Образовательная компонента повышения уровня безопасности в рф. Тесты по проверке знаний по обеспечению комплексной безопасности для должностных лиц государственных учреждений культуры. Пути преодоления демографического кризиса в РФ

В центре внимания БЖД – человек, как самоцель развития общества, то есть БЖД – антропоцентристкая наука.

Человек есть мера всех вещей – Протагор

Принцип антропоцентризма: «Человек есть высшая ценность, сохранение и продление жизни которого является целью его существования».

2) Цель БЖД – обеспечение безопасности человека в любых условиях

Структура смертности РФ 2011 год

1) болезни органов кровообращения – 56%

2) новообразования – 15,5 %

3) Внешние причины смертности неестесвенные (отравления, травмы) – 10,4%

Другие особенности российской демографии:

1) различия между СПЖ мужчин и женщин: 10-13 лет, как следственно гендерная диспропорция

2) различия в смертности: повышенная смертность мальчиков; к 20 годам количество выравнивается; в России с 1992 года – диспропорция населения. Нижний Новгород попал в десятку вымираемых городов России.

3) Старение россиян. Резкое колебание численности молодежи (люди до 30 лет)

Люди постоянного возраста – 13% от всего населения.

Для воспроизводства России коэффициент рождаемости должен быть 2,3-2,5.

Люди стали выживать, а женщины рожать больше.

Пути преодоления демографической проблемы:

1) для коменсации высокой смертности повышение рождаемости и нормального воспроизводства населения – естественное повышение рождаемости.

2) смена модели однодетной семьи

3) Снижение смертности особенно трудоспособного населения, основные усилия надо направить на снижение смертности от внешних причин (от опасностей природного, техногенного, социального и прочего характера)

    Аксиома о потенциальной опасности деятельности.

аксиома о потенциальной опасности:

любая деятельность человека потенциально опасна

Другими словами, не существует абсолютно безопасного вида деятельности, невозможно создать абсолютно безопасную технику или технологический процесс, спрогнозировать всякое опасное природное явление. Опасности могут быть реализованы в виде заболеваний, физических увечий, психических травм, летального исхода. Подобный подход стал возможен после пересмотра научным сообществом в конце ХХ в. так называемой концепции абсолютной безопасности (или концепции нулевого риска) и переходом к концепции относительной безопасности (приемлемого риска).

    Динамика продолжительности жизни в РФ

    Определение понятия «безопасность». Когда данное понятие используют в БЖД и какой смысл в него вкладывают

1. Безопасность – такое состояние деятельности, т.е. системы человек = среда, при которой с определенной вероятностью исключено проявление опасности

2. Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии, информации не превышает допустимый уровень.

    Пути преодоления демографического кризиса в РФ.

Очевидно, для решения этой проблемы необходим комплекс усилий, направленных, с одной стороны, на снижение смертности населения, с другой – на стимулирование рождаемости. Что касается мер, по снижению высокой смертности населения Российской Федерации, то они непосредственно следуют из анализа ее причин. В первую очередь это должны быть меры, направленные на развитие здравоохранения, повышение качества и доступности медицинской помощи, ограничение потребления алкоголя и табака, снижение уровня преступности, улучшение экологической ситуации в стране, повышение уровня безопасности жизнедеятельности, пропаганда здорового образа жизни. Гораздо сложнее определить меры по стимулированию рождаемости. Многие из выявленных нами причин низкой рождаемости не поддаются устранению. В самом деле, мы не можем остановить технический прогресс и связанный с ним процесс урбанизации, не можем отказаться от системы пенсионного обеспечения, не можем изменить сложившееся соотношение между мужчинами и женщинами. Меры по повышению жизненного уровня населения и расширения социальных гарантий гражданам, имеющим детей, конечно необходимы, но, как выяснилось, они мало способствуют росту рождаемости. Из всех выявленных нами причин низкой рождаемости непосредственному воздействию поддается только одна – негативные репродуктивные установки населения. Преодоление этих установок, формирование в массовом сознании ориентации на многодетную семью и должно стать главной мерой стимулирования рождаемости. Поскольку негативные репродуктивные установки личности – это та причина низкой рождаемости, которая лежит в сфере морали и психологии, то и меры по ее искоренению должны быть морально-психологическими. Тут не помогут административные методы воздействия (такие как, например, запрет абортов) или экономические наподобие налога на бездетность, взимавшегося в СССР.

    «Риск», определение. Виды рисков.

Риск - это ожидаемая частота или вероятность реализации опасности, функция вероятности наступления события и возможного ущерба от него.

В настоящее время не существует единой формулы для определения риска, общий подход к оценке риска может быть выражен следующим образом:

{Риск} = {вероятность события}*{ущерб от события}

Чаще всего риск определяется как частота или вероятность возникновения события.

В настоящее время используется следующая классификация видов риска:

Риск индивидуальный – вероятность реализации потенциальных опасностей при возникновении опасных ситуаций для одного человека или социальной группы.

Риск технический – комплексный показатель надежности элементов техносферы

Риск социальный

Риск экологический – вероятность возникновение экологического бедствия

Риск экономический

    Причины (в том числе психологические) низкого уровня безопасности в РФ.

Причины низкого уровня безопасности в РФ.

1) Старение техносферы России. По данным МЧС во многих сферах должен был достигнуть 100% в 2012 году.

2) Низкий уровень технологической и производственной дисциплины.

3) Технологическое отставание России

4) Несовершенство правовой базы, правовой нигилизм

    Шкала рисков.

Шкала рисков -8 -6 -3 R 10 10 10

R – индивидуальный риск гибели человека за год

R<10^-8 – безопасность

10^-8

10^-6

R>10^-3 – высокий, неприемлемый риск

Риск фатального исхода для жителя США

Автомобильный транспорт – 3*10^-4

Падение – 9*10^-5

Пожар и ожог – 4*10^-3

Утопление -3*10^-5

Токсические вещества – 2*10^-5

Огнестрельное оружие – 10^-5

Электрический ток – 6*10^-6

Воздушный транспорт – 9*10^-6

Железная дорога – 4*10^-6

    Образовательная компонента повышения уровня безопасности в РФ.

БЖД – это образовательная компонента решения указанной общегосударственной задачи.

Опасность сравнима с размером эпидемии чумы.

    Факторы, влияющие на субъективное восприятие риска.

Значимость последствий. Большую роль при оценки степени риска играет то, какие потребности индивидуума могут быть удовлетворены в результате осуществление благоприятного исхода и какую угрозу для него может представлять неблагоприятных исход.

Распределение угрозы во времени. На восприятия риска оказывает большое влияние характер распределение негативных последствий во времени.

Контролируемость ситуации. Люди готовы идти на большой риск в ситуации, где многое зависит от их личного мастерства.

Добровольность или возможность свободного выбора. Чем больше степень добровольности в использовании той или иной технологии, тем больше уровень риска, на который согласны идти люди.

Степень новизны технологии. Люди проявляют большую терпимость к старым технологиям.

Характеристики субъекта, оценивающего риск.

    Определение БЖД.

Определение БЖД – это наука о сохранении здоровья и безопасности человека среды обитания, призванная выявить, идентифицировать опасные факторы, разрабатывать средства защиты по ликвидации ЧС мирного и военного времени.

    Концепция абсолютной безопасности.

Подобный подход стал возможен после пересмотра научным сообществом в конце ХХ в. так называемой концепции абсолютной безопасности (или концепции нулевого риска) и переходом к концепции относительной безопасности (приемлемого риска).

    Объект изучения в БЖД.

Объекты изучения

Комплекс явлений и процессов человека в системе человек-среда, негативно воздействующих на человека и среду.

Дисциплина Безопасность жизнедеятельности исследует систему «Человек – Среда обитания». Основными ее компонентами являются, во-первых, Человек, который рассматривается как биосоциальный элемент, во-вторых, Среда обитания, которая может изменяться в зависимости от местоположения человека в пространстве, рода его деятельности и т.д. Между этими основными элементами системы осуществляются постоянные взаимосвязи, которые принято разделять на три основных потока: потоки вещества, потоки энергии и потоки информации.

    Элементы концепции риска, их взаимосвязь

Концепция риска включает в себя два элемента - оценку риска (Risk Assessment) и управление риском (Risk Management). Оценка риска - научный анализ генезиса и масштабов риска в конкретной ситуации, тогда как управление риском - анализ рисковой ситуации и разработка решения, направленного на минимизацию риска. Риск для здоровья человека (или экосистемы), связанный с загрязнением окружающей среды, возникает при следующих необходимых и достаточных условиях:

    Задачи БЖД: научные и практические

К научным задачам относится получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явлений и т.п., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относятся разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством трудовой деятельности.

Концепция безопасности образовательного учреждения - это система взглядов, руководящих идей, принципов, принимаемых для решения задач, связанных с обеспечением его всесторонней и надежной безопасности. Она может быть представлена в виде некой виртуальной модели, помогающей понять, что собой представляет система безопасности образовательного учреждения, т.е. ее эффективность, реальность, гуманность, демократичность, техническая оснащенность, экономическая целесообразность и т.д.

Реально работающая концепция безопасности образовательного учреждения должна ясно и определенно показывать природу возникновения опасностей и угроз, определять конкретные параметры элементов системы безопасности учащихся и персонала, механизмов, путей и способов защиты их от потенциально опасных и чрезвычайных ситуаций (см. рис. 1).

Согласно Закону РФ «О безопасности» первейшим принципом любой системы безопасности должна быть законность4. Этот принцип предусматривает, что все действия по обеспечению безопасности должны носить законный характер, не в коей мере не ущемляющий права и свободы граждан. В Конституции РФ подчеркивается: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ

Рис. 1.

конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»5.

Важное значение при обеспечении безопасности образовательного учреждения имеет и принцип гуманности, предусматривающий приоритет интересов личности человека, и прежде всего ребенка, перед другими факторами при защите от опасных и чрезвычайных ситуаций различного генеза. Главное правило здесь заключается в том, чтобы как можно чаще говорить с детьми о подстерегающих их опасностях, даже самых, казалось бы, маленьких и незначительных проблемах безопасности, которые у них возникают. Однако необходимо соблюдать и другие важные правила:

  • - самым лучшим способом обучения учащихся безопасному поведению является личный пример педагогов и всего персонала учебного заведения;
  • - обучая учащихся правилам безопасного поведения, ни в коем случае нельзя их запугивать.

При формировании системы обеспечения безопасности образовательного учреждения нельзя игнорировать и такие принципы, как демократичность, предполагающих учет мнения учащихся, родителей, персонала, органов правопорядка; тесное взаимодействие со специалистами и различными службами безопасности; рациональность и экономичность; организованность; непрерывность; плановость; контроль;предвидение и упреждение; системность и целостность, предполагающие комплексный охват всех элементов системы обеспечения безопасности образовательного учреждения как единого целого.

Все указанные принципы обеспечения безопасности образовательных учреждений не умозрительные правила, выдуманные в кабинетах и учебных аудиториях, а важнейшие составляющие нормативных правовых актов РФ, регламентирующих безопасность в различных сферах жизнедеятельности. Значение этих принципов заключается в том, что они задают систему координат, в рамках которой, даже не подготовленный специально учитель или сотрудник образовательного учреждения, может достаточно быстро разобраться в приемлемости того или иного решения по защите учащихся от опасностей и угроз. Эти принципы становятся критериями для выбора того или иного варианта решения, связанного с обеспечением безопасности, или отдельного элемента ее системы.

Наряду с принципами важное место в системе безопасности образовательного учреждения занимают цели ее обеспечения, основными из которых являются:

  • - защита учащихся, педагогов, персонала, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
  • - обеспечение нормального учебного процесса и функционирования образовательного учреждения;
  • - снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • - улучшение качества жизнедеятельности и безопасности учащихся, педагогов, персонала (недопустимость гибели, снижение травматизма, усиления охраны труда, здоровья, окружающей среды, сохранности имущества и т.д.).

Из сформулированных целей вытекают задачи обеспечения безопасности образовательного учреждения:

  • - формирование готовности персонала, педагогов и учащихся к опасным и чрезвычайным ситуациям и к противодействию им, что достигается изучением видов опасностей и способов их преодоления;
  • - раннее выявление признаков и причин опасных и чрезвычайных ситуаций, их предотвращение и устранение причин их возникновения;
  • - обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
  • - правовое, организационное и техническое обеспечение системы безопасности;
  • - формирования навыков безопасного поведения при возникновении опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • - формирование культуры безопасности учащихся, педагогов и всего персонала образовательного поведения.

Значение вышеперечисленных принципов, целей и задач обеспечения безопасности образовательного учреждения заключается в том, что, правильно сформулированные и осознанные, они становятся установкой для педагогов, персонала и учащихся, являясь определенной гарантией их адекватных опасностям действий. Более того, указанные принципы, цели и задачи практически полностью совпадают с содержанием преподавания основ безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях, что очередной раз подчеркивает актуальность этой дисциплины.

Рассмотрев в концептуальном контексте принципы, цели и задачи обеспечения безопасности образовательных учреждений, перейдем к содержанию и механизму функционирования системы их безопасности.

Система безопасности образовательного учреждения имеет определенный набор элементов, который включает опасности и угрозы, объекты и субъекты безопасности, нормативные документы, ресурсы, организацию, средства защиты, приемы и навыки безопасного поведения и т.д.

Источниками потенциальных опасностей и угроз образовательным учреждениям могут выступать самые различные факторы социальной, техногенной и природной среды, о чем уже шла речь ранее. Знания о возможных опасных и чрезвычайных ситуациях, способах их раннего выявления и противодействия - важнейшее условие эффективности системы безопасности образовательного учреждения.

Объектами безопасности здесь выступают: учащиеся, педагоги, персонал, а также материальные, интеллектуальные, духовные ценности и окружающая среда, без которых невозможен нормальный учебно-воспитательный процесс и жизнедеятельность образовательного учреждения.

Субъектами безопасности образовательных учреждений являются: их руководство, персонал, охрана, различные службы обеспечения жизнедеятельности, спасения и помощи, родители, учащиеся. Самым непосредственным образом безопасность их обязаны обеспечивать администрация района, города или иного населенного пункта, правоохранительные органы, органы управления образованием, органы здравоохранения и пр.

Многочисленность субъектов обеспечения безопасности не всегда является благом, так как в момент возникновения опасной или чрезвычайной ситуации нередко возникает эффект «семи нянек», когда никто толком не знает за что отвечает и какую конкретно помощь необходимо оказать. Чтобы как-то урегулировать этот вопрос, а также в целях повышения эффективности системы безопасности образовательных учреждений, сразу же после теракта в Беслане, было рекомендовано ввести в них должность заместителя директора по безопасности. Однако этот вопрос в большинстве регионов РФ до сих пор остается открытым.

Нормативные акты (Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные приказы, распоряжения, указания, инструкции, а также планы, рекомендации, памятки местной администрации и т.д.) призваны регулировать вопросы обеспечения безопасности образовательных учреждений. Так, например, в образовательных учреждениях Москвы и некоторых других городов в соответствии с указаниями органами образования в каждом образовательном учреждении должен быть собственный паспорт безопасности, согласованный с правоохранительными органами, противопожарными и другими службами МЧС.

Важное значение имеют финансовые, кадровые, информационные, энергетические и иные ресурсы обеспечения безопасности образовательных учреждений, а также технические средства обнаружения и ликвидации опасных и чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Весьма велика роль и организационных мер, которые включают распределение функциональных обязанностей по обеспечению безопасности как в обычной обстановке, так и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Вот, например, какие меры, по мнению специалистов, должны принять администрация и преподаватели образовательных учреждений в случае экстремальных ситуаций:

  • - ужесточить пропускной режим при входе и въезде на территорию, установить системы сигнализации, аудио- и видеозаписи;
  • - ежедневно обходить территорию образовательного учреждения;
  • - периодически проводить инспекции складских и подсобных помещений;
  • - тщательно подбирать и проверять персонал;
  • - регулярно проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов и МЧС инструктажи и практические занятия по действиям при чрезвычайных происшествиях;
  • - в случае обнаружения подозрительных предметов незамедлительно сообщить о них в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений любых силовых ведомств (МВД, ФСБ, МЧС, Прокуратуры и др.);
  • - не допускать самостоятельного обезвреживания взрывчатых устройств;
  • - в случае необходимости приступить к эвакуации людей согласно имеющемуся плану.

Принципиальное значение имеют и навыки безопасного поведения и владения различными средствами противодействия учащихся, педагогов и персонала в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Это, пожалуй, самый главный элемент системы безопасности образовательного учреждения, тот самый человеческий фактор, без которого эта система нефункциональна. Реализация этого фактора предполагает серьезное отношение учащихся, да и всех субъектов безопасности образовательного учреждения, к проблемам безопасности.

Методы и формы формирования навыков безопасного поведения могут быть самые различные. Конечно, прежде всего, они должны реализовываться в процессе занятий по основам безопасности жизнедеятельности. Однако необходимо помнить, что безопасность учащихся это задача всех субъектов образовательного учреждения (педагогов, персонала, родителей, правоохранительных и иных органов, в том числе и самих учащихся), поэтому каждое занятие, каждое мероприятие в образовательном заведении, отношения детей и родителей, их взаимоотношения между собой должны рассматриваться в контексте привития детям и подросткам навыков безопасного поведения. Хорошим подспорьем здесь могут быть занятия по психологии выживания в различных экстремальных ситуациях, физическая подготовка, да и просто доверительные беседы по различным вопросам обеспечения безопасности (бытовой, транспортной, игровой и пр.). Все это не требует высоких финансовых, энергетических, интеллектуальных затрат. Главное здесь - адекватное отношение к проблемам безопасности со стороны всех без исключения педагогов, всего персонала образовательного учреждения.

Только упорядоченность и согласованность всех элементов системы безопасности образовательного учреждения образуют ее эффективность и надежность. Неправильное сочетание или неадекватность реагирования отдельных элементов этой системы могут привести к самым негативным последствиям. Однако необходимо помнить, что в системе безопасности, да и в окружающей среде есть такие элементы, которыми трудно или вообще невозможно управлять, оказывать на них необходимое влияние в интересах безопасности, регулировать их (стихийные бедствия, эпидемии, массовые беспорядки, военные действия, социальные катаклизмы и т.д.) Здесь много зависит от знаний специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности, от их учения анализировать и прогнозировать подобные экстремальные ситуации, от выбора адекватных средств воздействия на молодежь и окружающую среду с целью снижения негативных последствий опасных и чрезвычайных ситуаций.

Эффективным средством объединения всех элементов системы безопасности образовательного учреждения, обеспечения взаимодействия различных ее звеньев, включения и рационального использования ресурсов учебного заведения, охраны, милиции, МЧС, технических и иных средств является внедрение современных информационных технологий. Так, в некоторых, как правило, в частных, учебных заведениях устанавливается охранное оборудование слежения и управления безопасностью с программным обеспечением нового поколения, позволяющим надежно обеспечивать пропускной режим, противопожарную безопасность, режим безопасности в аудиториях, коридорах и подсобных помещениях. Но, к сожалению, такие системы очень дорогие и доступны далеко не всем образовательным учреждениям.

Весьма ответственным шагом является инициатива ряда субъектов РФ по введении в школах должности заместителя директора по безопасности, Так, например, введение такой должности в Екатеринбурге оценено специалистами положительно, так как количество правонарушений резко сократилось.

Эта инициатива вполне соответствует Закону РФ «О безопасности», где подчеркивается: «Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере»6. Следовательно, нормативными актами, регулирующими введение в штатное расписание образовательных учреждений должности заместителя директора по безопасности могут являться: распоряжением главы администрации субъекта, приказ начальника управления образования и приказ директора образовательного учреждения.

Исходя из методологических принципов подхода к решению проблем обеспечения безопасности, заместитель директора образовательного учреждения по безопасности с учетом фактического финансового состояния и технического оснащения данного учреждения, условий организации учебного и воспитательного процесса и других особенностей призван решать следующие задачи.

  • 1. Своевременно выявлять угрозы и опасности образовательному учреждению (учащимся, преподавателям, персоналу, родителям, посетителям; личному имуществу, материальным, интеллектуальным и духовным ценностям учреждения; личной и служебной информации; техническим средствам связи, сигнализации и информации).
  • 2. Немедленно информировать о них директора и других субъектов безопасности (пожарную часть, дежурных РУВД, МЧС, ФСБ, прокуратуры, участкового милиционера, руководителей охранного предприятия, скорую помощь).
  • 3. Сдерживать распространение опасностей, их продвижение к образовательному учреждению в целях увеличения времени на эвакуацию людей, материальных и иных ценностей и организацию подготовки к отражению и ликвидации.
  • 4. Самостоятельно с помощью охраны учреждения или во взаимодействии с представителями правоохранительных органов, пожарными и подразделениями МЧС принимать необходимые меры к нейтрализации и ликвидации возникших опасностей.
  • 5. Документировать явления и процессы, относящиеся к важным событиям в жизни образовательного учреждения в контексте его безопасности, как в ходе его повседневного функционирования, так и в случаях реализации угроз и опасностей и осуществления мероприятий по противодействию им.

Реализация указанных задач должна способствовать совершенствованию системы безопасности образовательных учреждений и оказанию помощи правоохранительным органам в их расследовании.

Конечно, говорить о какой-то единой системе безопасности для всех образовательных учреждений России нереально. Ситуация в различных ее регионах имеет свою специфику. Так, одних (в районах с суровыми климатическими условиями и сельской местности) могут преобладать опасности природного характера, в других (в местах скопления опасных производств) - техногенные или экологические, в третьих (в крупных городах, экономически неблагополучных регионах) - криминогенные, а нередко и все сразу. Однако примерная система безопасности образовательного учреждения, не претендующая на универсальность, может быть представлена в следующем виде (см. рис. 2).

11 КЛАСС

Раздел 1. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЖАРЕ

Вариант № 1

1. Что называется пожаром?

1) химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением большого количества тепла и свечением

2) неконтролируемое горение, причиняющее матери­альный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, ин­тересам общества и государства

3) горение, протекающее медленно, с кратковременным выделением значительного количества тепла и света

4) возникновение возгорания легковоспламеняющихся материалов

2. Федеральный закон «О пожарной безопасности» опре­деляет содержание понятия «пожарная безопасность». Выберите правильный ответ.

1) состояние защищенности личности, имущества, об­щества и государства от пожаров

2) соблюдение всеми гражданами и организациями пра­вил пожарной безопасности

3) обеспечение мест проживания и работы граждан пер­вичными средствами пожаротушения в необходимых количествах

4) правильная эксплуатация электроустановок, осто­рожное обращение с легковоспламеняющимися и го­рючими жидкостями

3. Каким нормативно-правовым актом предусмотрены определенные права, обязанности и ответственность граждан Российской Федерации в области пожарной безопасности?

1) Федеральным законом «О защите населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера»

2) Правилами пожарной безопасности в Российской Фе­дерации (ППБ 01-03)

3) Федеральным законом «О пожарной безопасности»

4) Федеральным законом Российской Федерации «Тех­нический регламент о требованиях пожарной без­опасности»

4. К какой ответственности могут быть привлечены граж­дане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности?

1) к материальной ответственности в виде возмещения причиненного ущерба

2) к гражданско-правовой ответственности

3) граждане могут быть лишены премии и соответствую­щих доплат

4) к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности

5. Вы находитесь в своей квартире. Вдруг вы почувствова­ли запах дыма от того, что горит входная дверь. Огонь отрезал путь к выходу. Что вы будете делать?

1) уйдете в дальнюю комнату, плотно закрыв за собой все двери, входную дверь закроете мокрым одеялом, затем вызовете пожарную охрану

2) попытаетесь взломать дверь и выскочить на лестнич­ную площадку, чтобы спуститься по лестничному маршу ниже от зоны пожара

3) начнете кричать с балкона и звать на помощь соседей

4) спрячетесь в ванной комнате и включите холодную воду

Вариант № 2

1. Назовите виды пожарной охраны Российской Федерации:

1) противопожарная служба субъектов Российской Фе­дерации, органы государственного пожарного надзора

2) структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, подразделения федеральной противопожарной службы

3) подразделения федеральной противопожарной служ­бы, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населенных пунктах

4) государственная противопожарная служба, муници­пальная пожарная охрана, частная

пожарная охрана, добровольная пожарная охрана

2. Находясь в кабине движущегося лифта, вы обнаружили признаки возгорания. Как вы поступите?

1) немедленно нажмете кнопку «Стоп»

2) немедленно сообщить об этом диспетчеру, нажав кнопку «Вызов», и выйдете из лифта на ближайшем этаже

3) поднимете крик, шум, начнете звать на помощь

4) сядете на пол кабины лифта, где меньше дыма

3. Находясь дома, вы почувствовали запах горящей элек­тропроводки. Что надо сделать в первую очередь?

1) приступить к тушению тлеющей электропроводки водой, песком

2) обесточить электропроводку в квартире, затем сооб­щить родителям и вызвать электромонтера

3) включить свет, чтобы лучше рассмотреть место, где загорелась электропроводка

4) извлечь из электрических розеток все электрические вилки

4. Как вы поступите сразу же при возгорании телевизора?

1) немедленно отключите телевизор от сети, а затем на­чнете его тушить

2) зальете телевизор водой

3) спрячете телевизор в ванной комнате, чтобы было меньше дыма

4) выкинете горящий телевизор в окно

5. Во время движения на автобусе (троллейбусе) в салоне начался пожар. Каковы должны быть ваши действия?

1) не предупредив водителя, попытаетесь потушить огонь с помощью огнетушителя (если он есть в салоне) или накроете очаг возгорания верхней одеждой

2) разобьете боковое окно транспортного средства, что­бы дым вышел в окно

3) предупредив водителя, попытаетесь по возможности потушить огонь с помощью огнетушителя, если он есть в салоне, или накроете очаг возгорания верхней одеждой

1.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Вариант № 1

1. Какое правило безопасного поведения на зимних водо­емах является верным?

1) наиболее опасен лед в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов и на изгибах

2) перед началом перехода через лед необходимо хорошо закрепить на себе снаряжение

3) если по льду движется группа людей, то необходимо соблюдать между ними дистанцию не менее 0,5 метра

4) преодолевать подозрительное место быстрыми прыж­ками

2. Какие меры безопасности следует соблюдать при купа­нии в незнакомом водоеме? Среди приведенных вариан­тов определите ошибочный ответ.

1) необходимо вначале тщательно обследовать берег и убедиться, что место, выбранное для купания, на­ходится на песчаном берегу с хорошим спуском

2) необязательно намечать предел, за который нежела­тельно заплывать

3) дно должно иметь постепенный уклон без ям, усту­пов, водорослей, острых, камней, стекла и других опасных объектов

4) никогда не надо прыгать в воду в незнакомых ме­стах - на дне могут оказаться камни, коряги, метал­лические прутья

3. От чего зависит продолжительность купания?

1) от температуры воздуха и воды, от влажности возду­ха и силы ветра

2) от силы течения, состояния дна, умения плавать

3) от наличия на берегу наблюдающих за тобой товари­щей, отсутствия водорослей в водоеме

4) от наличия проходящих судов, спасательного катера, наличия ласт для плавания

4. Какой лед считается прочным для одиночных пешехо­дов и для группы людей?

1) для одиночных пешеходов не менее 6 см и для группы людей не менее 10 см

2) для одиночных пешеходов не менее 4 см и для группы людей не менее 7 см

3) для одиночных пешеходов не менее 7 см и для группы людей не менее 12 см

4) для одиночных пешеходов не менее 5 см и для группы людей не менее 8 см

5. Какое правило пользования электричеством из приве­денных ниже является ошибочным?

1) не пользоваться неисправными электроприборами, самодельными электропечами, нагревателями

2) в случае необходимости можно включить в одну ро­зетку несколько электроприборов

3) не ремонтировать вилки электроприборов с помощью изоляционной ленты

4) не браться за электроприбор мокрыми руками

Вариант № 2

1. Что не следует делать при пользовании бытовым газом?

1) чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажженную списку, а затем плавно и осторожно от­кройте газовый кран

2) обнаружив запах газа в подъезде дома, немедленно позвоните по телефону 04 в аварийную газовую служ­бу, сообщите точный адрес

3) если в помещении чувствуется запах газа, нельзя за­жигать спички до момента ликвидации утечки газа

4) заметив потухшую горелку, перекройте кран, затем снова его откройте и зажгите горелку вновь, после этого проветрите помещение

2. Какое правило из перечисленных ниже при пользова­нии средствами бытовой химии следует выполнять?

1) использовать средства бытовой химии можно в раз­личных домашних ситуациях независимо от указа­ний на инструкциях

2) в городской квартире хранить средства бытовой химии предпочтительнее в туалетной комнате или на лоджии

3) средства бытовой химии, предназначенные для чист­ки электрических и газовых плит, следует хранить на отдельной полке одного из кухонных шкафчиков

4) наличие инструкции о порядке применения средства бытовой химии не является обязательным, достаточно только указания о его предназначении

3. В соответствии с установленными нормами непрерыв­ная продолжительность работы старшеклассника на компьютере не должна превышать:

1) одного часа

2) полутора часов

3) 25 минут

4) двух часов

4. Каким должно быть положение монитора компьютера относительно взгляда человека?

1) середина экрана монитора располагается на горизонтали, проведённой на уровне глаз или на 10-20 гра­дусов ниже

2) верхняя часть монитора располагается на горизонта­ли, проведённой на уровне плеч человека

3) расположение монитора не имеет особого значения

4) середина экрана монитора располагается на горизон­тали, проведённой на уровне глаз или на 10-20 гра­дусов выше

5. Что нужно сделать, если вы во время купания попали в водоворот?

1) громко крикнуть, что нужна помощь, и энергичнее работать руками

2) энергично работая руками и ногами, попытаться гре­сти в сторону ближайшего берега

3) нужно набрать побольше воздуха в легкие, погрузить­ся в воду и, сделав сильный рывок в сторону по тече­нию, всплыть на поверхность

4) набрать в легкие побольше воздуха, нырнуть поглуб­же и ждать того, что подводное течение вынесет вас в безопасное место

ТАБЛИЦЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

Выставляется оценка «отлично» за все правильные ответы на вопросы задания, за четыре правильных ответа – «хорошо» и т.д. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

Номер задания

Вариант

Вопросы

Тест 1. Комплексная безопасность.

1.Какие из ЧС не попадают под определение «техногенные»? 1) землетрясение; 2) пожар на промышленном предприятии; 3) ураган; 4) авария на АЭС.

2.При аварии с утечкой хлора вы: 1) укроетесь в подвале дома; 2) поднимитесь на верхние этажи дома; 3) останетесь в своей квартире на первом этаже.

3.При аварии с утечкой аммиака вы решили использовать ватно-марлевую повязку. Каким раствором её следует смочить? 1) 2% раствором нашатырного спирта; 2) раствором уксусной или лимонной кислоты; 3) 5% раствором соды.

4.Открыв дверь квартиры на 9-м этаже, вы обнаружили сильное задымление. Ваши действия: 1) спуститесь на лифте вниз и выбежите из здания; 2) оперативно выявите источник задымления; 3) плотно закроете дверь и позвоните по 112 (01).

5. Во время грозы вы оказались в поле, в лесу, на открытой местности. Что нужно сделать, чтобы уменьшить вероятность поражения молнией? 1) немедленно укрыться под деревом, лучше отдельно стоящим; 2) укрыться под опорой линии электропередач, т.к. она заземлена и молния уйдёт в землю; 3) лечь на землю, в канаву.

6. Вашего приятеля во время грозы поразила молния. Определите, какой из предложенных способов спасения может повредить ему? 1) сделать искусственное дыхание; 2) закопать пострадавшего в землю; 3) согреть тело пострадавшего.

7. Землетрясение застало вас на улице. Что необходимо сделать? 1) бежать укрываться в подвал; 2) забежать в первый попавшийся подъезд; 3) отбежать на середину улицы, на площадь или пустырь - подальше от зданий, сооружений, столбов линий электропередач.

8. Придя вечером домой, вы обнаружили запах газа. Ваши действия: 1) включите свет, позвоните по телефону «04»; 2) сообщите соседям и от них позвоните в газовую службу; 3) откроете окна, перекроете газ и, если запах газа не устраняется, позвоните от соседей по «04».

9.Пары какого из перечисленных веществ являются наиболее токсичными? 1) хлора; 2) аммиака; 3) ртути.

10. Отправившись в лес за грибами, вы заблудились. По каким признакам можно определить стороны света? 1) мхи и лишайники покрывают южную сторону деревьев и камней; 2) муравьи устраивают жилища к югу от ближайшего дерева или куста.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: