Когда выйдет новый закон о пенсиях. Новые законы о пенсиях.

Развитие экономического кризиса вынуждает чиновников сокращать расходы. Оптимизации подлежат практически все статьи расходов, в том числе направленные на пенсионное обеспечение. Последние новости свидетельствуют о масштабных изменениях в принципах выплаты пенсий в 2017 году, которые обсуждаются в правительстве.

Кризисная пенсия

Падение нефтяных котировок привело к снижению доходов от экспорта «черного золота». В результате проявились структурные проблемы отечественной экономики. Когда стоимость барреля удерживалась выше 100 долларов, с выполнением социальных обязательств не возникало трудностей. В нынешних условиях проблемы пенсионной системы выходят на первый план. Без кардинальных реформ сбалансировать бюджет Пенсионного фонда будет крайне проблематично.

Когда человек выбирает пенсионное накопление, его работодатель передает те же взносы в Содру до настоящего времени, в то время как «Содра» платит необходимые средства на личные счета в пенсионных накопительных компаниях. Таким образом, лица, которые участвуют в пенсионном накоплении, получат пенсии из двух источников - из Содры и отдельных частных пенсионных накопительных компаний.

Для тех, кто решил не участвовать в накоплении пенсий, пенсии будут рассчитываться по-прежнему. Для тех, кто принимает участие в пенсионных фондах, пенсия будет рассчитываться по-разному: за период до участия в пенсионном фонде пенсия по государственному социальному страхованию будет рассчитываться в полном объеме, а с момента участия в пенсионном фонде будет рассчитываться пропорционально более низким взносам, и лицо получит дополнительные выплаты из пенсионного фонда.

Экономия на пенсионном обеспечении началась еще в прошлом году, когда правительство отказалось идти на полноценную индексацию страховых пенсий. В результате в феврале текущего года выплаты были повышены на 4%. При этом инфляция по итогам 2015 года достигла отметки 12%. В правительстве допускают повторную индексацию пенсий в 2016 году, при условии улучшению экономической ситуации.

Кроме того, хотя предлагаемый пенсионный возраст позволит участникам получать пособия только тогда, когда они достигают пенсионного возраста, в Законе предусмотрены определенные исключения для лиц, которые полностью отключены. В этом случае таким лицам будет разрешено собирать сумму, начисленную на их счет, и ее инвестиционную выгоду.

Также важно, чтобы активы, накопленные персональной пенсионной накопительной компанией, рассматривались как личное имущество с правом наследования, т.е. если человек умирает, его родственники приобретают в установленном порядке право накапливать пенсионные активы пенсионной накопительной компании, оставшейся в живых. Это обстоятельство должно поощрять жителей платить взносы на социальное страхование.

Кроме того, индексация не коснулась работающих пенсионеров. Еще на год продлена заморозка пенсий, что вызывает обоснованную критику со стороны экспертов.

С 1 января 2017 года стартует повышение пенсионного возраста для госслужащих – выход на пенсию для мужчин и женщин возможен соответственно с 65 и 63 лет. Данная мера затронет свыше 70 тыс. граждан.

Таким образом, в первый год накопленные средства будут небольшими и будут расти постепенно, поэтому литовский финансовый рынок легко сможет использовать эти средства. Это связано с ожидаемым краткосрочным улучшением демографической ситуации в стране - соотношение людей трудоспособного возраста и пенсионного возраста должно несколько возрасти. Это может привести к улучшению государственного бюджета Государственного фонда социального страхования и, в то же время, более благоприятному финансированию пенсионной реформы.

Цена реформы в первый год может составить от 20 миллионов. Лейтенант - в зависимости от количества членов накопительной пенсионной системы. Основываясь на опыте подобных реформ пенсионной системы в Латвии и Эстонии, где пенсионное накопление было выбрано всего 5-6%. Около 20 миллионов. Это намного превысило прогнозы прогноза. Подписание контрактов в этом году не так интенсивно, как в прошлом году. Ожидается, что в этом году большинство людей решит принять участие в новой системе накопления в мае-июне.

Неизбежность реформ

Реформирование действующей пенсионной системы необходимо осуществить до конца года, считает экс-глава Минфина Алексей Кудрин. Власти должны определиться с ключевыми параметрами и пересмотреть принципы социального обеспечения.

Действующие принципы пенсионного обеспечения не соответствуют экономическим реалиям, что вынуждает чиновников каждый год вносить очередные изменения. Подобная практика увеличивает уровень неопределенности, что оказывает негативное воздействие на российскую экономику.

Таким образом, в Литве пенсионная реформа представляет собой постепенный переход от нынешней перераспределительной пенсионной системы к схемам пенсионного страхования на основе начислений. Каждый может накапливать пенсию на своем личном счете, который может быть открыт в выбранном пенсионном фонде или компании по страхованию жизни. Пенсионные накопительные компании осуществляют инвестиционную деятельность, инвестируют и зарабатывают проценты по накопленным средствам. Затем лицо, достигшее пенсионного возраста, получит пенсию, размер которой будет зависеть от суммы выплаченных взносов и процентов, полученных компаниями пенсионного накопления.

Ежегодная заморозка добровольных накоплений может подорвать доверие к данному инструменту. Общий объем накопленных средств достигает 3,7 трлн руб. Данные ресурсы инвестируются в развитие экономики, однако неопределенность с дальнейшей судьбой накоплений приведет к последующему оттоку средств.

Кроме того, в нынешних условиях правительство не сможет обеспечить стабильное повышение пенсий. Количество пенсионеров на одного рабочего продолжает увеличиваться, что в среднесрочной перспективе угрожает устойчивости выбранной модели пенсионного обеспечения.

Согласно опыту стран мира, пенсии, финансируемые за счет накопления, выше, чем те, которые получены из государственных схем перераспределения, при этом одинаковая ставка взносов. Основная причина - эффект накопления - вклады вкладываются вместе с уже накопленным капиталом. Он добавляется и зарабатывает больше денег в долгосрочной перспективе.

В будущем этот пенсионный план позволит работникам сократить бремя финансирования пенсий, что будет возрастать по мере ухудшения демографической ситуации. Итак, если часть пенсии по старости должна быть спасена, бремя сохранения пенсионеров в будущем будет уменьшаться, поскольку сами пенсионеры будут накапливать свой выход на пенсию.

Профильные министерства продолжают обсуждать возможные варианты изменений существующих механизмов выплаты пенсий.

Инициативы Минфина и Минтруда

Проект реформы, предложенный профильными министерствами, отразится сразу на нескольких аспектах выплат пенсий в 2017 году. Чиновники предлагают пересмотреть основные подходы: действующие тарифы, правила индексации, добровольные взносы и компенсации из бюджета.

Кроме того, пенсионные взносы на основе начислений будут инвестированы в ценные бумаги, частично в недвижимость и банковские депозиты. Это увеличит предложение капитала и укрепит финансовую инфраструктуру. Все это положительно скажется на экономическом росте.

Степонавичене выделяет следующие преимущества и недостатки кумулятивного частного страхования. Эффективность: выплачивая одинаковые взносы, люди получат более высокие выгоды, чем сейчас. Жизнеспособность: взносы населения накапливаются и инвестируются вместо оплаченных только собранных.

Минфин рассчитывает повысить эффективность администрирования страховых взносов. Для этой цели сбором платежей будут заниматься представители Федеральной налоговой службы. Кроме того, чиновники планируют перейти на единый страховой тариф, по которому будет облагаться вся заработная плата.

В нынешних условиях, когда девальвация ускорила рост цен, ежегодная индексация пенсий на уровень инфляции является проблематичной. Чиновники продолжают обсуждение возможных вариантов изменения принципов индексации, однако окончательное решение еще не принято.

Продвижение народной инициативы: участники пенсионного фонда выбирают свой собственный фонд, принимают решение о программе. Мотивация к участию: Пенсионные фонды конкурируют за привлечение людей, что делает их более доступными, чтобы спасти их старость.

Не существует зависимости от демографической ситуации и структуры занятости. Позитивное влияние на рынок капитала страны. Сокращение роли государства: переход к накопительным частным пенсионным фондам означает приватизацию пенсионного обеспечения. Более низкий политический риск: обязательства несет менеджер фонда. Ни Сейм, ни Правительство не смогут либо изменить ставки платежей, либо произвести выплаты пенсионерам, которые не выплатили взносы.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркнул необходимость проведения полной индексации пенсий в 2017 году. При этом многое будет зависеть от темпов восстановления российской экономики. Ранее подобную идею озвучивали представители Минэкономразвития.

Изменения с 2017 года приведут к отмене пенсий для работающих пенсионеров. Также в Минфине предлагают пересмотреть принципы оформления досрочных пенсий. В частности учителя и медики лишатся права выходить на пенсию раньше установленного срока.

Правосудие: в совокупных фондах каждый человек собирает для себя, никто не пользуется привилегиями за счет других. Однако эксперт также указывает на определенные недостатки в пенсионной системе, основанные на накоплении. Инвестиционный риск: хотя риск уменьшается по закону, он по-прежнему остается.

Риск состоит в том, что не будет готовности участвовать в совокупных фондах. Это связано с высокой налоговой нагрузкой - у людей нет денег на спасение. Указанный Закон о пенсионной реформе устанавливает основные принципы взаимодействия пенсионной системы социального страхования и накопительной пенсии. Пенсионное накопление позволяет увеличить пенсии своих участников без увеличения ставки взносов социального страхования. Как показывает мировая практика, доходность капитала до сих пор была выше, чем рост заработной платы.


Минтруда выступает с инициативой изменения страховых тарифов. Действующий тариф составляет 22% от предельной базы (в 2016 году 796 тыс. руб.) и 10% от суммы превышения. Разрабатывается два варианта повышения тарифов:

  1. Увеличить ставку от базы до 26% и снизить тариф от суммы превышения до 8,75%. В таком случае поступления в Пенсионный фонд увеличатся на 56,4 млрд руб. в следующем году и более чем на 125 млрд в 2018 году.
  2. Сохранить базовый тариф на уровне 22% и ежегодно повышать ставку от превышения до 20% (на 2% в год). В результате поступления в 2017-2018 гг. увеличатся соответственно на 53 и 107 млрд руб.

Тариф для работников, занятых на опасном производстве, планируют повысить с 8 до 15%. Для сотрудников, работающих на вредном производстве, данный показатель будет увеличен с 2-7% до 5-11%.

Такое направление реформы побуждает людей избегать выплаты взносов по социальному страхованию, поскольку накопление организуется по индивидуальным счетам, в которых эти средства принадлежат застрахованным правом собственности. Кроме того, хорошо организованное пенсионное накопление способствует сохранению национальной экономики, укрепляет финансовую инфраструктуру страны, в то время как все это позволит экономике Литвы расти быстрее.

Таким образом, после реформы пенсионная система социального страхования должна состоять из двух различных финансируемых и управляемых этапов: государственного социального пенсионного страхования, финансируемого за счет текущих взносов и частного добровольного пенсионного страхования, финансируемого кумулятивным принципом.

Повышение страховых тарифов осложнит и без того трудное положение представителей бизнеса, считают в Минэкономразвития. Кроме того, данная инициатива ухудшит инвестиционную привлекательность российской экономики.

В свою очередь представители Минтруда предлагают повысить минимальный стаж для получения страховой пенсии до 30 лет. Данное нововведение позволит сэкономить до 60 млрд руб. бюджетных средств в течение трех лет.

В последнее время много дискуссий об альтернативах двум накопительным пенсионным фондам: должны ли пенсионные фонды быть обязательными или добровольными? Правительство представило Сейму новый законопроект о реформе пенсионной системы, основанный на принципе добровольного накопления. В отличие от предыдущей версии пенсионной реформы, новый проект предлагает разрешить жителям накапливать долю взносов на социальное страхование не только в пенсионных фондах, но и в компаниях по страхованию жизни.

Как и в прошлом, нынешняя реформа пенсионной системы получила различные оценки. Рюта Вайнене, вице-президент Литовского института свободного рынка, высоко оценивает новый проект реформы пенсионной реформы, просто потому, что пенсионное накопление не является обязательным. Если человек любит застраховаться исключительно государственным социальным страхованием, он не вынужден становиться участником совокупной системы. Он защищает себя от дискредитации нежелательной реформы, если обязательные пенсионеры не получат ожидаемого возвращения и избегут стимулов брать на себя общественную ответственность за частное накопление, потому что это чисто добровольное.

Отдельным вопросом, на котором настаивают представители экономического блока, является тема повышения пенсионного возраста. В частности необходимость данной меры подчеркивает глава МЭР Алексей Улюкаев. Однако представители Минтруда считают подобную инициативу преждевременной и не соответствующей принципам социальной справедливости.

Считается также, что взносы могут выплачиваться не только пенсионным фондам, которые еще не доступны, но также страховым компаниям, которые предоставляют аналогичную услугу пенсионным фондам. «Это похвально, - сказал Вайниене, - что нынешнее относительно хорошее состояние дохода Содры будет использоваться не для увеличения своих обязательств, а для финансирования недостающей системы».

По его мнению, обязательное накопительное пенсионное страхование немедленно создаст предпосылки для того, чтобы крупные пенсионные фонды появлялись и фактически работали. Однако государственный бюджет не будет обременять это, и его придется покрывать «Содра». Таким образом, не будет возможности увеличить текущие пенсии. И целью реформы пенсионной системы является достижение пенсии не менее 60%. заработная плата. Поскольку текущие затраты на реформирование пенсионной системы будут намного ниже, чем предыдущая версия пенсионной реформы, реализация этой цели является реалистичной. После принятия первого варианта, в первый год реформы, это стоило бы 360 миллионов для покрытия своих расходов.

Данные предложения будут обсуждаться на правительственном уровне, после чего будет сформирован итоговый список изменений механизмов выплаты пенсий в России, вступающих в действие в 2017 году. С учетом непопулярности некоторых мер, окончательное решение будет принято после выборов в Госдуму, считают эксперты.

Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.

Теперь, пожалуй, 20 миллионов будет достаточно. Потому что маловероятно, что начало реформы превысит 6%. Застрахованные лица, желающие принять в нем участие. По мнению Сысо, модель добровольного накопительного страхования превосходит обязательную, причем не только из-за более низких издержек, но и в принципе, потому что у нас уже есть обязательная «Содра».

Новый проект реформы пенсионной системы также подвергся критике. Его критикуют за то, что реформа была запущена слишком поздно, так что ее масштабы ничтожны, и поэтому люди не получают каких-либо ощутимых преимуществ. Отрицательным является тот факт, что потребуется определенная отдача от инвестиций.

Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ . Исходя из этого документа данный можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с , либо если они являлись таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

Член Сейма Раймундас Палайтис заявил, что «из-за этой конкретной пенсионной реформы пенсионные фонды не накапливаются, это будет только система страхования жизни». Несмотря на критику, автор поддерживает предлагаемое направление пенсионной реформы, основанное на принципе добровольчества. Похвально, что накопление не является обязательным. То есть, если человек любит застраховаться от государственного социального страхования, то он не вынужден переходить в накопительную систему. Таким образом, предотвращается дискредитация нежелательной реформы, если люди, вынужденные накапливать старость, не получат ожидаемого возвращения, избегая стимула взять на себя ответственность государства за частное накопление, поскольку это не является обязательным.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей .

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение , содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

Также стоит отметить такое понятие, как - период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали .

Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.

Основным изменением, которое принесла , явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами - это и .

Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия - теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.

Изменения в пенсионном законодательстве

является ежемесячной денежной выплатой, исчисленной исходя из средств в специальной части лицевого счета застрахованных лиц. Согласно статье 4 вышеуказанного закона, право на нее имеют граждане, у которых на специальной части лицевого счета находится сумма, равная, как минимум, 5% от суммы размера страховой пенсии на основном лицевом счете.

В случае, если у лица на накопительном счете менее 5% от этого размера, гражданин вправе получить всю эту сумму целиком (единовременно).

Размер накопительной пенсии может быть увеличен с помощью дополнительных страховых взносов, взносов по инициативе , а также по программе государственного софинансирования пенсии и других видов софинансирования. С помощью следующей формулы можно рассчитать, какую сумму ежемесячно будет получать гражданин:

НП = ПН / Т,

  • НП - размер накопительной пенсии;
  • ПН - сумма всех пенсионных накоплений в специальной части лицевого счета застрахованного лица;
  • Т - предполагаемый срок, в течение которого будет выплачиваться пенсия.

Прогноз дальнейшего существования действующей пенсионной системы

Санкции со стороны западных стран, падение цен на нефть и другие обстоятельства создали определенные трудности для экономики России. В связи с высказыванием премьер-министра Д.А. Медведева о том, что «для индексаций у нас денег нет не только для Крыма, у нас ни для кого их нет» , стоит подумать, насколько целесообразна была реформа 2015 года. Что ждет существующую



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: