Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды. Систематизация нормативных правовых актов

Систематизация нормативных актов

Систематизация нормативных актов - это упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.

Цель систематизации нормативных актов - упорядоче­ние действующего законодательства и придание ему стабильно­сти, внутренне согласованной нормативной системы.

Задачи систематизации нормативных актов:

Уст­ранить противоречия, несогласованности и другие недостатки действующего законодательства;

Обеспечить учет и размещение по определенной схеме нормативно-правовых актов;

Обеспечить возможность использовать для практических нужд систематизированные акты, находить их, отсылать к ним;

Способствовать обнаружению пробелов, противоречий и т.п.

Способы систематизации:

Сбор и сохранение в оперативном состоянии необходимых нормативных актов;

Издание сборников нормативных актов;

Переработка и дополнения действующих норм права, создание новых нормативных актов;

Объединение нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.

Виды систематизации нормативных актов

1.Учет нормативных актов - сбор, хранение и поддержание в рабочем состоянии сведений о дейст­вующем законодательстве.

Учет ведется всеми государственными органами, юридически­ми лицами и опытными юристами для удовлетворения собствен­ных потребностей в нормативно-правовой информации либо в коммерческих целях. В органах юстиции, прокуратуры, арбитража, судах, крупных предприятиях и фирмах справочно-информационную работу осу­ществляют специальные отделы.

Способы учета нормативных актов:

Ручной (посредством журнального или картотечного учета).

Автоматизированный (с применением компьютеров).

2. Инкорпорация - это приведение нормативных актов в систему без изменения их содержания путем издания разного рода сборников. Инкорпоративными изданиями являются сборники законов, иных нормативных актов, собрание законодательства и свод законов.

Виды инкорпорации

1. В зависимости от принципа объединения : хронологическая и систематическая (по предмету правового регулирования).

2. В зависимости от объема : полная и частичная. (Собрание законодательст­ва является полным, если включает в себя все действующие акты определенного уровня или типа. При частичной инкорпорации собрание содержит лишь определенную часть нормативных актов.)

3. По источнику: официальная, официозная и не­официальная. (Официальная инкорпорация осуществляется госу­дарственными органами, издавшим нормативный акт, официозная (полуофициальная) производится по поручению правотворческого органа или с его официального одобрения. Неофициальная - проводится организациями и частными лицами по своему ус­мотрению.)

Правила инкорпорации нормативных актов:

Нормативные акты располагаются в хронологическом или алфавитно-предметном

В инкорпорированном издании должны найти отражение изменения

и дополнения, которые про­извел законодательный орган;

В акт не включаются нормы, которые отме­нены или утратили силу.

Результаты инкорпорации могут выражаться в издании сборников законов и иных нормативных актов, собраний законодательства, сводов законов. Например. Первое в России Полное Собрание законов было издано в 1830 г., состояло из законодательных актов царя, нормативных актов Сената, министерств, Святейшего Правительствующего Синода. Первый Свод законов был подготовлен в 1832 г.

3. Консолидация - преодоле­ние множественности нормативных актов путем их сведения в один укрупненный акт, который заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых ак­тов, но проводится их редакционная правка: устраня­ются противоречия, повторы и длинноты.

Цель консолидации – устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков.

Консолидация особо актуальна для сферы ведомственного правотворчества.

4. Кодификация - это приведение нормативных актов в систему путем переработки и дополнения действующих норм пра­ва, изменения их содержания и принятия новых законов.

Отличительные черты кодификации:

В ходе кодификации происходит как внешняя, так и внутренняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта;

- кодификация всегда носит официальный характер и осуществляется исключительно государственными органами;

Формы кодификации:

Всеобщая кодификация предполагает образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства;

Отраслевая кодификация представляет собой объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли или подотрасли законодательства (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.);

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.д.).

Формами кодификации законодательства являются основы, кодексы, уставы, положения и т.д.

Основы законодательства - устанавливают важнейшие положе­ния (основные начала) отраслей права или сфер государственного регулирования. Основы составляют нормативную базу для коди­фикационной деятельности субъектов федерации.

Уставы регулируют определенную сферу государственной дея­тельности, например, работу железнодорожного транспорта, внут­реннего водного транспорта, воинскую службу и так далее.

Положения - это нормативные акты определенного дейст­вия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреждений. Например, «Положение о службе в органах внут­ренних дел».

Правила - это нормативные акты, определяющие порядок ор­ганизации какого-либо рода деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

Авакьян С.А. Общественный фактор в законотворчестве: некоторые проблемы и предложения// Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3.

Баранов В.М., Поленина С.В. Система права, система и систематизация законодательства в правовой системе России. Н. Новгород. 2002.

Баранов В.М. Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов. Н.Новгород. 1998.

Вишневский А.Ф., Дмитрук В.Н. Теория и практика подготовки проекта нормативного акта. М. 2005.



Власенко Н. А. Основы законодательной техники. Иркутск, 1995.

Гаврилов О. А. Стратегия правотворчества и социального прогнозирования. М., 1993.

Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М. 2000.

Давыдова М.Л. Правовые декларации в российском законодательстве// Законотворческая техника современной России: современное состояние, проблемы, совершенствование. Сб. ст. Т. 1. Нижний Новгород. 2001.

Дудко И.Г. Законодательство субъектов Российской Федерации. Саранск, 2004.

Карташов В.Н. Законодательная технология: понятие, основные элементы, методика преподавания// Законотворческая техника современной России: современное состояние, проблемы, совершенствование. Сб. ст. Т. 1. Нижний Новгород, 2001.

Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. М., 2001.

Керимов Д.А. Законодательная техника. М., 1998.

Колдаева Н.П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации// Государство и право. 2003. № 2.

Летягин Н.Н. ревизия и систематизация законодательства // Государство и право. 2003. № 4.

Малиновский А.А. Оценочные понятия в законодательстве// Законотворческая техника современной России: современное состояние, проблемы, совершенствование. Сб. ст. Т. 1. Нижний Новгород. 2001.

Манохин В.М. Организация правотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации. Саратов, 2002.

Морозова Л.А. Правотворческие ошибки и процессуальные средства их устранения// Государство и право. 2010. № 1.

Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.

Поленина С. В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993.

Перевалов С.В., Югов А. А. Проблемы теории и практики законотворческого процесса в Российской Федерации// Российский юридический журнал. 1993. № 2.

Сенякин И. Н. Специализация и унификация российского законодательства. Проблема теории и практики. Саратов, 1993.

Сивицкий В.В. Систематизация конституционно-правовых актов Российской Федерации: форма, технология, объекты// Законотворческая техника современной России: современное состояние, проблемы, совершенствование. Сб. ст. Т. 1. Нижний Новгород, 2001.

Систематизация законодательства в Российской Федерации /Под ред. А.С. Пиголкина. СПб., 2003.

Тихомиров Ю. А. Правотворчество области как субъекта РФ // Государство и право. 1997. № 1.

Хамуков А.В. Законотворческий процесс и законодательный процесс: разграничение и соотношение // Российская юстиция. 2010. № 6.

Чернов С.Н., Галузо В.Н. Систематизация законодательства в России (историко-правовое исследование) // Государство и право. 2009. № 8.

Чухвичев Д.В. Кодификационные акты, их специфика и значение в системе права// Государство и право. 2009. № 8.

Шаклеин Н.И. К проблеме повышения эффективности законотворческой работы в России// Государство и право. 2008. № 10.

Юртаева Е.А. Системность и систематизация в законотворчестве: теория и опыт // Российская юстиция. 2010. № 4.

Систематизация нормативных актов имеет целью упорядочение правового материала, расположение его по определенным разделам и рубрикам, т.е. классификацию, облегчающую поиск необходимых нормативных актов и служащую условием выполнения требований законности. В этом аспекте принято говорить о внешней систематизации нормативных актов. Во внутреннем плане систематизация направлена на достижение внутреннего единства правовых норм, т.е. на устранение коллизий и пробелов в праве.

В систематизации нормативных правовых актов нуждаются законодатель, правоприменители и все граждане.

Известны три вида систематизации нормативных правовых актов: инкорпорация, кодификация и консолидация. Это деление базируется на различиях в самом процессе упорядочения правового материала. Кодификация охватывает как внешнюю, так и внутреннюю обработку актов. В ходе кодификационных работ осуществляется не только классификация нормативных актов, но и внесение в их содержание существенных изменений и дополнений, отменяются устаревшие принципы и нормы, создаются новые. Она может осуществляться только правотворческими органами государства и является разновидностью правотворчества.

Инкорпорация основывается только на внешней систематизации или простой классификации нормативных актов по определенным тематическим признакам: предметному и (или) хронологическому.

Консолидация представляет собой промежуточное звено, нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией. В процессе консолидации несколько нормативных актов объединяются в один. При этом нормы права, включенные в прежние акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия.

Возможна даже новая редакция некоторых статей. Однако консолидация не вносит существенных изменений в правовое регулирование общественных отношений, что сближает ее с инкорпорацией, хотя в то же время для консолидации характерны некоторые черты, присущие кодификации. В качестве примера ссылаются обычно на Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях».

Результатом кодификации является издание нового законодательного акта, который заменяет ранее действовавшие по данному вопросу нормативные акты и называется кодификационным актом. Кодификация подразделяется на общую и специальную.

В российском праве существовали и существуют следующие основные виды кодификации:
принятие основ и основных начал законодательства. Например, в недавней истории это Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы лесного законодательства РФ, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. В будущем это могут быть основы или основные принципы российского законодательства, устанавливающие ведущие положения в той или иной области регулирования общественных отношений в пределах Российской Федерации;
принятие федеральных кодексов и уставов. Например, Кодекс торгового мореплавания СССР, Устав железных дорог СССР. В будущем эти кодексы будут российскими или СНГ (в зависимости от степени интеграции государств, входящих в СНГ);
принятие кодексов Российской Федерации, например Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ.

Более простым и распространенным видом систематизации является инкорпорация правовых актов. В результате инкорпорации нормативные акты соединяются в сборник по признаку регулирования ими определенной области обществе

Инкорпорация может охватывать все законодательство по данному предмету регулирования тогда она называется генеральной, а может относиться лишь к его части, и тогда это будет частная инкорпорация. Инкорпорация бывает официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация осуществляется компетентными органами. Примером являются Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. Они не являются новыми нормативными актами, а служат лишь способом (формой) опубликования и переопубликования действующих нормативноправовых актов в обработанном и упорядоченном виде. В качестве разновидности официального собрания законодательства указывают свод законов. При этом проводится как внешняя, так и содержательная обработка актов. Сейчас идет работа по подготовке свода законов России.

Неофициальная инкорпорация проводится организациями и лицами по их инициативе. Она не является формой опубликования нормативных актов. Практическое значение неофициальной инкорпорации справочноинформационное.

В результате такой систематизации также создаются сборники законодательства, которые обычно носят неофициальный характер. Здесь нормы права соединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, капитальное строительство, кадровая работа и т.п.). Отдельные нормативные акты включаются как в целом (например, Закон об образовании в Российской Федерации), так и в выдержках (например, статьи Положения о службе в органах внутренних дел и Закона о милиции, в которых закрепляются вопросы обучения в вузах и средних учебных заведениях органов внутренних дел. Такие сборники обычно используются как юридические пособия для лиц, занятых в соответствующих государственных или общественных сферах деятельности.

Научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно и с меньшей затратой сил и средств выявлять несогласованность,противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их устранению.

Систематизация законодательства необходима правоприменителям всегда, особенно в период резкого увеличения объема выполняемой работы, так как логически последовательное, внутренне согласованное изложение правовой информации обеспечивает поиск нужной правовой нормы и ее толкование.

Законодательство должно быть доступно широким слоям населения. Из первоисточника они должны узнать о своих правах и свободах, а также о тех требованиях, которые предъявляют к ним государство и общество. Только надлежащее систематизированное законодательство позволит достичь должного уровня правовой культуры населения и профессиональноюридической культуры правоприменителей. Систематизация законодательства должна быть основана на научных принципах и использовании научных методов. Поиск и активное использование имеющихся сведений потребует определенных умений и навыков лиц, работающих с правовой информацией, так как массив этой информации составляет десятки миллионов знаков. Недалек тот день, когда информационный поиск нужного нормативноправового акта на основе традиционных систем станет невозможным. Подобное положение делает особенно актуальной проблему создания механизированных и автоматизированных информационнопоисковых систем в области нормативноправовой документации, обеспечения работников, использующих эту информацию, персональными компьютерами.

Под систематизацией нормативно-правовых актов понимается деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Сущность систематизации заключается в устранении противоречий, несогласованности и других недостатков действующего законодательства. Цель систематизации - упорядочение действующего законодательства и придание ему стабильности.

Приведение нормативно-правовых актов в упорядоченную систему осуществляется несколькими способами: -

путем издания сборника нормативных актов; -

путем переработки и дополнения действующих норм права, т. е. создания новых нормативных актов; -

путем объединения нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.

В результате систематизации нормативно-правовых актов устраняются противоречия между правовыми нормами, изменяются или отменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общества. Нор- мативно-правовые акты группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

Выделяют три основных вида систематизации нормативных актов: инкорпорация, кодификация и консолидация.

Инкорпорация представляет собой объединение нормативных актов в сборники в определенном порядке без каких-либо изменений, содержания. Инкорпорацией занимается систематизирующий орган, не имеющий полномочий отменять, или изменять правовые нормы (например, министерство). Инкорпорация бывает различных видов:

а) в зависимости от принципа объединения инкорпорация классифицируется на: - хронологическую (по годам); -

систематическую (по предмету правового регулирования).

б) в зависимости от объема охватываемого нормативного материала на: -

генеральную (полную) - в собрание включаются все действующие акты определенного уровня или типа; -

частичную - собрания и сборники составляются по определенным вопросам, сферам государственной деятельности, определенным отраслям законодательства;

в) по источнику инкорпорация она может быть официальной и неофициальной: -

официальная осуществляется государственными органами или по их поручению; -

неофициальная - организациями и частными лицами по своему усмотрению.

Внешняя обработка законодательства при инкорпорации осуществляется по определенным правилам: -

в акт инкорпорации не включаются нормы, отмененные или утратившие силу; -

нормативно-правовые акты располагаются в хронологическом или алфавитно-предметном порядке; -

Кодщфикаїщя - это деятельность законодательных государственных органов по созданию нового сводного систематизированного норативно-правового акта, путем переработки действующего законодательства, чтобы обеспечить единое, внутренне согласованное регулирование определенной сферы общественных отношений.

Существуют следующие виды кодификации: 1)

всеобщая - принятие серии кодификационных актов по всем основным охраняемым отраслям законодательства; 2)

отраслевая - охватывает законодательство той или иной отрасли права;

3) комплексная (специальная) - кодификация комплексных отраслей права либо объединение норм различных отраслей, регулирующих однохарактерные отношения.

Формы кодификационных актов: 1)

основы законодательства - нормативно-правовые акты, устанавливающие важнейшие положения отраслей права или сфер государственного регулирования, основы образуют нормативную базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.

Она характерна для федеративных государств; 2)

уставы - регулируют определенную сферу государственной деятельности, например, военную службу, работуже- лезнодорожного транспорта и т. д.; 4)

положения - акты определенного действия, которые достаточно регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций.

Консолидация законодательства - это форма систематизации, при которой объединяются несколько нормативно-право- вых актов, действующих в одной и той же сфере общественных отношений, в единый свободный нормативно-правовой акт без изменения содержания.

Консолидация используется в правотворческой деятельности с целью упорядочения нормативных актов по вопросам управления, налогообложения и административной деятельности, когда можно свести воедино разрозненные нормативные предписания.

Учет - представляет собой деятельность по сбору, хранению и поддержанию в рабочем состоянии сведений о действующем законодательстве. Учет ведется всеми государственными органами. Сбор подлежащих учету нормативных актов (законов, указов, распоряжений, постановлений и т. п.) осуществляется различными способами: ручным, механизированным и автоматизированным. При ручном способе ведется журнальный и картотечный учет. Механизированный способ учета осуществляется пу-

^елык -..с. «мкидааЕрщ щ - ""W-: ?і? чгмй

тем применения технических средств, которые позволяют быстро обработать большой массив информации. Автоматизированный способ обработки и поиска правовой информации основывается на использовании компьютеров, позволяющих быстро обработать любой объем информации.

Еще по теме 40. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды:

  1. Коллектив Авторов. Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов, 2010

Систематизация нормативных правовых актов - это деятельность государственных органов, негосударственных институтов, отдельных лиц по упорядочению нормативного правового материала, приведению его в стройную согласованную систему.

При помощи систематизации достигается согласованность правовых норм, устраняется множественность и раздробленность нормативных актов; они упорядочиваются и располагаются в соответствии с определенными признаками. Осуществляя систематизацию, государственные органы отменяют устаревшие нормы, устраняют обнаружившиеся пробелы в праве, проводят обновление законодательства.

В науке и юридической практике различают несколько основных видов систематизации нормативных правовых актов:

Инкорпорация;
- кодификация;
- консолидация.

Инкорпорация - это такое объединение нормативных актов, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники без изменения их нормативного содержания.

Правовой материал может объединяться в хронологическом, предметном (систематическом) или алфавитном порядке.

Инкорпорация называется официальной, если она осуществляется уполномоченными на то государственными органами. Примером официального инкорпорированного сборника является Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, издаваемый с 1999 г. Неофициальная инкорпорация осуществляется любыми другими органами или лицами по собственной инициативе (например, сборники нормативных правовых актов, составленные учеными или юристами-практиками).

Кодификация - такой вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативного правового материала, но и изменение его содержания. Это наиболее сложный вид систематизации, так как он представляет собой правотворческую деятельность. В процессе кодификации осуществляется «расчистка» законодательства от устаревших положений и происходит обновление нормативных установлений. Изложенный в кодексах материал, хотя и имеет сложную структуру, отличается внутренним единством, поскольку построение его осуществляется на единых принципах. Формами кодификации являются кодексы, уставы, положения, правила. Поскольку в содержание кодификации всегда входит правотворческий процесс, она может осуществляться только официальными органами, наделенными соответстующими правотворческими функциями.

Консолидация - вид систематизации, в процессе которого происходит объединение в одном нормативном правовом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Консолидация представляет собой нечто среднее между инкорпорацией и кодификацией. В результате консолидации сам нормативный материал не перерабатывается, однако возможно исключение отдельных норм для устранения дублирований и противоречий.

Еще одной разновидностью упорядочения нормативных правовых актов является учет законодательства. Существует несколько видов учета. Журнальный учет в настоящее время применяется крайне редко. Более совершенный вид учета - картотечный. Однако наиболее совершенным и перспективным является компьютерный учет, осуществляемый при помощи специальных информационных банков данных (база данных Национального центра правовой информации, электронная версия Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, правовая база данных «Консультант- Плюс»).

нормативный правовой акт

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в определенную систему.

В юридической литературе традиционно различают два вида систематизации кодификацию и инкорпорацию.

Под кодификацией понимается такое упорядочение правовых норм, которое сопровождается переработкой их содержания, с отменой одних и принятием других норм права, т.е. это - систематизация в процессе правотворчества. Кодификация не укладывается в рамки систематизации, а представляет собой самостоятельную, причем основную форму совершенствования законодательства.

Главное назначение кодификации заключается в ее правотворческой функции; функцию систематизации правовых норм она выполняет в ходе правотворчества лишь попутно.

Кодификация состоит либо в разработке нового, ранее в системе законодательства не существовавшего акта, либо в такой переработке ранее действовавшего акта, которая приводит к появлению принципиально иного законодательного предписания. В процессе кодификации отменяются устаревшие юридические нормы, разрабатываются новые, устраняются пробелы в законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами.

Кодификация осуществляется только в официальном порядке и строго определенными государственными правительственными органами. Наиболее интенсивная кодификация связана с определенными этапами развития общества, с существенными изменениями общественных отношений, требующих иной, принципиально новой юридической оценки.

Результатом кодификации могут быть следующие виды актов.

Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него начинался процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.

Сохраняют свое значение Основы как вид кодифицированного акта и в Российской Федерации. Федеративный договор 1992 г. устанавливает, что по вопросам, отнесенным к совместному ведению федеральных органов РФ и органов государственной власти республик в составе РФ, федеральные власти издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республик в составе РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов.

Кодекс (лат. codex - собрание законов) кодифицированный законодательный акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений. Наиболее традиционны кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголовный, Жилищный, Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.

Кроме отраслевых, отечественному законодательству известны комплексные, межотраслевые кодексы, т.е. содержащие нормы различных отраслей права. На территории Российской Федерации продолжают действовать бывшие союзные кодексы: Воздушный, Торгового мореплавания и др.

Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регулируют деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочисленные уставы о дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный устав вооруженных сил и др.) .

Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы (или подсистемы) государственных органов.

Положение наиболее распространенный вид кодифицированного акта. Оно утверждается определенными правотворческими органами или должностными лицами. Например, «Положение о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами» утверждено Указом Президента 12 мая 1992 г., «Положение о государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации» утверждено постановлением Правительства 28 мая 1992 г. и др.

В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой, вступают во взаимное противоречие. Существует поэтому необходимость в постоянной работе по упорядочению нормативно-правового материала, по расчистке, согласованию новых юридических норм с уже действующими. Эта деятельность и есть систематизация.

Систематизация нормативно-правовых актов - это обработка, приведение их в единую, согласованную систему.

Систематизация существует в формах инкорпорации и консолидации.

Инкорпорация есть упорядочение нормативных актов без переработки содержания норм права, т.е. систематизация вне пределов правотворческого процесса.

Главное назначение инкорпорации - упорядочение нормативных актов. Правда, инкорпорация может оказывать воздействие и на правотворчество, особенно когда в процессе инкорпорации выявляются потребности проведения содержательной переработки правовых норм или издания новых норм права. Тем не менее, ее главное назначение состоит в упорядочении, в приведении в систему действующих нормативных актов.

Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация - упорядоченное объединение нормативных актов путем издания компетентными органами сборников (собраний) действующих нормативных актов. Она является способом (формой) официального опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже действующих нормативных актов, а сборники служат официальными источниками достоверной правовой информации.

В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены ее разновидности по другим основаниям. Широко распространена хронологическая инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их издания. Это Ведомости Верх. Совета и Собрание постановлений Правительства. К хронологической инкорпорации относятся и хронологические собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации.

Официальной формой хронологической систематизации нормативных актов некоторых министерств являются издаваемые ими Бюллетени нормативных актов.

Известна также тематическая официальная инкорпорация. Она дает возможность более или менее полно объединить акты, посвященные одной теме, сфере государственной деятельности или отрасли права, что способствует выявлению возможных пробелов и расхождений в правовом регулировании и облегчает отыскание и использование нормативных актов в юридической практике. Например, Свод законов является вершиной предметной (тематической) инкорпорации и представляет собой собранные воедино и расположенные в строгом порядке законы и важнейшие подзаконные нормативные акты.

Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер.

Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее изданные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся (объединяются) в единый акт.

Ранее действовавшие нормативно-правовые акты прекращают в этой связи свое существование. Удачным примером консолидации времен бывшего Союза являлся Указ Президиума союзного Верховного Совета от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях», объединивший (а тем самым и заменивший) сорок восемь ранее действовавших актов по этому вопросу. Широко распространена консолидация ведомственных нормативно-правовых актов. Значительную роль она будет играть и при систематизации общероссийских нормативно-правовых актов. Уже сейчас очевидно, что разрозненное законодательство о налогах, о занятости населения, безработице и безработных и другое должно быть консолидировано.

Таким образом, систематизация нормативно-правовых актов является логическим завершением правотворчества и позволяет создать стройную, работающую систему законодательства.

Особенность этой формы систематизации состоит в неком симбиозе, сочетании элементов инкорпорации и кодификации нормативно-правового материала: консолидационный нормативно-правовой акт является актом сводного характера и это формально сближает его с кодификационным актом, а такая особенность его формирования, как систематизация только существующих правовых норм без создания новых, это признак инкорпорации. По сути же консолидация является неким переходным этапом от инкорпорации законодательства к его кодификации и применяется там и тогда, где и когда - либо отсутствует необходимость, либо отсутствует возможность кодификации законодательства, а его систематизация просто крайне важна и необходима.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: