Что такое наезд на пешехода согласно пдд. Наезд на пешехода считается одним из самых тяжелых правонарушений! Что же грозит водителю сбившего пешехода насмерть на (вне) пешеходного перехода? Действия человека, сидящего за рулем

В настоящей статье мы расскажем о распространённом виде ДТП – наезде на пешехода, также мы рассмотрим вопросы ответственности водителя, сбившего пешехода на пешеходном переходе, а равно и пешехода, переходящего дорогу в неустановленном месте или движущегося с нарушением ПДД РФ.

Наименее защищенными из всех участников дорожного движения являются пешеходы. Именно поэтому, большая часть от всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях приходится на эту категорию лиц. Как правило, ДТП с участием пешеходов характеризуются повышенной степенью тяжести последствий, в виде причинения вреда здоровью лёгкой, средней степени, тяжкого вреда или смерти.

По принятой терминологии под наездом на пешехода понимается дорожно-транспортное происшествие, при котором транспортное средство в процессе своего движения производит контактное взаимодействие с человеком, находящимся вне его габаритов. При этом в качестве последствий, согласно определения ДТП, погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб .

Правила дорожного движения определяют понятие пешехода – это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге, либо на пешеходной или вело-пешеходной дорожке и, не производящее на ней работу .

К пешеходам приравниваются:

  • инвалиды, движущиеся в колясках, не оборудованных двигателем;
  • люди, ведущие транспортные средства (велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску);
  • лица, передвигающиеся на роликовых коньках, самокатах, скейтбордах и пр.

Водители транспортных средств должны относиться к перечисленным категориям участников дорожного движения как к пешеходам, так как на них распространяются все требования и обязанности, предусмотренные разделом 4 ПДД РФ. Не являются пешеходами находящиеся на дороге водители транспортных средств, регулировщики, сотрудники ГИБДД, осуществляющие контроль за дорожным движением, работники аварийных и дорожных служб.

Анализ дорожно-транспортных происшествий - наездов на людей, находящихся на дороге, позволяет выделить наиболее распространённые нарушения, допускаемые пешеходами. К таковым относятся:

  • движение по проезжей части дороги при наличии тротуара;
  • движение по дороге во встречном направлении потоку транспортных средств;
  • переход дороги в неположенном (неустановленном ПДД РФ) месте, то есть, вне пешеходного перехода либо вне перекрестка;
  • создание помех движению транспорта;
  • выход на дорогу из-за предметов и (или) транспорта, ограничивающих обзор дороги водителям;
  • переход дороги перед близко движущимся транспортом.

Невыполнение предписаний и ограничений, предусмотренных Правилами дорожного движения пешеходами, влечёт за собой ответственность по статье 12.29 часть 1 КоАП РФ. Наказание, установленное КоАП РФ за невыполнение обязанностей «безлошадными» участниками дорожного движения, с правовой точки зрения незначительное - предупреждение или штраф в размере 500 рублей. По факту, платой за переход дороги пешеходом в неустановленном месте является здоровье, а часто и жизнь нарушителя.

Следует знать, что юридическая ответственность пеших нарушителей ПДД не сводится к административному наказанию. Если по вине пешехода произошло дорожно-транспортное происшествие, то в соответствии со статьёй 1064 ГК РФ, он несёт гражданско-правовую ответственность за вред, причинённый своими неправомерными действиями.

Например, при повреждении автомобиля после наезда на нарушителя, привлечённого к административной ответственности по части 1 статьи 12.29 КоАП РФ, собственник поврежденного транспортного средства, вправе требовать с виновника возмещения затрат на его восстановительный ремонт. Однако такое случается крайне редко. Часто вред, причиненный здоровью сбитого пешехода, превышает вред, причинённый автомобилисту, ведь металл крепче человека.

Говоря о грубой неосторожности пешеходов отметим, что, если их действия, находятся в причинной связи с дорожно-транспортным происшествием и способствовали возникновению или увеличению вреда, то в таких случаях у суда имеются правовые основания к уменьшению размера взыскиваемой с водителя суммы (статья 1083 ГК РФ).

Судебная практика по делам о наездах на пешеходов относит к грубой неосторожности последних нахождение потерпевшего в состоянии алкогольного, наркотического или медикаментозного опьянения.

Если пешехода сбили на пешеходном переходе

При условии, когда человек двигался по наземному пешеходному переходу и его сбил автомобиль, вина водителя презюмируется, то есть предполагается по умолчанию. В соответствии с Правилами, водители транспортных средств обязаны уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по пешеходному переходу (пункт 14.1 ПД РФ). Доказать вину пешехода, на которого был совершен наезд на нерегулируемом пешеходном переходе достаточно сложно, но всё-таки возможно.

В соответствии с пунктом 4.5 ПДД РФ:

на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Для того, чтобы убедиться в безопасности перехода дороги как по пешеходному переходу, так и в иных местах, человек должен оценить видимость дороги, расстояние до движущегося в его направлении автомобиля и его скорость, темп своего движения. С технической точки зрения, критическая ситуация возникает при выходе пешехода на проезжую часть перед находящимся близко транспортным средством, водитель которого вынужден прибегать к экстренному торможению, для того чтобы избежать наезда.

Если в процессе расследования будет установлено, что именно действия пешехода создали опасность для движения водителю транспортного средства, у которого отсутствовала техническая возможность избежать наезда на пешехода, то действия последнего, являются неправомерными и свидетельствуют о вине.

Вопросы наличия либо отсутствия у водителя транспортного средства технической возможности избежать наезда на пешехода в условиях конкретной дорожной обстановки решаются экспертным путём.

Подробности читайте в статьях:

  • Автотехническая экспертиза ДТП ,
  • Трасологическая экспертиза ДТП

Ответственность водителя за сбитого пешехода

Юридическая ответственность водителя транспортного средства за причинение вреда пешеходу, пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии, представлена нормами административного, гражданского, уголовного законодательства.

В зависимости от тяжести увечий, причиненных сбитому пешеходу, виновный в нарушении ПДД водитель согласно норм, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, может быть оштрафован либо лишен права управления транспортными средствами на указанный в законе срок. КоАП РФ предусматривает ответственность за причинение лёгкой (статья 12.24 часть 1) и средней степени тяжести (статья 12.24 часть 2) вреда здоровью.

По статье 12.24 часть 1 КоАП РФ возможно назначение административного штрафа в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет.

По статье 12.24 часть 2 КоАП РФ возможно назначение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Постановление по делам рассматриваемой категории выносит федеральный судья, в соответствии с определенной законом подсудностью. При назначении наказания учитываются характер и степень причиненного вреда, обстоятельства смягчающие или отягчающие наказание. К первым относятся – обстоятельства, указанные в статье 4.2 КоАП (раскаяние нарушителя, добровольное возмещение вреда потерпевшему, совершение нарушения несовершеннолетним водителем, женщиной в состоянии беременности или имеющей малолетнего ребенка и пр.)

Ко вторым относятся - совершение правонарушения в состоянии опьянения, неоднократность совершения правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП.

Если согласно заключения судебно - медицинской экспертизы, сбитому при наезде автомобилем пешеходу причинен тяжкий вред здоровью или смерть, то ответственность водителя наступает по нормам статьи 264 Уголовного кодекса РФ. Например, при виновном причинении тяжкого вреда здоровью потерпевшего, возбуждается уголовное дело по части 1 статьи 264 К РФ, а если водитель в момент ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения, то его действия квалифицируются уже по более тяжкой части 2 статьи 264 УК РФ. По всем ДТП с тяжкими последствиями поводится предварительная проверка в порядке, установленном УПК РФ. При наличии данных о вине водителя, возбуждается уголовное дело и осуществляется предварительное расследование. После завершения следствия, материалы уголовного дела направляются в федеральный суд для рассмотрения, по существу.

Обобщая вышеизложенное следует отметить, что для привлечения водителя к административной или уголовной ответственности за причинение вреда здоровью или смерть потерпевшего, необходимо доказать вину причинителя вреда в нарушении требований ПДД РФ, которые повлекли за собой наезд на человека. Иными словами, без вины не бывает наказания.

Гражданская ответственность за причиненный переходу вред наступает для водителя вне зависимости от его вины. Так как любое механическое транспортное средство является источником повышенной опасности, то вред, нанесённый третьим лицам, подлежит возмещению его владельцем вне зависимости от вины (статья 1079 ГК РФ). Потерпевший, которому причинен вред здоровью, вправе требовать компенсации морального вреда от владельца автомобиля и (или) виновника наезда в порядке, предусмотренном статьями 1099 -1100 ГК РФ.

В заключении отметим, что вопросы, касающиеся установления вины водителя в ДТП с участием пешехода, обжалования постановления о назначении административного наказания, защиты водителя либо представления интересов потерпевшего по уголовному делу, взыскания ущерба и компенсации морального вреда, всегда решаются с учётом обстоятельств конкретного дорожно-транспортного происшествия и требуют индивидуального подхода.

Для получения ответа на интересующий Вас вопрос, его необходимо разместить в разделе «Комментарии», находящийся в конце каждой профильной статьи. Ответ на вопрос последует после модерации и будет опубликован на сайте.

Автомобиль - это не роскошь, а средство передвижения. Кто из нас не слышал этот тезис, ставший уже практически афоризмом? Однако тенденции современного рынка автомобилей в России все сильнее и сильнее переворачивают это высказывание с ног на голову. Злободневная реальность такова, что автомобиль вновь становится предметом роскоши. Вместо того чтобы купить себе практичный "универсал" в хорошей комплектации, будущий автовладелец уже посматривает в сторону кроссовера, несмотря на более скудное оснащение. Ведь такие "квази-вседорожники" сейчас в тренде. Но каков бы ни был автомобиль, начиная от двухместных малюток типа "Смарт" и заканчивая такими гигантами, как "Форд Ф-150" или "Тойота-Тундра", он всегда был и остается механизмом, способным нанести серьезный вред здоровью как водителя, так и пешехода.

Источник повышенной опасности

Самая страшная опасность для любого водителя - это наезд на пешехода. При этом уже становится не так важно, или он нарушил правила дорожного движения. Моральная травма останется на всю его оставшуюся жизнь, особенно если наезд обернется для пострадавшего летальным исходом. Более того, превентивно будет виноват именно тот, кто управлял автомобилем, источником повышенной опасности. Ответственность за сбитого пешехода всегда ложится на плечи того, кто это сделал. Все экспертизы и разбирательства будут позже, и, по сути, водителю придется доказывать свою правоту вразрез с основными положениями Конституции о

Суровая реальность

В нашей жизни может случиться всякое, и надо постараться быть готовым к основным неприятностям, с которыми может столкнуться на своем жизненном пути. Самое главное, не паниковать и не усугубить ситуацию своими дальнейшими действиями.

Все происходит буквально за доли секунды. Раздается отчаянный визг тормозов, потом глухой удар, сопровождающийся, как правило, звоном разбитого стекла, и тело пешехода отлетает в сторону от автомобиля. Как бы нам ни хотелось об этом думать, но следует сразу признать факт - произошло ДТП с участием пешехода. И если за рулем были вы, то вам за это и отвечать.

Сразу после столкновения

Первым делом надо заглушить мотор автомобиля и, выйдя из транспортного средства, убедиться в том, что созданная ситуация не повлечет дальнейших аварий. Если все в пределах нормы - бегом к пострадавшему, оказывать ему первую помощь. Есть сомнения или много машин вокруг? Попросите кого-нибудь рядом предупредить других водителей и вызвать спасателей и инспекторов дорожно-постовой службы.

Дальнейшие действия зависят от состояния пострадавшего. Если водитель совершил наезд на пешехода, но тот в сознании, пытается подняться или самостоятельно покинуть место происшествия, попросите его не делать этого. Узнайте, нужна ли ему медицинская помощь, предложите отвезти его в больницу. Визуально оцените его состояние. Иногда люди в состоянии шока могут подняться на ноги и уйти с открытым переломом ноги или отбитыми внутренними органами при обильном кровотечении изо рта, носа или ушей. А спустя полчаса теряют сознание или, что еще страшнее, падают замертво. Помните главное правило - если водитель сбил пешехода, ответственность за это ложится на него в любом случае. Лучше всего дождаться наряда ДПС, даже если пострадавший покинул место аварии. Ведь вечером он вполне может пойти в полицию и написать на вас заявление.

Срочно звонить спасателям

Не пытайтесь скрыться с места ДТП. Это карается не только за «оставление места аварии», но и «оставление человека в опасности», особенно если его травмы тяжелые. Как определить степень тяжести? Если человек без сознания, бьется в судорогах, у него обильное кровотечение или идет отсутствует дыхание или пульс - нужно срочно звонить в службу спасения. Телефонный номер в Российской Федерации для вызова экстренных служб единый - 112.

После подключения автоматического оператора вызывайте сразу службу скорой медицинской помощи. Назовите ваше полное имя и фамилию, сообщите, что произошел наезд на пешехода, и что он находится в критическом состоянии. Сообщите медику примерное место дорожно-транспортного происшествия и опишите симптомы пострадавшего. Оператор на проводе даст вам точный порядок действий по оказанию первой помощи. Помните, чем быстрее вы сделаете это, тем больше шансов спасти человеческую жизнь.

Что делать потом

Не звоните в полицию сразу, не тратьте драгоценные секунды. Оператор медицинской службы отправит наряд по указанному адресу в любом случае, а если рядом с вами есть свидетели или желающие помочь, то они, скорее всего, уже вызвали полицию. При совершении ДТП с участием пешехода важно как можно быстрее помочь тому человеку, которого вы сбили. Затем еще раз проверьте безопасность вокруг вас, выставите знак аварийной остановки, наденьте световозвращающий жилет и только после этого сделайте звонок в полицию, чтобы сообщить об инциденте.

От того, как вы позаботились о пострадавшем и как быстро и четко выполнили все пункты, которые прописываются в таких ситуациях в правилах дорожного движения, будет зависеть ваша степень вины и вынесенное вам наказание. Ответственность за наезд на пешехода может предусматривать как денежный штраф, так и возбуждение уголовного дела с возможным лишением свободы.

Перебегая проезжую часть

Пешеход всегда сильно рискует. Согласно он должен ее пересекать по минимально короткому пути и только убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств. Если водитель сбил пешехода не на пешеходном переходе, то ему позже, в суде, будет легче доказать свою невиновность. Беспечность пострадавшего будет стоить ему не только подорванного здоровья, но и отсутствия компенсации со стороны автолюбителя, совершившего наезд. Особое место занимают случаи, когда пострадавший был под действием алкоголя или сильнодействующих психотропных препаратов, изменяющих восприятие существующей реальности. Как мы все прекрасно знаем, участникам дорожного движения запрещено находиться в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. Поэтому, пересекая автодорожное полотно, да и просто находясь на пешеходном тротуаре (ведь он также относится к определению «дорога»), пешеход становится участником дорожного движения, равно как и водитель автомобиля, велосипеда или гужевой погонщик. Выходя на улицу в нетрезвом состоянии, пешеход заранее нарушает установленные нормы и правила дорожного движения, что, несомненно, будет учтено в суде не в его пользу. Даже если водитель сбил пешехода на ответственность будут делить между собой оба участника дорожного инцидента. Здесь не рассматриваются случаи, когда сам водитель находится в алкогольном или наркотическом опьянении. Такие ситуации караются по отдельным статьям жестко и справедливо: огромные денежные штрафы, лишение права управления транспортным средством, возмещение пострадавшей стороне, лишение свободы или принудительные общественные работы.

Опасная "зебра"

Если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, то в этом случае все сложнее. Ведь, согласно пункту 14.1 свода правил дорожного движения, водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть. Более того, следующий пункт, 14.2, регламентирует обязательное снижение скорости вплоть до полной остановки, если другое транспортное средство снизило скорость или остановилось перед пешеходным перекрестком. Эти две аксиомы движения по улицам городов должны быть заучены и применяться водителями на уровне подсознания при управлении автомобилем. Ведь именно поэтому, если в настоящее время водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность будет ложиться на него в любом случае. Не успел среагировать - вина водителя, нарушение пункта 14.2, не остановился и снес человека - вина водителя, нарушение пункта 14.1.

В обход

Повышенные штрафы и серьезный контроль со стороны дорожно-постовой службы - это не прихоть чиновников, а результат печальной статистики и попытки исправить положение с использованием метода «стальной руки» или повышения штрафных тарифов. Однако такой подход не всегда работает в полную силу. Возможность за крупную сумму денег или при наличии связей в определенных кругах избежать наказания за совершенный проступок выделяет среди основной массы водителей некую группу лиц, для которых ужесточение закона не создает видимых барьеров и не заставляет их пересмотреть свой стиль вождения. Для такого человека не играет особой роли, что он сбил пешехода вне пешеходного перехода или на нем. Он уверен, что наказание способно обойти его персону стороной. И в этом проблема нашего общества.

Пока у нас не будет достигнут принцип «неотвратимости наказания» за наезд на человека и другие тяжелые ДТП, горестные вести все так же будут врываться в квартиры простых граждан, изменяя статистику пострадавших пешеходов и покалеченных жизней в сторону ее увеличения.

В суд в любом случае

Итак, что сегодня, в реалиях правового государства, грозит водителю, если он сбил пешехода вне пешеходного перехода или совершил наезд непосредственно на нем? Независимо от того, на кого ложится вина за дорожно-транспортное происшествие, у водителя, который управлял в этот момент автомобилем, в любом случае наступает гражданско-правовая ответственность. Это говорит о том, что пострадавший пешеход может обратиться в суд с иском и потребовать возмещения как материального, так и морального ущерба. Такая практика существует даже тогда, когда в аварии виноват сам потерпевший. Даже в этом случае автолюбителю придется отвечать перед судом за совершенный поступок.

Морально и материально

Если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность за это деяние предусматривает компенсацию последнему материального и морального вреда. Материальный вред - это оплата всех трат, направленных на лечение пострадавшего и восстановление его здоровья. Естественно, любая сумма должна быть подтверждена документально, то есть чеками или выписками из медицинских учреждений и пунктов продажи лекарственных средств. Моральный вред - это компенсационная сумма за нравственные или физические страдания, недополученный доход пострадавшего вследствие его травмы, возможная упущенная выгода или любые иные факторы. Сумма морального вреда обычно устанавливается потерпевшей стороной, а утверждается или понижается до приемлемых значений судом, рассматривающим исковое заявление от пострадавшего пешехода. Здесь стоит отметить тот факт, что если автолюбитель считает себя невиновным, он может подать встречный иск на пешехода с требованиями компенсировать как ремонт автомобиля, получивший повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия, так и моральный вред, нанесенный ему пережитым стрессом от перенесенного столкновения. Однако если водитель сбил человека на пешеходном переходе, от таких действий лучше отказаться. В ходе судебного разбирательства они могут ухудшить положение дел обвиняемого автолюбителя.

Буква закона

Печальная статистика ДТП с участием пешеходов заставляет руководство нашей страны периодически пересматривать правовые акты, регулирующие административное и уголовное наказание за такие правонарушения. Пересматривать в сторону их ужесточения, что хоть и в неравном процентном соотношении, но все же приводит к снижению летальных исходов. В настоящее время тем из нас, кто сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность предусматривает как административное, так и уголовное наказание.

Статья 12.24 Кодекса об предусматривает в качестве наказания либо штраф в количестве 5-8 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), либо лишение права на управление автомобилем на срок от шести месяцев до года, либо административный арест на 15 суток, либо совместное применение указанных санкций по отношению к виновному водителю. Такая мера применяется, если пострадавшему причинен легкий вред здоровью, и он пробыл на лечении не более трех недель.

При нанесении сбитому пешеходу вреда здоровью средней тяжести, тяжкого вреда или при смертельных случаях для водителя наступает по статье 264 Уголовного Кодекса РФ, предусматривающей лишение свободы сроком от 6 месяцев до пяти лет. В случае отягчающих обстоятельств каждое дело рассматривается тщательно и в индивидуальном порядке.

Осторожнее, пешеход

В современном мире автомобиль был и остается опасным механизмом, способным не только покалечить, но и, к сожалению, даже лишить жизни других участников дорожного движения. Находясь на улице, особенно в непосредственной близости от проезжей части, следует проявлять адекватность в поведении и осторожность, быть внимательным и четко контролировать то, что происходит по сторонам. Это касается в первую очередь пешеходов, то есть всех нас вместе взятых. Ведь припарковав свое транспортное средство и поставив его на сигнализацию, каждый из нас перестает быть водителем и становится обычным пешеходом.

Любой гражданин, имеющий водительские права и автомобиль, должен помнить – его ТС является источником увеличенной опасности для окружающих.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В отличие от пешехода, автомобилист всегда будет нести повышенную ответственность – причем как с точки зрения законодательства, так и морально-этических аспектов.

Формулировка

В уголовных и административных законах отсутствует такое понятие, как наезд на пешехода на пешеходном переходе.

И в УК РФ, и в КоАП ответственность автолюбителя не разграничивается при наезде на пешего гражданина на переходе или вне его . Наказание следует за любые наезды, совершенные там, где пешеход имеет приоритет согласно ПДД.

Из буквального понимания смысла законов можно сделать вывод, что наезд на гражданина в зоне знака “Пешеходный переход” – это физическое взаимодействие автомобиля и пешехода, вовлекшее нанесение повреждений различной степени тяжести.

Категории правонарушения

Для облегчения проведения автомобильной экспертизы, призванной выяснить все подробности случившегося ДТП, принято классифицировать наезды на определенные категории:

Категория Возможные ситуации
Характер движения пешего гражданина Справа или слева от ТС
Навстречу или от машины
Без изменения направления и скорости движения
Специфика скорости движения гражданина Меняет скорость
Стоит неподвижно
Нюансы движения автомобиля до аварии С определенной скоростью до начала торможения
Торможение
Неуправляемый занос
Место на автомобиле, куда был нанесен удар Передняя часть
Остальные
Особенности нанесенного удара Сильный
Поверхностный
Колесами по телу пешехода
Придавливание тела автомобилем
Дорожная обстановка, погодные условия Обзор не ограничен искусственными или естественными преградами
Обзор ограничивал неподвижно стоящий объект
Обзор ограничивал подвижно передвигающийся объект
Ограниченная видимость (туман)

От того, как будет классифицировано ДТП, и зависит дальнейший исход дела. Вполне возможно, что результаты экспертизы докажут невиновность водителя вследствие прямого умысла пешехода на создание аварийной ситуации.

Штрафные санкции

В зависимости от тяжести последствий, к нарушителю могут быть применены различные наказания за наезд на пешехода на пешеходном переходе. Это может быть как штраф, так и лишение ВУ, а в отдельных случаях – даже реальное заключение под стражу.

Без нанесения вреда

Если наезд не повлек за собой никаких последствий, то водитель освобождается от любого вида ответственности, имеющей причинно-следственную связь между ущербом здоровью или жизни и управлением источником повышенной опасности.

Обоснования из закона:

  • регламентирует ответственность за случаи нанесения легкого и среднего вреда;
  • устанавливает уголовное наказание на тяжкие повреждения или же за смерть пешехода;
  • регламентирует обязанность водителя, владеющего источником повышенной опасности, возместить вред только в том случае, если он возник как таковой (из буквального смысла положений).

Обратите внимание! Освобождение от вышеуказанных наказаний не значит, что водителя не накажут по соответствующей статье КоАП, вследствие несоблюдения которой произошло ДТП без нанесения вреда.

Смертельный исход

Если ДТП повлекло за собой смерть гражданина, наступит уголовная ответственность по ч. 3 ст. 264 УК РФ.

Вот, что грозит по данной статье:

Вне зависимости, какое наказание выберет суд, нарушителя лишат еще и прав на срок до 36 месяцев.

При классификации преступления по данной статье имеет значение, нарушил ли водитель ПДД.

Так, на нерегулируемом переходе пешие граждане имеют приоритет перед всеми водителями. Соответственно, как только пешеход ступил на проезжую часть для пересечения дороги, автомобилисты обязаны снизить скорость или остановиться для пропуска.

В противном случае, при наезде со смертельным исходом, можно “сесть за решетку” на срок до 5 лет.

Скрылся с места происшествия

Помимо той ответственности, которая грозит водителю в связи с нанесением травм определенной степени тяжести пешеходу, при сокрытии с места аварии и при последующем обнаружении водителя наказание последует по ч. 2 ст. 12.27. КоАП.

А именно:

  • лишение ВУ на время от 12 до 18 мес.;
  • либо же арест до 15 дней.

Ситуация с оставлением места катастрофы часто происходит, когда между автомобилистом и пешеходом заключается негласная договоренность.

Например, ущерб незначительный, автолюбитель решает “разобраться на месте” и выплачивает пешеходу некую денежную сумму.

Впоследствии, пешеход обращается за медицинской помощью (или сразу в подразделение ГИБДД) и заявляет о ДТП. Водителя находят и привлекают к ответственности.

Водитель в состоянии алкогольного опьянения

Степень ответственности при наезде на гражданина будет зависеть от тяжести последствий.

Так, при легком и среднем ущербе для здоровья наказание будет по ст. 12.24. КоАП. Если же судмедэкспертиза выявила тяжелый вред или смерть пешехода, уголовного наказания не избежать.

Отметим, что ст. 264 УК предусматривает нахождение автовладельца в состоянии опьянения как отягчающее обстоятельство. Соответствующими частями настоящей статьи (2, 4 и 6) предусмотрена ответственность за тяжкий вред, смерть одного, смерть двух или более лиц, при ДТП, совершенным пьяным водителем.

Так, если сбить на переходе двух или более граждан, но быть трезвым, максимальное наказание составит 7 лет в колонии-поселении. В то время, как это же нарушение, которое совершил пьяный водитель, повлечет за собой уже до 9 лет заключения.

Важно! Ст. 12.24. КоАП не выделят состояние алкогольного опьянения в отдельное отягчающее обстоятельство.

То есть, к примеру, при легком вреде для пешехода пьяный водитель понесет наказание по сразу двум статьям (на основании норм ):

  • ст. 12.24.;

Возмещение вреда

Вне зависимости от того, виновен ли водитель в наезде или нет, его может ожидать гражданско-правовая ответственность. Что это значит?

Пешеход может подать в суд и взыскать с водителя все убытки морального и материального характера, в том числе, упущенную выгоду, расходы на лечение и реабилитацию. Получается, что даже наезд на регулируемом светофором переходе (при запрещающем сигнале светофора для пешеходов) может означать судебные разбирательства.

Совет! Водитель может избежать гражданской ответственности, если докажет, что ДТП произошло из-за обстоятельств непреодолимой силы или прямого умысла пешехода в совершении аварийной ситуации.

Ответственность за наезд на пешехода на пешеходном переходе

То, какое наказание ожидает водителя, зависит от специфики случившегося ДТП.

Уголовная

Уголовная ответственность наступает в случае:

  • только прямой причинно-следственной связи между ущербом для пешехода и нарушением ПДД (если связи нет, уголовное наказание не грозит);
  • только при наличии тяжкого ущерба здоровью, при смерти одного или сразу нескольких пешеходов.

Административная

Виновник ДТП будет привлечен по “административке”, если:

  • вред пешеходу – легкий или средний;
  • нет состава уголовно наказуемого деяния.

Гражданская

Возместить убытки пешеходу придется вне зависимости, нарушал ли водитель правила или нет.

Ежедневно под колесами авто оказываются десятки пешеходов. Происходит это как по их вине, так и по вине водителей транспортных средств.

Несмотря на ужесточение ответственности в этой области и требований при выдаче водительских прав, процент ДТП с участием пешеходов остается высоким.

Обезопасить себя от подобных ситуаций по силам лишь им самим. Выходя на проезжую часть, пусть даже по пешеходному переходу, нужно лишний раз убедиться, что вас пропускают, только потом начинать движение.

Если вы стали участником рассматриваемого ДТП и хотите узнать, что вам грозит или как наказать обидчика – прочитайте статью «Наезд на пешехода: ответственность».

Данные приведены с учетом всех поправок в законодательстве на 2019 год.

За наезд на пешехода предусмотрена административная, гражданская и уголовная ответственность . Размер наказания зависит от тяжести нанесенных человеку повреждений.

Минимальный ущерб, выражающийся в нанесении легкого и среднего вреда здоровью – повод для административного дела, подачи заявления в суд о компенсации морального вреда. Тяжкий вред здоровью – основание для возбуждения уголовного судопроизводства.

Исход истории зависит и от степени вины – был ли наезд умышленным/совершенным по неосторожности или же человек сам виноват и у водителя не было возможности затормозить.

В случае спорных моментов, когда ни одна сторона не признает себя виновной – необходимо проводить автотехническую экспертизу, инициировать которую может как водитель, так и пешеход, а также суд, следователь или представитель страховщика. Экспертиза ДТП оплачивается либо обратившимся лицом либо страховой компанией.

Отметим тот факт, что если виновником наезда является пешеход, водитель все равно будет вынужден возместить ему моральный ущерб.

Ответственность придется нести и в том случае, если пешеходу был причинен тяжкий вред, пусть даже он сам был в этом виноват.

Наезд на пешехода на пешеходном переходе – ответственность по статьям:

Статья 12.54 КоАП РФ предусматривает административное наказание за причинение легкого и среднего вреда здоровью вследствие наезда на участника дорожного движения, находящегося на пешеходном переходе.

Легкий вред это:

  • Расстройство здоровья, кратковременное;
  • Незначительная, но устойчивая утрата общей трудоспособности.

Ушибы, царапины, синяки, небольшое сотрясение, перелом одного или двух ребер, неподвижность суставов пальцев и т.п. – все это легкий вред здоровью. Степень тяжести определяется в ходе судебно-медицинской экспертизы.

Вред средней тяжести это:

  • Расстройство здоровья длительное по времени и не опасное для жизни;
  • Стойкая утрата общей трудоспособности не более чем на 1/3.

Примеры: сотрясение мозга 1 и 2 степени и все вытекающие из это симптомы, рваные раны, разрыв сухожилий пальцев рук, перелом руки или пальцев и т.п.

Что будет водителю? Рассматриваемая статья УК РФ предусматривает:

За легкий вред:

  • Штраф от 2.5 до 5 тыс. руб.;
  • Лишение права управления ТС на срок от 1 года до 1.5 лет.

За средний вред:

  • Штраф от 10 до 25 тыс. руб.;
  • Лишение прав на 1.5-2 года.

Если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе, ответственность за это он может понести и по статье УК РФ под номером 12.27, в случае, если после ДТП не принял необходимые меры: не оказал первую помощь/не вызвал скорую/не доставил потерпевшего на своем или попутном транспорте в больницу и т.д.

Штраф за наезд на пешехода – 1000 рублей. Также есть ответственность за непредоставление преимущества участникам дорожного движения. Наказание – штраф от 1.5 до 2.5 тыс. руб.

Вне пешеходного перехода куда больше шансов сбить перебегающего человека, особенно в темноте и при отсутствии световозвращающих элементов на его одежде.

И последствия такого происшествия зачастую более серьезные – тяжкий вред здоровью или того хуже. Ответственность за подобное предусмотрена статьей 264 УК РФ.

Аналогичная ситуация может произойти и на пешеходном переходе, но возмездие по статье рассмотрим именно в разделе – «Наезд на пешехода вне пешеходного перехода: наказание».

Итак, нарушение ПДД во время управления ТС, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью наказывается:

  • Ограничением свободы сроком до 3 лет;
  • Принудительными работами сроком до 2 лет;
  • Арестом до полугода;
  • Лишением свободы сроком до 2 лет.

В дополнение к принудительным работам и лишению свободы суд может назначить наказание в виде запрета занимать определенные должности и заниматься некоторыми видами деятельности сроком до 3 лет.

По этой же статье наказание ужесточается, если водитель во время управления ТС был пьян. Отправить за решетку могут на срок до 4 лет или назначить принудительные работы сроком до 3 лет.

В обоих случаях дополнительно суд может запретить некоторые виды деятельности и работу на определенных должностях.

Если произошло ДТП со смертельным исходом и совсем неважно в положенном или неположенном месте человек переходил дорогу – водителю грозит наказание в виде принудительных работ сроком до 4 лет или до 5 лет лишения свободы. Если он к тому же был пьян – до 7 лет лишения свободы.

Когда водитель сбил насмерть 2 и более лиц, его накажут:

  • Принудительными работами сроком до 5 лет;
  • Лишением свободы сроком до 7 лет.

За аналогичное ДТП, произошедшее по вине пьяного водителя, суд назначит наказание в виде лишения свободы на срок от 4 до 9 лет. Во всех случаях виновному запрещается занимать определенные должности и осуществлять определенную деятельность на срок до 3 лет.

Умышленный наезд на человека, когда тот не нарушал правил ПДД, может стать причиной возбуждения уголовных дел по статьям против личности, если будет доказана вина водителя.

Уголовный кодекс выделяет 3 вида вреда здоровью: легкий, средний, тяжкий. Статья и наказание по ней выбираются в зависимости от степени нанесенных человеку повреждений.

За легкий вред:

  • Штраф до 40 тысяч рублей;
  • Обязательные работы до 480 часов;
  • Исправительные работы на срок до 1 года;
  • Арест на срок до 4 месяцев.

За вред здоровью средней тяжести:

  • Ограничение свобод сроком до 3 лет;
  • Принудительные работы на такой же срок;
  • Арест до полугода;
  • Лишение свободы сроком до 3 лет.

За тяжкий вред: лишение свободы на срок до 8 лет.

Так как автомобиль – средство повышенной опасности, пешеход, даже будучи виновным, имеет право требовать компенсации морального вреда.

Выплату водитель осуществляет самостоятельно или это делает за него страховая компания. Если же он докажет, что невиновен – то освобождается от выплат.

В некоторых случаях суд может обязать сделать выплаты лицо, которое не причинило вред. Положения закона регулируются статьями 1064 ГК РФ и 1079 ГК РФ.

Если водитель сбил пешехода вне пешеходного перехода – ответственность он понесет в зависимости от тяжести нанесенного вреда. Пешеход же всегда сможет подать еще и заявление на компенсацию ущерба.

Если ДТП произошло на пешеходном переходе – наказание будет назначаться аналогично. В дополнение пешехода, переходившего дорогу в неположенном месте, накажут штрафом.

Полный расклад станет известен только после завершения автотехнической экспертизы, где рассмотрят все обстоятельства произошедшего.

Сбить человека - это не только административная или уголовная ответственность, но и психологическая травма как для водителя, так и для пешехода, особенно если это представитель слабой части населения: ребёнок, инвалид, человек преклонного возраста, беременная. В российском законодательстве эта проблема усугубляются частой несправедливостью санкций для обеих сторон.

Общие сведения

В Конституции России установлена презумпция невиновности - она гласит, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, пока не будут найдены реальные доказательства его правонарушения.

И эта презумпция применяется и при возникновении дорожно-транспортного происшествия, но на практике виновным автоматически считается управляющий машиной, потому что она - средство высокой угрозы для других участников движения. И водителю приходиться доказывать свою невиновность и нарушения правил пешими участниками движения, а при наличии ущерба автомобилю или своему здоровью - ходатайствовать о компенсации.

Проблематичность судебных споров ещё в том, что пешие люди имеют приоритет на дороге, а водители как источники угрозы несут двойное бремя внимательности и реакции, и даже при пренебрежении правилами пешими гражданами сидящий за рулём должен предотвратить аварию или всеми силами избежать её.

Наказание за наезд зависит от последствий и уровня нанесенного вреда.

  • лёгкий;
  • средний;
  • тяжкий.

Тяжкая степень устанавливается только в ходе экспертизы по специальному методу. А лёгкая и средняя различаются по периоду, в течение которого пострадавший провёл на больничном. Если человек был нетрудоспособным меньше 21 дня, то увечья считаются лёгкими, если больше - то средними.

Длительность больничного определяет лечащий врач.

Чем наезд грозит водителю?

Санкции коррелируют с разными факторами происшествия.

Так, за наезд вне пешеходного перехода управляющему ТС грозят:

  • гражданской;
  • административной;
  • и уголовной ответственностью.

Меры наказания по ГК России являются самыми простыми - нужно возместить причинённый урон. Подразумевается материальный урон - имуществу пешехода, расходы на реабилитацию, так и моральный - ущерб, нанесённый личности пострадавшего. Особенностью гражданско-правового регулирования этой ситуации является то, что к гражданской ответственности может быть привлечён и пешеход - если имуществу и здоровью водителя причинён вред и доказана вина пешего. В судебной практике встречаются оба вида привлечения к гражданской ответственности, но второй - реже.

В российской судебном практике водителю приходиться компенсировать пешеходу расходы и ущерб, даже если виноват именно пешеход - переходил дорогу, нарушая ПДД, но считается, что водитель как источник опасности всё равно должен был предотвратить наезд.

Под административными санкциями понимаются меры наказания, предусмотренные Кодексом России об административных правонарушениях. В КоАП есть специальная статья 12.24 - о наезде на пешехода. За такое деяние водитель наказывается следующими образом:

  • лишение права на вождение на год-полтора или взыскание неустойки в пределах 2 500 — 5 000 рублей; назначается за увечья, на лечение которых ушло не больше 21 дня;
  • лишение права на вождение на 2 года или взыскание неустойки в пределах 10 000 — 20 000 рублей; назначается за увечья средней тяжести. Потеря трудоспособности до 4 месяцев относится к увечьям средней тяжести, если они не опасны для жизни гражданина.

А за вред тяжёлой степени предусмотрена уголовная ответственность. Согласно Уголовному кодексу России водитель наказывается по нарастающей:

  • ограничением свободы передвижения - до 3 лет;
  • задержанием - до 6 месяцев;
  • привлечением к полезному труду - до 2 лет;
  • заключением в тюрьме - до 3 лет.

Если произошёл наезд на человека на пешеходном переходе, то сидевшего за рулём лишат прав - точный срок определяется в зависимости от тяжести нанесённых увечий и ущерба, но не больше 3 лет.

Согласно Правилам, переходить дорогу можно на светофоре, пешеходном переходе, на перекрёстке, через подземный и наземный переход, а также позволяется пересечение дороги при достаточной отдалённости движущегося транспорта и по минимальной траектории.

Если наезд произойдёт вне мест для пересечения дороги, то у водителя велики шансы доказать виновность пешего участника движения и вообще избежать любой меры ответственности.

Если же пешеход был нетрезвый или под действием наркотических либо психотропных веществ, так что не мог адекватно оценивать происходящее, то он становится правонарушителем, если создаёт опасное положение на дороге - для прочих передвигающихся лиц. Тогда нетрезвый получит санкцию, даже если переходил дорогу в положенном месте, но и водитель не останется без своей меры наказания.

Если вреда не было

Если машина задела человека, но ни пешеход, ни водитель не пострадали, то может быть применена лишь ответственность по ГК России - компенсация ущерба имуществу и морального урона. А если стороны сумеют договориться, не прибегая к услугам правоохранительных органов, то никакие санкции вообще не будут действовать.

Чем грозит наезд со смертельным исходом?

Если машина задела человека на тротуаре, на прогулочной зоне, во дворе и т. д., и человек не выжил, то водителя неизбежно лишают права вождения - срок определяется органами власти.

Прежде за оставление места происшествия к имеющемуся наказанию пробавлялась санкция по УК России, но она была отменена. Теперь за оставление места ДТП водителю грозит только штраф из Кодекса об административных правонарушения - 1 000 — 1 500 рублей, арест до 15 дней или лишение права на вождение до года.

Другая вариация - если человека задела машина, но он выжил, но нуждается в срочной медицинской помощи, а водитель оставил сбитого пешехода в состоянии, требующем скорой помощи. Здесь действует УК РФ, но доказать факт оставления человека в опасном для жизни положении - очень трудно, поэтому к этой мере граждан привлекают редко.

В последнем случае на практике применяется ответственность по ГК и КоАП России. Пострадавшему возмещаются все траты на лечение и восстановление, а также моральный урон - суд должен взвесить степень его нравственных переживаний и психологического ущерба и определить размер моральной компенсации.

Если человек после столкновения с автомобилем умер, то виновный привлекается к другим мерам уголовной ответственности:

  • заключением в тюрьме - до 7 лет (при одном умершем);
  • привлечением к полезному труду - до 4 лет.

Уголовный кодекс России содержит 2 случая с наездом, которые регулируются согласно нему:

  • нанесение пешеходу увечий тяжёлой степени;
  • смерть пешехода.

При назначении санкции учитываются обстоятельства ДТП. Так, если водитель был нетрезвый или под действием наркотических веществ, то его положение усугубляется, ему могут назначить высшую меру наказания - 7 лет тюрьмы.

Если погибли 2 и более людей, то заключение составит до 9 лет.

При этом обязательно проводится процедура лишения права на вождение транспортных средств - непременное наказание за наезд на пешехода с тяжёлыми последствиями. Но такие граждане могут попасть под амнистию, которую ежегодно осуществляет Государственная Дума России.

Под милость государства попадают:

  • беременные;
  • женщины после 55 лет;
  • женщины, у которых на воспитании есть дети до 18 лет;
  • мужчины, у которых на воспитании есть дети до 3 лет;
  • мужчины после 60 лет;
  • лица до 18 лет - естественно, они водили без прав;
  • лица, которым на дату ДТП не было 18 лет;
  • инвалиды I-III групп.

Но у этих лиц всё равно будет судимость.

Можно ли избежать ответственности?

При ДТП стороны часто допускают ошибки, из-за которых потом не могут доказать собственную невиновность или виновность и других лиц в случившемся.

Каковы обязательные действия водителя:

  • выйти из машина и оказать посильную помощь пострадавшему;
  • при необходимости (угрозе жизни) - отвезти его в госпиталь, предварительно позвонив в ГИБДД и уведомив об оставлении места ДТП;
  • если ушибы и травмы не угрожают жизни, нужно вызвать скорую по номеру 112;
  • нужно выставить аварийный знак за 5 — 10 метров и сделать фотографии машины с разных ракурсов; также необходимо снять на камеру в формате видеосъёмки машины свидетелей, так чтобы были видны номера и модели, а также окружающую обстановку;
  • обязательно нужно взять контакты свидетелей;
  • осмотреть место ДТП на наличие камер видеонаблюдения, чтобы через них можно было увидеть столкновение; нужно помнить, что записи стираются через 3 дня, поэтому запросить их нужно в кратчайшие сроки.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: