Органы опеки и попечительства. Полномочия, функции и обязанности органов опеки и попечительства Выявление органами опеки и попечительства

Это структура, без которой ни один усыновитель и опекун не обойдется, а она, структура, не может без них – усыновителей и опекунов. Они, порой, и рады бы существовать друг без друга, но никак… Сотрудничество прервать невозможно, будут неприятные последствия – и у тех, и у других

/http://www.rostobr.ru/

Речь об органах опеки и попечительства – постоянном спутнике тех, кто решился взять в свой дом ребенка-сироту. Спутник этот начинает маячить на горизонте задолго до того, как малыш пересекает порог вашего дома. Именно в органы опеки и попечительства вы идете в первую очередь, как только принимаете окончательное решение, например, об усыновлении. Опека – ваш первый шаг на пути к ребенку.

Как их найти?

Органы опеки и попечительства имеют территориальные подразделения в каждом муниципальном районе (либо во внутригородском муниципальном образовании). Адреса и телефоны того или иного отделения, близкого к вашему дому, всегда можно найти на сайтах городских департаментов социального обслуживания населения.

Список документов, которые потребуют от вас в опеке

Итак. В органы опеки вы должны принести следующий список необходимых документов:
– краткая автобиография;
– справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
– копия финансового лицевого счета;
– выписка из домовой книги или документ, подтверждающий право собственности на квартиру;
– справка об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и копия свидетельства о браке (если состоите в браке).

Когда документы, собраны, вы прикладываете их к заявлению, в котором просите дать заключение о возможности быть усыновителями, и относите все в органы опеки. Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий вашего проживания.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители (не забудьте: заключение это действительно в течение года со дня выдачи).

После постановки на учет орган опеки и попечительства соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения. При согласии гражданина усыновить предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

Важно знать

Если вы не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, вы вправе обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки и попечительства или в орган исполнительной власти, любого субъекта РФ, или в министерство образования и науки (федеральный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), по своему выбору. При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в усыновители, не требуется.

Следующий этап – суд

Заявление об усыновлении ребенка рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

Что дальше?

Все. Ребенок теперь в вашей семье. Казалось бы, все ступени усыновления пройдены, обо всех трудностях и бюрократических проволочках можно забыть. Но тут вы должны знать: органы опеки, хотите вы этого или нет, никуда из вашей жизни не уйдут. Просто смиритесь с мыслью: органы опеки и попечительства обязаны следить за условиями содержания и бытом усыновленного или взятого под опеку ребенка, знать о его состоянии здоровья и контролировать возможные операции с его имуществом. Вам всего-навсего просто нужно идти им навстречу и вооружиться необходимыми знаниями.

Рассказывают мамы усыновленных и взятых под опеку детей

:
– Сотрудники органов опеки приходят как правило раз в год, иногда звонят, спросить как дела у ребенка. Важно понимать, что все зависит от людей, работающих в органах опеки, – говорит Татьяна Плотникова , взявшая под опеку мальчика. – И узнать, какие это люди, удается уже на стадии оформления документов. Нам, к счастью, попались вполне вменяемые, без заморочек (без требования лишних документов, справок и т.д.). Были такие сотрудники ООП, которые в один из первых посещений зимой прошлепали в комнату к ребенку в уличной обуви, хотя я просила их переобуться или надеть бахилы («мы ненадолго», – сказали они). А когда я предложила им чаю (так как на улице было холодно), так же в обуви прошли на кухню и сидели довольно долго.

В первые три года к нам приходили редко (всего раза два), потом, когда ужесточили контроль над самими органами опеки, стали посещать раз в год, объясняя это тем, что они с нами знакомы давно и видят, что наша семья не нуждается в более пристальном наблюдении (более частом посещении). Сейчас приходят очень милые дамы, беседуют с ребенком и, ссылаясь на количество работы, в скором времени уходят, от чая тоже отказываются».

– Как лучше держать себя с представителями органов опеки, когда они приходят к вам домой проверять условия содержания?
– Естественно, ничего не скрывать, тогда и никакого дискомфорта не будет, – советует Татьяна Дюмина , мама троих детей, взявшая под опеку четвертого ребенка. – Это человеческий фактор, неадекватными могут быть как представители органов опеки, так и опекуны.

– Я бы посоветовала держать себя естественно. Не стоит быть излишне любезными или строгими. Вы делаете то, что решили, органы опеки на вашем пути – один из этапов, который надо пройти. Он не самый сложный, так что отнеситесь к нему спокойно. Будьте открыты, честны и приветливы, этого вполне достаточно. Понравиться представителю опеки в вашу задачу не входит, – отмечает Юлия Башинова , вместе с мужем усыновившая двух мальчиков.

– Что от органов опеки можно ждать, к чему надо быть готовым, чего опасаться?
Юлия Башинова : Ждать – вопросов, быть готовым – рассказать о себе, о своем жилье, семье. Наверняка будут вопросы о причинах усыновления или опеки, тут, на мой взгляд, углубляться в медицинские проблемы необязательно – только по вашему желанию.
Татьяна Плотникова : Слышала, что бывает так – приходят без предупреждения (так что будьте готовы к этому), обходят всю квартиру, заглядывая в шкафы, холодильник… Но обычно перед посещением сотрудники нашего ООП звонят и договариваются об удобном времени. Приходят в назначенный час и заходят только в комнату к ребенку.

Льготы

– На какие льготы может рассчитывать ребенок, взятый под опеку (отдых, общественный транспорт, образование и т.д.)?
Татьяна Дюмина : Пособие в 15 тысяч рублей – до 12 лет, 20 тысяч – после. Но нужно ежегодно сдавать отчеты по использованию этих денег, показывая, что «не живем на ее/его деньги». Нужно собирать чеки крупных покупок. Кроме этого – бесплатное допобразование в городских и муниципальных организациях, внеочередное зачисление в любые детский сад и школу, бесплатное двухразовое питание в школе, бесплатный общественный транспорт (включает бесплатный туалет на вокзале), прикрепление ребенка и его почти внеочередной прием в специализированной больнице. Теоретически раз в 2 года бесплатный отдых с опекуном за счет государства, но на деле на сайте госуслуг «цирк» – путевки надо «ловить». Есть еще бесплатные лагеря, в которые как говорят сами же сотрудники опеки, отправляют неблагополучных и сирот. Что касается культурной программы, это бесплатный каток в МЕГЕ, льготы в госмузеях и подарок на НГ и иногда билет на елку (1 билет) – на моей памяти было 1 раз.

– Льготы – автоматические (то есть, как только вы становитесь опекуном, ваш ребенок их получает) или каждый раз стоит доказывать, что ваш ребенок имеет право, скажем, на бесплатный проезд в метро и т.д.?
Татьяна Дюмина : В Москве с этим проблем нет, все автоматически, только надо уведомлять того, к кому пришел, что перед ним ребенок, оставшийся без попечения родителей, то есть показывать документы. А вот на периферии каждый шаг с боем.

Регионы и люди

Что касается той самой периферии, то общая картина в разных регионах разная, отмечают многие опекуны, и опять же зависит от конкретных людей на местах. Грубо говоря, в одном городе органы опеки могут кардинально отличаться друг от друга и отношением к людям, и оказываемыми услугами. Не исключение – и центральные города, как Москва и Питер. Так, от Татьяны Дюминой в одной и той же столичной опеке два разных сотрудника требовали разные документы:

– По версии одной сотрудницы, мы с мужем, живя в квартире моих родителей, и на тот момент воспитывая двух детей, не имели нужного количества квадратных метров для принятия государственного ребенка в семью. Еще она хотела от нас, чтобы мы с мужем заключили с родителями договор безвозмездного найма, так как там не прописаны. Также эта девушка говорила мне, что дохода у нас должно быть столько, чтобы не жить на Юлины деньги, а мы на ее репетиторов тратили больше. Хотя прожиточный минимум у нас был впритык на своих-то детей, еще до рождения младшей, скорое появление которой я до последнего скрывала. В общем, пока мы собирали многочисленные медицинские бумажки и проходили абсолютно ненужную нам, многодетным родителям, школу приемных родителей, эта сотрудница опеки ушла в декрет, а на ее место пришла другая, которая всего лишь попросила принести расписку от всех прописанных в квартире родных, что они разрешают Юле жить в этой квартире.

Плюсы и минусы

Я попросила своих собеседниц сказать, в чем полезность такого института как органы опеки лично для них.
Татьяна Дюмина и Татьяна Плотникова : « помощью этого института мы оформили опеку и пособие. Плюсы – непосредственно все дела, по отношению к приемному ребенку ведутся в одном месте – централизованно. Минусы – бюрократия. Это выдача справок, разрешений и их копий с синей печатью. При оформлении ребенка – сбор огромного количества мед справок с различным сроком действия. После оформления – на любой чих тоже нужна справка.
Юлия Башинова : Плюсов я не вижу, минус – лишний этап на пути усыновителя. Декларативно функции органов опеки – защита прав детей и недееспособных граждан. На деле это не всегда так. Мне эта структура не помогает, я вообще стараюсь как можно меньше с ней общаться. Только по необходимости.

Куда жаловаться

  • Основные начала (принципы) семейного права
  • Система и источники семейного права
    • Источники семейного права
  • Основания применения к семейным отношениям гражданского законодательства и норм международного права
    • Применение к семейным отношениям норм международного права
  • Осуществление и защита семейных прав
    • Защита семейных прав
    • Способы защиты семейных прав
  • Сроки исковой давности в семейном праве
  • Понятие брака. Условия и порядок его заключения. Недействительность брака
    • Понятие брака по семейному праву
    • Условия заключения брака. Препятствия к заключению брака
      • Препятствия к заключению брака
    • Медицинское обследование лиц, вступающих в брак
    • Порядок заключения брака
    • Недействительность брака
      • Лица, имеющие право требовать признания брака недействительным
      • Обстоятельства, устраняющие недействительность брака
      • Правовые последствия признания брака недействительным
  • Прекращение брака
    • Понятие и основания прекращения брака
    • Расторжение брака в органах загса
      • Расторжение брака в органах загса по заявлению одного из супругов
    • Расторжение брака в судебном порядке
      • Расторжение брака в судебном порядке при взаимном согласии супругов на расторжение брака
      • Расторжение брака в судебном порядке при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака
      • Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака
    • Момент прекращения брака при его расторжении
      • Правовые последствия расторжения брака
    • Восстановление брака в случае явки супруга, объявленного умершим или признанного безвестно отсутствующим
  • Права и обязанности супругов
    • Личные неимущественные правоотношения между супругами
    • Имущественные отношения между супругами
    • Законный режим имущества супругов
      • Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов
      • Собственность каждого из супругов (раздельная собственность)
      • Раздел общего имущества супругов
    • Договорный режим имущества супругов
      • Изменение и расторжение брачного договора
      • Признание брачного договора недействительным
    • Ответственность супругов по обязательствам
  • Права и обязанности родителей и детей
    • Установление происхождения детей
      • Добровольное установление отцовства
      • Установление отцовства в судебном порядке
      • Правовые последствия добровольного или судебного установления отцовства
      • Запись родителей ребенка в книге записей рождений
      • Оспаривание отцовства (материнства)
    • Права несовершеннолетних детей
    • Права и обязанности родителей
      • Осуществление родительских прав несовершеннолетними родителями
      • Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
      • Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей
      • Право родителей на защиту родительских прав
      • Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка
    • Споры, связанные с воспитанием детей
      • Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей
      • Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей
    • Лишение родительских прав и их восстановление
      • Восстановление в родительских правах
    • Ограничение родительских прав и его отмена
      • Отмена ограничения родительских прав
      • Немедленное (досудебное) отобрание ребенка у родителей
  • Алиментные обязательства членов семьи
    • Общая характеристика алиментных обязательств
    • Алиментные обязательства родителей и детей
      • Размер алиментов на несовершеннолетних детей, взыскиваемых в судебном порядке
      • Обязанности родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей
      • Участие родителей в дополнительных расходах на детей
      • Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей
      • Участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей
    • Алиментные обязательства супругов и бывших супругов
      • Алиментные обязанности бывших супругов
      • Освобождение супруга от обязанности по содержанию другого супруга или ограничение этой обязанности сроком
    • Алиментные обязательства других членов семьи
      • Обязанность воспитанников по содержанию своих фактических воспитателей
      • Обязанности дедушки и бабушки по содержанию внуков
      • Обязанности братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних и нетрудоспособных совершеннолетних братьев и сестер
    • Соглашения об уплате алиментов
      • Форма соглашения об уплате алиментов
      • Порядок заключения, исполнения, изменения, расторжения и признания недействительным соглашения об уплате алиментов
      • Содержание алиментного соглашения
      • Индексация размера алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов
    • Порядок уплаты и взыскания алиментов
      • Сроки обращения за алиментами
      • Взыскание алиментов до разрешения спора судом
      • Обязанность администрации организации по удержанию алиментов
      • Обращение взыскания на имущество лица, обязанного уплачивать алименты
      • Определение задолженности по алиментам
      • Основания освобождения от уплаты задолженности по алиментам
      • Недопустимость зачета и обратного взыскания алиментов
      • Индексация алиментов
      • Уплата алиментов в случае выезда лица, обязанного уплачивать алименты, в иностранное государство на постоянное жительство
      • Ответственность за несвоевременную уплату алиментов
    • Изменение установленного судом размера алиментов и освобождение от их уплаты
    • Прекращение алиментных обязательств
  • Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей
    • Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
      • Органы опеки и попечительства
      • Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей
      • Формы устройства (воспитания) детей, оставшихся без попечения родителей
    • Усыновление (удочерение) детей и его отмена
      • Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей
      • Лица, имеющие право быть усыновителями
      • Условия усыновления
      • Порядок усыновления
      • Вопросы, разрешаемые судом при усыновлении ребенка
      • Правовые последствия усыновления ребенка
      • Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления
    • Опека и попечительство над детьми
      • Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения
      • Права детей, находящихся под опекой (попечительством)
      • Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения
      • Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка
    • Приемная семья
      • Содержание договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью
      • Права и обязанности приемных родителей
      • Права ребенка (детей), переданного на воспитание в приемную семью
      • Материальное обеспечение приемной семьи
  • Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных лиц и лиц без гражданства
    • Основания применения к семейным отношениям норм иностранного семейного права
    • Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан и лиц без гражданства
      • Недействительность брака, заключенного на территории Российской Федерации или за ее пределами
      • Расторжение брака между гражданами РФ и иностранными гражданами
    • Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений супругов при наличии иностранного элемента
    • Правовое регулирование личных неимущественных и имущественных отношений родителей и детей и других членов семьи при наличии иностранного элемента
    • Правовое регулирование - усыновления (удочерения) при наличии иностранного элемента
    • Установление содержания и ограничение применения норм иностранного семейного права
      • Ограничение применения норм иностранного семейного права
  • Органы опеки и попечительства

    Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

    Однако согласно ст. 132 Конституции РФ и ст. 6 (п. 1 и 4) Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству.

    В соответствии с Законом РФ от б июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» органы местного самоуправления всех уровней (поселковая (сельская), районная и городская администрации) обязаны принимать меры к устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах и на воспитание в семьи граждан. Конкретные полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в СК, в ГК, а также в некоторых других нормативных источниках (в том числе законах субъектов РФ), конкретизирующих правовой статус органов опеки и попечительства в данной сфере деятельности.

    В СК не называются структурные подразделения органов опеки и попечительства и стоящие перед ними задачи, как это ранее было сделано в ст. 120 КоБС. Указанные вопросы решаются в уставах муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. Однако фактически, как и прежде, функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних детей закреплены в них за муниципальными отделами образования, входящими в структуру органов местного самоуправления (местной администрацией).

    Ряд функций по опеке и попечительству реализуется путем принятия местной администрацией решений (постановлений, распоряжений) в порядке, предусмотренном законодательством. Деятельностью местной администрации руководит глава местной администрации, конкретное наименование должности которого устанавливается исходя из местных традиций и закрепляется в положении (уставе) о местном самоуправлении (ст. 30 Закона о местном самоуправлении в Российской Федерации).

    Например, в Москве организация и осуществление опеки и попечительства отнесены к предмету ведения муниципальных образований. При этом необходимое взаимодействие с муниципальным образованием осуществляется управой района г. Москвы, как территориальным органом исполнительной власти города, подведомственным Правительству Москвы. В реализации государственной политики по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по созданию им наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания принимает также участие Департамент образования г. Москвы.

    В ряде субъектов РФ приняты специальные законы о деятельности органов опеки и попечительства, в том числе и по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Организация методической помощи и оказание содействия органам опеки и попечительства возложены на Министерство образования РФ. В субъектах РФ такая работа выполняется соответствующими управлениями (департаментами, комитетами) образования субъектов РФ. Так, в Москве методическое руководство работой органов опеки и попечительства по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи возложено на Департамент образования.

    СК устанавливает, что не допускается деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данный запрет распространяется и на посредническую деятельность по передаче детей на усыновление, под опеку (попечительство) или на воспитание в семью (т.е. речь идет о поиске, выявлении и подборе детей).

    Несмотря на то что деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее, они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны.

    Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст. 122 СК решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей. Понятно, что в этих целях они должны располагать полной и достоверной информацией, которая, в свою очередь, может быть в самых разных учреждениях и организациях.

    Главным образом, такие сведения имеются в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и т.п.) по месту обучения несовершеннолетних, в учреждениях здравоохранения по месту лечения (смерти) их родителей, в жилищных органах (КЭУ, ЖЭК, ЖКО, ДЭЗ и др.) по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, в органах предварительного следствия и прокуратуры в связи с заключением под стражу родителей, а также в органах загса по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или их рождения.

    Так, первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при государственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа внутренних дел или лица, нашедшего ребенка, органа опеки и попечительства. Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит и при регистрации вынужденных переселенцев.

    Территориальными органами миграционной службы проводится опрос таких детей с заполнением опросного листа, после чего дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются органам опеки и попечительства.

    Проведение мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, входит также в компетенцию центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, примерное положение о которых в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» утверждено постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896.

    Как установлено п. 1 ст. 122 СК, должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

    О фактах утраты детьми родительского попечения может стать известно любому гражданину и не обязательно в связи с исполнением служебных обязанностей (например, соседи или знакомые умерших родителей, родственники и т.д.). Однако не каждый гражданин по тем или иным причинам (в силу возраста, занятости по работе, стесненного материального положения и т.д.) имеет возможность самостоятельно принять неотложные меры по оказанию таким детям необходимой помощи. Тем не менее, п. 1 ст. 122 СК обязывает всех граждан сообщать в органы опеки и попечительства известные им сведения о детях, лишившихся родительского попечения.

    Таким образом, обязанность сообщать в орган опеки и попечительства о факте утраты детьми родительского попечения возлагается законом на всех без исключения лиц, располагающих соответствующими сведениями (независимо от должностного положения, рода деятельности и источника информации).

    Возможна ситуация, когда сами родители в связи с отсутствием возможности воспитывать своих несовершеннолетних детей (из-за отъезда на работу в иностранное государство, длительной болезни и т.д.) могут обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об устройстве детей.

    Следует отметить, что обязанность должностных лиц учреждений и граждан РФ по информированию органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей, предусматривалась и ранее действовавшим законодательством (ст. 122 КоБС в ред. Федерального закона от 7 марта 1995 г. № 28-ФЗ). Однако, как и прежде, данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении должностных лиц учреждений и граждан РФ за ее неисполнение.

    Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, с целью, в частности, проверки достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей (истребование и изучение соответствующих документов, бесед с окружающими детей лицами и т.п.). Наряду с этим органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения.

    При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в их помещении в воспитательное учреждение.

    Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 3 ст. 122 СК порядок формирования и использования этого банка данных установлен Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

    Органы опеки создаются при администрациях и помогают решать проблемы детей сирот. Дети и взрослые, которые в силу возраста или заболевания не могут самостоятельно решать жизненные ситуации, попадают в поле зрения органов опеки и попечительства. Взрослые, желающие взять ребенка в приемную или патронатную семью, усыновить или установить опеку, тоже не пройдут мимо них. При продаже недвижимости, если она каким-то образом касается интересов ребенка или взрослого, который не способен сам принимать решения, вам не дадут совершить сделку без разрешения органов опеки.

    Для чего создаются органы опеки и что они делают? Представьте ситуацию: по дороге на работу вы не раз встречаете ребенка, который просит милостыню у прохожих. Вам это не нравится, но вы добрый человек и хотите помочь ребенку. Как это сделать?

    Можно отвести ребенка в ближайшее отделение полиции и забыть о нем. Но лучше сообщить об этом случае в органы опеки, так как их работа – помогать детям, попавшим в трудные жизненные ситуации. Ребенка определят в приют или, если в вашем городе такого нет, в детское отделение больницы, где его отмоют, накормят, и там он будет дожидаться решения своей судьбы.

    Нищенствовать ребенок может, если:

    • потерялся;
    • родители умерли, но никто не поставил в известность органы опеки;
    • родители – алкоголики или наркоманы и не заботятся о своем ребенке;
    • родители злоупотребляют своими правами, заставляя ребенка просить милостыню.

    Органы опеки выясняют все эти вопросы, и либо лишают или ограничивают в правах родителей ребенка, или ребенок получает статус сироты и ему назначается пенсия. Только после этого органы опеки решают, куда определять ребенка. Возможны несколько вариантов, и все они находятся в ведомстве этих органов:

    • передача ребенка в детский дом;
    • передача ребенка в приемную семью;
    • передача ребенка в патронатную семью;
    • усыновление;
    • опека или попечительство.

    Если вам становится известно о ребенке, остающемся без заботы и надзора родителей, о психически больном человеке, о котором некому позаботиться, следует сообщить о них в органы опеки для исправления ситуации.

    Функции органов опеки


    Законы, на основании которых создаются и работают органы опеки

    С 1 января 2015 года начал действовать Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», с изменениями, которые были внесены 22 декабря 2014 года. Кроме того, работа органов опеки регулируется Гражданским кодексом и Семейным кодексом.

    В случаях, не предусмотренных Российскими законами, следует обращаться к международному праву.
    Если в вашем городе нет отдельно действующего органа опеки, его функции могут нести медицинские, социальные или образовательные организации, назначенные исполнительными органами местной власти и имеющие соответствующий документ.

    Если у вас возникнет необходимость обратиться в органы опеки, то об их местонахождении можно узнать в местных органах самоуправления.

    О нарушениях прав детей и недееспособных взрослых, опекунов, приемных родителей и т.д., возникающих по вине сотрудников органов опеки, вы имеете право сообщить в администрацию вашего города или района или в прокуратуру.

    Разумеется, лучше бы надеяться, что в этих органах работают порядочные люди, но в судебной практике встречаются случаи, когда сотрудники органов опеки:

    • отдавали детей в приемные семьи за определенную сумму;
    • не осуществляли должного контроля над имуществом и средствами подопечных, глядя сквозь пальцы на злоупотребления опекунов или приемных родителей;
    • нарушали права детей, отдавая их на усыновление, опять же за взятку, без их согласия и т.д.

    Все эти случаи рассматриваются как нарушение законодательства, а сотрудники, допустившие подобное, подлежат уголовной ответственности.

    Как вести себя в ситуации, когда представители опеки приходят в Ваш дом.

    Я не помню, откуда собрала эти рекомендации (если авторы есть - напишите мне, я обязательно на вас сделаю ссылку), как вести себя, если в дом пришлиили есть подозрения что могут прийти представители органов опеки.В ЖЖ опять появились посты о попытках "наезда" на многодетные семьи по надуманным основаниям.Например у


    la_angel , у ledydara . На мой взгляд, семьи уже допустили ошибки в общении с соц.работниками. Поэтому внимательно читаем и запоминаем.Конспектируем. Вешаем около входной двери.Проводим беседы с детьми о том, что нельзя никому рассказывать, что происходит дома. Предупрежден - значит, вооружен! Итак:

    К сожалению, не все родители выполняют возложенные на них Богом, обществом и государством родительские обязанности должным образом, не все заботятся о здоровье, физическом, психическом, духовном развитии своих детей. Статья 77 Семейного кодекса Российской Федерации предоставляет органам опеки и попечительства право при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребёнка отбирать его у родителей. Никто не сомневается, что забота о детях есть главная обязанность семьии государства.Я не берусь утверждать, что все дети у насживут хорошо. Однако эта статья СК дает право забирать детей из ЛЮБОЙ семьи, если кто-то этого захотел.И не всегда из семей, где родители не заботятсяо здоровье, физическом и психическом, духовном развитии своих детей. Теоретически представители опеки могут прийти с проверкой в любую семью, в отношении которой поступил «сигнал» от врача, из образовательного учреждения или от соседей, с тем, чтобы убедиться, что с ребенком всё в порядке.

    Чтобы избежать большей части сигналов, следует просто-напросто не пренебрегать соблюдением установленных законом процедур: не стоит уходить из роддома без выписки (всегда можно получить выписку «под расписку»), а также игнорировать необходимость сделать прививки (вместо написания отказа от них), затягивать посещение детской поликлиники и получение свидетельства о рождении. Взгляните на эти ситуации глазами сотрудников опеки - и Вы поймете проявленный в такой ситуации интерес к семье. Например, если беременная не наблюдалась в женской консультации, родила дома, а потом не стала торопиться с регистрацией ребенка - это может равновероятно означать как то, что она придерживается теории естественного родительства, так и то, что женщина пропустила сроки для аборта и желает избавиться от ребенка после его рождения. «Молчаливый» отказ от прививок может свидетельствовать не об осознанной позиции, а о банальном разгильдяйстве. Поэтому:

    П равило номер один : не давайте органам опеки лишних поводов приходить в ваш дом. Если Ваш ребенок занимается в секции карате



    или бокса - это должны знать школьные учителя (чтобы не интерпритировать синяк полученный на тренировке как побои отца/матери); если Вы пользуетесь услугами платного педиатра - поставьте об этом в известность заведующего детской поликлиникой. Поверьте, с них очень серьезно спрашивают за прививки. Не считайте себя самым умным.

    Если же все же визит произошел, его, опять же, не следует воспринимать в штыки, как вмешательство в частную жизнь. Но не стоит и вести себя безропотно, если по отношению к вам опека ведет себя не совсем корректно и предубежденно. Запомните , что в соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище является неприкосновенным . Против воли проживающих в помещении лиц доступ туда осуществляется только либо по решению суда, либо в случаях, установленных законом. Единственный установленный законом случай, применимый к подобным ситуациям, - это право сотрудников милиции (но не опеки! ) входить, в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 18 Закона о милиции, в жилые помещения при наличии достаточных данных, что там совершено или совершается преступление (например, ребенок громко и надрывно кричит, просит о помощи). В любом случае родители имеют право выяснить у милиционеров, какие именно основания для таких предположений у них имеются.

    Таким образом, вопрос о том, пускать ли сотрудников опеки в квартиру, остаётся на усмотрение родителей.

    Правило второе . Перед тем, как пустить сотрудников опеки в квартиру, стоит убедиться, что перед вами действительно они (это, на самом деле, универсальная рекомендация). Не надо стесняться проверить у пришедших документы (удостоверение и паспорт) - ведь, в конце концов, именно Вы отвечаете за безопасность своего малыша, и Вы должны быть уверены, что впускаете в квартиру именно представителей опеки, а не мошенников. Не лишним будет записать фамилию, имя, отчество пришедших к вам лиц, чтобы потом не вспоминать мучительно, с кем же именно Вы общались. Необходимо также перезвонить в орган опеки по телефону, заранее выписанному из справочника, и уточнить, работают ли там указанные люди, и направлялись ли они с проверкой на Ваш адрес. Возможно, Вы будете испытывать определенное чувство неловкости, но иногда лучше чувствовать себя неловко, чем стать жертвой преступления.

    В ходе визита исходите из элементарных правил:

    1.У ребенка есть режим дня, и визит сотрудников опеки - это не повод его нарушать. То есть если ребенок спит - совсем не обязательно его будить.

    2.Если в Вашей квартире принято разуваться, мыть руки - то и сотрудники опеки должны это сделать. Следует вежливо, но твердо попросить их об этом. Помимо чисто практического, это еще и психологический момент: в большинстве случаев человек без обуви тут же теряет «начальственный» тон. В случае отказа разуться - не стесняйтесь выставить визитёров за дверь.

    3.Все находящиеся в Вашей квартире люди должны быть в поле Вашего зрения одновременно. Например, если кто-то отказался разуться под предлогом «я постою в прихожей» попросите его покинуть квартиру и заприте за ним дверь, продолжив для остальных «экскурсию» по квартире. Попытки «разделиться, чтоб побыстрее осмотреть квартиру» следует немедленно пресекать: «Пожалуйста, следуйте за мной», «Я Вас в ту комнату пройти не приглашала», «Я вам всё покажу, но, пожалуйста, в моём присутствии».

    Настройтесь на то, что хозяева в квартире по-прежнему Вы, и Вы не совершили ничего такого, что бы дало посторонним людям право самостоятельно заглядывать в Ваш холодильник или ящик для нижнего белья.

    4.Любые отмеченные сотрудниками опеки «странности», например, отсутствие детской коляски по причине использования слинга, следует пояснить и настаивать на фиксации этих пояснений в акте осмотра (об этом подробнее ниже).

    5.Будет хорошо, если осмотр квартиры будет производиться при свидетелях, например, можно пригласить присутствовать соседей. При наличии возможности постарайтесь записать весь визит на видео или диктофон. Не стесняйтесь предупредить, что все будете записывать на видео/диктофон.

    6.По окончании визита комиссии настаивайте, чтобы так называемый «Акт об осмотре жилого помещения» был составлен тут же, при вас, в двух экземплярах, и каждый экземпляр был подписан вами и членами комиссии. В нём не должно быть «пустого пространства», прочёркивайте или заполняйте все пробелы перед подписанием. Если представители опеки будут ссылаться на то, что у них есть 7 дней на составление подобного документа, обратите их внимание на то, что Вы просите составить не акт об обследовании условий проживания несовершеннолетнего , а именно акт осмотра , это разные документы.

    7.Если опека желает, чтобы вашего малыша осмотрел врач - помните, что Вы обязаны ехать с ребёнком в одной машине «Скорой помощи», присутствовать при всех медицинских манипуляциях, которые совершаются с ним. Более того, согласно статье 32 Основ законодательства РФ об охране здоровья, никакое медицинское вмешательство (в том числе и банальный осмотр) не может проводиться без вашего согласия.

    8.Любые разногласия с опекой (опека пришла в неудобное для Вас время, например, когда ребенок спит; Вам пришлось отказать в посещении квартиры по причине того, что пришедшие отказались разуваться) лучше решать в письменном виде. Сразу по окончании визита напишите соответствующее заявление («После 22-00 мой ребенок спит, и я не вижу повода нарушать установленный режим его дня. Прошу в дальнейшем не допускать визитов комиссии в ночное время» или «Прошу сотрудников опеки в случае визита в мою квартиру с проверкой иметь при себе сменную обувь»), снимите с него копию и отнесите в опеку, получив на копии отметку о приёме. Если вдруг такое заявление откажутся принимать - его можно направить по почте ценным заказным письмом с уведомлением о вручении с описью вложения.

    И самое важное. Отобрать , то есть «изъять ребёнка из семьи», можно только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации . И при отсутствии этого акта никто не имеет права прикасаться к Вашему ребенку.

    В случае, если по какой-то причине проверяющие вошли в квартиру без вашего согласия, не реагируют на просьбы или пытаются забрать ребёнка силой без соответствующих документов - не стесняйтесь звонить по телефону 02 с сообщением, что неизвестные против вашей воли ворвались к вам в квартиру и похищают(забирают) ваше дитя. Приехав, милиция убедится, конечно, что это сотрудники опеки, однако настаивайте на том, что Вы их пройти в квартиру не приглашали и необходимые документы у них отсутствуют. Настаивайте на том, чтобы сотрудники милиции помогли Вам защитить Ваши законные права.

    И еще несколько советов.

    1. 1. Если есть подозрение, что к вам могут прийти ювенальщики, заранее проконсультируйтесь у юристов как себя вести, какие документы лучше уже начать собирать и т.д.
    2. 2.Все документируйте.Фото, видео и т.д. Отсюда пункт 3
    3. 3. У вас всегда должна быть наготове видео-фото записывающая техника. Если понимаете, что вас начинают прессовать по этой линии - поставьте скрытые видео камеры дома и включайте, как только раздается звонокювенальщиков в вашу дверь. Дорого. Но иного способа защиты своих детей у вас нет.
    4. 4. Будьте готовы оперировать статьями законов. Выучите их. Дома можете завести папку «Опека» и хранить там копии всех необходимых законов и прочих законодательных актов. Папку держите возле входной двери. Факт наличия такой папки должен показать социальному работнику, что Вы знаете законы, и Вы подготовлены к защите! Вы не собираетесь делиться «свидетельствами» против вас с социальным работником. Они не имеют никакого права на это иначе чем через суд.
    5. 5. . Все записывайте при возможности и на бумагу. Не стесняйтесь настаивать, что бы сотрудники опеки ждали, пока вы все запишите. Вы имеете на это полное право.
    6. 6. Фиксируйте в записной книжке каждый контакт с любым социальным работником. Не останавливайтесь на этом! Подготовьтесь заранее, и твердо стойте на своем при общении с ними! После каждого контакта , напишите письмо (некоторые рекомендуют заверить нотариально такое письмо), детально описывающее что произошло, и просите, чтобы социальный работник подтвердил или отрицал факты. Такой документ может позже быть использован как свидетельство в Вашу пользу в суде по делам несовершеннолетних.
    7. 7. Не приглашайте социального работника в дом — Вы имеете право ему отказать. Согласно закону, Вы имеете право на частную жизнь в Вашем доме. Никакому сотруднику никакого правительственного органа не разрешено входить в Ваш дом без Вашего разрешения. Мы знаем много случаев, когда вход был принужден утверждениями «впустите меня, или я заберу Ваших детей». Не сдавайтесь! Не позволяйте себя запугать! Твердо стойте на своем! Если Ваши права не соблюдают, Вы можете позже предъявить им иск, но лучше придерживаться Ваших интересов сейчас. Единственное исключение, когда сотрудник Опеки пришел с судебным исполнителем, имеющим ордер на обыск.
    8. 8. Запомните раз и навсегда - сотрудник опеки приходит в ваш дом для СБОРАСВИДЕТЕЛЬСТВ. Не нужно помогать ему. Обычно у опеки нет достаточных вещественных доказательств, чтобы изъять ваших детей сразу же. У них нет оснований для получения ордера на обыск. Как правило, он будет действовать на основании заявления, звонка того или тех, кто хочет что бы против Вас приняли меры. Это может быть сосед по подъезду, которому вы мешаете ставить машину у подъезда или улыбающаяся вам соседка на лестничной клетке, завидующая вам. Если Вы будете говорить много, то Ваши слова будут искажены таким образом, чтобы использовать их против Вас в суде. Также, если Вы позволите этому человеку войти в Ваш дом, то он наиболее вероятно найдет что-нибудь к чему можно придраться и это будет использовано против Вас в суде. Раковина с восьмью немытыми тарелками может обнаружиться в его акте обследования как «раковина, полная грязных тарелок в грязной кухне». Конечно, это выставит вас в невыгодном свете перед судьей. Поэтому, не позволяйте этим людям войти в ваш дом. Вы понятия не имеете, из чего они сделают проблему.
    9. 9. Не доверяйте сотрудникам органов опеки. Если этот социальный работник работает в отделе, где рассматривают дела и принимают решения относительно изъятия детей, то, естественно, этот человек будет под подозрением, если он или она никогда не изымал ребенка! Чтобы продемонстрировать свою занятость, этот работник должен будет изъять и поместить под опеку определенное количество детей… Помните, даже если Вам нравится человек, внутри каждой приятной персоны есть потребность хранить верность системе.
    10. 10. Ни в чем не признавайтесь. Вынудите их ДОКАЗАТЬ свои случаи в суде, в ПОЛНОМ СУДЕБНОМ РАЗБИРАТЕЛЬСТВЕ. Не соглашайтесь только на слушания, где Вы заведомо вынуждены будете только согласиться с их условиями. Они испробуют каждую уловку, чтобы вы согласились на их отвратительное «сервисное обслуживание». Вы должны твердо стоять на своем и твердо говорить «нет», когда они просят, чтобы Вы предали свои законные права.
    11. 11. Будьте готовы к давлению. Лучше сказать «Нет — я хочу полного судебного разбирательства — Вы должны доказать свои обвинения!» Если Вы поддадитесь на их давление, то будете прыгать через их «обручи» в течение многих месяцев. Если Вы доводите судебное разбирательство до конца, есть возможность отвоевать свою свободу от этого государственного вмешательства в жизнь Вашей семьи.
    12. 12. Если Вы проходите судебное обследование, и Ваш ребенок объявлен государственным подопечным, тогда конечно Вы должны приложить все усилия, чтобы закончить каждую часть этого обследования перед следующим слушанием суда. Этот план будет наиболее вероятно включать психологическое тестирование. Возможно следует пройти психологическое тестирование заранее у независимого. уважаемого специалиста. После слушания суда, если социальные работники пытаются вынудить Вас на «услуги» (например тест на наркотики), которые не входят в приказанный судом план, Вы можете отказаться сотрудничать. Вы обязаны делать только то, что постановил судья. Вы должны зафиксировать все такие незаконные предложения дополнительных услуг, которые не требовались судьей. Вы можете просить обсудить это с Судьей по административным делам. Аналогично Вы можете столкнуться с тем, что социальные работники пытаются помешать или задержать прохождение программы услуг, которую назначил суд. Вы должны зафиксировать свои повторные запросы о таких услугах и оправдания, которые социальные работники дают для того, чтобы задержать начало. Сотрудники Опеки, как было известно, задерживают услуги для того, чтобы Ваш случай продлился дольше. Если Ваш ребенок находится на государственном попечении в течение 15 месяцев, Ваши родительские права могут быть отобраны на одном только этом основании. Ваша цель будет состоять в том, чтобы возвратить Вашего ребенка при следующем слушании суда, так что не позволяйте задержки!
    13. 13. Говорите как можно меньше! Будьте внимательны к тому, что говорите. Поскольку любое слово может быть искажено и использовано против Вас!
    14. 14. Ни при какихусловиях не говорите опеки, что вы или ваш супруг/супруга были когда-либо сами на государственном попечении. Когда Вы говорите им, что Вы были воспитанником, прежде всего они узнают, что у них есть дело на вас, из которого они могут достать документы, чтобы использовать как «свидетельство» против Вас. В деле может быть отметка, что вы кусались, когда вам делали укол в детском саду или начальной школе. Преподнесут это как врожденную агрессию или жестокость ко всем людям, и в первую очередь к детям. Если Вы говорите им, что Вы были воспитанником, это характеризует Вас как жертву и заставляет их думать, что Вы можете более активно преследоваться ими. Это действительно не их дело. Вы не должны открывать свой рот, чтобы помочь им найти доказательства против Вас.
    15. 15. Не давайте телефоны Ваших родных, знакомых, врачей, юристов, сослуживцев. Пусть сами ищут.
    16. 16. Всегда говорите «НЕТ».
    17. 17. Сохраняйте все чеки, в т.ч. и на покупку продуктов.Отлично если вы ведете домашнюю бухгалтерию с помощью одной из специализированных программ. У вас, в таком случае, будет доказательство достаточного обеспечения детей продуктами, одеждой и т.д.
    18. 18. Ежегодно берите выписку о состоянии здоровья вашего ребенка. Так называемый эпикриз. У вас должны быть на руках медицинские документы, подтверждающие, что ваш ребенок здоров, что вы полностью выполняете все предписания врачей.
    19. 19. Помните всегда - ЭТО ВОЙНА!

    Если у Вас есть время, чтобы подготовиться к визиту заранее, Вам очень повезло. Большинство людей не воспринимают угрозу вмешательства государства в их жизнь серьезно пока это не случится с ними. Если ювенальщики хотят забрать Вашего ребенка, пусть объяснят что за непосредственная угроза нависла над ним? Пусть они видят, что Вы знаете законы!

    Например, если они утверждают, что кое-что случилось в понедельник с Вашим ребенком, но они являются в пятницу днем, чтобы забрать Вашего ребенка, Вы должны сказать этим социальным работникам, что, очевидно, что никакой «непосредственной угрозы» не существует, иначе они отреагировали бы на сообщение сразу же! Если Вы не будете твердо стоять и указывать на их ошибки, то они переступят через Вас, и будут нарушать свои собственные законы различными способами. Да, Ваш ребенок все еще может быть изъят, но если Вы показываете им, что знаете их законы и можете говорить на их малопонятном жаргоне, они дважды подумают прежде, чем выбрать Вас своей новой жертвой. Не помогайте сотрудникам Опеки найти повод обвинить Вас.

    Интервью с Вашим Ребенком.

    Сотрудники Опеки захотят поговорить с Вашим ребенком. Скажите «НЕТ». Скажите сотрудникам, что Ваш ребенок имеет право, чтобы его предоставлял юрист, и что, если они настаивают на интервью, тогда Вы и бабушки и дедушки и юрист будете присутствовать, и интервью будет записано, предпочтительно на видео. Конечно, если Ваш ребенок посещает школу, то, вероятно, Вы можете не получить шанса сказать «нет». То, что случится, — социальный работник пойдёт в школу и, за Вашей спиной получит от учителей разрешение говорить с Вашими детьми. Вы можете заранее оставить в школе письмо о том, что не разрешаете такие интервью, или что-либо кроме основной образовательной деятельности. Однако, Вы не должны полностью доверять работникам школы. Ваш юрист может написать письмо для школы, запрещающее интервью с сотрудниками Опеки. Внушите ребенку, что с чужими людьми разговаривать опасно. Тем более, если они интересуются семьей. Убедитесь, что Ваши дети знают, что они имеют право сказать «я не хочу быть опрошенным без моих родителей, юриста и магнитофона». Соцработники не будут напоминать Вашему ребенку, что он или она имеет на это право. Если еще есть время, Вы должны обучить своего ребенка, как иметь дело с представителями госструктур. Внушите, научите детей сразу звонить вам, если кто-то пытается с ними заговоритьиз органов опеки или учителя по поводу того, что происходит в вашей семье. Убедитесь, что Ваш ребенок знает последствия интервью с сотрудниками Опеки. Если дети скажут что-то неправильно, то они могут быть разлучены, возможно, надолго, с родителями, родными братьями, друзьями, родным городом, с их домашними любимцами, и всем остальным, чем они дорожат в жизни! Они будут травмированы этой разлукой и возможно их накачают вредными взрослыми психотропными наркотиками, чтобы спокойнее себя вели. Если они будут слишком много жаловаться на то, что в государственном детском доме они находятся как заключенные в тюрьме, то их могут поместить в психиатрическую больницу, или обездвижить, что, как известно, может быть смертельно. «Учите Ваших детей хорошо», как говорится в старой песне. Мы живем в опасные времена. Мы должны объяснить это нашим детям, чтобы помочь им научиться иметь дело с госструктурами, которые могут навредить им. Помните, дети в восемь — десять раз чаще подвергаются риску злоупотребления в приютах и приемных семьях. Но мы, почему то не слишком усердствуем в обучении наших детей мерам самозащиты.

    Если Вы подозреваете, что Ваших детей хотят изъять.

    Алгоритм действий:

    1. Надо написать вышестоящему начальству жалобу на чиновника, который оскорбил ваши честь и достоинство тем, что назвал плохим родителем. Жалобу отправлять только заказным письмом с уведомлением. В этом случае вам обязаны ответить.

    2. Если ответ вас не удовлетворил, то писать надо более вышестоящему начальству. И так дойти до самого верха.

    3. Если нигде в профильных инстанциях вам не помогли - не остановили обидчика. Обратиться к своему депутату.

    4. Создать инициативную группу (это всего 6 чел.), которые подтвердят, что вы - прекрасный родитель, и на вас организована травля.

    5. Всё это предавать максимальной огласке.

    6. Подготовить доказательства, что вы хороший родитель, что у вас прекрасные отношения с детьми.

    6. Всё вышеперечисленное можно сделать и без адвоката. Но желательно “подключить” его СРАЗУ!!!

    В соответствии со ст. 4 Конвенции о правах ребенка на государство и органы опеки и попечительства возложены обязанности принимать все меры для защиты прав ребенка. Данной норме корреспондирует п. 1 ст. 78 СК РФ, согласно которому при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, к участию в деле независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Статьи 70, 72 и 73 СК РФ предписывают обязательное участие прокурора, а также органа опеки и попечительства в рассмотрении дел о лишении родительских прав, о восстановлении в родительских правах, об ограничении родительских прав.

    Закон предусматривает участие органа опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, как в качестве стороны по делу (истца), так и в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора (в соответствии с

    п. 1 ст. 34 ГК РФ, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" с 1 января 2008 г. органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации).

    Участвуя в рассмотрении судом спора, связанного с воспитанием детей, орган опеки и попечительства обязан согласно п. 2 ст. 78 СК РФ провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, а также представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.

    Изучение судебной практики показало, что требование об обязательном привлечении органов опеки и попечительства к участию в делах, связанных с воспитанием детей, абсолютным большинством судов соблюдается. Между тем согласно справкам по материалам обобщения

    судебной практики Забайкальского краевого суда, Челябинского, Омского и Ленинградского областных судов имелись единичные случаи, когда это требование закона нарушалось, что является недопустимым.

    Обобщение судебной практики также показало, что органы опеки и попечительства, участвующие в деле в качестве органа, дающего заключения по делу, нередко привлекаются судами в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

    Представляется, что такая практика является неправильной по следующим основаниям.

    В указанном случае в силу положений ст. 47 ГПК РФ органы опеки и попечительства относятся не к третьим лицам, а к лицам, участвующим в деле в качестве государственного органа,

    компетентного дать заключение по существу спора. Основанием их участия по делам по спорам о детях является интерес государства в правильном разрешении дел, имеющих важную социальную направленность, и защита интересов несовершеннолетних, не имеющих в большинстве случаев возможности самостоятельно участвовать в процессе и защищать свои интересы. При этом процессуальные права и обязанности органа опеки и попечительства, привлекаемого для дачи

    заключения по спору (ст. 47 ГПК РФ), и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (ст. 43 ГПК РФ), являются различными.

    Необходимо также отметить, что суды по-разному решали вопрос о том, какой орган опеки и попечительства следует привлекать к участию в деле, а также каким органом опеки и попечительства должно быть дано заключение по существу спора в тех случаях, когда один из

    родителей, претендующий на воспитание ребенка, имеет иное место жительства, чем другой родитель, с которым проживает ребенок (т. е. у родителей разные места жительства).

    Так, согласно справке по материалам обобщения судебной практики Калининградского областного суда в указанной ситуации суды области, как правило, к участию в деле привлекали как орган опеки и попечительства по месту жительства истца, претендующего на воспитание ребенка, так и орган опеки и попечительства по месту жительства ответчика, с которым проживал ребенок (либо орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка в детском учреждении),

    которые давали заключения по существу спора, основанные как на представленном органом опеки и попечительства акте обследования условий жизни по месту проживания истца, претендующего на воспитание ребенка, так и на акте обследования условий жизни по месту жительства ответчика с ребенком.

    Вместе с тем в практике судов Калининградской области имели место и иные случаи: акт обследования условий жизни был представлен органом опеки и попечительства как по месту жительства истца, так и по месту жительства ответчика с ребенком, однако письменное

    заключение по существу спора дано только органом опеки и попечительства по месту жительства истца.

    По мнению Калининградского областного суда, письменное заключение по существу спора суду следует истребовать и у органа опеки и попечительства по месту жительства ответчика с ребенком.

    Судебная практика по указанному вопросу в судах Алтайского края также была неоднозначна. Вместе с тем, как полагает Алтайский краевой суд, акты обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, должны быть составлены органами опеки и попечительства по месту жительства каждого из этих лиц, однако, по мнению этого же суда, более целесообразным является привлечение судом к участию в деле органа опеки и попечительства по

    месту рассмотрения спора, который, исходя из представленных актов обследования и других доказательств, и должен дать заключение по существу спора.

    По данному вопросу следует придерживаться позиции, высказанной Калининградским областным судом, как наиболее согласующейся с положениями ст. 78 СК РФ и ст. 47 ГПК РФ.

    Материалы обобщения судебной практики свидетельствуют о том, что представители органа опеки и попечительства, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, нередко не являются в судебное заседание, в нарушение ч. 1 ст. 167 ГПК РФ о причинах неявки суд не извещают, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие либо об отложении слушания по делу не представляют, что приводит к неоднократному отложению слушания по делу и, как следствие, к нарушению сроков рассмотрения гражданских дел, к несвоевременному восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних детей и других лиц, участвующих в деле.

    Зачастую органы опеки и попечительства просят рассмотреть дело без их участия, несмотря на то, что одной из обязанностей, возложенных на эти органы федеральными законами, является защита прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей не только в случаях отсутствия родительского попечения (ст. 121 СК РФ), но и в случаях проживания детей в семьях родителей или усыновителей (ст. 56 СК РФ). Суды, как правило, удовлетворяют такие ходатайства, однако в дальнейшем это нередко приводит к необходимости отложения слушания по делу, поскольку в ходе судебного разбирательства возникают вопросы, разрешить которые без непосредственного участия в судебном заседании представителя органа опеки и попечительства не представляется возможным.

    Обобщение судебной практики также показало, что органами опеки и попечительства нередко нарушаются сроки исполнения судебных поручений о проведении обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представления суду акта обследования и основанного на нем заключения по существу спора, однако суды зачастую оставляют эти факты без должного реагирования.

    Встречаются случаи, когда заключение составляется органом опеки и попечительства формально (оно не содержит данных, характеризующих отношения в семье между родителями, между ними и ребенком, личностные качества родителей, данных о привязанности ребенка к каждому из родителей, о результатах общения с несовершеннолетним, в нем отсутствуют мнение органа опеки и попечительства о целесообразности либо нецелесообразности опроса ребенка в судебном заседании, а также мнение о том, может ли опрос в суде причинить ребенку психологическую травму и т. п.), а иногда и вовсе сведения, изложенные в заключении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Между тем таким заключениям суды не всегда дают должную оценку.

    Имели место также случаи, когда в заключениях органов опеки и попечительства вывод по существу спора не делался, а оставлялся на усмотрение суда (это выявлено, в частности, при рассмотрении ряда дел Таганрогским городским судом Ростовской области). Кроме того, согласно справке по материалам обобщения Ростовского областного суда Константиновским районным судом в 2009 году было рассмотрено два дела при отсутствии акта обследования условий жизни ребенка и заключения органа опеки и попечительства. При этом суд исходил из того, что истцом по делу являлся орган опеки и попечительства, в связи с чем, по мнению суда, заключение по делу приобщать к делу необязательно. Между тем, как правильно указал Ростовский областной суд, такая позиция противоречит требованиям п. 2 ст. 78 СК РФ.

    Встречаются случаи приобщения к материалам дела актов обследования условий жизни ребенка, составленных специалистами органа опеки и попечительства, не заверенных надлежащим образом.

    Однако такие доказательства, как недопустимые, не могут быть положены в основу решения суда.

    Кроме того, суды не всегда учитывают, что достаточность и полнота отраженных в актах и заключениях органа опеки и попечительства сведений напрямую зависят от тех вопросов, которые суд ставит перед органом опеки и попечительства, поручая ему проведение по делу обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, и составление заключения. Вместе с тем в выносимых судьями определениях названные вопросы иногда ставятся формально, без учета конкретных обстоятельств дела и заявленных исковых требований.

    Участие прокурора

    Дела об ограничении либо о лишении родительских прав, а также о восстановлении в родительских правах в соответствии с требованиями закона (ст. 45 ГПК РФ, п. 2 ст. 70, п. 2 ст. 72, п. 4 ст. 73 СК РФ) рассматриваются с участием прокурора, который дает заключение по делу. На обязательное участие прокурора по указанным категориям споров обращено внимание судов и в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10.

    При рассмотрении данной категории дел судами в целом выполнялось требование об обязательном участии прокурора. Однако имели место единичные случаи, когда суды нарушали это требование закона.

    Например, при рассмотрении Железнодорожным районным судом г. Новосибирска спора по иску X. (бабушки - опекуна ребенка) к А. и С. (родителям ребенка) о лишении их родительских прав судом к участию в деле не был привлечен прокурор (данное решение в кассационном порядке не обжаловалось).

    Согласно справке по материалам обобщения судебной практики Волгоградского областного суда в 2009 году Камышинским городским судом г. Волгограда был рассмотрен ряд дел о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах с участием "представителей прокуратуры". При этом, как указал Волгоградский областной суд в справке по материалам обобщения судебной практики, в названных делах отсутствуют документы, подтверждающие полномочия указанных "представителей" Камышинской районной прокуратуры и прокуратуры г. Камышина.

    Анализ судебной практики также показал, что слушания по делам по указанным категориям судами нередко откладывались в связи с неявкой в судебное заседание прокурора, однако каких-либо мер реагирования по данным фактам суды, как правило, не принимали.

    Поэтому заслуживает внимания практика тех судов, в частности судов Свердловской области, которые указывали на такие нарушения и на иные факты ненадлежащего исполнения прокурорами своих обязанностей.

    Например, Карпинским городским судом Свердловской области 25 ноября 2009 г. вынесено частное определение в адрес прокурора г. Карпинска о недопустимости необеспечения явки прокурора в судебное заседание в указанное судом время, поскольку из-за неявки прокурора судебное разбирательство по делу было отложено. В другом случае при отмене судебной коллегией по гражданским делам Свердловского областного суда решения Пригородного районного суда, которым удовлетворен иск П. к X. О лишении родительских прав и взыскании алиментов, в адрес прокурора Свердловской области было вынесено частное определение, в котором обращено внимание на ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами прокуратуры Пригородного района по названному делу. В частном определении указано, что прокурором, участвующим в судебном заседании, не было обращено внимание на нарушения норм материального и процессуального законодательства, в том числе допущенные судом: прокурор в заключении поддержал исковые требования несмотря на отсутствие актов обследования условий проживания ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, а также заключения органа опеки и попечительства по существу спора; при подаче кассационного представления на решение суда, последовавшего только после получения прокуратурой копии кассационной жалобы ответчика, на допущенные нарушения также не было обращено внимание; кассационное представление составлено формально и подано в суд с пропуском срока, при этом в качестве основания для восстановления пропущенного срока прокурор ссылался на нахождение в отпуске одного из сотрудников прокуратуры, в обязанности которого входила подготовка представлений по гражданским делам, в подтверждение чего представил суду выписку из приказа о распределении обязанностей в прокуратуре Пригородного района и справку о нахождении помощника прокурора в отпуске; к началу заседания суда кассационной инстанции прокурор Пригородного района отозвал кассационное представление, а прокурор прокуратуры Свердловской области в судебном заседании дал заключение о законности и обоснованности решения суда, не обратив внимания на нарушения, допущенные по делу.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: