Как поставить на учет самодельную лодку. И снова о лодках, не подлежащих государственной регистрации. Мнения и комментарии

Причем нередко по поводу сыновнего слюнтяйства негодуют отцы, которые сами в детстве постоять за себя не умели, да и во взрослом возрасте не больно-то напоминают Рембо или Джеймса Бонда. Впрочем, всем нам хочется, чтобы дети не повторяли наших ошибок и были счастливее нас.

Индивидуальный подход

Решив научить ребенка давать отпор обидчикам, прежде всего необходимо учитывать его врожденные особенности. Есть люди смелые, боевые, а есть более робкие, тихие. Если в раннем детстве пытаться делать из тихонь бойцов, требуя, чтобы они непременно давали сдачи, и выражать недовольство их трусостью, таких детей можно сломать. Кто-то совсем сникнет и зажмется. А кто-то неожиданно растормозится настолько, что будет колотить всех без разбору, и родители уже сами будут не рады, поскольку в саду или в школе к ним начнут предъявлять претензии, а они окажутся не в состоянии справиться с разбушевавшимся сыном. Я по крайней мере знаю множество таких случаев.

Совет отдать робкого ребенка в секцию борьбы подходит, к сожалению, не всем. В дошкольном, а порой и младшем школьном возрасте для несмелых детей это нередко бывает избыточной психологической нагрузкой. Например, при тиках, энурезе или бронхиальной астме невротического происхождения делать подобные шаги довольно рискованно: можно спровоцировать усугубление болезни.

Ищем других друзей

Лучше, наоборот, хотя бы временно изъять ребенка из травмирующей среды, дать ему отдохнуть и постараться подыскать для него более доброжелательных сверстников. А параллельно помогать раскрепоститься: больше играть в подвижные игры, драться с ним на мечах (эта игра снимает страх перед ударами), разыгрывать сценки, в которых ребенок будет проявлять смелость и находчивость, подсказывать формулы ответа обидчикам. Последнее, кстати, полезно не только для робких детей, но и для всех тех, кого травмируют дразнилки, обидные прозвища.

Таким детям можно объяснить, что обзываются только глупые и некультурные люди, можно подсказать им детскую формулу ответа: «Кто так обзывается - тот сам так называется».

Учить обзываться в ответ (как делают некоторые родители), конечно, не нужно. Наоборот, скажите ребенку, что это недостойное поведение и что расстраиваться из-за него не следует. Но не следует и общаться с детьми, которые себя недостойно ведут. Дело в том, что многие ребятишки дошкольного и младшего школьного возраста реагируют на обидчиков противоречивым образом: они расстраиваются, жалуются, злятся, но проходит какое-то время, и, если обидчик их позовет, они снова бегут с ним играть. То есть возникает нездоровая зависимость, и родители, пока ребенок маленький, могут и должны положить этому конец: настоять на том, чтобы ребенок проявил достоинство, прекратил общение, которое его унижает. Таким образом они научат давать обидчику отпор, но не становиться с ним на одну доску.

Ребятам постарше полезно напомнить афоризм Омара Хайяма: «Уж лучше будь один, чем вместе с кем попало». В то же время, понимая, что одному ребенку быть трудно, постарайтесь сблизить сына или дочь с более воспитанными и дружелюбными детьми. Их можно найти среди родственников, детей своих друзей, во дворе, в кружке или в студии. Но, даже если на горизонте таких детей пока не видно, все равно не беда: для дошкольников важнее всего общение в кругу семьи. Когда с мамой и папой маленькому ребенку хорошо, его жизнь протекает насыщенно и интересно.

Случай из жизни

А вот как среагировал на попытку его обидеть пятилетний мальчик Гриша. Он очень любит общаться с детьми, но уже усвоил, что с задирами каши не сваришь и лучше играть с теми, кто настроен доброжелательно. Не так давно Гриша увидел на площадке девочку чуть постарше и решил с ней познакомиться. Однако девочка в ответ на вопрос, как ее зовут, начала показывать язык и обзываться. Не знаю, какой реакции она ожидала: ответной грубости, чтобы продолжить эскалацию конфликта, или обиженного плача, который позволил бы ей насладиться чувством собственного превосходства? Но реакция Гриши явно ее огорошила.

Ты что, хулиганка? - спросил он.

Н‑нет… - опешила девочка.

Тогда почему обзываешься, как хулиганка? Не хочешь играть - скажи вежливо.

И, отвернувшись, Гриша пошел искать себе другую компанию (которая, замечу в скобках, тут же нашлась).

Держи удар

Что касается детей более старшего возраста, то с ними, конечно, не нужно обращаться, как с малышами с хрупкой психикой. Позаниматься в секции борьбы полезно любому подростку. Это учит держать удар, владеть собой, терпеть боль и обиду, не бояться противника. Правда, к подростковому возрасту большинство ребят уже научаются договариваться и решать споры без драк, однако освоить приемы борьбы не помешает никому. Мало ли что в жизни может случиться?

Но самое главное, как мне кажется, занятия борьбой учат ребенка постоять не за себя, а за правду и за других людей. Концентрация на себе не придает человеку уверенности. Эгоизм - признак слабости, а не силы. Если стремиться к преодолению повышенной застенчивости, страха и неуверенности в себе, то следует переносить акцент с себя, со своих чувств и переживаний на кого-то другого и стараться его опекать, защищать, заботиться. Активная позиция дает человеку возможность, не зацикливаясь на мыслях о себе, преодолевать свои комплексы.

Отдых у водоёма позволяет полностью изменить окружающую ранее обстановку. А это означает, что подобных отдых является наиболее эффективным. Однако, далеко не каждый владелец загородной недвижимости сегодня располагает собственным моторным катером.

В случае желания, его всегда можно построить и зарегистрировать в дальнейшем. Об этом и пойдёт речь в нижеприведённой публикации. Между тем, если катер необходим уже завтра, а денег на его приобретение нет, всегда можно снять катер в Киеве на весьма выгодных условиях.

Проблемы, которые могут возникнуть при регистрации

Дело в том, что даже если Вы самостоятельно построили катер или лодку (любое плавсредство), в соответствии с установленным законодательством Вы обязаны произвести его регистрацию в соответствующих органах.

Казалось бы, всё просто – приходишь, предъявляешь необходимые документы и получаешь регистрационный номер. Но не тут, то было! Вначале необходимо доказать, что плавсредство, которое находится у Вас на руках, действительно принадлежит именно Вам!

Согласно законодательству, лицо, которое самостоятельно выполнило строительство плавсредства автоматически становится его полноправным хозяином (с правом продажи). То есть, всё, что требуется от доморощенного судостроителя – доказать факт собственного строительства судна.

Достигается это при помощи сбора документов, подтверждающих приобретение необходимых материалов на строительство катера/лодки и т.д.:

  • чеки;
  • квитанции;
  • ордера;
  • счёт-фактуры и т.д.

По опыту можно сказать, что зарегистрировать самодельное судно получится вдвое быстрее в случае, если его строительство контролировало техническое общество. Вряд ли стоит говорить о том, что существуют определённые стандарты строительства плавательных средств.

Безусловно, они должны быть соблюдены. В противном случае плавсредство не может быть использовано по назначению, так как является потенциально опасным.

Классификационное общество затребует для проверки проектную документацию, которая использовалась для строительства предъявленного судна.

Насколько можно отметить, самостоятельное создание катера – дело очень затратное по времени и по деньгам. Редкий отдых на природе вполне может пройти и на арендованном судне.

В видео специалист расскажет о новых правилах регистрации катеров:

На какие лодки необходимы права и регистрация в ГИМС?

Новый регламент Государственной Инспекции по Маломерным Суднам России о плавучих средствах стал причиной огромного числа вопросов и горячих обсуждений на форумах.

Особой ясности для владельцев лодок это не внесло, поскольку далеко не все эти форумы читают, и далеко не все выступающие сами всё понимают правильно. Специфика юридического языка зачастую не способствует чёткому пониманию изложенного. Отсюда и взрыв вопросов у потребителей, какие лодки подлежат регистрации и на какие нужны права. Итак, вносим ясность.

  • Техническое освидетельствование
  • Право на управление плавучим средством
  • Лодки, на которые не нужна регистрация

    Не подлежат регистрации:

  1. Безмоторные плавучие средства меньше 20 метров длины.
  2. Безмоторные лодки, весящие вместе с оснащением меньше 200 кг.
  3. Безмоторные лодки с количеством посадочных мест меньше 12.
  4. Лодки с перечисленными значениями, на которых установлены двигатели меньше восьми киловатт или 10,88 лошадиных сил.

Такими лодками можно пользоваться на всех водоёмах России без документов о регистрации в ГИМС.

Лодки, на которые нужна регистрация

Лодки, подлежащие регистрации в ГИМС:

  1. Безмоторные лодки, длина которых превышает 20 метров.
  2. Безмоторные суда, вес которых с полным оснащением превышает 200 кг.
  3. Безмоторные плавучие средства с количеством посадочных мест больше 12.
  4. Любое плавучее средство, оснащённое мотором, мощность которого превышает восемь киловатт или 10,88 лошадиных сил.

Чтобы зарегистрировать судно, нужно заполнить регистрационную карточку. Подать заявление. Предъявить документ, удостоверяющий личность. ИИН. Иметь при себе подтверждающие документы на собственность, техпаспорт на лодку и двигатель, квитанцию об оплате госпошлины. Регистрационные номера на лодку должны быть обязательно закреплены с обоих бортов.

Маломерные суда и их регистрация

По закону маломерные суда должны были регистрироваться в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), но на деле, регистрировать нужно было суда грузоподъемностью от 220 кг и с подвесным мотором около 10 л. с. Из-за этого происходили конфликты ГИМС с туристами. При этом по закону (ст. 11.8 и 11.9 КоАП) за не прошедшую техосмотр байдарку без бортовых номеров грузоподъемностью больше 150 кг предусмотрен небольшой, но неприятный штраф - от 500 до 1 тыс. рублей.

Рыбалка на спиннинг

Вести с водоемов

Мнения и комментарии

1,138С намиМне нравится

1,705ПодписчиковПодписаться

Вести с водоемов

Вести с водоёмов. В Подмосковье уже не клюет…

С 25 мая вступает в силу, и начинает действовать новый федеральный закон № 36- ФЗ, который вносит серьезные изменения в порядок эксплуатации маломерных судов, и четко определяет, критерии, по которым лодка к таковым относится, и каким лодкам больше не нужна государственная регистрация.

Маломерным (определение маломерного судна используется впервые в «новом» российском законодательстве) по новому закону является любое судно длиной не более 20 м с количеством людей на борту не более 12. Кроме этого, увеличивается до 1000 рублей госпошлина за регистрацию маломерного судна, но при этом пошлина за проведение технического освидетельствования, взиматься не будет, так как само освидетельствование для маломерных судов, теперь не нужно.

До этого такое понятие было только в приказе Минтранса от 14 октября 2002 года, но в нем упоминались отдельные критерии для типов судов. Для самоходной лодки - двигатель, который должен был быть не больше 75 л. с. (или любой подвесной мотор). Для гребного судна признаком маломерности считалась грузоподъемность: для байдарки - минимум 150 кг, для гребной лодки - 100 кг, для надувной - 225 кг. Под такое определение попадали многие суда, которые массово используются рыбаками и туристами, например, байдарки «Свирь-К» и «Ильмень» или резиновая лодка «Уфимка-22».

По закону маломерные суда должны были регистрироваться в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), но на деле, регистрировать нужно было суда грузоподъемностью от 220 кг и с подвесным мотором около 10 л. с. Из-за этого происходили конфликты ГИМС с туристами. При этом по закону (ст. 11.8 и 11.9 КоАП) за не прошедшую техосмотр байдарку без бортовых номеров грузоподъемностью больше 150 кг предусмотрен небольшой, но неприятный штраф - от 500 до 1 тыс. рублей.

С вступлением нового закона в силу, проверки ГИМС, туристам больше не грозят. Новый закон будет иметь преимущество перед приказом 2002 года.

Теперь, не нужна регистрация плавсредств массой до 200 кг и мощностью двигателя до 8 кВт (10 л.с.) и парусным судам (яхтам) длиной до 9 м без каюты. При этом процедура регистрации коммерческих маломерных судов, будет происходить по новому порядку, а некоммерческих — остается в ведении ГИМС МЧС.

Закон не имеет обратной силы, и все ранее выданные документы будут действовать до следующей перерегистрации судна.

Вопросы и ответы по маломерным судам и их регистрации:

Какие лодки и моторы больше не подлежат государственной регистрации?

С момента вступления в силу закона № 36-ФЗ госрегистрацию не должны проходить лодки массой до 200 кг включительно и моторы мощностью до 8 кВт включительно. То есть даже такие лодки, как, например, «Крым», «Южанка» или «Обь», регистрации теперь не подлежат.

Правда, тут есть одно но: каким образом определяется масса судна? В разъяснениях к закону В.В. Серегина сказано, что «масса судна определяется в соответствии с ГОСТ 19356- 79 “Суда прогулочные гребные и моторные. Методы испытаний”». Посмотрим, что на этот счет говорит этот самый ГОСТ: «Массу судна, полностью укомплектованного судовыми устройствами и предметами снабжения, следует определять взвешиванием». То есть масса определяется не по паспорту лодки, а взвешиванием судна, причем полностью укомплектованного. Вопрос: если лодка укомплектована подвесным мотором мощностью до 8 кВт и ее масса в такой комплектации превышает 200 кг, она подлежит регистрации или нет? Все специалисты ГИМС, которым мы задавали этот вопрос, были единодушны: масса лодки оценивается вместе с мотором. То есть, к примеру, если вы идете на лодке «Крым», который сам по себе весит 190 кг, под 10-сильным Suzuki весом 20 кг, то такое плавсредство должно быть зарегистрированным.

Нужно ли проходить техническое освидетельствование плавсредств, которые не подлежат регистрации?

Об этом в разъяснениях ГИМС сказано однозначно: нет, не нужно. Следует только иметь в виду, что если у вас на лодке массой менее 200 кг стоит двигатель мощнее 8 кВт, то такое плавсредство придется ре­гистрировать в установленном порядке и, соответственно, проходить техосмотр.

Кроме того, по новому порядку от освидетельствования освобождается и одна категория зарегистрированных маломерных судов. Это «гребные суда, принадлежащие физическим лицам и используе­мые во внутренних водах». Другими словами, если у вас есть, к примеру, деревянная гребная лодка весом больше 200 кг, то ее придется зарегистрировать, но возить на ежегодный техосмотр ее не надо.

Как быть владельцам ранее зарегистрированных плавсредств, которые, согласно новому порядку, регистрации не требуют?

Во-первых, принудительному снятию с учета такие плавсредства не подлежат. То есть вы можете спокойно пользоваться своей лодкой и забыть о необходимости техосмотра. Но при этом о двух вещах забывать не стоит. Первая – транспортный налог. Пока лодка числится в судовой книге, как зарегистрированное плавсредство, вы будете получать извещения из налоговой инспекции о необходимости уплатить налог. Второе, о чем не стоит забывать, это риск различных неприятностей в том случае, если лодку у вас украдут, а потом совершат с ее помощью какое-нибудь злодеяние. Придется долго доказывать, что вы тут ни при чем.

Чтобы снять лодку с учета, владельцу необходимо с соответствующим заявлением обратиться в ГИМС по месту регистрации плавсредства.

Если плавсредство, подлежащее госрегистрации, уже было зарегистрировано, нужно ли его снова перерегистрировать в соответствие с новым законом?

Нет, не нужно. До 27 мая суда регистрировались по прежнему порядку в судовых книгах. С 28 мая началась регистрация маломерных судов в соответствии с новым законом в реестре маломерных судов. При этом присвоение бортовых номеров, следующих за последним номером, зарегистрированным в судовой книге, продолжается в реестре. То есть прежняя регистрация сохраняется, как и бортовые номера.

Нужно ли на подлежащем госрегистрации маломерном плавсредстве иметь должным образом оформленную судовую роль?

Действительно, новый закон требует, чтобы в числе документов на борту зарегистрированного маломерного судна имелась судовая роль. Однако в разъяснениях ГИМС на этот счет имеется специальный параграф: «При осуществлении надзорной деятельности за маломерными судами судовую роль в составе судовых документов не требовать до особого указания».

Таким образом, «до особого указания» об оформлении судовой роли можно не беспокоиться.

Нужно ли проходить аттестацию на право управления маломерным судном с двигателем меньше 10 сил?

До вступления в силу закона № 36-ФЗ можно было управлять моторной лодкой, не имея водительских прав только в том случае, если мощность мотора не превышала 5 л.с. В разъяснениях ГИМС к новому закону на этот счет говорится следующее:

В соответствии с требованиями Закона статьи 11.8 и 11.13 КоАП в отношении судов, не подлежащих государственной регистрации, не применяются до их дальнейшего уточнения.

Указанные статьи КоАП как раз и регламентируют наличие удостоверения на право управления судном и санкции за его отсутствие. То есть если у вас мотор мощностью до 8 кВт включительно и лодка массой до 200 кг, то водительские права не требуются.

Не менее определенно ответил на вопрос о водительских правах и замначальника Управления ГИМС МЧС России Н.А. Крючек в своем письме от 23.05.2012: с вступлением в силу федерального закона № 36-ФЗ «оснований для предъявления к владельцам маломерных судов массой (не грузоподъемностью) менее 200 килограмм с установленным мотором мощностью менее 8 киловатт требований об их регистрации и наличии удостоверения на право управления маломерным судном не будет».

Как изменятся размеры госпошлины за регистрацию маломерного судна и за прохождение его технического освидетельствования?

Госпошлина за регистрацию маломерного плавсредства будет составлять 1000 рублей. А вот что касается технического освидетельствования, то в разъяснениях ГИМС говорится следующее: «С момента вступления Закона в силу при проведении освидетельствования маломерного судна оплата государственной пошлины за выдачу свидетельства о годности судна к плаванию не осуществляется, выдача талона технического освидетельствования прекращается».

Порядок регистрации надувных лодок

При приобретении плавательного средства, будь то яхта или другое судно, встает вопрос о необходимости фиксация его в соответственных органах. Согласно закону РФ надувная лодка является маломерным судном.

  • Что гласит закон? ↓
  • Как зарегистрировать? ↓
  • Условия регистрации ↓
  • Стоимость ↓
  • Итоги ↓

Но согласно новому законодательству, далеко не все надувные лодки с двигателем и без, подлежат оформлению в специальных органах. Рассмотрим детально, какие маломерные суда подлежат регистрированию и какие документы понадобятся.

Оформление необходимо для:

  1. Лодок, масса, которых составляет более 200 кг.
  2. При установке на судне весом больше 200 кг, мотора больше 10 л. с. (8 кВт).

Такие плавсредства подлежат техническому освидетельствованию и классификации. Технический осмотр проводится раз в 5 лет с момента постановки на учет. За просроченный технический осмотр, штраф составит от 500 до 1000 руб.

Не стоит забывать, что при установки двигателя мощностью больше 5 л. с. (3.68 кВт) нужно оформить удостоверение, разрешающее управлять маломерным судном. Ведение моторной лодкой без наличия прав, грозит штрафом в стоимостью до 2000 рублей.

На учет нужно поставить в период 10 дней со дня покупки. Также надо знать, что мощность двигателя будет определяться в киловаттах (данные прописаны в паспорте).

Что гласит закон?

Начиная с 2013 года, правила постановки на учет маломерных судов поменялись.

Согласно Федеральному закону от 23 апреля 2012 г. N 36-ФЗ «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты РФ в области уточнения определений маломерных судов».

Опираясь на дополнения к закону, маломерное судно – это плавсредство, длиной, не превышающей 20 метров и с максимальным количеством возможным пассажиров равное 12.

Еще в данной поправке уже вступившей в силу, указано, что оформление отменяется для «Судов до 200 кг и объемом двигателей (в случае установки) до 10 л.с. включительно (т.е. до 8 кВт)».

То есть все транцевые суда, независимо от возможной грузоподъемности, не являются предметом для обязательного регистрирования, даже при оснащении движком в 10 л. с.

Как зарегистрировать?

Если лодка оснащена мотором, то при оформлении нужно иметь оба техпаспорта на плавсредство и мотор.

Этапы регистрации:

  1. После обращения в ГИМС, выдается квитанция для оплаты пошлины (примерно пошлина составит 1000 руб.).
  2. После оплаты, необходимо предоставить плавсредство и мотор для осмотра инспектору ГИМС, лодка должна быть надута. Если нет желание вести ее в инспекцию, можно вызвать инспектора по месту (обойдется около 500 руб./час).
  3. После визуального осмотра, инспектор составит акт осмотра и владельцем составляется заявление с просьбой о взятии на учет;
  4. Заявление, технические паспорта и необходимые документы передаются инспектору.
  5. На протяжении трех недель с момента подачи заявления, выдается судовой билет. После чего, необходимо указать бортовые номера, прописанные в судовом билете на лодку.

Какие документы необходимы:

  1. Документы, дающие право собственности на лодку и/или двигатель/
  2. Судовой билет с фиксацией про снятие с учета, если плавсредство было ранее поставлено на учет.
  3. Технические паспорта на лодку и двигатель (оригиналы и копии).
  4. Удостоверение личности владельца, или документы, удостоверяющие доверенность (для лиц не являющихся гражданами РФ, подобным документом является вид на жительство).
  5. Заявление для оформления плавательного средства.
  6. Квитанция об уплате государственной пошлины.

Как увеличить улов рыбы?

За 7 лет активного увлечения рыбалкой мною найдены десятки способов улучшить клев. Приведу самые эффективные:

  1. Активатор клева. Эта добавка их сухой крови сильнее всех приманивает рыбу в холодной и теплой воде. Обсуждение активатора клева «Fish Hungry».
  2. Повышение чувствительности снасти. Читайте соответствующие руководства по конкретному типу снасти.
  3. Приманки на основе феромонов.

Условия регистрации

Владельцу или доверенному лицу передается судовой билет с зафиксированным в нем бортовым номером маломерного судна. Возвращаются техпаспорта с внесенными в них данными о постановке на учет с фиксацией регистрационного номера.

При потере судового билета, необходимо обращение владельца или доверенного лица в установленные органы, и заявление про потерю или хищению документа.

После чего, проводится ТО и выписывается дубликат. В новом билете указывается пометка «дубликат» и в реестре маломерных судов делается запись про выдачу нового документа.

Существуют четкие требования при записи бортового номера на судно, а именно «Регистрационный номер наносится яркой несмываемой краской на обоих бортах судна на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина - 100 мм, а толщина линий - 15-20 мм.».

При желании владельца, возможно присвоить лодке название. В этом случае, название также наносится на оба борта с учетом тех же требований к размеру шрифта.

Техническое освидетельствование (ТО) проводится в четырех случаях:

  1. Во время регистрации судна.
  2. Регулярное ТО каждые 5 лет с момента регистрации, а не с момента последнего прохождения.
  3. При освидетельствовании и перерегистрации.
  4. После устранения неисправностей с прошедшего ТО или ремонта.

Стоимость

Регистрация судна включает в себя государственную пошлину. Для надувных лодок, которые относятся по классификации к маломерным судам, ее стоимость составляет 1000 – 1200 руб.

Также есть возможность вызвать инспектора «на дом», чтобы не транспортировать плавательное средство в инспекцию, данная услуга составляет 500 руб./час. Удостоверение, разрешающее управление плавсредством обойдется около 800 руб.

Итоги

  1. Регистрации подлежат лодки, массой более 200 кг и с наличием двигателя больше 10 л. с.
  2. После регистрации необходимо проходить ТО.
  3. Если нет навыка управления моторными судами, необходимо пройти трехмесячные курсы в ГИМС, после чего выдается разрешение на управление маломерным судном.
  4. Не обязательно посещать курсы ГИМС по управлению мотором, можно написать соответствующее заявление и подготовится к экзаменам самостоятельно.
  5. Законом предусматривается установка мотора только на одно судно, для его замены или переустановки на другое, необходимо будет вносить изменения в судовой билет и корабельную книгу.
  6. Лодка ставится на учет по месту стоянки или проживания владельца.
  7. Согласно закону, на борту лодки должен быть судовой билет или его заверенная копия. При наличии мотора – разрешения на управление моторным плавательным средством. Разрешение на управление от владельца, если вы не хозяин лодки.
  8. Технический осмотр двигателя проходят только те плавательные средства, которые подлежат регистрированию.
  9. Технический осмотр должен проводиться раз в пять лет с того периода как судно поставлено на учет.
  10. После дополнения закона в 2012 году, некоторые маломерные суда не подлежат обязательной регистрации, если они были внесены в реестр ранее, стоит их снять с учета, дабы освободиться от транспортного налога.

Несмотря на внушительные цифры выпускаемых нашей промышленностью малых прогулочно-туристских судов и постоянно обновляющийся их ассортимент, интерес к самостоятельной постройке лодок не ослабевает. Как правило, любители проектируют и строят такие суда, которые наилучшим образом удовлетворяют их специфическим требованиям к комфортабельности, экономичности и другим эксплуатационным качествам. С другой стороны, самостоятельная постройка малых судов для многих людей дает выход тяге к творчеству, желанию увидеть осязаемый результат своего труда. Это явление вполне естественное и было бы неправильным тормозить его развитие.


И тем не менее, Госинспекция предъявляет требования к судам самостоятельной постройки более жесткие, чем к выпускаемым промышленностью. Это связано с тем, что малые суда заводской постройки перед запуском в серийное производство проходят тщательные ресурсные испытания с периодическими осмотрами, при которых оцениваются состояние корпуса, устройств, фиксируются сведения о поломках и обнаруженных дефектах В ходе таких испытаний устраняются выявленные конструктивные недостатки, усовершенствуется конструкция. Лишь после этого судно запускается в серийное производство. Судостроитель-любитель подобные испытания проводить не может. И нередко уже при спуске на воду обнаруживаются недостатки, с которыми выпускать лодку в плавание нельзя.

Конечно, некоторые умельцы даже в «домашних» условиях создают суда, не уступающие по качеству изготовления, внешнему виду, эксплуатационным качествам и надежности судам заводской постройки. Но ориентироваться на таких умельцев мы не можем, так как за любительскую постройку довольно часто берутся недостаточно квалифицированные, а иногда и вообще некомпетентные в вопросах судостроения люди. Имеющийся у нас опыт по регистрации, учету и эксплуатации маломерных судов, анализ их аварийности подтверждает это. Достаточно сказать, что из состоящих на учете в госинспекции РСФСР суда самостоятельной постройки составляют всего около 7%, а аварийность среди них по последним данным - 25-30% от общей. Эти факты заставляют нас делать соответствующие выводы.

Для того чтобы у судостроителя-любителя не возник конфликт с местной инспекцией при регистрации построенного им судна и его техническом освидетельствовании на годность к плаванию, необходимо придерживаться определенных правил, которые содержатся в «Инструкции по техническому надзору за судами, поднадзорными ГИМС РСФСР». В других республиках существует свой порядок или же придерживаются упомянутой инструкции. В любом случае прежде чем начинать заготовку деталей корпуса, необходимо посетить инспекцию по маломерным судам, в которой будет регистрироваться построенная лодка.

Лучше всего, если судостроитель-любитель появится у инспектора, имея в руках минимум технической документации, которая будет использоваться при постройке. Это теоретический чертеж , определяющий обводы корпуса будущего судна и размеры его элементов; конструктивный чертеж с подробной спецификацией поперечных и продольных связей корпуса и указанием способов их соединения; чертежи общего расположения оборудования , расположения механической установки , если двигатель стационарный, и чертеж парусности со спецификацией рангоута и такелажа - для парусно-моторных судов.

Мы понимаем, что разработка технической документации сложна и под силу не каждому человеку, тем более не имеющему специального судостроительного образования. Поэтому допускается представление инспекторам ГИМС достаточно простых эскизов или упрощенных чертежей, если они дают представление о будущем судне с точки зрения обеспечения безопасности его плавания. Дело упростится, если судостроитель-любитель воспользуется готовыми чертежами уже построенного судна, которые публикуются в журнале «Катера и яхты»: как правило, эти суда уже апробированы в эксплуатации, допущены к плаванию Государственной инспекцией по маломерным судам и не вызывают сомнений в их надежности при выполнении соответствующих требований.

Рассматривает документацию и дает заключение о возможности постройки судна начальник местной инспекции. Он же определяет объем первичного технического освидетельствования - осмотра и испытаний, которым должно быть подвергнуто построенное судно.

Такой порядок, когда требуется предварительное представление технической документации, вызывает иногда недовольство будущих судостроителей. А напрасно. Делается это исключительно в их интересах, и такая вынужденная мера вполне обоснованна. Нередко еще любителями создаются суда, не соответствующие предъявляемым к маломерному флоту требованиям. Инспекция их, естественно, не регистрирует. Но ведь самостоятельное строительство - работа трудоемкая, требует значительных денежных средств, затрат свободного времени... И все оказывается напрасно.

Впрочем, вряд ли можно поверить в то, что любителю удастся построить современное высококачественное судно, не имея основных чертежей и не выполнив элементарных расчетов.

Сразу же отметим, что регистрации и техническому освидетельствованию в органах ГИМС подлежат принадлежащие гражданам суда, имеющие валовую вместимость не более 10 регистровых тонн (в переводе на объем - не более 283 м 3). Кроме того следует иметь в виду, что требования ГИМС распространяются только на суда длиной ие более 7 м. Суда, имеющие большую длину, должны освидетельствоваться инспекторами ГИМС по правилам Речного Регистра РСФСР.

Разрабатывая чертежи будущего судна, необходимо учитывать нормы, по которым будут оцениваться такие важные эксплуатационные качества, как грузоподъемность и пассажировместимость, район плавания лодки. С этими качествами прежде всего связана высота надводного борта. Например, грузоподъемность - это то количество груза, которое может принять укомплектованное снабжением и запасами судно до погружения его по расчетную ватерлинию, соответствующую минимальной высоте надводного борта.

Высота надводного борта имеет большое значение для обеспечения безопасности судна, особенно при плавании на волнении. Поэтому введено понятие минимальной высоты надводного борта , при которой судно может эксплуатироваться в определенных условиях. Она определяется от уровня действующей ватерлинии при полном водоизмещении до первого открытого отверстия в корпусе (комингсе) или до верхней палубы, если отверстий нет, и должна соответствовать расчетной допустимой высоте волны, при которой судно может безаварийно плавать. В любом случае минимальная высота надводного борта должна составлять не менее 6 % наибольшей длины судна. В практике ГИМС пользуются графиком зависимости минимальной высоты надводного борта F min , от расчетной допустимой высоты волны h в, приведенном в ГОСТ 19105-79 (рис. 1).

Например, если судно имеет высоту надводного борта 0,3 м, высота волны, при которой оно может плавать, не должна превышать 0,62 м. Зная ветровой и волновой режим водоема, легко определить для конкретного судна район плавания, силу ветра, высоту волны, при которой допускается эксплуатация лодки, и ее удаление от берега. Данные эти записываются в судовой билет и являются обязательными для выполнения.

С достаточной точностью допустимую грузоподъемность можно определить по формуле


где F - высота надводного борта при водоизмещении судна порожнем, но со снабжением и запасом горючего, м: F min - минимальная высота надводного борта, м, определяемая по графику рис. 1; Δ - масса груза, при котором осадка судна увеличится на 1 см,


где γ - плотность воды (т/м 3), принимаемая для пресной воды равной 1, для морской 1,015-1,025;
α - коэффициент полноты площади грузовой ватерлинии; в зависимости от типа судна α=0,6÷0,8;
L и В - длина и ширина судна по ватерлинии, м.

Грузоподъемность можно также определить опытным путем. Для этого на судно при водоизмещении порожнем, но со снабжением и запасом горючего, последовательно размещают груз до погружения судна до плоскости ватерлинии, соответствующей минимальной высоте надводного борта. Масса груза, полученная указанным способом, будет соответствовать грузоподъемности судна. Если, конечно, лодка с такой нагрузкой будет иметь достаточную остойчивость.

Пассажировместимость (число людей n, допускаемых к посадке в лодку) устанавливается в зависимости от грузоподъемности судна и наличия оборудованных мест для размещения людей. При этом масса человека принимается равной 75 кг, а его багажа - 25 кг, т. е.


(округляется до ближайшего меньшего целого числа).

При отсутствии багажа


Ориентировочно пассажировместимость судна можно определить по формуле


где L нб, В нб - наибольшие длина и ширина судна, м; k - коэффициент, принимаемый равным для катеров - 2,15, для моторных и гребных лодок - 1,6.

Однако окончательное решение о допустимом числе пассажиров принимается инспектором ГИМС после оценки остойчивости и непотопляемости лодки.

Другой важный вопрос - это мощность двигателя, устанавливаемого на лодке, и ее скорость.

Как показывает анализ аварийности маломерных судов на водоемах Российской Федерации, большой процент аварий с человеческими жертвами происходит из-за стремления отдельных судоводителей-любителей увеличить до максимально возможной скорость своих судов. Видимо, не все знают, что каждое конкретное судно безопасно с двигателем, мощность которого ограничивается определенным пределом в зависимости от типа и главных размерений судна. Именно незнание несоблюдение или игнорирование рекомендаций по определению допустимой мощности двигателей приводит к трагическим последствиям.

Для глиссирующих катеров, на которых устанавливается стационарный двигатель, допустимая мощность определяется в соответствии с ГОСТ 19105-79 (рис. 2) в зависимости от коэффициента К, вычисляемого по формуле


где L нб - наибольшая длина судна, м; b тр - наибольшая ширина транца м.

Максимально допустимую мощность подвесных моторов дли мотолодок рекомендуется определять по совмещенному графику (рис. 3). На оси абсцисс этого графика откладываются значения мощности подвесного мотора в л. с. и наибольшей длины судна (м), на оси ординат значения коэффициента К, вычисленного по приведенной ниже формуле;


Значения коэффициента К, а соответственно и мощности подвесных моторов, даны для четырех типов мотолодок с шириной транца от 1,0 до 2,0 м.

Отложив наибольшую длину лодки по оси абсцисс, проводим вертикальную прямую до пересечения с линией, соответствующей ширине транца b тр у данной лодки. Из этой точки проводим горизонтальную линию до пересечения с осью ординат, где получим значение коэффициента К. Допустимую мощность подвесного мотора найдем на оси абсцисс, проектируя на нее точку пересечения горизонтальной линии с одной из линий N 1 , N 2 , N 3 или N 4 - в зависимости от типа лодки.

Например, требуется определить допустимую мощность ПМ для мотолодки типа «Темп» (L нб =4,7 м, b тр =1,82 м, высота транца менее 510 мм).

Откладываем на оси абсцисс совмещенного графика L нб =4,7 м, проводим вертикальную прямую до пересечения с пинией ширины транца соответствующей b тр =1 82 м, с оси ординат снимаем значение К=90 Так как высота транца менее 510 м, а К более 52 то для нахождения мощности мотора используем линию N 2 , откуда допустимая мощность мотора будет порядка 50 л. с.

Определение допустимой мощности двигателя или подвесного мотора указанными способами приблизительное. Ее надо обязательно сравнить с имеющимся прототипом, а после постройки испытать лодку на различных режимах плавания и работы механической установки, убедиться в надежности и безопасности для данного судна.

В любом случае мощность устанавливаемого двигателя не должна превышать вычисленную по графику более, чем на 10 %. Окончательное решение по всем спорным вопросам принимает госинспектор.

Для судов нетрадиционных глиссирующих обводов (тримараны, морские сани, «глубокое V» и т.д.) приведенные графики могут быть использованы лишь в качестве справочных, а фактическую мощность обычно определяют на испытаниях с соблюдением соответствующих мер безопасности.

Мощность мотора диктует особые требования и к материалам, которые судостроитель намерен использовать.

При самостоятельной постройке часто применяются материалы, бывшие в употреблении. В этом случае необходимо обратить внимание на то, чтобы металл, например, не имел коррозионного износа, непроваров и трещин в сварных швах, гофров, бухтин, вмятин.

Дерево не должно иметь червоточин и поражений гнилью; бакелизированная фанера - расслоений, стираний, надрезов, короблений и других повреждений.

От качественного материала зависит сама надежность судна, его непотопляемость, долговечность, а также необходимость частого ремонта.

Последние изменения в Федеральный закон о регистрации судов были внесены в 2012 г. В законе прописано определение маломерного судна, являющееся основополагающим термином для всех владельцев яхт или гидроциклов.

Внимание! Маломерное судно – это плавательное средство не более 20 м длиной, имеющее на борту до 12ти человек.

Маломерными судами считаются:

  • катамараны;
  • катера;
  • гидроциклы;
  • байдарки;
  • моторные, гребные лодки;
  • яхты.

Что делать, если вы решили приобрести свою мечту для того, чтобы бороздить реки и моря:

1. Перед покупкой собственного плавсредства, необходимо задуматься, сколько человек или груза вы будете на нем перевозить. А значит, будет ли изделие большим и нужен ли ему двигатель. А если нужен, то насколько мощный. Именно от этого зависит необходимость регистрации.

2. После покупки лодки, подлежащей регистрации, владелец должен обратиться в Государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС), относящейся к МЧС России. Там помогут классифицировать судно, пройти освидетельствование и процедуру регистрации.

В итоге, счастливому владельцу яхты или байдарки выдадут судовой билет. Затем судоводитель должен нанести номер, указанный в билете, на видное место с наружной или внутренней стороны судна. Кстати, по закону регистрация занимает максимум 3 дня.

Все моторные маломерные судна подлежат обязательной регистрации в ГИМС

Правила регистрации МС

Как говорят эксперты, последний законодательный акт немного «ослабил гайки», и после его принятия перечень МС, не подлежащих обязательной регистрации, заметно расширился.

Регистрировать не нужно:

  • любые безмоторные плавсредства массой до 200 кг (включительно);
  • моторные изделия до 200 кг с мощностью двигателя до 8 кВт, т.е. до 10,88 л.с. (включительно).

Внимание! Вес лодки и мощность мотора определяются по документам (паспорту) лодки.

Материал, из которого изготовлено плавательное средство, значения не имеет. Главное, соблюдать требования по весу. Значит, регистрации не подлежат следующие МС до 200 кг:

  • надувные транцевые лодки;
  • надувные, типа «Турист»;
  • пластиковые;
  • металлические;
  • деревянные;
  • разборные композитные;
  • лодки с электромоторами указанной мощности;
  • различные байдарки;
  • гребные и парусные катамараны.

Совет. Если ваш катер или лодку не нужно регистрировать, то на рыбалку стоит взять ксерокопию документов на судно и на мотор, а также ксерокопию собственного паспорта. Если судно зарегистрировано, то с собой нужно возить судовой билет или его заверенную копию.

Все остальные МС, весящие более 200 кг, или оснащенные мотором свыше 8 кВт, необходимо регистрировать в службе ГИМС. Владелец плавательного средства должен регулярно проводить его технический осмотр и платить соответствующие налоги. Нарушение правил приводит к штрафу.

Документы для регистрации

Перед тем, как отправиться в отделение ГИМС нужно собрать пакет документов по следующему перечню:

  • заявление;
  • паспорт;
  • документы, подтверждающие право собственности на МС и двигатель;
  • технический паспорт на плавательное средство;
  • технический паспорт на мотор (если есть);
  • квитанцию, подтверждающую оплату государственной пошлины (размер пошлины в 2016 г – 1100 р.)

Во время прохождения процедуры необходимо показать судно, чтобы государственный служащий убедился, что оно соответствует документам.

Порядок проведения техосмотра

Если раньше ТО был ежегодным, то со 2 июня 2013 г правила изменились. Теперь осмотр зарегистрированного судна необходимо проходить в следующих случаях:

  • обязательно – 1 раз в 5 лет. Причем дата ТО считается от даты регистрации, которая указанной в вашем судовом билете;
  • перед регистрацией плавательных средств, построенных самостоятельно, или тех, которые не прошли сертификацию на заводе;
  • техосмотр перед перегоном судна в другой регион;
  • осмотр после устранения неисправностей, выявленных во время предыдущего осмотра, или после ремонта.

Внимание! Штраф за отсутствие технического осмотра 500-1000 р. За отсутствие прав – от 1.000 до 1500 р.

Инспектор обязан осмотреть плавательное судно и на плаву и на суше, чтобы оценить не только его техническое состояние и комплектацию, но и мореходные качества.

На какую лодку нужны права?

Права на управление лодкой, катером, гидроциклом или яхтой официально называются Удостоверением на право управления маломерным судном. Удостоверение должны получить владельцы моторных плавательных средств с мощностью мотора больше, чем 5 л.с. Т.е. для управления любыми гребными МС, даже громоздкими и тяжелыми, права не нужны.

Внимание! Для того, чтобы получить Удостоверение, дающее право на управление маломерным моторным судном, нужно выучить 20 билетов. Для управления гидроциклом – 10 билетов.

Для получения прав необходимо обратиться в любое отделение ГИМС. Причем, подготовиться к экзамену можно самостоятельно дома, и сдать его экстерном. Или походить на занятия, и сдать экзамен после окончания пройденных курсов.
Процесс проверки знаний напоминает получение прав на вождения машины. Процедура делится на 2 этапа: теория и практика. Практика управления лодкой включает в себя умение двигаться вперед и назад, делать змейку и поднимать на борт тонущего человека (манекен).

Соблюдение норм в сфере маломерных судов поможет спокойно путешествовать по красивейшим, необъятным водным просторам.

Регистрация лодок в ГИМС - видео



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: