В настоящем пособии перечисляются факторы, спо­собствующие успешному проведению ПСР. Рассматри­вается, как должен действовать руководитель ПСР пос­ле получения задачи и по прибытии на место ДТП, что необходимо учитывать при анализе завершенных работ. Приводятся схемы организации работ и технологии их проведения в районе ДТП.


1. Организация ПСР.

2. Подготовленность спасателей.

3. Спасательные технические средства.

4. Экипировка спасателей.

5. Питание, обогрев и отдых спасателей при дли­тельных ПСР.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСР

Она включает:

■ своевременное получение и обработку оперативной информации о ДТП оперативным дежурным (ПСФ, ЦУКС, ЕДС, ГУГОЧС),

■ координацию работы взаимодействующих служб тер­риториальной подсистемы РСЧС,

■ своевременный выезд поисково-спасательного фор­мирования (группы) на место ДТП,

■ кратчайшее время прибытия на место ДТП,

■ организацию руководства ПСР,

■ определение границ зоны ДТП,

■ разбивку зоны ДТП на участки,

■ организацию и проведение работ по стабилизации состояния и деблокированию пострадавших,

немедленное начало ПСР после прибытия на место ДТП,

■ продолжительность ведения ПСР.


При долговременных (более суток) тяжелых ПСР дополнительно:

■ организацию штаба руководства (ОГ штаба) при воз­
никновении вторичных поражающих факторов и
большого объема работ,

Организацию сменной работы в зоне ДТП (при необ­ходимости),

■ определение состава смены ПСФ,

■ распределение техники по зонам (автокранов, инст­рументов, освещения, ограждения и т.д.),

■ организацию системы радиосвязи.

При организации ПСР необходимо определить, где расположатся:

■ границы зоны ДТП, ограждения рабочего места,

■ площадки сбора (сортировки) пострадавших и оказа­ния им медицинской помощи,

■ площадка (место) приема найденных документов и

ценностей,

■ машины аварийно-спасательные и медицинской
помощи,

■ АСИ и снаряжение,

■ площадки складирования фрагментов аварийных ТС. При крупномасштабных ДТП необходимо дополнительно определить:

■ место руководителя (штаба руководства) ПСР,

■ место ОГ взаимодействующих сил,

■ место расположения резерва сил ПСФ,

■ площадки для резерва техники, пути движения автомобилей медицинской и

противопожарной служб, вспомогательной техники,


■ места заправки техники ГСМ,

■ площадки для работы тяжелой техники.

каждый год мы слышим, что в горах, в экстремальных путешествиях и просто прогулках народ попадает в различного рода ЧС, которые далеко не всегда заканчиваются счастливо. Очень часто при этом показывают, что к спасательным работам были привлечены спасатели МЧС и авиация МЧС в виде вертолета. как же это все происходит на практике, и что чаще всего остается за кадрами таких сообщений .

структура сил и средст обычного Поисково Спасательного Отряда, одного из многих на просторах РФ

Адыгейский ПСО по Республике Адыгея

Адыгейский поисково-спасательный отряд Республики Адыгея образован 1 января 2004 года согласно постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея.

В марте 2008 года Адыгейский ПСО РА стал структурным подразделением Главного управления МЧС России по Республике Адыгея.

Дислоцируется по адресу г. Майкоп, пер. Глухой 3. Свою деятельность осуществляет согласно Соглашению о совместной деятельности между Главным управлением МЧС России по Республике Адыгея и Адыгейским поисково-спасательным отрядом МЧС России.

Укомплектованность по штату на 100% - 27 человек.

Аттестованных спасателей - 26 чел.

Спасатель международного класса - 1чел.

Спасатель 2 класса - 18.

Спасатель 3 класса - 3.

Спасатель - 4.

Организованно круглосуточное дежурство совместно с АПСО МЧС РФ:

по г. Майкопу - 3 человека в сутки, на ПСП « Лаго-Наки» 1 человек в сутки.

Совместно с АПСО МЧС РФ проводятся занятия по профессиональной подготовке спасателей, учебно-методические сборы по контролируемому району.

Для выполнения задач имеется: специальное альпинистское снаряжение, горнолыжное снаряжение, водолазное снаряжение, бивачное снаряжение, водное снаряжение, инженерное вооружение.

На вооружении имеется:

3 единицы аварийно-спасательных автомобилей, оснащенных АСИ «Холматро», «Спрут», «Спин»), снегоболотоход BV-206 (Лось) для доставки личного состава при ПСР в труднодоступные места зоны ответственности.

2005 го. ПСР по извлечению из шлюза и оказанию ПМП пострадавшему на Майкопской ГЭС

2008 год, г. Тхач. ПСР по оказанию помощи пострадавшему

2009 год. Ци-це - каньон реки. ПСР по поиску и эвакуации пострадавшего

2010 год. Извлечение утонувшего автомобиля на канале в г. Майкопе

2012 г.- соревнования спасателей

Фотографии с тренировок и соревнований по поисково спасательным работам

Поисково-спасательные и транспортировочные работы

Разделяют:

Поисковые.
Целью является определение местоположения отдельного участника или целой группы. Поиск бывает маршрутным (когда известен район поиска) и неопределенным. Неопределенный поиск это практически всегда неудача, поэтому прилагаются усилия к установлению хотя бы примерного расположения группы и её планов на будущее. Заявка в МКК календарных планов маршрута и запасных вариантов направлена именно на это.

Спасательные.
Целью является устранение возможных факторов опасности и оказание пострадавшему первой помощи.

Транспортировочные.
Доставка пострадавшего в мед. учреждение, если он не способен перемещаться сам.

Эти три этапа могут присутствовать все вместе, а могут и в любой комбинации, например, только спасательные работы, или поисково-спасательные, спасательно-транспортировочные.

Основная схема проведения спасработ разработана в советские времена альпинистами для районов с густой сетью альплагерей и тучей народа. Спасработы проводятся силами профессионального спасотряда (МЧС) с привлечением опытных альпинистов (тогда жетон спасателя мог получить только человек со вторым разрядом по альпинизму.). Схема рассчитана в среднем на 30–40 чел. Для материального обеспечения спасработ используются ресурсы, заранее приготовленные в альплагере. Сейчас эта схема более-менее работает только на Кавказе и в Фанах; в других удаленных и малопосещаемых районах нет ни МЧС, ни альплагерей, ни ресурсов. Туристская группа, действующая автономно может рассчитывать только на свои силы и свое снаряжение, в лучшем случае на помощь встречных групп и местных жителей.

Основополагающим и самым слабым звеном этой схемы является своевременное получение информации о НС. Любой клуб, проводящий походы в удаленных районах, старается сделать так, чтобы в одном районе работали несколько отделений, имеющих возможность связи между собой и цивилизованным миром и способные оказать помощь друг другу. Для связи используются рации, мобильные и спутниковые телефоны. В большинстве нормальных клубов уже много лет действует общий коорд. центр, облегчающий контакты всех со всеми. В первую очередь его работа направлена на быстрое реагирование на информацию о ЧП и прочих осложнениях на маршруте.

Если связь невозможна, назначаются места обязательных встреч групп и контрольные сроки. Если по истечении контрольного срока группа не явилась на встречу и не дала о себе знать, начинаются поисково-спасательные работы (ПСР). Устанавливаются так же контрольные сроки завершения маршрута, однако, если группа в них не укладывается, спасать ее, скорее всего уже поздно. Кроме выхода на ПСР по сигналу о НС или истечению контрольного времени иногда практикуется предупредительный выход. Если группа дважды не вышла на связь, если отсутствуют заранее оговоренные сигналы, если наступило резкое и длительное ухудшение погоды, затрудняющее сход с маршрута или возникли другие внушающие опасения факторы, может быть сформирован спасотряд для установления связи с группой, наблюдения за ней и оказания помощи при необходимости. Ибо лучшие спасработы это те, которые не состоялись.

Общая схема ПСР силами профессионального спасотряда, школы (или нескольких групп) примерно такова:

После поступления информации о НС или за некоторое время до истечения контрольного срока формируется штаб ПСР, назначается начальник ПСР. Обычно это наиболее опытный и ответственный из руководителей, хотя бывает, что спасы приходится возглавлять первому, кто попал под раздачу. На время ПСР начальник становится абсолютным диктатором и его приказы обязательны к выполнению. Сам он по возможности не принимает участия непосредственно в работе, а занимается координацией действий всех групп, оценкой ситуации и принятием всех жизненно важных решений. Ответственность за всех участников ПСР лежит на начальнике.
Штаб ПСР собирает всю возможную информацию о случившемся, оценивает ее достоверность, разрабатывает предварительную версию НС. Исходя из нее, оценивается объем необходимой помощи, сроки ПСР, необходимое количество снаряжения и людей.

Формируются рабочие отряды, во главе каждого свой начальник.
Поисковый отряд - нужен, если положение пострадавшего точно не известно. Выходит сразу по истечении контрольного срока. Высылаются несколько мобильных групп составом 2–4 человека на обследование района возможного нахождения пострадавшего. Кроме самообеспечения у них должна быть связь и аптечка. Их задача - найти пострадавшего или потерявшуюся группу и доложить об этом в штаб ПСР. Далее, если возможно, добраться до пострадавшего, оказать ему первую помощь и начать транспортировку. Этим они берут на себя роль головного отряда.
Головной отряд - состоит из наиболее сильных и опытных участников. Выходит сразу после получения информации от поисковых отрядов, или максимально быстро после получения сигнала о НС. Задача - с максимально возможной скоростью добраться до пострадавшего, оказать ему помощь (в составе головного отряда должен быть врач) и начать транспортировку. Состав головного отряда минимум 4–8 человек. Головной отряд должен доставить пострадавшего на более-менее спокойный рельеф, или, если это невозможно столь малыми силами, подготовить простой и безопасный путь для транспортировочного отряда (перила, точки страховки, ступени и тд.)
Транспортировочный (основной) отряд - состоит из всех участников, способных двигаться и работать. Выходит по мере готовности людей и снаряжения. Желательно быстро. Возможный состав 10–30 человек. Они принимают пострадавшего из рук головного отряда и сопровождают вплоть до погрузки в машину или на больничную койку. Руководителем отряда обычно является врач, отвечающий за мониторинг страдальца и принимающий решения о возможности и способах транспортировки.
Вспомогательный отряд - больные, слабые и морально неустойчивые (это если нет здоровых и сильных). Ждет информации от головного или транспортировочного отрядов. Выходит при необходимости. Задача отряда - подготавливать путь для транспортировочного отряда, готовить еду и питье, ставить и собирать лагеря, подносить веревки и тд. Самая неблагодарная работа.
Начальник ПСР лично отслеживает готовность и выход отрядов, ставит конкретные задачи и сроки их исполнения, координирует действия отрядов, принимает решение о необходимости посторонней помощи (со стороны дружественных групп, местных жителей, МЧС, альпинистских организаций) и формах её оплаты и тд.
На время ПСР участникам запрещается самовольно покидать лагерь, т. к. они могут понадобиться в любую минуту. При необходимости урезается раскладка. Любое личное снаряжение может быть потребовано для нужд пострадавшего и спасателей, и тем самым благополучно угроблено.
После сдачи пострадавшего на руки врачам и возвращения всех участников в базовый лагерь, начальник объявляет о завершении ПСР и оформляет необходимые документы. Только после этого люди могут расслабиться и подумать о возможности продолжения своего маршрута.
Это общая схема, рассчитанная на большое количество народа. В каждом конкретном случае она может меняться, чаще упрощаться, но основные принципы остаются неизменными. Эту схему нужно знать и по возможности её придерживаться.

О привлечении посторонней помощи:

ПСР - грязная, тяжелая и опасная работа. Вы не имеете права заставлять кого-либо вам помогать. Это дело профессионалов либо добровольцев.
Нехорошо без крайней необходимости просить встречные группы о помощи. Тем самым вы, скорее всего, срываете им маршрут. Если можно обойтись без этого - постарайтесь обойтись. Если просите - точно укажите, что вам надо: медицинская помощь, помощь в транспортировке, продукты, снаряжение, связь. Просите только жизненно необходимый минимум.
Если же вас просят о помощи - помогите, не оглядываясь на вышесказанное. Если не просят, но вы видите, что у людей проблемы, предложите свою помощь. Конкретно сформулируйте, чем именно вы можете помочь.
Если привлекаете местных жителей, подумайте, чем можете компенсировать им потраченное время: деньгами, продуктами, медикаментами, горючим, веревками и тд. Просить они, скорее всего, не будут, но и от подарка не откажутся.
Но чаще всего приходится проводить ПСР силами одной-двух групп, что медленнее и труднее. Так что лучше беречь личный состав и не допускать появления пострадавших. Для этого необходимо, чтобы каждый участник чувствовал, что успех похода зависит именно от него и был предельно аккуратен в любых действиях. Не допускать необоснованного разделения группы, в том числе и при движении. Возможность связи внутри группы (если есть необходимость разделиться) - радиосвязь, заранее обговоренные условные знаки, мобильные телефоны (на Кавказе кое-где работают). При разделении группы обязательно договориться о времени связи и контрольных сроках возвращения.

Сигнализация:

Знаки бедствия:

SOS (3 коротких, 3 длинных, 3 коротких) короткий сигнал передается коротким свистком или вспышкой, одной поднятой вверх рукой или одним фонарем. Длинный сигнал - длинным свистком, долгой вспышкой, двумя поднятыми вверх руками или двумя фонарями.
красная ракета или красная тряпка, красный фонарь, любая красная маркировка.
6 любых (звуковых или световых) равномерных сигналов минуту. После сигнала делается минутный перерыв, затем сигнал повторяется.
Обозначение своего местонахождения - частые прерывистые сигналы.

Ответ на принятые сигналы - 3 равномерных сигнала в минуту, белая ракета.

Отбой тревоги, окончание спасработ - зеленая ракета, любая зелёная маркировка.

Жесты: "Y" Да, нам нужна помощь и "N" Нет, нам не нужна помощь.

При передаче сигнала бедствия любым способом, дающим возможность передачи более или менее подробной информации (радиосвязь, спутниковый/сотовый телефон, отправленные за помощью участники и т. д.) необходимо, чтобы передаваемая информация была полной и достаточно подробной, не сумбурной. К радиосвязи необходимо подготовится, гонцов проинструктировать и обязательно дать им записку.

Чтобы ничего не забыть, заучите аббревиатуру "ГКЧП ". Буква "К" используется дважды. В английском это список "5 W"

Где (where) - где произошло ЧП, куда собираетесь перемещаться. Как до вас можно добраться, какие препятствия есть на пути.
Кто (who) - кто пострадал - количество пострадавших, количество участников способных работать, состояние пострадавших и группы.
Когда (when) - когда произошло ЧП.
Что (what) - что именно произошло.
Погода (weather) - метеоусловия, прочие условия

Поисковые работы силами группы :

1. Остановиться, собрать всю группу, решать проблему совместно. Выяснить, когда и где в последний раз видели потерявшегося, в каком он был состоянии, какие у него были планы. Предположить куда он мог податься, какие ориентиры ему известны, есть ли у него карта, умеет ли он думать (если да, то каким именно местом). Это не праздное уточнение. Человек в панике способен на неадекватные решения.

2. Определить зону поиска: вверх или вниз по ходу движения, были ли развилки тропы, мосты на реке, повороты из основной долины. Если да, то проверить другой берег реки, другую тропу, соседнюю долину. На гребне - проверять обе стороны гребня, на крутом склоне - проверять его подножие. В верховьях рек - проверять все, т. к. здесь возможность ошибки велика, а рельеф сложен. Можно выйти на обзорную точку, главное не заблудиться самим.

3. На поиск уходят минимум по два человека. Каждой группе необходимо поставить задачу, определить зону поиска (сектор, квадрат и т. д.). Необходимо продумать для них комплект снаряжения, аптечку, способы и время связи, предполагаемый маршрут движения. Обязательно назначается контрольное время их возвращения.

4. К исходу контрольного времени к выходу должна быть готова основная группа с комплектом снаряжения для проведения спасработ, медикаментами и едой для себя и пострадавшего. В лагере допустимо оставить одного человека (желательно с радиосвязью) для приготовления еды и чая ко времени предполагаемого возвращения.

5. Когда ситуация прояснится (или же наоборот усложнится) оценить возможность продолжения ПСР своими силами, при необходимости послать за помощью (не менее двух человек). Продолжать поиск до какого-либо логического завершения.

Действия заблудившегося :

1. Остановится, подумать мозгом. Вспомнить, когда и где ты в последний раз видел группу, какие были планы у руководителя. Впереди они или позади, где ты мог сбиться с пути. Если перед тобой развилка или мост - садись здесь и жди, когда тебя найдут.

2. Если точно знаешь, где разошелся с группой и как туда попасть, допустимо вернуться в эту точку, в остальных случаях оставайся на месте, не паникуй, не осложняй поисковые работы спонтанными действиями и беспорядочными перемещениями. Если двигаешься, по возможности складывай заметные туры с записками (писать лучше карандашом) о том, когда здесь был и куда пошел дальше, или любым другим способом отмечай свой путь.

3. По возможности готовься к длительному сидению, рой норы и вей гнезда. Требования к гнезду: безопасность местоположения; прочность; защита от внешних факторов; достаточная вентиляция. Максимально ярко обозначай свое местоположение, тк гнездо, сделанное из подручного материала, будет сливаться с рельефом. Ночью жги костры, свети фонариком, пой песни.

4. Используй имеющееся снаряжение для поддержания своей жизнеспособности и организации относительного комфорта в гнезде. Необходимо обеспечить себя едой и горячим питьем. Кроме очевидных преимуществ, это позволит успокоиться, убить свободное время и подумать о жизни. В любом случае, лучше делать что-то ненужное, чем не делать ничего. О возможности долгого сидения стоит подумать в момент сборов и дележа снаряжения. Общественное снаряжение и продукты рекомендуется делить так, чтобы сделать относительно комфортным сидение максимальному количеству народа. В крайнем случае, вместо коврика можно использовать веревку, вместо спальника рюкзак и т. д. В личном снаряжении всегда надо иметь аварийный набор: нож, спички в герм. упаковке, расходную веревочку, личную аварийную аптечку и т. д. Кружку или миску рекомендуется брать металлическую, которую можно ставить на огонь.

5. После воссоединения с группой безропотно принять от руководителя причитающиеся подарки и несколько добрых слов в придачу.

Спасательные работы силами группы.

Итак, вы нашли клиента и убедились, что ему нужна помощь. На данный момент ваша задача - оказать пострадавшему первую помощь и спустить (поднять) на более-менее спокойный рельеф, не представляющий опасности и технической сложности и не требующий страховки спасателей.

Первоначальные действия:

1. Определить, что было причиной аварии: камнепад, лавина, срыв на склоне и т. д. Оценить возможность повторной аварии. Позаботиться о безопасности спасателей. Не допускать поспешных действий, способных привести к осложнению ситуации.

2. Подойти к пострадавшему или установить с ним голосовую связь. Выяснить его состояние, определить размер и характер необходимой помощи.

3. Оказать первую помощь. Если вероятно повторение аварии и невозможно обеспечить безопасность спасателей и пострадавшего, допускается провести экстренную эвакуацию в безопасное место, даже в ущерб его состоянию. В дальнейшем при транспортировке учитывать состояние больного и характер травмы (не заставлять стоять человека со сломанной ногой, пристегиваться - со сломанной рукой).

При прочих равных на скалах сначала оказывают медицинскую помощь, потом транспортируют, на леднике (при падении в трещину) - сначала извлекают на свет божий, потом лечат. Это объясняется тем, что на холоде кровопотеря и болевые ощущения минимальны, а главное - не заморозить клиента. Если подъем затягивается дольше 10–15 минут необходимо спустить пострадавшему теплые вещи, при необходимости спуститься к нему и помочь ему одеться.

4. Транспортировать пострадавшего на более удобный и безопасный рельеф, то есть туда, где удобнее будет его лечить, где можно подготовить его к длительной транспортировке, где можно поставить лагерь и отсидеться в ожидании помощи.

Транспортировка по сложному рельефу.

Любое шевеление пострадавшего осуществляется под постоянным контролем врача или ИО. Он принимает решение о способах и вообще возможности транспортировки.

Обычно пострадавшего спускают. Это проще физически и морально. Однако, если вверх значительно ближе и оттуда проще выбираться к людям, можно и поднимать. Чаще подъем используется при вытаскивании пострадавшего из ледниковой трещины.

При транспортировке пострадавшего по сложному рельефу многое зависит от того, может ли он двигаться самостоятельно и активно помогать спасателям. Если да - то его можно транспортировать без сопровождающего на одинарной веревке, подстрахованной прусиком. Для спуска легко пострадавшего используется тормозное устройство (восьмерка, реверса, шайба). Длина веревки не должна превышать 40–50 м. Нельзя допускать трения веревки об острые грани на перегибе. Перегиб должен быть обработан, при необходимости можно подложить под веревку что-нибудь ровное и скользкое (например, ледоруб или палки, обязательно закрепить!). Для подъема используются полиспасты, так же можно использовать длинный блок или вытаскивать напрямую. Схемы полиспастов разнообразны и широко известны со времен Архимеда.

При подъеме на малые расстояния или при нехватке вытягивающих можно заставить пострадавшего подниматься способом "грудь-нога" или "нога-нога".

Для удобства подъема грузовые веревки пропускаются через карабин на груди пострадавшего. Тогда его не отбрасывает.
Команды подает пострадавший.
При необходимости назначается "дятел" сидящий на краю трещины и транслирующий команды вытягивающим.
Если пострадавший не может двигаться самостоятельно, для его транспортировки нужен сопровождающий. Задача сопровождающего -- следить за состоянием пострадавшего, контролировать его движение и предохранять его от контакта с рельефом. Подъем и спуск пострадавшего с сопровождающим происходит на двойной веревке, подстрахованной двойным прусиком. Длина двойной веревки не более 100 м. Особое внимание уделить грузовым и страховочным точкам. Лучше сделать 2–3 точки и сблокировать их компенсационными петлями. Спуск пострадавшего с сопровождающим происходит на карабинном тормозе (или др. устройстве, позволяющем работать с двойной веревкой). При необходимости для увеличения трения можно использовать двойной карабинный тормоз. Подъем пострадавшего с сопровождающим обычно происходит на одинарном или двойном полиспасте (имеет смысл только при наличии блоков). Можно вытащить и напрямую или длинным блоком, но это требует больших трудозатрат.

Если пострадавший в очень тяжелом состоянии или есть подозрение на травму позвоночника, его необходимо транспортировать на жестких носилках. Носилки подвешиваются на петлях перед сопровождающим на уровне его пояса. На очень сложном рельефе носилки могут сопровождать 2 человека, что еще увеличивает требования к точкам и веревкам.

При транспортировке первым идет один или несколько опытных участников. Они выбирают путь, подготавливают площадки, организуют точки страховки и самостраховки. После спуска или подъема страдальца на 1 веревку (один эталонный участок) группа должна оценить скорость своего перемещения (в дальнейшем она будет только падать), запас времени, состояние пострадавшего, и, исходя из этого, принимать решения о дальнейших действиях.

Подъем из ледниковой трещины.

Должен проводиться максимально быстро. В трещине холодно, часто мокро и очень противно.
При движении по закрытому леднику человек уже пристегнут к веревке и у него есть аварийная система на случай срыва в трещину. Задача напарника по связке остановить падение и закрепить веревку. В идеале пострадавший вылезет сам или с небольшой помощью сверху.
Прежде чем помогать сорвавшемуся, нужно обеспечить страховку для оставшихся наверху и обозначить края трещины, чтобы не повторить его подвиг. Любая работа наверху - на страховке или самостраховке.
На краю трещины часто висит карниз, затрудняющий подъем пострадавшего. Рубить его не надо, т. к. падать он будет клиенту на голову. Если карниз небольшой, можно обойтись ледорубом, подложенным под веревки, чтобы они не пропиливали край трещины. Ледоруб обязательно закрепить!!! Если карниз большой и веревка уже пропилила его край, необходимо сделать оттяжку с противоположного берега трещины и проводить подъем через неё.
После того как пострадавший доставлен на спокойный и безопасный рельеф группа должна принять решение о дальнейших действиях, оценить резерв времени, сил, средств. В любом случае и пострадавший и спасатели должны отдохнуть и прийти в себя. Пострадавшего нужно еще раз осмотреть и подготовить к длительной транспортировке. Если принято решение о транспортировке своими силами, необходимо разделить обязанности: кто тащит, кто готовит тропу, кто занимается едой и лагерями.

Длительная транспортировка силами группы

При транспортировке следует выбрать более простой и, по возможности, знакомый путь к людям, даже если он несколько длиннее.
Группой 8–10 человек имеет смысл нести пострадавшего по несложному рельефу на 5–10 км. В других случаях необходимо вызывать помощь, тк работоспособность носильщиков снижается, скорость падает и возрастает вероятность осложнений. Силами 30–40 человек можно транспортировать пострадавшего на 30 км и через препятствия до 2А кс (при соответствующей подготовке). При более сложных условиях необходимы квалифицированные спасатели, спец снаряжение, а лучше - вертолет. К сожалению, он не везде может сесть, поэтому тащить все равно придется.
Следует помнить, что любая транспортировка для пострадавшего очень тяжела и болезненна. По возможности необходимо оберегать его от тряски, ударов, а так же природных катаклизмов (дождь, снег, ветер, солнце и т. д.).
Необходимо постоянно следить за состоянием страдальца, вести беседу, если он в сознании (это облегчит самочувствие и ему, и вам и позволит делать выводы о его состоянии). Если он без сознания, следить за дыханием и пульсом должен отдельный человек, стоящий у головы. Если страдальца тошнит, по команде носилки переворачивают.
Способы переноски страдальца:

Одним человеком.

На бухте веревки, в специальных лямках (на короткое расстояние).

В рюкзаке (резать) наиболее удобно.

На носилках - волокушах по снежному или плоскому трав. склону.
Двумя людьми

На бухте веревки и на палке, закрепленной ремнями (на короткие расстояния).
В мягких носилках - плетенке, закрепленных на шесте.
4–6 человек

Носилки из подручных средств (ледорубы, палки, стойки палаток, основная веревка) При тяжелых травмах и подозрении на травмы позвоночника необходимы очень жесткие носилки (щиты, двери) или стандартные носилки "акья"


Пострадавший укладывается в носилки на коврик, при необходимости в спальник, и фиксируется к носилкам несколькими петлями основной веревки. Сопровождающие удерживают носилки не руками, а крепят на петлях через плечо или к страховочной системе.

Пострадавшего всегда несут головой вверх (т. е. на спуске - ногами вперед), если нет других медицинских показаний. На крутых участках ему необходимо обеспечивать страховку. При переноске носилок следует избегать узких гребней и кулуаров, так как это неудобно для спасателей. Участники, несущие пострадавшего должны по возможности меняться каждые 15–20 минут. Не допускать перегрузки отдельных участников!!!

Люди свободные от непосредственного процесса транспортировки распределяются для выполнения следующих задач:

Марш - бросок за помощью (по возможности)
Разведка и подготовка пути. Надо найти оптимальный путь, расчистить тропу, может быть пробить ступени, повесить перила даже на небольшом склоне, чтобы спасатели могли придерживаться руками.
При необходимости организация страховки
Упреждающая готовка пищи и установка лагеря.
Учитывая медленный темп, следует контролировать запасы еды и топлива, а так же быть готовым по ходу движения остановиться из-за непогоды или ухудшения состояния пострадавшего. Не допускать остановки в опасных местах.

Транспортировка и сопровождение пострадавшего продолжается до места оказания квалифицированной медицинской помощи. Иногда даже в машине приходится держать носилки на руках, чтобы пострадавшего не колбасило на горной дороге.

Эвакуация вертолётом.

Это работает, но обычно требует огромной организационной работы руководителя и координационного центра. В любом случае, думать о такой возможности необходимо до похода.

Оформляете страховку на солидную сумму в уважаемой компании. В договоре должно быть прописано, что вы занимаетесь экстремальным видом спорта, а так же то, что оплачивается не только лечение, но и доставка в мед. учреждение, в том числе вертолётом. Без страховки имеете шанс попасть на 15–18 килобаксов, а вероятнее всего, что вертолёт вообще не вылетит без гарантий оплаты.
Заехав в район, встаёте на учет в спасслужбе (если она там есть).
В цивилизованных районах (Альпы, Гималаи, с нек. оговорками Кавказ) этого достаточно. В случае ЧП вы звоните спасателям или в ассистантскую компанию, объясняете, что случилось и где вы находитесь, вас консультирует доктор и при необходимости прилетает вертолёт.

Но обычно всё происходит по-другому:

Перед началом похода вы звоните в ассистантскую компанию и выясняете, знают ли они, где находится район вашего похода и ближайший к нему вертолётный отряд. Чаще всего, они этого не знают, и выяснять начнут тогда, когда получат от вас информацию о ЧП.
В целях экономии времени, вы находите в интернете устраивающий вас аэродром, связываетесь с его руководством и выясняете, есть ли у них летающие вертолёты, есть ли к ним горючее и пилоты, имеющие право летать в горной местности. И самое главное: сколько будет стоить (лично командиру) вылет по первому звонку и какие гарантии оплаты требуются. Попутно можно узнать, что это за вертолёты, при какой погоде и на какую высоту они могут летать. Имейте в виду, самые распространенные у нас машины МИ-8 имеют дальность полёта 500км и разрешенную высоту взлёта-посадки 4500м (хотя при необходимости могут взлететь и с 6000), а мелкий МИ-2 и аналогичные ему буржуйские модели дальность полёта всего 160км.
Собираете документы с гарантиями оплаты и отправляете их на базу. Получаете подтверждение получения и согласие вас спасать.
Собранную информацию предоставляете в ассистантскую компанию и коорд. центр клуба. В клубе оставляете также телефон ассистантской компании и номера своей страховки.Горячие номера забиваете в память всех имеющихся в группе телефонов, записываете в маршрутку и доводите до сведения всех участников!
В случае ЧП звоните на оба номера и выдаёте информацию по списку 5W. Клубный оператор становится вашим представителем в городе, а оператор ассистантской компании занимается решением всех денежных вопросов. В ассистантской компании работают профессионалы, в клубе лучше понимают реалии вашей жизни, например, необходимость экономить аккумуляторы в телефоне. Действуя вместе, они справятся.
Вам остается искать и готовить площадку для приземления вертолёта. При нахождении площадки нужно ещё раз связаться с вашим оператором и сообщить ее координаты и дать словесное описание.

Общие требования к площадкам таковы:

Ровная, желательно выпуклая площадка крутизной. не более 5°, размером мин. 30×30м с открытыми подходами для глиссады на расстояние 300м, хорошо освещенная, желательно с твердой поверхностью, без ям, кочек и пней. Наиболее благоприятны гребневые участки, седловины, плато.
При наличии перегиба, площадку необходимо организовывать ближе к перегибу склона, идущего вниз (взлет со снижением компенсирует недостаток мощности двигателя на большой высоте). Избегать площадок близко к склону, уходящему вверх, так как нисходящие потоки воздуха по склону препятствуют взлету.
При оборудовании вертолетной площадки в лесистой местности лучше всего воспользоваться естественными опушками, лишенными больших деревьев, при этом вся другая растительность, небольшие деревья и кусты выше полуметра, должны быть вырублены и унесены на 20–50 метров от площадки. Желательно срубить самые высокие деревья в радиусе 100 м.
Площадка должна быть хорошо заметна и ярко маркирована. При приближении вертолета рекомендуется дать ракету (если она есть) в сторону, противоположную той, откуда летит вертолёт.
Посадочная площадка должна быть обозначена по углам и в центре, т. е. в месте приземления вертолета, темными предметами (рюкзаки, спальные мешки и тд). Все мелкие вещи в радиусе 50м (коврики, посуда, одежда и тд) необходимо зафиксировать, так как они могут быть подняты вихрем и попасть в несущие винты вертолета. Лагерь, стоящий менее чем в 100м от площадки также может пострадать.
При организации посадочной площадки на снежной поверхности нет необходимости ее сплошь вытаптывать. На ней должно быть много следов (для пространственного ориентирования пилота в условиях ограниченной видимости из-за снежного вихря, поднимаемого лопастями вертолета при посадке). Для того чтобы показать пилоту состояние снежного покрова (глубину, плотность снега), во время контрольных проходов вертолета над местом посадки один из участников должен постоянно двигаться по площадке.
Площадку на закрытом леднике надо проверить на предмет трещин.
Для обозначения силы и направления ветра по углам площадки выставляются флаги, "колдуны" из одежды и т. д. Если этого недостаточно, люди должны встать спиной к ветру, выстроившись в "затылок", в 3–4 м от площадки, с левой стороны от направления захода вертолета (от линии посадки). Руки расставить в стороны (при посадке пилот видит людей слева и лицом к себе). При переменном или порывистом ветре необходимо делать вращательные движения туловищем на 80-90°. Вокруг своей оси. После контрольных проходов вертолёта с площадки можно уйти, но на своих местах оставить маркировочные предметы.
Погодные условия, необходимые для полетов:

Облачность - высота над местом посадки: не ниже 350 м (при абсолютной высоте до 2000 м), не ниже 600 м (при абсолютной высоте свыше 2000 м).
Видимость на уровне площадки приземления не менее 5 км (при абсолютной высоте до 2000 м), не менее 10км (при абсолютной высоте свыше 2000 м).
Ветер не более 5 м/сек в закрытых ущельях, котловинах; до 15 м/сек на открытых плато, гребнях, седловинах. Наиболее благоприятная для полетов сила ветра - 5–6 м/сек. Безветрие так же нежелательно. Переменный ветер опасен при зависании и приземлении, особенно когда эти действия нужно произвести вблизи скал, пропастей, пологих спусков. Зависание над лесом и густым кустарником - весьма трудная и опасная операция, так как ветки деревьев и кусты рассеивают воздушную струю.
После совершения вертолетом посадки

Даже после приземления пилот может изменить положение вертолета по самым различным причинам, например, предпринять взлет или разворот.
К вертолёту можно приблизиться только тогда, когда двигатели будут выключены, а винт остановится. Если после приземления двигатель вертолета не будет выключен, то приближение или удаление от вертолета, выход из него, погрузка пострадавшего осуществляются только слева со стороны переднего сектора так, чтобы не попасть под хвостовой винт, расположенный с правой стороны машины. Следует помнить о том, что концы лопастей несущего винта опускаются к поверхности земли тем ниже, чем медленнее они вращаются.
Нельзя касаться руками фюзеляжа вертолета до тех пор, пока заземляющий тросик не коснется поверхности земли.
Носилки с пострадавшим, а также различное снаряжение нужно переносить как можно ниже и параллельно поверхности земли. Веревки, чтобы их концы не намотались на лопасти винта, должны быть сбухтованы, легкие предметы тщательно упакованы и уложены в рюкзаки или в другую тару. Лыжи, лыжные палки, зонды переносят только в горизонтальном положении. В противном случае выступающие части снаряжения могут попасть между лопастями несущего винта, что опасно не только для человека, но и для вертолета.

После приземления руководитель ПСР согласовывает дальнейшие действия с командиром вертолета.
Вертолёт может забрать с места ЧП всю группу. А может и не забрать. Это зависит от его техн. возможностей. Будьте готовы к тому, что здоровым участникам придется выбираться к людям самостоятельно. Скорее всего, 1–2 сопровождающих всё-таки заберут. Им можно сбросить снаряжение, не нужное для выхода из района. Кандидатуры улетающих, их личные вещи и баул со снаряжением желательно подготовить заранее.

Кое-что об этике ПСР.

Безопасность спасателей - одно из обязательных требований при проведении работ. Очень неприятно, когда из-за одного дурака хоронят десяток хороших людей. Кроме того - дальше работать становится некому.
Руководство осуществляется одним человеком. Руководитель берет на себя все бремя власти и всю тяжесть ответственности. По возможности он не принимает участия в тяжелых работах в труднодоступных местах, он должен сохранить силы, чтобы думать. Он может и должен советоваться с участниками, принимать во внимание их мнение, но окончательное решение принимает он один, и решение это обязательно к исполнению.
Работа происходит на пределе физических и моральных сил группы. В этой ситуации нельзя допускать паники, разногласий и каких-либо разборок. Оставьте это на потом. Следует сохранять спокойствие, дружелюбие и внимательность к товарищам. Даже если тебе совсем плохо, вспомни, что остальным ещё хуже, а уж о пострадавшем и думать страшно. Кроме того, ты - доброволец, а им всегда не везет.
Нельзя вести с пострадавшим разговоров о тяжести его состояния, о трудностях пути и о том, какой он дурак и как он всех достал. Учитывайте, что страдалец может мыслить не совсем ясно и временами говорить и делать глупости. Постарайтесь потерпеть. Через некоторое время будете вместе над этим ржать.
Пострадавший должен понимать, что плохо не только ему, но и спасателям и относиться к этому с пониманием, не капризничать и не требовать заботы и внимания сверх меры. Кроме того он должен сообщать правду о своем состоянии, об улучшениях и ухудшениях, не геройствовать в ущерб себе, но стараться активно помогать, если это возможно.
Использованная литература:

  • 1. Винокуров, Левин, Мартынов "Безопасность в альпинизме"
  • 2. Ф. Кропф "Спасательные работы в горах"
  • Использовались так же рекомендации пилотов Эльбрусского ПСО по рациональному использованию вертолётов в спасательных работах в горах.
  • И. Иванова

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Первоначальный сбор информации
  • 2. Способы поисков пострадавших в условиях таежной местности
  • 3. Анализ организации поисково-спасательных работ
  • 4. Подготовка спасателей для ведения ПСР в условиях природной среды
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что одним из самых опасных чрезвычайных происшествий, безусловно, является пропажа человека при движении по таежной местности.

Организация работ по поиску пропавшего может осложняться еще и тем, что человек способен исчезнуть не только в результате какого-то несчастного случая или недоразумения, но и в результате собственного желания покинуть коллектив. Поэтому при организации поисковых работ необходимо принимать во внимание все возможные версии.

Как правило, розыски группы, не вернувшейся из однодневного маршрута, должны быть начаты не позднее чем через 12 часов, из многодневного - не позднее чем через 24 часа после истечения контрольного срока возвращения. Руководители поисково-спасательных работ должны четко понимать, что данные мероприятия не должны приводить к потерям и травмам среди других людей. В противном случае придется отвлекать силы и средства (всегда ограниченные) на оказание помощи самим "спасателям", что неизбежно снизит шансы на успех ПР.

Объект исследования - организация поисково-спасательных работ в условиях таежной местности.

Предмет исследования - поисково-спасательные работы в условиях таежной местности.

Цель работы - изучить тактику и методику поисково-спасательных работ в условиях таежной местности.

Задачи исследования:

Изучить процесс первоначального сбора информации;

Изучить формирование поисковых групп, определение зоны поиска;

Рассмотреть порядок проведения поисково-спасательных работ в условиях таежной местности;

Проанализировать процесс подготовки спасателей.

1. Первоначальный сбор информации

Основными причинами происшествий в горно-таежной местности являются:

отсутствие элементарных знаний по ориентированию в горно-таежной местности;

незнание простейших методов выживания;

переоценка своих возможностей.

Изначально для проведения грамотного и эффективного поиска в кратчайшие сроки необходимо соблюсти два ключевых условия, выполнение которых непосредственно оказывает влияние на конечный результат:

1. Проводить опрос родственников для сбора информации должен обязательно работник подразделения МЧС, который в дальнейшем будет руководителем поисков, имеющий достаточный опыт и представляющий себе картину предстоящей работы. Это исключает потери и искажение информации при передаче ее другому лицу. Малозначительные на первый взгляд факты, которые теряются при передаче, могут повлиять на весь ход поисковой операции. Все сведения должны быть сосредоточены в одной голове. Замена руководителя при проведении работ настоятельно не рекомендуется.

2. Работник подразделение МЧС, который руководит сбором информации, должен найти таких информаторов, которые осведомлены о происшествии лучше всего. Как правило, за помощью обращаются близкие родственники пропавшего, которые часто имеют смутное представление о том, куда и на какой срок он отправился. Опрос в данном случае не приносит никакой пользы.

Для соблюдения указанных условий предпочтителен следующий алгоритм действий:

1. Диспетчер (оперативный дежурный) подразделения МЧС при поступлении сигнала выясняет:

Фамилию, имя, отчество обратившегося, его отношение к пропавшему;

Канал обратной связи;

Место исчезновения;

Дату и время пропажи, срок, к которому пропавший собирался вернуться;

Состояние здоровья пропавшего.

2. Передает сведения соответствующему начальнику, который назначает руководителя поисков;

3. Руководитель поисков приступает к дальнейшему сбору информации.

Сбор информации включает:

1. Составление списка информаторов, который может в дальнейшем пополняться;

2. Опрос (желательно независимый) каждого информатора. Допускается проведение опроса по телефону;

3. Сбор информации из дополнительных источников.

Руководитель поисков должен лично заполнять форму и ни в коем случае передавать ее для заполнения информатору.

Следует помнить, что форма - лишь пунктирная линия проведения опроса и основным инструментом при его проведении должен служить опыт опрашивающего и его здравый смысл.

Также сбор информации может быть проведен из дополнительных источников, он подразумевает под собой получение необходимых сведений от людей, знакомых с районом поиска. Это могут быть:

1. Местные работники милиции;

2. Работники местного лесхоза;

3. Работники геологических и т.п. организаций, служащие войсковых частей, расположенных в данной местности;

4. Опытные охотники, рыбаки, знакомые с данной местностью.

Одновременно со сбором сведений руководитель поисков оповещает указанных лиц и определяет канал связи с ними. До начала активной фазы поисков следует использовать все возможные каналы сбора информации по телефону, радиосвязи и т.п. Рекомендуется использование средств массовой информации, особенно в случаях, не терпящих отлагательства. Сбор информации с использованием средств связи гораздо более эффективен, чем марш-броски по плохо просматриваемой местности. Следует помнить, что в районе поисков обычно находятся граждане, количество которых часто гораздо больше, чем число спасателей, специально выезжающих для проведения поисков. Эти люди могут случайно стать ключевыми свидетелями и свести к минимуму затраты сил и времени.

2. Способы поисков пострадавших в условиях таежной местности

Применяются два способа поисков:

Наземные;

Воздушные с использованием летательных аппаратов.

Наземные делятся на поиски по следам и поиски площадные.

Поиски по следам проводятся при наличии следов пропавшего на снегу, грунте и применяются редко, поскольку в условиях леса следы чаще всего не удается достоверно идентифицировать. Отдельные найденные следы могут служить уликами, указывающими на пребывание в данном месте пропавшего. При наличии устойчивой цепочки следов руководителю группы следует двигаться по ней, одного человека направить в пределах видимости справа от себя, одного - слева. Подобная тактика позволяет выявить блуждания пропавшего и вовремя уловить резкие изменения направления его движения, что сокращает время поисков.

Как разновидность поисков по следам применяется поиск с использованием собак. Применение метода ограничено коротким промежутком времени, в течение которого сохраняется запах.

При площадных поисках используются три метода:

Поиск по местным ориентирам;

Поиск по квадратам;

Поиск прочесыванием.

Поиск по местным ориентирам - наиболее распространенный метод и применяется при большой площади района поисков и малом количестве участников. Этот метод основан на предположении, что заблудившийся человек, выйдя на линейный ориентир, будет двигаться вдоль него. Руководитель поисков делит участников на группы по одному-два человека и каждой группе определяет маршрут, привязанный к линейным ориентирам с посещением точечных ориентиров.

К линейным ориентирам относятся дороги, тропы, просеки, берега рек, крупных озер и т.п., к точечным - избы, мелкие озера и т.п. Настоятельно рекомендуется наличие УКВ радиостанции у каждого участника.

Поиск по квадратам применяется при количестве участников достаточном, чтобы пройти за один или несколько операционных периодов весь определенный РП район с интервалом в 100-300 м. РП делит район на квадраты со стороной 100-300 м и каждой группе определяет список квадратов, который следует посетить в данном операционном периоде. Руководитель группы сам выбирает маршрут, главное - чтобы он прошел через все назначенные квадраты. Обязательно посещение всех местных ориентиров по пути следования. При движении участники поиска время от времени кричат, чтобы привлечь внимание пропавшего. За 4 часа непосредственно поисков на одного участника приходится 0,5-2 кв. км обследованной местности. Группа обычно состоит из 2-х человек, которые могут расходиться на расстояние голоса и больше при наличии УКВ радиостанций. поисковая спасатель таежная организация

Поиск прочесыванием применяется для поиска детей, тел погибших, отдельных молчащих объектов. Участники выстраиваются вдоль линейного ориентира с расстоянием между людьми, как правило, на дистанции прямой видимости. На правом и левом фланге - наиболее опытные специалисты - спасатели, егеря т.п. с УКВ радиостанциями. Размер отдельной цепи - не более 30 человек. При большем количестве людей цепь разрушается и хорошего качества обследования местности не получается, кроме того, затруднены перестроения. Руководитель группы с УКВ радиостанцией занимает позицию в центре либо на одном из флангов. По его команде цепь начинает движение, обычно перпендикулярно ориентиру и движется до другого линейного ориентира. Направление движения определяется участниками на флангах. Длина одного галса не должна превышать 2 км, иначе цепь разрушается. Если в цепи неопытные участники, рельеф сложен или имеются другие усложняющие факторы, длина галса уменьшается до 500-1000 метров. Больше 2 км длина галса устанавливается, если в цепи не более 5 опытных участников. По окончанию галса цепь смещается и по команде начинает движение в обратном направлении. На одного участника при дистанции 20 м за 4 часа работы приходится 0,1-0,2 кв. км обследованной местности.

При проведении наземных поисков следует максимально использовать доступные транспортные средства - автомобили, вездеходы, снегоходы, моторные лодки и т.п. Даже применение велосипеда при движении по лесным дорогам и тропам позволяет значительно увеличить эффективность работы.

Проведение поисков в темное время суток допускается только в случаях, не терпящих отлагательства - поиск людей с заболеваниями, детей, беременных женщин и т.п. При поиске неподвижных молчащих объектов в темноте рекомендуется использовать фонари с красными светофильтрами, поскольку при подобном освещении не ухудшается адаптация глаз к темноте.

Воздушные поиски применяются при необходимости проведения в короткий срок обследования большого района поисков либо района, находящегося на значительном удалении от дорог. При обследовании лесного массива большое значение имеет плотность крон деревьев, наличие открытых мест. Кроме того, на результат влияет поведение пропавшего - будет ли он привлекать к себе внимание или спрячется. Прятаться могут дети и люди с расстройством психики. В большинстве же случаев пропавший просто не догадывается, что вертолет ищет именно его и никак себя не обозначает.

Применяются способы поиска по спирали и галсами.

При поиске по спирали летательный аппарат (как правило, вертолет) по достижению ПИП или центра начинает описывать круги по раскручивающейся спирали.

При поиске галсами летательный аппарат движется от границы к границе района поисков параллельными галсами. Ширина полосы варьируется от 50-100 м при высоте полета 50 м при обследовании плотного леса до 300-400 м при высоте полета 200 м при обследовании открытой местности. За час полета обследованная площадь составит от 10 до 60 кв. км, что равносильно труду в течение часа от 30 до 180 участников наземных поисков. До взлета летательного аппарата руководитель поисково- спасательной группы на его борту должен согласовать с командиром экипажа действия в случае обнаружения пропавшего и невозможности для вертолета приземлиться. Как вариант может рассматриваться наведение на пропавшего наземной группы или десантирование спасателей.

3. Анализ организации поисково-спасательных работ

Лагерь при проведении наземных поисков следует располагать как можно ближе к центру района поисков, чтобы снизить затраты времени и сил на подход - отход групп. В то же время его следует размещать возле дороги, чтобы минимизировать пешеходную заброску снаряжения и облегчить группам возвращение. Желательно наличие возле лагеря водоисточника.

Допускается организация нескольких лагерей.

Лагерь должен быть оборудован средствами радио- или телефонной связи с внешним миром.

Лагерь должен обеспечивать возможность для полноценного отдыха участников поисков, в частности:

Защиту от холода;

Защиту от осадков;

Защиту от кровососущих насекомых;

Возможность приготовить пищу;

Возможность высушить вещи.

Перечень индивидуального снаряжения участника поисков в условиях таежной местности включает в себя следующие предметы:

2. Карта района поисков с обозначенной позицией лагеря

7. УКВ радиостанция

8. Плащ или накидка от дождя

9. Репеллент

10. Резиновые сапоги

11. Одежда по погоде

12. Немного продуктов

2. Карта района поисков с обозначенным лагерем

4. Спички в непромокаемой упаковке

5. Индивидуальный перевязочный пакет

7. УКВ радиостанция

8. Лыжи лесные или туристские в комплекте

9. Одежда по погоде

10. Теплая куртка

11. Немного продуктов

На несколько дней:

13. Спальник

14. Коврик туристический

15. Дополнительная теплая одежда

16. Кружка, ложка, миска

17. Средства гигиены.

Перечень группового снаряжения участников поисков в условиях таежной местности включает в себя следующие предметы:

1. Радиостанция

2. Мед. аптечка

3. Палатка

4. Котлы для приготовления пищи

5. Топор, пила

6. Продукты питания

7. Средства транспортировки пострадавшего.

Приготовление пищи следует проводить централизованно. Обычно этим занимается человек, остающийся в лагере для охраны. При малом количестве участников эти функции может выполнять и руководитель поисково- спасательной группы. Участники поиска работают на маршруте более активно, если знают, что в лагере их ждет горячий обед (ужин) и им не нужно будет заниматься приготовлением пищи самостоятельно. Для снижения непродуктивных затрат сил и времени с участников должно быть снято максимальное количество обязанностей и организована доставка как можно ближе к месту поисков на автомашине или другом транспорте.

При продолжительности поисков более суток должна быть предусмотрена возможность подзарядки аккумуляторов радиостанций, фонарей и т.п., т.е. в отсутствие стационарной электрической сети в лагере должна находиться небольшая автономная генераторная установка.

Оптимальная продолжительность одного операционного периода и, соответственно, время работы поисково- спасательной группы составляет 4 часа, после чего участники работ отдыхают, а руководитель поисков, используя полученные данные, составляет план на следующий период. В наших условиях наиболее распространена продолжительность поисков 8-12 часов, после чего они приостанавливаются на ночь и следующий этап начинается утром. Таким образом, операционный период занимает 24 часа.

Руководителю поисков при количестве участников более 7 человек и продолжительности более чем один операционный период следует находиться на базе и сосредоточиться на анализе поступающей информации, планировании и координации. Руководитель поисков обязательно должен иметь радио- или телефонную связь с основной базой (координатором поисков). Крайне желательно наличие связи с руководителями групп.

Привлечением ресурсов должен заниматься координатор поисков.

Никогда количество людей и техники, которыми располагает РП, не позволяет эффективно перекрыть весь район, поэтому он должен распределить их так, чтобы осмотрены были наиболее вероятные места пребывания пропавшего. Для первого операционного периода радиус осматриваемой территории, как правило, не превышает 2-3, до 5 км.

В начале каждого операционного периода РП лично инструктирует руководителей групп по выполнению назначенных заданий. Желательно письменное описание задания в виде маршрута на карте либо словесного описания. Каждой группе устанавливается контрольный срок возвращения.

При разделении группы во время движения ее руководитель на случай отсутствия связи устанавливает место встречи и промежуток времени, в течение которого группа должна собраться. Участники, не успевшие к сроку, должны вернуться в лагерь. Участник, отставший от группы и потерявший с ней связь, также обязан вернуться в лагерь, а группа должна выполнить задание.

Всю поступающую информацию руководитель поисково- спасательной группы заносит в оперативный журнал и фиксирует на карте для дальнейшего анализа.

Участники при выходе на задание должны максимально снизить вес носимых с собой вещей (приложение 2) и не брать ничего лишнего. Снижение веса переносимого груза в 2 раза увеличивает скорость движения и производительность группы в 1,5-2 раза. Проведение поиска группой, несущей с собой бивуачное снаряжение, не рекомендуется, поскольку участники быстро устают и теряют внимание, что отрицательно сказывается на результатах. Проведение ночевок под открытым небом также не рекомендуется, поэтому руководителю следует предусмотреть возвращение группы в лагерь. Часто для ночлега используются находящиеся в лесу охотничьи, сенокосные избы.

Опыт показывает, что нормальная организация поисков в значительной мере зависит от дисциплинированности и опыта участников. Не рекомендуется использовать солдат и людей, плохо знающих лес. Руководитель поисково- спасательной группы должен быть готов к тому, что задание, данное группе незнакомых людей, не будет выполнено вообще либо будет выполнена другая работа. Добровольцы могут не рассчитать свои силы, либо, посовещавшись, решить, что руководитель поисково- спасательной группы неправ и искать следует совсем в другом месте. Подобный беспорядок неизбежен при самостоятельной работе добровольцев, поэтому в каждой группе должен быть хотя бы один штатный спасатель.

При организации работ РП может столкнуться с крайне напряженной эмоциональной обстановкой, создаваемой родственниками пропавшего и другими заинтересованными лицами, которые требуют, чтобы работы проводились только так, как они желают. Руководитель поисково- спасательной группы в этом случае должен опираться исключительно на объективные данные и игнорировать требования некомпетентных лиц.

Кроме того, возможны всевозможные взаимные обвинения и попытки найти виноватого, распространение заинтересованными лицами слухов и домыслов. Руководитель поисково- спасательной группы должен в подобной обстановке подвергать сомнению и проверять любую доносимую до него информацию.

В случае обнаружения пропавшего часто бывает необходима его транспортировка в медицинское учреждение. Наилучшим средством транспортировки является вертолет. Для транспортировки пешком летом требуется группа 8-12 человек. Меньшее количество людей приводит к быстрой усталости несущих пострадавшего, и допускается на расстоянии до 3-4 км, большее количество участников приводит к задержкам в пути. Зимой, при использовании специальных волокуш, достаточно 3-6 человек. Руководитель работ должен организовать транспортировку таким образом, чтобы доставить пострадавшего в больницу за наименьшее время. Часто оптимальным способом транспортировки является сплав на резиновой лодке или другом плавсредстве с пострадавшим по реке. При транспортировке по сложному рельефу и наличии на пути водных преград и других препятствий впереди основной группы движется лидирующая группа, организующая переправы и устраняющая препятствия. Руководитель движется в основной группе и поддерживает связь с лидирующей группой по УКВ связи.

По окончанию поисковых работ РП составляет отчет установленной формы с обоснованием и описанием проведенных работ.

4. Подготовка спасателей для ведения ПСР в условиях природной среды

Любое поисково-спасательное формирование имеет утвержденный годовой план распределения времени по предметам и месяцам обучения, а также график проведения учебно-тренировочных сборов, план переподготовки и повышения квалификации и т.п. материалы.

В основном учебный процесс подготовки спасателей для ведения поисково-спасательных работ в таежной местности организуется согласно этим документам, но бывают и отклонения в виде дополнительных часов и тем обучения.

К азам подготовки грамотного спасателя относится наличие таких умений как Климец В.В. Подготовка спасателей для ведения поисково-спасательных работ в условиях природной среды // Технологии гражданской безопасности. №2, 2007. - С. 97. :

Правильная укладка рюкзака для длительных переходов;

Разведение костров, в том числе во время дождя и ветра;

Установка палаток различных конструкций (в том числе на снегу и во время сильного ветра);

Подбор и подгонка личного снаряжения (одежда, обувь, страховочное, бивачное);

Знание и умение вязать узлы (требования: уверенно вязать, не раздумывая в темноте и в неудобных положениях);

Подъем и спуск по веревке различными способами;

Основы ориентирования на местности.

Совершенствование знаний сотрудников поисково-спасательных отрядов проводится по трем основным направлениям:

Практические занятия непосредственно в месте расположения базы и прилегающих окрестностях;

Выездные учебно-тренировочные сборы;

Соревнования различного ранга.

Для совершенствования пешеходной техники в теплое время года и лыжной техники в зимнее время года отрабатываются способы передвижения и преодоления препятствий - крутых склонов, оврагов, скальных участков, водных преград. Особенно полезные навыки спасатели получают в зимнее время при передвижении по тае 6жнйо местности на лыжах.

После освоения навыков передвижения ведется отработка техники транспортировки пострадавших по тем же препятствиям различными способами, в том числе с изготовлением носилок из подручных средств.

Для спасателей постоянно должны быть организованы тренировки по ориентированию, изготовлению временных убежищ и укрытий, разведению костров в сложных условиях (ветер, осадки, ограниченное количество или полное отсутствие спичек) и преодолению прочих возможных трудностей.

В зимнее время спасатели тренируются строить убежища в снегу, а ближе к весне, когда снег плотнеет, строят иглу и спасатели по очереди (и конечно, под контролем) пробуют провести в них ночь.

Самым эффективным видом отработки практических навыков являются учебно-тренировочные сборы. Учебно-тренировочные сборы проводятся отрядом по горно-таежной, водной, спелеологической подготовке.

Важным профессиональным умением спасателей является ориентирование на местности. Ориентированием называется умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта: Север (Af), Юг (5), Восток (О), Запад (IV). Ориентирование можно осуществлять по компасу, небесным светилам, звездам, окружающим предметам, местным признакам, топографическим картам.

В ряде случаев определить стороны горизонта не представляется возможным (густой туман, снегопад, заросли камыша, ночь, горы); тогда используется метод движения по азимуту. Азимутом называется угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от северного направления меридиана до направления движения.

Спасатели должны уметь ориентироваться на местности с помощью топографических карт. Топографическая карта представляет собой информацию, подробно нанесенную на бумагу с помощью условных знаков. По топографической карте можно изучать и оценивать местность, определять расстояния, площади, крутизну склонов, высоту точек, осуществлять ориентирование Радоуцкнй, В.Ю. Организация и ведение аварийно-спасательных работ: учеб, пособие / В.Ю. Радоуцкий, В.П. Полуянов; под ред. В.Ю. Радоуцкого. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. - С. 72. .

Для проведения ориентирования с помощью топографической карты се необходимо сориентировать относительно сторон горизонта. Карту можно ориентировать с помощью компаса или относительно местных ориентиров. После проведения этих работ и определения на карте точки своего месторасположения спасатели намечают маршрут движения и выбирают основные ориентиры. Во время движения особо внимательно нужно следить за правильностью соблюдения маршрута. При движении ночью выбираются заметные ориентиры, находящиеся на близком расстоянии друг от друга. В случае сомнения в правильности движения следует постоянно уточнять свое местонахождение, сверяя карту с местностью.

Непосредственно горно-таежная подготовка проводится в сложно-пересеченной, малонаселенной местности и каждый год в разных районах. Формы проведения тоже различаются. Например, спасателям вручается карта с обозначенным маршрутом следования, протяженностью от 15 до 25 км. В конечной точке находится условный "пострадавший", которого нужно транспортировать до населенного пункта или автомобильной дороги. По условиям вводной транспортировка вертолетом невозможна по метеоусловиям, но спасатели обязаны выбрать и подготовить площадку для приема вертолета. Возможны просто длительные 2-3-дневные переходы по сложной пересеченной местности, причем маршрут не указывается, а даются только исходная и конечная точки. Выбор маршрута остается за спасателями. Подобная форма тренировочного сбора практикуется поздней осенью, когда переход по маршруту и разбивка биваков осложняются погодными условиями. Кроме непосредственно учебной задачи сборов, спасателям предоставляется возможность изучения и освоения "собственными ногами" нового района территории ответственности.

Заключение

Для эффективного проведения поисково-спасательных работ в таежной местности нужно обладать очень хорошими навыками передвижения по сложному рельефу, уметь ориентироваться в незнакомой местности и знать хотя бы основы выживания.

Сигнал об исчезновении человека обычно поступает от его родственников и других заинтересованных лиц на следующий день или через день после пропажи, хотя нередки случаи, когда продолжительность ожидания составляет несколько дней и даже недель.

Изначально для проведения грамотного и эффективного поиска в кратчайшие сроки необходимо соблюсти два ключевых условия, выполнение которых непосредственно оказывает влияние на конечный результат: проводить опрос родственников для сбора информации должен обязательно работник подразделения МЧС; необходимо найти таких информаторов, которые осведомлены о происшествии лучше всего.

При проведении опроса опрашивающий должен иметь перед собой карту района исчезновения масштаба 1:100000 или более подробную.

Следует помнить, что в районе поисков обычно находятся граждане, количество которых часто гораздо больше, чем число спасателей. Эти люди могут случайно стать ключевыми свидетелями и свести к минимуму затраты сил и времени.

Применяются два способа поисков: наземные, воздушные с использованием летательных аппаратов. Наземные делятся на поиски по следам и поиски площадные.

При проведении наземных поисков следует максимально использовать доступные транспортные средства.

Воздушные поиски применяются при необходимости проведения в короткий срок обследования большого района поисков либо района, находящегося на значительном удалении от дорог.

Выдвижение групп в район поисков, как правило, осуществляется автомобильным либо воздушным транспортом.

Лагерь при проведении наземных поисков следует располагать как можно ближе к центру района поисков, чтобы снизить затраты времени и сил на подход - отход групп. Лагерь должен обеспечивать возможность для полноценного отдыха участников поисков.

Оптимальная продолжительность одного операционного периода и, соответственно, время работы поисково- спасательной группы составляет 4 часа.

Нормальная организация поисков в значительной мере зависит от дисциплинированности и опыта участников. Не рекомендуется использовать солдат и людей, плохо знающих лес.

Деструктивные конфликты во время поисковых работ недопустимы. РП вправе исключить конфликтующие стороны из числа участников и удалить их из лагеря и с места выполнения работ.

Независимо от результата поисковые работы рано или поздно приходят к завершению. В одном случае пропавший выходит из леса самостоятельно (приблизительно 80-85 % всех случаев), во втором - его находят (до 10 %). В третьем случае поиски не приносят результата, и руководитель поисково- спасательной группы вынужден волевым решением прекратить работы. Четкой границы, служащей сигналом для окончания работ нет; теоретически можно искать пропавшего годами. Официальные нормативы также отсутствуют. В некоторых случаях (например, при исчезновении летательного аппарата) поиски могут продолжаться неделями. На решение влияют такие факторы, как настойчивость заинтересованность лиц, их влиятельность, общественное мнение и т.п.

Для облегчения принятия решения можно предложить следующую схему: руководитель поисково- спасательной группы устанавливает конкретный объем работ на один или несколько операционных периодов, и в отсутствие дополнительной информации о пропавшем по их окончанию прекращает поиски. При появлении новых значимых сведений работы продолжаются (возобновляются).

Список литературы

1. Климец В.В. Подготовка спасателей для ведения поисково-спасательных работ в условиях природной среды // Технологии гражданской безопасности. 2007. №2. С. 96-99.

2. Радоуцкнй В.Ю. Организация и ведение аварийно-спасательных работ: учеб, пособие / В.Ю. Радоуцкий, В.П. Полуянов; под ред. В.Ю. Радоуцкого. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. - 156 с.

3. Харисов Г.Х., Калайдов А.Н., Фирсов А.В. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Учеб. пособие. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2011. - 271 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и сущность ядерного оружия, характеристика его поражающих факторов. Общие требования к организации и проведению аварийно-спасательных работ при авариях на химически-опасных объектах. Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям объекта.

    контрольная работа , добавлен 29.05.2010

    Дозиметрический контроль в условиях радиоактивного заражения местности. Дезактивация и дегазация трансформаторных подстанций: способы, вещества, техника; меры безопасности при проведении работ. Дистанционные методы лесопатологического картографирования.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Решение задач гражданской обороны в период проведения спасательных операций и аварийно-восстановительных работ в очаге поражения. Тушение пожаров на объектах, проведение эвакуации людей из возможной зоны заражения, дезактивация, дегазация и дезинфекция.

    реферат , добавлен 07.03.2010

    Комплекс специальных задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Специфика спасательных работ. Обязанности руководителя аварийно-спасательных работ. Аварийные работы на транспортных сооружениях.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Бой как основная форма тактических действий войск, авиации и флота. Содержание глубокого боя, методы его подготовки и способы ведения. Учет и использование в конкретных боевых условиях военной обстановки факторов, влияющих на организацию и ведение боя.

    контрольная работа , добавлен 31.07.2010

    Виды медицинской помощи, оказываемые пострадавшим при ведении спасательных работ. Формирования гражданской обороны; порядок, принципиальная схема их развертывания и подготовки к выполнению задач по медико-санитарному обеспечению пострадавшего населения.

    лекция , добавлен 25.01.2010

    Общая характеристика схемы централизованного оповещения субъекта Российской Федерации. Рассмотрение особенностей медико-психологического обеспечения населения и спасателей при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

    презентация , добавлен 21.03.2014

    Деятельность Зеленогорского поисково-спасательного отделения КГКУ "Спасатель". Организация кадровой работы и делопроизводства. Профессиональная подготовка и аттестация спасателей. Проблемные вопросы по совершенствованию ГО и ЧС в Красноярском крае.

    отчет по практике , добавлен 19.06.2014

    Организация оказания доврачебной помощи. Особенности оказания первой помощи в очаге ядерного поражения. Организация управления ОПВП и его взаимодействие с другими нештатными аварийно-спасательными формированиями гражданской обороны здравоохранения.

    лекция , добавлен 21.03.2014

    Сущность и главное содержание опасностей для населения и территории, возникающих в результате террористического акта. Основы организации и основные принципы управления аварийно-спасательными работами при ликвидации последствий террористического акта.

Производственная система «Росатома» (ПСР) – это культура бережливого производства и система непрерывного совершенствования процессов для обеспечения конкурентного преимущества на мировом уровне.

В основе ПСР лежат пять принципов, которые призывают сотрудников быть внимательными к требованиям заказчика (не только по отношению к конечному потребителю, но и к участку-потребителю, цеху-потребителю и даже последующему оператору); решать проблемы на месте их возникновения; встраивать качество в процесс, не производить брак; выявлять и устранять любые потери (излишние складские запасы, межоперационные заделы, время простоя, лишние перемещения и т.д.); быть примером для коллег.

Эти принципы были сформулированы на базе лучших образцов отечественного и зарубежного опыта, в частности, системы научной организации труда, производства и управления (НОТПиУ) Министерства среднего машиностроения СССР и Toyota Production System японской автомобильной компании «Тойота». Производственная система «Росатома» нацелена на выполнение стратегических целей Госкорпорации, а отраслевые ПСР-проекты направлены на рост производительности, снижение себестоимости и повышение качества продукции. Знание и умение применять инструменты ПСР является обязательным условием для профессионального и карьерного роста сотрудников атомной отрасли.

В начале 2015 года было принято решение о применении системного подхода в развертывании ПСР на предприятиях: декомпозиции целей до уровня начальника участка, оптимизации производства основных продуктов предприятия (производственные потоки), реализации ПСР-проектов, обучении и мотивации сотрудников. К 2017 году контур системного развертывания вырос с 10 до 23 ПСР-предприятий. До 2020 года их будет около 30, их продукция будет формировать около 80% общей себестоимости Росатома.

Согласно концепции развития Производственной системы «Росатом» все предприятия, на которых ведется комплексное развертывание системы, делятся на три уровня: «Лидер ПСР», «Кандидат ПСР» и «Резерв ПСР». Предприятия – «Лидеры ПСР» получают пакет привилегий (приезды бизнес-тренера на предприятие, возможность поездок работников для обмена опытом на зарубежные и российские передовые предприятия, семейные путевки, сертификаты на обучение в Корпоративной академии Росатома, участие в проекте «Дизайн рабочего пространства» и др.).

В настоящее время внедрение ПСР на предприятиях отрасли уже позволило достичь существенной экономии, сокращения товарных запасов на складах и сроков планово-предупредительных ремонтов на российских атомных станциях.

Являются частью аварийно-спасательных работ и включают в себя поиск, оказание помощи, эвакуацию терпящих бедствие.
Организуют проведение поисково-спасательных работ и руководят им командиры (начальники поисково-спасательных отрядов или руководители пожарных аварийно-спасательных частей) через подчиненные им пункты управления полетами.
Пунктами управления с которых может осуществляться руководство поисково-спасательными работами , являются:
- командные пункты авиационных соединений и частей Вооруженных Сил РФ;
- командно-диспетчерские и соответствующие им пункты управления полетами гражданской авиации и других министерств и ведомств;
- районные и зональные центры Единой системы управления воздушным движением;
- специально создаваемые временные пункты управления полетами в районе бедствия (наземные, на кораблях).
Поисково-спасательные работы начинаются немедленно с получением следующих сообщений (сигналов) о воздушном судне, терпящем бедствие:
- доклада экипажа воздушного судна, терпящего бедствие;
- доклада экипажа воздушного судна, наблюдающего бедствие;
- сигнала, передаваемого по аварийной радиостанции (радиомаяку) или по радиолокационному каналу системы опознавания;
- сообщений очевидцев.
Кроме того, поисково-спасательные работы начинаются после потери радиосвязи с экипажем воздушного судна и пропадания отметок радиолокационной проводки одновременно или потери радиосвязи, если радиолокационная проводка не велась, а также, если воздушное судно не прибыло в расчетное время на аэродром посадки.
О получении сообщения о бедствии воздушного судна, принятых мерах и предложениях по организации и проведению поисково-спасательных работ расчет пункта управления полетами докладывает:
- командиру (начальнику);
- начальнику поисково-спасательной службы объединения (соединения, части);
- вышестоящему пункту управления полетами;
- пункту управления руководителя поисково-спасательных работ в районе (зоне) ответственности.
Расчеты пунктов управления полетами объединений докладывают о бедствии на центральные командные пункты Вооруженных Сил РФ и Центральному оперативному пункту управления Авиационной поисково-спасательной службы РФ.
Начальники вышестоящих пунктов управления должны постоянно знать ход проводимых поисково-спасательных работ и быть готовыми оказать необходимую помощь в их проведении.
На командных пунктах управления полетами ведется карта-планшет обстановки поисково-спасательного обеспечения полетов авиации, на которую наносятся сведения о дежурных поисково-спасательных силах и средствах, выделенных на предстоящий летный день (сутки), а также должны быть комплекты карт масштаба 1:1 000 000, 1:500 000, 1:200 000 и своей зоны (района) ответственности.
Основными задачами, решаемыми расчетами командных пунктов управления полетами в ходе поисково-спасательных работ , являются:
- сбор, обобщение и анализ информации о воздушном судне, терпящем бедствие;
- разработка предложений для принятия решений командиром (начальником) по организации поисково-спасательных работ;
- организация взаимодействия сил и средств, участвующих в поисково-спасательных работах;
- управление поисково-спасательными силами и средствами и обеспечение безопасности полетов поисково-спасательных самолетов (вертолетов).
Расчет командного пункта управления полетами ведет карту поиска, на которой отображаются решение командира (начальника) на поиск и ход его выполнения.
объединения (соединения, части), прибыв на командный пункт управления полетами, принимает участие в организации и проведении поисково-спасательных работ, а в отсутствие старшего командира (начальника) - руководит их проведением.
Начальник поисково-спасательной службы авиационного соединения (части) готовит проект доклада командира (начальника) вышестоящему командованию о ходе поиска за прошедшие сутки, его результатах и план проведения поисково-спасательных работ на предстоящие сутки.
Управление авиационными поисково-спасательными силами и средствами в ходе поисково-спасательных работ осуществляется по общим или специально назначаемым каналам радиосвязи. Для увеличения дальности связи, а также для управления наземными поисково-спасательными командами выделяется самолет-ретранслятор.
Наземным поисково-спасательным командам придаются переносные (подвижные) средства связи. Кроме того, для связи с руководителем поиска могут использоваться телефонные каналы Министерства обороны и других ведомств.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: