Правовая система общества: понятие и структура. Национально-правовая система и правовая семья. Правовая система

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРЫ, ФУНКЦИИ

, Ярославский государственный университет им.

А. Понятия и сущности национальных правовых систем обстоятельно исследуются отечественными (, и др.) и зарубежными (Р. Давидом, Р. Леже, Н. Руланом, К. Цвайгертом, Л. Фридмэном и др.) авторами.

Анализ мнений указанных и иных авторов привел нас к выводу о том, что под правовой системой общества следует понимать единый комплекс органически взаимосвязанных и взаимодействующих между собой правовых явлений (права, правосознания , юридической практики и т. п.), с помощью которого осуществляется целенаправленное воздействие на поведение людей, их коллективов и организаций и юридическое обеспечение (обслуживание) разнообразных сфер общественной жизни .

Ей присущи такие основные свойства :

1. Правовая система представляет собой важнейший компонент любого гражданского общества . Это особая разновидность социальной (общественной) системы , возникновение, развитие и функционирование которой тесным образом связано с экономической и политической системами общества, его культурой и духовной средой в целом.

2. Это сложноорганизованная система. Правовая система любого общества состоит из следующих основных компонентов: а) объективного права , взятого в единстве содержания и форм его выражения (указанное единство обозначается термином "система права"); б)юридической практики (правотворческой, правоприменительной и др.), осуществляемой в рамках правовых отношений; в) правосознания (совокупности юридических идей, взглядов, представлений и т. п.), которое находит выражение в праве, юридических практиках и правоотношениях.

3. Правовой системе общества свойственны не только определенная дифференциация , но и единство. Это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих правовых явлений, процессов и состояний, составляющий органически целостное образование .

4. Она является важным элементом государственного суверенитета, законности и правопорядка. С помощью права, юридической практики и идеологии государство делает свои веления обязательными, проводит внутреннюю и внешнюю политику в жизнь.

5. Как правовая система общества в целом , так и отдельные ее крупные компоненты (право, юридическая практика, правосознание ) также отличаются суверенностью . Так, правовая система обладает определенной независимостью по отношению к экономической и политической системам. Право, например, обладает «верховенством» среди других социальных регуляторов внутри страны и обязательностью, относительной самостоятельностью на международной арене (другие государства не должны, например, нарушать законы и другие нормативные правовые акты России).

6. В любом обществе правовая система обладает определеннойстабильностью и динамизмом. Стабильность правовой системы в значительной степени детерминирована определенными общественными отношениями, стабильностью экономики, политики, социальной и духовной сфер жизни общества. Динамизм правовой системы обусловлен интенсивностью развития и изменения общественных отношений.

7. Правовая система - управляемая (со стороны государства и общественных институтов) и управляющая система. В последнем случае речь идет об активном воздействии права, юридической практики и пр. на поведение людей, экономические, политические и иные процессы.

8. Целенаправленность правовой системы заключается в том, что ее формирование, развитие и функционирование подчинено соответствующим задачам и целям. Так, устранение пробелов в праве с необходимостью требует повышения уровня правосознания и правовой культуры «законодателей», качества и оперативности правотворческой, интерпретационной и правосистематизирующей практик.

9. Адаптивность правовой системы в целом и отдельных ее типов и элементов выражается в их «приспособляемости» к изменяющимся условиям реальной жизни. Так, тенденция взаимного сближения и/ или конвергенции англосаксонской и романо-германской правовых семей обусловлены прежде всего тем, что между странами , в рамках которых формировались данные правовые семьи, устанавливались и углублялись разносторонние и достаточно прочные связи, приведшие, в частности, к созданию в Западной Европе Европейского Сообщества, значительной унификации расположенных на ее территории национальных правовых систем.

10. В качестве самостоятельных можно выделить такие существенные признаки правовой системы, как ее самоорганизованность и органичность . В связи с изменением целей и задач, стоящих перед нею, изменяются ее свойства, структуры, основные элементы, содержания и формы, связи между ними, закономерности развития, функционирования. Как органичная система она представляет собой самоорганизованное целое, которое в процессе своего индивидуального развития проходит последовательные этапы усложнения, дифференциации, интеграции и т. п. ее компонентов и элементов.

11.Она является результатом сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов и организаций, т. е. объективно-субъективным образованием.

12. Это открытая система, в которую постоянно вводится новая информация (экономическая, юридическая и т. д.), нормативно-правовые и иные предписания, идеи, средства и способы их осуществления.

13. Иерархичность – это свойство не только строения, морфологии правовой системы, но и ее «жизнедеятельности», функционирования. Так, в США действуют федеральная правовая система и правовые системы отдельных штатов. При всей их относительной самостоятельности первая относится к образованию более высокого уровня, которая в значительной степени определяет качество и эффективность развития и функционирования правовых систем в различных субъектах Федерации.

Можно выделять и другие признаки (коммуникативность, юстициабельность и т. п.), которые в целом и раскрывают понятие правовой системы, ее особенности, относительно самостоятельное место и роль в любом гражданском обществе.

Б. Правовая система представляет собой полиструктурное образование, включающее, в частности, генетическую, функциональную, логическую (логико-философскую), психологическую, пространственную, временную, горизонтальную, вертикальную, стохастическую, синергетическую, рекурсивную, циклическую и иные структуры.

В литературе существуют разнообразные мнения по поводу логической структуры и элементного состава правовой системы . Анализ существующих точек зрения позволил нам сделать выводы о том, что необходимо выделять, во-первых, основные компоненты, т. е. наиболее крупные образования, составляющие относительно самостоятельные подсистемы в правовой системе общества. К ним, как мы уже отмечали, относится объективное право, юридическая практика и правосознание.

к «частям» правовой системы относит собственно объективное (позитивное) право как совокупность общеобязательных норм, выраженных в законе, иных признаваемых государством формах позитивного права; правовую идеологию – активную сторону правосознания; судебную (юридическую) практику .

Недооценка автором психологического элемента в правовом поведении людей и их коллективов, как свидетельствуют «цветные революции», а также отождествление судебной практики с юридической в целом представляют правовую систему в качестве ущербного образования.

относит к ней все правовые явления, процессы и состояния. «Помимо права, – пишет он, – как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых: правотворчество, правосудие, юридическую практику, нормативные, правоприменительные и правотолкующие акты, правоотношения, субъективные права и обязанности, правовые учреждения (суды, прокуратура, адвокатура), законность, ответственность, механизмы правового регулирования, правосознание и др.» .

в качестве компонентов ПСО предлагает выделять следующие: позитивное право, правообразование, реализацию права, правосознание. Не совсем ясно, почему в ее состав не включены интерпретационная и правосистематизирующая практика, а правотворчество ограничивается только правообразованием.

в качестве ядра, или нормативной основы правовой системы рассматривает право конкретно взятого государства, а также юридическую практику, правосознание и правовую культуру национального сообщества .

Исследование разнообразных точек зрения позволил нам сделать вывод о том, что необходимо выделять элементы (условно неделимые ее составные части) и компоненты , то есть более крупные образования, представляющие собой подсистемы однородных элементов. В самом общем плане к основным компонентам относятся: а) объективное право, взятое в единстве и взаимодействии его содержания и формы; б) юридическая практика (деятельность и социально-правовой опыт), осуществляемая в рамках правовых отношений и иных юридических связей; в) правосознание, которое находит выражение и в объективном праве, и в юридической деятельности, и в правоотношениях.

Под правом нужно понимать систему общих, обязательных нормативно-правовых предписаний, обеспеченную мерами государственного и иного воздействия, внешне выраженную в нормативных правовых актах, договорах и других формально-юридических источниках, отражающую идеи и состояния свободы и ответственности, справедливости и юридического равенства, добра и разумности, гуманизма и честности, личной и общественной безопасности, служащую особым (юстициабельным и т. п.) регулятором поведения людей, их коллективов и организаций.

Данное определение носит интегративный характер, позволяя соединить позитивистские и естественно-правовые, либертальные и психологические, социологические и иные качества права, четко выделить его признаки, элементы содержания и формы.

Юридическая практика – это деятельность по изданию (толкованию, реализации, применению, систематизации и т. п.) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным правовым опытом (социально-правовой памятью).

Изучение соответствующих теоретических источников создает впечатление, что многие авторы не всегда ясно представляют, о чем идет речь при характеристике отдельных типов (видов и т. п.) юридической практики. Иначе просто трудно объяснить следующие «пассажи». Так, Норбер Рулан считает, что термин «юридическая практика» обозначает «все, что связано с применением права». полагает, что под юридической практикой «понимается преимущественно правоприменительная и праворазъяснительная практика, ибо правотворческая деятельность изначально призвана создавать источники права, и ее структурные элементы имеют заранее заданную юридическую природу» (?) .

Раймон Леже пишет: «То, что называют судебной практикой, является совокупностью норм, из которых можно сделать вывод о преемственности судебных решений. Но одно решение, пусть даже и вынесенное высшим судебным органом, не лишает суды, которые в последующем столкнутся с подобным вопросом, свободы в принятии решения. … Судебные решения имеют только убеждающее значение» .

Теория государства и права включает в себя такую обширную категорию, как правовая система. Для данного раздела этой дисциплины характерно сочетание исторических, правовых и социальных явлений, образующих его.

Интерес изучения темы представляет анализ составов, форм и закономерностей взаимодействия отдельных правообразующих элементов, исторических предпосылок их образования, а также социальных факторов.

Любая система, содержащая совокупность правовых аспектов жизни общества, базируется на исторических предпосылках, а поэтому рассмотрение данной темы включает в себя два больших раздела: правовой и историко-социальный.

Понятие правовой структуры общества

Правовая система общества является конкретно-исторической категорией и определена устойчивой единой совокупностью правовых институтов, формирующих своеобразный вектор социальной, экономической, политической и духовной жизни того или иного общества, основанный на историческом генезисе.

Систему права также справедливо называть "правовой действительностью", так как, по сути, первоочередное содержание первой - фундаментальные правовые основы. Любая национальная правовая система, структура которой формирует комплекс норм и правил поведения, действующих в этом обществе, является одним из наиболее значимых критериев, определяющих его развитие.

Понятие функций правовой структуры

Функции правовой системы - воздействие на общество, охватывающее всю совокупность общественной жизни и выраженное в виде взаимодействия правовых элементов по этому поводу.

В наиболее общем значении их можно разделить на 2 группы: социально-экономические и политические. Важным является то, что структура правовой системы организована в соответствии с рядом однородных целей и задач, соответственно, функции и структура зависят друг от друга.

Социально-экономические функции

Социальная и экономическая жизнь общества тесно связана с властвующей в нем правовой идеологией, которую содержит правовая система. Правовые институты создаются и существуют в рамках той же системы, а их применение обосновано ее устойчивостью во времени и пространстве. Именно правообразующая и идеологическая функции являются наиболее значимыми.

При этом, помимо идеологического соотнесения и правообразования, социально-экономические функции конкретизируются:

  1. Определение приоритетных социальных и экономических ценностей.
  2. Формирование подхода к социальному разделению.
  3. Моделирование поведения субъектов социальной и экономической жизни.
  4. Согласование интересов лиц.

Политические функции

В первую очередь относительно политической жизни общества более выражена идеологическая функция. Историческое взаимодействие правовой системы и политической власти - явление симбиотического характера: ресурсы политической власти направлены на защиту и обеспечение функционирования правовой системы, в то время как легитимность власти определяется этой же системой права.

Для политического функционирования общества необходимо исполнение следующих правых функций:

  1. Целеполагание общественного развития.
  2. Легитимизация политической власти.
  3. Организация системы власти в обществе.
  4. Идентификация государства, определение суверенитета, национальной идеологии.

Структура правовой системы общества

Использование права невозможно без соотнесения конкретных категорий общественных отношений к соответствующим правовым семьям, институтам и отраслям. При конкретизации общественных отношений возникает и усиливается правовая дифференциация. Действует правило: чем более объемна та или иная категория общественной жизни, тем шире область права, затрагивающая ее.

На основе этого факта строится структура правовой системы, схема которой формируется на основе категоризации и релевантности соответствующих областей общественной жизни. Следующая схема раскрывает структуру правовой системы.

Также структура правовой системы - это отношения, касающиеся юридической практики, которая непосредственно опирается на систему действующего права, и правовой идеологии.

Правовая идеология

Неотъемлемым элементом существования правовой системы любого общества является правовая идеология, которая вкладывается в нее в ходе историко-социального развития. В правовой идеологии содержатся основы, которые характеризуют правовые взаимоотношения в обществе, а также отличают ее от иных идеологий.

Историческая конкретизация позволяет выявить наиболее существенные на сегодняшний день правовые семьи:

  1. Романо-германская правовая семья - страны Европы, Россия, Латинская Америка.
  2. Англосаксонская правовая семья - Англия, Соединенные штаты, Австралия.
  3. Религиозные правовые семьи - государства с высокой приверженностью религиозным канонам.
  4. Социалистическая правовая семья - СССР, Китай, Куба.

Правовая культура

Существование права в обществе еще не делает его полностью правовым. Для нормального содействия общества и права необходимо наличие правовой культуры. Носителем ее является общество, именно оно выражает отношение к праву и является главным стимулом к его развитию.

Принято считать, что правовая культура выражается в правосознании людей, то есть их осведомленности по поводу действующих норм и правил поведения в форме законов. Структура правовой системы любого общества включает в себя этот элемент как дополнительный фактор, влияющий на ее существование.

Опыт взаимодействия права и общества возможен только в тех правовых системах, которые базируются на демократических постулатах, так как именно в этом случае возникает рефлексия общественного сознания и обратная связь с законом. Общество, которое отвечает этим требованиям, называется гражданским.

Уровень правовой культуры также принято относить к одному из значимых параметров, определяющих развитость того или иного общества. Чем выше уровень правовой культуры, тем больше законы актуализируются согласно реальным общественным требованиям, а значит, увеличивается и формальный объем свободы граждан.

Связь государства и правовой системы

Несомненно, государство - важный участник, выступающий в качестве посредника между обществом и правовой системой. Как говорилось выше, к функциям системы права относится организация и легитимизация системы управления обществом, а это означает, что именно через правовую систему формируются основания для осуществления власти.

Государство объединяет людей, тем самым делая их гражданами. При этом определяется специфика общества, которая заключается в его исторических, культурных, социальных и других устоявшихся правилах жизни. Справедливо положение о том, что государство выступает гарантом того, что на его территории действует правовая система. Понятие, структура, функции и другие особенности складываются на основе исторического опыта того или иного государства и образуют национальную правовую систему.

Национальные правовые системы

Как установлено выше, велика связь государств и правовых систем. Последние выступают в качестве исторического формализованного опыта, то есть являются перечнем норм и правил поведения, приемлемых обществом на территории данной страны.

Национальные правовые системы разнообразны, их множество - до 200 видов, свойственных тому или иному государству. При этом каждой отдельно взятой системе свойственна и своя структура правовой системы, которая отличает ее от остальных.

Также, помимо прочего, стоит отметить, что среди этих систем существуют синтетические и естественные, различие между которыми основано на предпосылках их формирования. Так, синтетические системы образуются преимущественно путем перенятия правовых знаний от других государств, а естественные - с помощью актуализации правовой сферы под привычные историко-социальные традиции.

Структура правовой системы современных государств образует также систему функций и целей. Дело в том, что в результате генезиса национальных правовых систем выделяются некоторые приоритеты, которые, кстати, являются специфическими атрибутами той или иной национальной правовой системы. К числу выделившихся приоритетов можно отнести следующие примеры:

  • Ориентация американской, английской, канадской и др. национальных правовых систем на судебную власть. За счет использования судебного опыта происходит расширение законодательства, а решения суда опираются на уже существующую систему прецедентного права.
  • В государствах исламского мира система божественного права имеет ряд приоритетов над формальным правом и зачастую выступает в качестве источника правосудия.
  • В Европейских государствах с социально-ориентированной экономикой, например в Финляндии, право представлено в первую очередь социально-значимыми положениями, а политические и экономические аспекты находятся на втором плане.
  • В России и ряде стран СНГ право в равной степени существует в частном и публичном видах, никакой приоритет не признается, а также основным источником законов выступает законодательная власть.

Российская национальная правовая система

Российская система права является относительно новой, возраст ее не превышает 30 лет. И хотя новизна правовой системы России позволяет говорить о незавершенности процесса формирования окончательной системы права, она может быть названа выделяющейся и самодостаточной.

Структура правовой системы России основана на 3 фундаментальных основах:

  1. Самобытность и социально-исторический детерминизм.
  2. Соединение национальной системы права с мировыми нормами права, принятыми мировым сообществом.
  3. Актуализация системы права относительно текущих социальных, экономических, политических и духовных условий жизни.

Исходя из приведенных положений, можно судить о том, что российская система права является полноценной и всеохватывающей. С одной стороны, она соответствует принятым во всем мире нормам права, в том числе Конвенциям ООН, а также межгосударственным соглашениям, выступающим источниками права. С другой же стороны, структура правовой системы реагирует на общественные изменения, происходящие в РФ, и изменяется под действием законодательной власти.

Структура правовой системы РФ состоит из множества нормативно-правовых документов, в их число входят: Конституция РФ, Федеральные и Конституционно-федеральные законы, указы и постановления Правительства, приказы Президента, 19 кодексов, локальные законы областей и муниципалитетов, внутренние уставы и правила государственных и муниципальных учреждений.

Характеристика современных правовых систем

Современная картина мира в отношении правовых систем достаточно разнообразна. В современности выделяется 4 правовых семьи, каждая из которых включает до 50 национальных правовых систем, образующихся из-за более узкой специфики по сравнению с правовыми семьями.

Из-за разделения на столь большое количество правовых систем остается актуальной проблема градации юридических систем разных государств, и, как следствие, проблемы социального и экономического содействия. Хотя для устранения юридических барьеров, препятствующих сотрудничеству, реализуется идея международного законодательства, включающего положения, действующие во всех государствах.

Однако с другой стороны, как показывает структура правовой системы современных государств, в современных национальных системах права сочетаются исторические особенности и актуальные проблемы общества. Это позволяет сформировать наиболее эффективную систему права.

Государство имеет свою национальную правовую систему. Исторически сложилось так, что в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры, что и объединяется общим понятием «правовая система». В любом государстве правовая система, являясь неотъемлемым элементом правовой культуры, детерминирована историческими и географическими факторами, представляет собой часть социальной системы государства.

Введенное в отечественную юридическую науку в начале 80-х гг. XX в. понятие «правовая система» формируется по аналогии с «политической системой» в политологии и «экономической системой» в экономической теории. Как комплексную характеристику юридической сферы жизни конкретного общества, правовую систему следует отличать от системы права. По объёму и содержанию они не тождественны. Система права входит в правовую систему.

Правовая система - это комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования (правовые нормы, правовые принципы, правосознание, законодательство, правовые отношения, юридические учреждения, юридическая техника, правовая культура, состояние законности и ее деформация, правопорядок и др.).

Можно сказать, что это обусловленная объективными закономерностями развития общества целостная система юридических явлений, постоянно действующих вследствие воспроизведения и использования людьми и их организациями (прежде всего государством) для достижения своих целей.

Правовая система имеет существенное значение для характеристики права, состояния законодательства, деятельности судов той или иной конкретной страны.

Структура правовой системы - это устойчивое единство элементов правовой системы, их связей, целостности, связей элементов с целым.

Элементы правовой системы общества:

  • субъекты права - физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства и др.), юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации, государство, социальные общности и др. Долгое время правовая система характеризовалась как обезличенная структура, тогда как без личности социальная система не может состояться. Обращение к человеку как к систематизирующему фактору всех общественных явлений потребовало пересмотра предыдущих подходов к структуре правовой системы и выделения субъектов права в качестве непременного её элемента;
  • правовые нормы и принципы;
  • правовые отношения, правовое поведение, юридическая практика, режим функционирования правовой системы;
  • правовая идеология, правовое сознание, правовые взгляды, правовая культура;
  • связи между названными элементами, которые определяют результат их взаимодействия - законность, правопорядок.

Взаимодействие элементов (компонентов) правовой системы общества позволяет выделить пять подсистем её функционирования:

1) институциональная - субъектный состав (субъекты права) как системообразующий фактор всей правовой системы;

2) нормативная (регулятивная) - правовые нормы и принципы, регулирующие отношения между субъектами права, которые объективированы и систематизированы в нормативно-правовых актах;

3) идеологическая - правопонимание каждого человека, его правосознание и правовая культура, возможность оценить правовое бытие и выбрать вариант поведения - правомерного и неправомерного;

4) функциональная - правотворчество, правореализация, правоприменение, правовое воспитание, правоотношения, юридическая практика. Через них формируется, изменяется, осуществляется действие норм права;

5) коммуникативная - интегративные (суммирующие) связи всех подсистем функционирования правовой системы общества в целом, определяющие эффективность правового регулирования, законность и правопорядок.

Каждая из самостоятельных частей правовой системы общества имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности.

Таким образом, понятие «правовая система» имеет обобщающий характер. Оно включает в себя, по существу, все правовые явления: правотворчество, правосознание, правореализующую деятельность, правовую идеологию. Право - ядро и нормативная основа правовой системы, её цементирующий стержень. Правопонимание - концептуальный фундамент правовой системы. Законность и правопорядок - обязательные результативные элементы правовой системы, без которых она не может эффективно функционировать.

Блог

Новости

Как поступить в университет Голландии

Голландские вузы стараются по максимуму упростить процедуру зачисления мотивированных студентов из стран Балтии и СНГ. Поэтому поступить в университет Голландии вполне реально.

Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права показывает, как право упорядочивает свое содержание.

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права:

  • выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;
  • предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;
  • показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Исторически система права в разных государствах формировалась исходя из потребностей в регулировании некоторых групп наиболее важных, часто встречающихся отношений, которые нуждаются в стабилизации. Именно поэтому формируются группы норм права, регулирующих определенные родовые и видовые группы отношений.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором — о правовой организации всего общества, совокупности всех явлений юридического характера, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь как часть правовой системы и отличается рядом признаков.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Несмотря на единство, правовые нормы могут противоречить друг другу по содержанию, напри м ер из-за того, что законодатель не учел при разработке нормы уже существующих на тот момент норм, из-за большого их массива.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права — это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права - совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род — широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.

Рис. 1. Структура системы права

Элементы системы права

В наиболее общем виде система — это внутреннее строение некоего целостного явления, состоящего из определенных элементов (частей), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Право является целостным явлением и, естественно, имеет внутреннее строение. В таком случае система права — это его внутреннее строение (содержание), состоящее из правовых элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Элементы системы права

(определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.

Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

— совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

— совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

От системы права следует отличать правовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.

Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», «система законодательства». Об этих понятиях речь также будет идти ниже.

Строение системы права

Под системой права понимается внутреннее строение, определенный порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих общественных отношений. Система права выступает как внутренняя форма права, обладающая органическим единством и целостностью.

Структурными элементами системы права как сложного многоуровнего комплекса, функционирующими на разных уровнях, являются отрасли, институты и нормы.

Первичными структурными элементами системы права являются нормы права. Они исходят от государства и являются общеобязательными правилами поведения, регулирующими не все, а лишь наиболее важные общественные отношения (другие отношения регулируются неправовыми нормами).

Отрасль права представляет собой совокупность относительно обособленных, автономных юридических норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Следует отметить, что в рамках наиболее крупных отраслей выделяются подотрасли (жилищное право, наследственное право являются подотраслями гражданского права, избирательное право является подотраслью конституционного права и т. д.). Институты и отрасли права органически связаны между собой, взаимодействуют, дополняют друг друга и составляют единую систему права.

В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования (главный критерий) — это совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.

Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) — это совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).

Характеризуя частное и публичное право , следует обратить особое внимание на критерии, по которым система права разделяется на эти две большие группы: субъектный состав; предмет правового регулирования; метод правового регулирования.

Наряду с частным и публичным правом в системе права выделяют материальные и процессуальные отрасли.

Материальные отрасли объединяют нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, финансового и других отраслей права, регулирующие конкретные ситуацииразличных сферах общественной жизни). Процессуальные отрасли объединяют нормы, правила поведения организационно-процессуального характера, регламентирующие порядок, формы и методы реализации норм материального права: нормы гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.

Нормы, регулирующие другие виды процессов, образуют подотрасли названных отраслей права.

Наряду с системой права в теории права существует и такое понятие как «система законодательства», под которой понимается совокупность нормативных правовых актов государства, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права. Система права и система законодательства — тесно взаимосвязанные самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности-права. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система права по его содержанию — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая строение его источников, т. е. систему нормативных правовых актов.

Система права складывается объективно в соответствии со сложившимися общественными отношениями, а система законодательства носит во многом субъективный характер, так как складывается по воле законодателя.

Первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства является нормативный правовой акт. Система права выступает как первичное, исходное начало по отношению к системе законодательства и является важнейшим ориентиром для законодателя при принятии, изменении или отмене тех или иных законодательных актов.

Система законодательства по объему содержащегося материала шире системы права, так как включает в свое содержание положения, которые не могут быть отнесены к праву (различные программные положения, указания на цели и мотивы издания актов и т. д.).

Система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, а система законодательства имеет не только отраслевые различия, но и иерархические — по юридической силе нормативных правовых актов, а также имеет федеративную систему законодательства.

В отличие от системы законодательства система права характеризуется высокой степенью однородности, так как в основе деления системы права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету правового регулирования и не имеют единого метода.

Отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями права. Это объясняется тем, что при формировании отрасли законодательства нормы могут употребляться в разном сочетании.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство, однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства.

Вековые, проверенные многими поколениями обычаи, расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда», наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Появление права во многом связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы, право по сути своей выражает меру свободы и ответственности в обществе.

У индивидов, обладающих частной собственностью, появляется не только сознание собственной независимости от членов рода, но и притязания к другим индивидам, связанные с желанием максимально полно реализовывать свои возможности в своих интересах.

На определенном этапе человек перестает быть неотъемлемой частью общины, племени, он становится более или менее независимым индивидом, частные (собственные) интересы которого могут уже не совпадать с интересами общества в целом, в этой ситуации неопределенные и немногочисленные нормы родовой организации уже не могут справляться с функцией упорядочения отношений в обществе.

Обычаи архаичны, они не способны решить многие коллизии развивающегося общества, к тому же лица-обладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, которые защитили бы их права и интересы, все эти вопросы и должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения.

В процессе возникновения права можно выделить три способа формированию права:

  1. Санкционирование обычаев;
  2. Юридическая практика;
  3. Прямое нормотворчество государства;

Санкционирование обычаев - Государство санкционирует, то есть разрешает действие, берет под свою защиту определенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам, стоящим у власти.

В результате формируется такой источник права как санкционированный обычай - исторически сложившееся общее правило поведения людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и поддерживаемое силой государственного принуждения, подчеркнем, государство санкционирует не все обычаи, а лишь те, которые объективно необходимы, угодны и выгодны правящему классу.

Юридическая практика - При разрешении конкретных споров, конфликтов судебные (административные) органы выносят решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости, на эти решения ориентируются в дальнейшем при разрешении аналогичных конфликтов, так формируется юридическая практика, в результате этого способа формирования права складывается такой источник права как правовой (судебный, административный) прецедент, формируется т. н. прецедентное право.

Правовой прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое в дальнейшем становится обязательным для других судов при разрешении аналогичных дел, этот источник характерен для англосаксонской правовой системы.

Прямое нормотворчество государства- для достижения своих целей, закрепления выгодных для себя порядков государственная власть издает особые акты (указы, уложения, декреты, законы и др.), обязательные для исполнения в данном государстве и поддерживаемые силой государственного принуждения.

В результате прямого нормотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт, нормативно-правовой акт - это официальный документ компетентного государственного органа, направленный на установление, изменение или отмену норм права.

Обратим внимание, способы формирования права и источники права - не одно и тоже, способы формирования права - это определенная деятельность, процесс создания того или иного источника права.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: