Особенности конституции РФ. Конституция Российской Федерации. Основные черты, особенности, функции конституции рф

Действующая Конституция РФ обладает рядом юридических свойств, которые выделяют ее в ряду иных законов.

  • 1. Учредительный характер Конституции РФ заключается в том, что ее нормами учреждается правовая основа всей общественной жизни, поскольку Конституцией устанавливаются главные правила во взаимоотношениях государства, общества и отдельного человека.
  • 2. Верховенство Конституции РФ выражается в том, что она занимает главенствующее положение во всей иерархически выстроенной системе источников права, действующих в стране.
  • 3. Высшая юридическая сила Конституции РФ означает, что ни один закон, подзаконный акт, а тем более акт применения права не может противоречить нормам Конституции. Таким образом, конституционные нормы обладают особой, высшей обязательностью среди всех действующих норм права. Интересно, что внутри самой Конституции РФ есть такая часть (имеется в виду гл. 1 "Основы конституционного строя"), которая обладает еще более высокой юридической силой, чем остальные положения Конституции. В ч. 2 ст. 16 записано, что никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Высшая степень обязательности конституционных норм обеспечивается особым механизмом их защиты, в котором важнейшая роль принадлежит Конституционному Суду РФ и Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
  • 4. Конституция РФ является юридической основой действующего российского законодательства. Данное свойство имеет несколько проявлений:
  • 1) в Конституции перечислены виды нормативных правовых актов (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), которые развивают положения Основного Закона;
  • 2) Конституция установила исчерпывающий перечень федеральных конституционных законов, указав четко на предмет их регулирования ;
  • 3) в ней определены общеправовые принципы и специальные принципы правового регулирования в разных сферах общественных отношений (например, согласно ч. 1 ст. 54 действует общий правовой принцип: "закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет", при регулировании федеративных отношений надо следовать принципам федерализма, установленным ст. 5, а при формировании правового статуса государственных органов – сообразовываться с принципом разделения властей (ст. 10);
  • 4) в Конституции упомянуты отдельные предметы регулирования для федеральных законов (так, в соответствии с ч. 2 ст. 47 федеральным законом должны быть предусмотрены случаи, когда обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей), а также содержатся такие положения, которые побуждают законодателя к изданию соответствующих нормативных актов , из них логически может быть выведена необходимость принятия законов.
  • 5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 1 ст. 15). Это означает, что конституционные нормы могут быть реализованы (т.е. использованы, исполнены, соблюдены, применены) непосредственно, не требуют создания разъясняющих и уточняющих их законов в качестве непременного условия реализации. Конечно, законы с таким содержанием могут и должны создаваться, но и в их отсутствие нормы Конституции не будут "спящими". Смысл данного свойства хорошо виден на примере правоприменительной деятельности судов.

Если задуматься над вопросом о том, можно ли суду, в случае если при рассмотрении дела он обнаружит, что подлежащая применению норма закона неконституционна, вместо такой нормы непосредственно использовать подходящую (хотя, возможно, и более общую по содержанию) норму Конституции РФ, то, исходя из принципа прямого действия Конституции, утвердительный ответ, вроде бы, очевиден. Но потребовались решения высших судебных инстанций России, прежде чем суды уверенно пошли по этому пути .

6. Стабильность Конституции РФ, которая обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения. Совершенно ясно, что тот нормативный правовой акт, который призван служить основой правопорядка в стране, не может слишком часто пересматриваться. Устойчивость правопорядка и стабильность Конституции взаимосвязаны. Поэтому, как правило, конституции изменяются в усложненном порядке по сравнению с законами. Принято даже в зависимости от порядка изменения подразделять конституции на группы: гибкие, жесткие, особо жесткие. Если же разные части конституции изменяются в особом порядке, то такой вариант принято называть смешанным порядком изменения конституции. Именно последний из упомянутых вариантов сложился в России.

Существует четыре процедуры внесения изменений в Конституцию РФ. Все они получили закрепление в ст. 134– 137 гл. 9 Основного Закона.

Для внесения поправок и пересмотра Конституции РФ общим моментом является перечень субъектов, инициирующих эти две различные процедуры. Он определен в ст. 134 Конституции РФ.

Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы .

В остальных аспектах указанные процедуры заметно отличаются друг от друга.

  • См. об этом подробнее гл. 4 настоящего пособия.
  • Например, в ч. 5 ст. 43 Конституции РФ указано, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Очевидно, что установление стандартов и поддержка форм образования требуют более детального законодательного регулирования.
  • В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" говорилось, что суд нс обращается в Конституционный Суд РФ, если он пришел к убеждению о несоответствии закона Конституции, а делает это лишь тогда, когда у него есть сомнение в такой оценке закона. Это положение вызвало дискуссию среди ученых и практиков. В итоге Конституционный Суд РФ обратился к данному вопросу в своем постановлении от 16.06.1998 № 19-П "По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации". Было разъяснено, что предусмотренное ч. 4 ст. 125 обращение иных судов с запросами в Конституционный Суд РФ (в случае, когда они столкнулись в конкретном деле с тем, что закон, подлежащий применению, неконституционен) надо рассматривать именно как его обязанность, поскольку законы должны действовать единообразно на всей территории Российской Федерации. Таким образом, окончательную ясность в вопрос о конституционности любого "сомнительного" положения федерального закона должен вносить именно Конституционный Суд РФ.
  • Право законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ принадлежит несколько иному кругу субъектов. Так, в частности, с инициативой внесения поправок в Конституцию РФ и ее пересмотра не могут выступать отдельные депутаты Государственной Думы или члены Совета Федерации, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.

1. Объясните, почему слова «право», «правда», «правильно» являются родственными.

Право - основное понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы. Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять.

Правда – то, что существует в действительности, соответствует реальному положению вещей. Справедливость, честность, правое дело. Утверждение истинности, верно, в самом деле.

Правильно – верно, точно, в точности, безошибочно; по правилам, согласно правилам, как следует; чисто, по чести, по совести, по-человечески, как подобает, со всеми онерами, как положено.

Эти слова происходят от праславянского «правъ», что означало стоящий на позициях истины, справедливый, правильный, невиноватый, прямой (искренний).

2. Объясните смысл пословиц и поговорок.

Не бойся закона, бойся судьи - Закон одинаково относится ко всем. А вот человек может подкупаться или руководствоваться собственными симпатиями.

Закон суров, но это закон - Законы бывают очень строгими, но это неукоснительное правило, которому нужно следовать.

Хоть бы все законы пропали, лишь бы люди правдой жили - Если бы люди всегда поступали правильно и честно, то законы были бы просто не нужны.

Дураку закон не писан - людям с низким интеллектуальным уровнем не важны законы и последствия их нарушения, им важно только собственное мнение.

Где закон, там обида - Закон не всегда бывает справедливы.

3. Определите, какие характеристики Конституции РФ 1993 года верны, а какие - нет.

Существует вводная часть, где говорится об отношении российских граждан к государству – неверно.

В Конституции перечисляются все правила поведения российских граждан – неверно.

В Конституции говорится об устройстве и полномочиях органов власти в стране – верно.

Конституция принята после всенародного обсуждения путем голосования граждан России – верно.

Конституция содержит положения об основных правах и обязанностях граждан России – верно.

В Конституцию включены различные законы – неверно.

Все законы, принимаемые в государстве, не должны противоречить Конституции – верно.

Никто в государстве не имеет права нарушать Конституцию – верно.

Конституция всю власть в государстве отдает Президенту – неверно.

4. Заполните схему «Характерные черты Конституции».

Характерные черты Конституции РФ

Конституция России - это нормативный правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы конституционного стоя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится и наличие в ней основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. Поэтому по своему содержанию они предельно абстрактны, ибо имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2). При этом особо подчеркивается, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

5. Объясните, почему Конституцию РФ 1993 года принимали всенародным голосованием.

С 1991 г. Россия стала демократической республикой, а потому такое важное решение, как принятие главного закона, оставалось именно за всенародным голосованием.

В связи с прекращением деятельности народных депутатов и судей Конституционного суда, Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин при фактическом игнорировании действующей конституции издал ряд указов, санкционирующих проведение всероссийского голосования по проекту конституции и парламентских выборов, целью которых было принятие нового Основного закона, смена конституционного строя страны.

Указ Президента России «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» и другие акты о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации не были официально признаны противоречащими действовавшей на момент их утверждения Конституции (Основному Закону) Российской Федерации.

6. Подумайте и сформулируйте пять причин, по которым необходимо соблюдать законы, и проанализируйте последствия их соблюдения.

Причины: Сохранение порядка в стране. Показ хорошего примера младшим поколениям. Забота о других людях. Уверенность в собственной безопасности.

Последствия: Отсутствие проблем. Уважение людей. Уверенность в безопасности. Спокойствие.

Причины соблюдения законов: а) защита жизни, имущества и чести граждан; б) построение правового общества; в) соблюдение прав и свобод граждан; г) ответственность за нарушение закона; д) определение общественных отношений.

Последствия соблюдения законов: а) безопасность граждан; б) правовая защита граждан; в) практическая реализация прав и свобод; г) снижение уровня правонарушений; д) формирование законопослушного общества.

7. Спорят два шестиклассника. Конституцию должны писать люди, которые изучали законы, а остальные граждане не должны её обсуждать и вносить свои предложения. И принимать Конституцию они тоже не должны». Другой возражает: «Нет, обсуждать и принимать Конституцию обязаны все люди, являющиеся гражданами государства».

Чьё мнение вы поддерживаете и почему?

Поддерживаю мнение второго ученика, так как Конституция представляет собой «общественный договор», отражающий интересы, права и обязанности всех граждан и определяющий принципы общественных отношений. Конечно, грамотно составлять текст законов должны квалифицированные специалисты, но люди должны знать, в соответствии чего они будут жить, а также иметь возможность влиять на этот закон.

8. Разгадайте кроссворд.

По вертикали:

По горизонтали:

2. Вводная часть Конституции РФ. - Преамбула.

3. Глава государства по Конституции РФ. - Президент.

4. Совокупность норм, за нарушение которых наступает юридическая ответственность. - Право.

5. Основной закон государства. - Конституция.

6. Источник власти по Конституции РФ 1993 года. - Народ.

9. В начале XX века самое маленькое в мире государство, существовавшее на одном из островов, называлось Таволара. В нём проживало 180 человек. Как вы считаете, нужна ли жителям этого государства конституция или она необходима только большим государствам? Объясните своё мнение.

По моему мнению, конституция нужна любому государству, независимо от его размеров, чье общество строится на гуманистических и демократических принципах, так как конституция служит основой законодательства и правопорядка страны.

Конституция Российской Федерации: особенности, свойства, функции. Специфика Конституции 1993 года обусловлена тем, что она оказывает новый этап в конституционном развитии нашей страны. В Российской Федерации было несколько конституций. Первая из них была принята в 1918 году. Она законодательно закрепляла итоги Великой Октябрьской социалистической революции. В сфере государственного строительства учреждалось государство диктатуры пролетариата. Правами и свободами наделялись лишь трудящиеся классы, а остальное население было лишено этих прав.

Затем после образования в 1922 году Советского Союза Конституции РСФСР лишь повторяли положения союзных конституций. Так, были приняты Конституции РСФСР 1925 года,1937 года и 1987 года. Несмотря на провозглашение в этих конституциях РСФСР суверенным государством, на практике Россия не обладала полным суверенитетом.В построении системы государственной власти и управления конституции РСФСР исходили из принципов. Противоположных общепринятым принципам правового государства: верховенство прав человека. Разделение властей, парламентаризм. Вместо этого провозглашались принципы классовости в представлении прав и полновластия Советов. Однако на практике власть была тесно связана с политикой большевистской партии.

Конституция Российской Федерации 1993 года – Основной закон суверенного Российского государства, принятый на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. Она впитала основные достижения первой правовой науки.Однако, будучи принятой в условиях жесткого политического противоборства законодательной и исполнительной властей,она не лишена недостатков и, вероятно в дальнейшем будет нуждаться в изменениях и дополнениях. Одной из особенностей Конституции РФ 1993 года является ее гуманистическая направленность. Права и свободы человека и гражданина закреплены в ней в качестве высшей ценности. Их признание, соблюдение и защита – главная обязанность государства. Кроме этого, Конституция РФ 1993 года закрепила смешанную форму правления – президентско – парламентскую с заметным акцентом властных полномочий в сторону исполнительной власти: президента, премьер-министра и правительства.

Конституция РФ выполняет ряд функций:

1) Политическая функция Конституции состоит в том, что она определяет правила политической борьбы и обеспечивает политическим силам равные условия в борьбе за государственную власть. Государство не вмешивается в дела гражданского общества и его организаций: политических партий, общественных организаций, объединений;

2) Правовая функция выражается в том, что, выступая ядром правовой системы, Конституция устанавливает общие правовые принципы, которые являются исходными для различных отраслей права. Обладая высшей юридической силой, Конституция обеспечивает надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне не противоречивых актов государства;

3) Гуманистическая функция Конституции определяется тем, что в ней нашли отражение общепризнанные нормы и общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы человека. На государство возложена обязанность обеспечения достойных условий существования человека.

Как основной закон Конституция 1993 года имеет правовые признаки, которые отличают ее от иных нормативно-правовых актов:

· Конституция обладает юридическим верховенством, ей присуща высшая юридическая сила по сравнению с другими нормативно-правовыми актами, которые не должны ей противоречить;

· Закрепляя основополагающие принципы организации государства и общества, а также правовой статус личности, Конституция является базой текущего законодательства; лишь конкретизирует основные начала, закрепленные в Конституции;

· Конституцию отличает прямое действие ее норм, которые не требуют никакого дополнительного законодательного разъяснения или дополнения;

Конституцию характеризует особый порядок принятия и изменения. Она была принята на референдуме. В обычном порядке могут вносится изменения в гл. 3-8 . За них должны проголосовать не менее 2/3 общего числа депутатов обеих палат Федерального Собрания. Предложение о пересмотре гл.1,2,9 должно быть поддержано 3/5 голосов общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Затем созывается Конституционное Собрание, которое решает, изменять Конституцию или нет.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19

Но в то же время — это политический документ, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические от-ношения в обществе.

Не-которые ученые полагают, что конституция выполняет и опреде-ленную идеологическую функцию, хотя это в прямом смысле скорее свойственно тоталитарному государству.

Под конституцией (от лат. constitutio — установление) пони-мают основной закон государства, имеющий высшую юридиче-скую силу. Этот закон закрепляет основные принципы государ-ственного строя, высшие правовые прав и свобод чело-века и , а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления (форму правле-ния). Конституция очерчивает круг функций государства, уста-навливает основы его отношений с человеком и обществом.

В то же время для конституционной теории и практики характер-на определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на де-мократию. Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной вла-сти может быть демократическим и эффективным только при со-блюдении принципа разделения властей, что народный воплощается через представительную систему, формируемую на ос-нове всеобщего избирательного права, и т. д. Другими словами, ми-ровое сообщество какбы выработало определенную модель демо-кратического государства, соответствующего принципам совре-менной цивилизации. Эта модель указывает, что непременно должно быть включено в конституционный текст, а что является предметом внеконституционного законодательного регулирования или вообще лишним. Такая «селекция» унифицировала и рациона-лизировала конституционную теорию, придала ей более или менее четкие границы.

В демократическом обществе создаваемый конституцией ме-ханизм власти — это всегда компромисс, поскольку в обществен-ной жизни участвуют или ведут борьбу за власть различные по-литические силы. Этот компромисс, хотя и вынужденный для многих, но все же добровольный, выражает общую (за исключе-нием деструктивных сил) заинтересованность решать проблему власти и свободы на основе закона, а не применения силы. Поиски компромисса допустимы при создании механизма власти, но не при определении первейшей цели конституции — охраны прав и свобод человека.

Конституции тесно связаны с общественным устройством той или иной страны и в свою очередь на него влияют. Гражданское общество строится на основе свободы и инициа-тивы людей и их объединений, не нуждающихся в тотальном го-сударственном регулировании. Конституция как бы объявляет гражданское общество «заповедной зоной», обязывая государство охранять ее.

Основные черты Конституции РФ

Основные черты конституции характеризуют ее роль в реальных процессах жизни общества и государства. Основными чертами Конституции РФ являются:

  • основополагающий характер;
  • народность (с этим можно поспорить) ;
  • реальность (и с этим можно поспорить) ;
  • стабильность.

Подробнее

Основополагающий характер конституции состоит в том, что она регулирует наиболее важные, базовые общественные отношения, которые являются отправными для других общественных отношений. Так, Конституция РФ (ст. 35) закрепляет отношения частной собственности на имущество. Конституционные нормы, закрепляющие эти общественные отношения, являются исходными для целого комплекса гражданско-правовых норм, регулирующих права собственника владеть, пользоваться и распоряжаться этим конкретным имуществом.

Народность конституции . Действующая Конституция РФ 1993 г. принята народом на референдуме, который состоялся 12 декабря 1993 г., а в ее преамбуле прямо записано: "Мы, многонациональный народ РФ... принимаем Конституцию РФ".

Реальность конституции означает соответствие конституционных норм складывающимся в действительности общественным отношениям. Иначе говоря, реальной можно считать ту конституцию, которая не только провозглашает определенные принципы, нормы поведения, но и обеспечивает их реализацию. Конституции, не отвечающие этому требованию, считаются фиктивными. Реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечать потребностям развивающегося общества, постоянно растущим потребностям граждан. Устремленность Конституции РФ в будущее наиболее полно выражена в ее Преамбуле, где говорится, что многонациональный народ, принимая Конституцию РФ, стремится таким образом, в частности, обеспечить благополучие и процветание России.

Стабильность конституции проявляется в сохранении высокой степени ее устойчивости, длительности ее действия без внесения в нее существенных изменений. Стабильность конституции зависит от многих факторов: от того, насколько адекватно она отражает итоги развития и обоснованность своих программных устремлений; как долго эти условия остаются неизменными. В отличие от других нормативных актов, призванных откликаться на все существенные изменения, конституция как основной закон страны должна реагировать на существенные, наиболее важные, этапные или определяющие изменения в обществе и государстве.

Юридические свойства Конституции РФ

Юридические свойства конституции - это те качественные характеристики, которые отличают конституцию от актов текущего законодательства. К ним относятся:

  1. Конституция - Основной закон государства.
  2. Юридическое верховенство конституции.
  3. Конституция - база текущего законодательства.
  4. Прямое действие конституции.
  5. Правовая охрана конституции.
  6. Особый порядок изменения конституции.

Подробнее

1. Конституция - Основной закон государства. Любая конституция является законом и обладает всеми признаками закона. Но в отличие от других законов, конституция - это такой закон, который принимается или непосредственно народом на референдуме, или высшим представительным органом государственной власти и закрепляет важнейшие начала жизни общества и государства. Вот почему по своему значению конституция является основным законом государства, или, иначе говоря, главным законом государства.

В ряде стран к основному закону могут примыкать один или несколько так называемых конституционных законов, которые дополняют конституцию и являются частью конституции. В этом случае все вместе они как бы составляют единую "писаную конституцию".

Конституция РФ 1993 г. предусматривает издание федеральных конституционных законов и определяет особый порядок их принятия, но вместе с тем она не дает оснований считать федеральные конституционные законы составной частью Конституции РФ и ставить их на один уровень в иерархий источников конституционного права. По своей юридической силе и значимости федеральные конституционные законы следуют сразу после Конституции РФ.

2. Юридическое верховенство конституции. Одним из главных юридических свойств конституции является ее верховенство в . Конституция - это не просто основной закон государства, а такой закон, который обладает особой, высшей юридической силой по сравнению с другими законами и иными нормативными актами.

Нормы конституции являются основополагающими источниками не только конституционного права, но и других отраслей российского права. Все законы и другие нормативные акты должны приниматься только указанными в конституции государственными органами и соответствовать конституции. Государственные органы и органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать конституцию.
Ни один закон или иной нормативный акт, противоречащий нормам конституции, не имеет юридической силы. Этот принцип нашел свое закрепление в в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г., которая гласит: "Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ".

3. Конституция - база текущего законодательства . Закрепляя главные, базовые общественные отношения, Конституция РФ является правовой основой для всего текущего законодательства. Более того, в ряде случаев в Конституции РФ содержатся нормы, адресованные законодателю, о необходимости принятия законов, которые именуются федеральными конституционными законами: о референдуме РФ (ст. 84 п. "в"), об Уполномоченном по правам человека (ст. 103 ч. 1 п. "д"), о порядке деятельности Правительства РФ (ст. 114 ч. 2), о Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ (ст. 128 ч. 3) и др.

Но этим не ограничивается роль Конституции РФ как базы текущего законодательства. Абсолютное большинство норм конституции являются отправными, исходными для текущего отраслевого законодательства - гражданского, административного, уголовного и т. д. И в этом состоит одно из важнейших свойств конституции. А в тексте конкретных статей конституции содержатся предписания законодателю, каким требованиям должно отвечать отраслевое текущее законодательство, развивающее положения конституции.

4. Прямое действие конституции . В Конституции РФ 1993 г. есть прямой ответ: нормы этой конституции имеют прямое действие. В ст. 18 Конституции РФ говорится: "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими", а ч. 1 ст. 15 Конституции РФ закрепляет прямое действие всех норм конституции.

Прямое действие конституции означает, что нормы конституции "работают", как говорится, без посредников - законов и других нормативных актов, принятых на основе конституции и в ее развитие. Прямое действием конституции означает, что каждый гражданин, считающий нарушенными свои права, может обратиться в суд за их защитой, ссылаясь при этом на соответствующую статью Конституции РФ, и суд в этом случае не может отказать в рассмотрении дела, ссылаясь на отсутствие , закрепленной в законе или другом нормативном акте, конкретизирующем конституционную норму. В этой связи представляет интерес Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г., в котором Верховный Суд РФ разъяснил судам, что при рассмотрении конкретных дел следует применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

5. Правовая охрана конституции. В последнее время в юридической литературе сделана попытка обосновать появление относительно новых понятий для российского конституционного права - охрана и защита Конституции РФ. Оба эти понятия - охрана и защита Конституции РФ - объединены общим объектом и целью, которая состоит в обеспечении реальности и выполнимости Основного закона. Методы достижения поставленных задач и, соответственно, содержание охраны Конституции РФ и защиты Конституции РФ различны.

Охрана Конституции РФ понимается как комплекс мер по устранению препятствий в реализации Конституции РФ и предотвращению конституционных правонарушений.

Защита Конституции РФ - это устранение конкретных нарушений конституционных норм. Если охрана Конституции РФ направлена в будущее, на предупреждение конституционных правонарушений, то защита Конституции РФ начинается лишь при совершении конституционного правонарушения.

6. Особый порядок изменения конституции . Самое стабильное общество не может развиваться без борьбы идей, которая при определенных условиях приводит к качественно новой конституционной доктрине. Борьба за власть закономерна, но она не может происходить как в рамках конституционного поля, так и вне его. В последнем случае правомерно ставить вопрос о захвате власти, государственном перевороте, в результате чего на свет может появиться незаконная конституция.

Что касается действующей российской Конституции, то она может быть отнесена к числу безусловно "жестких", в результате чего неоднократные попытки некоторых Государственной Думы внести в Конституцию поправки оказались безуспешными.

Структура Конституции РФ

Конституция имеет свое специфическое нормативное содержание, обязательно включающее следующие структурные элементы:

  1. институт прав и свобод человека и гражданина (конституционного статуса );
  2. институт государственного (территориального) устройства;
  3. институт (систему) государственных органов;
  4. государственную символику;
  5. механизм защиты конституции.

Как правило, конституции начинаются с преамбул, которые носят торжественно-декларативный характер и не имеют юриди-ческой силы. В преамбулах часто фиксируются цели и функции государства, подчеркиваются историческая преемственность го-сударственности, ответственность перед Богом и народом, нрав-ственные основы конституции и т. д. — они как бы предопреде-ляют дальнейшее содержание конституции.

Структура Конституции РФ содержит следующие элементы :

1) Преамбула

2) Раздел первый

  • Глава 1. Основы конституционного строя
  • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
  • Глава 3. Федеративное устройство
  • Глава 4. Президент РФ
  • Глава 5. Федеральное Собрание
  • Глава 6. Правительство РФ
  • Глава 7. Судебная власть
  • Глава 8. Местное самоуправление
  • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

3) Раздел второй. Заключительные и переходные положения

В преамбуле Конституции РФ объясняются причины и цели принятия Основного закона. Среди них утверждение прав и свобод челове-ка, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сло-жившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение незыблемости ее демократиче-ских основ, обеспечение благополучия и процветания России. Это введение фиксирует также общность судьбы многонацио-нального народа России, верность общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, почитание памяти предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в доб-ро и справедливость, а также ответственность за свою Родину пе-ред нынешним и будущим поколениями и осознание себя частью мирового сообщества. Это нравственно-политические воззрения российского народа, которые обусловливают принятие данной Конституции.

В заключительных разделах конституций обязательно содер-жатся нормы о порядке изменения основного закона и некото-рые переходные положения, подчас весьма важные.

Таким образом, структурный анализ конституции с элемента-ми логического анализа помогает уяснению законодателя.

Конституция Российской Федерации обладает принципиальными отличиями от предыдущих Законов. В настоящее время в ней отражены новые ориентиры и ценности социально-экономического и политического развития. В их центре находятся свободы и права человека. Конституция РФ сформулирована с учетом принципов гуманизма, свободы и независимости, представительной формы правления, разделения власти. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет Основной Закон.

Общие сведения

Действующая Конституция Российской Федерации используется всеми судами страны. На базе основного закона выстроена существующая система формирования публичной власти, действуют механизмы, предотвращающие возрождение тоталитарного режима в государстве и обществе, способствующие защите гражданской позиции от посягательств государства.

Конституция выступает в качестве подлинного источника права. Сегодня Основной Закон представляет собой один из наиболее значимых инструментов, используемых при осуществлении экономических и политических реформ, образовании рыночной отношений, гражданского общества.

Предпосылки к созданию нового проекта

Известно, что существовавшая до 1993 года Конституция принадлежала к другому времени. Ее утвердили еще в 1978-м. Фактически она явилась "слепком" Основного Закона 77-го года. В прежнем документе была закреплена руководящая роль КПСС, недопустимость создания частной собственности и абсолютное огосударствление экономической сферы. При этом федерализм был провозглашен как принцип, однако своего дальнейшего развития он не получил. Управление государственными делами выполнялось посредством командно-административного аппарата. Имела место подмена закона "телефонным правом", инструкцией, приказом.

Декларация о суверенитете

Она была утверждена на Первом съезде народных депутатов. В Декларации заявлялось, что суверенитет РСФСР провозглашается во имя реализации высших целей. Ими считалось обеспечение каждому гражданину неотъемлемого права на свободное развитие, достойную жизнь, пользование родным для него языком. При этом народ в целом получал возможность самоопределяться в выбранных им национально-государственных и культурных формах.

Принятие этой Декларации считается отправной точкой в работе по подготовке проекта новой Конституции. На Первом съезде народных депутатов была сформирована соответствующая Комиссия. Главой ее стал тогда Б. Ельцин. На Пятом съезде новый проект был принят к сведению. Комиссии при этом было поручено доработать его, учитывая замечания и предложения народных депутатов, и вынести на рассмотрение очередного Съезда. При этом страна продолжала свою жизнь по старой Конституции, положения которой все больше расходились с преобразованиями, которые проводились в государстве.

Для устранения прямых противоречий и возникающих несоответствий в Основной Закон вносились постепенно дополнения и изменения. Они существенным образом влияли на содержание Конституции. В итоге общее количество поправок перевалило за 300. Однако становилось ясно, что решить задачи конституционных преобразований таким путем не представляется возможным. Сложности возникали главным образом в связи со спешным и массовым внесением поправок. Это порождало в самом тексте документа противоречивость идей и несогласованность многих статей. Зачастую неясности приобретали критический характер.

Современные реалии

Сегодня, когда страна переходит к новому строю, появляется достаточно много острых конфликтов и кризисных ситуаций. Повышенную актуальность приобретает исследование и анализ социальных противоречий, проявляющихся в юридических формах в том числе. Эти явления в полной мере затрагивают и современный российский конституционализм.

Становится весьма очевидным тот факт, что степень реальности демократических принципов, провозглашаемых Основным Законом, эффективность регулирования определяются во многом глубиной его проникновения в природу конфликтов и социальных противоречий современного государства и общества.

Конституция РФ: последняя редакция

Проект действующего Закона являет собой результат совместной продолжительной работы депутатов, представителей государственных органов власти разного уровня. В подготовке его участвовали и члены некоторых общественных объединений, предпринимательских кругов, а также видные юристы. Проект очень широко освещался в СМИ и подвергался всестороннему рассмотрению на Конституционном совещании. Такая масштабность обсуждения была связана с тем, что он затрагивал все слои общества в стране. Только после завершения всей предварительной работы, проект был вынесен на всенародное обсуждение. Обнародовал его Президент РФ. Конституция после голосования была одобрена гражданами.

Характеристика Основного Закона

Конституция, выполняя регулятивную функцию, призвана обеспечивать внутреннюю целостность норм внутригосударственной правовой системы. Вместе с этим она должна способствовать установлению эффективного взаимодействия с иностранными законодательными структурами. Конституция исчерпывающим образом определяет перечень основных нормативных актов. В него, в частности, входят законы о судебной системе, порядке функционирования Правительства страны при чрезвычайном положении и так далее. Всего их 14.

Конституция РФ (последняя редакция), фиксируя основные законы, круг отношений, которые они регулируют, закрепляет их центральную позицию в действующем законодательстве. Вместе с этим они приобретают особую юридическую силу. Принятие Конституции РФ осуществляется по усложненному порядку. Для одобрения Основного Закона необходимо не меньше 3/4 голосов всех членов СФ.

Усилению позиции Конституции в правовой системе страны весьма способствует и тот факт, что на нее не может наложить вето Президент. По своей структуре Основной Закон представляет собой "кодекс". Однако это не означает, что его регулирование существующих государственно-правовых отношений можно считать исчерпывающим. В связи с этим некоторые авторы используют несколько иную формулировку, характеризующую Основной Закон, - "кодексообразный документ".

Монозаконность

Суть Конституции РФ связана с характером формирующейся в стране государственной системы. До недавнего времени, аналогично советскому и постсоветскому периодам, развитие осуществлялось в рамках "монозаконности". Это значит, что Конституция представляет собой единую, целостную структуру. Любые дополнения и корректировки, вносимые законом, непременно инкорпорировались и в ее текст.

Здесь стоит привести наглядный пример. В частности, можно сказать о принятии законов о дополнении и изменении Конституции 1989-93 гг. Существенные поправки были внесены в 1992 году в ходе VI Съезда народных депутатов. Такой порядок существовал вплоть до конца сентября 1993 года. Съездом народных депутатов могли вноситься дополнения и изменения посредством закона, при согласии не менее 2/3 от всего числа депутатов. Этот же порядок соблюдался при принятии решений о приостановлении действий отдельных частей Конституции, делегировании полномочий Верховному совету от СНД.

Во всей системе монозаконности, существовавшей до определенного периода в стране, имели место два исключения. В данном случае конституционным значением были наделены Декларации о суверенитете РФ (от 12-го июля 1990 года) и свободе и независимости граждан (от 22-го ноября 1991 года). Многие предписания указанных источников имели особое значение при становлении демократической государственности в стране. Свободы и права человека и гражданина, таким образом, были возведены в категорию высших ценностей общества и власти. В связи с этим они были инкорпорированы в текст Главного Закона.

Новая система

Закон считается принятым при наличии одобрения большинства от не менее 3/4 голосов общего количества членов СФ и не менее 2/3 от всего количества депутатов Госдумы. После утверждения в течение 14 суток он подлежит подписанию представителем верховной власти. Им является Президент. После этого закон обнародуется. Содержание Конституции РФ предусматривает утверждение таких законов, как, например:

  • О порядке, согласно которому осуществляется изменение статуса субъекта страны.
  • О государственном гимне, гербе и флаге и правилах их использования.
  • О судебной системе и прочих.

Положения Конституции РФ в гл. 1, 2 и 9 могут корректироваться не ФС. Для внесения изменений существует вновь сформированный орган. Им является Конституционное Собрание. При этом корректировки утверждаются при наличии одобрения решения 3/5 голосов от общего числа членов ФС и депутатов Госдумы. Принятие поправок к гл. 3-8 осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным для введения конституционного федерального закона. В свою силу они вступают после того, как будут одобрены представителями органов законодательной власти не менее чем от 2/3 субъектов страны.

Утверждение Основного Закона

Принятие Конституции РФ было реализовано, как выше было указано, посредством проведения всенародного голосования. До этого момента в стране действовал Основной Закон 78-го года. Новый проект был утвержден в 1993 году, 12-го декабря. Новый проект имеет свои характерные черты, существенно отличающие его от предыдущих.

Особенности Конституции РФ 1993 года в первую очередь заключены в том, что она выступает в качестве Основного Закона действительно суверенного, самостоятельного государства, а ее утверждение связано с возрождением независимости и незыблемости демократической основы. Безусловно, данный проект не обладает учредительным характером. Главы Конституции РФ не формируют нового государства – оно существовало и ранее в разных границах при различных формах правления в течение многих столетий. В Основном Законе подчеркивается идея о сохранения единства, сложившегося исторически. Вместе с этим, статьи Конституции РФ выделяют ее среди предписаний аналогичного ранга. Они отражают ее связь с новой эпохой в истории страны.

Особенности Конституции РФ

По своей структуре Основной Закон близок к аналогичного рода документам, традиционно присутствующим в демократических странах. В большинстве из них отражено стремление скоординировать деятельность всех уровней власти в государстве. При этом преследуется одновременно цель установить реальные приоритеты каждой ветви с учетом специфики сформированных политических отношений в определенный исторический этап становления и развития страны.

Оценивая позицию Президента, Правительства, ФС, многие политологи и юристы обнаруживают аналоги в иностранных законодательствах. Достаточно явно сходство с французской Конституцией, которая была принята в 1958 году на референдуме. Следует отметить, что ее концепция была определена в то время Ш. де Голлем. Он являлся, как известно, президентом Франции. Влияние де Голля на формирование Конституции было связано, главным образом, с необходимостью обладать значительной личной властью, которая смогла бы обеспечить выход страны из кризисного состояния, сложившегося в те годы. Тем не менее при внешнем сходстве формул власти, просматриваются достаточно явные отличия в практике их применения.

Основные черты Закона

В первую очередь стоит отметить, что в своем современном значении Конституция выступает как акт, утверждаемый народом и от его имени. Примечательно, что сам факт возникновения в 17-м столетии идеи о необходимости такого документа, был связан именно с указанной чертой. Она и сегодня признается как доминирующая в теории и практике законотворчества.

Неслучайным, таким образом, является начало Основных Законов большинства демократических стран: "Мы, народ, провозглашаем (учреждаем и т. п.) настоящую Конституцию". Еще одна достаточно значимая черта документа – его учредительный характер. Он обусловлен особенностью субъекта, принимающего Конституцию. В связи с тем, что носителем суверенитета в стране выступает народ, и он же считается то только он имеет и высшее ее проявление. Это означает, что он имеет право принимать Конституцию, утверждать посредством ее новые основы государственности, которые выбирает он сам. Только имея учредительную власть, можно изменить, даже самым радикальным образом, существующие основы политического и общественного режима. Проявление этой черты также просматривается в том, что главы Конституции РФ выступают как первоосновы. Они считаются исходными.

Предмет регулирования

В данном случае речь идет о специфике того уровня общественных взаимодействий, которыми управляет Конституция РФ. Нормативные акты затрагивают все сферы социальной жизнедеятельности. Это в первую очередь область экономических, политических, духовных, социальных отношений. В этих сферах нормы Конституции РФ регулируют фундаментальные, базовые основы взаимодействия между субъектами.

Юридические свойства

Они считаются производными от приведенных выше черт. Юридические свойства, которые имеют статьи Конституции РФ, выражены в:

  • Верховенстве Основного Закона.
  • Роли Конституции как центра государственной правовой системы.
  • Особой охране Основного Закона.
  • Специфическом порядке пересмотра и утверждения документа, внесения поправок в него.

Конституция страны представляет собой нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий базу конституционного строя, фундамент правового статуса гражданина и человека, устройство страны, принципы организации и функционирования, а также всю структуру органов местной и государственной власти.

Соответствие современной ситуации

Говоря о том, каковы особенности Конституции РФ, нельзя не упомянуть и о ее адекватном характере. В Основном Законе отражены переходные процессы, происходящие в обществе, противоречивость его существования в целом. Статьи Конституции РФ воплощают все то, что достиг и отстаивает многонациональный народ. Это, в частности, разнообразие форм собственности, свобода экономических отношений, идеологический и политический плюрализм, конкуренция. К этому списку стоит, безусловно, отнести и признание свобод и прав гражданина и человека, самостоятельный статус системы местного самоуправления, федеративное устройство, которое основывается на равноправии и самоопределении народа. Присутствующие в Основном Законе предписания носят абстрактный характер. Это связано с тем, что их цель состоит в закреплении самого главного момента в тех или других общественных отношениях.

Специфика

Особенности Конституции РФ отражают ее место в юридической системе. Посредством их выражена специфика механизма регулирования отношений в обществе. Основные особенности Конституции РФ состоят в ее преемственности, перспективности, легитимности, стабильности, верховенстве. Как выше было сказано, отдельное значение имеет и специфика порядка утверждения документа и внесения в него поправок.

Легитимный характер, которым обладает 1 Конституция РФ, заключается в том, что утверждена она была на всенародном референдуме. Он проводился впервые за всю отечественную историю. Гражданам страны бы предоставлен проект, предложенный Главой государства и одобренный на Конституционном совещании. В новом Основном Законе более последовательно, чем в предыдущих, указано на наличие субъекта – народа. Документ выступает в качестве своего рода модели регулирования современных отношений. Именно в этой связи ему присущ и прогностический характер, отражающийся в такой черте, как перспективность. Поэтому вместе с закреплением достигнутых итогов в Основном Законе фиксируются цели и стремления, выступающие задачами на будущее.

Преемственность Конституции обуславливается непрерывностью исторического становления государственного строя. Ядром в данном случае снова выступает народ, а также единство и власть. В преамбуле содержится идея преемственности. В ней выражено стремление народа сохранять исторически сложившееся государственное единство, незыблемость демократического строя. Немаловажной чертой, которой обладает Основой Закон, является его реальность. В качестве главного критерия оценки этой особенности выступает соответствие документа действительности. Если существующая ситуация и Основной Закон находятся в единстве, обеспечивая при этом соответствия предписаний экономическим и социальным условиям формирования общества, то можно без сомнения говорить о реальности документа. В отличие от предыдущих проектов, новое издание наиболее приближено к действительности.

В заключение

В отличие от существующих обычных законов, Конституционные положения отличаются долговечностью и стабильностью. Данные характерные черты предписаний, содержащихся в документе, обусловлены рядом обстоятельств. В первую очередь стоит отметить, что, вследствие абстрактного содержания положений Конституции, они не подвержены постоянным изменениям. Кроме этого, в качестве гаранта жизнеспособности и долговечности выступает упомянутый уже не раз порядок утверждения и внесения поправок в Основной Закон.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: