Методы гигиенических исследований санитарно - гигиеническое описание жилого помещения. Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование Понятие о трофических цепях

  • 1)Солнечная радиация. Краткая характеристика биологического действия различных областей солнечного спектра на организм.
  • 2)Белки, их роль в питании. Проявления недостаточного и избыточного их поступления в организм.
  • 3)Понятие физическое развитие. Факторы, оказывающие влияние на процессы роста и развития. Методы оценки физического развития.
  • 1)Климат и погода. Понятие Медицинская оценка погоды. Метеотропные заболевания. Профилактика. Акклиматизация. Физиологическая сущность. Фазы.
  • 2)Значение питания для здоровья населения. Принципы рационального питания населения, их обоснование.
  • 3)Осанка, понятие. Виды осанок. Причины и факторы, способствующие нарушению осанки. Меры профилактики.
  • 2)Заболевания, связанные с воздействием пыли на организм человека. Меры профилактики.
  • 3)Здоровье детей и подростков. Факторы, формирующие здоровье. Критерии оценки и группы здоровья.
  • 1. Почва как фактор среды
  • 1. Зерно-мучные товары
  • 6. Медицинские профилактические осмотры.
  • 3 . Режим питание его физиологическое значение
  • 6. Медицинские профилактические осмотры.
  • 2. Гигиеническая оценка действия общей вибрации на организм человека. Пути профилактики.
  • 3. Пищевые отравления. Понятие, особенности, классификация.
  • I. Пищевые отравления микробной этиологии
  • II. Пищевые отравления немикробной этиологии
  • 1. Методы исследования, применяемые в гигиене.
  • 2. Гигиеническая оценка действия шума на организм человека. Меры профилактики.
  • 3. Виды больничных пищеблоков. Медицинский контроль за здоровьем персонала. Медицинская документация.
  • 4. Задача.
  • 1. Научные основы гигиенического регламентирования.
  • 2. Классификация промышленных ядов. Основы токсикометрии.
  • 3. Особенности питания различных групп населения.
  • 4. Задача
  • 1. Отдаленные последствия воздействия факторов окружающей среды.
  • 2. Понятие о промышленных ядах. Общие закономерности действия на организм.
  • 3. Контроль за санитарно-эпидемическим режимом пищеблоков, здоровьем и соблюдением правил личной гигиены сотрудниками пищеблока.
  • 1.Физиол. И гигиенич. Значение воды.
  • 2.Классификация вредных и опасных производственных факторов. Понятие комплексного и комбинированного действия производственных вредностей.
  • 3. Пищевые отравления немикробной природы.
  • 1.Роль водного фактора в распространении заболеваний инфекционной и неинфекционной природы
  • 2. Условия труда, профессиональные заболевания и их профилактика.
  • 3. Методы изучения адекватности питания.
  • 1.Методы улучшения качества воды
  • 2. Системы отопления жилых и общественных зданий и их гигиеническая оценка.
  • 3. Цеховой врач. Основные направления работы.
  • 3. Гигиенические аспекты школьной зрелости
  • 1. Методы исследования, применяемые в гигиене.

    В гигиене и санитарии используется ряд методов оценки факторов оценки окружающей среды – это методы санитарного обследования, физические, химические и биологические методы. Одновременно используются методы исследования, с помощью которых можно выявить влияние на организм факторов окружающей среды. К ним относятся эпидемиологические, санитарно-статистические, клинические методы, а также гигиенический эксперимент.

    Комплекс санитарно-гигиенических исследований условий жизни населения обычно начинается с метода санитарного описания . Метод санитарного исследования широко используется при изучении условий жизни в населенных местах – жилищных, производственных, бытовых. К санитарному описанию подвергаются объекты окружающей среды, условия жизни и труда.

    С помощью физических методов исследования характеризуются температура, влажность, скорость движения, электрическое состояние воздуха, барометрическое давление и др. Физ.методы широко применяются в коммунальной гигиене.

    Химические методы используются при изучении химического состава воздуха, воды, пищевых продуктов. Особенностью этого метода является высокая чувствительность позволяющая определить в некоторых случаях миллионные доли миллиграмма вещества на единицу объема.

    Биологический метод – это исследования объектов окружающей среды в процессе, которых определяется наличие микро и макроорганизмов и веществ животного и растительного происхождения, характеризующих санитарное состояние объекта.

    Эпидемиологический метод – это совокупность методик изучения состояния здоровья населения под влиянием различных эндогенных или экзогенных факторов.

    Санитарно-статистические методы изучения здоровья населения основываются на данных официальных документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии здоровья населения.

    Метод гигиенического эксперимента ставит своей целью в натурных или лабораторных условиях изучить влияние различных факторов окружающей среды на организм человека и животных.

    Метод лабораторного эксперимента позволяет наиболее четко моделировать процессы и явления для выяснения их значения для здоровья человека. Пример: изучение на лаборат.установках процессов накопления в почве и растениях вредных химических веществ.

    2. Гигиеническая оценка действия шума на организм человека. Меры профилактики.

    Шум (с гигиенической точки зрения) – комплекс беспорядочного сочетания звуков различной интенсивности, неблагоприятно воздействующий на организм человека.

    Физические характеристики шума

    1. Звуковая мощность источника (Вт)

    2. Интенсивность (сила) звука (Вт/м2)

    3. Звуковое давление (Па/(н/м2))

    4. Скорость звука.

    Действие шума на организм (специфическое, неспецифическое)

    Специфическое: шумовая травма, утомление слуха, двухсторонний кохлеорный неврит (проф. тугоухость)

    Шумовая травма: клиника – внезапная боль в ушах, поражаются барабанные перепонки, вплоть до их пробадения.

    Утомление слуха – выраженное ослабление слуховой чувствительности к концу рабочего дня. При хроническом воздействии шума приводит к проф. тугоухости

    Кохлеарный неврит – ему предшествует адаптация к шуму и развитие утомления слуха. Начальная стадия: звон в ушах, головокружение, восприятие разговора шепотом не нарушено. В начальной стадии увеличивается порог восприятия на высокой звуковой частоте (4000 – 8000 Гц). По мере прогрессирования заболевания увеличивается порог восприятия на средние, затем низкие частоты. При выраженной стадии снижается восприятие шепота, формируется тугоухость

    Неспецифическое: симптомокомплекс «шумовая болезнь», органы мишени – НС, ССС, ЖКТ, энд. жел.

    Симптомокомплекс «шумовая болезнь» - функциональные нарушения НС, ССС, ЖКТ, эндокринной системы в виде неврозов, неврастении, остеновегет синдрома с сосуд гипертензией, гипертоническая болезнь, угнетение секреции ЖКТ, нарушение функций эндокринных желез.

    Отягощают действие шума:

    1. вынужденное положение тела

    2. нервно-эмоционально енапряжение

    3. вибрация, воздействие пыли, токсических веществ

    4. неблагоприятные метеорологические факторы

    Меры профилактики:

    1. Архитектурно-планировочные мероприятия.

    2. Разработка шумобезопасной техники и технологических процессов

    3. Разработка и применение строительно-акустических мероприятий (амортизаторы, изолирование шумных помещений, применение звукоизоляционных материалов)

    4. Осуществление организационных мероприятий (сокращение времени нахождения в условиях воздействия шума)

    5. Применение средств и методов коллективной защиты (дистанционное управление)

    6. Применение средств индивидуальной защиты

    7. Контроль за уровнем шума на рабочих местах не реже 1 раза в год

    8. Проведение ежегодных периодических мед.осмотров.

    23945 0

    Гигиена (от грсч. hygieinos — здоровый, целебный; Hygieia — богиня здоровья у древних греков) — наука о здоровье, профилактическая медицинская дисциплина, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

    Обычно наряду с термином «гигиена» употребляют и другой термин — «санитария». В настоящее время термином «санитария» обозначают комплекс мер по практическому применению разработанных гигиенической наукой нормативов, санитарных правил и рекомендаций.

    Задачи гигиены:
    - изучение природных и антропогенных (вредных) факторов окружающей среды и социальных условий, влияющих на здоровье населения;
    - изучение закономерностей влияния факторов на организм человека или популяцию;
    - разработка и научное обоснование гигиенических нормативов, правил, рекомендаций и т.п.;
    - максимальное использование положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды;
    - устранение неблагоприятно действующих факторов или ограничение их влияния на население до безопасных уровней;
    - внедрение и применение в хозяйственной деятельности человека разработанных гигиенических нормативов, правил, рекомендаций, указаний;
    - прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.

    Экология (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и logos — слово, учение) как научная дисциплина о среде обитания живых организмов долгие годы была разделом биологии, изучающим взаимоотношения живой и неживой природы, биоты и окружающей среды. В настоящее время фундаментальная экология представляет систему наук, изучающих общие законы функционирования экологических систем как в природных условиях, так и в условиях интенсивного техногенного и антропогенного воздействия в процессе хозяйственной деятельности человека. Таким образом, экология становится наукой о взаимоотношениях природы и общества.

    Экологию человека рассматривают как аналог аутоэкологии в пределах экологии животных (воздействие на организм и его реакции) и с позиций взаимодействия антропосистемы и среды жизни. Последний круг вопросов часто обозначают термином «социальная экология». Разделение экологии и социальной экологии связано с двойственными качествами человека. Когда речь идет об индивиде, репродуктивной группе и т.п., говорят об экологии человека, а когда рассматривается социальный ряд (личность, семья и т.д.) — о социальной экологии.

    Экология человека — это не только накопление конкретных знаний, это наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе (гражданская ответственность за состояние окружающей среды).

    Экология как наука сложна и многогранна. Условно ее можно разделить на различные направления. Ландшафтная экология изучает приспособление организмов к географической среде, формирование биоценотических комплексов различных ландшафтов, биологические характеристики этих комплексов, их влияние на среду обитания,

    Еще одно направление экологии — исследование конкретных механизмов, с помощью которых осуществляется приспособление к изменчивым условиям среды, необходимое для бесперебойного функционирования биологических систем разного уровня. Это направление называют функциональной, или физиологической, экологией, так как большинство адаптивных механизмов имеет физиологическую природу.

    В последнее время все более широкое применение получает количественная экология, изучающая динамику отдельных экологических систем, их продуктивность, а также вкиочающая математическое моделирование тех или иных экологических процессов.

    В теоретическом плане большое значение имеет эволюционная экология, основные задачи которой — выявление экологических закономерностей эволюционного процесса, путей и форм становления видовых адаптации, а также реконструкция экосистем прошлого Земли (палеоэкология) и выявление роли человека в их преобразовании (археоэкология).

    Гигиена и экология основываются на фундаментальных теоретических науках: философии, физике, химии, математике, общей биологии, географии, геологии, нормальной и патологической физиологии. Гигиена включает ряд профилактических научных дисциплин: общую, коммунальную, радиационную, военную, военно-морскую, авиационно-космическую гигиену, гигиену труда, питания, детей и подростков, общественного здоровья.

    Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование

    В практической деятельности используются следующие методы гигиенических исследований: гигиенического исследования и наблюдения, инструментально-лабораторные, гигиенического эксперимента, санитарной экспертизы, математико-статистического анализа, клинические, эпидемиологические методы и т.п.

    1. Методы гигиенического исследования и наблюдения. Долгое время эти методы были почти единственными при изучении влияния условий жизни на здоровье населения, сегодня они не потеряли своего значения и являются основными в практической деятельности врачей-гигиенистов.

    2. Инструментально-лабораторные методы. Включают арсенал физических, химических, физиологических, биохимических, микробиологических и других методик исследования организма человека и объектов окружающей среды.

    3. Методы гигиенического эксперимента. Используются главным образом в научных исследованиях, проводимых в лабораторных и научных условиях.

    4. Методы санитарных экспертиз. Экспертная оценка (исследоание) документов (проектов, технологических регламентов и т.п.), объектов окружающей среды (пищевых продуктов, товаров для леей, издательской продукции и др.) в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

    5. Методы математико-статистического анализа. Дают возможность исследовать влияние того или иного фактора на человека или коллектив, определять достоверность результатов исследований, а также оценивать эффективность гигиенических рекомендаций.

    6. Клинические методы. Находят широкое применение для определения не только выраженных клинических нарушений, но и преморбидных состояний у практически здоровых людей. Используют биохимические, иммунобиологические и другие тесты. Особое место занимают клинические методы при изучении профессиональных заболеваний рабочих, выявлении ранних признаков этих заболеваний и обосновании проведения профилактических мероприятий.

    7. Эпидемиологические методы. С помощью этих методов изучают изменение здоровья населения под влиянием различных эндогенных (генетических, возрастных и др.) и экзогенных социальных и природных (химических, биологических, психогенных и др.) факторов. Наиболее распространенная и простая форма применения эпидемиологического метода — «поперечные» (одномоментные) исследования. В таких исследованиях наблюдение за воздействием факторов окружающей среды на здоровье населения относится к одному моменту. «Поперечные» исследования позволяют изучить уровень здоровья населения на момент обследования, выявить факторы, способные повлиять на возникновение и развитие заболевания.

    Длительное, динамическое наблюдение за здоровьем определенного контингента населения называется «продольным» исследованием. Оно позволяет проследить изменения в состоянии здоровья во времени. В зависимости от направленности наблюдения «продольные» исследования разделяются на ретроградные, изучающие произошедшие события, или перспективные, направленные на события, которые будут происходить. Эпидемиологические методы дают возможность с помощью статистических исследований или клинических наблюдений получить данные о здоровье коллектива.

    В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов

    Объект изучения гигиены.

    Гигиена - это медицинская наука о сохранении и укреплении здоровья людей, а также предотвращения отрицательного влияния на здоровье людей окружающей среды и социальных условий.

    Целью гигиены является обоснование гигиенических норм, правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний

    Предметом гигиены является процесс взаимодействия организма человека с различными факторами окружающей среды

    Объектом изучения гигиены является индивидуальное, коллективное и общественное здоровье отдельных людей, находящееся в постоянной взаимосвязи с факторами окружающей среды.

    Понятие о медицинской профилактике

    Медицинская профилактика – это одно из важнейших направлений современной медицины. Цель медицинской профилактики заключается в сохранении здоровья человека любого возраста, в предупреждении развития или прогрессирования заболеваний. Существует несколько уровней профилактики, а также различные ее виды, каждый из которых имеет свои направления и принципы.

    Выделяют следующие основные уровни медицинской профилактики.

    1. Государственный предусматривает различные законодательные меры, направленные на повышение уровня жизни населения страны (создание единого календаря вакцинации, обязательного к выполнению).

    2. Общественный реализовывается в пределах конкретного предприятия или группы людей, проживающих на определенной территории, направлен на создание необходимых условий труда (например, питьевой режим в горячих цехах) или проживания (озеленение территории вокруг жилого массива).

    3. Семейный предполагает регулярное сбалансированное питание, соблюдение гигиенических норм в помещении, режима труда и отдыха, а также организация правильного развития ребенка.

    4. Индивидуальный – это комплекс конкретных действий, выполнение которого зависит от каждого человека в отдельности, например, проведение закаливающих процедур, цель их заключается в подготовке в сезон простудных заболеваний.

    Виды профилактики:

    1. Первичная предполагает меры, направленные на недопущение развития любого инфекционного и неинфекционного заболевания.

    2. Вторичная предусматривает комплекс мер, сосредоточенных на стабилизации состояния человека уже больного, недопущение дальнейшего прогрессирования патологии.

    3. Третичная (признается не всеми специалистами) подразумевает виды реабилитации пациентов, которые в силу тяжести заболевания утратили первоначальное качество жизни.

    Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование.

    Методы гигиенических исследований делятся на две группы:

    В первую группу включаются методы, с помощью которых изучают состояние факторов внешней среды:

    1) Метод санитарно-гигиенического обследования – включает санитарное описание объекта изучения, с чего начинается любое гигиеническое исследование: характеризуется санитарно-топографическое, санитарно-техническое, санитарно-эпидемиологическое состояние объекта исследования, описываются недостатки и сроки их возможного устранения, объем и характер необходимых лабораторных исследований.

    2) Методы лабораторных исследований:

    А) физический метод исследования – измерение температуры, скорости движения воздуха, шума, вибрации и т.д.

    Б) санитарно-химический метод – химический анализ воды, пищи и т.д.

    В) микробиологический метод: прямой – бактериологический: определение количества микробов и их вредность и вирусологический– тоже с вирусами. Когда нельзя выявить вредных микроорганизмов, определяют их косвенным методом – по числу сопутствующих им безвредных микроорганизмов (кишечной палочки)

    Г) токсикологический (биологический) метод – на экспериментальных животных (птицах, мышах, крысах) определяется наличие вредного вещества и его воздействие на здоровье и потомство

    Д) экспресс-метод - позволяет быстро определить наличие вредного фактора, например в гражданской обороне – отравляющего вещества

    Ко второй группе относятся методы, оценивающие реакцию организма на воздействие вредных факторов:

    А) экспериментальный метод – для определения неизвестных свойств вредных факторов

    Б) метод физиологических наблюдений – для наблюдения за здоровьем проживающего населения и сравнения его со здоровьем в другой местности или другим временем

    В) метод клинических наблюдений – когда профилактические осмотры и диспансерное наблюдение дают возможность по годам сравнивать динамику здоровья населения в данной местности или коллективе

    - 252.50 Кб

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ГОУ

    ВПО КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ РОСЗДРАВА

    КАФЕДРА ЭКСПЕРТИЗЫ И ТОВАРОВЕДЕНИЯ

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ОБЩАЯ ГИГИЕНА»

    САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

    Выполнила студентка факультета

    Экспертизы и товароведения 277

    Мальцева Наталья Валерьевна

    Преподаватель:________________ _

    _________________________

    Дата сдачи на проверку __________

    Оценка:_______________________ _

    Киров 2010 г

    Методы гигиенических исследований…………………………………………3

    Санитарно – гигиеническое описание жилого помещения…………………...6

    Требования к жилым зданиям и помещениям общественного назначения, размещаемых в жилых зданиях………………………………………………….7

    Требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений……………………………………………………… ………………...7

    Допустимые уровни шума………………………………………………………..8

    Допустимые уровни вибрации………………………………………………… ..9

    Допустимые уровни ультразвука и инфразвука……………… ……………….10

    Требования к строительным материалам и внутренней отделке жилых помещений……………………………………………………… ……………….14

    Требования к водоснабжению и канализации……… ………………...............15

    Требования к лифтам, мусороудалению………………………………………. 15

    Требования к содержанию жилых помещений……………………………….. 16

    Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением санитарно- эпидемиологических требований………………………………….16

    Приложение 1……………………………………………………………………17

    Приложение 2……………………………………………………………………18

    Список литературы………………………………… …………………………...19

    МЕТОДЫ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

    Гигиена коммунальная , гигиена населённых мест, отрасль гигиены , изучающая влияние на организм человека природных и социальных факторов в условиях населённых мест и разрабатывающая гигиенические нормативы и санитарные мероприятия для создания наиболее благоприятных условий жизни в населённых местах. Объектом изучения являются не населённые пункты сами по себе, а условия жизни в них и влияние этих условий на здоровье и работоспособность населения.
    Основными разделами современной являются: гигиена воздуха населённых мест и его санитарная охрана, гигиена воды и водоснабжения, гигиена почвы и санитарная очистка населенных мест, санитарная охрана водоёмов и обезвреживание бытовых и промышленных сточных вод, гигиена жилищ и общественных зданий, гигиена планировки населённых мест и их общее санитарное благоустройство.

    Гигиена коммунальная использует различные методы исследования: физический, химический и биологический для изучения внешней среды, физиологический, санитарно-токсикологический и клинико-статистический при изучении влияния внешней среды на организм и здоровье человека, метод санитарно-топографических описаний и обследований, который, как правило, сочетается с экспериментальными исследованиями.

    Исследования по разделу коммунальной гигиены (органолептические, санитарно-химические, санитарно-токсикологические):

        1. исследование модельной воды при оценке полимерных, фильтрующих материалов, контактирующих с питьевой водой для предприятий и организаций для целей государственной гигиенической регистрации. Определяется содержание основных ионов, жесткости, нитратов, тяжелых металлов, остаточных количеств пестицидов методами тонкослойной и газовой, хроматографии;
        2. отбор проб и исследования модельного атмосферного воздуха при исследовании миграции химических веществ, применяемых при гигиенической оценке мебели, строительных материалов методами тонкослойной, газовой и хроматографии. Исследования проводятся в порядке государственной гигиенической регистрации для предприятий и организаций;
        3. исследования лекарственных препаратов (пирогенность и др.);
        4. исследования промышленных отходов для определения класса токсичности по методикам для почв (включая определение фитотоксичности).
    • Лаборатория физических факторов:

      Проведение исследований:

      1. Дозиметрические измерения (гамма, бета и альфа-излучений), исследования удельной суммарной альфа, бета-активности в воде, спектрометрические исследования (Cs137, естественных радионуклидов (ЕРН), Sr90), радиохимические исследования (Sr90), определение радона квази-интегральным методом в порядке предупредительного санитарного надзора при согласовании технических условий для промышленных предприятий, по заявкам юридических и физических лиц с целью проведения гигиенической экспертизы, по направлениям органов государственного управления.
      2. Спектрометрические исследования (Cs137, ЕРН, Sr90), радиохимические исследования (Sr90)
      3. Определение радона квази-интегральным методом для ЦГЭ.
      4. Исследования удельной суммарной альфа, бета–активности в питьевой воде.
      5. Измерения уровней шума, вибрации, инфразвука, ультразвука, Измерение ЭМИ радиочастотного диапазона, измерение постоянных и переменных магнитных полей, измерение напряженности электростатического поля для товаров народного потребления и на рабочих местах, измерение инфракрасного, ультрафиолетового и лазерного излучения (в зависимости от оснащенности приборами), исследование параметров микроклимата (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха) – в порядке предупредительного санитарного надзора при согласовании технических условий для промышленных предприятий и организаций республики, по заявкам юридических и физических лиц с целью проведения гигиенической экспертизы, по направлениям органов государственного управления, по обращениям граждан. Измерение лазерного излучения (хирургические и физиотерапевтические кабинеты).

    Изучение физико-химическим методом включает в себя: исследования воды, воздуха, почвы, пищевых продуктов, стерильных материалов, предметов одежды и обуви.

    Методы улучшения качества пищевой воды.

    Методы обработки воды должны соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и подразделяется на основные и специальные. Основными способами является осветление, обесцвечивание и обеззараживание. Под осветлением и обесцвечиванием понимается устранение из воды взвешенных частиц и окрашенных коллоидов (в основном измерение веществ). Путем обеззараживания устраняют содержание в воде инфекционных агентов, бактерий и вирусов. В тех случаях, когда применение только основных способов недостаточно, используются специальные методы очистки (обеззараживание, обесфторирование, минерализация обессоленных и маломинерализованных вод.

    Для удаления химических веществ наиболее эффективным является метод сорбционной очистки с использованием активированного угля, такая очистка значительно улучшает свойства воды.

    Метод обеззараживания воды подразделяется на химические:(хлорирование, озонирование, использование серебра) и физические (кипячение, УФО, облучение, облучение у-лучами).

    Гигиеническая оценка воздушной среды включает в себя: физические свойства (температура, влажность, подвижность воздуха, барометрическое давление, электромагнитное состояние) и химические (содержание в компонентах воздуха различных газообразных веществ, бактериальный состав, наличие механических примесей в виде пыли, сажи, солей тяжелых металлов).

    Почвенные вода и воздух определяют пористость, влагоемкость и капиллярность, тепловой режим почвы, воздухо- и водонепроницаемость.

    Пищевые продукты подвергаются анализу на содержание пестицидов, антибиотиков, токсических и аллергических веществ. Экологический аудит, т.е. проверка на возможные виды токсикологической безопасности продуктов питания, должен осуществляться на всех этапах с/х продукции в ведомственных агрохимических лабораториях, ветеринарной службой и поставок их к потребителю (в лаборатории центров Госсанэпиднадзора, независимых аттестованных лабораториях) на основе взаимодействия продукций, продавцов и потребителей товара.

    САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

    Требования к участку и территории жилых зданий

    При размещении жилых зданий необходимо соблюдение санитарно – гигиенических требований.
    Жилые здания располагают преимущественно в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории города, поселка, населенного пункта. Допускается размещение жилых зданий на зеленой, курортной и рекреационной зонах.
    Участок, предлагаемый для размещения жилых зданий, должен:
    находиться за пределами территории промышленно - коммунальных, санитарно - защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, 1-го пояса зоны санитарной охраны источников и водопроводов хозяйственно – питьевого назначения и соответствовать требованиям санитарно - эпидемиологических правил и гигиенических нормативов по содержанию потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов в почве (грунте), качеству атмосферного воздуха, уровню радиационного фона, радона, физических (шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей и др.) и других факторов.
    Площадь отводимого земельного участка должна обеспечить возможность благоустройства (размещение площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок и гостевых стоянок автотранспорта) и озеленения.
    При размещении жилых зданий должны быть обеспечены допустимые уровни инсоляции и естественной освещенности проектируемых и существующих объектов.

    Жилые здания должны обеспечиваться инсоляцией согласно действующим санитарным нормам. Длительность инсоляции в весенне - осенний период года в жилых помещениях (не менее чем в одной комнате 1 - 3-комнатных квартир и не менее чем в двух комнатах 4 - 5-комнатных квартир) должна быть:
    в центральной зоне (58 - 48 град. с.ш.) - не менее 2, 5 часов в день в период с 22.03-22.09; в северной зоне (севернее 58 град. с.ш.) - не менее 3 часов в день впериодс22.04-22.08; в южной зоне (южнее 48 град. с.ш.) - не менее 2 часов в день в период с 22.03- 22.10.


    Требования к жилым зданиям и помещениям общественного назначения, размещаемым в жилых зданиях
    Строительство жилых зданий должно проводиться по проектам, отвечающим требованиям правил. Высота жилых помещений от пола до потолка в домах жилищного фонда социального использования должна быть не менее 2, 5 м. Запрещается размещение жилых помещений в цокольных и подвальных этажах.

    В жилых зданиях не допускается размещение объектов общественного назначения, оказывающих вредное воздействие на человека.

    Помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания.

    При размещении в жилом здании помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций следует обеспечивать соблюдение гигиенических нормативов, в том числе по шумозащищенности жилых помещении.

    Требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений
    Системы отопления и вентиляции должны обеспечивать допустимые условия микроклимата и воздушной среды помещений. Оптимальные и допустимые параметры микроклимата в помещениях жилых зданий приведены в Приложении 1

    Нагревательные приборы должны быть легко доступны для уборки. При водяном отоплении температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 90ºC. Для приборов с температурой нагревательной поверхности более 75ºC необходимо предусматривать защитные ограждения.

    Помещения первых этажей жилых зданий, расположенных в I климатическом районе, должны иметь системы отопления для равномерного прогрева поверхности полов.
    Устройство автономных котельных для теплоснабжения жилых зданий допускается при наличии положительного заключения органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы.
    Естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, уборных и сушильных шкафах. Устройство вентиляционной системы должно исключать поступление воздуха из одной квартиры в другую. Не допускается объединение вентиляционных каналов кухонь и санитарных узлов с жилыми комнатами.
    Вентиляция объектов общественного назначения должна быть автономной.
    Концентрация химических веществ в воздухе жилых помещений при сдаче их в эксплуатацию не должна превышать среднесуточных предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ, установленных для атмосферного воздуха населенных мест, а при отсутствии среднесуточных ПДК - не превышать максимальные разовые ПДК.
    Требования к уровням шума, вибрации, ультразвука и инфразвука, электрических и электромагнитных полей и ионизирующего излучения в помещениях жилых зданий.
    Допустимые уровни шума
    Допустимыми уровнями постоянного шума являются уровни звукового давления L, в дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами: 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц. Для ориентировочной оценки допускается использовать уровни звука La, дБА. Допустимыми уровнями непостоянного шума являются эквивалентные (по энергии) уровни звука Laэкв., ДБА, и максимальные уровни звука Laмакс, ДБА.
    Оценка непостоянного шума на соответствие допустимым уровням должна проводиться одновременно по эквивалентному и максимальному уровням звука. Превышение одного из показателей должно рассматриваться как несоответствие нормам.
    Допустимые уровни звукового давления в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещения жилых зданий следует принимать по табл.1

    Допустимые уровни шума, создаваемого в помещениях зданий системами вентиляции и другим инженерным и технологическим оборудованием, следует принимать на 5 дБА ниже (поправка минус (-) 5 дБА), указанных в табл. 1

    Описание

    Гигиена коммунальная, гигиена населённых мест, отрасль гигиены, изучающая влияние на организм человека природных и социальных факторов в условиях населённых мест и разрабатывающая гигиенические нормативы и санитарные мероприятия для создания наиболее благоприятных условий жизни в населённых местах. Объектом изучения являются не населённые пункты сами по себе, а условия жизни в них и влияние этих условий на здоровье и работоспособность населения.

    Санитарно – гигиеническое описание жилого помещения…………………...6

    Требования к жилым зданиям и помещениям общественного назначения, размещаемых в жилых зданиях………………………………………………….7

    Требования к отоплению, вентиляции, микроклимату и воздушной среде помещений………………………………………………………………………...7

    Допустимые уровни шума………………………………………………………..8

    Допустимые уровни вибрации………………………………………………… ..9

    Допустимые уровни ультразвука и инфразвука……………………………….10

    Требования к строительным материалам и внутренней отделке жилых помещений……………………………………………………………………….14

    Требования к водоснабжению и канализации………………………...............15

    Требования к лифтам, мусороудалению……………………………………….15

    Требования к содержанию жилых помещений………………………………..16

    Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением санитарно-эпидемиологических требований………………………………….16

    Приложение 1……………………………………………………………………17

    Приложение 2……………………………………………………………………18

    Список литературы……………………………………………………………...19

    Существует 4 основных метода гигиенических исследований (Слайд №7) :

    1. Санитарного обследования

    2. Эпидемиологический

    3. Гигиенического эксперимента

    4. Санитарной экспертизы.

    Метод санитарного обследования - один из основных приемов в работе врача-гигиениста по изучению средовых факторов, влияющих на здоровье человека и условия его обитания. Его суть состоит в том, что врач-гигиенист составляет заключение о санитарном состоянии исс­ледуемого объекта (предприятие, цех, детсад, школа, населенный пункт, водоисточник и др.). При этом используются два основных приема (Слайд №8) :

    1. Санитарное описание - оценка объекта по внешним признакам, что не представляет трудности и всегда доступно, но носит субъективный характер.

    2. Углубленное санитарное обследование с применением инструмен­тально-лабораторных исследований факторов окружающей среды. Этот прием дополняет санитарное описание объективными аналитическими данными. Они могут быть получены следующими методами:

    а) физическими - температура, влажность и скорость движения воздуха, атмосферное давление, шум, вибрация, радиоактивное излучение, освещенность и др.;

    б) химическими - определение химического состава объектов при­родной и производственной среды; вода, атмосферный воздух, приземная атмосфера, почва, сельскохозяйственные продукты, продукты пита­ния.

    в) физико-химическими - спектроскопия, полярография и др.;

    г) биологическими - наличие в объектах микроорганизмов, гельминтов, насекомых.

    На основании углубленного санитарного обследования составляется санитарный паспорт изучаемого объекта с его подробным описанием, в котором излагаются выявленные санитарные нарушения и меры по их устранению. В дальнейшем разрабатывается план мероприятий по устранению отмеченных недостатков (санитарное предписание), который передается администрации объекта.

    Эпидемиология: Исследование распределения показателей состояния здоровья и событий в популяции и применение этих исследований для решения проблем здравоохранения.

    Эпидемиологический (Слайд №9) метод заключается в изучении состояния здоровья населения при воздействии различных факторов. Является одним из ведущих методов гигиены и состоит из двух основных этапов:

    1. Санитарно-статистическое изучение состояния здоровья населения, подвергающегося воздействию каких-либо факторов. Для этих целей используется официальная учетная медицинская документация, утвержденная приказом Минздрава РК. Изучается заболеваемость, некоторые демографические данные, физическое развитие, инвалидность. На основании полученных сведений рассчитываются специальные статистические показатели, например, частота той или иной патологии среди населения, структура заболеваемости и др.

    2. Медицинское обследование населения (Слайд №10) , подвергающихся воздействию тех или иных факторов. Проводится группой врачей-специалистов и позволяет установить истинную заболеваемость населения, а также выявить ранние признаки патологии.

    Помимо опытной группы населения (группы риска) обязательно подбирается контрольная группа (Слайд №11) , на которую изучаемый фактор не действует или действует в незначительной степени. Сопоставление результатов наблюдения позволяет дать оценку влияния на здоровье того или иного фактора.

    Контрольный регион (населенный пункт) необходим и при проведении санитарного обследования.

    Эпидемиологический метод и метод санитарного обследования применяется в виде трёх основных форм (Слайд №12) :

    1. Ретроперспективные исследования - сбор статистического мате­риала за предыдущие годы.

    2. Поперечный разрез - одномоментное изучение состояния вопроса на данное время.

    3. Проспективные исследования – длительные динамические наблюдения. Необходим для прогноза.

    Метод гигиенического эксперимента проводится для обоснования в лабораторных условиях различных гигиенических нормативов: ПДК, ОБУВ, ПДУ и др. Существует два вида таких экспериментов:

    1. На людях-добровольцах - при условии полной гарантии безопасности для здоровья (установление максимально-разовых ПДК атмосферных загрязнений по порогу запаха).

    2. На лабораторных животных - для изучения влияния на организм химических, физических и биологических факторов для установления безопасных величин. Этому методу будет посвящена отдельная лекция.

    Метод санитарной экспертизы (Слайд №13) - решение вопросов на предмет соответствия санитарным нормам и правилам. Экспертиза проводится при осуществлении санитарными врачами предупредительного и текущего санитарного надзора.

    Предупредительный санитарный надзор заключается в проверке соблюдения гигиенических норм и правил на этапе проектирования и строительства различных объектов, а также в контроле за выпуском различных видов продукции.

    Текущий санитарный надзор заключается в систематическом наблюдении за санитарным состоянием объектов в процессе их эксплуатации.

    Санитарной экспертизе подлежат (Слайд №14):

    Проекты планировки и застройки населенных мест;

    Проекты коммунального, жилищного и промышленного строительства;

    Отвод земельных участков под все виды строительства;

    Проекты водоснабжения и канализации;

    Сами объекты в процессе эксплуатации;

    Питьевая вода и пищевые продукты;

    Новые виды посуды, тары, оборудования;

    Детские игрушки, книги, одежда и др.

    По завершении санитарной экспертизы составляется обоснованное заключение: заключение по отводу земельного участка, заключение по проекту, акт санитарной экспертизы пищевых продуктов, детских игрушек и т.д.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: