Выезд на полосу встречного движения штраф. Штраф за выезд на встречную полосу. Что это означает

В последнее время все чаще появляются вопросы о встречной полосе, водители интересуются, какая наступит ответственность в случае нарушения Правил дорожного движения.

Пункт о лишении прав выступает строгим и в то же время логичным наказанием. В статье будут приведены основные примеры, которые содержат ПДД и благодаря им, есть возможность выяснить, было ли совершено нарушение ПДД, или же нет.

Запреты выезда прописаны все в правилах дорожного движения, их гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. На самом деле, допускаются ситуации, когда есть возможность выезжать на встречку.

Этот вопрос регулируется в девятом разделе правил дорожного движения, посвященному расположению транспортных средств на проезжей части.

Согласно пункту 9.1.1, на дорогах с двусторонним движением запрещено двигаться по полосе, которая предназначена для встречного пути, если она отмечена трамвайными путями, разметкой, либо же разделительной полосой.

В пункте 9.2 сказано, что на дорогах с двусторонним движением, которая имеет несколько полос (более четырех), запрещено осуществлять выезд для объезда либо же обгона на полосу, которая предназначается для встречного движения.

Согласно правилам, на подобных участках дорог любые повороты налево или развороты могут быть выполнены на перекрестках либо же в других местах, где это не запрещается правилами ПДД, разметкой или же знаками.

В пункте 9.3 прописано, что на дорогах с двусторонним движением с тремя полосами, из которых среднюю можно использовать для движения в каждом из направлений, разрешено осуществлять выезд на полосу исключительно для обгона, поворота налево, объезда или разворота.

Запрещается осуществлять выезд на крайнюю левую полосу, которая предназначается для встречного движения.

Пункт 9.6 сообщает, что можно двигаться по трамвайным путям различных попутных направлений, которые расположены слева на одном уровне с проезжей частью.

Это возможно только в случае, если полосы данного направления все заняты, а также при осуществлении объезда, поворота налево или при развороте, учитывая пункт 8.5 правил.

При этом не должны быть созданы какие-либо помехи для трамвая, и запрещен выезд на встречные трамвайные пути, если были установлены перед перекрестком дорожные знаки. Любое движение по трамвайным путям через перекресток запрещено.

В пункте 9.7 указано, что в случае разделения проезжей части на несколько полос с дополнительными разметками, тогда движение транспортных средств должно осуществляться строго по полосам, которые были обозначены. Осуществлять наезд на прерывистые линии разметки можно только в случае перестроения, а в остальных случаях движение запрещено.

В пункте 9.8 указано, что любые повороты на дороге с реверсивным движением обязывают водителя вести транспорт так, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей автомобиль занял крайнюю правую полосу.

Перестроиться можно только лишь после того как водитель убедится, что движение в этом направлении разрешено и по остальным полосам.

В каких случаях выезд на встречную полосу не является нарушением

Ситуация 1. Дорога не очень широкая

Если дорога узкая, без разметки и каких-либо дорожных знаков, запрещающих обгон, либо иных условий, которые запрещают выезжать на полосу встречки, не накладывается при этом ограничений на движение по встречной полосе.

Дорога может быть неширокой, но только если отсутствует разметка и количество полос в процессе движения, это определяет для себя сам водитель.

Не стоит забывать о том, что половина ширины проезжей части, которая располагается слева, относится к стороне, предназначающейся для встречного движения.

Каждое из этих требований прописано в пункте 9.1, число полос движения для безрельсового транспорта определено разметкой, либо же знаками: 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8.

Если их нет, тогда водитель сам имеет право, учитывая ширину проезжей части, а также габаритов транспортного средства и всех необходимых интервалов между ними принять важное решение.

Сторона, которая предназначается для движения по встречке без разделительных полос будет относиться к половине ширины проезжей части, которая располагается слева. Не учитываются местные расширения проезжей полосы.

Внимание! Очень важно, если на дороге отсутствует разметка, тогда количество полос на ней должно быть обязательно четким, и половина дороги будет предназначаться для осуществления движения по встречному пути. То есть на дороге без разметки будет либо две полосы, либо же сразу четыре. Трех быть не должно!

Рассмотренная ситуация с выездом на встречную полосу движения должна быть с неширокой дорогой, иначе она может превратиться в четырехполосную, а выезд на встречку станет причиной выписано штрафа или сурового наказания в виде лишения прав.

Ситуация 2. Трехполосная дорога

Дорога с тремя полосами без каких-либо дополнительных условий и знаков запрещает выезд на среднюю полосу, можно осуществлять выезд без риска и остаться без водительских прав в случае обгона.

На трехполосную дорогу должна быть нанесена разметка, в ином случае, дорогу могут признать двухполосной, либо же четырехполосной (тут все зависит от ширины проезжей части).

Наказание за выезд на встречную полосу

Предусматривается два вида наказаний за выезд на встречную полосу движения:

  • Штраф;
  • Лишение водителя прав.

Каким будет наказание на осуществление выезда на встречную полосу без объезда каких-либо препятствий на дороге?

Для начала следует рассмотреть само понятие «Препятствие», которое прописано в пункте 1.2 ПДД: «Препятствие» включает в себя объект на полосе движения, который лежит неподвижно.

Это могут быть какие-либо посторонние предметы, поврежденное либо неисправное авто, которое не позволяет продолжать движение по этой полосе.

В таких ситуациях, наказание будет предусмотрено за объезд поломанных автомобилей, аварий, а также поврежденных ДТП участков.

Водитель может попытаться объехать пробку перед светофором, тогда его маневр будет называться совершенно по-другому, и включать его в категорию объезда препятствий не стоит.

Какое предусмотрено наказание за осуществление объезда препятствия?

Любой объезд препятствий либо заезд на трамвайные пути при возникновении препятствий на дороге повлечет штраф в размере 1000 -1500 рублей. Если водитель выехал на встречную полосу, тогда будет выписан штраф 1000-1500 рублей, решение принимает инспектор ГИБДД.

Такие же штрафные санкции будут наложены на водителя, который принял решение объехать препятствия по трамвайным путям на встречном пути.

Какое может быть наказание за выезд на встречку при развороте либо же повороте налево?

Наказание за такое действие предусматривает ч.2 ст. 12.16 КоАП:

  • Штраф от 1000 и до 1500 рублей. Это касается выезда на встречную полосу движения при обгоне либо же в иных ситуациях. В этом пункте речь идет о наказании, которое может быть наложено в процессе объезда пробки либо же выполнения обгона по полосе встречного движения. Не нужно забывать и о ситуациях, когда водитель авто решает пересечь одним либо двумя колесами полосу, осуществляя поворот;
  • Кроме административного штрафа за выезд на встречную полосу может быть также наложено наказание в виде лишения водительского удостоверения.

Следует рассмотреть ч.4 ст.12.15 Кодекса об административных правонарушениях: осуществлять выезд в нарушение ПДД на полосу, которая предназначена для встречного движения либо же на трамвайные пути встречки, за исключением нескольких случаев, которые предусматриваются ч.3 этой статьи, влечет за собой наложение штрафных санкций в размере 5000 рублей или лишение прав управления транспортным средством на срок от 4 и до 6 месяцев.

Если водитель был остановлен сотрудников ГИБДД, тогда должен быть обязательно составлен протокол, а дело отправляется на рассмотрение в суд.

Нарушение может быть зафиксировано камерой, которая работает в автоматическом режиме, тогда водитель должен будет заплатить 5000 рублей штрафа. Повторное нарушение этого правила движения означает лишь одно, — водитель будет лишен прав.

В ч.5 ст. 12.15 КоАП сказано, что при повторном совершении этого административного нарушения, которое предусмотрено ч.4 статьи, водителя лишат права управления автомобилем на срок до 1 года.

Поэтому при нарушении ПДД, в лучшем случае, придется заплатить штраф, а в худшем – остаться без прав на срок от четырех и до шести месяцев. Такое решение вправе вынести только суд после рассмотрения материалов дела.

В МВД самыми частыми нарушениями на дороге назвали превышение скорости, несоблюдение требований разметки на дороге, проезд на красный и другие. Каждую десятую аварию в РФ в 2018 году вызвал выезд на встречную полосу. За неполный 2018 год на дорогах РФ произошло более 150 000 аварий, что на 1,8% меньше, чем за такой же период 2017 года. Что считается выездом на встречную полосу? Какие еще санкции могут быть применены к нарушителям?

Выезд на полосу встречного движения без нарушения ПДД

Правилами определены ситуации, когда водитель имеет право выехать на сторону дороги для встречного транспорта, не рискуя таким образом получить штраф или иную санкцию от ГИБДД. Первая описана в п.9.1 ПДД. Выезд на встречную полосу без разметки может быть разрешен только чтобы обогнать ТС или развернуться, если водитель находится на двухполосной дороге без знака, запрещающего обгон или если на дорожное полотно нанесена разметка под номером 1.11. Она выглядит как прерывистая линия с правой стороны.

Вторая ситуация касается трехполосных дорог, на которых отсутствуют знаки, запрещающие езду по центральному ряду, но присутствует пунктирная разметка. В таких случаях средняя полоса может использоваться для движения в двух направлениях как на дорогах с реверсивным движением, но только без регулирования светофором. Из крайнего правого ряда водитель имеет право перестроиться в средний для обгона, но ни при каких условиях не может выезжать на самую левую полосу встречки. Ориентироваться на дороге автомобилистам помогают знаки, указывающие на количество полос и их направление, а также дорожная разметка, которая определена в Приложении 2 к ПДД.

Когда запрещен выезд на встречную полосу?

Автомобилистам запрещено пересекать разметку на трассе, которая разделяет потоки транспорта. Она в Правилах обозначена значениями 1.1 и 1.3 Если требования такой разметки будут нарушены, водитель понесет ответственность в соответствии с положениями КоАП. Получить штраф от сотрудника ГИБДД он сможет, если окажется на дороге с реверсивным движением в полосе, поменявшей направление. Об этом будет сигнализировать красный свет в форме Х или дорожная разметка под номером 1.9 в случаях отсутствия специального светофора. Движение по встречной полосе запрещено:

  • На двусторонних дорогах с 4 и более полосами. Повороты налево разрешены только на перекрестках или в местах со специальной разметкой или знаками (п.9.2);
  • На трехполосной дороге двустороннего движения с разметкой запрещен выезд на крайнюю полосу слева в соответствии с п.9.3 Правил;
  • На двусторонних дорогах, если встречка отделена трамвайными путями, непрерывной, двойной сплошной линией или разметкой 1.11, если пунктирная линия находится с левой стороны;
  • На дорогах со знаком, запрещающим обгонять ТС.

Последняя ситуация не выражает полный запрет на выезд на встречную полосу. Если автомобилист сворачивает налево или совершает разворот, заезжая на встречку, сотрудник ГИБДД его не оштрафует. Но если он выезжает навстречу идущим машинам, чтобы совершить обгон, его обязательно остановят и выпишут постановление об админправонарушении.

Штраф за выезд на встречку в 2019 году

В ноябре 2018 года ряд СМИ распространил новость о том, что штраф за выезд на встречную полосу будет увеличен до 8000 рублей. На деле соответствующего законопроекта, изменяющего размер штрафной санкции за подобное нарушение, в Госдуму внесено не было, а суммы штрафов остались прежними. Все виды ответственности за правонарушение представлены в таблице ниже.

Таблица - Виды ответственности за выезд на встречный ряд в 2019 году

Вид нарушения
Вид ответственности
Наказание при повторном нарушении
Наказание при фиксации нарушения дорожной камерой
Выезд навстречу идущим авто или на встречные пути трамвая при объезде препятствия
1-1,5 тыс. руб.
1-1,5 тыс. руб.
1-1,5 тыс. руб.
Выезд на встречную полосу через сплошную или иную разметку, запрещающую поворачивать налево и разворачиваться
1-1,5 тыс. руб.
1-1,5 тыс. руб.
1-1,5 тыс. руб.
Выезд на встречку при обгоне или в иной ситуации, за исключением описанных в п.3 ч.15 гл.12 КоАП
Лишение прав или штраф в 5 тыс. Водительского удостоверения могут лишить по решению суда на 4-6 мес.
Лишение ВУ на 12 мес.
5 тыс. руб.

Источник: КоАП

Штраф за выезд на встречную полосу движения в 2018 году автомобилисты могут оплатить в размере 50% от начальной суммы при условии, что произведут оплату за 20 дней с даты назначения санкции. Такое правило не применяется в отношении лиц, совершивших повторное нарушение, поскольку оно является особенно опасным и никаких послаблений для водителей быть не должно.

При объезде препятствия

Штраф за выезд на встречную полосу, совершенный ради объезда препятствия составляет 1,5 тыс. рублей, но автолюбитель может получить и минимальное наказание - 1 тыс. рублей. Под препятствием административное законодательство подразумевает любой объект, находящийся на полосе и не позволяющий продолжать по ней движение, в том числе транспортное средство, остановившееся на проезжей части из-за аварии, яма на дороге и т.д. Штраф в таком же размере положен при объезде препятствия по встречным трамвайным путям. Не является препятствием автомобильная «пробка», ряд машин, ожидающих зеленого сигнала светофора, затор перед переездом через ж/д рельсы. Относительно последнего, то п.15.3 ПДД запрещает объезд стоящих впереди перед переездом автомобилей по встречной полосе.

При повороте налево и развороте

Штрафная санкция за выезд на встречную полосу при повороте или развороте составляет от 1 до 1,5 тыс. рублей. Он выписывается водителям сотрудниками ГИБДД в случаях нарушения требований знаков на дороге или разметки. Если на дороге есть двойная непрерывная линия или другая разметка, не позволяющая перестроения в левый ряд, а водитель совершает этот маневр, он будет наказан в соответствии с п.2 ч.16 гл.12 Админкодекса РФ.

При обгоне и в других случаях

Наказание за выезд на встречку во всех прочих случаях: при обгоне, объезде затора и т.д. предусматривает п.4 ч.5 гл.12 КоАП Такое нарушение является существеннее описанных выше и карается большим размером штрафа (5 тыс. рублей) или лишением прав. Если водитель игнорирует знак о въезде на дорогу с одним рядом и продолжает двигаться во встречном направлении, ему также будет грозить лишение прав или штраф, равный 5 тыс. рублей. В случае лишения права управлять ТС, сесть за руль автомобилист не сможет в течение 4-6 месяцев. Как именно будет наказан нарушитель решит суд.

Повторный выезд на встречную полосу

Выезд на встречку повторно наказывается лишением прав до 1 года. Если нарушение было обнаружено камерой на дороге, лишить прав водителя не смогут - ему придется заплатить максимальную сумму штрафной санкции, предусмотренной Кодексом - 5000 рублей. Такую ответственность будет нести водитель, совершивший повторное правонарушение до истечения 1 года после аналогичного админнарушения.

Заключение

Выезд автомобиля на встречу идущему транспорту на дороге является нарушением ПДД. Водитель, совершивший такое действие должен будет уплатить штраф. В отдельных случаях он может понести ответственность, лишившись своего спецправа управлять ТС. Минимальный срок для такого наказания составляет 4 месяца, максимальный - 1 год при повторном совершении такого выезда. Решение о лишении прав может принимать только суд.

Недавно мы уже разбирали типовые ситуации по выезду на «встречку»: связанные , а также за городом, где знаки могут быть установлены не . В этом материале мы разберем общие моменты: где вообще правила разрешают нам выезжать на полосу встречного движения, а где за это положено наказание, и как этого наказания избежать.

Итак, что нам говорят ПДД:

  • пункт 9.2 «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы. При этом не важно — есть разметка или нет, так как количество полос движения определяется разметкой или знаками «движение по полосам», а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов автомобиля. При этом стороной для встречного движения считается половина ширины дороги, расположенная слева.

Согласно ГОСТу, ширина каждой размечаемой полосы движения должна быть не менее 3 метров. Измерять следует реальную ширину дороги. Например, зимняя дорога сужена из-за собранного снега, значит, измерять ширину нужно от отвала до отвала, а не откапывать бордюр под ним. Если есть разметка, то по краям проезжей части от разметки до разметки. И не следует обращать внимание на местные уширения, они на количество встречных полос не влияют.

  • пункт 9.3 На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую, предназначенную для встречного движения. На среднюю же полосу разрешается выезжать только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Здесь, думаю, комментировать не надо, всем всё понятно.
  • пункт 9.6 Запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Если вы выехали на трамвайные пути встречного движения, то ваши действия образуют состав правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.15 КоАП – штраф 5000 либо лишение прав от 4 до 6 месяцев. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом Правил.


Если же попутные рельсы отделены от полосы движения сплошной линией, то пересекать ее нельзя, однако наказание за это – 1500 рублей за нарушение расположения транспортного средства на проезжей части, а не лишение прав.

  • пункт 11.4 запрещает обгон на:
  1. регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной.
  2. на пешеходных переходах.
  3. на ж/д переездах и ближе чем 100 метров перед ними.
  4. на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях.
  5. в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Обратите внимание, что если вы едете, допустим, за городом, по скоростной трассе с разрешенной скоростью 90 км/ч, и обгоняете трактор аккурат на пересечении с каким-нибудь второстепенным проселком, то вам не грозит ровным счетом ничего. Инспекторы любят сидеть в засаде в таких местах и утверждать, что обгон на перекрестках запрещен, однако в случае с главной дорогой это не так.

Что касается термина «конец подъема», то он, конечно, расплывчатый. Чтобы не подвергать лишний раз себя опасности, рекомендуем вообще воздержаться от обгона на подъемах, чтобы не «бодаться» с инспектором.

  • пункт 15.3 запрещает объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства. Ситуации, касающиеся движения по ж/д переездам, мы разбирали во всех подробностях. Вкратце напомню, что обгонять нельзя за 100 метров до шлагбаума.


Оспаривание

Допустим, вас остановил инспектор ГИБДД и сообщил вам, что вы выехали на встречную, и теперь вам грозит лишение. Попросите его подробно разъяснить, какой именно маневр вы совершили и какое наказание по КоАП за это предусмотрено. Если возражений у вас нет, то требуйте от инспектора составления протокола и предоставления его вам на подпись. Это, конечно, актуально, если вам грозит только штраф, ну а вот если статья, которую вы нарушили, предусматривает лишение водительского удостоверения, то вы можете с инспектором не согласиться.

Статья 51 Конституции РФ дает вам такое право, а именно не свидетельствовать против самого себя. Основные зацепки при дальнейшем обжаловании – это нарушение процессуальных норм со стороны инспектора, таких как отсутствие доказательств и свидетелей с его стороны, а также правильно заполненный вами и разметка с нарушением .

Если вы выехали на «встречку» по причине предотвращения ДТП (другой автомобиль резко и без «поворотника» встроился перед вами, а вы во избежание ДТП были вынуждены покинуть свою полосу движения), то такие действия попадают под ст.2.7 КоАП «Крайняя необходимость». В таком случае необходимо все это указать в протоколе и на схеме нарушения. В соответствии со ст.28.9 КоАП, при таких обстоятельствах дело обязаны прекратить еще в ГИБДД до передачи его в суд.

Если инспектор неправильно трактует ваше нарушение, а может быть, даже и его отсутствие, или вы категорически не согласны с вменяемым нарушением, то тут главной вашей задачей будет правильно составить протокол. А еще если у вас есть запись с , то ваша задача упрощается. В протоколе пишем: «С обвинением инспектора не согласен. ПДД не нарушал. Моя вина ничем не доказана. Требую помощи адвоката. Инспектор категорически отказался составить схему нарушения. Имею видеозапись с регистратора движения, которую готов приобщить к делу в день разбора ситуации в подразделении ГИБДД».

И обязательно заявите инспектору, что его действия вы будете обжаловать . И как можно скорее отправляйте заявление – на это у вас есть 10 дней.

<a href=»http://polldaddy.com/poll/8946359/»>Выезжали когда-нибудь на встречную полосу?</a>

Добрый день, уважаемые автолюбители.

С тех пор, как за выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения ввели ответственность в виде лишения права управления транспортным средством, вопросы о встречной полосе стали появляться значительно чаще. И огромная практика по лишениям, и

В этой части статьи мы выделим простые вопросы о выезде на встречную полосу, чтобы просто разобраться, выезд на встречную полосу разрешен, а когда двигаться во встречном направлении запрещено.

Все приведенные в этой статье примеры содержат нарушения ПДД, наша задача верно их квалифицировать и определить был ли выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения или нет.

Начнем с того, что выезд на встречную полосу по умолчанию разрешен, а все запреты уже описаны в тексте . И запретов на самом деле больше, чем кажется. Этим запретам и посвящена эта статья.

Полоса движения

Первое, нужно четко понимать, что такое полоса движения:

«Полоса движения» — любая из продольных полос {tip:: «Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.}проезжей части{/tip}, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

То есть полоса движения может находиться исключительно на проезжей части, а проезжая часть в свою очередь неотъемлемый элемент дороги. Из этого следует, выехать на встречную полосу можно только, если транспортное средство находится на проезжей части дороги. Ни на АЗС, ни во дворах, привлечь за выезд на встречную полосу вас не могут. Даже выезд и движение по тротуару или обочине, расположенными на левой стороне дороги, не является выездом на встречную полосу. Но стоит понимать, что попасть на левую сторону дороги, можно в основном только, через встречную полосу. В любом случае движение по тротуару и обочине — это грубое нарушение ПДД на какой бы стороне дороги они не находились.

Итак отметим — выезд на встречную полосу может быть только на проезжей части дороги.

Так же в тексте Правил дорожного движения фигурирует понятие «ряд» однако отдельного определения для него нет. Поэтому будем использовать обычное толкование этого понятия

Ряд — Совокупность однородных предметов, расположенных в одну линию.

Прямые запреты выезда на встречную полосу

Тут все просто, Правила дорожного движения однозначно указывают, когда выезжать на встречную полосу запрещено.

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

При повороте после выезда с пересечения проезжих частей транспортной средство не должно оказаться на встречной полосе. Количество полос и наличие разметки значения не имеет .

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

На любой дороге имеющей 4 или более полос выезд на встречную полосу для обгона или объезда запрещен. Наличие разметки значения не имеет .

Обратите внимание, при отсутствии разметки или знаков согласно {tip:: 9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).}п.9.1{/tip} ПДД Водитель самостоятельно определяет 2 или 4 полосы содержит проезжая часть. Однако при движении двух рядов в одном направлении, очевидно, что дорога имеет две полосы достаточных для движения автомобилей в одном направлении, не смотря на субъективную оценку водителя. Естественно могут быть частные случаи с грузовыми автомобилями, но давайте сделаем логический вывод — при отсутствии разметки (и)или знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8 выезжать третьим и далее рядом на встречную полосу запрещено.

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево и разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Здесь обратим внимание на обязательное наличие разметки, так как при ее отсутствии согласно п. 9.1 ПДД трех полос на дороге быть не может. Если разметка отсутствует, на дороге может быть только чётное количество полос независимо от того во сколько рядов осуществляется движение .

А теперь прошу обратить внимание на расположение транспортных средств на иллюстрациях без разметки. Ширина дороги одинаковая, но в одном случае 4 полосы движения, в другом три.

Эти ситуации регулирует п. 9.1 ПДД:

9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

Как видите, при отсутствии разметки расположение транспортных средств регулируют сами водители, не один водитель, а все, исходя из дорожной ситуации. И одна и та же дорога может иметь различное количество полос в зависимости от ситуации на дороге.

Двигаться по дороге можно в три ряда, но при этом дорога останется двухполосной согласно п. 9.1 ПДД, и второй ряд будет частично двигаться по встречной полосе. На двухполосной дороге без разметки нет требований двигаться строго по полосе и выезд на встречную полосу не запрещен.

Однако, если транспортное средство из третьего ряда вернется в свою полосу, то это уже будет считаться обгоном , а в данном случае это будет являться нарушением п.11.2 ПДД. То есть выезд на встречную осуществляется без нарушения правил, но если этот выезд связан с обгоном, то правила будут нарушены.

На этой же самой дороге может двигаться два ряда в одном направлении, но в пределах половины ширины проезжей части, расположенной справа.

Таким образом, образуется две полосы в одном направлении, и встречная полоса или полосы расположенные на левой половине проезжей части выезд, на которые запрещен согласно п.9.2, если на левой стороне две полосы, и согласно п.9.3, если на левой стороне проезжей части одна полоса. Опять же количество полос определяется водителями движущимися, как в попутном, так и во встречном направлении.

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается

Тут все просто, если на дороге есть встречные трамвайные пути, выезд на них запрещен.

Также запрещено выезжать на встречную полосу перед переездом:

15. Движение через железнодорожные пути

Кроме того, запрещается:

объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;

Косвенные запреты

Помимо прямых запретов на выезд на встречную полосу, существуют и другие правила, нарушение которых повлечет выезд на встречную полосу.

Нарушение требований дорожной разметки.

Такой разметкой может быть сплошная линия 1.1, двойная сплошная линия 1.3, сплошная одновременно с прерывистой линией 1.11 и двойная прерывистая линия 1.9.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.

Тут аналогично, только с одной стороны линия прерывистая и ее пересекать можно.

Более интересная ситуация на дороге с реверсивным движением

6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым может изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.

Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелы, наклоненной по диагонали вниз направо или налево, включение которой информирует о предстоящей смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела. При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.

Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах — с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.

То есть, если отключены светофоры и линия расположена слева, ее пересекать нельзя. Но, если ее пересечь, то это не значит, что будет совершен выезд на встречную полосу.

Надо понимать, что реверсивная полоса предназначена как для встречного, так и для попутного направления. И в случае отключенного или отсутствующего светофора она не является ни встречной, ни попутной. Поэтому выезд на полосу для реверсивного движения при неработающем светофоре не является выездом на встречную полосу.

Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.

В этом абзаце речь идет о крайней левой линии 1.9. Ее пересечение, повлечет выезд на встречную полосу.

Обратите внимание, где совершен выезд на встречную полосу, а где нет. От этого зависит мера ответственности.

Нарушение правил обгона

Тут очень важную роль играет определение термина «Обгон»:

«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Во первых обгон — это всегда выезд на встречную полосу , и нарушение правил при выполнении обгона — это всегда выезд на встречную полосу в нарушение Правил дорожного движения.

Во вторых обгон — это возврат на ранее занимаемую полосу или сторону проезжей части.

Это два основных момента, которые необходимы для верной квалификации нарушений.

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Только выполнив вышеуказанные условия можно начинать обгон, а равно и выезжать на встречную полосу для совершения обгона.

11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Чтобы вам было проще понять этот пункт, просто представьте перед всеми указанными местами установленный знак 3.20 «Обгон запрещен». Запомните эти места и всегда мысленно дорисовывайте этот знак, когда к ним подъезжаете.

Важно! Не является обгоном поворот налево со встречной полосы после опережения транспортных средств!

Как видим в первом случае нарушен п.8.5, который прямо не запрещает выезд на встречную полосу, во втором случае, нарушен п.11.4 который прямо запрещает обгон, а равно и выезд на встречную полосу. Обратите внимание на отсутствие разметки.

Все запреты выезда на встречную полосу могут применяться как раздельно, так и совместно. Например знак 3.20 «Обгон запрещен» и сплошная линия разметки 1.1 могут применяться как совместно, так и раздельно.

В этой статье мы рассмотрели основные ситуации, когда запрещен выезд на встречную полосу. В следующем материале мы разберем спорные ситуации, в которых инспекторы ДПС любят «рисовать» часть 4 статьи 12.15.

Как следствие, наказание во многом будет зависеть от того, насколько подготовлен водитель в юридической части. Конечно, для подготовки к суду можно воспользоваться услугами адвоката, но сразу после нарушения водитель остается с инспектором один на один. А суды подходят к рассмотрению таких дел почти всегда формально , опираясь только на протокол, как на доказательство, а разъяснения водителя оценивают как не заслуживающие доверия. Хотя, безусловно, опытный специалист сможет, используя фактический материал, развернуть ситуацию.

Выезд на встречку с нарушением правил дорожного движения влечет за собой, нарушение части 4 статьи 12.15 КоАП РФ:

часть 1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней - штраф в размере 1500 рублей.

1.1. Невыполнение водителем тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 километров в час, вне населенных пунктов требования Правил дорожного движения пропустить следующие за ним транспортные средства для обгона или опережения - штраф в размере от 1000-1500 рублей.

часть 2. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения - штраф в размере 2000 рублей.

часть 3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия - штраф в размере от 1000-2500 рублей.

часть 4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - штраф в размере 5000 рублей или лишение прав от 4-6 месяцев.

часть 5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, - влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год.

В случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи - наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

Как избежать лишения прав за выезд за встречку и что делать если Вас уже лишают прав за встречку.

В протоколе следует отразить все факты. Если инспектор что-то пропустил, то обязательно нужно указать, что с протоколом не согласен и перечислить важные обстоятельства выезда на полосу встречного движения. Не нужно бояться подробностей, даже если инспектор настаивает на том, что они не нужны.

В протоколе или дополнении от водителя обязательно должно быть отражено:

  • последовательность событий;
  • время суток и степень освещенности, а также видимость в целом;
  • состояние разметки и ее видимость;
  • наличие знаков и их видимость.
В протоколе важно указать контактные данные всех свидетелей, включая пассажиров автомобиля, не исключая родственников.

По возможности следует самостоятельно собрать доказательства на месте: сделать фотографии, составить как можно более подробную схему с указанием замеров. Желательно сбор доказательств подкрепить показаниями свидетелей. Они смогут подтвердить, что фотографии заснеженной разметки сделаны именно в этом месте и сразу после происшествия. Фотографии должны содержать привязку к местности, т.е. в кадр должны попадать прилегающие дома, желательно с номерами и т.п. Также важно охватить прилегающую к дороге территорию (трамвайные пути, тротуары).

Смягчающие обстоятельства

Статьей 4.2 предусмотрены общие для административных правонарушений обстоятельства, наличие которых смягчает вину:

  1. Раскаяние.
  2. Признание вины также является смягчающим обстоятельством. Особенно если водитель не числится в полицейской базе, как активный нарушитель, и ему удастся доказать, что нарушение произошло непреднамеренно. К примеру, разметка была засыпана снегом, а припаркованные у обочины, машины ограничивали возможности для маневра.
  3. Совершение правонарушения в момент душевного волнения, вызванного, к примеру, трагическим событием в жизни, как то: смерть близкого человека, болезнь и т.п.
  4. Хорошая история (отсутствие, ранее совершенных, административных правонарушений) и репутация (характеристика с работы т.д.).
  5. Беременность водителя и/или плохое самочувствие в момент совершения (нужно подтвердить справкой медучреждения).
Нюансов, которые помогут обойтись штрафом за выезд на встречную полосу, очень много. Они сложны для новичка, но разбираться непременно нужно. Тем более что наши суды часто непомерно строги к неопытным водителям, которые просто не сориентировались на незнакомой трассе и наехали на разметку или немного заехали за нее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: