Льготы для педагогов в городе. Какие льготы положены учителям и что нужно для их получения? Льготы для молодых специалистов

Педагогический состав занимается выполнением социально значимой деятельности – ведут подготовку будущих ученых, спортсменов и пр.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Государство по этой причине разработало немало льгот и привилегий, как для городских, так и сельских учителей.

Законодательное обоснование

Основным нормативно-правовым документом является “Об образовании”. В 2013 году в него были внесены существенные изменения.

Несмотря на сокращение уровня финансирования, число льгот осталось неизменным.

Льготы педагогам

Льготы педагогическим работникам зависят от того, о педагогах с каким именно статусом идет речь:

  • дополнительного образования;
  • начинающих и пр.

Дополнительного образования

В данном случае все зависит от конкретной ситуации. При наличии более 50% учеников в возрасте до 18 лет, то можно рассчитывать на льготы, в противном случае – нет.

К основным льготам относят:

  • сниженную норму рабочего времени – 18 часов в неделю;
  • возможность неограниченного совместительства;
  • предоставление продолжительного отпуска – до 56 суток в летнее время;
  • при наличии непрерывного стажа в 10 и больше лет, можно оформить отпуск на целый год.

Годовой отпуск регулируется нормами регионального законодательства.

Начинающим

Коммунальные услуги

Скидка на распространяется только на учителей, которые официально ушли на пенсию.

Учителям в таком случае положена компенсация затрат на оплату:

  • квартплаты;
  • водоснабжения (горячее и холодное);
  • централизованного отопления либо сжиженного газа (по утвержденным нормативам либо согласно показаниям счетчика);
  • угля, дров.

Такой подход привел к формированию разницы в расходах из региональных бюджетов, по причине разного уровня проживания и норм потребления. Из-за этого, начиная с 2013 года, компенсация преподавателям начисляется по среднему – в размере 1,2 тыс. руб.

Жилищные

Отсутствие в праве собственности персональной недвижимости – национальная проблема, от которой пострадали и педагоги.

Правительством РФ разработана специальная программа, предусматривающая льготное кредитование молодых специалистов.

С ее помощью ипотеку можно оформить под 8,5% годовых.

Программа не распространяется на жителей мегаполисов. Для них предусмотрена программа “Жилище” на аналогичных условиях.

Чтобы стать участником, необходимо:

  • состоять в очереди на улучшение жилищных условий;
  • иметь в наличии средства, которых было бы достаточно для оплаты первоначального взноса.

Подать составленное заявление необходимо в местный орган самоуправления.

По оплате труда

Заработная плата педагогических включает в себя:

  • базовые;
  • стимулирующие выплаты.

Первая напрямую зависит от уровня нагрузки и квалификации.

Стимулирующие выплаты включают в себя надбавки за:

  • использование специального режима занятости;
  • руководство классом;
  • работу с химиками – для лаборантов;
  • проверку тетрадей.
Надбавка может быть начислена в виде материальной помощи.

Как получить?

Для оформления необходимо придерживаться стандартного механизма действий:

  1. Составить соответствующее заявление.
  2. Собрать необходимый пакет документов.
  3. Обратиться в уполномоченный государственный орган.

На основании принятого положительного решения будут начислены положенные льготы и компенсации.

Куда обращаться?

В 2019 году с целью оформления положенных привилегий от государства, необходимо обратиться:

В сельской местности педагоги могут обратиться напрямую в ЖЭК.

Необходимые документы

Совместно с составленным надлежащим образом заявлением в уполномоченный государственный орган следует предоставить:

  • удостоверение личности в формате оригинал + копия всех заполненных страниц;
  • информацию о составе семьи;
  • данные о площади недвижимости;
  • документальное подтверждение прав на получение льгот – если ранее вопросами оформления заявитель не занимался.

Государственный орган при необходимости оставляет за собой право потребовать предоставить дополнительные бумаги для подтверждения полученной информации.

К примеру, педагогам с инвалидностью следует подготовить дополнительно соответствующее медицинское заключение, подтверждающие присвоение группы.

При невозможности подготовить один из документов по требованию госоргана, его уполномоченные представители отвечают мгновенным отказом. В таком случае процедуру повторения нужно повторять сначала.

На видео о поддержке молодых специалистов

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Законодательная база есть!

Государственная социальная политика представляет собой совокупность принимаемых решений по вопросам социальной поддержки и практических мероприятий, способствующих осуществлению этих решений.

К решениям в области социальной поддержки относятся федеральные и региональные законы, а также нормативные акты органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзных и других общественных организаций. Они имеют целью повышение уровня жизни обучающихся и работающих в образовательных учреждениях как членов общества, объектов государственной социальной политики.

Федеральный закон от 8 августа 2004 г. №122-ФЗ известен прежде всего тем, что отменил многие имевшиеся в федеральном законодательстве социальные выплаты и льготы и тем самым вызвал определенные пессимистические настроения. Однако вместо пессимизма следует внимательно изучить происшедшие изменения, выяснить продолжающие действовать государственные гарантии и льготы, уровни власти, в настоящее время принимающие решения по вопросам социальной поддержки, реальные финансовые источники и вместе с профсоюзными и другими общественными организациями определить направления и методы конкретных действий с целью обеспечения социальных гарантий и льгот в соответствии с продолжающим действовать законодательством, нормативными актами органов исполнительной власти, уставами образовательных учреждений, соглашениями о социальном партнерстве и коллективными договорами.

Требования обучающихся и работников образовательных учреждений в обязательном порядке должны опираться на основополагающую законодательную базу. И прежде всего исходить из конституционных гарантий социальной поддержки граждан.

Конституция РФ определила, что:

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации устанавливаются гарантии социальной защиты (ст. 7);

Каждый имеет право на образование; гарантируется общедоступность и бесплатность образования (ст. 43);

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41);

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45);

Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (ст. 37);

Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2);

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24).

Федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации» от 17.12.97 №2-ФКЗ установлено, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан, принимает меры по реализации молодежной политики (ст. 16).

Конкретные социальные гарантии и льготы определены соответствующими законами и нормативными актами. Они установлены раздельно для обучающихся и работников образовательных учреждений. При этом учитывается специфика, например для учащихся по дневной (очной) форме обучения и для сочетающих обучение и работу, для проходящих переподготовку и получающих новую специальность по направлению службы занятости населения. Также учитывается специфика гарантий и льгот для основного состава образовательного учреждения - педагогов (воспитателей) и вспомогательного состава, для совместителей, для работающих во вредных условиях и опасных для здоровья.

Поскольку социальные гарантии и льготы весьма многообразны, то мы остановимся на наиболее характерных для системы образования.

Конкретные социальные гарантии и льготы обучающихся и работников образовательного учреждения находят отражение, например, в Трудовом кодексе РФ, законах об образовании и высшей школе, федеральных и региональных целевых программах, в уставе образовательного учреждения, генеральном, региональном и отраслевом соглашениях, коллективном договоре, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические, финансовые отношения.

В первую очередь гражданин должен выяснить, какие социальные гарантии и льготы касаются непосредственно его в действующем уставе образовательного учреждения и коллективном договоре. После этого он осознанно оформляет свои социально-трудовые отношения с администрацией образовательного учреждения.

Законом РФ «Об образовании» (ст. 13) предусмотрено, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: учредитель, его компетенция; организационно-правовая форма; порядок приема обучающихся (воспитанников), регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся (воспитанников) и (или) их родителей (законных представителей); права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Для всех обучающихся

Статья 50 этого закона «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников» определяет следующее:

Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного образования в пределах государственных образовательных стандартов;

Граждане РФ вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатно профессиональное образование по направлению государственной службы занятости;

Обучающиеся в образовательных учреждениях профессионального образования по очной форме обучения имеют право на получение отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитии и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки;

Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением;

Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством.

Статьей 28 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что ведению Российской Федерации подлежит установление порядка предоставления гражданам и погашения ими государственного образовательного кредита.

В статье 5 Закона РФ «Об образовании» указано, что государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством РФ.

На 2005 год в федеральном бюджете по подпрограмме «Одаренные дети» в составе Федеральной целевой программы «Дети России» выделяется 30,0 млн. рублей.

Органы государственной власти и органы управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»).

Определенные льготы при поступлении в высшие учебные заведения имеют лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством РФ, принимаются без вступительных испытаний в федеральные государственные высшие учебные заведения для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады (ст. 11 федерального закона о высшей школе).

Поддержка незащищенных

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов РФ для находящихся в их ведении и муниципальных образовательных учреждениях.

Подробно социальные гарантии и льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для детей и подростков с отклонениями в развитии, для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, изложены в Законе РФ «Об образовании» (в статьях 5, 16, 50, 51), в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в статьях 11, 16).

Например, для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Студентам дадут больше денег

Определенная специфика имеется в социальной поддержке студентов высших учебных заведений. Так в статье 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определено, что:

Студенты федеральных государственных вузов, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 400 рублей в порядке и на условиях, определенных Правительством РФ; студенты вузов вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения;

Студентам очной формы обучения федеральных государственных вузов выделяются дополнительные средства на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета; федеральным государственным вузам выделяются дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения;

Студентам вузов предоставляется право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев;

Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда вуза; размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти процентов размера стипендии;

За успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты вузов получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с уставом вуза;

Студенты вузов имеют право переводиться с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом вуза.

Наряду с этим в статье 42 Закона РФ «Об образовании» определено, что в пределах имеющихся внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно могут оказывать социальную поддержку нуждающимся студентам.

В преамбуле федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ указано, что социальные гарантии и льготы обеспечиваются в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. На практике это обеспечивается за счет средств соответствующих бюджетов.

Федеральным бюджетом, например, в 2005 году увеличиваются расходы на стипендии на общую сумму 4 млрд. рублей. Намечается в течение года повысить стипендии дважды на сто рублей: с 1 апреля и с 1 сентября. Около 420 млн. руб. направляются на финансирование санаториев-профилакториев, подведомственных Федеральному агентству по образованию. Более 1,1 млрд. руб. будет направлено на оздоровительные мероприятия для студентов. Кроме того, 40 млн. руб. выделяются на оснащение студенческих спортивно-оздоровительных лагерей.

Около трех тысяч учреждений начального профессионального образования и более четырехсот техникумов и колледжей передано в ведение субъектов РФ. Были скорректированы расходы федерального бюджета на образование на 2005 год. Из него 22 млрд.руб. переданы регионам. При этом Минфин России предусмотрел резерв около 5 млрд. руб. для оказания нуждающимся регионам по итогам первого квартала текущего года.

Прочее: проездные, учебники, пособия

Увеличивают объемы финансирования бюджеты субъектов РФ на обеспечение социальной поддержки учреждений образования. Так, в Санкт-Петербурге установили льготную стоимость проездного билета для учащихся и студентов. В Москве из городского бюджета финансируется бесплатное обеспечение учащихся школьными учебниками, а также оздоровительные мероприятия для детей в период школьных каникул. В Липецкой области установили повышенный размер пособия родителям на детей.

Внимание, учителя!

Законодательство Российской Федерации предусматривает социальные гарантии и льготы работникам образовательных учреждений. В Законе «Об образовании» понятие «социальные гарантии и льготы» заменено на другую формулировку - «социальная поддержка».

Закон РФ «Об образовании» определил следующее:

Ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат: организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием; установление социальной поддержки педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм их материального обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации; установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования (ст.28);

К компетенции образовательного учреждения отнесено: установление своим работникам заработной платы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст.32);

Педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодически бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителей (ст.51);

Педагогическим работникам образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация (ст.55). Педагогам учебных заведений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, денежная компенсация будет выплачиваться соответственно по решению органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления. Причем ее размер устанавливается также на местах.

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади; размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов РФ (ст.55).

При этом надо иметь в виду, что с 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, регулирующий вопросы принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также платы за жилые помещения и коммунальные услуги.

Вузовские вести

По отношению социальных гарантий и льгот работников образовательных учреждений высшего профессионального образования в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрено следующее:

Научно-педагогические работники вуза имеют право: пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений вуза в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором; на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности (ст.20);

Государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не ранее чем один раз в пять лет научно-педагогических работников федеральных, государственных вузов и научно-педагогических работников государственных научных учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст.21);

К компетенции федерального государственного органа управления образованием относятся разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной поддержке работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их труда (ст.24).

Решая вопросы обеспечения социальной поддержки работников образовательных учреждений, можно руководствоваться предусмотренным статьей 28 федерального закона о высшей школе правом федеральных государственных вузов самостоятельно определять направления использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Следует иметь в виду, что в случае необходимости возможно использовать санкции, установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях, например, в статьях 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» и 5.31 «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению».

Ответственность при невыплате свыше двух месяцев зарплаты, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат определена статьей 145 Уголовного кодекса РФ. Но при этом требуется доказать корыстную или иную личную заинтересованность в этом руководителя учреждения, предприятия или организации.

За что бороться

Целесообразно продолжать совершенствовать действующее законодательство в направлении закрепления социальных гарантий и льгот, включая систему образования. Прежде всего это следует осуществлять в отношении конкретизации закрепляемых за различными уровнями власти видов социальных гарантий и льгот, финансовых источников, четко прописанного в законах механизма восполнения недостающих на эти цели средств из бюджетов более высокого уровня власти, персональной ответственности должностных лиц за несоблюдение предусмотренных законами норм социальной поддержки и несвоевременную, не в полном объеме выплату гражданам полагающихся им средств.

Решать это требуется комплексно, как это сейчас практикуется, путем подготовки и рассмотрения сразу пакета соответствующих нормативных актов. Такие поправки должны иметь прямое действие, для чего содержать четко сформулированный механизм практической реализации вносимых изменений и дополнений. Подобный подход к нормотворчеству следует строго соблюдать одновременно органами власти на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Например, в Бюджетном кодексе РФ считаю необходимым: в статье 65 «Формирование расходов бюджетов» указать, что расходные обязательства должны обеспечивать гарантированные государством нормы социальной поддержки граждан, включая бюджетные учреждения, оказывающие образовательные и другие социальные услуги; статью 75 «Трансферты населению» дополнить записью о механизме межбюджетных трансфертов для обеспечения на всех уровнях власти в полном объеме финансирования обязательных социальных выплат населению, в том числе стипендий, компенсаций и др.

С 1 января 2006 года вводится в действие Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Уже сейчас необходимо внести уточнения в этот закон, чтобы он имел прямое действие. Имеется в виду финансовое обеспечение не только общедоступного и бесплатного образования соответствующего уровня, но и социальной поддержки обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений. С использованием для этого системы трансфертов и создаваемых субъектами РФ фондов муниципального развития.

В Трудовом кодексе РФ следовало бы: в статье 1 включить в число основных задач трудового законодательства не только вопросы организации и оплаты труда, но и социальные гарантии и льготы; в статье 23 раскрыть понятие «и иных непосредственно связанных с ними отношений», указав прежде всего меры социальной поддержки. Эти вопросы должны быть тщательно прописаны в части заключительных соглашений и коллективных договоров.

Более детально требуется проработать вопросы социальных гарантий и льгот обучающихся и работников образовательных учреждений в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Так, в статье 51 Закона РФ «Об образовании» запись о том, что медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения, следует более конкретизировать. Это касается заключения договора и прикрепления контингента к соответствующим учреждениям здравоохранения и в части ежегодной диспансеризации. В статье 41 «Финансирование образовательных учреждений» следует указать, что в смете доходов и расходов образовательных учреждений предусматриваются расходы на осуществление законодательно гарантированных мер социальной поддержки обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений.

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ, член-корреспондент Международной академии информатизации

Государство гарантирует педагогам различные меры социальной поддержки и льготы. Однако реализовать свои права участники образовательного процесса нередко могут только через суд.

Начиная с 30-х гг. XX в. государство гарантировало педагогам меры социальной поддержки и льготы. Действовавшая несколько десятков лет льгота педагогам сельской местности была закреплена в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках".

Принципы социальной поддержки сохраняются и сегодня. Конституцией РФ и принятыми недавно несколькими федеральными законами были разграничены полномочия между РФ и субъектами РФ. Согласно Конституции РФ вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что предусматривает как нормативное регулирование, так и финансирование мероприятий из бюджетной системы соответствующего уровня.

Статьей 1 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" был установлен иной порядок обеспечения предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам в сельской местности и поселках городского типа: его обязаны определить субъекты РФ своими законодательными актами.

Многие субъекты РФ, приняв законы по льготам лицам данной категории, "изобрели" свои способы социальной поддержки педагогов в сельской местности, которые, как показала судебная практика, противоречили принципам, заложенным в федеральном законодательстве и Конституции РФ.

Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в сельской местности и поселках городского типа

В нескольких судебных инстанциях рассматривалось дело по Закону Камчатской области от 29.12.2004 № 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг" (далее - Закон № 246). Этот закон был издан в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ), п. 2 ст. 153 которого установлено, что "при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены."

В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.

Абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон "Об образовании") определено, что "педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади…"

При этом ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что для работников перечисленных категорий льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм. По нормам может предоставляться только жилое помещение.

Федеральным законом № 122-ФЗ (п. 30 ст. 16) абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании" дополнен предложением: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации".

В связи с системным толкованием федерального законодательства суд сделал вывод о том, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Федеральным законом № 122-ФЗ не отменены льготы педагогическим работникам, а лишь предложено субъектам РФ установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки, что учитывается в данном случае в межбюджетных отношениях.

Наделение законом субъектов РФ правом на установление порядка и условий возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки граждан данной категории, как указал суд, направлено на создание механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот работникам образования.

Из итогового вывода суда следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности не содержало и не должно содержать каких-либо ограничений в его предоставлении.

В связи с изложенным обоснованно признаны не соответствующими федеральному законодательству абз. 2 ст. 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абз. 4 ст. 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абз. 6 ст. 3 в части слов "в объеме не более 50 кВт" Закона № 246, т. к. эти нормы не только регулируют межбюджетные отношения, а устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки граждан данной категории, что противоречит федеральному законодательству.

Как показывает анализ регионального законодательства, многие субъекты РФ заменяют указанную льготу ежемесячной денежной выплатой, которая не компенсирует в полном объеме расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Органы государственной власти субъекта РФ определяют размер выплаты, исходя из возможностей бюджета.

В частности, в Алтайском крае установлена ежемесячная денежная выплата в размере 200 руб., заменяющая льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретению твердого топлива, предоставлявшиеся в соответствии с федеральным законодательством до 1 января 2005 г. педагогическим работникам в сельской местности. Фактические же расходы составляют около 2000 руб.

В указанном случае нарушены права получателей льгот, т. к. федеральным законом предоставлено право на льготу в натуральном виде, а замена денежной выплатой не предусмотрена и в данном случае является неравноценной. Реализация данной нормы путем установления ежемесячной денежной выплаты фактически отменяет льготу в натуральном виде, т. к. ежемесячная денежная выплата не может носить компенсационный характер.

Также учителям положены периодические бесплатные медосмотры. Отдельной категорией льгот является снижение оплаты за услуги ЖКХ не только сельским, но и работающим в городе учителям. Стоит отметить, что субсидия на жилье может предоставляться городским учителям, если педагогом будут представлены факты, подтверждающие плохие условия проживания. Учителям, вышедшим на пенсию, продолжают начисляться льготы на снижение оплаты коммунальных услуг даже после окончания трудовой деятельности. Бесплатный проезд предоставляется только педагогам, работающим в сельской местности, и не распространяется на учителей в городе.

В первую очередь необходимо упомянуть о пониженных требованиях к рабочему времени, а также более длительный отпуск. Для одной ставки предусмотрена рабочая неделя от 18 часов, это ровно вполовину меньше, чем у других специальностей. При этом педагог может работать по совместительству в этой же сфере. Что касается отпуска, то он продлевается до 60 календарных дней. Также учителям, работающим в городе 10 лет без выхода в отпуск, согласно 335 статье ТК, предоставляется возможность 1 раз (в 10 лет) взять отпуск на 365 календарных дней. При этом за работником сферы образования остается место работы. Выдача отпускных производится согласно правилам, установленным данным учебным заведением. После того как педагог накопит 25 лет профессионального стажа, он имеет право досрочно выйти на пенсию.

Социальные гарантии и льготы в образовательном учреждении

педагогическим работникам образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация (ст. 55). Педагогам учебных заведений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, денежная компенсация будет выплачиваться соответственно по решению органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления. Причем ее размер устанавливается также на местах.

Определенные льготы при поступлении в высшие учебные заведения имеют лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством РФ, принимаются без вступительных испытаний в федеральные государственные высшие учебные заведения для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады (ст. 11 федерального закона о высшей школе).

Льготы учителям

Большинство регионов устанавливает выплаты молодым специалистам, которые после окончания высшего учебного заведения решили работать в сельской местности. Это может быть пособие для хозяйственного обзаведения, кратное 5-10 окладам. Также могут выделяться и более существенные суммы для покупки или возведения жилья.

Многих интересует, какие льготы у учителей на сегодняшний день, и почему именно учителям они предоставляются. Профессия педагога очень ответственная и требующая большого количества затрат – как временных, так и физических, и конечно же, моральных. Работа учителя является социально важной – именно от этих людей зависит будущее страны. Для того чтобы сохранить в профессии опытных и квалифицированных специалистов, а также привлечь желающую работать молодежь, государство старается поддерживать педагогов не только зарплатой, но и предоставлением различных льгот.

Какие льготы положены учителям и что нужно для их получения

На получение общих льгот имеют право все учителя независимо от стажа и места проживания (город или село). Но есть условие: свою деятельность они должны осуществлять именно в государственных школах. Сотрудникам частных образовательных учреждений льготы не предоставляются.

  1. Высокая продолжительность. Учителя отдыхают дольше, чем остальные профессии. Длительность педагогического отпуска – от 42 до 56 дней.
  2. Летний период. Из-за специфики работы образовательных учреждений оплачиваемые дни отдыха попадают на теплое время года. Но сотруднику не запрещается взять отпуск и в другие дни. Например, во время осенних каникул.

Учителя имеют право на льготы

А для пенсионеров (педагогических работников) такой учет производят по последнему месту работы. Именно данные образовательные учреждения и осуществляют расходы по жилищным компенсациям. Но если в семье учителя право на получение мер соцподдержки имеют несколько членов семьи, то они сами должны выбрать то учреждение, которое им обеспечит это право.

Учреждения, осуществляющие учет льготников, должны отразить в своем бухгалтерском учете те расходы, которые производят на обеспечение мер соцподдержки педагогов. Такие затраты учитывают по подстатье 212 «Прочие выплаты». Причем независимо от варианта предоставления льгот. То есть от того, выплачивается ли непосредственно работнику соответствующая целевая компенсация или средства на указанные цели учреждения перечисляют предприятиям жилищно-коммунального хозяйства. Заметим, что такие разъяснения были даны чиновниками Минфина России в письме от 14 июня 2007 г. № 02-14-11/1478.

Социальная поддержка педагогических работников в сельской местности

  • Компенсация осуществляется организацией со дня возникновения у работника права на ее получение одновременно с выплатой заработной платы за первую половину текущего месяца с отражением в отдельной ведомости.
  • Компенсация выплачивается одновременно с зарплатой за первую половину текущего месяца и на основании документов, подтверждающих право работников на ее получение, имеющихся в распоряжении организаций (без истребования дополнительных документов).
  • Единоразовое пособие при переводе в сельскую местность, так называемые «подъемные». Пособие должно помочь молодому специалисту освоиться на новом месте и прожить до выплаты заработной платы.
  • Прибавка к окладу. Такое повышение ставки может продлиться до года, но в некоторых отдельных случаях до 2–3 лет.
  • Выплата премий относительно итогов первых 3-х лет трудовой деятельности.
  • Также многие области предоставляют льготы на проезд в междугороднем транспорте.

Льготы педагогическим работникам

Профессия учителя - одна из самых уважаемых, но одновременно и одна из самых низкооплачиваемых. Поэтому социальные льготы, которые положены всем педагогам, являются для них, с одной стороны, фактором общественного признания важности педагогической деятельности, с другой - серьезным дополнением к небольшой зарплате.

Законом установлено, что педагогическим работникам образовательных учреждений (в том числе руководящим работникам, деятельность которых связана с образовательным процессом) в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере полутора минимальных размеров оплаты труда - в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования; в размере одного минимального размера оплаты труда - в других образовательных учреждениях. При этом законом не установлена дифференциация размеров выплаты в зависимости от объема нагрузки педагогического работника.

Какие льготы предусмотрены для учителей в селе

Педагогическим сотрудникам, которые задействованы на работе в государственных образовательных учреждениях муниципального уровня – выплаты компенсаций осуществляются посредством бюджетных ассигнований из средств бюджетов субъектов РФ.
Предыдущий ФЗ РФ №3266 от 10.07.1992 г. (в редакции ФЗ №439 от 29.12.2010 г.) содержит идентичные действующему ФЗ положения с той лишь разницей, что предыдущая редакция не ставила в зависимость законное право работника на получение льготы от статуса учебного заведения.

Порядок, условия и размер компенсации расходов, направленных на предоставление отмеченных социальных мер поддержки, устанавливаются и осуществляются из разных бюджетов.
Педагогическим сотрудникам, которые задействованы на работе в государственных образовательных учреждениях федерального уровня, выплаты осуществляются посредством бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета.

Льготы учителям

Нельзя не отметить, что федеральное законодательство предусматривает получение учителями, работающими в сельской местности, бесплатного жилья, если они в этом нуждаются. Жилье, которое предоставляется учителю, должно быть оборудовано газом и отоплением, и находиться на удаленности не более 3х километров. Бесплатное жилье может получить учитель даже после выхода на пенсию, но только, если его стаж составляет не менее 10 лет и своего жилья у него нет.

Не так давно стало известно о том, что государственное управление, ввиду экономического кризиса 2015 года, планирует сократить часть льгот для некоторых категорий граждан. Хотя на данный момент это еще решается, многие уже задаются вопросом — кого коснутся эти изменения, в частности, изменится ли форма социальной помощи для педагогов?

Законно ли лишили льгот сельскому учителю, предусмотренных законом Об образовании

Имею 17 лет (1987-2004 год) стажа работы в государственном образовательном учреждении, расположенном в сельской местности. И вышла на пенсию в 2012 году. В соответствии с Законом Приморского края «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (для того, чтобы иметь право на льготы, педагоги-пенсионеры должны отработать в сельской школе не менее 10 лет) Так имею право на данные льготы или нет?

Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Педагогическая деятельность причислена к категории тяжёлых работ, поэтому учителя пенсионеры имеют право на социальную помощь, посредством которой государство старается компенсировать затраты жизненных ресурсов, которые неизменно сопровождают преподавательский труд.

Особое внимание уделяется при этом учителям, работающим в сельской местности, куда, как правило, молодые специалисты отправляются без энтузиазма.

Учителей в сельских школах традиционно не хватает, и государство старается мотивировать выпускников педагогических вузов разного рода льготами, которые могут представлять собой компенсации, пособия, субсидии и другие меры социальной поддержки.

Кто имеет право

Преподаватель, отработавший в образовательной сфере 25 лет, может рассчитывать на льготные пенсионные выплаты по выслуге лет, которые назначаются учителю бессрочно. При этом для начисления льгот необходимо соблюдение ряда условий.

Прежде всего, учительская профессия должна присутствовать в списке льготных. Препятствием к получению льгот может оказаться ситуация, когда учитель преподаёт в образовательном учреждении, которое не причислено к категории льготных.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

На законодательном уровне перечень учебных заведений и преподавательских профессий, которые являются льготными, регламентирован правительственным документом №173-ФЗ, согласно которому, право на пенсию по выслуге лет имеют:

  • директора и завучи школ, лицеев, гимназий и т. д.;
  • классные руководители;
  • преподаватели базовых предметов;
  • преподаватели труда и физкультуры;
  • логопеды и дефектологи;
  • воспитатели детских садов;
  • школьные психологи;
  • учителя музыки.

Преподавание при этом должно осуществляться в:

  • общеобразовательных школах, лицеях, учреждениях дополнительного образования;
  • балетных или музыкальных школах;
  • гимназиях с углублённым изучением отдельных дисциплин;
  • кадетских корпусах, военно-морских училищах;
  • интернатах для несовершеннолетних, детских домах;
  • яслях, детских садах;
  • школах санаторного типа.

Какие льготы положены учителям пенсионерам

Социальная поддержка учителей пенсионеров предусматривает льготные условия выхода на пенсию, компенсацию расходов, связанных с оплатой коммунальных услуг и т. д.

По коммунальным услугам

Учителя пенсионеры, проживающие в сельской местности, имеют возможность:

  • не платить за пользование центрального или автономного отопления, если в качестве горючего используется природный газ;
  • платить за электроэнергию по льготному тарифу. Размер помощи в этом случае рассчитывается региональными властями на основании нормативов потребления электричества на квадратный метр жилой площади;
  • покупать в случае необходимости твёрдое топливо по льготным расценкам, если жильё не отапливается централизованно.

Следует принять во внимание, что каждый из предусмотренных типов компенсаций выплачивается только после того, как будет погашена полная стоимость услуги, т. е. по принципу обратной выплаты – сначала учитель платит 100% тарифа за услугу, а после этого ему возвращаются потраченные средства полностью или частично.

Ввиду низких норм причитающегося газа и твёрдого топлива, правительством рассматривается сегодня возможность замены этих льгот денежными выплатами в размере 1200 рублей.

Заслуженным

Получить звание «Заслуженный учитель» можно после 20 лет преподавательской деятельности, если будет признан личный вклад в:

  • обеспечение высокого уровня образования;
  • внедрению методик, способствующих полному раскрытию потенциала учащихся;
  • подготовку победителей школьных олимпиад;
  • создании научных трудов и уникальных методических разработок.

Заслуженные учителя имеют право на дополнительную надбавку к заработной плате. Размер этого вида помощи зависит от региона проживания, но в среднем эта цифра составляет 18-20% оклада.

Помимо доплаты к заработку, региональные власти могут по собственной инициативе назначать дополнительные льготы заслуженным учителям, проживающим в их регионе.

По выслуге лет

Отработав 25 лет в образовательном учреждении, учитель получает право на пенсию по выслуге лет. Чтобы рассчитывать на пенсионные выплаты в этом случае, преподаватель должен набрать индивидуальный пенсионный коэффициент, равный 13,8 (по состоянию на 2019 год).

Следует помнить, что, если после начисления пенсионных выплат по выслуге лет учитель продолжает работать в образовании, он не теряет права на эти выплаты: продолжение преподавательской деятельности в этом случае может повлиять лишь на индексацию выплат.

В льготный стаж зачисляются периоды:

  • непосредственного выполнения служебных обязанностей;
  • пребывания на больничном;
  • тарифных и дополнительных оплачиваемых отпусков;
  • отпусков по уходу за ребёнком (если такой отпуск начался до 06.10.1992 года).

Среди требований к начислению пенсии по выслуге лет – соблюдение нормы проведённого на работе времени. В 2019 году этот показатель составляет минимум 6 часов в неделю и 240 часов в год. Преподаватели средних профессиональных учебных заведений должны отрабатывать минимум 360 часов в год.

От соблюдения такого требования освобождены учителя сельских школ и преподаватели младших классов – при начислении пенсии по выслуге лет количество отработанных часов для них не подсчитывается.

На время аттестации

Учитель пенсионер проходит аттестацию на общих основаниях, т. е. подаёт заявку в аттестационную комиссию, которая в течение 30 дней должна принять решение о присвоении квалификационной категории.

Такая категория имеет силу 5 лет, после чего её необходимо подтверждать. Если преподаватель пенсионного возраста уведомил руководство о намерении уйти на заслуженный отдых после окончания учебного года, ему продолжает выплачиваться заработная плата в соответствии с квалификационной категорией всё это время.

Куда обращаться

По вопросам оформления льготной пенсии учителям следует в отделение Пенсионного фонда по месту проживания.

Сделать запрос можно одним из существующих сегодня способов:

  • явиться лично в Пенсионный фонд с пакетом подготовленных документов;
  • через доверенное лицо, имеющее соответствующие нотариально заверенные полномочия;
  • через интернет-портал «Госуслуги. В этом случае потребуется регистрация на сайте госуслуг и открытие «Личного кабинета».

Для оформления льгот сельским учителям следует обращаться в учебное заведение, в котором проходила трудовая деятельность педагога.

Порядок оформления льгот

После того, как пенсионер подал запрос на получение льгот и получил на него положительный ответ, учебное заведение заключает договор с коммунальным предприятием, оказывающем услуги по месту проживания заявителя.

На основании этого договора коммунальное предприятие будет ежемесячно присылать в учебное заведение счета для погашения.

Если в семье пенсионера есть и другие льготники, то получить социальную помощь по коммунальным услугам можно будет только одному из них, и на кого оформлять льготы – решать самим претендентам.

Требуемые документы

Если учитель намерен оформить льготную пенсию, он должен подготовить пакет документов, включающий:

  • , заполненное в соответствии с установленными требованиями. Бланк заявления можно получить в отделении ПФ по месту проживания;
  • общегражданский паспорт в качестве документа, подтверждающего личность заявителя;
  • трудовую книжку, в которой указана должность претендента;
  • свидетельство о рождении;
  • военный билет (для заявителей-мужчин);
  • страховое пенсионное свидетельство;
  • документацию, подтверждающую право на льготную пенсию (в случае необходимости);
  • справку о заработной плате за любые 5 лет подряд до 2002 года.

В каких случаях могут отказать

Получить отказ на запрос о предоставлении льгот учитель пенсионер может в случае неполного пакета представленных документов или неправильного оформления какой-либо из бумаг.

В ряде случаев пенсионеру может быть отказано в льготе по ошибке, например, когда сельскому учителю не начисляется льготная пенсия по причине несоблюдения нормативов рабочего времени: в этом случае отказ будет незаконным.

То же самое касается случаев, когда все условия для начисления льготной пенсии соблюдены, но заявителю не исполнилось 45 лет – выплаты по выслуге лет могут быть назначены в любом возрасте.

Таким образом, учителя пенсионеры могут воспользоваться такими видами социальной помощи, как льготная пенсия, скидки на коммунальные услуги, денежные выплаты и др. Наиболее весомая поддержка предусмотрена для сельских учителей и обладателей звания «Заслуженный учитель».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: