Различия между правом и моралью. Разница между правом и моралью Чем различаются нормы морали и права

по происхождению - нормы права устанавливаются и санкционируются государством, нормы морали формируются обществом, исходя из представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и достоинства, бесчестии и т.д. по сфере действия - нормы права регулируют те отношения, которые государством возведены в закон, обеспечиваются и охраняются его принудительной силой, в то время как нормы морали оказывают влияние не только на правовые отношения, но и на совокупность общественных отношений, не урегулированных правом; по форме закрепления - правовые нормы получают закрепление в официальных нормативных актах, а нормы морали содержатся в сознании людей; по структуре - правовые нормы, как правило, состоят из трех элементов - гипотеза, диспозиции, санкция, в результате чего весьма детально предписывают, кто, что и как должен делать, при каких обстоятельствах и с какими последствиями. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил и принципов; по способу обеспечения - реализация норм права поддерживается принудительной силой государства, мораль обращается к совести индивида.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Отличия правовой нормы от норм морали" в других словарях:

    Государство - (Country) Государство это особая организация общества, обеспечивающая единство и целостность, гарантирующая права и свободы граждан Происхождение государства, признаки государства, форма государственного правления, форма государственного… … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Преступление (значения). Преступление (уголовное преступление) правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.… … Википедия

    - (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

    Преступление (уголовное преступление) это правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них… … Википедия

    Преступление (уголовное преступление) это правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них… … Википедия

    Преступление (уголовное преступление) это правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них… … Википедия

    Преступление (уголовное преступление) это правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них… … Википедия

    Преступление (уголовное преступление) это правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них… … Википедия

    Преступление (уголовное преступление) это правонарушение, совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности. Преступления могут выделяться из общей массы правонарушений по формальному признаку (установление за них… … Википедия

При регулировании общественных отношений особенно тесно взаимодействуют нормы права и нормы морали. Их соотношение развивалось от значительного совпадения на заре развития человечества до рационально обоснованной автономности в современных условиях.

Нормы морали – это правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми с позиций исторически складывающихся представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости.

В связи с этим будущим юристам важно знать, в чем состоит единство, различие, взаимодействие этих социальных регуляторов.

Их единство обусловлено:

1) общей системой экономических, политических, культурных и иных детерминирующих факторов, обеспечивающих национальную и формационную однотипность данных явлений, ибо они исходят из единых общечеловеческих социальных ценностей и представлений о добре, справедливости, равноправии и т.д.;

2) нормативно-регулятивной природой, так как и мораль, и право – это образцы, определяющие границы поведения людей в типичных жизненных ситуациях;

3) конечными целями, которые состоят в достижении сбалансированного, социально полезного и прогрессивного общественного развития;

4) показателями уровня социально-культурного развития общественно-политической системы.

В то же время, наряду с общими социальными и функциональными свойствами, между правом и моралью имеются весьма существенные различия, отражающие их своеобразие как самостоятельных разновидностей социальных норм. Признание самостоятельной ценности морали предупреждает возможность использования права для насильственного внедрения этических канонов государством, и, наоборот, признание относительной самостоятельности права не дает возможности подменять право морально-этическими требованиями господствующей социальной группы.

Их различия выражаются в:

1) способах и субъектах формирования. Моральные нормы создаются в стихии жизненного бытия и повседневной практики всего общества, а право – в особом процессуальном порядке непосредственно или с санкции государства. Государство формирует одну национальную систему права, а мораль, отражая сложную структуру общества, выражает не только общечеловеческие, но и групповые ценности и интересы. Поэтому наряду с общечеловеческой моралью существует мораль бедных и мораль богатых;

2) характере воздействия на сознание и поведение людей. Мораль эффективна лишь тогда, когда добровольно соблюдается человеком. Нормы морали непосредственно связаны с духовной жизнью людей. Поэтому в отличие от правовых моральные нормы являются не столько внешним, сколько внутренним регулятором поведения человека. Они действуют тогда, когда устойчиво внедрились в общественное и личное сознание. Отражают глубину личного осознания общественного долга, способность человека к объективной самооценке. Они не нуждаются в официальном закреплении и не могут регулировать многие экономические, организационные и иные отношения;


3) формах внешнего выражения. Мораль действует через общественное мнение путем приоритетного формирования нравственных обязанностей, долга и закрепления в общественном и индивидуальном сознании общих принципов, внутренних убеждений и установок (будь вежлив, уважай старших, не убей, не укради и т.д.). Лишь иногда она получает вторичное письменное закрепление в программных документах общественных организаций, религиозных догматах и др. Правовые нормы официально-письменно закрепляются в специальных юридических актах (законах, указах, постановлениях и проч.). Они отличаются не только формальной определенностью, но и четкостью, детальностью регламентации поведения участников общественных отношений с помощью взаимно корреспондирующих прав и обязанностей;

4) уровне требований и оценочных критериях. Нормы морали, регулируя духовную жизнь общества, предъявляют к человеку более высокие требования. Они оценивают его поведение с позиций добра и зла, чести и бесчестья, справедливости и несправедливости, мораль оценивает не только поведение, но и личность контрагента. Нормы права, обеспечивая стабильность и предсказуемость поведения, регулируют и квалифицируют лишь внешние поступки человека. Эти поступки оцениваются с позиции правомерного и неправомерного, соответствия или нарушения закона. Если мораль осуждает всяческие антиобщественные поступки и требует от человека самопожертвования, то право, регулируя лишь наиболее важные общественные отношения, наказывает лишь за наиболее опасные;

5) методах и средствах обеспечения реализации. Мораль – это всегда обращение к долгу, к должному, а не к возможному поведению. Она может предоставить возможность выбора норм поведения, но не отказаться от них вообще.

Мораль обеспечивается общественным мнением. При этом общество само решает, как отреагировать на соблюдение или нарушение моральных запретов, в чем будет выражаться моральная ответственность. В отличие от морали в содержание права входят не только нормы, указывающие на границы и виды желаемого или должного поведения, но и нормы, обеспечивающие их надлежащую реализацию, устанавливающие для этого определенные процедуры. Выполнение требований морали может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. При этом авторитет контролера определяется не властными предписаниями, а моральными качествами самой личности.

Право обеспечивается экономической, организационной и принудительной мощью государства. В случае нарушения юридических норм порядок привлечения к ответственности и меру этой ответственности четко устанавливает закон.

Рассмотрим взаимодействие права и морали. Право и мораль – различные, но не антагонистические явления. Преувеличение их особенностей приводит к правовому нигилизму, с одной стороны, и к освобождению от моральных принципов государства, правосудия и т.д. – с другой. Право как мера свободы объективно нуждается в моральном самоограничении личности, а мораль – в ряде юридических ограничений во имя общественной нравственности. Нравственность – это реально практикуемые нормы поведения, нравы общества.

Определяя поведение человека, право и мораль активно взаимодействуют друг с другом, обеспечивая воспитание у него гражданских качеств и поддерживая надлежащую реализацию норм. Это взаимодействие проявляется в различных формах.

Мораль составляет нравственную основу действующего права. Еще древние юристы говорили: бессмысленны законы в безнравственной стране. Однако степень такого влияния на содержание норм различных отраслей весьма существенно различается. Особенно заметно это влияние сказывается на семейно-брачном законодательстве. Практическую значимость морально-нравственные критерии приобретают и в процессе применения права. Без них невозможно правильно квалифицировать такие юридически значимые деяния, как хулиганство, клевета, унижение чести и достоинства, выселение в связи с невозможностью совместного проживания и т.д. Они используются для уточнения содержания таких мотивов правонарушений, как корысть, цинизм, низменные побуждения, а также сопутствующих им оценочных понятий: «грубая неосторожность», «исключительный цинизм» и др., приобретающих необходимую определенность на основе моральных критериев. С их использованием оценивается личность гражданина и пределы осуществления его прав. Права и свободы субъектов должны осуществляться в системе нравственных координат.

В свою очередь, право влияет на формирование, развитие и защиту моральных норм. Фактическое воплощение их в реальную действительность во многом зависит от того, насколько действенными стали правовые установления, насколько высок уровень правопорядка. Здесь, однако, наряду с позитивными возникают и негативные моменты. Так, принятие приватизационных законов, переход к рыночным отношениям повлекли за собой деформацию нравственных ценностей у многих молодых людей.

Взаимодействие между правом и моралью может выражаться и в форме противоречий, которые вместе с тем не носят непримиримого, однозначного характера. Они связаны, прежде всего, со спецификой самих названных феноменов и противоречиями общественной жизни.

Противоречия между нормами права и морали вызываются:

1) возможным несовпадением интересов общества и государства;

2) некритическим копированием законодателем зарубежных стандартов;

3) единством права и разнородностью морали;

4) динамичностью морали и консерватизмом права, не успевающим за изменениями общественной жизни;

5) разницей критериев оценки поведения субъектов;

6) несовпадением уровня требований и т.д.

Всякое право юридическими средствами, используя государственный механизм, защищает нравственные основы общества. Однако это совсем не означает абсолютного, приоритетного значения морали. Такое благотворное влияние допустимо на уровне требований общечеловеческой морали, но допустимо ли насильственное насаждение с помощью данных механизмов «всеобщего счастья», «достойного существования» и т.д. с позиций определенных социальных групп?

Думается, что нет. Силовое насаждение добра и справедливости всегда сопровождается насилием, разрушением и оправданием террора против собственного народа во имя абстрактного будущего, а значит, и бесправием личности.

В обществе. Еще один немаловажный термин в изучении поведения - обычаи . Обычай - это самый древний вид правил поведения людей. Он не требует доказательств и аргументации, потому что «так заведено испокон веков». Обычай отражает природное стремление человека к стабильности. Его тяжело разрушить (вспомните всех своих знакомых, не готовых к каким-либо переменам), но иногда это необходимо, потому что нередко обычаи тормозят развитие общества. В данном контексте синоним обычая - привычка. Церковь когда-то привыкла думать, что факт вращения Земли вокруг солнца - ересь, поэтому Джордано Бруно сгорел на костре. Однако его смерть дала толчок к перелому обычая, и теперь церковь считает, что вращение Земли вокруг Солнца - результат божьей воли. Стереотип был сломан.

Но вернемся к морали и праву. Нормы морали возникали не менее стихийно, чем обычаи. Различие в том, что эти нормы были обусловлены соображениями понимания другого человека, сочувствия, сострадания, чувства долга, короче говоря, - соображениями гуманности .

Главный принцип в соображениях гуманизма - «золотое правило морали », то есть «как ты с людьми, так и люди с тобой». Как видим, некоторое эгоистическое начало в этом все же присутствует - ты мне, я тебе - взаимовыгодное сотрудничество.

Право - это политически, экономически и социально защищенный регулятор поведения в обществе. Право возникло на основе морали. Точнее говоря, правовые нормы возникли из моральных норм.

Когда впервые вождь племени в какой-нибудь Месопотамии сказал, что отбирать добычу у твоего соседа охотника не хорошо, появились нормы морали. Потом этот же вождь подумал и решил, что его авторитет не всегда играет роль, и соплеменники продолжают воровать. Тогда он вышел на собрании племени и заявил, что тот, кто будет уличен в воровстве, будет изгнан из племени без имущества и оружия на съедение диким зверям. Так появилась норма права, и право вообще.

Выходит, что мораль несовершенна. Причина несовершенства в том, что моральные санкции за нарушение моральных норм слишком теоретические, непрактичные (гнев богов, порицание общественностью и т.д.). Возникла необходимость в более принудительных моральных нормах - так и появилось право.

Право, в отличие от морали, выступает более мощным стимулом к определенному поведению.

Единство права и морали.

Как моральные нормы, так и правовые отражают приверженность человека к определенным идеалам, например, идеалам справедливости и свободы. В понятии единства морали и права можно выделить пять основных пунктов.

  1. Мораль и право, как система социальных норм универсальны, то есть они распространяются либо на все общество , либо (изредка) на какую-то значительную социальную группу (например, группа - охранники правопорядка, у которых есть свои предписания, законы, права, обязанности, как моральные, так и правовые).
  2. У норм права и морали общественные отношения являются единым объектом регулирования. То есть у них - один и тот же объект, на который направлено воздействие - поведение людей в обществе.
  3. И те, и другие нормы являются источником общественного волеизъявления. Общество само придумало для себя же моральные и правовые нормы.
  4. И те, и другие нормы произошли в процессе разложения обычаев первобытного общества. То есть они возникли тогда, когда обычаи стали несовместимы с развившимися убеждениями и мировоззрениями человеческой личности.
  5. И те, и другие нормы имеют похожую структуру. Следовательно, и правовые и моральные нормы состоят из гипотезы, диспозиции и санкций .

Различия права и морали.

Правоведы и социологи кроме пяти пунктов сходств морали и права выделяют столько же пунктов различий.

  1. Происхождение . Основа моральных норм - это понятие о добре и зле, о хорошем и плохом, праведном и неправедном. Эти понятия постепенно формируются в сознании людей с их развитием. Правовые нормы же сразу вступают в силу после принятия соответствующего решения.
  2. Форма выражения . В отличие от правовых норм, моральные содержатся не в нормативно-правовых актах или договорах, а в сознании человека, то есть они не имеют такой официальной формы (с печатью и подписью), как правовые.
  3. Способ санкций и охраны от нарушений . Моральные нормы соблюдаются добровольно, а правовые - принудительно. В физическом понимании правовые санкции более весомы, чем моральные, имеют большую материальную, чем нравственную направленность.
  4. Степень детализации . Моральные нормы имеют более обобщенный характер, чем правовые (не убий, будь справедлив и честен и т.д.). Правовые же - детализированы, имеют кучу нюансов, поправок, отступлений, исключений и т.д.
  5. Сфера действия . Моральные нормы действуют во всех сферах общественных взаимоотношений , правовые же охватывают только наиболее важные, с точки зрения государства, области жизни общества. Например, не существует нормативно-правовых актов, описывающих правила и законы дружбы. Это - область морали, но не права.

В заключение можно сделать следующий вывод: моральные законы - это еще не написанные правовые законы. Правоведы иногда эту область называют естественным правом , или обычным правом .

При этом мораль продолжает воздействовать на право. Приведу простой пример. Представьте себе суд присяжных. Вариант первый: бывший преступник, отсидевший немалый срок, снова убивает и грабит случайную пожилую женщину (это, кстати, рецидив). Вариант второй: Раскольников, историю которого мы прекрасно помним, который также раскаивается в своем преступлении (моральные санкции он уже испытал). Ответьте на вопрос: будет ли разница в вердикте присяжных? И если разница будет, то сколько присяжных вынесут суровое, а сколько мягкое наказание в первом и во втором варианте? То есть будут ли разными санкции, учитывая, что гипотеза и диспозиция идентичны?

Мораль – правила поведения, которые отражают представления людей о добре и зле, справедливости, чести, долге, нравственных идеалах. Мораль – это закрепившиеся в общественном сознании нравственные требования к человеку.

Мораль отличается от права:

Способом формирования и возникновения – право формирует государство, а мораль возникает самостоятельно;

Формой выражения – право выражается в нормах, т. е. в законах. Нормы морали выражаются в традициях, могут быть закреплены в религиозных традициях письменно: в Библии, Коране, Талмуде;

Общеобязательностью – исполнение правовых норм обязательно для всех, морали следуют нравственные и честные люди;

Обеспеченностью выполнения – в случае невыполнения законов государство наказывает граждан, они несут юридическую или уголовную ответственность. В морали человек несет ответственность только перед своей совестью и перед общественным мнением.

Правовое сознание – идеи, взгляды и традиции, сложившиеся в обществе, выражающие отношение людей к праву, т. е. то, как люди воспринимают право и законы. Правовое сознание состоит из трех частей:

1) правовой идеологии – взглядов людей, понимания ими законов;

2) правовой психологии – традиций и привычек человека исполнять или не исполнять законы;

3) правового воспитания – формирования у других лиц отношения к законам.

Функции правового сознания: познавательная – отвечает за создание отношений; оценочная – понимая и зная законы, человек оценивает свое поведение как правильное или неверное; регулятивная – регулирование поведения и отношений (например, между директором и рабочими).

Правовая культура – уважительное отношение к праву, она укрепляет законность и наводит порядок. Она гарантирует права и свободы человека. Чем выше правовая культура, тем более развит гражданский долг у общества. Правовая культура зависит от того, как граждане знают и понимают законы, от доступности и понятности законов, от уровня развития системы законодательства. Различают такие виды правовой культуры, как индивидуальная, групповая, общественная.

Политическая культура – это передаваемые из поколения в поколение знания, умения и опыт политической деятельности. Элементы политической культуры: политические идеологии, политическое сознание, политические убеждения, политические организации, политическое поведение и действия, уровень и интенсивность политической жизни, политические традиции, обычаи и стереотипы (шаблоны) поведения. Гражданская политическая культура – это культура участия в политике, соблюдение законов и норм, активное участие в политических процессах (в выборах, референдумах).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: