Что будет если не оплатить платную дорогу. До сих пор не введен штраф за неоплату проезда по платным трассам. Наказание за проезд в автобусе без билета

Несмотря на повсеместное развитие в России сети платных дорог, в КоАП до сих пор отсутствует норма, регулирующая размер штрафов для водителей, которые решат не платить за проезд по более удобным участкам. Как , штраф для «зайцев» на платных трассах в размере 5 тыс. руб. должен был появиться в 2016 году. Соответствующий законопроект разрабатывался вместе с «Автодром» и ом перед запуском так называемой технологии Free Flow, когда шлагбаумы перед заездом на платные отрезки фактически отсутствуют.

Суть документа сводилась к предложению создать в КоАП РФ новую статью 12.11 прим. 1 под названием «Нарушение правил оплаты проезда по платной автомобильной дороге, платным участкам автомобильной дороги». Документ был размещен на Едином портале размещения проектов нормативных актов.

Как сообщили «Газете.Ru» в Минтрансе России, соответствующие поправки не вступили в силу, так как законопроект пока не был внесен в правительство. «Минтранс совместно с ГК « » продолжает его разработку. Проект уже прошел согласование с причастными ФОИВ и был доработан согласно поступившим предложениям и международному опыту», — сообщили в ведомстве.

Вместе с тем в Минтрансе признают: без этих поправок в КоАП эффективные меры воздействия на лиц, выезжающих на автомобильную дорогу без оплаты проезда, фактически отсутствуют.

«Сейчас пользование платной автодорогой осуществляется на основании договора между пользователем и владельцем автомобильной дороги, последний вправе взыскивать неполученную плату за проезд в судебном порядке, — сказали в Минтрансе.

— Однако расходы на взыскание платы за проезд в судебном порядке несопоставимо выше размера самой платы, в результате чего проведение судебных процедур экономически нецелесообразно».

Казалось бы, зачем штраф, ведь на автомобиле проехать без оплаты проезда практически невозможно. Но вот многим российским мотоциклистам, как оказалось, это сделать удается. Как раз о таких случаях проезда по платным трассам России рассказали байкеры в одной из тематических групп в фейсбуке под названием «Настоящий мотоциклист» .

По их словам, даже при желании купить транспондер некоторые сотрудники ГК «Автодор» отговаривают их это делать — ведь «никаких штрафов нет».

Как, в частности, сообщил один из представителей мотосообщества, после возвращения из путешествия по Северному Кавказу он решил купить транспондер для оплаты проезда по М4 «Дон». Однако неожиданно получил категорический отказ от оператора — девушка в кабинке заявила, что с мотоциклистов за проезд они денег не берут.

Такую практику она объяснила просто: зачем платить, если можно проехать через ворота для негабаритного транспорта, места там столько, что можно проскользнуть даже при опущенном шлагбауме.

Подоспевшие на помощь другие сотрудницы постов стали наперебой убеждать, что мотоциклисты у них вообще ничего не платят, а ответственности или штрафов никаких не предусмотрено — максимум каким-то образом придется заплатить за стоимость проезда.

«Подъезжаю к первому посту и прошу транспондер и 1 тыс. рублей на счет, — рассказал мотоциклист. — А она с круглыми глазами меня спрашивает, зачем я вообще плачу, раз еду на мотоцикле. Соответственно, и шлагбаум мне открывать не надо. Говорят: «Главное, не ломайте ничего, никому вы не нужны».

По словам мотоциклиста, его и отправили домой без транспондера — проезжать пришлось через «негабаритные» широкие ворота и два раза пристраиваться вплотную за впереди идущей машиной. В свою очередь другие мотоциклисты охотно поделились информацией о том, что пользуются тем самым «бесплатным» способом проезда через негабаритные ворота. Такие методы они объяснили «слишком высокими тарифами».

«Самые правые «ворота», где фуры. Также ездили, никому мы не нужны. А если в обычные ворота, то разрешают два мотоцикла рядом по цене одного», — пишет еще один представитель байкерского сообщества.

Отметим, что стоимость проезда по платным трассам ГК «Автодор» для мотоциклистов такая же, как и для легковых автомобилей. К примеру, за проезд по всем платным участкам трассам М4, то есть с 21-го по 633-й км в дневное время мотоциклисты обязаны платить 840 руб., а в ночное — 545 руб. Проезд с транспондером обойдется в 597 руб. и 420 руб. соответственно. Проезд по участку от МКАД до Солнечногорска по автомобильной дороге М11 Москва - Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км без скидки обойдется в 450 руб.

Между тем, как заявили «Газете.Ru» в ООО «Автодор-Платные дороги», никакой информации о владельцах мототранспортных средств, которые обращались за покупкой транспондеров в центры продаж и получили совет этого не делать, в организацию не поступало. Там заявили, что «общество предпринимает все зависящие меры для недопущения проезда через ПВП пользователей, уклоняющихся от оплаты проезда или оплачивающих проезд в размере меньше установленного, в том числе на автомобильной дороге М4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска на участке 21 км - 225 км, Московская и Тульская области».

На вопрос «Газеты.Ru» о том, какая именно ответственность грозит нарушителям платного режима и размере возможного штрафа в «Автодор - Платные дороги» сообщили, что «в соответствии с постановлением правительства от 19.01.2010 №18 «Об утверждении правил оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог» пользователям запрещается проезжать через пункт взимания платы, не оплатив установленной платы за проезд». Но конкретные виды санкций назвать не смогли и по какой-то причине о готовящемся законопроекте решили не рассказывать.

«Пользователи, осуществляющие проезд по платной автомобильной дороге, не оплатившие установленной платы за проезд, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, — отметили в организации. — В случае нарушения пользователями платных участков законодательства России (ПДД и других) они могут быть привлечены сотрудниками и полиции к ответственности, предусмотренной КоАП».

Дорожники уверяют: данные о грубом нарушении проезда пользователей по платным участкам и через ПВП, в том числе без оплаты проезда, фиксируются и передаются в .

Однако напомним, что в Минтрансе уже назвали такую практику слишком дорогой и не окупающей понесенные потери. Кроме того, если изучить постановление, на которое ссылаются дорожники, и даже КоАП, положения о штрафах за «безбилетный» проезд по платным дорогам в них не найти. В итоге получается, что никаких штрафов за проезд по платным отрезкам там и нет, и дорогами пользуются не только законопослушные автомобилисты, но и «зайцы». При этом цены за проезд постоянно растут.

С каждым годом на просторах России появляется все больше платных дорог. В Кодекс об административных правонарушениях только планируют в скором времени ввести статью, предусматривающую за бесплатный проезд по платной дороге.

Но на некоторых автодорогах уже штрафуют водителей, пытающихся бесплатно проехать по платным магистралям. В этой публикации мы проанализируем все нюансы этого вопроса.

Минтранс РФ совместно с государственной компанией «Автодор» разработали проект закона об эксплуатации платных автодорог по системе Free Flow, предусматривающей отсутствие шлагбаумов перед въездом на дорогу, за езду по которой взымают плату.

Мнение эксперта

Наталья Алексеевна

В этот закон введена статья про админответственность за нарушение правил оплаты проезда по автомобильной дороге, относящейся к категории платных.

Как наказывается неоплата на платной дороге в Беларуси.

Планируется нарушения , работающие в автоматическом режиме, установленные в достаточном количестве при въезде на платные трассы.

Затем по полученным материалам видеосъемки будут составляться постановления об административных нарушениях и по почте направляться правонарушителям.

Автолюбителей-зайцев предлагают сразу штрафовать на 5 000 рублей. Такое довольно строгое наказание, направлено на стимулирование автомобилистов к оплате проезда по платной трассе без применения шлагбаумов. Введение системы Free Flow позволяет не создавать при въезде на платные автомагистрали заторов.

Действующие реалии

На сегодняшний день, до момента внесения автомобилистом средств за проезд, на специально оборудованном пропускном пункте шлагбаум находится в закрытом положении.

На всех магистральных пунктах действуют 2 способа оплаты:

  1. Контактный способ. Водитель передает оператору наличные деньги либо проводит безналичную оплату проезда по автомагистрали.
  2. Бесконтактный способ, предусматривающий, что на машине установлен транспондер, позволяющий оплачивать проезд в электронном режиме.

Тарифы на трассе М4 Дон.

Транспондеры – это автономное оборудование, которое выглядит, как небольшая коробочка, работающая на батарейках. Они позволяют регистрировать автотранспорт и снимать деньги со счета водителя или автовладельца коммерческого транспорта без его остановки.

Автолюбителю необходимо перестроиться на полосу, предназначенную для транспорта, оборудованного транспондерами. Во время зеленого цвета светофора машина проезжает на скорости 30 км/час. Установленная на пропускном пункте система, улавливает сигнал посылаемый транспондером и идентифицирует его в базе данных.

Таким образом, устанавливается, какой автотранспорт проехал через пропускной пункт. Затем в автоматическом режиме рассчитывается необходимая для оплаты сумма, и она снимается со счета. После проведения финансовой операции шлагбаум подымается и авто выезжает на платную автомагистраль. Приобрести транспондер можно у оператора на пункте пропуска.

По статистике, транспондерами оборудовано, примерно четверть всего транспорта выезжающего на платные автодороги. Водители, рассчитывающиеся с оператором наличными или безналичными деньгами, вынуждены простаивать в многокилометровых очередях. До момента проведения оплаты шлагбаум перед машиной закрыт.

Как сейчас наказывают за неоплаченный выезд на платную магистраль

Если неуплата сопровождалась тем, что водитель сбил шлагбаум и уехал по платной автодороге, то оператор пропускного пункта передаёт информацию в ГИБДД.

Правоохранители рассматривают материалы дела, и в случае зафиксированного камерой видеонаблюдения правонарушения обвиняют автомобилиста по ч. 2 ст. 12.27 КоАП за оставление места ДТП в нарушение дорожных правил.

За нарушение этой части статьи предусмотрены 2 санкции: 15 суток админареста или лишение удостоверения на 1-1,5 года.

Кроме того, «Автодор» может подать на автомобилиста в суд за порчу имущества – шлагбаума. Зачастую, вслед за протаранившей шлагбаум машиной бесплатно проезжают другие автомобили. Привлечь к ответственности водителей, не повредивших шлагбаум, не получится.

В тестовом режиме на пропускном пункте, расположенном на 515 км дороги М-4 «Дон», были установлены комплексы фотофиксации нарушений оплаты проезда по платной трассе. Они включают: дорожные знаки «Стоп линия», светофоры и сертифицированные комплексы автоматической фиксации нарушений «Фотофиниш-01».

На основании отснятых материалов, автомобилистам грозит наказание в виде 1 000 рублей админштрафа за проезд на запрещающий сигнал светофора. Квитанции на уплату штрафной санкции приходят по почте. Таким образом, автомобилисту штраф пришел не за неоплаченный проезд по платному участку дороги, а игнорирование сигналов светофора.

Итог

Действующим Административным кодексом не предусмотрены санкции за проезд платного участка трассы без оплаты. Наказывают только автолюбителей, которые протаранивают шлагбаумы. Причем, они попадают под санкции КоАП за оставление места ДТП, а также «Автодор» может подать на них в суд за порчу имущества.

ГИБДД в виде эксперимента установило на одном из пунктов пропуска светофоры и систему видеофиксации их игнорирования. Присылая всем правонарушителям письма счастья со штрафами за проезд на красный сигнал светофора, они хотят снизить численность водителей-зайцев. Удачи на дорогах!

В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) до сих пор нет статьи за неоплату проезда по платным дорогам. Проектом соответствующих поправок занимается Минтранс, но ведомству, судя по всему, сейчас не до этого.

Тем, что наказания за нарушение не предусмотрено, пользуется масса водителей, которые практикуют множество методов: от проезда «паровозиком» вплотную к впереди идущей машине, водитель которой оплатил проезд, до брутального отгибания шлагбаума бампером.

Однако в госкорпорации «Автодор» и ГИБДД нашли способ бороться с такими «зайцами». На одном из пунктов оплаты в Воронежской области был установлен комплекс «Фотофиниш-01», фиксирующий проезд на запрещающий сигнал светофора. Под шлагбаумом нарисовали широкую стоп-линию, а за ним установили стандартный светофор.

В итоге водитель, который не оплатил проезд по платной трассе, получает по почте штраф в 1000 руб. по статье 12.12 КоАП России («Проезд на запрещающий сигнал светофора или запрещающий жест регулировщика»). Владельцу приходят три красочных фотографии: первая с закрытым шлагбаумом и красным сигналом светофора, вторая в момент пересечения стоп-линии и третья: фото задней части машины, на котором также виден светофор с запрещающим движение сигналом.

Камеры пока установлены лишь на одном пункте, расположенном на 515-м км трассы М-4 «Дон». Связано это с тем, что здесь поток «зайцев» наиболее высок: участок платной дороги проходит в черте Воронежа и многие экономят время, используя эту трассу вместо бесплатных улиц. О том, насколько велик поток нежелающих платить, говорит статистика: за 10 дней работы камеры «выписали» 500 постановлений о штрафе, причем 100 из них - за повторное нарушение!

I. Оказание услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог регулируется .

ВАЖНО! В соответствии с п. 5 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (плата в Систему «Платон»), за проезд по платным участкам автомобильных дорог
НЕ ВЗИМАЕТСЯ!

II. Для оплаты проезда по платным участкам автомобильных дорог предусмотрены Пункты взимания платы (далее - ПВП), расположенные непосредственно на дороге. Существуют следующие виды систем взимания платы:

1. Открытая система взимания платы (реализована на платных участках автомобильных дорог М-3 «Украина» и М-4 «Дон», кроме участка км 414 – км 464).

  • Плата за проезд взимается только при проезде через единственный ПВП, расположенный на въезде, выезде или на протяжении платного участка, при этом платный участок имеет свободные въезды и выезды на примыкающие дороги, не оборудованные ПВП. Таким образом, пользование отдельными частями платного участка без пересечения ПВП будет бесплатным.
  • Размер платы за проезд не зависит от фактически пройденного расстояния по платному участку и устанавливается Государственной компанией в соответствии с принятыми тарифами.

2. Закрытая системы взимания платы (реализована на платных участках автомобильной дороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург» и на участке 414-464 км автомобильной дороги М-4 «Дон»).

  • Закрытая система взимания платы предусматривает въезд на платный участок и выезд с него через соответствующие ПВП, при этом все въезды и выезды с платного участка оборудованы ПВП.
  • С помощью систем контроля на въездном и выездном ПВП фиксируется весь маршрут Пользователя, оплата за проезд производится на выездном ПВП с учетом имеющейся у оператора информации о месте въезда автомобиля на участок.
  • Таким образом, размер платы за проезд зависит от фактически пройденного расстояния по платному участку и устанавливается Государственной компанией в соответствии с принятыми тарифами.

3. Смешанная система взимания платы (на участке 414-464 км автомобильной дороги М-4 «Дон»).

  • Смешанная система взимания платы предусматривает въезд на платный участок и выезд с него через ПВП, находящиеся на въезде и выезде с платного участка.
  • Оплата за проезд производится на въездном ПВП, при наличии факта оплаты и условии нахождения автомобиля на данном платном участке не более 12 часов на выездном ПВП плата не взимается. В противном случае на выездном ПВП взимается плата в размере принятого Государственной компанией тарифа на данном участке.
  • Передвижение внутри такого платного участка - въезды и выезды с примыкающих дорог остаются свободными.

III. На платных участках применяется следующая классификация категорий транспортных средств*:

Пример транспортного средства Критерий классификации
Общая высота Оси
Высота ≤ 2 м 2 и более

Легковые автомобили, многофункциональные транспортные средства, мотоциклы, автомобили с прицепами высотой менее 2 м

2 м < Высота < 2,60 м

2 и более

Автомобили с прицепами высотой от 2 м до 2,6 м

Высота ≥ 2.60 м

2 оси

Транспортные средства с 2 осями и высотой более 2,6 м

Высота ≥ 2,60 м 3 оси и более

Транспортные средства с 3 и более осями и высотой более 2,6 м,
включая транспортные средства 2-ой категории с прицепами, высота которых превышает 2,6 м

Классификация транспортных средств необходима для определения размера платы за проезд. Классификация основывается на количестве осей и высоте транспортного средства пользователя.

Категория транспортного средства Пользователя и применимый размер платы за проезд определяется автоматически при проезде через ПВП. В случае несогласия Пользователя с автоматически определенной категорией его транспортного средства, определение Категории ТС по заявлению Пользователя может быть произведено вручную на Пункте взимания платы сотрудником Оператора с применением сертифицированных и поверенных измерительных инструментов.

*Примечания:

  • Аксессуары и багаж, перевозимые на крыше и задней двери транспортных средств 1-й и 2-й категорий, в расчет габаритной высоты не включаются.
  • Транспортное средство со специальными техническими устройствами типа климатической установки, закрепленным на крыше, классифицируется по наивысшей точке.
  • Транспортное средство 1-й категории, высота которого, с учетом перевозимого груза, превышает 2,6 метра, классифицируется по 2-й категории.
  • Транспортное средство 1-й и 2-й категорий с прицепом, высота которого, с учетом перевозимого груза, превышает 2,6 метра, классифицируется по 2-й категории (за исключением автовозов, эвакуаторов и других транспортных средств, перевозящих автомобили).
  • Транспортное средство с имеющимися на крыше снегом и/или ледяным покровом, влияющими на расчет габаритной высоты, классифицируется по наивысшей точке.
  • Транспортные средства 3-й и 4-й категорий с конструктивной возможностью подъема одной из задних осей для отрыва её от дорожного полотна классифицируются по количеству фактически установленных на транспортном средстве осей вне зависимости от положения оси.
  • Транспортные средства, двигающиеся на жесткой сцепке, классифицируются как одно транспортное средство по классификационным признакам наивысшего транспортного средства с учётом общего количества осей.
  • Транспортные средства, двигающиеся на гибкой сцепке (буксировочный трос), классифицируются как два независимых транспортных средства с раздельной оплатой.

IV. Пользователям платных дорог, осуществляющим оплату проезда с помощью транспондеров T-pass, для корректного списания средств необходимо:

  • Разместить транспондер T-pass за зеркалом заднего вида в легковом автомобиле или в нижней части лобового стекла над дворниками в грузовом автомобиле, в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
  • Убедиться, что денежных средств на лицевом счете достаточно для оплаты проезда. Время зачисления денежных средств должно быть не менее 30 минут до предполагаемого проезда.
  • Информацию по состоянию лицевого счета и детализацию проездов и оплат можно получить в на сайте или в мобильном приложении «Автодор».
  • При наличии в автомобиле нескольких транспондеров, любой из них может быть считан при пересечении ПВП. Поэтому, если в транспортном средстве находятся устройства, которые не планируется использовать для оплаты проезда в данный момент, рекомендуется держать в специальном экранирующем пакете. Приобрести ZIP-пакет можно в любом Центре продаж или в .
  • В противном случае существует риск нежелательного списания средств с перевозимого транспондера (при положительном балансе), либо, если в транспортном средстве находится, в том числе, транспондер с недостаточным для оплаты проезда балансом и оборудование считает именно этот транспондер, шлагбаум не откроется, при том что на счете другого устройства будет достаточное для оплаты количество денежных средств.
  • ООО «Автодор - Платные Дороги» не несет ответственность за неправильное размещение транспондера в транспортном средстве Пользователя, либо за списание денежных средств с лицевого счета другого транспондера.

Сравнение вариантов оплаты проезда

Достоинства и недостатки

Транспондер
Т-pass
Наличные денежные средства

Скидка до 40% на оплату проезда по платным участкам автомобильных дорог М-4 «Дон», М-11 «Москва-Санкт-Петербург» и М-3 «Украина» в зависимости от пройденных участков и протяженности маршрута

Дополнительная скидка на проезд до 10% при подключении к Программе лояльности Государственной компании "Автодор" , Размер скидки зависит от интенсивности проездов и составляет от 3% до 10%)

Российские власти рассматривают вопрос о введении нового штрафа для автомобилистов. Речь идет о санкциях за отказ оплачивать проезд по платным трассам. Вопрос о введении нового штрафа возник в связи с появлением в интернете видеороликов о том, как автовладельцы проезжают по платным дорогам без оплаты, пристраиваясь вплотную к впереди идущему автомобилю, а иногда сбивая шлагбаумы. Сейчас платные дороги в России эксплуатируют частные структуры, которые не могут установить никаких санкций в отношении водителей. В этой связи министерство транспорта занялось разработкой законопроекта о штрафах за отказ оплачивать движение транспорта по платным трассам.

«Водители, которые проезжают «зайцем», наносят существенный убыток. Получается ситуация, при которой вместо передовых технологий надо забор ставить», - прокомментировал ситуацию в эфире «Коммерсант FM» директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.

Тем временем, Государственная компания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») с целью ликвидации заторов перед пунктами пропуска на платные дороги, планирует в скором времени убрать шлагбаумы. Однако это создает дополнительную возможность для водителей не платить за пользование платной трассой, тем более что на законодательном уровне никаких штрафных санкций за это пока не предусматривается. Но соответствующие поправки в КоАП уже в скором времени должны быть приняты. Планируется, что штраф за бесплатный проезд по платной дороге будет составлять 5 000 руб. Именно такая санкция заложена в законопроекте Минтранса, разработанном с участием «Автодора». При этом нарушение будет регистрироваться камерами фотовидеофиксации, а само постановление доставляться до автовладельца почтой. Введение соответствующего штрафа служит одной из мер по реализации free flow - проекта, позволяющего на платных трассах отказаться от всех шлагбаумов. Пока все пункты сбора на действующих магистралях гибридные, в которых реализованы два метода взимания средств: путем оплатой наличными или банковской картой и при при помощи транспондеров бесконтактным способом. Но до момента оплаты шлагбаумы на сегодняшний день всегда закрыты, а транспондерами пока оборудованы около четверти проезжающих автомобилей. Все остальные ТС задерживаются у пунктов сбора для передачи наличных, провоцируя появление многокилометровых заторов на загруженных участках.

Что следует ожидать после введения Free flow

Водителям нужно быть готовыми не только к повышению оплаты проезда, но и к дооборудованию своего транспортного средства. Чем придется дополнительно оснащать автомобиль, зависит от того, какая из разрабатываемых в настоящий момент технологий free flow будет выбрана в итоге:

1. Использование специальных навесных комплексов - автомобиль идентифицируется посредством камер, оптических датчиков и лазеров. Оснащать ТС в этом случае не приходится, однако проблема в том, что при плохих погодных условиях эта техника срабатывает не всегда. Данная технология уже обкатывается на одном из участков трассы М-1 «Беларусь».

2. Применение номерных знаков со специальными встроенными RFID-метками. При этом становится ненужным привычный транспондер, но стандартные государственные номерные знаки придется заменить на новые.

И, конечно, с введением новой статьи КоАП появятся правовые основания для наказания водителей, «паровозом» следующих, например, за фурами и избегающих таким образом оплаты, так как шлагбаум попросту не успевает закрыться. В настоящий момент даже при наличии данных о нарушении и снимков с камер видеофиксации административной ответственности такие водители не несут, поскольку при проезде через пункт пропуска шлагбаум перед их транспортным средством фактически был открыт.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: