Игровые технологии как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста. Современные технологии в формировании элементарных математических представлений в среднем дошкольном возрасте

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
(В А. Сухомлинский)

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Уважаемые коллеги!

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3.Все психологические новообразования берут начало в игре.

4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре ОД по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием ОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

Игры с предметами

Настольно-печатные игры

Словесные игры

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Представляем Вашему вниманию игры, сделанные своими руками, по формированию элементарных математических представлений.

Тренажер “Бусинки”

Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитание

Задачи:

  • развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;
  • воспитывать внимательность, усидчивость;
  • развивать мелкую моторику рук.

Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.

  • Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.
  • Затем решают простейшие задачи:

1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)

2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)

  • Дети решают простейшие задачи как на сложение так и на вычитание.

Тренажер “Цветные ладошки”

Цель: формирование элементарных математических представлений

Задачи:

  • развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;
  • обучать счету;
  • развивать умение пользоваться схемами.

Задания:

1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?

2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?

3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?

5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?

6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?

7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?

8. Задай маршрут движения товарищу

Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек

Динамические паузы

Упражнения для снижения мышечного тонуса

Мы ногами - топ-топ,
Мы руками - хлоп-хлоп.
Мы глазами - миг-миг.
Мы плечами - чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два -привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Рад-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

Движения выполнять по содержанию текста.

Руки на поясе. Моргаем глазами.
Руки на поясе, плечи вверх-вниз.
Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево.
Движения выполнять по содержанию текста.
Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.

Упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесия

По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два.

По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам,
Раз-два, раз-два.

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.

Вот наш дом,
В нем живем. Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности (возможно, по линии)
Ходьба по неровной поверхности (ребристая дорожка, грецкие орехи, горох) .
Ходьба по ровной поверхности.
Присесть на корточки.
Сложить ладони, поднять руки над головой.

Упражнения на развитие восприятие ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела

Большие ноги

Шли по дороге:
Топ, топ, топ. Т
оп, топ, топ.
Маленькие ноги
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.

Мама и ребенок двигаются в медленном темпе, с силой притоптывая в такт со словами.

Темп движения возрастает. Мама и ребенок притоптывают в 2 раза быстрее.

Динамическое упражнение

Текст произносится до начала выполнения упражнений.

– До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))

– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)

– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)

– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)

– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)

– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)

– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)

– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)

– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках).

Динамическое упражнение “Зарядка”

Наклонилась сперва
К низу наша голова (наклон вперед)
Вправо - влево мы с тобой
Покачаем головой, (наклоны в стороны)
Руки за голову, вместе
Начинаем бег на месте, (имитация бега)
Уберем и я, и вы
Руки из-за головы.

Динамическое упражнение “Маша-растеряша”

Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
(наклоны головы влево - вправо, “погрозить” указательным пальцем)
Маша-растеряша.

Динамическое упражнение

Солнце глянуло в кроватку... Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.

“Геометрические фигуры”

Цель : формирование элементарных математических навыков.

Образовательные задачи:

  • Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, учить детей систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам.

Развивающие задачи:

  • Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность.

На начальном этапе мы знакомим детей с названием объемных геометрических фигур: шар, куб, пирамида, параллелепипед. Можно заменить названия на более привычные для детей: шарик, кубик, кирпичик. Затем мы знакомим с цветом, потом постепенно знакомим с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так далее, согласно образовательной программе. Задания можно давать различные в зависимости от возраста, способностей детей.

Задание для детей в возрасте 2-3 года (соотнесение по цвету)

  • “Найди цветочки и фигуры такого же цвета, как шарик”.

Задание для детей в возрасте 3-4 года (соотнесение по форме)

  • “Найди фигуры, похожие на кубик”.

Задание для детей в возрасте 4-5 лет (соотнесение по форме и цвету)

  • “Найди фигуры, похожие на пирамиду такого же цвета”.

Задание для детей в возрасте 4-7 лет (соотнесение по форме)

  • “Найди предметы, похожие на параллелепипед (кирпичик)”.

Дидактическая игра “Неделя”

Цель: ознакомление детей с неделей, как единицей измерения времени и названиями дней недели

Задачи:

  • формировать представление о неделе, как единице измерения времени;
  • уметь сравнивать количество предметов в группе на основе счета;
  • развивать зрительное восприятие и память;
  • создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности.

На столе стоят 7 гномиков.

Сколько гномиков?

Назовите цвета, в которые одеты гномики.

Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко у него красного цвета.

Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и курточка у него оранжевого цвета.

Третьим приходит Среда. Любимый цвет этого гномика - желтый. А любимая игрушка желтый цыпленок.

Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он угощает всех зелеными яблоками.

Пятым приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.

Шестым появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.

Седьмым приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.

Чтобы гномики не перепутали когда им сменять друг друга, Белоснежка им подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными лепестками. Вот они. Сегодня у нас четверг, куда нужно повернуть стрелку? -- Правильно на зеленый лепесток часов.

Ребята, а теперь пора и отдохнуть на острове “Разминки”.

Физкультурная минутка.

В понедельник мы играли,
А во вторник мы писали.
В среду полки протирали.
Весь четверг посуду мыли,
В пятницу конфет купили
А в субботу морс сварили
Ну а в воскресенье
будет шумный день рождения.

Скажите, есть ли середина недели? Посмотрим. Ребята, а теперь нужно разложить карточки так, чтобы все дни недели шли в нужном порядке.

Дети раскладывают семь карточек с цифрами по порядку.

Умницы, все карточки разложили правильно.

(Счет от 1 до 7 и названия каждого дня недели).

Ну, вот теперь все в порядке. Зажмурьте глазки (убрать одну из цифр). Ребята, что случилось, один день недели пропал. Назовите его.

Проверяем, называем все цифры по порядку и дни недели, и находится затерявшейся день. Меняю цифры местами и предлагаю детям навести порядок.

Сегодня вторник, а в гости мы пойдем через неделю. В какой день мы пойдем в гости? (вторник).

День рождение у мамы в среду, а сегодня пятница. Сколько пройдет дней до маминого праздника?(1 день)

Мы поедем к бабушке в субботу, а сегодня вторник. Через сколько дней, мы поедем к бабушке? (3 дня).

Настя протирала пыль 2 дня назад. Сегодня воскресенье. Когда же Настя протирала пыль? (пятница).

Что раньше среда или понедельник?

Наше путешествие продолжается, нужно перескакивать с кочки на кочку, только цифры выложены, наоборот, от 10 до 1.

(Предложить круги разного цвета соответствующие дням недели). Выходит тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.

Первый день нашей недели, трудный день, он... (понедельник).

Встает ребенок у кого красный круг.

Вот жираф заходит стройный говорит: “Сегодня... (вторник)”.

Встает ребенок с оранжевым кругом.

Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас...? ... (среда).

Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.

Весь почистили мы снег на четвертый день в... (четверг).

Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.

А на пятый день мне подарили платьице, потому что была... (пятница).

Встает ребенок с голубым кругом

На шестой день папа не работал, потому что была... (суббота).

Встает ребенок с синим кругом.

Я у брата попросил прощения на седьмой день в... (воскресенье).

Встает ребенок, у которого круг фиолетового цвета.

Умницы, со всеми заданиями справились.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников - особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

С учетом ФГОС ФЭМП относится к области познавательное развитие.

Познавательное развитие предполагает развитие интереса детей, любознательности, познавательной мотивации, формирование познавательных действий. Становление сознания, формирования первичных представлений о себе, других, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).

Принципами математического развития являются:

2)Математическое содержание в разных видах деятельности

Формы работы: в игре, проектировании

В совместной деятельности педагога и детей.

В обучении детей математике педагог использует разные технологии.

Педагогическая технология - специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.

Технология обучения детей счету в пределах 100.

Образование чисел 2-го 10 , счет в пределах 20.

Ерофеева, Павлова, Новикова.

10 палочек. Вопрос сколько?

Педагог: раньше слово 10 обозначали словом дцать. Соберем 10 палочек и перевяжем тесьмой. Получится 1 десяток или дцать.

Положу 1 палочку. Получится 11 и т.д. до 20.

Соберем эти палочки получилось 2 десятка.

Таблица сотня Никитина.

Е диницы сверху-вниз

Десятки слева-направо

Детям дают задания: назвать числа сверху-вниз, обозначить число карточкой, назови соседей числа. Можно учить сложению и вычитанию. При сложении вправо и вниз. При вычитании влево и вверх.

Таблица служит для знакомства с первой сотней, слоение и вычитание в пределах сотни.

Технология сто-счет Н.А. Зайцев.

Т
аблица состоит из: числовых лент, карточки с числами, числовой столб, схемы арифметических действий. Таблица от 0 до 99.

Ребенок видит ско-ко десятков и единиц составляет каждое число.

Задания: найди соседей, какое число больше какое меньше. Найдите число обозначенные двумя одинаковыми числами.

Данный материал можно поместить на стене.

Счетные палочки Кюинезера

Способствуют накоплению чувственного опыта, который способствует переходу от конкретного к абстрактному для развития овладения с числами, счетом, измерением.

Палочка – это множество на котором легко обнаруживается отношение эквивалентности и порядка. Цвет и величина.

Использование чисел в цвете позволяет развивать представления о числе на основе счета и измерения.

Подводим к пониманию больше меньше на.

Набор состоит из 241 палочки прямоугольного параллелепипеда. Палочки имеют разную длину от 1 до 10 см. каждая палочка это число выделенное цветом и величиной (1 это белая, 2 розовая, две белых это одна розовая). Упражнения проводятся в 2 этапа. 1 – дети играют с палочками. 2 – палочки как средство обучения математике.

Блоки Дьенеша

Логический материал представляет собой 48 логических блоков, которые различаются 4 свой-ми: формой круглая, квадратная, прямоугольная, треугольная.

Цветом – красная желтая синяя

Толщиной.

Позволяет развивать мыслительные операции, ведет к логическому мышлению.

Играют в игры собрать в один обруч все блоки красного цвета, вне обруча все остальные.

Вопрос 33. Организация экологического образования детей дошкольного возраста в ДОО.

Из ФГОС. Одной из задач социально-коммуникативного развития является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Система экологического образования в ДОУ: 1. Проф.подготовка педагогов. 2. Эколого-развивающая среда в ДОУ: ее создание и работа внутри нее. 3. Непосредственно экологическое образование дошкольников. 4. Экологическое просвещение дошкольников. 5. Работа в социуме (посещение музеев). Одним из важных условий экологического образования и воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды. По мнению С.Н.Николаевой, главной особенностью такой среды является привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей. Именно такая среда создает условия для формирования у ребенка основ экологического сознания, элементов экологической культуры, реализации новых представлений об универсальности и самооценки природы. Н.А.Рыжова отмечает, что с точки зрения экологического образования и воспитания среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:1. Познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности, возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов),2. Эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окр.природного мира,разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами),3. Оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек, оценка экологических ситуации территории дошкольного учреждения),4. Формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодвевного ухода за живыми объектами и общения с ними, формирование желания и умения сохранять окр.мир природы),5. Формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования, ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и быту). Любая экологическая среда состоит из разнообразных элементов. Каждая из них выполняет свою функциональную роль. Экологическая комната.Этот элемент экологической среды предназначен для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, самостоятельной работы и самостоятельных детских игр. В оптимальном варианте (в зависимости от размеров) комната подразделяется на ряд функциональных зон, например, зону обучения, зону коллекций, зону релаксации, зону библиотеки. Оформление экологического класса должно служить примером безопасного и эстетически грамотного оформления помещений, способствовать выработке экологически правильного поведения детей и взрослых в быту. Здесь используются только природные материалы. Жвой уголок – достаточно традиционный элемент дошкольных учреждений, однако его оформление и содержание на современном этапе приобретает новую специфику, связанную с задачами экологического образования и воспитания. Животные и растения в уголке подбираются с учетом обучающих и воспитывающий целей. Зимний сад – также довольно часто встречающийся элемент среды. Вариативность его устройства проявляется в подборе растений по видовому составу, внешнему облику, экологическим, географическим особенностям, расположению отдельных групп растений. Альпийская горка – нетрадиционный элемент экологической среды. Вариативность ее устройства проявляетя в местоположении горки (на территории ДОУ, в экологической комнате, зимнем саду, живо уголке), в видовом составе растений, внешней виде, размерах камней. Музеи. Выделяют 2 направления использования музейной педагогики в целях экологического воспитания: посещение музеев(краеведческих, исторических, естественнонаучных,выставок) и создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях. Эти направления являются относительно новыми для детских садов. Огород, сад – эти элементы распространены в ДОУ, углубленно занимающихся ознакомлением с природой, и многих детских садов, размещенных в небольших городах и поселках. Можно выделить 3 основных типа огородов: во дворе дошкольного учреждения, мини-огороды на окнах, огороды в теплицах и парниках. Все эти элементы экологической среды служат целям экологического обучения и воспитания. В первую очередь они способствуют возникновению познавательного интереса, развивают любознательность, учат уходу за растениями и животными,воспитывают ответственность за живых существ. По мнению С.Н.Николаевой, создание экологической среды, ее поддержание на нужном уровне,усовершенствование и последующее использование в пед.деятельности могут выступать как метод экологического воспитания детей. Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического воспитания детей. Чертой методики экологического воспитания детей являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы,»живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Рядом с ребенком должны быть объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям живых организмов. Экологическая среда в ДОУ – это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей. Воспитателям и другим сотрудникам детского сада необходимо знать экологические особенности каждого объекта природы – его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается. В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям: безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых;неприхотливые с точки зрения содержания и ухода. По мнению С.Н.Николаевой, экологический подход к живым объектам означает экологически правильное содержание животных, т.е. создание для них индивидуальных условий, максимально копирующих естественную среду их обитания: отведение достаточно большого пространства, оснащение помещения соответствующей атрибутикой из природного материала, подбор нужных кормов, создание необходимого температурного режима. Такие условия являются наиболее гуманным способом содержания животных, что важно с точки зрения экологически-нравственного воспитания детей. В таких условия животные активны, что позволяет организовать наблюдение разных сфер жизни: питание, передвижение, выращивания потомства и тд). В таких условиях дети могут проследить приспособительные особенности животных: маскировочную окраску, запасание корма, заботу о потомстве и др.Экологический подход необходим не только для животных, но и растений. Главными факторами определяющими жизнь растений, их рост и развитие, является свет, почва, воздух. Т.о., создание т поддержание экологической среды в ДОУ, а также соблюдение принципа экологического подхода к содержанию живых объектов являются важным условием формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

Сафронова Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 19
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 30.10.2017
Раздел: дошкольное образование

МБДОУ датский сад №19.

Методическое пособие.

Тема: Игровые технологии математического развития детей дошкольного

возраста.

Воспитатель: Сафронова Н.В.

Новокузнецк, 2017г.

Введение…………………………………………………………………...3

Игра, как основной метод обучения…………………………………...4

Процесс формирования элементарных математических

представлений, игровые технологии…………………………………..5

Заключение………………………………………………………………11

Используемая литература……………………………………………...12

ВВЕДЕНИЕ

Усвоение математических знаний на различных этапах школьного

обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из

причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе

усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления

дошкольников к усвоению этих знаний.

Проблемами развития мышления на основе опыта лежат идеи

отечественных и зарубежных педагогов – психологов:

Л.С. Выготского.П.П. Блонского, П.П.Гольперина, С.Л. Рубинштейна, В.В.

Давыдова, А.И. Мещерякова, И.А.Менчинской,Д.Б. Эльконина,А.В.

Запорожца,

М. Монтессори.

Мышление – высшая ступень познания человеком действительности.

Вопрос о том, с чего и как начать подготовку детей дошкольного возраста к

изучению математики (или пред математическую подготовку) не может

решаться в настоящее время так, как решался 100 или даже 50 лет тому назад.

формированием представлений о числах и простейших геометрических

фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в

простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения

самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для

подготовки их к усвоению математических знаний является формирование

логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и

измерять, но и рассуждать.

1.Игра, как основной метод обучения детей дошкольного возраста.

Когда речь идет об обучении дошкольников, то, конечно, имеется в виду не

прямое обучение логическим операциям и отношениям, а подготовка детей к

усвоению точного смысла слов и словосочетаний, обозначающих эти

операции и отношения посредством практических действий, приводящих к

Таким образом, пред математическая подготовка детей представляется

состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической, т. е.

подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам

рассуждений, и собственно пред математической, состоящей в формировании

элементарных математических представлений. Отметим, что логическая

подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая

познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих

специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх

(наряду с получившей широкое распространение функцией закрепления и

повторения знаний) функции формирования новых знаний, представлений и

способов познавательной деятельности. Иными словами, речь идет о

необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей

обучение через игру.

Игра для них - труд, учеба, серьезная форма воспитания. Иногда

спрашивают, когда играть с детьми, до или после занятия, не подозревая

даже, что можно играть с детьми на самом занятии, обучать их в процессе

игры, играя с ними.

В обучении детей 4-6 лет игра рассматривается не просто как один из

методов обучения, а как основной метод обучения детей этого возраста, в

дальнейшем постепенно уступающий свои позиции другим методам

обучения. Для детей 4-6 лет игра является ведущим видом деятельности: в

ней психика ребенка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и

развивается.

Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для самых

маленьких, способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с

игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не

перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к

игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что

изучается, т. е в интерес к математике.

2. Процесс формирования элементарных математических

представлений, игровые технологии

Разработка и выбор технологий зависит от того, что подлежит освоению, и

в чем будет состоять развитие мыслительной деятельности ребенка- это

связей и взаимосвязей предметов и явлений окружающего мира. Это

освоение свойств объектов (форма, цвет, размер, масса, емкость и т.д.)

Игровые технологии:

Логические и математические игры;

Образовательные ситуации (развивающие, игровые);

Проблемные ситуации, вопросы;

Экспериментирование, исследовательская деятельность;

Творческие задачи, вопросы и ситуации.

Процесс формирования элементарных математических представлений

осуществляется под руководством педагога, в результате систематически

проводимой работы на НОД и вне ее, направленной на ознакомление детей с

количественными, пространственными и временными отношениями с

помощью разнообразных средств. своеобразными орудиями труда педагога и

инструментами познавательной деятельности детей.

В практике работы используются следующие средства формирования

элементарных математических представлений:

Комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

Оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

Методические пособия для воспитателя детского сада, в которых

раскрывается сущность работы по формированию элементарных

математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются

примерные конспекты занятий;

Сборной дидактических игр и упражнений для формирования

количественных, пространственных и временных представлений у

дошкольников;

Учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению

математики в школе в условиях семьи.

При формировании элементарных математических представлений

средства обучения выполняют разнообразные функции:

Реализуют принцип наглядности;

Адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для

малышей форме;

Помогают детям овладевать способами действий, необходимыми для

возникновения элементарных математических представлений;.

Способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия

свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и

обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального

к материализованному, от конкретного ж абстрактному;

Дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную

деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них

желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением,

простейшими способами вычисления и т. д.;

Увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей

на занятиях по математике и вне их;

Расширяют возможности педагога в решении образовательных,

воспитательных и развивающих задач;

Рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.

Таким образом, средства обучения выполняют важные функции:в

деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных

математических представлений. Они постоянно изменяются, новые

конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики

пред математической подготовки детей.

Основным средством обучения является наглядно дидактический

материала для занятий. В него входит следующее: объекты окружающей

среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предметы быта, игрушки,

посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;

Изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без

них, нарисованные на карточках;

Графические и схематические средства: логические блоки, фигуры,

карточки, таблицы, модели.

При формировании элементарных математических представлений на

занятиях наиболее широко использую реальные предметы и их изображения.

С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании

отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами

применяется опосредованная система дидактических материалов.

Современные исследования опровергают утверждение о недоступности для

детей обобщенных математических представлений. Поэтому в работе со

старшими дошкольниками используются наглядные пособия, моделирующие

математические понятия.

Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных

особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного

на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на

определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми

фигурами, а они в свою очередь цифрами и т. п.

Для каждой возрастной группы должен использоваться свой комплект

наглядного материала. Наглядный дидактический материал соответствует

возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям:

научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим,

экономическим и т. д.

Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для

повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах

обучения.

Обычно используется наглядный материал двух видов: крупный,

(демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный),

которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со

всеми задание педагога.

Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению:

первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем,

вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность

детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения.

Эти функции являются основными, но не единственными и строго

фиксированными.

Учитываются размеры пособий: раздаточный материал должен быть

таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не

мешать друг другу во время работы.

Наглядный дидактический материал служит для реализации программы

развития элементарных математических представлений

в процессе специально организованных упражнений во время НОД. С этой

целью используются:

Пособия для обучения детей счету;

Пособия для упражнений в распознавании величины предметов;

Пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и

геометрических фигур;

Пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;

Пособия для упражнения детей в ориентировке во времени. Данные

комплекты пособий должны соответствовать основным разделам

программы и включают как демонстрационный, так и раздаточный материал.

Необходимые для проведения НОД дидактические средства изготавливаются

педагогом, привлекая к этому родителей, или берутся готовыми из

окружающей среды.

В оборудование для самостоятельных игр и занятий можно включать:

Специальные дидактические средства для индивидуальной работы с

детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и

материалами;

Разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами;

обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б.

П. Никитиным; шашки, шахматы;

Занимательный математический материал: головоломки, геометрические

мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на

трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов

(например, для игры «Танграм» требуются образцы расчлененные и

нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;

Отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки),

палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется

на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины

и многое другое.

Книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и

рассматривания иллюстраций.

Все эти средства размещаются непосредственно в зоне самостоятельной

познавательной и игровой деятельности. Эти средства используются в

основном в часы игр, но могут применяться и на НОД

Действуя с разнообразными дидактическими средствами вне занятий,

ребенок не только закрепляет знания,- полученные на занятиях, но и в

отдельных случаях, усваивая дополнительное содержание, может опережать

требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению.

Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая

индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп

развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности,

особенности.

Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста

элементарных математических представлений являются занимательные игры,

упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал

чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и

воспитательному влиянию.

Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками

могут использоваться самые простые его виды:

Геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо»,

«Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур

требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного

образца или по замыслу;

- «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор»,

«Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из

Он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций,

открывает эффективные пути активизации умственной деятельности,

способствует организации общения детей между собой и со - взрослыми.

Занимательный математический материал является средством

комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется

умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок

занимает активную позицию в самом процессе учения. Пространственное

воображение, логическое мышление, целенаправленность и

целеустремленность, умение самостоятельно искать и находить способы

действия для решения практических и познавательных задач - все это,

вместе взятое, требуется для успешного усвоения математики и других

учебных предметов в школе.

В программе "Детство" основными показателями интеллектуального

развития ребёнка являются показатели развития таких мыслительных

процессов, как сравнение, обобщение, группирование, классификация. Дети,

испытывающие затруднения в выборе предметов по определённым

свойствам, в их группировании обычно отстают в сенсорном развитии

(особенно в младшем и среднем возрасте). Поэтому игры для сенсорного

развития занимают большое место в работе с этими детьми и. как правило,

дают хороший результат.

Кроме традиционных игр, направленных на сенсорное развитие, очень

эффективны игры с Блоками Дьенеша. Например, такие:

Сделай узор. Цель: развивать восприятие формы

Воздушные шары. Цель: обратить внимание детей на цвет предмета,

учить подбирать предметы одинакового цвета

Запомни узор. Цель: развивать наблюдательность, внимание, память

Найди свой домик. Цель: развивать умение различать цвета, формы

геометрических фигур, формировать представление о символическом

изображении предметов; учить систематизировать и классифицировать

геометрические фигуры по цвету и форме.

Пригласительный билет. Цель: развивать умение детей различать

геометрические фигуры, абстрагируя их по цвету и размеру.

Муравьи. Цель: развивать умение детей различать цвет и размер

предметов; формировать представление о символическом изображении

предметов.

Карусель. Цель: развивать у детей воображение, логическое мышление;

упражнять в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету,

величине, форме.

Разноцветные шары. Цель: развивать логическое мышление; учить

Дальнейший порядок игр определяется усложнением: развитием умений

сравнивать и обобщать, анализировать, описывать блоки с помощью

символов, классифицировать по 1-2 признакам. Эти и дальнейшие

усложнения переводят игры в разряд игр для одарённых детей. В этот же

разряд могут перейти и сами «отстающие» дети. Важно вовремя осуществить

необходимый переход детей на следующую ступень. Чтобы не передержать

детей на определённой ступени, задание должно быть трудным, но

выполнимым.

Таким образом, стараясь учесть интересы каждого ребёнка в группе, педагог

должен стремиться создать ситуацию успеха для каждого с учётом его

достижений на данный момент развития. Необходимо иметь:

Наличие игр разнообразного содержания – для предоставления детям

права выбора

Наличие игр, направленных на опережение в развитии (для одарённых

Соблюдение принципа новизны – среда должна быть изменчивой,

обновляемой – дети любят новое

Соблюдение принципа неожиданности и необычности.

Заключение

Организованная в русле игровых технологий работа по математическому

развитию детей отвечает интересам самих малышей, способствует развитию

их интереса к интеллектуальной деятельности, соответствует нынешним

требованиям к организации образовательного процесса для дошкольников и

стимулирует к дальнейшему творчеству в совместной деятельности с

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию

умственных способностей у детей дошкольного возраста».

«Просвещение» 1989г.

Ерофеева Т.И. «Знакомство с математикой: методическое пособие для

педагогов». – М.: Просвещение, 2006.

Зайцев В.В. «Математика для детей дошкольного возраста». Гуманит.

Изд. Центр «Владос»

Колесникова Е.В. «Развитие математического мышления у детей 5-7

лет» – М: «Гном-Пресс», «Новая школа» 1998г.

Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира. Ребенок знакомится с такими понятиями, как форма, размер, площадь, масса, объем, способы измерения величин, установление отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным свойствам.

Одной из наиболее эффективных технологий является проблемно-игровая технология. В основе лежит активный осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действий, ведущих к результату. Целью этой технологии является развитие познавательно-творческих способностей детей в логико-математической деятельности. Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств: логико-математические игры, логико-математические сюжетные игры (занятия), проблемные ситуации и вопросы, творческие задачи, вопросы и ситуации, экспериментирование и исследовательская деятельность. Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и модели) и способами познания (сравнением, классификацией), накопить логико-математический опыт.

В проблемно-игровой технологии логико-математические игры представлены в виде групп: настольно-печатные - «Цвет и форма», «Логический домик» и др.; игры на объемное моделирование - «Кубики для всех», «Геометрический конструктор» и др.; игры на плоскостное моделирование - «Танграм», «Сфинкс», «Тетрис» и др.; игры из серии «Кубики и цвет» , «Сложи узор», «Куб-хамелеон», «Цветное панно и др.; игры на составление целого из частей - «Дроби», «Чудо-цветик» и др.; игры-забавы - перевертыши, лабиринты, игры на замену мест («Пятнашки») и др.

Достоинство этой технологии состоит в освоении различных по степени сложности игровых действий, которые включают группировку, раскладывание, соотнесение, счет, измерение. При этом, следуя игре собственного воображения, ребенок трансформирует свой опыт, создает игровые ситуации, вносит новые познавательные задачи. Технология может быть представлена последовательными шагами: от освоения игры в совместной деятельности взрослого с ребенком к участию в играх на уровне самодеятельности, а затем переход к участию в играх на более высоком уровне и, как правило, вновь возникающие игры взрослого с детьми или успешно играющими в них детьми. Эти игры отличаются от тех, которые ребенок осваивал на начальном этапе, измененным сюжетом, преобразованным ходом игры, поэтому они приобретают необходимую для ребенка сложность и эмоциональную насыщенность.

Носовой разработан комплекс игр и упражнений, которые представлены в книге «Логика и математика в детском саду». Она разделила все игры на группы: игры на выявление и абстрагирование свойств предметов; игры на освоение детьми сравнения, классификации и обобщения; игры на овладение логическими действиями и мыслительными операциями.

Проблемно-игровая технология предполагает использование творческих задач, вопросов и ситуаций. Такие задачи помогают ребенку устанавливать разнообразные связи, выявлять причину по следствию, главное - ребенок начинает испытывать удовольствие от умственной работы, от процесса мышления, от осознания собственных возможностей. При этом надо помнить, что слишком простая задача ребенку неинтересна. Рекомендуется разделить все задачи на несколько уровней сложности и предлагать их по мере освоения ребенком задач предыдущего уровня. Формирование готовности детей к решению задач осуществляется в совместной деятельности взрослого с ребенком. Взрослый может навести ребенка на решение задачи с помощью творческих вопросов. Например, нарисуй кошку, не рисуя ее. Вариантом выполнения этого задания является рисование части кошки, по которой можно догадаться о целом объекте (зависимость целого и части). Как нарисовать солнце, если карандаш умеет рисовать только квадраты? Последняя задача может быть решена через осознание структуры геометрических фигур. Можно предложить ребенку решать эту задачу практическим путем, накладывая квадрат на квадрат. На самом высоком уровне дети могут сами составлять творческие задачи и предлагать их сверстникам.

Проблемная ситуация для маленьких детей складывается в форме «потребности в познании». Ребенок сталкивается с ней в условиях занимательных задач, задач-шуток, которые заставляют детей задуматься и установить связи объектов по форме, соотношению частей, расположению их в пространстве, количественному значению и т.д. Чаще всего проблемы транслирует ребенку взрослый, организуя совместную деятельность с ребенком. Они могут выступать в виде проблемных вопросов типа: Как разрезать квадрат на треугольники? Сколько способов деления квадратов на треугольники существует? Какие общие признаки есть у числа четыре и слона?

Проблемные ситуации являются частью технологии ТРИЗ, в основе которой лежит не просто обучение детей математике, сколько открытие способов получения верного результата. Авторы ТРИЗ-технологии предлагают выделять проблемные ситуации из хорошо знакомых ребенку мультфильмов, художественных фильмов, учебного интернета, сказок, рассказов, сюжетных игр. По теории ТРИЗ нужно «обратить вред в пользу».

Для математического развития детей рекомендуют применять следующие типы ТРИЗ-упражнений: «Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше общих признаков; «Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из них такие сходные признаки, которых нет в третьем; «Поиск противоположных объектов» - назвать объект и как можно больше объектов, противоположных ему.

Наряду с упражнениями ТРИЗ-технология предлагает специальные игры типа «Хорошо-плохо», «Что во что входит», «Выбери троих» и др., составленные педагогом на основе известных детям сюжетов. Например, в игре «Хорошо-плохо» в качестве объекта выбирается треугольник. Необходимо назвать все хорошее, что связано в жизни людей с треугольником: похож на крышу дома, устойчивый, похож на косынку; и все плохое: острый, не катается, заваливается. В игре «Выбери троих» предлагается назвать три слова, имеющих отношение к математике и рассказать, для чего они нужны и как могут взаимодействовать. Например, «круг», «четыре», «маленький» - в игре можно использовать четыре круга как тарелки для кукол. В игре «Да и нет» педагог загадывает слово, а дети разгадывают, задавая вопросы так, чтобы педагог мог отвечать только «да» или «нет». Например, задумано число из первых пяти цифр (4). Дети задают вопрос: «Это число больше двух?» Воспитатель отвечает да или нет. Диалог продолжается.

Ещё одна технология - эвристическая технология. Суть состоит в погружении ребенка в ситуацию первооткрывателя. Ребенку предлагается открыть неизвестное для него знание. Поэтому целью технологии является оказание помощи ребенку в открытии каналов общения с миром математики и осознание ее особенностей. Математическую информацию ребенок получает через свободное образовательное взаимодействие с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира (число, форма, величина). В результате ребенок самостоятельно, опираясь на внутренние потребности, культурные традиции и рефлексию, сможет овладеть математическими закономерностями, присущими объективной реальности.

Авторы этой эвристической технологии рекомендуют использовать когнитивные и креативные (творческие) методы. К когнитивным методам относят: метод вживания, метод эвристических вопросов, метод ошибок и др. Так, методы вживания - «вчувствование», «вселение» ребенка в состояние изучаемого объекта, «очеловечивание» предмета посредством чувственно-образных и мысленных представлений и познание его изнутри. Например, представь себе, что ты число 5 (треугольник, цилиндр). Какое ты? Для чего ты существуешь? С кем дружишь? Из чего состоишь? Что тебе нравится делать? Эвристические вопросы - позволяют ребенку получить сведения об изучаемом объекте (Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?), которые дают возможность для необычного видения объекта. Метод ошибок - использование ошибок для углубления образовательного процесса. Метод помогает преодолеть негативное отношение педагога к ошибкам детей и боязнь детей совершить ошибку. Например, когда ребенок ошибочно утверждает, что 4 меньше 3, задайте вопрос: может ли быть на самом деле, что 4 меньше 3. Да, может, если речь идет о 4 днях и 3 неделях.

К креативным относятся методы придумывания, гиперболизации, мозгового штурма, метод синектики и др. Метод придумывания заключается в создании неизвестного ранее продукта в результате использования приемов умственного моделирования: замещение одного качества другим, отыскание свойств объекта в другой среде. Например, нарисовать город с жителями сказочными числами. Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение изучаемого объекта и его отдельных частей или качеств с целью выявления его сущности. Например, придумайте многоугольник с самым большим количеством углов. Агглютинация - это соединение качеств, частей объектов, несоединимых в реальной жизни. Например, вершина пропасти, пустое множество.

Большой популярностью пользуется метод мозгового штурма. А. Осборн (создатель метода) предложил разделить процесс выдвижения гипотез и их оценку, анализ. Сегодня этот метод рекомендуется использовать и в работе с дошкольниками. Ситуация введения мозгового штурма может возникнуть стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Воспитатель может предложить детям выдвигать любые решения создавшейся проблемы удачные и неудачные. Идеи можно записать. Например, как выручить бусинку из «ледяного плена» (бусинка в кубике льда)? Идеи: прорубить лед! Подержать в руках и кубик льда растает. То есть, педагог принимает любые идеи без эмоциональной и рациональной оценки. Ребенку не говорят, что нет бура, что руки замерзнут и можно простудиться. К этим выводам дети приходят сами на основе анализа, после того, как будут высказаны все идеи. Анализ проводится по следующим вопросам: Что положительного в идее? Что отрицательного? Подумайте, какая идея самая лучшая. В итоге можно проверить идеи. Мозговой штурм можно применять и при подготовке к праздникам, например, создать идеи детей и родителей.

Метод синектики заключается в поиске аналогий. Синектика, в переводе с греческого, означает «объединение разнородных элементов». В работе с детьми предлагают использовать прямую аналогию, то есть один объект сравнивается с другим из другой области. Видом прямой аналогии является функциональная аналогия - найти в окружающем мире объект, который выполняет аналогичные функции, например, солнце и плита для приготовления пищи. При этом важно ответить на вопросы: какие функции выполняют эти объекты, что общего и что отличного в этих функциях? Аналогия по цвету: солнце - одуванчик, лампа, лимон, лиса и т.д. Личная аналогия - умение поставить себя на место другого объекта. Например, какое отношение к себе со стороны других детей вы предпочитаете? Что бы вас беспокоило, если бы вы были дверью, числом пять, треугольником и тд.?

Этапы использования синектики в работе с детьми: формулировка проблемы педагогом; формулировка проблемы детьми; генерация идей на основе вопросов, предложенных педагогом, наводящих на решение проблемы. Рекомендуется использование таких видов аналогии как прямая, личная, символическая. Например, придумать правила сравнения однозначных чисел. Дети: почему 5 больше, чем 3? Воспитатель: Зачем нам известен состав числа из единиц, приемы приложения и наложения, счет парами? Этот вопрос задается для того, чтобы у детей возникли аналогии, что может натолкнуть на мысль о пригодности того или иного правила для сравнения произвольных пар однозначных чисел; личная аналогия может выявить глубину математических знаний; символическая - может навести на мысль об упорядочении натурального ряда чисел.

Наряду с использованием когнитивных и креативных методов рекомендуется предлагать ребенку задания креативного типа. Среди таких заданий придумать обозначение числа, звука, буквы, сформулировать математическую закономерность. Наряду с этими заданиями можно предложить ребенку сочинить сказку, поговорку, рифму, составить кроссворд, задания для других детей. Перевести фрагмент с языка одного предмета на другой, например, нарисовать музыку с помощью геометрических фигур, оживить число, определить цвета дней недели. Изготовить поделку, модель, маску, математическую фигуру, придумать свои игры с числами и фигурами.

Все рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование эффективных средств активизации мыслительной деятельности дошкольника позволяет ребенку находить и осваивать способы познания окружающей действительности, развивать творческие способности и уверенность в своих силах.

математический дошкольник обучение игра

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий на занятиях по ФЭМП»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии, в том числе игровые. Игра для ребенка является естественной формой и средством познания мира. Для воспитателя правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.

Используя игру в образовательном процессе, необходимо обладать, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Занятия строятся таким образом, что дети каждый раз узнают что-то новое. На занятиях по математике в младшей и средней группе часто использую сказки, так называемые занятия, с математическим сюжетным содержанием например: «Путешествие», «День рождения», «К нам гости пришли», «Сказка про колобка на новый лад»,где дети выполняли задания которые им предлагали герои сказки. Смысл таких занятий в том, что все задачи данного занятия объединяются одним общим сюжетом. Детям нравится такая математическая сказка, они с удовольствием выполняют задания и решают задачи.

В старших группах использую исследовательско-экспериментальную деятельность, решение проблемных задач. Дети подготовительной к школе группе на занятии «садятся в ракету» и попадают на математическую планету, где их встречают различные геометрические фигуры. Помимо этого, дети выполняют различные двигательные упражнения: «Зарядка по карточкам», «Изобрази фигуру», в том числе предлагаются двигательные игры: «Спрячь лягушат от цапли», «Телефоны», «Соедини вагоны», выполняют творческие задания «Выложи палочками», «Как можно поиграть», «Дорисуй картинку».

Постепенно, в каждой возрастной группе задания усложняются. Ребёнку предлагается не просто высказать предполагаемое решение, но и объяснить, почему он так думает. Взаимоотношение педагога и ребёнка выстраиваются в форме диалога сотрудничества.

Во время занятий дети не только общаются с педагогом, но и взаимодействуют друг с другом. Прежде всего, это осуществляется во время проведения дидактических игр. Например, дети младшего возраста выкладывают на полу домино. Игры их носят пока характер совместного действия. Дети среднего возраста, получают карточки с изображением телефонов, которые нужно соединить в пары, найти одинаковые по форме. Дети встают из-за столов и начинают сравнивать карточки, постепенно образовывая нужные пары. При этом дети вынуждены общаться, иногда доказывать или объяснять друг другу правильное решение.

Предлагаю многофункциональные игры например такие:«Сегодня на прогулке», « Что видели в лесу»,и др. Такие игры многофункциональны, так как каждый раз возвращаясь к игре, ребёнок получает новое индивидуальное задание (например, детям, которые уже справились с заданием, можно предложить поменяться карточками).

К пяти годам дошкольник переходит от индивидуальных игр к играм в компании сверстников. Поэтому, начиная с этого возраста, предлагаю командные игры. Так в игре «Живые числа», для усвоения количественного счёта в старшей группе, дети получают перемешанные карточки с цифрами и выстраиваются по порядку. Побеждает команда, первая построившаяся правильно. При этом, дети, стремясь победить, не только быстрее выполняют задание, но и обучают друг друга в процессе игры, помогая игрокам своей команды. Специально ставлю команды друг против друга, чтобы каждому был хорошо виден числовой ряд противоположной команды, при этом, делая проверку, дети наглядно закрепляют порядок чисел.

Другой вид дидактических игр, используемых в работе с детьми, – это игры, не требующие никаких дидактических пособий, что очень удобно для организации педагогического процесса. Например, игра «Дни недели». Из группы детей выбираются семь человек, которые выстраиваются по порядку. Первый игрок – понедельник, второй вторник и так далее. Задаю вопросы, соответствующий день недели делает шаг вперёд. Например, «второй день недели», «день недели, идущий перед пятницей», «день недели – середина будних дней» и так далее. Остальные дети внимательно следят за правильностью выполнения заданий игроками. Такая наглядная игра не только помогает запомнить порядок дней недели, но и разъясняет смысл их названий, даёт больший эффект, чем при простом заучивании.

В дошкольном детстве ребёнок лучше воспринимает информацию в движении. Например, дети показывают фигуры, руками, или рисуют пальчиком в воздухе. Так в игре «Геометрические фигуры», дети под музыку изображают движениями-символами фигуры, которые я показываю с помощью карточек.

При этом образовательная среда организована таким образом, что легко происходит смена разных видов деятельности: дети сидят на ковре, выполняют упражнения или играют в двигательные игры, сидят за столами, запоминают различную информацию в стихотворной форме с движениями. При этом они получают психологический настрой под спокойную музыку, сопровождающую процесс выполнения некоторых заданий.

Из всего многообразия занимательного материала при организации НОД с детьми по ФЭМП я часто применяю дидактические игры. Основное назначение их – обеспечить детей представлениями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактические игры являются одним из средств реализации программных задач.

Настольно-печатные игры: «Найди различия», «Сравни и подбери», «Одним словом», «Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Логика», «Четвёртый лишний» и т.п.

Игровые наборы для экспериментирования по восстановлению целого из частей, по разделению целого на части.Игровые наборы «Кубики». Логическое домино.

Я назову те, в которые мы с детьми любим играть.

« Геометрическая мозаика» (Составь картинку)

. «Назови фигуру» - найди такую же с кубиком.

«Найди дорогу к дому» - использование кодированной информации, чтение ориентиров.

«Найди следующую фигуру» - поиск закономерностей.

Тема: «Использование игровых технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» меня заинтересовала и побудила к разработке и изготовлению игрового методического пособия «Занимательные карточки» по формированию элементарных математических представлений. Набор карточек постоянно пополняется. В каждой карточке задания, например: «Найди 10 отличий», «Что сначала, что потом», «Расставь по размеру» и др.

В своей педагогической практике по формированию элементарных математических представлений использую "Танграм", технологию блоков Дьенеша, палочки Кьюзенера, что позволяет мне соединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному. Выбирая, ту или иную игровую технологию стараюсь учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, что обеспечивает эффективность усвоения материала.

Мной создана картотека игр, позволяющих закрепить представления по математике, которые я использую. Организовала в группе «центр познавательной деятельности», где хранятся игры по математике.

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Занимательный материал не только развлекает детей, но и заставляет их думать, развивает самостоятельность, инициативу, направляет на поиски нетрадиционных способов решения, стимулирует развитие нестандартного мышления, развивает память, внимание

воображение.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: