Понятие, сущность и значение конституции

Введение 3

1. Понятие, сущность Конституции Российской Федерации. 5

2. Юридические свойства Конституции РФ. 9

3. Характерные черты Конституции России, как особого правового акта 13

Заключение 21

Список литературы 22

Введение

Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является Конституция.

Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция - это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. И Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Конституция, прежде всего, вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутригосударственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция - это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.

И поэтому основной целью данной работы является характеристика основных положений Конституции Российской Федерации.

1. Понятие, сущность Конституции Российской Федерации.

Конституция - это закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина Конституция очеркивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом. Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

Конституция учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно "развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

Конституция – прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права.

В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание Конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания. В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права, и т.п., то есть сложилась определенная модель демократического государства, соответствующего принципам современной цивилизации. Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним.

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет.

Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от «революционных» конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Конституции можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа, чем и является Конституция РФ, и не писанные – состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

Конституция РФ (от латинского constitutio - устанавливаю, утверждаю) - основной закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы конституционного строя, организацию государственной власти.

Конституция РФ - это закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Отличительные черты Конституции:

1. особый субъект, который устанавливает Конституцию (народ) или от имени которого она принимается;

2. учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3. всеохватывающий характер конституционной регламентации, то есть тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет (политическая сфера, экономическая, социальная, духовная и другие);

4. особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок принятия, внесения поправок и изменения Конституции, специфические формы охраны и так далее.

Сущность Конституции - баланс основных социальных интересов, представленных в обществе; проявление плюрализма, политического компромисса.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора . Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том. На каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям Конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в Конституции выражаются идею высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, чтосущность Конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие Конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» Конституций, исходя из чужого опыта.

В сущности Конституции 1993 года заложены общедемократические начала. По своему источнику она является народной Конституцией, поскольку была принята народом на референдуме, а не установлена государством.

8. Принятие изменения конституции

Принятие конституции осуществляется либо избирательным корпусом, либо представительным учреждением, либо исполнительной властью.


Будучи основным законом, конституция, в отличие от других законов, принимается и изменяется в особом порядке,.

В ряде случаев проект конституции полностью создается учредительным собранием или действующим парламентом. Учредительными собраниями были приняты конституции Италии 1947 г., Греции 1975 г., Индии 1950 г.

К представительным органам, наделенным учредительной властью, относятся:

учредительное (конституционное) собрание;

парламент;

надпарламентские учреждения.

Таким образом, учредительное собрание - это выборный орган, образуемый специально для разработки и принятия конституции

Начало практике созыва учредительного собрания положили США (Филадельфийский конвент 1787 г.).

В случае с учредительным собранием ведущую роль обычно играет конституционный комитет или комиссия , которые создаются представительным органом и фактически разрабатывают проект.

В некоторых странах конституционные комиссии создаются не представительными органами, а президентами или правительствами.

Довольно часто конституции принимаются путем референдума - общегосударственного голосования избирателей. При этом избиратель может лишь ответить «да» или «нет» на вопрос, одобряет ли он проект конституции.

На практике конституционный референдум, как правило, не отражает волю народа даже в том случае, если за конституцию проголосовало большинство.

Во-первых, конституция представляет собой достаточно сложный правовой документ, понимание которого требует определенной, достаточно высокой правовой культуры. В странах, где много неграмотных или малограмотных, где в целом уровень правовой культуры населения невысок, многие не могут либо познакомиться с текстом, либо понять его.

Во-вторых, на референдуме граждане могут голосовать только либо за, либо против предложенного текста, т.е. они определяют свое отношение ко всему тексту конституции в целом, а не к отдельным ее статьям.

Проведение референдума разумно только тогда, когда ответ однозначен и предмет ясен для понимания, т.е., например, при принятии поправок к конституции.

Конституция может быть принята односторонним актом исполнительной власти - это октроирование, т.е. дарование. Проект конституции составляется правительственным аппаратом без какого бы то ни было участия общественности, а затем утверждается главой государства. Впервые октроирование было применено во Франции в 1814 г. С тех пор этот способ принятия конституций считался чисто монархическим (Конституции Бельгии 1831 г., Ирана 1906 - 1907 гг., Монако 1911 г., Иордании 1952 г., Кувейта 1963 г.). Однако Новейшая история знает случаи (Конституция Пакистана 1962 г.), когда октроирование осуществлялось президентом - главой государства при республиканской форме правления.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции подразделяются на жесткие и гибкие.

Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Поправки могут: 1) ставиться на –

референдум (Ирландия, Франция); 2) одобряться законодательными собраниями субъектов федерации (США, Австралия); 3) одобряться дважды.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные законы. Никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, т.к. отсутствует сам писаный текст основного закона. К этому типу относятся Конституции Великобритании и Новой Зеландии.
9. Конституции постсоциалистических государств обладают рядом общих черт и закономерностей.

9. Структура конституции

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых взглядов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологическая теория видит сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие конституции обладают, по этой концепции, в отличие от "революционных" конституций, которые составляются в кабинетах, исходя из чисто умственных представлений и заимствовании чужого опыта.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей. Конституция при этом рассматривается как самоограничение государственной власти: поскольку возможности государственной власти безбрежны, то, чтобы не допустить произвола, деспотизма, она сама себя ограничивает и закрепляет пределы этого ограничения в конституции.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а только волю господствующего класса, то есть является классовой по своей сущности.

Конституции можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от способа объективирования государственной воли господствующего класса или всего общества конституции подразделяются на писанные, т.е. составленные в виде единого документа и не писанные - состоящие из законов парламента, содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и правовых обычаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства. К гибким конституциям относятся те, которые принимаются и изменяются в упрощенном порядке, т.е. в порядке, установленном для обычных парламентских законов.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. Лучин В. О. Конституция РФ. Проблемы реализации. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

По формам закрепления государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и субъектов), разграничение полномочий между ними. Федеральными являются конституции США, Германии, России, Индии, - унитарными - конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, конституции подразделяются на фиктивные и действительные. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты.

Прежде всего, необходимо отметить, что Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа. Характерно, что возникновение в XVII веке самой идеи о необходимости такого акта, как конституция было связано именно с этой ее чертой.

Эта сущностная черта конституции и поныне признается доминирующей в конституционной теории и практике. Не случайно конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: "Мы, народ … принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию".

Особенность субъекта, принимающего конституцию, обусловливает и вторую сущностную черту конституции - ее учредительный характер. Поскольку народ в демократическом государстве есть носитель суверенитета и единственный источник власти, только он обладает и ее высшим проявлением - учредительной властью. В содержании последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными. Это означает, что для установления положений конституции не существует никаких правовых ограничений. Не может быть такой правовой нормы, которая не могла бы быть включена в конституцию по признаку того, что она не соответствует какому-либо правовому данного государства.

Важной чертой, характеризующей конституцию является особый предмет конституционного регулирования, то есть специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Конституционное воздействие отличается всеохватывающим характером, чего не имеет никакой другой нормативный правовой акт. Конституция затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную и другие, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт и выражаются:

1. в верховенстве конституции

2. в ее высшей юридической силе

3. в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права

4. в особой охране конституции

5. в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок

Конституция в формальном смысле - основной закон государства, нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности. Конституция в материальном смысле - совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти.

Сущность конституции - ограничение вмешательства государства в дела общества и личности с помощью права. Конституция играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности. Таким образом, под сущностью конституции понимается ее со­циально-политическое содержание. Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие струк­турные элементы: институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса личности); инс­титут государственного (территориального) устройства; институт (систему) государственных органов; государст­венную символику; механизм защиты конституции.

Обычно в начале текста конституции выделяется де­кларативная преамбула политико-нравственного вводного характера. Конституция может делиться на части, разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части и подпункты час­тей, разделов, глав, статей и параграфов. Содержание и форма конституции взаимозависимы.

Форма конституций в узком (формально-правовом) ас­пекте - основной закон.

Форма конституции в широком (материально-правовом) аспекте - вся нормативная структура, составляющая конституционным строй страны (все источники норм конституционного право). Из сущности конституции вытекают ее основные функции:

1) социальная - является тем социальным компромис­сом, которого достигло общество (общественным до­говором);

2) политическая - отражает основополагающее влияние конституции на политическую сферу общественной жизни (придает государству правовую форму);

3) юридическая - выражает социальный компромисс в общеобязательных основополагающих правовых нор­мах;

4) учредительная - обладает учредительной властью, устанавливая государственно-правовые институты и отношения.

Основными социальными чертами конституции явля­ются легитимность, реальность, стабильность. Основными юридическими свойствами конституции являются верховенство, высшая юридическая сила, пря­мое действие.



7. Конституция РФ – юридическая база текущего законодательства.

Конституция Российской Федерации - основной закон РФ, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., явилась логическим завершением конституционной реформы. Начало этой реформы связано с образованием на первом Съезде народных депутатов РСФСР в 1990 г. Конституционной комиссии. Основанием проведения реформы явился тот факт, что действу­ющая в то время Конституция 1987 г. перестала соответствовать современным реалиям. В 1993 г. Президентом было созвано Конституционное совеща­ние, состоящее из пяти рабочих групп. На их рассмотрение было вынесено несколько проектов, в результате был принят за основу президентский проект. Текст Конституции начинается с преамбулы, содержащей декла­ративные положения от имени народа.

Конституция РФ состоит из двух разделов, первый из которых содержит 9 глав:

1) Основы конституционного строя (ст. 1-16);

2) Права и свободы человека и гражданина (ст. 17-64):

3) Федеративное устройство (ст. 65-79);

4) Президент РФ (ст. 80-93);

5) Федеральное Собрание (ст. 94-109);

6) Правительство (ст. 110-117);

7) Судебная власть (ст. 118-129);

8) Местное самоуправление (ст. 130 -133);

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137).

Конституция РФ является Основным законом РФ, хотя такой пометки в тексте Конституции РФ нет. В отличие от ее зарубежных аналогов. Конституция РФ обладает верховенством по отношению ко всем прочим законам и нормативным актам, которые должны в свою очередь соответствовать положениям Конституции РФ (в слу­чае противоречия нормы закона и Конституции РФ применяется норма Конституции РФ, если Конституция РФ не предусматривает иное) и высшей юридической силой.

Конституция имеет прямое действие. Это означает, что при пра­воприменении она может быть использована непосредственно, т. е. на ее нормы можно сослаться в правоприменительном документе, жалобе, исковом заявлении и так далее при условии, что норма не требует дополнительной законодательной регламентации. Консти­туция является как бы почвой для принятия других законов, по­скольку устанавливает основы конституционного строя, федератив­ное устройство РФ, полномочия ряда важнейших государственных органов, их компетенцию, а также порядок замещения федеральных должностей (таких, например, как судьи, Президент, депутаты и т. д.). Конституция РФ закрепляет основные принципы функциониро­вания механизма государства, задает систему «сдержек и противо­весов». Но главное в Конституции РФ - это закрепление прав и свобод человека и гражданина.

Впервые в Конституции РФ закреплен принцип разделения влас­тей на судебную, исполнительную и законодательную. Конституция формирует правовой механизм, гарантирующий невозможность узурпирования государственной власти Президентом, представи­тельным органом или исполнительной властью. Конституция РФ формирует основные принципы системы «сдержек и противовесов», определяя границы полномочий нормотворческои деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства, а также сферы совместной и исключительной компетенции Россий­ской Федерации и ее субъектов, способы разрешения противоречий, которые могут возникнуть в процессе реализации полномочий орга­нами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления,

Некоторые положения Конституции РФ требуют официального истолкования, поскольку могут быть трактованы неоднозначно. Офи­циальное толкование Конституции РФ дается в постановлениях Кон­ституционного Суда РФ, являющегося высшим судебным органом, обладающим компетенцией по разъяснению конституционных норм.

По своей структуре и содержанию Конституция РФ довольно близка к традиционным конституциям развитых демократических стран мира.

  1. Фактическая и юридическая Конституции.

В правовой науке существует деление конституций на юридическую и фактическую. Термином “фактическая конституция ” или “материальная конституция”, обозначаются реально сложившиеся в той или иной стране основы существующего государственного и общественного строя, т.е. система соц.-эк. и общ.политических отношений. Юридическая конституция - фактически существующий документ, закрепляющий основы гос., полит. и эк. устройства данной страны, принятый установленным законом образом. Однако юр. конституция по своей сути это просто документ, бумага, при ее реальном применении в жизни возникает масса проблем и неясностей, разрешить которые призваны конкретные законодат. акты, принимаемые различными органами власти и должностными лицами во исполнение положений конституции. Юридическая конституция вплетается в ткань фактической.

Сущность юридической конституции, её содержание должны быть предопределены фактической конституцией, социально - экономическими и общественными политическими процессами на различных этапах развития общества и государства. Для анализа соотношения юридической и фактической конституций важное значение имеет вопрос о правильном отражении в нормах конституции реально сложившихся общественных отношений. На первый план здесь выдвигается вопрос не только об определяющем, но и опережающем развитии фактической конституции по сравнению с юридической.

Современное отечественное правоведение отказывается от идеологизации социальных институтов, сближаясь в этом с западной юриспруденцией. Преодолён взгляд на конституцию как на юридический документ, устанавливающий политическое господство определенного класса. Конституция рассматривается теперь как форма выражения народных, а не классовых интересов, правовой регулятор общесоциальных процессов. Конституция - это всегда общественный компромисс, вызванный политическими реалиями . Она служит средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, условием согласованных действий всех социальных слоев общества. При таком подходе общие интересы превалируют над классовыми, общечеловеческие над национальными.

Слово «конституция» берет свои корни от латинского сonstitutio, что значит устройство, постановление. В настоящее время в юридической литературе среди многочисленных определений этого понятия наиболее общим можно считать следующее. Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти (парламент, президент, судебная власть) и определяющий ее взаимодействие с обществом и гражданином.

В формальном значении конституция – это акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. Поэтому ее часто называют Основной закон. Предыдущие конституции Республики Беларусь имели это сопутствующее название. В настоящее время оно содержится в преамбуле .

Все современные конституции закрепляют два важных аспекта:

1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

2) организацию государственной власти (часто также определяют основы конституционного строя, форму государства).

Сущность конституции состоит в том, что она является ограничителем власти государства в области прав и свобод человека и гражданина. Это юридическое закрепление общественного согласия, основанного на личной и политической свободе.

Любая конституция обладает совокупностью политических, идеологических и юридических свойств , соотношение между которыми в каждой стране в различные периоды может быть различным.

Юридические свойства конституции. Конституция определяет вектор развития правовой системы , всех ее компонентов, ее направленность на обеспечение прав и свобод личности. На основе конституции формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов, поэтому ее принято называть ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях, для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции имеется около ста ссылок на закон.

Благодаря закрепленному в конституции правовому статусу органов государственной власти можно определить иерархию принимаемых ими нормативных правовых актов. При этом сама конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам . Это ее важнейшее юридическое свойство. Соответствующее правило закрепляется в самом Основном законе. Приоритет конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены. Однако в истории белорусского государства был случай, когда иному нормативному правовому акту был придан более высокий юридический вес, чем конституции. 25 августа 1991 г. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, обладающего более высокой юридической силой: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приоритет имели нормы первого документа. В какой-то мере это объяснялось явным отставанием норм конституции от складывающихся новых реалий. Ведь после распада СССР союзная Конституция уже не действовала, а новой в Беларуси еще не было.

Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с конституцией. Обычно на это обращается внимание в переходных положениях конституции. Например, в законе от 15 марта 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь», а затем в разделе IX Конституции «Заключительные и переходные положения» предусмотрено, что законы, указы и другие акты, действовавшие на территории Республики Беларусь до введения в действие конституции, должны применяться в той части, в какой они не противоречат Конституции Республики Беларусь.

Установить факт несоответствия ранее принятого акта новой конституции – это обязанность прежде всего того органа, который его издал. Наряду с этим определенными возможностями обладают правоприменители, которые могут использовать лишь те нормы подконституционного акта, которые не противоречат самой конституции. При неустранении противоречий в самом акте путем внесения в него изменений, принципиальное значение имеют решения специально уполномоченных на то органов по признанию таких актов или их отдельных положений недействительными. Таким правом обычно наделяются органы конституционного контроля (В Республике Беларусь – Конституционный Суд).

Конституция обеспечивает также гармонизацию актов национального законодательства и международного права.

Следующим важнейшим юридическим свойством конституции является ее стабильность и устойчивость . Часто это зависит от стабильности общественных отношений. Например, Конституция США была принята в 1787 г., однако за более чем 200 лет в нее внесено всего 27 поправок. Во Франции, наоборот, за 200 лет принято 16 Конституций. В Беларуси действует пятая по счету Конституция.

Оптимальное сочетание норм-целей и норм конкретного характера способствует устойчивости конституции, мягкой трансформации ее положений с учетом складывающихся политических, экономических и социальных условий. Стабильности конституции в юридическом плане содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок ее принятия. Однако стабильность не означает неизменяемость. При этом следует помнить, что любые изменения в конституционном тексте лавинообразно сказываются на текущем законодательстве.

Политические свойства конституции. Политические свойства конституции касаются идеологических установок, благодаря которым формируется мировоззрение людей. Данный закон обладает учредительным характером (предлагает обществу определенные ценности). Затем формируется аналогичное законодательство. Статья 1 Конституции Республики Беларусь отражает ценности государства и характеризует его как унитарное демократическое социальное правовое. Демократическая сущность конституции будет наиболее полной, если в ней оптимально с учетом международных стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы индивидуума и общества в целом. Часто конституция принимается в острой политической борьбе и является итогом компромисса , например, между правящими силами и оппозицией.

Ни одна норма, отраженная в конституции, не может быть реализована полностью . Например, отдельные партии Республики Беларусь выступают против института президентства. Высказываются предложения о смещении приоритетов развития страны. Поэтому выигрывает равнодействующая Конституция . Она предлагает цели, которые диктуются временем. Одновременно с этим Основной Закон пишется на будущие отношения. Все цели и задачи, поставленные в конституции, реализовать практически невозможно, так как меняется обстановка внутри страны. Реализация этих целей влияет и на общество. В конституции не ставятся антигуманные цели. Политические свойства конституции – это нормы-принципы (по которым живем сегодня)инормы-цели (ориентиры на будущее). Они должны быть взвешены и выверены.

Идеологические свойства конституции. Любая конституция формирует и предлагает обществу систему взглядов и идей (правовое государство, права человека), т.е. формирует мировоззрение человека. Это, в свою очередь, влияет на все сферы жизни. Все негативное в обществе поэтапно должно изживаться и отвергаться. Конституция Республики Беларусь менее идеологизирована, чем предыдущие четыре Конституции. В ней отсутствуют такие формулировки, как «пролетарское государство», нет господства единой идеологии (например, ст. 6 Конституции СССР указывала, что «КПСС – это направляющая сила общества»).

В настоящее время в Конституции Республики Беларусь нет указания на господство идеологии какой-либо из 15 действующих партий. Каждая из них предлагает свою систему взглядов. Однако в современном мире ряд стран открыто заявляет о господстве одной идеологии. Например, в Конституции Ирана ислам является господствующей религией и государственной идеологией. Власть здесь не делится на политическую и духовную, все заменяет Коран. Любое одностороннее развитие ограничивает другие сферы жизни и не способствует развитию общества. Здесь очень важен идеологический плюрализм как потенциал успешного развития общества. В государстве должны присутствовать свобода мнений и идеологий. В Республике Беларусь, наряду с 15 партиями, насчитывается свыше 2200 общественных движений и объединений, 25 конфессий, классы, этносы со своими программами, целями, задачами.

Процесс реализации конституционных установок оказывает серьезное влияние на общество. Здесь присутствуют и правовые, и политические концепции, которые регулируют взаимоотношения человека, общества и государства. В конституции отражено равенство различных форм собственности, закрепляется суверенитет народа и государства, признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства и т.д.

Конституции имеют свою классификацию:

1. По сроку действия –

временные (имеют ограниченный срок действия);

постоянные (неограниченный срок).

2. По форме и структуре –

писаные (приняты в виде единого документа);

неписаные (кодифицированные конституционные акты – Великобритания). Бывают конституции, состоящие по структуре из нескольких конституционных законов (Швеция, Канада и др.).

3. По способу принятия –

парламентом (Республика Беларусь);

специально создаваемым для этих целей органом (конституционная ассамблея, учредительное собрание – Индия, Италия);

октроирования – акта «дарования» конституции сувереном (монархом) народу (императором Наполеоном I во Франции и др.).

4. По порядку изменения –

гибкие конституции – могут изменяться и дополняться в том же порядке, что и обычные законы (Великобритания, Новая Зеландия);

жесткие – изменяются и дополняются в особом, более сложном порядке, чем это происходит при обычной законодательной процедуре (Республика Беларусь);

смешанного типа – сочетают в себе различные элементы.

Вопрос об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь (ст. 138) рассматривается обеими палатами парламента (не менее двух третей от полного состава) по инициативе Президента или не менее 150 000 тысяч граждан страны, обладающих правом голоса.

Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Изменения и дополнения не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум (простым большинством граждан, внесенных в списки для голосования).

Разделы «Основы конституционного строя», «Личность, общество, государство», «Президент, парламент, правительство, суд» и «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» могут быть изменены только путем референдума.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: