Какие бывают категории граждан. Льготные категории граждан и их права

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан


Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 2005 года N 1038-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 5, 18.01.2006);
постановлением Правительства Москвы от 20 июня 2006 года N 423-ПП (Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 39, 12.07.2006);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 18, 26.03.2007);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 44, 05.08.2008);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 67, 04.12.2012);
постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2014 года N 798-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 25.12.2014);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 21.07.2015);
постановлением Правительства Москвы от 15 декабря 2015 года N 880-ПП (Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 16.12.2015) (вступило в силу с 1 января 2016 года);
(Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 71, 29.12.2015) (о порядке вступления в силу см. пункт 49 постановления Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 08.07.2016);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 30.08.2017);
(Официальный сайт Мэра и Правительства Москвы www.mos.ru, 29.12.2018) (вступило в силу с 1 января 2019 года).
____________________________________________________________________

В целях организации транспортного обслуживания отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в городе Москве или Московской области, которым в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы или Московской области предоставлены меры социальной поддержки либо дополнительные меры социальной поддержки, Правительство Москвы
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП . - См. предыдущую редакцию)

постановляет:

1. Обеспечить реализацию права на бесплатный проезд для граждан, имеющих место жительства в городе Москве, и предоставить право бесплатного проезда гражданам, имеющим место жительства в Московской области, меры социальной поддержки которых отнесены к ведению Российской Федерации, Москвы и Московской области, на территории города Москвы в транспорте общего пользования в городском сообщении, включая метрополитен:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 августа 2008 года постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2008 года N 623-ПП постановлением Правительства Москвы от 21 июля 2015 года N 448-ПП постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2016 года N 399-ПП постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП . - См. предыдущую редакцию)

1.1. Гражданам по категориям согласно приложению, имеющим место жительства в городе Москве, на основании социальной карты, временного единого социального билета, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Москвы.
(Пункт 1.1 в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Москвы от 21 июля 2015 года N 448-ПП постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

1.2. Гражданам, имеющим место жительства в Московской области и указанным в Законе Московской области от 1 июля 2015 года N 110/2015-ОЗ "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве в 2015-2017 годах и внесении изменений в Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" , Законе Московской области от 27 декабря 2017 г. N 258/2017-ОЗ "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве" , Законе Московской области от 28 августа 2018 г. N 149/2018-ОЗ "О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки по бесплатному проезду на транспорте в городе Москве лицам, достигшим возраста 60 лет и старше, имеющим место жительства в Московской области" , на основании социальной карты жителя Московской области, временного единого социального билета жителя Московской области, выдаваемых в установленном порядке территориальными органами социальной защиты населения Московской области, и (или) универсальной электронной карты, соответствующих техническим параметрам и требованиям, определенным для использования в автоматизированных системах учета города Москвы (источниках официальной информации) в транспорте общего пользования в городском сообщении, включая метрополитен.
постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Москвы от 21 июля 2015 года N 448-ПП ; в редакции, введенной в действие с 19 июля 2016 года постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2016 года N 399-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2. Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы обеспечить:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2.1. Пункт утратил силу с 1 августа 2015 года - . - См. предыдущую редакцию .

2.2. Проведение необходимых мероприятий по учету фактического использования бесплатного проезда гражданами, указанными в пункте 1 настоящего постановления.
(Пункт 2.2 в редакции, введенной в действие с 1 августа 2015 года постановлением Правительства Москвы от 21 июля 2015 года N 448-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2.3. Предоставление информации о фактически перевезенных на территории города Москвы гражданах, которые указаны в пункте 1 настоящего постановления и меры социальной поддержки которых отнесены к ведению Российской Федерации, в автоматизированные системы города Москвы.
(Пункт 2.3 дополнительно включен на основании ; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

2.3(1). Ежегодное утверждение стоимости одной поездки, применяемой для определения размера субсидий из бюджета города Москвы в целях возмещения Государственному унитарному предприятию города Москвы "Мосгортранс" и Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина" недополученных доходов, возникающих при предоставлении услуг по перевозке транспортом общего пользования в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении, за исключением железнодорожного транспорта, отдельных категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате проезда на транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщении.
(Пункт 2.3(1) дополнительно включен с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП)

3. Пункт утратил силу с 15 августа 2008 года - . - См. предыдущую редакцию .

4. Пункт дополнительно включен на основании постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2005 года N 1038-ПП ; утратил силу с 15 декабря 2012 года - постановление Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП . - См. предыдущую редакцию .

5. Установить, что для определения размера субсидий из бюджета города Москвы в целях возмещения Государственному унитарному предприятию города Москвы "Мосгортранс" и Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина" недополученных доходов, возникающих при предоставлении услуг по перевозке транспортом общего пользования в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении, за исключением железнодорожного транспорта, отдельных категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате проезда на транспорте общего пользования в городском и пригородном сообщении, применяется стоимость одной поездки, размер которой определяется в следующем порядке:

5.1. В 2017 году исходя из установленной Правительством Москвы стоимости одной поездки в 2016 году по проездному билету, предоставляющему право на совершение поездок в пределах уплаченной суммы ("Кошелек"), увеличенной на базовый индекс потребительских цен на 2017 год (в среднем за год), определенный в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации, с округлением стоимости поездки до одной копейки в соответствии с правилами математического округления.

5.2. С 2018 года и в каждый последующий год исходя из установленной Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы стоимости одной поездки, применяемой при определении размера субсидий из бюджета города Москвы на указанные цели в предшествующем году, увеличенной на базовый индекс потребительских цен на соответствующий финансовый год (в среднем за год), определенный в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий финансовый год и плановый период, разработанном Министерством экономического развития Российской Федерации, с округлением стоимости до одной копейки в соответствии с правилами математического округления.
(Пункт 5 дополнительно включен с 15 августа 2008 года постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2008 года N 623-ПП ; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

____________________________________________________________________
Пункты 5 , , 7 предыдущей редакции с 15 августа 2008 года считаются соответственно пунктами 6, 7, 8 настоящей редакции - постановление Правительства Москвы от 22 июля 2008 года N 623-ПП .

____________________________________________________________________

6. Установить, что Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский социальный регистр" обеспечивает:

6.1. Учет фактически перевезенных на территории города Москвы граждан, которые указаны в пункте 1 настоящего постановления, в автоматизированных системах города Москвы.

6.2. Изготовление временного единого социального билета для проезда лицам, имеющим право на бесплатный проезд транспортом общего пользования в городском сообщении, включая метрополитен, на Малом кольце Московской железной дороги.
(Пункт 6 дополнительно включен на основании постановления Правительства Москвы от 20 июня 2006 года N 423-ПП ; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП . - См. предыдущую редакцию)

7. Департаменту транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы, Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, Департаментом финансов города Москвы ежегодно не позднее 1 октября текущего года подготавливать проект соглашения с Правительством Московской области об организации транспортного обслуживания отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в городе Москве и Московской области, на очередной финансовый год в соответствии с Законом города Москвы от 28 марта 2001 года N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы" .
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 апреля 2007 года постановлением Правительства Москвы от 13 марта 2007 года N 159-ПП ; в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП ; в редакции, введенной в действие с 29 декабря 2015 года постановлением Правительства Москвы от 23 декабря 2015 года N 932-ПП ; в редакции, введенной в действие с 19 июля 2016 года постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2016 года N 399-ПП . - См. предыдущую редакцию)

8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Ликсутова М.С. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Лысенко Э.А.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП ; в редакции, введенной в действие с 19 июля 2016 года постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2016 года N 399-ПП ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП . - См. предыдущую редакцию)

Исполняющий обязанности
Мэра Москвы
В.П.Шанцев

Приложение. Перечень отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в городе Москве

Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 1 февраля 2005 года N 46-ПП
(в редакции, введенной в действие
с 15 августа 2008 года постановлением
Правительства Москвы
от 22 июля 2008 года N 623-ПП ,
- см. предыдущую редакцию)

ПЕРЕЧЕНЬ
отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в городе Москве

Льготные категории граждан, меры социальной поддержки которых отнесены к ведению Российской Федерации

1. Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий.

2. Участники Великой Отечественной войны.

3. Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

4. Лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда".

5. Ветераны боевых действий, имеющие право бесплатного проезда в транспорте общего пользования в городском сообщении, включая метрополитен, за исключением железнодорожного транспорта, в соответствии с законодательством.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП ; в редакции, введенной в действие с 19 июля 2016 года постановлением Правительства Москвы от 7 июля 2016 года N 399-ПП . - См. предыдущую редакцию)

6. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

7. Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.

8. Инвалиды I, II, III группы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП . - См. предыдущую редакцию)

9. Дети-инвалиды.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

10. Граждане, пострадавшие вследствие воздействия радиации, указанные в пункте 11 части 2 статьи 3 Закона города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" , имеющие право на меры социальной поддержки в соответствии с указанным законом.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

Льготные категории граждан, меры социальной поддержки которых отнесены к ведению города Москвы

1. Труженики тыла.

3. Реабилитированные лица, подвергшиеся необоснованным политическим репрессиям.

4. Граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий.

5. Участники обороны Москвы.

6. Участники предотвращения Карибского кризиса 1962 года.

7. Пенсионеры (не относящиеся к другим льготным категориям).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 декабря 2012 года постановлением Правительства Москвы от 20 ноября 2012 года N 663-ПП . - См. предыдущую редакцию)

8. Родители, иные законные представители детей-инвалидов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

9. Родитель инвалида с детства, обучающегося в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, образовательным программам высшего образования - бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, - до 23 лет.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года. - См. предыдущую редакцию)

12. Дети из семей с 3 и более детьми до достижения каждым ребенком возраста 16 (обучающимся в образовательной организации, осуществляющей общеобразовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования - 18) лет.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

13. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

14. Один из родителей семьи с 3 и более детьми до достижения младшим ребенком возраста 16 (обучающимся в образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования, образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования - 18) лет.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2017 года постановлением Правительства Москвы от 30 августа 2017 года N 596-ПП . - См. предыдущую редакцию)

15. Опекун (попечитель),приемный родитель, воспитывающий ребенка сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей в возрасте до 18 лет.

16. Патронатный воспитатель ребенка, нуждающегося в государственной поддержке.

17. Граждане, достигшие возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с федеральным законодательством в области пенсионного обеспечения.
постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП)

18. Граждане, достигшие возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, которым присвоено звание "Ветеран труда" или звание "Ветеран военной службы".
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2019 года постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2018 года N 1714-ПП)

Перечень отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области (утратил силу)

(Раздел утратил силу с 1 августа 2015 года - постановление Правительства Москвы от 21 июля 2015 года N 448-ПП . - См. предыдущую редакцию)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"























































Это инвалиды I, II, III группы, дети-инвалиды, участники и инвалиды войны, ветераны боевых действий, члены семей погибших военнослужащих, граждане, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф. Основная категория федеральных льготников – это инвалиды I, II, III группы.

Почему эти категории граждан называются федеральными льготниками и чем они отличаются от льготников региональных?

«Федеральными» они называются потому, что средства на предоставление мер государственной социальной поддержки для них поступают напрямую из федерального бюджета.

Льготы для определенных категорий, таких как, ветераны труда, реабилитированные, труженики тыла и некоторые другие, финансируются за счет местного краевого бюджета, поэтому таких льготников называют «региональными».

Так что различие в источнике финансирования.

Деление такое произошло в 2005 году, когда полномочия по мерам социальной поддержки были распределены между федерацией и субъектами.

Ежемесячная денежная выплата является результатом так называемой монетизации льгот. Почему этим занимается Пенсионный фонд, ведь эти льготы никакого отношения к пенсиям не имеют?

Действительно, ежемесячная денежная выплата, которая осуществляется федеральным льготникам, – это результат так называемой монетизации, которая была проведена с 2005 года.

Пенсионный фонд в этом процессе определен Правительством РФ как орган, уполномоченный вести учет граждан, которым полагаются меры государственной социальной поддержки за счет федерального бюджета. Он назначает ежемесячные денежные выплаты и организует их доставку до получателя вместе с пенсией. Предоставление льгот в натуральной форме, для которых этот формат по выбору льготника возможен (лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения), осуществляют другие уполномоченные органы: здравоохранение, фонд социального страхования.

Какие именно льготы монетизировали федеральным льготникам?

Денежной компенсацией были заменены все льготы, которые ранее предоставлялись натурально. Возьмем, к примеру, инвалидов. До 2005 года они могли бесплатно ездить в городском транспорте, получить 50-процентную скидку при оплате телефона, бесплатно, в порядке очередности, установить зубные протезы или съездить в санаторий и др. Так вот, с 1 января 2005 года все эти льготы были заменены ежемесячной денежной выплатой, получив которую льготник должен самостоятельно оплачивать услуги.

Но здесь важно отметить, что часть льгот безвозвратно заменена денежной компенсацией, то есть льготник не может выбрать, получать ли эти услуги натурально или в денежной форме. К ним, в частности, относятся льготы по оплате телефона, коллективной антенны, проезду в общественном городском транспорте и зубопротезированию. А часть льгот по выбору получателя может предоставляться либо натурально, либо в денежной форме. Это так называемый набор социальных услуг (НСУ), куда входит лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение, проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также проезд к месту лечения и обратно. Причем именно для этих льгот законодателем определен денежный эквивалент. Почему? Чтобы в случае, когда гражданин отказывается от получения этих льгот в натуральной форме, знать, сколько ему компенсировать в деньгах.

Получается, что льготы по зубопротезированию, оплате телефона, антенны и по проезду в общественном транспорте в натуральном виде получить нельзя?

Нет, эти льготы монетизированы, и замена их на натуральную форму не предусмотрена законодательством.

Сколько в ежемесячной денежной выплате приходится на проезд в общественном транспорте?

Только вот прямого и однозначного ответа на него дать невозможно, поскольку в законодательстве не определен денежный эквивалент тех льгот, которые однозначно заменены денежной выплатой. Как я уже сказала, денежный эквивалент установлен законом только для тех льгот, которые по выбору могут предоставляться либо натурально, либо деньгами. А вот для тех, что только деньгами, законодатель не расшифровывает.

Но, зная, какие льготы монетизированы, можно примерно (условно, приблизительно) распределить эту сумму.

Для примера возьмём инвалида II группы. Для этой категории ежемесячная денежная выплата c 01.02.2018 г. предусмотрена в размере 2701,67 руб., распределяется она следующим образом:


Из таблицы видно, что на четыре льготы (однозначно замененных деньгами) приходится 1580,26 руб. Если из этой суммы вычесть стоимость льгот по телефону и антенне (50% телефон, максимально 206 руб., это если тариф безлимитный за 516 руб., антенна – около 100 руб.), остается 1172,09 руб. (1478,09 – 206 – 100) на проезд и зубопротезирование. Зубопротезирование сложно просчитать и вычесть, услуга, конечно, дорогостоящая, но и пользуются ею не каждый месяц и даже не каждый год.

Вот такой примерный (условный) подсчет.

Получается, что те граждане, которые относятся к федеральным льготникам, уже с 2005 года получают денежную компенсацию за проезд в общественном транспорте, тогда как региональным льготникам эту монетизацию провели лишь в ноябре 2015 года?

Получается, что так. Льгота по оплате проезда в общественном транспорте для федеральных льготников была монетизирована и предоставляется в виде ежемесячной денежной выплаты.

Может ли человек получать льготы и федеральные, и региональные?

Одновременно это невозможно. Если гражданин имеет право на льготы по нескольким основаниям, например, как инвалид и как ветеран труда, то по его выбору предоставляются льготы только по одному основанию, то, что для человека выгоднее.

Гражданин не может часть льгот взять как инвалид, а часть – как ветеран труда, он выбирает категорию и пользуется всем комплексом мер, предусмотренным для данной категории.

Почему подать заявление на изменение формы получения набора социальных услуг можно только раз в год до 1 октября и почему это решение будет реализовано только со следующего года?

Ежемесячная денежная выплата, включая набор социальных услуг, финансируется из средств федерального бюджета. Работа по его формированию на следующий финансовый год начинается к 1 октября. Данные о федеральных льготниках, о тех, кто выбрал натуральную форму, или, наоборот, отказался от нее, нужны Правительству РФ, чтобы правильно заложить средства в бюджет. Именно поэтому выбор делается до 1 октября, а начинает действовать только со следующего года, уже после того как федеральный бюджет утвержден и средства выделены соответствующим ведомствам.

Налоговые льготы представляют собой право налогоплательщика по тем или иным причинам, прописанным в законодательстве, не уплачивать определенный или же уплачивать, но в сокращенном размере.

Налоговые льготы — это право человека

  • Не облагаются налогом специальные легковые автомобили, имеющие спецоборудование для инвалидов, а также автомобили, официально полученные в органах социальной защиты.
  • Транспорт, зарегистрированный на Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также Героев Социалистического Труда.
  • Автомобили и прочие транспортные средства, зарегистрированные на лиц, получивших большую дозу облучения, прочие травмы или ставшие инвалидами в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
  • Автомобили и другие транспортные средства ветеранов Великой Отечественной войны, при условии, что мощность их транспортного средства не должна превышать 110 лошадиных сил.
  • Автомобили, принадлежащие инвалидам 1 и 2 групп, не имеющие специальных приспособлений для инвалидов, но мощностью не более 100 лошадиных сил.
  • Водно-воздушный транспорт, принадлежащий гражданам, пострадавшим от радиации в результате аварии на производственном объединении «Маяк».
  • Транспорт, зарегистрированный на пенсионера, при условии, что это легковой отечественный автомобиль мощностью не более 150 лошадиных сил или же моторная лодка, катер и прочий водный транспорт до 30 лошадиных сил. Яхты и парусные суда в этот список не входят.
  • Транспортные средства, принадлежащие семьям военнослужащих, сотрудников ОВД, погибших на боевом посту.

Если на одно физическое лицо, входящее в одну из перечисленных категорий, зарегистрировано два и более транспортных средств, можно выбрать одно из них, на которое будет распространяться льгота.

Как и где можно воспользоваться правом получить льготы?

Узнать о том, какие вы имеете льготы и имеете ли вообще, можно, зайдя на сайт налоговой инспекции или же позвонив по горячей линии. Если оказалось, что вы имеете право получить льготы, и вы хотите реализовать это право, начните с того, что соберите все документы, подтверждающие, что вы входите в категорию граждан, которым положены те или иные льготы. Если вы пенсионер, понадобится ваше пенсионное удостоверение. Если вы , значит нужны будут свидетельства о рождении всех детей.

Копии документов и оригиналы нужно отнести в налоговую инспекцию по месту регистрации объекта, облагаемого налогом. Там же вы должны заполнить заявление с просьбой предоставить вам льготу. Вам нужно подать документы до 1 февраля следующего года. То есть если вы хотите получить льготы на транспортное средство за 2015 год, вам нужно успеть подать заявление до 1 февраля 2016 года.

Никакой конкретной формы для написания заявления законом не предусмотрено. Оно пишется в произвольной форме. Главное, чтобы из вашего заявления было четко понятно, чего именно вы хотите, от кого это заявление, на основании чего вам должны предоставить льготы и на какой именно налог, какое имущество, транспорт, земельный участок.

Вы можете отнести заявление лично или отправить его по почте. Во втором случае к письму нужно приложить все копии документов, подтверждающих ваше право на льготу (свидетельство ветерана ВОВ, пенсионное удостоверение и т.д.). Если возникнут сложности, вам придется прийти в инспекцию со всеми оригиналами документов.

Виды налоговых льгот

Если вы идете в инспекцию лично, проведите следующую процедуру, которая подтвердит, что ваше заявление было принято. Напишите заявление в двух экземплярах, одно отдайте инспектору, а на втором настойчиво попросите поставить подпись и штамп с датой, доказывающие, что вы подали заявление именно в этот день. В случае задержек или утери документов вам будет, что предъявить. В заявлении обязательно должно быть указано следующее:

  • Кому адресовано заявление (в инспекцию ФНС России по городу такому-то, руководителю инспекции такому-то).
  • От кого заявление (от Иванова Николая Ивановича).
  • Номер ИНН.
  • , кем и когда выдан.
  • Место регистрации и проживания.
  • Ваши контактные данные.
  • Виды налоговых льгот

Мы привыкли думать, что льгота – это исключительно освобождение от налога или же уменьшение его размера. Но существует несколько видов налоговых льгот:

  1. Изъятие. Налоговое изъятие заключается в том, что отдельные доходы или же объекты выводятся из оборота налогообложения. Например, некое лицо получает прибыль с той или иной деятельности и имеет право на налоговые льготы. В этом случае прибыль с этой деятельности не облагается налогом. Или же, например, учебное заведение получило оборудование для использования в образовательных целях. Это оборудование выводится из оборота налогообложения.
  2. Скидка. Налоговая скидка означает, что лицо не освобождается от налога полностью, но имеет возможность сократить налоговую базу на определенный процент. Налоговые скидки обычно касаются доходов физических лиц и прибыли организаций. Так, например, организация уплачивает налоги с прибыли, но тратит часть этой прибыли на благотворительность, помощь учебным организациям, проведение мероприятий по охране природе. В этом случае он может уменьшить налогооблагаемую прибыль на размер потраченных расходов.
  3. Освобождение. Это полное или частичное освобождение определенной категории граждан от уплаты налога. Например, не взимается налог с доходов, полученных в результате государственных пособий, пенсий, выплат по возмещению ущерба здоровью и т.д.
  4. Отсрочка. При наличии уважительных причин то или иное лицо может получить отсрочку по уплате налога, но не более, чем на 6 месяцев, не облагаясь при этом штрафами.
  5. Кредит по налогу. По сути эта льгота несильно отличается от отсрочки. Разница лишь в более длительном сроке (кредит может даваться на срок до 1 года) и процентах.
  6. Налоговая амнистия. Если по каким-то причинам произошла задержка выплаты налогов, в результате налоговой амнистии лицо имеет право выплатить все просроченные налоги и легализовать вновь свои доходы. При этом государство не преследует нарушителей, возвращая отношения в правовое русло. Обычно нарушителю дается определенный промежуток времени для уплаты всех налогов.

Должен каждый гражданин, но если знать особенности работы системы, можно добиться значительного уменьшения налогового бремени.

Социальные группы граждан, кто имеет право на льготы по оплате коммунальных услуг не всегда информированы о своих правах и часто просто не знают, что их расходы на квартплату могут быть меньше. Статья ликвидирует этот пробел, рассказав, кому в 2019 году полагаются льготы и субсидии на коммунальные услуги.

Ведь стоимость коммунальных услуг неизменно увеличивается. А доходы большинства растут не так стремительно. Активные, трудоспособные россияне еще способны самостоятельно решить эту проблему, например, найти дополнительную или более доходную работу. Однако определенная часть населения не может оплачивать коммунальные услуги в полном объеме и нуждается в поддержке государства. И оно оказывает им помощь в виде льгот и субсидий (компенсаций).

Льгота и субсидия – разные понятия

Прежде всего, плательщику необходимо разобраться, на что он имеет право – льготу на оплату комуслуг или на субсидию. Эти слова – не синонимы.

Льгота – это преимущество в чем-либо, которое предоставляется некоторым категориям россиян:

  • либо за особые заслуги перед государством,
  • либо в связи с определенными обстоятельствами, мешающими человеку самостоятельно улучшить свое стесненное материальное положение.

ВАЖНО! Право на льготы по коммунальным услугам никак не связано с уровнем дохода гражданина. Важен только его статус, принадлежность к определенной группе.

До монетизации льготы по коммунальным платежам подразумевали, что человек, которому они предоставлены, вправе платить меньше, чем остальные соотечественники. Теперь он вносит полную стоимость за услуги ЖКХ, но затем получает денежную выплату в размере той суммы, которую не должен был платить.

Другое дело – субсидия (или, как ее часто именуют – компенсация по оплате ЖКХ ). Это тоже денежная выплата, но чтобы ее получить, надо предоставить информацию о доходах. Причем, не только гражданина, претендующего на субсидию, но и всех членов его семьи, которые живут с ним совместно.

Субсидия предоставляется:

  • не отдельному человеку, а домохозяйству, семье, если на оплату коммунальных услуг уходит более 22% семейного бюджета (регионы вправе устанавливать еще более низкую планку);
  • выплачивается малоимущим россиянам, независимо от их принадлежности к какой-либо социальной группе.

Для кого установлена льготная оплата коммунальных услуг

Льготы на оплату давно недешевого ЖКХ бывают двух видов – федеральные и региональные. Список получателей первого вида льгот составляет федеральная власть, она же возвращает «своим» льготникам часть суммы, уплаченной ими за коммуналку. Категории граждан, включенные в список тех, кому льготы по коммунальным платежам предоставляются от государства, одинаковы во всех регионах России.

Региональные власти вправе по собственному усмотрению перечень коммунальных льготников расширить (но не сократить!). Если местный бюджет позволяет, то скидкой по квартплате могут пользоваться дополнительные категории социально незащищенных жителей. Кому в этом случае предоставляются региональные льготы на коммунальные услуги, каждый субъект РФ определяет сам. Свое решение он должен оформить соответствующим законодательным актом. Единого перечня региональных льготников по ЖКХ не существует.

Льготы по ЖКХ федерального уровня

Федеральные льготники по коммуналке имеют скидку только в отношении одного жилого помещения. Список поддерживаемых государством граждан, кто имеет полное право на обязательные льготы по оплате коммунальных услуг, и размер скидки на услуги коммунальщиков нагляднее представить в виде таблицы.

Кому предоставляются льготы Размер льготы на оплату коммунальных услуг
— Герои России и СССР;
— полные кавалеры ордена Славы и Трудовой Славы;
— Герои Труда;
— члены их семей, проживающие совместно с льготником.
100%. Данные группы почетных россиян полностью освобождены от платы за ЖКУ. За них платит федеральный бюджет.
Родственники погибших военнослужащих, потерявшие кормильца. 60% (кроме оплаты стационарного телефона и радиоточки).
— инвалиды и ветераны ВОВ;
— ветераны, воевавшие в горячих точках;
— нетрудоспособные родственники, находящиеся на иждивении вышеперечисленных льготников;
— родители и супруги (не вступившие в повторный брак), независимо от их трудоспособности;
— лица, пережившие блокаду (если они получили инвалидность);
— граждане, в несовершеннолетнем возрасте находившиеся в фашистских концлагерях;
— ликвидаторы аварий с повышенным радиационным излучением;
— инвалиды всех групп, в том числе, инвалиды детства;
— родители, ухаживающие за детьми-инвалидами.
50%. Скидка предоставляется на следующие услуги коммунальщиков:
— холодную и горячую воду;
— свет;
— водоотведение;
— отопление;
— газовое снабжение;
— топливо (для проживающих в домах без центрального отопления).

Одного закона, в котором бы говорилось обо всех федеральных льготниках, кто имеет льготы на неполный размер квартплаты, нет. Право на компенсации по ЖКХ приходится выискивать в различных нормативных актах. В частности, люди с инвалидностью находят информацию о коммунальных преференциях в законе «О социальной защите инвалидов в РФ» , ветераны многочисленных войн – в законе «О ветеранах» .

ВАЖНО! Граждане, кто пользуется предоставленными государством льготами на коммунальные услуги, могут делать это не только там, где они постоянно зарегистрированы. Льготникам разрешается пользоваться своим преимуществом в любых местах их фактического пребывания.

Предоставление льготы на оплату ЖКХ не зависит ни от количества лиц, проживающих с человеком, в отношении которого они предусмотрены, ни от их уровня дохода.


Региональные льготы на услуги коммунальных служб

Региональные власти могут установить еще более выгодные скидки на ЖКХ для федеральных льготников, если на это у субъекта России есть материальные средства. Также регионы обязали установить льготы на оплату ЖКХ для определенных слоев населения. Среди тех, кто имеет право на региональные льготы по ЖКХ, указаны следующие группы граждан:

  • многодетные семьи;
  • дети-сироты;
  • ветераны труда;
  • жертвы политических репрессий;
  • почетные доноры;
  • пенсионеры.

Почти для всех указанных категорий власти на местах сами определяют размер коммунальной скидки, исходя из бюджетных возможностей. Но среди них есть те, кому региональные преференции по ЖКХ положены не ниже установленного государством минимума. Это – многодетные семьи.

Для семей с 3 и более детьми (родными или приемными) льготы по квартплате должны быть не меньше 30% от сумм, содержащихся в квитанциях коммунальщиков. Данная скидка распространяется на следующие коммунальные услуги:

  • электричество;
  • вода;
  • отопление;
  • канализация;
  • топливо (если семья проживает в доме без центрального отопления).

Многодетная семья пользуется данной льготой до тех пор, пока младшему из детей не исполнится 16 лет (или 18-ти, если до этого возраста он еще продолжает обучение).


Как оформляется льгота на квартплату

Расчет на то, что льготы на ЖКХ предоставляются автоматически, неверный. Тот, кто удостоверился, что имеет по закону право на скидку по коммунальным платежам, должен о своем праве заявить. Льготнику надо направиться в управляющую компанию (ЖЭК), обслуживающую его дом, захватив с собой:

  • паспорт гражданина России (с копией);
  • документ, подтверждающий статус заявителя, благодаря которому он имеет право на льготы по оплате коммунальных услуг – справка об инвалидности, «детские» свидетельства о рождении (сделать копии);
  • документы, на основании которых льготник проживает в жилом помещении – договор найма, свидетельство собственника (сделать ксерокс);
  • если льготник проживает не там, где постоянно зарегистрирован, то он должен предоставить справку, что не получает скидку по месту регистрации;
  • форму-9 (в некоторых случаях).

Получатель льготы на ЖКХ, предъявив оригиналы документов, и передав сотруднику их копии и необходимые справки, должен взять расписку о принятии документов.

ВАЖНО! Чтобы оформить льготу на свет, надо посетить энергоснабжающее учреждение примерно с тем же пакетом документом (точный их перечень лучше уточнить в данной организации).

После оформления скидки на квартплату она начнет предоставляться со следующего месяца.

Вопросы о льготах по ЖКХ

Законодательные акты, в которых прописано, кому полагаются льготы на комуслуги, очень многочисленны. Поэтому у граждан часто возникают вопросы относительно своих прав на частичную оплату коммунальных счетов.

Часто спрашивают, положены ли льготы матери-одиночке?

На федеральном уровне они не предоставляются. И этой категории нет среди тех, о ком обязаны позаботиться региональные власти, установив скидку на ЖКУ. Мать-одиночка, испытывающая материальные затруднения, может рассчитывать только на денежную компенсацию расходов на коммуналку, если сумеет документально доказать, что они превысили 22% семейного бюджета (или более низкого процента, установленного для конкретного региона).

Животрепещущим является вопрос о том, кому положены льготы по взносу на капремонт?

И хотя эта, недавно придуманная, статья расходов не связана напрямую с коммунальными услугами, сказать несколько слов по данной теме будет уместно.

Льготами по взносам на капитальный ремонт в размере 50% обладают:

  • лица, имеющие 1 и 2 группу инвалидности;
  • граждане, на чьем попечении находятся дети-инвалиды;
  • сами дети-инвалиды;
  • инвалиды войны, участники ВОВ и боевых действий, а в случае их смерти или гибели – нетрудоспособные члены семей льготника;
  • блокадники;
  • чернобыльцы и некоторые другие привилегированные лица.

В приведенном списке указаны те, кто имеет льготы по капитальному взносу на федеральном уровне. Регионам разрешили установить дополнительные послабления для пожилых граждан:

  • россиянам старше 70 лет, проживающим одиноко или совместно с неработающими пенсионерами — 50%;
  • лицам старше 80 лет, проживающим одиноко или совместно с неработающими пенсионерами – 100%.

Местные законодатели только имеют право ввести подобные преференции, но не обязаны этого делать.

Предлагаем посмотреть видеосюжет на тему:
«Льготы на оплату услуг ЖКХ: кому и сколько?»

Льготная категория граждан – это лица, которые получают помощь от лица государства или на местном уровне от администрации. Помощь может оказываться в натуральном или в денежном виде. По сути, для некоторых граждан предоставление привилегий такого рода связано с освобождением от ряда правил и обязанностей.

Льготы являются такой мерой соцподдержки, которая позволяет обеспечить гражданам определенный уровень проживания. В частности, речь идет о поддержании людей, входящих в перечень, экономически и морально.

Помощь оказывается людям, которые по ряду причин считаются особенно нуждающимися в таких видах помощи или наделены данным правом за особые заслуги перед государством. В статье будут рассмотрены вопросы, связанные с тем, кто может рассчитывать на получения таких видов поддержки и на каких основаниях.

Преференции такого рода используются государством в качестве инструмента для выполнения особенно важных функций для государства. В частности, речь идет об обеспечении социального и финансового равенства. Все виды помощи можно условно разделить на несколько групп, и каждая из них имеет свои причины и основания. Для удобства составим небольшую таблицу.

Причина предоставления льгот Категория соискателей
Особая потребность в финансовой и социальной поддержке
  • женщины;
  • лица, не достигшие несовершеннолетнего возраста;
  • граждане с инвалидностью;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеры.
За особые заслуги перед государством
  • семьи погибших участников боевых действий;
  • участники военных сражений;
  • работники силовых структур.
За работу во вредных и опасных условиях на благо государства
  • работники железнодорожной отрасли;
  • шахтеры;
  • военные;
  • лица, пострадавшие от радиационного излучения.
Для стимулирования к трудовой деятельности
  • молодые специалисты.

На государственном уровне решение о предоставлении льгот принимаются на основании федеральных законопроектов и указов президента, а на местном – на основании региональных законов. Далее несколько подробнее рассмотрим отдельные категории граждан, которые могут рассчитывать на помощь от государства и виды преференций, которые на них распространяются.

Кто является льготником на федеральном и региональном уровнях

По факту, льготников в России очень много. Основная сложность заключается в том, что некоторые лица даже не догадываются о том, что у них есть какие-либо права. Как известно, помощь предоставляется только в заявительном порядке, а люди, не имеющие представления о своих возможностях, считают, что обращаться за помощью не стоит по ряду причин.

В разных областях и краях нашей страны перечень привилегий несколько различается. Если федеральные привилегии распространяются на всех льготников без исключения, то на местном уровне в последнее время соцподдержка стала оказываться более адресно. По факту, существует два перечня претендентов на льготы.

В первый входят лица, которые наделены особыми правами на государственном уровне, а во второй лица, которые могут рассчитывать на помощь в регионе своего жительства. Итак, федеральные льготники это:

  • дети и взрослые с ограничениями по здоровью (с инвалидность);
  • пенсионеры;
  • многодетные семьи;
  • дети до 3 лет;
  • лица, особенно нуждающиеся в поддержке;
  • молодые семейные пары;
  • ветераны ВОВ;
  • лица, не имеющие трудоустройства;
  • доноры крови.

На региональном уровне перечень льготников дополнен следующими лицами:

  • лица, не способные к труду;
  • женщины в положении;
  • вдовы и дети погибших военнослужащие;
  • лица, находившиеся на иждивении другого человека, впоследствии погибшего.

Перечень на местном уровне может быть дополнен другими категориями граждан, а вот на федеральном, список носит закрытый характер.

Кратко о предоставляемых льготах

Для каждой группы льготников установлены свои виды помощи. В приоритете находится соцподдержка маленьких детей и граждан с инвалидностью. Для детей устанавливается право на проезд в общественном транспорте без оплаты билета.

Школьникам предоставляется возможность приобрести проездной билет со скидкой, а родителям малышей до 3 лет можно купить медикаменты на льготных условиях, если их выписал лечащий врач. Если у ребенка есть инвалидность, то ему полагается специальное пенсионное пособие.

Инвалиды также могут рассчитывать на различные преференции, в частности на бесплатное медицинское лечение и протезирование, на проезд без оплаты и на обслуживание вне очереди. Некоторые из указанных видов помощи распространяются на ветеранов и пенсионеров, а также на многодетные семьи. Для каждой группы льготников установлены свои виды материальной помощи.

Порядок оформления соцподдержки

Как уже было отмечено, все виды льгот предоставляются в заявительном порядке, однако кроме заявки в стандартной форме потребуется представить полный пакет обязательной документации. В частности, могут потребоваться бумаги, удостоверяющие личность соискателя, и различные справки и выписки, подтверждающие право гражданина на госпомощь.

После подачи заявления в исполнительный орган сотрудник ведомства рассматривает обращение и выносит решение. В случае положительного итога соискатель начинает пользоваться льготами.

Заключение

Лица, входящие в перечень льготников, могут обратиться в исполнительный орган и оформить различные виды льгот и пособий. На такую помощь вправе рассчитывать только определенные категории граждан, в отношении которых действует хотя бы одна из причин для предоставления соцподдержки.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: