Сущность конституции рф. Понятие и сущность конституции

Термин «конституция» (от латинского «constituio » - установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.

В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.

Первая Конституция появилась в 1787 г. в США. В 1791 г. была принята Конституция Франции, в 1793 г.- Польши.

В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий (-щих) высшей юридической силой и регулирующий (-щих) основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.

Сущность конституции состоит в том, что она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.*


* Сравнительное конституционное право. М., 1996 . С. 67

Функции конституции. В науке конституционного права принято выделять юридическую, политическую и идеологическую функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы.

Политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства «личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

Форма конституции - это способ организации конституционных норм.

По форме конституция может состоять из одного или нескольких нормативно-правовых актов. В большинстве государств конституции представляют собой единый документ (кодифицированные конституции), например Конституция Италии, Основной закон Германии, Конституция Российской Федерации и др. Однако в ряде стран конституции представлены совокупностью нормативно-правовых актов (некодифицированные конституции), в равной мере обладающих высшей юридической силой. Примером может служить Швеция,

Конституция которой состоит из трех нормативных актов: Форма правления 1974 г., Акт о престолонаследии 1810 г., Акт о свободе печати 1974 г.

Рассмотренные выше конституции наука конституционного права относит к числу писаных.

Наряду с писаными встречаются так называемые «неписаные» (частично писаные) конституции. В качестве примера можно привести Конституцию Великобритании, состоящую из парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (конституционных соглашений).

Структура конституции - это строение конституции, которое определяется последовательностью расположения ее составных частей. *


* Речь идет о структуре конституций, представляющих собой единый документ.

Преамбула объясняет цели конституции, исторические условия ее принятия. Положения преамбулы имеют важное политическое и идеологическое значение, выступая в качестве своеобразных ориентиров, способствующих пониманию и применению основных положений конституции.

Основная часть конституции содержит нормы, закрепляющие основы конституционного строя, права и свободы личности, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти (в федеративных государствах - федеративное устройство), порядок изменения и пересмотра конституции.

В заключительных и переходных положениях, как правило, устанавливается момент вступления конституции в силу, порядок вступления в силу отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.


Смотрите также:

Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает.

Вместе с тем само по себе содержание конституции далеко не всегда отвечает на вопрос о главном назначении этого документа, о его внутренней политической и правовой природе (ведь не случайно Наполеону приписываются слова, что язык закона должен быть таким, чтоб с его помощью можно было скрыть истинное сот держание закона). Главное в характеристике конституции любого государства - это ее сущность.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. По этим концепциям Конституция - выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни, считают, что в ней воплощаются идеи высшей справедливости, разума.

Марксистско-ленинская теория, которая являлась теоретической основой советской государственно-правовой науки, усматривала сущность Конституции в том, что она выражает волю не всего общества, не всего народа, а волю господствующего класса, т.е. что Конституция является классовой по своей сущности.

Классическое для сложившейся в советский период конституционно-правовой доктрины определение сущности конституции было дано В.И. Лениным в работе "Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам":

"Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в "представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе" Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т. 17. С.345.. Гипертрофия классового подхода и классовых оценок, проявившаяся в данном определении и во многом оправданная для соответствующего исторического периода, до последнего времени оставалась неизменной в конституционно-правовой доктрине нашей страны. Между тем вступление человеческой цивилизации в "межформационную фазу" настойчиво требовало существенных корректив в подходах к оценке сущности современных конституций. Характерные для индустриальной цивилизации общие проблемы и противоречия объективно обусловливают возрастание значения общих для всего народа ценностей и интересов. Современные конституции независимо от особенностей различных государств не могут не закреплять присущие всему обществу ценности и интересы, имеющие общее значение для всех классов и социальных слоев.

Иными словами, объяснение сущности Конституции определяется отношением исследователя к прошлому и настоящему теории классовой борьбы и форм ее проявления в социальной практике, а также роли государства в этой борьбе. Если в качестве методологической основы исследования в современных условиях принять теорию классовой борьбы, то государство действительно выступает не чем иным, как машиной классового подавления, находящейся в распоряжении господствующего класса, осуществляющей свои функции посредством насилия, а конституция является политико-правовым воплощением результатов этой борьбы и способом поддержания классового господства.

Конституционное провозглашение России социальным государством вызвало неприятие со стороны ряда участников Конституционного совещания, позицию которых наиболее выпукло выразил С.С.Алексеев. По его мнению, на завершающем этапе работы над проектом Конституции РФ в нем появились "известные просоветские элементы, т.е. элементы, связанные с советским видением Конституции... Появилось "социальное государство", а это уже идеологический подход, потому что "социальное государство" - это социал-демократическое видение всей этой материи. В нас еще сильны постулаты прежней идеологии" Конституционное совещание. Информационный бюллетень. № 3. Декабрь. 1993. С.7.

По существу в Конституции закрепляются принципы гуманизма, предполагающие сочетание и взаимодействие индивидуального и коллективного начал в организации общественной жизни, взаимную ответственность общества и личности, обеспечение условий для развития социальной и интернациональной природы общества в соответствии с объективными закономерностями исторического прогресса, а не субъективным усмотрением отдельных лиц или группировок и создаваемыми ими моделями. В соответствии со своим видением потребностей демократического развития общества создатели Конституции закрепили в ней также положения об организации государственной власти, национально-государственном устройстве и некоторые иные традиционные для мировой конституционной практики институты.

Проблема, однако, не сводится лишь к количественным изменениям в системе прав и обязанностей личности или закреплению в Основном Законе конституционных обязанностей государства, главное место среди которых занимает обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ). В широком социальном и юридическом плане речь идет о превращении прав и обязанностей человека и гражданина из средства и способа регулятивного воздействия на общественные отношения извне в часть правового механизма внутренней саморегуляции и саморазвития общества, высшую ценность которого составляет человек, его права и свободы.

Тем самым Конституция призвана трансформироваться из средства и способа узурпации права относительно небольшим по численности слоем общества в средство и способ легализации права обществом и во имя интересов общества и его членов. Из закона, установленного государством и ограничивающего права общества и его членов, она должна превратиться в закон, установленный народом и предусматривающий обязательства государства перед человеком, различными социальными структурами и обществом в целом. По существу это - продуманная модель юридического оформления наиболее важных сторон жизни общества.

Вместе с тем, Конституция таким образом формирует механизм сочетания национальных ценностей и идеалов с процессами, характерными для современной цивилизации в целом независимо от социальных, национальных или территориальных рамок, в которых она развивается. В связи с этим логическая система познания сущности Конституции требует учета и ее международного аспекта. Речь в этом случае идет о том, насколько точно в Основном Законе отражается занимаемое государством в международном сообществе место, о целях его внешнеполитической деятельности, характере и принципах взаимоотношений с другими участниками международного общения.

В широком социальном плане проблема заключается в возрождении самых тесных связей нашего общества как части современной цивилизации с мировым развитием, преодолении самоизоляции страны и учете общих для всего международного сообщества закономерностей общественно-исторического развития. Что касается юридического аспекта этой проблемы, то он состоит, с одной стороны, в признании за принципами и нормами международного общения политико-правообразующего значения, а с другой стороны, - в конституционном закреплении ориентации Российской Федерации на широкое международное сотрудничество со всеми странами во имя достижения мира, безопасности, свободы, самоопределения народов.

В связи с этим в преамбуле Конституции Российской Федерации отмечается приверженность многонационального народа Российской Федерации общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов и осознание себя частью мирового сообщества. Согласно статье 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы и, следовательно, непосредственно порождают обязанности государства, его органов и должностных лиц. Права и свободы человека и гражданина в РФ также признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (статья 17). Согласно статье 63 общепризнанные нормы международного права выступают критерием предоставления Российской Федерацией политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Таким образом, общепризнанные принципы и нормы международного права, которые могут рассматриваться как юридическая форма выражения общечеловеческих целей, ценностей и интересов, имеют правообразующее значение и обязательны для Российского государства в той же мере, в какой они обязательны для всех других субъектов межгосударственных отношений. Сказанное, однако, не означает отказа России от собственных приоритетов и целей внешней политики. Во внешней политике не могут не учитываться совпадение, близость или различие интересов государства с интересами других участников международных отношений, генетически и по существу обусловленные совпадением или различием их природы, коренных целей, геополитических и прочих условий. И Конституция России с большей или меньшей степенью формальной определенности выражает и на самом высоком юридическом уровне закрепляет основные цели и принципы внешней политики Российской Федерации, которые основываются на общепризнанных и общеобязательных началах международного общения.

Слово «конституция» берет свои корни от латинского сonstitutio, что значит устройство, постановление. В настоящее время в юридической литературе среди многочисленных определений этого понятия наиболее общим можно считать следующее. Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти (парламент, президент, судебная власть) и определяющий ее взаимодействие с обществом и гражданином.

В формальном значении конституция – это акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. Поэтому ее часто называют Основной закон. Предыдущие конституции Республики Беларусь имели это сопутствующее название. В настоящее время оно содержится в преамбуле .

Все современные конституции закрепляют два важных аспекта:

1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

2) организацию государственной власти (часто также определяют основы конституционного строя, форму государства).

Сущность конституции состоит в том, что она является ограничителем власти государства в области прав и свобод человека и гражданина. Это юридическое закрепление общественного согласия, основанного на личной и политической свободе.

Любая конституция обладает совокупностью политических, идеологических и юридических свойств , соотношение между которыми в каждой стране в различные периоды может быть различным.

Юридические свойства конституции. Конституция определяет вектор развития правовой системы , всех ее компонентов, ее направленность на обеспечение прав и свобод личности. На основе конституции формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов, поэтому ее принято называть ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях, для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции имеется около ста ссылок на закон.

Благодаря закрепленному в конституции правовому статусу органов государственной власти можно определить иерархию принимаемых ими нормативных правовых актов. При этом сама конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам . Это ее важнейшее юридическое свойство. Соответствующее правило закрепляется в самом Основном законе. Приоритет конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены. Однако в истории белорусского государства был случай, когда иному нормативному правовому акту был придан более высокий юридический вес, чем конституции. 25 августа 1991 г. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, обладающего более высокой юридической силой: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приоритет имели нормы первого документа. В какой-то мере это объяснялось явным отставанием норм конституции от складывающихся новых реалий. Ведь после распада СССР союзная Конституция уже не действовала, а новой в Беларуси еще не было.

Юридический вес конституционных норм предопределяется их верховенством не только по отношению к разрабатываемым нормативным актам, но и обязанностью привести ранее принятые акты в соответствие с конституцией. Обычно на это обращается внимание в переходных положениях конституции. Например, в законе от 15 марта 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь», а затем в разделе IX Конституции «Заключительные и переходные положения» предусмотрено, что законы, указы и другие акты, действовавшие на территории Республики Беларусь до введения в действие конституции, должны применяться в той части, в какой они не противоречат Конституции Республики Беларусь.

Установить факт несоответствия ранее принятого акта новой конституции – это обязанность прежде всего того органа, который его издал. Наряду с этим определенными возможностями обладают правоприменители, которые могут использовать лишь те нормы подконституционного акта, которые не противоречат самой конституции. При неустранении противоречий в самом акте путем внесения в него изменений, принципиальное значение имеют решения специально уполномоченных на то органов по признанию таких актов или их отдельных положений недействительными. Таким правом обычно наделяются органы конституционного контроля (В Республике Беларусь – Конституционный Суд).

Конституция обеспечивает также гармонизацию актов национального законодательства и международного права.

Следующим важнейшим юридическим свойством конституции является ее стабильность и устойчивость . Часто это зависит от стабильности общественных отношений. Например, Конституция США была принята в 1787 г., однако за более чем 200 лет в нее внесено всего 27 поправок. Во Франции, наоборот, за 200 лет принято 16 Конституций. В Беларуси действует пятая по счету Конституция.

Оптимальное сочетание норм-целей и норм конкретного характера способствует устойчивости конституции, мягкой трансформации ее положений с учетом складывающихся политических, экономических и социальных условий. Стабильности конституции в юридическом плане содействует предусматриваемый в ней усложненный порядок ее принятия. Однако стабильность не означает неизменяемость. При этом следует помнить, что любые изменения в конституционном тексте лавинообразно сказываются на текущем законодательстве.

Политические свойства конституции. Политические свойства конституции касаются идеологических установок, благодаря которым формируется мировоззрение людей. Данный закон обладает учредительным характером (предлагает обществу определенные ценности). Затем формируется аналогичное законодательство. Статья 1 Конституции Республики Беларусь отражает ценности государства и характеризует его как унитарное демократическое социальное правовое. Демократическая сущность конституции будет наиболее полной, если в ней оптимально с учетом международных стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы индивидуума и общества в целом. Часто конституция принимается в острой политической борьбе и является итогом компромисса , например, между правящими силами и оппозицией.

Ни одна норма, отраженная в конституции, не может быть реализована полностью . Например, отдельные партии Республики Беларусь выступают против института президентства. Высказываются предложения о смещении приоритетов развития страны. Поэтому выигрывает равнодействующая Конституция . Она предлагает цели, которые диктуются временем. Одновременно с этим Основной Закон пишется на будущие отношения. Все цели и задачи, поставленные в конституции, реализовать практически невозможно, так как меняется обстановка внутри страны. Реализация этих целей влияет и на общество. В конституции не ставятся антигуманные цели. Политические свойства конституции – это нормы-принципы (по которым живем сегодня)инормы-цели (ориентиры на будущее). Они должны быть взвешены и выверены.

Идеологические свойства конституции. Любая конституция формирует и предлагает обществу систему взглядов и идей (правовое государство, права человека), т.е. формирует мировоззрение человека. Это, в свою очередь, влияет на все сферы жизни. Все негативное в обществе поэтапно должно изживаться и отвергаться. Конституция Республики Беларусь менее идеологизирована, чем предыдущие четыре Конституции. В ней отсутствуют такие формулировки, как «пролетарское государство», нет господства единой идеологии (например, ст. 6 Конституции СССР указывала, что «КПСС – это направляющая сила общества»).

В настоящее время в Конституции Республики Беларусь нет указания на господство идеологии какой-либо из 15 действующих партий. Каждая из них предлагает свою систему взглядов. Однако в современном мире ряд стран открыто заявляет о господстве одной идеологии. Например, в Конституции Ирана ислам является господствующей религией и государственной идеологией. Власть здесь не делится на политическую и духовную, все заменяет Коран. Любое одностороннее развитие ограничивает другие сферы жизни и не способствует развитию общества. Здесь очень важен идеологический плюрализм как потенциал успешного развития общества. В государстве должны присутствовать свобода мнений и идеологий. В Республике Беларусь, наряду с 15 партиями, насчитывается свыше 2200 общественных движений и объединений, 25 конфессий, классы, этносы со своими программами, целями, задачами.

Процесс реализации конституционных установок оказывает серьезное влияние на общество. Здесь присутствуют и правовые, и политические концепции, которые регулируют взаимоотношения человека, общества и государства. В конституции отражено равенство различных форм собственности, закрепляется суверенитет народа и государства, признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства и т.д.

Конституции имеют свою классификацию:

1. По сроку действия –

временные (имеют ограниченный срок действия);

постоянные (неограниченный срок).

2. По форме и структуре –

писаные (приняты в виде единого документа);

неписаные (кодифицированные конституционные акты – Великобритания). Бывают конституции, состоящие по структуре из нескольких конституционных законов (Швеция, Канада и др.).

3. По способу принятия –

парламентом (Республика Беларусь);

специально создаваемым для этих целей органом (конституционная ассамблея, учредительное собрание – Индия, Италия);

октроирования – акта «дарования» конституции сувереном (монархом) народу (императором Наполеоном I во Франции и др.).

4. По порядку изменения –

гибкие конституции – могут изменяться и дополняться в том же порядке, что и обычные законы (Великобритания, Новая Зеландия);

жесткие – изменяются и дополняются в особом, более сложном порядке, чем это происходит при обычной законодательной процедуре (Республика Беларусь);

смешанного типа – сочетают в себе различные элементы.

Вопрос об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь (ст. 138) рассматривается обеими палатами парламента (не менее двух третей от полного состава) по инициативе Президента или не менее 150 000 тысяч граждан страны, обладающих правом голоса.

Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Изменения и дополнения не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум (простым большинством граждан, внесенных в списки для голосования).

Разделы «Основы конституционного строя», «Личность, общество, государство», «Президент, парламент, правительство, суд» и «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения» могут быть изменены только путем референдума.

Краснодар

КрУ МВД России

ББК67.99(2)01 Одобрено

К 51 редакционно-издательским советом

Краснодарского университета

МВД России

Рецензенты:

, доктор юридических наук, профессор;

, доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор.

К51 Понятие, сущность и значение Конституции: лекция/ . – Краснодар:

Краснодарский университет МВД России, 20с.

В данной лекции проведен анализ главного источника конституционного права – Конституции, исследованы проблемы понятия и сущности конституции, предпосылок её возникновения, видов и юридических свойств, места в правовой системе государства.

Предназначена для курсантов и слушателей Краснодарского университета МВД России

© Краснодарский университет

МВД России, 2012

Введение

Настоящая тема тесно связана с предыдущей, так как конституция является основным источником конституционного права.

Как отечественная, так и зарубежная – правовая (государственно-правовая) наука не ограничиваются лишь этим аспектом ее исследования.

Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе вызывает необходимость всестороннего исследования конституции в качестве самостоятельного объекта научного познания.

Ученые исследуют проблемы понятия и сущности конституции, предпосылок, способов ее возникновения, ее видов, юридических свойств, места в правовой системе государства, ее принципов, функций и других сторон ее правовой природы.

В каждой стране своеобразными путями появляются и сменяются конституции, что всегда связано с существенными, а зачастую и коренными переменами в жизни общества, закрепляемыми или порождаемыми конституционными установлениями. Поэтому значительное внимание наука уделяет истории развития конституции соответствующего государства, раскрывая ее влияние на ход исторического процесса.

1. Понятие конституции, ее сущность и функции

Конституция – это правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства.

Но прежде чем дать характеристику современной конституции, остановимся на истории ее возникновения.

Термин «конституция» латинского происхождения (constitutio) и означает: устанавливаю, учреждаю. Он встречается еще в древнем Риме. Так называли отдельные акты императоров, имевших силу источников права. В юридической науке под конституцией обычно понимают Основной Закон государства.

Конституции существовали не всегда, они возникают в эпоху буржуазного строя. Рабовладельческое и феодальное государство не знает конституции. Конституция есть порождение буржуазного строя. Почему конституции возникают в эпоху буржуазного строя? Причины этому экономические. Нарождающемуся классу буржуазии нужна была свобода рынка, свобода торговли, но этому мешал феодальный строй. В борьбе за политическую власть буржуазия провозглашает демократические лозунги: свобода, равенство и братство. Буржуазный строй утверждает новые буржуазно-демократические институты: избирательное право, представительные учреждения, свобода союзов, печати и т. д. Буржуазное государство торжественно оповещает мир о своем рождении, юридически провозглашает «суверенитет нации» и «неотъемлемые права граждан ». Таким юридическим источником оповещения выступают декларации прав: Декларация независимости Соединенных Штатов 1776 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Затем принимаются первые буржуазные конституции. В них буржуазия видела гарантию прав собственника от произвола монарха и феодалов. Экономическая потребность, интересы буржуазии обусловили выдвижение конституции как определенного правового акта, наделенного высшей юридической силой. Конституции знаменовали собой падение абсолютизма и дворянства и приход к власти нового класса – буржуазии. Первыми конституциями были американская 1787 г. и французская 1791 г.

Появление конституции явилось требованием правового закрепления организации государственной власти, способов ее осуществления и установление правления, ограниченного конституцией. Конституционный строй становился объективной потребностью нового класса, жаждущего свободы и власти. Возникновение первых конституций – это результат борьбы за власть между феодализмом, абсолютизмом и буржуазией, призвавшей к себе на помощь народные массы.

В юридической энциклопедии приводится следующее определение: конституция (от лат. сonstitutio – устройство, установление; анг. сonstitution) – основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя данной страны, форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в центре и на местах, организацию и основные принципы правосудия, избирательной системы1.

По определению некоторых авторов, «Конституция есть нормативный акт (совокупность актов), обладающий верховенством (высшей юридической силой) и регулирующий основы взаимоотношений государства и личности, организацию государства в целом, механизм функционирования государственной власти и местного самоуправления2.

Говоря о Конституции Российской Федерации, следует остановиться на следующем определении: «Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина»1. Но конечно же данное определение, как и всякое другое, отражает типичные, сущностные признаки конституции, которые свойственны не всем ее видам. Например, не только в прошлом, но и в настоящее время в некоторых странах мира действуют так называемые октроированные конституции, т. е. дарованные народом, королем, монархом, а не провозглашаемые от имени народа. К их числу относится прежняя конституция Дании, Италии, Швеции, а также ряд действующих конституций, например, Бельгии, Монако2.

Если понятие конституции, как мы уже выяснили, определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю конституция выражает3.

Сущность конституции заключается не только в том, что она – основной закон государства и обладает высшей юридической силой, хотя это ее первейшее и важнейшее назначение. Конституция является также политическим и идеологическим документом.

Как политический документ, она отражает определенное соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия.

По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, различные теории придерживаются неодинаковых выводов.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора . Согласно таким концепциям члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, которая есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в конституции выражаются идеи высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа.

Согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции в том, что она выражает волю господствующего класса, т. е. является классовой по существу.

Действующая конституция Российской Федерации не восприняла постулата о классовой сущности конституции.

Неприменима к ней и трактовка конституции как общественного договора.

Общедемократическая сущность конституции предполагает, что полноправными гражданами являются все члены общества, как согласные, так и несогласные с конституцией.

Действующая конституция Российской Федерации по своей сущности является конституцией демократического правового государства, воплощением воли многонационального российского народа, выраженной путем референдума, утверждающей общедемократические принципы жизни государства и общества.

Исходя из характера конституции как юридического, политического и идеологического документа, каждая конституция выполняет определенные функции, которые раскрывают ее социальное назначение и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения. С учетом сказанного выше, можно сделать вывод о трех важнейших функциях конституции: юридической, политической и идеологической.

Юридическая функция конституции заключается в том, что будучи основным законом, она является важнейшим источником права, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования.

Политическая функция конституции заключается в том, что политический процесс, в котором участвуют так или иначе все политические силы, осуществляется на основе правил, установленных конституцией.

Идеологическая функция конституции заключается в том, что она выступает средством идеологического, духовного воздействия. Конституция играет большую воспитательную роль, устанавливая основы взаимоотношений государства и человека, государства и общества, базирующиеся на их взаимной ответственности.

2. Классификация конституций

Для науки конституционного права важное значение имеет классификация конституций, что позволяет лучше ориентироваться в их многообразии, изучать их содержание, совершенствовать конституционное законодательство.

Классификация позволяет установить закономерно существующие общие признаки конституций, что дает возможность их сопоставления, выявления особенностей формы, структуры и содержания. Но следует отметить, что классификация конституций, как и любая классификация, условна, поскольку в мире нет конституций, которые были бы идентичны по всем признакам.

В науке конституционного права существуют различные критерии классификации конституции.

По времени принятия конституции делятся на:

1. Конституции старого поколения.

Это конституции, принятые в основном в XVIII – XIX вв. и некоторые конституции, принятые до второй мировой войны в XX в.: конституция США (1787 г.), конституции Норвегии (1814 г.), Бельгии (1831 г.), Люксембурга (1868 г.), Австрии (1920 г.), Ирландии (1937 г.) и некоторые другие.

2. Конституции «нового» поколения.

Эту группу составляют конституции, принятые после второй мировой войны. Это конституции Италии (1947 г.), Японии (1947 г.), ФРГ (1949 г.), Индии (1950 г.) и многих других стран Европы, Азии, Африки и Америки.

По времени их действия конституции делятся на:

1. Постоянные.

Большинство конституций мира – постоянные, что вместе с тем не означает их неизменности или вечности. Некоторые конституции устанавливают их постоянство, неотменяемость. Так, конституция Мексики 1917 г. является согласно ст. 136 «нерушимой», а по конституции Греции 1975 г. греки правомочны оказать сопротивление всеми средствами любой попытке отменить ее (ст. 120).

2. Временные.

Это конституционные акты, принимаемые на определенный промежуток времени, на переходный период.

По форме правления конституции бывают:

1. Монархические (например, конституция Японии 1947 г.).

2. Республиканские (например, конституция Франции 1958 г.)

По характеру политического режима конституции бывают:

3. Тоталитарные.

По форме государственного устройства конституции делятся на:

1. Конституции унитарных государств (например, конституция Греции 1975 г.).

2. Конституции федеративных государств, которые в свою очередь делятся на федеральные и конституции субъектов федерации.

Федеральная конституция закрепляет принципы федерализма, разграничение компетенции между федерацией и ее составными частями, систему федеральных органов государственной власти. Вопросы организации государственной власти субъектов федерации регулируются конституциями субъектов федерации.

В Российской Федерации, помимо федеральной конституции, каждая республика имеет свою конституцию. Другие субъекты имеют свои уставы.

По порядку изменения и дополнения конституции делятся на:

1. Гибкие.

Это Конституции, которые изменяются и дополняются, как и текущее законодательство (Например, конституции Княжества Монако, Саудовской Аравии и др. стран).

2. Жесткие.

Эти конституции изменяются и дополняются в особом порядке (Италия, Япония, Российская Федерация и др.).

Если мы применим вышеперечисленные критерии классификации к Конституции Российской Федерации 1993 г., то определим ее как основной закон нового поколения, характеризующий Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. По времени действия она является постоянной, по порядку изменения – жесткой.

3. Основные черты и юридические свойства

Конституции Российской Федерации 1993 года

Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:

1. Особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она применяется.

Конституция в современном значении этого понятия является актом, который принимается народом или от имени народа .

В преамбуле Конституции Российской Федерации 1993г. сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации,.. принимаем Конституцию Российской Федерации». Причем, это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

2. Особенность субъекта, принимающего конституцию, обуславливает и вторую существенную черту понятия конституции – ее учредительный характер . Поскольку народ в демократическом государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти, именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредительная власть. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

3. Важной чертой, характеризующей понятие конституции, является предмет конституционного регулирования, т. е. специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Сфера конституционного воздействия отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому правовому акту. Она затрагивает все области жизни общества – политическую, экономическую, социальную, духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Кроме вышеуказанных черт, конституцию отличают и особые юридические свойства . Это правовые признаки, присущие конституции как основному закону.

1. Верховенство конституции.

Установление в ч. 2 ст. 4 принципа верховенства Конституции Российской Федерации на всей территории России значимо в различных аспектах.

В признании верховенства конституции заложена идея, не свойственная прежним советским конституциям, о подчинении государства конституции, праву.

Верховенство конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями, должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.

В принципе верховенства Конституции Российской Федерации отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство Федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе и республик, которые также имеют свои конституции. Именно на принципе верховенства Конституции Российской Федерации основано положение о необходимости соответствия конституций республик Конституции России.

2. Высшая юридическая сила конституции, ее прямое действие и применение на всей территории России.

Высшая юридическая сила конституции означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, и что органы государственной власти, органы местного самоуправления , должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Таким образом, высшая юридическая сила конституции выражает ее место в иерархии правовых актов, действующих в Российской Федерации.

Это юридическое свойство закреплено в ст. 15 Конституции Российской Федерации1.

3. Конституция является ядром правовой системы России.

Ее принципы и положения играют направляющую роль для всей системы российского права и системы законодательства.

4. Еще одним свойством Конституции Российской Федерации является ее особая правовая охрана , которая осуществляется органами государственной власти в различных формах.

Особая роль здесь принадлежит Президенту Российской Федерации, который является гарантом Конституции (ст. 10) и обязуется соблюдать и защищать ее, принося присягу при вступлении в должность (ст. 82).

Президент также вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Федеральной Конституции (ч. 2 ст. 85).

Важную роль Конституции играет Конституционный Суд. Он рассматривает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и ее субъектов. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции Российской Федерации международный договор не подлежит введению в действие и применению.

5. Особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок также является юридическим свойством Конституции Российской Федерации.

Мы уже говорили, что согласно этому порядку, установленному в самой конституции, она является жесткой.

4. Структура Конституции Российской Федерации 1993 года

Прежде чем остановиться на характеристике структуры Конституции Российской Федерации 1993 г., обратимся к понятию формы конституции.

Форма конституции – это способ организации и выражения конституционных положений.

Различают внешнюю и внутреннюю формы конституции.

Внешняя форма конституции есть внешнее выражение конституционных положений в виде одного или нескольких нормативных актов.

Внутренняя форма конституции есть способ организации, структура содержащегося в конституции материала. Это принятый в ней порядок расположения составных частей.

Можно также определить структуру конституции как принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Уяснение структуры конституции имеет важное значение для понимания ее концепции.

Конституции различны по своей структуре. Это объясняется и формой государства, и историческими условиями принятия конституции, и ее формой. Однако конституции последних поколений, как правило, имеют много общего по своей структуре. Они включают преамбулу (введение), основную часть, заключительные и переходные положения и иногда – приложения.

Структура российских конституций на разных этапах их развития менялась. Она зависела не только от предмета регулирования, но и от господствовавшей в нашей стране идеологии. Кроме того, Конституция России должна была полностью воспроизводить структуру союзной конституции. Естественно, что на 1-ом месте были нормы, отражавшие идеологические установки об общественном строе, диктатуре пролетариата, а разделы о правах и свободах в первых советских конституциях вообще отсутствовали. Лишь в Конституции РСФСР 1937 г. права и свободы значились в одной из последних глав.

Только в Конституции 1978 г. раздел о правах и обязанностях граждан был поставлен на второе место.

При разработке проекта Конституции Российской Федерации 1993г. предполагалось начать ее именно с раздела о правах и свободах человека и гражданина. В отдельных зарубежных странах именно такой раздел или глава открывают конституцию. В числе проектов Конституции Российской Федерации, составленных в инициативном порядке отдельными учеными и юристами, также предлагался подобный вариант1.

Конституция 1993 г. не восприняла такую структуру, что можно признать логичным, так как начинать Конституцию с закрепления прав человека без определения общих основ устройства того общества, членом которого человек является и на которые его права и свободы опираются, было бы беспредметным. Однако Конституция ни в какой мере не отодвинула проблему прав и свобод человека и гражданина, уже во второй статье закрепив их признание высшей ценностью в качестве одной из важнейших основ конституционного строя России.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент.

5. Федеральное собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела явление нередкое. В истории российской конституции он появился впервые.

В этом разделе в Конституции Российской Федерации закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых, продолжают действовать ранее образованные органы. Эти положения как бы устанавливают переход от «старой» конституции к «новой».

Уяснив структуру Конституции Российской Федерации 1993 г., отметим те конституционные идеи, на которых она основана:

1) введение понятия «Основы конституционного строя» как отражение качественного изменения характеристики строя;

2) закрепление перехода на парламентскую систему;

3) определение статуса Президента как главы государства (Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти);

4) последовательное и четкое отражение в структуре принципа разделения властей;

5) закрепление новых начал федеративного устройства, определяющих статус субъектов, принципы разграничения полномочий;

6) исключение из структуры раздела о государственном плане экономического и социального развития России;

7) введение самостоятельной главы «Права и свободы человека и гражданина».

В целом по своей структуре Конституция 1993 г. в отличие от прежней стала более компактной, более четкой и юридически строгой по логике своего строения и научной обоснованности последовательности глав.

5. Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации

и принятия конституционных поправок

Одним из юридических свойств конституции является особый порядок ее изменения, что свидетельствует о «жесткости» основного закона.

В силу своей природы конституции присуще качество стабильности. Принятие новой конституции всегда вызывается весьма существенными переменами в жизни общества. Отдельные изменения в ней также должны требовать серьезного обоснования.

Поэтому в большинстве стран мира установлен усложненный порядок изменения конституции.

Так, ввиду жестких правил внесения в них поправок остались неизмененными со времени их принятия конституция Японии 1947 г., конституция Дании 1953 г. и др.

В некоторых конституциях встречаются оговорки о недопустимости изменения вообще тех или иных положений. Так, в ст. 89 конституции Франции 1958 г. записано: «Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра». В ст. 139 конституции Италии также говорится о невозможности пересмотра положения о республиканской форме правления1.

Если мы обратимся к истории развития российской конституции, то увидим, что прежние советские закрепляли достаточно простой порядок их изменения, устанавливая для этого лишь квалифицированное большинство депутатов высшего представительного органа.

Последняя советская российская конституция устанавливала, что для принятия ее изменений и дополнений требовалось не менее 2/3 от общего числа избранных народных депутатов Российской Федерации.

Учтя предшествующий опыт, нормативные установления конституций зарубежных демократических государств, и пытаясь укрепить стабильность конституции, являющуюся ее неотъемлемым свойством, действующая Конституция внесла в этот процесс существенные изменения.

Прежде всего, Конституция применяет иную терминологию – вводятся понятия «пересмотр» Конституции и «поправки». Посвященная этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».

Предложения о поправках или пересмотре положений Конституции может вносить ограниченный круг субъектов. Это Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации, а также группы численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Это круг (ст. 134 Конституции Российской Федерации, 1993) перечня субъектов законодательной инициативы , указанного в ст. 104 Конституции.

Статья 135 Конституции в ч. 1 гарантирует неприкосновенность глав 1,2 и 9 и определяет процедуру разработки и принятия новой конституции.

Согласно этой статье, Федеральное Собрание Российской Федерации лишено права принимать новую конституцию. Федеральное Собрание лишь принимает постановление, содержащее предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9, которое может привести к принятию новой конституции. Оно принимается квалифицированным большинством – тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Если это происходит, то в соответствии с федеральным конституционным законом (который на сегодняшний день еще не принят) созывается Конституционное Собрание – особый орган осуществления учредительной власти. Во многих странах аналогичный орган называется Учредительное Собрание. По утверждению: «Наша Конституция является одной из наиболее «жестких» в современном мире. Подобная иерархия конституционных положений введена именно потому, что исток, базисные причины не только государственного, но и всего общественного строя России концентрируют высшие ценности человеческой цивилизации, а также уроки собственной истории. Отсюда проистекает то уважение, которое оказывается положением первой части»1.

Часть 3 ст. 135 Конституции предусматривает три варианта осуществления Конституционным Собранием своих полномочий.

1. Конституционное Собрание не соглашается с предложениями Федерального Собрания, т. е. подтверждает неизменность действующей Конституции. И на этом полномочия Конституционного Собрания прекращаются.

2. Разрабатывается проект новой конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов.

3. Разрабатывается проект новой Конституции Российской Федерации и выносится на всенародное голосование (референдум). В этом случае конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Конституция определяет не только порядок ее пересмотра, т. е. принятия новой конституции, но и порядок принятия конституционных поправок.

Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст.136) допускаются только к гл. 3–8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т. е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»1 детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции Российской Федерации, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текст Конституции. Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, повторное внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через один год. Федеральный закон предусматривает участие Верховного Суда Российской Федерации в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах Федерации, и в соответствующих случаях вопрос о результатах пересматривается по решению Верховного Суда в порядке, установленном законом.

Поправка вносится непосредственно в текст конституции (а не прилагается к тексту, как, например, в конституции США). В случае исключения статьи, нумерация статей не изменяется, а делается в соответствующем номере статьи отметка «исключена».

К нормам ст. 65, определяющей состав Российской Федерации, относятся положения Конституции 1993 г. о ее изменениях.

На основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса субъекта вносятся соответствующие изменения в ст. 65.

При изменении наименования субъекта Федерации, что относится к его собственной компетенции, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур указом Президента Российской Федерации (это определено в постановлении Конституционного Суда по делу о толковании ст. 137 Конституции1.

Заключение

Основополагающим источником российского права является Конституция, выступающая как Основной Закон Российской Федерации, обладающая наивысшей юридической силой и действующая непосредственно. По своей сути она является официальным государственным решением первостепенной важности, отражающим баланс интересов социально-политических сил в обществе. Основной Закон регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом, государственной властью, закрепляет основы общественного строя, принципы организации и цели государства. В Конституции выражены нормы конституционного и других отраслей права, установлены принципы права, ряда правовых институтов, закреплены основы правовой системы, процедуры и стадии важных направлений государственной деятельности (правотворческой, контрольной). По структуре она представляет, в сущности, «конституционный кодекс». Но, конечно, это не означает, что Основной Закон осуществляет исчерпывающее регулирование государственно-правовых и иных отношений.

Место конституции в правовой системе, ее юридическая природа связаны с характером утвердившейся в нашем обществе конституционной системы. В Российской Федерации, до самого последнего времени, как и ранее в СССР, конституционное развитие осуществлялось в рамках системы моноконституционного акта. Это означает, что Конституция едина, и любые изменения в конституционных нормах, вносимые законом, обязательно инкорпорировались в текст Основного Закона. Наглядный тому пример – принятие законов об изменении и дополнении Конституции Российской Федерации 1978 г. в 1989–1993 гг.

Принятый на Всероссийском референдуме Основной Закон 1993 г. вводит новую конституционную систему, предполагающую существование собственно конституции и пакета федеральных конституционных законов. Последние принимаются в усложненном порядке по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, ее развивают и дополняют.

Литература

1. Белкин охрана: три направления российской идеологии и практики: Монография. - СПб., 1995.

2. Зиновьев первоочередных поправок в Конституцию России//Правоведение. 2000. №4. С. 46-61.

3. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Ассоциация ав­торов и издателей "Тандем", . - М., 2000.

4. Конституционное законодательство России: Монография / Под общ. ред. . - М., 1999.

5. Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь /, и др. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1997.

6. Кравец конституции - принцип конституционализма // Журнал российского права. 2002. № 7. С. 15.

7. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. . 2-е изд., доп. и перераб. - М., 2001.

8. Реков Э. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов - основной правовой принцип // Государство и право. 2000. №1. С. 31-41.

Введение …………………………………………………………..3

1. Понятие конституции, ее сущность и функции…………………………...4

2. Классификация конституций……………………………………………….9

3. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ 1993 г……12

4. Структура Конституции РФ 1993 г………………………………………..16

5. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятие конституционных поправок……………………………………………………………………..20

Заключение ………………………………………………………………25

Литература………………………………………………………………. 27

Существуют различные взгляды на сущность конституции. Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

  • согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;
  • теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;
  • школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы — это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;
  • согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Во многих из этих подходов есть рациональное зерно. Конституция действительно часто является результатом соглашений (договора) различных социальных сил и партий, она отражает традиции народа, одна из главных ее частей — нормы о правах и свободах человека и т. д. Немало было также авторитарных и тоталитарных конституций, которые предназначались для закрепления власти определенного класса, социального слоя, правящей группировки (особенно после военных и иных переворотов). Однако общую характеристику конституции нельзя сводить только к этим сторонам и тем более к одной из них. Прежде всего необходимо разграничить юридическую и социальную сущность конституции.

Юридическая сущность проявляется в особых качествах этого документа, о которых сказано выше: учредительный акт, основной закон, обладающий высшей силой, характеризуемый особыми условиями принятия и изменения, и т. д. Эти черты присущи, как правило, любой конституции (исключение составляют, например, некоторые стороны Конституции Великобритании).

Социальная сущность конституции, напротив, в разных странах и разных условиях неодинакова. Французские конституционные акты 1789 г. и последующих годов были победой «третьего сословия», конституции советской России 1918, 1925 и 1937 гг. провозглашали «диктатуру пролетариата». Конституция России 1993 г. является выражением воли народа , она закрепляет социальный компромисс в обществе, такие порядки и правила «политической игры», которые соответствуют интересам большинства при защите интересов меньшинства. Она отражает в своих нормах общечеловеческие ценности, как и другие современные основные законы. г. (а следовательно, и соответствующие ей конституции и уставы субъектов РФ) имеет качества договора в обществе. Это одновременно выражение союза (на основе общих интересов, признания и защиты общечеловеческих ценностей) и соревновательности различных социально-политических сил общества, отстаивающих и стремящихся закрепить в конституции свои интересы.

Конституция РФ закрепляет победу в демократической антитоталитарной революции 1990-х гг. тех сил, которые заинтересованы в социально ориентированной , политическом и идеологическом плюрализме в обществе, социальной справедливости, в существовании демократического, социального, светского и правового государства. Она исходит из признания общечеловеческих ценностей и соответствует интересам народа. Конституция содержит большой гуманистический и демократический потенциал, хотя ей присущи и авторитарные элементы. Такова же социальная сущность конституций и уставов субъектов РФ. Видимо, идеальных конституций не существует. Об этом свидетельствуют поправки к ним. Сказанное относится и к Конституции РФ. Однако в любой конституции есть базовые положения, принципы. В российской Конституции это — власть народа, демократическое, социальное, правовое, светское государство, многопартийность, идеологический плюрализм, федерализм, местное самоуправление и др. Эти базовые принципы и характеризуют сущность Конституции РФ.

Различия социального содержания разных основных законов отчетливо видны (советские конституции отличаются от действующей Конституции РФ). Содержание отражает конкретные условия. Поэтому Конституция Чечни отличается от Степного уложения Калмыкии, а Устав Еврейской автономной области отличается, скажем, от Устава Калининградской области, которая находится в особых условиях.

Юридическое содержание — это та правовая материя, которая в ней закреплена, юридическое содержание норм, правовых институтов.

По своему юридическому содержанию (наполненности необходимыми нормами, их юридическим качествам) конституция позволяет регулировать общественные отношения в заданных целях. Вместе с тем в некоторых аспектах Конституция РФ пробельна (по отдельным вопросам социальных отношений, роли партий, общественного контроля, в том числе в отношении средств массовой информации), содержит противоречия (например, ст. 10 и 11 не вполне стыкуются) и излишние для основного закона положения (например, специальные уголовно-процессуальные нормы), нечетко регулирует некоторые вопросы полномочий, ее отдельные формулировки неудачны (например, о вхождении одного равноправного субъекта Федерации в другой столь же равноправный).

Юридическое содержание конституций и уставов субъектов РФ по принципиальным вопросам , правового статуса личности, политической системы однотипно с содержанием федеральной Конституции. Однако в конституциях и уставах субъектов РФ есть свои особенности содержания и конституционно-правового регулирования. В частности, это относится к системе органов субъектов РФ, к формам их деятельности. Юридическое содержание конституций республик отличается от содержания уставов иных субъектов (в первых есть, например, положения о государственном языке республики). Наконец, каждой конституции, каждому уставу присущи элементы неповторимого юридического содержания. В Конституции Татарстана сеть, например, такие нормы, которым нет аналогов в основных законах других республик в составе Российской Федерации, многие положения уставов краев и областей, в которые входят автономные округа, отличаются от норм последних и т. д.

Основные черты, свойства и функции конституции

Конституция характеризуется качествами, с одной стороны, особого юридического документа, а с другой — акта, имеющего важнейшее общественное значение. С этим связаны ее основные черты (среди них обычно называют народность, реальность, стабильность и др.), свойства (основной закон, усложненный порядок принятия и изменения, особый объект регулирования, высшая юридическая сила), а также функции (учредительная, юридическая, политическая, идеологическая и организационная).

Учредительная функция конституции обусловлена ее главной ролью: принятие новой конституции, как правило, связано с крупными изменениями в общественном и государственном строе, и она закрепляет их в своих нормах. С другой стороны, сама конституция вводит (учреждает) новые порядки, предусматривая новое территориальное устройство государства, систему его органов, провозглашая новые права граждан, и т. д.

Конституция — важнейший политический документ. С этим связана ее политическая функция. Главное назначение Конституции РФ в этом качестве — закрепление результатов союза и компромисса различных социальных сил и групп населения (власть народа, а не класса); свободы экономической деятельности для предпринимателей (работодателей), но при условии защиты интересов и прав работников; права народов на самоопределение, но в рамках Федерации; разделения властей, но с доминированием президентской (исполнительной в субъектах РФ) власти и т. д.).

Конституция — идеологический документ. Любая конституция строится на основе каких-то идеологических постулатов и выражает их. Иногда эти постулаты почти незаметны (инструментальные конституции XIX в., внешне представлявшие собой как бы технический документ прежде всего о системе органов государства, их отношениях, полномочиях), а иногда выражены отчетливо (в социальных конституциях XX в. и особенно в идеологизированных конституциях тоталитарного социализма). В Конституции РФ идеологические качества гораздо более заметны, чем в «старых» демократических конституциях, но представлены в значительно меньшей степени, чем в социалистических. С этим связана идеологическая функция конституции. Ее суть — официальное выражение принятых в обществе духовных ценностей. Конституция РФ запрещает устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной, провозглашает идеологический плюрализм, но, с другой стороны, запрещает пропаганду социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ч. 1, 2 и 5 ст. 13).

Организационная функция Конституции РФ состоит в упорядочении основных общественных отношений, их взаимосвязей. Она создает тот каркас, в рамках которого эти отношения развиваются и совершенствуются, преграждая дорогу деструктивным тенденциям.

На уровне субъектов РФ свои функции Конституция РФ выполняет вместе с их основными законами.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: