Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Конституция РФ о праве граждан на судебную защиту. Реализация прав граждан на судебную защиту. Гражданский процесс россии

Защита гражданских прав и ответственность за их нарушение

Способ защиты права категория материального (регулятивного) права. Способы защиты права перечислены в Гражданском кодексе РФ (ст. 12): защита гражданских прав, осуществляется посредством признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления и т.д .

От способа защиты права отличается форма защиты права.

Форма защиты права – категория процессуального характера. Под формой защиты права понимается определяемая законом деятельность компетентных органов по защите права, т.е. по установлению фактических обстоятельств, применению к ним норм права, определению способа защиты права, вынесению решения и осуществлению контроля за его исполнением . Применение перечисленных в законе способов защиты права, т.е. определенных мер принуждения к нарушителю права, осуществляется не одной, а несколькими формами защиты права.

Можно выделить четыре признака защиты:

1) Правоприменение

2) Восстановление нарушенного, или оспоренного права

3) Правонарушение

4) Наличие нарушителя

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют суды общей юрисдикции, включая мировых судей, арбитражные, третейские суды. Функции по защите и охране бесспорных прав и охраняемых законом интересов выполняют также нотариусы и другие должностные лица, имеющие право совершать нотариальные действия, а также комиссии по трудовым спорам и др.



Правила подведомственности и подсудности, позволяют определить, в какой из перечисленных субъектов следует обращаться за защитой своих прав.

Подведомственность – это свойство дел, в силу которого их рассмотрение и разрешение отнесено законом к ведению определенного юрисдикционного орган.

Подведомственность разделяется на единичную, в силу которой разбирательство дела вправе осуществлять только один суд, и множественную, когда разрешение дела могут проводить различные органы.

Судебная форма играет ведущую роль среди различных форм защиты права, как универсальная, исторически сложившаяся, детально регламентированная нормами гражданского процессуального права .

Правосудие – это форма государственной деятельности, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел, в том числе и гражданских, которая осуществляется в установленном законом процессуальном порядк е.

Судебная власть представляет собой имеющую свои особенности в организации и компетенции особую разновидность государственной власти, делегированную государством специально уполномоченным государственным органам – судам, которая реализуется конкретными должностными лицами (судьями) для выполнения ими правозащитных функций с использованием в необходимых случаях силы принуждения .

Носителями судебной власти и, соответственно, уполномоченными законом на осуществление правосудия могут быть только судьи, а также привлекаемые в установленном порядке к осуществлению правосудия присяжные заседатели.

Систему судов РФ можно описать следующим образом :

1. Конституционные суды в РФ:

Конституционный суд РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

2. Суды общей юрисдикции в РФ.

Верховный суд РФ

Суды субъектов РФ

Городские (районные) суды

Мировые суды

2.1 Система Военных судов в РФ в составе судов общей юрисдикции в РФ.

Военная коллегия Верховного суда РФ.

Военные (флотские) окружные суды РФ.

Гарнизонные суды РФ

3. Арбитражные суды в РФ.

Федеральные арбитражные суды округов

Арбитражные суды округов

Арбитражные суды субъектов РФ

4. Иные суды, действующие на территории РФ.

Третейские суды

Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Можно выделить следующие стадии гражданского судопроизводства :

Возбуждение гражданского судопроизводства;

Подготовка дела к судебному разбирательству;

Судебное разбирательство; производство в суде апелляционной инстанции;

Производство в суде кассационной инстанции;

Производство в суде надзорной инстанции;

Пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам; исполнительное производство.

Право на судебную защиту – это конституционное право граждан и организаций .

Гражданским судопроизводством (гражданским процессом) называется порядок производства по гражданским делам, определяемый нормами гражданского процессуального права .

Юридическая ответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

Основные функции юридической ответственности – охрана правопорядка и воспитание людей. Обе эти функции преследуют конкретную цель – предупреждение правонарушений. Она достигается только через исправление и перевоспитание правонарушителей, воспитание всех граждан в духе уважения законов.

Успешному осуществлению этих задач служат следующие основные принципы юридической ответственности: законность, обоснованность, справедливость, целесообразность, неотвратимость.

В соответствии с видами правонарушений юридическая ответственность классифицируется как уголовно-правовая, гражданско-правовая, административная, дисциплинарная, а также материальная .

Социально-правовая защита и поддержка семьи в Российской Федерации

Семейное право

Семейное право. Семья представляет собой своеобразный слепок общества, только уменьшенный по своим размерам. Семья – это ячейка государства и она осуществляет ряд важных функций:

Репродуктивная функция (рождение детей).

Экономическая функция (производство и потребление материальны благ).

3) Защитная (забота о здоровье, содержание и защита семьи).

Воспитательная и образовательная функция.

Эмоциональная (любовь супругов).

Функция социализации (передача детям социального опыта).

В юридическом смысле, семья представляет собой группу лиц, связанных между собой взаимными правами и обязанностями, которые возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением).

Взаимные права супругов, родственников, детей регулируются и охраняются нормами семейного права – совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные отношения и связанные с ними имущественные отношения, которые возникают из брака, родства, усыновлением (удочерением). Отношения между членами семьи, урегулированные нормами семейного права, представляют собой семейные правоотношения.

Основными принципами семейного права являются добровольность брачных отношений, единобрачие, равенство прав супругов, приоритет семейного воспитания детей, обеспечение безусловной защищенности их интересов и прав, а также интересов и прав нетрудоспособных членов семьи.

Семейное право следует рассматривать как совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание.

Подача заявления в органы ЗАГСа не менее, чем за месяц до регистрации. В особых случаях (беременность, рождение ребенка непосредственная угроза жизни одной из сторон) брак может быть заключен в день подачи заявления.

Вопросы при разводе: о разделе имущества супругов, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети, с кого и в каком размере удерживать алименты.

Брак признается действительным лишь при наличии гражданской дееспособности лиц, вступающих в брак. Вот почему душевнобольные, признанные таковыми по суду, не имеют права вступать в брак. Кроме того, закон разрешает бесплатно пройти добровольное медицинское освидетельствование лицам, вступающим в брак. В соответствии с п. 3 ст. 15 СК РФ основанием для обращения одного из супругов в суд с требованием о признании брака недействительным является только факт сокрытия другим супругом наличия у последнего ВИЧ-инфекции (СПИД) или венерического заболевания, передающихся половым путем. Кроме того, не допускаются законом браки между прямыми родственниками - братьями и сестрами, матерью и сыном, отцом и дочерью, а также между усыновителями и усыновленными. В России запрещено многоженство и не допускается вступление в брак, если жених (невеста) уже состоит в браке. Сокрытие этого факта также является основанием для признания брака недействительным.

Развод прекращает правоотношения между супругами на будущее после расторжения брака время: если супруги пришли к обоюдному решению о невозможности продолжения их семейной жизни, то при отсутствии у них обоих несовершеннолетних детей развод производится в органах ЗАГС независимо от наличия у них имущественных споров, если же имеются дети - то вопрос решается в суде. В этом случае суд, убедившись в добровольном согласии сторон, расторгает брак без выяснения причин. Суд вправе попытаться примирить супругов, но только в том случае, когда кто-то из супругов не соглашается на развод. Если же примирительная процедура в течение 3-х месяцев не дала положительных результатов, суд расторгает брак. В соответствии с новым Семейным кодексом бывшие супруги не вправе вступить в новый брак, пока не получат в органе ЗАГС свидетельства о расторжении предыдущего брака.

Личные права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов

СК РФ вводит в соответствии с новым Гражданским кодексом существенные изменения в имущественные правоотношения супругов. Эти отношения складываются из владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим членам семьи. Во всех имущественных отношениях права и обязанности имеют только отдельные члены семьи.

Причем, дети не имеют права собственности на имущество, принадлежащее родителям.

Закон различает добрачное имущество, принадлежавшее мужу (жене) до вступления в брак, и имущество, приобретенное во время брака.

СК РФ различает законный и договорный режимы имущества супругов.

Права и обязанности родителей и детей

Правовое положение ребенка в семье определяется не с точки зрения прав и обязанностей родителей, а с точки зрения интересов самого ребенка и включает следующие основные права ребенка:

Жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей, получать от них (а при их отсутствии от ответственных за это лиц) заботу и надлежащее воспитание;

Ребенок вправе рассчитывать на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства, на общение с обоими родителями и другими родственниками, на защиту своих прав и законных интересов, в т.ч. путем самостоятельного обращения в органы опеки и попечительства, а с 14-летнего возраста-в суд. Дети имеют по закону право выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся их жизни; имеют право на фамилию, на получение содержания и право собственности на принадлежащее им имущество.

Алиментные обязательства

Семейный кодекс РФ содержит большой специальный раздел, нормы которого регулируют алиментные обязательства членов семьи. Алименты - в переводе с латинского - содержание, пища.

Как правило, алиментные обязательства возникают при разводах родителей. Алиментные обязательства обеспечивают получение средств на содержание нетрудоспособных и нуждающихся членов семьи от других членов. Эти обязательства носят строго личный характер и существуют, пока живы оба их участника - плательщик и получатель алиментов, лишь со смертью одного из них обязательства прекращаются.

Обязанность доставлять средства на содержание нуждающимся членам семьи имеют: оба родителя в отношении несовершеннолетних и совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся детей; взрослые дети в отношении родителей; супруги (в установленном законом случаях - бывшие супруги) в отношении друг друга, при наличии определенных условий - братья и сестры, дедушка и бабушка в отношении внуков и внуки в отношении бабушки и дедушки; воспитанники в отношении фактических родителей, пасынки (падчерицы) в отношении отчима и матери. Этот перечень является исчерпывающим.

Алименты могут выплачиваться обязанным лицом лично или пересылаться по почте, переводиться на личный счет получателя в банке, могут уплачиваться и иным путем. Без обращения в суд возможно нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов, которое заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты и их получателем, равно как и законными представителями этих лиц. В одностороннем порядке изменение такого соглашения не допускается и дело должно рассматриваться в суде.

При отсутствии соглашения об уплате алиментов они взыскиваются в судебном порядке, причем размер алиментов на несовершеннолетних детей установлен законом в процентном отношении к заработку и/или иному доходу родителя: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины. Суд вправе также определять размер алиментов одновременно в долях к заработку (доходу) родителя и в твердой денежной сумме.

СК РФ представляет широкие возможности сторонам самостоятельно определять способы и порядок уплаты алиментов. В качестве уплаты алиментов допускается и предоставление определенного имущества (квартиры, жилого дома, земельного участка и т.п.).

Если лицо, обязанное по решению суда уплачивать алименты, не имеет заработка, достаточного для уплаты алиментов, исполнительный лист передается судебному" исполнителю, который осуществляет взыскание алиментов из денежных средств лица, находящихся в банке или иных кредитных учреждениях, или из его средств, переданных по договорам коммерческим и некоммерческим организациям. Взыскание может быть обращено и на любое иное имущество лица, обязанного уплачивать алименты, на которое по закону может быть обращено взыскание.

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Особый раздел СК РФ посвящен правовым вопросам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Защита их прав и интересов возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Законодатель отдает приоритет семейному воспитанию таких детей и подробно регламентирует его различные формы: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья.

С целью более полного обеспечения прав родителей при усыновлении предусматривается судебный порядок установления усыновления, повышаются требования к будущим усыновителям.

Обязательным условием усыновления ребенка является получение согласия на усыновление от его родителей, если они живы, не признаны судом недееспособными или ограниченно дееспособными и не лишены родительских прав. Если родители усыновляемого не достигли возраста 16 лет, то необходимо получить не только их согласие, но необходимо согласие их родителей, т.е. бабушки и дедушки усыновляемого, или опекунов (попечителей), а при отсутствии опекунов или родителей - согласие органа опеки и попечительства.

Усыновление возможно и без согласия родителей усыновляемого, если они более шести месяцев не проживают совместно с ребенком, уклоняются от его содержания и воспитания, а суд признал причины их отсутствия неуважительными.

СК РФ ввел новый институт: воспитание детей в приемной семье. Закон признает приемной семью, которая взяла на воспитание хотя бы одного ребенка. Труд приемных родителей по воспитанию детей (в отличие от опекуна, попечителя) является оплачиваемым. Размер оплаты, объем льгот, формы помощи и контроля приемной семьи разрабатываются и должны быть определены

Способы защиты прав и законных интересов граждан.

Под «формой защиты» субъективных прав следует понимать определенный порядок защиты права тем или иным юрисдикционным органом (органом рассмотрения и разрешения гражданских дел)

Действующее законодательство предусматривает судебную, общественную и административную формы защиты права, отдавая приоритет судебной форме (самозащита, урегулирование споров). Многообразие форм защиты права объясняется правовыми традициями, спецификой подлежащих защите или охране прав, сложностью или, наоборот, простотой наличия правоотношений между сторонами гражданского процесса и защиты соответствующих прав и т. д.

Защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется заинтересованными лицами в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, в суде общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах.

Суть урегулирования споров сводится к тому, что лицо, чьи права действительно или предположительно нарушены или оспорены, в нормативно определенный срок в письменной форме доводит свои притязания с приложением соответствующих документов до сведения второй стороны. Последняя, рассмотрев заявление, должна в определенный срок либо удовлетворить претензию, либо прислать мотивированный отказ. При урегулировании спора заинтересованные лица вправе обмениваться телеграммами, факсами, через сеть Интернет.

Руководители спорящих сторон, а также их ответственные представители вправе встречаться для выработки экономически обоснованного и хозяйственно целесообразного решения. В рассмотрении трудовых споров участвуют заинтересованный работник, администрация предприятия и представители профсоюзной организации, которые на заседании комиссии по трудовым спорам выносят решение по спору.

Достоинства подобного урегулирования спора как способа правовой защиты заключаются в простоте и быстроте, его целесообразности и эффективности,

Административный порядок защиты права заключается в том, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственного управления или местного самоуправления могут без вызова заинтересованных лиц и вне действующей процедуры принять решение о восстановлении нарушенного права или об устранении каких-то юридических неопределенностей. Так, прокурор может санкционировать выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом (ч. 2 ст. 90 ЖК).

Центральный банк РФ и его отделения вправе применять безакцептное списание суммы должника с его банковского счета при осуществлении банковского контроля. Органы местного самоуправления вправе взыскивать с организаций ущерб за потравы посевов и повреждение насаждений. Комиссии по делам несовершеннолетних в некоторых случаях могут производить денежные взыскания с родителей и попечителей подростков.

Любое решение, выработанное в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ч. 2 ст. 11 ГК), поскольку гражданско-процессуальный порядок рассмотрения и разрешения возникшего спора является наиболее совершенной формой защиты субъективных прав.

Судебная форма защиты права характеризуется следующими преимуществами:

1. Защиту осуществляет специальный орган - суд, созданный только для рассмотрения споров о праве (термином «суд» обозначаются: суд общей юрисдикции, мировой, специальные суды: арбитражный, третейский, военный).

2. Суд разрешает заявленные требования на основе применения норм гражданского, семейного, трудового и другого права в порядке гражданской юрисдикции.

3. Обстоятельства дела исследуются в режиме гражданской процессуальной формы, которая гарантирует законность и обоснованность разрешения спора.

4. Защиту осуществляют беспристрастные судьи.

5. В разбирательстве дела активно участвуют стороны спора и другие заинтересованные лица.

Все это в совокупности повышает эффективность судебной процедуры и в конечном счете способствует правовому воспитанию граждан.

Процессуальная форма представляет собой последовательный, определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения и разрешения гражданского дела, включающий определенную систему гарантий. Соблюдение процессуальной формы - непременное условие законности судебных постановлений.

Для процессуальной формы характерны следующие черты:

1. Конституционные гарантии, прежде всего независимость суда и подчинение его только закону, гласность, в том числе национальный язык судопроизводства.

2. Нормы гражданского процессуального права в совокупности образуют процессуальную форму в широком значении; ею строго и исчерпывающе определяется и направляется процессуальная деятельность - в процессе допустимы только действия, предусмотренные процессуальным законом.

3. Решение суда должно основываться только на фактах, доказанных и установленных судом предусмотренными законом способами.

4. Лицам, заинтересованным в судебном решении, предоставляется право участвовать в разбирательстве дела судом для защиты своих интересов. Суд не вправе постановить решение, не выслушав и не обсудив доводы этих лиц, явившихся по извещению суда в судебное заседание.

Процессуальная деятельность по защите нарушенного или оспоренного права регулируется гражданским процессуальным правом.

Конституция РФ гарантирует право человека и гражданина на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законами (ст. 45), а также судебную защиту (ст. 46).

Граждане реализуют свое право на судебную защиту путем непосредственного обращения в суд с исковым требованием либо жалобой на действия административных органов.

Право на судебную защиту - конституционное право граждан и организаций. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод провозглашает Конституция РФ. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Форма защиты права - категория процессуального характера. Под формой защиты права понимается определяемая законом де­ятельность компетентных органов по защите права, т.е. по уста­новлению фактических обстоятельств, применению к ним норм права, определению способа защиты права, вынесению решения и осуществлению контроля за его исполнением. Применение пе­речисленных в законе способов защиты права, т.е. определенных мер принуждения к нарушителю права, осуществляется не одной, а несколькими формами защиты права.

Многообразие форм защиты права объясняется действием рада факторов - спецификой подлежащих защите или охране прав, сложностью или, наоборот, простотой познания правоотно­шений и подлежащих защите прав, степенью развития демокра­тических процессов в обществе, правовыми традициями.

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуще­ствляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суды общей юрисдикции, включая мировых судей, арбитражные, третейские суды.

Защита гражданских прав в административном порядке воз­можна лишь в случаях, предусмотренных законом. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Функции по защите и охране бесспорных прав и охраняемых законом интересов выполняют также нотариусы и другие должно­стные лица, имеющие право совершать нотариальные действия. Так, нотариусы удостоверяют сделки, принимают меры к охране наследственного имущества, выдают свидетельства о праве на на­следство, о праве собственности на долю в имуществе супругов.

Многие трудовые споры рассматриваются непосредственно на месте возникновения конфликтов комиссиями по трудовым спо­рам (КТС), а коллективные трудовые споры - примирительными комиссиями, трудовыми арбитражами.

Среди различных форм защиты права ведущую роль играет су­дебная форма как универсальная, исторически сложившаяся, де­тально регламентированная нормами гражданского процессуаль­ного права. Она обеспечивает надежные гарантии правильного применения закона, установления реально существующих прав и обязанностей сторон.

Защита нарушенных прав человека судом общей юрисдикции наиболее эффективна и цивилизованна.

Еще по теме Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Право на судебную защиту.:

  1. 1.Формы защиты субъективных гражданских прав и интересов граждан и организаций. Понятие правосудия. Предмет судебной защиты.
  2. Часть 1. СУДЕБНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ
  3. Часть 1 СУДЕБНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ
  4. § 5. Участие в арбитражном процессе государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц 1. Понятие защиты публичных интересов, защиты прав и законных интересов других лиц путем обращения в арбитражный суд государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, организаций и граждан
  5. Программа спецкурса {спецсеминара) НЕСУДЕБНЫЕ ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ И ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ИНТЕРЕСОВ»

1. Административно-правовая защита прав и свобод граждан. Общий порядок производства по обращениям граждан. Государственные и муниципальные органы, их руководители, другие должностные лица обязаны принимать и в соответствии со своими полномочиями, в установленные порядке и сроки рассматривать предложения, заявления и жалобы граждан, давать на них ответы и принимать необходимые меры. Предложения и заявления подаются гражданами в те государственные и муниципальные органы, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса. Жалобы подаются обычно в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган или должностное лицо, действия которых обжалуются. Органы, их руководители и другие должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться. Руководители и другие должностные лица органов обязаны проводить личный прием граждан. Государственные и общественные органы, их руководители и другие должностные лица при рассмотрении предложений, заявлений и жалоб обязаны: внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса. Гражданин, не согласный с решением, принятым по его обращению, имеет право обжаловать это решение в тот орган или тому должностному лицу, которым непосредственно подчинены орган или должностное лицо, принявшие обжалуемое решение. Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в орган, обязанный разрешить вопрос по существу. Предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Предложения, заявления и жалобы граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, по ним приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы. Все государственные органы, муниципальные органы обязаны систематически проверять состояние дел по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан в подчиненных им организациях, принимать меры к устранению причин и условий, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, вызывающих поступление повторных заявлений и жалоб.

Специальный порядок производства по обращениям граждан. Обращения в органы прокуратуры Российской Федерации. Порядок рассмотрения обращений в органы прокуратуры РФ играет чрезвычайно важную роль при защите прав граждан, так как именно прокуратура РФ осуществляет, в частности, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также за исполнением законов различными организациями и должностными лицами. В органах прокуратуры разрешаются обращения граждан и иных лиц, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, факсимильной связи, телеграфу. Обращения могут быть поданы самим гражданином, права которого нарушены, или его представителем, а также по просьбе гражданина - надлежащим образом уполномоченным представителем общественной организации, трудового коллектива. Письменное обращение гражданина, а также должностного и иного лица должно содержать фамилию, имя, отчество, адрес, наименование органа или должностного лица, которым оно направлено, изложение существа вопроса, указание на нарушенный, по мнению заявителя, закон, дату и личную подпись. По каждому обращению в прокуратуре может быть выполнено одно из следующих действий: принятие к производству; передача на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; направление в другие органы; приобщение к ранее поступившей жалобе. Обращения граждан, подлежащие разрешению другими органами и учреждениями, в 5-дневный срок направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением, куда им следует обратиться. По итогам разрешения жалоб и заявлений граждан может быть принято одно из следующих решений: 1) удовлетворено - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя; 2) повторное удовлетворенное - обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения; 3) отклонено - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными; 4) разъяснено - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера; 5) иное направление. По окончании проверки заявителю, по его просьбе, предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Обращения граждан разрешаются в срок не позднее 30 дней со дня поступления в прокуратуру, а не требующие дополнительного изучения и проверки - обычно не позднее 15 дней. Обращения граждан считаются разрешенными и снимаются с контроля, если рассмотрены поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры, даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством и отправлен письменный ответ.

Обращения в органы и учреждения Министерства юстиции Российской Федерации. Специальные нормы о порядке обращений граждан в органы юстиции установлены приказом Минюста России «Приказ Минюста РФ от 28.06.2001 № 191 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Министерстве юстиции Российской Федерации". При рассмотрении обращения гражданину должно быть обеспечено право лично изложить доводы лицу, рассматривающему его обращение, ознакомиться с материалами проведенной проверки, представить дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании органом, рассматривающим жалобу, получить письменный или устный ответ о принятых решениях. На обращение, поступившее впервые, заводится алфавитная учетная карточка и производство (специальный документ, в который подшиваются все документы и материалы, отражающие ход рассмотрения данного обращения и принятые по нему решения).

Обращения к депутатам представительных органов местного самоуправления, депутатам Государственного Совета Республики Татарстан, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения к депутатам всех уровней власти.

Одной из форм деятельности всех депутатов является работа с избирателями, которая подразумевает, что депутат: 1) рассматривает устные и письменные обращения избирателей, 2) отвечает на их письма, 3) ведет прием граждан (обычно в своих общественных приемных, но возможен и прием непосредственно в представительном органе), 4) вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения. Невыполнение законных требований депутата (в частности, адресованных должностному лицу государственного органа, муниципального органа, организации или общественного объединения) влечет административное наказание.

Обращения к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Уполномоченный рассматривает жалобы со следующими характеристиками: 1) жалобы направлены гражданами РФ и находящимися на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства; 2) жалобы затрагивают решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо внесудебном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе; 3) жалобы не относятся к решениям Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, решениям законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: 1) принять жалобу к рассмотрению; 2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; 3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; 4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

2. Судебный порядок защиты граждан от решений и действий (бездействий), нарушающих их права и свободы. В соответствии со ст. 1 Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" устанавливает, что «каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что «неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы».

Закон определил круг органов и лиц, решения и действия которых могут быть обжалованы в суд. Действие положений Закона в отношении государственных служащих распространено также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, на основании ст. 2 Закона об обжаловании относятся «коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности».

Закон об обжаловании устанавливает пределы своего действия, значительно расширяя сферу судебного контроля за исполнительной властью. Общее правило состоит в том, что в соответствии со ст. 3 «Суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме:

действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ;

действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования».

Общее право жалобы, которым наделяются все граждане без исключения, реализуемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, может быть подразделено на два вида: а) право на административное обжалование (в вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию) б) право на судебное обжалование.

Вместе с тем, часть 2 ст. 4 Закона об обжаловании не исключает право гражданина сначала использовать административный канал обжалования. В этом случае соответствующий орган (должностное лицо) должны рассмотреть жалобу в срок до 1 месяца.

Статья 5 Закона устанавливает предельные сроки обращения с жалобой в общий суд. Если гражданин обращается в суд непосредственно, минуя административный канал обжалования, то в этом случае он должен подать жалобу в течение «трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его права». Суд, признав обжалуемое действие (решение) незаконным, отменяет применение к гражданину меры ответственности, либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Установив обоснованность жалобы, суд решает также вопрос и об ответственности соответствующих субъектов за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. По смыслу жалоба может быть подана на индивидуальное и нормативное решение.

При обжаловании нормативного решения суд может признать его незаконным относительно гражданина, подавшего жалобу, но не вправе отменить это решение вообще. Нормативные правовые акты, нарушающие права и свободы граждан могут быть признаны недействующими в соответствии со ст. 251-253 ГПК РФ.

Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации, закрепляются, главным образом, законодательством об обращениях. Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса гражданина, как лица, выполняющего те или иные социальные функции, являющегося участником трудовых, юрисдикционных отношений.

Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования.

Вывод: Конституция РФ провозгласила, что Россия есть демократическое, правовое государство, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина есть обязанность государства. К сожалению, большая часть населения России обладает низкой правовой культурой, не знает своих прав и не может отстоять их в суде.


Конституция РФ гарантирует каждому право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Право на обращение в суд за защитой нарушенного субъективного права и законного интереса - широкое, подлинно демократическое, конституционное право, в котором воплощается доступность правосудия. В Конституции закреплено равенство всех перед законом и судом (ст. 19), а также право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32).

В общем виде право на защиту можно определить как предоставленную управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права.

Право на защиту - не только гарантия интересов личности, но и гарантия интересов правосудия, она - социальная ценность.

Защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.

По общему правилу защита гражданских прав осуществляется в судебном порядке. Основная масса гражданских споров рассматривается судами общей юрисдикции. Наряду с ними судебную власть осуществляют арбитражные суды, которые разрешают споры, возникающие в процессе предпринимательской деятельности. В качестве средств судебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов выступает иск, то есть обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что обеспечение конституционного права граждан и организаций на судебную защиту во многом зависит от эффективности деятельности судов, от реальности доступа к правосудию тех лиц, чьи права нарушены и (или) оспорены.

Эффективность правосудия зависит от многих факторов. Один из них состоит в вынесении правильных, т.е. законных и обоснованных, справедливых и разумных судебных решений и других судебных актов. Решение должно быть не только законным и мотивированным, но и справедливым. Оно должно восприниматься обеими сторонами как правильное и справедливое. Подтверждением признания решения сторонами может быть добровольное его исполнение.

Высокая эффективность судебных решений очень важна не только для спорящих сторон, но и для государства и общества. Законные и обоснованные, справедливые и разумные судебные решения способствуют формированию надлежащего правопорядка в стране, определяют дальнейшее поведение в экономических отношениях участвовавших (да и не участвовавших) в судебном разбирательстве лиц.

Основной целью курсовой работы является исследование судебной формы защиты прав и охраняемых интересов граждан и организаций как основную из существующих форм защиты.

В соответствии с данной целью в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие, значение и место судебной власти в обеспечении прав и законных интересов граждан и организаций.

2. Дать характеристику судебной системы как механизма, непосредственно обеспечивающего судебную защиту прав и законных интересов граждан и организаций.

3. Определить сущность правосудия по гражданским делам.

4. Проанализировать правовые основы судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

5. Исследовать иск как средство судебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов.

6. Рассмотреть стадии процесса судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

1.1 Понятие, значение и место судебной власти в обеспечении прав и законных интересов граждан и организаций

Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Анализ гл. 7 Конституции позволяет сделать вывод, что судебную власть осуществляют в России Конституционный Суд Российской Федерации, а также система общих и арбитражных судов, действующая в национально-государственных и административно-территориальных образованиях.

Конституционный Суд Российской Федерации - высший орган судебной власти по защите конституционного строя, - правосудия по конкретным делам не осуществляет, что прямо следует из ст. 125 Конституции.

Включение в судебную систему арбитражных судов, созданных вместо ранее существовавших несудебных органов, расширило сферу правосудия по гражданским делам, поскольку к их компетенции отнесено разрешение экономических споров и иных дел (ст. 127 Конституции).

Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации”, вступившего в силу с 1 июля 1995 года, арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции.

Задачами арбитражного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в указанной сфере (ст. 2 Арбитражного процессуального Кодекса - АПК).

Компетенция арбитражных судов по рассмотрению и разрешению дел установлена ст. 22 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, между юридическими лицами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, а также между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами Федерации.

Таким образом, законодательство об арбитражном суде применяет термин “экономические споры” как равнозначный понятию “споры, вытекающие из гражданских правоотношений”, что позволяет включить арбитражный процесс в систему гражданского судопроизводства.

Сопоставление ст. 22 АПК со ст. 25 ГПК и другими законами, определяющими подведомственность гражданских дел общему или арбитражному суду, показывает, что разграничение подведомственности между ними проводится в отношении споров, возникающих из гражданских правоотношений, и в сфере управления в основном по субъектному составу и их предпринимательской деятельности.

1.2 Судебная система как механизм, непосредственно обеспечивающий судебную защиту прав и законных интересов граждан и организаций

Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики.

Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "России надо быть сильной и конкурентоспособной" отмечалось, что сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия.

Российская Федерация 28 февраля 1996 г. подписала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, ратифицированную Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ, вступившую в силу для России 5 мая 1998 г., ст. 13 которой предусматривает, что "каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве".

Из буквального толкования ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод не следует, что эффективное средство защиты в государственном органе подразумевает исключительно возможность судебного обжалования, т.е. под "государственным органом" должен пониматься обязательно суд.

Тем не менее, полномочия и процессуальные гарантии, которыми обладает государственный орган, существенно важны при определении того, представлял ли он эффективное средство правовой защиты". Необходимо отметить, что в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" указано, что Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции.

В российской правовой системе именно судебные органы отвечают требованиям, установленным Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Европейским судом по правам человека, для "государственного органа", имеющего "полномочия и процессуальные гарантии" и обеспечивающего "эффективную защиту".

Согласно ст. 10 и 11 Конституции России суды Российской Федерации осуществляют судебную государственную власть, т.е. являются "государственными органами". В соответствии со ст. 7 - 10 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 5 апреля 2005 года)"О судебной системе Российской Федерации" суд предоставляет гражданам необходимые "процессуальные гарантии" для обеспечения правосудия, а в силу ст. 5, 11 - 16 того же Закона при назначении судей, а также при осуществлении ими своей деятельности обеспечиваются необходимые гарантии их независимости и беспристрастности.

Статья 6 Закона N 1-ФКЗ в совокупности с другими правовыми актами, устанавливающими обязательность судебных постановлений и ответственность за их неисполнение, наделяет суды достаточными "полномочиями" для обеспечения обратившимся гражданам "эффективной защиты". Европейский суд по правам человека, принимая в соответствии со ст. 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод решения об "исчерпанности внутренних средств правовой защиты" при обращениях граждан РФ, рассматривает суды Российской Федерации как надлежащие средства правовой защиты, предусмотренные общепризнанными принципами международного права. В случае если заявитель не обращался в суды Российской Федерации с жалобами на действия органов государственной власти, Европейский суд, как правило, объявлял жалобу неприемлемой по причине не исчерпания средств правовой защиты.

В целях дальнейшей реализации судебной реформы и повышения эффективности деятельности судебной власти в Российской Федерации Правительство Российской Федерации утвердило федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы.

Основной целью Программы является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

1.3 Сущность правосудия по гражданским делам

Право гражданина на обжалование неправомерных действий органов власти относится к одному из основополагающих и общепризнанных прав человека. Отсутствие этого права или действенного механизма его реализации во многом обесценивает остальные права и свободы человека. Судебные механизмы восстановления нарушенных прав человека являются неотъемлемой частью правового гражданского общества.

Указанное право содержится в ст. 46 Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституционная формулировка этого права звучит следующим образом: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".

Правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве.

Другие органы, третейские суды могут разрешать споры, но не могут осуществлять правосудие, использовать гражданско - процессуальную форму. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Законом о судебной системе, не допускается. Третейские суды не осуществляют правосудия.

Правосудие является наиболее эффективным правовым механизмом в охране прав и интересов граждан. Суд в ряду других государственных органов, выполняющих правоохранительную деятельность, занимает центральное место.

Приоритет судебной формы защиты права выражается в том, что:

а) когда спор о праве рассматривается несколькими органами, в число которых входит суд, окончательное решение принимается судом;

б) на суд возложена обязанность проверки законности в определенных пределах решений третейских судов в случае обращения за выдачей исполнительного листа на принудительное исполнение его решения;

в) решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ).

Таким образом, право на судебную защиту как одно из особо гарантированных конституционных прав, представляет гражданам, широкую возможность обращения к органам государства за защитой нарушенного (оспариваемого) права и охраняемого законом интереса. Государство тем самым как бы опосредует интерес гражданина, субъекта, который обращается за защитой как свой собственный интерес.

Деятельность суда по защите субъективных прав и законных интересов граждан и организаций - правосудие, осуществляется путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел, а также применения в случае необходимости предусмотренных законом мер принуждения. В этом проявляется судебная власть как одна из самостоятельных ветвей государственной власти в Российской Федерации (ст. 11 Конституции).

В соответствии с Конституцией правосудие осуществляется только судом и в полном соответствии с законом. Никто, кроме суда, избранного в установленном законом порядке, не вправе разрешать дела, отнесенные к исключительной компетенции суда.

В связи с изменениями, внесенными в судебную систему России, возникает вопрос, какие суды осуществляют правосудие по гражданским делам и, что включается в понятие “гражданские дела”.

Традиционно понятием “гражданские дела” охватывается большое число разрешаемых судом правовых конфликтов, возникающих из различных правоотношений, а также дела особого производства, целью которых является защита законных интересов путем установления юридических фактов, правового статуса гражданина либо имущества.

В современных условиях особая роль принадлежит правосудию по гражданским делам. Достаточно сказать, что из общего количества дел, рассматриваемых судами, преобладающее число составляют гражданские дела с тенденцией их дальнейшего увеличения на основе вновь принимаемого законодательства. Рассмотрение и разрешение этих дел затрагивает субъективные права и законные интересы значительной части граждан и организаций. В современный период повышается роль суда в защите прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, утверждении принципа социальной справедливости, предупреждении правонарушений, воспитании уважения к закону, правам, чести и достоинству граждан. Эти задачи могут быть успешно выполнены при строжайшем соблюдении законности как одного из важных условий укрепления правовой основы государственной и общественной жизни, функционирования правового государства.

2.1 Правовые основы судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., устанавливает более широкое право человека на судебную защиту в ст. 8, указывая, что "каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом".

Право на обжалование в суд действий и решений органов государственной власти - это более узкое право, однако в условиях современного мира, когда государство, как правило, является единственным субъектом, обладающим легитимным аппаратом насилия и принуждения, именно угроза нарушения прав человека со стороны государственных органов приобретает первоочередное значение. Соответственно, правовые механизмы, обеспечивающие защиту прав человека от противоправных посягательств со стороны государства и его должностных лиц, должны иметь, и имеют детальное регулирование в международном и национальном праве, помимо общего права на судебную защиту.

Так, сняты почти все ограничения в области защиты трудовых прав граждан, расширена возможность судебной защиты в области земельных правоотношений, установлена практически неограниченная возможность обжалования в суд действий и решений государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 1 Закона «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граж дан»).

Согласно ст. 11 Гражданского Кодекса РФ, защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется судом, арбитражным судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Однако решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.

Аналогичные нормы имеются и в других отраслях материального права (семейного, трудового, земельного, финансового, аграрного и др.).

Таким образом, действующее законодательство предусматривает различные формы - судебную, общественную и административную, устанавливая приоритет судебной защиты права.

Статья 96 Закона о Конституционном Суде РФ предусматривает право на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллегиальной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан (чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащем применению в конкретном деле) и объединений граждан, а также иных органов и лиц, указанных в федеральном законе.

Право на обращение в суд возникает у каждого гражданина, который "считает", что его права и свободы нарушены. Иными словами, одного лишь субъективного мнения заявителя о нарушении его прав и свобод достаточно для начала рассмотрения дела по существу. Эта формулировка вступает в противоречие с общим принципом гражданского судопроизводства, установленным ст. 3 ГПК РФ, "заинтересованное лицо... вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов", которая подразумевает, что факт нарушения (оспаривания) прав у заявителя должен носить объективный, а не субъективный характер.

При обращении в суд лицо должно представить доказательства того, что его права или законные интересы нарушены.

Со статьей 3 ГПК РФ корреспондирует ст. 134 ГПК РФ, которая, применительно к исковому производству, устанавливает обязанность суда отказать в приеме искового заявления (т.е. фактически в рассмотрении дела), если в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя. При этом суд не приступает к рассмотрению дела, не выслушивает заявителя и других лиц, не исследует доказательства.

Между тем производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в отличие от искового производства, такого института, как отказ в принятии заявления, не предусматривает, за исключением случая, когда имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу (ст. 248 ГПК РФ).

Это различие в подходах вызвано особой значимостью данной категории дел, наличием не только частного, но и публичного интереса (т.е. интереса общества и государства) в обеспечении защиты прав граждан от посягательств со стороны органов государственной власти. То обстоятельство, что граждане не всегда способны сразу при подаче заявления юридически верно оформить суть своих требований и обосновать факт нарушения своих прав, не должно в данном случае являться препятствием для начала рассмотрения заявления по существу, в ходе которого заявителям будет предоставлена возможность исправить эти упущения.

С другой стороны, следует отметить, что несбалансированная правовая система и несовершенство судебной власти привели ко множественным случаям злоупотребления столь широким правом на обращение в суд. Были прецеденты, когда лица, нарушение прав которых имело очень субъективный либо вообще мнимый характер, обращались в суды с заявлениями, на основании которых суды, не всегда являясь достаточно независимыми и беспристрастными, имея чрезвычайно мощные инструменты воздействия на заинтересованных лиц до вынесения судебного решения, серьезно вмешивались в действия различных государственных органов и хозяйствующих субъектов.

Возможность лиц, права и законные интересы которых не нарушены, обратиться в суд предусмотрена в ч. 2 ст. 4 ГПК РФ. Эти лица выступают от своего имени, но в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, в т.ч. публичных образований и неопределенного круга лиц. В их число входит прокурор, который может обращаться в суд в защиту интересов частных лиц лишь в случаях, предусмотренных законом, а также лица, перечисленные ст. 46 ГПК РФ (например, органы опеки и попечительства, общества по защите прав потребителей и др.).

Действующее законодательство Российской Федерации, а также международные правовые акты признают и детально регулируют право обжалования незаконных действий государственных органов не только гражданами, но и юридическими лицами. Правда, в законодательстве РФ имелся пробел, связанный с отсутствием прямых указаний на право юридических лиц оспорить незаконные действия органов государственной власти, нарушившие их права не в сфере экономической деятельности, однако Конституционный Суд РФ восполнил этот пробел, указав в своем Определении от 22 апреля 2004 г. N 213-О "По жалобе общественного благотворительного учреждения "Институт общественных проблем "Единая Европа" на нарушение конституционных прав и свобод статьями 255 и 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 2 и 5 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", что "отсутствие в действующем законодательстве, в том числе в оспариваемых положениях Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", прямого указания на право объединения граждан (юридического лица) оспорить в порядке гражданского судопроизводства коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и законные интересы объединения... как и отсутствие указания на обязанность суда принять такое заявление к своему производству, а в случае его обоснованности - вынести решение об обязании соответствующего органа государственной власти... устранить в полном объеме допущенное нарушение или препятствие к осуществлению прав объединения, не может парализовать само это право, гарантированное Конституцией Российской Федерации".

2.2 Иск как средство судебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов

Поэтому защита по иску может быть осуществлена только в гражданском судопроизводстве, поскольку только суд может дать такую защиту. Следовательно, иск может интерес исключительно в качестве процессуального механизма.

Цель иска как в случае предъявления требования лицом, защищающим свое право или интерес, так и в случае предъявления требования лицом, защищающим «чужое» право или интерес, состоит в защите нарушенного или оспоренного права или охраняемого законом интереса одним из способов, указанных в законе. Цель иска может быть достигнута при условии, что лицо независимо от того, чье право или интерес оно просит защитить, сошлется в обоснование своего требования (просьбы) на определенную совокупность юридических фактов, подтверждающих как наличие самого права или интереса подлежащих защите, так и нарушение или оспаривание этого права или интереса.

Поскольку эта совокупность фактов определена нормой материального закона, она не может меняться в зависимости от того, кто предъявляет иск, т.е. не может меняться от того, защищает ли заинтересованное лицо свое или «чужое» право

Иск – важнейшее процессуальное средство защиты нарушенного или оспоренного права, а форма, в которой происходит защита этого права, называется исковой формой.

Таким образом, иск является процессуальным средством (инструментом) защиты нарушенного (оспоренного) права и охраняемого законом интереса, присущим исковой форме судопроизводства. Поскольку обладатель (носитель) нарушенного права или законного интереса, обращаясь в суд, ищет у суда защиты права или законного интереса, и просит тем самым суд рассмотреть его иск в отношении правонарушителя в предусмотренном законом процессуальном порядке, то обращение этого лица в суд получило название иск, а само производство по этому обращению – исковое.

Необходимо заметить, что действующее законодательство РФ предусматривает возможность защиты субъективных прав и законных интересов не только от гражданского правонарушения, но и от других видов правонарушений.

Таким образом, сравнительный анализ правовых норм, предусматривающих защиту прав и законных интересов граждан и организаций подводит нас к необходимости сделать вывод о том, что эта цель является задачей не только гражданского судопроизводства, но и уголовного, а также административного судопроизводства.

В связи с этим, не случайно ст. 46 Конституции РФ не акцентирует судебную защиту прав и свобод на одном каком-либо виде судопроизводства, поскольку такая защита может быть предоставлена только при помощи правосудия, которое в силу ст. 118 Конституции РФ осуществляется судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Следовательно, иск, как правовой инструмент по защите нарушенного (оспариваемого) субъективного прав или законного интереса имеет публично-правовой характер, поскольку с помощью его приводится в движение механизм правосудия по защите различных по своей отраслевой принадлежности и характеру нарушения прав и законных интересов.

Подтверждением данного тезиса, является то, что наличие института гражданского иска в уголовном судопроизводстве, свидетельствует о том, обвинение по юридической природе представляет собой иск, но только особый – уголовный . Гражданский иск в уголовном процессе был бы просто невозможен, если бы обвинение и гражданский иск не были родственными категориями.

Данное обстоятельство свидетельствует о некой адаптации иска в различных отраслях российского права, что указывает на универсальный характер данного правового инструмента.

Исходя из того, что иск представляет собой требование о защите нарушенного или оспоренного права либо законного интереса, можно сделать вывод, что иск как требование о судебной защите всегда адресован суду, а не правонарушителю. Аксиоматичный характер данного утверждения очевиден, поскольку он вытекает из правового анализа ст. 46, 118 Конституции РФ.

Действительно правонарушитель, получив иск, может и не осуществить в добровольном порядке содержащиеся в нем требования. Поэтому закрепление в Конституции РФ права на судебную защиту повысило уровень определенности в субъектном составе правоотношения. Право граждан на защиту их прав и законных интересов реализуется обращением не просто к органам государства, а конкретно к суду, поскольку только суд от имени государства, проверив факты объективной действительности, устраняет спорность права или, установив нарушения права, применяет принудительные меры к его восстановлению, а также защищает интерес, охраняемый законом (законный интерес).

Таким образом, для иска характерно то, что лицу с ним обратившимся всегда корреспондирует обязанность соответствующего государственного органа, дать ответ по существу заявленного требования о защите. В противном случае можно говорить не об иске, а о претензии, жалобе, заявлении.

2.3 Стадии процесса судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций

Стадия процесса - его определенная часть, объединенная совокупностью процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной (окончательной) цели. Гражданский процесс делится на следующие стадии:

производство в суде первой инстанции (от возбуждения дела до вынесения решения или иного заключительного постановления);

производство в суде второй инстанции (обжалование и пересмотр решений и определений, не вступивших в законную силу);

производство по пересмотру решений, определений и постановлений в порядке надзора;

производство по пересмотру решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам;

исполнительное производство.

Каждая стадия процесса характеризуется стоящей перед ней задачей: либо разрешить спор по существу (в суде первой инстанции), либо рассмотреть жалобу (протест) на решение или определение, не вступившее в законную силу, и т.д. Каждая стадия процесса отражает тем самым право и обязанность суда по правосудию на том или ином его этапе в сотрудничестве со сторонами и другими участвующими в деле лицами. Но не всякое дело проходит все стадии. Так, процесс может закончиться рассмотрением дела в суде первой инстанции, если решение суда не было обжаловано либо опротестовано.

В этом случае по требованию взыскателя может быть возбуждено исполнительное производство. Если же на решение подана жалоба (принесен протест), дело переходит в суд второй инстанции (возбуждается кассационное производство). И тогда исполнительное производство может быть возбуждено только после кассационного рассмотрения дела. Лишь незначительное количество решений и определений, вступивших в законную силу, пересматривается в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам (см. гл. 21 и 22 настоящего учебника). Во всех случаях исполнительное производство возбуждается, если должник не исполняет решение добровольно.

Правосудие по гражданским делам осуществляется в определенной законом процессуальной форме (процессуальном порядке).

Процессуальная форма - последовательный определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения и разрешения гражданского дела, включающий определенную систему гарантий.

Процессуальные действия совершаются в порядке и в строгой последовательности, установленных законом. В соответствии с этим возникают, развиваются и прекращаются гражданские процессуальные правоотношения на всех стадиях процесса. Для процессуальной формы характерны следующие черты:

а) конституционные гарантии, прежде всего независимость суда и подчинение его только закону, гласность, национальный язык судопроизводства;

б)нормы гражданского процессуального права в совокупности образуют процессуальную форму в широком значении; ею строго и исчерпывающе определяется и направляется процессуальная деятельность - в процессе допустимы только действия, предусмотренные процессуальным законом;

в)решение суда должно основываться только на фактах, доказанных и установленных судом предусмотренными законом способами;

г)лицам, заинтересованным в судебном решении, предоставляется право участвовать в разбирательстве дела судом для защиты своих интересов. Суд не вправе постановить решение, не выслушав и не обсудив доводов этих лиц, явившихся по извещению суда в судебное заседание.

Жалоба гражданина на действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих рассматривается судом по правилам гражданского судопроизводства в соответствии с гл. 23, 25 ГПК РФ.

Общий порядок рассмотрения таких заявлений заключается в подаче заявления (гл. 12 ГПК РФ), подготовке дела к судебному разбирательству (гл. 14 ГПК РФ), самом судебном разбирательстве с участием сторон (гл. 15 ГПК РФ), вынесении решения суда (гл. 16 ГПК РФ), обжаловании решения суда в кассационном - поскольку такие дела неподсудны мировым судьям, то, соответственно, стадия апелляционного обжалования невозможна - (гл. 40 ГПК РФ), надзорном (гл. 41 ГПК РФ) порядке, в порядке пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

К производству по таким делам применяются правила об обеспечении требований (гл. 13 ГПК РФ), приостановлении производства по делу (гл. 17 ГПК РФ) и др. Сторонами в таком судопроизводстве выступают заявитель и лицо (орган), действия (решения) которого оспариваются. Закон разрешает привлекать к участию в рассмотрении такого дела третьих лиц, чьи права и интересы могут быть затронуты судебным решением (ст. 43 ГПК РФ). Однако вступление в такое дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, невозможно, т.к. государственные органы не имеют своего собственного интереса (а значит, и самостоятельных требований) в конкретном деле, а гражданин, если считает, что его права и свободы также нарушены оспариваемыми действиями (решениями), должен доказывать факт нарушения в рамках отдельного судопроизводства, при этом вступившее в законную силу решение по делу по оспариванию тех же действий имеет для него, как было указано выше, преюдициальное значение.

В силу ч. 2 ст. 246 ГПК РФ к такого рода делам не применяются правила о заочном судопроизводстве. С одной стороны, такая особенность судопроизводства вызвана необходимостью обеспечить защиту государственных интересов, т.к. суд в любом случае выявит правовую позицию государственного органа. С другой стороны, эта норма не ограничивает права граждан, т.к., в отличие от обычных граждан и юридических лиц, установление места нахождения государственного органа, извещение его о судебном процессе и обеспечение явки его представителя в суд не вызывают затруднений.

Важнейшей особенностью судопроизводства по такой категории дел является распределение обязанностей по доказыванию. Согласно общему правилу, установленному ст. 56 ГПК РФ, "каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений". В рамках же производства по данной категории дел, согласно ч. 2 комментируемой статьи, обязанность по документальному доказыванию законности оспариваемых действий возлагается на государственный орган, тогда как гражданин обязан доказать факт нарушения его прав и свобод. Аналогичная норма закреплена в ст. 249 ГПК РФ. Освобождение граждан от обязанности по доказыванию незаконности оспариваемых действий вызвано особым публичным значением данной категории дел, а также тем обстоятельством, что решение суда по делу имеет преюдициальное значение не только для лиц, участвующих в деле, но и для неопределенного круга лиц. При таких обстоятельствах суд не должен основывать свое решение исключительно на доказательствах, представленных заявителем, но должен по своей инициативе полностью исследовать вопрос, в том числе самостоятельно истребовать доказательства, как это предусмотрено ч. 2 ст. 249 ГПК РФ. С другой стороны, данная норма не препятствует заявителю представлять доказательства незаконности обжалуемых действий и не освобождает суд от обязанности исследовать и дать оценку таким доказательствам и доводам. Если же гражданин не сумел доказать факт нарушения его прав и свобод, суд должен вынести решение об отказе в удовлетворении заявления.

В случае если суд устанавливает факт нарушения прав заявителя он принимает решение об устранении допущенных нарушений прав гражданина либо об ином восстановлении заявителя в правах. Одного лишь этого факта достаточно для удовлетворения требований, т.к. права и свободы гражданина могут быть ограничены лишь Федеральным законом, а значит, любое действие (решение) нарушающее права гражданина, заведомо является незаконным и противоречит Конституции РФ.

Защита прав гражданина может заключаться в снятии с него ответственности, отмене оспариваемых решений, обязании государственного органа совершить по отношению к гражданину определенные действия либо воздержаться от определенных действий. К решению по делу применяются все правила, установленные гл. 16 ГПК РФ. При наличии обстоятельств, указанных в ст. 212 ГПК РФ, суд вправе обратить решение к немедленному исполнению. Статья 258 ГПК РФ, в отличие от общего порядка, предусматривает обязанность суда самостоятельно направить решение в орган, чьи действия оспорены, для устранения недостатков.


Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Судебная защита прав и охраняемых интересов граждан и организаций" можно сделать ряд выводов.

Действующее законодательство предусматривает различные формы защиты субъективных прав граждан, предприятий, организаций и учреждений - судебную, общественную и административную.

Судебная форма защиты субъективных прав и законных интересов граждан и организаций - основная. Иной порядок защиты прав и законных интересов граждан может быть установлен только законами.

В соответствии со ст. 2, 45, 46 Конституции РФ гражданам России гарантируется право на судебную защиту от неправомерных действий (бездействий) органов исполнительной власти, должностных лиц. Реализация конституционного права на судебную защиту происходит посредством судебной власти (ст. 118 Конституции), в частности деятельности суда.

Ст. 46 Конституции РФ не акцентирует судебную защиту прав и свобод на одном каком-либо виде судопроизводства, поскольку такая защита может быть предоставлена только при помощи правосудия, которое в силу ст. 118 Конституции РФ осуществляется судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Право на судебную защиту как одно из особо гарантированных конституционных прав, представляет гражданам, широкую возможность обращения к органам государства за защитой нарушенного (оспариваемого) права и охраняемого законом интереса. Государство тем самым как бы опосредует интерес гражданина, субъекта, который обращается за защитой как свой собственный интерес.

Основной целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охрана интересов граждан, организаций, публичных образований и других субъектов гражданских, трудовых и иных правоотношений.

Роль суда неизмеримо возрастает в современный период. Суд выполняет эту роль специфически присущими ему средствами: путем вынесения частных определений, проведения гласного разбирательства дел, проникнутым законностью и справедливостью. Действенная защита гарантированных прав и свобод требует безукоризненной, точной работы судов, строжайшего соблюдения всех подлежащих применению норм права на всех этапах судопроизводства.

Реализация права на судебную защиту во многом зависит от надлежащего правового механизма. Поэтому законодательство, регулирующее судебную защиту субъективных прав граждан и организаций, на основе Конституции значительно расширяется и совершенствуется. Во всех законах, принятых в последнее время, предусматривается право обращения в суд (общий или арбитражный) за защитой субъективных прав и законных интересов.

Иск является одним из главных способов обращения в суд за защитой права или охраняемого законом интереса и возбуждения судебной деятельности. Иск является правовым инструментом, при помощи которого осуществляется защита прав и законных интересов.

Задача своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел должна реализовываться на всех стадиях гражданского судопроизводства. В противном случае суды могут осуществлять задачу защиты прав, свобод и законных интересов бесконечно, не опасаясь привлечения к ответственности за волокиту и затягивание дела.

Таким образом, процесс может быть завершен в любой стадии. Этот признак имеет определяющее значение при делении гражданского процесса на стадии.

Процессуальные действия совершаются в порядке и в строгой последовательности, установленных законом. В соответствии с этим возникают, развиваются и прекращаются гражданские процессуальные правоотношения на всех стадиях процесса.


1. Конституция РФ.

2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 14 ноября 2002 года N 138-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ).

3. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583 г. «О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы».

5. Гражданский процесс / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Наука, 2001.

6. Гражданское процессуальное право России: Учебник. // Под редакцией М.С. Шакаряна.- М.: Юристъ, 2002.

7. Жилин Г. А. Защита прав человека в гражданском судопроизводстве. // Российская юстиция. - 1998.- № 1.

8. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. - М.: Городец. 1997.

9. Кантор П.Ю. Постатейный комментарий к закону Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". -М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2005.

10. Постатейный комментарий к гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М: Издательство "Статут", 2003.

11. Тимошкин К. А. Судебная защита прав и законных интересов граждан и организаций как реализация принципа "сдержек и противовесов" органов государственной власти //Российский судья. -2006. - № 7. - С. 8 – 10.


Тимошкин К. А. Судебная защита прав и законных интересов граждан и организаций как реализация принципа "сдержек и противовесов" органов государственной власти //Российский судья. -2006. - № 7. - С. 8 – 10


Жилин Г. А. Защита прав человека в гражданском судопроизводстве. // Российская юстиция. - 1998.- № 1.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583 г. «О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы».


Гражданский процесс / Под ред. М.К. Треушникова. М.: Наука, 2001. С. 18 - 19

Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. - М.: Городец. 1997.

Кантор П.Ю. Постатейный комментарий к закону Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". -М.: Юридический Дом "Юстицинформ", 2005.

Постатейный комментарий к гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М: Издательство "Статут", 2003.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: