Пересечение сплошной линии разметки на пешеходном переходе. Горизонтальная дорожная разметка с пояснениями. Вертикальная дорожная разметка

Завершение обгона через сплошную линию разметки достаточно спорная ситуация с точки зрения законодательства. Интересно, что проблема известна уже много лет, но законодатель не спешит её устранять.

12 июля 2017 г. в Правила дорожного движения были внесены — добавлен пункт 9.1(1). Статья, по сути, потеряла актуальность.

9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1 , 1.3 или разметкой 1.11 , прерывистая линия которой расположена слева.

Однако, в Кодексе об административных правонарушениях по-прежнему ответственность предусмотрена именно за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения. Такая формулировка некорректна по сути, но её пока менять не стали. Так что со статьёй всё же есть смысл ознакомиться.

Несогласованность ПДД и Коап

По ПДД обгон состоит из нескольких действий. Это выезд на встречную полосу, опережение одного или нескольких транспортных средств и возвращение на ранее занимаемую полосу.

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

"Обгон " — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

По части 4 статьи 12.15 Коап ответственность наступает только в случае выезда на встречную полосу в нарушение ПДД.

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

Можно предположить, что законодатель под выездом подразумевал в том числе движение по встречной полосе в нарушение ПДД, но это не так. Например, в части 3 статьи 12.16 Коап явным образом указано движение, а не выезд, тогда как в части 4 статьи 12.15 Коап движение не указано.

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

3. Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

То есть, в теории, за движение по встречной полосе в нарушение ПДД не наступает ответственность по части 4 статьи 12.15 Коап.

Сплошная линия разметки

Сплошная линия разметки 1.1 обгон не запрещает и движение по встречной полосе при наличии разметки 1.1 также не запрещено Правилами. Запрещено такую разметку лишь пересекать.

1.1 <*> — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

Линии 1.1 , 1.2 и 1.3 пересекать запрещается .

Сплошная линия разметки 1.1 в соответствии с ГОСТом Р 52289-2004 наносится, в том числе, в тех местах, где Правилами запрещён обгон. Такие места перечислены в пункт 11.4 ПДД.

11.4. Обгон запрещен:

на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

на пешеходных переходах;

на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Таким образом, завершение обгона по встречной полосе в зоне действия сплошной линии разметки 1.1 является нарушением ПДД. Завершение обгона происходит там, где обгон запрещён.

Интересно, что ответственность наступает только в случае выезда в нарушение ПДД. Логично было бы установить ответственность за обгон в тех местах, где он запрещён.

Венская Конвенция о дорожных знаках и сигналах

Двигаться слева от сплошной линии разметки, если она разделяет транспортные потоки противоположных направлений, нельзя.

Статья 26

Продольная разметка, состоящая из сплошной линии, проведенной по проезжей части, означает, что всем транспортным средствам запрещается переезжать через нее или наезжать на нее; равным образом, когда разметка разделяет оба направления движения, она означает, что ни одно транспортное средство не должно следовать с той стороны разметки, которая является для водителя противоположной краю проезжей части, соответствующей направлению движения . Продольная разметка, состоящая из двух сплошных линий, имеет аналогичное значение.

ПДД РФ не противоречат этой Конвенции, но при этом такое движение не запрещают.

Начало обгона

Перед тем как начать обгон, то есть совершить выезд на встречную полосу, водитель обязан убедиться в том, что успеет завершить обгон. Ведь, если водитель не успеет, то завершит обгон там, где запрещено пунктом 11.4 Правил и, тем самым, создаст опасность для движения.

11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.

То есть, по смыслу, если водитель завершает обгон там, где запрещено Правилами, то и выезд был в нарушение требований пункта 11.1 ПДД.

Исключение #1

Первым исключением можно считать такую ситуацию, когда водитель верно оценил ситуацию, но при выполнении обгона произошли события, которые водитель не мог предвидеть. Например, обгоняемое транспортное средство, в нарушение Правил, препятствовало обгону путём повышения скорости.

11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.

Исключение #2

Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой линии , а также и со стороны сплошной линии, но только при завершении обгона или объезда.

То есть, например, со стороны попутной для водителя полосы сплошная линия и выезд запрещён, но со стороны встречной полосы прерывистая линия разметки и её пересекать не запрещено. Здесь логику законодателя не понять.

Подведём итоги

По-моему мнению, нарушение ПДД в таком случае имеет место быть, но Правила написаны некорректно, как и ответственность за их нарушение.

Жаль, что в течение многих лет ситуация не меняется, порождая всё новые и новые обсуждения с поиском единственного верного ответа, которого не существует. Самое правильное решение это изменение законодательства в целях исключения спорных моментов.

Люди, пользующиеся дорогами, должны чётко понимать значение применяемой дорожной разметки на дороге. Безопасность движения находится в прямой зависимости от актуальных знаний его участников.

Горизонтальная дорожная разметка

1.1 Сплошная линия . Используется в следующих случаях:

  • для разделения полос дороги, предназначенных для движения транспорта в противоположных направлениях;
  • для ограничения полос на опасных участках;
  • для обозначения края проезжей части, если въезжать на него запрещается;
  • на стоянках для обозначения места, предназначенного для одного автомобиля.

1.2.1. Сплошная линия . Наносится более широкой полосой, по сравнению с разметкой 1.1. Применяется для обозначения границы проезжей части. Водитель может пересечь такую разметку, если ему требуется остановиться на обочине. А также в случае выезда на дорогу.

1.2.2 Прерывистая полоса, длина штрихов которой составляет половину от длины промежутков . Используется для обозначения границы проезжей части, если она имеет по 2 полосы для движения. Переезжать линию для совершения обгона разрешается.

1.3 Двойная сплошная полоса . Применяется для разделения потоков различных направлений при наличии 4-х и более полос для движения. Водителям запрещается пересекать её во всех случаях.

1.4 Полоса жёлтого цвета . Может наноситься на край проезжей части или бордюр, прилегающей к ней. Используется для обозначения мест, где запрещена остановка транспорта.

1.5 Прерывистая линия . Длина штриха составляет половину от размера промежутка. Ограничивает полосы движения по ширине и разделения потоков автомобилей на дороге с 2-мя или 3-мя полосами. Водители могут её пересекать в любом случае.

1.6 Прерывистая линия, длина полос которой в 3 раза больше промежутков между ними . Обозначает приближение к разметке 1.1 или 1.11. Служит для разделения потоков транспорта. Переезжать её разрешается.

1.7 Линия состоит из коротких штрихов с равными им промежутками . Используется для обозначения границ полос на перекрёстках, если они имеют сложную конфигурацию. Также можно встретить на стоянках. Запрета на её пересечение нет.

1.8 Широкая прерывистая линия, используемая для обозначения границы полосы разгона/торможения . Водитель может её пересекать.

1.9 Двойная линия, состоящая из параллельных длинных штрихов . Используется на дорогах с реверсивным движения для разделения потоков транспорта на разных полосах.

Водители имеет право переезжать эту линию только при перестроении на полосу, расположенную справа. Или на попутную полосу, если работают реверсивные светофоры.

1.10 Прерывистая линия, нанесённая на бордюр или край дороги жёлтого цвета . Обозначает участки, где запрещается ставить транспорт на стоянку. Остановка при этом разрешается.

1.11 Сплошная линия в сочетании с прерывистой . Применяется для указания границ полос дороги. Перестроение в таком случае возможно только со стороны штрихов. Переезжать данную разметку можно только в случае, если водитель завершает обгон или объезд.

1.12 Стоп-линия . Располагается на проезжей части поперёк полосы. Перед этой разметкой водитель должен остановиться при соответствующем сигнале светофора, регулировщика, либо при наличии знака 2.5.

1.13 Ряд треугольников, нанесённых перпендикулярно движению . В этом месте водитель уступает другим дорогу другим транспортным средствам, вплоть до полной остановки.

1.14.1 Прямоугольные полосы, расположенные по всей ширине дороги («зебра») . Обозначают место, отведённое для пешеходного перехода.

1.14.2 Те же полосы, только со стрелками , обозначающими направление движения пешеходов.

1.15 Линии широких коротких штрихов , обозначающих границы пересечения велодорожки и проезжей части. На этом участке велосипедисты будут иметь преимущество.

1.16.1-1.16.3 Треугольники , которые используются в местах слияния или разделения транспортных потоков.

1.17 Жёлтая линия неправильной формы . Используется для обозначения площадок, отведённых для остановки транспорта, движущегося по маршруту, а также такси.

1.18 Разметка в виде стрелок в различном сочетании . Используется для информирования водителя о предписанном порядке движения по полосам. Обозначение с изображением «тупика» указывает на запрет поворота на ближайшую проезжую часть.

1.19 Разметка в виде изогнутой стрелки . Информирует водителя о сужении полосы для движения впереди.

1.20 Линия, образующая большой треугольник . Информирует о приближении к разметке 1.13, где водитель должен будет уступить дорогу.

1.21 Надпись стоп белыми буквами . Указывает на приближение к знаку 2.5 в сочетании с разметкой 1.12.

1.22 Указание номера дороги .

1.23.1 Изображение буквы «А» . Наносится на одной из полос дороги. Указывает, что по ней может двигать только маршрутный транспорт.

1.23.2 Схематичное изображение человека . Информирует о том, что данный участок является пешеходной дорожкой, либо пешеходной стороной велопешеходной дороги.

1.23.3 Схематичное изображение велосипеда . Используется для обозначения участка дороги, предназначенного для движения велосипедистов: велосипедной дорожки, стороны велопешеходной дорожки или специальной полосы на проезжей части.

1.24.1 – 1.24.4 Изображения, дублирующие информацию на соответствующих знаках .

1.25 Разметка в виде квадратов, расположенных поперёк проезжей части в «шахматном» порядке . Используется для информирования водителей об искусственно установленной впереди неровности.

Расположение горизонтальной разметки на дороге согласно ПДД

Вертикальная дорожная разметка

2.1.1, 2.1.2 и 2.1.3 Сочетание белых и чёрных полос, нанесённых под углом . Используется для информирования водителей об элементах, расположенных на дороге по ходу движения. Например, об опорах постов, столбах и т.д. Направление полос указывает сторону, с которой водитель объезжает препятствие.

2.2 Вертикальные полосы , нанесённые на нижний край инженерных сооружений, расположенных над дорогой (мостов, путепроводов и т.д.).

2.3 Горизонтальные полосы . Наносятся на круглые элементы, ограничивающие въезд на разделительные полосы и островки безопасности.

2.4 Белая краска с одной чёрной полосо й. Подобным образом обозначаются элементы, расположенные у края дороги: столбики, надолбы, опоры осветительных мачт и так далее.

2.5 Чёрные штрихи, нанесённые на белую полосу . Так окрашиваются ограждения, размещённые на опасных закруглениях дороги или спусках.

2.6 Белые полосы по краям чёрной . Подобным образом окрашивают ограждения, которые установлены на иных участках.

2.7 Длинные белые штрихи в сочетании с короткими чёрными . Так обозначают высокие бордюры, иные инженерные сооружения на опасных участках, в том числе островки безопасности, уровень которых выше уровня проезжей части.

Расположение вертикального разметки на дороге согласно ПДД


Видео: Вертикальная и горизонтальная дорожная разметка ПДД

Совершение обгона по встречной полосе всегда сопряжено с большими рисками столкновений и провоцированием аварий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Обычно происшествия связаны с тем, что водитель, выезжающий (пусть и кратковременно) не на свою полосу движения, не смог рассчитать достаточное расстояние от своей машины до встречной.

Столкновение может случиться и тогда, когда водитель объезжает колонну автомобилей с заездом на участок дороги встречного потока.

Чтобы уверенно управляться с авто на дорогах, правильно пользоваться знаками, сигналами и помнить о Правилах, следует рассмотреть все особенности движения при обгоне.

В каких случаях разрешается, в каких нет

Все нормы, как правильно совершать опережение с выездом на территорию трассы, предназначенную для противоположного потока, указываются в Главе 11 ПДД ( , далее – Правила).

Следует уметь различать понятия «опережение» и «обгон», которые уточняются в данных Правилах с 2019 года. Первое относится с тем действиям, которые совершаются в рамках территории только своей полосы. Второе – подразумевает выход машины на половину дороги встречного движения.

Причем здесь важно знать разницу в поведении водителя:

  1. Обгон – это когда заезд или выезд на участок противоположенного потока совершается кратковременно.
  2. Езда по «встречке» – уже говорит о более длительном перемещении машины в неположенном месте.

Специалистами отмечено, что времени для совершения действия обгона обычно хватает в диапазоне от 5 до 10-12 секунд.

Это значит, что если авто на другой полосе будет находиться дольше по времени, тогда это Госавтоинспекцией будет восприниматься не иначе как езда по встречной полосе. А это уже по – наказуемое мероприятие.

Кроме этого, существуют запретные места, где нельзя перегонять другие машины. Рассмотрим, в каких случаях можно обгонять и заезжать на встречную территории дороги, а в каких – нельзя.

На перекрестке

Там, где дороги перекрещиваются между собой, автомобилистам требуется проявить особое внимание к дорожным знакам и ситуации движения в целом.

Существуют свои особенности у перекрёстков, которые следует учесть :

  1. Они бывают разных форм – «Т-образные», «Х», «Y», «├» или «┼», с переходом на мост, эстакаду, круговую площадь и другие варианты конструкций дорожного полотна.
  2. В центре не прочерчивается разделительная полоса, стороны определяются водителями условно с ориентировкой на ту разметку, которая оканчивается (или начинается) с каждой из сторон перекрёстка.
  3. Подразделяют эти участки на два типа – регулируемые и нерегулируемые. Первые относят к тем, которые благоустроены специальными дорожными указателями, оборудованием, либо порядок движения обеспечивается регулировщиком. Вторые ничего этого не имеют.
  4. Основная дорога от перекрёстка может продолжаться с загибом в сторону – вправо или влево. В этом случае следует ориентироваться по знакам и помнить про правила равнозначных дорог, описанных в п. 13.10 ПДД.

Совершать обгоны по закону (п.11.4 главы 11 ПДД) разрешено только в следующих местах:

  • вне зоны города;
  • в городе не вблизи от пешеходных переходов;
  • на нерегулируемом участке, но только если шофер едет по главной дороге.

Запрещается перегонять автомобили на следующих перекрёстных территориях:

  • регулируемые;
  • нерегулируемые для тех, кто движется по второстепенной дороге;
  • в зонах действия пешеходных переходов.

Главной особенностью обгонов на перекрестках является умение водителя вовремя свернуть на свою полосу так, чтобы не задеть сплошную разметочную линию и не въехать на встречную часть дороги.

По правилам равнозначных дорог преимущество в свободном проезде будет всегда у тех машин, что едут по главной дороге, а также движущихся справа.

Поэтому маневрирование обгоном там, где главная может от перекрестка уходит в сторону, запрещается в виду большой вероятности рисков .

Через сплошную

Сплошным способом расчерченная линия-разграничитель относится к запрещающим разметкам. Здесь нельзя совершить ни разворот, ни обгон.

Но есть случаи исключений:

  1. Полотно недостаточной ширины, но с разметкой.
  2. Сплошная в некоторых местах переходит в прерывистую линию. Именно на участке пунктирной разметки разрешено делать заезд на полосу встречного потока для обгона.
  3. Случилась неожиданная помеха, заставившая водителя свернуть на встречную полосу.
  4. Обстоятельства выезда машины со двора, когда требуется заехать на полотно слева.

Сплошную линию рисуют там, где участки дорог считаются максимально активными и потенциально опасными.

Через двойную сплошную

Двойная сплошная линия относится к разделителям, запрещающим их пересечение при любых обстоятельствах. Она расчерчивается обычно на 4-полосных дорогах (или с большим количеством полос).

Размер взысканий в Правилах автодорожного перемещения не указывается, в этом документе лишь пишется, что нельзя, а что можно делать водителям и пешеходам.

Виды наказаний за то, что обгон с нарушением полос движения в неположенном месте совершался автолюбителем, Кодекс назначает следующими:

Размеры штрафов или иных видов наказаний можно представить таблицей:

Нарушение Величина взыскания
Штраф, руб. Отстранение от права управления ТС
Обгон через сплошную разметку 5000 До 4-х месяцев
Повторная езда в обгон по встречной полосе через сплошную линию разметки 5000 До 12 месяцев
Обгон с поворотом влево через сплошную линию 1000-1500
Обгон тихоходного ТС с заездом через сплошную черту в зоне знака «Тихоход». 4-6 месяцев
Завершение маневра через сплошную черту (например, после пересечения перекрёстков или по прямоезжей трассе при неверном расчете скорости) 1500-5000 4-6 месяцев
Пересечение двойной сплошной при обгоне 4-6 месяцев
Нарушение воле ж/д переезда 1000-1500
Въезд на трамвайные пути встречного направления 5000 От 4-х до 6 месяцев
Вторичное нарушение в отношение трамваев 5000 1 год
Запрещенный заезд на встречную полосу при объезде препятствия 1000-1500
Игнорирование дорожных знаков при обгоне и разворотах 1000-1500
Любой другой запрещенный выезд на встречную полосу при обгоне 5000 4-6 месяцев

Обгонять другие авто по встречной полосе нельзя. Но можно заезжать на неё, если нужно опередить машину своей полосы и то, только на короткое время.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: