Основные пути формирования культуры безопасности и жизнедеятельности в современном обществе. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности Направления формирования культуры безопасности жизнедеятельности

С развитием техногенной культуры и в ситуации, которая оценивается как период глобального кризиса цивилизации, все более актуальными становятся вопросы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. Очевидным становится тот факт, что деятельность по недопущению грядущего общепланетарного кризиса не может ограничиваться только нормативными правовыми, организационно-техническими и образовательными мероприятиями.

Культура безопасности человека – уровень потребности личности в получении и применении знаний для обеспечения безопасности, в постоянном совершенствовании умений и навыков при реализации человеко- и природно-защитной деятельности.

Обеспечение безопасности окружающей среды должно стать приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Данная задача может быть решена путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.

Важное значение приобретает и научное обоснование создания системы противодействия опасностям и угрозам современного мира. Для этого, прежде всего следует выделить компоненты и качества личности, влияющие на степень сформированности культуры безопасности жизнедеятельности .

По выражению культуролога Гарри Триандиса (Harry C. Triandies) «культура является одним из тех определений, которые всегда присутствуют в работе социальных исследователей, но которые определяются таким количеством различных способов, что консенсус и не предвидится». Проанализировав ряд источников отечественных и зарубежных авторов, можно определить, культуру безопасности жизнедеятельности как способность пользоваться знаниями и умениями в практической деятельности, можно утверждать, что культура безопасности жизнедеятельности включает в себя знания, мировоззрение и, как следствие, безопасный тип поведения .

Основываясь на этом, можно предположить, что культура безопасности жизнедеятельности включает:

· вопросы обеспечения собственной безопасности, безопасности окружающих людей, природной среды;

· умения и навыки безопасного поведения;

· знание способов и средств защиты в опасных и чрезвычайных ситуациях,

· совокупность экологических и природоохранных представлений являются основой снижения рисков жизнедеятельности людей.

Существенным фактором является подготовленность человека, уровень знаний, умений и навыков. Не вызывает сомнения, что глубина и прочность усвоения способов и средств защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций, развития умений и навыков безопасного поведения в различных условиях является основой снижения рисков жизнедеятельности людей.

Рассматривая структуру культуры безопасности жизнедеятельности человека следует отметить, что она включает в себя: компоненты деятельности, свойства личности и приоритетные направления базовой культуры личности. Охарактеризуем состав и содержание данных составляющих культуры безопасности человека. С учетом структуры деятельности содержание культуры безопасности жизнедеятельности по параметру «компоненты деятельности» включает в себя:

· мотивацию;

· знания, представления, образы;

· умения, навыки, практический опыт;

· творчество;

· самоконтроль.

Под мотивацией мы понимаем стремление предвидеть и предупредить вредные и опасные факторы, преодолеть с наименьшими потерями (если предупредить не удалось), уменьшить отрицательные последствия вредных и опасных факторов. А также стремление человека к овладению системой знаний о безопасности, совершенствованию практического опыта, личностных качеств для безопасной жизнедеятельности, творческому самостоятельному применению правил и норм безопасности, совершенствованию готовности к самоконтролю в опасных ситуациях.

Знания, представления, образы в структуре культуры безопасности представляется нам как система достоверных научных знаний о видах вредных и опасных факторов жизнедеятельности, причинах их возникновения, характере их влияния на человека, о типичных ошибках людей при столкновении с опасными и вредными факторами, о содержании и последовательности действий при профилактике и преодолении вредных и опасных факторов, о путях уменьшения отрицательных последствий вредных и опасных факторов. К этому же направлению будут относиться: 1) Комплекс житейских знаний и представлений о безопасности, вытекающих из собственного и чужого практического опыта. 2) Художественные и эстетические представления, образы, чувства, отражающие опыт успешного и неудачного поведения человека в опасных ситуациях, ориентирующие в путях профилактики и преодоления опасных и вредных факторов жизнедеятельности. 3) Знания о философских, нравственных, психологических, правовых, естественнонаучных, политехнических, эстетических, экологических, валеологических, медицинских, экономических, политических, военных, профориентационных, физических, информационных аспектах безопасности.

Умения, навыки, практический опыт в данной структуре будет включать в себя: умение ставить цели самосовершенствования готовности к безопасной жизнедеятельности; умение пополнять знания об опасности и безопасности; умение предвидеть и предупредить воздействие вредных и опасных факторов; умение замечать опасность и возможность причинения вреда; умение готовить, выбирать и использовать средства, снаряжение с учетом характера опасности; умение уменьшить отрицательные последствия вредных и опасных факторов; умение и навык правильных действий в опасных и экстремальных ситуациях; умение помогать другим людям в опасных ситуациях; умение учиться на опыте других в обеспечении безопасности; умение делиться опытом безопасного поведения. Вместе с этим опыт подразумевает применение знаний о: философских, нравственных, психологических, правовых, естественнонаучных, политехнических, эстетических, экологических, валеологических, медицинских, экономических, политических, военных, профориентационных, физических, информационных аспектах безопасности в обычных, трудных, опасных и экстремальных ситуациях.

Культура безопасности жизнедеятельности - системообразующий фактор снижения рисков ЧС

Безопасность - необходимое условие дальнейшего развития цивилизации. Однако и в XXI веке сохраняются традиционные угрозы и опасности, возникают новые. Усиливаются социальные противоречия, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам терроризма. Все больше тревожат мировую общественность инфекционные заболевания. Перед человечеством все более остро встают вопросы: что происходит с нашей безопасностью? Как создать новые, более эффективные системы и технологии управления ею? К решению каких критических, узловых задач следует прежде всего приложить усилия?

Под культурой безопасности жизнедеятельности понимается уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защищенности от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

А если сказать проще, то культура безопасности жизнедеятельности - это состояние развития человека, социальной группы, общества, характеризуемое отношением к вопросам обеспечения безопасной жизни и трудовой деятельности и, главное, активной практической деятельностью по снижению уровня опасности. Очевидно, что объектом формирования культуры безопасности жизнедеятельности начального уровня целесообразно рассматривать личность.

Можно назвать такие составные элементы культуры безопасности жизнедеятельности:

На индивидуальном уровне -это мировоззрение, нормы поведения, индивидуальные ценности и подготовленность человека в области безопасности жизнедеятельности;

На коллективном уровне -корпоративные ценности, профессиональная этика и мораль, подготовленность персонала в указанной области;

На общественно-государственном уровне - традиции безопасного поведения, общественные ценности, подготовленность всего населения в сфере безопасности жизнедеятельности.

Деятельность по формированию культуры безопасности должна носить системный, междисциплинарный и межведомственный характер.

Особую роль в этом играют мероприятия по разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Развитие системы безопасности жизнедеятельности человека и общества в целом должно идти на базе ряда основных принципов. Прежде всего - это принцип высшего приоритета жизни человека. Вся деятельность в области безопасности жизнедеятельности должна быть направлена на минимизацию человеческих жертв и пострадавших.

В современных условиях нельзя рассматривать проблемы безопасности человека, общества, государства, мирового сообщества изолированно, в отрыве друг от друга. Поэтому нужно не только декларировать, но и применять на практике принцип: "Безопасность индивидуума невозможна без обеспечения общественной безопасности".

Государственная политика обеспечения безопасности жизнедеятельности должна осуществляться с учетом региональных особенностей. При ее реализации необходимо учитывать все природные, этнокультурные, политико-экономические и другие особенности регионов.

Бесспорно, основа формирования культуры безопасности жизнедеятельности - это образование как триединый процесс воспитания, обучения и развития личности. Культурное наследие не воспроизводится само собой и требует сознательного отбора, передачи и освоения, что возможно, главным образом, в рамках системы образования.

В условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают современные информационно-телекоммуникационные технологии. Существенную роль в этом играет создаваемая в стране Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Она предназначена для обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинга обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей.

Внедрение этой системы обеспечит гарантированное оповещение и информирование населения о различных угрозах и опасностях, сократит сроки доведения необходимой информации, увеличит действенность мониторинга за общественным порядком в местах массового пребывания людей и самое главное - будет способствовать формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения.

Перестройка такой важнейшей части индивидуального и коллективного сознания, как мировоззрение людей, система их идеалов и ценностей, мотивационной сферы человека и общества - крайне трудоемкий и долгосрочный процесс. Только совместными, комплексными, скоординированными усилиями органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и научных сообществ можно повысить уровень культуры людей в области безопасности жизнедеятельности, усилить сплоченность общества перед природными, техногенными и иными опасностями, повысить уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи, имидж государственных служб, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения.


Культура безопасности жизнедеятельности как системообразующий фактор снижения рисков

По оценкам специалистов причинами более 80% аварий и техногенных катастроф являются ошибки персонала. При этом мировая и отечественная практика свидетельствует о том, что для эффективных действий в области снижения рисков в настоящее время недостаточно простой совокупности знаний и умений. Необходимо, чтобы обеспечение безопасности являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, социальных групп, общества. Значительные резервы для этого заложены в организации комплексного воздействия на людей в целях развития качеств личности, направленных на обеспечение собственной безопасности, безопасности окружающей среды, общества и государства, привития уверенности в необходимости и действенности защитных мероприятий, формирования физической и психологической устойчивости в условиях воздействия неблагоприятных факторов. Решить эту глобальную проблему можно только путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности должен иметь всеобщий, непрерывный и комплексный характер. Всеобщность предполагает повышение культуры всех групп населения, не зависимо от возраста, национальности, рода деятельности, семейного положения, места жительства, вероисповедания. Непрерывность связана с поэтапным воздействием на человека на протяжении всей жизни, начиная с детского возраста. Комплексность характера заключается в привитии правил безопасного поведения в условиях воздействия спектра всех возможных опасностей современного мира.

Методами формирования культуры безопасности жизнедеятельности являются воспитание, морально – психологическая подготовка, пропаганда знаний, оперативное информирование об угрозе возникновения и правилах поведения в ЧС и другие. При этом основой формирования культуры является обучение всех групп населения в области гражданской обороны, защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.

Так, для учащихся общеобразовательных учреждений нормы безопасного поведения в окружающей обстановке прививаются в ходе изучения курса ОБЖ, участия в соревнованиях «Школа безопасности», полевых лагерях «Юный спасатель».

Развитие способностей принятия безопасных решений при управлении производством, формирование профессионально значимых (с позиций безопасности) качеств будущих специалистов выполняется в ходе освоения общепрофессиональной дисциплины БЖД.

Для населения, занятого в сферах производства и обслуживания, формирование культуры связано, в основном, с выработкой осознанного выполнения норм и правил трудовой и технологической дисциплины, а для неработающего населения – с привитием ответственного отношения к собственной безопасности, безопасности своей семьи и окружающих людей.

Опыт показывает, что в современных условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании культуры безопасности жизнедеятельности приобретает и применение современных технических средств массовой информации (теле и радиовещания, периодической печати и т.п.), а также информационно – телекоммуникационные технологии. Их высокая эффективность объясняется задействованием эмоционально – чувственной сферы человека, влиянием на адресное развитие долгосрочной памяти, подсознательным воздействием на мотивацию поступков.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности – достаточно новый и сложный вид деятельности. Для научно – методического обеспечения этого процесса в ЦСИ ГЗ МЧС России создано новое научное направление – «Оперативно – стратегических исследований в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности». Специалисты этого направления активно участвуют в создании широкого спектра такой востребованной продукции, как компьютерные обучающие программы, тесты, мультимедийные пособия, информационно - образовательные порталы и сайты, анимационные мультфильмы, учебные видеоролики, электронные плакаты и многие другие.

При этом следует учитывать, что в связи с большим количеством образовательных и культурно – просветительских учреждений в нашей стране данная продукция будет являться только инициирующим фактором разработки и массового внедрения аналогичной продукции, разрабатываемой в регионах и учитывающей их природные, техногенные и другие особенности. В этой связи хочется обратиться к руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, органов управления образованием, территориальных органов МЧС России - активно оказывать содействие в создании, распространении, внедрении новых средств, методов, технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Только такая - системная, регулярная и долгосрочная работа, от научной проработки вопроса до внедрения новых технологий в массовую образовательную практику, доведения до массового сознания людей, обеспечения влияния на общественное мнение, позволит значительно повысить уровень культуры безопасности жизнедеятельности населения, увеличить эффективность и экономичность мероприятий по снижению рисков.

Большую роль в формировании культуры безопасности жизнедеятельности должна сыграть и создаваемая в настоящее время Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей. Данная система предназначена подготовки населения к действиям в ЧС природного и техногенного характера, при террористических акциях, а также его оперативного информирования и оповещения. Внедрение этой системы позволит повысить подготовленность населения в области ГО и защиты от ЧС, обеспечить гарантированное оповещение и информирование о различных угрозах и опасностях, увеличить действенность мониторинга за общественным порядком в местах массового пребывания людей, результативность процессов обнаружения и идентификации социально – опасных лиц. Кроме того, создание системы будет способствовать развитию передовых наукоемких информационных технологий, промышленности, систем связи и телекоммуникации, созданию новых рабочих мест.

Таким образом, культура безопасности жизнедеятельности является, на наш взгляд, основным фактором снижения индивидуальных, коллективных и глобальных рисков, неотъемлемой частью обеспечения стабильного социально – экономического развития России. Залогом успеха в достижении этой высокой цели является наша активная совместная работа.

Использованные источники:

1. Рождественский Ю.В. Словарь терминов. (Общеобразовательный тезаурус): Общество. Семиотика. Экономика. Культура. Образование. М.: Издательства «Флинта», «Наука», 2003, - 87 стр.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров Ю.А. Педагогический словарь. М.: Издательский дом «Академия», 2005, - 176 стр.

3. Катастрофы и образование. Под редакцией Воробьева Ю.Л. М.: Эдиториал УРСС, 1999, - 176 с.

Формирование культуры безопасности в современном обществе

Понятие и сущность культуры безопасности

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, способов и приемов человеческой деятельности должна включать в себя культуру безопасности.

Культура безопасности личности - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение индивида к природе, личной, общественной и национальной безопасности.

Культура безопасности общества - ϶ᴛᴏ совокупность разделяемых всœеми членами общества и его социальными группами взглядов и убеждений, касающихся риска, аварий и угрозы здоровью, свод убеждений, норм, установок, а также достижений социальной и технологической практики, которая нацелена на минимизацию риска.

В структуру культуры безопасности входят:

1. осознанное поведение в процессе повсœедневной жизнедеятельности и в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

2. способность уметь с определœенной степенью вероятности предвидеть возникновение опасной или чрезвычайной ситуации по внешним признакам развития событий, по анализу различной информации и по собственному опыту.

3. способность правильно оценивать ход событий и, в случае если есть возможность, избегать опасных ситуаций.

4. способность ответственно относиться к своему поведению и не совершать умышленно поступки, которые могут способствовать возникновению опасной или чрезвычайной ситуации.

5. знания и умение адекватно вести себя в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, чтобы снизить фактор риска для жизни и здоровья.

Важнейшая задача настоящего момента – формирование культуры безопасности российского общества и экологической культуры как ее составной части, направленной на здоровье – и природосбережение и минимизацию рисков для человека и природной среды.

Формирование культуры безопасности, рискориентированного мировоззрения и приобретение человеком соответствующих компетенций может являться кардинальным способом повышения безопасности.

Мировоззрение - система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации. Риск-ориентированное мировоззрение должно стать органичной частью целостной системы взглядов человека на мир.
Размещено на реф.рф
В нем вопросы безопасности должны рассматриваться как приоритетные в жизни и деятельности человека.

Мышление человека как процесс отражения объективной реальности в умозаключениях, понятиях, теориях, суждениях должно стать риск-мышлением, в котором риск как объективный фактор жизни оценивается и анализируется. Именно мировоззрение, характер мышления человека определяет его деятельность по преобразованию окружающего мира, которая должна быть направлена на сохранение биосферы или ее преобразование в своих интересах с обязательным обеспечением безопасности для настоящего и будущего поколений людей.

Формирование культуры безопасности в современном обществе - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формирование культуры безопасности в современном обществе" 2017, 2018.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: