Система государственного и муниципального управления. а) законодательное регулирование. Духовная культура - имеет два среза - субъективный, связанный с тем, что духовность есть проявление субъективного фактора и объективный, отражающий материальное закреп

Система гос. управления взаимодействует с обществом, подвергается изменениям в соответствии с изменяющимися потребностями и интересами общества. Осн. результат работы системы явл. управл. решения и действия на основе адекватности возможности и запросов общества.

Система гос и муниц-го управления это сознательное, целенаправленное воздействие госвласти и МСУ на общество для реализации своих целей и задач.

ГУ осуществ. по горизонтали и вертикали. Система разделения властей на законодательную, исполнит.и судебную представляет собой горизонт. разделение гос управления. По вертикали делится гос. власть делится на 3 уровня центральный, региональный и местный. Система гос. управления пост.взаимодействует с обществом, подвергается изменениям в соответствии с изменяющимися потребностями и интересами общества. Осн. результат работы системы явл. управл. решения и действия на основе адекватности возможности и запросов общества.

Система гос. управления состоит из подсистем:

:Институциональная (Ин-ты Презедента, Фед.Собр.Прав-во,Судеб. Органы),

Коммукационная (Взаимодействие с общест. ин-ми гражданами),

Функционально-структурная (упр-е по функциям конкретных структур.подразделений)

Нормативно-правовая (совокупность норм и методов правового воздейтсвия на общ.Среду регулирования управл. процесса),

Профессионально-культурная говорит сама за себя,

Профессионально-кадровая (подготовка проф-ных кадров),

Научно-техническая(комплексное систематизирования знание закономерностей управл. воздействия на общество .)

Гос. упр-е осуществ. по горизонтали (разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную) и вертикали (2 уровня - центральный, региональный; в управлении - местный).

Субъект ГМ управления: орган государства, м.о., должностное лицо.

Объект ГМ управления: общественные отношения и отношения, приобретающие общественное значение.

Фед : фед собрание (совет фед, гос дума); правительство РФ (ФОИВ,минис.служба,агенства); Конст, Верховный, Высший Арбитр суды, верховные суды республик, краев, областей, АО; городские и районные суды; иные органы: избирательные, контрольные. Регион : глава субъекта; законод. орган субъекта РФ (Дума ХМАО), Правительство РФ, исполн. органы гос власти субъекта (Правительство ХМАО, департаменты, службы); Конст. (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи. МС : представит. орган мо (думы, советы депутатов); исполнительный орган мо (администрация).

Государственный аппарат – система государственных организаций, учреждений, органов, должностных лиц государства, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной, судебной ветвей государственной власти, применяющих различные формы и методы государственного воздействия. Структура гос. аппарата зависит: 1)от подхода к организации гос.власти (в тоталитарном гос-ве отрицается разделение властей); 2) от государственно-территориального устройства (унитаризм, федерализм и т.д.); 3) от разделения на органы и должностные лица, принимающие решения. Основным структурным элементом государственного аппарата является государственный орган . Гос. орган – самостоятельная структурная единица гос. власти, наделенная гос. полномочиями, необходимыми для реализации функций определенной ветви гос.власти.Характерные качества или признаки гос. органа:1)порядок организации и деятельности органов государственной власти основан на единстве правовых принципов, закрепленных в конституции страны и других законодательных актах.2) органы государственной власти для выполнения возложенных на них функций и задач наделены государственно-властными полномочиями.3) между органами государственной власти и функциями государства существует тесная обратная связь.4) органы государственной власти для обеспечения возложенных на них задач и функций располагают необходимыми материальными средствами.Гос организация - обобщающее понятие, в которое входят не только гос.органы и гос.учреждения, но и гос.предприятия (казенные, унитарные), которые занимаются производственной деятельностью, а не управлением. Гос. учреждения – это некоммерческая орг-я, созданная собственником (гос-м) для управлением в социально-культурной сфере или выполнения иных функций некоммерческого характера, финансируемая собственником полностью или частично (Пенсионный фонд, гос. библиотека, ВУЗ). Виды государственных организаций: военные, научные, правоохранительные, образования, здравоохранения и др.

Казенное учреждение - оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций, финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или МО для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры. Без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, а также недвижимым имуществом, остальным –вправе. Автономное учреждение - это новый тип бюджетного учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности. Увеличивается объем прав по распоряжению имуществом, распоряжения бюджетными средствами, по привлечению и использованию внебюджетных источников. Государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: РФ;фед. ОГВ;субъектов РФ; ОГВ субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий фед. ОГВ,ОГВ субъектов РФ. ГС подразделяется на гражданскую, военную и правоохранительную.Принципы Гос Службы:1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) единство правовых и организационных основ федеральной ГС и ГС S; 3) равный доступ граждан к ГС; 4) профессионализм и компетентность ГС; 5) стабильность; 6) доступность инфы о ГС; 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; 8)защищенность ГС от неправомерного вмешательства в их деятельность.

Нормативная база: ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе ГС РФ», ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О ГГС РФ» , закон ХМАО- Югры №97-оз от 30.09.2008 "О государственной гражданской службе ХМАО – Югры"

Организационная структура государственного и муниципального управления. Горизонтальные и вертикальные взаимосвязи в системе государственного и муниципального управления. Правовые и организационные характеристики органов государственного и муниципального управления в РФ.

Понятие структуры означает совокупность устойчивость связей в системе управления, обеспечивающих ее целостность. Госуправление структурируется по горизонтали и вертикали.

По вертикали гос. власть делится на три уровня: центральный, региональный, местный. Система разделение властей по горизонтали : на законодательную, исполнительную, судебную. Власть не должна быть сосредоточена в одних руках, это большая опасность (тоталитаризм), которая грозит бесправием. Насилием, произволом, диктатурой. В современных демократических государствах разделение властей является общепринятой нормой демократического государства.Организационная структура ГМУ это явление обусловленное общественно политической природой, социально -функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления и местного самоуправления в обществе.

Выделяют следующие принципы организационных структур :

1. Принцип целевой ориентации (каждый орган должен базироваться на определенных целях)

2. Принцип горизонтального разделения функций (т.е. разделение функций между органами и должностными лицами одного уровня)

3. Принцип вертикального разделения функций(президент, аппарат през-та)

4. Принцип комплектности (функция разделена по различным уровням).

В качестве системообразующего элемента организационной структуры ГУ выступает государственный орган. Характеристики: функциональные, социологические, правовые, указывающие на наделение определенной структуры необходимой компетенцией либо гос-властными полномочиями; организационные, делающие акцент на принадлежности данной структуры к государственному аппарату, на ее внутреннее построение - организацию элементов и их взаимосвязей. Гос. орган представляет собой единичную структуру власти, формально созданную гос-м для осуществления закрепленных за ней его целей и функций. Основу орг структуры ГУ составляют органы исп власти. Такое их положение обусловлено тем, что они призваны оказывать непосредственные управляющие воздействия на общ процессы. Взаимодействие исп органов власти с представительными: 1. механизмы сдержек и противовесов. 2. представительные органы существенно влияют на исполнительные посредством бюджета, а также фин, кредит, налог и иного регулирования. 3. представительные органы путем принятия законов или иных нпа формируют правовые основы общ жизни и создают норм базу для деятельности ОИВ. Суды могут в порядке обжалования приостанавливать или отменять УР и выносить свои акты, отличающиеся или даже противоречащие управленческим решениям. Право надзора за законностью управленческих решений закреплено за прокуратурой. МС выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами, материально-финансовым обеспечением и другими элементами. Эта подсистема «снизу» связана с населением - носителем и источником власти, а «сверху» - с ОГВ субъектов Федерации и в целом Федерации. Благодаря этому сохраняется системность государства, системность общества и системность ГУ. Функциональная структур а – органы которые наделены конкретными функциями. В линейной структуре преобладает вертикальная, однонаправленное подчиненность органов, которая образует иерархическую пирамиду. Функциональное - ведет к формированию государственных органов, специально приспособленных к выполнению конкретных функций управления. Линейно - функциональная структура (совокупность линей и функциональных структур) - способствует созданию структуры, в которой одни органы принимают УР и властно проводят их в жизнь, а другие обеспечивают их информацией консультатив, статист, планирующего, координационного и иного свойства. Правовая основа включает в себя: законодательное регул-е наиболее типичных элементов, Нормативное опред-е статуса органов, Самоуправленческое регул-е в рамках небольших регионов, Правоохранительное регул-е управленческих процессов

Нормативная база государственного и мун упр-я. К таким актам, прежде всего, относится Конст РФ, Конституционные федеральные законы РФ, федеральные законы РФ, решения Конституционного Суда РФ, Конст и уставы S РФ, Нормы международного права, указы Президента РФ и другие нормативные документы.

9. Глава государства в системе государственного управления. Институт Президента РФ. Институт президентства был введен законом РСФСР 1991г. «О президенте РСФС». На этот пост может быть избран только гражданин РФ в возрасте от 35 до 65 лет, обладающий избирательным правом. Президент избирается сроком на 6 лет путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.Президент – это глава гос-ва он является гарантом конституции, он принимает меры по охране суверенитета независимости и гос. целостности, согласовывает функционирование и взаимодействие органов гос. власти.- Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти.- Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики и представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.- Президент обладает неприкосновенностью, решает вопрос гражданства РФ, предоставляет полит.убежище, награждает гос. наградами, присваивает почет. звания, высшие воинские звания, осуществляет помилования.- Он представляет РФ внутри Федерации и вовне, в частности, ведет переговоры и подписывает от ее имени международные и межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации.

Президент обязан обеспечить деловое сотрудничество всех трех властей: законодательной, исполнительной и судебной, взаимодействие высших органов государственной власти и управления. - Он олицетворяет единство России, ее суверенитет и целостность и обязан обеспечить гражданский мир, национальное согласие, демократический режим, быть гарантом прав и свобод граждан.- Президент назначает выборы в гос. думу, он вправе созвать первое заседание гос. думы ранее 30 дня после ее избрания, он распускает думу. - Президент активно влияет на деятельность законодательных органов. По его предложению созываются внеочередные заседания Федерального Собрания РФ, он вправе обращаться к нему с посланиями, он обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы РФ в течение 14 дней с момента их принятия. Конституция наделила Президента правом отлагательного вето, т. е. правом не подписывать (а значить и не обнародовать) принятый закон и до истечения двухнедельного срока возвращать его для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон принимается большинством голосов, то Президент обязан подписать и опубликовать его в течение 3 дней.- Президент вправе вносить поправки в законно-проекты, отклонить федеральный закон и возвратить его на новое рассмотрение в думу. Совет федерации может отстранить президента от должности в связи с совершением тяжкого преступления(1/3 депутатов гос. думы). - Как высшее должностное лицо Президент обращается с посланиями к народу РФ, награждает государственными наградами, присваивает специальные звания, классные чины и почетные звания, решает в соответствии с законом вопрос гражданства, предоставления политического убежища, осуществляет право помилования граждан, осужденных судами РФ.- Президент обслуживается специальным аппаратом - администрацией Президента. В нее входят секретариаты, управление делами, информационно-аналитический центр, пресс-центр и другие структурные подразделения. В области кадровой политики и формировании органов гос. власти:1. назначает с согласия гос. думы председателя правительства.2. по предложению последнего назначает на должность и освобождает от должности зама председателя правительства.

3. назначает судей федеральных судов, кроме конституц. суда, верховного суда и высш. арбитражного суда.4. формирует и возглавляет совет безопасности РФ.5. формирует администрацию президента РФ, назначает и освобождает от должности полномочных представителей президента.6. назначает и освобождает от должности высший командный состав воор. сил РФ В области внешней политики: назначает отзывает после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями дипломатических представителей в иностр. гос-вах, осуществляет рук-во внешней пол-кой,ведет переговоры и подписывает международные договоры,подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты.

В области обороны: утверждает военную доктрину, является верховным главнокомандующим вооруженных сил, вводит на территории РФ или в его отдельных местностях военное или чрезвычайное положение, с незамедлительным сообщением совету федерации и гос. думе. Досрочное прекращение полномочий Президента в случае: - отставки - стойкой неспособности по состоянию здоровья- отрешения от должности Процедура отрешения от должности: Обвинения выдвигает Гос.Дума по инициативе 1/3 депутатов по рез-м заключения спец.комиссии.Решение о выдвижении обвинения принимают 2/3 от всего состава Гос.Думы. Заключение Констит суда в РФ о наличии в действиях През признаков преступления Решение об отстранении Президента принимается Советом Федерации 2/3 голосов.

Законодательная власть в системе управления государством. Порядок формирования палат, полномочия, взаимодействие с другими органами государственной власти. Законодательный процесс.

Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные, государственные и законодательные собрания, государственные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Главной особенностью законодательных органов является необходимость их избрания непосредственно народом. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, всеми нижестоящими государственными органами и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные.

Федеральное Собрание Российской Федерации является федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации, а все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, относятся к региональным, которые действуют в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основная функция Федерального Собрания – принятие федеральных законов.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации является "верхней" палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" .

Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий вышеуказанным требованиям.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие установленным ФЗ требованиям и ограничениям, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

К ведению Совета Федерации относятся:

Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

Назначение выборов Президента Российской Федерации;

Отрешение Президента Российской Федерации от должности;

Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

В порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Государственная Дума «нижняя» палата состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на 5 лет.

К ведению Государственной Думы относятся:

Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

Объявление амнистии;

Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Стадии Законодательного процесса:

Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта.ст. 114 Конст РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

Вторая стадия - предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях(1-концепция, 2 – возможные поправки, 3 - принятие после внесения дополнительных поправок, редакционной обработки).

Четвертая стадия законодательного процесса - принятие закона. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Пятая стадия - рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. После поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона он в двухдневный срок направляется в комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по этому закону, который в течение трех дней принимает по нему заключение. Рассмотрение законопроекта Советом Федерации. Решение принимается большинством голосов от общего числа депутатов Совета Федерации.

Особая стадия - преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов. Комитет Государственной Думы рассматривает возражения Совета Федерации, дает по ним заключение и вносит свои предложения по преодолению возникших разногласий на рассмотрение палаты. Согласительная комиссия составляет протокол, содержащий предложения по преодолению разногласий, который вносится на рассмотрение Совета Государственной Думы.

Завершающей стадией является подписание и обнародование закона. Президент РФ в течение 14 дней подписывает и обнародует. Законы подлежат официальному опубликования в течение 7 дней после их подписания в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ». Законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечение 10 дней после их официального опубликования.

Гос.Дума может быть распущена Президентом РФ в 3 случаях:

1. 1-кратного отказа в доверии Правительству по инициативе Правительства.

2. 2-кратного выражения недоверия Правительству по инициативе Гос.Думы

3. 3-кратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства, представленной ПРезидентом

11. Исполнительная власть в системе государственного управления. Федеральные органы исполнительной власти в РФ: состав, порядок формирования, полномочия, взаимодействие с другими органами государственной власти.

Исполнительную власть можно определить как "высший эшелон власти" гос. аппарата. Он представляет собой высшее руководство или руководителя, его министров и лиц, занимающих ключевые посты. В парламентской системе, например, основа исполнительной власти - комплекс институтов и лиц, включая премьер-министра, кабинет министров, комитеты при кабинетах и координирующие министерства и ведомства (например, министерство финансов).

Задача политиков, принадлежащих к исполнительной ветви власти - осуществлять руководство, быть реальными лидерами в государственном управлении. Исполнительная власть концентрирует власть и полномочия, ее представители действительно могут управлять страной, влиять на положение дел.Функций Исполнительной Власти:

1) обязанность проводить в жизнь основные направления государственной политики.

2) осуществляет надзор за выполнением политических решений.

3) мобилизует силы и ресурсы для проведения своей политики, обеспечивает ей поддержку.

4) выполняет символические функции осуществление определенных церемоний и ритуалов.

5) руководство в критических, кризисных ситуациях, что предполагает употребление власти в пределах широких, почти неограниченных полномочий в чрезвычайных обстоятельствах.

Органы исполнительной власти – это высший орган федеральной исполнительной власти – Правительство Российской Федерации, а также министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства), возглавляемые Правительством Российской Федерации. Для органов исполнительной власти характерно то, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти, либо избираются народом.

Правительство Российской Федерации образуется Президентом Российской Федерации и состоит из Председателя (который назначается с согласия Государственной Думы) – Д.А.Медведев, его заместителей и федеральных министров (21 министерство; иностр. дел – Лавров, обр-я и науки – Ливанов, здравоохранения – Скворцова, финансов – Силуанов, обороны - Шойгу) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.В сфере экономики Правительство разрабатывает проекты важнейших программ экономического развития, занимается экономическими процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, приводит единую политику цен, рационального использования природных ресурсов.

Главное направление деятельности Правительства - защита интересов государства, прав и свобод граждан, охрана общественного порядка, обеспечение обороноспособности и государственной безопасности. На него возложено руководство в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями, внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.

Органы исполнительной власти делятся по территориальному признаку на федеральные и субъектов федерации. По характеру полномочий различают органы исполнительной власти общей компетенции (ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности) и специальной компетенции (ведающие отдельными отраслями или сферами). Следует также различать органы исполнительной власти коллегиальные (Правительство Российской Федерации и правительства субъектов федерации) и единоначальные (например, министерства). ???

Органы исполнительной власти:

Осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

Наделены оперативной самостоятельностью;

Как правило, имеют постоянные штаты;

Образуются вышестоящими органами (кроме Президентур);

Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам управления;

Их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируется нормами административного права.

Российское правительство - орган коллегиальный. В него входят Председатель Правительства, его первые заместители и заместители, министры, председатели государственных комитетов, а также руководитель аппарата Правительства.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая выполнять свои обязанности до формирования нового Правительства.

Отставка Правительства РФ возможна в 6 случаях:

1. Правительство само подает в отставку (Президент может ее отклонить)

2. Решение Президента об отставке Правительства

3. Гос.Дума выражает недоверие Правительству, а Президент соглашается

4. Председатель Правительства ставит вопрос о доверии Правительству и Гос.Дума отказывает ему в доверии, Президент соглашается

5. Председатель Правительства не может выполнять свои полномочия

6. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом


Похожая информация.


Понятие «управление» подразумевает функцию сложных организованных подсистем в любом смысле, обеспечивающих устойчивость их структуры, стабильность режима функционирования, предназначенного для реализации программных целей. Объектами власти выступают вещи, явления, разнородные процессы, все люди, а субъектом всегда будет человек или коллектив. Государственное и муниципальное управление - это реализации политических намерений.

В современных политических условиях в системе распределения общественных дел выделяются три составные разновидности социального муниципальное, государственное. Рассмотрим их детально.

    Общественное управление исполняется внутри и в границах объединений граждан через руководящие органы, которые создаются ими на основании принципов самоуправления, с применением локально-правового регулирования. Оно дополняется территориальным административным устройством, чётко определённым законом и связанным с обязательной регистрацией объединений, постоянным надзором и контролем их деятельности.

    Муниципальное управление - это вид местного самоуправления. Оно выступает в роли наиболее близкой к населению, и обеспечивает защиту интересов граждан, которые зависят от совместного проживания на общей территории.

    Государственное управление является главной сферой действия и применения установленных норм Оно действует в качестве формы реализации преимуществ власти и при помощи государственных органов, должностных лиц во всей системе социального устройства. В узком смысле под этим термином понимают только один уникальный вид деятельности, связанный с осуществлением исполнительной власти как одной из необходимых ветвей. В широком смысле сочетанием «государственное муниципальное управление» называют деятельность административных органов страны всех работающих ветвей государственной власти.

Все виды деятельности государства можно поместить в три группы относительно их места в системе реализации власти, качества содержания и форм выражения.

    Рядовые консолидированные формы принято называть ветвями По внутреннему содержанию работа органов каждой ветви представляется сложной и состоит из нескольких форм. Государственное и муниципальное управление - это деятельность для которых основной (определяющей) отраслью служит

    Видовые специализированные формы вытекают из трёх ветвей политического устройства. Государственное и муниципальное управление - это функция аппарата власти, реализуемая прокурорской сферой, функционированием Счётной палаты, работой Уполномоченного по правам человека, органов Центризбиркома и других институтов.

    Функциональные формы содержат специфические функции правоохранительных и других общественных органов, совершающих следствие, оперативно-розыскную правовую деятельность.

Государственное и муниципальное управление - это фактор, выполняющий важнейшую роль при изучении работы державного обустройства вкупе с методами наблюдения за ними, различными частными методиками, изучением документов, статистических цифр, отчётов, сообщений средств массовой информации.

  • 9. Организация как функция управления: понятие, этапы, принципы осуществления. Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации
  • 10. Современные модели менеджмента: развитие менеджмента в сша, особенности и основные черты японского менеджмента
  • 11. Организация как объект управления. Понятие организации, ее общие характеристики. Современные формы и модели организаций
  • 12. Управленческие решения: понятие, классификация, требования, предъявляемые к ним
  • 13. Условия и факторы качества управленческих решений
  • 14. Функции мотивации: понятие, теории мотивации
  • 15. Коммуникации в процессе управления: понятие, виды и модели
  • 16. Функция контроля: понятие, состав, виды
  • 17. Лидерство и руководство: понятие, стиль руководства и элементы его определяющие
  • 18. Природа и сущность управления: понятие, соотношение с понятием «менеджмент», субъекты и объекты, разновидности управления
  • 19. Зарождение управления как науки. Периодизация развития управленческой мысли
  • 20. Научные школы менеджмента: основатели, периоды, вклад в развитие теории управления
  • 21. Эффективность управления: понятие, показатели
  • 22. Формальные и неформальные группы в организации. Команда, ее характеристики. Повышение эффективности деятельности групп
  • 23. Функция контроля: понятие, этапы, организация эффективного контроля
  • 24.Основные этапы разработки и реализации управленческого решения
  • 25. Сущность коммуникационной политики и основные принципы ее осуществления
  • 26. Организационные коммуникации: значение в функционировании организации, формы и методы
  • 27. Порядок построения и реорганизации структур управления
  • 28. Внутренняя среда организаций: понятие, характеристика основных внутренних переменных, их взаимосвязь
  • 29. Внешняя среда организаций: понятие и классификация ее факторов. Характеристика состояния внешней среды
  • 30.Власть и влияние руководителя: понятие и формы. Харизма
  • Региональная экономика и управление
  • 2. Современные направления развития территорий региональной экономики: новые объекты исследования, теория полюсов роста
  • 3.Основы построения региональных бюджетных систем
  • 4. Система национальных и региональных счетов как современный инструментарий расчета индикаторов регионального развития
  • 5. Экономическое пространство: основные характеристики, формы пространственной организации хозяйства и расселения
  • 6. Статистическая база регионального анализа. Типологизация регионов.
  • 7. Процедура и принципы разработки системы инструментов регулирования социально – экономического развития
  • 8. Прогнозирование социально – экономического развития регионов: понятие, состав, инструменты
  • 9. Подходы к определению понятия «регион». Территориальное деление (районирование) страны
  • 10. Показатели, характеризующие межрегиональные связи страны
  • 11. Экономическая эффективность производства
  • 12. Стратегический план развития региона: понятие, этапы разработки. Альтернативы регионального развития
  • 13.Индикативное планирование регионального развития
  • 14. Программно – целевое регулирование развития регионов
  • 15. Региональная политика государства: сущность, цели, инструменты проведения
  • 16. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
  • 17. Понятие самовоспроизводства и саморазвития регионов. Особенности российских регионов как объектов реализации принципов саморазвития
  • 19. Сущность, цели и средства инвестиционной политики регионов
  • 20. Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны как инструмент социально – экономического развития региона
  • 21. Задачи, особенности, пути решения проблемы дефицита регионального бюджета
  • 22. Совершенствование финансово – бюджетных отношений в регионе
  • 23. Инвестиционный климат региона и пути его улучшения
  • 24. Региональный экономический интерес. Возможности выравнивания региональных диспропорций
  • 26. Структура и функции органов управления экономикой региона
  • 27. Мониторинг региональных ситуаций и региональных проблем
  • 28. Отраслевая структура производства в регионе
  • 29. Регулирование занятости в регионе
  • 30.Государственное регулирование свободных экономических зон
  • Система государственного и муниципального управления
  • 2. Местное самоуправление: сущность, понятия, признаки. Теории местного самоуправления
  • 3.Концепция и сущностные признаки местного самоуправления
  • 4. Местное самоуправление как составная часть системы управления государством. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
  • 5. Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф» №131, его основные положения
  • 7. Организационные основы местного самоуправления
  • 8. Экономическая основа местного самоуправления
  • 9. Правовые основы местного самоуправления
  • 10. Основные научные школы о государстве и управлении
  • 11. Региональное управление: разграничение предметов ведения, органы государственной власти в субъектах рф
  • 12. Типология муниципальных образований. Особенности города как муниципального образования
  • 13. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе
  • 14. Муниципальное образование как территориальное звено местного самоуправления
  • 15. Конституционные основы государственного и муниципального управления
  • 16. Федеральные органы законодательной власти рф
  • 17. Федеральные органы исполнительной власти рф
  • 18. Возникновение и развитие местного самоуправления. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах
  • 19. Основы государственной и муниципальной социальной политики
  • 20. Муниципальная служба: понятие, признаки, правовая регламентация, прохождение. Муниципальные должности и квалификации муниципальных служащих
  • 21. Специфика муниципального управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Особенности управления в муниципальной сфере
  • 22. Эффективность муниципального управления: оценка, критерии и измерители. Определение эффективности организации муниципального управления
  • 23. Организационная структура местной администрации
  • 24. Муниципальная деятельность и муниципальная политика
  • 25. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
  • 26. Устав муниципального образования как его основной нормативно - правовой акт. Положения устава муниципального образования
  • 27. Муниципальные услуги: характеристика, классификация, измерители объема и результативности. Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг
  • 28. Кадровое обеспечение муниципального управления
  • 29. Информационное обеспечение муниципального управления
  • 30. Разработка и реализация государственной политики
  • Система государственного и муниципального управления

      Местное самоуправление: сущность, понятия, признаки. Теории местного самоуправления

      Концепция и сущностные признаки местного самоуправления

      Местное самоуправление как составная часть системы управления государством. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

      ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131, его основные положения

      ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131 о типах муниципальных образований, их характеристика

      Организационные основы местного самоуправления

      Экономическая основа местного самоуправления

      Правовые основы местного самоуправления

      Основные научные школы о государстве и управлении

      Региональное управление: разграничение предметов ведения, органы государственной власти в субъектах РФ

      Типология муниципальных образований. Особенности города как муниципального образования

      Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе

      Муниципальное образование как территориальное звено местного самоуправления

      Конституционные основы государственного и муниципального управления

      Федеральные органы законодательной власти РФ

      Федеральные органы исполнительной власти РФ

      Возникновение и развитие местного самоуправления. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах

      Основы государственной и муниципальной социальной политики

      Муниципальная служба: понятие, признаки, правовая регламентация, прохождение. Муниципальные должности и квалификации муниципальных служащих

      Специфика муниципального управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Особенности управления в муниципальной сфере

      Эффективность муниципального управления: оценка, критерии и измерители. Определение эффективности организации муниципального управления

      Организационная структура местной администрации

      Муниципальная деятельность и муниципальная политика

      Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении

      Устав муниципального образования как его основной нормативно - правовой акт. Положения устава муниципального образования

      Муниципальные услуги: характеристика, классификация, измерители объема и результативности. Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг

      Кадровое обеспечение муниципального управления

      Информационное обеспечение муниципального управления

      Разработка и реализация государственной политики

    Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивающие защиту и воспроизводство целостности государства и его основных институтов. Преимущественным направлением вектора государственного управления является направление “сверху вниз”, в связи, с чем государство берет на себя право реализации общественного интереса в развитии составляющих его территориальных образований.

    Государственное управление – это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его подданных. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса лежит необходимость исполнения нескольких функций: защитной, оборонной, социальной, правовой, экономической, политической и арбитражной.

    Системный характер государственного управления заключается в том, что он обеспечивает единство распорядительного (командно-административного) и партнерского (социально-консолидированного) начал в практике регулирования социальных отношений и процессов. В качестве системы государственное управление реализует несколько функций.

    1. Институциональную – через утверждение необходимых при решении государственных вопросов социально-экономических, политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий.

    2. Регулятивную – через системы норм и законов, которые призваны установить общие правила, регулирующие поведение субъектов.

    3. Целеполагающую – через разработку и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического развития путем реализации поддерживаемых большинством населения программ.

    4. Функциональную – через разработку и реализацию действий, направленных на поддержку всей хозяйственной инфраструктуры государства в лице ее ведущих отраслей.

    5. Идеологическую – через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.

    Основными принципами формирования системы государственного управления являются:

    ♦ принцип разделения властей предполагает разделение единоличной государственной власти на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата.

    ♦ принцип комплементарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням.

    ♦ принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти

    ♦ принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака государства.

    ♦ принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия городского населения в принятии решений государственного и муниципального значения

    ♦ принцип гомогенности - преимущество федерального права перед региональным..

    Государственное управление представляет собой сложный процесс взаимодействия основополагающих элементов, результатом которого становится особая система государственного управления, обусловливающая способ и характер взаимодействия составляющих ее социальных институтов. Основу системы государственного управления составляют четыре элемента: власть, управление, территория и экономическая система.

    Власть определяет порядок избрания и характер осуществления функций управления государством, структуру взаимодействия между ключевыми политическими институтами. В системе государственного управления власть реализуется через форму правления, задающую типовые особенности функционирования исполнительных и представительных органов власти.

    Управление, будучи производной от власти, выражает комплекс правительственных акций, направленных на регулирование текущих социально-экономических и политических процессов. Управление воплощается в характере государственного вмешательства в экономическую жизнь, обеспечении политических прав граждан, содержании институтов гражданского общества и пр. Составным элементом государственной системы управления является политический режим, вбирающий в себя совокупность методов реализации функций государственной власти.

    Пространственные особенности территории оказывают особое влияние как на саму систему государственного управления, так и на характер экономической политики государства. Если территория государства занимает значительную площадь, то это требует создания большего числа управленческих уровней по территориальным образованиям в сравнении со странами, занимающими меньшую площадь. Кроме того, не последнюю роль в механизме государственного управления имеют географические особенности территории: рельеф, наличие водных артерий, климат и пр. Важнейшим средством ассимиляции территориальных особенностей в характер системы государственного управления является форма государственного устройства, определяющая структуру государственной власти с учетом региональных, этнических и географических особенностей местности.

    И наконец, экономическая система государства, служащая функциональной подсистемой государственного управления, способствует обеспечению функций рационального управления хозяйственной жизнью страны, удовлетворению базовых потребностей ее граждан, поддержке жизненно важных сфер производства и распределения продукции.

    В России создана многоступенчатая система политического управления. Данная ее особенность прослеживается в самых разных аспектах. Так, органы власти в РФ делятся на государственные и муниципальные. В ряде случаев они рассматриваются в едином контексте. Но, по Конституции, государственная и муниципальная власть в России должны функционировать независимо. Каковы критерии их разграничения?

    Соотнесение государственного и муниципального управления

    Прежде чем исследовать функции государственного и муниципального управления, рассмотрим то, каким образом соотносятся два рассматриваемых понятия. С чем связана в принципе необходимость их разграничения?

    Есть мнение, что государственное и муниципальное управление следует рассматривать в разных контекстах в силу того, что в Конституции РФ закреплены положения, по которым и то и другое должны быть разделены. То есть, исходя из логики основного закона России, государственное и муниципальное управление - две самостоятельные системы реализации политической власти. Но каковы фактические критерии их разграничения?

    Таковым может быть прежде всего механизм формирования властных органов. Если говорить о муниципальных органах управления - тех, что функционируют в городах и районах РФ, то соответствующие должности в них занимают люди, определяемые исходя из волеизъявления граждан соответствующих населенных пунктов. Мэр города или председатель горсовета не может быть назначен президентом РФ. В свою очередь, государственные органы власти вполне могут формироваться при непосредственном участии федеральных структур. Так, долгое время главы российских регионов назначались президентом РФ.

    Другой критерий, предопределяющий разграничение таких понятий, как муниципальное и государственное управление - задачи и функции соответствующих структур власти. В первом случае речь идет об эффективном управлении локальными экономическими и политическими процессами. Работа муниципальных органов власти в конкретном городе не предполагает непосредственного влияния на соответствующие активности в других населенных пунктах, даже соседствующих.

    В свою очередь, функции государства и государственного управления гораздо шире. Они предполагают решение задач национального масштаба, в ряде случаев выходящих и на международный уровень. Решения, принимаемые на уровне государственного управления, как правило, влияют на все локальные административно-политические единицы. Можно отметить, что в системе организации власти в РФ функции государства и государственного управления распределены на 2 уровня - федеральный и региональный. Часть полномочий политического центра отдается, таким образом, в субъекты РФ. Основной мотив здесь - лучшая приспособленность региональных властей к решению задач на конкретных территориях, знание ими локальных факторов, влияющих на успешность достижения поставленных целей.

    Некоторые функции государственного и муниципального управления могут совпадать. Прежде всего - в обоих случаях - перед властями ставится ключевая социальная задача, заключающаяся в обеспечении стабильного развития государства, высокого уровня жизни граждан, осуществлении хозяйственной модернизации. Общие функции государственного и муниципального управления - это эффективный сбор налогов, а также грамотное распределение бюджетных средств.

    Таким образом, два описываемых механизма реализации политической власти могут рассматриваться как в единых контекстах, так и при условии раздельного распределения функций.

    Подчинено ли муниципальное управление государственному?

    Данный вопрос вызывает дискуссии в среде юристов и экспертов. С одной стороны, понятие и функции государственного управления, исходя из положений Конституции РФ, следует рассматривать отдельно от соответствующих характеристик муниципальных механизмов. Любой закон, который бы обязывал, условно говоря, мэра города подчиняться непосредственно президенту РФ, мог бы рассматриваться как противоречащий Конституции России.

    Вместе с тем функции государственного управления в части бюджетной политики, реализации федеральных программ часто предполагают как раз таки подотчетность муниципалитетов госструктурам. Если на уровень локального бюджета были переведены некие денежные средства из государственных резервов, то они должны быть израсходованы целевым образом. Аналогично федеральные программы должны эффективно реализовываться на муниципальном уровне.

    Таким образом, понятие и функции государственного управления в РФ могут, с одной стороны, не предполагать никакой подчиненной роли муниципалитетов, с другой - на практике коммуникации между органами власти на различном уровне могут характеризоваться подотчетностью локальных структур федеральным (либо региональным, которые также входят в систему государственной власти). В свою очередь, органы власти субъектов РФ - министерства, территориальные представительства агентств и служб полностью подотчетны политическому центру. Вместе с тем регионы могут характеризоваться большей, чем муниципалитеты, бюджетной самостоятельностью относительно федеральных финансовых ресурсов.

    Выраженная субординация при соотнесении полномочий государственных и муниципальных структур власти наблюдается в сфере правового регулирования. Локальные законы должны полностью соответствовать тем, что принимаются политическим центром. Городской парламент не может выпустить акт, который бы противоречил положениям региональных либо федеральных источников.

    Структура государственного и муниципального управления

    Для начала рассмотрим основные элементы структуры, что формируют институт государственного и муниципального управления в России. Таковыми можно считать: субъект, объект, а также содержание. Какова специфика первого элемента?

    Субъектом государственного (муниципального) управления принято считать некий орган власти: мэрию, городской совет, парламент, региональную либо федеральную структуру власти. Они могут действовать в пределах своих полномочий, которые закреплены в различных источниках права.

    Объектами государственного либо муниципального управления можно считать социальные отношения между гражданами, организациями и органами власти - федеральными, региональными, муниципальными. Соответствующие правоотношения регулируются посредством издания законов и норм, также распределенных по трем указанным уровням. Данные источники права должны носить публичный характер.

    Функции государственного управления либо соответствующие характеристики муниципальных политических механизмов должны определяться самими гражданами в ходе демократических процедур, либо компетентными субъектами, которым люди делегируют право осуществлять необходимые активности.

    Содержание управления на уровне государства и муниципалитетов

    Рассмотрим специфику содержания рассматриваемых разновидностей политических механизмов. На что стоит обратить внимание в первую очередь?

    Содержание соответствующих активностей во многом определяют отдельные функции государственного управления. Такие как, например, контроль над исполнением бюджета. В этом случае содержание государственного управления будет включать процедуры формирования целей и решения задач, связанных с оптимизацией сбора налогов или повышения эффективности распределения финансовых ресурсов.

    Демократические механизмы в государственном и муниципальном управлении

    Итак, функции государственного управления РФ могут быть выполнены только при условии легитимного формирования соответствующих органов власти. В Конституции России и иных ключевых правовых актах ведущая роль в данных активностях отведена гражданам. Именно их волеизъявление - определяющий фактор в формировании государственных и муниципальных органов власти, в назначении на соответствующие должности определенных лиц.

    Что касается локальных политических структур, то демократические процедуры, что предусмотрены российским законодательством, в данном случае могут быть реализованы посредством двух основных механизмов. Во-первых, это прямые выборы исполнительных органов муниципальной власти. Таковым чаще всего является администрация города или мэрия. В рамках прямого механизма граждане сами решают, кто будет мэром. Во-вторых, это назначение главы администрации города парламентскими структурами соответствующего населенного пункта. В свою очередь, депутаты локального законодательного собрания в этом случае должны избираться гражданами. В-третьих, обе ветви власти в городе - исполнительная и законодательная, могут формироваться при непосредственном участии граждан.

    Выбор конкретного механизма зависит от особенностей культуры политического участия в том или ином населенном пункте, от специфики распределения полномочий между мэрией и парламентом в конкретном городе.

    Функции государственного управления, как мы отметили в начале статьи, как правило, гораздо шире, чем в случае с соответствующими характеристиками муниципальных политических механизмов. Поэтому предполагается весьма активное участие граждан в формировании ветвей власти на уровне региона или политического центра. В первом случае жители конкретного субъекта РФ могут выбирать как главу региона, так и депутатов парламента. Если речь идет о политическом центре - граждане выбирают президента, возглавляющего исполнительную ветвь власти, а также формируют состав одной из палат Федерального Собрания - Госдумы.

    Законодательные и исполнительные органы на различных уровнях

    Мы изучили то, как формируются органы государственной и муниципальной власти в России. Мы выявили, что в обоих случаях речь идет о создании как законодательных, так и исполнительных структур. Но будут ли различаться функции между таковыми, если сопоставлять соответствующие политические институты на разных уровнях власти? Насколько схожи функции исполнительных органов государственного управления с таковыми, что характеризуют муниципальные структуры?

    Если речь идет о федеральных и региональных структурах, то главная их задача - обеспечивать эффективное применение положений источников права, принятых на законодательном уровне политическим центром и парламентами субъектов РФ соответственно. В свою очередь, муниципальные органы исполнительной власти должны внедрять в практику законы, утвержденные местными законодательными структурами - например, городскими советами. Таким образом, сферы и функции государственного управления и муниципального в части соотнесения законодательных и исполнительных органов в целом очень схожи. Основное различие между ними - в уровнях источников права. Муниципальные исполнительные органы обеспечивают реализацию только локальных законов и норм. Региональные и федеральные - тех источников права, что приняты парламентами субъекта РФ и политического центра соответственно. Основной критерий, которому должны соответствовать законы первого типа - отсутствие противоречий с положениями источников права второго и третьего типа.

    Подотчетны ли законодательные структуры муниципалитетов таковым, что функционируют на уровне субъекта или политического центра? Можно отметить, что локальные парламенты в РФ могут работать практически полностью автономно. Самый главный критерий, которому должны соответствовать их активности, мы определили выше - издаваемые муниципальными парламентами законы не должны противоречить государственным, что принимаются на уровне регионов или политического центра.

    То же можно сказать и об исполнительной власти в муниципалитетах. Прямой подотчетности мэры городов перед региональными и федеральными структурами не имеют. Вместе с тем на практике участие муниципалитетов в федеральных и региональных программах может предполагать формирование дополнительных механизмов ответственности местных органов исполнительной власти перед государственными.

    Какова специфика судебных органов власти на муниципальном, региональном и федеральном уровне? Можно отметить, что соответствующая ветвь политического управления в РФ характеризуется гораздо более строгой субординацией, чем при сопоставлении законодательных и исполнительных структур (в большей степени, конечно, здесь прослеживается схожесть со спецификой коммуникации институтов второго типа). Решения судов первой инстанции, локализованных в конкретных муниципалитетах, могут пересматриваться на уровне региональных структур, а после - федеральных.

    Специфика местного самоуправления

    Изучив то, что представляют собой структура и функции государственного управления, мы можем рассмотреть специфику политических механизмов, реализуемых конкретно на муниципальном уровне.

    Так, для начала исследуем трактовки соответствующего понятия, что распространены в среде российских исследователей. Понятия «местное самоуправление» и «муниципальное управление» можно считать синонимами. Для определения соответствующих терминов мы можем обратиться к положениям Европейской хартии о местном самоуправлении. Так, рассматриваемое понятие можно трактовать как право, а также реальную способность локальных органов регламентировать значительный объем государственных дел и управлять ими, функционируя в рамках закона, при готовности брать ответственность и действиях в местных интересах.

    Муниципальное управление, как мы отметили выше, в Конституции РФ отделено от государственного. Фактически же его самостоятельность прослеживается не во всех сферах, но во многих аспектах.

    Основные критерии местного самоуправления, которые выделяют российские исследователи:

    • автономность административного контроля муниципального органа власти над локальной территорией;
    • отсутствие строгой подотчетности муниципального органа власти государственному;
    • участие граждан города или района в локальных политических процессах, гарантии предоставления социальной защиты жителям муниципалитета со стороны местных органов власти.

    Соотнесение государственной и муниципальной службы

    Следующий аспект, в котором полезно будет рассмотреть функции системы государственного управления, а также муниципальных политических механизмов - специфика соответствующих видов гражданской службы. Дело в том, что не все должности в структурах власти на том или ином уровне выборные. Значительный процент сотрудников соответствующих учреждений - назначаются на свою должность в рамках служебных контрактов.

    Насколько велика разница между государственной и муниципальной службой? В принципе, закономерность здесь схожа с таковой, что характеризует соотнесение исполнительных и законодательных ветвей власти на разных уровнях. Госслужащие - как на государственных должностях, так и на муниципальных, в принципе, могут заниматься одной и той же работой. Их позиции могут звучать совершенно одинаково. Это неудивительно, поскольку ключевые функции органов государственного управления и муниципальных политических механизмов, в принципе, совпадают.

    Касательно российских служащих - к ним предъявляются практически одинаковые требования в части профессиональной компетентности при поступлении на службу и заключении соответствующего контракта вне зависимости от уровня функционирования того или иного органа власти. В свою очередь, практическое содержание деятельности служащих на государственных и муниципальных должностях может различаться в силу разности правовой базы, составляющей основу работы специалистов на соответствующих должностях. Предполагается, что госслужащие будут опираться в своей деятельности главным образом на федеральные и региональные законы. Сотрудники на соответствующих должностях в органах муниципальной власти будут задействовать чаще всего локальные источники права, утверждаемые парламентами городов и районов.

    Госслужащие в своей деятельности, как правило, подотчетны вышестоящим структурам власти. Например, человек, работающий в Министерстве финансов Республики Башкортостан, должен будет согласовывать свои активности с Минфином РФ. В свою очередь, гражданин, занимающий должность муниципального служащего в Комитете по финансам, налоговой и кредитной политике Барнаула, будет обязан подчиняться распоряжения Минфина РФ только в случае, если это прямо предписывается тем или иным источником права.

    Таким образом, основные функции государственного управления находят отражение также и на уровне муниципальных политических процессов. Однако, непосредственное содержание активностей на разных уровнях может быть несхожим в силу различающейся правовой базы, которая лежит в основе деятельности служащих и выборных лиц.

    Государственное управление на предприятии

    В России значительный процент предприятий находится во владении государства. Какова специфика организации менеджмента в таких фирмах? Функции государственного управления организацией, осуществляющей те или иные коммерческие активности, конечно же, будут значительно отличаться от таковых, что характерны для политических процессов. В некоторых аспектах между ними можно находить корреляцию - например, если речь идет о решении социальных задач, связанных с трудоустройством граждан или экономическим развитием региона. Но функции управления предприятием, осуществляемого государством, будут характеризоваться, прежде всего, решением хозяйственных задач. Таких как повышение рентабельности производства, поиск новых партнеров, поставщиков, освоение перспективных рынков сбыта и т. д. В этом смысле государственные предприятия могут задействовать схемы менеджмента, свойственные для частных структур.

    На госпредприятиях в общем случае не предполагается формирования должностей, на которые назначаются люди в рамках служебных контрактов. Как правило, сотрудники соответствующего типа компаний заключают трудовые договоры с работодателем. В некоторых сегментах экономической деятельности подходы государственных и частных предприятий и вовсе трудно различимы - например, в банковской сфере. То же самое, вероятно, можно сказать о нефтегазовом секторе. Вместе с тем в ряде случаев функции и методы государственного управления все же могут внедряться практику менеджмента на госпредприятиях. Например, это может касаться выстраивания отношений между управляющими структурами фирмы по вертикали - так как это происходит, например, в случае взаимодействия федеральных и региональных органов власти.

    План

    Лекция 2. ГиМУ и государственная служба

    1. Субъект, объект и содержание ГиМУ

    2. Государственная служба и органы государственного и муниципального управления

    I. Субъект, объект и содержание ГиМУ

    Конкретным субъектом государственного или муниципального управления является соответствующий орган, должностное лицо государства или местного самоуправления. Существует огромное разнообразие органов государства (от парламента до местного отдела министерства внутренних дел) и должностных лиц (от президента до начальника паспортного стола местного отделения милиции). В федеративных государствах государственной властью (правда, несуверенной) обладают такие субъекты федерации, которые имеют свои законодательные и исполнительные органы, свою государственную службу. В местном самоуправлении существуют различные органы (представительный орган - совет, комитет и т.д., местная администрация), муниципальная служба.

    Объект государственного и муниципального управления - это общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение. Иногда общественное значение могут приобрести и личные отношения (например, алиментные обязанности детей в отношении престарелых родителей или запрет детям, не достигшим определенного возраста, посещать некоторые кинофильмы). В этом случае такие отношения могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию, т.е. с использованием публичной власти.

    В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. С целью ускоренного развития какой-либо отрасли, определенного объекта устанавливаются преференции (предпочтения) для нее, предоставляются государственные или муниципальные инвестиции. Государство (путем судебного решения) может запретить политическую партию за ее антиконституционную деятельность, а мэрия - не разрешить политическую демонстрацию с националистическими лозунгами, запретить пропаганду экстремистской идеологии и т.д.

    Те или иные органы и должностные лица могут применять только такие средства государственного и муниципального управления, которые разрешены им законом (и в соответствии с ним уставом муниципального образования). Различные виды органов и должностные лица используют неодинаковые способы государственного и муниципального управления и каждый из них - те способы и в тех рамках, которые установлены соответствующим правовым актом.



    Элементы государственного и муниципального управления:

    2. обоснованность управленческого решения,

    3. стабильность

    4. ресурсы управления

    5. сроки выполнения

    6. институты

    7. прямые и обратные связи.

    Всистеме управления важнейшее значение занимают его цели. Есть конкретные цели (организующая деятельность по ремонту местной дороги), а есть цели глобального порядка, которые должны сообразовываться с общечеловеческими ценностями (свобода, демократия, социальная справедливость и т.д.). Цели должны быть реальны и выполнимы. Бесполезно заниматься управленческой деятельностью, если цель невыполнима сама по себе (например, быстро построить коммунизм в Китае путем «большого скачка» в 70-80-х гг. XX в.).

    Цели управления определяют суть управленческого решения: выбор действий, при помощи которых цели должны быть достигнуты.

    Важнейшее значение имеет обоснованность управленческого решения. В таком решении, возможно, полно следует учесть все обстоятельства, имеющее как прямое, так и косвенное отношение к решаемой задаче, факторы благоприятствующие и противодействующие.

    Для достижения успеха важное значение имеет стабильность управления. Не авралы, а настойчивая последовательная работа приносит результат. С этой точки зрения необходимо заранее просчитывать эффективность управления: достижение наилучших результатов в возможно короткий срок с наименьшими затратами материальных ресурсов и управленческой энергии. Эффективность не связана с количественной стороной управления: слишком много управления (излишек управления) так же плохо, как и его недостаточность (мало управления).

    Важнейшей материальной базой управления являются ресурсы управления (наличие соответствующих органов, кадров, финансовых возможностей, управленческой техники и т.д.). Они различны в государственном и муниципальном управлении. Решая ту или иную управленческую задачу, важно оценить предварительно наличие ресурсов (в том числе не только материальных, а и духовных).

    Важное значение имеют сроки. Управленческая задача должна быть решена в срок. В противном случае может оказаться, что ее решение запоздало и просто больше не нужно.

    В государственном и муниципальном управлении могут использоваться институты. В странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, Оман и др.) важнейшую роль в управлении играют религиозные нормы. В некоторых странах для управления используются общественные объединения (например, многие функции по контролю за охраной труда переданы в России профсоюзам, во Франции арбитраж по торговым делам могут осуществлять предпринимательские союзы и др.).

    Прямые и обратные связи в управлении. Воздействие управляющего субъекта (органа, должностного лица и т.д.) на объект - это установление его прямых связей с объектом. Такое воздействие может быть постоянным (например, подчиненность по службе), эпизодическим или временным (например, введение чрезвычайного положения на срок 30 суток в определенном регионе России). Оно может быть активным, даже силовым (мероприятия государственных органов по прекращению забастовки, признанной судом незаконной), а может быть мягким «управлением дирижера» или вовсе внешне незаметным. Для хорошо отлаженного управления характерно именно последнее. Не авралы и штурмы, чрезвычайные и экстренные меры, а текущая, незаметная, на первый взгляд, управленческая работа всегда дает наилучший эффект. Конечно, в чрезвычайных ситуациях необходимы и чрезвычайные меры, когда формы прямого управления резко изменяются. Однако применять их следует крайне осторожно, так как они могут разрушить управленческий механизм.

    Поскольку воздействие субъекта на объект имеет место, то объект на него реагирует (если воздействие оказалось незамеченным, то управление, по существу, отсутствует). Объект может не изменить свое поведение (например, органы охраны правопорядка требуют от организатора демонстрации возвратиться на утвержденный маршрут, но они продолжают направлять движение по закрытым для этого улицам), а может изменить. Такие изменения могут соответствовать воле управляющего субъекта - реакция согласия, подчинения (гражданин своевременно представляет декларацию о своих доходах в налоговое ведомство, правительство Италии уходит в отставку в результате вотума недоверия, принятого парламентом), но могут и не соответствовать (реакция несогласия), приобретая форму не только неповиновения . (продолжение собрания, которое полиция требует закрыть), но и активного противодействия (нападение демонстрантов на полицию). В этом случае прямые связи меняют свой характер, на первый, план в них выступает принуждение, а то и прямое насилие. Так было во многих странах в условиях военных диктатур, тоталитарных режимов.

    Воздействие субъекта (органа, должностного лица и т.д.) на объект управления порождает обратные связи. К субъекту управления поступает информация о поведении объекта, о выполнении (невыполнении) управленческих «команд».

    Способы выражения обратных связей могут быть активными (действия в знак согласия с управленческим решением, протест) и пассивными (текущая информация). Они многообразны: например, поддержка или отклонение на референдуме проекта закона, демонстрация протеста, отказ избирателей голосовать на выборах за кандидатуру прежнего или предлагаемого губернатора, критика действий правительства в печати и т.д. В западной литературе особенно действенным способом активных обратных связей считается партиципация - добровольное участие населения в правительственных проектах и мероприятиях местного самоуправления.

    Непосредственная демократия :

    2. отзыв депутатов избирателями

    3. референдум

    4. народная законодательная (правотворческая) инициатива

    5. народные обсуждения важных вопросов государственной жизни

    6. гражданская инициатива

    7. массовая демонстрация с требованиями к правительству

    8. требования, выдвинутые на сельском сходе

    9. простое обращение гражданина в орган государственной власти или местного самоуправления.

    Государственное и муниципальное управление не ограничивается деятельностью его органов и должностных лиц. Оно осуществляется и при участии (нередко решающем) институтов непосредственной демократии. К их числу относятся выборы, когда граждане решают, какая партия будет формировать правительство (в парламентарной монархии Великобритании или в парламентарной республике Германии), кто займет высший государственный пост (пост президента в России). Участие граждан в управлении осуществляется путем отзыва депутатов избирателями (в России нельзя отзывать членов Государственной Думы, но можно - депутатов законодательных органов в некоторых субъектах РФ и депутатов муниципальных образований). В некоторых субъектах РФ, в муниципальных образованиях возможен также досрочный отзыв избранных должностных лиц. Путем голосования на референдуме граждане могут принять конституцию, определяющую всю систему управления страной (например, в России в 1993 г.) или иной закон. На местных референдумах во многих муниципальных образованиях России принимались их уставы. Референдум может быть не только решающим, но и консультативным (результаты голосования в данном случае не обязательны для государственных органов).

    Новый закон (местный нормативный акт) можно предложить путем народной законодательной (правотворческой) инициативы, для чего необходимо собрать определенное количество подписей избирателей в поддержку такого акта (например, в Италии 500 тыс.; для закона, для нормативного акта местного органа самоуправления в некоторых муниципальных образованиях в России достаточно 200 подписей).

    Применяются народные обсуждения важных вопросов государственной жизни (в России порядок их проведения регулируется специальным правовым актом).

    В России в местном самоуправлении используется гражданская инициатива - непосредственное обращение группы граждан к органам управления с предложением каких-либо мер. В последние годы во многих демократических странах принято законодательство об «открытых окнах». Это значит, что каждый гражданин за небольшую плату (в Японии - 2-3 долл. США) вправе получить копию любого управленческого акта, включая решение правительства, если акт не имеет секретного характера (есть правила засекречивания). Существует множество других форм. Массовая демонстрация с требованиями к правительству, требования, выдвинутые на сельском сходе, простое обращение гражданина в орган государственной власти или местного самоуправления могут стать формой непосредственного участия в управлении.

    Одной из основных задач государственного управления является формирование кадрового потенциала государственных органов. При данном подходе внутри государственного управления выделяется государственная служба, которая представляет собой важнейшую область теории государственного управления.

    Цели государственной службы
    Государственно-политические · выполнение конституционных требований о государственной поддержке социальной сферы · реализация обязательств государства по обеспечению определенного уровня жизни, удовлетворению материальных потребностей людей · обеспечение благосостояния общества
    Экономические · повышение эффективности государственного управления экономикой · осуществление от имени государства управления государственной собственностью · поддержка предпринимательства · обеспечение финансирования затрат на государственную службу · снижение затрат на содержание государственного аппарата
    Социальные · исполнение и обеспечение полномочий государства и его органов · решение общегосударственных задач управления · выполнение публичных дел · практическое осуществление функций государства · создание условий для связи государственного аппарата с народом
    Правовые · обеспечение соблюдения законодательства государства · создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата
    Организационные · организационно-техническое обеспечение органов государственной власти · профессионализация государственного аппарата · совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе · приведение структуры государственного аппарата в соответствие с задачами государственной службы

    Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

    Основные принципы государственной службы закреплены в конституции РФ и в законе РФ об основах государственной службы.

    Данный закон выделяет 12 принципов:

    1. Верховенство конституции РФ и ФЗ над иными нормативно-правовыми актами и инструкциями.

    2. Приоритет прав и свобод человека.

    3. Единство системы государственной власти при разграничении предметов ведения между РФ и ее субъектов.

    4. Разделение властей.

    5. Равный доступ граждан к государственной службе.

    6. Принцип обязательности для государственных служащих решений вышестоящих органов.

    7. Единство основных требований предъявляемых в государственной службе.

    8. Профессионализм и компетентность.

    9. Гласность.

    10. Ответственность государственных служащих.

    11. Внепартийность и отделение религиозных объединений от государства.

    12. Стабильность кадров.

    В соответствии с ФЗ к особенностям государственного управления относятся следующие:

    1. Государственное управление представляет собой конкретный вид деятельности по осуществлению государственной власти, которая имеет определенную специфику и отличает его от др. форм и видов осуществления государственной власти.

    2. Государственное управление – это деятельность исполнительно-распорядительного характера, т.е. главным ее выражением является исполнение нормативно - правовых актов при помощи юридически властных средств.

    3. Государственное управление осуществляют специально созданные государственные органы.

    4. Государственное управление – это исполнительная деятельность, которая осуществляется в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

    5. Государственное управление как деятельность должна осуществляться на основе законов и нормативных актов. В отличие от государственного управления бюрократическое управление – это управление, которое должно следовать детально разработанным правилам и предписаниям, установленным властью вышестоящего органа, обязанность бюрократа выполнять то, что велят ему эти правила и предписания. Его свобода действовать в соответствии с собственными убеждениями ограничена.

    6. Государственное управление характеризуется признаком вертикальности или иерархичности, система исполнительно-распорядительных органов, следовательно, система гос. службы должна быть также построена на отношениях субординации и подчинения.

    7. Реализация органами исполнительной власти своих юридически властных полномочий осуществляются в административном, т.е. во внесудебном порядке.

    8. Возможность административного правотворчества подразумевает сочетание правоприменения и правоустановления.

    Органы государственного управления: Администрация Президента РФ (исполнительный аппарат), Государственный совет РФ (совещательный орган), Правительство РФ (орган федеральной исполнительной власти), Федеральное Собрание – парламент РФ – (законодательно – представительный орган), Федеральное Собрание состоит из двух палат Государственная Дума (нижняя палата, представляет интересы народа России в целом) и Совет Федерации (верхняя палата, обеспечивает интересы).

    Местные органы власти – это органы местного управления, включенные в общую систему органов государственной власти.

    Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган МО, Глава муниципального образования, местная администрация (Исполнительный комитет), контрольный орган МО (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и т.д.), Городской Совет.

    Принцип государственного управления, установленный Конституцией РФ 1993 года, - принцип разделения власти при ее осуществлении , предопределяет существование особых видов государственной службы:

    · государственной службы в органах представительной (законодательной) власти;

    · государственной службы в органах исполнительной власти;

    · государственной службы в органах судебной власти.

    Характерной особенностью в функционировании видов государственной службы являются различия в компетенции и предметах ведения органов государственной власти, то есть в содержании государственно-властных функций, обеспечиваемых государственно-служебной деятельностью.

    Общая или общеадминистративная государственная служба – это служба в органах государственной власти общей компетенции. Содержание государственно-служебной деятельности в них не отличается однородной функционально-профессиональной спецификой. К этому подвиду относятся:

    · президентская государственная служба в Администрации Президента РФ, в том числе аппаратах Совета Безопасности, Представительствах Президента по федеральным округам, Управлении делами Президента РФ, в аппаратах (администрациях) высших должностных лиц субъектов РФ;

    · парламентская государственная служба в аппаратах палат Федерального Собрания РФ, в аппаратах Законодательных Собраний (парламентов) субъектов РФ;

    · правительственная государственная служба в аппарате Правительства РФ; в аппаратах правительств (администраций) субъектов РФ, а также исполнительная государственная служба в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ, регулирующих различные сферы деятельности. Исполнительная государственная служба создается и осуществляется с непременным учетом функционального многообразия отраслевой специфики сфер государственной деятельности. Для регулирования этого вида государственной службы характерно то, что оно обычно ведется системно, охватывая службу в органах всех уровней или отдельной сферы (отрасли) управления в целом.

    Специализированная государственная служба предназначена для реализации особо установленных полномочий государственными служащими с соответствующей профессиональной специализацией, которые исполняют должностные обязанности в органах государственной власти, имеющих особую (специальную) компетенцию, как правило, для выполнения преимущественно однородной деятельности (по соответствующим предметам ведения). Специализированная государственная служба выделяется как вид гражданской службы в зависимости от функциональной специфики и особенностей компетенции государственных органов власти, а также специального профессионального образования, необходимого для исполнения полномочий по соответствующим должностям государственной службы.

    В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти РФ (ст. 5) и органов государственной власти субъектов РФ (ст. 6) в области местного самоуправления.

    Согласно ст. 3 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» граждане имеют равные права на осуществление МСУ как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка и происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

    Следует отметить, что МСУ не является замкнутым для государства образованием, как бы «государством в государстве». Согласно ст. 132 Конституции РФ органы МСУ могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль над соответствием действий органов МСУ при решении вопросов местного значения Конституции РФ, законодательству РФ, законодательству субъектов РФ.

    МСУ не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо МСУ – это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Следовательно, муниципальная власти и власть государственная – это две формы власти народа.

    Основные признаки МСУ:

    1. МСУ имеет особый субъект: население МО;

    2. МСУ – особая форма демократического механизма управления обществом и государством;

    3. МСУ имеет особый объект управления: вопросы местного значения;

    4. МСУ имеет особую форму организации и осуществления власти: самостоятельность;

    5. МСУ осуществляет свою деятельность под собственную ответственность.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: