Изменения с 01 июля по 44 фз. Юридические услуги. Описание лекарственных препаратов

С 1 июля 2018 года вступают в силу изменения в Закон № 44-ФЗ, которые внесли Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ. Полный перечень изменений включает следующее:

1. Конкурсы, запросы котировок, запросы предложений будут проводиться в электронной форме

С 1 июля 2018 года заказчики будут вправе провести конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений в электронной форме в соответствии со статьями 54.1 - 54.7, 56.1, 57.1, 82.1 - 82.6, 83.1 Федерального закона № 44-ФЗ.

С 1 января 2019 года проведение процедур определения поставщиков в «бумажной» форме будет невозможно, за исключением случаев, предусмотренных статьями: 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 Федерального закона № 44-ФЗ.

В случае проведения процедур определения поставщиков в электронной форме контракт нужно будет заключать по новым правилам - в соответствии с § 4.1 главы 3 Федерального закона № 44-ФЗ.

Протокол разногласий можно будет разместить теперь на электронной площадке только один раз, в сроки, предусмотренные для подписания проекта контракта.

В случаях, установленных Правительством РФ, появится обязанность проводить закрытые электронные процедуры на специализированных электронных площадках.

2. По несостоявшимся процедурам срок изменения план-графика уменьшен

С 1 июля 2018 года внесение изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения по процедурам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), объявленным после признания конкурсов, аукционов, запросов предложений и запросов котировок несостоявшимися в связи с отсутствием или отклонением всех заявок, а также в случае проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. Новое требование: отсутствие у участника ограничений для участия в закупках

В статью 31 введено новое требование к участникам закупки: «отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации». Изменение вступает в силу с 1 июля 2018 года.

4. Уточнены требования к содержанию контракта

В статье 34 появились новые требования к содержанию контрактов. В частности, уточнено, что в контракт включаются условия о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

5. Обеспечение заявок только при НМЦК более 5 млн. руб.

Если Правительством не установлено иное, то заказчик обязан устанавливать требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах только, если НМЦК превышает 5 млн. рублей .

Размер обеспечения будет составлять от 0,5 % до 1% НМЦК, если размер НМЦК составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

6. Обеспечение заявки банковской гарантией

Обеспечение заявки при участии в электронных процедурах можно будет предоставить в виде банковской гарантии с 1 июля 2019 года.

7. Денежные средства в качестве обеспечения заявки - на специальный счет

При участии в электронных процедурах определения поставщиков участники закупок будут вносить денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

8. Необходимо указывать страну происхождения в заявке на аукцион только, если заказчик установил запреты, ограничения, условия допуска

В первой части заяви на участие в электронном аукционе страну происхождения товара нужно будет указывать только в случае установления заказчиком условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

9. Согласие и декларации в составе заявки на аукцион будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки

Согласие и декларации в составе заявки на участие в электронном аукционе будут подаваться с применением программно-аппаратных средств электронной площадки.
Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

10. Электронная площадка будет возвращать заявку участника, если информация об участнике включена в реестр недобросовестных поставщиков

Оператор электронной площадки будет возвращать заявку участнику, если информации об участнике закупки, в т.ч. информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица включена в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, при условии установления заказчиком требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

11. Срок рассмотрения первых частей заявок на аукцион не более 1 рабочего дня

Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе при НМЦК, не превышающей 3 млн. рублей, должен составлять не более одного рабочего дня . Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

12. Шаг аукциона не менее 100 рублей

13. Новые требования к заявке на участие в запросе котировок

В заявке на участие в запросе котировок должна быть декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 — 9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

14. Отчет об исполнении этапа контракта размещается только в отдельных случаях

Обязанность размещать отчеты о результатах отдельных этапов исполнения контракта (ч.9 ст. 94) будет сохранена только для случаев, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

15. Увеличивается срок для размещения информации в реестре контрактов

Сроки размещения информации в реестре контрактов в статье 103 увеличиваются до 5 рабочих дней. Вступает в силу с 1 июля 2018 г.

16. Реестр участников закупки, аккредитация участников, квалифицированные сертификаты ключей для электронной подписи

Ведение единого реестра участников закупок в ЕИС будет осуществляться, начиная с 1 января 2019 года.

С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.

С 1 июля 2018 года участники закупок должны применять квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей при участии в закупках в электронной форме.

В конце 2017 года законодатели одобрили ряд федеральных законов, содержащих массу поправок в Федеральный закон N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Все последние изменения в 44-ФЗ агрегируются следующими статьями:

Обзор изменений позволяет постатейно сравнивать редакции 44-ФЗ

В данной статье мы рассматриваем следующие новшества 44-ФЗ:

Изменения в торговых процедурах

Изменения в торговых процедурах

Открытый конкурс

Статьи 49-53 44-ФЗ содержат следующие изменения:

  • Изменен состав извещения о проведении открытого конкурса и конкурсной документации;
  • Изменен состав и порядок подачи заявки на участие в открытом конкурсе;
  • Изменены основания для отклонения заявки на участие в открытом конкурсе.
  • Исключена возможность подачи заявок на участие в открытом конкурсе в форме электронных документов.

Важно отметить, что с 1 июля 2018 года открытый конкурс больше не является основным способом закупки (исключены слова «заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса») (п. 2 ст. 48 44-ФЗ).

Открытый конкурс в электронной форме: заявка в 3х частях и переторжка

Закон № 44-ФЗ дополнен статьями 54.1-54.7, регламентирующими проведение открытого конкурса в электронной форме. Устанавливаются:

  • Состав извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме;
  • Состав конкурсной документации;
  • Порядок подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
  • Порядок рассмотрения (оценки) первых и вторых частей заявок;
  • Последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.

Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме фактически состоит из трех частей: техническое предложение, сведения об участнике и предложение участника о цене контракта (п. 2 ст. 54.4 44-ФЗ).

При проведении открытого конкурса в электронной форме возможна переторжка в виде подачи окончательных предложений о цене контракта. Участник вправе подать только одно окончательное предложение (п. 1 ст. 54.6 44-ФЗ).

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме

Величина снижения НМЦК / шаг аукциона составляет от 0,5% до 5% НМЦК, но не менее 100 рублей (п. 6 ст. 68 44-ФЗ).

Запрос котировок

Статьи 73, 78, 79 44-ФЗ содержат следующие изменения:

  • Изменены требования, предъявляемые к порядку проведения запроса котировок;
  • Изменен порядок рассмотрения и оценки котировочных заявок;
  • Изменены последствия признания запроса котировок несостоявшимся.

Исключена возможность подачи заявок на участие в запросе котировок в форме электронных документов.

Запрос котировок в электронной форме

Закон 44-ФЗ дополнен статьями 82.1-82.6, регламентирующими проведение запроса котировок в электронной форме. Устанавливаются:

  • Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок в электронной форме;
  • Порядок подачи, рассмотрения и оценки заявок на участие;
  • Последствия признания запроса котировок в электронной форме несостоявшимся.

Условия использования заказчиком запроса котировок в электронной форме: НМЦК не должна превышать 500 000 рублей, годовой объем закупок не более 10 % СГОЗ (или не более 100 млн. руб.).

Запрос предложений

Статьи 83 44-ФЗ содержит следующие изменения:

  • Изменены требования к составу извещения о проведении запроса предложений;
  • Изменен порядок рассмотрения заявок на участие в запросе предложений;
  • Исключена возможность подачи заявок на участие в запросе предложений в форме электронных документов.

Признание электронного аукциона несостоявшимся больше не является основанием для проведения запроса предложений.

Запрос предложений в электронной форме

Закон 44-ФЗ дополнен статьей 83.1, регламентирующей проведение запроса предложений в электронной форме. Устанавливаются:

  • Состав извещения и документации о проведении запроса предложений в электронной форме;
  • Состав, порядок подачи и порядок рассмотрения заявок на участие в запросе предложений в электронной форме;
  • Состав, порядок подачи и порядок рассмотрения окончательных предложений;
  • Последствия признания запроса предложений в электронной форме несостоявшимся.

Заключение контракта по результатам электронной процедуры

Закон 44-ФЗ дополнен статьей 83.2, регламентирующей заключение контракта по результатам электронной процедуры:

  • Устанавливается порядок заключения контракта, а также сроки размещения и подписания проекта контракта;
  • Заказчик размещает и подписывает проект контракта в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС;
  • Победитель закупки осуществляет подписание контракта на электронной площадке;
  • Контракт заключается не ранее чем через: 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола (конкурсы в электронной форме, электронный аукцион); 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола (запрос котировок и запрос предложений в электронной форме);
  • Допускается формирование победителем закупки протокола разногласий, но к каждому проекту контракта можно направить только один протокол разногласий;
  • В случае, если победитель электронной процедуры признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер.

44-ФЗ 2018: Изменения для поставщиков

С 1 июля 2018 года - только усиленные квалифицированные электронные подписи!

После указанной даты использование неквалифицированных электронных подписей для участия в электронных закупках станет невозможным (ст. 5 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). Смена ЭЦП возможна в любом аккредитованном Минкомсвязи удостоверяющем центре.

Выпуск усиленных квалифицированных ЭЦП / КЭП в Северо-Западном Удостоверяющем Центре осуществляется в течение 30 минут с момента обращения.

Регистрация в ЕИС до конца 2018 года. Автоматическая аккредитация на ЭТП в 2019

Регистрация участников закупок в Единой информационной системе станет обязательной с 1 января 2019 года . До этого момента, т.е. в течение всего 2018 года поставщики могут зарегистрироваться в ЕИС в добровольном порядке в любое удобное время. Регистрация в ЕИС означает внесение поставщика в реестр участников закупок и позволит ему подавать заявки на участие в торгах.

Если законодателями не будет уточнено дополнительно, то порядок регистрации будет выглядеть следующим образом:

  • поставщик отправляет бесплатную заявку и получает бесплатную регистрацию в реестре участников в ЕИС на три года,
  • в течение одного рабочего дня после регистрации в ЕИС поставщика аккредитуют на своих площадках операторы ЭТП. Аккредитация также бесплатна и будет действовать три года. Вся информация об участнике закупки будет получена оператором ЭТП из ЕИС и открытых гос. источников. Дополнительных документов и сведений оператор ЭТП не вправе запрашивать у участника.

Регистрация в ЕИС оффшорных компаний в качестве участников закупки не допускается.

Вся информация о регистрации участников закупок в ЕИС будет изложена в ст. 24.2 44-ФЗ (введена п. 11 Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ) и вступает в силу с 1 января 2019 года . В свою очередь утрачивают силу ст. 61 № 44-ФЗ, устанавливающая порядок аккредитации на ЭТП (с 01.01.2019) и ст. 62 № 44-ФЗ, устанавливающая порядок ведения реестра участников электронного аукциона (с 01.01.2020).

С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС (п. 47 ст. 112 44-ФЗ).

Следует отметить, что закон не ограничивает электронные торговые площадки в праве устанавливать плату за участие в электронных процедурах и их проведение. Однако не допускается взимание платы за предоставление доступа к информации о закупке.

Типовая форма заявки на участие, типовая документация о закупке

Скажем сразу, типовая форма заявки в 44-ФЗ на данный момент не утверждена. Однако Правительство РФ планирует определить типовую форму заявки для участия в электронных процедурах определения поставщика (п. 5 ст. 24.1 44-ФЗ). Также, Правительство планирует разработать и установить требования к содержанию, составу и порядку разработки типовой документации о закупке, что позволит представлять информацию для участников закупки в понятном и единообразном виде.

Такие типовая заявка и типовая документация после разработки и утверждения Правительством будут обязательны для применения всеми заказчиками и поставщиками.

Что касается форм заявок на участие, то унификация не станет грандиозным новшеством, поскольку уже сейчас в конкурсах и котировках на бумаге используются типовые формы, обязательные для применения.

Малые закупки до 5 млн освобождаются от обеспечения

Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает пять миллионов рублей (п. 1 ст. 44 44-ФЗ). Данное условие вступает в силу с 1 июля 2018 г .

Если НМЦК от 5 млн руб. до 20 млн. руб., то обеспечение устанавливается от 0.5% до 1% от начальной цены контракта (п. 16 ст. 44 44-ФЗ).

Если НМЦК более 20 млн. руб., то обеспечение составит от 0.5% до 5% от начальной цены контракта.

Отказ от обеспечения при организации малых закупок дает возможность заказчику привлечь к участию в закупке больше поставщиков и тем самым получить наиболее выгодное предложение для заключения контракта.

Обеспечение заявки деньгами на спец. счет или банковской гарантией

С 1 июля 2019 год а участник закупки вправе самостоятельно выбрать способ обеспечения заявки (п. 2 ст. 44 44-ФЗ): денежными средствами, внесенными на специальный счет в банке, или в виде банковской гарантии.

Использование спец. счетов для размещения денежных средств обеспечения станет функционировать уже с 1 июля 2018 года , когда заработают новые электронные процедуры. уже определен Правительством РФ. Операторы электронных площадок будут взаимодействовать с этими банками, а банки, в свою очередь, по запросу операторов ЭТП будут блокировать денежные средства участника закупки в размере обеспечения заявки или перечислять их на счет заказчика или в бюджет РФ (п. 11 ст. 44 44-ФЗ).

Банковская гарантия

С 1 июля 2018 года приостанавливается размещение информации о банковских гарантиях на сайте ЕИС (п. 8.1 ст. 45 44-ФЗ).

Новое требование к участникам закупки

Перечень требований к участникам закупки (ст. 31 44-ФЗ) дополнен пунктом 11 с требованием отсутствия у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Реестр недобросовестных поставщиков

С 11 января 2018 года в ситуации уклонения победителя закупки от заключения контракта, заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию о недобросовестном поставщике, а также документы, подтверждающие уклонение от заключения контракта (п. 4 ст. 104 44-ФЗ). Такую процедуру заказчик обязан выполнить независимо от заключения контракта со следующим участником закупки.

С 1 июля 2018 года такое же правило будет работать при осуществлении закупок у единственного поставщика.

С 11 января 2018 года в Реестр недобросовестных поставщиков не включается информация об ИНН публично-правовых образований, являющихся учредителями юридических лиц.

Электронные площадки

Проведение электронных процедур осуществляется на отобранных ЭТП, а проведение закрытых электронных процедур будет обеспечиваться специализированными ЭТП.

Правительство РФ устанавливает единые и дополнительные требования к ЭТП (специализированным ЭТП), а также утверждает перечень операторов ЭТП, соответствующих требованиям (ст. 24.1 44-ФЗ).

Антидемпинговые меры

Определен порядок предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника закупки (обоснования цены), при проведении электронного конкурса (п. 5,10 ст. 37 44-ФЗ).

Отмена закупки

С 1 июля 2018 года при проведении электронных процедур оператор ЭТП возвращает заявки участникам закупки в течение 1 часа с момента размещения в ЕИС извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением участников об отмене такой процедуры.

44-ФЗ 2018: Изменения для заказчиков

Новые электронные процедуры

С 1 июля 2018 года заказчики / организаторы торгов по желанию смогут проводить в электронной форме следующие виды открытых закупочных процедур (п. 43 ст. 112 44-ФЗ):

  • открытый конкурс в электронной форме (ст. 54.1 - 54.7 , 55.1 44-ФЗ);
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме (ст. 56.1 44-ФЗ);
  • двухэтапный конкурс в электронной форме (ст. 57.1 44-ФЗ);
  • запрос предложений в электронной форме (ст. 83.1 44-ФЗ);
  • запроса котировок в электронной форме (параграф 3.1 44-ФЗ).

Таким образом, открытых электронных процедур станет 6, включая действующий в настоящее время электронный аукцион.

В электронной форме будут проводится и закрытые процедуры:

  • закрытый конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс;
  • закрытый аукцион.

Закрытые электронные процедуры будут проводиться на специализированных электронных площадках.

С 1 января 2019 года заказчики будут обязаны использовать только электронные закупки для определения поставщика , за исключением случаев осуществления закупок, указанных в ст. 75, 76, 80, 82, 84, 93, 111 и 111.1 44-ФЗ.

Разделение закупки на лоты отменяется

С 1 июля 2018 года выделение лотов исключается для следующих конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур (п. 6 ст. 24 44-ФЗ).

Из бумажных процедур делить на лоты можно будет только в конкурсах - и только до 2019 года.

Новые правила описания объекта закупки

С 11 января 2018 года из правил описания объекта закупки исключено требование объективного характера описания объекта закупки и расширена возможность использования товарных знаков в отношении объекта закупки.

Отказ от заключения контракта

С 11 января 2018 года в случае отказа от заключения контракта с победителем по п. 9-10 ст. 31 44-ФЗ :

  • победитель признается уклонившимся от заключения контракта (при отказе согласно пп. 2 п. 10 ст. 31 44-ФЗ),
  • заказчик вправе заключить контракт со «вторым» местом (п. 11 ст. 31 44-ФЗ).

Порядок процедуры отказа от заключения контракта не изменился.

Извещение о проведении закупки

С 1 июля 2018 года вносятся изменения в ст. 42 44-ФЗ , регламентирующую состав извещения о проведении закупки: скорректированы п. 3-4, добавлены п. 9-11.

Реестр контрактов

С 1 июля 2018 года документы и информация, формируемые по результатам осуществления закрытых закупок, не будут доступны в реестре контрактов (п. 5 ст. 103 44-ФЗ).

С этой же даты сроки размещения информации в реестре контрактов увеличиваются до 5 рабочих дней.

Контроль в сфере закупок

С 11 января 2018 года физическое лицо, не являющееся участником закупки, вправе обратиться с жалобой на действия (бездействие) при осуществлении закупок, положения документации (извещения) даже если его права и законные интересы не нарушены. Такие обращения рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Рассмотрение жалоб участников закупок, осуществляющих общественный контроль общественных объединений или объединений юридических лиц происходит согласно положениям гл. 6 44-ФЗ .

С 1 июля 2018 года в число объектов для проведения плановых и внеплановых проверок в сфере закупок добавлены операторы специализированных электронных площадок.

Изменения плана-графика

Общее правило: изменения в план-график по каждому объекту закупки могут вноситься не позднее чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в закупке закрытым способом.

Введенное с 1 июля 2018 года исключение: для конкурса (электронного конкурса), электронного аукциона, запроса котировок (электронного запроса котировок), запроса предложений (электронного запроса предложений) и закупок у единственного поставщика, признанных несостоявшимися - изменения в план-график могут вноситься не позднее чем за 1 день до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки / приглашения к участию в закупке закрытым способом (п. 14 ст. 21 44-ФЗ).

Закупка у единственного поставщика

С 1 июля 2018 года вступают в силу новые основания для закупки у единственного поставщика (п. 25.1-25.3 ст. 93 44-ФЗ). Контракт с единственным поставщиком заключается по результатам несостоявшихся процедур в электронной форме. При этом получение согласования заключения такого контракта не требуется.

Такие закупки у единственного поставщика, осуществленные по результатам несостоявшихся электронных процедур с учетом ограничений для СМП/СОНКО, учитываются в объеме закупок, осуществленных у СМП / СОНКО.

Закупки у СМП / СОНКО

С 1 января 2019 года при определении объема закупок у СМП / СОНКО в расчет СГОЗ не включаются закупки у единственного поставщика, за исключением закупок, которые осуществлены по результатам несостоявшихся процедур с учетом ограничения для СМП/СОНКО или субподряда из числа СМП/СОНКО (п. 12 ст. 1 504-ФЗ).

Уточнены действия заказчика в случае, когда закупка признана несостоявшейся (не было подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены) (пп. В п. 12 ст. 1 504-ФЗ):

  • заказчик вправе отменить ограничение и осуществить закупки на общих основаниях,
  • такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных у СМП / СОНКО.

В декабре 2017 года были приняты поправки к 44 Федеральному закону, несущие изменения для поставщиков и заказчиков.

Электронная форма

Теперь заказчики смогут по своему желанию проводить открытые закупки в электронной форме. Для корректного определения поставщика используются следующие методы:

    запрос предложений в электронной форме;

    запрос котировок в электронной форме;

    открытый конкурс в электронной форме;

    конкурс с ограниченным участием в электронной форме;

    двухэтапный конкурс в электронной форме.

С 1 января 2019 года всеми заказчиками планируется использование исключительно электронной формы для определения поставщика. По решению правительства РФв электронной форме могут быть проведены и закрытые процедуры.

Изменения в 44 ФЗ значительно упрощают участие в торгах поставщиков из других регионов, исключает необходимость оплаты услуг курьерских и почтовых служб. Тем не менее, данное требование вводит необходимость получения всеми участниками ЭЦП и аккредитации на электронных площадках.

С 1 июля 2018 года для участия в электронных закупках может быть использована лишь квалифицированная электронная подпись.

Регистрация в ЕИС

Следующее нововведение 44-ФЗ обяжет участников, аккредитованных ранее на ЭТП, пройти регистрацию в Единой информационной системе в течение 2019 года для участия в электронных процедурах. Вся тендерная документация и другая необходимая информация будет доступна на электронных торговых площадках.

Банковская гарантия

С 1 июля 2019 года участник сможет самостоятельно определить способ внесения обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе или аукционе в электронных формах. Помимо денежных средств станет возможным использовать банковскую гарантию.

Это нововведение связано с переходом на электронные виды торгов. Выбор способа обеспечения положительно повлияет на конкуренцию в закупках и даст возможность большему количеству участников участвовать в процедуре определения поставщика.

Размер обеспечения заявки в 2018 году

Согласно новым нормам 44-ФЗ, заказчик в обязательном порядке устанавливает требование о внесении обеспечения заявки только в том случае, если НМЦК превышает 5 млн. руб.

Если НМЦК от 5 млн руб. до 20 млн. руб., то обеспечение устанавливается от 0.5% до 1% от начальной цены контракта. Если НМЦК более 20 млн. руб., то обеспечение составит от 0.5% до 5% от начальной цены контракта.

Возможность не устанавливать обеспечение заявки для закупок с начальной ценой менее 5 млн. руб. дает возможность заказчику привлечь больше поставщиков для участия в закупке, тем самым получить наиболее выгодное предложение для заключения контракта.

Специальные счета

По 30 июня 2018 года действует старый порядок внесения обеспечения для участия в закупке, т.е. переводом денежных средств на счет участника на электронной торговой площадке.

С 1 июля 2018 года участники должны будут вносить обеспечение заявки на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

На первых этапах применения этой системы возможно будут возникать проблемы, как со стороны участников закупок, так и со стороны банков. У участников могут возникнуть проблемы в случае множественности счетов, открытых в разных банках, для участия в торгах на разных площадках. Банки, не имеющие опыта распределения средств от участников в качестве обеспечения заявок, также поначалу будут допускать технические ошибки.

Это разгрузит работу операторов электронных площадок, но скорее всего увеличит срок поступления и зачисления денежных средств в качестве обеспечения заявки. На протяжении нескольких лет механизм зачисления денежных средств в качестве обеспечения заявки был отлажен и работал практически без сбоев.

Типовая форма заявки и документации

Правительством РФ будет определена типовая форма заявки для участия в электронных процедурах определения поставщика. Также, Правительство может разработать и установить требования к содержанию, составу и порядку разработки типовой документации о закупке. Формы будут обязательны для применения как заказчиком, так и поставщиком.

Касательно форм заявок, никаких колоссальных изменений это нововведение не принесет. В конкурсах и котировках на бумаге и ранее использовались типовые формы, обязательные для применения. Унификация документации - несомненный плюс, который позволит излагать информацию для участников в понятном и единообразном виде.

Плата за участие в госторгах

С вступлением в силу новых постановлений 44-ФЗ, Правительство РФ устанавливает право операторам электронных площадок взимать плату за участие в закупках.

Она может быть установлена как за участие в закупке, т.е. для всех поставщиков, подающих заявки, так и для победителя электронной процедуры. Оплата за может взиматься с заказчика, за размещение закупки на ЭТП. Правительством РФ также будет определен порядок ее взимания и указан предельный размер платы, которую сможет установить оператор ЭТП.

Наверняка, для многих участников это станет неприятным новшеством. Ранее участие в госторгах было бесплатным, требующим минимальных невозвратных вложений.

В конце 2017 года в Закон № 44-ФЗ внесены существенные изменения. Основное нововведение касается перехода к определению поставщика путём проведения конкурентных закупок в электронной форме. Разберем суть изменений в 44-ФЗ с 1 июля 2018 года и этапы перехода на электронные закупки.

Главное

Если до 1 июля 2018 года электронные закупки возможны только в форме аукциона, то после к аукциону добавятся:

  • открытый конкурс
  • конкурс с ограниченным участием
  • двухэтапный конкурс
  • запрос котировок
  • запрос предложений
  • закрытые электронные процедуры (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион)

С 1 июля 2018 года проведение электронных процедур - пока только право заказчика. Но уже с 1 января 2019 года право проведения электронных процедур превратится в обязанность.

Исключение — только для закупок у единственного поставщика, закупок на территории иностранного государства, отдельных котировочных процедур и некоторых закупок, проводимых закрытыми способами.

Проведение электронных процедур (включая подачу заявок на участие в закупке) и заключение контракта осуществляются через электронную площадку.

Этапы перехода на электронные закупки

Для участия в электронных закупках от участника потребуется пройти аккредитацию на электронной площадке и регистрацию в ЕИС. Переход к аккредитации и регистрации будет проходит поэтапно:

  1. В период с 01.07.2018 по 01.01.2019, чтобы принять участие в закупке в электронной форме достаточно получить аккредитацию на электронной площадке также, как и для участия в электронном аукционе.
  2. С 01.01.2019 аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется после регистрации таких участников в ЕИС. Информация об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносится в единый реестр участников закупок. Аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС с 1 января по 31 декабря 2019 года.
  3. С 01.01.2019 по 31.12.2019 включительно возможность участия в электронных процедурах будет только у тех лиц, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, а также информация и документы которых включены в реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке. При этом регистрация в ЕИС не требуется.
  4. После 31.12.2019 не прошедшие регистрацию в ЕИС лица подать заявку на участие в закупках не смогут.

Регистрация и аккредитация участников закупок бесплатна.

Регистрация участника закупки в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на три года.

  • участник закупки будет не вправе подавать заявки на участие в электронных процедурах за три и менее месяца до даты окончания срока своей регистрации в ЕИС.

Плюсы от регистрации в ЕИС заключаются в том, что не придётся проходить аккредитацию на каждой площадке, регистрироваться на всех электронных площадках и тратить время на взаимодействие с каждой площадкой в отдельности. Для прохождения аккредитации на всех электронных площадках будет достаточно пройти регистрацию в ЕИС.

Важные изменения в проведении конкурса и запроса котировок

Теперь рассмотрим наиболее важные изменения в порядке проведения наиболее часто используемых процедур: электронный открытый конкурс и электронный запрос котировок.

В соответствии с правила проведения данных процедур регулируются отдельными статьями: для открытого конкурса это статьи 54.1-54.7, 55.1 Закона № 44-ФЗ; для запроса котировок — статьи 82.1-82.6 Закона № 44-ФЗ.

Проведение электронного конкурса начинается с размещения заказчиком в ЕИС извещения и конкурсной документации не менее чем за пятнадцать рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком конкурсе (для открытого конкурса — минимальный срок на подачу заявок составлял 20 дней).

Внесение изменений в документацию возможно не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. При это срок подачи заявок в этом случае должен быть продлён так, чтобы до даты окончания срока подачи заявок было не менее 10 рабочих дней.

Срок предоставления разъяснений по запросам участников открытого конкурса в электронной форме — 2-х рабочих дня с даты поступления запроса. Подать запрос на разъяснения можно будет не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.

Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме будет состоять из двух частей и предложения участника электронного конкурса о цене контракта. Заявка подаётся путём одновременного направления трёх указанных электронных документов:

1 — согласия на поставку товара (работы, услуги) и предложение о его характеристиках;

2 — сведений об участнике закупки, копии документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) и соответствие участника требованиям конкурсной документации, в том числе и квалификационным критериям;

3 — ценового предложения.

Участники конкурса смогут подавать окончательные предложения о цене контракта. При этом каждый участник открытого конкурса в электронной форме может подать только одно окончательное предложение о цене контракта.

Подробно в новых статьях закона регламентируется содержание конкурсной документации, сроки на разъяснение ее положений, детализируется порядок рассмотрения первых, вторых частей заявок участников, порядок подведения итогов, последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся.

Ещё одной популярной закупочной процедурой является запрос котировок.

Здесь также наблюдаются отличия электронного формы процедуры от бумажной.

Для проведения электронного запроса котировок действуют те же условия, что и для бумажного:

  • начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. руб.,
  • годовой объём таких закупок не превышает 10% совокупного годового объема закупок заказчика;
  • годовой объём таких закупок не составляет более чем 100 млн. руб.

При проведении электронного запроса котировок заказчик обязан разместить в ЕИС извещение не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок (для бумажного запроса котировок — не менее чем за семь рабочих дней или не менее чем за четыре рабочих дня в зависимости от начальной максимальной цены контракта).

Подать заявку на участие в запросе котировок в электронной форме смогут только те лица, которые зарегистрированы в ЕИС и аккредитованными на электронной площадке. Заявка подаётся в электронной форме через оператора площадки.

Ещё раз обращаем внимание! С 01.01.2019 регистрация в ЕИС обязательна для всех поставщиков.

Котировочная заявка участника должна состоять из:

  • предложения о предлагаемых товаре, работе, услуге;
  • предложения о цене контракта.

Рассматривает заявки котировочная комиссия заказчика, которая после оформления протокола направляет его оператору площадки. Обратите внимание, что не заказчик, а оператор площадки составляет протокол рассмотрения и оценки заявок, в котором проранжированы заявки и указан победитель.

Изменения в проведении электронного аукциона

Изменения коснутся и порядка проведения электронного аукциона:

  • для участия в аукционе потребуется пройти регистрацию в ЕИС и аккредитацию на электронной площадке;
  • установлены новые требования к составу первых частей заявок: в случае поставки товара, выполнения работы, оказания услуги на условиях, предусмотренных документацией, от участника требуется только согласие на участие; при осуществлении закупки товара или работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар,
  • наименование страны происхождения товара (в случае применения нацрежима) и конкретные показатели товара;
  • определён минимальный шаг аукциона — 100 рублей;
  • для аукционов с минимальной (начальной) ценой контракта менее 3 млн. руб. сроки рассмотрения первых частей заявок сокращены с семи дней до одного рабочего дня с даты окончания срока подачи заявок;
  • статья 70 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона, с 01.07.2018 признаётся утратившей силу.

Заключение контракта по 44-ФЗ после 1 июля 2018 года

Поправками в Закон № 44-ФЗ предусмотрен единый порядок заключения контракта по итогам электронной процедуры.

Для всех электронных процедур правила заключения контракта будут одинаковыми. Определены они в отдельном параграфе Закона № 44-ФЗ - § 4.1 (статья 83.2).

Установлена следующая процедура заключения контракта по итогам электронных закупок:

Заказчик подписывает проект контракта последним. Контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола, а в случае определения поставщика путём проведения электронного запроса котировок или электронного запроса предложений — не ранее чем через 7 дней.

Преимущества перехода на электронные закупки

У перехода на электронные закупки есть очевидные преимущества.

Во-первых, и это самое важное, повысится прозрачность проводимых процедур. Шансы заказчика договориться с нужным ему поставщиком будут снижены, исключится возможность повреждения конвертов с заявками и их незаконный предварительный просмотр.

Во-вторых, минимизируются и иные субъективные факторы в работе Заказчика и членов его комиссии (в том числе и технические ошибки).

В-третьих, проведение электронных закупок окажет позитивное влияние на конкуренцию за счёт повышения возможностей участия в закупке поставщиков из других регионов (расширится география участия). Для заказчика следствием большего количества участников станет экономия бюджетных средств и повышение качества закупаемых товаров (работ, услуг).

В-четвертых, сократятся издержки участников на подготовку заявки и доставку её по адресу заказчика. Потенциально увеличится число желающих принять участие в закупке.

Говорить о сложностях перехода на электронные закупки, недостатках в применении данных процедур можно будет уже после вступления изменений в силу и начала практической реализации новшеств.

Плата за заключение контракта по итогам электронной процедуры

С 1 июля 2018 года операторы электронных торговых площадок вправе взимать плату с лиц, с которыми заключается контракт по результатам электронной процедуры.

Предельный размер установлен в размере 1% от НМЦК, но не более 5000 руб. (в случае заключения контракта с СМП или СОНКО, не более 2000 руб.).

Исключение составляют участники, с которыми заключается контракт после уклонения победителя электронной процедуры. С таких лиц плата не взимается.

Предельные размеры и правила взимания такой платы установлены постановлением правительства РФ от 10.05.2018 № 564.

Пройдите на курсе « ». Профпереподготовка, 256 ак.часов для руководителей и специалистов контрактных служб, контрактных управляющих, председателей и членов комиссий заказчика. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

35 373 просмотра

Принесла крупные изменения. В новом законе, добавился аукционный перечень, регламентирующий закупку товаров через электронный аукцион. ФЗ-44 ввел в действие Единую информационную систему. Часть изменений коснулись планирования закупок. Изменился подход к их формированию, срокам, а также добавилась возможность общественного обсуждения.

ФЗ-44 «О госзакупках» - это документ, который регулирует систему оформления и размещения государственных заказов, для торгов, с применением доступной как для покупателя, так и для поставщика, системы произведения покупок. Документ призван наладить систему приобретения товаров, муниципального и государственного значения.

Согласно Федеральному закону 44, заказчики должны формировать ежегодные графики по закупкам, при этом, размещая их в единой информационной базе, для максимальной прозрачности процесса. К реализуемым товарам на сумму более 1 миллиарда рублей, накладывается условие об обязательном общественном обсуждении. В целом, введен общественный контроль.

В исполнительной части заказов, новый закон привнес разнообразие их размещения. Заказы допускается размещать электронные, на конкурсной основе, в ходе закрытых аукционов и т. д. Контракты на заказы теперь курируются банковскими организациями. Изменен порядок их изменения и расторжения.

Согласно ФЗ-44, на иностранные закупки накладываются ограничения.

Скачать ФЗ-44

Федеральный закон 44 «О госзакупках» в последней редакции с комментариями, можно по . Также, в документе указаны примечания, связанные с изменениями закона.

Размещение заказов

Изменения в законе о размещении заказов в основном коснулись планов-графиков. Формирование планов-графиков должно производиться заранее. Они размещаются заказчиками на официальном сайте, базируясь на утвержденном Минэкономразвития и Казначействе РФ, порядке.

Внесение изменений в план-график, по закону, осуществляется только при изменении более чем на 10% от стоимости товаров, планируемых к приобретению. Для внесения изменений, необходимо указать основания.

Закупки для муниципальных нужд по 44-ФЗ

Согласно 44-ФЗ, закупки для муниципальных нужд - это процесс, совокупность действий, согласованных с Федеральным законом, направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Участником сделки может стать любое юридическое лицо, заказчиком является любой государственный орган. Основным изменением, коснувшимся закупок, стало обязательное общественное обсуждение, при сумме закупки от 1 миллиарда рублей.

Новым законом предусмотрено лишь несколько случаев, когда закупки могут происходить без общественного обсуждения:

  • при закрытом определении поставщиков;
  • в рамках оборонного госзаказа;
  • при закупках посредством электронного аукциона;
  • для закупок, которые реализуются как гуманитарная помощь.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: