Виды и система источников права социального обеспечения. Понятие и классификация основных источников права социального обеспечения

Источник права - форма закрепления (внешнего выражения) правовых норм. Нормативный правовой акт - основной источник всякой отрасли права и ПСО в частности. Это официальный письменный документ, изданный правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, отмену или изменение правовых норм, направленных на определенный круг лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Классифицируются по видам: Конституция (устав), конституционный закон, закон, подзаконный правовой акт (указ, постановление, приказ, инструкция и т.д.). По содержанию источники ПСО делятся на нормативные акты, регулирующие общие вопросы социального обслуживания, регулирующие отдельные виды социального обслуживания, регулирующие социальное обслуживание отдельных категорий граждан.

Юридическая сила каждого нормативного акта определяется органом, его издавшим и соответствующим местом в системе законодательства.

Особенности источников ПСО в РФ: 1)0тсутствие единого кодифицированного акта; 2)многоуровневое регулирование отношений (федеральный, региональный, местный, локальный); 3)отнесение регулирования данной области к совместному ведению РФ и ее субъектов; 4)объемное международное регулирование. Ст.7, 35, 43, 58, 59 и др. Конституции РФ содержат базовые положения в области ПСО, в частности принцип всеобщности социального обслуживания, принцип всесторонности и многообразия его видов.

Базовые положения Конституции свое дальнейшее применение и развитие находят в федеральных законах: 1) «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»; 2) «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»; 3) «О трудовых пенсиях в РФ»; 4) «Об основах обязательного социального страхования в РФ»; 5) «О государственной социальной помощи в РФ»; 6) «О прожиточном минимуме в РФ»; 7) «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; 8) закон о «монетизации льгот»; 9) «О медицинском страховании граждан в РФ»; 10) «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан».

Следующими источниками по своей значимости являются указы Президента РФ. Постановления Правительства РФ должны обеспечивать реализацию единой государственной политики, конституционных прав граждан в области ПСО, способствовать развитию социального обеспечения и благотворительности. Акты Министерства здравоохранения и социального развития и подчиненных ему федеральных органов исполнительной власти (Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав и потребителей и благополучия человека; Федеральной службы по труду и занятости; Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития; Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию; Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму) стоят на следующей ступени иерархии нормативных актов, однако полномочием нормотворчества наделено только профильное Министерство, акты которого представляют собой функциональные источники права. Большое число региональных актов с сфере ПСО - особенность РФ. Субъекты РФ издают нормативные акты на основе и во исполнение федерального законодательства. Вне предметов ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование. К компетенции органов местного самоуправления отнесено федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения, комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования в целом. Муниципальное образование участвует также в реализации федеральных и региональных программ по поддержке малоимущих, социальной защите детей. Они могут создавать собственные программы по поддержке граждан в трудной жизненной ситуации, большую роль играют акты Фондов социального страхования - Пенсионного, Фонда социального страхования, Федерального фонда медицинского страхования, которые представляют собой ненормативные правовые акты.

Понятие «источник права» является многозначным. В юридическом смысле этим понятием обозначают «способ выражения государственной воли», способ, с помощью которого правилу поведения государственной властью придается общеобязательная сила.

В данном аспекте оно практически совпадает по содержанию с термином «внешняя форма права» и рассматривается в настоящей главе.

В теории права выделяют следующие виды источников: правовой обычай, нормативный договор, нормативно-правовой акт, прецедент (судебный или административный). Состав источников конкретной отрасли права определяется природой регулируемых ею отношений (Приложение. Рис.8.).

Рисунок 8. Источники права социального обеспечения

Важнейшей функцией современного государства является функция социальной защиты населения. В целях сохранения социальной стабильности государство выделяет на социальное обеспечение средства с учетом своих экономических возможностей и создает соответствующие государственные структуры. Именно поэтому веления государственных органов относительно видов социального обеспечения, условий их предоставления и размеров облекаются в форму нормативно-правовых актов, которые служат основным источником права социального обеспечения. В советский период они были не только основным, но и единственным источником права социального обеспечения. Изменение социально-экономической и политической ситуации в стране привело к расширению состава источников.

Правовая база для этого заложена Конституцией РФ, в соответствии с которой общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы страны (часть 4 ст. 15).

Понятие общепризнанных принципов и норм международного права раскрыто в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Общепризнанные принципы – это основополагающие императивные нормы, т.е. юридически обязательные правила поведения, принимаемые и признаваемые всем международным сообществом государств, отклонение от которых недопустимо. Основным источником таких норм и принципов считается Устав ООН.

Положения официально опубликованных международных договоров могут действовать в Российской Федерации непосредственно, если для их применения не требуется издания внутригосударственных актов, либо после совершения компетентными органами власти установленных законом действий. К таким действиям относятся: подписание, обмен документами, ратификация, утверждение, принятие, присоединение и другие, о которых условились договаривающиеся стороны (ст.6 ФЗ от 15.07.1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»).

Нормы международных договоров имеют преимущественную силу перед российскими законами, если они содержат иные правила поведения. Они обязательны для судов при рассмотрении гражданских, уголовных и административных и других дел.

В последние годы в научной и учебной литературе в качестве источника права социального обеспечения указываются локальные акты, принимаемые непосредственно в организации, в том числе, локальные нормы, включаемые в коллективные договоры (Захаров М.Л., Тучкова Э. г. Право социального обеспечения России. Учебник. М., 2004. С.141; Гусов К.Н. (отв.ред.). Право социального обеспечения России. Учебник. М., 2004. С.93.).

В теории права коллективные договоры признаются нормативными договорами, содержащими общеобязательные правила поведения. Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 Трудового кодекса РФ 2001г.).

Следовательно, сторонами этого договора и возникающих на его основе правоотношений являются работники и работодатель, а источником финансирования дополнительных выплат (например, единовременные пособия в связи с рождением ребенка, вступлением в брак и др.) – средства работодателя. Определить отраслевую принадлежность указанных отношений с помощью устоявшихся теоретических концепций не представляется возможным. Но очевидно, что они имеют частную, а не публичную природу. Решение вопроса о включении локальных актов в круг источников права социального обеспечения прямо зависит от концептуального подхода к предмету данной отрасли права.

Что касается судебного прецедента, то он официально не включается в число источников российского права. Классическое определение судебного прецедента как правила, сформулированного при разрешении конкретного дела и обязательного для применения при последующем рассмотрении аналогичных дел, действительно не дает для этого оснований.

Однако следует согласиться с большинством отечественных авторов в том, что судебная власть в лице Конституционного Суда РФ уже фактически осуществляет правотворческие функции. Решения Конституционного Суда (в форме постановлений и определений) принимаются по вопросам о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, по спорам о разграничении компетенции между органами государственной власти, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и другим. Они являются обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

В деятельности Конституционного Суда РФ рассмотрение обращений, касающихся социального обеспечения, занимает значительное место. В качестве примера можно привести Постановление от 10.07.2007 № 9-П « По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал» и др.

Правовые позиции Конституционного Суда представляют собой обобщенные выводы, содержащие толкование конституционного смысла положений отраслевых законов и иных нормативно-правовых актов. Они обогащают конституционную основу для отраслевого правотворчества, что в полной мере касается и социального обеспечения.

Нельзя не отметить и особое значение для правоприменительной практики постановлений Пленума Верховного Суда РФ, решений Верховного Суда РФ по отдельным делам принципиального характера и решений нижестоящих судов, одобренных Верховным Судом РФ при кассационном рассмотрении дел и составлении обзоров судебной практики, опубликованных в официальных изданиях.

Довольно часто постановления Пленума Верховного Суда РФ содержат положения, фактически восполняющие пробелы действующего законодательства. В качестве иллюстрации можно привести постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В соответствии с ним суд вправе удовлетворить требование истца об индексации сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики РФ.

Студентам следует хорошо усвоить разницу между материальными и формально-юридическими источниками права, понимать сущность современных теоретических взглядов на систему источников российского права.

Значительную роль в правовом регулировании отноше-

ний по социальному обеспечению играют федеральные

законы как акты высшей юридической силы на всей тер-

ритории РФ. В современном законодательстве о социаль-

ном обеспечении отсутствует единый кодифицированный

закон, регламентирующий общественные отношения в

этой области. Существующий кодифицированный закон

jОсновы законодательства Российской Федерации об охра-

не здоровья гражданk, принятый 22.07.1993 № 5487-1 хотя

и является источником права социального обеспечения, но

регулирует лишь часть общественных отношений, возника-

ющих в этой сфере.

В качестве источников данного права следует назвать

следующие федеральные законы: от 19.05.1995 № 81-ФЗ

государственных пособиях гражданам, имеющим

детейk, от 02.08.1995 № 122-ФЗ jО социальном обслужи-

вании граждан пожилого возраста и инвалидовk, от

17.12.2001 № 173-ФЗ jО трудовых пенсиях в Российской

Федерацииk, от 15.12.2001 № 166-ФЗ jО государственном

пенсионном обеспечении в Российской Федерацииk, от

15.12.2001 № 167-ФЗ jОб обязательном пенсионном стра-

ховании в Российской Федерацииk, от 16.07.1999 № 165-ФЗ

jОб основах обязательного социального страхованияk и др.

Среди законов РФ существенное значение имеют зако-

ны, связанные с пенсионным обеспечением, например Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную

Принципами права социального обеспечения являются

руководящие начала, определяющие сущность, направ-

ления развития данной системы права, которые должны

быть закреплены в правовых нормах или же следовать

либо одном нормативном акте, поскольку указанное пра-

во не кодифицировано. Они содержатся в различных

федеральных законах (законах РФ). Анализ этих прин-

ципов показывает, что отдельные из них присущи сразу

всем или большинству институтов права социального

обеспечения. Но необходимо обратить внимание на то,

что в разные годы отечественные ученые по-разному

формулировали принципы, причем их количество иногда

Кроме того, в российской правовой системе источ-

никами права социального обеспечения являются раз-

личные нормативные правовые акты, регулирующие

комплекс общественных отношений, составляющий

предмет отрасли права социального обеспечения.

Отмечая особенности действующих источников пра-

ва социального обеспечения, следует указать на то, что

для них пока еще не характерен высокий уровень сис-

тематизации. Общей отраслевой кодификации законо-

дательства не проведено, хотя предпосылки для этого

уже созрели: в стране действует ряд кодифицирован-

ных нормативных актов по отдельным видам социаль-

ного обеспечения. Возникла настоятельная потреб-

ность в принятии Основ социального обеспечения,

подготовка и издание которых явились бы завершаю-

щим этапом создания единой системы источников пра-

Федеральные законы как источники псо

Система и источники ПСО

Система ПСО – совокупность норм и правовых институтов, регулирующих общ. отношения в сфере соцобеспечения и представляющих в целом единую структуру: 1) общая часть включает нормы распространяющиеся на все институты ПСО: принципы ПСО; права и обязанности граждан в сфере соцобеспечения; финансовые основы соцобеспечения; разграничение полномочий федерации и ее субъектов в сфере соц. обеспечения; 2) особенная часть включает нормы, регулирующие отд. институты ПСО: институт трудового стажа; институт пенс. обеспечения; институт пособий и компенсаций; институт соц. обслуживания; институт мед. обеспечения; институт юр. ответственности.

Источники ПСО – совокупность НПА, принятых соотв. органами госвласти и содержащих нормы ПСО.

Классификация: 1) акты международного права (декларации, конвенции, двусторонние и многосторонние междунар. договоры РФ); 2) Конституция РФ. Непосредственно вопросы соц. обеспечения регулируются ст. 7, 15, 37, 41, 45, 53, п. «ж» ч. 1 ст. 72); 3) федеральные законы (ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенс. страховании в РФ», ФЗ от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О гос. пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ФЗ от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного соц. страхования»); 4) указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 26 июня 2001 г. № 767 «О мерах по улучшению матер. положения отд. категорий граждан», Указ Президента РФ от 2 июля 1992 г. № 723 «О мерах по соц. поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными»; 5) Постановления Правительства РФ (Пост. Пр-ва РФ от 11.7.2002 г. № 516 «Об утв. Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назнач-е труд. пенсии по старости», Пост. от 09.40.92 г. № 237 «О порядке утв. списков работ, с учетом выполнения которых пенсия устанавливается при пониженном пенсионном возрасте»; 6) ведомственные акты; 7) законодательство субъектов РФ; 8) акты органов местн. самоуправления; 9) локальные акты (коллект. договоры и соглашения).

Право социального обеспечения
Суперека С.В.
2008

Источники права социального обеспечения

Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы:

Понятие и классификация источников права социального обеспечения

Понятие источников права в праве социального обеспечения вслед за общей теорией права толкуется не только неоднозначно, но и имеет аналог, «двойника»: наряду с термином источник права на равных используется термин форма права. Когда это было сделано впервые - теперь уже не установить, но необходимо знать, что сегодня в юридической науке существует две основные точки зрения на проблему соотношения понятий источник права и форма права. Первая - названные понятия тождественны. Вторая - понятие источник права более широкое, чем понятие форма права.

Последняя точка зрения в настоящее время является господствующей.

Действительно, если исходить из обиде принятого значения слова «источник» как всякого начала или основания, корня и причины, исходной точки, то применительно к юридическим явлениям источник права следует понимать в трех смыслах :

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т. п.);

2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т. д.);

3) источник в формально юридическом смысле (нормативный акт, нормативный обычай, юридический прецедент, нормативный договор).

Мы будем рассматривать источник права социального обеспечения в формально юридическом смысле. Ведь формальная определенность - один из признаков права вообще, в том числе и права социального обеспечения. Его правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне и содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию социально обеспечительных общественных отношений.

Таким образом, источник права и форма права в формально юридическом смысле - это тождественные понятия. Объективированный в документальном виде акт правотворчества, считает С. С. Алексеев, является юридическим источником соответствующих юридических норм и одновременно формой их юридически официального бытия, существования

Наиболее распространенными источниками права социального обеспечения России являются нормативные правовые акты. Эти акты в совокупности образуют законодательство о социальном обеспечении (в широком понимании данного термина), которое регулирует весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет отрасли российского права - права социального обеспечения. В отличие от других источников нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

В п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 дается следующее определение нормативному правовому акту: «Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом».

Нормативные акты в сфере социального обеспечения издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, причем в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

В последние годы к источникам права социального обеспечения наравне с нормативными правовыми актами стали относить и нормативные договоры. В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. В праве социального обеспечения они также получают все более широкое распространение.

Нормативный договор как источник права социального обеспечения - это соглашение между субъектами социально обеспечительных отношений, в результате которого возникает новая норма права. Например, договор пожилого человека с организацией социального обслуживания о его платном обслуживании в стационарном учреждении, коллективный договор между работодателем и работниками, одним из пунктов которого является норма об организации бесплатного летнего отдыха детей за счет работодателя, и другие договоры и соглашения.

Чтобы более четко уяснить суть нормативного договора, необходимо разграничить нормативный договор, с одной стороны, от трудовых и гражданско-правовых договоров, а с другой - от нормативно правовых актов.

В отличие от просто договоров (договоров сделок) нормативные договоры не носят индивидуально разового характера. Если работник и работодатель или подрядчик и заказчик заключают тот или иной договор, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ТК или ГК РФ). Участники же социально обеспечительных отношений, заключающие нормативный договор о социальном обеспечении, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами.

В отличие же от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу социально обеспечительной деятельности, представляющей их общий интерес.

В источниках права социального обеспечения России отражены социально экономические условия жизни российского общества. С их изменением меняются и источники права социального обеспечения. В последние годы это происходит довольно часто, в связи, с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется. Устаревшие нормативные акты права социального обеспечения отменяются, изменяются или дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные акты, соответствующие экономическим условиям государства.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям :

1) по юридической силе, т. е. степени их важности и субординации;

2) по сфере их действия;

3) по органам, принявшим нормативный акт;

4) по форме акта;

5) по под отраслям и институтам права социального обеспечения.

Среди перечисленных классификаций наибольшее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе и по органам, которые их принимают.

По юридической силе источники делятся на две большие группы :

1) общепризнанные принципы и нормы международного права и

2) международные договоры и внутригосударственные нормативные правовые акты.

В силу ст. 15 Конституции РФ международные договоры входят в правовую систему России и имеют приоритет перед законами: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Государственные нормативные правовые акты, регулирующие сферу социального обеспечения, в свою очередь, делятся на :

2) подзаконные акты.

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

В случае возникновения коллизии по поводу прав на социальное обеспечение человека между международным договором Российской Федерации и российским законом применяются правила международного договора. Таким образом, на конституционном уровне гарантирована возможность непосредственного действия и применения норм международного права о правах человека различными органами государства, включая суды.

Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Эта конституционная норма призвана обеспечить реализацию основного направления социальной политики, закрепленного в ст. 7 Конституции РФ: такая политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а не на отмену или ущемление уже имеющихся, установленных ранее принятыми законами прав человека.

Здесь необходимо отметить, что содержание социального обеспечения в правовом государстве закрепляется именно в законах, а не в подзаконных актах, принимаемых органами исполнительной власти, функцией которых является обеспечение исполнения принимаемых законов.

В Российской Федерации существуют следующие виды законов :

1) Конституция РФ (Основной закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы;

4) законы субъектов РФ.

Конституция РФ - основополагающий политико-правовой акт, который закрепляет конституционный строй России, принципы социального обеспечения, основные социальные права человека и компетенцию органов государственной власти в области социального обеспечения. Конституция возвышается над всеми иными законами и одновременно является юридическим фундаментом, определяющим содержание других российских законов. За ее соблюдением надзирает особый орган - Конституционный Суд РФ.

Конституция РФ имеет верховенство на всей территории РФ (ч. 2 ст. 4), высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15).

Под прямым действием норм Конституции авторы понимают ее регулирующее и иное воздействие на общественные, в том числе и на социально обеспечительные, отношения. Причем имеется в виду, что именно регулирование составляет ядро прямого действия Конституции.

В случае возникновения коллизии по поводу права человека на социальное обеспечение между международным договором Российской Федерации и Конституцией РФ также действует правило о высшей юридической силе федеральной Конституции. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), но по своей юридической силе они не могут стоять выше, чем Конституция РФ. Такой вывод согласуется и с положением ч. 6 ст. 125 Конституции РФ, которая гласит: «. не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».

Прямое действие норм Конституции дает возможность человеку осуществлять и защищать свое право на социальное обеспечение всеми правомерными способами, без какого бы то ни было правоприменительного акта напрямую, руководствуясь Конституцией и ссылаясь на ее высшую юридическую силу.

Федеральные конституционные законы принимаются, но вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о Правительстве России, об Уполномоченном по правам человека и др.). И хотя в прямой постановке не принят ни один федеральный конституционный закон, который бы регулировал отношения по социальному обеспечению, это не значит, что те законы, которые уже приняты, индифферентны к праву социального обеспечения. Они широко применяются при охране прав на социальное обеспечение и их защите.

Федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально экономической, политической и духовной жизни общества. В социально обеспечительной сфере федеральные законы касаются отдельных родов и видов социального обеспечения, а, следовательно, вносят вклад в дальнейшее развитие подотраслей и институтов права социального обеспечения.

Классификация социально обеспечительных федеральных законов может проводиться по различным основаниям :

По субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);

По предмету правового регулирования (законы, регулирующие обязательное социальное страхование, закон, регулирующий государственное пенсионное обеспечение, законы о социальной поддержке, социальной помощи и социальном обслуживании);

По сроку действия (постоянные законы и временные);

По географии действия (общефедерального или регионального действия);

По степени систематизации (обычные и кодифицированные);

По объему регулирования (рамочные и специальные);

По кругу лиц, на которых они распространяются (законы, регулирующие обеспечение инвалидов, пенсионеров, граждан, имеющих детей, временно нетрудоспособных и т. д.).

Законы субъектов РФ издаются представительными (законодательными) органами субъектов РФ, и действие этих законов распространяется только на соответствующую территорию. Причем классификация региональных законов может производиться по тем же основаниям, что и федеральных.

Подзаконные акты в сфере социального обеспечения - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы, регулирующие социально обеспечительные отношения.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, но базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании социально обеспечительных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют также огромное значение в этом регулировании, играя в нем вспомогательную и конкретизирующую роль.

Правоведы подразделяют подзаконные акты по субординации на следующие виды .

1. Указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 83-90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. В настоящее время сфера правового регулирования, охватываемая указами, весьма широка, хотя и имеет тенденцию к сокращению, при этом нормативные указы издаются обычно в случае пробелов в праве.

2. Постановления и распоряжения Правительства РФ. Эти правовые акты обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и, достаточно часто, во исполнение федеральных законов, а также нормативных указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней со дня их принятия.

3. Приказы, постановления, инструкции, положения, разъяснения и другие нормативные акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ, иных федеральных министерств, а также государственных внебюджетных фондов, по вопросам, касающимся регулирования социального обеспечения. Эти акты, принимаемые на основе и в соответствии с федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют социально обеспечительные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данного органа исполнительной власти. Часто они имеют общее значение, выходя за рамки конкретного министерства (фонда), и распространяются на широкий круг субъектов.

Здесь следует обратить внимание на три обстоятельства :

Во-первых, значительное место среди подзаконных актов, действующих в сфере социального обеспечения, занимают акты, принятые в последние годы органами исполнительной власти, которые в результате различных реорганизаций в тот или иной период прекратили свое существование (Минсоц обеспечения РСФСР, Минсоцзащиты населения РФ, Минтруда РФ). Все они, если впоследствии не были отменены, сохраняют свою юридическую силу в части, не противоречащей действующему законодательству.

Во-вторых, в ходе, проведенной административной реформы федеральных органов исполнительной власти между ними было произведено разделение функций. Осуществлять функции по нормативно правовому регулированию в установленной сфере деятельности имеют право только федеральные министерства (за исключением случаев, устанавливаемых указами Президента или постановлениями Правительства РФ). При этом под функциями по принятию нормативных правовых актов (нормативно правовому регулированию) понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Следовательно, исходя из существующей структуры Правительства РФ и действующих положений о различных федеральных органах исполнительной власти, нормативно правовое регулирование в сфере социального обеспечения имеет право осуществлять Минздрав соц. развития России (оно было создано на базе упраздненных Минздрава РФ и Минтруда РФ), а также иные федеральные министерства в рамках своей компетенции (например, МВД РФ - по вопросам предоставления социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск).

И в-третьих, издавать подзаконные акты нормативного характера имеют право государственные социальные внебюджетные фонды - ПФ России, ФСС РФ, ФОМС. Такие акты, если они затрагивают права и обязанности граждан, устанавливают правовой статус организаций или носят межведомственный характер, подлежат государственной регистрации.

Все нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в сфере социального обеспечения, подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» в течение 10 дней после дня их государственной регистрации, поскольку они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина.

4. Постановления, указы, распоряжения, высших исполнительных органов государственной власти (высших должностных лиц) субъектов РФ (например, президентов республик в составе РФ, глав правительств субъектов РФ, глав областных администраций, губернаторов и т. п.).

5. Приказы, постановления, распоряжения отдельных органов исполнительной власти субъектов РФ (например, комитетов по труду и социальной защите населения).

6. Нормативные акты органов местного самоуправления. Данные акты принимаются в пределах компетенции глав муниципальных образований, представительных органов муниципальных образований, местной администрации и действуют на территории соответствующих муниципальных образований (городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов).

7. Локальные нормативные акты. Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретной организации и регулирующие социально обеспечительные отношения внутри этой организации (например, о порядке направления работников на лечение и отдых в санаторий профилакторий предприятия и др.).

Таким образом, в границах права социального обеспечения действует довольно стройная и субординированная система источников. Она позволяет хотя и на минимальном экономическом уровне, но достаточно устойчиво регулировать социально обеспечительные отношения.

Характеристика основных источников права социального обеспечения

Большое число и разнообразие источников права социального обеспечения позволяют охарактеризовать только основные источники, в которых закрепляются права физических лиц на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

На самом верху «иерархической лестницы» источников права социального обеспечения находится Конституция Российской Федерации. В ней закреплен конституционно правовой статус граждан в области социального обеспечения. Содержание Конституции РФ как основного источника права социального обеспечения подробно раскрывается в ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53.

В ст. 7 говорится, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Норма ст. 7 также определяет гарантии социального обеспечения: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 18 Конституции РФ декларирует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

Позитивная роль непосредственного действия прав человека в сфере социального обеспечения выражается через воздействие :

а) на смысл, содержание и применение законов, регулирующих прямо или опосредованно права человека на социальное обеспечение, и

б) на деятельность законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, осуществляющих меры по социальному обеспечению.

В других названных статьях Конституции РФ закреплены неотъемлемые права человека на конкретные социальные блага.

По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72).

Вторую ступень в системе источников права социального обеспечения составляют международные правовые акты по правам человека и международные договоры Российской Федерации.

В силу ст. 15 Конституции РФ они имеют приоритетное значение по отношению к национальному законодательству.

Важнейшим международным политико-правовым актом, который устанавливает общечеловеческие права на социальное обеспечение, является Всеобщая декларация прав человека. Статья 22 этого документа гласит: «Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства».

Первым международным правовым актом, юридически закрепившим политические и моральные требования Всеобщей декларации прав человека, стал Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Участвующие в данном пакте государства приняли на себя юридические обязательства гарантировать каждому право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование (ст. 9).

Социально-экономический и правовой статус ребенка закрепляет Конвенция о правах ребенка.

К источникам права социального обеспечения международного уровня также относятся :

— Конвенция № 159 МОТ «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов»;

— Принята, вступила в силу и Ратифицирована СССР (Ведомости СНД СССР и ВС СССР №45 Ст. 955);

— Вступила в силу и Ратифицирована СССР (Международная защита прав и свобод человека);

— Конвенция № 156 МОТ «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями», ряд других конвенций МОТ.

К числу источников права социального обеспечения относятся и международные договоры, заключаемые между Россией и государствами - участниками СНГ. Нормы этих договоров регулируют общественные отношения по социальному обеспечению граждан при переезде их из одного государства СНГ в другое, а также иные социально обеспечительные отношения. Среди них нужно выделить Конвенцию СНГ о правах и основных свободах человека.

Следует отметить, что в своем большинстве нормы международных источников права социального обеспечения в полном объеме имплементированы в российское право.

Третья группа источников права социального обеспечения - это федеральные законы (законы Российской Федерации). В сфере права социального обеспечения действует большое количество законов. На сегодняшний день права граждан на тот или иной род социального обеспечения закреплены в законах РФ, регулирующих социальное страхование, государственное пенсионное обеспечение, социальную поддержку, социальную помощь и социальное обслуживание.

Учитывая огромный объем нормативного материала и разнообразие видов социального страхования, законодатель издал ранее не использовавшийся в российском законодательстве рамочный Закон об основах обязательного социального страхования. Он закрепил основные принципы осуществления обязательного социального страхования, виды социальных страховых рисков, страховые случаи, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования. Нормы этого рамочного закона служат ориентиром для других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих конкретные виды социального страхования.

Регулируя социальное обеспечение в границах подотрасли социального страхования, законодатель издал несколько кодифицированных законов. К их числу следует отнести Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и Закон о пособиях гражданам, имеющим детей.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан закрепляют понятие охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья, виды медико-социальной помощи. Впервые в источнике права такого высокого уровня нашло конкретное закрепление содержание этого права с учетом специфики субъектов - его носителей. В частности, отдельно предусмотрено право на охрану здоровья семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих и других лиц.

Закон о пособиях гражданам, имеющим детей также является кодифицированным. В связи с его принятием утратил силу ряд действовавших тогда нормативных правовых актов различного уровня, поскольку данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей. В настоящее время в нее входят пособие по беременности и родам женщине, подлежащей социальному страхованию на момент предоставления отпуска по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; единовременное пособие в связи с рождением ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, назначаемое в порядке социального страхования; ежемесячное пособие на ребенка, выплачиваемое в размере и в порядке, установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ.

В пределах подотрасли социального страхования приняты революционные по своей сути законы об обязательном пенсионном страховании и о трудовых пенсиях. В соответствии с ними всем застрахованным назначаются трудовые пенсии по старости, а в случае их смерти - членам их семей по случаю потери кормильца.

Революционность этих законов состоит в том, что :

Во-первых, они впервые в России вводят наряду с распределительным принципом исчисления пенсий накопительный принцип;

Во-вторых, ими вводятся наряду с пенсиями по государственному пенсионному обеспечению трудовые пенсии, которые могут назначаться только застрахованным лицам (и лицам, с ними связанным);

В-третьих, ими устанавливается, что ведущим признаком при определении размера пенсии является не страховой (трудовой) стаж, а размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Важнейшим среди законов, принятых в рамках подотрасли государственного пенсионного обеспечения, следует назвать Закон о государственном пенсионном обеспечении, которым регулируется пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих, участников Великой Отечественной войны, военнослужащих, проходящих (проходивших) службу по призыву, граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, а также нетрудоспособных граждан. Федеральные государственные служащие на основании этого Закона обеспечиваются в дополнение к трудовой пенсии пенсией за выслугу лет; участники Великой Отечественной войны, военнослужащие по призыву и граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф, - пенсией по инвалидности. Кроме того, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, может выплачиваться еще и пенсия по старости. Семьи военнослужащих по призыву и члены семей лиц, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, в соответствии с данным Законом обеспечиваются пенсией по случаю потери кормильца. На основании этого Закона социальные пенсии назначаются престарелым и инвалидам, детям, потерявшим кормильца, не имевшим права на трудовую пенсию.

Другим не менее важным актом является Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. Этот Закон, учитывая сложность, напряженность и опасность военной и иной приравненной к ней службы, предусматривает особые условия и более высокий уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и других лиц, приравненных к ним по пенсионным правам.

Значительное число законодательных источников права социального обеспечения имеется в распоряжении подотрасли социальной поддержки. Для ее регулирования изданы Закон о занятости населения, федеральные законы о ветеранах, о пособиях гражданам, имеющим детей (в части, касающейся незастрахованных по социальному страхованию граждан), № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот), № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Закон об иммунопрофилактике инфекционных болезней), № 21ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» (далее - Закон о дополнительном обеспечении граждан РФ за выдающиеся достижения). Закон о монетизации льгот и др.

Социальная помощь, оказываемая государством нуждающимся в ней лицам, также регулируется законодательными актами. Среди них законы о государственной социальной помощи, о прожиточном минимуме. Федеральный закон № 44ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» (далее - Закон о порядке учета доходов семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими).

Ведущим источником в законодательстве, регулирующем социальную помощь гражданам России, является Закон о государственной социальной помощи. Он устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Социальное обслуживание граждан также имеет широкий круг законодательных источников. Это законы о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, о социальной защите инвалидов, об основах социального обслуживания населения, о ветеранах и др.

Число источников законов, действующих в сфере социального обеспечения, свидетельствует о том, насколько сложным и многослойным является законодательство в этой области. Сложившееся положение дел объясняется тем, что для данной отрасли характерно отсутствие единого кодифицированного источника, регулирующего весь комплекс общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения. Существующая проблема в настоящее время решается путем поэтапного принятия крупных федеральных законов, которые исчерпывающе регулируют конкретные родовидовые социально обеспечительные отношения (социальное страхование, государственное пенсионное обеспечение, социальную поддержку, социальную помощь и социальное обслуживание). Это создает предпосылки для принятия в будущем единого кодификационного источника.

Четвертую группу источников права социального обеспечения составляют подзаконные акты. Они занимают значительное место в системе источников права социального обеспечения. Их также можно расположить в определенном иерархическом порядке.

Прежде всего, это указы Президента РФ. Среди них нужно выделить следующие:

Указ № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»;

Указ № 1708 «О дополнительных мерах социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы - участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов». Данный документ является крайне важным с точки зрения не только социальной, но и политической, и моральной;

Указ № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации»;

Указ № 306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей». Данным Указом введено ежемесячное денежное содержание каждому члену семьи в случае смерти (гибели) судьи

Конституционного Суда РФ или смерти (гибели) пребывающего в отставке судьи Конституционного Суда РФ.

Следующий уровень подзаконных нормативных правовых актов - постановления Правительства РФ. Такими постановлениями устанавливается, как правило, правовой механизм реализации закрепленных в законах прав человека в сфере социального обеспечения.

Так, непреходящее значение имеет постановление Совета Министров - Правительства РФ № 941, определяющее порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу по контракту, сотрудникам органов внутренних дел, ГПС, учреждений и органов УИС.

Порядок назначения и выплаты пенсий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры РФ и их семьям регулируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ.

Порядок назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, регулируется соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ, а порядок материального обеспечения приемной семьи определен Положением о приемной семье, утвержденным постановлением Правительства РФ.

Правительством РФ также утверждены многочисленные списки, перечни видов работ, профессий и должностей, с учетом которых назначаются досрочные пенсии по старости.

Весьма продуктивной была деятельность Правительства РФ по изданию необходимых нормативных правовых актов в связи с принятием, так называемого Закона о монетизации льгот. В целях его реализации приняты важнейшие для бывших льготников постановления: № 771 «Об утверждении Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета»; № 805 «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы»; № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.

Важную роль в нормотворчестве в сфере социального обеспечения в пределах своей компетенции играют федеральные органы исполнительной власти. Среди них особое место в настоящее время занимает Минздрав соц. развития РФ (правопреемник бывшего Минтруда России), так как именно оно в соответствии с Положением от 30 июня 2004 г. является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, медицинской помощи и медицинской реабилитации, уровня жизни и доходов населения, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, курортного дела, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного, социального страхования, занятости населения и безработицы, социальной зашиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей.

Всплеск нормотворческой деятельности бывшего Минтруда России наблюдался после принятия пакета пенсионных законов. Так, постановлениями Минтруда и ПФ России утверждены важнейшие организационно правовые документы, без которых оформление пенсий было бы невозможно: Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с законами о трудовых пенсиях и о государственном пенсионном обеспечении и Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с вышеназванными законами.

Этот же ряд источников дополняют постановления Минтруда РФ, утвердившие Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты и Правила выплаты пенсии.

После реформирования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Минздрав соц. развития России начало вести достаточно активную нормотворческую деятельность. Особенно напряженной она была накануне вступления в силу Закона о монетизации льгот. В это время были изданы десятки важнейших нормативных правовых актов, таких, к примеру, как приказы: № 255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг № 294 «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации»; № 296 «Об утверждении Перечня лекарственных средств».

Только одни названия приказов Минздравсоцразвития РФ говорят об актуальности изданных министерством источников для права социального развития.

Существует ряд нормативных актов других министерств и ведомств, которые являются источниками права социального обеспечения. К таким, например, необходимо отнести приказ МВД России № 822 «О размерах и порядке выплаты пособия сотрудникам полиции на содержание детей, посещающих государственные и муниципальные детские дошкольные учреждения».

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов РФ. Такие источники могут кроме установленных федеральными законами предусматривать дополнительные, более высокие меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными, а также регулировать условия и объемы мер социальной поддержки, социальной помощи и социальных услуг, предоставление которых возложено на субъекты РФ в рамках разграничения полномочий между уровнями государственной власти.

В качестве примеров можно привести Областной закон Ленинградской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области» (далее - Закон о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области) и Закон Санкт-Петербурга № 58780 «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге» (далее - Закон о социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге).

Все большую роль в регулировании социально обеспечительных отношений играют локальные источники права социального обеспечения. К ним относят приказы работодателей или их уполномоченных лиц, а также коллективные договоры и соглашения различного уровня в рамках социального партнерства. В эти акты очень часто включаются нормы, регулирующие социально обеспечительные отношения.

Такова классификация и характеристика источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации). Впрочем, возможны классификации и по другим основаниям.

Монархия
Оценка предприятий
Теория организации
Оценочная деятельность
Теории мотивации

В учебном пособии содержится теоретические и практические материалы, необходимые для изучения дисциплины "Право интеллектуальной собственности" и ее важнейшего раздела - авторского права. Материал пособия изложен в краткой, доступной форме в виде схем.

Пособие предназначено для студентов дневной и заочной форм, обучающихся по специальности (направлению подготовки) "Юриспруденция", преподавателей юридических вузов, а также практикующих специалистов.

100 руб


Настоящий учебник подготовлен авторским коллективом кафедры гра­жданского права юридического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова в соответствии с разработанной им программой курса гражданского права, полностью соответствующей государственному стандарту высшего юри­дического образования.
В томе II данного учебника освещаются институты обязательственного права: Общая часть и отдельные договорные и внедоговорные обязатель­ства. В его содержании учтены изменения действующего гражданского за­конодательства и практики его применения по состоянию на 1 сентября 2009 г., а также использован широкий круг отечественной научной и прак­тической литературы по обязательственному праву. В конце каждой главы приводится список литературы, дополнительно рекомендуемой студентам для углубленного изучения соответствующей темы курса. Том снабжен алфавитно-предметным указателем.

Учебник может быть использован как студентами, так и аспирантами и преподавателями юридических и экономических вузов, а также служить пособием для повышения квалификации и переподготовки практикую­щих юристов.

2561 руб


В учебнике кратко изложен полный курс гражданского права для высших учебных заведений. Учебник построен на основе всех четырех частей Гражданского кодекса Российской Федерации и раскрывает закрепленные в нем институты, юридические конструкции.

Для студентов и преподавателей юридических и неюридических вузов.

239 руб


Уголовное право. Общая часть. Учебник. В 2 томах. Том 1

Учебник по Общей части уголовного права подготовлен в соответствии с программой курса уголовного права на основе действующего российского законодательства и сложившейся правоприменительной практики. В отличие от других изданий подобного рода особое внимание в учебнике уделено освещению таких важных в научно-практическом смысле тем, как мотив преступления, свобода воли, определяющая деяние, нюансы психических расстройств, не исключающих вменяемости. Впервые в учебной литературе предложено подробное исследование о школах уголовного права, дано эссе о социальных основаниях уголовно-правового запрета.
Основной акцент в учебнике сделан на полемические положения Общей части уголовного права. Издание состоит из двух томов.
Содержание учебника соответствует актуальным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и методическим требованиям, предъявляемым к учебным изданиям.

Для студентов высших учебных заведений, аспирантов, преподавателей и практикующих юристов.

999 руб


Курс гражданского права. Общая часть. Том 1

Данное издание является наиболее полным изложением курса гражданского права в отечественной цивилистике. Его особенностью является использование общенаучной методологии раскрытия содержания гражданского права Республики Беларусь и России, применение комплексно-индивидуального метода гражданского правоведения и праворегулирования, который в таком систематическом виде и объеме излагается впервые.

Для преподавателей и студентов высших юридических учебных заведений, магистров, аспирантов, а также правоприменительных, правотворческих, хозяйственных органов и предпринимателей.

175 руб


Научно-практический комментарий к жилищному кодексу Российской Федерации

Научно-практический постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации представляет собой комплексную работу, объединяющую толкование норм действующего Жилищного кодекса РФ с учетом самых последних изменений, внесенных Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. № 49-ФЗ, вступивших в силу 1 сентября 2008 г., анализ результатов реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", а также систематизацию современной судебной практики по жилищным спорам.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, юристов, судей, адвокатов, специализирующихся на ведении жилищных дел, а также всех граждан, интересующихся вопросами жилищного права.

165 руб


Гражданское право. Особенная часть. Учебник для СПО

В новое издание учебника внесены необходимые изменения и дополнения, обусловленные прежде всего принятием новых или изменением действующих федеральных законов и других нормативных правовых актов, решений Конституционного суда РФ, постановлений Пленумов Верховного суда РФ или Высшего арбитражного суда РФ, а также международных договоров и конвенций. Изложены основные положения учебного курса «Гражданское право». В книгу включены более 100 тестовых вопросов, тренировочные задания, вопросы семинарских занятий, глоссарий, вопросы к экзаменам, примерная тематика и методические указания к выбору курсовых и дипломных (выпускных) работ.

979 руб


Гражданское право. Учебник. В 4 томах. Том 3. Особенная часть. Абсолютные гражданско-правовые формы. В 2 книгах. Книга 2. Права исключительные, личные и наследственные

Вы держите в руках современный, максимально полный, абсолютно избавленный от пустой информации учебник по гражданскому праву. Результат огромного научного труда, позволяющий читателю проанализировать очень большой объем информации. Хорошо написанный, решенный оригинальным образом (деление текста на нумерованные абзацы, гиперссылки), что обеспечивает лаконизм подачи материала и возможность проследить связи проблем по всему курсу. Это та книга, которую должен иметь в своей библиотеке каждый уважающий себя специалист и по которой необходимо учиться каждому думающему студенту-юристу. Качество и объем материала учебника приравнивают его к справочному, энциклопедическому изданию.

Издание состоит из двух книг и CD-диска с дополнительной литературой. В книге в систематизированном виде изложены основные вопросы российского коммерческого права: особенности правовой отрасли, отличительные черты предмета регулирования, развитие структуры и инфраструктуры товарного рынка как условия осуществления коммерческой деятельности. Значительное внимание уделено рассмотрению системы торговых договоров и применению договора как главного регулятора торгового оборота и экономики в целом.
С учетом отраслевого общедозволительного метода регулирования, присущего коммерческому праву, вместо комментирования норм и институтов предпочтение уделено показу ценного практического опыта правовой деятельности в торговой сфере.

Учебник предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов. Может быть рекомендован руководителям и специалистам коммерческих организаций, сотрудникам государственных и муниципальных органов.

323 руб


Римское право. Шпаргалки

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы "Римское право". Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета.

Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем, интересующимся данной тематикой.

26 руб

Термин «источник права» обычно имеет два значения:

  1. раскрывает причину создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, закрепляющей в праве и интересы народа.
  2. характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.

Источник права – исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права.

Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).

В источниках права социального обеспечения России отражены материальные условия жизни нашего общества, с их изменениями меняются и источники права социального обеспечения. В настоящее время это происходит довольно часто, в связи с чем законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется.

Классификация источников права социального обеспечения

Основания классификации:

  1. по степени их важности и субординации , т.е. по юридической силе:
    • законы;
    • подзаконные акты.
  2. по сфере их действия :
    • федеральные;
    • субъектов РФ (областные, краевые);
    • отраслевые;
    • муниципальные;
    • локальные.
  3. по органам, принявшим нормативный акт ;
  4. по форме акта :
    • законы;
    • указы и распоряжения Президента РФ;
    • постановления и распоряжения Правительства РФ;
    • постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
  5. по правовым институтам .

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ - это Конституция Российской Федерации.

Кодифицированным актом в области социального обеспечения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья в Российской Федерации".

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Общая характеристика основных источников права социального обеспечения

Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:

  1. отношения по поводу денежных выплат;
  2. отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения (социальных услуг);
  3. отношения процедурного характера;
  4. отношения процессуального характера.

Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Международные договоры и конвенции

Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина , который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.

К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.).
Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и др.

Законы Российской Федерации

Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения (ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53).

Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации ". Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов.

В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.

На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в законах РФ, к которым относятся:

  • Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации ";
  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
  • Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей ";
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний " и т.д.

Подзаконные нормативные акты

Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов

Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.

Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной , осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты инвалидов, пенсионеров, женщин, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства.

На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения кроме федеральных нормативных актов издаются акты субъектов Российской Федерации. Главная цель таких источников - это повышение уровня социальной защиты граждан на соответствующих уровнях (региональном, муниципальном), а также на уровне конкретной организации. Они предусматривают дополнительные, более повышенные меры социальной поддержки граждан по сравнению с федеральными.

К локальным источникам могут относиться территориальные согласия, акты органов местного самоуправления . Цель локальных актов - устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: