Организация и проведение поисково спасательных работ. Проведение поисково - спасательных работ (ПСР) Проведение пср

Производственная система «Росатома» (ПСР) – это культура бережливого производства и система непрерывного совершенствования процессов для обеспечения конкурентного преимущества на мировом уровне.

В основе ПСР лежат пять принципов, которые призывают сотрудников быть внимательными к требованиям заказчика (не только по отношению к конечному потребителю, но и к участку-потребителю, цеху-потребителю и даже последующему оператору); решать проблемы на месте их возникновения; встраивать качество в процесс, не производить брак; выявлять и устранять любые потери (излишние складские запасы, межоперационные заделы, время простоя, лишние перемещения и т.д.); быть примером для коллег.

Эти принципы были сформулированы на базе лучших образцов отечественного и зарубежного опыта, в частности, системы научной организации труда, производства и управления (НОТПиУ) Министерства среднего машиностроения СССР и Toyota Production System японской автомобильной компании «Тойота». Производственная система «Росатома» нацелена на выполнение стратегических целей Госкорпорации, а отраслевые ПСР-проекты направлены на рост производительности, снижение себестоимости и повышение качества продукции. Знание и умение применять инструменты ПСР является обязательным условием для профессионального и карьерного роста сотрудников атомной отрасли.

В начале 2015 года было принято решение о применении системного подхода в развертывании ПСР на предприятиях: декомпозиции целей до уровня начальника участка, оптимизации производства основных продуктов предприятия (производственные потоки), реализации ПСР-проектов, обучении и мотивации сотрудников. К 2017 году контур системного развертывания вырос с 10 до 23 ПСР-предприятий. До 2020 года их будет около 30, их продукция будет формировать около 80% общей себестоимости Росатома.

Согласно концепции развития Производственной системы «Росатом» все предприятия, на которых ведется комплексное развертывание системы, делятся на три уровня: «Лидер ПСР», «Кандидат ПСР» и «Резерв ПСР». Предприятия – «Лидеры ПСР» получают пакет привилегий (приезды бизнес-тренера на предприятие, возможность поездок работников для обмена опытом на зарубежные и российские передовые предприятия, семейные путевки, сертификаты на обучение в Корпоративной академии Росатома, участие в проекте «Дизайн рабочего пространства» и др.).

В настоящее время внедрение ПСР на предприятиях отрасли уже позволило достичь существенной экономии, сокращения товарных запасов на складах и сроков планово-предупредительных ремонтов на российских атомных станциях.

Поисково-спасательные работы на реках проводятся в тех случаях, когда произошлаожидаемая (предвиденная) или внезапная авария.

К первому случаю относятся бедствия на предварительно разведанном, заведомо опасном и сложном препятствии, в безаварийном преодолении которого нет полной уверенности. При прохождении такого препятствия должна быть организована страховка - комплекс мер, обеспечивающих спасение людей и судов в случае аварии. Страховку осуществляют с воды, берега и взаимную - на воде. В большинстве случаев наиболее действенна страховка с воды. Для этого выделяют байдарку с полным экипажем, обносят или проводят ее за преодолеваемое препятствие. Байдарка должна быть на плаву, в полной готовности и находиться ниже по течению, как можно ближе к опасному участку, например, в улово, заводи или "тени" большого камня. Место, где стоит страхующая байдарка, должно быть выбрано как можно ближе к намеченной линии движения непосредственно за самым опасным участком. В этой байдарке должен быть страховочный репшнур длиной 25-30 м, свернутый в легко разворачиваемую бухту. К свободному концу репшнура прикрепляют альпинистский карабин и небольшой поплавок; другой конец репшнура закрепляют в байдарке так, чтобы его можно было отпустить в случае необходимости, например, когда аварийная байдарка начинает тащить страхующую, а также при передаче этого конца на берег. Каждая байдарка должна иметь собственный страховочный конец с карабином и поплавком, жестко связанный с ее обвязкой и легко распускаемый в случае необходимости; при этом его делают короче конца. применяемого на страхующей байдарке. Если со страхующей байдарки не видно преодолеваемого препятствия, то необходимо выставить сигнальщика, который даст знать о начале движения очередного экипажа и об аварии, если она произошла. Если проходящая препятствие байдарка перевернулась, то спасатели должны как можно быстрее подойти к терпящим бедствие. В первую очередь, если аварийная байдарка и экипаж плывут отдельно то необходимо спасать людей, затем байдарку, а уже потом отдельные предметы снаряжения. Плывущему человеку не следует пытаться влезть в страхующую байдарку, подошедшую к нему. Он должен взяться за корму байдарки и слегка влезть на нее. не нарушая равновесия. После этого страхующая байдарка подводит его к берегу. К аварийной байдарке подплывают со стороны выше по течению, то есть вначале пропускают ее мимо себя. Зацепив карабин страховочного репшнура за обвязку байдарки, разматывают репшнур и быстро двигаются к берегу, не допуская натяжения шнура. Страховочный репшнур можно зацепить также за спасательный конец аварийной байдарки, если он не запутан. При подходе страхующей байдарки к берегу один из членов ее экипажа выходит на берег и закрепляет доставленный конец репшнура на берегу или передает его спасателю, стоящему там. Если страхующая байдарка не смогла доставить страховочный конец на берег до момента его натяжения, то на плесе ее экипаж еще может попытаться подтянуть аварийную байдарку к берегу, следя за тем, чтобы не опрокинуться. Если рядом находится свободная байдарка, уже прошедшая препятствие, то ее экипаж, подталкивая аварийную лодку, направляет ее к берегу. Этот способ довольно эффективен, так как боковое сопротивление перевернутой байдарки невелико.
Толкающая байдарка должна упереться носом в аварийную байдарку около ее центра тяжести и продвигать последнюю сверху по течению под острым углом. Если страхующая байдарка не смогла доставить на берег конец страховочной веревки до начала следующего препятствия, то его необходимо отпустить. Байдаркам в сцеплении нельзя входить в препятствие на натянутой веревке, так как при этом обязательно перевернется и страхующая байдарка. Если последующее препятствие достаточно серьезное или очень длинное, то экипаж потерпевшей аварию байдарки должен ее бросить и выбраться на берег. Работы по спасению байдарки могут быть возобновлены только после этого препятствия, ниже по течению реки.
Страховка с воды с помощью байдарки вполне надежна, но возможна только на достаточно длинных плесах между препятствиями. Если плесов между препятствиями нет или они малы, то специально для страховки с воды следует использовать надувную лодку типа "ЛАС". Эту лодку легче обнести и страховать с нее проще, удобнее и безопаснее, чем с байдарки. Аварийный экипаж может быть принят в лодку с воды. Кроме того, могут быть разработаны различные способы закрепления и удержания с помощью веревки надувной лодки в различных местах реки. В этом случае лодка сразу может задержать и аварийную байдарку, и экипаж. Использование надувной лодки для страховки в особенно сложных походах должно стать нормой.



Страховку с берега применяют, бросая спасательный конец или подавая его "корабликом". Береговая страховка с бросанием спасательного конца должна быть продублирована. Для большей надежности последовательно выставляются 2 поста страховки через 30-50 м. Страховка с бросанием спасательного конца может быть использована только на узких участках шириной до 10-12 м. Она осуществляется следующим образом. Страхующий становится на мысу или на достаточно устойчивом камне, возможно дальше выступающем в реку с того берега, где проходит предполагаемая линия движения судов, а также та часть струи, в которой может оказаться аварийная байдарка. Спасательный конец длиной 25-30 м должен быть собран в свободно лежащую бухту большого диаметра у ног страхующего. Нижний конец веревки привязывают за дерево или большой камень на берегу, а к верхнему прикрепляют легость для бросания. Легость делают из самой веревки или используют небольшой мешочек с песком, кусок дерева и т.д. При появлении аварийной байдарки с экипажем страхующий бросает легость так. чтобы попасть за байдарку перед первым человеком, за нее держащимся. Не нужно намечать для бросания какие-то заранее определенные точки, не связанные с байдаркой, - в воде легость мгновенно сносит благодаря большому сопротивлению репшнура, попавшего в воду, а предсказать траекторию этого сноса очень трудно. В бросании легости нужно заранее тренироваться. Если легость бросили удачно, то веревку обязательно пронесет вначале мимо первого, а затем и второго человека, держащегося за байдарку. Захватив спасательный конец, один из членов экипажа аварийной байдарки привязывает его к обвязке лодки. Если люди плывут отдельно от байдарки, то вероятность захвата ими веревки значительно меньше. В этом случае легость бросают перед плывущим и дальше него, чтобы веревка оказалась у человека перед грудью.
На особенно узких и неглубоких реках применяют страховку с подачей спасательного конца самим страхующим, передвигающимся вплавь. В этом случае на свободном конце репшнура вместо легости закрепляют карабин. Страхующий, в свою очередь, обязательно страхуется с берега другими спасателями с помощью второго спасательного конца. Приблизившись к аварийной байдарке, страхующий цепляет карабин за ее обвязку и возвращается на берег.

В последнее время применяют страховку с берега с подачей спасательного конца "корабликом ". Это перспективный и очень надежный метод страховки. "Кораблик" для подачи спасательного конца делают из двух досок длиной 0,7-0,8 м и шириной 0,15-0,20 м. Доски устанавливают вертикально и скрепляют поперечинами так, чтобы расстояние между ними было 0.25-0.30 м. Доски должны быть сцеплены очень прочно, так как на участках сильного течения к "кораблику" прикладываются значительные усилия. При закреплении репшнура угол между ним и продольной осью "кораблика" должен регулироваться, а точка приложения усилия от репшнура - располагаться ближе к концу "кораблика", находящегося ниже по течению. "Кораблик" можно делать и из одной доски, удерживаемой от опрокидывания длинным надувным баллоном, например, детским надувным бревном. Для страховки "корабликом" достаточно 30-40 м ровного, с быстрым течением, участка реки. Невысокие валы не являются для такой страховки препятствием. В момент прохождения судами препятствия "кораблик" должен быть под наблюдением страхующего. Если авария не произошла, то его нужно вовремя убрать, чтобы освободить проход. В противном случае один из членов экипажа аварийной байдарки захватывает спасательный конец, пропускает его над собой и прикрепляет к нему байдарку. Со времени закрепления байдарки натяжение репшнура определяет уже не "кораблик", а она сама. В момент наибольшего натяжения следует рывок, который на берегу необходимо затормозить, обведя репшнур вокруг ствола или камня. После рывка можно начинать выбирать конец, подтягивая постепенно аварийную байдарку к берегу. Чтобы хорошо выполнить страховку, лучше иметь страховочный пост в составе 2 человек. Если экипаж аварийной байдарки находится на камне, то ему также можно подать спасательный конец "корабликом". Иногда для этого используют спиннинг миллиметровой леской и грузиком. При страховке с берега, в случае аварии с первым судном, ниже препятствия отсутствуют суда, которые могли бы организовать перехват или преследование аварийного экипажа. По этой причине все способы страховки с берега считаются ненадежными. Например, если при аварии один из членов экипажа получил травму или находится в шоковом состоянии из-за переохлаждения, береговая страховка неэффективна, так как предусматривает активное участие в ней пострадавшего. В таких случаях только страховка с воды байдаркой, а лучше лодкой "ЛАС", обеспечивает спасение пострадавшего.

Иногда, особенно при движении в каньонах, щеках, очень трудно или невозможно организовать страховку с воды или берега. Тогда 2 или 3 байдарки движутся с взаимной страховкой . Наибольшей опасности подвергается экипаж первой байдарки, так как он выбирает линию движения. Экипажи второй и третьей байдарок, следуя за первой, от выбора линии движения практически освобождены, поэтому они и проводят страховку. В основном это делает экипаж второй байдарки, которая должна быть снабжена страховочным концом. В случае аварии методика действия страхующей байдарки та же, что и описанная выше. При взаимной страховке байдарки идут теснее, чем обычно - на расстоянии 20-30 м. Если в группе три или больше байдарок, при страховке необходимо соблюдать порядок. Спасательный конец должна подавать только одна байдарка, а если ей это не удалось, - то другая.

Иногда в водных походах в результате тактических или технических ошибок экипажа возникают непредвиденные аварии. Они случаются на участках средней сложности, а то и на несложных участках в результате минутного замешательства, отвлечения внимания экипажа. В этом случае спасательные работы затрудняются из-за плохой связи между судами, отсутствия предварительного плана. В то же время задача облегчается тем, что все суда находятся на плаву и готовы к действию. Первое - надо информировать их об аварии. Экипаж ближайшего к аварийному судна криком, свистом или отмашками сообщает всем другим судам об аварии. Поэтому все экипажи должны двигаться в пределах видимости, без больших разрывов, по одной и той же линии. По сигналу судам следует приблизиться к аварийному судну, притормозив или ускорив движение, соблюдая осторожность при прохождении препятствий. Роль спасательного судна берет на себя ближайшее к аварийному впереди идущее судно. В том случае, если авария произошла с первым судном, ближайшее - позади идущее судно. Задача спасателей -доставить на берег и закрепить конец веревки, к которому прикреплено аварийное судно, если за него держится экипаж. Если пострадавшие плывут отдельно, то, в первую очередь, спасают экипаж, а затем - судно. Если спасательному судну удалось закрепить конец на аварийной байдарке, то одно из свободных судов, ближайшее к берегу, пристает к нему для приемки конца. Другие суда помогают буксировать аварийное судно, толкая его под острым углом к течению так, как это описано выше. Случается, что аварийное судно сразу же после того как перевернулось или немного прошло, застревает на камне. В этом случае остальные суда должны немедленно пристать к берегу или ближайшему камню, предпринять действия по спасению экипажа, а затем снять байдарку с камня и отбуксировать ее к берегу.

При проведении ПСР на горных и горно-таежных реках важную роль играет фактор времени . На извлечение пострадавшего из воды может быть отведено не более 15 мин с момента аварии; более продолжительное пребывание в воде, как правило, приводит к гибели человека от пере охлаждения. Если пострадавший находится в состоянии шока или травмирован, то это время сокращается до нескольких минут.

Характерным случаем , часто встречающимся в практике ПСР на воде, является снятие байдарки с камня. Когда байдарку прижимает к камню, она переворачивается, огибает его, становится декой против течения. Если байдарка навалилась на камень, то экипаж должен постараться задержаться на нем или за ним. Все остальные члены группы обязаны немедленно приступить к спасению пострадавших. Делать это нужно как можно быстрее, так как пострадавшие могут быстро переохладиться. Еще быстрее переохлаждение наступает в том случае, если люди, потерпев аварию на горной реке, стоят в воде.
Если байдарка находится на камне вместе с экипажем, то пострадавшим бросают конец спасательной веревки. Они привязывают его к обвязке байдарки со стороны, наиболее удаленной от берега, с которого ведутся работы. Другой конец веревки закрепляют на берегу выше по течению. Чтобы снять байдарку с камня, пострадавшие приподнимают над водой ее часть, находящуюся дальше от берега, и выливают из нее воду. С берега в это время подтягивают спасательный конец. Если одну часть байдарки удалось поднять над водой, то другая ее часть будет действовать как водяной парус, и течение стащит судно с камня. Находящиеся на берегу спасатели усиливают воздействие течения подтягиванием конца веревки. Когда течение полностью стащит байдарку с камня, выбранную часть веревки закрепляют, и байдарка маятником прибивается к берегу. Если этот способ не принес желаемого результата, то необходимо разрезать оболочку в средней части байдарки. Тогда сила течения, прижимающая байдарку к камню, снизится, так как вода пойдет сквозь разрез и снять байдарку будет значительно легче. При небольшой высоте камня можно попытаться перебросить байдарку через него. Возможны и другие способы снятия байдарки в зависимости от конкретной ситуации.
После снятия байдарки с камня спасательный конец подается поочередно членам ее экипажа. Поскольку при малейшем заклинивании спасательного конца между камнями веревка натягивается в воде и человек, закрепленный за нее, начинает притапливаться, пострадавшим, находящимся на камне, следует не привязываться к веревке, а только держаться за нее. Для того чтобы руки не соскальзывали с веревки, на ее конце завязывают узел проводника, привязывают легость или небольшую палку. При вытягивании пострадавшего спасатели с берега следят за тем, чтобы веревку не заклинило. При малейшей опасности ее нужно или подтягивать или стравливать. Если веревку все же заклинило и пострадавший начинает захлебываться, то он должен немедленно отпустить спасательный конец и попытаться выбраться на берег самостоятельно. Предвидя это, остальные участники группы заранее организуют в 10-25 м ниже по течению пост перехвата плывущего человека. Если же пострадавший не притапливается, например, при небольшой скорости потока воды. то ему не следует бросать заклинившийся конец, а группа должна принять меры по расклиниванию веревки или заброске ему второго конца, но уже ниже по течению реки.
В случае, когда экипаж аварийной байдарки не удержался на камне, людей спасают по описанной выше методике. Для спасения судна необходимо попытаться подойти к камню на другой байдарке и высадить на него человека (методика спасательных работ описана выше). При подходе к камню рекомендуется воспользоваться его "тенью", где течение отсутствует. Если высадка на камень невозможна, то надо подождать подъема или спада воды.

Опасно попадание байдарки в завал . Чаще всего завалы не похожи друг на друга и поэтому трудно дать исчерпывающие рекомендации по спасательным работам в них. Главная опасность завала - подсос воды. Он неодинаков по ширине завала: чем глубже находятся в воде бревна, тем сильнее подсос. При попадании в завал следует, прежде всего, на него выбраться и попытаться, пользуясь боковыми течениями, вывести судно на участок более слабого подсоса, где можно перевернуть байдарку, вылить из нее воду, а затем либо сесть в нее, либо провести в безопасное место. Завал опасен также острыми сучьями, которые могут травмировать экипаж и пропороть оболочку байдарки. Если байдарка получила большую пробоину и быстро наполняется водой, то необходимо известить остальные экипажи об аварии и немедленно пристать к берегу. По мере наполнения водой аварийное судно становится плохо управляемым. Если пробоина небольшая, то ее можно заткнуть тряпкой, а ремонт отложить до запланированной остановки. Так же поступают и при небольшом прорыве надувной лодки. Место прорыва ее оболочки легко найти по идущим из понтона пузырям или шипению выходящего из отверстия воздуха. Дыру затыкают имеющимися под рукой тряпкой, штормовкой. Если из понтона воздух выходит очень быстро, то нужно немедленно пристать к берегу.

Среди маломерных судов лодка, пожалуй, является основным средством передвижения на несложных участках рек. В случае, когда лодка переворачивается, экипаж должен попытаться отбуксировать ее к берегу самостоятельно или с помощью страхующих. Если сделать это невозможно, то экипаж должен попытаться поставить лодку на ровный киль собственными силами. Для этого достаточно двух человек. По команде рулевого на дно перевернутой лодки забираются два самых сильных члена экипажа. Они берутся за леер по одному борту и откидываются назад на спину, переворачивая лодку на себя. В это время остальные члены экипажа помогают им, подталкивая лодку.
При посадке на камень необходимо попытаться снять с него лодку, для чего экипаж раскачивает ее и интенсивно работает веслами, используя течение реки. Перед выполнением этих действий нужно убедиться в том, что сталкивание лодки с камня не приведет к прорыву оболочки. В случае опасности следует вначале облегчить судно, для чего один или два члена экипажа покидают лодку, держась за леера. При навале на камень или дерево нужно действовать быстро, но осторожно, так как существует опасность опрокидывания лодки. Экипаж перебирается на препятствие и старается обвести лодку вокруг него. Следует постоянно помнить о том, что в определенный момент лодку может подхватить течение и нужно будет быстро в нее впрыгнуть. Если снять с камня нагруженную лодку очень трудно, то ее разгружают и перетаскивают через препятствие или с помощью других лодок подводят к берегу.

Если невозможно перехватить или догнать по водной поверхности опрокинувшиеся лодки или перевернувшиеся байдарки, то спасение пострадавших организуется с берега. С этой целью создаются группы преследования и наблюдения. Наблюдатели должны подняться на самое высокое место на берегу (скала, дерево) для того, чтобы видеть как можно больший участок реки. Группы преследования и наблюдения должны продвигаться вперед не менее 2 ч, проводя наблюдение, по возможности, с противоположных берегов. При проведении этой операции запрещается переправляться вброд через сплавные реки и крупные притоки, если эти переправы представляют собой серьезную опасность. Пострадавших рекомендуется искать в улово, на отмелях, у завалов, в разбоях, т.е. там, где течение реки медленное. При обнаружении пострадавшего группа немедленно оказывает ему первую помощь и подает условный сигнал.

Группа, передвигающаяся на плоту , как правило, не в состоянии организовать эффективную страховку. Даже при наличии второго плота надежность страховки повышается не очень сильно, так как ее проводят с берега. Плот менее маневренен, чем байдарка или лодка, поэтому использование его для страховки с воды нецелесообразно. В качестве надежного средства страховки с воды и для ликвидации последствий аварии рекомендуется иметь надувную лодку. С нее легко оказать помощь людям, плывущим отдельно от плота, выловить унесенные водой вещи и греби, переправиться к застрявшему или перевернутому плоту, снять с него экипаж. Тем не менее, с лодки нельзя перехватить неуправляемый плот и доставить к берегу, так как его масса слишком велика. В последнем случае можно успеть передать страховочный конец для того, чтобы плот маятником прибило к берегу.
Страховка плотов с берега осуществляется таким же образом, как и байдарок, надувных лодок. При зачаливании плота с помощью страховочного конца следует протравливать веревку во избежание ее обрыва. Она должна быть надежно закреплена на берегу, так как усилий даже нескольких людей недостаточно, чтобы удержать плот на сильном течении.
Посадки плота на камни происходят часто и сами по себе не рассматриваются как аварии, если при этом не произошло падение человека за борт. Снять надувной плот с камней обычно под силу самому экипажу. Более серьезные посадки происходят с деревянными плотами, так как на них в момент удара о камень и остановки обрушивается вся сила набегающего потока воды. Чтобы избежать подтапливания, необходимо немедленно разгрузить ту часть плота, которая находится выше по течению по отношению к камню, на котором сидит плот.
После стабилизации положения плота рекомендуется продумать все дальнейшие действия, обратив внимание на то, что будет с плотом, когда он сойдет с камня. Если плот не стоит на ребре, то снять его с одного камня удается всегда, однако зачастую вслед за этим следует посадка на нижерасположенные камни, ликвидировать которую гораздо сложнее.
Снятие плота с камня на мелком месте производится с помощью ваг раскачиванием и вращением вокруг камня с помощью гребей. Очень сложные посадки с подтапливанием требуют организации спасательных работ с берега. В этом случае один из членов экипажа отправляется на берег и организует переправу остальных.
Веревку на плот передают "корабликом" или спиннингом, к толстой леске которого привязывают грузик. Чтобы снять плот, прикладывают усилия в двух направлениях: тянут его вверх, ослабляя давление воды, и сдергивают с камня вбок. Как только плот окажется на плаву, сил людей, страхующих его с берега будет не хватать. Поэтому веревку закрепляют за камень или дерево с некоторой свободой для протравливания по мере спуска плота. Иногда чтобы сдернуть плот применяют ворот или полиспаст из карабинов. При этом следует соблюдать особую осторожность, так как на конце веревки, идущей к плоту развивается очень большое усилие, в результате чего изношенная или поврежденная веревка может лопнуть и травмировать людей, находящихся поблизости. Если все испытанные способы снятия плота нерезультативны, то его разбирают или разрезают на две части. Ремонт аварийного плота отнимает меньше времени, чем сооружение нового.
Если при посадке плота на камень смыло человека, то все усилия береговых спасателей должны быть направлены, в первую очередь, на оказание ему помощи. В том случае, если плот перевернулся, необходимо быстро выбраться на него и, закрепившись, приготовиться к приему спасательного конца с берега. Принятый конец быстро закрепляется за какой-нибудь элемент плота - это поможет подготовиться к последующему сильному рывку веревки. Если страховка на берегу не организована, то следует предпринять попытку вывести плот из основного потока, которым он до этого следовал. С этой целью используют основные или запасные греби или их обломки, а также шесты и ваги, которые, в первый момент после того как плот перевернулся, всплывают рядом с ним. Не нужно забывать и о швартовочных концах, которые следует вытащить из воды, распутать и смотать снова в удобную для работы бухту. Каждый из членов экипажа, взобравшись на плот, должен осмотреться и определить, не требуется ли помощь кому-нибудь из членов группы. Она необходима в случае травмы или удаления члена группы от плота. Обычно перевернутый плот, выведенный из главного потока, быстро тормозится своими подгребицами, цепляется за камни и останавливается. Чаще всего это происходит у берега, поэтому экипажу предстоит снять плот с камней, спасти груз, переправить людей на берег, перевернуть плот в нормальное положение и произвести его ремонт.
Если долго не удается вывести плот из главного потока, причалить его к берегу или выбросить на камни, то нужно думать об уходе на берег вплавь. Длительное нахождение на плоту в мокрой одежде грозит переохлаждением организма и потерей способности противостоять опасности. Поэтому на спокойном участке реки команда должна покинуть плот. Делать это нужно всем одновременно, так как в этом случае легче всего организовать согревание людей и последующие действия по розыску уплывшего плота. Покидая его. обязательно надевают спасательные жилеты. Выбравшись на берег, надо помочь товарищам, после чего приступить к сбору топлива и разведению костра для согревания и просушки одежды. Если еще светло и физическое состояние людей позволяет, то руководитель направляет двух человек по берегу на поиски плота, оговорив срок их возвращения. Остальные члены экипажа занимаются организацией лагеря в условиях частичной или полной утраты снаряжения.

Попадание плотов в прижимы чаще всего ведет к поломке гребей при раскантовке плота и неслаженной работе команды. После этого отбойная струя обычно выбрасывает плот из прижима. Наиболее опасна ситуация, когда скала, образующая прижим, имеет отрицательный уклон, и набегающий поток уходит вдоль нее вниз. В этом случае плот может быть поставлен на ребро и вместе с людьми прижат к скале. Поэтому рекомендуется перебраться на высшую часть плота или спрыгнуть в воду. Сила нисходящего потока может быть настолько велика, что целесообразно не противиться ей, набрать побольше воздуха, задержать дыхание и спрыгнуть. Течение и подъемная сила спасательного жилета вскоре сами вынесут человека на поверхность. Даже вертикально прижатый плот редко остается в таком положении надолго: пульсации потока воды оторвут его от скалы, и он продолжит движение. Поскольку плот лишен управления, то спасение производится так же как и тогда, когда плот переворачивается.

Наиболее опасны для плотов завалы . Перекрывая отдельные протоки, нависая над водой на стрелках островов, они страшны тем, что под ними или рядом проходит большое количество воды. Сила давления воды не позволит плоту уйти от завала, если это препятствие замечено слишком поздно.
Оказавшись у завала, экипаж должен немедленно покинуть плот. О спасении какого-либо снаряжения можно думать только после того, как все члены экипажа окажутся в безопасности. Плот после попадания в завал, как правило, спасти не удается. Если он остался на плаву, то с него снимают греби, груз и веревки. Эти работы производятся с обязательной страховкой. Незначительный завал можно попытаться разобрать или проделать в нем проход, если это сделать быстрее, чем новый плот. Для оказания помощи человеку, упавшему с плота, спасатель, пристегнувшись к репшнуру, добирается к нему вплавь. На спокойных участках можно плыть без страховки, а затем принять брошенный с плота спасательный круг: с помощью веревки спасателя и пострадавшего подтаскивают к плоту.

Благодарим редакцию газеты "Вперед" ПАО "НЗХК" за предоставление данного материала.

В начале года завод посетил Сергей Обозов, директор по развитию ПСР ГК «Росатом». Что такое ПСР-предприятие, какова внешняя оценка наших стартовых позиций как кандидата на это звание, что нас ждет в ближайшее время, мы выясняли у наших консультантов.

В большом отраслевом конкурсе ПАО «НЗХК» попало в список ПСР-кандидатов на этот год. Очень многие хотели, но не попали.

- Что это за звание, что оно дает?

ПСР-кандидат - это еще не звание, ПСР-предприятие вот это звание. В прошлом году в числе кандидатов было 10 предприятий и 7 из них удостоились звания лидер ПСР. Это другой уровень управления, организации и понимания культуры бережливого производства, постоянных улучшений, динамики по изменению взаимодействия между людьми, производственных привычек и т.д. Там, где большинство инструментов, подходов идеологий ПСР работает и дает свои результаты.

Сначала мы проверяли, как работают конкретные инструменты в отдельно взятых местах. Убедились, что инструменты работают. Потом стали смотреть, как работают смычки инструментов и идеологические подходы. Сначала на цеховом уровне, на уровне проектов, то есть улучшения в конкретных местах. Потом стали рассматривать отдельные потоки, а следом и предприятие в целом. В этом году будет достаточно серьезный прорыв на мегапотоки. Очень важно, что мы перешли на поточное мышление, в меньшей степени мыслим отдельными улучшениями, больше рассматриваем процесс в комплексе как внутри предприятия, так и между заводами.

НЗХК к концу года должен выдержать достаточно сложный экзамен, причем это в меньшей степени экзамен от АО «ПСР». Есть партнёрские проверки, топ-менеджмент будет проводить оценку и сами работники, те, кто участвовал в наших потоках, будут оценивать изменения. То есть это достаточно объективная многосторонняя оценка, в результате которой мы поймем, насколько завод соответствует статусу ПСР-предприятие.

С одной стороны это лестно, а с другой очень ответственно. Однако начинать мы будем не с нуля. Я думаю, что около 80% позитивных идей, которые мы сейчас пытаемся увязать между собой, выстроить в единую поточную логику уже жили на предприятии. Многие специалисты о них уже думали и так или иначе их реализовывали. Наша задача интенсифицировать усилия по внедрению таких позитивных технологических усовершенствований, которые могут дать хорошие результаты в области потоков. Поток, напоминаю, это такие показатели как время протекания процесса, уровень НЗП и, судя по той работе, которую мы сейчас проводим, есть основания ожидать хороших результатов.

То есть, мы не первопроходцы. В прошлом году тоже были кандидаты, которые, в конце концов, выдержали экзамен и получили заветное звание ПСР-лидер. Что их ожидает дальше?

Дальше вступает в права логика ПСР, которая говорит, что нельзя достичь чего-то насовсем. Улучшение - это не есть достижение определенной планки, это некое постоянство в движении к этому улучшению. Поэтому статус ПСР-предприятие будет пересматриваться, и если мы видели хороший результат в 2015 году, а в 2016 году предприятие почивает на лаврах, перестаёт активно двигаться, считает, что жизнь удалась, то статус может быть пересмотрен в обратную сторону. Единожды получив это звание, теперь придется соответствовать ему всегда. Менять мышление, переходить на другой уровень восприятия действительности и подтверждать свой статус осмысленным трудом. По большому счету мы сейчас формируем направление для этого осмысленного труда и помогаем добиться хороших результатов. А потом предприятию уже за счет собственных ресурсов, за счет ПСР-лидеров, которых мы воспитываем в большом количестве, за счет интенсификации усилий двигаться дальше.

- Наше предприятие в этом году кандидат. Что в связи с этим нас ждет?

На предприятии уже проведена колоссальная работа, но не по всем потокам. Мы в этом году будем прилагать усилия к двум потокам (трем направлениям) - производство ТВС ВВЭР-1000 и механическая часть с этим связанная - производство концевых деталей, а также изготовление коммерческого лития. Из трех направлений нашей работы наибольших успехов завод достиг на потоке ТВС ВВЭР-1000.

Я думаю, процентов 80 сотрудников предприятия, так или иначе, работают на эти потоки. И в понимании финансистов они приносят как минимум 70% всей выручки. А значит, мы своим вниманием охватываем практически все предприятие, что важно. Не всегда так можно сделать. Бывают предприятия, где скажем двадцать потоков и тянуть их все одновременно достаточно трудозатратно, а взяв два-три, мы не достигаем большой степени вовлеченности. И если результат мы получим хороший, то в целом на культуру предприятия сильно не повлияем.

- В чем будет заключаться работа специалистов АО «ПСР» на нашем заводе?

Во-первых, мы будем оказывать методическую помощь. Уже несколько специалистов среди нас прошли двухлетнюю стажировку в Японии, и мы обладаем на сегодняшний день одними из самых совершенных методологий. Среди сотрудников АО «ПСР» есть люди, которые досконально знают последовательность изменений, как именно их осуществлять, как делать расчеты, как осуществлять тянущую систему, как рассчитать количество карточек канабан, как провести стандартизированную работу, какой лучше использовать бланк и т.д.

Также завод может рассчитывать на организационную помощь, когда мы выступаем некими катализаторами ускоряющими изменения. За счет пристального внимания, фокусирования, динамики, частоты коммуникаций, совещаний, вопросов, которые мы задаем.

В каком-то смысле мы выступаем коучами и помогаем дойти, додуматься до правильного решения. Задаем в нужное время правильные вопросы и помогаем человеку на них отвечать, то есть структурируем его ответы. Участвуем в отработке гипотез: иногда правильный ответ неочевиден, мы формируем несколько гипотез и вместе их проверяем. Все это помогает осознать, понять и сделать изменения более быстрыми.

Еще вижу помощь в упорядочивании. У вас хороши показатели по подаче ППУ, по защите ПСР-проектов, но это нужно синхронизировать в какой-то логике, которая называется поточная логика. Мы все умеем плавать, но плывем в разных направлениях. Нужна некая сила, которая всех пловцов направила бы в одном направлении. Мы не учим плавать, вы это уже умеете делать. Нужна помощь именно в организации, как сделать изменения направленными. Много разных изменений в разные стороны создают зуд, но не открывают область для прорыва. Поэтому, когда мы держим логику потока, мы помогаем сфокусировать изменения.

Можно сказать, что некоторые консультанты ПСР оказывают еще и психологическую поддержку. Мы прекрасно понимаем людей, которые бояться изменений. Это совершенно естественно для человека, когда он проработал в статичной системе относиться с недоверием к изменениям, избегать их, причем это не зависит от возраста. Когда мы помогаем перейти людям на новые уровни улучшений, понимания развития производства, с ними происходят чудесные метаморфозы. Человек хочет меняться, но это страшно. Например, привычка скрывать проблемы, повсеместно встречается в нашей стране, причем независимо от отрасли. Признаться в том, что есть проблема - очень страшно, особенно когда вокруг человека концентрируются люди, которые не спешат это делать и ему, возможно, придется сделать первый шаг. В этот момент человеку нужна поддержка, обычная житейская, человеческая, дружеская поддержка.

Сотрудники АО «ПСР» это очень дружная команда, мы все распределены по отрасли, но довольно тесно общаемся другу с другом. И у нас есть возможность решения проблем, которые возникают на стыке предприятий. Очень много, например, проблем возникает на стыке ВНИИНМ и НЗХК. Мы имеем желание и возможности сделать улучшения, но как быстро это могут согласовать конструкторы, те, кто ведет технологии. Здесь возникает зона неопределенности, не вполне понятно, чей это вопрос. У нас имеется возможность такие коммуникационные вопросы вытащить на более высокий уровень, междивизиональный и даже отраслевой. Я был свидетелем решения многих проблем таким способом.

В Госкорпорацию входит более 250 заводов. С 2008 года активно взят курс на внедрение ПСР, однако людей, которые могут помочь в реализации принципов ПСР на производственной площадке не так много. Было принято решение сконцентрировать усилия, сделать некоторые прорывные и примерные для отрасли проекты. В частности в 2014 году был взят курс на создание двух модельных линий - КМЗ и МСЗ. В 2015 году выбрано 10 предприятий, на них было сосредоточено все внимание отрасли в рамках ПСР. Эта практика повторяется в 2016 году.

Суть в следующем - есть 10 предприятий, каждое из них закреплено за определенной бригадой под руководством специалистов АО «ПСР». В начале года проводится анализ существующего производства: основные потоки. Для НЗХК - это производство лития и ТВС ВВЭР-1000, в том числе комплектующие, которые делает НЗХК-Инструмент. В начале года будут определены направления - сокращение запасов, сокращение времени протекания процессов, то есть времени с момента получения заказа до получения готовый продукции. В это входит как производственный процесс, мы его называем материальный поток, так и информационный процесс: передача информации, оформление заявки, документации и т.д. На заводе будут сформированы рабочие группы по каждому из переделов, которым будут поставлены четкие задачи по повышению выхода в годное, сокращению запасов и т.д.

- Можете конкретизировать показатели?

По отрасли ставилась глобальная задача повышения производительности на 30% и сокращения времени протекания процессов на 30%. Достичь этого необходимо к апрелю 2017 года. Конкретные показатели по каждому предприятию устанавливаются ежегодно, сейчас мы как раз ждем установки от материнской компании. Но, не дожидаясь их, мы ищем резервы на производственных площадках.

Самый дорогой запас в потоке производства ТВС ВВЭР-1000 - уран. Мы по нему выстраиваем приоритетную линию. Сюда входит изготовление порошков и таблеток, снаряжение твэл, сборка ТВС, отгрузка готовой продукции. На сегодняшний день стоит задача за год сократить запасы урана не менее чем на 25%.

В Госкорпорации недавно прошел семинар-совещание по поточно-производственному планированию, который предполагает переход на управление продуктовыми цепочками. То есть рассматривать не локальное управление себестоимостью и эффективностью производства на одном предприятии, а все предприятия участвующие в производственной цепочке. Определить, на каких режимах должен работать завод, какими партиями должна проводиться передача продукции между предприятиями и т.д.

Помимо прочих благ ПСР-проекты - это хороший способ обменяться опытом. Нам известны практики, внедрение которых может повысить производительность на отдельных участках на 30-50%.

Недавно прошел управляющий совет, где было принято решение о ряде привилегий для предприятий, которые подтвердили статус ПСР-лидера. Я их перечислять не буду, поскольку, на мой взгляд, не столько важны они, сколько возможности решить проблемы, которые ранее решить не удавалось. А для руководства - это возможность развить умение в персонале видеть проблемы и не бояться о них говорить.

Данил ОВЧИННИКОВ

Поисково -спасательные работы начинаются с поисковых работ, которые на каком бы горном рельефе не проводились, должны быть осуществлены в кратчайшие сроки. Чем быстрее будут найдены пострадавшие, тем меньше вероятность летального исхода. После сбора необходимых данных установления возможного места пребывания (исчезновения) группы или человека, определения границ района поиска, начинается поиск . Он может осуществляться одновременно несколькими способами:
- с воздуха, если метеоусловия и удаленность района позволяютэтосделать;
- наземными поисковыми группами;
- сбором дополнительных сведений о пропавшей группе от местного населения, органов власти и других организаций, находящихся в районе поиска.

Наиболее эффективным в поисковых операциях является применение вертолетов , что позволяет:
- сократить время, необходимое для обнаружения пропавшей группы или человека;
- уменьшить количество членов поисковых групп;
- за короткое время обследовать большие по площади территории.
Ограничениями для использования вертолетов в поисковых работах являются:
- сложные метеорологические условия;
- порог высоты полета вертолета без и с совершением посадок и взлетов.

При поисковых работах, как правило, применяют два варианта :
- маршрутный поиск, в том числе по запасному варианту;
- неопределенный поиск.

Если маршрут движения пропавшей группы известен, то поиск начинают с конечной точки маршрута, то есть навстречу движению группы. Около каждого предмета, вызывающего внимание, вертолет снижается или совершает кратковременную посадку. Тщательно изучается и проверяется природа явлений, напоминающих сигналы, подаваемые с земли (дым, солнечные зайчики, символические изображения на поверхности земли и т.д.). При полете внимательно просматривается местность по обе стороны от линии маршрута. Наблюдатели, сидящие по левому и правому бортам, должны время от времени меняться местами в связи с большой зрительной нагрузкой. Горные вершины осматриваются с вертолета, снижающегося или поднимающегося по спирали. Осмотр начинают с вершины или с подножия горы.
Для более детального изучения следов пропавшей группы (человека) на маршруте движения возможна высадка нескольких спасателей с борта вертолета. В случае ухудшение метеоусловий члены спасательного отряда должны быть готовы к автономному существованию и иметь при себе необходимый минимум средств жизнеобеспечения.

Если детальное изучение маршрута не дало положительных результатов, то просматриваются все возможные пути отклонения пропавшей группы от маршрута. При этом задействуется максимально возможное количество воздушных судов и наблюдателей для охвата поиском больших территории. Поиски наземными спасательными отрядами проводятся, как правило, одновременно с организацией поисковых работ с воздуха. По различным причинам наземный поиск может начаться гораздо раньше, чем поиск с воздуха.
Если позволяют условия, то спасательные отряды с помощью транспортных средств доставляются в различные точки маршрута и каждый отряд начинает тщательный поиск на заданном его отрезке. Отряду или поисковой группе устанавливают маршрут движения, возможные отклонения от него для просмотра боковых хребтов, долин рек и т.д. Размер района поиска определяется с учетом рельефа местности, сложившихся или ожидаемых метеоусловий, физической и тактической подготовки членов спасательных отрядов, количества дней, отведенных для поиска, и количества груза для автономного существования. Наземные поисковые группы обследуют те участки маршрута или района, где наиболее вероятно, исходя из ранее проведенного анализа, может оказаться пропавшая группа или человек.


Это поможет вам подключать 3-5 новых партнеров каждый месяц

4) Каждому новому партнеру давайте эту Памятку и Приложение к ней!

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АВР аварийно-восстановительные работы

ACM аварийно-спасательная машина

АСИ аварийно-спасательный инструмент

АСО аварийно-спасательное оборудование

АСР аварийно-спасательные работы

АСФ аварийно-спасательное формирование

АХОВ аварийные химически опасные вещества

ГИБДД Государственная инспекция по безопасно­
сти дорожного движения

ГСМ горюче-смазочные материалы

ГУ ГОЧС Главное управление по делам ГОЧС

ДТП дорожно-транспортное происшествие

ДПС дорожно-патрульная служба

ЕДС единая диспетчерская служба

ОГ оперативная группа

ОД оперативный дежурный

ПДД правила дорожного движения

ПМП первая медицинская помощь

ПСР поисково-спасательные работы

ПСФ поисково-спасательное формирование

РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ТС транспортное средство

ХИС химические источники света

ЦУКС Центр управления в кризисных ситуациях

ЧС чрезвычайная ситуация


ПРЕДИСЛОВИЕ


ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСР ПРИ ДТП

Число пострадавших и погибших в ДТП намного превосходит общее количество пострадавших и погиб­ших во всех других ЧС вместе взятых. Значительная часть пострадавших погибает вследствие несвоевременного и неправильного оказания первой помощи. Часто это связано с длительностью времени прохождения сооб­щения о ДТП, прибытия спасательных и медицинских служб на место ДТП, извлечения пострадавших из деформированных ТС, а также с недостаточно эффек­тивной медицинской помощью.

Спасение пострадавших в ДТП во многом зависит от оперативной работы органов управления и от взаимо­действия между силами, привлекаемыми к спасатель­ным работам: разными подразделениями МВД, поисково-спасательными, медицинскими формированиями и возможными в конкретном случае службами обеспече­ния. Большое значение имеют степень подготовленно­сти ПСФ, наличие необходимых средств спасения, при­меняемые спасательные технологии.

В настоящем пособии перечисляются факторы, спо­собствующие успешному проведению ПСР. Рассматри­вается, как должен действовать руководитель ПСР пос­ле получения задачи и по прибытии на место ДТП, что необходимо учитывать при анализе завершенных работ. Приводятся схемы организации работ и технологии их проведения в районе ДТП.


1. Организация ПСР.

2. Подготовленность спасателей.

3. Спасательные технические средства.

4. Экипировка спасателей.

5. Питание, обогрев и отдых спасателей при дли­тельных ПСР.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСР

Она включает:

■ своевременное получение и обработку оперативной информации о ДТП оперативным дежурным (ПСФ, ЦУКС, ЕДС, ГУГОЧС),

■ координацию работы взаимодействующих служб тер­риториальной подсистемы РСЧС,

■ своевременный выезд поисково-спасательного фор­мирования (группы) на место ДТП,

■ кратчайшее время прибытия на место ДТП,

■ организацию руководства ПСР,

■ определение границ зоны ДТП,

■ разбивку зоны ДТП на участки,

■ организацию и проведение работ по стабилизации состояния и деблокированию пострадавших,

немедленное начало ПСР после прибытия на место ДТП,

■ продолжительность ведения ПСР.


При долговременных (более суток) тяжелых ПСР дополнительно:

■ организацию штаба руководства (ОГ штаба) при воз­
никновении вторичных поражающих факторов и
большого объема работ,

Организацию сменной работы в зоне ДТП (при необ­ходимости),

■ определение состава смены ПСФ,

■ распределение техники по зонам (автокранов, инст­рументов, освещения, ограждения и т.д.),

■ организацию системы радиосвязи.

При организации ПСР необходимо определить, где расположатся:

■ границы зоны ДТП, ограждения рабочего места,

■ площадки сбора (сортировки) пострадавших и оказа­ния им медицинской помощи,

■ площадка (место) приема найденных документов и

ценностей,

■ машины аварийно-спасательные и медицинской
помощи,

■ АСИ и снаряжение,

■ площадки складирования фрагментов аварийных ТС. При крупномасштабных ДТП необходимо дополнительно определить:

■ место руководителя (штаба руководства) ПСР,

■ место ОГ взаимодействующих сил,

■ место расположения резерва сил ПСФ,

■ площадки для резерва техники, пути движения автомобилей медицинской и

противопожарной служб, вспомогательной техники,


■ места заправки техники ГСМ,

■ площадки для работы тяжелой техники.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: