Теория государства и права понимается как. Теория государства и права как наука: понятие, структура, основные черты

Понятие и функции теории государства и (ТГП) как науки и учебной дисциплины:

1) ТГП (в широком смысле) – это всё учение о государстве и праве в целом, которое ассоциируется с такими понятиями, как

    1. юридическая наука;
    2. юриспруденция;
    3. правоведение.

2) ТГП (в узком смысле) – один из видов юридической науки, представляющей совокупность о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.

Теория государства и права как наука

ТГП как юридическая наука представляет собой систему объективных, обобщённых теоретико-методологических знаний о государственно-политической и правовой деятельности. Центральное место в ней занимает обобщение о государстве и праве, их сущности, закономерностях и перспективах развития. Совместное изучение этих двух правовых явлений обусловлено их тесной взаимосвязью и взаимообусловленностью.

ТГП как наука имеет фундаментальный характер и образует научно-теоретическую базу всего правоведения. Она изучает государство и право в целом, а не отдельные их части, исследует государство и право в их единстве и неразрывной взаимосвязи.

Предмет ТГП - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, всей государственно-правовой деятельности.

В системе юридической науки теория государства и права – общетеоретическая методологическая наука. Она обобщает выводы и данные юридической науки с целью более глубоких теоретических изысканий, вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие науки.

Функции теории государства и права (ТГП):
    1. познавательная (познание и объяснение явлений государственно-правовой жизни общества. Объясняет объективные процессы её развития, выявляет закономерности, определяет их сущности и содержание);
    2. эвристическая (проникая вглубь познанных закономерностей, уясняет их тенденции в развитии изучаемых ею явлений; истинность выдвигаемых гипотез проверяется практикой).

Основу современного подхода к изучению общественной жизни составляет системный и комплексный подходы .

Методическую основу ТГП составляют общенаучные принципы:

    1. историзма;
    2. объективности;
    3. конкретности;
    4. плюрализма.

При выработке научных понятий о государстве и праве применяют разнообразные логические приёмы:

    1. анализ;
    2. синтез;
    3. индукция;
    4. дедукция;
    5. метод аналогии;
    6. гипотезы и т.д.

Теория государства и права как учебная дисциплина

В учебной дисциплине рассматривается лишь часть общетеоретического материала, который излагается в максимально доступной форме, для того, чтобы получить необходимый минимум научных знаний.

ТГП как учебная дисциплина призвана.

Страница 1 из 6

Тема 1. Теория государства и права как наука

Понятие “Теория государства и права” обычно употребляется в двух смыслах: в широком и в узком.
В широком смысле под ТТЛ понимается система всех знаний о государстве и праве. В этом значении данное понятие тождественно таким понятиям как “юридическая наука” или “правоведение”. В широком смысле понятие “ТГП” употребляется крайне редко и обычно только в обиходной речи. Таким образом, данное понятие в указанном смысле используется для обозначения всей юридической науки.
В узком смысле под ТГП понимается определенная юридическая наука, которая традиционно именуется теорией государства и права. Однако встречаются и другие наименования этой науки: “Общая теория государства и права”, “Теория права и государства”, “Общая теория права и государства”, “Теория права”, “Общая теория права”.
Как и всякая наука, ТГП представляет собой систему обобщенных знаний о каких-либо явлениях действительности, самого объективного мира;
ТГП как наука - это система обобщённых знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и др. государственно-правовых явлений. Основные черты науки ТГП:
1) ТГП - это общественная, наука (т.к. государство и право - социальные, общественные явления);
2) ТГП - это фундаментальная, т.е. основополагающая, наука о государстве и праве, т. к. теория государства и права, наука, носящая мировоззренческий, философский характер (методологическое значение имеет только для юридических наук), это своеобразная философия государства и права;
Науки делятся на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки непосредственно не связаны с практикой и призваны открывать закономерности, законы, они глубоко проникают в сущность явлений и создают базу для развития всех остальных наук. Прикладные же непосредственно связаны с практикой (например, криминалистика, криминология и д.р.).
3) ТГП - это политико-правовая наука;
В науке ТГП существуют две теории, согласно одной из них ТГП является политической наукой, согласно другой - юридической наукой. Правильнее будет считать ТГП политико-правовой наукой, т.к. она изучает с одной стороны государство (политическое явление); а с другой - право (явление скорее юридическое, нежели политическое).

1.1. Предмет ТГП
1.2. Структура ТГП
1.3. Методология ТГП
1.4. ТГП и гуманитарные науки
1.5. ТГП в системе юридических наук
1.6. Функции ТГП

1.1. Предмет ТГП

В науковедении различают объект и предмет науки. Под объектом науки понимается определенная область исследования объективной реальности. Под предметом науки понимается выделенная, т.е. вовлеченная в исследование часть объекта изучения, это то, что изучает та или иная наука (явления объективного мира).
ТГП изучает государство и право, но это настолько сложные образования, что их изучает вся система юридических наук т.е. государство и право являются объектом изучения всех юридических наук, поэтому ТГП изучает только определённые стороны этих явлений.
Наука ТГП изучает наиболее общие закономерности возникновения, развития функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений. Выделяют три основных элемента, составляющие предмет исследования науки ТГП:
1. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования собственно государства и собственно права (основной элемент).
2. Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования других государственно-правовых явлений. Например, государственной власти, государственного управления, правовых отношений, правосознания, законности, правопорядка и пр. Также связь государства, права и др. государственно-правовых явлений с экономикой, политикой, моралью, религией и другими общественными явлениями.
3. Вопросы методологии юридической науки. Вопросы методологии относятся к области науковедения (наука о науке), которая изучает общие вопросы, присущие науке вообще. В настоящее время происходят определённые изменения в науке ТГП (точнее в предмете науки ТГП) - ТГП все чаще обращается к изучению закономерностей развития, функционирования государства и права в мировом масштабе.

Анализ учебной и научной литературы по теории государства и права показывает, что предмет теории государства и права – одна из непростых и довольно слабо изученных проблем. А в некоторых учебниках ученые просто уходят от четкого определения предмета этой науки и поступают так: перечисляют перечень тем и проблем, которые изучает теория государства и права, и утверждают, что они-то и составляют ее предмет .

Выяснить суть предмета теории государства и права было всегда не просто, а, тем более, сейчас, когда после распада социалистической системы и СССР низвергаются многие идеи и концепции государства и права, считавшиеся незыблемо прочными, а новые еще слабы и не оформились. И это вполне естественно. Ведь еще Г. В. Ф. Гегель в предисловии к своей "Философии права" писал: "Понятие предмета не является природным нашим достоянием... Мысль о праве не есть нечто такое, чем каждый обладает непосредственно: лишь правильное мышление есть знание и познание предмета, и наше познание должно быть, поэтому научным" .

Однако, если придерживаться этой мысли Г. В. Ф. Гегеля, то встает вопрос: что есть предмет теории государства и права, если до сего времени у юристов не выработалось четкого и "правильного мышления... знания и познания" предмета этой науки? И, в частности, ярким свидетельством того являются самые разные, самые противоположные определения предмета теории государства и права. Вот некоторые из них:

  • – в рамках предмета теории государства и нрава выявляется, определяется и разрабатывается вся научная (общетеоретическая) проблематика юриспруденции в целом, проблематика ее научной концепции и понятийного аппарата, ее системы и структуры, ее онтологических, гносеологических и аксиологических характеристик, ее места и роли в системе других наук;
  • – предметом теории государства и права являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения и развития, а также объективные социальные закономерности, определяющие особые свойства, черты, признаки права и государства, их взаимосвязь и взаимодействие, их назначение и отношение к другим явлениям;
  • – теория государства и права имеет дело с такими сторонами и процессами государственно-правовой жизни, как процессы возникновения, становления и развития государства и права;
  • – предметом теории государства и права являются политические процессы в государстве и обществе, их юридическое оформление;
  • – предметом теории государства и права выступают такие явления общественной жизни, как государство и право, основные закономерности их возникновения и развития, их сущность, назначение и функционирование в обществе, а также особенности политического и правового сознания и правового регулирования .

Очевидно, что эти определения, несмотря на то, что в них концентрируется внимание на государстве, праве вообще, научной концепции юриспруденции в целом, все же разноплановые – и по характеру, и по набору проблем и вопросов, и по объему, и по направленности. Поэтому остается открытым вопрос, что является предметом теории государства и права применительно к современным условиям общественной жизни.

Чтобы выяснить предмет любой науки на современном этапе, необходимо установить, что является объектом ее исследования, каков круг вопросов, которые в ней рассматриваются, каковы место, значение и роль данной науки в общей системе наук.

При классификации наук необходимо руководствоваться следующим критерием: выяснить, какие именно явления реального мира, какие предметы и какие стороны явлений и предметов изучает данная наука. Этим определяются ее характер и предмет, ее место и назначение. От этого зависит и ее взаимоотношение с другими науками. Такой критерий является не произвольным, а строго научным, так как он исходит из объективного мира явлений, из особенностей самих объектов исследования каждой науки. Многообразию мира явлений соответствует многообразие наук. И чем более разносторонним и глубоким становится познание человеком объективного мира, тем больше дифференцируется и специализируется накопленный наукой материал. В связи с этим появляются новые самостоятельные отрасли науки.

Так как наука отражает деятельность людей и призвана помогать решению практических вопросов, то система наук находится в тесной связи с практикой, которая вызывает к жизни новые явления и устраняет старые, в тесной связи с развитием природы, общественных отношений, культуры, духовной среды, учреждений, информационной техники. Из этого следует, что нет и не может быть вечной, неизменной и пригодной для всех времен и народов системы наук. Система научных дисциплин меняется и развивается вместе с развитием общества. Изменения, происходящие в системе наук, в характере, в предмете каждой науки, имеют под собою объективные основания, а не являются следствием какой-либо произвольной группировки знаний и проблем отдельными учеными и преподавателями.

Установить сегодня предмет теории государства и права – значит выяснить, какие явления действительности, какие стороны этих явлений изучаются в данной отрасли знания. Уже из самого названия этой дисциплины, да и из приведенных выше определений, ясно, что она относится к группе общественных наук. Ее предмет – государство и право как общественные явления.

Государство – это особая универсальная политическая организация общества, не только обладающая публичной государственной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общественные отношения, выражающие, прежде всего интересы доминирующего социального слоя людей (класса, элиты), но и выполняющая также "общие управленческие дела" для всех граждан и осуществляющая специфический арбитраж в обществе. Право – это совокупность или система правил поведения (норм), выражающих государственную волю общества, направленных на регулирование общественных отношений и охраняемых в случае нарушения силой государственного аппарата.

Из этих определений, сущность которых требует детального, более глубоко рассмотрения, видно, что теория государства и права имеет дело с определенной частью общественных явлений, государствоведческих и правовых, т.е. она имеет дело с государством и правом в их взаимосвязи и взаимодействии.

Встает вопрос: нс пересекается ли теория государства и права с другими общественными науками?

Сопоставим эту науку с такими общественными науками, как экономическая теория (ее предмет – экономика, экономические отношения в обществе), политология (ее предмет – политические системы и политическое сознание общества), психология (ее предмет – механизмы регулирования психологического поведения личности), этика (ее предмет – этические правила и отношения членов общества). Нетрудно понять, чем она отличается от других наук. У нее свой особый предмет – государство и право. Это общественные явления, отличающиеся от экономики, политических систем, политического сознания, этических отношений.

Сопоставим теорию государства и права с такой всеохватывающей наукой, как философия. Последняя изучает наиболее общие закономерности развития природы общества и мышления. Теория государства и права в отличие от философии изучает только закономерности развития общества, и притом в части его государственно-правовой формы существования. Решая свои собственные вопросы, теория государства и права опирается на выводы философской науки, в значительной мере черпает из нее свои идеи и воззрения. Философские представления (например, о том, каким должно быть гражданское общество) во многом определяют суждения и выводы правоведов о конкретных государственно-правовых явлениях, о государстве и праве в целом. Вместе с тем, поскольку государство и право имеют свои специфические закономерности, то на их исследовании и акцентирует свое внимание теория государства и права.

Выясняя вопрос о возникновении государства и права, мы видим, что они появляются одновременно, вследствие появления классов, неравенства, эксплуатации людей в обществе, необходимости регулирования усложняющихся социальных отношений, конфликтов. Существование государства и права неотделимо от существования последних факторов. А поскольку люди, неравенство между ними, регулирование отношений между людьми, социальные конфликты, социальные противоречия, правонарушения вечны, то и государство и право в том или ином виде, как мы считаем, никогда не отомрут. Они могут исчезнуть лишь с исчезновением людей, с исчезновением человечества.

В связи с этим является спорным долгое время признававшееся абсолютной истиной определение предмета теории государства и права как теории о возникновении, развитии и отмирании (именно отмирании!) государства и права и как теории, выражающей интересы только господствующего класса, которым не противоречат интересы науки о государстве и праве . Однако, и сегодня есть еще немало теоретиков государства и права, для которых по- прежнему государство и право – не вечны, появляются с классами, неравенством людей, их эксплуатацией и с исчезновением классов, неравенства, эксплуатации отомрут, исчезнут. А некоторые авторы утверждают, будто они скоро начнут "засыпать", превращаться в элементы общественного самоуправления. Думается, что эти и им подобные выводы не подтверждаются всей сегодняшней жизнью.

Государство и право неразрывно связаны и переплетаются в своем построении и в своем непрекращающемся действии. Устройство государства, организация его механизма, его органов, учреждений находят свое выражение и закрепление в правовых нормах. Повседневная деятельность государства, осуществление его функций непременно включают в себя разработку и принятие правовых норм, их непосредственное применение, обеспечение их действия. Право сегодня немыслимо и невозможно без государства, которое силой своей власти придает правовым нормам общеобязательный и регулятивный характер. Оно тесно связано, прежде всего, с аппаратом, способным принуждать к соблюдению соответствующих норм. А таким аппаратом может быть и является государство, сто органы.

Каждому известно, какую большую роль играют в жизни нашего общества государство и право. Понятно отсюда, почему вопросы государства и права привлекали к себе огромное внимание людей, начиная еще со времен глубокой древности. Особенно большое значение приобретают эти вопросы в наш век в связи с демократизацией российского общества, развитием рыночных отношений, бизнеса, внедрением в нашу жизнь технологий Интернет, глобальным изменением климата, борьбой с неизлечимыми болезнями.

Теория государства и права, дающая подлинно научное знание этих важных общественных явлений, есть одна из основных общественных наук. Но как теория государства и права связана с другими юридическими науками?

Как известно, государство и право изучаются не только данной наукой – теорией государства и права. Помимо нее существует ряд других юридических дисциплин: государственное, административное, уголовное, гражданское, предпринимательское, семейное, международное право, уголовный процесс, гражданский процесс, финансовое, информационное право. Эти дисциплины называют отраслевыми, или специальными, дисциплинами. Само их наименование указывает на то, что каждая из них изучает отдельную отрасль права, отдельную часть правового материала, отдельную группу правовых отношений, а не всю систему права как определенную совокупность и единство всех отдельных отраслей права.

Каждая из таких дисциплин изучает определенную, более или менее ограниченную систему норм и, понятно, область деятельности государства, например его деятельность но борьбе с преступностью (уголовное право), его деятельность в области собирания и распределения денежных средств (финансовое право), его деятельность по организации и регулированию информационных систем и отношений (информационное право). Дисциплина может иметь своим предметом устройство и задачи отдельных органов государства, деятельность органов государства, например судоустройство, устройство и задачи судебных и прокурорских органов, устройство, задачи и деятельность органов управления (административное право).

В отличие от отраслевых дисциплин теория государства и права имеет своим предметом государство и право, взятые в целом. В связи с этим она по отношению к отдельным отраслевым дисциплинам выступает как наука общего характера, как общая фундаментальная теория. Она изучает вопросы, которые имеют общее методологическое значение для всех наук о государстве и праве. Это вопросы, которые связаны с тем общим, что имеется в самых различных отраслях данного государства и права. Или, как писал В. С. Нерсесянц, в этом случае речь идет о теории права и государства, предметом которой является "общая теория всей юриспруденции как единой самостоятельной, системно целостной науки". Или предметом этой общей науки "являются общенаучные основы всей юриспруденции, ее предмет и методология, ее система и структура, ее онтология, гносеология и аксиология" .

Существует тесная связь между теорией государства и права и историей государства и права. Предметом последней является фактическое, длившееся в течение известного периода времени развитие государства и права в отдельно взятой стране или в группе стран. Задача истории – точное, научное, систематическое изложение и объяснение процессов, фактов, событий, имевших место в определенный период времени. Ее материал располагается в хронологическом порядке, по периодам. Подлинно научная история государства и права – ее периодизация, характеристика каждого периода, оценка того или иного юридического памятника, выяснение причин, вызвавших изменения в данном государстве, в законодательстве, в правовой системе, предполагает правильное понимание самой сущности государства и права, значение общих закономерностей их развития. В то же время теория государства и права приходит к своим утверждениям путем изучения и теоретического обобщения исторического материала, путем анализа конкретных исторических событий, процессов, фактов.

Близкой по содержанию к теории государства и права является предмет истории политических и правовых учений. По существу, история политических и правовых учений – это история самой теории государства и права в ее развитии. В этой истории теория предстает в виде различных концепций анализа государственно-правовой действительности. Взгляды мыслителей древности, Средневековья и позднейших исторических эпох на те или иные явления государства и права позволяют выявить историческую значимость соответствующих проблем, показать преемственность в возникновении и развитии государственно-правовых идей, раскрыть истоки зарождения государственноправовых ценностей, показать механизмы их закрепления в общественном сознании.

Однако здесь сразу встает вопрос: каково же место общей теории права и государства во всей системе научного правового знания и какие острые научные проблемы ставятся сегодня перед этой теорией?

Теоретиками права и государства давно установлено, что необходимость исследования государства и права общенаучными средствами имеет теоретическое и практическое значение нс только для общей теории права и государства, но и для всего комплекса юридических наук. Оно важно в целях обогащения иных научных дисциплин знаниями о функционировании государства и общества в их непосредственной данности, в том числе повседневной жизни людей, складывающихся между ними отношений, т.е. всего того, что получает выражение в правовой сфере. Организуя управление, регулируя отношения между людьми, государство и право учитывают социальные, психологические, интеллектуальные, моральные и иные особенности людей, их разнообразные возможности, интересы, устремления, тем самым ориентируя комплекс наук на изучение этих особенностей в их взаимосвязи и единстве. Государственная деятельность, правовое регулирование соответствующих отношений выступают в качестве инструмента познания всего комплекса естественных, технических и общественных наук.

Человек не только часть природы, но и социальное существо, участник правоотношений. Он является сознательным производителем материальных и духовных ценностей, а мотивы этой созидательной деятельности обусловлены и его сущностью, и образованием, и моральным обликом, и ценностными ориентациями, и характером общения с другими людьми, и поведением. А все это – область общественных наук, призванных на основе биосоциальных данных исследовать человека как субъекта познания, деятельности и общения. Действительно, невозможно плодотворное решение проблем общей теории государства и права без профессиональных знаний философии, социологии и этики; государственного и административного права – без взаимодействия с политологией и наукой управления; гражданского, трудового и предпринимательского права – вне органической связи с общей и отраслевой экономикой; уголовного и исправительного права – без психологии, педагогики, этики; международного права – без теории международных отношений, вне глобальных проблем мирового сообщества.

Из сказанного не следует, что общая теория государства и права сливается, растворяется во всех науках. Ее отличие от них состоит в том, что право и государство имеют дело с человеком и обществом, с теми или иными особенностями, возможностями и правовым поведением человека. С другой стороны, право отражает и тот интерес, который проявляет человек к государственным структурам, нуждаясь в их поддержке в обеспечении охраны. Игнорирование этих отличий общей теории государства и права от иных наук, отказ от се гуманного аспекта опасно в переживаемый нами исторический период, когда стоит задача обновления общества на демократических принципах, когда главной целью государства и права должна быть забота о своих гражданах, борьба за выживание человечества, с раком, СПИДом, природными катаклизмами. Чрезмерная нормативизация общей теории государства и права отрицательно сказалась на раскрытии государства и права в их гуманитарном измерении, на познании особенностей человеческого фактора в правовом регулировании отношений между людьми. В этой связи представляется важным восстановить в российской теории права и государства традиции и все ценное, чем богаты не только естественно-правовая школа, историческая и психологическая концепции права, этико-правовые исследования, но и экспериментальная юриспруденция и другие новейшие направления юридической мысли и практики .

Общая теория права и государства как фундаментальное направление юридической науки занимает весьма важное место в системе научного правового знания, а также она всемерно способствует развитию предмета самой теории государства и права и методологии всех других наук о государстве и праве. Она, как высшая ступень познания проблем государства и права, объединяет в себе весь набор отраслей российского права и устраняет ту неразбериху в нашей юриспруденции, которая возникает, когда та или иная отрасль либо подотрасль правового знания безосновательно объявляется то отдельной теорией, то самостоятельной наукой.

Теория государства и права выясняет общесоциальный, демократический характер, свойственный российскому праву, взятому в целом, и, тем самым, разрабатывает проблемы и вопросы, имеющие всеобщее значение для всех отраслевых юридических наук. Эти черты обычно проявляются в отдельных отраслях права и государства по-особому, находят свое конкретное, специфическое выражение, сохраняя, однако, при этом одну и ту же общую им социальную сущность, одни и те же общие принципы. Вопрос об особых чертах российского права, о его отличиях от других регуляторов общественных отношений изучается всеми правовыми дисциплинами, но изучение это не во всех случаях одинаково. Теорией государства и права этот вопрос исследуется для характеристики государства и права в целом; в отраслевых дисциплинах – для выяснения того, как в данной отдельной области права конкретно проявляет себя характер, сущность, назначение государства и права, какова их роль в жизни общества.

Нет и не может быть права вообще как чего-то вечного, неизменного, застывшего. Есть право определенного общества, определенной страны, определенной эпохи. Право – явление динамичное, саморегулирующееся, самоуправляемое. Вот почему теория государства и права не трактует государства и права "вообще", "вечные" и "неизменные" категории и принципы права, а проводит четкое различие между известными истории и современности историческими типами государства и права, концентрируя свое внимание на выявлении всех признаков и особенностей российского государства и права как определенного типа государства и права (постсоветского цивилизационного типа).

Без общих теоретических понятий, таких как, например, понятия государства, права, механизма государства, его функций, правовой нормы, правоотношений, правового регулирования, юридической ответственности, правовой информации, невозможно правильно установить различия между государством и правом разных эпох и стран, выявить признаки и особенности российского государства и права, государства и права других стран. Без этих общих понятий нельзя обойтись при изучении любой отрасли права. Такими отправными для любой отраслевой дисциплины в системе юридических наук и являются те общие, фундаментальные понятия, теоретические положения, которые выработаны современной теорией государства и права.

Итак, мы установили, что данная наука включает в себя теоретические положения, общие, обязательные для всех отраслевых дисциплин. Но было бы неверно полагать, что теория государства и права является наукой подсобной, вспомогательной по отношению к отраслевым дисциплинам, что она лишь "выводит за скобки" те общие, фундаментальные вопросы, которые содержатся в различных юридических дисциплинах, и, отвечая на эти вопросы, лишь "дополняет" собой эти дисциплины в учебных, методических целях только для того, чтобы нс возвращаться к этим общим проблемам в каждой отраслевой дисциплине.

Теория государства и права разрабатывает и освещает такие коренные вопросы, как вопрос о понятии, сущности и формах государства и права, о причинах и условиях их возникновения, о закономерностях их развития в связи с развитием общества, о различных исторических типах и формах государства и права, о характере и задачах российского государства и права, о судьбах государства и права в свете мировой глобализации. Теория государства и нрава выясняет природу государства и права как общественных явлений, их связь с другими общественными явлениями: экономикой, политикой, правосознанием, духовностью, нравственностью, этикой, информатикой, управлением. Она выясняет формы, в которых создается и выражается право, способы, которыми обеспечивается соблюдение его норм, его роль и значение в регулировании различных общественных отношений. Благодаря этому теория государства и права дает самые значимые исходные положения для всех отраслевых юридических дисциплин. Последние при исследовании и изложении своих основных проблем исходят из тех положений, принципов, понятий, которые она формулирует.

В силу сказанного ясно, что теория государства и права не может основываться лишь на том материале, который содержится в отдельных юридических дисциплинах и ею обобщается. Это обусловлено широтой предмета этой юридической науки, который охватывает такие явления общественной жизни, как государство и право, их закономерности возникновения, функционирования и развития, а также особенности правового регулирования в обществе на основе разнообразной информации. Установив обозначенные закономерности, люди, затем строят в соответствии с ними свои отношения.

Закономерности возникновения государства и права раскрывают, почему и на какой стадии развития человеческого общества появляются государство и право. Закономерности функционирования показывают, как и каким образом действуют составные элементы государственно-правового механизма, как они воздействуют на иные социальные явления. Наконец, закономерности развития государства и права должны выявить, почему и в каком направлении изменяются эти явления. Соответственно, важно различать общие и специфические закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Общие закономерности присущи государству и праву как общественным явлениям и изучаются философией, социологией, экономической теорией, теорией управления, информатикой и другими науками. Это означает, что теория государства и права опирается в своих выводах на данные этих и других наук, конкретизирует выработанные ими понятия применительно к исследованию государственно-правовой сферы. Вместе с тем, поскольку государство и право – это специфические общественные явления, для них характерны закономерности, свойственные только им. Теория государства и права изучает специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Предмет теории государства и права не ограничивается только закономерностями. Он включает также разнообразные специфические вопросы, характеризующие государство и право с точки зрения целеполагания, формы, функций, механизмов регулирования, информирования, эффективности, а также основные понятия, общие для всех юридических наук и отдельных дисциплин. Соответственно, предмет теории государства и права – это динамичная категория, которая постоянно уточняется. В течение последних лет в юридической науке идет дискуссия о возможности выделения из состава теории государства и права сначала теории государства и теории права либо философии государства и права и социологии государства и права. Иногда можно слышать и более радикальное предложение изучать вопросы теории государства и права исключительно в рамках теории права. В этом случае вопросы теории государства были бы фактически отданы конституционному праву и другим отраслевым наукам. Ближе к истине здесь, на наш взгляд, стоит Б. Н. Мальков, который справедливо ставит вопрос о выделении из теории государства и права только философии права . Однако и это утверждение нуждается в серьезном обосновании.

Необходимо подчеркнуть, что хотя теория государства и теория права действительно имеют свои собственные проблемы (например, касающиеся механизма государственного управления – в теории государства и касающиеся структуры правовой системы – в теории права), тем не менее, они не могут успешно развиваться вне рамок единой науки и вне связанных с ней наук. Это обусловлено тем, что государство и право не только возникают одновременно и существуют в силу одних и тех же социальных причин, но и функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом, с иными явлениями и процессами. Недаром долгое время в юридической науке обсуждалась идея о том, что государство создает право. В структуре любого учебного курса обычно выделяются теория государства и теория права. Но эта дифференциация проводится исключительно в учебных целях. Она вовсе не говорит о том, что в рамках теории государства и права мы имеем дело с двумя науками. Ключевые проблемы (например, проблема сущности государства и права) раскрываются посредством анализа одних и тех же социально-экономических, исторических, нормативных и иных факторов, которые обусловливают происхождение, функционирование и развитие одновременно и государства, и права.

Исходя из сказанного выше, можно говорить о единой науке и учебной дисциплине теории государства и права, а также о самостоятельном существовании и преподавании общей теории государства и права, социологии права, философии права. И при этом не будет ничего предосудительного, если в рамках отраслевых юридических наук также будут разрабатываться и преподаваться частные отраслевые теории – государственного права, административного права, гражданского нрава, предпринимательского права, уголовного права, гражданско-процессуального права. Таким образом, найдут свое место в науке и своих сторонников разрабатываемые ныне либертарная теория права и государства, теория государственной власти, теория правотворчества и систематизации законодательства, теория правоотношений, теория юридической процедуры, теория правового государства, теория прав и свобод человека и гражданина и многие другие.

Кратко резюмируя изложенное, мы можем сказать: несмотря на многие нерешенные проблемы, предметом теории государства и права являются государство и право, рассматриваемые с точки зрения самых разнообразных приемов, методов и средств; в рамках этого предмета государство и право исследуется с позиции их социальной сущности, их назначения и роли в жизни общества, их взаимоотношения, основных принципов и закономерностей развития.

Теория государства и права является всеобщей, единой и цельной наукой. Она дает ответ на основные, коренные вопросы всей системы наук о государстве и праве, применяя положения всех общественных (а, где необходимо, и естественных) наук к изучению, объяснению государства и права. Объединяя в концептуальном отношении все области наших знаний о государстве и праве, теория государства и права способствует повышению теоретического уровня практической, научной и педагогической работы юристов.

  • Керимов, Д. А. Проблемы общей теории права и государства / Д. А. Керимов. – М., 2001. – С. 25-29.
  • Мальков, Б. Н. Философия права: Курс лекций / Б. Н. Мальков. – М., 2006. – С. 18-37.
  • Наука (от греч. episteme, лат. scientia - это высшая форма познания и специфический тип духовного производства, в целом это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности (т.е. природе, обществе, человеке и самом знании).

    Вообще познание и изменение окружающего мира возможно в следующих формах: миф, религиозные представления, обыденные знания, интуиция, наука. Науку от других форм познания отличают:

    • 1. Объективность научных знаний, их независимостью от субъекта познания и способностью быть верифицированными, т.е. поддающимися проверке при помощи определенных методов познания (верификация от лат. venus - истинный и facio - делаю).
    • 2. Истинность знаний (греч. aletheia, букв. - нескрытость) - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
    • 3. Систематичность знаний - внутренняя связанность различных положений, их обоснованность.
    • 4. Специальный язык, за которым стоит система понятий, законов, обобщающих устойчивые причинно-следственные связи. Эти понятия - абстракции, не исчерпывающие объективную действительность.
    • 5. Особый набор объектов реальности.

    Наука отражает мир и подразделяется на множество отраслей знания (наук, научных дисциплин), которые отличаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. Так, в зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные).

    Любая наука включает в себя элементы:

    • 1. Цель.
    • 2. Объект и предмет исследования.
    • 3. Методы исследования.
    • 4. Структура науки.
    • 5. Функции науки.

    Последовательно описывая названные элементы можно охарактеризовать науку, показать ее отличия и взаимосвязь с другими отраслями научного знания. Далее попытаемся описать теорию государства и права как науку, дадим ей общую характеристику, а затем последуем заданной схеме.

    Но вначале о названии. Термин теория государства и права употребляется в двух значениях: широком и узком. Под теорией государства и права в широком смысле понимают все юридические науки в целом. В этом значении термин теория государства и права употребляется редко, обычно используют понятия юридическая наука, правоведение, юриспруденция. Под теорией государства и права в узком смысле понимают одну из юридических наук, которую именуют теорией государства и права. Иногда эту науку обозначают и такими терминами, как теория права и государства, общая теория государства и права, общая теория права и государства.

    Заметим, что теория государства и права наука теоретическая, что следует из ее названия. Теория (греч. theoria - рассмотрение, исследование) - наиболее развитая форма научного знания, система обобщенного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, в данном случае государственно-правовой действительности. Ключевым элементом теории считается закон (закономерность), поэтому теорию государства и права можно рассматривать как систему закономерностей, выражающих сущность государственно-правовой организации общества.

    Теория государства и права - социальная (гуманитарная) наука, т.к. изучает социальные явления, в центре ее внимания человек с его правами и свободами, группы людей с их потребностями и интересами, удовлетворение которых возможно через опосредование правом и государством.

    Теория государства и права - наука политическая, т.к. государство и право политические институты общества, происхождение и функционирование которых связано с осуществлением власти в социально неоднородном обществе (т.е. политикой).

    Теория государства и права - наука юридическая, т.к. государство рассматривается как социальный институт, происхождение, развитие и функционирование которого тесно связано с правом, законами, опосредовано ими. Нельзя рассматривать государство вне его юридических аспектов, особенно в теории правового государства, гражданского общества.

    Теория государства и права - наука фундаментальная и методологическая. Фундаментальность ее в том, что она: а) изучает базовые социальные явления - государство и право, без которых не может существовать человеческое общество; б) выступает квинтессенцией юридической науки в целом, аккумулирующей в сжатом виде все знания юриспруденции в виде глобальных теоретических моделей, закономерностей, принципов, категорий и понятий.

    К методологическим относятся науки, формирующие мировоззрение, прежде всего философия. В системе юридических наук методологической наукой является теория государства и права. Методологический характер теории государства и права выражается в том, что она разрабатывает фундаментальные философские основания, принципы и методы научного познания государства и права для всей юриспруденции в целом.

    Универсальный характер теории государства и права в том, что она аккумулирует философские, исторические, политологические, экономические, психологические и другие научные знания в области государства и права. Также обобщает конкретные исследования государствоведения и правоведения, фиксирует постоянно воспроизводящиеся в разных дисциплинах данные, тем самым выводя универсальные, пригодные для характеристики всех или многих государственно-правовых предметов знания.

    Теория государства и права - это единая наука о государстве и праве. Хотя государство и право - явления разнопорядковые, тем не менее они тесно связаны друг с другом и находятся в неразрывном единстве. Государство не существует без права, так же как и право не существует без государства. Находясь в единстве, они определяют теорию государства и права как единую науку о государстве и праве.

    Теория государства и права - это наиболее общая наука о государстве и праве. Теория государства и права - не единственная наука, изучающая государство и право. Последние изучаются и другими юридическими науками, которых, как уже было отмечено, достаточно много. Но в отличие от других юридических наук теория государства и права занимается изучением не частных, а наиболее общих вопросов, так как она исследует наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Этим и обусловлен её общий характер.

    Цель (то ради чего осуществляется познание, какие законы, закономерности стремится открыть наука) теории государства и права - познание и формулирование основных закономерностей возникновения, развития, функционирования государства и права как самостоятельных целостных явлений, выявление их природы и сущности; создание концептуальных (теоретических) моделей государственно-правовой организации общества.

    Что такое научная закономерность? Заметим, что законы устанавливаются в естественных науках, в социальных (гуманитарных) науках - закономерности. Первые действуют в ста случаях из ста, вторые устанавливаются как тенденции, действуют не всегда, могут проявляться как склонность, направление. Термин «закон» в юридическом смысле (уголовный закон, гражданский закон) имеет иное значение, чем в естественных науках. Юридический закон - это нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Это внутренняя, объективная, необходимая, существенная, устойчивая связь или отношение между явлениями или процессами, которая порождает качественную определенность государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства. Закономерность выявляет сущность государства и права, их внешние и внутренние связи. Эти связи:

    • а) объективные, независимые от сознания и воли людей;
    • б) необходимые, неизбежные, т.е. не могут не возникать;
    • в) общие, т.е. имеющие распространение у разных народов в разные эпохи;
    • г) устойчивые, т.е. существуют неопределенно длительное время и е разрушаются при взаимодействии с другими явлениями.

    Открытие закономерностей (законов) есть основная цель научного познания. Например, в государственно-правовой сфере проявляются закономерности: соответствие типов государства и типов права; обусловленность формы правления государственно-политическим режимом; соответствие типа правовой системы правовой культуре и менталитету общества и т.д.

    Следующие элементы науки теории государства и права - это объект и предмет.

    Объект науки - то, что противостоит субъекту познавательной и практической деятельности. Как уже упоминалось, в зависимости от объекта изучения (природа, техника, человек и общество) науки подразделяются на естественные, технические и социальные (гуманитарные). Объектом изучения теории государства и права являются:

    • 1-я точка зрения: сами государство и право, взятые вне связи с другими общественными явлениями. (Так, определяя сущность государства и права, приходится прибегать к религии, морали, политике, экономике, которые, однако, неправовые, негосударственные, метаюридические явления).
    • 2-я точка зрения: все человеческое общество, взятое в аспекте его государственно-правовой организации.

    Однако государство и право или общество в аспекте государственно-правовой организации изучаются в качестве объекта и другими социальными (гуманитарными) науками: философией, историей, политологией, экономикой, социальной психологией, этнографией и другими. Отличие в том, что для них государство и право не являются основными объектами.

    В то же время, государственные и правовые закономерности изучаются и всеми отраслевыми юридическими науками: конституционным, административным, гражданским, уголовным, трудовым, экологическим и т.д., а также международным правом. Значит ли это, что теория государства и права и отраслевые юридические науки направлены на изучение одних и тех же сторон государственно-правовой действительности? Нет. Теория государства и права отличается от других юридических наук предметом изучения.

    Предмет науки не сводится в объекту, это часть объекта стороны, свойства, отношения объекта, которые исследуются в данных обстоятельствах с определенной целью, зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности. (Есть другие определения предмета науки: то, с чем наука непосредственно работает, что она созидает и трансформирует. Или: объект науки - это то, что известно до изучения, а предмет науки - это то, что нам известно изучения объекта).

    Таким образом, в предмет теории государства и права включаются:

    • 1. Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества.
    • 2. Наиболее общие закономерности возникновения, развития, функционирования государства и права как целостных систем.
    • 3. Понятия и категории теории государства и права.
    • 4. Терминология, язык науки теория государства и права.

    Глобальные теоретические модели государственно-правовой организации общества отличают теорию государств и права от других социальных наук, которые стремятся построить модель всего общества в целом (философия, история, социология) или отдельных его сфер (психология, этика, этнография). Особенность также в том, что ТГП исследует государство и право во взаимосвязи, взаимодействии, взаимодополнении.

    От других юридических наук ТГП отличается тем, что изучает не все, а наиболее общие закономерности, выражающие сущность, социальное назначение государства и права в целом, а не специфические закономерности развития и функционирования отдельных государственно-правовых институтов данной страны, правовую систему данной страны (как конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право и т.д.).

    Понятия в науке - форма научного мышления, фиксирующая главные признаки изучаемого явления, выявляющие сущность; остальные признаки выделены и построены в систему; это знания, которыми мы обладаем о предмете.

    Категории - предельно общие понятия, образуются как последний результат отвлечения (абстрагирования) от предметов и их особенных признаков. Для категорий уже не существует более общего, родового понятия. Оно фиксирует минимум признаков охватываемых предметов, однако это содержание охватывает фундаментальные, наиболее существенные связи и отношения (например, сущность государства, сущность права)

    • а) они общие для всех юридических наук (например, функция государства, норма права, правоотношение, юридическая ответственность);
    • б) абстрактные, т.е. не имеющие эмпирического аналога (государства и права вообще не существует, существуют лишь конкретные государства и правовые системы: государство и право Российской Федерации, ФРГ, США и т.д.);
    • в) универсальные для всех времен и народов, в обобщенном виде содержащие характеристики всех государств и правовых систем, независимо от пространства и времени (например, родовая община, правовой обычай, иск, истец, юридическая ответственность).

    Терминология, язык науки - это слова, фиксирующие определенные понятия науки. Язык теории государства и права является специальным и отличает ее от языка других социальных и юридических наук: юридический факт, правоотношение, юридическая сила, механизм государства, государственный орган и т.д.

    Теория государства и права - это социальная политико-юридическая наука, целью которой является создание теоретических моделей государственно-правовой организации общества на основе познания наиболее общих закономерностей происхождения, развития, функционирования государства и права.

    Основные функции теории государства и права. Функции теории государства и права - это основные направления воздействия данной науки на общество в целом и государство и право, в частности. Эти направления связаны с достижением целей и решением задач, стоящих перед этой наукой. Можно назвать следующие основные функции теории государства и права.

    Онтологическая функция (философ. онтология - учение о бытии). позволяет ответить на вопросы что есть государство и право, какова их сущность, социальное назначение, генезис (возникновение), действие в обществе т.д.

    Гносеологическая функция (философ. гносеология - учение о познании) теории государства и права состоит в обосновании того, как возможно истинное знание о государстве и праве и выработке научного инструментария такого познания: теоретических подходов, концепций, понятий, категорий, приемов, способов.

    Эвристическая функция (эвристика - нахождение нового истинного знания) теории государства и права проявляется открытии новых закономерностей в генезисе, развитии, функционировании государства и права, новые понятия и категории, создает новые модели государственно-правовой организации общества.

    Прогностическая функция теории государства и права помогает выдвигать гипотезы о характере развития государства и права в среднесрочной и долгосрочной перспективе, осуществлять предвидение изменений государственно-правовой организации общества в будущем.

    Методологическая функция теории государства и права реализуется в выработке фундаментальных, общих для всех юридических наук понятий, категорий, способов и методов познания государства и права.

    Идеологическая функция теории государства и права осуществляется в формировании системы государственных и правовых ценностей, идей в сознании людей, в формировании их правовой культуры и правового сознания.

    Праксеологическая (практически-организаторская) функция теории государства и права проявляется в разработке научных рекомендаций и предложений для реформирования государственно-правовой практики, для конструктивного решения проблем государственного управления и правового регулирования в обществе.

    Все вышеуказанные функции взаимосвязаны и комплексно воздействуют на государственно-правовую действительность.

  • Билет № 7. Понятие политической системы общества. Элементы политической системы. Роль государства в политической системе.
  • Билет № 8. Политическая система Российской Федерации, сложившаяся на основе Конституции России 1993 года.
  • Билет № 9. Понятие и признаки права. Разнообразие подходов к понятию и определению права. Типы правопонимания.
  • Билет № 10. Сущность права. Социальное назначение и функции права
  • Билет № 11. Социальная ценность права
  • Билет № 12. Понятие правовой системы, ее основные элементы.
  • Билет №13. Основные правовые системы современности.
  • Билет № 14. Социальное регулирование и его виды.
  • Билет № 15. Правовое регулирование и правовое воздействие. Механизм правового регулирования.
  • Механизм правового регулирования
  • Билет №16. Виды социальных норм. (Система социальных норм. Классификация социальных норм).
  • Билет №17. Соотношение права и морали.
  • Билет №18: Соотношение права и обычаев.
  • Билет №19. Соотношение права и корпоративных норм.
  • Билет №20. Соотношение права и технических норм
  • Билет №26. Закон: понятие и виды. Принцип верховенства закона.
  • Билет №27. Подзаконные правовые акты: понятие и виды.
  • Билет № 28. Действие нпа во времени.
  • Билет №29. Понятие системы права. Частное и публичное право.
  • Билет №30. Отрасль права: понятие и виды. Основания деления права на отрасли.
  • Билет №31. Материальное и процессуальное право, их соотношение и взаимодействие.
  • Билет №33. Соотношение системы права и системы законодательства.
  • Билет №34. Современные тенденции в развитии системы законодательства.
  • Билет №37. Понятие правоотношения. Классификация правоотношений. Состав правоотношения.
  • Билет №38. Субъекты правоотношений. Правосубъектность. Правоспособность, дееспособность, деликтоспособность.
  • Билет №39. Содержание правоотношения. Субъективное право и юридическая обязанность.
  • Билет №40. Объекты правоотношений.
  • Билет №41. Юридические факты, их виды. Фактический состав.
  • Билет №42. Понятие реализации права. Формы реализации.
  • Билет №43. Правомерное поведение, виды правомерных действий.
  • Билет №44. Понятие правовой процедуры и юридического процесса.
  • Билет №45. Применение норм права.
  • Билет №46. Пробелы в праве, способы их восполнения.
  • Билет №47. Коллизии в праве и принципы их разрешения.
  • Билет №48. Понятие и значение толкования.
  • Билет №49. Понятие и признаки правонарушения.
  • 1) По степени общественной опасности:
  • 2) По характеру вины:
  • 3) По родовому объекту посягательства:
  • Билет № 50. Причины правонарушений, пути их преодоления
  • Билет №51. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов, пропаганда правовой политики государства.
  • Билет №52. Понятие юридической ответственности.
  • Билет №53. Обеспечение законности в деятельности правоохранительных органов
  • Билет №54. Правообразование и правотворчество. Законодательный процесс. Стадии законодательного процесса
  • 1. Законодательная инициатива
  • Билет №55. Субъекты правотворчества. Участие граждан, общественных организаций и народа в процессе правотворчества. Право законодательной инициативы.
  • Билет №56. Подготовка законопроекта к рассмотрению и порядок принятия решения.
  • Билет №57. Опубликование и вступление в силу законов.
  • Билет №58. Проблемы совершенствования законодательного процесса в Российской Федерации.
  • Билет №59. Понятие и формы систематизации нормативных правовых актов.
  • Билет №60. Расчистка (ревизия) законодательства и инкорпорация как формы систематизации законодательства.
  • Билет №61. Кодификация как форма систематизации законодательства. Кодифицированный нормативный правовой акт, его структура.
  • Билет №62. Свод законов как высшая форма систематизации
  • Билет №63. Конституция Российской Федерации как основа развития российского законодательства, всей правовой системы Российской Федерации.
  • Билет № 64. Электронные правовые базы данных как средство учета и систематизации законодательства, способ информирования граждан.
  • Билет № 66. Особенности юридической техники нормативных правовых актов и индивидуальных правовых актов.
  • 5. Способы процедурно-процессуального оформления юридической практики. Билет №67. Правовой статус личности: понятие и структура.
  • Билет №68. Возникновение и развитие категории «права и свободы человека и гражданина».
  • Билет №69. Конституционные права, свободы и обязанности гражданина России, их развитие в текущем законодательстве.
  • Билет №70. Национальный (внутригосударственный) механизм защиты прав человека.
  • Билет №71. Международно-правовой механизм защиты прав человека.
  • Билет № 72. Правозащитная деятельность в гражданском обществе.
  • Билет № 73. Понятие и признаки правового государства. Возникновение и историческое развитие идеи правового государства.
  • Билет № 74. Понятие и признаки гражданского общества. Государство и право в гражданском обществе.
  • Билет № 75. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в условиях современной России.
  • Билет № 76. Понятие и признаки социального государства. Актуальные проблемы социальной политики в Российской Федерации.
  • Билет № 77. Основные черты взаимодействия экономики, государства и права. Государственно-правовое регулирование и объективные законы экономики.
  • Билет № 78. Формы и методы государственного регулирования экономических отношений.
  • Билет № 79. Место и роль государства и права в современной рыночной экономике. Соотношение государственного регулирования и экономического саморегулирования.
  • Билет № 80. Понятие и отличительные признаки информационного общества.
  • Билет № 81. Проблемы создания информационного общества в России: новые возможности, новые угрозы.
  • Билет № 82. Право граждан на информацию, его содержание, пределы и формы защиты.
  • Билет № 83. Система органов государства в Российской Федерации.
  • Билет № 84. Особенности реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации 1993 года
  • Билет № 85. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  • Билет № 86. Государственная служба, статус государственного служащего
  • Билет № 87. Критерии эффективности государственного аппарата и пути ее повышения. Проблема борьбы с коррупцией и бюрократизмом.
  • Билет № 88. Проблемы развития и совершенствования федеративной формы государственного устройства в Российской Федерации
  • Билет № 90. Понятие и содержание законности. Законность и справедливость. Законность и целесообразность
  • Билет № 91. Принципы и гарантии законности.
  • Билет № 92. Понятие правопорядка и пути его совершенствования.
  • Билет № 93. Понятие, виды и структура правосознания.
  • Билет № 94. Правовая культура: понятие, формы и элементы. Значение правовой культуры.
  • Билет № 95. Пути совершенствования правовой культуры в российском обществе. Правовое образование и воспитание.
  • Билет № 97. Взаимодействие международного права и национальной правовой системы. Общепризнанные принципы и нормы международного права как составная часть правовой системы Российской Федерации.
  • Билет № 98. Международное сотрудничество государств в сфере экономики, экологии, политики, науки и культуры, борьбе с преступностью и терроризмом.
  • Билет № 99. Понятие и методология сравнительного правового исследования.
  • 2.1 Теория империализма
  • 2.2 Теория зависимости
  • Билет № 1. Теория государства и права как наука: предмет, методы, функции. Соотношение теории государства и права с иными общественными и юридическими науками.

    Предмет теории государства и права.

    Теория – это система понятий, в которых научно отражена природа, сущность, закономерности, тенденции функционирования и развития познаваемого предмета.

    Предмет изучения ТГП составляет не просто государство и право, а общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений, их сущность и назначение.

    ТГП формулирует понятия, категории, конструкции, модели отдельных юридических явлений, ставя своей задачей изучения не всех, а специфических закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права. Кроме того, предмет ТГП включает разнообразные вопросы, характеризующие государство и право с т.з. их формы, функций, механизмов проявления, а также основные понятия, общие для отдельных групп или всех юридических наук.

    Т.о., предмет ТГП составляют:

    1) общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

    2) сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система;

    3) основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки.

    Предмет ТГП историчен, он изменяется и развивается с течением времени.

    Проф. Венгеров предлагает относить к предмету ТГП не только закономерное, но и случайное.

    Государство и право взаимообусловлены и взаимосвязаны между собой.

    Структура ТГП.

    Теория государства – вопросы, касающиеся такого явления как государство: понятие, сущность, форма, функции, механизм, типология государства.

    Теория права – вопросы, затрагивающие такое явление как право: понятие, сущность, нормы, формы, система, толкование, реализация и применение права. Правовое регулирование, правотворчество, правосознание и правовая культура, правонарушение, законность и правопорядок и т.д.

    Также возможно выявление структуры ТГП по следующим основаниям: В зависимости от метода и объекта изучения.

    Методы ТГП .

    I.Философские.

    а) диалектико-материалистический (право существует как социальное явление)

    б) идеалистический (существование государства и права связывается с объективным или субъективным разумом)

    в) прагматизм (понятие научной истины неуловимо, ибо истинно все то, что приносит успех)

    г) интуитивизм (анализ целостной проблематики государства и права с помощью вдохновения)

    д) аксиологический (анализ государства и права как специфических ценностей)

    II.Общенаучные.

    а) логический (анализ (процесс разложения целого на части для выявления структуры исследуемого объекта), синтез (воссоединение целого из частей), индукция (получение общего знания на основе частного), дедукция (получение частного знания на основе общего);

    б) исторический (изучение явлений с учетом специфических исторических условий и особенностей);

    в) системный (исследование государственно-правовых явлений как взаимосвязанных систем);

    г) функциональный (изучение государственно-правовых явлений как действующих феноменов);

    д) герменевтический (вложение в исследуемые понятия содержания автора).

    III.Частнонаучные (специальные).

    а) специально-неюридические:

    Статистический (анализ количественных показателей, отражающих состояния и динамику явления);

    Метод структурного анализа (анализ государственно-правовых объектов как сложных противоречивых систем);

    Общие социальные методы (учет всех социальных факторов, всесторонняя оценка действительности для поиска оптимальных вариантов правовых решений);

    Кибернетический (использование понятий и технических средств кибернетики (управление, обратная связь) для разработки автоматизированной обработки, хранения, поиска правовой информации);

    - моделирования - изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, т.е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

    - социально-правового эксперимента- создание в экспериментальном порядке государственно-правовых явлений и проверка их "действий" в конкретных условиях.

    б) специально-юридические

    Формально-логический (позволяет найти несоответствие правовых норм реалиям общественной жизни, противоречия НПА между собой);

    Сравнительный (ср-е правовых систем и их элементов);

    Исторический (способ познания закономерностей становления и развития государства и права).

    Функции ТГП.

    1. Гносеологическая (изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, а также тенденций развития).

    2. Онтологическая (определяет понятия государства и права, причины их возникновения, состояние в наст-м и судьбу в будущем).

    3. Эвристическая (открывает новые закономерности в прогрессе государственно-правовых явлений).

    4. Методологическая (разработка в рамках ТГП приемов и способов использования различных областей знания для решения теоретических проблем юриспруденции).

    5. Идеологическая (ТГП вырабатывает и формулирует идеи, предложения по совершенствованию действ-го законодательства, улучшению деятельности органов государства, укреплению правопорядка и т.д.).

    6. Воспитательная (повышение правовой культуры; вооружение государственных органов, должностных лиц, СМИ правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни).

    8. Прогностическая (предсказательная) (на основе полученных данных ТГП прогнозируетразвитие государства и права в будущем, их проблемы).

    Теория государства и права в системе общественных и юридических наук.

    В зависимости от объекта выделяют 3 вида наук: технические, гуманитарные, биологические. Всеперечисленные науки взаимодействуют, гуманитарные (к которым относится ТГП) - неисключение, это взаимодействие способствует прогрессу.

    ТГП можно назвать общественной наукой. Теснее всего она связана со следующими общественными науками:

    - философия (разрабатывает идею государства и права через призму их ценности или антиценности для общества и отдельного человека; определяет сущность, природу, назначение и место ТГП в системе социальных явлений; ТГП использует такие философские категории как сущность, форма, содержание, система, структура и т.д.);

    - социология (рассматривает влияние различных социальных факторов на государство и право);

    - политология (ТГП изучает государство как элемент политической системы, а право как способ регулирования политических процессов и явлений, ТГПнуждается в политологии для характеристики взаимодействия институтов государства инегосударственных политических институтов. Политология заимствует у ТГП сведения омеханизме и функциях государства);

    - экономика (ТГП определяет пределы зависимости государства права от экономики, способы правового управления экономической жизнью общества)

    - психология и этика - изучают механизм регулирования поведения личности. Для ТГП важныфакты, влияющие на мотивы поведения лиц, соблюдающих и реализующих правовые нормы;

    - герменевтика (изучение юридических текстов).

    Таким образом, связь теории государства и права с различными общественными науками носит двусторонний характер.

    По отношению к другим юридическим наукам ТГП выступает как обобщающая ,исходная (от уровня ее развития зависит состояние юриспруденции в целом),фундаментальная (раскрывает глубинные связи и отношения),методологическая (разрабатывает идеи и концепции, методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений; раскрывает взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека).

    Отраслевые юридические науки исследуют конкретные юридические учреждения и предписания, а также соответствующуююридическую практику. Это основной по объему блок юридических наук и учебных дисциплин.Предметом данных наук являются отдельные аспекты государственно-правовой действительности, а ТГП изучает государственно-правовую действительность в целом. Отраслевые науки дают ТГП фактический материал, в отраслевых науках понятия теории государства и права приобретают конкретное содержание.

    Исторические юридические науки рассматривают процесс развития государственно-правовыхучреждений (история государства и права) или учений о государстве и праве (историяполитических и правовых учений).

    Результат исследований истории государства и права - выявление ряда событий и фактов, причин и их анализ. ТГП же устанавливает закономерности их возникновения, функционирования и развития. Исторический материал даёт богатый материал для ТГП, а в свою очередь ТГП, помогает устранять пробелы в истории

    Прикладные юридические науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психология)используют достижения естественных и технических наук для решения юридических вопросов.



    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: