Федеральный мрот в году составляет. Минимальный размер оплаты труда (мрот). Повышение мрот на федеральном и региональном уровне

МРОТ 2018-2019 прошел несколько этапов увеличения. В течение 2018 года действовали два значения этого показателя. С 01.01.2019 МРОТ в очередной раз повышен. Для чего нужен МРОТ 2018-2019 и какие значения он принимал в течение двух последних лет, расскажем в нашей статье.

МРОТ: расшифровка понятия

Аббревиатура МРОТ, широко используемая с 1990-х годов, расшифровывается как минимальный размер оплаты труда. И сегодня значение данного показателя сложно недооценить, ведь это база, от которой производится начисление минимальных сумм больничных и пособий беременным, а также обязательных страховых платежей самозанятых лиц за периоды до конца 2017 года (с 2018 года эта привязка отменена).

О том, в каких суммах самозанятые лица уплачивают взносы с 2018 года, читайте в статье «Какие страховые взносы платит ИП в 2018-2019 годах?» .

Ранее этот универсальный показатель служил также для расчета некоторых налогов, штрафов и ряда обязательств по гражданско-правовым договорам, в которых было внедрено условие о привязке к МРОТ. Но в настоящее время для этих целей МРОТ не применяется.

МРОТ в России

ФЗ о МРОТ принимается Госдумой РФ ежегодно. Суть каждого нового закона сводится к внесению изменений в ст. 1 и 2 закона «О МРОТ» от 19.06.2000 № 82-ФЗ. Так, в ст. 1 указывается новый размер минимальной оплаты труда, устанавливаемый по РФ на текущий год (например, для МРОТ 2018 года, действовавшего с 01.05.2018, — 11 163 руб. в месяц), а в ст. 2 определяется начало действия нового МРОТ (к примеру, начало действия МРОТ-2018 — 01.05.2018).

Величина МРОТ, применяемая с 01.01.2019, приравнена к размеру прожиточного минимума трудоспособного населения за 2-й квартал 2018 года. Его значение равно 11 280 руб.

Минимальный размер оплаты труда, установленный Госдумой РФ, называется федеральным. Помимо федерального в субъектах РФ может устанавливаться значение регионального МРОТ.

О динамике значения федерального МРОТ и соотношении его величины с уровнем прожиточного минимума по РФ читайте .

Что входит в МРОТ

Ст. 133 ТК РФ предусматривает, что зарплата сотрудника, отработавшего полный месяц и выполнившего все свои трудовые обязанности, не может быть ниже МРОТ. Поэтому если работодателя будут проверять на соответствие зарплаты работников утвержденному на текущий год МРОТ, то проверяющий сверит уровень установленной у него зарплаты с тем, какой в регионе действует минимальный размер оплаты труда.

О том, какая из составных частей зарплаты не может устанавливаться меньше, чем МРОТ, читайте в материале «Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы» .

Федеральный МРОТ в 2018-2019 годах

Федеральный МРОТ в 2018 году менялся дважды:

  • до 01.01.2018 он был равен 9 489 руб. (ст. 3 закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ);
  • повышение размера МРОТ в 2018 году до величины 11 163 руб. произошло с 01.05.2018 (закон от 07.03.2018 № 41-ФЗ).

С 01.01.2019 МРОТ в очередной раз повышен до 11 280 руб.

Минимальный размер оплаты труда в 2018-2019 годах в регионах

Величина МРОТ, установленного в регионе, не может быть меньше, чем значение федерального МРОТ. Определяет ее соглашение представителей правительства субъекта РФ, профсоюзов и работодателей. Работодатели региона, не представившие в правительство субъекта РФ веских обоснований причин для неприсоединения к этому соглашению, обязаны применять при установлении зарплаты региональный МРОТ (ст. 133.1 ТК РФ).

О том, в каких случаях осуществляется доплата до МРОТ, читайте в статье «Доплата до МРОТ внешним и внутренним совместителям» .

МРОТ по Москве

В Москве МРОТ также устанавливается путем подписания регионального соглашения между столичным правительством, местными объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей. В настоящее время действует соглашение от 15.12.2015, относящееся к периоду 2016-2018 годов. Оно предусматривает, что величина МРОТ для Москвы пересматривается ежеквартально и доводится до величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако если прожиточный минимум снижается, то величина МРОТ снижению не подлежит, а остается равной действовавшей в предшествующем квартале.

Во всех остальных аспектах минимальный размер оплаты труда в Москве подчиняется общим требованиям законодательства о МРОТ.

Какой МРОТ в 2018-2019 годах в Москве

МРОТ (Москва) с 01.10.2017 был увеличен до 18 742 руб. в соответствии с ростом величины прожиточного минимума в регионе (постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 № 663-ПП).

По итогам 3-го квартала 2017 года прожиточный минимум в Москве оказался ниже, чем за 2-й квартал 2017 года, поэтому величина МРОТ с 01.01.2018 не изменилась и составила 18 742 руб. С 01.11.2018 величина прожиточного минимума в Москве немного подросла и составила 18 781 руб. (постановление Правительства Москвы от 19.09.2018 № 1114-ПП).

Итоги

Аббревиатура МРОТ расшифровывается как минимальный размер оплаты труда. Устанавливают его как на федеральном, так и на региональном уровнях. Федеральный МРОТ 1-2 раза в год повышается. Региональный может пересматриваться чаще, но в любом случае не может быть меньше федерального МРОТ. Размер этого параметра определяет минимальный уровень зарплаты и минимальную величину платежей по больничным, пособий на детей.

Важная новость о минимальной заработной плате. В 2017 году уровень минимального размера оплаты труда будет проиндексирован в июле, а не в январе. При этом повышение предусмотрено всего на 4%, вместо обещанных 17,33% от последнего установленного значения в 7,5 тысяч рублей.

Что случилось?

Еще в конце декабря 2016 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 19.12.2016 N 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О минимальном размере оплаты труда“, направленный на повышение МРОТ. Правительство предложило увеличить минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 1 июля 2017 года на 4% до 7 800 рублей. Традиционного повышения МРОТ с 1 января в 2017 году в результате не было. Как не будет и его повышения на 17,33%, анонсированного перед выборами в сентябре. Тогда вице-премьер правительства России по социальному блоку Ольга Голодец рассказала журналистам, что в бюджете на 2017 год уже заложен новый уровень МРОТ.

Оказалось, что денег на такие излишества в бюджете нет и увеличение минимальной зарплаты возможно только на уровень фактической инфляции по итогам 2016 года, а именно на 4%, и только летом. Возможно, такое решение также связано с заботой о предпринимателях, поскольку при увеличении МРОТ с 1 января на 17,33%, размер страховых взносов для них вырос бы сразу на 42%. Рост МРОТ в июле 2016 года отразился на размере страховых взносов только в 2017 году, когда взносы "за себя" составили примерно 28 тысяч рублей в год вместо 23 тысяч рублей, которые предприниматели платили в 2016 году. Правда, в Минфине уже побеспокоились об этом и законопроект о заморозке МРОТ для этих целей на два года.

При рассмотрении на профильном комитете Госдумы депутаты отметили, что:

Увеличение на 300 рублей лучше. Хотя первоначально Министерство настаивало на индексации в размере 5,2%. Но ситуация с бюджетом сложная. Кроме того, в 2016 году удалось сделать серьезный шаг, повысив МРОТ почти на 21%.

Новый закон касается примерно 890 тысяч человек, из которых 72% заняты в бюджетном секторе.

МРОТ и его значение для экономики

Минимальный размер оплаты труда устанавливается Правительством РФ ежегодно на основании. В закон вносят поправки, которые утверждает Государственная Дума и Совет Федерации, а потом подписывает Президент России. Обычно изменение МРОТ происходит один раз в году, однако, в 2016 году этот показатель дважды:

  • С 1 января 2016 года МРОТ составил 6 тысяч 204 рубля
  • С 1 июля 2016 года МРОТ составил 7 тысяч 500 рублей.
Казалось бы, власти действуют во благо граждан, ведь ниже МРОТ нельзя платить заработную плату. Однако, для бизнеса такое повышение может оказаться не по карману. Дело в том, что кроме федерального МРОТ существуют региональные, и большинство субъектов РФ при контроле уровня заработной платы ориентируется именно на них. Федеральный же МРОТ применяют для расчета различных социальных пособий и выплат, а также для определения уровня обеспеченности российских граждан. Кроме того, на основании федерального МРОТ рассчитываются фиксированные страховые взносы индивидуальных предпринимателей, в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Увеличение МРОТ автоматически влечет за собой увеличение размера взноса "за себя", который обязаны платить все зарегистрированные ИП.

Рост МРОТ в июле 2017 года не отразится на величине страховых взносов, поскольку законодательством предусмотрен только однократный перерасчет в течение календарного года. Об этом предпринимателей ранее

Минимальный размер оплаты труда утверждается в законодательном порядке, на территории субъектов могут быть установлены собственные значения.

По этой теме дополнительные условия оговариваются в Трудовом кодексе, статье 133 .

  1. МРОТ – это величина, которая утверждается во всех регионах одновременно и фиксируется путем издания федерального закона.
  2. В бюджетных предприятиях размер показателя поддерживается за счет соответствующей статьи в бюджете, в частных фирмах – за счет обеспечения работодателя.
  3. Заработная плата сотрудника за месяц при условии, что он отработал всю трудовую норму и справился с поставленными задачами, не может быть меньше установленного размера. С 1 июля 2017 года он, как уже упоминалось, составит 7 800 рублей. При этом установленному размеру должна соответствовать сумма денежных выплат (тарифная ставка, компенсации, вознаграждения и так далее) за рабочий месяц.

По статье 133 считается обязательным поддерживать МРОТ на уровне . Но на практике это положение еще не реализуют.

Если будет значительно увеличен МРОТ, автоматически поднимутся все страховые выплаты, которые должны перечислять зарегистрированные индивидуальные предприниматели.

Произошедший в июле 2016 подъем МРОТ не сказался на объеме страховых перечислений.

Причиной стал тот факт, что в законодательстве предполагается лишь один перерасчет на протяжении календарного года. Такая же ситуация ожидается в 2017 году.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается в законодательном порядке.

В качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Согласно правилам части 3 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ:

    размер минимальной заработной платы для конкретного субъекта определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения на его территории. Частью 4 статьи 133.1. ТК установлено, что размер МЗП не может быть ниже федерального МРОТ;

    минимальную заработную плату устанавливают региональным соглашением трех сторон:

      правительства города Москвы;

      объединения работодателей (союза промышленников и предпринимателей).

    после того как соглашение заключено, всем работодателям, осуществляющим деятельность на территории Москвы, предлагается к нему присоединиться. Это происходит путем официального опубликования текста соглашения в СМИ;

    если работодатель, осуществляющий деятельность на территории Москвы, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению о региональном МРОТ не представил в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, считается, что работодатель присоединился к соглашению, а значит, обязан его применять;

Исходя из статьи 133.1 ТК региональный МРОТ обязателен для применения в рамках оплаты труда работников государственных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, а также муниципальных учреждений. Федеральные казенные, бюджетные и автономные учреждения не обязаны применять региональный МРОТ.

Размер минимальной заработной платы в г. Москве

Срок, с которого установлен размер минимальной заработной платы Размер минимальной
заработной платы
(руб., в месяц)
Нормативный акт, установивший размер минимальной заработной платы
с 1 ноября 2018 г. 18 781 Постановление Правительства Москвы от 19.09.2018 N 1114-ПП
с 1 мая 2018 г. 18 742
с 1 января 2018 г. 18 742 " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП
с 01.10.2017 18 742 " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 12.09.2017 N 663-ПП
с 1 июля 2017 г. 17 642 " между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 13.06.2017 N 355-ПП
с 1 октября 2016 г. 17 561 "Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015, постановление Правительства Москвы от 06.09.2016 N 551-ПП
с 1 января 2016 г. 17 300 "Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 15.12.2015
с 1 ноября 2015 г. 17 300 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 (ред. от 30.10.2015)
с 1 июня 2015 г. 16 500 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014 (ред. от 26.05.2015)
с 1 апреля 2015 г. 15 000
с 1 января 2015 г. 14 500 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 18.12.2014
с 1 июня 2014 г. 14 000 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 11.12.2013 (ред. от 24.04.2014)
с 1 января 2014 г. 12 600 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2014 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 11.12.2013
с 1 июля 2013 г. 12 200
с 1 января 2013 г. 11 700 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2013 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 12.12.2012
с 1 июля 2012 г. 11 700
с 1 января 2012 г. 11 300 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 30.11.2011
с 1 июля 2011 г. 11 100 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 02.12.2010 (ред. от 01.07.2011)
с 1 января 2011 г. 10 400 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 02.12.2010
с 1 мая 2010 г. 10 100
с 1 января 2010 г. 9 500 "Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей" от 22.12.2009
с 1 сентября 2009 г. 8 700
с 1 мая 2009 г. 8 500 "Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 24.12.2008
с 1 января 2009 г. 8 300 "Соглашение на 2009 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 24.12.2008
с 1 сентября 2008 г. 7 650 "Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 11.12.2007 (ред. от 02.09.2008)
с 1 мая 2008 г. 6 800 "Московское трехстороннее соглашение на 2008 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 11.12.2007
с 1 сентября 2007 г. 6 100
с 1 мая 2007 г. 5 400 "Московское трехстороннее соглашение на 2007 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 12.12.2006
с 1 сентября 2006 г. 4 900
с 1 мая 2006 г. 4 100 "Московское трехстороннее соглашение на 2006 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 28.11.2005
с 1 октября 2005 г. 3 600
с 1 мая 2005 г. 3 000 "Московское трехстороннее соглашение на 2005 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 29.12.2004
с 1 октября 2004 г. 2 500
с 1 мая 2004 г. 2 000 "Московское трехстороннее соглашение на 2004 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 22.12.2003
со 2 полугодия
2003 г.
1 800
с 1 января 2003 г. 1 500 "Московское трехстороннее соглашение на 2003 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 15.12.2002
с 1 сентября 2002 г. 1 270
с 1 января 2002 г. 1 100 "Московское трехстороннее соглашение на 2002 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)" от 04.12.2001

Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей
(в ред. Постановления Правительства Москвы от 13.06.2017 № 355-ПП)

(извлечение)

Договаривающиеся стороны: Правительство Москвы от лица органов исполнительной власти города Москвы (далее - Правительство), Московская Федерация профсоюзов (далее также - МФП) от лица московских объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - МКПП(р) от лица московских объединений работодателей (далее - Работодатели) (далее - Стороны) в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом города Москвы от 11 ноября 2009 г. N 4 "О социальном партнерстве в городе Москве" заключили Московское трехстороннее соглашение на 2016-2018 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей (далее - Соглашение).

Основными целями настоящего Соглашения являются обеспечение согласования интересов работников, работодателей и органов исполнительной власти города Москвы по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, устойчивое функционирование и дальнейшее развитие отраслей экономики города Москвы, обеспечение и расширение государственных гарантий в вопросах занятости и социальной защиты населения, оплаты и охраны труда работников на основе принципов социального партнерства.

Работодатели:

2.20. Считать критериями массового увольнения показатели численности увольняемых работников организаций, зарегистрированных в городе Москве, с численностью работающих от 15 и более человек за определенный период времени:

2.20.1. Увольнение в течение 30 календарных дней более 25% работников организации от общей численности работающих в организации.

2.20.2. Увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы.

2.20.3. Сокращение численности или штата работников организации в количестве:

50 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 200 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 500 и более человек в течение 90 календарных дней.

2.21. Информировать в случае угрозы массового увольнения работников Профсоюзы, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не менее чем за 3 месяца до даты начала проведения соответствующих мероприятий. Совместно разработать меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка приема работников на работу, перевод на режим неполного рабочего времени и иные меры, снижающие количество увольняемых работников).

2.22. Предоставлять ежемесячно в Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы информацию о потребности в работниках.

2.23. Оказывать содействие в предоставлении работы в режиме гибкого рабочего времени или на условиях неполного рабочего времени одному из родителей, имеющих 3 и более детей, одному из родителей (законному представителю) ребенка-инвалида.

2.24. МКПП(р) проводить консультирование работодателей по вопросу заполнения заявки о потребности в привлечении иностранных работников.

2.25. Предоставлять работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации, возможность переобучения новым профессиям, а также время для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора.

2.26. Не допускать в течение года одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в случае сокращения численности или штата работников организации.

2.27. Привлекать высококвалифицированных рабочих и специалистов в качестве наставников при трудоустройстве выпускников образовательных организаций профессионального образования.

2.28. МКПП(р) совместно с отраслевыми советами по профессиональным квалификациям проводить работу по профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, реализуемых профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, которые осуществляют подготовку специалистов для экономики города Москвы.

Профсоюзы:

2.29. Предоставлять бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, а также малообеспеченным и безработным гражданам по вопросам применения трудового законодательства.

2.29.1. Для создания дополнительных рабочих мест для инвалидов ежемесячно добровольно вносить в бюджет города Москвы взнос за каждое незанятое квотируемое рабочее место для приема на работу инвалидов в размере прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного Правительством Москвы, на день его уплаты.
(п. 2.29.1 введен решением МТК по регулированию социально-трудовых отношений от 12.12.2016 N 77-848-2)

2.30. Осуществлять общественный контроль за расходованием бюджетных средств и средств работодателей на модернизацию действующих и создание новых рабочих мест.

Раздел 3. В ОБЛАСТИ ПОЛИТИКИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ

В целях повышения уровня жизни и заработной платы, снижения уровня бедности и социального неравенства в городе Москве Стороны обязуются:

3.1. Установить размер минимальной заработной платы в городе Москве с 1 января 2016 г. - 17300 рублей.

3.1.1. Размер минимальной заработной платы в городе Москве пересматривается ежеквартально и устанавливается в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы , утвержденного постановлением Правительства Москвы . В случае снижения величины прожиточного минимума в городе Москве размер минимальной заработной платы сохраняется на прежнем уровне.

С целью создания единых основ оплаты труда для работников всех российских организаций, государством был установлен ее минимальный размер.

Факторы, влияющие на минимальный размер заработной платы

Минимальный размер оплаты труда устанавливается на основании различных факторов, большая часть которых имеет экономические предпосылки, такие как:

  • Политика государства в сфере ценообразования;
  • Уровень безработицы в стране;
  • Уровень инфляционных процессов;
  • Потребности населения.

Для чего используется МРОТ

Минимальный размер оплаты труда, в сущности своей, применяется для:

  1. Контроля действий работодателей в отношении расчетов с персоналом;
  2. Исчисления социальных пособий для сотрудников – пособие по беременности и родам , больничные ;
  3. Расчета налогов в соответствие с налоговым, гражданским и административным законодательством;
  4. Определения величины штрафов в случае нарушения требований законодательства;
  5. Исчисления фиксированных страховых взносов индивидуальных предпринимателей и лиц, ведущих частную практику.

Федеральный и региональный МРОТ: какой применять?

Минимальный размер оплаты труда устанавливается на федеральном уровне. Тем не менее, власти субъектов Федерации вправе корректировать его в большую сторону в зависимости от экономических особенностей региона на основании регионального соглашения о минимальной заработной плате.

У работодателей есть возможность оформить отказ от применения региональных значений в течение одного месяца со дня публикации соглашения. Если же этого не сделать, то компании и предприниматели автоматически должны применять региональные значения «минималки». Величина регионального МРОТ не может быть установлена ниже федерального значения.

Минимальный размер оплаты труда в 2017 году

С 1 января, впрочем, уже не впервые, не было произведено повышение минимальной оплаты труда в 2017 году. На текущий день действует значение, установленное 01.07.2016 г., в соответствии с которым МРОТ равен 7500 рублей.

В связи с тем, что минимальная оплата труда не изменилась, остается без корректировки и величина всех социальных пособий.

Тем не менее, повышение предполагается провести в июле, а именно 01.07.2017 г. на сумму в 300 рублей. Соответственно, минимальная оплата труда в 2017 году (с 01.07.17) будет равна 7800 рублей . Незначительное повышение обусловлено небольшим уровнем инфляции, который прогнозируют специалисты. Отметим, что фиксированные взносы ИП в 2017 году при этом будут рассчитываться исходя из значения в 7500. Новый МРОТ-2017 начнет применяться для расчета страховых взносов ИП лишь с 2018 года.

Если зарплата ниже МРОТ: что делать

Несмотря на то, что минимальный размер оплаты труда устанавливается с целью контроля над руководством российских организаций, на практике повсеместно возникают ситуации, когда уровень зарплаты не дотягивает до установленного значения. Как же следует поступить, если зарплата меньше МРОТ?

В первую очередь, отметим, что в некоторых случаях минимальный размер заработной платы может быть менее чем МРОТ. Это возможно когда сотрудник работает на неполную ставку, что зафиксировано в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему.

Но если работник трудится полный рабочий день и успешно выполняет возложенные на него обязанности, при этом получая сумму ниже МРОТ, работодатель может понести наказание.

Каждый руководитель должен быть в курсе, что закон не обязывает устанавливать именно оклад выше минимального уровня. Так как часто заработная плата складывается из нескольких составляющих (оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера), ниже минимального размера не должна опускаться общая величина заработной платы.

Если при этом сумма все же получается меньше, работодатель обязан доплатить сотруднику разницу.

Минимальный размер оплаты труда 2017: ответственность работодателя

Если в ходе проверки трудовой инспекцией будет выявлено, что минимальный размер оплаты труда в 2017 году компанией или бизнесменом не соблюдается, работодатель, как юридическое лицо, так и физическое, понесет ответственность в соответствии с нормами трудового права.

Для организаций предусмотрены штрафы в размере 30 000-50 000 рублей. В дополнение к этому санкции могут коснуться и виновных должностных лиц (1000-5000 рублей).

Индивидуальных предпринимателей ждет менее суровое наказание в размере 1000-5000 рублей.

При допущении повторных нарушений суммы штрафов будут повышаться.

Таким образом, минимальная оплата труда 2017 года определена федеральными властями в размере 7500 рублей, и каждый работодатель обязан учитывать ее при расчете с персоналом по оплате труда.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: