Что означает сквозное движение в жилой зоне. Пдд движение во дворах. Сквозной проезд через жилую зону

Есть абзац, который чётко регламентирует нормы поведения водителя в жилой зоне. За несоблюдение этих требований можно заплатить ощутимый штраф или даже лишиться прав на год.

Поэтому нелишним будет разобраться, какое пространство можно считать жилой зоной и как нужно себя в нём вести.

Для начала отметим, что каждая жилая зона должна быть обозначена специальным знаком.

Знак «Жилая зона»

Итак, поговорим о том, как выглядит знак «Жилая зона», что означает эта метка и когда заканчивается её действие.

Номер

Как мы знаем, у каждого есть свой номер, прописанный в ПДД. Дорожный знак «Жилая зона» имеет номер 5.21.

Вид

Это прямоугольная дорожная метка, у которой вертикальное ребро длиннее горизонтального.

На ней белым цветом изображён угол жилого многоэтажного дома, машина и дети, играющие в мяч.

Отмена действия

Зона действия знака «Жилая зона» определяется знаком, имеющим номер 5.22. Он выглядит так же, как и метка с номером 5.21, но на нём присутствует диагональная красная полоса, перечёркивающая основное изображение.

Где ставится

Несложно догадаться, что подобные метки ставятся в основном в спальных районах. Если конкретней - во дворах многоэтажных домов. Несоблюдение водителями правил поведения в таких местах может доставить немало дискомфорта жильцам многоэтажек и даже угрожать их жизни и здоровью.

Правила

Теперь настало время поговорить о том, как же должен вести себя автолюбитель, оказавшийся во дворе, и какие ограничения его касаются.

Параграф

Сведения о том, как нужно вести себя во дворе многоэтажного дома, описаны в параграфе под номером 17 свода ПДД. Стоит отметить, что в этом разделе вы не найдёте подробного описания того, что можно считать жилой зоной, а что нет. Поэтому будем опираться на существование и под этим термином станем понимать пространство, этими метками обозначенное.

Запрещается

Правила поведения во дворе сводятся к нескольким запретам. Они касаются скоростного режима автомобиля, способов остановки и стоянки, способов проложения маршрута и других водительских манипуляций.

Теперь рассмотрим подробнее, что запрещает знак «Жилая зона».

  • Прежде всего, стоит отметить, что после проезда в зону, обозначенную , водителю придётся смириться с тем, что преимуществом на дороге обладает пешеход.

Торопить человека, прогуливающегося по проезжей части, нельзя. И, разумеется, во дворе нельзя подавать звуковой сигнал (тем более что в городе его подача вовсе запрещена, за исключением случаев предупреждения дорожно-транспортных происшествий).

  • Даже если поблизости нет людей, ехать по двору можно не быстрее чем со скоростью 20 километров в час.
  • Строго запрещено осуществлять сквозной проезд через двор. То есть те «находчивые» водители, которые привыкли объезжать пробки дворами, регулярно нарушают правила дорожного движения.

Но у этого пункта есть небольшая «лазейка». Дело в том, что если вы осуществите остановку во дворе, через который проезжаете, минуты на три, то ваше движение уже не будет считаться сквозным проездом.

  • Крайне нежелательно в таких зонах совершать маневрирование. Например, разворачиваться или проезжать дорогу задним ходом.
  • Во дворе нельзя двигаться учебным автомобилям.
  • Там нельзя осуществлять стоянку с работающим двигателем. Поэтому, остановив машину на срок более пяти минут в жилой зоне, поспешите заглушить мотор.
  • Чаще всего во дворы , чья масса превышает 3,5 тонны. Это машины категории C. Правда, иногда на въезде во двор устанавливаются специальные знаки, которые говорят о том, что таким автомобилям можно проехать.

Оговоримся, что такое ограничение никак не распространяется на транспортные средства, предназначенные для работы и передвижения коммунальных служб.

  • В этом разделе правил ничего не говорится о стоянках на газоне. Однако это требование описано в ином разделе. Напоминаем, что правилами запрещается стоянка на газоне и заезд на бордюр.

В жилой зоне можно ездить со скоростью не более 20 км/ч

Выезд

Дорога, по которой вы выезжаете с описанного пространства, всегда считается второстепенной. Поэтому, выворачивая оттуда, вам необходимо отдать приоритет остальным участникам движения.

Если есть сплошная линия разметки, пересекать её запрещается. Даже если вам необходимо повернуть налево, придётся для начала вырулить вправо, а затем дождаться зоны, где сплошная прерывается, и только тогда развернуться на нужную полосу.

Наказание

Теперь поговорим о том, чем можно поплатиться за несоблюдение описанных выше требований.

  • Денежные штрафы. «Отделаться» денежным штрафом можно при следующих нарушениях: сквозном проезде, стоянке на газоне или детской площадке, несоблюдении правил заезда на территорию или выезда с неё, стоянке с заведённым двигателем, превышении скорости на 20–60 километров в час. Сумма штрафа за такие нарушения зависит от региона, в котором было зарегистрировано несоблюдение правил.
  • Лишение водительских прав. Лишиться водительского удостоверения можно в том случае, если вы превысили скорость более чем на 60 километров в час. Однако в редком дворе можно разогнаться до 80 километров в час и выше.

Кто осуществляет контроль?

Отметим, что многие пренебрегают не только выполнением, но и изучением этих требований. Такие люди знают, что сотрудники дорожно-постовых служб и представители инспекции безопасности дорожного движения весьма нечасто заглядывают в жилые пространства. Этот факт снабжает некоторых шофёров ложным ощущением безнаказанности.

Однако отметим, что уличить в нарушении водителя могут не только правоохранители, но и простые граждане, ставшие свидетелями инцидента. Для этого им будет достаточно запечатлеть ваш автомобиль в момент нарушения (а благодаря камерам мобильных телефонов и видеорегистраторам это стало совсем несложно сделать) и отправить медиафайл вместе с комментарием в ГИБДД.

Это всё, что нужно знать водителю о жилых зонах.

Напоследок напомним, что каждый раз, покидая салон своего авто, вы становитесь обычным пешеходом, который наверняка живёт в простом многоэтажном доме. Поэтому будьте терпимы и вежливы с другими людьми и не ведите себя в их дворах так, как не повели бы себя в своём.

Раздел 17. Движение в жилых зонах

  • п. 17.1 - понятие "жилая зона";
  • п. 17.2 - действия, запрещённые водителям ТС в жилой зоне;
  • п. 17.3 - порядок выезда из жилой зоны;
  • п. 17.4 - порядок движения во дворах

Жилая зона - это территория, въезды и выезды на которую обозначены дорожными знаками 5.21 "Жилая зона" и 5.22 "Конец жилой зоны" и на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в жилой зоне. К жилым зонам также приравниваются дворы.

В Правилах термину "Жилая зона" придан более широкий смысл, чем в градостроительной практике или обиходе. Это могут быть не только территории так называемых городских "спальных" районов, но и отдельные улицы (или участки улиц) в деловой и торговой части города, где необходимо обеспечить более благоприятные условия для пешеходов, не запрещая вообще движения транспортных средств.

Среди водителей бытует мнение, что правила передвижения в жилых зонах действуют только тогда, когда на въезде в такую зону стоит соответствующий знак - схематичное изображение дома и людей на синем фоне (пункты 5.21 и 5.22 ПДД). На самом деле правила соблюдать необходимо во всех внутриквартальных проездах и дворах. Проще всего отличить жилую зону от маленькой улицы или переулка по топонимике - у внутренних проездов не бывает официальных названий.

В жилой зоне скорость движения ограничена 20 км/ч (п.10.2), а приоритет остается за пешеходами, которым разрешено двигаться как по тротуарам, так и по проезжей части. Впрочем, правила запрещают пешеходам намеренно создавать помехи для движения транспорта. Таким образом, если вдоль дороги идет тротуар, двигаться пешеходу следует именно по нему.

Кроме того, во дворах запрещено сквозное движение (хотя автомобилисты любят объезжать по дворам пробки), учебная езда и стоянка с работающим двигателем (более 5 минут). Впрочем, в холодное время водителям негласно разрешено отступать от требования по поводу стоянки, если необходимо прогреть двигатель и очистить авто от снега. Ну а водители большегрузных автомобилей со снаряженной массой более 3,5 тонны и вовсе не имеют права ставить свои транспортные средства во дворах и жилых зонах.

Штрафы

В новой редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях штраф за нарушение правил движения в жилых зонах увеличен в пять раз - со 100 до 500 рублей (ст. 12.28). И это неудивительно: ведь особенностью жилой зоны является не только то, что пешеходы имеют в ней преимущество, а также, например, то, что в любой момент из-за угла на проезжую часть могут выскочить дети. Поэтому при движении в жилых зонах следует соблюдать предельную осторожность.

ПДД - Пункт 17.1 - понятие "жилая зона"

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 "Жилая зона" и 5.22 "Конец жилой зоны", движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют…

Вступление. Заселённую людьми территорию ограничивает на въезде знак Жилая зона 5.21. В городской черте указатель устанавливается редко. Однако нарушение движения в жилой зоне влечёт за собой наказание водителей.

Что такое жилая территория

Согласно ПДД, правил дорожного движения, жилая зона – это территория, ограниченная на въезде знаком 5.21, а выезде – 5.22 . Дворовая территория включает:

  • строения для проживания людей;
  • медицинские или образовательные учреждения;
  • детские игровые площадки;
  • стоянка автомобилей;
  • гаражи;
  • зелёные насаждения;
  • коммунальные сооружения и постройки для бытового использования.

В пределах знаков дворовой территории работают правила движения ПДД раздела 17. Требования распространяются на всю зону, включая участки озеленения – газоны, клумбы.

Какие правила для автомобилистов действуют на территории двора

На жилой территории преимущество предусмотрено для пешеходов, что означает свободное передвижение людей в любой части проезжей части дороги. При этом водитель не может создавать препятствия гражданам, остановив машину в удобном для него месте. Кроме того, он должен уступать дорогу велосипедистам. Скорость движения автомобилей по территории не может превышать 20 км/час .

Водители также должны соблюдать правила при выезде за пределы дорожного знака жилой зоны :

  • остановиться и пропустить транспортные средства, двигающиеся по главной дороге – мотоциклы, машины, велосипеды;
  • запрещается пересечение сплошной линии при выезде, поворачивать при этом можно только в правую сторону.

Водитель должен оставить свой автомобиль на автостоянке или специально отведённом для этого месте. Кстати! Главные нарушения автомобилистов – парковка на клумбах или и газонах.

Что касается пешеходов – у них нет права намеренно создавать препятствия для передвижения автомобилей, беседуя с друзьями посередине проезжей части.

Что нельзя делать в жилой зоне

Не каждый автомобилист знает правила передвижения по двору. Отчасти это связано с тем, что сотрудники ГИБДД нечасто там появляются. Итак, какие действия запрещены в жилой зоне:

  • Стоянка с работающим двигателем дольше 5 минут. Если водитель машины без посадки и высадки пассажиров стоит долее этого отрезка времени, он совершает стоянку. Это касается также транспортных средств во время погрузки и выгрузки товара.
  • Учебная езда.
  • Парковка грузовых машин категории C, имеющих максимальную массу допустимого груза свыше 3,5 тонны. Транспортные средства должны располагаться на размеченных местах или под специальным дорожным знаком.
  • Запрещён сквозной проезд через двор. Важно! Но если автомобилист, проезжая напрямик, остановится на 10 секунд, а затем снова продолжит путь, нарушение не будет.
  • Нельзя совершать манёвренные действия. Развороты или задний ход можно совершать только при выезде из тупика.

Выполнение правил вышеуказанных пунктов обязательно даже если отсутствует дорожный знак 5.21 жилая зона.

За что штрафуют водителей во дворе

При нарушении ПДД на жилой территории на автолюбителей накладываются санкции. Причины для штрафа:

  1. Если водитель прогревает зимой двигатель дольше 5 минут, он тем самым нарушает ПДД.
  2. Сквозной проезд через жилой двор. Условия для нарушения правил создаются, когда въезд и выезд в жилую зону происходит в разных местах.
  3. Превышение скорости выше разрешённых 20 км/час.
  4. Стоянка при работающем двигателе дольше 5 минут.
  5. Игнорирование пешеходов.
  6. Парковка на газонных или клумбах.

Размер штрафа варьирует в различных регионах проживания. В Санкт-Петербурге и Москве сумма колеблется от 1500 до 3 тыс. рублей.

Лишение водительских происходит при грубых нарушениях ПДД – превышение скорости передвижения на жилой территории до 80 км/час. У автомобилиста забирают права на 12 месяцев.

Водители легкового транспорта и грузовых машин должны правильно передвигаться как на территории двора, так и при выезде из него. Санкции за нарушение накладываются и в случае отсутствия знака 5.21 во дворе.

Видео: Правила движения в жилых зонах

Многие водители очень удивлялись, заметив инспектора с «Визиром» в руках во дворе: кто решил контролировать скорость в жилой зоне? Но итог замеров оказался довольно настораживающим. Превышают практически все: кто на 5 км/ч, кто на 8, кто на 9. За это ответственность не предусмотрена, хотя на такой скорости можно убить пешехода или велосипедиста. Были еще двое водителей, которые успели на маленьком отрезке разогнать автомобили до 31 км/ч. Некоторые из них даже не знали, сколько разрешено ехать в жилой зоне. Сразу заметим, что никто протоколы не составлял, штрафы не выписывал, в водительские талоны записи не делал. Инспекторы объясняли: это скорее предупреждающий рейд по аварийным дворам, где фиксировались ДТП, в том числе с пострадавшими.

Водитель служебного автомобиля ГАИ, но в «гражданском исполнении», паркуется в одном из дворов по ул. Шаранговича. Инспектор с «Визиром» занимает удобную позицию - так, чтобы можно было контролировать скорость сразу в двух направлениях. При появлении машины направляет радар. Получилось, что измерялась скорость абсолютно всех автомобилей, въезжающих в эти два двора.

- Вот Peugeot едет 24 км/ч. У внедорожника 26 км/ч. Opel разогнался до 27 км/ч, - объявлял периодически сотрудник ДПС.

Формально это превышение скорости. Но привлечь к ответственности за такое нарушение нельзя. Она наступает только при +10 км/ч. То есть ездить по дворам 29 км/ч без штрафных последствий вполне можно, что и делают автомобилисты, привычно прибавляя к законному максимуму +9 км/ч. Правда, в данном случае есть один существенный нюанс: на такой скорости во дворах убивают людей и такие происшествия не единичные!

Вечером жильцы начинают возвращаться с работы и трафик заметно возрастает. Кстати, вот еще одно наблюдение: интенсивность движения во дворах недооценена. За полчаса, что мы находились во дворе, проехало около сотни автомобилей. Три машины в минуту! Это больше, чем на проселочной дороге где-нибудь под Минском.

- Останови-ка этот Volkswagen Polo, - просит напарника инспектор ДПС спецподразделения Минской ГАИ Руслан Чимбур.

Водитель возмущен. Удивляется еще больше, когда инспекторы показывают на экране «Визира» его скорость: 29 км/ч. Тут же выясняется, что ранее мужчину останавливали за превышение скорости на 20 км/ч и выше. Причем несколько раз, потому что в водительском талоне указана часть 4 статьи 18.13 КоАП (она действует за повторность).

- Так то на магистрали было. Сам бог велел, - обиженно замечает водитель.

- А знаете про случай в соседнем дворе? - спрашивают сотрудники ДПС.

Выясняется, что мужчина не слышал про аварию, произошедшую 29 мая этого года. Тогда был совершен на 11-летнего мальчика. Как описывали ситуацию очевидцы, школьник выскочил на Volkswagen Passat и ударился о его кузов в районе стойки. Нога оказалась под колесом. У ребенка диагностировали открытый перелом обеих костей голени. Свидетели говорили, что скорость была небольшой - водитель притормозил перед ямкой.

- Автотехническая экспертиза установила, что сидевший за рулем не располагал технической возможностью применить меры экстренного торможения, - рассказала об итогах разбирательства руководитель пресс-службы Минской ГАИ Татьяна Харлинская. - Поэтому в возбуждении уголовного дела было отказано. Однако это скорее исключение. Гораздо чаще именно автомобилисты признаются виновными в дворовых ДТП с участием пешеходов.

Во время рейда детей во дворе тоже было много. Ребятишки помладше играли под присмотром взрослых, сильно ограничивавших их передвижение. Дети постарше (многие считают 10-летних детей взрослыми и с легкостью отпускают поиграть во дворе) чувствовали себя более свободно. Могли выехать на роликовых коньках из-за машины или бегать между припаркованными автомобилями. Дети воспринимают двор как игровую территорию, тогда как для водителей он является дорогой к месту парковки. Это главные причины возникновения конфликта.

- Будьте, пожалуйста, внимательным в следующий раз при выборе скорости, - просит водителя Volkswagen инспектор ДПС спецподразделения Минской ГАИ Денис Деруго, возвращая документы.

Мужчина облегченно вздыхает и уезжает. А инспекторы обращаются к детям: «Почему выходите из-за автомобилей? Где ваши родители?» Смущенные ребятишки спешат домой.

Еще некоторое время после этого радар работает вхолостую: 24, 25, 26 км/ч. По нашим наблюдениям, нарушают 90% водителей. Ощущение, что порог опасности у большинства снижен.

Правда, в какой-то момент машины вдруг стали ехать заметно меньше 20 км/ч. Явно произошла предсказуемая реакция, из окон за инспекторами стали пристально наблюдать. Несколько раз к нам подходили встревоженные жильцы с вопросом: что случилось? А один из водителей стал фотографировать сотрудников ДПС на камеру телефона. Для людей измерение скорости во дворах было очень непривычным зрелищем.

- У горожан близость дома создает мнимое ощущение безопасности, - считает Татьяна Харлинская. - Ведь рядом твой подъезд, сюда выходят окна квартиры. Если ты знаешь каждый пятачок, то ничего не случится. А вот и нет! Минские дворы населяют пешеходы, велосипедисты, автомобилисты, и здесь также происходят аварии. Цифры говорят сами за себя: с начала этого года на таких территориях в Минске случилось 31 учетное ДТП, в результате 3 человека погибло, 29 получили травмы. Поэтому мы рекомендуем всем участникам дорожного движения быть максимально внимательными друг к другу. В частности, водителям следует обратить внимание, что в любую минуту откуда-нибудь может появиться пешеход, а пешеходам, особенно в условиях интенсивного движения во дворах, необходимо следить за появлением автомобилей и смотреть по сторонам.

Ну а мы едем в другой аварийный двор. Переулок Корженевского, 6. Тут часто регистрировались столкновения автомобилей. Обходилось без жертв. Но на карте аварийности это место помечено красным цветом. Прямо на въезде установлен «спящий полицейский». Его размещение нелогично: проехав искусственную неровность, водители начинают разгоняться. А там закругление и подъем - обзор ограничен припаркованными машинами. Многие стремятся побыстрее проскочить участок - до появления встречного автомобиля. Иначе придется уступать, сдавать назад, маневрировать…

- Извините, как-то так получилось, - объясняет водитель Volkswagen Golf.

Его автомобиль двигался со скоростью 31 км/ч. Если бы кто-то резко выбежал из подъезда, то он бы не успел остановить машину.

- А с какой скоростью нужно ездить по дворам? - спрашивают инспекторы.

- Не более 20 км/ч, - с ходу дает правильный ответ мужчина.

Здесь такая же ситуация, как на ул. Шаранговича. Многие едут с небольшим превышением, за которое привлечь к ответственности нельзя. Особенность извилистого переулка в том, что де-факто это дворовая территория. На въезде даже установлен знак 5.38 «Жилая зона». Но де-юре это улица, поэтому покрытие на ней хорошее. Есть несколько прямых участков, на которых водители превышают скорость. На одном из них и проводился радарный контроль.

Следующим остановленным оказывается водитель BMW (его скорость - 31 км/ч). Он также в курсе действующих ограничений и не спорит с нарушением. Талон его испещрен записями о превышении скорости: 2-я, 3-я и даже 4-я части статьи 18.13 КоАП. Вот еще одна характерная деталь: чаще по дворам двигались быстрее положенного те, кто нарушает и на магистралях. Эти люди, входящие в группу риска, настроены на быструю езду.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: