Санация полости рта. Санитарно-просветительная работа в стоматологии. Организация санитарно-просветительной работы в различных коллективах и группах населения План работы фельдшера школы

Санация полости рта. Система активной лечебно-профилактической стоматологической помощи населению с целью лечения заболеваний органов полости рта и предотвращения осложнений. Санация полости рта является преимущественно мероприятием вторичной профилактики, так как цель ее — лечение выявленных заболеваний для предотвращения осложнений. В этом плане санацию следует рассматривать как важнейшее мероприятие по оздоровлению органов полости рта.

Санация считается активной лечебной мерой, так как стоматолог должен сам выявить нуждающихся в лечении пациентов и лечить их. Наиболее эффективна и необходима санация полости рта в организованных коллективах, особенно в детских. Нуждающихся в санации выявляют при профилактических осмотрах дважды в год в соответствии с приказом Минздрава СССР № 386 (1961). В СССР были разработаны эффективные методы санационной работы.

Санацию полости рта в организованных коллективах можно рассматривать как одну из форм стоматологической диспансеризации. Т.Ф. Виноградова рекомендовала проводить ее детям с частотой, соответствующей активности стоматологических заболеваний, определяемой врачом по клиническим признакам. Это предложение позволило резко увеличить эффективность санации, сократить время ее проведения, уменьшить число осложнений. Указанное предложение широко внедрено в практику. Недостатком санации полости рта является отсутствие профилактической направленности работы стоматолога при данном мероприятии. Санация полости рта играет важную роль в оздоровлении населения и может снизить стоматологическую заболеваемость.

Санитарно-просветительная работа в стоматологии. Система государственных, медицинских и воспитательных мероприятий по просвещению и обучению населения навыкам здорового образа жизни, основам медицинских и гигиенических знаний методами агитации и обучения. Целью санитарно-просветительной работы является гигиеническое воспитание населения и привитие ему санитарной культуры на основе приобретения полезных навыков и привычек здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения. Санитарно-просветительная работа ведется с помощью агитации и обучения.

Различают три основных направления:

1) распространение сведений о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний;

2) пропаганду соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики путем воспитания и убеждения;

3) гигиеническое обучение и воспитание.

Санитарно-просветительная работа может быть активной и пассивной.

К активным формам относятся беседы, выступления, лекции, доклады, т.е. непосредственное общение медицинских работников с населением.

Пассивные формы — это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санитарных бюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Активные и пассивные формы тесно связаны друг с другом.

Преимуществами активных форм работы являются непосредственная взаимосвязь и взаимодействие агитаторов и населения, обеспечивающие наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь пассивные формы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время на неограниченную аудиторию.

Недостатком же следует признать отсутствие обратной связи между агитаторами и слушателями. Однако повышение качества работы позволяет усилить эффект пассивных методов санитарного просвещения. По широте воздействия на аудиторию санитарно-просветительная работа может быть массовой, коллективной, индивидуальной. Массовая санитарно-просветительная работа заключается в издании книг, плакатов, листовок, заметок в газетах, выпуске кинофильмов, выступлениях по телевидению, радио, коллективная — в докладах, лекциях, выступлениях, беседах, выпуске санитарных бюллетеней, настенной печати и др., индивидуальная — в проведении индивидуальных бесед. Следует различать пропагандистскую и агитационную работу.

Агитация всегда адресована конкретной аудитории (дети, подростки, взрослые, рабочие и т.д.) с целью побуждения их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды находится определенный предмет, например гигиена полости рта, средства и способы профилактики и др., о которых люди должны получить сведения и иметь свое суждение. Можно считать, что цели пропаганды достигаются с помощью агитации. Если рассматривать их как распространение идей, знаний, мнений, то суть агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций. Наиболее эффективными методами санитарно-просветительной работы являются беседы, выступления и лекции. Их высокая действенность объясняется непосредственным общением врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания, позволяет учитывать социальные, профессиональные, образовательные и индивидуальные особенности слушателей.

Вместе с тем непосредственное общение с аудиторией предъявляет высокие требования к выступающему (умение привлечь внимание, владение навыками свободной, эмоциональной и убедительной речи, способность доходчиво преподносить материал и др.). Беседа, выступление, лекция — это всегда своего рода диалог, требующий активной деятельности как говорящего, так и слушателей.

Эффект убеждения при выступлении во многом зависит от того, насколько вовлечен в контакт с врачом его слушатель. Конечной целью санитарно-просветительной работы являются не знания о предмете беседы или выступления врача, а убеждения и поступки слушателя в результате приобретения им этих знаний. Последовательность достижения цели имеет следующий вид: информация знания — убеждения — навыки — привычки. Гигиеническое воспитание и обучение в стоматологии являются важнейшей составной частью санитарно-просветительной работы. В основе их лежит обучение взрослых и детей в полном объеме навыкам гигиены полости рта на основе сознательного отношения к этому мероприятию как одной из важных составляющих здорового образа жизни.

Целевая установка. Научиться построению беседы, освоить основные элементы общения с аудиторией.

Санитарно-просветительная работа имеет два направления - пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний и агитация населения за соблюдение правил и методов здорового образа жизни и профилактики болезней путем воспитания и убеждения.
Формы проведения санитарно-просветительной работы (санпросветработа) подразделяются на активные и пассивные. К активным относятся методы непосредственного общения медицинских работников с населением: проведение бесед, выступлений, лекций, докладов. Пассивные - это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др.
Конечной целью санпросветработы является не знание о предмете беседы или выступления врача, а убеждение и поступки, выработанные у слушателя в результате приобретения им этих знаний. Информация, прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа, проходит следующий путь: информация-» знания-» убеждения-» поступки. В процессе беседы, выступления, чтения информация может реализоваться в знания, но этого может и не произойти. Перерабатывается только информация, усвоенная, ставшая «моей». От знаний к убеждениям ведет следующая ступенька, в результате прохождения которой знания становятся оценкой и отношением человека к явлениям жизни, мотивом его поведения. Наконец, поступками принято считать не любые осмысленные действия человека, а те, которые совершаются им на основе убеждения, его сознательного и ценностного отношения к жизненным явлениям. Таким образом, целью санпросветработы является воспитание у человека правильных убеждений, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без убеждения невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечной цели профилактики.
Добиться этого призвана систематическая санпросветработа врача, в первую очередь в ее самых активных формах - беседах, выступлениях, лекциях. Традиционно они состоят из вступления, главной части и заключения.
Вступление - очень важная часть беседы или лекции, оно призвано вызвать интерес аудитории, установить с нею контакт, овладеть вниманием. Вначале необходимо сообщить название темы и основных вопросов выступления. Можно сделать это в форме приглашения совместного обсуждения и поиска ответов на вопросы. Для этого могут служить юмористические замечания, замечания о значении темы для слушателя и оратора, вопрос или сообщение, захватывающее внимание, цитаты, интересные факты. Например, беседу «Гигиена полости рта - основа профилактики стоматологических заболеваний» можно начать словами: «Многие из присутствующих с детства ухаживают за полостью рта, другие делают это нерегулярно. Есть примеры, когда люди совсем не чистят зубы, однако у большинства присутствующих зубы болели или болят. Не рождается ли в связи с этим у Вас вопрос: есть ли смысл в уходе за полостью рта?» Возможно и такое начало беседы: «Часто можно слышать рассуждения: мои родители никогда не чистили зубы, но они у них не болели. Мы с мужем и наши дети постоянно ухаживаем за полостью рта, но, несмотря на это, приходится регулярно обращаться за помощью к врачу. Поэтому есть ли смысл в уходе за полостью рта?» Беседа может начаться с демонстрации данных о снижении интенсивности поражения населения кариесом в странах, где на протяжении 5 - 10 лет осуществляется гигиеническое воспитание населения. Эти данные способны вызвать глубокий интерес аудитории и привлечь ее внимание к теме. Выступление может быть начато с демонстрации полости рта до и после правильного проведенной чистки зубов с привлечением внимания к внешней, эстетической стороне вопроса, а в дальнейшем ходе беседы к ее внутреннему содержанию. Таким образом, цель выступления - привлечение внимания и интереса слушателей - может быть достигнута различными способами, но оно не должно быть длинным (не дольше 3 - 4 мин).

Главная часть выступления обычно строится из ряда тезисов, основных положений, требующих доказательств. Их раскрытию посвящена тема беседы, лекции. Тезисы должны быть четко сформулированы и располагаться в определенном порядке, с отделением главного от второстепенного. Например, в упомянутой выше теме основной тезис отражен в названии беседы: гигиена полости рта - основа профилактики стоматологических заболеваний. Для доказательства и усвоения его слушателям должны быть сообщены следующие положения: 1) современные представления о здоровом состоянии полости рта; 2) гигиена - основа здоровья органов полости рта; 3) уровень гигиены полости рта и состояние ее органов; 4) основные методы и средства поддержания гигиены полости рта; 5) поддержание гигиены полости рта- путь к профилактике стоматологических заболеваний.
Последняя часть выступления - заключение, подведение итогов всего выступления в виде основных его идей с целью закрепления сказанного, усиления впечатления, вызова готовности к определенным действиям и поступкам. В этой части беседы уместны шутка, аллегория, цитата, но они дожны быть строго связаны с целью выступления, закреплять его эффект.
Концовку желательно построить в виде демонстрации диапозитивов с изображением здоровых и красивых зубов. На их фоне можно еще раз подчеркнуть роль гигиены в сохранении здоровья органов полости рта. Уместным, запоминающимся и образным может быть демонстрация красивой улыбки с рядом белоснежных зубов, высказыванием в виде шутливого пожелания, что с помощью правильного гигиенического ухода за полостью рта, зубами можно до глубокой старости сохранить улыбку, которая украшает лицо каждого человека.
В выступлениях большое значение имеет техника речи. Время произнесения фразы должно быть не более 4 - 10 с, а скорость речи не более 100 - 110 слов в минуту, так как иначе она не воспринимается слушателями. Наиболее важные места надо произносить медленнее. Большое значение имеют паузы: они фиксируют внимание аудитории на сказанном, мобилизуют на новые суждения докладчика. Особенно важна пауза перед наиболее интересным и важным моментом повествования, перед шуткой, после вопросов, перед афоризмом, после завершения части беседы. Продолжительность беседы 15 - 20 мин, лекции 20 - 30 мин.
Важную роль играют психологические подходы в общении с аудиторией. По любой теме слушатели имеют какое-то свое личное мнение, установку. Новую установку сформулировать труднее, чем изменить старую. Поэтому убеждение осуществляется через усиление имеющихся у слушателей установок, изменения в нужном направлении их мнения. Обычно каждый человек реагирует первоначально на убеждающие моменты в соответствии со своим стереотипом. Такое восприятие способствует приспособительным реакциям. Этот фактор надо учитывать в беседах и выступлениях, так как люди всегда реагируют и поступают в пределах своих возможностей, ориентируясь на свои потребности.
Поэтому в беседах и выступлениях надо идти навстречу ожиданиям аудитории с определенной коррекцией с помощью вновь вносимых знаний и убеждений, но идти вразрез ожиданиям слушателей никогда нельзя. Пропаганда есть искусство достижения желаемого, но в пределах возможного. Выступающий должен излагать свое мнение спокойно, искренне, рассматривая и оценивая его с разных сторон. Вместе с тем в сообщаемых докладчиком фактах обязательно должны быть элементы новизны. Интерес слушателя быстро истощается, если он не слышит нового, вызывающего у него любопытство и удивление. На таком фоне легко возникает познавательный интерес и усвоение новых знаний, выработка убеждений.
В этом плане отдельно следует остановиться на способах доказательства выдвигаемых тезисов и положений. Они используются с помощью аргументов - доказательной логики мысли. В качестве аргумента наиболее часто выступают факты, создающие научный уровень выступлений, бесед. В их подборе нужны тщательность и добросовестность.

Подпись студента_________________________

Подпись врача-руководителя практики_________________________________

Примерные темы бесед по санитарному просвещению населения


  1. Профилактика кариеса.

  2. Гигиена полости рта лиц, пользующихся съемными протезами.

  3. О взаимодействии основных стоматологических материалов с организмом человека.

  4. Протезирование зубов искусственными коронками и др..

  5. Непосредственное протезирование после операции односеансового удаления большого числа зубов.

  6. Ортопедическое лечение больных при одиночно стоящих зубах на верхней и нижней челюстей.

  7. Диагностика и лечение заболеваний пародонта в клинике ортопедической стоматологии.

  8. Ортопедическое лечение керамическими и металлокерамическими конструкциями.

  9. Восстановление дефектов зубных рядов цельнолитыми несъемными мостовидными протезами.

  10. Особенности ортопедического лечения больных при некоторых хронических воспалительных процессах слизистой оболочки полости рта.

  11. Особенности ортопедического лечения больных включенных дефектов зубных рядов.

  12. Осложнения при пользовании несъемными штампованно-паянными протезами из нержавеющей стали.

  13. Осложнения при пользовании съемными пластиночными протезами из акриловых полимерных материалов.

  14. Токсикоаллергический стоматит, вызванный протезами из акриловых пластмасс.

  15. Непереносимость материалов зубных протезов из нержавеющей стали и кобальто – хромового сплава.

  16. Этика и деонтология в клинике ортопедической стоматологии.

VIII. Отчёт о работе на производственной практике в ортопедическом кабинете стоматологической поликлиники в качестве помощника врача стоматолога-ортопеда

Количество принятых больных всего___________________________________

первичных_________________, повторных______________________


№ п-п

Перечень практических умений (навыков)


Минимальное

количество


Выполненное

количество


Коэффициент

выполнения


Примечание

Подпись руководителя

1.

Обследование, оформление документов и формулирование диагноза у первичных больных

10

больных


2.

Опрос (жалобы, анамнез)

10

больных


3.

Обследование больного: осмотр, пальпация мягких тканей и костной основы

10

больных


Пальпация височно-нижнечелюстного сустава

10

больных


Определение высоты нижнего отдела лица в состоянии физиологического покоя

10

больных


Определение вида прикуса, оценка состояния зубных рядов

10

больных


Определение подвижности, податливости и болевой чувствительности слизистой оболочки полости рта

10

больных


Изучение диагностических моделей

10

больных


Чтение и описание рентгенограмм

20

рентгенограмм


4.

Принято повторных больных

20 больных

5.

Снятие коронок и мостовидных протезов

4 коронки или протеза

6.

Препарирование зубов под искусственные коронки:

  • штампованные

  • пластмассовые

  • цельнолитые (с пластмассовой или керамической облицовкой)

2 зуба


7.

Снятие анатомических слепков

  • альгинатными массами

  • селиконовыми массами (двухслойные)

16 слепков

4 слепка


8.

Изготовление гипсовых моделей челюстей

6 моделей

9.

Изготовление восковых базисов с окклюзионными валиками

2 базиса

10.

Изготовление временных пластмассовых коронок клиническим методом

2 коронки

11.

Препарирование полостей под вкладки

2 полости

12.

Подготовка корней под штифтовые конструкции

2 корня

13.

Моделировка восковой композиции

- вкладки

2 вкладки

- культевой штифтовой вкладки

2 вкладки

14.

Определение центральной окклюзии

8 больных

15.

Припасовка



2 вкладки

- искусственных коронок

2 коронки



2 протеза

16.

Фиксация на цемент

- культевых штифтовых вкладок,

2 владки

- искусственных коронок

8 коронок

- мостовидных протезов (паянных металлокерамических, металлопластмассовых)

4 протеза

17.

Определение степени атрофии альвеолярных отростков

2 больных

18.

Изготовление индивидуальных ложек

2 ложки

19.

Припасовка индивидуальных ложек по Гербсту

2 ложки

20.

Снятие функциональных слепков

1 слепок

21.

Проверка конструкции съемных протезов

2 протеза

22.

Припасовка и наложение съемных протезов

2 протеза

23.

Коррекция съемных протезов

4 протеза

24.

Починка съемных пластиночных протезов

1 протез

25.

Перебазировка съемных пластиночных протезов

1 протез

26.

Проведение паралеллометрии на диагностических моделях при изготовлении шинирующей конструкции

1 модель

27.

Проведение избирательного пришлифовывания зубов

2 больным

28.

Консультации и советы больным

8 больных

Подпись студента________________________________________________________
Подпись непосредственного руководителя___________________________________

Санитарное образование - составляющая первичной профилактики стоматологических заболеваний. Организация стоматологического санитарного образования, его формы, методы, способы.

Санитарно-просветительная работа - одно из основных звеньев любого профилактического мероприятия и должна предшествовать или сопутствовать ему. Ее цель- пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, предупреждение заболеваний.

Организация санитарно-просветительной работы в разных детских коллективах - достаточно сложная задача. Цель может быть достигнута только при условии знания психологии аудитории, ее особенностей, использования необходимых форм и методов работы с конкретным коллективом. Без учета этих факторов санитарно-просветительная работа не может быть достаточно эффективной.

Основные направления санитарно-просветительной работы:

1. Привить населению знания о здоровом образе жизни;

2. Объяснить причины стоматологических заболеваний;

3. Убедить в необходимости проведения профилактических мероприятий.

Работа с детьми имеет некоторые особенности организации и проведения, связанные с возрастными группами, социальным статусом детей, их психологией. Вместе с тем правильный, продуманный и комплексный подход к санитарно-просветительной работе среди детей дает хорошие результаты и является наиболее эффективным для привития здоровых навыков на всю жизнь. Основа такого подхода - комплексность воздействия санитарного просвещения на ребенка.

В ней должны принимать участие четыре звена:

1) медицинские работники, осуществляющие профилактику;

2) педагогический коллектив детского учреждения;

3) родители;

Формы санитарно-просветительной работы среди перечисленных контингентов существенно отличаются одна от другой в зависимости от организации детского населения. Прежде всего необходимо четко различать активные и пассивные формы работы и точки их приложения.

Формы санитарно-просветительной работы:

Уроки здоровья;

Выступления;

Доклады. показ кинофильмов.

Пасивные :

Издание научно-популярной литературы;

Статей, открыток, брошюр, памяток;

Санбюллетней;

Проведение выставок;

Показ кинофильмов.

Санитарно-просветительная работа по широте круга охваченных ею людей подразделяется на индивидуальную, групповую (коллективную) и популяционную (коммунальную, массовую).

К активным формам работы относятся методы непосредственного общения медицинских работников с населением - уроки здоровья, беседы, выступления, лекции, доклады.

Пассивная форма работы - это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, радио- и телепередач, показ кинофильмов, мультипликационных фильмов и т. д.


Преимуществом активных форм работы является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалистов и населения, что обеспечивает наиболее эффективное воздействие на аудиторию. Однако, по данным Стравинского, словесная форма для санитарного просвещения детей малоэффективна, особенно у детей младшего возраста. Такая форма может быть рекомендована для лиц старше 20 лет.

В свою очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время, в том числе и на неорганизованную аудиторию. Ее недостаток - отсутствие обратной связи между специалистами и населением.

Как активные, так и пассивные формы работы необходимо использовать среди организованных групп детского населения и неорганизованных детей, посещающих детские стоматологические учреждения с родителями или без них. Причем среди организованного населения эта работа более эффективна, поскольку охватывает все четыре основных звена; среди неорганизованного - менее эффективна, поскольку в работе принимают участие только два звена (родители и дети).

Высокая действенность активных форм зависит от непосредственного контакта врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания. Эти методы позволяют врачу учитывать социальные, профессиональные и индивидуальные особенности слушателей, степень их первичной подготовки, уровень усвоения.

Этапы активной санитарно-просветительной работы :

Первый этап активной санитарно-просветительной работы - беседы и семинары с педагогами и медицинскими работниками детских дошкольных учреждений. В этих беседах необходимо объяснить цель и задачи гигиенического воспитания в стоматологии, очертить круг методов его проведения, объем работы, желательную продолжительность и условия их осуществления.

Педагогам и воспитателям нужно показать рациональные методы гигиены полости рта, обучить их правильному проведению гигиенических мероприятий, ознакомить с современными методами профилактики. Педагогический коллектив должен иметь представление о методах контроля за гигиеной полости рта. Только при такой постановке вопроса они станут помощниками стоматолога в постоянном общении с детьми, бу-дут помогать медицинскому персоналу и заострять внимание родителей и детей на важности правильного и регулярного исполнения всех профилактических процедур.

На медицинских работников детских учреждений возложены обязанности по проведению профилактики, поэтому они должны быть обучены правильным приемам гигиенических процедур в полости рта, методам контроля за качеством чистки зубов, методике использования различных профилактических средств и правилам ведения документации.

Второй этап активной санитарно-просветительной работы в организованных коллективах - беседы или выступления перед родителями . Выступление должно решать две задачи: озаботить родителей состоянием зубов и органов полости рта своих детей и вызвать непосредственную заинтересованность в проведении и поддержании профилактических мероприятий в детском коллективе. Обучение родителей чаще проводят после лекций и бесед в комнате гигиены. Родителям также следует показать, как правильно чистить зубы, чтобы в домашних условиях они контролировали продолжительность, кратность и правильность ухода за полостью рта своих детей.

Беседу следует проводить активно, интересно, со многими примерами, иллюстрациями. Продолжительность ее не должна превышать 15-в20 мин, столько же времени нужно оставить для ответов на вопросы. Для решения первой задачи необходимо акцентировать внимание на тяжелых и неприятных последствиях, к которым приводят болезни зубов, челюстей, пародонта, аномалии прикуса. Лучше, если эта сторона вопроса будет несколько преувеличена.

На таком фоне более серьезно воспринимается информация о возможности профилактических мер, появляется ответственность родителей за состояние здоровья своих детей. Завершая беседу, врач должен призвать родителей быть его помощниками в этом важном деле и подчеркнуть зависимость успеха профилактических ме-роприятии от совместных усилий. Особый акцент делается на контроле за культурой употребления углеводов и состоянии гигиены полости рта в домашних условиях. Для закрепления полученных знаний следует вручить каждому из родителей печатные памятки-листовки.

Третий этап - беседы и уроки здоровья для детей . Они должны быть строго дифференцированными по целям и содержанию в зависимости от возраста детей. Их лучше проводить с классом или группой.

В возрасте 2-4 лет беседы носят игровой характер, они должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересованность детей, однако ни в коем случае не иметь поучительных и убеждающих интонаций.

В возрасте 5-7 лет беседы носят несколько иной характер. Учитывая то обстоятельство, что дети уже знакомы со стоматологическими вмешательствами и знают основы ухода за полостью рта, беседы нужно начинать с объяснения необходимости сохранять зубы здоровыми и что для этого нужно делать. Обучение детей - наиболее трудоемкий и ответственный этап гигиенического воспитания. Лучше проводить его, объединяя активные и пассивные формы санитарно-просветительной работы, т. е. чередовать эти методы. Характер занятий дифференцируется в зависимости от различных возрастных групп детей.

Активные формы санитарно-просветительной работы с неорганизованными детьми проводятся в поликлинике и носят индивидуальный, реже коллективный характер. Основной метод такой работы - беседы с детьми и родителями. Пассивные формы санитарно-просветительных мероприятий в основном направлены на родителей и детей. В организованных группах все средства пассивной агитации целесообразно сосредоточить в комнате гигиены. В поликлинике эти средства должны быть размещены равномерно как в холле детского отделения, так и в кабинете гигиены поликлиники.

Конечной целью всего комплекса санитарно-просветительных методов должно быть воспитание у населения правильных убеждений и поступков в результате приобретения новых знаний, направленных на охрану и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний полости рта.

Эту цель в общем виде схематично можно изобразить так: информация?> знания?> убеждения?> поступки.

При проведении санитарно-просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний Е.В. Удовицкая (1988) рекомендует придерживаться таких тем:

1. Взаимосвязь заболеваний полости рта и общего состояния здоровья детей.

2. Значение питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи.

3. Роль оздоровительных мероприятий для развития и состояния органов и тканей полости рта.

4. Гигиенический уход за полостью рта.

5. Предупреждение заболеваний полости рта.

6. Выявление и устранение вредных привычек для предупреждения пороков зубочелюстной системы.

Система государственных, медицинских и воспитательных мероприятий по просвещению и обучению населения навыкам здорового образа жизни, основам медицинских и гигиенических знаний методами агитации и обучения. Целью санитарно-просветительной работы является гигиеническое воспитание населения и привитие ему санитарной культуры на основе приобретения полезных навыков и привычек здорового образа жизни и убежденности в необходимости их соблюдения.

Санитарно-просветительная работа ведется с помощью агитации и обучения.

Различаются три основных направления: 1) распространение сведений о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний; 2) пропаганду соблюдения правил и методов здорового образа жизни и профилактики путем воспитания и убеждения; 3) гигиеническое обучение и воспитание.

Санитарно-просветительная работа может быть активной и пассивной. К активным формам относятся беседы, выступления, лекции, доклады, т. е. непосредственное общение медицинских работников с населением. Пассивные формы – это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санитарных бюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Активные и пассивные формы тесно связаны друг с другом.

Преимуществами активных форм работы являются непосредственная взаимосвязь и взаимодействие агитаторов и населения, обеспечивающие наибольший эффект воздействия на аудиторию. В свою очередь пассивные формы не требуют присутствия медицинского работника, воздействуют длительное время на неограниченную аудиторию. Недостатком же следует признать отсутствие обратной связи между агитаторами и слушателями. Однако повышение качества работы позволяет усилить эффект пассивных методов санитарного просвещения. По широте воздействия на аудиторию санитарно-просветительная работа может быть массовой, коллективной, индивидуальной.

Массовая санитарно-просветительная работа заключается в издании книг, плакатов, листовок, заметок в газетах, выпуске кинофильмов, выступлениях по телевидению, радио, коллективная — в докладах, лекциях, выступлениях, беседах, выпуске санитарных бюллетеней, настенной печати и др., индивидуальная – в проведении индивидуальных бесед.

Следует различать пропагандистскую и агитационную работу. Агитация всегда адресована конкретной аудитории (дети, подростки, взрослые, рабочие и т. д.) с целью побуждения их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды находится определенный предмет, например гигиена полости рта, средства и способы профилактики и др., о которых люди должны получить сведения и иметь свое суждение. Можно считать, что цели пропаганды достигаются с помощью агитации. Если рассматривать их как распространение идей, знаний, мнений, то суть агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.
Наиболее эффективными методами санитарно-просветительной работы являются беседы, выступления и лекции. Их высокая действенность объясняется непосредственным общением врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания, позволяет учитывать социальные, профессиональные, образовательные и индивидуальные особенности слушателей. Вместе с тем непосредственное общение с аудиторией предъявляет высокие требования к выступающему (умение привлечь внимание, владение навыками свободной, эмоциональной и убедительной речи, способность доходчиво преподносить материал и др.). Беседа, выступление, лекция – это всегда своего рода диалог, требующий активной деятельности как говорящего, так и слушателей. Эффект убеждения при выступлении во многом зависит от того, насколько вовлечен в контакт с врачом его слушатель.
Конечной целью санитарно-просветительной работы являются не знания о предмете беседы или выступления врача, а убеждения и поступки слушателя в результате приобретения им этих знаний. Последовательность достижения цели имеет следующий вид: информация – знания – убеждения – навыки – привычки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: