Какое наказание предусмотрено за неуставные взаимоотношения. Что делать при неуставных взаимоотношениях

Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими – важнейшее условие сплочённости и боевой слаженности воинского коллектива

Вопросы:

1. Понятие, сущность и принципы уставных взаимоотношений между военнослужащими.
2. Ответственность военнослужащих за нарушение правил уставных взаимоотношений.

Преступления, посягающие на уставные правила взаимоотношений между военнослужащими, являются одной из наиболее острых проблем не только для Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, но и для всего общества в целом.

Конечно, количество преступлений, связанных с нарушением уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, несравнимо, например, с количеством регистрируемых в стране краж или умышленных убийств.

Однако повышенное внимание к этим нарушениям закона обусловлено рядом причин. Прежде всего тем фактом, что они часто приводят к необратимым последствиям, грубо попирают воинский порядок и дисциплину, снижают престиж военной службы, негативно влияют на боеготовность подразделений.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, являющийся гражданином России, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым знаменем воинской части. Торжественно присягая на верность своему Отечеству - Российской Федерации, он дает клятву: свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, впервые поступивший на военную службу в Российской Федерации, также дает обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинский долг.

Жизнедеятельность воинского коллектива в значительной мере определяется характером взаимоотношений между его членами. Например, доброжелательные взаимоотношения, направленные на поддержку друг друга, повышают качество учебно-боевой деятельности, а не сложившиеся внутриколлективные связи разрушают коллектив и затрудняют совместную деятельность его членов, препятствуют его сплочению и порождают конфликты. Командиру воинского коллектива необходимо всегда об этом помнить.

Термин «взаимоотношения» означает различные связи и стороны взаимодействия между людьми. Он применяется в педагогике, воспитательном процессе, психологи и т.д. По своему содержанию он широк и включает в себя разнообразные формы и виды психологических связей людей.

Отношения между военнослужащими регламентируются как законами, действующими в обществе, так и воинскими уставами, имеющими силу законов. В них сформулированы принципы взаимоотношений: единоначалие, субординация, войсковое товарищество и дружба, коллективизм, воинская вежливость, честь и достоинство, справедливость, гуманизм и др.

Данные принципы выступают правовой и морально-нравственной основой взаимоотношений как служебного (официального), так и неслужебного (неформального) характера.

Основными формами взаимоотношений являются: общение, совместная деятельность, поведенческие акты (поступки). Существует множество оснований (признаков) для классификации взаимоотношений между военнослужащими: по форме построения (официальные и неофициальные); по сфере деятельности (служебные, общественные).

Служебные взаимоотношения проявляются при выполнении военно-функциональных обязанностей: боевого дежурства, караульной и внутренней (вахтенной) службы, учебно-боевых и других служебных задач. Неформальные взаимоотношения формируются и развиваются в межличностных контактах военнослужащих, прежде всего в сфере быта, отдыха и досуга. Здесь играют роль индивидуально-психологические особенности каждого воина.

В воинских коллективах частей и подразделений Вооруженных Сил РФ имеют место все разновидности взаимоотношений. Ведь характер воинской службы предполагает проявление сплоченности, взаимопонимания и взаимодействия военнослужащих при выполнении широкого спектра задач.

Самой обширной разновидностью взаимоотношений являются товарищеские отношения. Они основаны, как правило, на деловых контактах, где цели, средства и результаты совместной деятельности и общения определяют развитие связей и распределение общих функций. Отсюда и устоявшаяся форма обращения военнослужащих друг к другу - «товарищ».

Дружба также одна из разновидностей взаимоотношений людей, возникающая из взаимного содействия и понимания. Она начинается с симпатии к другому человеку, его уважения. Если симпатия основана обычно на эмоциях, то уважение - на признании высоких нравственных качеств другой личности.

Огромная роль в формировании теплых, дружеских взаимоотношений в воинском коллективе отводится младшим командирам, которые призваны помочь своим подчиненным разобраться в истинных и ложных проявлениях товарищества.

Выполняя свои обязанности, сержантский (старшинский) состав должен учитывать, что большое значение в их работе имеет деятельность по сплочению воинского коллектива и использование его возможностей в воспитании у подчиненных дисциплинированности, войскового товарищества, коллективной ответственности всего отделения (расчета) за службу и поведение каждого воина. Речь идет о том, чтобы формировать у солдат и матросов требовательность к себе и сослуживцам, непримиримость к малейшим упущениям по службе, стремление к взаимовыручке и взаимопомощи во имя успеха всего коллектива.

Разумеется, многое в этой работе зависит от личного примера младшего командира, нравственный облик и авторитет которого порождают у подчиненных уважение и доверие к нему, способствуют сплочению и воспитательной роли коллектива, крепкой дружбе и войсковому товариществу.

В воинских коллективах степень активности человеческого фактора отчетливо проявляется в уровне боевой готовности подразделения, части. Но это проявление происходит опосредованно - через этап создания в коллективе здорового нравственного климата. Он должен побуждать людей к самоотверженному решению всех задач боевой готовности.

Уставные правила взаимоотношений - это строго определенные обязательные для исполнения всеми военнослужащими нормы и правила поведения, строящиеся на основе общепринятых эталонов поведения и особенностей военной службы. От их неукоснительного выполнения непосредственно зависят сплоченность и боевая слаженность воинского коллектива.

Понятие «уставные правила взаимоотношений между военнослужащими» в нормативных правовых актах не раскрыто. Это позволяет предположить, что оно имеет собирательный характер.

Уставной порядок взаимоотношений военнослужащих определяется уставами Вооруженных Сил. Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации - это официальные нормативно-правовые документы, регламентирующие несение службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, боевую подготовку личного состава, определяющие права и обязанности военнослужащих, их поведение, деятельность, жизнь и быт.

В каждом из воинских уставов в той или иной степени закреплены правила поведения военнослужащих в различных ситуациях. В первую очередь это относится к Уставу внутренней службы, где есть отдельная глава, посвященная взаимоотношениям между военнослужащими. Наличие ее указывает на большой объем информации о порядке и правилах отношений между военнослужащими.

В Уставе внутренней службы Вооруженных Сил РФ раскрываются первостепенные принципы взаимоотношений военнослужащих: единоначалие и субординация; законность; тактичность и выдержанность; уважение личности; коллективизм и другие.

В других уставах также в той или иной степени раскрываются некоторые детали взаимоотношений военнослужащих.

Например, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров (начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб. В определении понятия воинской дисциплины подчеркивается, что строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных воинскими уставами, является очень важным. Воинская дисциплина обязывает военнослужащих оказывать уважение командирам (начальникам) и друг другу, соблюдать правила воинского приветствия и воинской вежливости.

Достижение высокого уровня воинской дисциплины как одного из условий сплоченности и боевой слаженности воинского коллектива возможно при личной ответственности каждого за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов, а также повседневной требовательностью командиров (начальников) к подчиненным.

Так, например, статья 19 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ определяет, что военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. А статья 7 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ гласит, что командир (начальник) должен знать нужды и запросы подчиненных, добиваться их удовлетворения, не допускать грубости и унижения личного достоинства подчиненных, служить образцом строгого соблюдения законов Российской Федерации, других нормативных правовых актов Российской Федерации и требований общевоинских уставов, быть примером нравственности, честности, скромности и справедливости.

Устав гарнизонной, караульной и комендантской служб Вооруженных Сил РФ регулирует уставные правила взаимоотношений между военнослужащими в части организации гарнизонного патрулирования, поддержания порядка и соблюдения воинской дисциплины на улицах и в других общественных местах.

Строевой устав Вооруженных Сил РФ определяет строевые приемы, порядок выполнения воинского приветствия.

Уставной порядок в воинском подразделении является результатом общих усилий: каждого военнослужащего в отдельности и коллектива в целом.

При закреплении в Общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ обязательных правил взаимоотношений между военнослужащими предусмотрены контроль за их соблюдением со стороны командиров и начальников всех степеней и наказание виновных в нарушении этих правил.

Решающую роль в установлении нормальных уставных правил взаимоотношений между военнослужащими в воинском коллективе играет психологический фактор. Например, сообщение военнослужащего командованию о нарушении уставных правил взаимоотношений в воинском коллективе зачастую расценивается как стукачество. Причем многие не знают, что понятие «стукачество» пришло в армию из мест лишения свободы, где содержатся лица, преступившие закон и считающие подобное противоправное поведение стилем своей жизни. Конечно же, их нельзя равнять с военнослужащими, правомерно исполняющими свой долг перед Родиной. В армейских условиях скрытое нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими может обернуться еще большей трагедией, чем само нарушение. Примером могут служить известные случаи расстрела караулов, факты суицида, непосредственной предпосылкой которых являлось сокрытие нарушений уставных правил отношений в воинском коллективе.

Каждый военнослужащий должен знать, что в военной прокуратуре гарнизона (округа) установлены телефон доверия и ящик для письменных обращений, куда можно сообщить о нарушении уставных правил, тем самым помочь себе (коллективу) избавиться от позорящей армию «дедовщины».

Нельзя забывать, что избавление подразделений от нарушений уставных правил взаимоотношений прежде всего дело командиров (начальников), отвечающих за боевую слаженность и сплоченность воинского коллектива. На основании статьи 6 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ командир должен воспитывать подчиненных в духе неуклонного выполнения требований воинской дисциплины и высокой исполнительности. В его обязанность вменено развивать и поддерживать у военнослужащих чувство собственного достоинства, осознание воинской чести и воинского долга, а также воспитание нетерпимого отношения к нарушениям воинской дисциплины, особенно уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, фактам социальной несправедливости. Для эффективного осуществления всего этого надо использовать гласность. Если командир (начальник) допустил сокрытие нарушений воинской дисциплины, преступлений и происшествий, то он должен быть привлечен к ответственности.

В статье 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» содержится перечень видов ответственности, к которой может быть привлечен военнослужащий за допущенные им правонарушения в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения. Он может понести дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность. В статье 52 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ определено, что при нарушении воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) может ограничиться напоминанием об обязанностях военнослужащего и его воинском долге, а в случае необходимости и подвергнуть его дисциплинарному взысканию. При этом следует учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. Все это устанавливается командиром (начальником) в результате проведенного разбирательства. Если в его ходе выяснится, что проступок военнослужащего содержит признаки состава преступления, командир воинской части уведомляет военного прокурора, при необходимости возбуждает уголовное дело и назначает дознание.

За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Их привлечение к уголовной ответственности осуществляется на основании Уголовного кодекса РФ.

Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими охраняются Уголовным кодексом РФ посредством включения в него статей 286, 332 - 336. Для того чтобы показать, какие именно уставные правила взаимоотношений запрещено нарушать под угрозой уголовного наказания, назовем эти статьи:

Превышение должностных полномочий (статья 286);
- неисполнение приказа (статья
- сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (статья;
- насильственные действия в отношении начальника (статья 334);
- нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (статья 335);
- оскорбление военнослужащего (статья 336).

Неразрывность поддержания уставных взаимоотношений в сочетании с элементами требовательности и заботы, справедливости к подчиненным обусловлена характером воинской деятельности и является определяющей во взаимоотношениях между начальниками и подчиненными.

Комплексное применение форм и методов воспитательной работы, психологических средств воздействия для формирования и поддержания взаимоотношений, регламентированных общевоинскими уставами и нормами морали, будет способствовать укреплению сплоченности и боевой слаженности в воинских коллективах.

Перед началом занятия необходимо подчеркнуть актуальность данной темы.

Рассматривая первый вопрос, важно добиться у обучаемых четкого представления о сущности таких характеристик воинского коллектива, как сплоченность и боевая слаженность, понимания их влияния на боевую готовность воинского подразделения.

Основное усилие здесь целесообразно сосредоточить на рассмотрении принципов и путей поддержания в воинском коллективе уставных правил взаимоотношений, их влиянии на сплоченность и боевую слаженность воинского подразделения.

При изучении второго учебного вопроса стоит использовать видеоматериал по правовой тематике, касающийся ответственности за нарушение правил уставных взаимоотношений.

Для усиления воздействия содержания темы на сознание аудитории имеет смысл пригласить на занятие представителей органов военной прокуратуры или военных судов, готовых дать комментарии по рассматриваемым вопросам.

1. Шаковец О. Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими - важнейшее условие сплоченности и боевой слаженности воинского коллектива // «Ориентир». - 2005 - № 6.
2. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник/Под ред. А.Г. Макпакова. - М., 2004.
3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
4. Утлик Э. Психологические основы дисциплины. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ, 1993.
5. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».
6. Уголовный кодекс Российской Федерации.

Майор Борис ИВАНОВ

Индивидуальность воина, ее естественнонаучные основы, социальная

природа и проявления в повседневной жизни - предмет особого интереса для каждого командира. Социальные качества человека обнаруживаются в его личности, которая связывает воедино различные психические процессы индивида и сообщает его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

Потребности представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждения и цель. Для командира это положение означает: анализ индивидуальности подчиненного начинается с уяснения его социальных потребностей. При этом особое предпочтение следует отдавать потребности самоутверждения личности, ибо она является стержнем, вокруг которого строится человеческое поведение.

Открывается возможность целенаправленного воздействия на сферу потребностей, прежде всего на те, которые представляют наибольшую ценность как для формирования личности воина, так и для развития, сплочения коллектива. Однако необходимо иметь в виду, что потребности нельзя ни уничтожить, ни насадить.

Как только офицер становится во главе воинского подразделения возникает чрезвычайно сложный вопрос: как разных, прошедших свою жизненную школу людей, имеющих неодинаковую подготовку, отличающихся характером, темпераментом, физическим развитием, объединить в боеспособный коллектив. Это задача со многими неизвестными. Одна из них - профилактика, предупреждение неуставного поведения.

Диагностика в данном случае рассматривается как способность командира распознавать предпосылки к неуставным взаимоотношениям, выявлять причины их возникновения и живучести, прогнозировать тенденции в поведении военнослужащих. Офицер, диагностируя взаимоотношения, опирается на глубокие знания индивидуальных особенностей подчиненных, использует рекомендации педагогики, психологии, учитывает свой служебный опыт, практику командиров, начальников, социологов, психологов, юристов.

При изучении индивидуальных особенностей молодых воинов важно выявить их социальные потребности. Сюда относится потребность военнослужащего в признании его как личности, потребность занимать определенный статус в официальной структуре подразделения и в неофициальных микроформированиях. Такие потребности жизненно важны для каждого воина, а тем более молодого.

Работа с молодыми воинами свидетельствует о том, что для них с первого дня службы важно знать, каким масштабом они будут "измеряться" в этом коллективе.

Первое общение с молодым воином всегда памятно для него. Командиру важно помнить, что он молниеносно анализирует информацию командира в ходе беседы с точки зрения воздействия на чувство собственного достоинства: ущемляется оно или поддерживается. По каким из этих двух каналов пойдет информация, зависит в последующем поведение военнослужащего

Первыми офицерами, которые встречают призывника, являются офицеры военных комиссариатов. Их основная задача заключается в активном формировании у призывников коллективистских качеств, правильном представлении об уставном порядке в воинских коллективах, профилактической воспитательной работе среди юношей, склонных к негативным образцам поведения.

По прибытию в часть главное внимание должно уделяться правильному формированию у воинов первичных навыков в выполнении служебных обязанностей. В первые дни необходимо изучить требования законов и воинских уставов о взаимоотношениях в воинских коллективах, разъяснить, как вести себя в тех случаях, когда кто-либо из сослуживцев посягает на их достоинство. На этом этапе воспитательной работы с молодыми воинами офицерам следует обеспечить обстановку внимания и доброжелательности, проявлять постоянную заботу о подчиненных, чуткость и такт во взаимоотношениях. Всем случаям сквернословия, грубости, оскорблений со стороны сержантского состава и солдат более ранних сроков службы должен быть дан беспощадный отпор. Тем самым добиться твердой уверенности подчиненных в соблюдении принципа справедливости и равной ответственности за соблюдение дисциплины и правопорядка.

Воспитание человека начинается еще до его рождения и продолжается на протяжении всей его жизни. Начало воинского воспитания знаменуется призывом молодого человека на службу в Вооруженные Силы, продолжается на всем ее протяжении и заканчивается после его увольнения.

Профилактика и предупреждение неуставных взаимоотношений -- комплексная проблема, содержащая разнообразные аспекты деятельности, которые применяются командирами подразделений, всеми органами управления. Прежде всего, необходимо использовать накопленный опыт передовых подразделений войск по предупреждению этих отрицательных явлений. Наработанные формы и методы не утратили своей актуальности и сегодня. Их надо умело использовать с учетом изменившейся обстановки в стране, в Вооруженных Силах.

Ранее, имея мощную базу и соответственно хорошо организованные структуры политического и общественного воздействия, стремились перевоспитать, привести военнослужащего к идеальной схеме отношения к службе, поведения, быта.

И проводилась эта работа далеко не безуспешно. Обстановка в воинских коллективах, в подавляющем большинстве, была нравственно-зрелой, здоровой.

Теперь многое изменилось. Резко сузилась сфера общественного воздействия, меняется морально-психологический климат в подразделениях, происходит ломка общественного сознания у руководителей воинских коллективов. Утрачены ценностные ориентиры, идеалы, на которых они были воспитаны и воспитывали своих подчиненных. Нет общей объединительной идеи, во имя которой можно сплачивать воинские коллективы. Это обрекает командиров, воспитателей на пассивность, препятствует работе на перспективу, снижает их ответственность за состояние правопорядка и воинской дисциплины в подразделениях. Произошло резкое, повсеместное ослабление воспитательной работы с личным составом по сплочению воинских коллективов, формированию позитивного общественного мнения по отношению к признакам и предпосылкам неуставных взаимоотношений.

Исходя из конкретных условий служебно-боевой деятельности войск, необходимо искать и настойчиво внедрять такие методы, которые побуждали бы все категории военнослужащих более оптимально выполнять свои должностные обязанности.

За последнее время в поисках таких методов сосредотачиваются основные усилия на материальной стороне. Это главный, решающий фактор, и в этом плане делается не мало, но очень важно вести активный поиск моральных и других факторов, наработанных многими поколениями российской и советской армии.

Следует использовать исторический опыт русской армии, такой как передача опыта, наставничество, поддержка и помощь, опеку и т.д. старослужащими молодых воинов с одной стороны и подчеркнутое, уважительное отношение со стороны младших товарищей и командиров к старослужащим.

В 1899 году в русской армии была издана памятка наставника новобранца. Определенный интерес представляют и сегодня отдельные положения этой памятки:

“Разговаривай ласково, терпеливо, если в чем нуждается -- позаботься, помоги. Объясняй толково, каждому найди меткое слово. Спроси как зовут, назови себя, покажи кровать, умывальник, где позволяется курить, накорми, если устал -- дай полежать. Заговори о его родных и помоги в первый день написать письмо отцу, матери, жене или другим близким. Вразуми, чтобы новобранец никогда не выпрашивал денег у родных. На второй день учить еще рано. Постарайся познакомить с другими солдатами, если есть земляки -- дай поговорить откровенно. Разговаривая с новобранцем, каждую минуту думай о том, как тебе заслужить его любовь, чтобы поверил тебе и не скрывал ничего”.

За последние годы произошло резкое обострение неуставных взаимоотношений в войсках. Глумления и издевательства приобретают все более изощренный, дерзкий характер, нередко со смертельным исходом. Общее их количество по далеко неполным данным из года в год возрастает. Рост отмечается практически во всех округах, группах войск.

Основные объективные причины резкого обострения этой проблемы известны руководителям воинских коллективов. Они учитываются в организаторской и воспитательской работе по профилактике неуставных взаимоотношений. Прежде всего произошло резкое осложнение криминогенной обстановки в стране, а, следовательно, в регионах призыва на службу. В воинские коллективы вливается все больше молодых людей, усвоивших нормы преступного мира. Своим привычкам они стремятся следовать на заставах, кораблях, подразделениях, что серьезным образом сказывается на нравственно-психологическом климате воинских коллективов.

В связи с резким обострением этого отрицательного явления в войсках подавляющее большинство офицеров подразделений потеряло уверенность в возможность успешного решения этой проблемы. В ходе социологического опроса, проведенного в войсках Северо-Западного округа каждый четвертый офицер подразделения (25%) ответил, что не видит возможности решения проблемы неуставных взаимоотношений между военнослужащими подразделений.

В их работе отсутствует гибкая система воздействия на межличностные отношения воинов по формированию здорового нравственного климата в подразделении. Организации эффективной работы по профилактике неуставных взаимоотношений в значительной мере мешает низкий уровень психолого-педагогической подготовленности должностных лиц. Офицеры застав, кораблей, подразделений не умеют управлять взаимоотношениями людей в коллективе, воздействовать на межличностные отношения военнослужащих по формированию здорового, нравственного климата в подразделении, не знают динамики внутри коллективных процессов, имеют слабое представление о психологии молодежной среды, не умеют прогнозировать развитие событий, а главное не владеют методикой профилактики неуставных взаимоотношений. Более половины офицеров подразделений (52%-по данным опроса) ответили, что они недостаточно или полностью не подготовлены к решению этой проблемы в подразделениях.

Организаторская и воспитательная работа по предупреждению глумлений и издевательств над сослуживцами должна решаться в единстве трех подходов:

  • --организация нравственно зрелой жизнедеятельности военнослужащих, наведение и поддержание в каждом подразделении твердого уставного порядка;
  • --последовательная и систематическая работа по изучению личностных особенностей, взаимоотношений между военнослужащими различных периодов службы. Знание реального положения дел в воинском коллективе;
  • --повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности.

Несмотря на то, что неуставные взаимоотношения имеют глубокие социально-психологические корни, все же специфические условия жизнедеятельности армейских коллективов, жесткая система контроля, новизна ситуации, в которой оказывается молодой человек, позволяет сделать обстановку в подразделениях достаточно автономной, дает возможность создать условия здорового воспитания военнослужащих даже на фоне негативных процессов в обществе.

Подтверждение этому -- десятки подразделений, где здоровая нравственная атмосфера. К большому сожалению эти возможности в достаточной мере не реализуются.

Управление сложными социальными процессами в частях и подразделениях, ранее опирающееся на мощную идеологическую и политическую базу, сегодня должно базироваться на новых концептуальных подходах, в основе которых наиболее целесообразно иметь научно-обоснованные пути и направления социального управления. В основе их --социальные регуляция и коррекция социального поведения военнослужащих и воинских коллективов.

В связи с этим встает проблема нового подхода к сплочению воинских коллективов, профилактике неуставных взаимоотношений. И главным здесь -- учет социальных, социологических и социально-психологических факторов, на основе которых должны приниматься управленческие решения, строиться работа по укреплению воинской дисциплины.

Работа по профилактике неуставных взаимоотношений требует:

  • -учитывать факторы, обуславливающие появление этого негативного социально-психологического явления, механизма его функционирования.
  • -знание воинского коллектива, умение получать достоверную информацию о взаимоотношениях между военнослужащими, о структуре и направленности неформальных группировок.
  • -способность оказывать влияние на микро группы, умение находить формы и способы противодействия этим негативным явлением.
  • -психологическая готовность целенаправленно и систематически вести работу по предупреждению неуставных взаимоотношений.

Опыт свидетельствует, что в качестве наиболее эффективных мер профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений на “земляческой” основе чаще всего являются:

  • 1) поддержание командованием подразделений, частей (кораблей) тесных контактов с родителями военнослужащих, местными органами власти и общественными организациями по месту их призыва;
  • 2) умелая индивидуально-воспитательная работа с их неформальными лидерами;
  • 3) равномерное распределение по подразделениям представителей различных национальностей;
  • 4) выявление лиц, склонных к правонарушениям, ранее участвовавших в противоправных действиях, имевших приводы в милицию, связь с преступными элементами, и проведение с ними целенаправленной профилактической работы.

Основные критерии лидерства в воинском коллективе, по мнению военнослужащих, проходящих службу по призыву, следующие:

  • а) хорошее физическое развитие (сила);
  • б) готовность помочь товарищу;
  • в) наличие земляков более ранних призывов в части;
  • г) отличное владение воинской специальностью;
  • д) хорошее умственное развитие, коммуникабельность;
  • е) исполнение должности младшего командира;
  • ж) наличие друзей среди военнослужащих старших сроков службы;
  • з) наличие авторитета и доверия у командования подразделения;
  • и) участие до службы в армии в деятельности криминогенных группировок;
  • к) участие в период службы в выполнении специальных заданий (в районах чрезвычайного положения и т.п.;
  • л) высокий уровень доходов до призыва в Вооруженные Силы и др.

Коллектив подразделения -- это социальная форма организации людей в военном деле. Чем крепче его внутренняя спайка, благоприятнее нравственный климат, тем шире его возможности, которые он создает для успешной службы солдат и матросов.

Все воинские коллективы подразделений по своей структуре являются сложными и многообразными.

Различие их по социальному положению, образованию, национальному составу, жизненной и трудовой закалки делает их неодинаковыми по содержанию взаимоотношений между военнослужащими, и по частоте конфликтных ситуаций.

При профилактике неуставных взаимоотношений следует учитывать, прежде всего, многонациональность воинского коллектива.

Выделяются три типа отношений в воинских коллективах подразделений, в которых межнациональное общение военнослужащих строится на принципиально различной основе.

Первый - когда в подразделениях численно преобладают воины славянских национальностей. Жизнь и взаимоотношения военнослужащих в них строятся на основе национально-психологических особенностей славян. В этих подразделениях воины неславянских национальностей, внутренне сохраняя свою национальную самобытность, чаще всего принимают присущий для таких коллективов тип отношений и нормы поведения.

Второй - формируется в воинских коллективах, где военнослужащие разных национальностей -- территориальных групп примерно равны по численности и социальной активности. Общественно-психологические особенности этих коллективов -- традиции, нормы взаимоотношений основываются уже не только на национальных чертах воинов славянского происхождения, но на чертах других, значительных по численности национальных групп.

Третий - складывается в воинских коллективах, в которых преобладающей и по численности и по влиянию выступает одна из национальных или национально-территориальных групп воинов. Такой тип отношений наиболее характерен для подразделений Среднеазиатского и Кавказского регионов. Общественно-психологические особенности подобных коллективов строятся на основе национальных особенностей этой преобладающей группы.

Соответствующий характер приобретают здесь межличностные отношения военнослужащих.

В воинских коллективах с разной национальной структурой и содержанием межнациональных общений военнослужащих по-разному протекают и конфликтные ситуации, что необходимо учитывать в работе по их предупреждению.

Необходимо учитывать новые факторы в комплектовании воинских коллективов военнослужащими на контрактной основе. Это, как правило, военнослужащие, прошедшие хорошую школу службы и при умелой работе могут быть надежной опорой командира в профилактике неуставных взаимоотношений.

Основным звеном в организаторской работе командиров подразделений по предупреждению неуставных взаимоотношений над сослуживцами является организация нравственно-зрелой жизнедеятельности воинского коллектива.

Прежде всего, необходимо установить такой уклад воинской службы, который бы исключал возможность проявления самовольных действий военнослужащих. Офицеры подразделений обязаны осуществлять повседневный контроль за выполнением распорядка дня, службы внутренних нарядов. Всем хорошо известно, что глумления и издевательства происходят в вечернее и ночное время. Ведущая роль в этот период отводится сержантам, командирам отделений. Но, к большому сожалению, сержантский состав подразделений утратил свою роль и не выполняет своих служебных и должностных обязанностей по предупреждению не уставных взаимоотношений между военнослужащими.

В целях повышения роли сержантов (командиров отделений в подразделениях) в профилактике отрицательных явлений целесообразно рассмотреть вопрос о подготовке и назначении на должность командиров отделений военнослужащих, призванных на службу на контрактной основе. Для этой категории военнослужащих, чтобы они постоянно находились со своими подчиненными и в полном объеме выполняли свои должностные обязанности, необходимо установить соответствующее денежное содержание с учетом проживания их со своими подчиненными.

Во всех подразделениях необходимо установить четкий контроль за службой в нарядах, за равномерным распределением служебных нагрузок на военнослужащих всех периодов службы, за организацией и проведением хозяйственных работ.

Известно, что главным, решающим звеном в служебно-боевой деятельности войск, в укреплении правопорядка и воинской дисциплины является подразделение. Следовательно, основные усилия всех управленческих структур должны быть сосредоточены именно там, где в настоящее время образовался значительный некомплект офицеров этих подразделений. Они должны оценивать свою деятельность через призму положения дел в этих коллективах. Это главный критерий оценки их деятельности. Основные усилия в организаторской и воспитательской работе всех органов управления должны быть сосредоточены на оказании квалифицированной помощи офицерам подразделений в организации нравственно-зрелой жизнедеятельности воинских коллективов. Жизнедеятельность воинских коллективов должна соответствовать основным закономерностям и тенденциям социальной жизни, объективным реальным условиям, а не вступать с ними в противоречие, как это происходит сегодня.

Для проведения успешной работы по профилактике неуставных взаимоотношений в подразделениях необходимо:

  • -- объективная и принципиальная оценка отрицательных явлений в коллективе и принятие адекватных мер по их пресечению;
  • -- вести бескомпромиссную борьбу с фактами сокрытия, искривлением дисциплинарной практики, грубости, оскорбления и унижение достоинства солдат. Исключить применение антипедагогических методов воспитания;
  • -- настойчиво возрождать сложившиеся за многие десятилетия на заставах, кораблях, подразделениях ритуалы воинской службы.

Успешное решение задач по профилактике неуставных взаимоотношений в решающей степени зависит от психолого-педагогической подготовки офицеров подразделения. Управление воинским коллективом требует специальной подготовки. Эта фундаментальная подготовка должна быть заложена в учебные планы и программы высших военных учебных заведений.

Неуставные взаимоотношения в своем большинстве зарождаются на этапе, когда у командиров подразделений еще не сформировалось объективное представление о каждой личности молодого пополнения, о внутриколлективных процессах.

Изучение внутригрупповых и межгрупповых отношений осуществляется при помощи отработанной методики, в состав которой входят: наблюдение, изучение, индивидуальная беседа. Основой основ изучения взаимоотношений в коллективе является индивидуальная работа. В современной неординарной обстановке в армии и на флоте она должна быть главным методом работы с людьми.

Индивидуально-воспитательная работа -- это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение военнослужащего с максимальным учетом особенностей личности.

Систематическая индивидуальная работа, проводимая офицерами подразделения, позволяет:

  • -- выявить мотивы поведения, отношение военнослужащего к своим обязанностям, сослуживцам, к себе;
  • -- полнее и конкретнее анализировать морально-психологическое состояние личного состава;
  • -- учитывать индивидуально-психологические особенности, личностные качества, физическое развитие, веропринадлежность и т.д.;
  • -- постоянно влиять на морально-психологический климат в коллективе, выявлять неформальных лидеров в микрогруппах, более глубоко знать национальные обычаи, нравы и традиции;
  • -- прогнозировать и предупреждать конфликтные ситуации во взаимоотношениях между военнослужащими;
  • -- правильно выбирать наиболее эффективные формы и методы воздействия на каждого военнослужащего с целью формирования у него навыков уставных взаимоотношений с сослуживцами.

Индивидуальная работа должна проводиться не от случая к случаю, а систематически.

Системный подход имеет четыре этапа:

  • -- изучение личностных качеств и особенностей воина, его сильных и слабых сторон;
  • -- выбор оптимальных форм и методов, приемов психолого-педагогического воздействия;
  • -- практическое осуществление спланированного воздействия;
  • -- анализ достигнутых результатов в целях коррекции индивидуального воздействия или его видоизменения, когда работа недостаточно эффективна.

Основная задача состоит в том, чтобы в короткий срок определить микрогруппы, их направленность и состав, установить положительное ядро воинского коллектива и конкретных носителей негативных отношений. Главная цель -- изучить сложившуюся систему формальных и неформальных отношений для учета в работе по предупреждению неуставных взаимоотношений. Индивидуальность каждого воина, его социальная природа проявляются в повседневной жизни. Интересы, убеждения, мотивы, стремления, влечения, желания, ценностные ориентации -- представляют основу и движущую силу человеческого поведения, его побуждения и цель.

В ходе изучения взаимоотношений военнослужащих необходимо:

  • -- анализировать характер общения военнослужащих друг с другом, строго следить за настроением воинов, их отношением к службе, проявлением отчужденности и недовольства;
  • -- изучать стиль поведения военнослужащих в ситуации разногласий и конфликтов;
  • -- способы разрешения конфликтных ситуаций, тип направленности агрессии военнослужащих, овладевать приемами и навыками поведения в сложных социально-психологических ситуациях;
  • -- анализировать особенности адаптации военнослужащих к своему окружению;
  • -- постоянно оценивать морально-психологический климат подразделения, изучать круг наиболее авторитетных людей, мнения которых являются определяющим для личности;
  • -- анализировать случаи неравномерного распределения служебных нагрузок, выполнения хозяйственных работ особенно в выходные и праздничные дни;
  • -- наблюдать за размещением военнослужащих в столовой, при просмотре кинофильмов и телепередач, за внешним видом, наличием обмундирования.

Для каждого командира и его заместителя по воспитательной работе при изучении молодого пополнения особое внимание следует обратить на его социальные потребности. При этом предпочтение следует отдавать потребности в самоутверждении личности, ибо она является стержнем, вокруг которого строится все человеческое поведение. Важно также глубоко разобраться, какова вероятность реализации потребности каждого военнослужащего в коллективе. Для каждого руководителя здесь открывается возможность целенаправленного воздействия на сферу потребностей в интересах сплочения воинского коллектива.

Неуставные взаимоотношения между военнослужащими являются наиболее острой формой протекания и разрешения конфликтов и имеют глубокие социально-психологические корни. Они проявляются в грубом нарушении порядка, установленных правил взаимоотношений и находят свое выражение в моральном и физическом оскорблении, унижении человеческого достоинства. В воинском коллективе ассимилируются в первую очередь не нормы официальной морали, а неформальные нормы высокостатусных неформальных групп, которыми являются в своем большинстве группы старослужащих воинов.

О назревании напряженности в отношениях свидетельствуют факты ухудшения настроения у отдельных военнослужащих, ослабление их активности в выполнении служебных обязанностей, отчужденности, высказываний по поводу неудовлетворенности своим положением.

Чаще всего они находятся в подавленном морально-психологическом состоянии, имеют неряшливый внешний вид. У них могут отсутствовать отдельные предметы обмундирования.

Объектом постоянных психологических и физических нападок часто становятся воины, у которых недостаточно сформированы трудовые навыки, а также слабые в умственном и физическом развитии. Злостным нападкам подвергаются военнослужащие, нежелающие подчиняться несправедливым требованиям, жить по сложившимся негативным законам. По социально-демографическим данным эти военнослужащие воспитывались в неблагополучных семьях, как правило, являются неприспособленными к самостоятельной жизни.

Структура неформальных групп обусловлена своеобразной иерархией статусов их членов. Вершину этой лестницы занимает один или несколько лидеров этой группы. Они осуществляют роль организаторов и исполнителей издевательства над сослуживцами. Как правило, такой главарь характеризуется стремлением подчинить себе людей. Для достижения своих целей они нередко используют физическое насилие или угрожают его применить. По социально-демографическим данным лидер воспитывался в многодетной семье, как правило, в алкогольной. Воспитывался без отца, преимущественно городской житель, не работавший до призыва в армию.

По своим нравственным качествам -- ограниченность в духовных запросах, эгоист, трус. По отношению к сослуживцам проявляет грубость, наглость, бездушие, развязность; по отношению к самому себе проявляет высокомерие, самонадеянность, несамокритичность. Не любит трудиться, недисциплинирован, неисполнителен, отрицательно относится к службе.

Всегда в коллективе есть военнослужащие, на которых возложена роль непосредственного исполнителя по поддержанию негативных традиций и проводники идеи безропотного повиновения негласным законам. Они дают советы, как поступать новичкам в различных ситуациях, приводят примеры жестоких расправ за непослушание. Качество исполнения этих ролей солдатами постоянно оценивается лидером неформальной микрогруппы. На основе этих оценочных мнений складывается внутригрупповой механизм функционирования неуставных взаимоотношений.

Предметом особого внимания командиров должны быть все случаи травм и телесных повреждений военнослужащих. Для того, чтобы исключить сокрытие фактов грубых нарушений целесообразно периодически проводить осмотр военнослужащих подразделения.

Следует учитывать, что структура воинских коллективов, обусловленная системой комплектования войск, изначально закладывает структурные конфликты и способствует образованию различных микрогрупп. Чем выше социальная разнородность подразделений, тем выше вероятность проявления неформальных групп.

Разобравшись в структуре неформальных группировок, офицеры вырабатывают правильный взгляд на события, происходящие в подразделениях, и определяют конкретные меры активного влияния на внутриколлективные явления и профилактику отрицательных явлений. Зная ситуацию в развитии взаимоотношений, можно умело контролировать ее. Однако, важно не только знать, но и уметь влиять на эти явления, корректировать их с целью улучшения нравственного климата подразделения. Речь прежде всего идет о микрогруппах отрицательной направленности. В работе с ними нет единого подхода. Одни считают, что к таким группам необходимо применять только “силовые” методы работы: наказать, перевести организаторов в другие подразделения и т.д. К сожалению, зачастую, используется только этот метод.

Другие считают, что необходимо искать с ними компромисс и приобщать их к формальной структуре для решения стоящих перед подразделением задач.

Третьи считают, что необходимо организовать работу по ее “размыканию” и приданию ей положительной направленности.

Обстановка в частях в ряде регионов экстремальная, неординарная и соответственно требуются и адекватные меры.

Необходимо найти слабое звено в микрогруппе. Это могут быть солдаты, которые тяготятся принадлежностью к ней. Они хотели бы изменить свое положение, но боятся и самостоятельно не решаются выйти из микрогруппы. Им нужна экстренная помощь в занятии принципиальной позиции, психологическая поддержка, в том, чтобы они порвали паутину круговой поруки. Чем больше удастся вывести солдат из-под ее влияния, тем эффективнее будут последующие действия.

Необходимо выявить лидера микрогруппы. Как правило, такой военнослужащий характеризуется стремлением подчинить себе людей. Для достижения своих корыстных целей он нередко использует физическое насилие или угрожает его применить. В поведении лидера обычно проявляются развязность, заносчивость, грубость, высокомерие, самоуверенность. После выявления лидера намечается комплекс мер по его дискредитации.

Поскольку целью образования неформального объединения негативной направленности является получение определенных “привилегий”, то главная задача офицеров подразделения --обеспечить подрыв этой цели. Всему коллективу следует показать антиобщественный, аморальный характер существования данной микрогруппы, важно убедить личный состав подразделения, что деятельность микрогруппы противоречит не только требованиям воинских уставов, но и личным интересам воинов.

Необходимо, чтобы в работе была система, все мероприятия тщательно готовились и несли содержательный и эмоциональный заряд. В такой работе недопустимы штамп и формализм.

В профилактике неуставных взаимоотношений важнейшей задачей является организаторская и воспитательная работа по сплочению воинских коллективов. Сплочение воинских коллективов -- очень трудная и сложная проблема каждого командира, когда он становится во главе подразделения. Ведь в подразделения приходят военнослужащие, прошедшие свою жизненную школу, имеющие неодинаковую подготовку, отличающиеся характером, темпераментом, физическим развитием, которых необходимо объединить в единую боевую семью.

Сегодня в воинские коллективы приходят военнослужащие с различными политическими взглядами и убеждениями, что необходимо учитывать в организаторской и воспитательной работе.

Общей объединительной идеей для всех военнослужащих, каких бы он взглядов и убеждений не придерживался, может быть идея: защиты безопасности России на ее рубежах.

Для борьбы с глумлениями и издевательствами необходимы единые усилия офицеров, прапорщиков и мичманов, сержантов, военнослужащих срочной службы и по контракту. На отечественных традициях русской армии с целью защиты, адаптации и подготовки молодого пополнения считать возможным возрождение “наставничества”.

С этой целью необходимо рассмотреть вопрос о создании в подразделениях инициативных групп противодействия неуставным взаимоотношениям.

По поводу создания таких групп существуют различные точки зрения. Одни считают их ненужными, потому что они могут создать дополнительную напряженность в воинском коллективе. Их кредо: избегать любых конфликтов, даже если они носят созидательный характер, поскольку в разрешении назревших противоречий утверждается правда и справедливость. Другие считают, что приемлимым лишь административно-силовой метод, и не видят других путей. Третья категория придерживается выжидательной позиции.

Но главная задача не в том, чтобы любой ценой добиваться внешней бесконфликтности, а в том чтобы победить это зло. А сделать это в короткие сроки разовыми, эпизодическими мероприятиями, как правило, после совершения глумления или издевательства, без создания единого фронта борьбы невозможно.

Важно обеспечить жесткую координацию усилий всех. Опыт показывает, что при таком подходе складываются благоприятные предпосылки для создания высоконравственной атмосферы в коллективе.

Главная задача инициативной группы -- предупредить любые действия недисциплинированных военнослужащих, направленные на получение незаконных привилегий, на подрыв воинского товарищества. Опыт свидетельствует, что выполнение этой задачи оказывается по плечу лишь людям более авторитетным в коллективе, имеющим высокие моральные и психологические качества.

При этом существенно, что в конфликтной ситуации они опираются на свое морально-психологическое превосходство над нарушителями. И не физическая сила оказывается, как правило, главным сдерживающим нарушителя фактором, а непреклонность воли, честность и смелость, выраженные в активной жизненной позиции.

Назрела настоятельная необходимость создания во всех подразделениях Советов воинских коллективов.

Как показала практика они могут оказать существенную помощь в решении задач укрепления воинской дисциплины в сплочении воинских коллективов и профилактики неуставных взаимоотношений между военнослужащими.

Важным направлением организаторской и воспитательной работы по предупреждению негативных явлений в подразделениях, связанных с глумлением и издевательством над сослуживцами является повседневная забота, прежде всего командиров, о создании нормальных условий для жизни и службы, о полном обеспечении положенным обмундировании и имуществе, об отдыхе и здоровье военнослужащих. В ряде частей и подразделений не созданы элементарные бытовые условия, не в полном объеме решаются вопросы тылового и медицинского обеспечения, что серьезным образом сказывается на морально-психологическом климате в воинских коллективах.

В связи с тем, что многие конфликтные ситуации возникают из-за неудовлетворенности бытом личного состава, следует сосредотачивать усилия офицеров подразделений на поддержание уставного воинского порядка, добиваться своевременного и полного удовлетворения всем необходимым по установленным нормам. Постоянно проявлять заботу об отдыхе личного состава, об организации и проведении культурных и спортивных мероприятий, особенно в выходные и праздничные дни. Строгий уклад воинской жизни сплачивает подразделение, представляет широкое поле деятельности для добросовестных и инициативных воинов по пресечению издевательств над сослуживцами.

В поле зрения командиров подразделений должны находиться вопросы социальной защищенности военнослужащих.

Проблема социальной защищенности военнослужащих возникает в подразделениях, где со стороны командиров формально предъявляются требования к личному составу, без учета многих индивидуальных и национальных особенностей воинов.

Эти просчеты ведут к тому, что некоторые воины, которые являются объектом оскорблений, унижений, насмешек оказываются в относительной социально-психологической изоляции.

В социальной защищенности нуждаются прежде всего военнослужащие, имеющие недостатки в общем развитии, в физическом отношении, а также с нервно-психической неустойчивостью.

Большого внимания требуют воины нового пополнения, особенно в первые месяцы на учебных пунктах и в подразделениях. В это время многие из них чрезмерно утомляются на занятиях, на службе, тяжело переносят строгую регламентацию распорядка дня.

Как различны ситуации, требующие вмешательства командира и его заместителя, так многообразны формы и методы их разрешения. Обеспечение социальной защищености того или иного воина не означает, что надо потворствовать его отрицательным наклонностям или ложным взглядам.

Можно и нужно защищать человека, имеющего какие-то недостатки в физическом и умственном развитии, но было бы ошибкой защищать лодырей, грубиянов, циников.

Истоки многих форм нарушений уставных правил взаимоотношений надо искать не в обстоятельствах, лежащих за пределами воинской службы, а в издержках нашей работы, неудовлетворительной организации воинской службы, труда и отдыха военнослужащих.

Многое в предупреждении нарушений уставных правил взаимоотношений зависит от стиля работы офицерских кадров. Большинству их недостает профессионализма в этом сложном деле.

Не теряя времени, нужно критически пересмотреть прежний опыт, искать новые методы и формы работы по диагностике и профилактике нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, отвечающие реалиям сегодняшнего дня и ориентированные на перспективу.

Новые процессы, происходящие в войсках, требуют глубокого и всестороннего анализа, научно-обоснованного прогнозирования тенденций их развития. Со всей остротой возникла жизненная потребность в проведении систематических военно-социологических исследований в воинских коллективах с целью выработки предложений для принятия решений органами управления войск.

Деятельность Вооруженных Сил России подчинена законам Государства. Федеральные законы, Уставы, предписания и директивы не могут противоречить Конституции страны. Граждане обязаны защищать Родину, а Государство в свою очередь гарантирует каждому человеку его права и свободы, в том числе защиту чести и достоинства. Армия - это разнородный коллектив, члены которого различаются по национальным и религиозным признакам. Разный уровень образования и воспитания приводит к неизбежным конфликтам интересов. Отличия воинского коллектива от гражданского заключается в том, что после окончания рабочего времени штатские люди отправляются по домам, а военнослужащие могут проводить вместе время, предназначенное для отдыха.

Обратите внимание! Отношения внутри воинского коллектива зависят от строго соблюдения Устава, где регламентированы правила поведения и общения между равными и неравными людьми по званию и занимаемым должностям.

Неуставные взаимоотношения между военнослужащими приводят к разобщенности коллектива, снижению эффективности взаимодействия подразделения.

Понятие неуставных взаимоотношений

Коллектив - это сложный организм, развивающийся по своим законам. Сплоченные группы людей выполняют поставленные задачи с наибольшей эффективностью, тогда как внутренняя разобщенность приводит к саботированию приказов, мешает прохождению сигналов по вертикали власти, и затрудняет обратную связь.

Ситуация в армейских коллективах усложняется наличием строгой иерархии, причем не только той, которая определена Уставом, но и неформальной, где лидером становится человек, наделенный физической силой, подчинивший себе более слабых людей. Любые отношения, идущие вразрез требованиям Устава, можно назвать неуставными. Наиболее ярким проявлением нарушения уставных правил взаимоотношений в армии является:

  • Дедовщина - дискриминация проявляется по признаку длительности службы.
  • Землячество - подразумевает создание группировок внутри коллектива по территориальному признаку проживания служащих до их призыва.

Группировка объединяется вокруг неформального лидера, причем ведомые на подсознательном уровне понимают, что непризнание власти вожака поставит их на низшую ступень, и приведет к давлению со стороны большинства.

Формы проявления

Неуставные взаимоотношения в армии отличаются разнообразием, их объектом становятся жизнь и здоровье военнослужащих, человеческое достоинство, имущественные права и нарушение режима отдыха.

Наиболее распространенные формы проявления неуставных отношений:

  • избиение;
  • издевательства и глумление;
  • высмеивание особенностей внешности и телосложения;
  • дискриминация по религиозным и национальным признакам;
  • шантаж и вымогательство;
  • создание невыносимых условий службы без применения непосредственного насилия, но с угрозами такового;
  • физическое и психологическое давление;
  • привлечение к работам, не связанным с исполнением должностных обязанностей;
  • принуждение к отказу от пищи;
  • неправомерное изъятие денежных средств и иных материальных ценностей.

Причиной противоправных деяний являются безнаказанность старослужащих, неумение юношей, пришедших в армию из семьи, постоять за себя, равнодушие и замалчивание происшествий нейтрально настроенной частью коллектива.

Профилактика отношений не по уставу в ВС РФ

Ответственность за состояние морального климата коллектива воинской части возложена на ее командира и военачальников всех ступеней. Выявление неуставных взаимоотношений заключается в:

  • наблюдении за личным составом;
  • проведении индивидуальных бесед с группой риска с разъяснением военнослужащим их прав и последствий неуставных отношений;
  • проведении анонимных опросов;
  • осуществлении психологического тестирования коллектива;
  • своевременном реагировании руководства на сообщения о случаях нарушения Устава.

Для профилактики правонарушений командование части должно принимать меры, направленные на оздоровление отношений в коллективе, а именно:

  • постоянно мониторить морально-психологическую обстановку в подразделении;
  • обладать навыками получения достоверной информации об отношениях между подчиненными и о структуре подгрупп;
  • иметь достаточный авторитет для оказания влияния на коллектив в целом и на отдельные его группировки, уметь противодействовать негативным настроениям;
  • выявлять неформальных лидеров, обращать их организаторские способности и другие личностные качества на пользу коллективу;
  • поддерживать контакт с родственниками подчиненных;
  • распределять нагрузку между всеми членами подразделения, пресекать случаи отлынивания от обязанностей и перекладывания их на других военнослужащих;
  • не допускать преобладания в подразделении лиц одной национальности или вероисповедания, равномерно распределяя их по разным отделениям;
  • выявлять лиц с явно выраженными криминальными наклонностями.

Все эти меры в совокупности с регулярным участием в командных спортивных играх и другими коллективными занятиями, направленными на укрепление командного духа, приведут к снижению числа жалоб на неуставные отношения в рядах Вооруженных Сил.

Правовая ответственность

Ответственность за нарушение Устава во вверенном ему подразделении ложится на непосредственного начальника. По каждому случаю неуставных отношений, повлекших причинение вреда военнослужащему, проводится проверка. Расследование не только устанавливает лицо, виновное в нарушении законных прав военного, но и определяет степень ответственности каждого руководителя.

  • обратиться в санчасть, чтобы зафиксировать побои, каждый случай травмы подлежит расследованию;
  • подать жалобу непосредственному командиру;
  • направиться с жалобой к родственникам или в правозащитные организации;
  • известить о незаконных действиях сослуживцев, письменно;
  • позвонить на горячую линию прокуратуры, номер ее телефона должен быть указан на стендах воинской части;
  • просить перевода в другое подразделение.

По каждому прецеденту обращения военнослужащих проводится проверка. В случае установления фактов неуставных взаимоотношений в отношении виновных применяется дисциплинарное взыскание. При наличии признаков преступления материал проверки направляется по подследственности. Каждый человек, вне зависимости от своего служебного положения, вправе защищать свою жизнь и достоинство любыми законными методами.

Поделитесь информацией о моральном климате в подразделении. Есть ли случаи неуставных отношений, доводятся ли они до командования. Какими методами руководство части пресекает нарушения. Задавайте вопросы в блоке комментариев.

Объект

  • Общим объектом неуставных взаимоотношений является система норм поведения, установленных в обществе законодательством страны.
  • Родовым объектом неуставных взаимоотношений являются система взаимоотношений между военнослужащими, порядок несения воинской службы, установленных действующими уставами вооруженных сил.
  • Непосредственным объектом неуставных взаимоотношений являются здоровье , честь , имущество военнослужащих.

Объективная сторона

Неуставные взаимоотношения понятие более широкое, чем «дедовщина ». Неуставные взаимоотношения включают в себя весь спектр взаимоотношений между военнослужащими, которые нарушают требования общевойсковых уставов (в том числе отношения начальник -подчиненный, подчиненный-начальник). Кроме того, неуставные отношения не обязательно основаны на насилии . «Дедовщина» же в узком понятии охватывает только нарушения уставов при взаимоотношениями между военнослужащими старшего и младшего призыва .

Примерами неуставных отношений, не связанных с насилием, могут быть такие явления, как использование солдат на физических работах на даче у генерала , принуждение военнослужащего женского пола к сексуальным отношениям со стороны мужчины-офицера (создание благоприятных условий без применения непосредственного насилия) и т. д. Даже элементарные примеры несоблюдения воинских традиций, таких, как выполнение воинского приветствия , подпадает под понятие неуставных взаимоотношений, так как воинское приветствие при встрече военнослужащих закреплено нормами Устава внутренней службы, который, в свою очередь, введен в действие соответствующим Законом .

Наиболее грубые формы неуставных взаимоотношений, такие как истязания, хулиганство , причинение телесных повреждений, грабеж , убийство и т. п. подпадают под понятия общеуголовных преступлений и влекут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Аналогичные нормы права имеются в законодательстве подавляющего большинства других стран.

Несмотря на подавляющее негативное отношение к НВ среди населения, бытует точка зрения, что отдельные, «мягкие» формы способствуют более ускоренной адаптации молодого бойца в условиях воинской службы.

С объективной стороны теория уголовного права делит неуставные взаимоотношения на три вида:

Между военнослужащими без признаков подчиненности (оба субъекта НВ равные в должности и звании)

К неуставным взаимоотношениям между военнослужащими без признаков подчиненности могут быть отнесены следующие правонарушения:

  • Противоправное физическое, психологическое, экономическое насилие, оказываемое «старослужащим» в отношении «молодого» (при условии, что они одного звания и не являются один по отношению к другому начальником). Если эти же формы насилия оказаны в рамках требований уставов и других действующих нормативно-правовых актов, состав правонарушения в действиях старослужащего исключается (к примеру - действия в пределах необходимой обороны , крайней необходимости , в боевой обстановке по отношению к трусу);
  • Любые формы противоправного насилия между сержантами , прапорщиками , офицерами , имеющими одинаковое звание и занимающие одинаковую должность (например - на почве неприязненных отношений один командир взвода избил другого командира взвода).
  • Сексуальные формы насилия по отношению к военнослужащему (сексуальные домогательства , принуждение к вступлению в половую связь, изнасилование).

Между военнослужащими с признаками подчиненности: начальник - подчиненный

  • Противоправное физическое, психологическое насилие в отношении подчиненного в условиях, которые не требовали данных форм воздействия (превышение должностных полномочий). Правомерное применение такого насилия исключает состав правонарушения (например, в боевой обстановке по отношению к трусу, необходимая оборона).
  • Противоправное экономическое насилие в отношении подчиненного (за исключением ситуации, когда командир действует в условиях крайней необходимости).
  • Эксплуатация подчиненных (злоупотребление властью или должностным положением, к примеру - использование подчиненных на строительстве личного дома).
  • Сексуальное насилие в отношении подчиненного.

Между военнослужащими с признаками подчиненности: подчиненный - начальник

  • Противоправное физическое, психологическое насилие в отношении начальника (к примеру - угроза начальнику оружием в боевой обстановке, причинение начальнику телесных повреждений и т. д.). Правомерное применение такого насилия исключает состав правонарушения (например, в боевой обстановке по отношению к трусу, необходимая оборона).
  • Противоправное экономическое насилие в отношении начальника (грабеж , разбой и т. п.).
  • Сексуальное насилие в отношении начальника (изнасилование).

Признак подчиненности в отдельных случаях могут выступать как квалифицирующий признак и является отягчающим обстоятельством.

Субъектом неуставных взаимоотношений может быть только военнослужащий, то есть, должностное лицо, имеющее воинское звание , проходящее действительную воинскую службу. Кроме того, необходимы признаки общего субъекта правонарушения - дееспособное, вменяемое лицо, достигшее возраста правовой ответственности.

Субъективная сторона

С субъективной стороны неуставные отношения предполагают наличие умышленной формы вины. В свою очередь, сами правонарушения (преступления) в зависимости от состава, закрепленного соответствующей нормой права могут носить характер как прямого , так и косвенного умысла .

  • С прямым умыслом совершаются ряд преступлений и дисциплинарных проступков, когда правонарушитель осознает противоправность своих действий, предвидит наступление общественно-опасных последствий и желает их наступления. Например - умышленное убийство , грабеж , умышленное причинение телесных повреждений.
  • С косвенным умыслом могут быть совершены правонарушения, когда нарушитель не предвидел наступление общественно-опасных последствий, не желал их наступления, но мог и обязан был предвидеть. Например - один военнослужащий принуждает другого к физическим упражнениям сверх нормы. У последнего сердце не выдерживает чрезмерных нагрузок и он умирает. Первый не желал его смерти, но он мог предположить, что физические нагрузки сверх предела опасны для жизни и здоровья.

Ответственность

В зависимости от состава правонарушения, неуставные взаимоотношения могут носить характер:

  • Преступления - противоправное действие, грубо нарушающее действующее законодательство, представляющее большую общественную опасностью, ответственность за которое предусмотрена нормами уголовного права .
  • Дисциплинарного проступка - противоправное действие, которое не содержит признаки преступления, нарушающее требования административного законодательства и уставов вооруженных сил , ответственность за которое наступает в соответствии с требованием Дисциплинарного Устава.

Таким образом, ответственность за все нарушения требований уставов, которые не являются преступлениями, наступает в дисциплинарном порядке (дисциплинарные взыскания, содержание на гауптвахте).

За совершение правонарушений, которые квалифицируются как преступления, ответственность наступает в общем порядке в соответствии с требованиями уголовного права.

Формы проявления «неуставных взаимоотношений»

  • Эксплуатация (перекладывание старослужащими своих обязанностей на солдат младшего периода службы, использование подчиненных начальником в личных целях);
  • Физическое насилие (нанесение побоев, лишение сна, принуждение к физическим упражнениям сверх допустимой нормы, насилие сексуального характера);
  • Психологическое насилие (словесные оскорбления);
  • Экономическое насилие (отбирание денег, продуктов питания, личных вещей, лишение пищи, денежного, вещевого и материального довольствия).

Причины и условия, порождающие неуставные взаимоотношения между военнослужащими

Среди юристов , военных психологов , журналистов распространено мнение, что причинами, порождающими неуставные взаимоотношения в армии являются следующие условия:

  • стойкие традиции, связанные с этим явлением;
  • четкая градация по сроку службы (одно и то же время призыва), что автоматически разбивает личный состав на конкретные категории;
  • безнаказанность;
  • умышленное сокрытие нарушений командирами;
  • традиции замалчивания нарушений в коллективе (доложил - стал «стукачом»);
  • комплектование сержантского состава военнослужащими срочной службы;
  • нежелание части офицеров вникать в жизнь коллектива за рамками служебной деятельности.

Солдаты и сержанты срочной службы продолжают оставаться удаленной от офицеров категорией военнослужащих. Самым большим и презираемым пороком среди них считается «стукачество». Самым высоким авторитетом пользуются военнослужащие, обладающие незаурядной физической силой и прослужившие в армии , авиации и флоте больше года. Добросовестное исполнение должностных обязанностей военнослужащими не очень поднимает их в глазах сослуживцев, хотя они ценят толковых, коммуникабельных и отзывчивых парней.

Профилактика неуставных взаимоотношений в вооруженных силах

О проблеме неуставных взаимоотношений в армии, авиации и флоте открыто заговорили в конце семидесятых годов прошлого столетия. Внимание было, главным образом, обращено на, так называемую

Взаимоотношения в воинском коллективе

Жизнедеятельность воинского коллектива в значительной мере определяется характером взаимоотношений между его членами. Например, доброжелательные взаимоотношения, направленные на поддержку друг друга, повышают качество учебно-боевой деятельности, а не сложившиеся - разрушают коллектив и затрудняют совместную деятельность его членов, препятствуют его сплочению и порождают конфликты. Командиру воинского коллектива необходимо всегда об этом помнить.

Термин «взаимоотношения» означает различные связи и стороны взаимодействия между людьми. Он применяется в педагогике, воспитательном процессе, психологи и т.д. По своему содержанию он широк и включает в себя разнообразные формы и виды психологических связей людей.

Отношения между военнослужащими регламентируются как законами, действующими в обществе, так и воинскими уставами, имеющими силу законов. В них сформулированы основные принципы взаимоотношений: единоначалие, субординация, войсковое товарищество и дружба, коллективизм, воинская вежливость, честь и достоинство, справедливость, гуманизм и др.

Данные принципы выступают правовой и морально-нравственной основами взаимоотношений как служебного (официального), так и неслужебного (неформального) характеров. Служебные взаимоотношения проявляются при выполнении военно-функциональных обязанностей: боевого дежурства, караульной и внутренней (вахтенной) службы, учебно-боевых и других служебных задач. Неформальные взаимоотношения формируются и развиваются в межличностных контактах военнослужащих, прежде всего в сфере быта, отдыха и досуга. Здесь играют роль индивидуально-психологические особенности каждого воина.

Основными формами взаимоотношений являются: общение, совместная деятельность, поведенческие акты (поступки). Существует множество оснований (признаков) для классификации взаимоотношений между военнослужащими: по форме построения (официальные и неофициальные); по сфере деятельности (служебные, общественные).

В воинских коллективах частей и подразделений Вооруженных Сил РФ имеют место все разновидности взаимоотношений. Ведь характер воинской службы предполагает проявления сплоченности, взаимопонимания и взаимодействия военнослужащих при выполнении различных задач.

Самой широкой разновидностью взаимоотношений являются товарищеские отношения . Они основаны, как правило, на деловых контактах, где цели, средства и результаты совместной деятельности и общения определяют развитие связей и распределения общих функций. Отсюда и устоявшаяся форма обращения военнослужащих друг к другу - «товарищ».

Дружба - также одна из разновидностей взаимоотношений людей, возникающая из взаимного содействия и понимания. Она начинается с симпатии к другому человеку, его уважения. Если симпатия основана, как правило, на эмоциях, то уважение – на признании высоких нравственных качеств другой личности.

Особо почитается в Российской армии войсковое товарищество . По-другому его называют военным братством . Его роль и значение особенно ценил великий полководец России Александр Васильевич Суворов. Это ему принадлежит известное крылатое выражение: «Сам погибай, а товарища выручай».

С особой яркостью военное братство проявляется среди военнослужащих - участников боевых действий и войн. Ветераны Великой Отечественной войны, ветераны-«афганцы», участники боевых действий на Северном Кавказе и других «горячих точек» с особым уважением относятся к памяти боевых товарищей, сослуживцев, друзей, с которыми буквально породнились на военной службе, не раз участвовали в ответственных операциях по выполнению воинского долга.

конфликты в среде военнослужащих

Практика показывает, что между военнослужащими нередко возникает конфликт. Научные исследования свидетельствуют о том, что ежедневно по разным причинам в среднем возникает до 10 конфликтов. Наиболее часто встречаются конфликты между начальниками и подчиненными - до 70% всех межличностных конфликтов. Их основами причинами являются:

· слабая исполнительность и низкое качество воинской деятельности отдельных военнослужащих (32%);

· стремление некоторых военнослужащих занять социально престижный статус в коллективе (борьба за лидерство, признание, авторитет) (15%);

· неумение конструктивно общаться (взаимодействовать) с окружающими (19%);

· отстаивание собственных чести и достоинства, нарушенных прав (10%);

· действия, направленные на восстановление справедливости, против безнравственных действий сослуживцев (5%);

· другие причины (19%).

Изучение различных фактов конфликтного взаимодействия солдат и сержантов отдельного подразделения позволило выявить частоту возникновения конфликтов между различными категориями военнослужащих и распределить их по значимости.

При оценке роли конфликтов надо иметь в виду, что они не всегда являются негативными, например, если в результате конфликта победу одержала справедливость, если разрешено противоречие, такой конфликт признается позитивным. Его результатом может стать:

· улучшение взаимоотношений и, как следствие, качества совместной деятельности (службы) военнослужащих;

· улучшение (оздоровление) морально-психологического климата в подразделении и, соответственно, воинской дисциплины и правопорядка и др.

Но немало конфликтов, возникающих между военнослужащими по призыву, имеют своим результатом негативные последствия. К ним относятся:

· физическое насилие и моральное подавление сослуживцев;

· разрыв позитивных межличностных отношений или их существенное ухудшение;

· снижение качества воинской деятельности и социальной активности:

· острое переживание (стресс, фрустрация) негативных эмоций:

· совершение грубых дисциплинарных проступков, нарушение уставных правил взаимоотношений и т.д.

Основными психологическими причинами деструктивных конфликтов являются:

· низкая культура общения, грубость, невежество и нетерпимость к чужому мнению;

· завышенная самооценка,

· эмоционально-волевая неустойчивость, повышенная тревожность;

· негативизм в поведении, отношениях;

· отрицательная установка на сослуживцев, командиров;

· стремление к лидерству нечестным путем и аморальными способами и др.

Учитывая высокую степень негативных последствий межличностных конфликтов между военнослужащими по призыву, необходимо каждому стремиться своевременно принимать меры по их предупреждения и совершенствовать культуру межличностных взаимоотношений.

Повышение культуры межличностных отношений военнослужащих ВС РФ является насущной армейской задачей.

Основой решения данной задачи является повышение общей и коммуникативной культуры каждого солдата, сержанта и «лица офицера». Очевидным является тот факт, что культурные и коммуникативно-компетентные люди, как правило, строят свои взаимоотношения на гуманистических принципах.

неуставные взаимоотношения

К огромному сожалению, славные традиции войскового товарищества зачастую нарушаются в некоторых воинских коллективах. Речь идет о неуставных взаимоотношениях. Отношения между солдатами, сержантами и офицерами, основанные на грубости, оскорблении, унижении человеческой личности, страхе и произволе, не могут быть терпимы, так как противоестественны природе цивилизованного человека.

Проблема неуставных взаимоотношений - это проблема общества и страны в целом. В настоящее время на службу в Вооруженные Силы призываются нередко молодые люди с недостаточным для освоения боевой техники багажом знаний, низкой культурой воспитания. В условиях тягот и лишений военной службы у отдельных военнослужащих проявляются его худшие качества, сформированные в неблагополучной семье, на улице, под воздействием низкопробной теле- и видеопродукции, пропагандирующей культ насилия.

Поэтому командиру, который хочет пользоваться авторитетом в коллективе, создать в нем благоприятный микроклимат, необходимо учитывать характерные национально-психологические черты и индивидуальные особенности всех своих подчиненных. Нередко, он вынужден не только воспитывать отдельных военнослужащих, а порой и перевоспитывать.


воспитание культуры взаимотношений

Управление конфликтом – это сознательная целенаправленная деятельность по отношению к конфликту, осуществляемая на этапах его возникновения, развития и завершения, как самими оппонентами, так и с участием третьей стороны. Она включает симптоматику, диагностику, прогнозирование, профилактику, предупреждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Более эффективно управление конфликтом на ранних стадиях его развития. Известно, что предупредить конфликт легче, чем конструктивно разрешить его. Работа по предупреждению конфликтов может осуществляться по двум основным направлениям.

Во-первых, это создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию конфликтных ситуаций.

· Создание благоприятных условий жизнедеятельности военнослужащих;

· Оптимизация нормативно регламентирующих основ служебной деятельности.

Во-вторых, это субъективные способы предупреждения и, главным образом, конструктивного разрешения предконфликтных ситуаций, которые заключаются в выработке у военнослужащих навыков не конфликтного поведения. Формирование и закрепление их включает в себя решение ряда задач теоретического и практического планов. К задачам теоретического плана относятся: во-первых, формирование у военнослужащих системы знаний об особенностях функционирования психики человека в конфликтных ситуациях; во-вторых, формирование знаний о психической природе, структуре, динамике, формах конфликтного взаимодействия и возможных исходах конфликтов между военнослужащими.

Задачи практического плана включают в себя выработку и развитие умения использовать элементарные психотехнические методики для управления конфликтной ситуацией; выбор оптимальной тактики поведения (соперничество, избежание, уход, компромисс, сотрудничество) в конфликте. Владение такими методиками позволяет военнослужащим с меньшими «издержками» выходить из стрессовых состояний, увереннее чувствовать себя в общении. Целый ряд субъективных предпосылок предупреждения конфликтов связан с умением военнослужащего грамотно общаться.

Зная психологические основы межличностного конфликта и специфику их проявления во взаимоотношениях военнослужащих, можно организовать управление этим сложным процессом, взять под контроль эмоции. Источниками многих знаний в данной области для военнослужащих являются: устав, классическая художественная и специальная литература по проблемам этики и культуры взаимоотношений; тематические высокохудожественные телепередачи (например, по каналу «Культура»); занятия в системе ОГП и культурно-развивающие специальные беседы в рамках воспитательной работы; консультации (советы) командиров (начальников) и сослуживцев.

Интересным, поучительным и полезным будет также знание основных рекомендаций по недопущению конфликтов в общении с окружающими. К ним относятся:

· формирование у себя привычки терпимого и даже заинтересованного отношения к противоположному (несовпадающему) взгляду, мнению, оценке другого человека;

· целенаправленное и осознанное подавление негативных эмоций, возникающих по отношению к сослуживцам в сложных ситуациях взаимодействия;

· уход, изжитие привычки использовать в общении жесткие и категоричные оценки;

· стремление и умение заметит и выделить в партнере его положительную сторону с тем, чтобы через нее воздействовать на него;

· компенсация критических замечаний заслуженной похвалой (одобрением);

· критика сути конкретных ошибок, проступков, а не личности в целом и др.

Культура взаимоотношений повышается при наличии следующих навыков: предотвращения конфликтов в совместной деятельности (общении) и особенно в сложных ситуациях взаимодействия; убеждающего и внушающего воздействия на окружающих; концентрации на актуальных и значимых ситуациях совместных действий (общения) и сторонах личности партнера; демонстрации искренности, заинтересованности, доброжелательности к людям и др.

Таким образом, проблема улучшения взаимоотношений в воинских коллективах сложна. Ее решение во многом определяется готовностью и интересом отдельных военнослужащих повысить индивидуальную общую и коммуникативную культуру. Решение данной проблемы жизненно необходимо, так как оно является наиболее значимым условием в совершенствовании и оздоровлении всех сторон жизнедеятельности армии и флота страны.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: