Рф вступают в силу. Как производится официальное опубликование нормативных правовых актов. Приложение. Перечень актов Президента Российской Федерации, признанных утратившими силу

  • Юридическая техника как учебная дисциплина
    • Юридическая техника в структуре теории государства и права
    • Эволюция научных взглядов о юридической технике
    • Предмет юридической техники
    • Методология юридической техники
    • Структура курса «Юридическая техника»
    • Значение юридической техники для юриста
  • История развития юридической техники
    • Практика применения юридических технологий и наука юридической техники
    • Юридическая техника в древнем обществе (архаичное право)
      • Правоприменительная техника в древнем обществе
    • Юридическая техника в традиционном обществе (сословное право)
    • Юридическая техника в индустриальном обществе (развитое, зрелое, общегосударственное право)
      • Правоприменительная техника в индустриальном обществе
  • Понятие и виды юридической техники
  • Общие правила юридической техники (содержание юридической техники)
    • Понятие содержания юридической техники
    • Правила достижения социальной адекватности права (содержательные правила)
    • Правила обеспечения логики права
    • Структурные правила (внутренняя форма правового документа)
    • Языковые правила
    • Формальные (реквизитные) правила
    • Процедурные правила
  • Правотворчество
    • Понятие и виды правотворчества
    • Законодательство: три подхода к его пониманию
    • Требования к законодательству (критерии качества законодательства)
    • Ошибки в законотворчестве
    • Экспертиза проектов нормативных актов
    • Понятие законодательной техники и ее содержание
  • Правила формирования содержания нормативных актов
    • Требования к содержанию нормативных актов (содержательные правила)
    • Основные способы и приемы формирования содержания нормативных актов
    • Логика нормативного правового акта
      • Система логических требований (правил) в правотворчестве
      • Регламентирование всех элементов логической нормы права
    • Требования к внутренней форме нормативных актов
    • Языковые правила
      • Система языковых (лингвистических) средств нормативных актов
      • Стиль нормативных актов
      • Символические приемы
  • Техника создания корпоративных нормативных правовых актов
    • Понятие и признаки корпоративного права
    • Принципы создания корпоративных нормативных актов
    • Особенности корпоративных актов
    • Ошибки при принятии корпоративных актов
  • Правотворческая процедура
  • Опубликование и вступление в силу нормативных актов
    • Опубликование нормативных актов
    • Вступление нормативных актов в силу
  • Систематизация правовых актов как вид юридической работы
    • Понятие и причины систематизации
    • Причины и значение систематизации
    • Принципы систематизации
  • Правила систематизации юридических документов
    • Кодификация и правила ее проведения
    • Консолидация и правила ее проведения
    • Инкорпорация и правила ее проведения
    • Учет правовых актов
    • Компьютеризация работы по систематизации
  • Толкование как вид юридической работы
    • Понятие толкования
    • Структура толкования
    • Причины толкования
  • Техника толкования нормативных актов
  • Правила создания правореализационных юридических документов
    • Осуществление норм права
    • Правореализационные документы и техника их создания
  • Техника ведения договорной работы
    • Технико-юридические особенности договоров
      • Понятие и содержание договора
      • Типовая структура договора
    • Ведение договорной работы
    • Стадии договорной работы
  • Правоприменение как тип осуществления права
  • Судебные акты и техника их составления
    • Виды судебных актов
    • Судебное решение и приговор как основные акты правосудия: общая характеристика
    • Требования к содержанию основных судебных актов
      • Обоснованность и мотивированность
      • Справедливость и полнота
    • Правила обеспечения логики основных судебных актов
    • Структура основных судебных актов
    • Языковые правила составления судебных актов
      • Стилистические правила

Вступление нормативных актов в силу

Значимость вступления нормативных актов в силу

М. С. Студеникина отмечает, что нормы права, устанавливающие порядок вступления законов в силу, позволяют избежать неоправданных задержек с их опубликованием. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, государственные органы, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировав тем самым его реализацию.

К сожалению, установленная норма не подкреплена никакой ответственностью за ее несоблюдение. Кроме того, сложно найти основание, которое могло бы запретить заинтересованным структурам задерживать срок официального опубликования закона.

Поскольку момент вступления нормативных актов в силу напрямую связывается с их опубликованием, следует выяснить, когда же таковой наступает. В Институте законодательства и сравнительного правоведения комментируют данную ситуацию следующим образом: «Формулировка "со дня опубликования" предполагает, что день опубликования включается в срок вступления акта в силу; формулировки "после дня официального опубликования" и "после опубликования" означают, что срок вступления в силу акта начинается со следующего дня после дня его официального опубликования».

Способы вступления нормативных актов в силу

Момент вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами.

Первый способ . В законодательстве устанавливается следующее общее правило: нормативный акт вступает в силу после определенного срока со дня их опубликования. Нет особой необходимости доказывать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сразу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание нормативного акта, пока он находится в состоянии «бездействия», сообразовать с ним свое поведение.

Однако сроки вступления в силу различаются в зависимости от того, о каком виде нормативного акта идет речь.

На сей счет установлены следующие правила:

  • законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования;
  • указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования;
  • постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу по истечении семи дней после дня их официального опубликования;
  • ведомственные нормативные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Практика свидетельствует, что это общее правило мало используется.

Второй способ . Чаще используется другое правило: нормативный акт вступает в силу с указанной в нем конкретной календарной даты. В большинстве случаев устанавливаемая конкретная дата увеличивает временной разрыв между днем опубликования закона и днем введения его в действие.

Например, Уголовный кодекс РФ был принят 13 июня 1996 г., а вступил в силу с 1 января 1997 г.; Семейный кодекс РФ был принят 29 декабря 1995 г., введен в действие (за некоторыми исключениями) с 1 марта 1996 г. Бесспорно, такая регламентация сроков вступления законов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознакомиться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.

Третий способ . Вступление закона в силу со дня его официального опубликования стало приоритетным способом в последнее время. Но объяснить эту тенденцию объективными причинами, кроющимися в самой специфике принятых законов, весьма затруднительно. В число законов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, попали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъектов, которым они адресованы, и по характеру регулируемых отношений. В этой группе есть законы, состоящие всего из одной-двух статей, а есть и такие, которые насчитывают 100 статей и более.

Четвертый способ . Закон вступает в силу при наступлении определенного события или при условии совершения каких-либо действий. Отлагательное условие для вступления закона в силу - довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени. Наиболее отчетливое проявление этот вариант находит в случаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с принятием какого-то специального законодательного акта.

Например, в Федеральном законе от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусматривалось, что гл. 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного кодекса РФ.

Прием отлагательных условий для определения даты вступления в силу используется иногда как своеобразная уловка, чтобы отсрочить на значительное время реализацию уже принятого закона. Причины такой «отсрочки» могут быть самыми разными, в том числе конъюнктурными.

Безусловно, М. С. Студеникина права, когда утверждает, что «в законодательной деятельности абсолютным должно быть правило - закон может приниматься только тогда, когда для этого созрели все условия. Если же этого нет, то работа на "опережение" в законотворчестве, под каким бы предлогом она ни проводилась, не может поощряться. Само же последующее использование в такой ситуации приемов отсрочки введения в действие уже принятых законов должно признаваться нелегитимным».

Если рассматривать данные способы вступления нормативных актов в силу с точки зрения простоты и точности определения момента вступления в силу закона, наиболее предпочтительным выглядит способ, при котором в законе указывается конкретная календарная дата, с которой закон вводится в действие. Однако даже он не во всех случаях является удобным. Это связано с многоэтапной процедурой принятия, согласования и одобрения законов.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


Документ с изменениями, внесенными:

(Российская газета, N 212, 26.10.1999);
(Российская газета, N 238, 24.10.2011) (вступил в силу с 10 ноября 2011 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, N 0001201707010030);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.05.2019, N 0001201905010039) (о порядке вступления в силу см. ).

____________________________________________________________________

Статья 1

Статья 1. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Статья 2

Статья 2. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Статья 3

Статья 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Статья 4

Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
(Статья в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2011 года Федеральным законом от 21 октября 2011 года N 289-ФЗ .

Статья 5

Статья 5. "Парламентская газета" является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в "Парламентской газете". Обязательному опубликованию в "Парламентской газете" подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании (часть дополнительно включена с 26 октября 1999 года Федеральным законом от 22 октября 1999 года N 185-ФЗ).
____________________________________________________________________
Части первая и вторая предыдущей редакции с 26 октября 1999 года считаются соответственно частями второй и третьей настоящей редакции - Федеральный закон от 22 октября 1999 года N 185-ФЗ .
____________________________________________________________________

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Статья 6

Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Статья 7

Статья 7. "Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Статья 8

Статья 8. "Собрание законодательства Российской Федерации" состоит из пяти разделов:

в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;

во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;

в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации; во второй части - иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера.

Статья 9

Статья 9. Публикуемые в "Собрании законодательства Российской Федерации" акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.

При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Статья 9_1.

Статья 9_1. "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 148-ФЗ .

На "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающие введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер, акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат частью 1 статьи 102 и частью 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации , указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации о разъяснении постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, а также иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования).
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 254-ФЗ ; (в редакции, введеной в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 83-ФЗ .

На "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) могут быть размещены (опубликованы) иные акты палат Федерального Собрания, правовые акты Правительства Российской Федерации, других органов государственной власти Российской Федерации, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) актов, указанных в части третьей настоящей статьи, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 10 ноября 2011 года Федеральным законом от 21 октября 2011 года N 289-ФЗ)

Статья 10

Статья 10. Признать утратившими силу:

Закон РСФСР от 13 июля 1990 года "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 6, ст.93);

Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст.8).

Статья 11

Статья 11. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 12

Статья 12. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

В соответствии с Конституцией РФ законодательная инициатива принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ.

Все проекты законов вносятся в установленном порядке в Государственную Думу.

Особый порядок установлен только для законопроектов по налогам и сборам и тех, в которых предусмотрены расходы за счет федерального бюджета.

Перед внесением их в Государственную Думу данные законопроекты в обязательном порядке должны получить заключение Правительства РФ.

Нормативно-правовые акты принимаются в результате правотворчества уполномоченных на это государственных органов.

Правотворчество - это довольно емкий процесс, занимающий определенный промежуток времени.

Он состоит из особых этапов или, так называемых, стадий:

  • Сначала государственным органом вносится предложение по принятию того или иного правового акта и предоставляется его проект – это первый этап.
  • Затем происходит обсуждение проекта нормативного акта – это уже второй этап.
  • Далее следует третий этап – принятие, а также утверждение данного проекта уполномоченным государственным органом.
  • И последняя, заключительная стадия правотворчества – это обнародование официального нормативного акта, т.е. доведение его до сведения граждан.
Если последний этап не выполнен – нормативный акт не будет являться обязательным для исполнения – об этом прямо говорится в п. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Кроме того, тексты актов могут быть опубликованы в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны РФ, а также в других печатных изданиях, доведены до сведения граждан по телевидению и радио и т.п.

Вступление в юридическую силу нормативных Актов Президента происходит по всей России единовременно спустя 7 дней с даты их официального опубликования.

Все остальные акты Президента, а также те, которые составляют государственную тайну, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства, которые регулируют права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливают правовой статус федеральных органов исполнительной власти, и организаций, вступают в силу спустя 7 дней с момента их первого официального опубликования.

Все другие виды акты Правительства вступают в силу с момента их подписания. Кроме этого в данных документах может устанавливаться иной порядок их вступления в силу.

Для нормативных актов федеральных органов исполнительной власти является обязательным их регистрация в Минюсте РФ, и дальнейшее их официальное опубликование в "Российской газете". Официальное опубликование производится в течение 10 дней после регистрации.

Кроме этого, официальной публикацией считается издание текстов данных актов в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ.

Порядок опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов

В уставе каждого муниципального образования содержится указание о том, в каком порядке публикуются, т.е. доводятся до всеобщего сведения муниципальные правовые акты, а также устанавливается порядок вступления их в силу.

Исключение составляют правовые акты, регулирующие налоги и сборы – их порядок вступления в силу устанавливается Налоговым кодексом РФ.

А также местные акты, которые регулируют права, свободы и обязанности человека и гражданина, по общему правилу, вступают в силу с момента их официального опубликования.

Закон (как и все иные нормативно-правовые акты) имеет пределы своего действия в следующих основных «измерениях»: во времени, в пространстве, по лицам.

Установление этих пределов - границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость применения со держащихся в данных актах общеобязательных норм.

Действие закона, равно как и любого другого нормативного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается - с момента утраты им юридической силы. В одних случаях вступление закона (иных нормативно-правовых актов) в силу связывается с датой его принятия или утверждения. В других случаях вступление закона (иных нормативно-правовых актов) в силу соотносится с датой его опубликования (обнародования).

Действие закона во времени

Действие закона (иных нормативно-правовых актов) во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Вступление в силу может быть осуществлено одним из следующих способов:

через указание в тексте на календарную дату, с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;

через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление Закона в юридическую силу («с момента опубликования», «с момента подписания» и т.д.)

по истечении определенного указанного в другом законе (например в ФЗ от 14 июня 1994 г. №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального собрания») времени после официального опубликования.

Момент утраты юридической силы определяется также волей законодателя и может быть связан:

с истечением срока, на который он был принят (для временных актов)

с наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте).

Все остальные способы - способы прекращения правового действия, а не способы прекращения юридической силы. Например: принятие акта большей юридической силы. Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу) и ультраактивное действие (акт утрачивает силу, а отдельные нормы продолжают действовать).

Действие закона (иных нормативных актов) во времени - наиболее сложные вопросы. Начальным и конечным моментами такого действия являются вступление в действие закона и прекращение действия закона. И прав был Г.Ф. Шершеневич, определяя границы действия закона во времени когда писал, что закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует его применять, чрезвычайно важен в практическом отношении. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие / В.Н.Хропанюк; под ред. А.Е.Стрекозова. -М.: Омега-Л, 2008. - С.263-265.

Вступление (введение) закона в действие происходит в соответствии со следующими тремя принципами:

а) немедленное действие, когда закон со дня вступления распространяется на все случаи только «вперед» (это особо важно для длящихся отношений, например алиментных); все, что было до дня вступления закона в действие, под него не подпадает; именно такой порядок использован в гражданском законодательстве.

Согласно статьи 4 ГК РФ, «по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие» Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 08.05.2010). (в области гражданского права существуют и сложные случаи, связанные со значительной юридической силой договоров по частноправовым отношениям; согласно статьи 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров);

б) обратное действие (обратная сила), когда закон со дня вступления в действие распространяется на все случай и «вперед» и «назад», т.е. и на случаи, которые происходили раньше, в прошлом;

в) переживание закона, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать действовать по отдельным вопросам.

Типичным, нормальным в условиях законности вариантом действия закона является первый - немедленное действие.

Обратная сила закона - исключение, каждый случай придания закону обратной силы должен быть особо оговорен в законе. В соответствии со статьей 54 Конституции закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это правило еще более строго сформулировано в отношении правонарушений: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением». В то же время, как сказано в той же статье 54, «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ).

Переживание закона - редкие случаи, связанные со сложными ситуациями, тоже особо оговариваемыми в законе.

Момент (день) вступления закона в действие нужно отличать от момента (дня) обретения им юридической силы .

Закон приобретает юридическую силу на основе его принятия Государственной Думой в окончательной редакции и одобрения Советом Федерации (конституционный закон - его принятия и одобрения обеими палатами в предусмотренном конституционном порядке, о котором ранее говорилось).

Практически в соответствии со сложившейся практикой закон обретают юридическую силу после его подписания Президентом. С того же времени, если это прямо предусмотрено в законе, он может вступить в действие.

Однако, как правило, вступление закона в действие отдалено во времени от дня его принятия и подчинено особому порядку. Этот порядок в Российской Федерации урегулирован в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (принят Государственной Думой 25 мая 1994 г.; одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 г.).

Во многих случаях законодательный орган одновременно с законом принимает особый акт о порядке вступления в действие данного закона. Так, одновременно с частью первой ГК РФ 21 октября 1994 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», состоящий из 14 статей, в которых регламентируется весь комплекс вопросов о введении в действие Кодекса, в том числе отдельные случай обратной силы и «переживания» его отдельных положений.

Таким образом, решающее значение в порядке вступления закона в действие имеют:

Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства Российской Федерации». Здесь, как и в иных случаях, официальное опубликование - не только акт, свидетельствующий о завершении правотворческого процесса, но и, в сущности, даваемое государством свидетельство достоверности и точности содержания нормативного акта.

Общий порядок - закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Вместе с тем самим законом или особыми законодательными актами может быть установлен и другой порядок вступления закона в силу.

При принятии закона может быть предусмотрено, что он вступает в действие непосредственно с момента официального опубликования. В ряде случаев закон вступает в действие по истечении срока, специально предусмотренного при принятии закона. Так, часть первая ГК РФ в соответствии с упомянутым ранее Федеральным законом «О введении в действие…» вступила в силу с 1 января 1995 г. (за исключением положений, для которых данным законом установлены иные сроки введения в действие; например, гл. 4 Кодекса вступила в действие со дня официального опубликования Кодекса, т.е. с 8 декабря 1994 г. - дня опубликования Кодекса в «Российской газете»).

Законы, акты палат Федерального Собрания публикуются не только в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Российской газете». Они могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, в том числе и в виде отдельных изданий, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Определенные правила установлены в отношении сроков вступления в действие актов Президента и Правительства Российской Федерации. Официальное опубликование этих актов осуществляется в том же самом издании, в котором публикуются законы, акты палат, - в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Нормативные акты Президента вступают в действие по истечении семи дней после их опубликования, а если в акте указан срок вступления в силу, - в указанный срок. Специальный порядок установлен для вступления в действие актов Правительства.

Существуют определенные правила вступления в силу и ведомственных актов. С 1 марта 1993 г. ведомственные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер (т.е. акты внешнего действия), проходят регистрацию в Министерстве юстиции и, если иное не предусмотрено законодательством, подлежат официальному опубликованию.

Прекращение действия закона означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) истечение срока, на который был принят закон (таков, в частности, закон о бюджете);

2) отмена закона (в постановлении законодательного органа о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают юридическую силу);

3) фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы (это наименее приемлемый способ прекращения действия нормативного акта, он порождает неопределенность, создает трудности на практике).

Судам, иным юрисдикционным органам иногда приходится оценивать правомерность фактов и ситуаций, которые происходили в прошлом. Поскольку применительно к указанным фактическим обстоятельствам не предусмотрена обратная сила действующего на данный момент закона, то суду, иному юрисдикционному органу следует при такой оценке руководствоваться законом, который действовал в то время, когда происходили соответствующие события.

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Комментируемая статья определяет время вступления Закона в силу.

По общему правилу, действие закона во времени начинается с момента вступления его в силу. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления их в силу. Любой нормативный акт подлежит доведению до сведения общественности: это является обязательным и необходимым условием для вступление его силу. Нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, не доведенные до сведения населения в установленном порядке, считаются недействительными.

Доведение федеральных законов до сведения общественности осуществляется путем опубликования в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация полного текста соответствующего нормативного акта в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства РФ". Федеральные законы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Текст комментируемого Федерального закона был опубликован в "Российской газете" от 5 августа 1998 г. и в Собрании законодательства РФ от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3802.

2. Момент вступления в силу всего или отдельных норм закона может быть специально указан в самом законе.

Комментируемый Федеральный закон вступает в силу в следующем порядке:

а) п. 3 ст. 7 (об участии педагогов, медицинских и социальных работников, других специалистов по поручению органов опеки и попечительства в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов детей);

б) п. 3 ст. 9 (о праве обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка, а также о праве проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав);

в) п. 3, 4, 6, 7 ст. 13 (о целевом использовании объектов социальной инфраструктуры для детей; п. 6 ст. 13 утратил силу с 1 января 2005 г. на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ);

г) п. 3 ст. 15 (о возможности общественных объединений и организаций обращаться в суд и защищать права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);

д) п. 2 ст. 23 (об освобождении от уплаты государственной пошлины исков о защите прав детей).

2) с 1 июля 1999 г. Закон вступил в силу за исключением ст. 8, которая должна была вступить в силу с 1 января 2000 г. (ст. 8 комментируемого Закона утратила силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ);

Установление такой отсрочки вступления Закона в силу по отдельным его положениям было связано с необходимостью разработки в соответствии с комментируемым Законом правовой базы, регулирующей вопросы защиты прав детей. Ведь нормы должны иметь не только декларативный характер, а иметь конкретный механизм исполнения.

2. С момента принятия комментируемого Закона в него не раз вносились изменения. Изменения были внесены следующими документами:

Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 118-ФЗ "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона);

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона);

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства РФ" (изменения вступили в силу с 1 января 2009 г.);

Федеральным законом от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья" (изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона);

Федеральным законом от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом РФ" (изменения вступили в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона);

Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона);

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (изменения вступили в силу с 1 января 2005 г.);

Федеральным законом от 20 июля 2000 г. N 103-ФЗ "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (изменения вступили в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона).

Изменения, вступившие в силу 1 января 2005 г., оказались наиболее существенными. Они были связаны с изменением разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

2. Комментируемый Федеральный закон подчиняется общему правилу о том, что акты законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие.

Таким образом, можно сказать, что комментируемый Закон применяется к отношениям к отношениям в области обеспечения дополнительных государственных гарантий детям, возникшим после дня его вступления в силу. Соответственно, к вновь возникающим в данной области отношениям, комментируемый Закон применяется в полной мере. К отношениям в области обеспечения дополнительных государственных гарантий, возникшим до дня вступления в силу комментируемого Закона, данный Закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после его вступления в силу.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: