Их сходство и различия. Амнистия и помилование. Характеристика и отличия

УК РФ закрепляет ответственность граждан за преступления. В Кодексе присутствуют статьи, раскрывающие суть тех или иных деяний, а также определяющие конкретные наказания за определенные посягательства. Считается, что каждый человек, совершивший преступление, должен нести ответственность. Между тем, законодательство предусматривает возможность снятия с субъекта обязанности отбывать наказание. В качестве специфических инструментов при этом выступают амнистия, помилование. Судимость негативно отражается на репутации гражданина. Она отрицательно влияет на качество жизни субъекта. Многие лица, осужденные к лишению свободы, стремятся своим поведением показать, что исправились и не представляют больше угрозы для государства и общества. Решение об освобождении гражданина из тюрьмы принимается на основании законодательного акта или по его ходатайству. В первом случае имеет место амнистия, во втором - помилование. Рассмотрим их подробнее.

Характеристика

Что такое амнистия и помилование? В уголовном праве используются специфические инструменты, способствующие смягчению наказания или освобождению от него. Один из таких механизмов закреплен 84 статьей УК. Согласно этой норме, представительный орган власти (Госдума) выносит нормативный акт в отношении индивидуально неопределенного числа субъектов, по которому наказание, назначенное им, смягчается либо заменяется мягким. При этом с лиц, отбывших заключение, снимается судимость. Еще один инструмент, облегчающий положение гражданина, закрепляется Конституцией. В 89 статье Основного Закона указано, что помилование осуществляется Главой государства. Президент выносит акт в отношении конкретного лица (лиц) об освобождении.

Общие признаки

Амнистия и - категории, обладающие рядом схожих черт. В первую очередь оба этих инструмента применяются для смягчения положения граждан, совершивших преступления. Вторым общим признаком является то, что и амнистия, и помилование - акты разового характера. Действие этих мер распространяется на субъектов, приговоренных к заключению до издания соответствующих постановлений.

Отличительные черты

Несмотря на то что амнистия и помилование в уголовном праве РФ реализуют, по сути, единую цель, для каждого из них характерна своя специфика. В первую очередь следует отметить сферу распространения этих инструментов. Помилование в уголовном праве направлено на конкретных лиц. Другими словами, президент подписывает Указ, в тексте которого присутствуют Ф.И.О. гражданина (или нескольких субъектов), отбывающих наказание. Амнистия же распространяется на неопределенный круг лиц. При этом в первом случае Указ является прямым основанием для освобождения гражданина. Для применения амнистии необходимо постановление органа, осуществляющего функции по исполнению наказания. Ходатайство об освобождении в адрес президента исходит всегда от лица, отбывающего вмененный ему срок, его родственников, наблюдательной комиссии либо от администрации учреждения, в котором он находится. Если наказание отбывает иностранец, то прошение может направить орган власти/управления государства, чьим гражданином он является. Что касается амнистии, то она применяется исключительно по инициативе госструктур, правомочных на издание соответствующих постановлений. Освобождение по Указу президента осуществляется в течение короткого срока, практически за несколько дней. Для применения амнистии отводится продолжительный период, как правило, полгода. Такой срок связан с тем, что реализация постановления требует усилий органов дознания, следствия, прокуратуры, судебных инстанций, учреждений, осуществляющих исполнение приговоров. Стоит также отметить, что при применении амнистии поведение осужденных учитывается только в некоторой степени. К примеру, она не распространяется на злостных нарушителей режима. Решение о помиловании, в свою очередь, принимается исключительно с учетом особенностей поведения лица, приговоренного к тюрьме.

Освобождение по Указу президента

Институт помилования в уголовном праве действует достаточно давно. Суть его реализации заключается в устранении или смягчении юридических последствий совершения преступного деяния. Как выше говорилось, соответствующий акт выносится Высшим должностным лицом в отношении конкретных граждан. Орган, исполняющий наказание, должен только непосредственно реализовать предписания постановления. Помилование в уголовном праве может быть направлено на освобождение лица как от всего наказания, так и от его части, а также на смягчение вмененной санкции. К примеру, смертная казнь может заменяться пожизненным заключением.

Амнистия, помилование, судимость в уголовном праве

Рассматривая механизмы улучшения положения лиц, приговоренных к заключению, необходимо отметить важный момент. По Указу президента гражданин освобождается от наказания. В некоторых случаях с него может быть снята судимость. Если же оговорки об этом в Указе нет, то она аннулируется по общим правилам. Что касается амнистии, то досрочное ее снятие актом об амнистии осуществляется в каждом конкретном случае индивидуально. При этом учитываются объективные и субъективные факторы. Они не прописываются в законодательстве, однако прямо или косвенно указываются в постановлении.

Важные моменты

Помилование в уголовном праве не ограничивается категорией преступления, видом, сроком, размером наказания. При принятии решения особое внимание уделяется обстоятельствам, характеризующим личность субъекта и его поведение. Вместе с тем не применяется как средство, исключающее обоснованность и законность приговора. Указ Президента можно расценивать как шаг навстречу гражданину, как аванс на будущее. Помилование в уголовном праве РФ - средство реализации не только юридических, но и нравственных норм.

Особенности применения закона в других странах

Помилование в уголовном праве разных государств реализуется по-разному. Согласно статье 6 Международного пакта, каждый субъект, приговоренный к смертной казни, может рассчитывать на смягчение наказания или освобождение от него. Между тем, в законодательствах некоторых стран не предусмотрено помилование. В уголовном праве РФ этот инструмент используется достаточно редко. В Англии его заменяет УДО (условно-досрочное освобождение). В законодательстве Японии формально закреплено . Однако, как показывает статистика, за последние 30 оно никем не было реализовано. В Америке примерно трое из тысячи получают помилование.

Прошение о помиловании: образец

Ходатайство оформляется по общим правилам, установленным в законодательстве. В нем должны присутствовать:


Рассмотрение ходатайства

Изучением заявления сначала занимается региональная Комиссия по помилованию . После этого ходатайство направляется в администрацию Президента. Там действует Высшая комиссия по помилованию. При рассмотрении ходатайства во внимание принимаются степень и характер опасности преступления, совершенного гражданином, личные его качества, возраст, продолжительность отбытого срока, семейное положение, состояние здоровья. Немаловажное значение имеет и наличие судимости. Как правило, дополнительно запрашивается мнение администрации учреждения, в котором субъект отбывал наказание. Окончательное решение принимает Президент. При этом оно может не совпадать с мнением комиссии. Ее решения являются рекомендательными. Таков общий порядок помилования в России.

Варианты решений

Указом президент может:

  1. Освободить гражданина от оставшейся (неотбытой) части наказания.
  2. Сократить срок заключения.
  3. Заменить вмененную санкцию или неотбытую часть наказания мягкой мерой.
  4. Снять судимость.

Уполномоченные лица

В соответствии с президентским Указом от 2001 г. (№1500), в регионах формируются специальные комиссии, рассматривающие вопросы помилования. Их составы и председателя утверждает высшее должностное лицо субъекта. В комиссии должно присутствовать не менее 11 человек. В качестве членов группы могут выступать граждане России, имеющие в/о и безупречную репутацию, пользующиеся уважением граждан. Не менее 2/3 состава должно формироваться из представителей общественности. Свою деятельность члены комиссии ведут на общественных началах. Упразднение групп осуществляется по Указу президента.

Направление ходатайства

Прошение составляется в письменной форме. Направленное президенту ходатайство регистрируется органом (учреждением), ответственным за исполнение наказания, в специальной книге учета в день подачи. После этого оно отправляется в региональное подразделение Минюста. Передача ходатайства должна быть осуществлена в течение 20 дней с даты подачи. При этом администрация учреждения, в котором содержится осужденный, извещает его о направлении его заявления в территориальное подразделение Минюста под расписку на копии сопроводительного письма. Закон не допускает отказ в передаче ходатайства уполномоченным органам. Если гражданин просить аннулировать факт вменения ему наказания, то свое заявление он отправляет самостоятельно в региональную комиссию. Территориальное подразделение Минюста передает ей ходатайство в семидневный срок с даты его получения. Комиссия не позже чем через 30 дней формирует заключение и представляет его высшему должностному лицу региональной власти. В этом решении должна быть обоснована целесообразность/нецелесообразность улучшения положения гражданина. Уполномоченное лицо региональной власти ы 15-дневный срок с момента получения заявления и заключения комиссии вносит представление президенту.

Нюансы

Перечень граждан, рекомендованных высшим лицом субъекта РФ к помилованию, должен быть опубликован в СМИ в течение месяца с даты принятия соответствующего решения. Размещению подлежит информация, в которой содержится фамилия, инициалы каждого осужденного, указание на статью УК, по которой ему вынесен приговор. Допускается обнародование мотивов, которыми руководствовалось высшее должностное лицо при вынесении соответствующего решения.

Существенные обстоятельства

При изучении прошения о помиловании во внимание принимаются следующие факторы:


Дополнительно

Указ президента о помиловании в 2-дневный срок с даты издания направляется уполномоченному должностному лицу региональной власти, в МВД, Минюст и администрацию учреждения, в котором находится заявитель. В случае отклонения ходатайства гражданин извещается письменно. Уведомление направляет высшее руководство субъекта либо председатель комиссии. Повторное рассмотрение заявления в случае отклонения ходатайства разрешено не раньше чем через год. В исключительных случаях этот срок может быть сокращен (если появятся обстоятельства, имеющие значение для реализации акта о помиловании).

Особенности освобождения лиц по акту законодательного органа

Обычно амнистия приурочивается к какому-либо знаменательному событию. К примеру, Госдума в 2005 году приняла постановления по случаю 60-летия Великой Победы в ВОВ, в 2006 - в связи со столетием Государственной думы. Как указывает 84 статья УК, акт об амнистии может включать в себя следующие решения (некоторые из них иди все в отношении различных категорий лиц):

Акт об амнистии может издаваться с разными целями. Однако в любом случае необходимо соблюдать меру. Акт об амнистии должен сохранять свою исключительность. Его издание не может становиться дежурным мероприятием и тем более осуществляться в рамках политической борьбы. Применение амнистии должно иметь веские основания. Акты не могут подменять декриминализацию, использоваться в целях "разгрузки" мест отбывания наказания.

Понятие амнистии и помилования в уголовном праве тесно связаны друг с другом. Оба процесса ведут к смягчению или полному освобождению осуждённого от наказания. Вместе с тем порядок их проведения и правовые последствия отличаются.

Амнистия

Амнистия применяется на основании нормативно-правового акта и предполагает для индивидуально-неопределённого круга лиц, совершивших преступление, следующие положения:

Обратите внимание

Разница между ограничением свободы и ее лишением — в правах, которые имеют осужденные. Так, ограничение свободы предполагает нахождение гражданина по месту постоянного жительства на территории РФ, без возможности выезда за пределы страны. Наказание в виде лишеня свободы гражданин отбывает в тюрьме или колонии. Подробнее читайте

  1. . Может применяться, если акт об амнистии вступил в силу до того, как суд начал рассматривать дело обвиняемого. Если это произошло уже во время судебного разбирательства, то суд рассматривает дело до конца, а после обвинительного приговора освобождает лицо от наказания.
  2. Освобождение осуждённых от отбытия наказания (лица, которые уже отбывают наказание и попадают под действие амнистии, освобождаются от оставшейся части наказания).
  3. Уменьшение срока наказания. В данном случае возможно назначение наказания ниже минимального срока, предусмотренного статьёй УК за конкретное преступление.
  4. Изменение вида наказания на более мягкое, например, тюремное заключение заменяется ограничением свободы. Определить какое наказание более мягкое можно в соответствии со ст.44 УК, там перечислены все виды уголовных наказаний, начиная с самого мягкого (штрафа).
  5. Освобождение осуждённых от дополнительного наказания, например, лишение права выполнять определённую работу. При этом основное наказание может остаться для отбытия в полной мере.
  6. Досрочное снятие судимости.

В акте об амнистии чётко указывается, на какие категории граждан он распространяет действие, например, женщины, несовершеннолетние, инвалиды и т.д. Кроме этого в акте всегда перечисляются лица, к которым амнистия не может применяться, даже если они попадают в первую группу. Как правило, это осужденные, грубо нарушающие порядок отбывания наказания, преступники, виновные в совершении особо тяжких преступлений.

Помилование

В рамках помилования осуждённый также может быть либо освобождён от наказания полностью либо его положение улучшается путём снижения срока или изменения вида наказания. Помилование осуществляется только лично главой государства. Для этого Президент в соответствии со ст.85 УК издаёт акт в отношении конкретного человека.

После помилования, бывшему заключенному предстоит интегрироваться в общество — найти работу, получить социальный статус и так далее. Какие могут быть последствия судимости мы расскажем в этой статье

Помилован может быть любой человек, независимо от степени общественной опасности преступления, которое он совершил. Вместе с тем принимая соответствующее решение, комиссия по помилованию учитывает следующие факторы:

  1. Как вёл себя человек в момент совершения преступления, во время следствия и при отбывании наказания.
  2. Время, которое уже зачтено осуждённому в отбытие наказания.
  3. Применялась ли раньше к осуждённому амнистия или условно-досрочное освобождение (если после их применения лицо снова совершает преступление, это свидетельствует о не использовании шанса, которое предоставило государство осуждённому).
  4. Возмещён ли материальный и моральный вред от преступления.
  5. Характеристика личности претендента на помилование: возраст, состояние здоровья, наличие на иждивении детей и т.д.
  6. Обстоятельства совершения преступления и другие факторы, которые, по мнению комиссии, имеют важность.

Для того чтобы претендовать на помилование осуждённый должен лично написать главе государства ходатайство. Строгого образца ходатайства президенту о помиловании не существует, но в нём следует указать:

  1. Сведения об отправителе (ФИО, адрес, статья, по которой лицо осуждено, и место отбывания наказания, если оно связано с ограничением свободы)
  2. Краткие обстоятельства совершения преступления и назначенное наказание.
  3. Обстоятельства, которые могут послужить основанием для помилования (например, наличие на иждивении осуждённого малолетних детей и престарелых родителей, совершение преступления в связи с тяжёлым семейным и материальным положением и т.д.).
  4. Просьба применить помилование, дата и подпись.

Рассматривать ходатайство будет сначала специальная комиссия в регионе, затем она направляет его в администрацию президента. Только после одобрения его Высшей комиссией, оно попадает на стол Президенту.

Как правило, рассчитывать на помилование не стоит осуждённым, которые совершили свои злодеяния:

  • во время условного срока наказания за предыдущее преступление;
  • после ;
  • после применения к ним амнистии;
  • после замены наказания на более мягкое за предыдущее преступление.

Осуждённые, не соблюдающие порядок отбывания назначенного им наказания, также редко бывают помилованы.

Основные отличия амнистии от помилования

  1. Первая отличительная черта – это те лица, кто осуществляет амнистию и помилование в РФ. В первом случае это Государственная дума, а во втором – Президент.
  2. Решение о помиловании может быть принято в любое время, а акт амнистии принимается, как правило, не чаще 1 раза в год и приурочен к важной дате либо связан с политической обстановкой.
  3. Для применения амнистии не нужно волеизъявление осуждённого, а для помилования необходимо его индивидуальное ходатайство.
  4. Амнистия распространяет действие на широкий круг лиц, а помилование – на конкретного человека.

Амнистия и помилование не являются реабилитирующими факторами и не устраняют факт совершения лицом преступления.

Больше информации можно получить, задав вопросы в комментариях к статье.

Амнистия (статья 84)

Амнистия - это смягчение наказания или освобождение от наказания лиц, осуждённых судом, а также прекращение уголовного преследования, осуществляемое на основании специального акта верховной власти.

В отличие от УК РСФСР действующий УК содержит специальную статью, в которой определены порядок и правовые последствия амнистии. В соответствии с Конституцией амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

Термин „амнистия“ происходит от греческого слова amnestia, означающего забвение, прощение. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности. Акт об амнистии является лишь предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется.

В системе права институт амнистии занимает особое место, а определение его отраслевой принадлежности относится к числу дискуссионных проблем науки уголовного права. Некоторые ученые считают, что амнистия - институт уголовного права. Другие относят его к конституционному праву.

Наиболее обоснованным представляется мнение И.Л. Марогуловой, которая предлагает рассматривать амнистию и помилование в рамках многоотраслевого института так называемого государственного прощения. Издание актов об амнистии отнесено к компетенции высшего органа законодательной власти и с этой точки зрения относится к конституционному праву. В то же время в соответствии с уголовным законодательством акты об амнистии входят в число оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания и поэтому могут быть рассмотрены в рамках уголовного права. Применяются же акты об амнистии на разных стадиях уголовного процесса, что позволяет отнести их к уголовно-процессуальному праву. Все это свидетельствует о том, что амнистию следует считать комплексным межотраслевым институтом.

Несмотря на определенные особенности актов об амнистии, касающиеся в том числе и действия этих актов во времени, они, тем не менее, содержат нормы права - правила поведения, обязательные для субъектов, указанных в этих актах, и рассчитанные на применение к индивидуально не определенному кругу лиц. Предписания этих норм реализуются в правоприменительных актах - в решениях (постановлениях) уполномоченных на то должностных лиц и органов (предварительного следствия, дознания). Все это свидетельствует о том, что в отличие от актов помилования акты об амнистии имеют нормативный характер и могут распространяться на определенные категории лиц (например, на женщин, инвалидов, несовершеннолетних) или на всех лиц, совершивших преступления определенных видов.

Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц, совершивших преступление.

Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе. Эти акты могут содержать предписания следующего характера:

Об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;

Об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступления;

О сокращении назначенного наказания;

О замене назначенного наказания более мягким;

Об освобождении от дополнительного наказания;

О снятии судимости.

Конкретное содержание амнистии определяется в самом акте об амнистии. Обычно такие акты носят комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных частью 2 статьи 84 УК, а иногда и не предусмотренных данной нормой. Например, в несколько последних постановлений об амнистии были включены предписания о сокращении не назначенного наказания, а лишь его неотбытой части.

В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ акт об амнистии принимается в виде постановления Государственной Думы.

В связи с тем что практическое применение акта об амнистии представляет определенную сложность, помимо самого акта об амнистии Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление о порядке применения этого акта, в котором разъясняет вопросы, связанные с применением акта об амнистии. Определяются органы, на которые возложено исполнение амнистии, раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии, и т.д.

Круг лиц, на которых распространяется действие конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально подробного их перечисления.

В актах об амнистии, как правило, определяется и круг лиц, на которых ее действие не распространяется.

К лицам, в отношении которых наряду с наказанием были назначены принудительные меры медицинского характера в виде лечения от алкоголизма или наркомании, а также к осужденным, больным венерическими заболеваниями, подлежащим освобождению от наказания, акт об амнистии обычно применяется после завершения интенсивного курса лечения. Однако эти правила должны быть прямо предусмотрены в акте об амнистии или в постановлении о порядке его применения.

Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие, независимо от того, согласны они с ней или нет. Однако амнистия не означает реабилитацию лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.

Акт об амнистии является обязательным и безусловным основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем. Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которые возложено применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего поведения лица или от каких-то иных условий.

Акты об амнистии обычно распространяются на уголовно наказуемые деяния, совершенные до его принятия или вступления в силу.

Применение амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям определяется разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.1929 N 23 „Об условиях применения давности“.

По общему правилу, акт об амнистии к лицам, совершившим длящееся преступление, применим, если их деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии.

При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется только в случае, если последний акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии.

Следует иметь в виду, что сам акт об амнистии не освобождает от уголовной ответственности или наказания и не смягчает наказание. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта об амнистии осуществляется органами дознания, следствия (постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении), а также командованием дисциплинарных воинских частей, но обязательно утверждается прокурором. По делам, находящимся на рассмотрении в суде, амнистия применяется судом (определением суда о прекращении уголовного дела), но при обязательном участии прокурора. Амнистия может быть реализована обвинительным приговором суда с освобождением от наказания и судимости; постановлением начальника исправительного учреждения, санкционированным прокурором, или постановлением специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы.

Предписания актов об амнистии о снятии судимости не требуют принятия каких-то специальных актов применения права. Однако снятие судимости редко предусматривается постановлениями об амнистии.

Помилование (статья 85)

Помилование - это акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осуждённого от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким.

Как и амнистия, помилование представляет собой проявление гуманизма по отношению к осужденным и также направлено на полное или частичное аннулирование юридических последствий совершения преступления, осуществляемое в несудебном порядке.

Помилование применяется к конкретному лицу или конкретным лицам, обозначенным в акте помилования персонально (поименно). Акт помилования, в отличие от акта об амнистии, носит не нормативный, а индивидуальный характер.

В соответствии со статьей 85 УК акт помилования применяется только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для такого лица следующие правовые последствия:

Лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;

Наказание, назначенное лицу приговором суда, может быть сокращено;

Назначенное лицу наказание может быть заменено более мягким видом наказания;

С лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.

Особое место в законодательстве занимает решение вопроса о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно части 3 статьи 59 УК смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. Однако следует помнить, что в настоящее время действует мораторий на исполнение смертной казни.

Согласно Конституции РФ помилование осуществляет Президент РФ. Однако при определенных условиях это право может передаваться высшему должностному лицу субъекта Федерации. Так, в соответствии с Договором Российской Федерации и Республики Башкортостан „О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан“ правом помилования осужденных судами Республики Башкортостан обладает президент этой республики.

Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500 „О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации“ установлен новый порядок решения вопросов о помиловании осужденных. Действовавшая ранее Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ упразднена. Для обеспечения надлежащей деятельности по разрешению вопросов о помиловании, предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по материалам о помиловании комиссии по вопросам помилования образованы на территориях субъектов Федерации.

Этим же Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с которым помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.

Закон не ограничивает право Президента РФ на осуществление помилования ни кругом лиц, ни тяжестью преступлений. Однако указанное Положение содержит перечень лиц, в отношении которых помилование, как правило, не применяется (лица, совершившие умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающие установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшиеся от отбывания наказания условно-досрочно, по амнистии или актом помилования; лица, которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием).

Согласно установленному Указом Президента порядку представления ходатайств о помиловании осужденный обращается с таким ходатайством к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, и не позднее чем через 20 дней со дня его подачи направляется в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте Федерации вместе с прилагающимися документами (копией приговора, справкой о состоянии здоровья осужденного, характеристикой осужденного и так далее).

Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Федерации по месту жительства заявителя.

Территориальный орган юстиции не позднее чем через 7 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию, которая в свою очередь не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства представляет заключение о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации).

Не позднее чем через 15 дней со дня получения ходатайства о помиловании и заключения комиссии высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость. Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения.

Окончательное решение вопроса о помиловании и его характере принимает Президент РФ. Указ о помиловании в течение 2 дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Федерации, в МВД России, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.

В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Вопрос о части наказания, которую осужденный должен отбыть перед применением к нему помилования, законодательно не решен. Как правило, с просьбой о помиловании осужденные обращаются по истечении более или менее значительной части срока назначенного судом наказания (обычно - половины). Однако в практике известны случаи и более раннего применения помилования.

Сходства:

Применяются с целью смягчения участи лиц, совершивших преступления;

являются актами разового характера;

Касаются лиц, совершивших преступления до издания актов помилования или амнистии.

Различия:

Амнистия является нормативным актом, а помилование к таковым не относится.

Объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы РФ. Осуществление помилования относится к компетенции Президента РФ.

Суть помилования в том, что глава государства смягчает участь лица по обстоятельствам, не связанным с правильностью осуждения. Комиссия по помилованию не ставит под сомнение справедливости осуждения, правильности приговора.

При издании акта об амнистии указываются органы, которые на основе критериев, приведенных в акте об амнистии, сами решают о возможности или невозможности применения амнистии к каждому конкретному лицу. Издавая акт о помиловании, президент решает вопрос в отношении помилованного. Органам, исполняющим наказание, остается только выполнить предписание.

Помилование есть акт милосердия


Похожая информация.


Помилование

Так же как и амнистия, помилование является смешанным видом освобождения от уголовного ответственности и наказания. Однако ч.2 ст. 85 УК предпринимает попытку сузить круг: “Актом помилования лицо, осуждённое за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость”. Тем самым устанавливается, что с помощью акта помилования лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности. Невозможно освободить от наказания и в момент вынесения приговора. Таким образом, помилование трансформируется из смешанного вида в разновидность освобождения от дальнейшего отбытия наказания. Существует мнение, что подобное сужение сферы действия помилования и тем самым изменение её юридической природы не совсем оправдано. Действительно, чаще всего помилование применяется к лицам, уже осуждённым и отбывающим наказание, в большинстве случаев - при замене смертной казни пожизненным заключением. Но помилование, так же, как и амнистия, является внесудебным актом. Это - прерогатива Президента Российской Федерации, который может применить любой вид освобождения на любой стадии уголовного процесса и по любому уголовному делу.

Различия между амнистией и помилованием

Помилование и амнистия, несмотря на очевидное сходство, различаются между собой. Перечислим эти отличия.

  • 1. Помилование не носит нормативного характера, а представляет собой акт применения права в конкретном случае.
  • 2. Помилование осуществляется в отношении определённого лица, тогда как амнистия распространяется на неопределённое количество лиц.
  • 3. Акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии.
  • 4. Ходатайство о помиловании всегда исходит от самого осуждённого, его родственников, наблюдательных комиссий, администрации ИТУ. В тех случаях, когда помилование осуществляется в отношении иностранных граждан, ходатайство может исходить от органов власти или управления иностранного государства. Акты же амнистии всегда издаются по инициативе органов власти, правомочных на их издание.
  • 5. Помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии - это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполенением приговора (обычно амнистия подлежит исполеннию в течение шести месяцев).
  • 6. Реализуя амнистию, соответствующие органы лишь в некоторой степени учитывают поведение осуждённого, например, она не применяется к злостным нарушителям режима, тогда как помилование полностью зависит от поведения осуждённого в местах лишения свободы.

Амнистия - это правовой акт, объявляемый гос думой фед Собрания РФ, в соответствии с которым лицо освобождается от уголовной ответственности. Амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц (группы лиц) и этим отличается от иных оснований освобождения от уголовной ответственности, которые носят индивидуальный характер.

По общему правилу, акт амнистии распространяется только на те преступления, которые были совершены до его издания. Однако в исключительных случаях он может действовать и в отношении преступных деяний, совершенных в течение определенного времени после его принятия, но при условии выполнения амнистируемым лицом определенных действий, указанных в акте амнистии. В соответствии с актом амнистии лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть: - освобождены от основного вида наказания; - освобождены от дополнительного вида наказания; - назначенное им наказание может быть сокращено; - назначенное им наказание может быть заменено более мягким видом наказания; - с лиц, отбывших наказание, актом амнистии может быть снята судимость. Акт амнистии не вносит изменений в уголовный закон, предусматривающий ответственность за то или иное преступление, т.е. не декриминализирует соответствующие деяния, совершенные помилованными лицами. Амнистия не ставит под сомнение и законность, и обоснованность приговора суда. Она лишь смягчает участь лиц, совершивших преступления, в том числе осужденных. Амнистия не изменяет уголовного закона, не исключает составы преступлений, а лишь освобождает от уголовной ответственности, являясь одним из способов реализации принципов гуманизма и справедливости уголовного права.

В отличие от акта амнистии, помилование осуществляется Президентом РФ и в отношении только индивидуально определенного лица (ст. 89 Конституции РФ). В соответствии с актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть: - освобождено от дальнейшего отбывания наказания; - назначенное ему наказание может быть сокращено; - назначенное ему наказание может быть заменено более мягким видом наказания; - с лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Еще по теме 77. Амнистия и помилование: сходства и различия, уголовно-правовое значение.:

  1. 37. Банковский и коммерческий кредит: сходства и различия.
  2. Объяснить различия и сходства между товарами и услугами
  3. 33. БАНКИ И НЕБАНКОВСКИЕ КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ). ФУНКЦИИ И РОЛЬ БАНКА В ЭКОНОМИКЕ
  4. Сходства и различия: поточная линия, категория изделия, совокупность изделий.
  5. 2. Отличие гражданско-правовой защиты чести и достоинства от уголовно-правовой
  6. 129. На кого распространяется помилование Президента РФ?
  7. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР 1922 г. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА CCCP И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК 1924 r. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР 1926r.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: