Избирательные права граждан. Избирательные права граждан рф

Избирательное право - институт конституционного права, регулирующий общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением права граждан избирать и быть избранным в органы госвласти и органы местного самоуправления РФ, а также осуществлять свою непосредственную власть через референдум.

Главные нормативные акты, регулирующие основные принципы указанных отношений, - Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 № 67-ФЗ, законы субъектов РФ, иные нормативные акты.

ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Принципы избирательного права России – основополагающие начала российского законодательства о порядке избрания высших органов власти РФ и ее субъектов, установленные Конституцией РФ.

Принципы: 1) всеобщность; 2) равность; 3) прямота; 4) тайность.

Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).

Ограничение в избирательных правах граждан не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (например, граждане, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда).

Избирательные права граждан РФ: 1) право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов; 2) участвовать в предвыборной агитации; 3) участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов; 4) принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Реализацию принципа всеобщего избирательного права обеспечивает право граждан участвовать в управлении делами государства. Благодаря этому праву граждане РФ могут влиять на принятие и исполнение государственных решений, государственную политику путем определения своих представителей, лиц, в обязанности которых входит защита интересов избирателей.

Граждане РФ осуществляют свое право участвовать в управлении делами государства непосредственно, так как волеизъявление избирателей на выборах, референдумах является прямым, кроме того, граждане РФ могут лично участвовать в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти.

Принцип равности избирательной системы РФ содержит в себе элементы: 1) каждый избиратель обладает только 1 голосом (реализацию однократного волеизъявления граждан на выборах обеспечивает наличие списков избирателей по месту их жительства, где избиратели могут проголосовать только 1 раз на основании паспорта гражданина РФ); 2) участие в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один избиратель не может иметь привилегии по отношению к другим избирателям, в случае же ограничения кого-либо в их правах либо предпочтении голосов одних избирателей перед другими выборы могут быть признаны недействительными).

Принцип прямоты означает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно за кандидатов, а не за специальных представителей, которые в последующем будут вправе избирать кандидатов на выборную должность.

Выборы в РФ тайные, т. е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно – избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление.

Этот принцип обеспечивает свободное выражение воли граждан РФ и исключает возможность давления со стороны других лиц путем угроз.

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению назначенного референдума. До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет.

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

А) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

(см. текст в предыдущей редакции)

А.1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;

а.2) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов "а.1" и "а.2" настоящего пункта;

(см. текст в предыдущей редакции)

В) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(см. текст в предыдущей редакции)

Г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами "а" , "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами "а.1" и "а.2" пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом , конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Депутаты, выборные должностные лица, работающие на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности), должности государственной гражданской службы и должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Санкт-Петербургский юридический институт

Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Предмет: «Конституционное (государственное) право России»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Тема: «Понятие избирательного права в РФ»

Выполнил: студент уч.группы

(тел.дом.)

Санкт – Петербург

Вступление.

4. Избирательные комиссии.

6. Предвыборная агитация.

Заключение.

Список используемой литературы.

Вступление.

Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права.

В последнее десятилетие процесс формирования государственных и представительных органов в России, порядок организации и проведения выборов, привлекают внимание юристов, политиков, политологов, социологов, представителей иных гуманитарных профессий

В этих условиях наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении выборов Государственной Думы, Федерального Собрания Российской Федерации и
Президента России.

В соответствии с нормами международного права ст 3 Конституции России устанавливает, что референдум и выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа. Конституция предоставляет гражданам Российской
Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме
(ст.32).

Провозгласив себя демократическим правовым государством, Российская
Федерация тем самым приняла на себя обязательства привести свою избирательную систему в соответствие с мировыми стандартами Это поставило перед наукой конституционного (государственного) права задачу разработки широкого круга проблем В их числе наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей.

Право граждан набирать и быть набранными стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т. е. носит властеобразующий характер.
Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей. Право избирать и быть избранным (избирательные права), в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства.)

1. Понятие избирательной системы и избирательного права.

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
Федерации.

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя.

В отличие от многих зарубежных конституций, Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы включены в ч. 2, 3 ст. 32. Отдельные правила связываются с избранием
Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания. Но предусматривается, что порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться федеральными законами. В 1995 г. были приняты Законы о выборах Президента
Российской Федерации, о выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации.

Тем не менее общие принципы избирательного права прямо или косвенно предусмотрены Конституцией РФ в виде ряда прав, обеспечивающих гражданам участие в выборах и референдумах. Они также сформулированы в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской
Федерации от 6 декабря 1994 г.

Право избирать (активное избирательное право) предоставляется гражданам с 18 лет. Этот возраст принят в большинстве государств мира с учетом необходимости исключить дискриминацию молодежи (еще два-три десятилетия назад право избирать предоставлялось в США, Великобритании, Канаде и других странах с 21 года) и в то же время допустить к выборам лиц достаточной гражданской зрелости. Конституция РФ (ст. 60) фиксирует общее правило, согласно которому гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Этот же возраст открывает дорогу к участию в референдуме.

Активное избирательное право означает, что гражданину нельзя отказать во включении в списки для голосования, в выдаче бюллетеней для голосования, в возможности выдвижения кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством. Это право распространяется и на право отзыва депутатов (там, где оно существует), т.е. включает весь комплекс прав, связанных с влиянием гражданина на формирование органов власти.

Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) фактически реализуется небольшой частью граждан, хотя принадлежит всем. Содержанием этого права является возможность выдвигать себя кандидатом на любые выборные посты, получая соответствующую поддержку государства, требовать при соответствующих условиях признания недействительности выборов, вести предвыборную агитацию в свою пользу и т.д.

Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах - в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы -
21 года. Поскольку возрастной ценз установлен Конституцией, он не может быть изменен законом или другим нормативным актом - для этого требуется изменение Конституции.

Как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно. В отличие от ряда других государств
(Австрия, Австралия и др.) в России нет обязательного голосования. Это обстоятельство, а также политическая апатия избирателей рождает явление
"абсентеизма" (от английского слова, обозначающего "отсутствие"), т.е. массовое неучастие избирателей в выборах. Это ставит государство и политически активных граждан в трудное положение, ибо придает результатам выборов внешне менее демократический характер. Из-за массовой неявки избирателей к урнам для голосования неоднократно срывались выборы в законодательные органы субъектов Российской Федерации. Это вынуждает власти снижать норму явки избирателей, ибо в условиях отсутствия дискриминации ничто не мешает гражданам выразить свое отношение к существующей власти и добиться замены ее представителей. При всей бесполезности такой формы протеста неявка на выборы - показатель низкой политической культуры и активности граждан, она усиливает политическую нестабильность в обществе и деформирует связь государства с народом.

2. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах.

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщим является такое избирательное право, когда все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах.

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации,
Федеральным Законом об основных гарантиях избирательных прав граждан
Российской Федерации и иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта
Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления; сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и. все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии этих двух элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права - наличие у каждого избирателя только одного голоса - обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Другой элемент равного избирательного права - участие в выборах на равных основаниях - обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем (например, организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов
(списка кандидатов) непосредственно.

Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов - косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Важным преимуществом прямых выборов является то, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации всемерно обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня.
В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии.
Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения
Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской
Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.

Избирательные права граждан Российской Федерации обеспечиваются рядом гарантий, в качестве которых выступают, в первую очередь, разные стороны организации и проведения выборов.

3. Составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков.

Все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей.

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации.
Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории
Российской Федерации.

В Российской Федерации используется территориальный принцип организации выборов. Это означает, что выборы производятся по избирательным округам.

Избирательный округ - это избирательная территориальная единица, образуемая в порядке, устанавливаемом законодательством, для проведения выборов.

Согласно Федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (ст. 9) избирательные округа образуются на основании данных, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

При проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа образовываются при соблюдении следующих требований:

Примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не- более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более
15 процентов; при образовании" избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми

Актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов. Это требование не применяется при выборах в федеральные государственные органы власти, если федеральным законодательством устанавливается обязанность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации;

Избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Они образуются главой местной администрации по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей из расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней со дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границу.избирательных округов.

В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки.входят в избирательные округа по месту их расположения или по месту приписки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации; при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам.

4. Избирательные комиссии.

Избирательными называются комиссии, организующие проведение выборов
Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской
Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления. Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осуществляет
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные избирательны» комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии (в пределах одной административно-территориальной единицы с большим количеством избирателей создаются несколько территориальных комиссий); участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе. Она осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации, депутатов
Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами в соответствии с федеральными законами, а также по проведению референдумов Российской Федерации.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии четыре года. Она состоит из 15 членов. Пять из них назначаются Государственной Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в Государственной
Думе. Пять членов назначаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Остальные пять членов назначаются Президентом Российской Федерации.

Члены Центральной избирательной комиссии должны иметь высшее юридическое образование либо ученую степень в области права. Они избирают из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя
Председателя и секретаря. Члены Центральной избирательной комиссии могут быть освобождены от занимаемой должности до истечения срока полномочий по решению назначившего их органа в случае письменного заявления члена комиссии о сложении своих полномочий; утраты членом комиссии гражданства
Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии; признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным или умершим; а также смерти члена комиссии.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложении общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Формирование избирательных комиссий по выборам в выборные органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и уставами (положениями) о местном самоуправлении.

Избирательное объединение - общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижение кандидатов) которое со»дано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации, не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов (списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции не зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижестоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных комиссий.

Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.

5. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов.

Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства.

Решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений принимаются соответственно уровню проводимых выборов на съездах
(конференциях) общефедеральных, региональных избирательных объединений, на собраниях местных отделений этих избирательных объединений.

Для совместного участия в выборах общественные объединения могут объединяться в избирательные блоки. Избирательный блок - добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации для совместного участия в выборах.
Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.

Избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления ими в комиссию совместного списка кандидатов. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.

Решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений и избирательных блоков принимается тайным голосованием. В поддержку кандидатов (списка кандидатов), выдвинутых от избирательных блоков. собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать два процента от числа избирателей, установленного при составлении списков избирателей в соответствии с действующим законодательством.

Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов. Количество подписей и порядок их сбора устанавливаются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не может превышать два процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа-Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидатов. Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 45 дней при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, и не менее 30 дней - при выборах в органы государственной власти субъектов
Российской Федерации и выборные органы местного самоуправления.

Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей). О своей инициативе он
(они) уведомляет избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация кандидата.

Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата
(списка кандидатов).

В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в этом избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

В случае отказа зарегистрировать кандидата (списка кандидатов) соответствующая избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату или его доверенному лицу либо уполномоченному представителю избирательного объединения копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований федеральных законов, законов и иных нормативных актов законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов Российской
Федерации о выборах Российской Федерации.

Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.

Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах.
В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивав) им денежную компенсацию. Виды, размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральными законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.

6. Предвыборная агитация.

Предвыборная агитация - деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей цепью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допустимых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий. государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.

Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.

Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.

Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.

Кандидат, избирательное объединение имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям должны быть равными.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями.
Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, где он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования.

Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату
(кандидатам) или списку кандидатов в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов)».

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.

Как уже ранее отмечалось, избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабин» или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов.
Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.

В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и иностранные (международные) наблюдатели.

На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных законодательством При это». устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления даты следующих выборов.

8. Финансирование выборов. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан.

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за сче1 средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального, субъекта федерации, местного).

Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования своей предвыборной кампании При выборах в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления избирательные объединения также могут создавать избирательные фонды.

Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств:

Средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией;

Собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники;

Средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;

Добровольных пожертвований физических и юридических лиц. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.

Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, организаций местного самоуправления и региональных объединений.

Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной комиссии, после регистрации кандидата (списка кандидатов).
Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Действующее законодательство о выборах предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданами Российской Федерации права избирать и быть избранными, либо лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а также лица, проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Заключение.

Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности. Как верно подметил английский теоретик политического либерализма Дж. С. Милль (1806 -1873), идеи которого и поныне определяют развитие конституционного права, способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан выборы в органы власти - это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.

Изменившаяся общественно-политическая ситуация в стране, существенное обновление всего массива российского законодательства поставили перед органами государственной власти в целом и перед органами внутренних дел в частности новые задачи по соблюдению, охране и защите избирательных прав граждан Российской Федерации. Эта сторона деятельности органов внутренних дел в системе гарантий избирательных прав граждан расширяет характеристику роли ОВД в функционировании механизма реализации конституционных прав граждан.

Список использованной литературы:

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Права человека. Сборник международных документов. М.:

1986 г., с. 21-30.

2. Конституция Российской Федерации 1993 г.

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». //

«Российская газета» №123 от 28.06.95 г.

Федерации». // СЗ РФ, 1995 г., № 21

5. Федеральный закон РФ от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»(с изменениями от 26 ноября 1996 года). //«Российская газета» №241 от 10.12.94 г.,

6. Комментарий к Конституции РФ. М.: БЕК, 1994 г.

7. Комментарий к Конституции РФ. Под общей редакцией Ю.В.Кудрявцева, М.:

Фонд «Правовая культура», 1996 г.

8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации.

Учебник. М.: Юристъ. 1996 г.

9. Баглай М.В., Габричидзе В.Н. Конституционное право Российской Федерации.

10. Постников А.Е. Избирательное право России – М. Изд. Группа ИНФРА: М – норма. 1996г.
-----------------------
См.: Баглай М.В., Габричидзе В.Н. Конституционное право Российской федерации. М. 1996. С.197
Федерации. Учебник. М.: Юристъ. 1996 г. С.307
См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской
Федерации. Учебник. М.: Юристъ. 1996 г. С.312

См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской
Федерации. Учебник. М.: Юристъ. 1996 г. С.318


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Конституция РФ гарантирует российским гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Гражданин Российской Федерации свободно и добровольно участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Избирателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, т.е. правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право имеют граждане, которые на день голосования достигли возраста 18 лет.

Гражданин Российской Федерации обладает правом избирать независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Избирательных прав не имеют граждане, признанные судом недееспособными. Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на равных основаниях. Лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда, также не могут быть избирателями. Содержащиеся в период предварительного следствия под стражей не лишаются избирательного права.

Все избиратели подлежат учету и включаются в избирательные списки, как правило, по месту своего жительства. Военнослужащие проходят учет в своих воинских частях. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, не участвуют в выборах в органы местного самоуправления и в местном референдуме на территории того муниципального образования, где расположена их воинская часть, если только до призыва они не проживали на этой территории.

Пребывание гражданина вне его места жительства во время проведения в его избирательном округе выборов не лишает его права участвовать в выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Избирателю, который в день голосования не сможет прибыть на тот избирательный участок, где он включен в список избирателей, может быть предоставлено право получить открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на избирательном участке в том месте, в котором он будет находиться в день голосования.

Возможность получения открепительного удостоверения предусмотрена для выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Президента России. Такая возможность установлена также законами о выборах и референдумах ряда субъектов РФ.

Куда обратиться?

Получить открепительное удостоверение можно в соответствующей территориальной (окружной) комиссии (как правило, за 45-20 дней до дня голосования) либо в участковой комиссии (за 19-1 день до дня голосования).

Необходимые документы

Комиссия на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой он просит выдать ему открепительное удостоверение, выдает удостоверение либо самому заявителю, либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационара, в котором избиратель находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержится под стражей подозреваемый или обвиняемый.

Российские граждане, проживающие на момент выборов в федеральные органы власти (или общероссийского референдума) за границей, имеют право участвовать в голосовании. Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданам в реализации избирательных прав.

Куда обратиться?

Российские граждане, находящиеся в момент выборов депутатов Госдумы в служебной или туристической поездке за границей, являются для голосования в избирательную комиссию, образованную соответствующим дипломатическим или консульским представительством.

Необходимые документы

Для того чтобы принять участие в голосовании, необходимо предъявить паспорт или документ, его заменяющий, а также открепительное удостоверение. Граждане, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, включаются в список избирателей на основании устного обращения в день голосования.

Аналогичный порядок действует и при выборах Президента РФ.

Проведение досрочного голосования (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) возможно для всех избирателей участка или для отдельных групп избирателей на соответствующем избирательном участке в том случае, когда они находятся в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, на полярных станциях и т.п.). Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить также досрочное голосование на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации.

Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо. Исключением является ситуация, когда избиратель не может самостоятельно расписаться в получении или заполнить бюллетень. В этом случае он вправе воспользоваться для этого помощью другого лица (им не может быть член избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат, доверенное лицо или уполномоченный представитель политической партии, наблюдатель). Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта того, кто оказывает помощь избирателю.

Если избиратель совершит ошибку при заполнении, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. После выдачи нового бюллетеня в списке избирателей против его фамилии должна быть сделана соответствующая отметка с росписью члена комиссии.

Заполненный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) ящик для голосования.

Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые не могут по состоянию здоровья самостоятельно прибыть в помещение для голосования, а также избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и находятся в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых или обвиняемых (см. раздел Правосудие - Права подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, гражданского ответчика).

Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц) о предоставлении ему такой возможности. Заявление может быть подано не позднее, чем за 6 часов до окончания времени голосования. В нем необходимо указать причину, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.

Если участковая избирательная комиссия на своем заседании признает причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, неуважительной, она может отказать ему в его просьбе. Об отказе комиссия немедленно извещает избирателя. Если заявление будет удовлетворено, к избирателю отправят опломбированный переносной ящик для голосования в сопровождении не менее 2 членов комиссии. При голосовании могут присутствовать также наблюдатели.

Если избиратель все же прибудет в помещение для голосования лично после того, как к нему были направлены члены участковой избирательной комиссии, избирательный бюллетень ему не будет выдан, пока комиссия не убедится, что избиратель не проголосовал вне помещения для голосования.

При выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и в органы местного самоуправления законом субъекта РФ может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте.

  • проголосовать в день голосования вне помещения для голосования;
  • быть внесенными в список избирателей по месту временного пребывания на территории избирательного округа;
  • проголосовать по открепительному удостоверению;
  • проголосовать досрочно (на выборах в органы местного самоуправления).

С просьбой о предоставлении возможности проголосовать по почте избиратель должен обратиться заблаговременно, в сроки, установленные решением соответствующей избирательной комиссии.

В письменном обращении в комиссию избиратель указывает:

  • причину, по которой он не имеет возможности проголосовать на своем избирательном участке;
  • адрес места жительства на территории избирательного участка;
  • фамилию, имя, отчество, год рождения, номер своего паспорта или документа, его заменяющего;
  • почтовый адрес места временного пребывания, по которому он может получить избирательный бюллетень для голосования по почте.

Избирателю, заблаговременно обратившемуся с заявлением, комиссия направит письмо c бюллетенем с отметкой "Выборное". На бюллетене должна быть надпись "Голосование по почте", внесенная с помощью штампа или от руки, заверенная подписями двух членов территориальной избирательной комиссии и печатью территориальной избирательной комиссии. В письмо вкладывают также конверт с отметкой "Голосование по почте" и адресом участковой избирательной комиссии, чистый конверт, Памятку и информационные материалы.

Заполнив бюллетень, избиратель в соответствии с приложенными инструкциями запечатывает его и отправляет заказным письмом. В день голосования конверт по определенной процедуре вскрывают и учитывают бюллетень при подсчете голосов.

Если избиратель явится на избирательный участок лично, ему будет предоставлена возможность проголосовать в обычном порядке, в списке будет сделана соответствующая отметка. Конверт с бюллетенем голосования по почте в этом случае не вскрывают и хранят в делах участковой избирательной комиссии.

Куда обратиться?

Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Решения и действия комиссий и должностных лиц могут быть обжалованы и непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить обжалуемое решение полностью или в части и принять решение по существу;
  • отменить обжалуемое решение полностью или в части, обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу.

Вышестоящая комиссия принимает решение самостоятельно, не направляя дело в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. Суды и органы прокуратуры обязаны организовать свою работу (в том числе в выходные дни) таким образом, чтобы обеспечить своевременное рассмотрение жалоб. Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

Статья 3. Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента Российской Федерации

1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

3. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации правами на выборах Президента Российской Федерации.

4. Не имеет права избирать Президента Российской Федерации и быть избранным Президентом Российской Федерации, участвовать в иных избирательных действиях гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.

5. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.1

5.1. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.2

5.2. Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ пункт 5.2 статьи 3 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 1.1

1.1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ пункт 5.2 статьи 3 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом 1.2

1.2) осужденный к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления, судимость которого снята или погашена, - до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости;

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление, если на такого гражданина Российской Федерации не распространяется действие подпунктов 1.1 и 1.2 настоящего пункта;

3) подвергнутый административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", либо совершения действий, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 7 и подпунктом "ж" пункта 8 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий шести лет до дня голосования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.3

5.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 5.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин Российской Федерации, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.4

5.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами 1 , 1.1 и 1.2 пункта 5.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 19-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 5.5

5.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 5.2 настоящей статьи, действуют до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости.

6. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: