Критерии предпринимательского мышления. Как развить мышление для бизнеса

Предпринимательский образ мышления вырабатывает подход к решению самых разных проблем.

Самостоятельность мышления. Означает свободу выбора задач, а также их решений! Мышление предпринимателя обязательно должно обладать данным свойством. А вот наёмный работник не свободен ни в постановке задач, ни в методах их решений. На то он и наёмный работник, чтобы делать, что ему скажут, а не задачи себе придумывать! :)

2) Гибкость и критичность мышления. Означает способность быстро отказываться от ранее принятых решений, если они уже не соответствуют новым условиям! Крайне важное свойство предпринимательского мышления! Мышление наёмных работников, как правило, негибко. И замечено, что чем больше стаж наёмной работы, тем меньшей гибкостью обладает мышление наёмного работника.

Критичность мышления - это свойство мышления, отражающее способность беспристрастно оценивать результаты собственной мыслительной и трудовой деятельности! Критичность мышления связана с гибкостью мышления, и эти свойства дополняют друг друга.

3) Широта и глубина мышления. Широта мышления означает наличие большого кругозора, способности видеть множество факторов, влияющих на конечный результат деятельности! А как иначе? Как без этого свойства найти новые идеи, найти и организовать ресурсы для осуществления нового проекта? Глубина мышления - это способность вникнуть глубоко в суть явлений, понять их причину, дать оценку!

4) Целенаправленность мышления. Означает способность в течение продолжительного времени подчинять свой мыслительный процесс определенной задаче! Крайне необходимое качество предпринимателя! Многие наёмные работники обладают широким кругозором, но, увы, они неспособны расставить для себя приоритеты и проявить упорство, двигаясь в заданном направлении. Они не могут сконцентрировать на одной задаче и довести дело до успешного результата.

5) Экономичность мышления. Означает способность придумывать, как получать наибольший результат при наименьших затратах и усилиях! Сначала это отражается в мыслительной деятельности предпринимателя, а затем и в его предпринимательском труде. Нужно получить результат наименьшими усилиями!

Гибкое использование человеческих ресурсов.

Использование человеческих ресурсов в бизнесе – это методы, инструменты и прочие средства, с помощью которых можно наиболее эффективно и с минимальными затратами сотрудничать с наемным персоналом и получать ожидаемые результаты.

Капитал и слагаемые предпринимательского успеха.

Предпринимательский капитал - это средства, используемые для извлечения предпринимательской прибыли.

В состав предпринимательского капитала в общем случае могут входить:

1) технические средства производства (здания, сооружения, оборудование, станки, транспорт, инструменты и пр.), используемые предпринимателем на законном основании. Они могут быть как собственными, так и арендованными, находящимися во временном пользовании или лизинге;

2) материальные элементы оборотного капитала (сырье, материалы, приспособления, инструменты разового или кратковременного пользования, квалификационный уровень рабочей. силы);

3) денежные элементы оборотного капитала (фонд заработной плиты, средства на приобретение сырья, необходимые для организации производства на нормальном уровне);

4) интеллектуальная собственность - это предпринимательская идея, способ производства, способ придания новых свойств, товару, новый способ производства, т. е. все то, что включает в себя понятие «инновация»

Общую схему, определяющую успех предпринимательской деятельности, можно представить в виде следующих основных стадий:

1. Зарождение предпринимательской идеи

2. Оценка идеи и реальность её воплощения в практику

3. Предприниматель ещё не знает реакции на его реально воплощенную предпринимательскую идею. Поэтому он должен обратиться к анализу рынка для получения необходимой информации.

4. Связана с определением размеров издержек производства, связанных с производством предполагаемого товара.

5. Выявляет возможный эффект от реализации идеи

6. Проводится экспертная оценка полученной информации, рассмотрение всех возможных последствий связанных с процессом практической реализации предпринимательской идеи

Управление личными финансами.

Тайм-менеджмент.

Тайм-менеджмент – это эффективное планирование рабочего времени для достижения целей, нахождение временных ресурсов, расстановка приоритетов и контроль выполнения запланированного. Его основная задача - больше успевать в единицу времени и эффективно расходовать собственные ресурсы.
Управление временем (тайм менеджмент, time management, организация времени) - это технология организации времени и повышения эффективности его использования.В некотором роде это не столько набор техник, сколько стиль жизни и философия ценности времени в быстром потоке информации и постоянно меняющемся мире.
В управлении временем (тайм менеджменте) можно выделить следующие процессы:
-Постановка цели. Определение и формулирование цели (целей).
-Планирование и расстановка приоритетов. Разработка плана достижения поставленных целей и выделение приоритетных (первостепенных) задач для выполнения.
-Реализация – конкретные шаги и действия в соответствие с намеченным планом и порядком достижения цели.
-Контроль достижения цели и выполнения планов.

Понятие эффективности и результативности.

В этом вопросе имеет смысл обратиться к стандартам ISO серии 9000:2000, в которых результативность определяется как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. То есть, чем точнее достигается поставленная цель, тем лучше результативность. Например, выполнение плана продаж на 97% является показателем неплохой результативности отдела продаж.

Эффективность, согласно ISO 9000:2000, это соотношение достигнутых результатов и использованных ресурсов. Фактически идентичное определение дает современный экономический словарь: "Эффективность - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение". Поэтому эффективность отдела продаж нужно определять как разность между выручкой от продаж и коммерческими расходами или их отношение. Может случиться так, что результативность продаж повышается, а эффективность падает.

Таким образом, чтобы измерять результативность, нужно иметь четко определенные цели и планы. Без этого у нас не будет точки отсчета для оценки результативности. Для измерения эффективности какого-либо процесса нужно уметь определять затраты на выполнение этого процесса. Если это удается сделать, то руководство предприятия всегда может определить чего мы конкретно достигли в том или ином направлении работы и какой ценой получены эти результаты.

Формула успеха.

Во-первых, новое дело лучше и надежнее всего начинать в той сфере деятельности, которая лучше всего знакома человеку, входящему в бизнес-среду. Глубокое знание предмета бизнеса и увлеченность своим делом нередко становятся основой успешной предпринимательской деятельности. Недостаточность знаний или опыта в выбранной сфере деятельности придется компенсировать привлечением квалифицированных консультантов, что приводит к значительным затратам финансовых средств.

Во-вторых, любому начинающему предпринимателю следует, прежде чем с головой окунуться в воплощение своей задумки, провести хотя бы минимальные маркетинговые исследования и беспристрастно оценить свои силы. Невозможно предусмотреть все нюансы, которые сопутствуют ведению дел в условиях жесткой конкуренции и быстро изменяющихся потребительских предпочтений. Даже наличие тщательно проработанного бизнес-плана и возможность полноценно профинансировать новое дело не всегда гарантируют устойчивость и поступательное развитие бизнеса. Нередко бывает так, что незначительное, на первый взгляд, непредвиденное обстоятельство разрушает самые смелые и перспективные задумки предпринимателей.

В-третьих, не следует копировать чужой, даже самый успешный бизнес. К несомненным достоинствам предпринимателя специалисты не напрасно относят способность видеть и находить новые рыночные ниши. Вхождение в уже развитый бизнес всегда сопровождается трудностями, связанными с жесточайшей конкуренцией. Оптимальным для старта можно считать недавно зародившиеся виды бизнеса. Это связано с тем, что, с одной стороны, потребители уже знают о нем и легко прогнозируется динамичный рост рынка. С другой стороны, растущие рынки характеризуются не такой жесткой конкуренцией.

В-четвертых, очень важно выбрать такую область предпринимательской деятельности, которая максимально подходит к складу характера и темпераменту бизнесмена. Связано это с тем, что бизнес затягивает, вытесняет из повседневной жизни развлечения и личные отношения. Именно поэтому следует заниматься делом, которое не станет в скором времени обузой, а будет приносить только положительные эмоции и моральное удовлетворение.

В-пятых, начинающему предпринимателю нужно выбрать такую сферу предпринимательской деятельности, в которой он сможет реализовать все свои стороны, а влияние слабых сторон свести к минимуму. Наличие, к примеру, хорошего художественного вкуса и способностей к рисованию более способствует открытию дизайнерской студии, чем организации строительного производства, требующего недюжинных организаторских способностей. Людям коммуникабельным гораздо проще проявить себя в торговой деятельности, а менее коммуникабельным проще заняться производством, скажем, пиломатериалов.

Оптимизация бизнеса.

Оптимизация бизнес-процессов - частичное совершенствование существующих бизнес-процессов организации, которое происходит путем избавления от явных недостатков, таких как информационные петли, дублирование функций и т.п. Оптимизация бизнес-процессов оформляется соответствующими организационно-распорядительными и нормативными документами.

Оптимизация бизнес-процессов применяется в тех случаях, когда предприятию необходимо улучшить свою работу: снизить затраты, сократить производственный цикл, уменьшить количество управленческих ошибок, принять неотложные меры по выходу из кризиса и т.п. Оптимизации, как правило, подлежат ключевые бизнес-процессы, т.к. оптимизация именно этих процессов дает наибольший эффект.

Оптимизации противопоставляют реинжиниринг бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнес-процессов направлен на революционное изменение процессов организации, который происходит однократно и выполняется совместно с внедрением новой информационной системы на предприятии. Его целью является резкое улучшение ключевых показателей деятельности компании. Оптимизация бизнес-процессов, в свою очередь, выполняется непрерывно и охватывает, как правило, узкую область на уровне функций. Она характеризуется более умеренными рисками и требует гораздо меньшего времени для проведения. Кроме того, реинжиниринг бизнес-процессов, в отличие от оптимизации, не рассматривает существующий процесс как начальную точку. Реинжиниринг проводится по принципу "от общего - к частному", а оптимизация - "от частного к общему". Таким образом, оптимизация и реинжиниринг бизнес-процессов различаются как по объему работ и скорости получения результата, так и по охвату бизнес-процессов и самой сути.

При оптимизации бизнес-процессов зачастую происходит изменение организационной структуры предприятия, т.к. в результате работы по оптимизации процессов происходит перераспределение функций подразделений. Появляется необходимость в новых подразделениях или в отказе от каких-то старых, в изменении подчиненности и т.д. Таким образом, в результате оптимизации бизнес-процессов улучшается взаимодействие между подразделениями и повышается эффективность деятельности и конкурентоспособность компании.

Как правило, оптимизация бизнес-процессов протекает следующим образом. Прежде всего, фиксируются четкие и однозначные описания существующих бизнес-процессов компании в виде модели AS-IS. Затем анализируются конкретные задачи исследуемых процессов, за которые отвечает определенные исполнители, и оценивается оптимальность выполняемых последними действий. После выявления недостатков на этой стадии осуществляется переход к анализу оптимальности всего бизнес-процесса или группы бизнес-процессов. На следующем этапе разрабатываются предложения по исправлению обнаруженных недостатков, и строится модель TO-BE. Завершается оптимизация оценкой возможных ухудшений от проведенных изменений, ведь не следует забывать о том, что устранение дефектов по одному критерию бизнес-процесса может привести к их появлению по другому критерию. Нужно уметь выявлять такие последствия и уметь оценивать их преимущества и недостатки. Не стоит упускать из внимания и человеческий фактор: поскольку оптимизация бизнес-процессов так или иначе влечет за собой усиление контроля исполнителей, это может вызвать сопротивление со стороны сотрудников. Подобные последствия также следует предусмотреть.

Для того чтобы оптимизация бизнес-процессов принесла ожидаемый результат, обновленные бизнес-процессы необходимо закрепить не только в регламентных документах предприятия (положениях и приказах), но и в управленческой информационной системе. Если на предприятии функционирует система управления бизнес-процессами (BPMS), то и оптимизация бизнес-процессов будет успешной. На платформе "1С: Предприятие 8" такой системой является программный продукт "ПитерСофт: Управление процессами", позволяющий не только смоделировать и описать бизнес-процессы предприятия, но и собрать статистику по выполнению бизнес-процессов (с использованием показателей KPI). На основании статистики, т.е. достоверных данных о жизнедеятельности предприятия, можно проводить оптимизацию бизнес-процессов и сразу закреплять результаты в информационной системе.

Полезное чтение для пап и мам - от сооснователя детской бизнес-школы Kinder MBA Кнарик Арабян

«Предпринимательское мышление можно развить у любого ребёнка – это вполне конкретные знания и навыки, - говорит Кнарик Арабян, сооснователь бизнес-школы Kinder MBA, - И пусть в итоге предпринимателями станут далеко не все, этот тип мышления позволит человеку найти своё призвание, осознанно выбрать профессию, решать любые проблемы творчески». О том, какие навыки следует тренировать потенциальному предпринимателю и когда знакомить ребёнка с увлекательным миром финансов, порталу сайт рассказала Кнарик Арабян.

Сооснователь бизнес-школы . Окончила Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. Кандидат экономических наук, доцент кафедры госрегулирования экономики РАНХиГС, аудитор, автор трёх учебников и более 30 статей на тему аудита, бухучёта и корпоративных финансов. Kinder MBA – это комплексная программа для детей 5-17 лет, направленная на развитие креативности, финансовой грамотности, предпринимательского мышления и социальных компетенций. У проекта три учредителя: , преподаватель МГУ Карина Медведева , учредитель Павел Баскир .

1. Предпринимательское мышление можно развить у любого ребёнка . Это понятие подразумевает набор навыков, необходимых для успеха в любой сфере - умение ставить цели, организовывать процессы, брать ответственность, эффективно распоряжаться ресурсами и т.д. Развить можно лидерские качества, креативное мышление, силу воли, коммуникационные навыки и эмоциональный интеллект, дисциплинированность, ответственность.

2. Но далеко не каждый станет предпринимателем . Конверсия тут низкая. Свежий пример: из 20 выпускников группы «Мой стартап» - а это старшеклассники - многие заявили, что хотели бы работать в консалтинге или менеджменте, но не вести свой бизнес. Сложно! Не все готовы к серьёзной ответственности и рискам. Не каждый может собрать и увлечь команду. Не каждый способен на глобальное видение стратегии. В этом смысле развитие предпринимательского мышления – это ещё и возможность определиться: могу ли и хочу ли я быть предпринимателем?

3. Предприниматель – это новатор . Кто такой предприниматель? Нам близка концепция Йозефа Шумпетера, который полагал, что предприниматель – это, прежде всего, новатор. Человек, который подходит творчески к решению проблем, способный рисковать. Есть мнение, что предпринимателями рождаются, и что такой человек раскроется без всякой помощи. Вторая часть этого постулата - очень спорная. Не каждый ребёнок может проявить себя и поверить в свои силы самостоятельно.

4. Всему своё время . Креативность, лидерские качества и умение общаться можно и нужно развивать уже у дошкольников. Учеников начальной школы мы учим решать проблемы, находить нестандартные решения. В этом возрасте дети усваивают базовые знания по финансовой и экономической грамотности. Они уже могут создавать первые предпринимательские и научно-исследовательские проекты. Ученики средней школы (5-8 классы) готовы овладевать знаниями в специализированных предметных областях. В этом возрасте начинается профориентация. Старшеклассники способны с нуля запустить свой собственный стартап.


5. То, насколько ребенок «технарь» или гуманитарий, ничего не говорит о его предпринимательских качествах . В этом контексте я бы не стала говорить о противоречиях в чистом виде. Скорее творчество, тяга к гуманитарным и техническим наукам органично дополняют друг друга и формируют образ современного предпринимателя. На основе этой концепции произошло объединение Kinder MBA и московской «Лиги Роботов».

6. Готовность рисковать – один из ключевых факторов, который отличает условного предпринимателя от условного менеджера . Рисковать не только профессиональной репутацией, но и своими деньгами, временем. Тут важно попробовать.

7. Не случайно, что многие предприниматели - из семей предпринимателей или топ-менеджеров . Дети из этой среды имеют личный пример перед глазами, у них другой деловой кругозор. Но главное – у детей бизнесменов больше шансов что-то сделать, потому что родители их всецело поддерживают, в том числе и инвестициями. Почти все реализованные стартапы наших учеников состоялись благодаря родителям: школьные обеды в вафельном рожке, которые можно заказать через бота в Telegram, автоматическая система полива растений, новостной канал для детей в Minecraft и т.д. Когда ребёнок видит результат, он ещё больше загорается.


8. Нет универсального возраста, когда нужно знакомить детей с деньгами и вводить «карманные расходы» . Готовность усваивать материал и распоряжаться ресурсами сильно зависит от ребёнка. Наш первый модуль, в котором дети получают базовые финансовые знания – «Экономика в сказках» - рассчитан для детей 7-8 лет. Сбербанк выпускает банковские карты для детей 7+: родители могут дать ребёнку доступ к своей карте или открыть ему дополнительную. Ещё недавно это казалось явно преждевременным – но мир быстро меняется.

9. Есть разные способы постижения азов экономики . Например, личное финансовое планирование, когда ребёнок учится системно планировать свои расходы и доходы. Или тайм-менеджмент, когда необходимо расставить приоритеты и спланировать свои дела на час, день, неделю. Это можно делать всей семьёй.

10. Если вы хотите привить ребёнку финансовую грамотность, знакомьте его с экономикой семьи – объясняйте, как и на что вы тратите или откладываете. Это нужно делать в адекватном раннем возрасте. К 14 годам в России уже можно легитимно заниматься предпринимательством - при соблюдении ряда условий.

11. Я считаю, что как только ребёнок получает свободу передвижения в школе, он должен уметь планировать свои личные деньги . Это – способ предостеречь его от неразумных действий в старшем возрасте. Я преподаю в вузе – и была поражена, что студент 4 курса, учась на «Финансах и кредите», взял в кредит телефон под огромные проценты. Он говорит: «Я не понял, как так произошло, не рассчитал». Хорошо бы прорабатывать такие ситуации заранее.


12. Книги - в помощь . Начать можно с таких: «Удивительные приключения в стране Экономика» Игоря Липсица, «Пёс по имени Money» Бодо Шефера, «Большой бизнес для маленьких детей» Елены Тончу.

13. Всё, что делается через игровую форму, имеет успех . Отправляя ребёнка в магазин за молоком, можно поставить задачу на понимание ценообразования – например, посчитать, какая марка выгоднее в пересчёте на литр. Или сколько принесёт за год сэкономленный с пакета молока рубль.

14. Ребёнок должен получать обратную связь . Всё, что обсуждается и приводит к выводам, лучше откладывается в памяти ребенка, чем линейные указания. Аналитика – часть финансового планирования, важный навык бизнесмена. Поиграть, показать варианты, обсудить результаты, сделать выводы - это обязательно.

15. Тем, кто решил платить за оценки, я бы рекомендовала быть очень аккуратными . Ребёнок должен понимать, зачем ему самому нужна учёба, и эта мотивация не может упираться в сиюминутную прибыль. Предприниматель – всегда высоко самомотивированный человек.

16. Политика «Деньги за услугу» в семье может помогать формированию предпринимательских навыков, а может и вредить . Если это оплата услуг в рамках деловых, рабочих проектов - это нормально. Но если ребёнок выполняет свои домашние обязанности за деньги или помогает родным и друзьям на корыстной основе - это сбой в матрице ценностей.

17. Привить ценности - не так уж сложно, если вы сами их разделяете . Ребёнок очень легко копирует модели поведения.

18. Следите за словами! Развитию предпринимательского мышления больше всего мешает обесценивание самого процесса «предпринимать», демотивирующие фразы и поступки. Более того, они развивают в детях фобии и комплексы, что негативно сказывается на формировании личности вообще.


19. Поощрение и критика – тонкие процессы . Если ребёнок предлагает провальную идею, нельзя сказать, что ничего из этой идеи не выйдет – погубите мотивацию. Но и поощрять заведомо ошибочное решение не стоит. Должна быть правильная подача: «Здорово, что ты это придумал, но давай разбираться, для чего ты это придумал. В чём польза проекта, какие у него могут быть подводные камни». И если ребёнок всё обосновал, он в свою идею верит и хочет её реализовать – мне кажется, родителям стоит его поддержать. Потому что, во-первых, родители нередко сами ошибаются. Во-вторых, отрицательный опыт очень важен. Как правило, это тест на готовность быть предпринимателем. Я не знаю людей, которые бы сделали успешный бизнес с первого раза.

20. Задача родителей – аккуратно подстраховать ребёнка, чтобы опыт был поучительным, но не сказался негативно на здоровье и эмоциональном состоянии . Если у ребёнка органично пропало желание заниматься предпринимательством - это тоже неплохо.

21. Ещё раз: родительский контроль – это страховка и поддержка . Самостоятельность должна остаться у ребёнка. Это важно. Предприниматель не может не быть самостоятельным. В этом смысле показательна реакция родителей из предпринимательской среды, которые отказались заводить чат, чтобы их оповещали о мероприятиях. Они сказали: «Зачем нам это надо? Дети пришли учиться – пусть сами за всё отвечают».

22. Между «поддерживать» и «подталкивать» есть большая разница . Желание воплотить через детей свои нереализованные мечты нередко приводит к тому, что ребёнок под давлением и влиянием родителей выбирает в будущем сферу деятельности, не соответствующую его интересам. Это беда.

23. Будьте готовы к тому, что придётся работать с чужими стереотипами . Увы, в нашем обществе неоднозначное отношение к предпринимателям. Для многих это человек, наживший капитал нечестным образом, для которого прибыль важнее людей. Конечно, это вредный стереотип, поскольку любая деятельность всегда основывается на ценностях. Ценности – это фундамент, и заложить его следует до того, как ребёнок столкнется со стереотипами. Поэтому мы рассказываем детям о предпринимателях-меценатах, которые внесли огромный вклад в развитие страны. Объясняем, что новые технологии и разработки позволяют людям качественно изменить свою жизнь. Что бизнес стимулирует прогресс. Что у него есть социальная ответственность и т.д.

24. Российская школа учит не прикладным навыкам, а фундаментальным принципам . Я вижу, что многие родители сейчас забирают детей из государственных школ и отдают в частные или экспериментальные, где нет чёткого деления на классы, нет оценок, смещены границы между занятиями. Дети из таких школ, как правило, более раскованные, творческие, у них есть «чувство полёта». Да, классическая система образования часто уравнивает, ставит рамки, мешает креативности, развитию предпринимательских качеств. Но скажу в защиту государственных школ - есть гимназии и школы, в которых создана атмосфера, в которой поощряется творчество и целеустремлённость.

25. Самое важное, что может дать школа будущему предпринимателю - это научить его учиться . Система ценностей закладывается в семье.

26. Среди бывших спортсменов много предпринимателей . В спорт идут люди, имеющие «предпринимательский» характер, или он формируется благодаря спорту? Мне кажется, и так, и так. Я могу это утверждать на собственном примере, поскольку меня в спорт именно «отдали» - без особого моего рвения. Именно в тот период, когда я активно занималась спортом, я училась лучше в школе. Потому что приходилось чётко планировать все свои дела. Оттуда навыки командной работы, потому что в баскетболе выигрывают командой. Индивидуальные виды спорта больше формируют лидерские качества. Наконец, спорт - это нацеленность на выигрыш, но и умение принять проигрыш на пути к победе. Это важное качество и для кризис-менеджера.


27. Не всякая хитрость – показатель предприимчивости . То, что ребёнок хитрит и обманывает, многие родители спокойно воспринимают как «природную предприимчивость». Это не всегда верно. Ребёнок, особенно маленький и избалованный любовью родителей, может хитрить и манипулировать, чтобы достичь своих целей. Это естественно. Но обман – это не предприимчивость. Настоящий бизнес на обмане не строится.

28. Не путайте жадность и рациональность . Ту же мысль можно продолжить в отношении жадности, которую некоторые родители поощряют как «воспитание собственничества». Но жадность - это неумеренное желание владения. Стяжательство - стремление к наживе. Оба эти качества пагубны для человека и крайне негативно сказываются на взаимоотношениях с людьми. А бизнес - это всегда люди. Ценности собственников формируют корпоративную культуру, атмосферу в команде и т.д. Другое дело, что деньги любят счёт и, разумеется, финансовое планирование является основой рационального управления. Этому нужно учить.

29. Заработать деньги – это нормальное желание предпринимателя . Заработать любой ценой – нет. Ребёнок должен четко усвоить, что в бизнесе, как и в любой другой сфере человеческих взаимоотношений, есть мораль и этика. Если человек зациклен на деньгах – это проблема, как любая одержимость.

30. Нет контроля – нет бизнеса . Это основа. Ты должен уметь планировать, экономично расходовать ресурсы, оптимизировать и обязательно контролировать! Система контроля - залог успешного бизнеса. Чем больше ребёнок сталкивается с такими задачами в быту, тем сильнее навык.


31. Хорошее упражнение на выстраивание алгоритма решения проблемы – моделирование ситуаций . Их можно брать из реальной жизни: ты захлопнулся в ванной комнате без телефона, потерялся на вокзале, злой хулиган хочет отобрать твои карманные деньги. Можно запаниковать, а можно придумать алгоритм решений. Давай подумаем, как будем выбираться. Ребёнок начинает рассуждать, анализировать конкретные шаги – к чему это приведёт. Это могут быть и деловые игры, разбор кейсов, задания на изобретательность, умение решать проблемы и т.д.

32. Один из лучших способов развить предпринимательское мышление - это проектная деятельность . Когда ребёнок самостоятельно разрабатывает проект: генерирует идеи, проводит полевые исследования, разрабатывает прототип и имеет возможность презентовать его экспертам или потенциальным инвесторам. Проект – не обязательно коммерция. У нас, например, много социальных проектов – «Город мастеров» для детей с ограниченными возможностями, приложение по выбору животных из приютов и другие. Для детей, которым 12-13 лет, это очень серьёзный опыт самостоятельной работы.

33. Есть правило - лучше средняя идея и классная команда, чем наоборот . Навык командного взаимодействия отлично воспитывает проектная работа, в которой заняты несколько человек. Мы в таких случаях не назначаем постоянного лидера, позиция лидера – переменная. И часто бывает, что Петя – прирождённый лидер, которого все слушают - становясь исполнителем, саботирует какую-то работу. Вася, назначенный руководителем, должен найти способ договориться с Петей. Поучительный опыт для обоих. Потом мы всё это анализируем и обсуждаем.


34. Чем больше командной работы, тем лучше прокачивается этот навык . Это и школьные проекты, и внеклассная деятельность. Семья – тоже команда, где у ребёнка должны быть свои обязанности. У нас, к примеру, есть тренинг по тайм-менеджменту для детей и родителей – когда они вместе детально планируют следующий отпуск.

35. Многое в человеке можно воспитать – например, то, что находится в латентном состоянии, зажатое по разным причинам . Можно раскрыть даже лидерские качества - научить брать ответственность, принимать решения. Другой вопрос, что если человеку изначально комфортнее работать в роли исполнителя, вынужденное лидерство может быть разрушительным для него. Это энергозатратно, и может сказаться на результатах. Много проблем в бизнесе от того, что люди не на своих местах занимаются нелюбимыми делами.

36. Предприниматель – почти всегда лидер . Это не значит, что ребёнку с невыраженными лидерскими качествами нечего делать в бизнесе. Я знаю примеры, когда взрослый человек долго был уверен, что его амплуа – исполнитель, просто потому что ему не приходилось проявлять лидерские качества - до какой-то критической ситуации. Наконец, бывает и так, что человек, который по натуре не лидер, становится предпринимателем в составе партнёрства - когда бизнес делают несколько человек, и у каждого своя роль.

37. Ничего нельзя сделать через ломку и насилие . Гораздо эффективнее будет вложить время и средства в развитие сильных сторон ребёнка. Любовь и вдохновение – лучшие мотиваторы.

38. Многие почему-то уверены, что креативность - божий дар, и развить её нельзя. Это не так! Есть масса техник и методик развития креативности – например, «дизайн-мышление», где решение, в числе прочего, достигается через эмпатию – сопереживание.

39. Чтобы научить ребёнка ставить цели, мало научить его видеть пользу от результата . Мы учим ставить цели по технологии SMART, применяемой в проектном управлении. Это английская аббревиатура, означающая то, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени. Раскладывать цели по SMART очень полезно для ребёнка. Сразу отметаются абстрактные, недостижимые задачи.


40. Важнейший навык – управление временем, уметь расставить приоритеты - что важно, что срочно . Перегруженность ребёнка, на которую многие ополчились – это же тоже проблема плохого планирования работы и отдыха.

41. Выделить важное – это половина умения донести мысль. Найти качественную информацию, обработать её, выделить важное – навык XXI века . Есть известное упражнение – «Elevator pitch»: представьте, что вы едете с инвестором в лифте, у вас есть одна минута, чтобы рассказать суть вашего проекта. Можно придумать другую историю, оставив суть. В выступлении не должно быть много текста – только самое главное, выступление должно быть грамотно структурировано.

42. Полученные навыки не теряются . Но и не совершенствуются, если их не использовать. Это касается, например, навыка публичных выступлений.

43. Есть три ключевых ошибки, которые совершают родители в воспитании будущих предпринимателей . Первая – они делают выбор за ребёнка, не позволяют ему брать на себя ответственность. Вторая - требуют идеального результата, не позволяют совершать ошибки. Третья - ограничивают в реализации творческих идей.

44. А вот минимум того, как родитель может способствовать воспитанию предпринимательского характера . Во-первых, нужно поддерживать инициативы ребёнка, даже когда взрослым они кажутся бессмысленными. Как ребёнок поверит в себя, если в него не верят собственные родители? Во-вторых, важно объяснить ребёнку, что иногда случаются неудачи и не нужно этого бояться. Можно ошибаться, делать выводы и двигаться дальше. В-третьих, нужно научить ребёнка принимать решения и брать на себя ответственность. Нужно воспитывать ценности! Контролировать, поддерживать, но не подавлять личность. В-четвёртых, очень важен личный пример. Это касается воспитания в целом. И конечно, всё нужно делать с любовью.

Как часто в наш бизнес приходят новые партнеры, которые задают вопрос: «Сколько я буду зарабатывать завтра?» или «через месяц, два?». А мы затрудняемся дать четкий ответ, потому что в МЛМ бизнесе сложно предположить, сколько новичку удастся заработать в короткий промежуток времени. Он может заработать $1000 и такой доход будет получать постоянно плюс будет наращивать его, он может уже через месяц зарабатывать 50 000 рублей, 30 000 рублей, 20 000 рублей, 10 000 рублей, 5000 рублей, в конце концов может случиться и так, что он не заработает ничего в самом начале, и это вовсе не будет означать, что «этот бизнес ему не подходит». На получение быстрого дохода влияет множество факторов, такие как – образованность новичка, предыдущий опыт работы, набор личных качеств, такие как активность, умение быстро обучаться, выполнять правильно поставленные задачи и прочее. Также новому партнеру потребуется примерно 9 месяцев упорных действий для того, чтобы полностью освоиться в этом деле и стать профессионалом. А ведь только профессионалы своего дела (не только МЛМ) могут получать огромные доходы. За 9 месяцев обучения не значит, что человек не будет зарабатывать вообще ничего, будет конечно же. Тут все зависит от его активности и прежде всего от настроя. Идеальный разворот событий в новом деле, новичок действует и одновременно обучается. В этом случае доход будет сразу. Но не стоит отчаиваться, если что – то не получается, вы просто еще не научились делать качественно главные действия,которые будут приносить вам прибыль.

Один из основных факторов, который влияет на получение быстрого дохода в бизнесе – это предпринимательское мышление . К сожалению большинство людей, которые приходят к нам в команду, в наш бизнес, не обладают этим способом мышления. Наибольшая часть людей понятия не имеют, что такое бизнес. Чаще это те люди, которые работали раньше по-найму. То есть они привыкли приходить на работу от звонка до звонка, что –то делать, а иногда ничего не делать, и в конце месяца получать пусть не большую, но зато относительно стабильную зарплату. Кстати, выпускники ВУЗов, получая высшее образование тоже настраиваются изначально на работу по-найму, не думая и не рассматривая бизнес. Их к этому готовит ВУЗ. Сейчас в интернете переполнены сайты трудоустройств. Полно людей, которые ищут работу, якобы работу, но в реальности, наибольшая часть (а именно более 50% по статистическим данным) ищут не работу, а зарплату. Вот и получается, что те, кто к нам приходит в систему якобы работать, в первую очередь задают вопрос «Сколько я буду зарабатывать?» и редко первым звучит вопрос «Что мне нужно делать?».

Как только вы слышите от кандидата или новичка подобный вопрос, это сигнал того, что к вам в команду зарегистрировался человек с обывательским мышлением. Обывательское мышление – это мышление, настроенное на то, что нужно жить по-стандарту, навязанному обществом. То есть многие так и живут: родился – крестился – дет.сад – школа - институт – замуж (женился) – нашел хорошую работу «с 8 до 5», считая,что это идеальный план реализации жизни. Они его и стараются придерживаться. Часто устраиваются на нелюбимую РАБ оту и с не самой лучшей зарплатой, но работают на ней всю свою жизнь, имея один лишь выходной в неделю. Но что –то иное они не рассматривают, потому что это для них не привычно. Человек, который начинает мыслить иначе, им кажется странным. Вобщем, эта категория людей живут, плывя по течению жизни, как говорится: «куда принесет туда и принесет - это судьба».

Предпринимательское мышление – это такой тип мышления, благодаря которому человеку удается выстраивать свою жизнь и жизнь вокруг себя так, как ему хочется.

Мы живем в такой период времени, когда "коммерцию" перестали ругать и обзывать «спекуляцией», когда коммерсант или бизнесмен, или предприниматель становится образцом свободного, живущего достойной жизнью человека.

Понятие «бизнес»... а что означает слово «бизнес»? В переводе это слово значит – дело, занятость. Для нас сейчас бизнес – это больше даже предпринимательство. А слово «предпринимательство» произошло от слово «предпринимать», то есть что –то делать.

Предприниматели отличаются от большинства других людей тем, что они зарабатывают достаточно, отдыхают когда хотят и где хотят, имеют свободу, они не плывут по течению и сами делают свою судьбу. Они стараются взять обстоятельства в свои руки и направить течение их жизни туда, куда им нужно. Конечно, этот вариант жизни требует усилий и большой ответственности. Куда проще расслабиться и плыть куда-нибудь, а потом, потерпев неудачу, сослаться на судьбу. Предпринимать сложнее, но оно стоит того.

Что нам дает бизнес-мышление или предпринимательское мышление?

Мы работаем столько, сколько хотим;

Работаем там, где хотим;

Зарабатываем столько, сколько хотим;

Отдыхаем сколько хотим и там где хотим.

Все это дает нам наш бизнес с Орифлейм. Но почему, одни приходят и им удается успешно развивать бизнес и зарабатывать достойно, а другим требуется много-много времени, чтобы стартовать здесь?

Все дело именно в предпринимательском мышлении. Просто человек, который работал раньше по-найму и имеет обывательское мышление не может в этом бизнесе быть успешным, не изменив свое мышление. Обывательское мышление или мышление работника по-найму здесь не работает.
Как много вы знаете примеров, когда человек, устав от работы «на дядю», принимает решение оставить её и уйти в свой бизнес? Сколько примеров, когда люди даже кредиты берут на открытие своего дела, но потом "успешно" его проваливают, оставшись и без работы и без бизнеса, с кучей долгов впридачу. Таких примеров много и это доказательство тому, что мышление работника-по-найму в бизнесе не может работать.

Более того, предпринимательское мышление работает не только в бизнесе, но и в других сферах жизни. Например, в семье: женщина, способная мыслить как предприниматель, не ведая сама того, помогает стать успешным своему мужу.

Женщина, которая не имеет предпринимательского мышления но живет с успешным мужчиной, довольно быстро может быстро потерять этого мужчину, оставшись ни с чем. Если она вовремя не поймет, что мышление необходимо менять, то она будет находиться в нестабильной ситуации.

Хозяйка, имеющая предпринимательское мышление, всегда в семье своей будет иметь уважение и в доме ее будет царить порядок. Ей с легкостью будет удаваться делегировать свою надомную рутинную работу членам своей семьи, и те с радостью будут идти на помощь. У нее всегда будет достаточно времени на себя и на важные для неё дела, помимо семейных-бытовых.

В нашем бизнесе, как правило, таких женщин быстро начинают поддерживать их мужья, и не противостоят их развитию. Некоторые быстро понимают друг друга и начинают совместно вести это дело. Бизнес с Орифлейм становится в этом случае семейным делом.


Какими качествами обладает человек с «мышлением предпринимателя» и как перекочевать из касты «работников по-найму» в касту «бизнесменов» читайте в следующих уроках…

Важно понимать, что каким бы делом вы не решили заниматься, самообразование — это очень важно. Никакой преподаватель в университете не сможет научить вас тому, что вы прочитаете в книгах, написанных людьми, которые уже успели достичь успеха в той сфере, в которой вы хотите работать. Поэтому всем желающим начать свое дело, просто необходимо прочитать несколько книг по бизнес мышлении.

Литература для развития бизнес мышления

После прочтения этих книг вы начнете лучше разбираться в предпринимательстве:

  1. “Богатый папа, бедный папа”. Роберт Кийосаки
    В данном произведении автор рассказывает о реальной истории из его жизни. Отец Роберта был государственным служащим, неплохо зарабатывал, но не желал работать на себя, или как-то развиваться дальше. Его автор назвал бедным папой. А богатым папой был отец друга Кийосаки. Он занимался бизнесом, и, в результате, сумел стать одним из наиболее обеспеченных людей на Гавайских островах. Именно с него автор и взял пример. Книга же — о разнице в мышлении двух абсолютно разных «пап».
  2. “Думай и богатей”. Наполеон Хилл
    Хоть название книги и говорит о том, что в ней вы найдете советы, как стать богатым, это не совсем так. В данном произведении есть намного больше. После его прочтения вы поймете, как добиться успеха в разных направлениях. Книга входит в шестерку лучших бизнес-бестселлеров по версии журнала BusinessWeek.
  3. “Кто украл мой сыр”. Спенсер Джонсон
    Данное произведение совсем небольшое, его можно прочитать всего за полчаса. Главная мысль, которую автор хочет донести читателям — это то, что нужно меняться, иначе выжить никак не получится, особенно в бизнесе. Многие владельцы компаний покупают десятки экземпляров книги и раздают ее своим сотрудникам, чтобы они научились приспосабливаться к различным ситуациям.
  4. “От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет”. Джим Коллинз
    Перед тем, как приступить к написанию этой книги, автор изучил работу и путь развития около 1,5 тысяч различных компаний. После прочтения данного произведения, вы узнаете, что нужно делать, чтобы достичь успеха в бизнесе, а также то, чего точно делать нельзя.
  5. “Мышление стратега. Искусство бизнеса по-японски”. Кеничи Омае
    Данное произведение не только полно практических советов по стратегическому мышлению, но также сможет обеспечить вам заряд мотивации для работы на длительное время. В своей книге автор рассказывает, благодаря чему компания может достичь успеха, как правильно планировать работу, а также как должны проходить процессы делового мышления.
  6. «Мозг. Краткое руководство. Все, что вам нужно знать для повышения продуктивности и снижения стресса». Джека Льюиса и Адриана Вебстера
    После прочтения этой книги вы поймете, как работает наш мозг, и при помощи чего можно улучшить наше мышление и работоспособность. В произведении собрано несколько несложных правил, которые помогут вам стать более продуктивными в работе.
  7. “Эффективный руководитель”. Питер Друкер
    В своей книге автор рассказывает о том, что для того, чтобы умело руководить другими, для начала нужно научиться управлять собой. В данном произведении собраны несколько правил, которые помогут улучшить эффективность работы как самого руководителя, так и его подчиненных. Также вы узнаете, почему знания и воображение не принесут успеха, если не дополнить их эффективной деятельностью.
  8. «Теория игр. Искусство: стратегического мышления в бизнесе и жизни». Авинаш Диксит и Барри Нэлбафф
    Эта книга поможет вам научиться стратегическому мышлению, к примеру, предугадывать следующий шаг конкурента. Еще вы поймете, что, изучив теорию игр, вы сможете отбросить различные шаблоны и начать работать более эффективно.

Все эти хороши тем, что их написали люди, которые уже сумели достичь успеха в бизнесе, поэтому их советы особенно ценны для всех предпринимателей и развивают предпринимательское чутье и бизнес мышление.

Сегодня ни для кого не секрет, что креативное мышление - это важная составляющая успеха человека на работе или в учебе. Несмотря на распространенность этого понятия, многие считают, что «мыслить креативно» - значит уметь рисовать какие-то необычные рисунки, сочинять красивые писать стихи. В действительности креативное мышление нужно уметь применять не только в творчестве, но и в деловой сфере нашей повседневной жизни. Причем креативно может мыслить каждый, но главное - раскрыть в себе этот потенциал.

Нельзя не согласится, что зачастую люди мыслят стандартно, не обращая свое внимание на то, почему они так делают и нормально ли это в той или иной ситуации. Бывает, что стандартные методы становятся неуместными при смене обстоятельств и других внешних факторов.

В самом общем значении креативность определяется как творческие благодаря которым он может создавать новые и свежие идеи, отличающиеся от стандартных схем мышления. Иными словами, креативное мышление - умение подходить к решению какой-либо проблемы творчески. При этом проблема может касаться чего угодно - от ремонта квартиры до общения с деловым партнером.

Многие считают, что креативности можно научиться. Согласно мнениям психологов, это качество присуще абсолютно всем, однако использовать его могут только те, кто действительно этого хочет и имеет соответствующие способности. Так, если человека убедить в наличии у него скорее всего, он сможет им пользоваться. Соответственно, если не содействовать развитию креативности, даже самые одаренные личности могут начать мыслить стандартно.

Как использовать креативное мышление в бизнесе? Так как это качество относится не обязательно к творчеству, но и к умению решать стандартные задачи нестандартно, оно очень пригодится деловым людям в работе. Креативность в бизнесе - умение думать быстро, результативно и свежо.

Для развития креативного мышления нужно уметь учится, обладать хорошей памятью, развивать и интуицию, быть практичным и уверенным в себе. Именно практичность играет важную роль в формировании такого образа мышления.

Как правильно развивать вышеперечисленные способности? Существует огромное количество практикумов и курсов для развития креативного мышления. Хотя не все из них действенны, ознакомиться с литературой по данному вопросу не помешает. Человек, который хочет развивать креативное мышление, должен открыться новому, нестандартному и необычному.

Развивая такое мышление, мы развиваем оригинальность и гибкость, воображение и интеллект, личностную свободу и умение подстраиваться под ситуацию, открытость новому и стойкость к стереотипам, склонность к достижению успеха и лучшие качества для межличностного общения. Креативные люди почти всегда добиваются успеха и легко находят какое-то применение своим лучшим качествам и способностям. Если, к примеру, кто-то уверен, что он очень креативен и полон свежих идей, но не может воплотить свои идеи в жизнь и найти единомышленников, то, скорее всего, он заблуждается, и креативности ему явно не хватает. По сути, креативное мышление - это еще и умение быть креативным, умение направить свои способности в правильное русло, найти тот ключ, который подойдет к любой двери.

Одним словом, сегодня стандартное мышление не приводит ни к чему кроме неудач и ошибок в бизнесе, и лучший выход из положения - умение мыслить нестандартно и решать простые задачи новыми методами. Креативным человеком может быть каждый, главное - желание достигать цели и воплощать желаемое в жизнь, используя все перечисленные выше качества.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: