Субъекты и объекты права государственной собственности. Государственная и муниципальная собственность

Право государственной и муниципальной собственности - один из инструментов осуществления государством его политики. Имущество, имеющееся в собственности государства и муниципалитетов, позволяет получать доходы и обеспечивать иные задачи, прежде всего социального характера.

Право собственности

Право собственности вмещает в себя два понятия:

  • возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом;
  • набор норм, регулирующих отношения по поводу приобретения, использования и распоряжения имуществом.

Право государственной и муниципальной собственности представляет два вида реализации имущественных прав. С точки зрения закона, обладатель частной собственности равен в своих правах с государством и муниципалитетом. На деле же это далеко не так. В то же время есть нюансы, затрагивающие процесс приобретения, реализации и прекращения прав этими субъектами.

Законодательное регулирование

  • Конституция - нормативный акт прямого действия, задающий рамки управления государственной и муниципальной собственностью.
  • ГК - документ, дающий представление о праве собственности этих субъектов.
  • ЗК регулирует реализацию права государственной и Закон определяет критерии, по которым земля распределяется между федеральным, региональным и муниципальным уровнем.
  • Лесной и Водный кодексы регулируют реализацию государством и муниципалитетами их прав на лесные и водные ресурсы.
  • Закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
  • Закон «О приватизации государственного имущества и основах приватизации муниципального имущества».
  • Акты федерального правительства по созданию органов управления государственным имуществом.
  • Законы и иные принятые регионами акты по поводу государственной и муниципальной собственности на их территории, какие объекты в чью собственность переданы и каким образом управляются. В частности, положения об органах или организациях, управляющих имуществом.
  • Специфическими являются законодательные акты о приватизации имущества и на региональном, и на федеральном уровне.

Кто выступает от имени государства и муниципалитетов?

От имени государства выступает Российская Федерация и региональные органы власти, представляющие области, края, республики, автономные округа. Таким образом, государственная собственность управляется центральным правительством и региональными властями.

Муниципальные власти представлены муниципальными собраниями, создающими муниципальные администрации. В основном муниципальный уровень представлен или городами, или сельскими поселениями. Вторые объединяются в округ или иное объединение. Несколько поселков или деревень могут управляться одним собранием.

С городами федерального значения немного сложнее. Там наблюдается концентрация власти и прав на имущество в руках правительств и законодательных собраний полномочий по управлению собственностью.

Внутригородские муниципальные образования обладают меньшими ресурсами и возможностями, в сравнении с аналогичными структурами.

Субъектами права государственной и муниципальной собственности являются государство и муниципальные образования. Органы власти же управляют имуществом от их имени. Например, в реестре прав можно встретить объекты собственности городов, районов, но при условии, что у них есть административный центр.

Органы управления

Субъекты права государственной и муниципальной собственности реализуют полномочия по управлению имуществом через специальные органы или передают их предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

На федеральном уровне имущество находится в ведении многих организаций. Главная из них - это агентство по управлению государственным имуществом или Росимущество. В регионах работают отделения или управления агентства, отвечающие за имущество на соответствующей территории.

Муниципальные администрации организовывают отделы, отвечающие за управление муниципальной собственностью. В федеральных городах организованы управления по земельным имущественным вопросам. На муниципальном уровне этим не занимаются, хотя формально полномочия вроде бы и имеются.

Согласно общим положениям, право муниципальной и государственной собственности - это не одно и то же. Тем не менее муниципалитет или серьезно ограничен в правах, или лишен их вовсе. Закон, декларируя автономность муниципального уровня, подчинил его региональному уровню. Даже если округ или город обладают полномочиями, вышестоящая региональная власть стремится их ограничить. Подобная политика на практике показала свою неэффективность, не говоря уже о коррупционных рисках, которые не уменьшились, несмотря на проведенную централизацию.

Каким имуществом обладают

Право частной, государственной и муниципальной собственности - какая между ними разница? Государство не ограничено в своем праве в том смысле, на какие объекты оно распространяется. Например, объекты космической отрасли находятся полностью в собственности Федерации. Нет ограничений в обладании объектами, относящимися к категории ограниченного оборота. Это, в частности, оружие, боеприпасы и т. д. Участие частных лиц в праве собственности на оборонные и стратегические предприятия возможно, но ограничено. Например, разрешено приобретение их акций, но вот влияние на политику компании и доступ к информации ограничивается.

Муниципальные образования, естественно, подобных полномочий не имеют. Впрочем, эти ограничения нельзя назвать критическими, они направлены, скорее, на защиту прав и интересов граждан. Исключение составляют случаи злоупотребления субъектами федерации в части чрезмерного сосредоточения полномочий по управлению имуществом и распределению доходов, полученных от него.

Объектами права государственной и муниципальной собственности являются:

  • недвижимое имущество (здания, строения);
  • земельные ресурсы также относятся к недвижимости, но их правовой режим обладает рядом особенностей;
  • водные и лесные ресурсы;
  • финансовые ресурсы (средства на счетах, поступающие в виде налоговых поступлений, трансфертов из других бюджетов, доходов от имущества и т. д.);
  • акции предприятий, банков и иных коммерческих организаций (как доля, так и полный пакет);
  • в собственности могут находиться и иные объекты;
  • доходы от имеющегося имущества, поступление налогов, сбора, пошлин и т. д.

Перечень объектов права государственной и муниципальной собственности достаточно обширен и разнообразен.

Земельный вопрос

Как сочетаются государственная и муниципальная собственность и земельное право? Земля не может быть бесхозной. Если она формально никому не принадлежит, собственником автоматически считается РФ. В федеральной собственности находятся земли, которые отнесены к территории согласно закону, право на них приобретено в процессе разграничения земель между субъектами и федеральным правительством. Земли в собственность субъектов передаются либо по закону, либо по распределению между центром и субъектами.

Земля становится муниципальной собственностью в силу закона либо по результатам ее распределения между муниципалитетом и субъектом. Не исключено приобретение на общих основаниях (покупка, приобретение выморочного имущества, которое не было унаследовано и т. д.). Специфическим способом приобретения является отчуждение в собственность государства или муниципалитета с общеполезными целями. Например, строится дорога, а участок гражданина располагается на месте, через который планируется ее прокладка. Собственнику предлагается цена, если он не согласен с ней, то подается иск, а в ходе разбирательства проверяется законность процедуры предложения выкупа и адекватность предложенной цены. Передача права государственной и муниципальной собственности на землю возможна безвозмездно, путем принятия административного акта. Несмотря на схожесть с договором дарения, он таковым не является.

Управление собственностью путем организации предприятий

Каким образом реализуется осуществление права государственной и муниципальной собственности, кроме создания органов управления?

Организация унитарных предприятий. Разновидностью унитарных предприятий являются казенные организации. Они вправе лишь владеть имуществом, государственные предприятия обладают более широкими полномочиями. Они не вправе лишь дарить или продавать имущество. Стоит обратить внимание на разницу в полномочиях по управлению имуществом.

Оперативное управление и хозяйственное ведение. Первое - включает в себя обладание имуществом и его использование лишь в обозначенных целях, второе - обладание, использование, а также совершение с ним сделок, в частности, передача в аренду.

Распространенный пример - управление жилым фондом, находящимся в собственности муниципалитета или государства. МУПы создаются для управления жильем социального назначения, за ведомственное жилье или иные объекты, принадлежащие государству, отвечает или специальный орган, или также создается предприятие. Так, в МО выделен департамент, отвечающий за обеспечение жильем военнослужащих.

Под правом государственной и муниципальной собственности унитарных предприятий скрывается организация бизнеса, принадлежащего государству. Казенные организации характеризуются узкой направленностью деятельности и создаются для одного вида деятельности. Например, статус казенных организаций имеют исправительные учреждения. Естественно, что их хозяйственная деятельность ограничена, а их прибыльность или убыточность не обсуждается.

Например, все организации, оказывающие коммунальные услуги, организованы в форме унитарных предприятий, владеющих имуществом на праве хозяйственного ведения. Такой объем полномочий позволяет свободно вести деятельность, направленную на получение прибыли. Таким образом, право муниципальной и государственной собственности юридических лиц выражено или в форме оперативного управления, или хозяйственного ведения.

Осуществление прав

Государство и муниципальные образования воздействуют на общественные отношения путем принятия актов, обязательных для исполнения. Обладание имуществом дает им дополнительные инструменты воздействия на экономику. Например, выпуск продукции на рынок влияет на уровень цен, там, где присутствует множество участников рынка, а не только монополисты.

За счет средств бюджета заказываются товары и услуги, что оказывает влияние на развитие бизнеса. Закон обязывает долю контрактов заключать с представителями среднего и малого бизнеса, предоставляет дополнительные преференции. Например, путем предоставления субсидий, льготных условий аренды недвижимости. Наиболее простой способ пополнить бюджет - передача в аренду земельных участков, помещений.

Особенности права государственной и муниципальной собственности заключаются в процедуре их реализации. Заключение сделок с имуществом производится путем проведения конкурса. Подписание договора с одним лицом позволяется лишь в отношение одного лица. Предоставление субсидий организуется по специальным программам, согласно которым желающий должен подать комплект документов.

Все действия, затрагивающие имущественные права, осуществляются на основе принятых нормативных актов и распоряжений в рамках полномочий должностных лиц. Заинтересованные лица вправе обжаловать в суде принятые решения, заключенные договора, если считают, что процедура была проведена с нарушениями.

Способы возникновения права

Закон предусматривает две группы оснований приобретения права государственной и муниципальной собственности:

  • общие способы, которыми пользуются граждане и юридические лица;
  • специфические пути, характерные для государства и муниципалитета.

Общим способом считается совершение сделок (покупка недвижимости, размещение заказов для государственных и муниципальных нужд).

Что же входит во вторую группу оснований:

  • национализация объектов собственности путем выкупа;
  • изъятие или реквизиция;
  • конфискация;
  • приобретение выморочного имущества;
  • выкуп культурных ценностей, которые содержатся с нарушением условий;
  • выкуп имущества для общеполезных целей, а также в силу невозможности обладания ним собственником;
  • участие в проектах.

Национализация

Национализация - переход в собственность государства объектов, имеющих стратегическое значение. Если собственник согласен, оформляется договор купли-продажи, а если нет, то подается иск в суд. Суд утверждает договор, бывшему собственнику передается возмещение в качестве денежных средств. Проводится путем принятия специального закона, описывающего порядок, сроки передачи прав и объекты, на которые претендует государство.

Реквизиция, конфискация и выкуп

Реквизиция - изъятие частной собственности в условиях чрезвычайной ситуации, например, право изъятия автомобильного транспорта, лекарственных препаратов и т. д. Собственник вправе требовать возмещения либо возврата уцелевшего имущества.

Конфискация - изъятие имущества, использованного или приобретенного в ходе совершения правонарушения. Изъятие производится на основе решения суда, никакого возмещения не выплачивается. Решение в части конфискации обжалуется в вышестоящие инстанции согласно процессуальным кодексам.

Конфискация - способ приобретения права государственной и муниципальной собственности на землю, если она используется не по назначению и с нарушениями земельного и экологического законодательства. Она может применяться в отношении имущества, ранее переданного в частную собственность, сделка по которому была признана незаконной или недействительной. Например, был существенно нарушен порядок приватизации.

Выморочное имущество - объекты собственности, оставшиеся в результате открытия наследства, но никем оно принято не было, либо наследник или наследники были отстранены.

Право выкупа культурных ценностей применяется, если ценный объект подвергается риску уничтожения или повреждения. Выкуп возможен в случае с иностранцами, получившими в наследство земельный участок сельскохозяйственного назначения. Иностранцы вправе лишь брать их в аренду, статус собственника исключен, поэтому объект подлежит выкупу, либо дается срок на его продажу в обычном порядке.

Инвестиционные проекты

Права на имущество или объекты в собственность могут передаваться по договорам комплексного развития территории. Земельный кодекс предусматривает систему комплексного развития территорий. Согласно договору часть прав на возведенные объекты передается государству. Результатом может быть и передача муниципалитетам или государству части пакета акций вновь созданного предприятия.

Внесение записи в реестр прав

Государственная регистрация права муниципальной собственности, впрочем, как и государственной, происходит в общем порядке. Представитель органа власти (сотрудник юридического отдела) подготавливает заявление и иные документы, на основании которых возникает право (чаще всего решение суда или договор).

Закон обязывает субъектов федерации вести реестры государственной и муниципальной собственности. Их наличие не исключает внесения записи в общий реестр прав. Гражданам тем самым представляется доступ к перечню объектов, основаниям возникновения прав на них и сведениям о бывших владельцах или собственниках. Чиновники не всегда в полной мере соблюдают закон, и имеется доступ лишь к записи о праве собственности в реестрах. Еще одно нарушение - внесение записи лишь на основании распоряжения, не подкрепленного иными документами, в силу которых возникает право собственности.

Запись в реестр затрагивает лишь помещения, комплексы недвижимости. Земельные участки, принадлежащие государству и муниципалитету, вносятся, если ранее они были сформированы как объект права и, например, передавались в аренду или в собственность другим субъектам.

Ст. 214 ГК РФ определяет, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности

    1. Российской Федерации (федеральная собственность), и
    2. субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности , юридических лиц либо муниципальных образований , являются государственной собственностью.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294 , ).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Право муниципальной собственности

Ст. 215 ГК РФ определяет, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью .

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Кодекса (т.е. органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294 , ).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Субъекты права публичной собственности

Особенностями правового положения государства и других субъ­ектов публичной собственности являются:

    • наличие у них особых, властных полномочий (функций), позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности;
    • осуществление ими этого права в публичных (общественных) интересах.
Субъекты права публичной собственности:
    1. Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляю­щего федеральную собственность);
    2. субъекты РФ - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собствен­ность);
    3. городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

Муниципальная собственность относится к публичной , ибо муни­ципальные образования, не будучи государственными образованиями, тем не менее приобретают особый, публично-правовой статус. Поэтому их положение как собственников строится по модели государствен­ной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК объявлены городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом.

Стороной конкретных правоотношений собственности юридиче­ски является именно государство или иное публично-правовое об­разование, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юриди­ческого лица - учреждения, не являющегося собственником своего имущества).

Объекты права публичной собственности

В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать

    • различные виды недвижимости, вклю­чая земельные участки, жилые и нежилые помещения, здания и соору­жения производственного и непроизводственного назначения, а также
    • оборудование, транспортные средства и иные «средства производства» и
    • предметы бытового, потребительского характера;
    • принадлежащие публично-правовым образова­ниям ценные бумаги, а также различные памят­ники истории и культуры.

Российская Федерация и ее субъекты могут быть собственниками любого имущества, в том числе изъятого из оборота или ограниченного в обороте (ст. 129 ГК). Фактически субъекты РФ в настоящее время яв­ляются собственниками лишь отдельных видов изъятого из оборота иму­щества.

Муниципальные же образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь в собственности вещи, изъятые из оборота.

Объекты публичной собственности распределяются между Рос­сийской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образова­ниями как самостоятельными собственниками принадлежащего им имущества. Порядок отнесения государственного имущества к феде­ральной собственности и к собственности субъектов РФ должен уста­навливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК). Применительно к земельным участкам этот вопрос решается ст. 16-19 ЗК РФ.

Некоторые виды недвижимостей, прежде всего природные ресур­сы, могут находиться только в федеральной или в государственной собственности субъектов РФ, но не в муниципальной (и не в част­ной) собственности:

    1. участки недр,
    2. водные объекты (кроме обособленных - прудов и т.п.),
    3. природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.),
    4. земли особо охраняемых природных территорий.

Они, однако, могут передаваться другим ли­цам в пользование (аренду), что позволяет относить их к вещам, ограниченным в обороте.

В собственности субъектов РФ может находиться только имущество, необходимое для осуществления возложенных на них за­конодательством полномочий, а также для обеспечения деятельности их органов власти, должностных лиц и других работников. Перечни такого имущества должны устанавливаться законами субъектов РФ.

Имущество, составляющее собственность субъектов РФ, образуется за счет федерального имущества в случаях его прямой передачи (отчуждения) от Российской Федерации в собственность ее со­ответствующего субъекта.

В собственности муниципальных образований также может находиться лишь то имущество, которое предназначено для решения ими вопросов местного значения или осуществления переданных им отдельных государственных полномочий, а также для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц и других работников.

В российском гражданском законодательстве действует правило о множественности субъектов государственной собственности.

Находящееся в государственной собственности имущество под­разделяется на две части. Одна часть закрепляется за государственны­ми юридическими лицами (предприятиями и учреждениями) на огра­ниченных, но вполне самостоятельных вещных правах хозяйственно­го ведения или оперативного управления. Это «распределенное» госу­дарственное имущество составляет базу для участия этих организаций в обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Оно не мо­жет служить для обеспечения покрытия возможных долгов государ­ства, ибо предприятия и учреждения как юридические лица не отвеча­ют своим имуществом по долгам учредившего их собственника - госу­дарства. Этим имуществом они отвечают по собственным долгам пе­ред кредиторами (если речь не идет о казенных предприятиях и учреж­дениях, где возможна дополнительная ответственность государства по их долгам, но все равно исключается их имущественная ответствен­ность по долгам государства).

Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями («нераспределенное» государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет государ­ственную казну того или иного государственного (публично-правового) образования. ГК понимает под казной «нераспределенное» государствен­ное имущество, которое может быть объектом взыскания кредиторов государства-собственника по его обязательствам.

Для земли и природных ресурсов установлен особый режим. Он заключается в данном случае в том, что государственной собствен­ностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юри­дических лиц или муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ). Граж­данский и Земельный кодексы РФ закрепляют презумпцию права госу­дарственной собственности на землю (и на другие природные ресурсы тоже). Это означает, что земля в пределах территории РФ не может юри­дически оказаться бесхозяйной, даже если она совсем не используется и заброшена. Государственная собственность подразделяется на федераль­ную собственность, т. е. собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность субъектов Российской Федерации - рес­публик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

К федеральной собственности относятся земельные участки:

Занятые объектами недвижимости, находящимися в собствен­ности РФ;

Предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческиским организациям, созданным федеральными органами государственной власти;



Иные предусмотренные федеральными законами земли и земельные участки.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и не изъятые из оборота, в установленном порядке предоставляются гражданам и юридическим лицам:

В собственность (через процедуру торгов или в ходе приватизации);

В аренду (долгосрочную и краткосрочную, через процедуру торгов или при переоформлении фактического землепользования);

В постоянное (бессрочное) пользование (по решению уполномоченного органа);

В безвозмездное срочное пользование на срок не более года (по решению уполномоченного органа).

Собственность может быть общей, т. е. принадлежащей не одному лицу, а двум или нескольким. Общая собственность подразделяется на долевую и совместную. Долевая собственность принадлежит не­скольким лицам независимо от формы собственности, которую каждый из них представляет (государственную, частную, муниципальную). Со­вместная собственность возможна только между гражданами. Для об­щей собственности характерно то, что распоряжаться общим имуществом собственники могут только по соглашению всех участников.

Кроме права собственности закон (ст. 216 ГК РФ) определяет вещ­ные права лиц, не являющихся собственниками имущества:

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

Сервитуты;

Право хозяйственного ведения имуществом;

Право оперативного управления имуществом.

Сервитут - это право ограниченного пользования чужим объек­том недвижимости (зданием, помещением, земельным участком). Соб­ственник недвижимого имущества вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а также собственника другого объекта недвижимости предоставления сервитута. Чаще всего устанавливается сервитут для обеспечения нужд, связанных с использованием земель­ного участка-для прохода, проезда, прогона скота, водоснабжения, про­кладки линий электропередач и т. п. Сервитут может быть временным (установлен на определенный срок) и постоянным. Кроме того, сервиту­ты могут быть частными и публичными. Частный сервитут устанавли­вается по соглашению сторон. В отличие от него публичный сервитут устанавливается законом или нормативным правовым актом, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуп­равления или местного населения. Для собственника недвижимого иму­щества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

Использование земельных участков на праве постоянного (бес­срочного) пользования возможно только узким кругом лиц, перечень которых установлен ст. 20 ЗК РФ. Это государственные и муниципаль­ные учреждения, федеральные казенные предприятия (с 21.01.2007 г. - казенные предприятия), органы государственной власти и органы мест­ного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бес­срочное) пользование не предоставляются. Однако если это право возникло у граждан до введения нового ЗК в действие, оно сохраняется до момента, пока гражданин не переоформит свое право на предусмотрен­ное действующим законодательством (чаще всего право собственнос­ти).

Правом хозяйственного ведения наделяются государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113,294 ГК РФ), а также профсоюзные организации и их объединения (ст. 24 Федерального зако­на от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профсоюзных организациях, их правах и гарантиях деятельности») в отношении любого имущества, кроме зе­мельных участков. Сделки с недвижимым имуществом такого юридического лица (продажа, мена, сдача в аренду, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал и т. д.) возможны только с согла­сия собственника имущества. Предоставление земельных участков на праве хозяйственного ведения действующим земельным законодатель­ством не предусмотрено. Предприятия, основанные на праве хозяйствен­ного ведения, получают земельные участки в аренду. Многие такие пред­приятия используют земельные участки также на праве постоянного (бес­срочного) пользования, так как не все до настоящего времени переофор­мили права на землю в соответствии с требованием ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ». Таким образом, земельные участки, на которых располо­жены предприятия, наделенные имуществом на праве хозяйственного ведения, относятся к государственной собственности (федеральной или субъектов Российской Федерации).

Правом оперативного управления наделяются казенные предпри­ятия и финансируемые собственником учреждения на имущество (кро­ме земельных участков). Казенные предприятия создаются на основе имущества, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности. Учреждения могут создаваться не только на основе государственного и муниципального имущества, но и на основе имущества, относящегося к частной собствен­ности. Сделки с движимым и недвижимым имуществом казенного пред­приятия подлежат согласованию с собственником имущества. Учрежде­ние не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом даже при наличии согласия на это собственника. Казенным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям земельные участки предоставляются на праве постоянного (бессрочного) пользования, иным учреждениям - на других предусмотренных ЗК правах (вид права в дан­ной ситуации зависит, во-первых, от вида права на землю собственника учреждения, а во-вторых, от желания собственника).

Шпаргалка по гражданскому праву. Общая часть Степанова Ольга Николаевна

30. Право государственной и муниципальной собственности

Эти формы собственности призваны обеспечивать интересы больших групп людей (население РФ в целом и ее субъектов). Государственная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Основной чертой, характеризующей право государственной собственности, является множественность субъектов. Права собственника от имени РФ и субъектов РФ осуществляют органы государства. Имущество, находящееся в собственности государства, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления и праве хозяйственного ведения.

В состав государственной собственности входят:

1) объекты, являющиеся основой национального богатства; объекты, необходимые для обеспечения деятельности федеральных органов власти и управления (казна, валютный фонд и др.);

2) объекты оборонного производства (космические и летательные аппараты и др.);

3) объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства (объекты речного и морского флота).

Муниципальная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям. Права собственника от имени муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления. Органы государственной власти и должностные лица не имеют права на осуществление правомочий собственника в отношении муниципального имущества.

Муниципальную собственность составляют следующие объекты:

1) жилой и нежилой фонды, находящиеся в управлении местной администрации; жилищно-эксплуатационные предприятия;

2) ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты муниципальной собственности, объекты инженерной инфраструктуры городов, объекты городского пассажирского транспорта и внешнего благоустройства;

3) другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации;

4) предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; оптово-складские предприятия, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации;

5) учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта и др. (указанное имущество регистрируется в реестре муниципальной собственности).

Наиболее распространенный способ осуществления права государственной и муниципальной собственности - передача государственного и муниципального имущества предприятиям и учреждениям:

1) на праве оперативного управления (государственное или муниципальное предприятие вправе использовать имущество в соответствии с целями своей деятельности, задачами собственника и назначением имущества);

2) на праве хозяйственного ведения (государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать, сдавать в аренду, отдавать в залог или вносить в качестве вклада в уставной капитал хозяйственных обществ недвижимое имущество. Относительно движимого имущества все указанные действия могут совершаться при отсутствии прямого ограничения в законе).

Из книги Земельный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 28. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности 1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в

Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

Статья 38. 1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или

Из книги Гражданское право автора Шевчук Денис Александрович

Тема 4 РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 1. Цели и этапы приватизации Цели и задачи приватизации были определены в Государственной программе приватизации – это:1. Повышение эффективности деятельности предприятий путем

Из книги Земельный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Жилищный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Из книги Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации автора Тихомиров М Ю

Из книги Оборот земель сельскохозяйственного назначения. Комментарий судебной практики автора Мельников Н

Статья 28. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности 1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в

Из книги Использование химических ловушек в борьбе с преступностью автора Плешаков Сергей Михайлович

Статья 38.1. Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или

Из книги Аренда автора Семенихин Виталий Викторович

Статья 163. Управление многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности 1. Порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 28 Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности 1. Статья устанавливает общие правила приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. В ЗК 1991г.

Из книги автора

Статья 38.1 Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или

Из книги автора

Приватизация земли, распоряжение землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности В связи с тем, что на момент предъявления требования о продаже с/х земли закон субъекта РФ об обороте земель сельскохозяйственного назначения не вступил в

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности К доходам бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:доходы, получаемые в виде арендной

Из книги автора

Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности 1. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной

В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес государственной собственности в структуре основных производственных сил страны достаточно высок (это, например, транспорт и связь, атомная энергетика, военно-промышленный комплекс и многое другое). В собственности государства сосредоточены немалые материальные резервы в виде запасов продовольствия, топлива и других средств жизнеобеспечения на случай чрезвычайных обстоятельств. Сохранение в собственности государства значительного числа объектов производственного, социально-культурного и иного назначения объясняется двумя факторами Гражданское право. Том II. Полутом 2 (под ред. доктора юридич. наук, проф. Е.А.Суханова) - "БЕК", 2003. С. 112..

Во-первых, каждое государство должно думать о своей безопасности, и не только военной, но также экологической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной и т.д. Во-вторых, государство выполняет широкий круг социальных функций, призванных обеспечить достаточный прожиточный минимум населения и поддержку существующей власти со стороны избирателей, среди которых немало обездоленных.

В советский период наше государство взвалило на себя непосильное экономическое бремя и являлось единым собственником всего государственного имущества. Поэтому вся государственная собственность принадлежала на праве собственности единому собственнику - государству. В связи с расширением прав регионов и государственных предприятий, а также с нарастанием центробежных тенденций была выдвинута идея о многоуровневом характере государственной собственности. Вначале в общесоюзном законе о собственности, а затем в республиканском законе о собственности и Основах гражданского законодательства 1991 г. было закреплено данное правовое положение. При этом в общесоюзном законе о собственности под понятие государственной собственности подпадала также и коммунальная собственность. В настоящее время муниципальная собственность выделена из государственной и круг ее субъектов и объектов значительно шире, чем был указан в законе.

Многоуровневый характер государственной собственности и круг ее субъектов и объектов определены в ст. 71, 72 Конституции РФ и в гражданском законодательстве (ст. 212, 214 ГК РФ). Государственная собственность подразделяется на федеральную собственность, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам. Государственная собственность характеризуется единством имущественного фонда в пределах того субъекта, которому она принадлежит.

Муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности и определена как собственность муниципальных образований. В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (с послед. изм.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу субъектов права муниципальной собственности отнесены города, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, рабочие, дачные и курортные поселки, села и деревенские поселения. Множественность субъектов права муниципальной собственности не исключает единства ее фонда в пределах субъекта, которому она принадлежит.

Объекты права государственной и муниципальной собственности подразделяются на изъятые из оборота, ограниченные в обороте и находящиеся в свободном обращении. В числе объектов государственной и муниципальной собственности особо выделены природные ресурсы, которые стали оборота - способными. Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Определение правового режима природных ресурсов отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. В числе федеральных законов, устанавливающих правовой режим природных ресурсов, можно назвать Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон "О недрах", Водный кодекс РФ, Закон "О федеральных природных ресурсах" и ряд других. Законодателями закреплена презумпция права государственной собственности на природные ресурсы, а их оборот ограничен и подчинен специальным правилам Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций. - "Юстицинформ", 2005. с. 312..

В ряду объектов государственной и муниципальной собственности особое место занимает недвижимое имущество, примерный перечень которого дан в п. 1 ст. 130 ГК РФ, с исключением, связанным с правовым режимом предприятия. Правовой режим предприятия как объекта гражданских прав специально закреплен в ст. 132 ГК РФ, где особо подчеркивается, что предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. Деление имущества на недвижимое и движимое имеет значение при определении содержания, пределов и способов осуществления права государственной и муниципальной собственности.

Общее определение права собственности как субъективного права полностью относится и к праву государственной и муниципальной собственности, а его содержание составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственник осуществляет по своему усмотрению и в своем интересе. муниципальный субъект объект собственность

Право государственной и муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения.

В соответствии с общей характеристикой права собственности собственник может совершать в отношении своего имущества любые действия, лишь бы они не противоречили закону и не нарушали права и охраняемые законом интересы других лиц. Следовательно, правомочия собственника по своему содержанию и способам осуществления неизбежно ограничены, что вытекает из определения субъективного права как меры юридически возможного и обеспеченного поведения. Таким образом, правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом, взятые применительно к государственной и муниципальной собственности, также имеют свои границы.

Важнейшие нормы о праве собственности сосредоточены в Конституции РФ, где закреплены признаваемые в Российской Федерации формы собственности, основные принципы регулирования и охраны отношений собственности, определена компетенция Российской Федерации, компетенция ее субъектов в части установления правового режима важнейших объектов права собственности, и в первую очередь государственной собственности. Нормы, относящиеся к праву собственности, можно найти в правовых актах, связанных с охраной природы и рациональным использованием природных ресурсов самой различной отраслевой принадлежности, что дает основание утверждать, что нормы о праве собственности составляют комплексное правовое образование.

Современный переходный период экономических преобразований характеризуется резким и далеко не всегда оправданным сокращением той части общественного богатства, которая составляет государственную и муниципальную собственность, однако в собственности Российской Федерация, субъектов Федерации и муниципальных образований по-прежнему сосредоточены значительные материальные ресурсы.

Субъекты права государственной и муниципальной собственности, как правило, сложные системные образования, которые существуют и действуют через разветвленную сеть своих органов - административно-управленческих, социально-культурных, оперативно-хозяйственных и др. Согласно Закону "Об общих принципах организации местного самоуправления" права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, - уставами муниципальных образований и непосредственно населением Гражданское право. Том II. Полутом 2 (под ред. доктора юридич. наук, проф. Е.А.Суханова) - "БЕК", 2003. С. 176..

В составе государственной и муниципальной собственности необходимо различать имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями - имущество казны (государственной или муниципальной), и имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений, которые являются самостоятельными юридическими лицами. Соответственно различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями. В первом случае речь идет об осуществлении права государственной и муниципальной собственности самим носителем этого права. Во втором случае к осуществлению права собственности подключается дополнительное звено в виде юридического лица, выступающего не от имени собственника, а от своего имени и наделенного на закрепленное за ним имущество либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления.

В современных условиях непосредственное участие субъектов права государственной и муниципальной собственности в реализации своего права имеет место при приватизации государственных и муниципальных предприятий, а также при распоряжении унитарным предприятием, закрепленным за ним недвижимым имуществом, а в случае распоряжения унитарным казенным предприятием - движимым имуществом. В осуществлении права собственности от имени собственников в указанных случаях участвуют Министерство государственного имущества Российской Федерации, Российский фонд федерального имущества и другие органы.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: