Сравнение норм морали и права. Соотношение между правом и моралью Форма существования права и морали

При рассмотрении соотношения права и морали следует учитывать и противоречивую социальную ситуацию нашего общества, характеризуемую разрывом между гуманистическими ценностями, потенциально заключенными в ценностно-нормативных системах права и морали, с одной стороны, и объективными условиями их реализации - с другой. Такие противоречия осложняют и без того непростое взаимоотношение права и морали, провоцируют возникновение по отдельным позициям их конфронтации, в то время как стабильность всего нормативного порядка во многом зависит от того, каким образом складывается взаимодействие права и морали.

Современное общество постоянно сталкивается с ситуациями, в которых зримо проступает различия или несовпадения права и морали. Отличительные особенности данных явлении заключаются в следующем.

1. Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями), им же отменяются, дополняются, изменяются. По-другому формируется мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно, и они вообще не являются продуктом какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей.

Лафитский В.И. пишет: «Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы всей силой государственной власти. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознать оценку его поведения общественным мнением, принять ее внутренне и скорректировать свое поведение на будущее. Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия» Лафитский В.И. Указ. статья. С. 25.. Это не значит, что государство не оказывает никакого влияния на становление морали. Это воздействие оказывается через право, политику, идеологию, средства массовой информации, всю систему отношений, но прямо оно нравственные нормы не устанавливает. «Моральные заповеди не могут быть предметом положительного законодательства» Гегель Г.В.Ф. Указ. соч. С. 237., отмечал Гегель.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает, ибо норма права -- не просьба, не совет, не пожелание, а властное требование, веление, предписание, обращенное ко всем членам общества и подкрепляемое в их же интересах возможностью принудить, заставить.

Иными словами, юридические нормы носят общеобязательный, непререкаемый характер. Отсюда не следует, что каждая отдельно взятая норма относится ко всем. Речь идет о принципе -- о том, что в праве объективно заложен принудительный момент, без которого оно не было бы эффективным регулятором жизнедеятельности людей, атрибутом власти.

Но право утверждается, проводится в жизнь не только и не столько с помощью «карающего меча». Угроза санкций - потенциальна, на случай конфликта с законом. Ведь большинство граждан соблюдает правовые нормы добровольно, а не под страхом наказания. Используются и методы убеждения, воспитания, профилактики, дабы побудить субъектов к правопослушанию. Реализация права - сложный процесс.

По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. При этом моральное воздействие может быть не менее действенным, чем правовое, а иногда и более эффективным. Последствия же аморального поведения могут быть тяжелыми и непоправимыми.

3. Право и мораль различаются по форме их выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), то нравственные нормы не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей участников общественной жизни. Их появление не связано с волей законодателей или других правотворящих лиц.

Моральные нормы и принципы, возникая под влиянием определенных социальных условий в различных слоях и группах общества, распространяются затем на более широкий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведения. При этом нельзя точно указать ни время, ни причины, ни порядок возникновения тех или иных этических норм, ни сроков их действия. Возникая постепенно, стихийно, они также незаметно уходят в прошлое, теряют силу. Некоторые нравственные правила органически вплетаются в статьи и параграфы законов. Но в отличие от права, которое представляет собой логически стройную и структурированную систему, мораль относительно свободное, внутренне несистематизированное образование.

4. Право и мораль различаются по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей; правомерного неправомерного, законного незаконного, наказуемого ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.

5. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека . Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции. Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные их проявления. Мораль не терпит никакого антиобщественного поведения, в чем бы оно ни выражалось, в то время как право наказывает наиболее злостные случаи таких эксцессов. Право не в состоянии заставить человека быть всегда и во всем предельно честным, порядочным, правдивым, справедливым, отзывчивым, благородным, идти на самопожертвование, совершать героические поступки и т.д. Этого законом не предпишешь. Мораль же призывает и к этому. Она ориентирует человека не на средний уровень, а на идеал. Гегель писал: «Авторитет нравственных законов бесконечно выше» Гегель Г.В.Ф. Указ. соч. С. 282.. Мораль оселок, эталон права.

Заметим здесь, что в нашей литературе появились возражения против формулы «право есть минимум нравственности», поскольку она якобы умаляет право, отодвигает его на второй план, делает чем-то второстепенным. Думается, опасения эти напрасны. Указанная формула вовсе не ставит право на второе место, не принижает его ценности и роли в обществе, а просто фиксирует тот факт, что право действительно не охватывает и не может охватить всех требований морали, что оно регулирует более узкий круг общественных отношений и что оценочные критерии нравственности более строгие. В.А. Туманов совершенно справедливо подчеркивает, что «за отказ от права приходится рано или поздно платить не только крахом демократии, но также и моральной деградацией, и духовным обнищанием» Цит. по: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2012. С. 219.. Это означает, что «отказываться» ни от права, ни от морали ни в коем случае нельзя.

6. Право и мораль различаются по сферам действия . Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия, и т.д. Мораль же универсальна, не знает исключений.

7. В философском плане различие между правом и моралью состоит в том, что последняя выступает одной из форм общественного сознания (наряду с политикой, идеологией, наукой и искусством и т.д.), в то время как право (если понимать под ним юридические нормы, законы) обычно не рассматривается в этом качестве. Формой общественного сознания выступает не право, а правосознание, т.е. взгляды на право.

8. Наконец, у права и морали различные исторические судьбы . Мораль «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать в человеческом обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции и в будущем их судьбы также, возможно, разойдутся. Не в том смысле, что право «отомрет», а в том, что оно будет все более г приближаться к нормам морали.

Мораль и право имеют не только различия, но и противоречия. Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов. Имеет значение неадекватность отражения ими реальных общественных процессов, интересов различных социальных слоев, групп, классов. Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни. Право по своей природе более консервативно, оно неизбежно отстает от течения жизни, к тому же, в нем самом немало коллизий. Даже самое совершенное законодательство содержит пробелы, недостатки. Мораль же более подвижна, динамична, активнее и эластичнее реагирует на происходящие изменения.

Право и мораль не антиподы, а «соперники», они по-разному оценивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и взаимопереходы. На этой почве нередко происходят «лобовые столкновения», так как мораль требует от человека гораздо большего, чем право, судит строже. «Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью осуждается» Гегель Г.В.Ф. Указ. соч. С. 332.. В этом легко убедиться на простых житейских примерах.

Неоднозначно оцениваются правом и моралью, например, аборты, супружеская неверность или, скажем, бесконечное заключение и расторжение одним и тем же лицом брака, разные формы «комбинаторства», «умения жить» и т.д. Подобных морально-правовых дилемм и коллизий в жизни немало. По некоторым из перечисленных примеров законодатель несколько раз менял свою позицию. Кроме того, бывают просто недемократические, антигуманные законы. Например, в советском Уголовном кодексе были статьи, фактически поощрявшие доносительство и требовавшие от свидетелей давать изобличающие показания против родителей и близких родственников. История знает бесчеловечные законы, не укладывающиеся в рамки морали.

Однако отдельные подобные примеры не могут поколебать общего принципа о том, что в основе права лежит мораль, а не наоборот. Другое дело противоречия между ними. И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться все же моральным требованиям как более высоким.

Сравнение морали и права

И мораль, и право являются важнейшими регуляторами общественного поведения. Между ними есть черты сходства и различия˸

Нормы морали Нормы права
Общие черты
1) И те, и другие универсальны, включают в себя самые общие нормы поведения
2) И те, и другие регулируют общественные отношения
3) И те, и другие определяют меру свободы в обществе (степень допустимого поведения индивидов)
4) И те, и другие связаны с представлениями о социальной справедливости
Черты различия
Они формируются в сознании Они устанавливаются государством
Они существуют в общественном сознании Они закреплены в нормативно-правовых актах
Они исполняются по внутреннему убеждению или привычке Они обязательны к исполнению
Они гарантируются совестью Они гарантируются государственным принуждением
Они могут толковаться расширительно (т.е. каждый понимает их по-своему. Например, понятие лжи для одного – это прямо сказать неправду, а для другого – также и умолчать о чем-то). Они конкретны и буквальны (соблюдаются так, как написано в законе)
Они регулируют любые общественные отношения, в т.ч. самые интимные, личные сферы жизни индивида. Например, сферу дружбы, любви, честности Они регулируют четко определенную сферу самых важных общественных отношений (рынок, собственность и имущество, выборы власти, права и свободы, жизнь и здоровье и т.д.)
Они устанавливают представления о добре и зле, хорошем и плохом. Моральным должна быть и незаконный поступок. Например, пощечина парня хаму, оскорбившему девушку в ᴇᴦο присутствии. Они устанавливают представления о законном и незаконном. Законным должна быть и аморальный поступок. Например, квартиру в наследство получит сын умершего, долгие годы не проявлявший к отцу интереса, а не дальняя родственница, которая проявляла заботу о старике

Функции морали

1) Регулятивная – она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;

2) Ценностно-ориентационная – она определяет для человека, что считать добром и злом, достойным и недостойным, человечным и бесчеловечным;

3) Мотивационная – она побуждает делать или не делать что-то. Например, пожертвовать собой ради друзей или не взять деньги за предательство своей страны.

4) Конститутивная (от лат. constitutio – устанавливаю) – она устанавливает высшие принципы нравственности, главенствующие над всеми остальными принципами общества.

5) Координационная – она обеспечивает единство взаимодействия и мнения людей во всех сферах жизни общества.

Сравнение морали и права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сравнение морали и права" 2015, 2017-2018.

Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль . Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Мораль (нравственность) – есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

Соотношение между правом и моралью весьма не простое, поэтому его анализ предполагает анализ следующих четырех составляющих: 1) единства; 2) взаимодействия; 3) различия; 4) противоречия.

Единство права и морали заключается в следующем:

1) право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

2) право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

3) право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;



4) право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

5) право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Тесное единство и взаимосвязь права и морали определяют и их социальное и функциональное взаимодействие , проявляющееся в следующем:

1) право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

2) правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

3) право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

4) взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

5) право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

6) правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

7) мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

Нравственные нормы подключены ко всем этапам формирования и социального действия права. Также они выступают значимым фактором совершенствования правовой системы.

Отличия права и морали.

1) право возникает вместе с государством как ответ на объективную потребность защиты интересов господствующего класса. Мораль - более древняя форма социального регулирования. Она рождается до появления государственно-организованного общества;

2) право и мораль различаются по способам их установления и формирования. Право состоит из норм, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами. Оно выражает волю государства, а значит, выступает особым, государственным регулятором. Нормы морали возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей. Следовательно, мораль носит неофициальный (негосударственный) характер, в отличие от права;

3) в пределах одной страны действует одна правовая система. Мораль же, в целом соответствуя определенному типу общества, не является однородной в силу классового, национального, религиозного и иного деления общества. В результате в стране могут существовать несколько моральных систем;

4) различие между правом и моралью заключается в форме их выражения. Правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства (законы указы, постановления и т. п.), имеющих письменную форму. Моральные нормы не имеют таких четких форм фиксации, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей.

5) отличие права от морали проявляется в методах обеспечения и порядке ответственности за их нарушение. В случае совершения правонарушения виновный наказывается от имени государства, привлекаясь к особой юридической ответственности. При этом порядок ее возложения носит процессуальный характер, т. е. строго регламентирован законом.

В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, мер воздействия социальной общности, решений коллектива. Моральные нормы заранее не регламентируют конкретные средства и меры принуждения, которые имеются у права в виде заранее продуманной системы санкций. Таким образом, человек несет моральную ответственность перед обществом, коллективом, семьей, а не перед государством;

6) право и мораль различаются по критериям оценки регулируемых общественных отношений. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами, с позиций их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, законного - незаконного, то для норм морали характерна оценка человеческих действий с точки зрения добра и зла, справедливого - несправедливого, честного - бесчестного и т. д.;

7) различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения человека. Право указывает на необходимость всесторонне оценить поведение человека, совершившего правонарушение. С моральной же точки зрения необходимо выяснить мотивы, стимулы человека, его намерения или выбор определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным;

8) в основе различий права и морали лежит уровень требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно ниже у права. Мораль, призывая людей быть во всем предельно честными, справедливыми, благородными, ориентирует их не на средний уровень, а на идеал. Таким образом, мораль выступает эталоном права;

9) право и мораль различаются по сферам действия. Мораль охватывает область отношений гораздо более широкую, чем сфера отношений, регулируемых правом. Право регулирует наиболее важные сферы общественной жизни, и только те, которые в состоянии упорядочить (власть, собственность, управление, правосудие и т. д.).

11) право и мораль рассматривается по времени введения в действие и их историческим судьбам. Мораль древнее права, ее нормы вводились в действие по мере осознания их людьми. Нормы права устанавливаются и начинают действовать в конкретно определенный срок.

Это правила поведения людей, основанные на сложившихся в обществе представлениях о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости и ориентирующие членов общества на развитие у них добродетелей и на добродетельные поступки.

При этом нормы морали определяют не только отдельные поступки человека, но и в целом его линию жизни, те цели, которые он перед собой ставит, а также его отношение к другим людям и в целом к сообществу.

Норма права (юридическая норма) - это общеобязательное правило поведения, установленное и обеспеченное государством.

Если нормы морали зарождаются внутри общества, постепенно закрепляясь в общественном сознании, то нормы права создаются и устанавливаются специальными государственными органами и записываются в специальные государственные документы- нормативные акты. Неотъемлемые черты правовой нормы- обязательный и общий характер, т.е. после публикации нормативных актов, содержащиеся в них правовые нормы становятся обязательными для всех, к кому они обращены.

Сходства норм морали и норм права:

1) нормы права, как и нормы морали, являются социальными нормами, то есть правилами, регулирующими поведение людей в обществе;

2) нормы права, так же как табу, обычаи, нормы морали, возникли на основе опыта, накопленного обществом, и отражают общественные потребности;

3) идейной основой и тех и других норм являются существующие в обществе представления о справедливости, о необходимости бороться со злом, а также признание необходимости учитывать конкретные интересы и потребности людей, например защищать их жизнь, имущество и т.п.

Различия норм морали и норм права:

1) если нормы морали вырабатываются обществом и именно общество стоит на страже их выполнения, то нормы права устанавливаются государством и государство обеспечивает их выполнение, имея возможность применять к нарушителям норм права меры государственного принуждения;

2) нормы морали чаще формулируются в устной форме, иногда в письменной, а нормы права всегда представлены в письменной форме;

3) нормы права характеризуются большей конкретностью и четкостью (описано правило поведения, условия его применения, способы реализации, санкции за несоблюдение - гипотеза, диспозиция, санкция) по сравнению с нормами морали;

4) в отличие от морали право не допускает различных толкований;

5) в обществе могут существовать различные этические системы, различные моральные ценности в зависимости от групп населения, их уровня жизни и т.д., система права в одном государстве может быть только одна.

В современном мире существует понятие «общечеловеческие ценности» (жизнь, свобода, равенство и др.), которые являются нравственными принципами, и закреплены как права человека в нормах международного и национального права. Кроме того, в нормативных актах могут использоваться оценочные понятия нравственного плана (честь, достоинство, деловая репутация, недостойное поведение, цинизм и др.). Между правовыми и моральными нормами может возникнуть коллизия (противоречие), так как переход к новой морали осуществляется, как правило, медленнее, чем к новым нормам права. В целом же в процессе общественного развития прослеживается тенденция гармонизации механизмов взаимодействия права и морали.

Правовые основы часто включают в себя рассмотрение некоторых близких по смыслу терминов, между которыми много и сходств и отличий. Одним из приоритетных заданий считается правильное определение морали и права как самостоятельных отраслей. В чем сходство и различия этих двух понятий, а также как правильно сформулировать взаимодействия и противоречия моральных и правовых норм, расскажет вам наша статья. Таблицу сходств и различий взаимоотношения морали и права рассмотрим в статье.

Что такое мораль – понятие и характеристика

Каждый из нас чаще или реже слышит такие определения как: мораль, моральное и даже аморальное. Под этими терминами скрывается многое, особенно если копнуть чуть глубже в истоки происхождения этого слова. Мораль - это извечная граница между добром и злом, черным и белым, а также всеми ценностями, накопленными человечеством.

Мораль появилась еще на заре общественных взаимоотношений, когда правовые устои и ответственность еще не были должным образом сформулированы. По сути это кодекс действий, общественных и личных реакций на любые обстоятельства и соглашения. При этом не существует точно прописанных норм морали, стандартная реакция может не соответствовать моральным нормам, принятых в определенных слоях общества. Отметим, что являются признаком развитого государства.

На видео – мораль и право, сходства и различия, проблема соотношения, общие признаки:

Примером такого поведения может стать тонкости восточной и западной культуры, неизбежные непонимания и конфликты в мировоззрениях. В некоторых культурах было принято, например, оставлять слабых и пожилых людей на произвол судьбы, если обществу грозят лишения и дефицит необходимых продуктов. В Спарте обузой для общества считались не только инвалиды и тяжелораненые, но и даже просто непропорционально сложенные или с неподходящими для норм красоты чертами. Участь таких несчастных известна всем и не может не вызывать негодования в современном обществе. В тоже время на тот момент и в этой местности это считалось неизменным спутником успешного процветания и победы над врагами.

В современном обществе, к счастью, такого уже нет. Вместе с тем по – прежнему определенные группы людей попадают под когорту изгоев. В зависимости от стран и времени это могут быть люди нетрадиционной ориентации, вероисповедания, цвета кожи, происхождения или носители определенных заболеваний.

Интересно будет узнать, каким образом происходит а так же какова процедура и размер возмещения морального вреда в гражданском праве. Вся информация указана в данной

Таким образом, мораль чрезвычайно гибко подстраивается под потребности и настроения основой части общества и требует соблюдение определенного протокола взаимоотношений, даже если отдельный индивид с ней не согласен. С другой стороны, индивидуальная реакция человека может быть вызвана личностными ощущениями и не согласовываться с мнением окружающих. В этом случае, такая реакция может вызвать осуждения и негативную реакцию, но не преследуется наказанием и юридической ответственностью.

Задачи морали:

  • Оценивать действия человека, давать им определение с точки зрения «хорошо – плохо».
  • Регулировать поступки и направлять действия человека на достижение гуманных и полезных с точки зрения общества целей.
  • Воспитательная работа морали также направлена на долговременный эффект и обеспечение безопасного и комфортного нахождения индивидуума в социуме.

Моральные принципы всегда высоко ценились, особенно если речь шла о высокоинтеллектуальном обществе. В идеале моральные ценности должны заменить все возможные законодательные акты. Если человек знает и несет ответственность за свои поступки, он просто не сможет причинить вред и способствовать распаду общества.

Что такое право

Возникновение этого термина произошло уже после формирования основных правил поведения в обществе. В буквальном смысле появление необходимости контролировать поведение и поступки граждан больше способствовала становлению государства в целом, поэтому эти два понятия неразрывно связаны друг с другом.

Право - это свод законом и требований, которые регулируют общественную жизнь и взаимоотношения граждан отдельно взятого государства. Право для каждого должно стать незыблемым источником и ориентиром что «можно», а что «нельзя». При выявлении нарушений этих правил, следует определенная ответственность и назначается наказание.

На видео – сходства морали и права, их единство и различие:

Появление права не касалось личностных отношений, а наоборот, защищало частную жизнь от постороннего вмешательства. При этом все другие отношения: трудовая деятельность, торговые сделки и прочие неизбежно возникающие в любом обществе споры призваны регулироваться и разрешаться именно при помощи правовых норм.

На сегодняшний день существует множество доказательств и примеров создания правовых устоев в любом из известных общественных укладов. Свод законов мог кардинально отличаться в зависимости от региона и государства, но каждый житель страны обязан был его соблюдать и требовать защиты своих прав от постороннего посягательства.

Характерные черты права:

  • Возникает вместе с государственным устоем.
  • Может быть различным для разных стран.
  • Представляет собой официально задокументированный перечень прав и обязанностей каждого гражданина.
  • Оценивается и определяется наказание для нарушителя.
  • Отмирает вместе с государством.

Правовые законы также направлены на поддержание порядка в обществе. При этом современные законы регулируют все виды деятельности человека, включая семейные отношения и родительские обязанности.

Особенности двух областей – что сближает мораль и право, их соотношение

Вместе с тем, многие поступки могут одновременно расцениваться и как аморальные и антиправовые. Например, можно назвать жестокое отношение к детям, за которое можно рассчитывать и на всеобщее осуждение плюс уголовное наказание. С другой стороны, если в конституции не прописана статья за жестокое обращение с животными, такие действия не будут преследоваться по закону. Моральные устои здесь будут иметь большее значение: любое нормальное общество не считает такое достойным занятием, и не будет поощрять подобное.

Таблица сравнение – различия и сходства

Мораль и право необходимы для любого человека, причем примерно в одинаковых пропорциях. Если допустить отмены всех нормативных и моральных законов, такое общество быстро самоликвидируется, так как такие ориентиры являются приоритетными.

Взаимодействие – общие признаки и черты

Сравнительная характеристика. Сходства права и морали выражаются:

Показатель: Нормы морали: Нормы права:
Общая цель Создание гармоничного и комфортного для проживания общества. Регуляция человеческих взаимоотношений для обеспечения безопасности и стабильности в обществе.
Идейная основа В основном добровольное выполнение. Составлены с учетом основных потребностей человека.
Роль в обществе Воспитывает гармонично развитого человека, приспособленного для коллективного проживания и взаимоотношений. Без регулирования правовых законом невозможно представить ни одно современное общество.

Отличия

Вместе с тем, моральные и правовые законы не одно и то же.

Различия морали и права проявляются в следующем:

Показатель: Нормы морали: Нормы права:
Форма существования. Наблюдается в любом обществе, возможно дробление по социальному статусу, категориям. Существует только как основа взаимоотношений в государстве. Без этого не имеет силы.
Методы соблюдения. На добровольных началах, зависит от воспитания и уровня культуры индивидуума. Четко прописаны и имеют официально подтвержденную юридическую силу.
Последствия для невыполнения. Общественное порицание. Административная и уголовная ответственность в зависимости от тяжести поступка.

Правовые отношения касаются абсолютно всех возможных действия человека, в то время как моральные нормы направлены в основном на сферу взаимодействия индивидуума в социуме.

Противоречия между нормами

Часто правовые и моральные нормы приходят в противоречия. Характерным примером будет определение наказания за некоторые проступки, например, когда степень вины намного превышает уровень определяемого искупления. С другой стороны, вендетты часто воспринимаются обществом более лояльно, особенно когда совершенно чудовищное с точки зрения морали преступления, а наказание было гуманным и не соответствовало общественному мнению.

Мораль и право - взаимосвязанные понятия, без которых невозможно создать ни одно общество. Для морали характерны более обтекаемые формулировки и больше личностного смысла. Каждый человек может совершенно по – разному воспринимать догмы. На это влияет уровень образования, среда окружения и воспитание.

Право в этом плане менее гибкий механизм. В идеале соблюдение правовых норм требуется от абсолютно каждого гражданина определенного государства. Правовые законы чаще изменяются в зависимости от механизмов регулирования обществом. За несоблюдение правовых норм предполагается определенного наказание, в то время как нарушение морали носит чаще всего общественную оценку.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: