Как оформить аварию без гибдд. Порядок оформления дтп без гибдд — условия и необходимые действия. Как заполнить Европротокол

Как самому оформить ДТП?Ситуации на дороге бывают всякими. И если машины имеют незначительные повреждения без существенного ущерба, то на место не обязательно вызывать сотрудников ДПС. Есть другой способ выхода из положения.

В России и раньше можно было оформить аварию без ГИБДД и не ждать инспектора. Данный способ применялся только в тех случаях, когда оба участника ДТП имели общее мнение на ситуацию, и у них не было конфликта по определению виновника.

При любом происшествии на дороге водители должны знать, какие меры им предпринимать, если решено оформлять ДТП без участия сотрудников ГАИ. Как это осуществить на практике, расскажем в этой статье.

В этой статье:

Что представляет собой упрощенное оформление ДТП

Среди автолюбителей эта схема именуется «Европротокол». Суть её заключается в том, что для решения всех вопросов необязательно вызывать на место инцидента сотрудников ГИБДД.

Водители могут договориться обо всем полюбовно, не прибегая к помощи правоохранительных органов. И тогда вопросы с возмещением ущерба решаются только с помощью страховых компаний, которые обслуживают водителей.

Однако для того, чтобы был оформлено извещение о ДТП без вызова ГАИ необходимо соблюдение нескольких важных условий. О них мы и поговорим в следующем пункте.

Как оформить ДТП без вызова ГИБДД

Для того чтобы приступить к оформлению дорожного происшествия в упрощенном порядке необходимо соблюсти ряд условий.

Первое из них заключается в том, что в аварии должны пострадать не более двух машин. Если же столкнулись 3 и более экипажа, то схема с «Европротоколом» уже действовать не будет.

Вторым условием является то, что вследствие происшествия не должны никоим образом пострадать люди. Какое-либо повреждение их здоровья, пусть даже самое незначительное, влечет за собой обязательное привлечение к оформлению дорожного случая сотрудников ГИБДД.

Также, у каждого из водителей столкнувшихся машин при себе должен быть на руках действующий полис ОСАГО. Тут есть одна деталь. Сейчас на руках находится множество фальшивых страховых полисов.

Поэтому инспекторы ДПС с 1 июля 2016 года получат возможность сверять данные страховки со своей базой. И если при этом обнаружатся расхождения, то самостоятельное оформление ДТП без ГИБДД будет невозможным.

Есть еще одна немаловажная деталь. Для того чтобы решить все вопросы на месте, необходимо следующее условие - стоимость ремонта каждой из пострадавших была сравнительно небольшой (до 100 тысяч рублей). Иначе также придётся вызывать на место дорожного инспектора.

Самостоятельное оформление ДТП без ГИББД: порядок действий

У многих водителей, особенно неопытных, появляется вопрос: как же правильно составить все необходимые документы для того, чтобы не было взаимных претензий у обоих участников аварии.

В первую очередь, оба водителя должны согласовать между собой стоимость ремонта (желательно это сделать в письменной форме).

Кроме того, два автовладельца должны сами для себя (также письменно) согласовать все детали происшествия с определением виновника. Если не удается прийти к консенсусу, то также придется вызывать работников ГИБДД.

Для оформления происшествия без привлечения сотрудников ГАИ рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Осмотреть автомобили и оценить повреждения

Осмотрите совместно с участником (водителем второго автомобиля) место и обстоятельства ДТП, степень механических повреждений и оцените величину ущерба.

При наличии с собой фото- и видеоаппаратуры сделайте съемку всех подробностей - расположения автомобилей, повреждений.

Это может помочь в дальнейшем при возникновении спорных ситуаций. Выясните со вторым водителем, имеются ли у вас разногласия по поводу того, кто является виновником.

Если разногласий нет и ущерб потерпевшему по приблизительной оценке не превысит 100 000 руб., переходите к следующему шагу.

Зафиксировать обстоятельства причинения вреда транспортным средствам

Фиксация причинения вреда может осуществляться с помощью фото- или видеосъемки либо с применением средств навигации.

Фото- или видеосъемка должна быть выполнена в течение не более 60 минут после ДТП и включать изображения (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1002):

  • государственных регистрационных знаков ТС участников дорожного происшествия или идентификационных номеров (VIN) (в случае отсутствия гос. номеров);
  • мест повреждения транспортного средства;
  • взаимного расположения автомобилей, с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым предметам;
  • государственного регистрационного знака транспортного средства - свидетеля ДТП (при наличии).

Отметим, что в автомобиле может быть установлено устройство вызова экстренных оперативных служб. Оно осуществляет и обеспечивает определение координат, скорости и направления движения транспортного средства, а также передачу сообщения о месте при аварии (п. 6Технического регламента, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877).

Убрать ТС и заполнить извещение

Водитель, причастный к ДТП, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие (п. 2.6.1ПДД РФ).

Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных ПДД, в связи с дорожно -транспортным происшествием, участником которого он является. Влечет наложение административного штрафа в размере 1 000 руб.

В случае уплаты штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении размер санкций уменьшается вдвое. Если исполнение постановления было отсрочено либо рассрочено, штраф уплачивается в полном размере (ч. 1 ст. 12.27, ч. 1.3 ст. 32.2КоАП РФ).

Проверить документы

Попросите второго участника сообщить вам сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер полиса ОСАГО, а также наименование, адрес местонахождения и телефон компании.

Сообщение данных полиса ОСАГО другим участникам ДТП по их требованию - обязанность водителя (п. 3.2 Приложения N 1 к Положению, утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П).

Убедитесь, что полис второго водителя является действующим. Если вы виновник - указанная проверка полиса, подтвердит (или опровергнет) правомерность оформление аварии без ГАИ.

Обязательно проверьте все имеющиеся в наличии документы - паспорт (если имеется), водительские права, ПТС на автомобиль.

Действие 5. Оформите документы для страховой компании

После этого составляется документ, именуемый извещением о ДТП. Он является неотъемлемым приложением к полису ОСАГО каждого из водителей. Все бланки извещения заполняют оба водителя.

Для этого на его лицевой стороне существуют специальные две колонки. Оборотную сторону извещения владельцы машины заполняют каждый свою. Если необходимого места не хватает, то можно прикрепить ещё дополнительные листы бумаги.

Заполните совместно со вторым водителем - участником аварии извещение. Указанные бланки страховщики выдают всем водителям при оформлении полиса ОСАГО, их рекомендуется возить с собой в автомобиле.

Обратите особое внимание на точность указания всех механических повреждений и правильность составления схематического рисунка ДТП. Если в автомобиле пострадал перевозимый предмет (ноутбук, детская коляска и др.), обязательно зафиксируйте это подробно. В противном случае может возникнуть спор со страховщиком в части размера возмещения по этому имуществу.

Обязательно укажите в извещении, что оформление аварии проводилось без сотрудника ГИБДД. Проверьте внесенные данные. Подписать извещение должны обе стороны.

Разъедините подлинник и копию извещения (копия создается автоматически на втором листе). Обычно потерпевший забирает подлинник, а виновнику отдается копия заполненного документа (п. 3.6 Правил, утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П).

Подать документы в страховую компанию

Когда все документы подготовлены, следует уведомить о случившемся свою страховую компанию.

В течение пяти рабочих дней со дня ДТП потерпевший представляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующие документы и материалы (п. 2 ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1002):

  • экземпляр бланка извещения об аварии, заполненный водителями;
  • заявление о прямом возмещении убытков;
  • электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля;
  • заявление о том, что информация, содержащая фото- или видеосъемку, является некорректированной.

После этого можно ждать выплат.

Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу обстоятельств совершения дорожно-транспортного происшествия. Например, не превышает ли ущерб 100 000 руб., неуверенность в определении виновника (существуют разногласия между водителями).

А также есть сомнения относительно адекватности второго водителя и (или) иные, вызывайте сотрудников ГИБДД и оформляйте документы в общем порядке.

Если же остались вопросы по поводу оформления аварии без ГИБДД в упрощенном режиме, то их бесплатно можно задать нашему юристу.

Вступивший в силу новый регламент работы дорожно-патрульной службы вызвал у читателей массу вопросов по поводу того, как теперь будут оформляться аварии, и как пострадавшим получить страховую выплату.

На эти вопросы в редакции "РГ" отвечал начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Андрей Клименко.

Напомним, что теперь ГИБДД не выдает справку об аварии. Но зато выдает определения о возбуждении административного дела или отказе в его возбуждении, постановление о штрафе, или протокол. Все участники получат копии этих документов.

Иван, г. Новосибирск: Подскажите, пожалуйста, материалы по ДТП должны выдаваться в течение 24 часов. Печать должна ставиться сразу или нет?

Андрей Клименко: Все процессуальные документы, выписанные на месте ДТП, выдаются на месте. Единственное, нужно понимать, что у нас бланки зачастую предусматривают наличие только одной копии. Поэтому если на всех участников копий не хватит, то нужно подъехать в подразделение и получить ее. Никаких дополнительных печатей эти копии не требуют. Ни в одном нормативном документе, регламентирующем вопросы ОСАГО, не сказано, про заверенные копии постановления или протокола. Заверение не предусмотрено ни нашим регламентом, ни документами страховщиков. Получив эти документы, пострадавший сразу может идти в страховую компанию. Рассмотрение дела может затянуться. По телесным повреждениям оно может длиться годами. Поэтому задача полиции в данной ситуации зафиксировать обстоятельства ДТП и выдать участникам первоначальный пакет документов, которые уже будут основаниями для решения вопроса о страховой выплате.

Иван, г. Новосибирск: Все аварийные комиссары могут сдавать материалы в ГИБДД? Или какой-то договор должен быть между ГАИ и службой аварийных комиссаров?

Андрей Клименко: Аварийные комиссары могут выступать представителями участников ДТП только после того, как водители выполнили свои обязанности. Аварийный комиссар может подъехать на место ДТП, подсказать, как нарисовать схему, помочь сфотографировать обстановку на месте происшествия, повреждения транспортных средств, как того требуют Правила дорожного движения. А для оформления документов о ДТП в подразделении полиции должны прибыть сами участники. Иначе как инспектор может установить их личность, установить, что повреждения действительно есть и они именно такие, как написано? А уже в ходе административного расследования аварийный комиссар может выступать как доверенное лицо, как защитник или представитель с точки зрения Кодекса об административных правонарушениях. Если же возможно оформление материалов без участия сотрудников полиции - европротокол, задача аварийного комиссара разъяснить это участникам происшествия, оказать содействие в заполнении извещения о ДТП и, в случае необходимости, представлять их интересы в страховой компании.

Участники аварии должны сами подать документы в ГИБДД на оформление ДТП. Это их обязанность

Водитель может управлять машиной по доверенности, оформленой в простой письменной форме. Но от представителя участника ДТП ваши сотрудники требуют нотариально заверенную доверенность. Почему?

Андрей Клименко: В решении пленума Верховного суда сказано, что доверенность должна быть либо нотариальной, либо оформленной по месту работы. Она может быть даже устной, если участник в ходе производства по делу заявил о необходимости привлечения конкретного лица в качестве представителя. После того, как этот представитель будет фигурировать в процессуальных документах именно как представитель, он сможет участвовать в деле без своего доверителя.

Александр, Екатеринбург: Если инспектор не указал все повреждения на машине, страховая компания говорит либо езжайте к инспектору и дописывайте, либо за невнесенные элементы мы не заплатим. Что делать? Ехать к инспектору дописывать?

Андрей Клименко: Физически невозможно на месте определить полный перечень повреждений транспортного средства. Инспектор на месте указывает некие общие повреждения, которые увидит. Например, деформация крыла, капота, разбита решетка радиатора, фара, стекло. Помимо внешних повреждений, могут быть скрытые. Инспектор не технический эксперт, и не всегда может определить, что то или иное повреждение относится именно к этому происшествию. Этим должны заниматься эксперты, привлекаемые страховыми компаниями. Еще когда мы выдавали справки, то запрещали сотрудникам делать в ней дописки. Даже было разъяснение о том, чтобы ни указывать в ней никаких скрытых повреждений. И в этом порядок не изменился. Инспектор указывает то, что увидел на месте происшествия, чтобы эксперту было понятно, с какой стороны, например, был удар: слева, сзади, справа или спереди.

Михаил, Москва: Недавно внесли изменения в правила, предоставили возможность самим разъезжаться, у нас давно работает европротокол, появилось требование к дежурному, чтобы он разъяснял, в каких ситуациях куда ехать. На какие аварии выезжает ГИБДД?

Андрей Клименко: Действительно, после изменений в ПДД, это было еще в середине 2015 года, у нас поменялся порядок оформления и выезда на места совершения ДТП. Если в ДТП пострадали люди, имеют место телесные повреждения, порядок не изменился - обязанности водителя остались те же самые, определить пострадавших, вызвать полицию и скорую помощь. В случае необходимости доставить пострадавшего в лечебное учреждение и вернуться к месту происшествия, здесь ничего не поменялось. Поменялся порядок оформления и выезда на места ДТП, в которых пострадавшие отсутствуют. То есть когда потерпевшим причинен исключительно материальный ущерб. У нас, как и раньше, осталась возможность оформления ДТП самостоятельно, то есть, в рамках европротокола. Это возможно, если участвовали только два автомобиля, оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО, согласны с обстоятельствами происшествия. Но сумма выплат по европротоколу ограничена 50 тысячами рублей. Появилась возможность вообще не оформлять ДТП. И это важно, потому что ранее ПДД в любом случае обязывали водителей принимать меры к оформлению соответствующих документов. Сейчас, если участники ДТП причинили вред только своему имуществу, в том числе транспортным средствам, и у них отсутствуют взаимные претензии, при этом не пострадало имущество третьих лиц - барьерное ограждение, забор, деревья, в этом случае они могут не вызывать сотрудников, а просто разъехаться. В случае если ситуация спорная, то необходимо связаться с дежурным, объяснить ситуацию и следовать его указаниям. Если дежурному ситуация ясна, он может предложить участникам аварии сфотографировать автомобили, их расположение, повреждения, составить схему ДТП и подъехать в подразделение для оформления. Если ситуация сложная, то на место происшествия будет направлен наряд.

Что вы думаете о предложении депутата Вячеслава Лысакова вообще запретить выезд ГИБДД на аварии без пострадавших?

Андрей Клименко: Мы целиком поддерживаем идею освобождения сотрудников полиции от фиксации таких ДТП. Тем более не должно быть случаев, когда авария может быть оформлена по европротоколу, а ее участники вызывают и ждут сотрудников полиции, блокируя движение, из-за царапины на бампере. Вместе с тем есть один вопрос, который нужно учитывать. В большинстве случаев ДТП сопутствует нарушение правил дорожного движения. Какие-то нарушения могут не повлечь административную ответственность, а за какие-то надо привлекать. У полиции есть обязанность реагировать на сообщения о преступлениях и сообщения об административных правонарушениях. Это закреплено в законе. Поэтому, если к ДТП привело грубое нарушение правил дорожного движения, например нарушение требования сигнала светофора, выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, непредоставление преимущества в движении транспортному средству на перекрестке - эти правонарушения зачастую приводят и к более тяжким последствиям, мы не можем оставить их без внимания. Опять же, к сожалению, нередки случаи, когда поступают сообщения о нахождении кого-либо из участников ДТП в состоянии опьянения.

Вместе с тем мы уже можем говорить, что отходим от оформления материала о ДТП и одним из шагов к этому - отмена справки. Этот документ оформлялся только при аварии. После ее отмены, мы оформляем только материалы об административном правонарушении. И на этом этапе все-таки, чтобы было меньше проблем у граждан со страховыми компаниями, мы в эти материалы включаем сведения о пострадавших, о транспортных средствах, об этих повреждениях. Также составляем схему места происшествия, на нас возложены обязанности по ведению учета дорожно-транспортных происшествий для выработки мер по их профилактике и предупреждению. Мы фиксируем обстоятельства, способствующие ДТП, в материалах дел об административных нарушениях. Более того, у нас сервис есть на сайте, где люди могут проверить транспортное средство, историю владения, розыск, ограничение и, в том числе, участие в ДТП. То есть те аварии, сведения о которых есть в банке данных Госавтоинспекции, люди могут увидеть на нашем сайте. Это, кстати, полезно для тех, кто собирается купить б/у автомобиль.

И, кстати, на нашем сайте расписан весь алгоритм действий водителей, в случае ДТП. Эту подсказку можно скачать, распечатать и возить с собой в бардачке машины вместе с извещением о ДТП. Но лучше, чтобы они никогда вам не потребовались.

ГАИ на службу не берет

Об этом сообщает "Газета.Ru". Как сообщает издание, распоряжение об этом подписал министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Кроме того, по данным издания, также запрещен перевод действующих сотрудников в другие подразделения ГИБДД.

Эти требования не касаются только тех подразделений, которые осуществляют совершение регистрационных действий, а также проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачу водительских удостоверений.

В Госавтоинспекции корреспонденту "РГ" подтвердили, что такое распоряжение есть. Но с чем оно связано, затруднились ответить. Дело в том, что назначениями в ГИБДД занимается не Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения, а кадровый департамент МВД России.

Требования будут действовать вплоть до особого распоряжения МВД.

Дорожно-транспортное происшествие - это неприятный случай, который может случиться с каждым автолюбителем. Именно от того, как прошла процедура оформления ДТП, зависит успех решения данной проблемы, а также отсутствие негативных последствий.

С первого июля 2015 года в России в силу вступил новый закон, который дает возможность участникам дорожного происшествия не фиксировать в письменном виде факт данного события. То есть люди могут разойтись с миром, если они не имеют друг к другу никаких претензий. Также водители могут проводить оформление ДТП без полиции. Но это реально лишь при определенных факторах. Нововведения Госавтоинспекции многих вводят в заблуждение. О том, как проходит процедура оформления ДТП на данный момент, будет рассказано в этой статье.

Что представляет собой дорожно-транспортное происшествие?

Дорожно-транспортные происшествия случаются ежедневно. Что же подразумевает собой такая ситуация, как ДТП? Оформление начинается с классификации произошедшего. Оно подразумевает такое событие, которое возникло при перемещении транспортного средства. Считается, что данный момент может иметь документальное подтверждение в том случае, если были каким-либо образом повреждены сами технические средства, пострадали люди, грузы или был причинен вред объекту, повлекший за собой материальную ответственность.

Согласно нововведениям Госавтоинспекции, были введены новые правила, обуславливающие порядок поведения при ДТП. Оформление является лишь побочным действием, которому предшествует ряд других, обязательных к исполнению предписаний.

При возникновении подобной ситуации необходимо придерживаться следующей последовательности шагов:

  • В первую очередь необходимо обеспечить нормальное функционирование дорожного движения в месте возникновения аварии.
  • Зафиксировать произошедший факт лично.
  • Произвести оформление ДТП, если это требуется.

Как вести себя при дорожно-транспортном происшествии?

Новое оформление ДТП все равно подразумевает собой схожие действия, которые минимизируют возникновение возможных негативных последствий.

Если такая ситуация настигла, то нужно нормализовать свое психическое состояние для того, чтобы принять как можно более трезвые и разумные решения. Для этого нужно попытаться максимально собрать все свои силы и сосредоточиться. Не нужно позволять себе расклеиваться, так как нервное напряжение может привести к следующим проблемам:

  • неадекватная оценка сложившейся ситуации и, как следствие, возникновение еще больших проблем;
  • невозможность анализировать причиненный ущерб.

После того как получилось хотя бы немного взять себя в руки, нужно произвести ряд действий. Во-первых, необходимо заглушить мотор и отключить зажигание автомобиля. Так как данная ситуация требует определенной демонстрации случившегося, то следующий шаг представляет собой включение аварийной сигнализации и установку специального знака вокруг зоны дорожно-транспортного происшествия. Последний должен показать другим участникам дорожного движения, что произошло ДТП. Оформление начинается позже. Месторасположение этого знака определяется таким условием, как локация произошедшего. Если дорожно-транспортное происшествие случилось в пределах населенного пункта, то знак устанавливается в районе пятнадцати метров от места случившегося. В случае дорожно-транспортного происшествия, произошедшего за пределами населенного пункта, это расстояние увеличивается вдвое.

Все вышеперечисленные меры предосторожности необходимы для того, чтобы предупредить возникновение еще одной аварии, так как система дорожного движения явно нарушена. Минимизировать возможные риски необходимо, соблюдая технику безопасности и ПДД. Согласно им, фиксирование сложившейся ситуации должно происходить очень внимательно и осторожно, особенно если это происходит на оживленном участке дороги. Лучше всего по совету Госавтоинспекции в этом случае надеть одежду со светоотражающими элементами. Пассажиров, находящихся в автотранспортном средстве, нужно попросить покинуть его, а также защитить себя, переместившись на расстояние от проезжей части.

Как оценить сложившуюся ситуацию?

Оформление ДТП (образец будет приведен ниже) подразумевает собой первоочередную оценку и анализ причиненного ущерба и произошедшего события в целом. Для того что все провести правильно и минимизировать возникновение возможных рисков, необходимо для начала произвести досмотр места происшествия. Нужно осмотреть все технические средства, которые каким-либо образом были задействованы в дорожно-транспортном происшествии. Проверить нужно людей и их состояние здоровья, а также возможные нарушения жизнедеятельности. На предмет повреждений проверяются и перевозимые грузы.

В любом случае в процессе аварии возникнут какие-нибудь повреждения. Эта ситуация, конечно, обуславливает формирование разнообразных негативных факторов. Из этого следует, что вторым шагом оценки ДТП является подсчет причиненного ущерба. Выводы, сделанные лично, необходимо обсудить и с другими участниками дорожного движения, которые были задействованы в данном событии.

Каковы варианты мирного решения вопроса при дорожно-транспортном происшествии?

В случае отсутствия разногласий, а также установления связи и контакта между всеми субъектами ДТП закон позволяет договориться полюбовно. При этом допускается тот момент, что разрешение этой ситуации не будет сопровождаться сотрудниками полиции. Если спорные моменты не возникли или были улажены, то следующий шаг возможен в двух вариациях:

  1. Оформление ДТП по «Европротоколу». При выборе такого варианта не нужно вмешательство со стороны силовых структур. Требуется лишь оформить специальную бумагу, которая представляет собой бланк извещения. Он фиксирует факт произошедшего. Единственным условием является заполнение его в соответствии с требованиями того самого «Европротокола», то есть правилами обязательного страхования.
  2. Оформление ДТП в ГАИ. Процедура данного типа является достаточно простой. Благодаря тому, что она проводится в таком виде, это делает её популярной. Это связано с тем, что преимуществами данного варианта является время, скорость и уверенность в правильности.

Какова последовательность действий при возникновении спорных моментов между участниками ДТП?

Если участникам произошедшего события договориться не удалось, то срок оформления ДТП затягивается. Процедура оформления в этом случае будет иной. Она начинается с набора номера 102 и вызова сотрудников полиции. Прежде чем это сделать, необходимо осмотреться вокруг и описать свое точное местоположение. В том случае если отсутствует какая-либо связь, сведения можно передать вместе с попутным транспортом.

Как правило, сотрудник полиции на том конце провода дает общие указания о поведении на месте аварии и предлагает два варианта. Первый заключается в том, чтобы пройти оформление ДТП в ГАИ непосредственно. Но если подъехать в ближайшее отделение полиции или пост дорожно-патрульной службы нет возможности или желания, то стоит ожидать прибытия сотрудников силовых структур на место происшествия.

Если при разговоре были даны ценные указания, то необходимо их выполнить. В случае их отсутствия стоит помнить стандартный порядок оценки произошедшего. Сперва нужно обратиться к своему страховщику. Его номер можно найти на документе ОСАГО. Он, как правило, расположен в верхнем левом углу.

Последующая работа заключается в сборе и анализе информационных данных. Для этого нужно найти и опросить людей, которые видели произошедшее. Желательно установить со свидетелями контакт, для того чтобы они согласились задокументировать сказанное. Если удалось уговорить зафиксировать дорожно-транспортное происшествие в письменном виде, то необходимо проконтролировать наличие на бумаге следующих данных:

  • место события;
  • дата;
  • максимально точное время;
  • подпись.

За время оформления ДТП также нужно позаботиться о том, чтобы все участники произошедшего оформили так называемое Извещение. Эта бумага является дополнительным приложением к страховому полису. Оба экземпляра должны содержать подписи. Данную бумагу желательно заполнить еще двум участникам дорожного движения. Это машина, которая находилась впереди и та, которая сзади.

Если автотранспортное средство технически неисправно и не имеет возможности самостоятельно перемещаться, то оно должно быть эвакуировано к месту стоянки или ремонтного обслуживания. Лишь эксперт может, оценив ситуацию, сделать вывод о допустимости к эксплуатации.

Как оформить дорожно-транспортное происшествие согласно «Европротоколу»?

В том случае, если срок оформления ДТП необходимо свести к минимуму, то можно воспользоваться такой процедурой фиксирования данного события, как «Европротокол». Этот процесс представляет собой сбор документации определенного типа. Его особенностью является то, что он позволяет обойти вынужденную связь с правоохранительными органами. Именно это и делает его популярным среди автомобилистов.

То есть суть данного процесса заключается в том, что необходимо лишь оформление ДТП в страховой компании, для того чтобы получить денежное возмещение понесенных убытков. Только перед этим нужно правильно собрать и оформить бумаги. Еще одним плюсом «Европротокола» является то, что он позволяет как можно быстрее прояснить ситуацию, при этом не мешая текущему дорожному движению и не создавая лишних проблем. Для современного человека, который постоянно находится в движении и не желает тратить свои нервы на излишнюю волокиту, этот вариант самое то. Не многие знают о том, что данной процедурой пользоваться очень удобно и эффективно.

Преимуществом данного процесса также является то, что порядок оформления ДТП по «Европротоколу» не имеет отличий вне зависимости от региона. То есть стандарт единый для всей России, что очень выгодно для страны с такой огромной территорией.

Первоначальные действия, предшествующие «Европротоколу», остаются неизменными. Требования Госавтоинспекции не изменяются в зависимости от ситуации. Необходимо четко следовать правилам дорожного движения. То есть главное - это остановить какое-либо движение, установить знак, сигнализирующий о возникшей аварийной ситуации.

В такой ситуации нужно внимательно относиться к другим людям - участникам дорожно-транспортного происшествия. Если кто-то получил травмы или была нарушена жизнедеятельность субъекта в целом, стоит немедленно вызвать скорую помощь. К каждому пострадавшему нужно относиться с максимальным уважением и спокойствием.

Каковы условия пользования возможностью «Европротокола» при возникновении ДТП?

Для того чтобы соблюсти порядок оформления ДТП по «Европротоколу», необходимо, чтобы сама эта ситуация соответствовала ряду требований. Обязательными к выполнению являются следующие факторы:

  1. Отсутствие причинения вреда жизни и здоровью кому-либо из субъектов, задействованных в аварии. Пострадавшие физически должны отсутствовать. Ими не может быть ни водитель, ни пассажир, ни пешеход.
  2. Ущерб, причиненный сложившейся негативной ситуацией, должен касаться лишь автотранспортных средств. То есть под данную процедуру попадают лишь столкновения двух движущихся машин или столкновение с остановившимся транспортом. Вред, причиненный другому имуществу, не допускается.
  3. Все участники дорожно-транспортного происшествия должны быть застрахованы, для того чтобы пройти оформление ДТП по "ОСАГО". Допускается также договор иностранного образца. Он носит название «Зеленая карта».
  4. Главным условием для возможности осуществления этой процедуры является желание водителей решить вопрос полюбовно и быстро. Если возникают малейшие разногласия, то необходимо обращаться в правоохранительные органы.

Если все вышеперечисленные факторы имеют место, то стоит сразу же приступать к оформлению Извещения.

Данный проект является очень перспективным, так как сумма, положенная в качестве возмещения причиненного ущерба, с каждым годом все растет. До 2014-го её максимальный размер составлял двадцать пять тысяч рублей. В середине 2016 года это число было увеличено вдвое.

Как оформляется Извещение при дорожно-транспортном происшествии?

Порядок оформление ДТП в ГИБДД или любым другим способом подразумевает оформлении Извещения. Что это такое и как его заполнять правильно? Эта бумага по большей части нужна страховой компании.

Прежде чем начать оформление Извещения, стоит усвоить некоторые технические моменты. Например, заметив, что данный бланк состоит из двух частей, несложно догадаться, что информация, оставленная на нем, будет дублирована с верхнего листа на нижний. Для того чтобы избежать проблем в организационных вопросах, лучше всего воспользоваться простой шариковой ручкой. Это хорошо для того, чтобы данные невозможно было стереть или подделать.

В том случае, если участников дорожно-транспортного происшествия двое, то без разницы, чей комплект бланков будет заполнен. Необходимо оформлять очень внимательно, не пропустив ни лицевую, ни обратную сторону. В данном бланке необходимо написать информацию о своем автотранспортном средстве.

На лицевой стороне данного бланка указывается информация о дате и времени происшествия, участниках, свидетелях, страховой компании. Необходимо описать те причины, которые привели к сложившейся ситуации и причинили ущерб. По поводу ущерба выносится отдельная тема. Повреждения должны быть описаны с максимальной точностью, для того чтобы вся процедура проходила как можно более эффективно. Следует проследить и за тем, чтобы другие участники сложившейся ситуации сделали то же самое. Они не должны приписывать несуществующие повреждения. Но это лишь только то, что можно определить визуальным осмотром. Весь ущерб, который был причинен внутренней начинке автомобиля, будет оценен и проанализирован экспертной комиссией.

В Извещении о дорожно-транспортном происшествии необходимо также отметить подпункты, которые четко описывают маневры, совершенные автомобилем. Также составляется схема, которая иллюстрирует дорожно-транспортное происшествие. На ней нужно схематически отметить проезжую часть, задать направления движения автотранспортных средств, указать элементы дорожной разметки, знаки и светофоры. На схеме фиксируется и конечное положение машин после аварии.

На оборотной стороне должна содержаться дополнительная информация о сложившейся ситуации и автотранспортных средствах.

В зависимости от того, насколько точно, четко и правильно было заполнена форма, зависит скорость обработки Извещения и быстрота начисления материальной компенсации. Ведь страховщик имеет право отказать в выплатах в том случае, если изложенная информация не нашла подтверждения.

После всего этого нужно заполнить заявление на имя страховщика и, приложив Извещение, обратиться к соответствующей страховой компании.

Для чего нужен аварийный комиссар при оформлении дорожно-транспортного происшествия?

Достаточно широкое распространение получила такая практика, как оформление ДТП аварийным комиссаром. Это специально обученный человек, который преимущественно является представителем страховой фирмы. Его работа заключается в оценке сложившейся ситуации, определении виновника и решении проблем с документацией. Этот специалист обладает всесторонними и разноплановыми знаниями. Они охватывают самые различные области. Это и медицина, и психология, и юриспруденция, и страхование.

Для чего нужен этот человек? Не всегда люди в экстренной ситуации могут взять себя в руки и трезво оценить произошедшее. На этот случай и существует аварийный комиссар. Его вызывают для того, чтобы схема ДТП и извещение были составлены по всем установленным правилам. Его способности позволяют дать оценку повреждениям и вынести свой вердикт. Он помогает организовать перемещение поврежденного автотранспортного средства до места проведения дальнейшей экспертизы или до ремонтного сервиса. С ним можно не переживать за правильность оформления прошения к страховой компании и получения документа от ГАИ. На его плечи полностью ложится оформление ДТП в ГИБДД. Какие документы нужны и что с ними делать, не должно волновать потерпевших.

Преимуществом аварийного комиссара является скорость и грамотность заполнения документации. Если это действительно профессионал, то схема и описание будут очень точными. Они научены грамотно переговариваться с сотрудниками полиции. В случае надобности он может выступать в суде. В зависимости от того, кем был вызван комиссар, того интересы и находятся под его протекцией.

Как происходит данная процедура совместно с правоохранительными органами?

Большая часть отечественных автолюбителей предпочитает проводить оформление дорожно-транспортного происшествия при помощи сотрудников полиции. Их привлечение обусловлено чаще всего спорными моментами, а также повышенной серьезностью ситуации. Если кто-то из участников процесса ведет себя неадекватно, отказывается следовать установленной процедуре, то можно смело вызывать полицию.

Если привлекаются правоохранительные органы, то всей работой по организационным моментам занимаются именно они. С помощью сотрудников полиции необходимо составить условную схему произошедшего. Весь нанесенный ущерб, а также повреждения нужно зафиксировать в виде фото или видео. Следующим этапом является нормализация дорожного движения, для этого автотранспортные средства должны быть перемещены с проезжей части. Оформление происходит в ближайшем отделении полиции или на посту ГАИ.

Обязательное страхование автогражданской ответственности введено было с 2002 года, но оформление ДТП по Европротоколу, т. е. без вызова ГАИ, стало возможно лишь несколько лет назад. До сих пор по этому способу возникает множество вопросов и трудностей у участников аварии.

В приложении к ОСАГО всегда идет бланк извещения в комплекте с инструкцией, но не все нюансы в ней освещены – именно о них мы поговорим.

Вопрос о том, как оформить ДТП без вызова ГИБДД, не редок. Все дело в том, что данная процедура подходит не для всех дорожных происшествий. Можно не вызывать ГИБДД только в определенных случаях, когда авария подпадает под несколько важных особенностей:

  1. Причинены транспортным средствам незначительные повреждения. До какой суммы ущерба вред считается незначительным? По ст. 11.1, п. 4 ФЗ «Об ОСАГО» таковой является сумма до 100 тыс. рублей.
  2. ДТП мелкое, а это значит, что пострадали в нем исключительно машины либо ТС с прицепом. Если же необходимо вызвать ДПС (например, при нанесении вреда здоровью), то бланк Европротокола для оформления ДТП не используется. Участвовать в происшествии могут 2 и больше транспортных средств.

Важный нюанс для крупного города – оформить ДТП без ГИБДД можно при сумме причиненного вреда в размере 400 тыс. рублей. Но только в случае, когда ТС оборудовано системами GPS или ГЛОНАСС.

При наличии каких условий оформление документов по Европротоколу невозможно? Для понимания этого вопроса нужно обратить внимание на описанные выше правила оформления ДТП. То есть препятствием для самостоятельного заполнения бумаг об аварии станут разногласия по поводу произошедшего, наличие пострадавших или превышение установленного законом лимита.

Можно ли оформить без второго участника? Задаться этим вопросом могут в ситуации, когда виновник скрылся, а повреждения авто небольшие. Тут нужно понимать, что если вы не согласны с некоторыми тезисами второго водителя, то при заполнении своего извещения вы вносите ту информацию, которую считаете нужной. Но человек не оформляет бланк без второго участника. Если после ДТП второй участник аварии не идет на контакт, скрылся или не предоставляет полис ОСАГО, то первое, что нужно сделать – вызвать представителей Госавтоинспекции. Составленный в подобных условиях бланк Евпропротокола принят не будет и по нему, соответственно, нельзя рассчитывать на выплату по ОСАГО.

Важное условие оформления ДТП по Европротоколу изложено в ст. 11.1, п. 6 ФЗ «Об ОСАГО». Согласно ему, в страховую потребуется предоставить либо данные ГЛОНАСС, либо фото- и видеосъемку с места происшествия. Использоваться могут даже карты видеорегистратора.

Порядок оформления ДТП без ГИБДД

Что делать на месте рекомендуют юристы? Как это ни странно, но порядок оформления ДТП по Европротоколу многие советуют избегать, поручая этот процесс ДПС. Это связано с многочисленными нововведениями в законодательстве, которые вносят путаницу и сложности в получение возмещения.

Оформление ДТП без ГИБДД предполагает такой порядок действий:

  1. Остановка автомобиля на месте происшествия.
  2. Далее, если удалось договориться об оформлении Европротокола, действовать нужно в соответствии с п. 2.6.1 ст. 2 ПДД . То есть сначала следует заснять машины, полученные ими повреждения, их взаимное расположение.
  3. После выполнения второго пункта ТС перемещаются на проезжую часть в тех случаях, когда они каким-либо образом мешают дорожному движению.
  4. Перед тем, как правильно оформить ДТП документально, собираем контакты у всех прохожих и водителей, ставших свидетелями произошедшего.
  5. Составляются остальные документы, рисуется схема аварии.

Какие документы оформляют самостоятельно? У каждого водителя должно быть на руках извещение о ДТП – оно передается гражданину при заключении страхового договора вместе с бланком ОСАГО. Образец заполнения его пунктов и схемы мы подробно разобрали ниже.

Заполнение извещения

Для того чтобы оформить ДТП по Европротоколу, необходимо взять бланк приложения к ОСАГО под названием «Извещение о ДТП». Где взять его, если нет бумаги у вас? Попросите ее у второго участника происшествия, поскольку заполняется она только в одном экземпляре и лишь после этого лист разделяют между виновной и пострадавшей сторонами.

Правила, предъявляемые к оформлению Европротокола при ДТП достаточно просты – заполнение должно происходить не просто в день аварии, а сразу на месте, при присутствии другого участника происшествия и заполняться без ошибок. Инструкция гласит, что никакой новой информации после подписания вносить нельзя, как и всячески исправлять написанное. Несоблюдение этого требования может стать причиной отказа в возмещении.

Лицевую сторону заполняют совместно, далее извещение разъединяется и оборотные стороны уже отдельно заполняет каждый участник. При отказе разрешается самостоятельно полностью заполнить документ. В такой ситуации очень желательно найти свидетелей автомобильной аварии.

Вот небольшая памятка в помощь водителю по поводу того, как оформлять ДТП:

  • При наличии свидетелей их данные, в т. ч. и номер, вносим в П. 17, если же их нет, пишем об этом или проставляем прочерк до конца строки.
  • П. 13 – здесь указываем место, в которое произошел удар. Характер повреждений в этом пункте не пишем, для этого предусмотрен П. 14. Постарайтесь указать их вид (разрыв, царапина и др.) в подробностях, иначе страховая решит, что эти повреждения не были получены в результате ДТП.
  • Если по поводу характера повреждений или обстоятельств аварии есть незначительные разногласия, либо есть необходимость уточнить обстоятельства происшествия, которые не внес в извещение второй участник, то в п. 15 вносим свои замечания. Сюда же можно вписать все сведения, которые не были отражены в п. 16.
  • П. 17 рисуем схему ДТП. Традиционно здесь отражаются не только положения автомобилей на момент столкновения, но и указание улиц, домов, иных важных объектов.

Подписи водителей проставляются в п. 15 и 18, что подтверждает, что они ознакомлены со всеми внесенными замечаниями и согласны с ними. Если же в процессе того, как оформить Европротокол при ДТП были выявлены разногласия, то в п. 18 расписываться нельзя.

Как действовать дальше

Самостоятельное оформление ДТП означает, что сотрудники ДПС не приезжают на место происшествия – схема, извещение и иные документы заполняются непосредственно участниками. Как только оформление Европротокола завершено, пострадавшему и виновнику ДТП надлежит в течение 5 дней представить документы в страховую фирму.

Вот какие документы нужны для подтверждения факта аварии:

  • СТС либо ПТС;
  • фото- или видеосъемка с места происшествия, в т. ч. данные с видеорегистратора, системы ГЛОНАСС и т. д.;
  • реквизиты владельца авто;
  • паспорт;
  • бумаги, подтверждающие эвакуацию, если она понадобилась;
  • извещение о ДТП.

Нужно ехать в офис СК желательно сразу же. Но допустимо это сделать в срок не позднее 5 суток, иначе на возмещение можно не рассчитывать. Многие фирмы отказываются принимать документы, ссылаясь на некий внутренний регламент, утверждая, что принять пакет бумаг по аварии могут и позже. Это не более чем уловка, поскольку срок обращения прописан в ФЗ «Об ОСАГО» ст. 11 п. 2, и иным быть не может. В подобных случаях просите мотивированный отказ, а лучше звоните на горячую линию РСА или в головной офис страховщика.

Оформление аварии без необходимости вызывать автоинспекцию – это хороший бонус для водителей по системе страхования ОСАГО. В условиях постоянной загруженности сотрудников ДПС, это существенно разгружает дорожную обстановку. Потерпевший и виновник способны оформить аварию за короткий срок, быстро освободив проезжую часть.

Оформление аварии по европротоколу - это удобно! Не нужно часами ожидать приезда инспектора, достаточно лишь заполнить специальный бланк, затем предъявить в свою страховую компанию заполненное извещение - и ждать или каско. Но есть моменты, на которые следует обратить внимание, чтобы не остаться без денег на ремонт.

Существенные условия

Не любую аварию можно оформить по - только мелкие столкновения, в которых пострадало два транспортных средства. А если в аварии были повреждены также объекты дорожной инфраструктуры, например дорожный знак или павильон автобусной остановки, самостоятельно оформлять происшествие не дозволяется. Кроме того, нельзя воспользоваться упрощенной схемой, если пострадали люди. Или если у второго водителя нет полиса ОСАГО. И, естественно, если между водителями возникли разногласия при выяснении, кто виноват. В этих случаях придется вызывать ГАИ или ехать в ближайшее подразделение дорожной полиции.

Основное условие, которое отпугивает большинство водителей от самостоятельного оформления, - максимальная сумма, которую могут выплатить по страховке: всего 50 000 рублей. Обсуждается возможность увеличить этот лимит вдвое, но дальше разговоров дело пока не движется.

Теоретически можно получить и максимум по ОСАГО (400 000 рублей), если оба автомобиля оборудованы фиксирующими аварию модулями (допускается применение приборов, работа­ющих совместно с другими спутниковыми навигационными системами). Но такие устройства пока встречаются редко, ведь производители обязаны устанавливать их на свои новые модели только с января 2017 года.

Рассмотрим конкретный пример заполнения бланка извещения. Предположим, ситуация следующая. Я выезжал задним ходом со двора и зацепил пропускавший меня Opel. Понимая, что сам виноват, а на ремонт потребуется не больше 50 тысяч, предлагаю водителю Опеля оформить аварию по европротоколу.

Указываем, где и когда произошло столкновение (графы 1 и 2) , отмечаем число поврежденных машин (графа 3) . Сообщаем об отсутствии пострадавших (графа 4) и том, что освидетельствование на опьянение не проводилось (графа 5) .

Пишем «Нет» в разделах о материальном ущербе другим транспортным средствам и имуществу (графа 6) . Указываем, что авария оформлена без (графа 8) и сообщаем о свидетелях, если таковые есть (графа 7) .

Графы с 9 по 12 : пишем о своем автомобиле - кто им управлял, кто собственник, указываем номер страховки и название страховой компании. Левую часть заполняет один водитель, правую - другой (для наглядности я заполнил половинки чернилами разного цвета). Если нет полиса каско, отмечаем клеточку «Нет» в пункте 12 .

В разделах с 13 по 15 указываем, куда пришелся удар (отмечаем стрелочкой на изображении автомобиля), описываем видимые повреждения и пишем замечания, если таковые имеются. Например, бампер у машины был поврежден изначально и в этом конкретном столкновении не пострадал.

В разделе 16 «Обстоятельства ДТП» каждый водитель на своей стороне бланка отмечает нужный квадратик, соответствующий тому или иному обстоятельству ДТП (перечислены самые распространенные обстоятельства). В нашем случае я (как водитель автомобиля А) ставлю следующие отметки: 4 (выезжал со стоянки, с места парковки, остановки, со двора, второстепенной дороги), 17 (двигался задним ходом), 21 (совершил наезд на неподвижное ТС, препятствие, пешехода и т. п.). В строке «Указать количество отмеченных клеток» нужно будет поставить цифру 3. Второй участник сделает отметку в графе «Иное» и напишет: «Ожидал выезда ТС А», а в строке «Указать количество отмеченных клеток» поставит цифру 1.

В графе 17 рисуем место аварии. Достаточно изобразить улицу с выездом и номером дома, два автомобиля и стрелкой показать направление движения.

И самое главное: ставим подписи. Каждый водитель оставляет пару автографов в указанных местах.

После этого самокопирующийся бланк можно разъединить. Каждый водитель оставляет себе по экземпляру, на обороте которого нужно вкратце описать обстоятельства аварии (разделы 1 и 2) . В разделах 4, 5, 7 следует поставить прочерки, а в разделе 6 - указать, может ли машина передвигаться своим ходом.

В конце также нужно расписаться.

Получение страхового возмещения

Для получения денег на ремонт передаете в свою страховую компанию бланк извещения об аварии, заявление на выплату и показываете разбитый автомобиль.

Важно знать, что виновнику запрещено ремонтировать свою машину в течение 15 дней после аварии . Если машину нужно отремонтировать раньше, рекомендую сначала предъявить ее в страховую компанию. Или получить письменное согласие от страховой на ремонт без осмотра. Иначе страховая компания предъявит вам регрессное требование после выплаты потерпевшему.

Поясню. Допустим, вы разбили другому автомобилю фару. Свою вину не отрицаете, оформили всё по европротоколу. Ваша машина повреждена минимально - появился скол на бампере. Не показав машину своей страховой компании и не получив от нее согласия на ремонт, вы отремонтировали бампер сами. В этом случае ваша страховая компания, выплатив пострадавшему, допустим, 20 000 рублей за разбитую фару, сможет потребовать с вас эту сумму. Если же в течение двух недель ваша страховая компания не потребовала предоставить машину на осмотр, можете смело приступать к ремонту.

Самостоятельное оформление аварии - дело несложное, на всё уйдет не больше получаса. Главное - не волноваться и не спешить.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: