Зачем современному человеку нужно знание права. Введение. Почему так важно изучать правоведение, и какие аспекты общества можно узнать

Ольга Нагорнюк

Зачем нужно гражданское право?

Если предложить продолжить фразу «гражданское право — это…», думаем, найдется мало читателей, способных правильно закончить данное предложение. Наша статья предназначена для тех, кто не может дать определение термину «гражданское право», но хочет знать, что скрывается за сочетанием этих двух слов.

Значение термина

Словосочетание «гражданское право» было введено в оборот древними римлянами, называвшими «jus civile» систему регулирования товарных отношений, среди которых выделялись купля-продажа, сдача имущества внаем, заимствования и подрядные работы.

За время своего существования значение термина несколько изменилось, и сегодня гражданским правом называют отрасль юриспруденции, которая регулирует имущественные отношения между юридическими и физическими лицами. Иными словами, раздел имущества при разводе, получение наследства, возмещение морального ущерба — все эти вопросы относятся к сфере гражданского права.

В каждой стране есть свод определенных правил, регулирующих имущественные взаимоотношения. В России и Украине такой документ называется Гражданским кодексом (ГК) и принимается высшим законодательным органомГосударственной Думой и Верховной Радой.

Вопросы, регулируемые гражданским правом

В течение своей жизни мы можем ни разу не столкнуться с уголовным и предпринимательским правом, а вот с гражданским имеем дело на каждом шагу. Гражданское право — это раздел юриспруденции, который регулирует вопросы:

  • купли и продажи. Покупая автомобиль и продавая подержанный детский велосипед, вы вступаете в гражданско-правовые отношения;
  • дарения. Оформление дарственной на дом, квартиру и любое другое имущество тоже относится к сфере регулирования Гражданского кодекса;

  • пожизненного содержания. Закрепленные документально обязательства по уходу за престарелым человеком делают вас участником правовых отношений, регулируемых ГК;
  • аренды жилья. Обычно мы сдаем квартиру внаем без подписания договора, чтобы уйти от уплаты налогов. Юристы же советуют заключать письменное соглашение с арендатором, тогда в случае невыполнения им обязательств наступает гражданско-правовая ответственность;
  • получения ссуды. Например, получение субсидии на покупку жилья — это тоже гражданское право.

Этот список можно продолжать долго, поскольку гражданское право охватывает и вопросы получения кредитов, страхования, оформления интеллектуальной собственности, возмещения ущерба, наследования и другие.

Кто является субъектами, или участниками, гражданско-правовых отношений? Закон на этот счет дает точное определение, относя к числу данных лиц:

  • юридических лиц, к которым относятся предприятия, учреждения и организации, внесенные в таком статусе в единый государственный реестр предприятий;
  • государство. Поскольку у него есть государственная собственность, оно тоже участвует в имущественных взаимоотношениях. Например, сдавая внаем коммерческим фирмам помещения под открытие производства либо отдавая в аренду частному предпринимателю водоем для рыборазведения.

Гражданское право — это отрасль юриспруденции, наделяющая всех субъектов равными возможностями и обязанностями перед законом. Государство, вступившее в гражданский спор с физическим лицом, по законодательству не будет иметь по отношению к рядовому гражданину каких-либо привилегий.

Например, если вы по договору аренды снимали в здании бюджетной организации офис, и вас до истечения срока аренды попросили покинуть помещение, закон будет на вашей стороне, заставив государство в лице муниципальной конторы либо выплатить вам неустойку, либо разрешить остаться в данном помещении до окончания аренды.

Гражданская дееспособность

Вступать в правовые отношения могут лишь те жители страны, кто, с точки зрения закона, является дееспособным.

Дееспособные граждане — это:

  • лица, которым исполнилось 18 лет;
  • подростки, не достигшие совершеннолетия, но вступившие в брак;
  • 16- и 17-летние граждане, уже работающие по трудовому контракту или занимающиеся предпринимательством.

Дееспособные лица обладают правом совершать любые действия: самостоятельно распоряжаться имуществом, дарить, нанимать и сдавать в аренду, получать страховку, оформлять доверенности и прочее. Это их гражданское право.

Недееспособными являются дети до 6 лет, а также граждане, чью недееспособность признал суд. По закону, они не могут вступать в имущественные отношения с другими физическими и юридическими лицами.

Дети и подростки, не вошедшие ни в одну из вышеперечисленных категорий, называются частично дееспособными. Закон оставляет за ними право совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своей стипендией, получать лицензию на собственные изобретения. Все остальные действия, связанные с приобретением, дарением и продажей имущества, совершают их родители и опекуны.

Думаем, теперь закончить фразу «гражданское право - это…» для вас не составит труда. И каждый раз, покупая в кредит бытовую технику или занимая знакомому деньги, вы будете помнить, что все ваши действия являются гражданско-правовыми отношениями.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Все люди разные. У каждого человека свой неповторимый характер, привычки, потребности, взгляды, убеждения. И уж такова человеческая натура, что именно их он считает самыми правильными, полезными и естественными. Поэтому привычки и потребности одного человека легко могут привести его к конфликту с другим человеком, которому они почему-то не нравятся. Именно поэтому четкие и понятные правила, обязательные для всех граждан государства. Чтобы каждый человек ясно знал и понимал, какое поведение допустимо, а какое – нет. Что он может , а что уже является правонарушением и повлечет административную, а то и уголовную ответственность.Другая важнейшая функция права – защита законных интересов граждан. Если они нарушены в результате чьих-то преступных посягательств или превышения полномочий со стороны каких-то должностных лиц, гражданин должен иметь возможность прибегнуть к защите закона (обратившись в органы прокуратуры или в суд). Соответственно, одновременно с защитой потерпевшего закон должен покарать нарушителя. Именно поэтому право устанавливает четкие : какие санкции положены за совершение тех или иных противоправных действий.Разумеется, можно возразить, что все это хорошо в теории, а на практике, увы, часто получается в соответствии с горькой поговоркой: «Закон – что дышло, куда повернешь – туда и вышло». Что тут сказать? Да, к сожалению, ни в одной стране мира нет гарантий, что право будет безупречно соблюдаться. Но лучше уж право, чем никакого.В мировой истории зафиксировано немало случаев, когда предпринимались попытки вообще отказаться и , и от законов, построив идеальное общество «полной свободы». Но чем бы ни руководствовались люди, считающее любое государство плохим и любое право насилием, их идеи и их попытки терпели полный крах. Известный лозунг «Анархия – мать порядка!» показал свою полную несостоятельность. Может быть, когда-то, в далеком будущем, люди научатся жить в обществе «полной свободы». А пока такие попытки приводят лишь к полному хаосу и чудовищным злоупотреблениям. Последствия легко можно представить. Так что уж лучше жить в обществе, где есть право.

Видео по теме

Права человека – это те правила, которые должно соблюдать государство в лице органов власти по отношению к своим гражданам. Права даются человеку при рождении, их нельзя купить или заработать, они одинаковы для всех. В демократическом государстве они оговариваются в Конституции и ставят отдельную личность, гражданина, в преимущественное положение по отношению к государству.

ООН в декабре 1948 года приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой приводится этого понятия. Впоследствии, более подробное определение правам человека было дано на двух всемирных конференциях, где большинство стран мира дали обязательства о соблюдении их на своих территориях.Каждый гражданин обязан знать свои права хотя бы просто потому, чтобы контролировать их соблюдение государством. Если вы не знаете их, то, по сути, это , что у вас их просто нет. Зная свои права, вы можете предупреждать их нарушение и бороться за их соблюдение. Но вы не просто должны знать этих прав, но и иметь четкое и ясное представление о том, где и как они должны применяться в каждой конкретной жизненной ситуации.Права человека запрещают его дискриминацию по расовой или половой принадлежности, поэтому, например, вне закона в цивилизованных странах объявлен апартеид или лишение права голоса. Свобода выражения мнения, убеждений и также относятся к основным правам человека, и запрет на них является нарушением, за которое устанавливается юридическая ответственность.В настоящее время происходят объективные процессы глобализации, когда разрушаются традиционные границы между странами, людьми, обществами. Поэтому так важна разработка единых международных стандартов, регламентирующих права человека на международном уровне. Знание этих прав позволит людям мирным путем, на основе их соблюдения, решать многие глобальные проблемы человечества – предотвращение военных конфликтов, охрану окружающей среды, социальное и расовое неравенство.К сожалению, у человечества имеется накопленный отрицательный опыт взаимодействия государства с отдельными гражданами, его составляющими. Права человека помогают ограничивать деятельность государственных институтов только теми функциями, которые были делегированы государству изначально: правоохрана, содержание армии для обеспечения обороны, судебная власть для регулирования внутренних взаимоотношений. Соблюдение прав человека позволяет повысить ценность отдельной личности и защитить ее права и свободы.

Взаимодействие человека и государства – необъятная тема. Совершенно очевидно, что без государства, как аппарата управления, повсюду возникает хаос. Оно совершенно необходимо, чтобы бороться с преступностью, решать возникающие конфликты и споры, обеспечивать защиту от внешних посягательств. Но оно также может превратиться из аппарата защиты в аппарат угнетения и подавления, вся история человеческой цивилизации это подтверждает. Известно ведь, что «власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно».

Совершенно необходимо, чтобы каждый гражданин государства, наряду с обязанностями, имел права. Неотъемлемые, принадлежащие ему с момента рождения. Просто потому, что он человек и гражданин этого государства. Права, которые у него никто (включая высших должностных лиц) не может отобрать.

Зачем это нужно? Прежде всего для того, чтобы человек не ощущал себя крохотным ничтожным «винтиком» в огромной и могучей государственной машине, от которого ничего не зависит. Человек, знающий, что у него есть неотъемлемые права, считает само собой разумеющимся, что он личность. Не «винтик», не безликая кроха в такой же безликой биомассе, а именно свободная личность, права которой никто не смеет нарушать или ограничивать.

Такие люди четко знают, что и в каких пределах государство может от них требовать, а где начинается беззаконие и произвол. Поэтому они могут и сами отстоять свои нарушенные права, и помочь другим отстоять их. Они не отнесутся равнодушно к ошибкам и неправильным поступкам начальства, даже самого высшего уровня, а будут требовать их исправления. Тем самым, возможно, избавив их от развращения властью, а свою страну - от больших неприятностей.

Гражданский Форум

«Имею право иметь права…»

Гражданский Форум – одна из форм общественного диалога.

Гражданский Форум – это школа принятия совместных решений, выбора общей позиции в условиях открытого общественного диалога, через серию обсуждений гражданами наболевших проблем.

Цель Гражданского Форума – совместный поиск подходов и шагов к разрешению вопроса

Задача участников Гражданского Форума – двигаться к выбору позиции по проблеме через:

Понимание того, как эта проблема влияет на людей

Анализ всех «за» и «против»

Стремление выслушать других и отнестись с уважением к их точке зрения.

Преодоление в себе конфликта ценностей

Правила Гражданского Форума:

Ведущий направляет обсуждение, оставаясь при этом нейтральным. Он направляет обсуждение так, что:

Все расположены к участию в дискуссии

Никто не доминирует в беседе, и каждый имеет возможность высказаться.

Учтены все предложенные мнения и подходы к проблеме

Мы слушаем и слышим друг друга.

Учитель:

Хочу вас спросить я, друзья,

Зачем человеку права?

Ведь жили прекрасно без них мы 100 лет,

Мы жили прекрасно, не ведали бед.

Была б колбаса, а без прав проживем!

Держа этот лозунг, мы чудно живем!

Но стоит подумать, раскинуть в уме,

Откуда взялась разруха в стране?

Нечасто волнует нас этот вопрос,

В чужие дела не засунем мы нос.

В чужие дела? А наши же где?

Не мы ли живем в нашей милой стране?

Вопрос мой не труден, ответьте же мне.

Ребята, скажите, что такое «права »?

(Выслушиваются мнения детей)

Права – это система международных и национальных правовых норм, закрепляющих положение личности, правила взаимоотношений между людьми, отношения личности и государства.

Зачем человеку нужны права?

Каждому человеку необходимы такие права как свобода слова, личного мнения, свобода вероисповедания, свобода выбора профессии, право на образование, право на нормальную жизнь.

Если не будет прав, то каждый человек будет делать, то, что ему нравится. Это будет не жизнь, а бардак. Повысится смертность, связанная с преступностью, наркобизнесом и другими противозаконными действиями. Поэтому нужны права, тогда никто не сможет обвинить человека в чем-либо, отобрать у него что-либо и принудить делать что-либо.

Права нужны, потому, что человек без прав – то же самое, что и животное. Единственное его отличие – это внешность. Поэтому, чтобы мы не были похожи на животных, мы должны знать свои права и действовать по закону.

О правах я многое слышу по телевизору, читаю в газетах. Зная свои права, я буду чувствовать себя тверже, увереннее и спокойнее. Я буду защищен от неприятностей, связанных с незнанием прав.

Учитель:

.Зачем человеку права? этот вопрос часто мучает людей всех возрастов. Он был, есть, будет самым актуальным в течении длительного периода времени, а, может быть, и на протяжении существования жизни на всей планете.

Какие бывают права?

(Гражданские, политические, социально-экономические, культурные)

Какие основные документы вы знаете по правам человека?

(Декларация Прав Ребенка, Конвенция о правах ребенка, Конституция)

Когда была принята Декларация Прав Ребенка?

(В 1959 году - принята Всеобщая декларация прав человека)

Когда была принята Конвенция о правах ребенка?

(В 1989 году 20 ноября – принята Конвенция о правах детей, резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН).

Когда была принята Конституция?

(1995 году)

Сколько лет со дня принятия в этом году исполнилось Декларации Прав Ребенка ?

Сколько лет со дня принятия Конвенции о правах ребенка?

Ребята, мы живем в государстве, а школа - является нашим маленьким государством, в котором есть свои права и обязанности.

А какие права есть в нашей школе?

(ответы детей)

Сейчас я каждой группе дам несколько ситуаций и ваша задача прокомментировать эти ситуации. Я вам даю 5 минут.

Асель и Ира одноклассницы, на сотовый телефон Иры пришло сообщение, но Асель схватила телефон и прочла его без разрешения Иры. Имела ли она право на это?

Девятиклассница отобрала куртку у девочки из параллельного класса. В кабинете у завуча она объяснила, что взяла куртку на время «поносить, а потом вернуть». Следует ли ее действия классифицировать как нарушение прав?

Талгат готовился к соревнованиям и поэтому тренер заставлял его тренироваться все свободное время и не позволял ходить на школьные вечера. Прав ли был тренер?

Ребята нашей школы решили подшутить и позвонили по телефону в пожарную часть, сообщив о пожаре. Естественно, что номер быстро определили. Прокомментируйте эту ситуацию.

Ученик регулярно пропускает занятия в школе, объясняя это, что он живет в свободной демократической стране и может распоряжаться своим правом на образование по своему усмотрению. Прав ли он?

Несколько ребят пошли в школу в спортивной форме.

Что они нарушили?

Учитель:

Спасибо ребята!

Каждый гражданин имеет не только права, но и обязанности перед обществом, в котором живет и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других граждан!

Представьте общество, в котором гражданам настолько понравилось пользоваться своими правами и свободами, что они совершенно забыли слова «должен», «должны» и «обязанности». Все пользуются правами. Что может произойти в обществе, где люди безгранично пользуются только правами? Почему граждане должны исполнять обязанности?

(Ответы детей)

Придумайте и разыграйте ситуацию, где граждане пользуются только 1. правами и 2. обязанностями. Одна группа показывает, другая комментирует и наоборот. (5 мин).

Пока ребята готовятся, я бы хотела привлечь ваше внимание уважаемая аудитория.

Работа с аудиторией:

Уважаемая аудитория!

Право….понятие растяжимое и многогранное по смысловому значению, но многие даже не пытаются задуматься об этом понятии.

Сейчас я вам расскажу одну легенду.

Легенда

Однажды китайский философ шел по узкому мосту через реку. На середине пути он встретил мальчишку, который не хотел уступать дорогу философу. Философ толкнул дерзкого мальчишку в плечо, дабы пройти вперед, но услышал не ожидавшееся: «Извините», а еще более дерзкое: «не имеете права...». На эту реплику философ ответил: « я не имею права на ходьбу по этому мосту, или на уважение от столь мудрых мужчин?». После чего философ проскользнул вблизи оторопевшего юнца и удалился в величественном спокойствии...».

Ваше мнение, уважаемая, аудитория. Как бы вы поступили в этой ситуации, и кто был прав?

(Мнение аудитории)

И если человек не хочет попасть впросак, то он должен знать свои права, но при этом необходимо с почтение относиться к возрасту и уважать права другого.

А теперь я прошу каждую группу приготовиться к выступлению.

(Каждая группа показывает свою инсценировку).

Учитель:

Ребята, многие из вас очень много ездят на соревнования в разные страны и города. Вы бываете в Киргизии, в России, в Тайланде, в Анталии и еще во многих странах побываете.

(слайды)

А что необходимо знать, прежде чем поехать в другую страну?

(ответы детей)

Ребята, необходимо не только знать свои права, но и уметь их защищать. Вы вырастите, и верю, что станете большими и уважаемыми людьми и возможно что-то постараетесь изменить в нашей жизни. Вы уже сейчас должны знать и уметь отстаивать свои права, поэтому сейчас каждой группе я предлагаю плакат с эмблемой и попрошу вас написать на этом плакате те права и обязанности, которые вы считаете должны быть в школе. Возможно, в вашей школе будут только права, а может только обязанности, а может и то и другое. 7 минут

Пока наши ребята готовятся, я еще раз, уважаемая аудитория, прошу вашего внимания.

Вопросы викторины:

    Какими словами начинается гимн Республики Казахстан?

    С какого возраста человек обладает правами? (с рождения)

    Все ли граждане Республики Казахстан имеют разные права? (все)

    Какое самое главное право человека? (право на жизнь)

    Как называется международный документ о правах человека?

(Всеобщая Декларация Прав Человека)

    С какого возраста человек имеет право голосовать?

(с 18 лет)

7. Конституция Республики Казахстан начинается словами…..

(«Мы, народ Казахстана….»)

    Какое образование в Республике Казахстан обязательно?

(среднее)

    Когда была принята Конституция Республики Казахстан?

    Как называется один из самых древних вокальных жанров - символ государственного единства?

(гимн)

(Н.А. Назарбаев, Шамшиденова)

    Кто произвел первую в истории казахов систематизацию правовых обычаев и норм?

(Касым – хан)

(защита проекта)

Учитель:

Спасибо, ребята. Я хочу, чтобы вы запомнили, что изучение прав надо начинать с детства и пополнять свой запас всю жизнь!

Теперь захотели меня вы спросить,

Не лучше ль сначала страну накормить?

А после уже о правах говорить?

Но нет, уж друзья, скажу вам в ответ,

Сначала права, а потом уж обед.

Давайте, друзья защищать же права,

Чтоб процветала родная страна!

Ученикам предстоит изучать такой важный и нужный предмет, как правоведение. Это очень интересная дисциплина, без знания основ которой человек не может считаться гражданином своей страны.

Почему так важно изучать правоведение, и какие аспекты общества можно узнать?

Исходя из названия, становится понятно, что речь пойдет в первую очередь об изучении прав человека. Но не только. В общих чертах, правоведение - это целый сонм наук, которые составляют основу такой деятельности, как юриспруденция.

Основные понятия, применяемые в этой сфере, а также базовые знания о законах, собственно, и изучают школьники на уроках правоведения. Ну а, кроме того, именно благодаря курсу этого предмета, преподаваемому в школах, маленькие граждане нашей страны получают полную информацию о своих правах и обязанностях, о том, какие последствия повлечет за собой нарушение законов.

Зачем и когда была введена в эта дисциплина?

Она стала актуальной и нужной с того момента, как наша страна обозначила себя как государство правовое. Ее значение огромно: эта наука помогает, говоря словами Канта, научиться "различать неправое и правое". Правоведение объясняет особенности политического строя и законодательства. За время прохождения курса этой дисциплины юноши и девушки получают знания в различных отраслях. Прежде всего, они знакомятся с общей теорией права, историей основных понятий юриспруденции.

Затем вкратце изучаются отдельно семейное, уголовное и другие отрасли. Кроме теоретических занятий, для учеников предусмотрено решение конкретных задач по поиску верного решения в ситуации нарушения законодательства. Умение оценивать правильность гражданских поступков человека тоже входит в задачи, которым обучает правоведение. А это очень актуально.

В условиях специфики нашей страны, где законодательство изменяется достаточно часто, нужно учить правоведение. Учебник и тетрадь в изучении этого предмета, конечно же, важны, но главным инструментом в нем выступает действующая Конституция страны и отдельные кодексы законов. Нужно только, чтобы детям знания по правоведению подавались в интересной и по возможности игровой форме, чтобы интерес к изучению законов нашей страны не разбился о сухой и формальный язык терминов и постулатов.

Без знания всей этой информации будущим студентам будет сложно пройти тестирование для поступления в высшие учебные заведения юридического профиля. Так что для будущих адвокатов, нотариусов, юридических консультантов или прокуроров школьное правоведение - это трамплин для получения высшего образования.

Важно знать

Кроме того, не стоит забывать, что этим же термином обозначается и вся будущая таких специалистов. Ведь на латыни правоведение - это и есть юриспруденция. И по большому счету это так, ведь после окончания ВУЗа именно специалисты в этой отрасли могут считаться настоящими знатоками всевозможных законов и прав человека, которые действуют на территории нашей страны, да и за ее пределами, если потребуется.

Зачем нужно изучать право?
Нельзя построить дом, не зная законов физики и не владея навыками в строительном деле. Нельзя водить машину, не зная правил дорожного движения. Точно также невозможно жить в современном обществе, не имея правовых знаний. Человек, не разбирающимся в законодательстве, пе знает о своих правах и обязанностях, не представляет, что нужно делать, если возникнет сложная ситуация, и беззащитен перед всевозможными неприятностями.
Его можно заставить делать то, чего он не должен делать, или лишить того, на чго он имеет право, можно запугать несуществующей ответственностью, безнаказанно унижать и пе обращать внимания на его требования Он не умеет цивилизованно защищаться и добиваться своего, пе выходя за рамки закона, а вынужден терпеть унижения, вместо того чтобы призвать нарушителей к ответу. И часто мы даже не догадываемся, что в руках у каждого из пас есть мощное средство для решеппя наших проблем, которое называется «право» и которым не так уж трудно воспользоваться, как кажется многим из нас
Как читать эту книгу
В этой книге есть теоретические и практические разделы. Если вы делаете в праве первые шаги, я посоветовал бы прочитать ее с начала и до конца. Если же вы уже разбираетесь в праве или ищете ответы на конкретные вопросы, го смело пропускайте разделы, которые будут вам неинтересны. Правовая теория многим может показаться скучной п трудной для восприятия, поэтому я с тарался сократить ее и сделать как можно более занимательной, по все равно ее изучение потребует некоторых усилий, которые окупятся.
В книге используются следующие сокращения:
ГК РФ - Гражданский кодекс РФ
ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс РФ;
С К РФ - Семейный кодекс РФ;
ЖК РСФСР - Жилищный кодекс РСФСР;
УК РФ - Уголовный кодекс РФ;
УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
ЗК РФ - Земельный кодекс РФ;

ТК РФ - Трудовой кодекс РФ;
НК РФ - Налоговый кодекс РФ;
АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс РФ;
КоАП РФ - Кодекс РФ об административных правонарушениях:
Ведомости - Журнал «Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации».
Какую пользу можно извлечь из этой книги?
Эта книга задумывалась как практическое руководство для человека, у которого имеются юридические проблемы, поэтому ее можно использовать в реальных жизненных ситуациях. В то же время она не является средством от всех юридических бед и не служит гарантией выигрыша любого дела. Скорее ее можно назвать сборником советов практикующего юриста тем, кто хочет научиться защищать свои права.
Понятно, что каждый специалист имеет собственный взгляд на то, как нужно решать те или иные вопросы. Поэтому здесь описан, прежде всего, мой опыт и опыт моих коллег, о котором я решился написать только потому, что убедился: описанный здесь метод приносит реальную пользу.
Что такое нарушение права?
Давайте определимся, о чем мы, собственно, говорим.
Начнем с рассмотрения определения, что такое право. Вопрос не праздный, потому что, перед тем как ринуться в бой за свое попранное право, хорошо бы понять, о чем идет речь.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Одним и тем же словом «право» юристы называют два совершенно разных понятия.
Так называемое субъективное право, т. е. право, которое имеется у субъекта (человека, организации и т. д.), или, иначе говоря, возможность делать что-либо, которая дается государством, гарантируется им и защищается.
В этом смысле понимают право, когда говорят «право на жизнь» (возможность жить), «право на труд» (возможность трудиться), «право на образование» (возможность его получить). Заметьте, что нравом юристы называют только ту возможность, которую предоставило государство и установило ее в своих законах, указах, постановлениях и т. д.

н которую оно защищает. Возможность, которую оно не предоставляло п не защищает (папример, право мужа запретить своей жене танцевать с другими мужчинами), правом в юридическом смысле не является.
ПРИМЕР
Так, право гражданина на наследство - это его возможность получить после смерти родственника завещанное ему состояние, которое в случае появления других претендентов будет защищаться государством в лице нотариусов, суда, судебных приставов, а при необходимости - и милицией.
Право общей совместной собственности на имущество супругов - это возможность каждого из них участвовать во владении, пользовании и распоряжении им. В случае нарушения этого права, например, если муж продаст общий дом без согласия жены, государство в лице суда защитит ее право и признает продажу дома недействительной."
А вот право жены на то, чтобы муж дарил ей цветы хотя бы на Восьмое марта и в годовщину свадьбы - это так называемое «моральное право», т. е. правом в юридическом смысле оно пс является, потому что государство его не устанавливало и не защищает, а тому, кто найдет такой закон, сразу присвоят степень доктора юридических наук.
Тем же словом «право» юристы называют все правила поведения, которые имеются в законах, постановлениях и других нормативных актах. Именно это право имеют в виду, когда говорят «изучение права», «специалист в области права» и даже «философия права».
Теперь поговорим о нарушении права, и речь, конечно, пойдет о праве в субъективном смысле, т. е. о праве конкретного человека, организации пли другого «субъекта».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Нарушение права - это любые действия или даже бездействие, в результате которых потерпевшие (т. е. те, чьи права нарушены) не получают или лишаются того, на что они могут рассчитывать по закону.
ПРИМЕР
Отсутствие капитального ремонта жилого дома в установленные сроки, незаконное увольнение, задержки заработной платы, дет- I Iviikt 3 ст. 3^gt; СК РФ
ских пособий и других выплат, незаконная приватизация предприятия, неуплата алиментов, продажа некачественного товара, повреждение автомашины в результате дорожно-транспортного происшествия, унижение чести и достоинства, вынесение незаконного приговора или решения, незаконный обыск - вот лишь некоторые примеры нарушения наших прав.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: