Развернутый план законотворческий процесс в рф. Законодательный процесс в рф. Система права включает в себя нормы, институты и отрасли

Право – система общеобязательных, закрепленных силой государственного принуждения норм . Еще в Древнем Риме выделяли две основные системы права – частное и публичное. Частное право защищает интересы отдельного гражданина (например, его имущественные интересы). Публичное – всего общества в целом (например, карает преступников).

Система права включает в себя нормы, институты и отрасли:

Отрасль права – самая большая структурная единица правовой системы. Отрасль права – большая группа норм, регулирующая важный вид общественных отношений. Например, это конституционное, административное, уголовное, налоговое, финансовое, земельное, семейное, трудовое, гражданское право.

Дополнить наши сведения о видах отраслей российского права вы можете в комментариях к разбору задания к данной теме, а также в обсуждениях нашей группы

Как правило, отрасли соответствует и обслуживает исполнение ее норм государственными органами процессуальное право (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное). Процессуальное правоособый вид правовых норм, регламентирующих правоприменительную практику в процессе правовых отношений. Юристы выделяют до 30 отраслей права в целом.

Институт права – небольшая группа норм внутри отрасли, регулирующий один вид общественных отношений. Институты состоят из норм – мельчайших единиц, выраженных в виде конкретного закона.

Приведем на примере трудового права конкретную структуру отраслей, институтов и норм:

Структура системы права (на примере трудового права):

Соотношение правовых норм между собой регламентируется понятием юридическая сила. Это первоочередность и соподчинение юридических норм. Все нормы в РФ делятся по юридической силе на законы и подзаконные акты.

Законом высшей юридической силы является Конституция Российской Федерации. Высшая юридическая сила означает, что ни один нормативный акт в стране не может противоречить Конституции РФ. Конституцию дополняют конституционные законы РФ.

Основным ядром правовой системы РФ являются Федеральные Законы РФ (ФЗ). Федеральный Закон РФ – основной нормативно-правовой акт в РФ, принимающийся Федеральным Собранием и подписывающийся Президентом.

Соответствовать Федеральным Законам должны подзаконные акты:
Указы Президента РФ
Постановления Правительства РФ
Приказы и инструкции министерств и ведомств РФ
Нормативные акты региональных и местных органов власти

Основным источником права в РФ, как мы уже говорили при разборе темы «Право в системе социальных норм», является нормативно-правовой акт. Это не исключает применения и судебных прецедентов в правоприменительной практике, и правовых обычаев.

Законотворческий процесс – это процедура принятия Федеральных Законов в РФ. Регламентируется она конституционным правом, описана процедура в Главе 5 Конституции РФ «Федеральное Собрание».

Федеральный Закон становится законом и обретает юридическую силу после опубликования на портале государственной информации и в «Российской газете» (на ее сайте.

Таким образом, законотворческий процесс в РФ состоит из следующих этапов:

Таким образом, мы рассмотрели сегодня важную тему кодификатора ЕГЭ блока «Право» «Система российского права. Законотворческий процесс».

Система права

Система права - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты. В системе права можно выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права, второй - правовые институты и подотрасли права, а третий (высший) - отрасли права.
Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регули рующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений. В основе деления права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые регулирует определенная отрасль права. Методом правового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.
Современная система российского права включает в себя в качестве подсистем следующие отрасли права:
а) конституционное (государственное) право - совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, национально государственное устройство страны и т. д.;
б) административное право - совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти;
в) гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;
г) семейное право - отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно семейных отношений;
д) трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п.;
е) финансовое право - отрасль права, регулирующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учреждений;
ж) уголовное право - совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть назначены;
з) земельное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.
Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдается бурное формирование и развитие основ новых отраслей: экологического права, торгового права, банковского права, предпринимательского права и др.
Все указанные выше отрасли права относятся к материальному праву, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права. Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственными органами и должностными лицами норм материального права, являются:
а) гражданско процессуальное право - совокупность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;
б) уголовно процессуальное право - совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел.
Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.
Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права. Институт права - это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общественных отношений. В отличие от отрасли права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Например, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха, заработной платы и др.
Подотрасль права - это совокупность родственных институтов какой либо отрасли права (например, обязательственное право в гражданском праве).
Наряду с распространенным в российской юриспруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичное и право частное: первое регулировало отношения между гражданами и государством, а второе - между частными лицами на основе их взаимных обязательств. К публичному праву относят государственное, административное, финансовое, уголовное право и отрасли процессуального права, к частному праву - гражданское, трудовое, семейное. В идеале частное и публичное право должны совпасть, так как право, охраняя интересы всего общества, учитывает и интересы составляющих его индивидов.
Начальный элемент всего правового здания составляют нормы права. Нормы права - это установленные или санкционированные государством и им охраняемые общеобязательные, формально определенные правила поведения, являющиеся регуляторами общественных отношений. Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, Устанавливая границы возможного, дозволенного по ведения субъектов права. Но правовые нормы могут предписать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц.
Все юридические нормы по различным критериям и основаниям могут быть разделены на определенные группы и виды. Существует несколько подобных классификаций правовых норм.
1. По предмету правового регулирования (в зависимости от вида регулируемых общественных отношений) нормы делятся на конституционно правовые гражданско правовые, уголовно правовые и т. п.
2. По юридической силе все правовые нормы можно разделить на нормы законов и нормы подзаконных актов. Юридическая сила нормы зависит от места, которое занимает орган, ее издавший, в общей системе государственных органов.
3. По характеру содержащихся в их тексте правил поведения все правовые нормы могут быть разделены на обязывающие нормы (устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия), запрещающие нормы (устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий) и управомочивающие нормы (предоставляют права на совершение определенных положительных действий).
4. По действию во времени юридические нормы делятся на нормы неопределенно длительного действия (в нормативно правовом акте не указан период их действия во времени), временные нормы (период их действия определен в нормативно правовом акте) и чрезвычайные нормы (издаются и действуют в силу и в период чрезвычайных ситуаций).
5. По кругу субъектов нормы делятся на общие (распространяют свое действие на всю группу субъектов права), специальные (регулируют поведение конкретного, определенного круга субъектов права) и исключительные (распространяются на отдельных субъектов права).
6. По пределам действия норм в пространстве юридические нормы делят на нормы общего действия (действуют по всей территории, на которую распространяется юрисдикция государственного органа, издавшего правовую норму) и нормы местного действия (действуют в пределах территории, определенной самим нормативно правовым актом).
7. По способу установления правил поведения нормы делятся на императивные (не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения, действуя независимо от усмотрения субъектов правоотношений) и диспозитивные (предоставляют субъектам правоотношений возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей).
8. По функциональному назначению правовые нормы подразделяют на материальные (регулируют содержательную сторону общественных отношений, выступают мерой юридических прав и обязанностей их участников) и процессуальные (регулируют порядок деятельности компетентных государственных органов по осуществлению и защите материальных норм).
9. По реализуемым функциям права нормы делятся на регулятивные (устанавливают субъективные права и возлагают на субъектов права юридические обязанности) и охранительные (определяют меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям права, а также условия реализации этих норм).

Правотворчество

Большинство ученых понимают под правотворчеством деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, а также всего народа по установлению, изменению или отмене правовых норм. Однако такое определение исходит из представления о праве как о системе норм, установленных государством. В соответствии с иным подходом правотворчество рассматривается как завершающая стадия процесса правообразования, который идет в недрах общества. Государство же лишь надлежащим образом оформляет те правовые потребности, которые уже сложились.

Основными функциями правотворчества являются:

а) обновление законодательства, издание новых нормативно?правовых актов;

б) устранение (отмена) устаревших юридических норм;

в) восполнение пробелов в праве. Правотворческая деятельность в демократическом государстве строится на следующих принципах:

а) гласности, подразумевающей, что правотворческая деятельность компетентных органов должна осуществляться в открытой и доступной для всех форме. Только «прозрачность» правотворческих процедур позволяет избежать негативных последствии лоббизма;

б) демократизма, отражающего участие населения в правотворчестве, учет общественного мнения при разработке и принятии нормативно?правовых актов;

в) научности, содержанием которой является адекватное отражение в нормативных актах реальной действительности и перспектив развития общества, привлечение научных учреждений, ученых, экспертов, специалистов?практиков к процессу правотворчества, обязательность прогноза последствий принятия нормативного акта;

г) законности, представляющей собой требование неукоснительного соблюдения установленных законом требований к порядку и процедуре правотворчества, строгий учет иерархии правовых норм и актов, соблюдение компетенции органа, принимающего правовой акт;

д) исполнимости, подразумевающей финансовое обеспечение нормативно?правовых решений, подготовку соответствующих кадров и необходимых для реализации закона подзаконных актов;

е) профессионализма, согласно которому правотворческая практика требует профессиональной подготовки ее субъектов, использования специальных приемов и средств юридической техники. Она должна обеспечить логическую последовательность изложения основных положений нормативно?правового акта, отсутствие внутренних противоречий в тексте, компактность нормативного материала, ясность и доступность языка закона, точность и определенность его формулировок. Правильное использование юридической техники обеспечивает точное выражение воли законодателя, способствует повышению эффективности права.

Способы правотворчества обусловлены официально признанными формами (источниками) права. Различают такие его виды, как санкционирование обычаев или норм, выработанных негосударственными организациями, признание прецедентов, принятие нормативно?правовых актов органами гос?ва или непо средственно самим народом, заключение различного рода соглашении, содержащих нормы права.

Правотворческая деятельность состоит из юридически значимых действий, которые образуют правотворческий процесс. Начинается он с выявления потребности в принятии нормы права. Это делается на основе изучения и анализа общественных отношений, для регламентации которых необходимо принять данную норму. Закон определяет компетентные государственные органы или должностных лиц, уполномоченных на принятие нормы. Они устанавливают вид правового акта, который закрепит норму, принимают решение о подготовке проекта документа, создают для этого рабочую группу. Рассмотрение проекта делится, как правило, на два этапа: предварительное и официальное. Последнее производится с учетом всех процессуальных и технических требований к этой стадии правотворчества. После обсуждения проекта правовой акт принимается, оформляется должным образом, подписывается и публикуется.

Важнейшей разновидностью правотворчества является законотворчество (процесс принятия законов высшими органами государственной власти). Процедура принятия законов обычно довольно подробно разрабатывается в конституции страны. Выделяют следующие стадии законодательной процедуры:

1. Законодательная инициатива - официальное внесение законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой, что влечет за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть законопроект на своем заседании. Как правило, правом законодательной инициативы наделены депутаты парламента и правительство (причем основная масса законопроектов - до 90% - вносится правительством). В Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их ведения. Законопроекты, как правило, вносятся в нижнюю палату парламента (в Российской Федерации в Государственную Думу). Регламенты палат парламента устанавливают определенные требования к оформлению представляемых законопроектов. Так, регламент Государственной Думы Федерального Собрания РФ требует от субъекта законодательной инициативы наряду с текстом законопроекта представить:

а) пояснительную записку к законопроекту;

б) перечень законов, подлежащих отмене или изменению в связи с принятием законопроекта;

в) финансово?экономическое обоснование (в случае, если реализация законопроекта потребует материальных затрат);

г) заключение на законопроект Правительства РФ (оно обязательно, если законопроект предусматривает расходы из федерального бюджета).

2. Стадия обсуждения законопроекта, которое происходит на заседаниях палат парламента. В Российской Федерации внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.

3. Стадия принятия законопроекта путем голосования депутатов парламента. Если парламент двух?палатный, то для принятия закона требуется согласие обеих палат. В Российской Федерации закона принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.

4. Стадия утверждения законопроекта. В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Однако Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно проголосовав за закон. Правда, для этого требуется квалифицированное большинство - не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятые парламентом законы направляются главе государства (монарху или президенту), который может наложить на них вето, не допустив или, по крайней мере, отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство. Так, в Российской Федерации для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2 /3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

5. Промульгация закона - опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу. В Российской Федерации законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Несколько отличается от обычной законодательной процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3 /4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2 /3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.


План темы:

I. Система права

1.1 Понятие «система права»

2.1 Основные отрасли права

II. Система нормативно-правовых актов

1.2 Понятие «нормативно-правовой акт»

2.2 Законы

3.2 Подзаконные акты

III. Законотворческий процесс

1.3 Понятие «законотворческий процесс»

2.3 Стадии законотворческого процесса

Система права —это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности составляющих его норм и одновременной дифференциации на отрасли и институты.

Институт права Подотрасль права Отрасль права
обособленная группа юридических норм ,регулирующих однородные общественные отношения и входящих в соответствующую отрасль права . В отличие от отраслей права И .п . объединяет нормы , которые регулируют лишь часть отношений определенного вида . это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определённого вида. элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений.

ПРИМЕР:

Основные отрасли права России:

✔︎ Материальное право – отрасли права, которые регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов;

✔︎ Процессуальное право – отрасли права, регулирующие процедурные и организационные вопросы реализации нормы материального права, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений;


✳︎ Конституционное право отрасль права, закрепляющая форму правления, государственно-территориальное устройство, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, функции и взаимоотношения высших органов власти;

✳︎ Гражданское право – отрасль права, регулирующая имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения: право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договора, наследственное право;

✳︎ Административное право отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления: соблюдение пдд, противопожарных и санитарных правил;

✳︎ Уголовное право отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться;

✳︎ Трудовое право отрасль права, регулирующая трудовые правоотношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха;

✳︎ Семейное право отрасль права, регулирующая брачно-семейные правоотношения: условия и порядок вступления в брак, прекращение брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т.д.

✳︎ Гражданско-процессуальное право отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам;

✳︎ Уголовно-процессуальное право отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам;

✳︎ Арбитражный процесс процесс прохождения дел в арбитражных судах;

✳︎ Конституционное судопроизводство судопроизводство в Конституционном суде.

Особой отраслью права является МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО, которое не входит в систему ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Частное и публичное право.

Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц;

О частном праве (встречается в ЕГЭ):

✓ частное право регулирует отношения частных лиц между собой;

✓ к сфере частного права относят гражданские, коммерческие, имущественные, семейные отношения;

Публичное право — нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления;

О публичном праве (встречается в ЕГЭ):

✓ публичное право состоит из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного права;

✓ публичному праву свойственна жесткая регуляция общественных отношений государственной властью;

О видах права (частное/публичное) и их признаках (встречается в ЕГЭ):

✓ состав участников включает физических и юридических лиц — частное право;

✓ обеспечивает государственные интересы — публичное право;

✓ предметом правового регулирования являются имущественные и неимущественные отношения — частное право;

✓ метод правового регулирования состоит в горизонтальных связях равных субъектов общественных отношений — частное право;

✓ закрепляет порядок деятельности органов государственной власти и управления — публичное право;

Система нормативно-правовых актов РФ.


Закон – это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Примеры нормативно-правовых актов и их вид (встречается в ЕГЭ):

✔︎ указ Президента РФ — подзаконный акт;

✔︎ локальные нормативные акты — подзаконные акты;

✔︎ Семейный кодекс РФ — закон;

✔︎ постановление Правительства РФ — подзаконный акт;

✔︎ Уголовный кодекс РФ — закон

О системе российского права (встречается в ЕГЭ):

📍уголовное право регулирует общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера;

📍гражданское право относят к частному праву;

📍правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный сегмент (сторону) однородных общественных отношений;

О нормативно-правовых актах и основе их классификации (встречается в ЕГЭ):

📍акт, принятый на референдуме — основа классификации — субъект правотворчества;

📍подзаконный акт — основа классификации — юридическая сила;

📍акт органа государственной власти — основа классификации — субъект правотворчества;

📍общефедеральный акт — основа классификации — территория действия;

📍локальный акт — основа классификации — территория действия;

Законотворческий процесс – процесс принятия законов высшими органами государственной власти.

Стадия Содержание

Законодательная инициатива

Президент РФ, Совет Федерации РФ, члены Совета Федерации РФ, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный, Верховный, высший арбитражный суды РФ по вопросам их ведения

Обсуждение законопроекта

Внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет (в нем ведется основная работа над текстом законопроекта с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов), который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями.

Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся правки

Принятие законопроекта

Закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов

Утверждение законопроекта

Принятый ГД закон должен быть в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным СФ если за него проголосовало более половины от общего числа палаты.

Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней должен принять решение. Президент обладает правом вето.

Для преодоления отлагательного вето Президента РФ закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов ГД и членов СФ.

Промульгация (публичное объявление) проекта

Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок

Совет Федерации не обязан рассматривать все законы. Обязательному рассмотрению в СФ подлежат: ФКЗ, законы о поправках к Конституции РФ, финансовые законы, законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ, законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы РФ.

Несколько отличается от обычной законотворческой процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов.Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 3 /4 от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2 /3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия.

О законотворческом процессе (встречается в ЕГЭ):

✔︎ законотворческая деятельность в РФ обусловлена необходимостью правового регулирования и упорядочения поведения людей в основных сферах, направлениях и отношениях их общественной и государственной жизни;

✔︎ законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут вноситься только при наличии заключения Правительства РФ;

✔︎ обсуждение законопроекта проходит в трех чтениях;

✔︎ члены Совета Федерации обладают законодательной инициативой;

✔︎ особое значение в законотворческой деятельности приобретает экспертиза законопроектов;

✔︎ все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ;

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

5.2. Система российского права. Законотворческий процесс

Система права – это его внутренняя организация, выражающаяся в единстве и взаимодействии разнообразных, относительно самостоятельных его элементов. Система российского права – это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права. Отрасль права – объективно обособившаяся внутри системы права совокупность взаимосвязанных норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования.

Отрасль права характеризуется

1. Предметом правового регулирования

– Конституционное (государственное) право закрепляет форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти.

– Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления (соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т. д.).

– Семейное право регулирует брачно-семейные отношения; условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т. д.

– Финансовое право регулирует отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, т. е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов.

– Трудовое право регулирует трудовые отношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха.

2. Методом правового регулирования

– Гражданское право регулирует имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право.

– Уголовное право – отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться.

– Уголовно-процессуальное право – отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам.

– Гражданско-процессуальное право – отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам.

Особой отраслью является международное право , которое не входит в систему ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Оно занимает особое место во всей системе права – это своего рода наднациональная отрасль права.

Классификация отраслей права

* По назначению: 1) материальные: состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, уголовное право и др.); 2) процессуальные: состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.). В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

* По предметному единству: 1) основные (профилирующие, первичные или фундаментальные); 2) вторичные (специальные, складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права); 3) комплексные: состоят из норм и институтов, входящих в различные отрасли права; отсутствует собственный метод правового регулирования (хозяйственное право).

* Пo регулируемым отношениям : публичное право (в сфере государственной власти) и частное право (в сфере частных интересов).

Различают также такие отрасли системы российского права, как: финансовое; земельное; лесное; горное; водное и другие отрасли природоохранного права; сельскохозяйственное; право судоустройства и прокурорского надзора; арбитражно-процессуальное; исправительно-трудовое право и другие.

Институты права – система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную область внутри какой-либо отрасли (или нескольких отраслей). Например, внутри отрасли трудового права выделяется институт трудовой дисциплины, а внутри отрасли конституционного права – институт избирательного права.

Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве – авторское, обязательственное, наследственное право и другие. В финансовом праве – бюджетное, налоговое право.

Правотворчество – деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм. В узком смысле правотворчество – это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции), либо непосредственно населением (путем референдума).

Законотворчество является составной частью правотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность только высших законодательных органов того или иного государства. Правотворчество и законотворчество соотносятся, как целое и часть.

Принципы правотворчества: демократизм; законность; профессионализм; научность; планомерность; своевременность; исполнимость; системность; четкая дифференциация правотворческих полномочий; гласность.

Функции правотворчества: обновление нормативного материала; восполнение пробелов в праве; упорядочение, систематизация нормативно-правовых актов.

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

1. Законотворчество (правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой).

2. Делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа).

3. Подзаконное правотворчество (нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам: президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).

Законодательный (законотворческий) процесс – процесс принятия и вступления в силу закона, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона.

Стадии законотворческого процесса в России

законодательная инициатива – право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;

рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;

принятие законов Государственной Думой . Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т. д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;

одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;

подписание законов Президентом РФ . Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Вето является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Вето может быть абсолютным (когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона) и относительным (вето может быть преодолено парламентом). Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок.

опубликование и вступление в силу . Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Парламентской газете», «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Действие правовой нормы во времени начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия; прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц , которым адресованы нормы.

– Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

– Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Неофициальное обнародование законов (других нормативно-правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио– и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ

Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис Акимович

М. Каплан. Система и процесс в международной политике Глава 2 Международная система Далее рассматриваются шесть международных систем или, точнее, состояний равновесия одной сверхстабильной международной системы: 1) система «баланса сил», 2) гибкая биполярная система,

Из книги Право социального обеспечения. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

50. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА Под принципами российского избирательного права понимают основные начала российского демократизма, имеющие руководящее значение для выборов, закрепленные в действующих конституционных нормах и

Из книги Трудовое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

11. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА. СИСТЕМА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Источники трудового права – нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения и устанавливающие права и обязанности участников трудовых отношений.Источники трудового права

Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

30. СИСТЕМА ПРАВА Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.Черты системы права: 1) ее первичным элементом выступают нормы права, которые и объединяются в институты, подотрасли и отрасли; 2)

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Энциклопедия юриста автора

Система права СИСТЕМА ПРАВА - объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единой по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованной совокупности

Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий

32. Создание нового советского государства и права. Особенности формирования социалистического права В ходе октябрьского восстания 1917 г. было низложено Временное правительство и ликвидирован Предпарламент, на смену пришли принципиально новые высшие органы власти и

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Образование Российского государства Предпосылки создания единого государства и объединение русских земельСоциально-экономические предпосылки:– развитие феодального землевладения;– стремление бояр приобретать земли за пределами своих княжеств.Духовные

Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги автора

3. Понятие и система права интеллектуальной собственности Право интеллектуальной собственности – подотрасль гражданского права, совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих отношения в сфере возникновения, использования и защиты объектов

Из книги автора

4. Система источников права интеллектуальной собственности Систему источников права интеллектуальной собственности составляют:1) Конституция РФ – в ст. 44 закрепляется свобода творчества; п. «о» ст. 71 относит правовое регулирование интеллектуальной собственности к

Система права — структура права, представляющая собой согласованность и единство юридических норм, разделение их на отрасли, подотрасли и институты.

Элементы системы права:

  • Норма права – это установленное или санкционированное государством общеобязательное правило поведения, которое рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обращённое ко всем и к каждому, оказавшемуся в предусмотренной нормой жизненной ситуации.
  • Отрасль права — совокупность однородных правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений (трудовое, семейное, гражданское право и т.д.)
  • Подотрасль права – это группа правовых норм, которые в составе отрасли права регулируют близкие отношения определённого вида. Например, в гражданском праве- подотрасль авторское право.
  • Институт права — совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений (например, в трудовом праве- институт заработной платы, в гражданском- институт наследования и т.д.)

Таким образом, в отрасли права выделяются подотрасли, которые, в свою очередь, делятся на институты права. Такая система права позволяет легче регулировать те или иные отношения в обществе. А в основе всего лежат нормы права, то есть конкретные законы, указы, договоры и т.д.

Особой отраслью является международное право , которое не входит в систему ни одного государства, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. В иерархии отраслей права оно занимает главенствующее положение. Это означает, что ни один правовой акт государства не должен противоречить тем международным документам, которые подписало государство.

Материальное и процессуальное право

  • Материальное право — это отрасли права, которые непосредственно регулируют общественные отношения (семейное, гражданское, трудовое, административное и др.)
  • Процессуальное право – отрасли права, которые регулируют процедурные, организационные вопросы судебного разбирательства (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное).

Частное и публичное право

  • Частное право регулирует отношения частных лиц, то есть горизонтальные отношения, обе стороны в нём равны, им предоставлена возможность выбора (семейное, трудовое, гражданское право).
  • Публичное право — регулирует отношения между государственными органами и гражданами (а также организациями, структурами и т.д.) В нём стороны неравноправны, для публичного права характерны подчинение, запрещение и обязывание - директивные (императивные) нормы (конституционное, административное, уголовное) . Публичное право обеспечивает интересы публичного характера, то есть всего общества.

НЕ ПУТАЙТЕ ПОНЯТИЯ:

Система права - это его внутренняя организация, выражающаяся в единстве и взаимодействии разнообразных, относительно самостоятельных его элементов.

Правовая система — вся правовая жизнь страны, вся правовая организация общества. Категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и все правовое развитие конкретной страны, в том числе структуру законодательства - систему законодательства.

Признаки системы права

  • Объективность, складывается в соответствии с потребностями того или иного общества в целом, а не с желанием отдельных людей
  • Целостность, единство и взаимосвязь составляющих элементов
  • Структурное разнообразие

Таким образом , в РФ довольно разветвлённая, но в то же время чётко структурированная система права, рассматривающая различные стороны общественных отношений.

Законотворческий процесс в РФ

Законодательный процесспорядок деятельности по созданию и принятию закона или иного нормативного акта.

Стадии законодательного процесса

  • законодательная инициатива , т.е. внесение законопроекта или законопредложения;
  • рассмотрение законопроекта в парламентских палатах и комитетах (комиссиях);
  • принятие закона ;
  • санкционирование, промульгация и опубликование закона ; эту стадию иногда разделяют на санкционирование (подписание) главой государства и промульгацию с официальным опубликованием.

Законодательная инициатива – это официальное внесение в парламент законопроекта или законопредложения.

Законопроект – текст будущего закона со всеми его атрибутами (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками норм и т.д.).

Законопредложение – лишь идея или концепция будущего закона.

В РФ субъектами права законодательной инициативы в соответствии со ст. 104 Конституции РФ являются

  • Президент РФ
  • члены Совета Федерации
  • депутаты Государственной Думы
  • законодательные (представительные) органы субъектов РФ

Обсуждение законопроекта

Обсуждение законопроекта происходит на заседаниях палат парламента.

Принятия законопроекта

В Российской Федерации законы принимаются в чётком соответствии со статьями 105-108 Конституции

Стадия утверждения законопроекта

(Конституция РФ, статьи 105-108)

  • Закон в РФ принимается Государственной Думой большинством голосов
  • Принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на рассмотрение Совета Федерации .
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации
  • В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.
  • Далее закон повторно рассматривается Государственной Думой.
  • Закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2.3.от общего числа депутатов Государственной Думы
  • Принятый закон направляется в течение 5 дней главе государства Президенту для подписания и обнародования
  • Президент в течение 14 дней подписывает и обнародует закон
  • Если Президент отклонит закон, то обе палаты вновь рассматривают его. Если не менее 2.3 Федерального Собрания выступят за закон, то Президент должен его подписать и обнародовать в течение 7 дней.

Промульгация закона - опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу .

Вступает в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.

Таким образом , Конституция РФ определяет чёткий порядок всего законодательного процесса — от внесения инициативы до обнародования закона в обществе. Каждый этап чётко продуман, имеет свои критерии принятия закона, что позволяет наиболее объективно издавать законы страны.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: