Что такое реверсивное движение и как оно работает. Реверсивное движение пдд

Известной проблемой больших городов считается огромное количество транспорта на дорогах. Результатом одновременного скопления машин на определенном участке является образование автомобильных пробок. Исходя из ситуации, появляется срочная необходимость решения этой проблемы.

Например, мероприятия по внедрению встречных потоков движения признаны эффективным способом регуляции автотранспорта на дорогах. Оно делает возможным передвижение транспортных средств на территории одной полосы, но при этом в противоположные стороны. Такая практика полностью отвечает требованиям ПДД, и востребована в пиковые часы, когда поток машин слишком велик. Ограничение направлений осуществляется по определенному времени.

При ответе на вопрос, что это такое, необходимо отметить, что подобная система регулировки является необходимостью, ее цель - разгрузка полос в пиковые часы . Транспорт, осуществляющий поездку по такому участку, может передвигаться в противоположную сторону.

Иногда моделирование подобного передвижения требуется во время ремонта дорожного полотна. Регулировщиками в данной ситуации становятся либо сотрудники ГИБДД, либо сами дорожные рабочие.

По ПДД принято выделять следующие способы регулировки:

  • светофоры;
  • разметка дорог;
  • специальные знаковые изображения (подробнее эти способы будут рассмотрены позже).

В результате грамотного планирования, пропускная способность участка дороги становится больше. А значит водители выигрывают время, проезжая отдельный дорожный участок, не нарушая при этом ПДД.

Отличительные черты участков с реверсивным движением

Такие дороги являются участками повышенной опасности, на них возрастает риск автоаварий. Поэтому водители должны предельно внимательно следить за всем происходящим на своем пути. Обычно перемещение по регулируемой полосе продолжается до определенного знака , сигнализирующего о том, что опасный отрезок пройден. Особой концентрации внимания требует правый поворот и перестроение в правый, крайний ряд, когда такое движение начинается.

Водителю рекомендуется вставать в правый ряд, даже если он будет поворачивать налево, где регулируемый участок завершается справа. Нарушение этого пункта запрещено ПДД, и такой маневр не останется без внимания инспекторов, когда авто выйдет участок с двухсторонним движением.

Особое внимание сотрудники ГИБДД уделяют напоминанию автовладельцам о том, что перестраиваться на реверсивную дорогу можно только при функционирующем светофоре и его сигнальном разрешении на перестроение.

Необходимо дождаться, когда светофор сменит сигнал, а затем очень быстро перестроиться. В случае когда светофор включил сигнал запрета, то с регулируемой полосы можно уйти в любое время.

Если водителю нужно развернуться с запасной полосы , то он может беспрепятственно это сделать, поскольку в правилах дорожного движения нет пунктов, запрещающих подобные маневры. Но в случае когда линия 1.9 расположена справа от шофера, а реверсивные светофоры включены, то пересекать эту линию можно только при условии, что она делит полосы разрешенного движения в одну сторону. Следовательно, крайняя левая разметка 1.9, являющаяся разделителем «встречки», ни в коем случае не должна пересекаться.

Способы организации реверсивного движение:

Установка специального знака

Считается наиболее важным способом. Знак представляет собой белую вертикальную стрелку , имеющую два наконечника на фоне синего цвета. Стрелки имеют направления вверх-вниз, что это обозначает:

  • 5.8 — впереди водителя ждет реверсивная полоса;
  • 5.9 — стрелка перечеркнута красным, это значит, что полоса закончилась;
  • 5.10 — выезд на дорогу с реверсивным движением (изображение стрелки белого цвета, наконечники указывают правое и левое направление), этот знак устанавливается на территории перекрестков

Двойная пунктирная линия (ее разрыв короче, основной части) — это разметка типа 1.9. Она обозначает наличие полос при регулируемом движении. Недостатками такой разметки является то, что двигаться по ней небезопасно в зимнее время, или когда некоторые ее части стерлись. Располагается она по центру дороги.

Реверсивные светофоры

В ПДД есть отметка о том, что такие светофоры используются для регуляции движения по полосам, предназначенным для разносторонней езды. Эти светофоры дают сигнал зеленой стрелой, направленной вниз. Кроме того, сигнал светофора в виде буквы Х красного цвета также используется для регулирования автопотока.

Сигнальные обозначения этого светофора действительны не для всего перекрестного участка, а только в районе полосы, на которой он расположен. Обозначения могут иметь, кроме зеленого и красного, еще и желтый цвет. Так, желтая стрелка имеет диагональное расположение в разные стороны.

Примечательно, что этот сигнал в случае с реверсивным светофором «велит» водителю перестроиться в соседний ряд, в то время, как обычный светофор желтым сигналом запрещает движение. Перестраиваться можно до тех пор, пока не загорится красный сигнал.

Грозит ли штраф тому, кто нарушил ПДД во время реверсивного движения?

По ПДД, в случае несоблюдения водителем правил по пересечению реверсивного участка, ему грозит штраф. Сумма наказания зависит от типа нарушения.

Например: водитель не осуществил перестроение вправо, во время выезда с регулируемого участка. Итог: штраф в сумме 500 рублей , согласно статье 12.15 Кодекса по административным правонарушениям.

А вот если авто выехало на регулируемую полосу при наличии неработающего светофора, то, по ПДД, хозяину «светит» денежное наказание в размере пяти тысяч рублей штрафа. Если нарушение повторилось, то права подлежат конфискации на год, так как это приравнивается к выезду на «встречку».

Жители больших городов знают, что вопрос загруженности дорог стоит здесь очень остро. В утреннее время весь поток транспорта направляется в центральные или промышленные районы, где находятся офисные здания и предприятия, а вечером ситуация прямо противоположная - все направляются по домам в спальные районы или за город.

Не сложно догадаться, что при таком распорядке дороги загружены неравномерно, в одном направлении формируются постоянные пробки и заторы, хотя по можно свободно передвигаться.

Разгрузить городские магистрали можно добиться с помощью реверсивного движения.

Аверс и реверс (орел, решка) - понятия знакомые всем. Реверс - это движение в обратном направлении. Соответственно, реверсивное движение - специально выделенные потоки, направление движения на которых не является постоянным, а изменяется в течение дня.

Говоря простым языком, по такой полосе утром транспортный поток движется в направлении центра, а в вечерние - от центра.

Таким образом, можно выделить целый ряд преимуществ такого способа организации дорожного движения:

  • значительная разгрузка основных городских магистралей;
  • обеспечение бесперебойного передвижения по дорогам;
  • отпадает острая необходимость в строительстве новых дорог в пределах города;
  • нагрузка равномерно распределяется на дорожное полотно.

В России полос с таким движением пока еще не очень много, но в больших городах такую практику повсеместно внедряют. Так, эксперименты проведены удачно в Москве и Санкт-Петербурге, есть реверсивные полосы и в других городах миллионерах: Самара, Екатеринбург, Новосибирск. Жителям же небольших городов нужно просто выучить основные правила передвижения по таким дорогам, так как они включены во все программы обучения в автошколах, а вопросы попадаются на экзаменах в ГИБДД.

Как организовывается реверсивное движение?

Понятно, что сам принцип реверсивного движения был перенят у Запада - в США, Лондоне, Париже, Токио, Риме с проблемами заторов борются давно и не всегда успешно.

Для организации бесперебойной и безаварийной езды по реверсивным полосам были придуманы новые средства регулировки:

  • особые светофоры;
  • знаки и таблички;
  • дорожная разметка.

Есть также особые правила, которых следует придерживаться во время передвижения по таким дорогам, при выезде и заезде на них, а также при совершении обгонов.

Рассмотрим обязательные для этого обозначения.

Дорожная разметка

Определить, что вы едете по реверсивной полосе можно благодаря двойной прерывистой линии. Ее номер - 1,9.

Ее наносят следующим образом:

  • либо с обеих сторон выделенного потока;
  • либо слева (если над ней висит светофор).

То есть, если слева от себя вы видите такую прерывистую разметку, значит направление движения на данном участке дороге может изменяться на противоположное в зависимости от сигналов светофора, а иногда и жестом регулировщика. Хотя возможны и такие варианты, когда полоса, в левой своей части отмеченная разметкой 1,9, может использоваться как в качестве реверсивной, так и «классической», то есть односторонней, соответственно, разметка будет разделять потоки с разным направлением движения.

Чтобы не запутаться, нужно обращать внимание на светофоры и дорожные знаки, которые устанавливаются перед началом реверсивных полос, причем светофор применяется не вертикального типа, а горизонтального и висит над каждым потоком.

Могут возникать определенные проблемы и сложности в зимнее время, когда разметки не видно. В таких случаях допускается установка дополнительных знаков. Также в некоторых случаях на дорогу могут выходить регулировщики.

Следует обратить также внимание на тот факт, что разметку 1,9 можно пересекать лишь в том случае, если светофоры не работают, а сама разметка находится от водителя справа.

Светофор

Светофоры здесь применяются не привычные, а особые - реверсивные.

Они могут иметь два или три основных поля:

  • зеленая стрелка вниз - ехать можно по полосе;
  • желтая стрелка вправо вниз - нужно перестроиться на соседнюю полосу, так как вскоре направление будет переключено;
  • красный крестик - движение запрещено.

Обычно вешают светофор с двумя дисплеями - зеленое и красное поле, которые загораются, согласно дорожной обстановке и графику передвижения.

Ориентироваться по данному светофору достаточно просто: если полоса с двух сторон выделена разметкой 1,9, то двигаться по ней можно лишь при горящей зеленой стрелке. Желтая стрелка выполняет ту же функцию, что и желтый свет обыкновенного вертикального светофора - предупреждает о скорой перемене направления движения.

Красный крестик или полностью выключенный светофор говорят о запрете движения. В том случае, если разметка 1,9 нанесена только слева, то выключенный светофор свидетельствует о том, что в данный момент полоса не является реверсивной, и по ней можно ехать (ПДД РФ 6.7).

Для контроля за соблюдением водителями Правил Дорожного Движения обычно на въездах на такие отрезки магистралей располагают камеры видео и фотофиксации, поэтому нужно неотступно придерживаться требований ПДД.

Дорожные знаки

Дорожные знаки выставляются только перед началом реверсивной дороги, на каждом перекрестке и на въездах с прилегающих улиц:

  • 5.8 - в начале и после каждого перекрестка, если дорога продолжается и дальше;
  • 5.9 - в конце;
  • 5.10 - с прилегающих улиц.

Поскольку реверс может включаться только в определенные дни (например, в будни с восьми утра до восьми вечера), то параллельно с этими знаками могут быть вывешены соответствующие таблички (8.5.1-8.5.7). Также в дополнение к ним иногда устанавливают знаки направления движения по полосам (5.15.1 или 5.15.7).

В частности знак 5.15.1 нужен для того, чтобы показывать водителям, с каких полос можно совершать левый или правый поворот. Так, повернуть направо можно только с крайней правой полосы, налево - с крайней левой, причем только на перекрестках.

Также в начале участка с реверсивным движением и на всей его протяженности может быть вывешена табличка «Внимание! Участок с реверсивным движением!»

Основные правила передвижения в реверсивном потоке

Обычно реверсивное движение устанавливается на прямых участках дороги и на магистралях с минимальным количеством перекрестков. Тем не менее, в больших городах часто возникают проблемы, особенно если вы приближаетесь с прилегающей улицы или территории.

В данном случае нужно придерживаться следующих правил:

  • Нельзя пересекать всю проезжую часть, если вам нужно ехать, например, налево.
  • Необходимо влиться в общий поток и ехать до ближайшего перекрестка, параллельно перестраиваясь в крайний левый ряд, чтобы на перекрестке совершить по правилам.

Правила передвижения:

  • Согласно ПДД заезжать на реверсивную дорогу можно с любого направления, а съезжать - на крайнюю правую полосу.
  • Опережение разрешается только в тех случаях, если дорожная обстановка позволяет.
  • Пересекать разметку 1.9, разделяющую транспортные потоки разных направлений, с левой стороны запрещено, это будет классифицироваться, как выезд на встречку.

Возможные штрафы за нарушения движения

В КоАП нет особых статей посвященных участкам с реверсивным движением, поэтому за нарушения будут штрафовать, исходя из ситуации.

Самая распространенная ситуация - пренебрежение сигналами светофора. Так, если горит красный крестик, то выезд на полосу равнозначен выезду на встречку. За это по статье 12.15 ч.4 полагается штраф 5 тысяч рублей. Если повторно совершите данное нарушение и данный факт зафиксирует инспектор ГИБДД, то можно лишиться прав на год.

Если перед вами на дороге возникло препятствие и вы его объезжаете слева, с выездом на встречную полосу, то есть пересекаете разметку 1.9, то такое нарушение рассматривается по статье КоАП 12.15 ч.3 - штраф 1-1,5 тыс. руб.

Также нарушителя могут наказать за неправильное размещение транспортного средства при пересечении перекрестков в разных направлениях. Здесь есть определенные особенности. Так, даже в том случае, если вам нужно с реверсивной полосы повернуть налево на дорогу с обычным движением, то согласно ПДД, совершать это можно таким образом, чтобы ваш автомобиль на обыкновенной дороге с занял крайнее правое положение.

Данный момент очень часто фиксируется, потому что на таких перекрестках вывешивают камеры видеофиксации. Штраф в случае нарушения взимают по статье 12.15 ч.1 - 1500 рублей.

Чтобы избежать всех этих штрафов, необходимо следить за сигналами светофора, и дорожными знаками. Правда, может радовать тот факт, когда в случае фиксации нарушения камерой, изъятия прав не происходит, а выписывают штраф.

Стоит ли использовать такое движение?

Несмотря на то, что в Европе и Америке такой способ регулирования движения зарекомендовал себя с наилучшей стороны и активно начал использоваться еще с конце девяностых, в России же отнеслись к этому неоднозначно. При первом применении реверсивного движения в нашей стране, появились его противники. Действительно, как показала практика, на уменьшение количества ДТП это никак не повлияло, а даже наоборот, при ее организации некоторые водители начали путаться и совершать ошибки.

Так, учеными из европейских стран были проведены эксперименты, которые в результате показали, что на сокращение аварий регулировка реверсивности никак не влияет. Безусловно к положительным моментам можно отнести то, что это позволяет добиться увеличение средней скорости движения порядка 10 км/ч, а в некоторых случаях и больше. Такой способ позволяет увеличить пропускную способность, как на временных участках автодорог при проведении их ремонта, так и в часы пик.

Данное движение в России используется редко и только в крупных городах. Примерами могут служить небольшое количество улиц в Москве, Самаре, в городе Екатеринбурге, где улица Шейнкмана в утренние часы пик становится на время односторонней.

Реверсивное движение - новаторское решение, которое в России появилось сравнительно недавно, используется оно только в Москве и нескольких других крупных городах-миллионниках. Этот тип движения способствует возможной разгрузке наиболее оживлённых трасс. Ежедневно по утрам огромный поток машин направляется в «сердце» города, в вечернее время, наоборот, - весь транспорт движется к спальным районам. Пробки на дорогах появляются именно в это время, причём соседние полосы при этом «простаивают», в обратном направлении передвижение осуществляется без видимых проблем. Если изменить на некоторое время направление движения транспорта, автовладельцы смогут сэкономить время. Именно эту процедуру выполняют дороги с реверсом движения, прекрасно зарекомендовавшие себя в крупных городах ближнего зарубежья. Для осуществления необходимо обращать внимание на специальный знак реверсивного движения.

Реверсивное движение разгружает оживлённые дороги

Особенности

Реверсивную дорогу от обыкновенной можно отличить благодаря дорожной разметке. На асфальт наносится двойная линия с разрывом типа 1,9, её характерная черта - разрыв, уменьшённый втрое относительно основной части. Каждый автолюбитель , так как именно она является единственным свидетелем реверсивного перемещения. Характерный знак реверсивного движения предупреждает водителей лишь в двух точках такого дорожного отрезка - первой и последней.

Разметка является пограничной чертой, разделяющей передвижение транспортных средств в разных направлениях. Однако, в зимнее время при сильных снегопадах могут появляться проблемы из-за заснеженности полос. Помощь водителю в такой сложной ситуации могут оказать только специальные знаки и светофоры.

Специализированные знаки

Въезд на дорогу, на которой в различное время суток осуществляется реверсивное движение, оснащён несколькими :

  • 5.8 - означает начало полосы;
  • 5.9 - характеризует окончание движения;
  • 5.10 - свидетельствует о начале реверсивной полосы, если въезжающий транспорт следует с прилегающей улицы.

Кроме того, правильное направление для езды, разделённой по полосам, производится соответственно знаку 5.15.7. Пояснительные таблицы 8.5.1–8.5.7 помогут узнать временной промежуток, когда действуют знаки.

Реверсивные светофоры

Однако, специализированных значков не всегда бывает достаточно, далеко не все водители обращают на них внимание. Помочь автовладельцу в определении нужного направления, осуществляющегося сейчас по полосе с реверсом, может светофор реверсивного движения.

Он может включать два–три поля, на каждом из которых может гореть:

  • стрелка зелёного цвета, разрешающая перемещение;
  • красный крест, который запрещает въезд;
  • стрелка жёлтого цвета, обозначающая нижний угол как необходимость перестроится на другую полосу. Этот элемент указывает на то, что спустя несколько минут по другой полосе будет производиться передвижение транспорта в противоположную сторону.

Даже если водитель впервые едет по незнакомому городу, и не знает что значит реверсивное движение, сориентироваться ему поможет не только разметка, но и . Особенное внимание стоит уделить светофорам, устанавливаемым непосредственно вверху над дорогой. Перекрёстки оснащены продублированными значками, помогающими понять, что движение по реверсивной полосе продолжается.

Правила передвижения

Главное - не паниковать и чётко следовать всем знакам и светофорам, всегда указывающим на возможность или запрет езды по определённому участку дороги.

Трудности, особенно у водителей-новичков, появляются при въезде на дорогу с реверсивным движением с других прилегающих улиц. В этом случае следует руководствоваться ПДД, в которых сказано, что во время поворота налево или направо автовладелец должен ехать по крайней правой полосе. Свернуть на полосу с реверсом можно будет только тогда, когда движение на ней будет разрешено. Заезжать при любом повороте на центральную полосу, осуществляющую обратное движение, строго запрещено.

Если нет необходимости пользоваться дорогой с обратным движением, преодолеть специализированное пересечение можно так, как это делается на обычном классическом перекрёстке.

Предусмотрен ли штраф?

Стоит помнить, что несоблюдение ПДД, в том числе и на участке с реверсом, влечёт неминуемый штраф. Естественно, размер выплаты будет определён сотрудниками ДПС по «тяжести» совершённого нарушения. Горе-автовладельцу, не перестроившемуся с дороги с «обраткой» в правый ряд, придётся заплатить порядка 500 рублей. Эта сумма обусловлена ст. 12.15 КоАП.

Более «тяжёлым» для кошелька автовладельца нарушением является выезд на дорогу с реверсом, который произошёл во время отключения или несрабатывания светофора. Владельца машины имеют право оштрафовать на 5000 рублей. Идентичная повторившаяся второй раз ситуация может вылиться в конфискацию водительских прав на целый год. Строгое взыскание оправдано тем, что неработающий с одной стороны светофор может быть включён с противоположной. Это считается равным опасному выезду «на встречку».

Каждый автолюбитель должен знать, что неправильный выезд на полосу с реверсом, который противоречит сигналу светофора, обойдётся в 1000 рублей. Именно эта мера наказания появилась в ст. 12.12 ч.1 КоАП в начале 2016 года.

А как в России?

Этот тип движения имеет множество существенных недоработок, связано это со спецификой , а также с менталитетом наших автовладельцев. Невнимательность большинства автовладельцев повышает уровень аварийности. Несмотря на то что реверсивные полосы появляются в городах постепенно, это по-прежнему вызывает отрицательное мнение и множество дискуссий со стороны автовладельцев.

Однако, стоит знать, что дороги с реверсивным движением увеличивают пропускную способность, машины могут передвигаться в потоке со скоростью, превышающей обычную на 10 км/ч. Кроме того, появление специализированных полос способствует уменьшению финансовых затрат и снижению уровня аварийности. Достигается это за счёт концентрации внимания автовладельцев, которые соблюдают установленные государственными органами правила.

Заключение

Появление реверсивных полос целесообразно на отрезках дороги, где транспортный поток в разных направлениях имеет неодинаковую интенсивность. Чаще всего пробки образуются в час пик, на участках, где производится ремонт дорожного покрытия или в месте происшествия ДТП. В крупных городах зачастую полосы с реверсом расположены при выезде из населённого пункта, ввиду того, что на выходных большой поток транспорта направляется за город. Стоит отметить, что в Европе и Северной Америке реверсивное регулирование применяется повсюду.

С реверсивным движением сталкивались не многие автолюбители, так как в России оно встречается на шоссе Энтузиастов и на Волгоградском проспекте в Москве. Учитывая подобную особенность можно сказать, что многие забыли об особенностях реверсивного движения.

Дорога с реверсивным движением позволяет передвигаться в двух направлениях, а очередность проезда регулируют знаки или установленные специальные светофоры.

С реверсивным движением многие встречались при проезде моста, одну сторону которого закрывают при ремонте, а по второй организованно движение в обе стороны при помощи временных светофоров.

В этом случае устанавливаются, как правило, знаки приоритета. Однако при организации реверсивного движения устанавливают специальные знаки, светофоры и наносят определенную разметку.

Как определить, что на полосе организовано реверсивное движение?

Дороги могут полностью отводить под реверсивное движение или они иметь специальные полосы, которые используются для организации движения в обе стороны. Несмотря на то что подобных дорог очень мало, в ПДД четка прописаны правила организации реверсивного движения: имеются специальные знаки, необычные светофоры и довольно неприметная разметка.

Определить изменение правил движения можно:

  1. По установленным знакам. В начале дороги устанавливается знак 5.8, при ее окончании, 5.9. При въезде на нее со второстепенной водителя предупреждает знак 5.10. Вышеприведенные знаки, как правило, устанавливаются на дорогу, которая имеет все полосы реверсивного движения. Если в обе стороны могут двигаться автомобили только по одной полосе, тогда размещают в начале полосы и после перекрестка знак 5.15.7., который определяет направление движения по полосам. Кроме этого под ним могут быть установлены пояснительные таблички, которые указывают время действия знака.
  2. Для подобных полос также была создана специальная разметка. При этом отметим, что именно разметка позволяет понять предназначение полосы, так как знаки при определенных обстоятельствах можно не заметить. Прерывистая двойная линия проводит отделение полосы от других, на которых движение проводится в установленном порядке. Эта разметка 1.9. У этой разметки прерывистая часть в 3 раза короче, чем сплошная. Сложность распознания полосы с реверсивным движением заключается зимой, когда дорогу заметает снегом. В этой ситуации следует обращать внимание на то, как движется поток и установленные знаки, а также специальные светофоры.
  3. Светофоры определенного типа используются для регулирования движения по реверсивной полосе или дороге. Их устанавливают, как правило, на загруженных дорогах. Специальные светофоры могут состоять из двух или трех полей. Горящая зеленая стрелка означает, что на полосу можно перестраиваться, пересекать или ехать по ней. В некоторых случаях указывается желтая стрелка, которая изображена под наклоном. Если она активирована, значит следует перестроиться на свою полосу или съехать при первой возможности на другую дорогую Движение в этом случае разрешено только для того, чтобы дождаться возможности съехать с полосы реверсивного движения. При активном перекрестии красного цвета движение и перестроение на полосу, а также ее пересечение строго запрещено. Если ни одна из секций не активна (то есть не горит), движение по дороге или полосе также строго запрещено.

При создании постоянной полосы или дороги реверсивного движения подобные светофоры устанавливаются практически во всех случаях. Они довольно часто дублируются на протяжении улицы для того, чтобы выезжающие с примыкающих дорог также были проинформированы о возможности движения по полосе или дороге.

Правила движения по дороге с реверсивным движением

Несмотря на то, что с подобными разметками или светофорами встречались не многие, ничего сложного в подобном типе движения нет.

Как правило, полосы с реверсивным движением добавляют на улицы, где наблюдается скопление автомобилей в определенный период. Дополнительная полоса позволяет ускорить поток и избежать пробок.

Если были замечены указанные выше знаки или разметка следует обратить внимание на светофоры или табличку под знаком реверсивного движения.

Если условия знака или сигнал на светофоре разрешает движение, тогда двигаться по полосе можно.

Особое внимание следует уделить ситуации, когда двигаясь по второстепенной дороге, указан знак, что на главной дороге, которая будет пересекаться , есть полоса реверсивного движения. Согласно правилам при повороте направо или налево следует занимать крайнюю правую полосу.

Только после поворота и при разрешающем сигнале светофоре можно занимать полосу реверсивного движения. Также особое внимание следует уделять знакам, которые запрещают поворот.

Если главная улица только пересекается, проезд перекрестка проводиться по общим правилам. Если поворот налево и движение прямо запрещено, тогда придется поворачивать направо и искать место для разворота.

Дорога с реверсивным движением

Подобный метод борьбы с пробками по-разному восприняли во многих странах. В Западной Европе подобные дороги получили большую популярность еще в конце 20 века, в Северной Америке или Австралии насчитывается тысячи дорог, которые имеют полосы реверсивного движения.

Согласно проведенным исследованиям в Америке в денежном эквиваленте экономия для каждого автомобиля составляет 329 000 $ в год. Эта сумма включает как временные потери, так и затраты на топливо. Кроме этого норвежские аналитики проводили свое исследование, результатом которого стал вывод, что реверсивное движение не повышает количество ДТП.

В СНГ практики создания подобных магистралей немного.

В Киеве довольно много полос реверсивного движения, однако такое решение вызвало массу дискуссий. Всем известен также печальный опыт ввода реверсивного движения на Тверской улице, когда количество ДТП резко увеличилось.

По мнению аналитиков, подобное явления связано с менталитетом народов СНГ и с небольшим уровнем водительской подготовки многих водителей.

Также аналитический центр проводит исследование на самарских дорогах.

Согласно исследованиям, при грамотном введении реверсивного движения в час пик время проезда сложного участка сокращается на 30%, а общая скорость потока увеличивается на 10 км/час.

При этом общий поток в обе стороны не увеличивается за счет использования кратковременного включения разрешающих сигналов светофоров реверсивного движения в обе стороны.

Современные критерии изменения принципа движения на дорогах определяют целесообразность введения реверсивного движения только в случае маятникового потока, когда в определенное время автомобили скапливаются в одну сторону.

Возможность введения подобных дорог в России следует рассматривать с опаской, так как наличие полосы, которая предназначена для движения в обе стороны, требует четкое соблюдение правил. Примером аварийно-опасной ситуации можно назвать следующий пример. На отечественных дорогах многие привыкли «успевать» на желтый сигнал светофора.

В случае реверсивного движения , автомобили при разрешающем сигнале будут не выезжать на перекресток (обуславливает небольшую скорость), а перестраиваться с соседней полосы без снижения скорости.

Если желтый сигнал будет проигнорирован и движение будет продолжено, то при перенаправлении реверсивного движения возможно лобовое столкновение, так как предупреждающий сигнал необходим для того, чтобы дать водителю время на поиск места в соседней полосе (быстро перестроиться не всегда удается при плотном потоке).

Штраф за реверсивное движение

Учитывая редкое применение правил, касающихся реверсивное движение, определенных штрафов за нарушение правил нет.

Именно поэтому на практике штрафы назначают следующим образом:

  1. При нарушении правил проезда перекрестка – около 500 рублей . Нарушением может стать случай, когда игнорировались знаки приоритета и запрета движения в определенном направлении, а также при выезде на среднюю полосу (согласно правилам следует выезжать на крайнюю правую вне зависимости от того, в какую сторону был произведен поворот).
  2. Нарушение правил по пересечению разметки, а также выезд на встречную полосу при запрещающей разметке – 5 тысяч рублей . Как правило, разметка только обозначает особое предназначение полосы, а светофоры и знаки (таблички с ограничением времени) определяют возможность выезда на полосу или ее пересечение.
  3. Объезд препятствия с выездом на встречную полосу – 1500 рублей . В общем, этот штраф назначается в тех же случаях, что и предыдущий, только предусматривает меньшую сумму наказания.

Отсутствие специальных пунктов о наказании при нарушении правил движения по полосе реверсивного движения говорит о том, что вводить их еще пока рано.

Вышеуказанные штрафы, к примеру, при пересечении запрещающей разметки и выезд на встречную полосу – серьезное нарушение, которое никак не вяжется с реверсивным движением (к примеру, была занесена снегом дорога и знаки не были видны с крайней левой полосы).

В заключение отметим, что рассматриваемый принцип движения позволяет во многих городах уменьшить количество пробок.

Однако, на улицах Москвы движение, как правило, затруднено в обе стороны, что не позволит использовать средние полосы для организации реверсивного движения. Только при грамотном подходе подобное нововведение позволит разгрузить дороги в определенные часы.

Проблема перенасыщения автомобильных дорог движущимися по ним транспортными средствами знакома многим жителям крупных городов. Заторы на дорогах приводят к затруднению передвижения, значительным временным потерям и даже к созданию аварийной обстановки.

С целью стабилизации такой ситуации и для дополнительной разгрузки автомобильных магистралей было введено реверсивное движение. О сущности, преимуществах и правилах его осуществления - далее в статье.

Понятие и особенности

Реверсивное движение - это организация дорожного движения таким образом, что на одной полосе автомобиль может ехать в различных направлениях. Основным признаком реверсивной полосы является возможность изменения направления движения в зависимости от различных дорожных условий.

ВАЖНО! Главная цель ее использования - это загрузка других полос для более быстрого и комфортного передвижения авто. Еще одна ситуация, при которых она может применяться - это проведение ремонта дорожного полотна или устранение последствий ДТП.

Особой популярности эти полосы в России еще не получили, но в рамках эксперимента они введены в некоторых крупных городах. Например, к ним относятся:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Екатеринбург;
  • Новосибирск;
  • Самара.

Регулирование на таких дорогах осуществляется следующими способами:

  • при помощи дорожных знаков;
  • посредством сигналов светофора;
  • дорожной разметкой.

Для правильного передвижения по реверсивным дорогам необходимо соблюдать требования каждой из этих групп.

Специальные знаки

Установка знаков - это основной и наиболее эффективный способ управления движением на реверсивной полосе. Именно знаки имеют первоначальное значение при регулировании движения, разметка и светофор - это уже второстепенные элементы.

В зависимости от ситуации используются следующие обозначения:

  1. Знак 5.8 (белая стрелка на синем фоне, показывающая направление вперед и назад). Он устанавливается в начале каждого перекрестка, а также после его окончания, если дорога с реверсивным движением продолжается и далее.
  2. Знак 5.9 (аналогичный предыдущему, но с перечеркивающей красной чертой по диагонали). Обозначает окончание дороги с возможностью двустороннего движения.
  3. Знак 5.10 (белая стрелка на синем фоне, показывающая направление вправо и влево). Этот знак устанавливается на въездах с прилегающих улиц.

Знак 5.9
Знак 5.10 Знак 5.8

Если возможность двустороннего движения допускается только в определенное время, то вместе с этими знаками могут устанавливаться и таблички с его обозначением. Также может быть вывешена предупреждающая о начале участка с реверсивным движением табличка.

Дорожная разметка

Поскольку знаки обозначают лишь дорогу с реверсивным движением, то для обозначения конкретных полос используется дорожная разметка 1.9 . Она представляет собой двойную прерывистую линию, длина основных частей которой втрое превышает разрыв между ними.

При нанесении дорожной разметки никакие специальные знаки не используются, что является существенным недостатком. В определенных условиях она просто может быть не видна водителям, например:

  • на трассе, которая занесена снегом;
  • в случае частичного или полного стирания разметки.

В этих случаях могут применяться различные знаки, а также сигналы регулировщика. Разметка может быть нанесена:

  • с двух сторон автомобильного потока;
  • с левой стороны дороги.

В последнем случае обязательным является наличие горизонтального светофора, регулирующего движение. На такой полосе направление движения будет меняться в зависимости от того, какой именно сигнал подает светофор. В любом случае при движении нужно обращать внимание не только на наличие разметки, но и на дополнительные сигналы светофора, дорожных знаков или регулировщика.

ВАЖНО! Пересечение данной разметки возможно только в том случае, если она расположена с правой от водителя стороны, а светофор при этом не работает.

Сигналы светофора

Для регулирования движения на дорогах с такими полосами используются особые виды светофоров, которые также носят название реверсивных. В отличие от обычных, сигналы на них устанавливаются не в вертикальной, а в горизонтальной последовательности. В зависимости от ситуации они могут иметь три разных поля:

  1. Красный крестик используется для запрета движения. Если над полосой горит красный сигнал, переезжать на нее запрещается. Если красный крестик загорелся уже после въезда автомобиля на участок дороги, водителю необходимо покинуть его как можно быстрее и перестроиться вправо. То же самое касается ситуаций, когда красный свет горит одновременно с зеленым.
  2. Зеленая стрелка, направленная вниз, обозначает, что движение по участку дороги возможно. То есть на полосу свободно можно въезжать и двигаться по ней.
  3. Желтая стрелка, направленная в нижний правый угол, сигнализирует о необходимости перестраиваться на соседнюю полосу. Также она обозначает переключение направления в ближайшее время.

ВАЖНО! На практике чаще всего используются только два первых вида полей, то есть красное и зеленое.

Тот или иной сигнал, который горит на светофоре, используется для регулирования движения лишь на той полосе, над которой он установлен. Если над реверсивной полосой, расположенной в центре дороги, установлен выключенный светофор, то двигаться по ней запрещено. Если разметка есть только с левой стороны, то отсутствие сигнала говорит о том, что в данный момент эта полоса может использоваться в обычном режиме.

Правила передвижения

Для правильной и эффективной организации реверсивного движения необходимо провести множество исследований, чтобы выявить участки дороги с максимальной нагрузкой. Это могут быть:

  • трассы с односторонним движением;
  • тоннели;
  • дороги, которые сужаются;
  • места, где больше всего нарушений парковки авто и т. д.

Чаще всего дороги с реверсивным движением используются в определенные дни недели (например, в будние дни) или в строго ограниченное время (утром и вечером). Выявление времени, в которое максимально необходимо введение такого движения, также является заданием проводимых исследований.

Использование реверсивной полосы может вызвать определенные проблемы у водителя, поэтому необходимо соблюдать следующие основные правила:

  1. На реверсивную полосу можно заезжать с любого направления. Но съезжать с нее необходимо строго на крайнюю правую полосу.
  2. Запрещается пересекать разметку, которая разделяет противоположные потоки автомобилей, с левой стороны. Такие действия квалифицируются как выезд на встречную полосу, что правилами запрещается.
  3. Проводить опережение допускается лишь в тех случаях, когда это позволяет обстановка на дороге.
  4. Поворачивая на дорогу с реверсивным движением, водителю необходимо занять крайнюю правую полосу. При этом не имеет значения, в какую именно сторону ему нужно ехать - вправо или влево.

В случае несоблюдения этих правил водителя может ожидать штраф или даже лишение прав.

Возможное наказание

В Кодексе об административных правонарушениях не содержится отдельных статей, которые были бы посвящены именно участкам с реверсивным движением. Однако выделяются некоторые похожие ситуации, при которых применение наказания все же возможно:

  1. Игнорирование сигналов светофора. Это нарушение может произойти, например, при выезде на полосу с горящим над ней красным крестиком. В первый раз водителя могут оштрафовать на 5 тыс. руб. или лишить прав на срок от 4 месяцев до полугода. Во второй раз срок лишения прав может составить 1 год.
  2. Объезд препятствия слева, с пересечением разметки и выездом на встречную полосу. Такое нарушение наказывается штрафом в размере от 1 до 1,5 тыс. руб.
  3. Неправильное размещение ТС во время пересечения перекрестков в разных направлениях. Штраф в этом случае составляет 1,5 тыс. руб.

Каждое из перечисленных наказаний предусмотрено ст. 12.15 Кодекса об административных правонарушениях РФ .

Стоит учесть, что в случае фиксации нарушения камерой (что и происходит чаще всего) применять самую строгую меру (то есть лишение прав) инспекторы ГИБДД не могут.

Преимущества и недостатки

У реверсивного движения как способа управления транспортными потоками есть как сторонники, так и противники. Это связано с тем, что данный способ одновременно имеет преимущества и недостатки. К преимуществам относятся:

  • обеспечение равномерной нагрузки на дорожное полотно;
  • отсутствие необходимости строить новые дороги для автомобилей;
  • серьезная разгрузка главных магистралей города и избежание пробок;
  • обеспечение постоянного и бесперебойного передвижения по автомобильным дорогам.

Недостатками являются:

  • повышенный риск аварий и ДТП;
  • требование от водителей большей концентрации на дороге, чем в обычных условиях;
  • невысокая эффективность (как в экономии времени, так и при разгрузке дороги).

ВАЖНО! Интересен тот факт, что подобный негативный опыт от использования реверсивного движения носит исключительно отечественный характер. То есть проблемы возникают лишь в России и некоторых постсоветских странах, западные государства имеют в основном лишь положительный результат от использования таких полос.

Стоит помнить, что на дорогах с предусмотренными для движения реверсивными полосами почти всегда размещаются средства фото- и видеофиксации. Поэтому в случае несоблюдения установленных правил водитель может быть оштрафован даже без участия сотрудников ГИБДД. Все это говорит о необходимости тщательного выполнения требований светофора, знаков и дорожной разметки, которые используются на таких дорогах.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: