Общедомовые нужды в квитанции. Кому платить за коммунальные услуги на ОДН

Иван Хренов-Российский
www.Prozim.ru
E-mail: [email protected]

***
« ЖКХ РОССИИ»

101. Констатировать: ЖКХ не работало в нашей стране, ни в какие времена! В Советскую эпоху государство финансировало его по остаточному принципу, а потому и шли туда работать в основном неудачники да пьяницы – « Афони». Работали они отвратительно, да, к тому же брали взятки и разворовывали, пропивали без того нищее имущество ЖЭКов.
В настоящее время положение в ЖКХ много хуже! Им правит коммерческий криминал.
Население в нашей стране очень разобщено. Вряд ли можно найти в мире ещё такую страну, где соседи по подъезду и даже по лестничной площадке в многоэтажном доме за многие годы соседства не удосужились бы даже познакомиться между собой.
Не благодарное дело разбираться в причинах этого, их слишком много и они не просты. Одно лишь можно сказать: вины простых людей здесь нет. Виновны недальновидные, алчные, продажные, корыстные и, наконец, просто бездарные и глупые лидеры нашей многострадальной страны, которых в изобилии в разные времена посылала нам Судьба! Разбираться здесь, кто виноват, конкретно, бесполезно, да уже и ни время.
Очередным безответственным экспериментом над нашим обществом оказалось преднамеренное « отпущение вожжей», точнее, — умышленное попустительство и произвол в современном ЖКХ, обернувшийся самозахватом этой сферы административно-бандитскими формированиями под личиной всякого рода ТСЖ и Управляющих компаний (УК). Вся страна охвачена густой криминальной сетью, поделившей сферы влияния в ЖКХ.
Такая политика стала сущей бедой для большинства населения нашей страны – « Собственников жилья», как правило, старого, сильно изношенного или нового с многочисленным строительным браком.
Новоявленные захватчики буквально поработили Собственников жилья. Прикрываясь заказными « Законами» и « Постановлениями», они насаждают жестокий рэкет по отношению к жителям « многоэтажек» и целых жилых микрорайонов.
Попытки отдельных граждан постоять за свои « права» грубо и изощрённо подавляются, вплоть до физической расправы! Здесь заправляют свои « Цапки»!
Попытки отдельных граждан постоять за свои « права» грубо и изощрённо подавляются, вплоть до физической расправы!
Центральная и региональные власти страны, проявляют « пассивность», демонстрируя, « нейтралитет» в развитии событий по ЖКХ. Трудно сказать, от чего это больше: от бессилия, то корысти или от страха перед возможным народовластием в этой имущественной сфере страны. Слабая « Власть» иногда предпочитает отдать страну в руки криминала, чем в руки собственного народа – меньше хлопот, да и выгодно.
102. Признать, что для решения проблемы ЖКХ необходимы глубокое самосознание и самоорганизация общества, чего от нашего народа, по крайней мере, в обозримом будущем ожидать не следует. Необходимо проявление в ЖКХ всеми государственными властными структурами страны большой политической воли и высокой ответственности.
Власть должна определиться, наконец, в выборе союзника по управлению страной: подавляющее народное большинство « малоимущего» населения или криминал – богатое, сильное, но беспринципное жестокое и алчное « имущее» меньшинство.
В интересах малоимущего общества предпочтительна « Власть», опирающееся на доверие и поддержку широких народных масс.

103. Констатировать, что до недавнего времени ЖК РФ даже не предусматривал такого органа самоуправления Собственников помещений, как Домовые Советы Собственников (ДСС) и это было не случайно. Ведь такая самоорганизация Собственников жилья не позволит в дальнейшем использовать ЖК РФ, как удобное прикрытие для любых злоупотреблений в ЖКХ. Под этим прикрытием Управляющие компании (УК) в большинстве случаев просто навязываются Собственникам жилья без всякой альтернативы.
Приятно отметить, что теперь статья 160.1 ЖК РФ система координально изменена в пользу Домовых Советов Собственников.
Вместе с тем, в ЖК РФ всё также прописан такой безликий ущербный « институт», как « Общее собрание» Собственников жилья – инстанция, которую ни кто не организует и не возглавляет (упаси Бог). Это « собрание», хотя по Закону всё определяет и решает, само является полной неопределённостью. А ведь именно оно должно избрать ДСС. Ну впрямь, как по притче: « что же появилось раньше курица или яйцо».
Формально такое « собрание» может быть созвано по инициативе любого Собственника в многоквартирном доме, т.е. когда угодно и кем угодно, сегодня одним « дядей» (или « тётей»), завтра другими, на призывы, которых мало кто отзовется.
Такие спонтанные неорганизованные сходы Собственников без повестки дня, без орг. актива (секретарь, председатель-ведущий собрание, регистрации участников, кворума), протокола скорее можно назвать « собранием прохожих», где « участники», проходя и задерживаясь на несколько минут, идут дальше, по своим делам, на их место подходят новые любопытные и т.д.
Какие же решения могут быть приняты на таком « собрании», где большая часть – случайные прохожие?!
К стати, выдержка из ЖК РФ (статья 46, п.4: « Протоколы общих собраний собственников …., хранятся в месте или по адресу, которые определены данным собранием». Наверное (скажу, по-секрету!) « в углу двора под дубом» или « на чердаке за трубой».
И ещё выдержка из ЖК РФ (ст. 45, п.1): « Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны (!) ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Повестка дня, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием Собственников помещений в многоквартирном доме».
Ну, прямо « Тяни-Толкай» какой-то получается! Интересно, кто же всё-таки « Автор» текста ЖК РФ?
Вот так, но этот « бардак» вполне устраивает УК, а протокол они и сами « состряпают» какой надо, позднее и закроют им рот любому, отдельно взятому Собственнику жилья со словами: « так решило большинство на общем собрании».
При таком ЖК РФ всегда имеется возможность навязать Собственника жилья в многоквартирном доме любую угодную местным властям УК. Пока такое « собрание» что-либо решит, время его попросту выйдет и тогда за Собственников всё решит « Орган местного самоуправления» (ЖК РФ ст. 161, п.п. 4 и 5). Спустя десять дней Собственников помещений в многоквартирном доме уведомят о результатах, по которым, они обязаны будут заключить договоры с УК, выбранной этими « органами».
Но самая большая беда для собственников жилья в многоквартирном доме (и раздолье для шулеров) таится в восьмом разделе ЖК РФ, где всё базируется на « решениях Общего собрания». В таком доме может быть от 500 сот до 1000 и более Собственников жилья. Значительная часть жильцов владеет помещением по найму, Собственник живёт в другом месте, может даже в другом городе. Среди Собственников идёт непрерывная ротация по разному поводу. Большинство из них просто не считают нужным тратить своё личное время на участие во всякого рода общественных мероприятиях.
Так что это самое « Общее собрание Собственников» в таких домах практически невозможно.
В таком случае ситуацию в новом доме берёт « в свои руки» Застройщик, а в заселённом любая самопровозглашённая УК. Они сами « стряпают» Протокол мнимого « Общего собрания», где, возможно, даже имеются какие-то « подписи» со стороны Собственников или по их « поручению», но оспорить подлинность сего « документа», особенно спустя некоторое время по известным причинам, практически, невозможно.
После такой безотказной аферы Собственники у этих « дельцов» что называется « в руках». Они (каждый Собственник в отдельности) лишаются всех прав на личное мнение и инициативу. Во взаимоотношениях с УК принимается во внимание только мнения (решения) большинства Общего собрания! Теперь то от имени « Общего собрания» УК может навязать любые условия, в том числе форму и состав Договора на « Содержание и эксплуатацию жилья».
Вот так, « Собственнички», недооценили важность « общественных мероприятий», теперь извольте на « дойку» и не роптать! И так теперь на долгие годы!

104. Принять под надзором СПДМ активное государственное участие в формировании структур властного полномочного самоуправления Собственников жилья в виде домовых, дворовых, квартальных, районных, городских и вплоть до всероссийского Совета Собственников жилья, способных в интересах Собственников решать все их проблемы.

105. Констатировать что от завершения строительства многоквартирного дома и до передачи его в собственность Дольщикам – пропасть.
На стадии, когда дома уже принят в эксплуатацию от застройщика муниципальными структурами, вся документация, в том числе Договоры долевого участия, ключи от квартир, находятся в руках Застройщика.
Заселение дома с подписанием Акта приёмки-передачи квартир от Застройщика Собственнику (бывшему Дольщику) с вручением ключей возможно лишь на основе ещё действующего на этот момент Договора между Застройщиком и Дольщиком: от Исполнителя (Застройщик) – Заказчику (Дольщик) в собственность.
Выполнять эту процедуру должен уполномоченный сотрудник от Застройщика, как организованной официальной структуры со статусом юридического лица при обязательном участии представителя местной власти.
Собственники квартир на этот момент не являются консолидированной структурой и не имеют своего органа самоорганизации и самоуправления. Поэтому (что не прописано в ЖК РФ) Застройщик на этот момент всё ещё несёт на себе бремя ответственности за состояние и обслуживание квартир и общедомового имущества в многоэтажном доме.
Здесь не мешает вспомнить и, в какой-то мере, воспользоваться опытом коллективизации на заре Советской власти в СССР, когда структура самоуправления насаждалась инициативой и участием « сверху» с последующим контролем её реализации и функционирования до лучших времён.

106. Признать, что на сегодня всё далеко не в соответствии с интересами граждан. Дольщики прибывают в новостройку для заселения по своей инициативе, неорганизованно в разное время, где их встречает представитель не весть, как, откуда взявшейся Управляющей компании (УК). Он даёт каждому Дольщику на подписание, в том числе: заготовленный тиражированный Застройщиком индивидуальный Договор, Правила пользования жилым помещением, Акт приёмки-передачи квартиры от Застройщика Собственнику, ещё какие-то бумаги и долгожданные ключи от квартиры. Как говорят: « Дело в шляпе»!
В этой эйфории счастливый Собственник не замечает подвох. Позднее, на его вопрос: « Откуда же всё-таки взялась УК?» , ему ответят: « Как, Вы же сами подписали при вселении протокол Общего собрания Собственников с таким решением!»
Собственник оформляет соответствующее Свидетельство о собственности на квартиру, а на владение « Общим имуществом» в многоквартирном доме Свидетельство Собственнику не выдаётся, и оно – это имущество как бы « повисает в воздухе».
В ЖК РФ не предусмотрена процедура передачи этой собственности от Застройщика Собственникам квартир.

107. Следует отметить, что феномен « Общее имущество» в ЖКХ обязан своим появлением образованию УК в многоквартирных домах. Он сродни советскому лозунгу: « Всё вокруг колхозное – всё вокруг моё!», который, в конечном счёте, обернулся своей противоположностью: « Всё вокруг бесхозное – всё вокруг ничьё». Именно так сегодня обстоит дело с « Общим имуществом» в многоквартирных домах. Это атавизм, мёртворождённый ещё в прежние времена.

108. Принять:
— что, для выполнения процедуры передачи ответственности за состояние и обслуживание общедомового имущества в многоэтажном доме от Застройщика специализированному предприятию — Исполнителю этих работ, Застройщик, должен организовать первое, учредительное собрание Собственников-Дольщиков на этот момент ещё партнёров Застройщика по Договору о долевом участии в строительстве многоэтажного дома.
— в повестке дня первого, учредительного собрания обязательно обозначить пять вопросов, в том числе:
1. Выбор Домового Совета Собственников (ДСС) многоквартирного дома и его Председателя.
2. Выбор способа управления многоквартирным домом и Управляющей организации.
3. Организация ДСС и его Председателем заключения индивидуальных Договоров на « Услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» между Управляющей организацией и Собственниками квартир в многоквартирном доме на условиях, определённых Общим собранием (ЖК РФ, статья 44, пункт 31 – введён Федеральным законом от 27.09.2009 №228-ФЗ).
4. Передача с баланса Застройщика на баланс, выбранной по п.2, Управляющей организации на период её полномочий « общего имущества» Собственников многоквартирного дома и обязанностей на « Услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме» вместе с гарантийными обязательствами Застройщика перед Собственником жилья.
5. Делегирование Общим Учредительным Собранием Собственников квартир в многоквартирном доме ДСС в лице его Председателя права вести все дела с Управляющим организацией, в рамках индивидуальных Договоров между Собственниками квартир и этой Управляющей организацией (ЖК РФ, статья 44, пункт 31 – введён Федеральным законом от 27.09.2009 №228-ФЗ).

109. Принять:
обязательным систему отчётности перед Собственником жилья любой организацией управляющей многоквартирным домом по индивидуальному Договору в виде ежемесячной приёмки – передачи по Акту, порученных Собственником для исполнения и фактически выполненных работ и услуг, до (!) выставления счёта (квитанций) на квартплату.
— тарифы на « услуги по управлению, обслуживанию и ремонту совместной собственности в многоквартирном доме» должны быть согласованы и утверждены Председателем ДСС до их применения во взаиморасчётах между управляющим предприятием и Собственником.
***
110. Признать, что на сегодня в системе ЖКХ существует непримиримое разногласие между Собственником жилого помещения (заказчик « услуг и работ») и (УК) Управляющей компанией (исполнитель « услуг и работ») по фактическому составу « услуг и работ» при расчёте « платы за жилое помещение», то есть: « оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме» (ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2), а также по принципу установления тарифов и способу их применения при взаиморасчёте участников Договора.
На сегодня сам тариф, фактически, не согласовывается с Собственниками, как того требует ЖК РФ, несмотря на безапелляционные заявления УК в ежегодных финансовых отчётах о том, что тариф принимается « путём заочного голосования Собственников….». Он самовольно выдвигается УК по максимуму, согласно, только ей ведомым, каким-то « Постановлениям» путём увеличения тарифа предшествующего года, причём более чем на 6% (вопреки указанию Президента) с извещением Собственников через доску объявлений.
111. Констатировать, что, согласно ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2 тариф, принятый УК, должен быть применён на выполнение в полном объёме всех « услуг и работ» по статье « плата за жилое помещение». При этом каждый Собственник реализует своё бремя платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме путём внесения на счёт УК денежных средств, пропорционально своей доле в общедомовом имуществе, образовавшихся перемножением тарифа на площадь жилого помещения Собственника. В этом состоит и этим должен завершаться полный ежемесячный взаиморасчёт сторон, Собственника и УК – участников Договора.
112. Констатировать, что действующий Договор и ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2 не предусматривают увеличение затрат Собственника в случае привлечения УК сторонних организаций для выполнения своих договорных обязательств перед Собственником. Все затраты Собственника по статье « плата за жилое помещение» определяются принятым тарифом. При этом, введение УК в одностороннем порядке новых статей затрат и предъявление их по дополнительным (от смежников) тарифам к оплате Собственнику согласно ЖК РФ недопустимо!
Однако УК в отношениях с Собственником систематически нарушают договорные обязательства и нормы ЖК РФ.
Рассмотрим это на « живом» примере по городу N-ску, типичном для всей страны.
Так, своим волевым решением УК из статьи ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2 « плата за жилое помещение» (предмет Договора) самовольно вычленяют одну составную часть, именуя её « Содержание и эксплуатация» (иногда – « жильё») и расценивают отдельно по полному тарифу (в рассматриваемом случае — 12,24 руб/ м² , 2013 год), а остальное выставляют Собственникам для их оплаты уже самостоятельными статьями, по разным дополнительным тарифам, не являющимися слагаемыми частями уже выставленного Собственнику тарифа (так и указывается в квитанции на квартплату):
1. — « Содержание и эксплуатация» — 12,24 руб/ м² ;
______________________________________________
2. — Аварийное обслуживание – 0,28 руб/ м² ;
3. — Вывоз мусора – 1,80 руб/ м² ;
4. — Лифт – 1,66 руб/ м² ;
5. — Обслуживание ИТП – 0,46 руб/ м² ;
6. — Обслуживание ВНС – 0,18 руб/ м² ;
7. — Обслуживание АСПЗ – 0,63 руб/ м² ;
8. — Домофон (15 руб/месс) – 0,167 руб/ м² ;
9. — Освещение подъезда – 1,92 руб/ м² ;
10. — Охрана общедомового имущества (70 руб/месс) – 0,775 руб/ м² .

1. Тариф « оплаты за жилое помещение» (руб/ м²) применять один, « единый» и единственный.

2. Величину тарифа по п. 1 УК согласовывать (если нет ДСС) персонально с каждым участником индивидуального Договора – СЖ в многоквартирном доме, путём двусторонних переговоров и совместного подписания соответствующего дополнительного Соглашения (Акта).

3. Взимание УК любых прочих дополнительные платежей с СЖ по этой статье и тарифам, не являющимся составной частью « единого» тарифа считать недопустимым.

4. Максимальная величина численного значения « единого» тарифа по п. 1 не должна превышать вполне определённой, зарегистрированной в РФ величины, например, 0,162% от стоимости « Минимального размера оплаты труда» — МРОТ, действующего на расчётный период.

5. Максимальная величина численного значения « единого» тарифа по п. 1 может быть скорректирована для последующих взаиморасчётов, при изменении МРОТ.

114. Принять недопустимым:
— увеличение затрат Собственника в случае привлечения УК сторонних организаций для выполнения своих договорных обязательств. Все затраты Собственника по статье « плата за жилое помещение» определяются принятым единым тарифом с учётом доли Собственника в общедомовом имуществе (ЖК РФ, раздел VII, статье 154, п.п. 1, 2).
— введение УК в одностороннем порядке дополнительных к действующему Договору статей затрат и предъявление их к оплате Собственником!

115. Следует обратить внимание на особый, спекулятивный приём, к которому повсеместно прибегают УК в системе ЖКХ для репрессии на Собственников жилья, при « выбивании» из них желаемого размера оплаты за свои услуги.
Собственники не всегда согласны оплачивать УК некоторые стать затрат или платить по необоснованно завышенным тарифам и соответственно уменьшают сумму выставленную им в квитанции, при этом в полной мере оплачивая коммунальные услуги. Но форма квитанции изготовлена так, что невозможно определить по какой статье Собственник решил произвести вычет из расчётного итога.
В частности, к примеру: по холодному водоснабжению, по статье « на общедомовые нужды» — ОДН, это теперь вместо непопулярного « ВОДОДОБОРА»!
Как и прежде, неучтённые водомерными приборами Собственников в квартирах, расходы холодной воды достигают « баснословных» величин.
Общий месячный расход по дому (из примера выше – шесть подъездов 10 – 16 этажей) на « общедомовые нужды», за месяц (обратным расчётом способом УК и данным квитанции) достигает 550 кубических метров. Таким количеством воды можно заполнить внутренний двор этого дома слоем глубиной почти по колено! Или до десяти железнодорожных цистерн!
По принятой УК квалификации, весь объём воды, образовавшийся, как разность между количеством воды, поставленным Водоканалом в дом и количеством воды, потреблённым по отчётным документам Собственников внутри их квартир — есть вода, израсходованная УК (!) на « общедомовые нужды».
Ещё раз повторим (для « невнимательных»): вода на « общедомовые нужды» расходуется УК за пределами квартир Собственников. Её количество не подтверждается показаниями приборов: на какие, конкретно, « нужды» и сколько. Расчётное количество неправдоподобно!
И, наконец, самое вопиющее: по данным квитанции УК вода, израсходованная на « общедомовые нужды» за пределами квартир, в конечном счёте, стекает (списывается) во внутриквартирные санитарно-технические приборы Собственников, приплюсовывается к статье « канализация», за что ми дополнительно приходится платить! Практически, за один и тот же необоснованный объём, да ещё и дважды!
Это неприкрытый подвох, фальсификация, мошенничество – преступление! К Управляющей компании нет доверия!
Вообще нельзя исключить при этом вариант перепродажи, « сэкономленных УК ресурсов (вода, электроэнергия, тепло) по статье ОДН, иным пользователям, коих на территории жилого комплекса „пруд пруди“ (магазины, детские дошкольные учреждения, рестораны, кафе, мастерские, автомойки, станции ТО и т.п.).
116. Принять необходимым и обязательным предоставление от УК Собственникам жилья достоверной, подтверждённой показаниями приборов, информации о « потребителях» и потреблении воды, электроэнергии и тепла на « общедомовые нужды» одновременно или до выставления счёта на оплату по этой статье.
Как правило, УК не утруждают себя детальными разъяснениями Собственникам по расходам средств, собираемых ею ежемесячно по статье квитанции « содержание и эксплуатация» (иногда, именуемой просто – « жилище»). По приведённому выше примеру (шесть подъездов 10 – 16 этажей) это более 285 тысяч рублей. Приняв во внимание вывешенный у подъездов подробный « график по уборке помещений дома», — эта услуга УК (один дворник и две уборщицы) тянет не более сем на 25 тысяч рублей в месяц, но нет обоснованной информации о распределении всей суммы. На запросы Собственников УК ответа не даёт.
Пользуясь навязанным Собственнику посредничеством по сбору платы за коммунальные услуги, УК, компенсируя недоплату ей Собственником, нередко присваивает часть денег за коммунальные услуги в свою пользу и, переадресовывая « недоимки» коммунальщикам, « сваливает» эту кражу на Собственников, как на злостных « неплательщиков» за коммунальные услуги.

117. Принять с дополнением в ЖК РФ, с целью укрепления позиции Собственников жилья во взаимоотношениях с УК, выставление Собственнику платы за оказанные ему коммунальные услуги и за услуги со стороны УК по отдельным разным квитанциям.

118. Констатировать, что при передаче в России индустрии строительства жилых и гражданских объектов в частные руки, качественные показатели резко упали. Вульгарная коммерческая рентабельность, прибыль вышли на передний план в ущерб качеству, безопасности и комфорту пользователей.

Захватившие строительную индустрию страны криминально — коммерческие структуры по факту подменили строительные, санитарные нормы и правила (СНиПам и СанПиНам) своими « понятиями» и волей « Хозяина» строительной фирмы. Строительство и последующее управление промышленными и гражданскими объектами попало в руки случайных (!) некомпетентных безграмотных исполнителей. В российском « неокапитализме» происходит явная девальвация интеллекта. В результате: грубо нарушаются требования по прочности, надёжности и долговечности сооружений, инженерные сети искажены и функционируют плохо.
В рассмотренном здесь « живом» примере в нарушение СНиПам и СанПиНам « лежаки» в подвале и « выпуски» к дворовым колодцам проложены без уклонов, канализация не домовая и дворовая выполнены с отклонениями от стандартов. Несмотря на многочисленный строительный брак, многоэтажный дом успешно принят ( « устаканен») и введён в эксплуатацию. Нет сомнения: рассмотренный пример не исключение для домостроительной практики по всей стране.
Создаются предпосылки к быстрому повсеместному выходу из строя инженерных сетей, а в не далёком будущем можно ожидать даже случаи домокрушения, особенно « высоток». Правда все « Полонские» к тому времени уже « заметут следы», благополучно переселившись за рубежи в замки на свои х островах.
Особо остро проявляется фактор минимизации площади земельных участков под жилые здания, вплоть до полного исключения придомового участка общедомового пользования – двора! Не трудно представить себе в каких условиях при этом оказываются жильцы многоэтажных домов. А, целях наживы « Застройщики» всё увеличивают этажность жилых зданий от пяти – девяти в советские времена до шестнадцати – двадцати пяти теперь. И это вовсе не признак прогресса, это – стремление к сверхприбыли!

119. Принять на государственном уровне положение о выдаче разрешения на строительство гражданских и промышленных объектов исключительно с соблюдением норм и правил, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и бытовой комфорт пользователей в соответствии с передовыми международными требованиями, при строгом соответствии площади земельного придомового участка общедомового пользования жилой и прочей обитаемой площади строения.

Далеко не все включенные в коммунальные платежи услуги понятны обычным гражданам. Это же касается ОДН по воде. Если точнее, то людей интересует, что такое ОДН в ЖКХ, и что в него входит. Странно, что никто до сих пор это не выяснил, ведь ежемесячно пользователям приходится оплачивать эти счета, даже не заботясь о том, куда уходят приличные средства. Незнание не освобождает от оплаты, потому если не хотите спускать все денежки на неведомо что, надо выяснить, что же скрывается под таинственной аббревиатурой.

Конечно, многие услуги, указанные в платежках упоминаются только на бумагах, но нас действует правило, если начислили, значит надо платить и некогда рассматривать подробнее за что именно. Не ленитесь внимательно посмотреть на счета, уточнить, что именно обозначают различные аббревиатуры, за которыми скрываются услуги, что считаются одними из самых дорогостоящих.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Что такое ОДН в квитанции за квартиру?

Давайте начнем с ОДН. Эта аббревиатура переводится следующим образомкоммунальный платёж на общедомовые нужды. Сюда входит множество платежей, которые невозможно оплатить одному человеку, поскольку ими пользуются все. В частности это касается:


В общем, платеж может включать в себя множество составляющих, потому ОДН для каждого дома подсчитывается индивидуально, и общего расчётного счета общего пользования нет. Потому сложно сказать, что входит в ОДН сразу всех домов, ведь для каждого платеж может быть больше или меньше, но главное, что он есть, а услуги, которую приходится оплачивать, как бы и нет.

Но если услуги действительно оказываются выполненными, то отмазок чтобы их не плачивать нет. Стоимость ОДН зависит от набора приборов и устройств, которые будут обеспечивать комфорт жильцов, чистоту площади подъездов, лестничных клеток и т.п. Каждый дом разный, и если ОДН в старой разрушенной хрущевке составляет копейки, то в элитном новострое рассматриваемый вид услуг гораздо более серьезная статья расходов.

Коммунальные службы работают для вашего удобства, и в ваших же интересах оплачивать рассматриваемый вид услуг, поскольку без учёта невозможно следить за качеством проживания в доме. Чем больше платить за ОДН, тем лучше осуществляться эта услуга.

Что такое ГВС ОДН и ХВС?

Давайте по порядку. Что такое ОДН мы уже разобрались, хотя повторить не помешало бы, а то у большинства людей насчёт аббревиатур очень плохо с памятью, так что очередное напоминание, скорее всего не будет лишним. Итак:

  • ОДН – переводится как общедомовые нужды, оплата которых в равной степени ложится на плечи каждого из жильцов. Если игнорировать оплату этого коммунального платежа, то сделаете хуже только себе, так как помимо задолженности получите ещё и существенное снижение оказываемых услуг;
  • ГВС – эта аббревиатура обозначает горячее водоснабжение, которое поступает в дом. А ГВС ОДН можно понять как горячее водоснабжение, предназначенное для общих нужд дома. То есть за эту воду должен платить каждый, несмотря на то, сколько человек потратил кипятка на свои потребности, он оплачивает ещё и общие счета;
  • ХВС – ну и по логической цепочке, эти буквы расшифровываются как холодное водоснабжение. Холодная вода в доме нужна постоянно, но она стоит дешевле, потому сумма в ОДН по холодной воде выглядит не так впечатляюще как счете за горячую воду, потому налогоплательщики не так сильно возмущаются, когда смотрят в платежку.

Горячая вода в ОДН задействуется во многих случаях. Её подключают не просто так, а с определенной целью, заключающейся в:

Стоимость этой услуги зависит от показателей счетчика, потому рассматриваемую величину можно контролировать, если самим установить устройство. В таком случае коммунальные службы не смогут сделать накрутку.

Кроме того, учитываются такие показатели, как потраченная тепловая энергия. Просчитать её можно только с помощью профессиональных приборов. Но лучше всем подъездом скинуться на прибор, который будет вести учет, сколько стоит горячая вода, чем систематически переплачивать за показатели, что никак невозможно было получить, как бы ни старались коммунальные службы. Кроме того, цена на эти услуги сезонна, и, естественно, зимой платежки существенно вырастают.

Какие помещения можно считать общим имуществом жильцов

Этот нюанс имеет принципиально важное значение, поскольку именно от того сколько помещений поставлено на учет в качестве общего имущества, рассчитывается общий налог. Давайте попытаемся разобраться, что именно включает в себя это таинственное определение общего имущества.


Каждый из этих пунктов ставится на учет, и в зависимости от того о какой услуге идет речь, жильцы должны обеспечивать коммунальные службы деньгами, которые в дальнейшем будут потрачены на проведение работ для улучшения жилищной обстановки. Так что, разобравшись, как расшифровывается каждая из этих аббревиатур, осталось только уточнить, во сколько она обойдется для конкретного дома, если жильцы, например, захотят больше тепла в своих подъездах зимой или света летом.

Как правильно рассчитать размер ОДН

Сейчас, пожалуй, будет самый интересный вопрос – как же рассчитываются рассматриваемые аббревиатуры, расшифровка которых была указана выше? Все очень просто – расчеты ведутся в зависимости от того как именно поступают счета за электричество, воду, тепло и другие коммунальные услуги. Проще говоря, если учет ведется с помощью установленного жильцами общедомового счетчика, то услуга оплачивается согласно его показателям.

А если же это не сделано, то платежка приходит с сумой что зависит от площади квартиры, в которой живет человек. То есть на деле рассматриваемый принцип работает следующим образом – чем больше квартира, тем крупнее сумма в платежке. Естественно, это далеко не самое справедливое распределение ресурсов. Кроме того, следует учитывать, что саму сумму коммунальщики умеют неплохо завышать и в итоге приходят просто космические счета.

А счетчики делают рассматриваемую процедуру более справедливой, так как в расчет войдут настоящие данные, а не взятые с потолка. Процедура очень простая – суммируются показатели каждого счетчика распложенного в квартирах, а потом высчитывается ОДН с того показателя который показал общеквартирный прибор.

Но среди входящих приборов может быть один сломанный или показатели записаны неправильно. Хотя этот риск минимален, а рассматриваемый способ считается одним из самых надежных, причем для платежей по всем видам услуг от отопления до водоснабжения.

Практика доказывает, что в многоэтажках, где нет счетчика, счет за ОДН существенно выше, чем в тех, что оборудованы коллективными счетчиками. Потому если не хотите переплачивать, лучше не экономить на оборудовании. Это позволит вести справедливый учет ресурсов, а значит, вашему дому не смогут навязать нерациональные платежи, требуя возмещения не предоставленных в полной мере услуг. Для примера взять хотя бы счетчик за воду. Его установка позволяет не просто сэкономить когда-то в перспективе, а сделать это в текущем месяце.

Вот видите, что важно знать, как расшифровывать аббревиатуру в платежках? Это не только способ выглядеть грамотно, но и возможность избежать обмана со стороны коммунальных служб, накручивающих тарифы.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

Ещё одна обязанность жильцов - выбрать один из трёх способов управления МКД:

Если жильцы выбирают управляющую организацию, то она предоставляет им полный спектр коммунальных услуг. Нельзя оказывать только часть КУ и не закупать электроэнергию.

Верховный Суд РФ согласился , собственники и наниматели жилых помещений по решению ОСС могут платить за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно РСО. Но таким образом нельзя оплачивать КУ, потреблённые на содержание общего имущества в МКД .

Управляющая организация заключает договор ресурсоснабжения с РСО и только после этого предоставляет КУ жителям МКД (п. 13 ПП РФ N 354). УО заключает с РСО договор на поставку всех коммунальных ресурсов, которые необходимы для содержания МКД и обеспечения комфорта жителей.

Если домом управляет УО, жильцы платят за потреблённые коммунальные услуги ей, если не приняли другое решение на ОСС. Получается, что жильцы МКД в этом случае выступают в роли потребителей КУ, а УО - это одновременно исполнитель КУ и абонент по отношению к РСО.

Собираем все факты вместе и делаем вывод, что порядок платы за КУ напрямую зависит от выбранного способа управления МКД . А вот начислять и взимать плату может организация, которую определило общее собрание собственников.

На момент разбирательств действовала редакция ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ , которая не допускала прямой оплаты КУ на ОДН непосредственно РСО. Исключение было - напрямую РСО можно платить при непосредственном управлении МКД . Но в нашем случае домом управляла УО.

Исполнителем КУ была управляющая организация, и она имела полное право взимать плату за оказанные услуги. Платить нужно было управляющей организации.

Как не повторить ошибку

Даже если УО и РСО не заключили договор ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация не получает автоматически право собирать плату за услуги на ОДН. Напрямую РСО собственники платят только при непосредственном управлении МКД. В остальных случаях того, кому будут поступать платежи, определяет ОСС.

Договор с РСО обязателен для УО. Если не хотите заключать его добровольно, вас обяжут через суд. Договор заключается на объём, который нужен для закупки коммунального ресурса на обслуживание общего имущества МКД.

В спорной ситуации суд будет смотреть на то, какой способ управления выбран в МКД. Если домом управляет управляющая организация, оплату за коммунальные услуги на ОДН собирает она.

Что делать со сверхнормативом? Сверхнорматив на ОДН оплачивает управляющая организация, если собственники на ОСС не решают распределить эту сумму между собой.

Это нововведение 2017 года. Законодатели считают, что такая жёсткость научит управляющие организации эффективнее управлять МКД:

  • выявлять «резиновые» квартиры,
  • пресекать незаконные подключения,
  • ответственно относиться к поквартирному обходу.

Совсем недавно В.В. Путин подписал федеральный закон, который внес изменения в некоторые положения Жилищного кодекса Российской Федерации и, в частности, коснулся нормативов ОДН 2017 года.

Напомним, что ОДН – это общедомовые нужды. Нововведения закрепили на законодательном уровне приоритет расчетов и оплаты за них по показаниям счетчиков перед утвержденными региональными нормативами.

Целевая аудитория

По новому закону об ОДН 2017 года собственники жилья наделены правом выбрать способ коммунальной оплаты за общедомовые нужды.

Сегодня рано говорить о полном разрешении этого вопроса. Многие дома еще не оборудованы соответствующими системами учета, хотя люди уже давно понимают их важность и необходимость. Счетчики позволяют обеспечить прозрачность начисления расчетов ОДН, исключить возможность необоснованных переплат. К тому же практика показала, что оплата по установленным нормативам значительно выше, нежели по показателям систем учета.

В данном аспекте целесообразно отметить, что законодательными нормами в перечне допустимых работ в рамках капитального ремонта предусмотрена установка система учета потребляемых ресурсов.

Расчет ОДН с июля 2017

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Минстроя России, на общедомовом собрании собственники самостоятельно оценивают техническую оснащенность своего жилья и определяют наиболее приемлемый для всего дома способ исчисления.

По сути получается 3 возможных варианта:

  1. По общеустановленным региональным тарифам ОДН 2017.
  2. По усредненной величине показаний систем учета за предыдущий год. Предполагается, что ежегодно 1 июля по специально разработанному алгоритму будет производиться перерасчет и корректировка. Следует отметить, что при выявлении перерасхода финансовые издержки лягут на плечи управляющей компании.
  3. По фактическим показаниям общедомового прибора учета. В данном случае ни о каких корректировках и перерасчетах речь не идет.

Таким образом, принятие нового закона позволяет обеспечить корректность и прозрачность начислений, люди, да и сами управляющие компании будут заинтересованы в установлении общедомовых приборов учета. К тому же, когда у собственников станет меньше вопросов по системе начислений ОДН, объем недополученных денег ресурсоснабжающими организациями должен значительно снизиться.

Нормативы ОДН с июля 2017

Уже сейчас многие регионы провели на своем уровне перерасчет по общедомовым нуждам. По результатам корректировок расходы на воду уменьшились примерно на четверть, а на электричество, напротив, выросли в 2 раза.

Таким образом, подтверждается сомнительная обоснованность нормативов ОДН. К тому же разнотипность зданий добавляет путаницу в правила исчисления. Обновляемые нормативы, как правило, ведут к росту оплаты за ОДН. Нововведения в Жилищный кодекс России позволят изменить сложившуюся тенденцию, обеспечить прозрачность расчетов для населения и повысить ее платежную дисциплину.

Электроэнергия ОДН 2017

Электроэнергия в списке общедомовых нужд – одна из наиболее щепетильных тем. Мало того, что сумма ежемесячно менялась, то резко возрастая, то резко снижаясь, а управляющие компании не могли внятно объяснить ни то, как происходит расчет, ни то, почему в одном городе в однотипных домах суммы значительно отличаются, так еще с 1 января 2017 года отдельная графа по этому расчету была убрана, а сумма оплат выросла в разы. Не говоря уже о том, что правительством была исключена возможность оплаты по общедомовым счетчикам.

Нормативы на оплату за общедомовую электроэнергию устанавливаются областной администрацией. Ознакомиться с ними можно на официальном сайте региона. Для собственников жилья расчет электроэнергии ОДН производится по следующей формуле:

ОДН’ = Н*КВ*Sк / Sо,

где ОДН’ – общедомовая электроэнергия;

Н – установленный норматив;

КВ – площадь всех помещений общедомового имущества;

Sk – площадь квартиры конкретного собственника;

So – общая площадь квартир, расположенных в доме.

Теперь же возможность оплаты по общедомовому прибору учета возобновлена и расчет будет заключаться в исчислении разницы между его показателями и всех поквартирных счетчиков, а затем последующее деление значения поквартирно в зависимости от площади.

Таким образом, новый закон об ОДН по сути хорошо забытый старый. Но если раньше остро стоял вопрос с установкой общедомовых приборов учета, то после выявления возможности включения этой статьи расходов в капитальный ремонт, проблема решена. А собственникам жилья возвращена возможность выбора.

Вопрос: Почему жители должны оплачивать ОДН на воду?

Ответ: «Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды)». Данная норма закона и является основанием для начисления платы за ОДН на воду. Она закреплена Постановлением Правительства РФ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»(раздел VI, п.40).

Как рассчитывается ОДН на воду?

В Постановлении Правительства № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» содержится формула, которой обязаны руководствоваться ресурсоснабжающие организации при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме. Ознакомиться с ней можно в тексте Постановления. Мы же постараемся ее пояснить.
То, как будет рассчитан объем ОДН для каждой конкретной квартиры, зависит от того, есть ли в доме общедомовой прибор учета или нет.

Если общедомовой счетчик есть:

  1. Из объема воды, который показал общедомовой прибор учета воды, вычесть тот объем, что в сумме потребили все нежилые помещения в доме, квартиры с приборами учета и квартиры, что рассчитываются по нормативу.
  2. Затем получившийся объем воды умножить на соотношение площади конкретной квартиры к общей площади всех жилых и нежилых помещений дома.

Если общедомового счетчика нет:


  1. Нормативное потребление дома * умножить на площадь мест общего пользования**.
  2. Затем получившуюся величину умножить на соотношение площади конкретной квартиры к общей площади всех жилых и нежилых помещений дома.

* Нормативное потребление ОДН на воду для домов г.Томска установливается Приказом Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области.

**К местам общего пользования относятся: лестничные марши, межэтажные и лестничные площадки, коридоры, тамбуры, холлы, вестибюли, колясочные, помещения для охраны (консьержа) и т.д.

Вопрос: Что такое ОДН на воду?

К сожалению, с момента обсуждения введения платы за общедомовые нужды в различных источниках – от федеральных до местных - звучало очень примитивное трактование ОДН. К примеру, за ОДН на электроэнергию принято принимать плату за лампочку в подъезде, а за ОДН на воду – то количество воды, которое дом тратит на мытье окон, лестничных пролетов, полив клумб. Но с момента введения платы ОДН на электроэнергию, которая появилась в квитанциях раньше других, стало ясно: «лампочка в подъезде» не может потратить столько электроэнергии, сколько предъявляется жильцам. То же самое и с водой. Ведь во многих домах лестничные клетки моют редко, а клумб вокруг дома и вовсе нет. Означает ли это, что ресурсоснабжающая организация не имеет права начислять ОДН? Нет. Потому что ОДН – это плата за ту воду, что поступила в дом, но не была продана жильцам или собственникам нежилых помещений в доме. (Почему так происходит – об этом чуть позже).

Весомым аргументом в пользу именно такого понимания платы за ОДН стали разъяснения Министерства регионального развития РФ , которые были даны в ответ на вопросы ресурсоснабжающих оранизаций относительно применения новых правил предоставления коммунальных услуг.

Пример №1

Собственники дома принимают решение: мыть лестничные клетки, окна, поливать газон и т.д. с забором воды в конкретной квартире, где установлен прибор учета. Он и будет фиксировать весь объем воды, уходящий на хозяйственные нужды общего имущества. Могут ли в этом случае жители потребовать отмены ОДН на воду?

Министерство регионального развития дает однозначный ответ – нет. «В указанном случае объем воды, подлежащий оплате собственником, подлежит уменьшению на объем воды, отбираемый из его квартиры на ОДН. Измерения соответствующих объемов фиксируются путем оформления любого документа, разработанного исполнителем коммунальных услуг подписываемого собственником и лицом, осуществляющим такой отбор воды (например ведомость учета показаний ИПУ при отборе воды на ОДН, акт отбора воды на ОДН и т.п.). При этом такой объем воды, измеренный ИПУ на ОДН, не принимается в расчет платы за ОДН. Плата за ОДН определяется в порядке, установленном Правилами № 354: или исходя из показаний ОПУ, или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг водоснабжения на ОДН. Во всех случаях определения платы за ОДН, собственнику квартиры, в которой отбирается вода на ОДН, выставляется к оплате объем воды, определенный по показаниям ИПУ за вычетом объема воды, измеренного для отбора на ОДН». – Говорится в ответе ведомства.

Иными словами, даже если воду на уборку или полив «считает» прибор учета одной из квартир, ОДН в доме все равно начисляется. Разница лишь в том, что объем ОДН уменьшается на то количество кубических метров воды, что показал прибор учета в квартире.

Пример №2

Министерству регионального развития был адресован вопрос: ведь на общедомовые нужды берется только холодная вода (полив, уборка), как быть с ОДН на горячую воду?

«Вне зависимости от того используется или не используется горячая вода на общедомовые нужды в многоквартирном доме, объем горячей воды на ОДН определяется всегда во всех многоквартирных домах: или от разницы в объемах потребления горячей воды по ОПУ горячей воды и объему ее потребления в помещениях многоквартирного дома, или по нормативам горячей воды на ОДН».- Поясняют специалисты федерального ведомства.

Такой ответ еще раз подтверждает: ОДН – это не лампочка на лестничкой клетке или не вода на полив газона, а тот объем ресурса, который пришел в дом, но не был распределен между собственниками.

Разберемся, почему так происходит.

Вопрос: Куда уходит вода, которая в итоге оплачивается жильцами как ОДН?

Часть этой воды можно «пощупать». Это и те несколько ведер, что все же расходуются на уборку подъезда, полив газонов и цветников. Это и видимые утечки в подвале дома или в квартирах, которые при этом не имеют приборов учета, а их жильцы из-за нерационального расходования и неисправности сантехники тратят воду сверх норматива. Это и незаконные подключения, когда от вашего дома «питается» мелкий киоск.

И все же большая часть воды, которая в итоге оплачивается как ОДН, «прячется» в неучтенном расходе. Как показывает анализ, если в доме только часть квартир оборудована «счетчиками» воды, то начисление за ОДН в таком доме будет довольно высоким. Все потому, что реальный расход воды в квартирах, которые рассчитываются за услуги по нормативу, значительно превышают этот норматив. Причина в небережливом отношении к ресурсу (все равно заплатишь только норматив), а также в скрытых жильцах: прописан один, а проживает семья из пяти человек, либо квартира сдана в аренду, а в ней и вовсе никто не прописан. Сверхнормативный расход таких квартир ляжет в общий расход, то есть будет распределен между всеми жильцами.

Еще одна «черная дыра» для пропавшей воды – это лукавство владельцев квартир, которые передают заниженные показания приборов учета. Израсходовал 12 кубов холодной воды, а записал в квитанцию 8. А ведь общедомовой счетчик уже «посчитал» недостающие четыре кубометра воды. Ресурсоснабжающая организация будет вынуждена распределить их на соседей.

Иные собственники, ссылаясь на занятость, небольшой расход просто редко передают показания приборов: не раз в месяц, как это предписывает закон, а сразу за три месяца. Меж тем, расход за эти три месяца будет учтен в расходе всего дома.

Можно привести еще массу примеров - от «магнитов» на квартирных приборах до вывода из строя общедомовых приборов учета – которые «работают» на увеличение платы за общедомовые нужды.

Что же с этим делать?

Как можно снизить начисление за общедомовые нужды?

  • Поставить общедомовой прибор учета и настаивать на установке приборов учета всеми собственниками в своих квартирах. В том случае, если в доме есть 100%-учет, гораздо легче определить причину заметной платы на общедомовые нужды. Да и сам факт установки приборов учета, как известно, ведет к экономии ресурса как минимум на треть. А в законе есть оговорка: если за месяц весь дом по прибору учета потребил воды меньше, чем по нормативу, то его жильцам ОДН не предъявляется вовсе! То есть строгий учет и экономия приводит к отсутствию дополнительных трат.
  • Вовремя, раз в месяц передавать показания приборов учета – как квартирных, так и общедомовых. Это можно сделать традиционным способом, вписав показания в квитанцию или сообщить свои показания по телефонам ООО «Томский расчетный центр». Еще один способ – передать информацию по сети Интернет. Для этого достаточно единожды зарегистрироваться в личном кабинете сервиса «Квитанция on-line» нашего сайта: ., а затем раз в месяц отправлять данные, не выходя из дома.
  • Отрегулировать сантехнику в квартире. Даже чуть капающий кран приводит к огромным потерям (см. счетчик на главной странице нашего сайта!).
  • Требовать от УК или обслуживающей организации привести в порядок подвалы. Вы оплачиваете эту работу в составе платежа за обслуживание дома!
  • Вычислять "нехорошие" квартиры. Требовать проведения этой работы от УК, сообщать о фактах незаконного проживания (без регистрации) в ООО «Томский расчетный центр»*.
  • Выбрать «старшего по дому», который будет контактировать с поставщиком по всем возникающим вопросам. Мы готовы консультировать и вместе добиваться реального расхода ресурса на общедомовые нужды!

Официальные документы, определяющие порядок взимания платы за воду с учетом общедомовых нужд:




Понравилась статья? Поделиться с друзьями: