В России существует несколько форм семейного устройства детей-сирот: усыновление, опека (попечительство), приемная семья, патронат. От того, какую именно форму семейного устройства выберут приемные родители, будет зависеть размер их пособий и денежных вознаграждений.
Пособие приемным родителям-усыновителям
В случае усыновления оплата труда приемных родителей не предусмотрена законодательством РФ, так как усыновление подразумевает полную передачу родительских прав на ребенка. Кандидаты в приемные родители-усыновители должны быть предупреждены представителями органов опеки о том, что они имеют право только на единовременное пособие при передаче ребенка в семью. Размер единовременного пособия приемным родителям-усыновителям составляет 13 087 руб. 61 коп. Получить это пособие может только один родитель.
Работающим приемным родителям-усыновителям предоставляются отпуска по уходу за ребенком:
На период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей – 110 календарных дней со дня их рождения;
до достижения ребенком возраста 3 лет.
Отпуска предоставляются одному из супругов по их усмотрению.
Пособия и вознаграждения приемным родителям при устройстве ребенка в приемную семью
Приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью на срок, указанный в этом договоре (ст. 152 Семейного кодекса РФ).
Условия, при которых возможно взять ребенка в приемную семью, более мягкие, чем при усыновлении, поэтому для многих именно такая форма семейного устройства может стать хорошим вариантом. К тому же, труд приемных родителей оплачивается государством. Приемными родителями могут стать как супруги, так и одинокие граждане, желающие принять ребенка на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.
Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, а также приемными родителями, осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», а также статьей 146 настоящего Кодекса.
Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора.
Существуют следующие виды вознаграждения приемным родителям, организовавшим приемную семью на договорных основаниях:
Единовременное пособие при передаче детей в приемную семью (13 087 руб. 61 коп);
пособие на содержание детей – 40% от заработной платы усыновителя в отчетном периоде;
денежные компенсации затрат на приемного ребенка, произведенных в отчетном периоде;
зарплата приемного родителя (ее размер зависит от региона проживания приемной семьи).
Кроме зарплаты, воспитателю приемного ребенка, согласно договору, начисляется трудовой стаж.
Для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в приемную семью необходимо предоставить:
Заявление о назначении пособия;
копию вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, либо выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), в том числе по договору о приемной семье.
Для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в приемную семью помимо документов, указанных выше, необходимо предоставить копии какого-либо из следующих документов, подтверждающих отсутствие биологических родителей:
Справку о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданную соответствующим учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители;
решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком (в том числе в связи с болезнью родителей) или об исключении сведений о родителе или родителях из актовой записи о рождении ребенка;
справка органов внутренних дел о том, что местонахождение разыскиваемых родителей не установлено;
акт об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов.
В зависимости от субъекта РФ приемным родителям, заключившим договор о приемной семье, могут быть назначены дополнительные льготы и выплаты из регионального бюджета – такие, как региональное пособие, скидка на оплату коммунальных услуг, бесплатный проезд приемного ребенка в городском транспорте и т.д.
Пособия и вознаграждения приемным родителям-опекунам (попечителям) и патронатным воспитателям
Если приемный родитель оформляет опеку над ребенком, то такие правоотношения не закрепляются договором и не устанавливаются судом, а начинаются после вынесения соответствующего решения органами опеки, и прекращаются после достижения опекаемым 18 лет. Зарплата опекунам не положена.
Денежные вознаграждения опекунам или попечителям (приемным родителям, оформившим опеку) подразумевают единовременное пособие при передаче ребенка в семью, а также ежемесячное пособие на содержание ребенка в размере 40% от заработной платы опекуна в отчетном периоде. Также опекунам (и попечителям) полагается компенсация затрат на ребенка в отчетном периоде.
Патронатными воспитателями становятся обычно те, у кого нет прав оформить опеку или усыновить ребенка по тем или иным причинам (обычно такими причинами бывают возраст, материальное положение, жилищные условия). Патронатным воспитателям положено единовременное пособие при передаче ребенка в семью, а также ежемесячное пособие в размере 40% от заработной платы патронатного воспитателя в отчетном периоде. Кроме того, патронатным воспитателям положены компенсации затрат на ребенка, а также вознаграждение на каждого последующего ребенка, принятого на воспитание – около 3000 рублей за второго, третьего и последующих детей.
Вопрос семейного устройства детей-сирот является приоритетным для всех субъектов Российской Федерации, в том числе и для Москвы. Только в 2013-2015 годах численность детей, состоящих на учете в региональном банке данных для детей, оставшихся без попечения родителей, города Москвы, сократилась более чем на 36%. Вместе с тем одновременно в Москве отчетливо выявилась тенденция к существенному росту численности детей-сирот, местом жительства которых являются другие субъекты Российской Федерации. За тот же период количество таких детей увеличилось на 35%, в частности, сегодня они составляют почти половину (46%) всех детей, воспитывающихся в приемных семьях города Москвы.
Количество детей, выбывающих из Москвы в семьи граждан, проживающих в других регионах, значительно ниже. В организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Москвы продолжают находиться более 2000 детей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семью.
Правительством Москвы реализуется комплекс мер поддержки детей-сирот, выявленных и проживающих на территории города Москвы, и граждан, которые их воспитывают. Установленные в Москве размеры выплат на содержание детей-сирот - одни из самых высоких в России (выше они только в 2 регионах). При этом в Москве с 2009 года установлен порядок, в соответствии с которым лицам, усыновившим детей-сирот из города Москвы, направляются денежные средства на усыновленного ребенка по месту их совместного жительства, в том числе в другом субъекте Российской Федерации, в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб. в зависимости от возраста детей, количества детей, воспитываемых в семье, наличия инвалидности у детей.
Полномочия по определению порядка создания приемных семей отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим субъекты Российской Федерации не вправе в акте о назначении гражданина опекуном или попечителем на возмездных условиях указывать другому региону, что с гражданином должны заключить договор о приемной семье. Данное решение является исключительно компетенцией того региона, который создает приемную семью и выплачивает вознаграждение приемным родителям из своего бюджета. Это следует из норм действующего законодательства (статьи 121, 145, 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»).
С учетом перечисленных обстоятельств постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правового акта) города Москвы» внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие порядок создания и финансирования приемных семей в Москве (Порядок выплаты в городе Москве денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, на патронатном воспитании, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. № 376-ПП, и Порядок выплаты в городе Москве ежемесячного вознаграждения приемному родителю (приемным родителям), патронатному воспитателю, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 29 марта 2011 г. № 93-ПП).
Данные изменения направлены на стимулирование жителей Москвы к принятию в свою семью детей, являющихся воспитанниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Москвы.
Кроме того, содержащиеся в указанных документах нормы, касающиеся места проживания получателей ежемесячного вознаграждения приемным родителям и денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, приведены в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
Таким образом, с 1 января 2016 года договор о приемной семье заключается только с лицами, местом жительства которых является город Москва, в отношении которых органами опеки и попечительства города Москвы издан акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, и только в том случае, если в приемную семью передаются дети-сироты, имеющие место жительства в городе Москве, либо являющиеся воспитанниками организаций для детей-сирот города Москвы. Для подтверждения места жительства гражданин должен представить копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность и содержащего сведения о месте жительства в городе Москве.
Департаментом осуществляется мониторинг реализации постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2015 г. № 932-ПП «О внесении в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правового акта) города Москвы», по результатам которого будет принято решение о целесообразности его корректировки. Для рассмотрения спорных ситуаций, связанных с созданием приемных семей и предоставлением им мер социальной поддержки, в Департаменте создана специальная комиссия, на которой будут приниматься решения по каждой конкретной семье.
В условиях острой нехватки бюджетных средств из-за сложной экономической ситуации в стране, Правительство РФ было вынуждено в конце 2015 года принять ряд решений, направленных на сокращение затрат федерального бюджета по социальным статьям расходов:
- не проводить традиционную индексацию детских пособий с 1 января 2016 года и других социальных выплат семьям с детьми, а ограничиваться их доиндексацией с 1 февраля на размер инфляции за предыдущий год;
- полностью исключить как минимум на один год индексацию материнского капитала в 2016 году, приняв его размер на уровне 2015 года;
- применить критерии адресности и принципы нуждаемости в регионах РФ , что сократит количество получателей региональных выплат на ребенка.
Фактически указанные изменение означают начало в 2016 году новой социальной реформы в отношении семей, имеющих детей, которые получают различные меры материальной поддержки от государства.
Индексация детских пособий
В первую очередь семьи с детьми беспокоит вопрос повышения размеров выплат на ребенка - т.е. произойдет ли их увеличение в связи с индексацией.
- Индексация детских пособий на размер прогнозируемой инфляции (то есть «опережающими темпами» ) ежегодно с 1 января была впервые введена еще в 2008 году. Однако одной из мер, принятых в 2015 году Правительством для сокращения дефицита бюджета страны, стало приостановление в 2016 году действующего порядка индексации социальных пособий.
- Вместо этого с 1 февраля 2016 года детские пособия будут доиндексированы по фактической (прошлогодней) инфляции (то есть «догоняющими темпами» ) относительно размеров детских пособий, которые были установлены с 1 января 2015 года .
Размер пособий на детей в 2016 году
В 2015 году пособия на детей были проиндексированы на заниженный показатель уровня инфляции - на 5,5% и тогда коэффициент индексации составил 1,055. Но фактическая инфляция за год составила 12,9% , т.е. коэффициент индексация должен был составлять 1,129.
В соответствии с этим с 1 февраля будет проведена дополнительная индексация пособий на 7%:
1,129 / 1,055 = 1.070, или 7,0%.
Учитывая такой коэффициент, можно составить таблицу пособий на детей в 2016 году.
Таблица пособий на детей в 2016 году
Название пособия | Сумма выплат, руб. | |
---|---|---|
с 1 января 2016 года | с 1 февраля 2016 года | |
Единовременные выплаты | ||
Пособие женщине при постановке на учет на ранних сроках беременности | 543,67 | 581,73 |
Декретное пособие по беременности и родам | 100% среднего заработка за 2 предыдущих года, по МРОТ либо в минимальном фиксированном размере: | |
543,67 | 581,73 | |
Пособие по беременности женам военнослужащих по призыву | 22958,78 | 24565,89 |
Единовременное пособие при рождении ребенка | 14497,80 | 15512,65 |
Пособия на ребенка при усыновлении, установлении опеки и передаче в приемную семью | 14497,80 или 110775* | 15512,65 или 118529,25* |
* Выплата в повышенном размере производится при усыновлении ребенка-инвалида, ребенка старше 7 лет или нескольких детей, являющихся братьями или сестрами (на каждого) | ||
Материнский капитал | 453026 | 453026 (не увеличивается) |
Ежемесячные выплаты | ||
Пособие по уходу за ребенком | 40% от среднемесячного заработка за 2 предыдущих года на одного ребенка или в минимальном размере: | |
|
|
|
Пособие по уходу за ребенком военнослужащего срочной службы | 9839,48 | 10528,24 |
Выплата многодетным на третьего и последующих детей до 3 лет | В размере установленного регионального прожиточного минимума для ребенка | |
Пособие на ребенка военнослужащего по потере кормильца | 1978,97 | 2117,50 |
Размер декретных выплат в 2016 году
При беременности и после родов государство поддерживает родителей материальными выплатами в виде ежемесячных и единовременных пособий на ребенка.
Такой вид поддержки предоставляется:
- трудоустроенным женщинам при наличии страхового стажа - в виде обязательного социального страхования пропорционально среднему заработку;
- неработающим - в минимально установленном размере в форме государственного социального обеспечения (через Соцзащиту).
При уходе в декрет женщины в России могут рассчитывать на получение таких выплат, как:
- Пособие по беременности и родам (БиР)
- рассчитываемое в зависимости от количества дней отсутствия на работе, указанных в больничном листе:
- на 140 дней - минимум 28555,40 руб. ;
- на 156 дней - минимум 31 818,87 руб. ;
- на 194 дня - минимум 39569,62 руб.
- Дополнительное пособие к декретным выплатам при постановке на учет по беременности в женской консультации до 12 акушерских недель - устанавливается в фиксированной сумме (581,73 руб. с 1 февраля).
- Единовременное пособие при рождении ребенка , которое устанавливается также в фиксированной сумме (15512,65 руб. с 1 февраля).
- Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет
, выплачиваемое ежемесячно и рассчитываемое как процент от средней зарплаты матери до выхода в декретный отпуск, но не менее:
- 2908,62 - на первого ребенка;
- 5817,24 - на второго и последующих.
Ниже приводится более подробная информация о декретных выплатах по БиР и по уходу за ребенком до 1.5 лет.
Пособие по беременности и родам
Во время беременности работающей женщине в обязательном порядке предоставляется декретный отпуск, за который выплачивается пособие. В Законодательстве РФ предусматривается несколько вариантов его длительности (в зависимости от тяжести протекания родов и количества рожденных детей):
- при рождении 1 ребенка:
- при неосложненных родах - 140 дней отпуска (70 дней до и 70 после родов);
- при осложненных родах - с удлиненным до 86 дней послеродовым отпуском (всего 156 дней);
- при рождении 2-х, 3-х и более детей - 194 дня отпуска (84 дня до и после родов 110 дней).
Эти дни будут оплачиваться работающим женщинам в размере 100% от среднего заработка за 2 последних полных года (путем умножения среднего дневного заработка на соответствующее количество дней).
При этом:
- Минимальный размер пособия не может быть ниже МРОТ (минимального размера оплаты труда, который в 2016 году составляет 6204 рубля ) в расчете на 1 месяц (см. выше).
- Максимальный размер
выплаты в 2016 году будет не превышать:
- на 140 дней - 248164,38 руб.;
- на 156 дней - 276 526,03 руб.;
- на 194 дня - 343884,93 руб.
Пособие по уходу за ребенком
После рождения ребенка у матери возникает право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Данная выплата предоставляется не только трудоустроенным матерям, но и неработающим женщинам , а также отцу ребенка или другим родственникам, осуществляющим за ним фактический уход.
Размер данной выплаты устанавливается так:
- для работающих женщин
- у работодателя или в Фонде социального страхования (ФСС):
- вычисляется путем умножения 40% среднего заработка за 2 предыдущих года на 30,4 (т.е. на среднее количество дней в месяце за 12 месяцев) и умноженного на коэффициент 0,4.
- для неработающих матерей
- через органы Соцзащиты населения (Собес):
- в минимальном размере, который с 1 февраля 2016 года с учетом индексации составляет 2908,62 руб. на первого ребенка или 5 817,24 руб. на второго и последующих.
После достижения ребенком возраста 1.5 лет пока никакой дополнительной помощи семьям с детьми, кроме ежемесячной компенсации в размере 50 рублей от работодателя, не предусматривается .
Сумма материнского капитала в 2016 году
В соответствии с законами, подписанными В. В. Путиным в декабре 2015 года, программа материнского капитала будет продлена до 31 декабря 2018 года , однако его размер в 2016 году не будет индексироваться и останется на уровне 453 тысячи 026 рублей .
При этом отмечается, что решение о непроведении в 2016 году индексации маткапитала - это всего лишь однократный пропуск , который вызван нехваткой средств в федеральном бюджете. Он восстановится уже с 2017 года и будет индексироваться каждый последующий год в обычном порядке:
- в 2017 году - приблизительно на 6% до 480 тыс. рублей ;
- в 2018 году - еще на 5%, что будет составлять 505 тыс. рублей .
Изменения в 2016 году и свежие новости
Фактически с 2016 года в России реализуется новая социальная реформа, которая принималась из-за существующего дефицита государственного бюджета. Незадолго до этого в ходе рабочих совещаний Правительства Дмитрий Медведев дал поручение при формировании федерального бюджета на 2016 год исходить их таких требований :
- снизить расходы государственного бюджета на 2016-2018 годы;
- учесть необходимость проведения индексации основных социальных выплат;
- предоставление пособий и льгот исходя из принципа адресности и критериев нуждаемости .
В связи с этим, как уже было сказано выше:
- размер материнского (семейного) капитала по состоянию на 2016 год останется на уровне 2015 года , а индексироваться будет только с 2017.
- с 1 февраля 2016 года устанавливается новый порядок индексации детских пособий и иных социальных выплат - теперь они будут повышаться ежегодно по фактической инфляции за прошлый год, то есть «догоняющими темпами» , а не «опережающими» , как почти целое десятилетие до этого.
- при определении размеров декретных начислений матери, должны учитываться доходы за предыдущие два года - 2014 и 2015, что будет учтено в повышении максимально возможной суммы пособия для работающих женщин.
Заключение
В 2016 году произошло большое количество изменений, связанных с нынешним состоянием Российской экономики, и Правительство РФ принимает всевозможные решения для ее стабилизации.
Некоторые решения негативно сказываются на состоянии семей, в которых имеются дети, а тем более на состояние многодетных семей: не происходит должным образом индексация пособий и иных социальных выплат на ребенка, в 2016 году размер маткапитала останется на прежнем уровне (453026 рублей), а сами выплаты будет получить сложнее, так как круг лиц, которым они полагались ранее, сузятся из-за введения критерия нуждаемости.
Будем надеяться, что все реформы государства помогут нам встать на прежний экономический уровень, и нуждающиеся семьи вновь станут более социально защищенными.
Законодательство определило несколько форм семейного устройства детей-сирот, к которым относится: усыновление, опекунство (попечительство), взятие ребенка в приемную семьи и патронат. От формы семейного устройства зависят не только юридические обязательства приемных родителей перед детьми, но и размер пособий, а также других денежных вознаграждений.
Рассмотрим перечень и размер пособий, которые положены приемным родителям в 2019 году.
Пособия для усыновителей
Усыновление означает полную передачу . Соответственно, труд приемных родителей на законодательном уровне не оплачивается. После передачи ребенка в семью родители-усыновители получают единоразовое пособие, размер которого в 2019 году составляет 16 759 рублей. Пособие выплачивается только одному родителю.
При этом, так же, как и с родными детьми, родителям-усыновителям полагается оплачиваемый по уходу за ребенком. Отпуск распространяется на следующие периоды:
С момента усыновления и до истечения 70-ти календарных дней со дня рождения ребенка;
Если приемные родители усыновляют двух или более детей, то длительность отпуска увеличивается до 110-ти календарных дней со дня их рождения;
До момента достижения ребенком трехлетнего возраста.
Оплачиваемый отпуск предоставляется только одному родителю.
Пособия для приемных родителей в 2019 году
В приемные семьи дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечительства, передаются на основе договора, оформленного между приемными родителями и местным органом опеки и попечительства. В данном договоре указывается срок, во время которого приемная семья обязуется воспитывать ребенка (детей). Помимо срока действия, договор о передаче детей в приемную семью включает в себя следующую информацию:
Сведения о ребенке (возраст, имя, физическое и умственное развитие, состояние здоровья);
Права и обязанности приемных родителей;
Права и обязанности местных органов опеки и попечительства;
Перечень оснований для прекращения действия договора.
Принять ребенка в приемную семью проще, чем усыновить, поэтому многие приемные родители выбирают именно эту форму семейного устройства.
Поскольку воспитание ребенка в приемной семье не означает передачу родительских прав, государство поощряет труд приемных родителей в виде ежемесячной заработной платы. В 2019 году используются следующие виды финансовой поддержки:
Единоразовое пособие при передаче ребенка в приемную семью;
Ежемесячное пособие в размере 40% от заработной платы усыновителя (расчет производится за отчетный период);
Компенсация денежных затрат на приемного ребенка (рассчитывается за отчетный период);
Заработная плата приемного родителя (размер заработной платы разнится в зависимости от региона проживания).
Вместе с зарплатой воспитателю приемного ребенка начисляется .
Назначение и выплата пособия при передаче ребенка в приемную семью осуществляется при наличии следующих документов:
Заявление;
Копия решения суда об усыновлении или выписка из решения органа опеки и попечительства, в которой указано, что над ребенком установлена опека (попечительство) по договору о приемной семьи.
Кроме того, для назначения пособия потребуется документ, подтверждающий отсутствие у ребенка биологических родителей. К таким документам относятся:
Справка о том, что биологические родители ребенка отбывают наказание в виде лишения свободы или находятся под стражей. Справка выдается учреждением, в котором находятся родители;
Судебное решение, устанавливающее факт отсутствия над ребенком родительского попечительства (включая болезнь родителей);
Судебное решение об исключении сведений о биологических родителях в актовой записи о рождении ребенка;
Справка от органов внутренних дел о невозможности установить местонахождение биологических родителей ребенка;
Акт о том, что ребенок был оставлен матерью в медицинской организации, где проходили роды или в любой другой больнице, куда обратилась женщина (если мать при отказе от ребенка не предъявила документов, удостоверяющих ее личность).
Приемным родителям, которые заключили договор о создании приемной семьи, также начисляются региональные льготы и выплаты, например, бесплатный проезд в общественном транспорте, скидка на оплату услуг ЖКХ, дополнительные пособия и т.д. Точный перечень дополнительных льгот и пособий каждый регион определяет в индивидуальном порядке.
Согласно Семейному кодексу, приемными родителями могут являться не только супруги, но и одинокие граждане. Однако лица, которые не состоят между собой в браке, не могут стать приемными родителями одного ребенка.
Пособия для опекунов (попечителей) и патронатных воспитателей в 2019 году
Оформление опеки над ребенком не закрепляется договором и не устанавливается в судебном порядке. Опека (попечительство) начинается после вынесения органами опеки соответствующего решения и прекращается в день исполнения ребенком 18-ти лет. В связи с этим, государство не выплачивает опекунам заработную плату. Но приемным родителям, которые оформили опеку, полагаются следующие виды денежных вознаграждений:
Единоразовое пособие при передаче ребенка в семью;
Ежемесячное пособие на содержание ребенка (40% от зарплаты опекуна за отчетный период);
Компенсация затрат на ребенка (за отчетный период).
Если потенциальный родитель не может усыновить ребенка или оформить над ним опеку из-за материального положения, возрастных ограничений или жилищных условий, он может стать его патронатным воспитателем. За данную форму семейного устройства полагаются те же денежные вознаграждения, что и за оформление опеки. Помимо этого патронатные воспитатели получают дополнительные вознаграждения за каждого последующего ребенка, принятого ими на воспитание. Размер этого вознаграждения в 2019 году составляет около 3000 рублей.
1. Федеральные денежные выплаты.
- 16 759,08 руб.
Требуемые документы:
- В органы опеки и попечительства по месту жительства усыновителя на каждого принятого на воспитание ребёнка
- заявление гражданина,
- копия договора о передаче ребёнка на воспитание ребёнка в семью,
- документы, подтверждающие отсутствие родителей либо невозможность воспитания ими детей.
2. Выплата из областного бюджета на усыновленного ребёнка
- 4 556 руб. — на первого ребёнка,
- 6 074 руб. — на второго ребёнка,
- 7 593 руб. — на третьего и последующих детей.
Требуемые документы:
- заявление гражданина,
3. Выплата из областного бюджета при устройстве в семью ребёнка-инвалида.
- 100 000 руб.
Требуемые документы:
- в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителя:
- заявление гражданина;
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- документ, подтверждающий наличие гражданства Российской Федерации и постоянное или преимущественное проживание заявителя на территории Ярославской области;
- документ, подтверждающий наличие гражданства Российской Федерации у ребёнка-инвалида, не достигшего возраста 14 лет;
- паспорт гражданина Российской Федерации, имеющийся у ребёнка-инвалида, достигшего возраста 14 лет;
- документы, подтверждающие постоянное или преимущественное проживание ребёнка-инвалида на территории Ярославской области;
- свидетельство о рождении ребёнка;
- документ, подтверждающий наличие у ребёнка инвалидности;
- решение суда об установлении усыновления.
Ежемесячные денежные выплаты
1. Оплата труда приёмным родителям на 1 ребёнка.
- 7 200 руб. — на ребёнка в возрасте до 12 лет,
- 8 000 руб. — на ребёнка в возрасте старше 12 лет.
Требуемые документы:
- В орган опеки и попечительства по месту жительства приёмного родителя на каждого принятого на воспитание ребёнка
- заявление гражданина,
- копия договора о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью.
2. Оплата труда приёмным родителям на ребёнка в возрасте до 3-х лет, либо на ребёнка-инвалида, либо на ребёнка, имеющего хронические заболевания.
Размер: увеличивается на 3 000
Требуемые документы:
- заявление гражданина;
- копия договора о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью;
- медицинские документы, подтверждающие заболевание ребёнка.
3. Оплата труда приёмным родителям при воспитании каждого третьего и последующего ребёнка, принятого на воспитание в приёмную семью.
Размер: увеличивается на 3 000 руб. на каждого принятого в семью ребёнка.
Требуемые документы:
- В орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителя на каждого принятого на воспитание ребёнка
- заявление гражданина,
- копия договора о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью.
3. Выплаты на содержание ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
- 7 037 руб. — на ребёнка до 7 лет,
- 8 403 руб. — на ребёнка 7-12 лет,
- 9 250 руб. — на ребёнка 12-18 лет.
Требуемые документы:
- В орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителя на каждого принятого на воспитание ребёнка
- заявление гражданина,
- копия договора о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью.
Меры социальной поддержки приёмных семей
1. Льготы приёмным семьям.
- 30% льгота по оплате коммунальных услуг (если в семье воспитывается 1 или 2 приёмных ребёнка).
- бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте (кроме такс и маршрутного такси) приёмных детей.
Требуемые документы:
- В орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителя на каждого принятого на воспитание ребёнка
- заявление гражданина,
- копия договора о передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью.
2. Льготы многодетным приёмным семьям, в которых воспитывается 3 и более детей (включая родных и приёмных).
- 30% льгота по оплате коммунальных услуг,
- бесплатное лекарственное обеспечение детей в возрасте до 6 лет,
- бесплатный проезд детей в городском пассажирском транспорте (кроме такси и маршрутного такси), включая родных и принятых на воспитание в семью.
Требуемые документы:
- В орган опеки и попечительства по месту жительства приёмного родителя на каждого принятого на воспитание ребёнка:
- паспорт,
- удостоверение многодетной семьи.
3. Пенсия по случаю потери кормильца:
Требуемые документы:
- В отделение пенсионного фонда по месту жительства ребёнка
- паспорт.
Приемная семья – это возмездная форма опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек. Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна.
Приемные родители как опекуны, несут ответственность за расходование средств, поступающих ребёнку на его содержание и все причитающиеся ему алименты, пенсии, социальные выплаты и гарантии. Сохраняются все жилищные права ребенка.
Ребёнок имеет право на поддержание контактов с кровными родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребёнка и не вредит его нормальному развитию и воспитанию.
Размер оплаты труда приёмных родителей и льготы, предоставляемые приёмной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Правоотношения между ребёнком и приёмным родителем прекращаются по истечении срока договора о передаче ребёнка в приёмную семью.
А ещё вам может быть интересно:
Эта брошюра содержит разъяснения о мерах социальной поддержки семей с детьми, предусмотренных федеральными и областными нормативными актами. Она издана для будущих и настоящих родителей. Настоящая брошюра издана для того, чтобы семьи могли лучше ориентироваться в действующих нормативных актах. Она построена по разделам для отдельных категорий семей, чтобы каждая семья смогла найти нужную для себя информацию. Брошюра подготовлена отделом по вопросам семейной политики и детей управления по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области.
Свои предложения и замечания направляйте в адрес управления по социальной и демографической политике Правительства Ярославской области. Телефон отдела по вопросам семейной политики и детей 40-15-97, E-mail: