Эвакуация населения сроком более. Объявлена эвакуация населения. Что делать? Порядок организации эвакуации городского населения

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является его эвакуация и рассредоточение.

Эвакуации — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения, не занятого в производстве, в том числе и учащихся, из городов в загородную зону.

Загородная зона — территория, расположенная вне зон возможных разрушений, опасного радиоактивного загрязнения и химического заражения, а также катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуируемого населения, а также размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Рассредоточение — организованный вывоз (вывод) рабочих и служащих объектов народного хозяйства из городов и их размещение в районах загородной зоны, ближайших к границам городов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей.

Рассредоточенные рабочие и служащие продолжают трудовую деятельность. Организованная доставка рабочих смен на предприятия в город и обратно должна производиться за время, не превышающее 4 ч. По решению начальника ГО — руководителя территориального органа власти разрешается размещать их в зоне возможных слабых разрушений.

Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими защитными мероприятиями: укрытием в защитных сооружениях, использованием средств индивидуальной защиты, медицинской профилактики, а также с проведением противорадиационных и инженерных работ.

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, ), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимою) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприягий.

Виды эвакуации населения

В зависимости от времени и сроков проведения она может быть упреждающая (заблаговременная) или экстренная (безотлагательная).

Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Осуществляется такая эвакуация по территориально-производственному признаку.

При возникновении ЧС производится экстренная эвакуация по территориальному признаку, т. с. из мест проживания или нахождения людей.

В зависимости от процесса развития ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

По объему эвакомероприятий эвакуацию разделяют па общую (эвакуация всех категорий людей, за исключением граждан, подлежащих призыву на военную службу но мобилизации) и частичную (эвакуация женщин и детей, учащихся и студентов совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, пенсионеров, инвалидов и ветеранов).

При долговременном радиоактивном загрязнении и значениях плотности загрязнения выше 40 К и/км- производится плановое отселение людей.

Порядок эвакуации населения

эвакуационные комиссии.

(СЭП). Каждому СЭП присваивается порядковый номер, закрепляется транспорт, находящиеся вблизи защитные сооружения. К СЭП приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах, расположенных в этом районе (не более 4000-5000 человек).

Население, получив извещение на эвакуацию, должно взять с собой документы и деньги, СИЗ, медицинские средства, необходимые вещи (до 50 кг) по сезону, запас продуктов на 3 суток, упакованные вещи сложить в сумку и указать на бирке адрес и фамилию владельца, выключить в квартире газ, воду, освещение и прибыть к указанному сроку на СЭП, пройти регистрацию. Команду на эвакуацию дают штабы ГОЧС города.

Для проведения эвакуации используются все виды общественного транспорта, а также индивидуальный транспорт.

Вывод населения пешим порядком организуется колоннами (500- 1000 человек каждая) по дорогам, не занятым другими перевозками, или по обозначенным маршрутам и колонным путям обычно на расстоянии одного суточного перехода за 10-12 часов.

Для организованного движения пеших колонн разрабатывают схему маршрута движения, на которой указывается: состав колонны, маршрут движения, исходный пункт движения и время прибытия в район постоянного размещения, сигналы управления и оповещения.

Скорость движения пеших колонн составляет 4-5 км/ч. Через каждый 1-1,5 ч движения назначается малый привал (не более 15-20 мин), а в начале второй половины суточного перехода — большой привал (1-2 ч). На малых привалах проверяется состав колонн (групп), нуждающимся оказывается медицинская помощь. На большом организовывается прием горячей пищи.

Районы малых и больших привалов назначаются с учетом возможности использования защитных свойств местности.

промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Они предназначаются для кратковременного отдыха эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, санитарной обработки одежды и обуви.

Прием и размещение прибывшего населения в загородной зоне осуществляют местные органы власти совместно со штабами ГО сельских районов. Для этого создаются эвакоприемные комиссии и (ПЭП), а в местах прибытия организуются пункты встречи.

Для защиты людей в ходе проведения эвакуационных мероприятий в районах СЭП, привалов, ППЭ оборудуются простейшие укрытия и предусматривается использование имеющихся защитных сооружений.

Порядок организации эвакуации городского населения

Эвакуация и рассредоточение городского населения — один из способов защиты населения. Он во много раз снижает плотность населения городов, а следовательно, и потери населения могут быть значительно уменьшены.

Для проведения эвакуации и рассредоточения используются все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный). В целях проведения эвакуации в сжатые сроки основная часть населения выводится из городов в пешем порядке, остальная часть вывозится транспортом до мест размещения в загородной зоне или до промежуточных пунктов эвакуации, откуда можно выехать различными видами транспорта в конечные пункты назначения. Такой способ эвакуации называется комбинированным и является основным.

Эвакуационная комиссия

Планирование, непосредственную подготовку и проведение эвакомероприятий осуществляют эвакуационные комиссии. В состав комиссий включают лиц руководящего состава администраций, транспортных органов, органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, связи, представителей военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти и управления ГОЧС.

Территориальные эвакуационные комиссии возглавляют заместители начальников ГО — руководителей органов государственной власти и местного самоуправления, объектовые эвакокомиссии — заместители начальников ГО — руководителей объектов экономики.

В эвакокомиссиях объектов экономики обычно создаются группы оповещения и связи, учета и информации, организации сбора и отправки населения, а также группы начальников эвакуационных эшелонов, автомобильных и пеших колонн.

Численность и состав эвакокомиссии определяется начальником ГО с учетом количества, подведомственных объектов и эвакуируемого населения.

Эвакуационные комиссии разрабатывают планы эвакуации, в которых обычно указывается:

  • порядок приведения эвакоорганов в готовность;
  • порядок оповещения населения о начале эвакуации и сроках выполнения эвакомероприятий;
  • численность эвакуируемых (по группам), районы расселения;
  • порядок вывоза (вывода) людей из города, организация инструктирования эвакуируемых;
  • порядок использования транспорта, пункты посадки и высадки, маршруты эвакуации;
  • порядок подготовки минимально необходимых грузов и документов, их погрузки, разгрузки и хранения;
  • начальники эшелонов, автоколонн, пеших колонн и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза (вывода) людей;
  • организация охраны общественного порядка на маршрутах движения;
  • организация приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения в загородной зоне;
  • организация зашиты людей на маршрутах движения и в загородной зоне;
  • организация и порядок управления и связи в ходе эвакуации.

К планам прилагаются карты, схемы, графики и расчеты (расчет эвакуируемого населения; схема дислокации исходных пунктов, пунктов посадки и высадки граждан; карты (планы) населенных пунктов с маршрутами эвакуации и справочные данные; состав эвакоорганов и сроки приведения их в готовность; схема оповещения и организации связи и управления; карта (план) размещения людей в загородной зоне и др.).

На каждом предприятии, в учреждении, учебном заведении, ЖЭК, домоуправлении заблаговременно составляют эвакуационные списки на всех рабочих, служащих и членов их семей. Списки и паспорта (удостоверения личности) эвакуируемых являются основными документами для учета, размещения и обеспечения в районах расселения.

Сборные эвакуационные пункты

Для четкого и своевременного проведения эвакуации и рассредоточения населения в городах создаются сборные эвакуационные пункты (СЭП). Как правило, СЭП размещаются в клубах, кинотеатрах. Дворцах культуры, школах и других общественных зданиях, вблизи железнодорожных станций, платформ, портов и пристаней, к которым они приписаны. В состав СЭП, как правило, входят начальник и его заместитель, группа регистрации и учета, группа формирования эшелонов и колонн, группа охраны общественного порядка, группа связи, медицинский пункт, комендантская служба. Каждому СЭП присваивается порядковый номер, закрепляется транспорт, находящиеся вблизи защитные сооружения. К СЭП приписываются рабочие, служащие ближайших предприятий, организаций, учебных заведений и члены их семей, а также население, проживающее в домах ЖЭК (домоуправлений), расположенных в этом районе. К одному СЭП приписывается не более 4000-5000 человек.

Основные задачи СЭП:

  • поддержание связи с эвакокомиссией города (района), объектами экономики, приписанных к СЭП, транспортниками, исходными пунктами пешей эвакуации;
  • информирование о времени прибытия населения на СЭП и отправки его в загородную зону;
  • контроль за своевременным прибытием на СЭП транспорта;
  • организация отправки населения на пункты посадки на транспорт и исходные пункты маршрутов пешей эвакуации;
  • ведение учета вывозимого транспортом и выводимого пешим порядком населения;
  • представление в установленном порядке донесений в эвакокомиссию города (района);
  • оказание необходимой медицинской помощи нуждающимся на СЭП;
  • обеспечение общественного порядка на СЭП и укрытие эвакуируемого населения на СЭП в защитных сооружениях по сигналам гражданской обороны.

Эвакуация и рассредоточение городского населения организуется и проводится после получения соответствующих распоряжений. С получением распоряжений на проведение эвакомероприятий эвакуационные комиссии уточняют численность эвакуируемых, расчеты на их вывоз транспортом и вывод пешим порядком, организацию медицинского обеспечения, охраны общественного порядка и обеспечения безопасности движения. Проверяется готовность маршрутов и транспортных средств, систем связи и оповещения к осуществлению эвакомероприятий. Готовятся пункты посадки людей на транспорт, районы их размещения в загородной зоне, привлекаемые к проведению эвакомероприятий силы и средства.

С объявлением эвакуации граждане обязаны быстро подготовить средства индивидуальной защиты, личные вещи и документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, свидетельство о рождении детей). Все вещи укладывают в чемодан, вещевой мешок или сумку, к ним прикрепляют ярлычок с указанием фамилии, имени и отчества, постоянного адреса и места, куда эвакуируются. Детям дошкольного возраста необходимо пришить на одежду метки из белой ткани с указанием фамилии, имени и отчества, года рождения, адреса родителей и конечного пункта эвакуации.

В квартире необходимо отключить газ, электроприборы, с окон снять занавески. Все легковоспламеняющиеся веши и предметы поставить в простенки квартиры, закрыть форточки. После этого закрыть квартиру и сдать под охрану домоуправления.

Прибыть к указанному сроку на сборный эвакуационный пункт, пройти регистрацию. С собой помимо вещей и документов необходимо иметь средства индивидуальной защиты, одежду, обувь, постельные принадлежности, набор медикаментов и двух-трехсуточный запас продуктов питания.

Организованность и дисциплинированность, своевременное и неукоснительное выполнение всех требований и указаний администрации в пути следования и по прибытии на сборных эвакуационных пунктов являются основными правилами поведения населения. При следовании на транспорте необходимо строго соблюдать установленные правила, поддерживать дисциплину и порядок, выполнять указания старшего по вагону, автомобилю или судну и без их разрешения не покидать транспортные средства.

При выводе населения пешим порядком вблизи СЭП формируются колонны. Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка в пути следования решением администрации города (района) назначаются начальники маршрутов пешей эвакуации и группы управления. В группу управления входят представители объектов экономики, персонал которых выводится по данному маршруту, а также органов местного самоуправления районов загородной зоны, по территории которых проходит маршрут. В целях обеспечения слаженности в работе, группа делится на звенья (отделения) связи, учета прохождения колонн, охраны общественного порядка, медицинской помощи, обеспечения и регулирования движения.

Выводимые пешим порядком формируются в колонны и направляются на исходные пункты, откуда начинают марш по установленному маршруту движения. Пешие колонны формируются численностью от 500 до 1000 человек. Для удобства управления они разбиваются на группы по 50-100 человек. Во главе группы назначается старший. Он обязан проверить состав группы, не допуская в группу посторонних лиц, поддерживать в группе должный общественный порядок, следить за тем, чтобы не было отставших в пути. Скорость движения колонны — 3-4 км/ч. Суточный переход (10-12 ч движения) составляет 30-40 км. Дистанция между колоннами — до 500 м. Через каждый 1 — 1,5 ч движения назначаются малые привады (не более 15-20 мин), а в начале второй половины суточного перехода — большой привал (1-2 ч), желательно за пределами зон возможных разрушений. На малых привадах проверяется состав колонн (групп), нуждающимся оказывается медицинская помощь. На большом организуется прием горячей пищи.

Районы малых и больших привалов назначаются с учетом возможности использования защитных свойств местности. Не допускается скученность колонн. По сигналу «Воздушная тревога» эвакуируемые укрываются в складках местности или в ближайших защитных сооружениях. Районы радиоактивного загрязнения и химического (биологического) заражения, находящиеся в пути, пешие колонны обходят с наветренной стороны, если обход невозможен — преодолеваются в средствах зашиты и ускоренным темпом.

Промежуточные пункты эвакуации

За пределами зон возможных разрушений (заражения, загрязнения) в ближайших к ним населенных пунктах вблизи путей эвакуации создаются промежуточные пункты эвакуации (ППЭ). Они предназначаются для кратковременного размещения (отдыха) эвакуируемого населения, его перерегистрации, проведения при необходимости дозиметрическою и химического контроля, санитарной обработки людей и отправки их в место расселения в загородной зоне. При необходимости на ППЭ проводится обмен или специальная обработка одежды и обуви.

Прием и размещение прибывшего населения в загородной зоне осуществляют местные органы власти совместно со штабами гражданской обороны сельских районов. Для этого создаются эвакоприемные комиссии и приемные эвакуационные пункты (ПЭП), а в местах прибытия организуются пункты-встречи.

Эвакоприемные комиссии организуют прием, размещение и первоочередное жизнеобеспечение эвакуируемого населения городов. В задачи эвакоприемной комиссии входит уточнение количества прибывших, оценка санитарно-эпилемической, радиационной и химической обстановки на территории своих населенных пунктов и внесение необходимых изменений в план размещения эвакуируемых, сбор и обобщение данных о приеме и размещении прибывшего населения. Возглавляется комиссия заместителем главы администрации района (города). В приемной эвакокомиссии создаются группы учета и информации, приема и размещения, дорожного и транспортного обеспечения.

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) предназначаются для приема, учета и размещения прибывающего населения. В состав ПЭП, как правило, входят: группа встречи, приема и размещения эвакуированного населения; группа учета, отправки и сопровождения эвакуируемых; группа охраны общественного порядка; медицинский пункт; комендантская служба. Располагаются ПЭП вблизи пунктов высадки в общественных и административных зданиях.

Прибывшие в загородную зону проходят на ПЭП регистрацию и по распоряжению представителей эвакоприемных органов на транспорте или пешим порядком следуют в район размещения на местожительство.

Местное население готовит жилье для эвакуируемых и рассредоточиваемых, оборудует под противорадиационные укрытия имеющиеся заглубленные помещения (подвалы, погреба), готовит к защите от заражения запасы продуктов и воды. Местные жители должны помочь прибывшим и такими предметами, как посуда, постельные принадлежности. Они должны проявлять к прибывшим максимум теплоты и заботы, особенно к пожилым людям и детям.

Рассредоточенное и эвакуированное население в местах размещения обеспечивается продовольствием и промышленными товарами первой необходимости местными органами власти через существующую торговую сеть.

Для защиты людей в ходе проведения эвакуационных мероприятий в районах СЭП, привалов. ПЭП оборудуются простейшие укрытия, и предусматривается использование имеющихся вблизи защитных сооружений. В местах размещения используются противорадиационные укрытия, построенные заблаговременно или возводимые прибывшим населением.

Введение

Эвакуация (лат. evacuatio, от evacuare -- опорожнять, удалять) -- комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов персонала объектов экономики, прекративших свою работу в условиях чрезвычайной ситуации, а также остального населения. Эвакуированные постоянно проживают в загородной зоне вплоть до особого распоряжения. Эвакуацию следует отличать от рассредоточения и отселения.

Эвакуация -- процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара.

Согласно военным доктринам боеспособных государств, на первом месте стоит эвакуация военных частей, на втором военного имущества, документов и т. п., и в последнюю очередь гражданского населения.

Цель данной работы заключается в рассмотрении подготовки населения к эвакуации и правил поведения при её проведении.

Эвакуация населения

При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых. Эвакуация часто осуществляется в комплексе с другими защитными мероприятиями: укрытием в защитных сооружениях, использованием СИЗ, медицинской профилактикой, а также с проведением противорадиационных, противопожарных и инженерных работ.

Особенности эвакуации определяются видом источника ЧС, пространственно-временными характеристиками воздействия его поражающих факторов, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью выполнения эвакомероприятий. Эти факторы обусловливают варианты проведения эвакуации.

В зависимости от времени и сроков проведения она может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия данной меры защиты населения является краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока,

Экстренная эвакуация населения осуществляется в случае возникновения ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС.

В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона возможного воздействия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эвакуируемого населения не превышает нескольких тысяч человек. Эвакуированные в данном случае размещаются, как правило, в непострадавших районах города или ближайших населенных пунктах.

Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируется население обычно на ближайшие безопасные территории региона.

Региональная эвакуация проводится при условии распространения поражающих факторов на площади, охватывающие территории одного или не скольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население из зоны ЧС может быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, различают общую частичную Общая предполагает вывоз (вывод) из зоны ЧС всех категории населения, частичная - нетрудоспособного населения, детей дошкольного и школьного возраста.

Выбор вариантов эвакуации зависит от характера и масштабов распространения опасности, достоверности прогноза ее возникновения и развития, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, оказавшихся в зоне действия поражающих факторов ЧС. Основой принятия решения о проведении эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей. Право на принятие такого решения имеют руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, на территории которых прогнозируется или возникла ЧС. В случаях, требующих немедленных действий, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) руководителя дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.

Для успешного проведения эвакуации требуется четкая организация оповещения и информации населения, наличие детально отработанных планов эвакуации, подготовленных маршрутов ее проведения, достаточного количества транспортных средств, необходимых видов обеспечения и т.д.

Непосредственно эвакуацией занимаются эвакуационные органы соответствующих административно-территориальных образований и объектов экономики, а также орган правления по делам ГОЧС. Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятии поручается соответствующим службам ГО, ведомствам, предприятиям, организациям и учреждениям.

Эвакуация может осуществляться по производственно-территориальному принципу, в соответствии с которым вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних и специальных учебных заведений организуется по предприятиям, организациям, учреждениям и учебным заведениям; эвакуация остального населения (не занятого в производстве и сфере обслуживания) - по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы. В нерабочее время, а также в некоторых других случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, то есть непосредственно от мест нахождения населения в момент объявления распоряжения на ее проведение.

Основным способом эвакуации, наиболее полно отвечающим требованию оперативности, является комбинированный. Он предполагает вывод максимально возможного количества населения пешим порядком с одновременным вывозом остальной его части имеющимся в наличии транспортом. Транспортные средства используются прежде всего для вывоза детей из детских учреждений, больных, женщин с детьми до 10 лет, пожилых людей, проживающих в домах престарелых.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС; количества оказавшегося в зоне ЧС населения; наличия транспортных средств; количества маршрутов эвакуации и их пропускной способности; степени подготовленности личного состава эвакуационных органов, органов управления по делам ГОЧС и самого населения.

Оповещение населения об эвакуации проводится с помощью локальных и автоматизированных систем централизованного оповещения, местных теле- и радиостанций, громкоговорителей, установленных на улицах и автомашинах службы охраны общественного порядка.

Каждому предприятию, учреждению, учебному заведению и району города, из которого планируется эвакуация, в зависимости от обстановки и количества эвакуируемых в загородной зоне назначается один или несколько населенных пунктов размещения.

Для руководства эвакуацией и ее осуществления на объектах и в жилых районах создаются эвакуационные комиссии. На крупных производственных объектах и в больших жилых кварталах организуются СЭП. Под СЭП обычно отводятся школы, клубы и другие здания

Задачами СЭП являются:

оповещение и сбор населения;

регистрация и подготовка людей к отправке;

формирование пеших колонн;

организация посадки на транспорт;

организация оказания медицинской помощи заболевшим;

укрытие людей, прибывших на СЭП;

проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районе развертывания СЭП.

Каждому СЭП присваивается номер, к нему приписывают ближайшие объекты, а также жилищно-эксплуатационные конторы, население которых будет эвакуироваться через данный СЭП.

Получив информацию о начале и порядке эвакуации, граждане должны быстро подготовиться к выезду за город, а именно: взять документы, СИЗ, личные вещи и продукты на 2-3 сут, одежду и белье с учетом возможного длительного пребывания в загородной зоне. Кроме СИЗ, надо иметь небольшую аптечку. Упаковывать вещи лучше всего в рюкзак. Вес не более 50кг.

К каждому рюкзаку, узлу или чемодану прикрепляют бирку с фамилией и адресом владельца. Детям в карман одежды кладут записку с необходимыми анкетными данными (фамилия, имя, адрес и место работы родителей). Еще лучше данные написать чернильным карандашом или вышить на прочном материале, а затем пришить к подкладке одежды ребенка.

После оповещения о начале эвакуации граждане должны строго в назначенное время пешком или на городском транспорте прибыть на определенные СЭП. Адреса СЭП и время явки на них в зависимости от складывающейся в городе обстановки могут быть изменены, о чем граждане должны быть своевременно оповещены.

После прибытия на СЭП каждый эвакуируемый предъявляет работнику группы регистрации и учета паспорт и отмечается в списке. Здесь люди распределяются по эшелонам, вагонам, помещениям на судах, машинам.

Если кто-либо заболел и не смог явиться на СЭП, его родственники или соседи должны сообщить об этом начальнику СЭП, который примет меры для вывоза заболевшего на станцию посадки. Больных, находящихся на излечении в медицинских учреждениях, эвакуируют вместе с этими учреждениями.

Дети обычно эвакуируются вместе с родителями, однако не исключается возможность вывоза их со школами и детскими садами.

Для организации приема и размещения населения, а также снабжения его всем необходимым создаются приемные эвакуационные комиссии и приемные эвакуационные пункты сельских районов. Приемная эвакуационная комиссия района, поселка организуется решением соответствующих местных органов исполнительной власти. В состав комиссии включаются представители местной власти, руководители предприятий торговли, медицинских, бытовых и других учреждений, привлекаемых для обеспечения населения.

При проведении эвакуации на маршрутах движения пеших колонн организуются промежуточные пункты эвакуации. Они выполняют одновременно две задачи -прием и отправку эвакуируемых, поэтому штатный состав сотрудников этих пунктов зависит от числа проходящих через пункт людей. При эвакуации населения пешим порядком оно прибывает на СЭП самостоятельно, проходит регистрацию, после чего формируются пешие колонны (500-1000 чел.) по предприятиям (организациям, учреждениям). Начальнику пешей колонны дается схема маршрута, которая является основным документом, регламентирующим движение колонны.

Вывод населения пешим порядком целесообразно планировать и осуществлять, как правило, за пределы зон возможных разрушений по заранее разведанным и обозначенным маршрутам и колонным путям вне дорог, а в отдельных случаях - по обочинам основных дорог. При этом население, районы размещения которого в загородной зоне находятся ближе к городу, следует направлять пешим порядком непосредственно в отведенные ему постоянные места размещения. Население, размещаемое в более удаленных от города районах или вывозимое в другие области, первоначально направляется на промежуточные пункты эвакуации, находящиеся за пределами зон возможных разрушений. Вывоз населения из этих пунктов в постоянные места размещения следует планировать после завершения эвакуационных мероприятий всеми видами освободившегося транспорта.

Между пешими колоннами устанавливается дистанция до 500 м. Движение колонны планируется со средней скоростью не более 3-4 км/ч. Через каждые 1-1,5 ч движения предусматриваются малые привалы на 15-20 мин. В начале второй половины пешего перехода предусматривается большой привал продолжительностью 1,5-2 ч. Пеший переход заканчивается с приходом колонны на промежуточные пункты эвакуации. Размещение эвакуированного населения производится в безопасных районах до особого распоряжения (в зависимости от обстановки). Для кратковременного размещения предусматривается использование зданий и помещений общественных учреждений и заведений: клубов, пансионатов, домов отдыха, санаториев, туристических баз, а также центров временного размещения Федеральной миграционной службы России. В летнее время возможно кратковременное расселение эвакуируемого населения в палатках.

Медицинское обслуживание населения организуется на базе существующей сети лечебных учреждений - больниц, поликлиник, сельских медицинских пунктов и аптек. Эвакуируемое население привлекается к работе в колхозах, совхозах, а также на предприятиях, эвакуируемых из города и продолжающих работу в загородной зоне.

Наибольшую сложность представляет эвакуация населения из зон возможного опасного радиоактивного загрязнения. Она проводится в два этапа. На первом этапе население вывозится на промежуточные пункты эвакуации, развертываемые на внешней границе этих зон. На втором - из промежуточных пунктов эвакуации в районы временного размещения за пределами действия поражающих факторов ЧС с заблаговременно решенными вопросами первоочередного жизнеобеспечения.

Администрация промежуточного пункта эвакуации обеспечивает учет, регистрацию, дозиметрический контроль и санитарную обработку прибывших, оказание нуждающимся медицинской помощи и отправку эвакуируемого населения в места его размещения. На промежуточном пункте эвакуации создается резерв водителей автотранспорта для подмены работающих в загрязненной зоне.

Характерной особенностью эвакуации населения при авариях на объектах атомной энергетики является обязательное использование крытого транспорта, обладающего защитными свойствами. Чтобы не подвергать эвакуируемых излишнему облучению, посадка на транспортные средства производится, как правило, непосредственно в местах нахождения людей (у подъездов домов, служебных зданий или у входов в защитные сооружения). Маршруты эвакуации выбираются кратчайшие, с наименьшими уровнями радиации.

Проведение эвакуации требует продуманного ее планирования, заблаговременной подготовки эвакуационных органов и населения, районов (мест) размещения эвакуированных, маршрутов эвакуации, транспортных средств.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эвакуация населения

Введение

Эвакуация является одним из способов защиты населения. Это вывоз (или вывод) людей из опасных районов. Она может быть применена как в мирное, так и военное время.

Эвакуация как способ защиты населения используется давно. Особенно больших масштабов она достигла в годы Великой Отечественной войны. Из европейской части страны эвакуировались заводы с рабочими, служащими и их семьями. В течение июля - ноября 1941 г. в глубокий тыл перебазировалось более 1500 промышленных предприятий.

Актуальность эвакуации как способа защиты населения в военное и мирное время за последние годы не только не снизилась, но и возросла. Практика современной жизни говорит о том, что население всё чаще подвергается опасностям в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф в промышленности и на транспорте. Возьмём, к примеру, стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, сходы снежных лавин, селевые потоки, оползни, массовые лесные пожары. В этих случаях почти всегда приходится прибегать к эвакуации.

Всем печально известно землетрясение в Армении 7 декабря 1988 года. Из гг. Ленинакан, Кировакан, Спитак, Степанаван, из других подвергшихся разрушениям населённых пунктов было эвакуировано более 110 тыс. детей, женщин, стариков. Эвакуационные мероприятия возможны при авариях на атомных электростанциях, при выбросах и разливах АХОВ и биологически вредных веществ, при крупных пожарах на нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводах.

Цель данной работы проанализировать и обобщить требования руководящих документов по организации, планированию и проведению эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

1. Эвакуация населения в мирное время

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации (ЧС) или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах - далее безопасные районы.

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).

При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС).

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не пострадавших районах города(вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.

Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и ПТУ. Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям. Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере отвечает требованию по осуществлению эвакомероприятий из зон ЧС (при постоянной угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС) в максимально сжатые сроки.

Эвакуированное население размещается в безопасных районах на пунктах временного размещения (ПВР) или пунктах длительного проживания (ПДП) в зависимости от обстановки.

Рассмотрим особенности эвакуации населения при различных чрезвычайных ситуациях.

Руководство началом и проведением эвакуации осуществляет КЧС края, области, города, района через руководящий состав ОЭ.

Население об эвакуации оповещается по автоматизированным системам централизованного оповещения (радио, телевидение, телефонной сети), по громкоговорителям, установленным на улицах и на машинах службы охраны общественного порядка.

При авариях и стихийных бедствиях эвакуация населения осуществляется без развертывания сборных эвакопунктов. Задачи СЭП, в этих случаях возлагаются на эвакуационные оперативные группы, в которые входят представители групп учета и регистрации СЭП, транспортного обеспечения, охраны общественного порядка и др.

На каждом маршруте на внешней границе зон возможного загрязнения создаются промежуточные пункты эвакуации.

Эвакуация осуществляется комбинированным способом. Все транспортные средства привлекаются независимо от их ведомственной принадлежности. Транспорт, находившийся на загрязненной территории используется только по зараженной местности. "Чистый" транспорт используется для вывоза населения с ППЭ к местам расселения.

Для перевозки людей применяются транспортные средства с повышенными защитными свойствами. Для соответствующего оборудования автобусов и грузовых автомобилей заранее накапливаются специальные материалы, а водители обучаются действиям в чрезвычайных ситуациях.

Для подмены водительского состава из числа водителей создаются 2-3 дублирующих состава для работы в чрезвычайных ситуациях.

Личный транспорт используется для вывоза владельцев машин.

Решение на проведение эвакомероприятий в мирное время принимают местные органы власти в отличии от военного времени, когда решение на проведение эвакомероприятий принимает Правительство РФ.

Например, когда при аварии на ЧАЭС решение на проведение эвакуации населения из г. Припяти было принято несвоевременно, при высоких уровнях радиации, вследствие чего население получило необоснованно высокие дозы облучения. Такое стало возможным в результате того, что местные органы власти не имели полномочий на принятие решения на проведение эвакуации.

По опыту Чернобыльской аварии транспорт для эвакуации населения подавался непосредственно к местам проживания людей. Затем население вывозилось сразу к местам расселения. При такой эвакуации транспорт, пройдя по загрязненной территории, сам становился источником радиоактивного излучения. Уже на вторые сутки после аварии был организован дозиметрический контроль на московской кольцевой автодороге. Проверка показала, что уже на вторые сутки в Москву стали прибывать радиоактивно загрязненные автомобили. "Чистый" транспорт должен использоваться на незараженной территории, перевозить эваконаселение с ППЭ до мест расселения.

2. Особенности эвакуации населения при производственных авариях на химически опасных объектах

Оповещение о производственной аварии с выбросом АХОВ осуществляет дежурный диспетчер химически опасного объекта. Ответственность за оповещение несет начальник ГО объекта.

Методика проведения эвакомероприятий при аварии на химически опасном объекте основана на том, что эвакуация населения проводится в экстремальных условиях в крайне ограниченные сроки. Проводить в этих условиях развертывание СЭП и сбор людей нецелесообразно. Создаются эвакуационные группы с включением в их состав подвижных групп службы ООП, центральные диспетчерские пункты подачи транспорта и приемные эвакопункты за приделами зон заражения. На участках территории, попадающих в зону химического заражения, в течение короткого промежутка времени осуществить плановые эвакомероприятия с использованием транспорта невозможно, поэтому в этом случае с получением сигнала об аварии планируется самостоятельный выход населения из зоны заражения пешим порядком по заранее доведенным кратчайшим путям.

Очередность эвакуации населения транспортом и маршруты его движения определяются возможной химической обстановкой. В первую очередь эвакуируется та часть населения, которая попадает в зону чрезвычайно опасного химического заражения, затем все детские и учебные учреждения, а затем все остальное население, попадающее в зону химического заражения.

Материальные ценности из зоны возможного химического заражения к вывозу, как правило не планируются. На всех маршрутах эвакуации из зон возможного химического заражения выставляются посты службы ООП с целью исключения проникновения населения и транспорта в опасную зону.

После проведения работ по обеззараживанию территории, ликвидации последствий химического заражения председатель КЧС решает вопрос о проведении реэвакуации населения.

3. Особенности эвакуации из зон возможного катастрофического затопления

Эвакуация из зон возможного катастрофического затопления осуществляется комбинированным способом.

Оповещение населения, предприятий, учреждений и организаций об опасности катастрофического затопления возлагается на начальников гражданской обороны автономных республик, краев, областей, городов и районов.

Начальник гражданской обороны объекта несет ответственность за оповещение об угрозе катастрофического затопления непосредственно на объекте.

При возникновении реальной угрозы затопления, по системе оповещения передается распоряжение на эвакуацию населения, рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций из зоны 4-х часового добегания волны прорыва и в первую очередь - на зоны чрезвычайного опасного затопления (граница участка, к которому фронт волны прорыва подойдет не позднее 1 часа с момента разрушения гидроузла).

Из остальной части зоны возможного затопления эвакуация проводится с получением сигнала о катастрофическом затоплении.

Методика проведения и организации эвакуации из зоны затопления остается такой же, как и при проведении эвакуации из зоны химического заражения, создаются оперативные эвакуационные группы на транспортных средствах с включением в их состав групп ООП и оповестителей. Оперативные группы создаются на базе администрации сборных эвакопунктов ЖЭК, ДЭЗ, ДУ. Их количество и состав определяются количеством проживающего населения, попавшего в зону затопления.

На не затапливаемой территории создаются приемные эвакопункты. На них возлагают задачи по приему и размещению населения.

Эвакуированное население размещается в заблаговременно подготовленных районах в населенных пунктах, находящихся вблизи зон затопления.

Время нахождения населения в районах размещения определяется временем спада воды в зоне затопления.

4. Особенности эвакуации в военное время

Эвакуация населения в военное время производится из: категорированных городов; населенных пунктов, имеющих ОЭ особой важности или ж/д станций 1-ой категории; из населенных пунктов, попадающих в зоны возможных катастрофических затоплений с добеганием волны прорыва до населенного пункта в течение 4 часов (из этих населенных пунктов эвакуация планируется и проводится заблаговременно, до нанесения противником удара по гидросооружениям); из 30-км зоны вокруг АЭС.

В условиях неполной обеспеченности защитными сооружениями рабочих, служащих и остального населения городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и других населенных пунктов, являющихся вероятными объектами поражения потенциального противника, проведение эвакуационных мероприятий по вывозу (выводу) населения этих городов и размещению его в загородной зоне является основным, необходимым способом его защиты от современных средств поражения.

В дальнейшем города, отнесенные к группам по гражданской обороне, и другие населенные пункты, являющиеся вероятными объектами поражения потенциального противника (имеющие объекты особой важности или железнодорожные станции 1-й категории по гражданской обороне; расположенные в зонах возможных сильных разрушений, в приграничных зонах или в зонах возможного катастрофического затопления - 4-х часового добегания волны прорыва плотины гидротехнического сооружения), из которых планируется проведение эвакомероприятий, будут называться "категорированными городами".

В целях организованного проведения эвакуационных мероприятий в максимально сжатые (короткие) сроки планирование и всесторонняя подготовка их производиться заблаговременно (в мирное время), а осуществление - в период перевода гражданской обороны с мирного на военное положение, при угрозе применения потенциальным противником средств поражения или в условиях начавшейся войны (вооруженного конфликта)

Эвакомероприятия планируются и осуществляются в целях:

Снижения вероятных потерь населения категорированных городов и сохранения квалифицированных кадров специалистов;

Обеспечение устойчивого функционирования объектов экономики, продолжающих свою производственную деятельность в военное время;

Обеспечение условий создания группировок сил и средств гражданской обороны в загородной зоне для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения при ликвидации последствий применения потенциальным противником современных средств поражения.

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Рассредоточиваемые рабочие и служащие размещаются в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны, вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения.

Для вывоза населения по железной дороге и водными путями используется не только пассажирский транспорт, но и товарные вагоны, грузовые суда и баржи. Предусматривается более уплотнённая загрузка вагонов, а также увеличение длины железнодорожного состава.

При перевозке людей автотранспортом, кроме автобусов, используются приспособленные для этой цели грузовики и автоприцепы. Не исключено использование и личного транспорта. Все автомашины следуют не разрозненно, а колонной, по возможности в сопровождении ГИБДД. Посадку организуют старшие по вагонам и автомашинам. В пути следования запрещается на остановках переходить из машины в машину, из вагона в вагон без разрешения старших. По прибытии на станцию (пристань) высадка производится только по команде начальника эшелона, автомобильной колонны.

Вывод населения пешим порядком осуществляется преимущественно по дорогам, в отдельных случаях по обочинам и обозначенным маршрутам вне дорог. Колонны эвакуируемых формируются на предприятиях (в учреждениях, по месту жительства). Численность их может быть самая различная. Для удобства управления колонна разбивается на части -- коллективы цехов и другие производственные подразделения, а внутри ещё подразделяется на группы по 20--30 человек. В каждой колонне назначается начальник, а в группе -- старший.

Средняя скорость движения принимается не более 4 км/ч. Через каждый 1--1,5 ч. движения предусматривается малый привал продолжительностью 10--15 мин., а после второй половины перехода -- большой привал на 1-2 ч. Весь переход завершается прибытием в конечный пункт эвакуации.

По прибытии к месту назначения все организованно проходят регистрацию на ПЭП и в сопровождении старших расходятся по улицам и домам. Прибывшие не имеют права самостоятельно, без разрешения местных эвакуационных органов, выбирать места для проживания и перемещаться из одного населённого пункта в другой.

Размещение эваконаселения в загородной зоне планируется, как правило на территории своей республики, края, области, с учетом местных условий.

Каждому объекту экономики заблаговременно (в мирное время) определяется база и назначается (выделяется) район (пункт) размещения в загородной зоне. Районы размещения эваконаселения в загородной зоне согласовываются с органами военного управления (штабами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Выбор районов размещения эвакуируемого населения осуществляется эвакуационными комиссиями и органами управления ГОЧС субъектов Российской Федерации на основе сравнительной оценки возможностей по удовлетворению потребностей населения по нормам военного времени в жилье, защитных сооружениях, воде и других видах первоочередного жизнеобеспечения; условий для создания группировок сил Гражданской Обороны, предназначенных для ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения; возможностей дорожно-транспортной сети; возможностей выполнения работ по форсированной подготовке простейших защитных сооружений и жилья в ходе перевода гражданской обороны с мирного на военное положение за счет местных ресурсов.

Население, эвакуируемое из зон возможного катастрофического затопления, размещается в ближайших населенных пунктах на не затапливаемой территории.

Весь жилой фонд и фонд зданий общественного и административного назначения с момента объявления эвакуации передается в распоряжение начальников гражданской обороны субъектов Российской Федерации, руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Эвакуируемое население размещается в общественных и административных зданиях (санаториях, пансионатах, домах отдыха, детских оздоровительных лагерях и т. д.), жилых домах независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в отапливаемых домах дачных кооперативов и садоводческих товариществ на основании ордеров(предписаний), выдаваемых органами местного самоуправления.

При переработке и корректировке планов эвакуации смена районов размещения допускается только в исключительных случаях.

Заключение

Практика современной жизни говорит о том, что население все чаще подвергается опасностям в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф в промышленности и на транспорте.

Для организованного проведения эвакуации населения заблаговременно (в мирное время) планируются, подготавливаются и осуществляются мероприятия по следующим видам обеспечения: связи и оповещения, транспортному, медицинскому, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, инженерному, материально-техническому, финансовому, разведке и коммунально-бытовому.

Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента Российской Федерации или Начальника Гражданской обороны Российской Федерации Председателя Правительства Российской Федерации и в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, по решению Начальника гражданской обороны субъектов Российской Федерации с последующим докладом по подчиненности.

Наиболее сложные мероприятия, требующие специальной подготовки и применения технических средств (проведение химического и дозиметрического контроля сооружений и коллективных средств защиты, осмотр и подготовка средств индивидуальной защиты и обеспечение ими эваконаселения, проведение санитарной обработки населения, обеззараживание материальных и транспортных средств, местности, дорог и сооружений) проводятся с привлечением специальных формирований противорадиационной и противо - химической защиты, войсковых частей и подразделений химической защиты ГО и Вооруженных Сил РФ в порядке взаимодействия. Итак, в чрезвычайных ситуациях эвакуация крайне необходима и порой является надежным единственным способом защиты.

Список литературы

1. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

2. Федеральный закон "О гражданской обороне"

3. Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. ВНИИ ГОЧС

4. Руководство по организации планирования, обеспечения и проведения эвакуации населения в военное время. ВНИИ ГОЧС

5. Зашиты населения в чрезвычайных ситуациях // Сборник методических разработок для проведения занятий с населением но тематике ГО и ЧС. Выпуск № 2 - М.: Военные знания, 1996

7. Основы безопасности жизнедеятельности / Под ред. А. Т. Смирнова - АСТ Лтд, М., 1999г с.104-107

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и сущность эвакуации, ее роль и значение. Организация эвакуации населения, эвакуационные органы, их структура и задачи. Проведение эвакуации населения, его организация и особенности. Комплекс мероприятий для обеспечения безопасности для населения.

    реферат , добавлен 08.02.2009

    Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путем эвакуации. Принципы и способы эвакуации населения. Эвакуационные органы. Порядок проведения эвакуации. Действия населения при эвакуации. Организация инженерной защиты населения.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2007

    Рассредоточение и эвакуация населения как важнейший способ защиты жителей крупных городов. Организация и проведение рассредоточения и эвакуации населения, требования, предъявляемые к данному процессу. Прием и размещение рассредоточиваемого населения.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2013

    Эвакуация - способ защиты населения. Сущность и способы эвакуации, особенности ее организации. Мероприятия по обеспечению эвакуируемого населения. Пример расчета сил и средств по отдельным видам обеспечения эвакомероприятий населения и работающих.

    контрольная работа , добавлен 05.12.2010

    Понятие землетрясений, цунами, наводнений, оползней и ураганов как основных видов стихийных бедствий. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Способы улучшения защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях. Правила эвакуации населения.

    реферат , добавлен 20.09.2014

    Порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы. Исследование структуры и задач эвакуационных органов. Особенности планирования, организации и обеспечения эвакуационных мероприятий. Виды эвакуации в военное время.

    презентация , добавлен 11.03.2015

    Принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций, его своевременное оповещение и информирование о угрозе возникновения опасности. Укрытие людей в защитных сооружениях. Рассредоточение и эвакуация населения. Использование средств индивидуальной защиты.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2015

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ. Задачи и структура РСЧС. Организация защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в мирное и военное время. Особенности и организация эвакуации из зон ЧС.

    лекция , добавлен 23.01.2012

    дипломная работа , добавлен 03.07.2015

    Характеристика сущности и правил проведения эвакуации населения - организованного вывода (вывоза) населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций и размещение в безопасных районах. Группы населения при планировании эвакуации.

организованный вывоз или вывод раненых и больных, населения, военнопленных, поврежденного оружия и техники, военного имущества, хозяйственного оборудования, других материальных и культурных ценностей из районов боевых действий и районов, подвергшихся воздействию оружия массового поражения в безопасные районы. Осуществляется также Э. войск из районов, блокированных противником. Проводится с помощью эвакуационных средств.

Отличное определение

Неполное определение

ЭВАКУАЦИЯ

один из основных способов защиты населения в мирное время в чрезвычайных ситуациях. В отдельных ситуациях (например, возникновение зон катастрофического затопления, длительное радиоактивное загрязнение местности с плотностями выше допустимых и др.) этот способ является наиболее эффективным способом защиты. Сущность Э. заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы. Классифицируются по видам опасности: Э. из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других; по способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом; по удаленности - локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта РФ, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах РФ); по временным показателям - временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная - до 1 месяца; продолжительная - более месяца. В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты Э. населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная). Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) Э. населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Экстренная (безотлагательная) Э. населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая Э. и частичная Э. Общая Э. предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ (лицеев, колледжей и т.п.). Э. проводится, как правило, по территориально-производственному принципу. Одним из специфических способов эвакуации является рассредоточение населения. Рассредоточение населения - это организованный вывод его из потенциально опасных зон и размещение на безопасной территории. Планирование, организация и проведение Э. населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, органы управления ГОЧС. Организация медицинского обеспечения эвакоперевозок возлагается на органы здравоохранения. Дорожное обеспечение эвакомероприятий планируется и организуется органами, ведающими строительством и эксплуатацией автомобильных дорог. Проведение Э. населения из зоны чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае определяется условиями ее возникновения и развития.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. При возникновении катастрофического затопления, длительном радиоактивном загрязнении местности этот способ является наиболее эффективным.

Эвакуация населения – это комплекс мероприятий по организованному вывозу населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения в безопасных районах. Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население будет выведено в безопасные районы за границы зоны действия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

1 По видам опасности:

эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, катастрофического затопления и др.

2 По способам эвакуации:

  • пешим порядком;
  • различными видами транспорта;
  • комбинированный способ.

3 По удаленности:

  • локальная (в пределах города, населенного пункта, района);
  • местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования);
  • региональная (в границах федерального округа);
  • государственная (в пределах Российской Федерации).

4 По длительности проведения:

  • временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток);
  • среднесрочная – до 1 месяца;
  • продолжительная – более месяца.

5 По времени начала проведения:

  • упреждающая (заблаговременная);
  • экстренная (безотлагательная).

I. Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения :

  • технологической аварии на потенциально опасных объектах;
  • стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.).

Основанием для проведения эвакуации населения является прогноз возникновения аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.

II. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения проводится в случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими последствиями. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации осуществляется при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации

Варианты проведения эвакуации населения:

  • Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации.
  • Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т.п.

Выбор вариантов проведения эвакуации зависит от масштабов бедствия и характера опасности, достоверности прогноза опасности, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне ЧС. Основание для принятия решения об эвакуации - наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям.

В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

Основы подготовки эвакуации:

Для подготовки к эвакуации заблаговременно проводят подготовительные мероприятия:

1. Разработка планов эвакуации, согласованных с органами власти и гражданской обороны. В Плане эвакуации определяются:

  • маршрут движения;
  • места малых и больших привалов;
  • график вывоза из зон поражения;
  • районы эвакуации;
  • транспортные средства эвакуации;
  • порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты, продуктами питания и водой;
  • перечень должностных лиц, ответственных за эвакуацию;
  • другая информация.

2. Подготовка системы пунктов временного размещения и длительного проживания населения.

3. Подготовка транспорта.

4. Подготовка производственного персонала и населения к эвакуации путем проведения специальных занятий и учений.

5. Разработка схемы эвакуации – нанесение на план местности маршрутов, мест привалов, пунктов питания и медицинского обслуживания, выдачи средств индивидуальной защиты, сборных и приемных эвакопунктов и т. д.

Общие обязанности эвакуируемых.

Для оповещения населения вначале включаются сирены, подаются прерывистые гудки на предприятиях. Они означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, надо включить телевизор, радиоприемник или подключиться к новостям интернета, чтобы узнать о сообщениях городских властей или управления МЧС.

В МЧС на каждую наиболее опасную ситуацию заготовлено специальное сообщение, например:

«Внимание всем! Говорит Управление МЧС по городу…. Граждане! В связи с сильным ветром и ливневыми дождями в городе в ближайшие часы возможны нарушения энергоснабжения, обрывы проводов, падения деревьев, затопление улиц и подвалов. Применяйте все необходимые меры предосторожности. Дополнительную информацию слушайте через 30 минут».

Таким образом, оповещение – это предупреждение о надвигающейся катастрофе, стихийном бедствии или ином бедствии.

Услышав сообщение МЧС, надо передать его тем людям, которые об оповещении не слышали; если необходимо, следует собрать самые нужные вещи: документы, одежду, продукты и быть в готовности к выполнению последующих указаний управления МЧС и местных властей.

I. При объявлении эвакуации:

1. Подготовить личные вещи и документы (паспорт, военный билет, диплом об образовании, свидетельство о рождении – для детей).

2. Уложить все вещи в чемодан, вещевой мешок или сумку, к ним прикрепить ярлык с указанием ФИО, постоянного адреса и места эвакуации.

3. Детям на одежду пришить метки из белой ткани с указанием ФИО, года рождения, адреса проживания родителей и конечного пункта эвакуации.

4. Взять с собой дополнительную одежду, обувь, постельные принадлежности, набор медикаментов и двух-трёхсуточный запас продуктов питания.



5. В квартире отключить газ, электроприборы, снять занавески с окон, закрыть форточки. Легковоспламеняющиеся вещи поставить в простенки квартиры.

6. Закрыть квартиру.

7. Прибыть к назначенному сроку на эвакуационный пункт.

II. При прибытии на сборный эвакуационный пункт:

  1. Пройти регистрацию.
  2. Поддерживать дисциплину и порядок.
  3. Выполнять указания должностных лиц администрации эвакуационного пункта.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: