Коносамент в международных морских перевозках. Коносамент как основной документ в морских перевозках

Однако мы практически не задумываемся о характере этого документа, его функциях и некоторых нюансах применения в международной торговле.

Коносамент — это один из старейших документов, используемых в международной торговле, а следовательно, и в морских перевозках. Часто он описывается как наиболее важный документ в международной торговле, большей частью из-за своей, так сказать, множественной роли. Это документ, считающийся жизненно важным для контрактов международной купли-продажи, поскольку он доказывает погрузку на борт судна, а следовательно, и сам факт экспорта из страны (которая, впрочем, может быть страной происхождения товара, а может и не быть ею).

Это документ, который может быть продан другим покупателям, поэтому он называется «оборотный инструмент».

Дата подписи доказывает или, по крайней мере, является видимым свидетельством, что груз был помещен на борт судна, что дает начало целой серии действий, в том числе является ключевым моментом работы банковского аккредитива, открытого покупателем в пользу продавца.

Коносамент также выступает в качестве доказательства экспорта внутри определенных временных рамок, что может быть необходимым требованием, предъявляемым к грузоотправителю для соответствия правилам экспортных квот в некоторых странах.

Коносамент выступает и как доказательство (или видимое свидетельство) состояния груза на борту, а также состояния груза, которого вправе ожидать покупатель или грузополучатель в момент доставки его в порт назначения.

Если говорить о правовой базе, то первоначально режим использования коносаментов регулировался британским Законом о коносаментах 1855 года 1 . Если перевести со старомодного и громоздкого языка этого закона на современный, то основные функции коносамента можно представить так:

1. Это расписка в принятии груза на борт перевозящего судна.

2. Это товарораспорядительный документ, т.е. владелец оригинала коносамента имеет право доступа к товару, описанному в нем.

3. Это доказательство заключения контракта на перевозку.

Следует отметить, что Закон 1855 года в действительности не дает определения термину «коносамент».

Закон 1855 года был отменен и заменен британским Законом о морской перевозке грузов 1992 года 2 (далее — COGSA 1992), который вступил в силу 16 сентября 1992 года. COGSA 1992 тоже не дает определения термину «коносамент», хотя многочисленные ссылки включают и вышеуказанные функции.

25 августа 1924 года в Брюсселе была подписана Международная конвенция по унифицированию некоторых правил в отношении коносаментов 3 , больше известная как Правила Гаага-Висби 4 .

И все же существует юридическое определение, которое стало международным в ноябре 1992 года, после того как в октябре 1991 года Конвенция ООН по перевозке товаров морем 5 , больше известная как Гамбургские правила 1978 года 6 , была ратифицирована необходимым числом стран (а именно двадцатью). Хотя Гамбургские правила международно признаны, их признание не означает их универсальность. Другими словами, до сих пор всего лишь несколько стран ратифицировали эти правила (в настоящее время 26 стран), кроме того, не все из них ратифицировали эту конвенцию четко и недвусмысленно.

Вот какое определение коносамента дают Гамбургские правила:

«Коносамент — это документ, подтверждающий заключение договора морской перевозки и принятие или погрузку груза перевозчиком, и которым перевозчик обязуется передать груз против вручения документа. Положение в документе о том, что груз должен быть передан приказу поименованного лица, либо “приказу”, либо “на предъявителя”, содержит такое же обязательство» 7 .

Расписка в принятии груза на борт

Что происходит на практике: товар приходит в порт погрузки и может быть помещен либо на склад, либо на причал. В рейсовом судоходстве склад или причал может принадлежать (или, по крайней мере, быть под контролем) судоходной линии. В этом случае судом будет признано, что груз был размещен в «продолжении владения судна». Затем управляющий пристанью, портовый оператор или управляющий складом выпускает документ, известный как коносамент «received for shipment» 8 . Такой документ не является действительным для целей получения денег от банка по условиям аккредитива и, следовательно, не может быть продан, т.е. не является оборотным. Это всего лишь запись о том, что груз был заранее получен для погрузки лицом, которое будет осуществлять погрузку, т.е. перевозчиком (а также его сотрудниками или агентами).

В трамповом судоходстве вряд ли можно встретить выпуск коносамента «received for shipment». Тому есть две основные причины:

1) частично из-за того, что для этого нет практических причин, поскольку товар может быть погружен навалом с грузовиков или железнодорожных вагонов либо из элеватора или штабеля, которые могут находиться в порту некоторое время;

2) частично потому, что документ «received for shipment» обычно нужен только рейсовым компаниям, чтобы узнать, какое количество груза было «перенесено» на борт регулярного грузового судна, и чтобы агенты, погрузочные брокеры и экспедиторы могли подсчитать, сколько еще груза необходимо доставить в порт до того, как судно теоретически заполнится и можно будет начинать погрузочные работы.

Таким образом, трамповое судоходство обычно имеет дело только с бортовыми коносаментами «shipped on board» 9 , которые показывают, что товар фактически был погружен на борт. Дата в нижней части такого коносамента должна соответствовать той дате, когда весь груз был погружен на борт судна. И уже не важно, выйдет ли судно на самом деле из порта погрузки или утонет в этом порту: товар, покрываемый таким коносаментом, по определению уже отгружен (т.е. погружен), и фрахт, таким образом, должен быть оплачен фрахтователем судовладельцу.

Чаще всего бортовой коносамент сопровождается словом «clean» (чистый). Это означает только то, что до подписания трех оригиналов на коносаменте нет письменных ремарок капитана, которые указывали бы на то, что груз тем или иным образом отличается от того, каким он должен быть; другими словами, капитан мог отметить в коносаменте, что груз ржавый, погнутый, сдавленный, сломанный, рваный, изъеден насекомыми, слишком влажный, или внести любые другие подобные ремарки в отношении состояния груза на момент его представления на корабль.

Товарораспорядительный документ

Груз мог быть продан фрахтователем получателю в порту разгрузки. Следовательно, получателю необходимо оплатить груз (обычно посредством аккредитива) до того, как он получит доступ к нему. Когда фрахтователь (продавец) продает груз получателю (покупателю), он фактически продает право собственности на этот груз.

«Товарораспорядительный» в этом смысле означает «дающий право собственности на груз». Вооруженный оригиналом оборотного коносамента получатель может затем прийти на корабль по прибытии его в порт разгрузки и предъявить требование на груз, находящийся на борту. Что фактически сделал фрахтователь или продавец? Он передал свое право собственности на груз покупателю. Такая «передача» называется индоссаментом, поскольку он индоссирует (или подписывает на обратной стороне) три оригинала коносамента. Новый держатель коносамента, следовательно, называется «индоссат». И, конечно, ничто не может помешать индоссату продать свое только что приобретенное право собственности на груз третьей стороне либо до или во время погрузочных операций на судне, либо даже пока судно находится в открытом море, двигаясь в сторону порта разгрузки. Такая торговля происходит каждый день, и часто случается так, что многие из таких трейдеров, покупающих и продающих права на груз, никогда не видят эти грузы, да и не изъявляют желания их видеть. Поэтому их называют «бумажными трейдерами». Природа товара становится почти нематериальной. Тем не менее многие из них являются экспертами в своей области и могут осуществить физическую передачу товара, если захотят.

Таким образом, держатель коносамента имеет право собственности на груз, представленный этим документом. Если это оригинал бортового коносамента, он становится оборотным инструментом и может быть продан и перепродан за встречное удовлетворение. Следовательно, коносамент также доказывает право предъявлять иск в отношении права собственности на груз 10 .

Однако не все транзакции проходят так гладко. Иногда груз, описанный в коносаменте, не отправляется никакому определенному лицу. Такое явление известно как «бланково-ордерная» отправка, а такие коносаменты известны как «бланково-ордерные» и даже «бланковые» (не стоит путать два этих понятия!). Так делают, если, к примеру, изначальный продавец не знает личности конечного покупателя, да и не может знать, поскольку сознательно продает право собственности на груз бумажному трейдеру, который, разумеется, продаст груз третьей стороне.

Право собственности на груз действует, только пока груз не передан держателю коносамента. Если такой держатель коносамента предстанет перед капитаном по прибытии судна в порт назначения и сможет доказать капитану свою личность, груз будет передан этому держателю коносамента.

К вопросу о доказательстве личности. Представим, что случится, если держатель коносамента нашел или иным способом приобрел оригинал коносамента. После того как груз с судна был передан ему, прибывает настоящий держатель коносамента, который только что заплатил по аккредитиву значительную сумму денег за этот груз. Естественно предположить, что он будет весьма расстроен, когда обнаружит, что груз был передан кому-то другому. Отсюда и необходимость чрезвычайной бдительности капитана в определении и подтверждении личности держателя коносамента с поименованным грузополучателем.

Такая проблема, конечно же, не возникает, когда капитану предъявляют бланково-ордерный коносамент, поскольку такой документ сродни чеку на предъявителя: суть и того и другого крайне проста — «заплатите X тысяч долларов предъявителю этого листка бумаги». Именно по этой причине оригинал коносамента обычно выписывается в трех экземплярах: несколько строчек, напечатанных внизу документа, говорят, что, как только один из оригиналов будет «выполнен» (т.е. обменен на груз), остальные два становятся недействительными. Эта фраза введена, чтобы предотвратить крайне затруднительное положение и финансовые неприятности, с которыми может столкнуться владелец судна, если против него будет выставлен иск на стоимость груза настоящим грузополучателем, являющимся правомочным держателем коносамента, который является товарораспорядительным документом на тот самый груз, который капитан отдал другой стороне.

В британском праве решающим доказательством в руках настоящего держателя оригинала коносамента является описание состояния погруженного товара 11 .

Количество копий коносамента, выпускаемых капитаном или портовым агентом от его имени, не ограничено. Эти копии являются необоротными и известны как CNN (copies non-negotiable). Обычно они выпускаются в количестве 12 штук, но их может быть и 6, и 20. Это просто записи для ведения досье, и их нельзя перепутать с оригиналами.

Доказательство заключения контракта

Для начала важно осознать, что коносамент — это не контракт ни коммерческой купли-продажи, ни морской перевозки. Однако часто это единственная связь между держателем коносамента и выгодоприобретающим (или фактическим) судовладельцем. Это также наи-лучшее возможное (а зачастую и единственное возможное) свидетельство существования отдельного контракта перевозки, заключенного между владельцем груза, который также может выступать как экспортер или грузоотправитель, и перевозчиком, которым может быть трамповый «выгодоприобретающий» судовладелец или «диспонентный» владелец (т.е. тайм-фрахтователь) либо оператор или рейсовая судоходная компания. Таким образом, фактический контракт может представлять собой либо чартер-партию, либо линейную букинг-ноту (фрахтовый сертификат).

Заключение контракта фактически имеет место, как только достигается договоренность о перевозке груза. Такая договоренность может быть и устной. В действительности между трамповыми судовыми брокерами от имени соответствующих принципалов часто заключаются устные соглашения. И всегда хорошо передать бумаге основные условия (и по возможности все детали) такого соглашения с тем, чтобы на более поздних этапах не возникало (по крайней мере, теоретически) никаких споров относительно его содержания. Последующий выпуск коносамента только подтверждает такое соглашение. Это справедливо в отношении перевозки и рейсовыми, и трамповыми судами.

Контракт перевозки между перевозчиком и грузоотправителем отражает условия, на которых перевозчик принимает груз к перевозке. Если грузоотправитель вступает с перевозчиком в соглашение чартер-партии, основные условия, которые, как правило, можно найти на обратной стороне коносамента, могут быть замещены условиями соглашения чартер-партии.

Изначальный грузоотправитель (продавец) может быть и фрахтователем судна. Тогда на лицевой стороне коносамента появляется оговорка: «Freight payable as per Charter Party» 12 . Эта фраза некоторым образом соотносит держателя оригинала коносамента с чартер-партией, несмотря на то что «назначенный» держатель контрактно не связан с владельцем судна. Следовательно, именно коносамент контрактно связан с чартер-партией.

Коносамент не соответствует обычным определениям контракта. В частности, он не подписывается обеими сторонами и, следовательно, не представляет собой контракт между ними. Он подписывается только одной стороной — представителем перевозчика. Однако когда коносамент продается конечной третьей стороне, может считаться, что он содержит в себе контракт перевозки. Так что коносамент может стать контрактом перевозки путем индоссамента.

Коносамент является «переуступаемым» за встречное требование (чаще всего путем банковского аккредитива), только если это оригинал, которых, как правило, бывает три. Есть множество копий, являющихся необоротными (CNN), но эти последние выпускаются только для информационных целей — для удобства портовых агентов, руководства порта, таможенных офицеров, стивидоров, грузовых экспедиторов, судовых брокеров, операционных департаментов судовладельцев и операторов, страховых компаний и (или) их брокеров, правительственных структур, трейдеров, финансистов и любых других сторон, вовлеченных в международную торговлю.

Судовладельцы и фрахтователи вольны вставлять в свои контракты чартер-партии любые согласованные положения, но коносамент регулируется правилами, указанными в оговорке Парамаунт. Эта оговорка часто предоставляет выбор между правилами Гаага-Висби и Гамбургскими правилами, т.е. к одному коносаменту и одной транспортировке могут применяться только одни правила. Эти правила строго регулируют права, обязанности, ответственность и привилегии перевозчика груза. Отсюда следует, что любая оговорка, содержащаяся в коносаменте, которая не совпадает с этими правилами, является недействительной.

В то время как по коносаменту можно судить об установлении договорных отношений между перевозчиком и грузоотправителем, остается большой вопрос, вокруг которого ведутся судебные или арбитражные споры, а именно кого считать перевозчиком, если судно идет по тайм-чартеру. Напомним, что тайм-чартер — это договор фрахтования судна, по которому судовладелец, оставаясь собственником и сохраняя контроль над экипажем, предоставляет его на определенный срок в распоряжение фрахтователя для перевозки любых законных грузов. Фрахтователь имеет право загрузить судно по грузовую марку, используя для этого все его грузовые помещения. Для тайм-чартера характерны следующие общие положения: судовладелец предо-ставляет фрахтователю судно, полностью укомплектованное командой, и несет все расходы на содержание экипажа, поддержание судна в пригодном для эксплуатации состоянии, его страхование и приобретение смазочных материалов; фрахтователь несет все расходы по приобретению топлива, воды, оплате налогов, портовых сборов, услуг лоцманов и буксиров, производству погрузочно-разгрузочных и других работ, связанных с перевозкой грузов; фрахтователь оплачивает арендную плату за все время нахождения в тайм-чартере, за исключением времени, когда он не смог полностью использовать судно (авария или поломка судна и т.п.), которое называется временем вне аренды. В период нахождения судна в тайм-чартере капитан обязан подчиняться распоряжениям фрахтователя, касающимся коммерческой эксплуатации судна и других вопросов, связанных с перевозками.

Наиболее часто употребляемым словом, сопровождающим словосочетание «бортовой коносамент» (shipped on board bill of lading), является слово «чистый». Оно означает, что до подписания трех оригиналов на коносаменте не появилось письменных ремарок капитана, что означало бы, что груз каким-то образом отличается от того, каким он должен быть. Другими словами, капитан мог бы отметить на коносаменте, что груз ржавый, кривой, с вмятинами, сломан, порван, кишит насекомыми, слишком влажный, или поставить любую другую ремарку в отношении состояния груза в момент его поступления на судно.

Если капитан не сделал подобной оговорки на коносаменте, т.е. не сделал его «грязным», он и его судовладелец, вероятнее всего, будут нести ответственность за любое повреждение, которое, как смогут легко утверждать фрахтователь, грузоотправитель или получатель груза, произошло в то время, пока груз находился на корабле.

Часто возникают сложные ситуации, когда аккредитив фрахтователя или грузоотправителя требует представления оригинала чистого бортового коносамента, без которого банк не заплатит по аккредитиву. Однако капитан, естественно, не захочет выписывать подобный «чистый» документ, если товар в действительности, так сказать, не заслуживает чистого коносамента. В таких случаях фрахтователь выписывает гарантийное письмо (Letter of Indemnity), которое якобы освобождает судовладельца от ответственности (хотя ни фактически, ни юридически это невозможно) за состояние груза в порту назначения. Но стоит отметить, что, как правило, заведомо испорченный груз просто не берется на борт. Тем не менее такая форма гарантийного письма имеет место (рис. 1).

Рис. 1. Пример гарантийного письма против выписки чистого коносамента

Еще один вариант — это гарантийное письмо на доставку груза без представления оригинала коносамента. Случается, что коносамент теряется до того, как судно прибывает в порт назначения. Тогда капитан может отказаться отпустить груз. Выход — фрахтователь/грузополучатель должен представить соответствующим образом авторизованное гарантийное письмо на доставку груза без представления оригинала коносамента (рис. 2).

Рис. 2. Пример гарантийного письма в обмен на доставку груза без представления оригинала коносамента

Существуют стандартные формы гарантийных писем, выдаваемых в обмен:

1) на доставку груза в порт, отличный от порта, указанного в коносаменте;

2) доставку груза в порт, отличный от порта, указанного в коносаменте, и без представления оригинала коносамента;

3) доставку груза по неиндоссированному коносаменту (рис. 3).

Рис. 3. Пример гарантийного письма в обмен на доставку груза понеиндоссированному коноссаменту

Банки зачастую закрывают глаза на подобные ситуации, поскольку такая временная слепота позволяет им негоциировать аккредитив в пользу своего клиента, за что они, разумеется, возьмут комиссию. Чтобы не выглядеть как мошеннические операции (разумеется, если они действительно таковыми не являются), такие гарантийные письма время от времени обеспечиваются банковскими гарантиями в зависимости от финансового состояния фрахтователя. Такие банковские гарантии, впрочем, появляются крайне редко и обычно предоставляются банками, не принадлежащими к «общности» банков, называемых «первоклассный западный банк».

И в заключение перечислим некоторые основные виды коносаментов.

Бортовой коносамент — On Board Bill of Lading (Board B/L) — коносамент, удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы реально погружены на судно.

Коносамент на груз, принятый для погрузки, — Received for Shipment Bill of Lading (Received for Shipment B/L) — коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна.

Долевой коносамент — Delivery Order — товарораспорядительный документ, выдаваемый перевозчиком или грузополучателем с подтверждением капитаном судна. Используется в случае частичной продажи грузополучателем товара до того, как он принял поставку. Долевой коносамент — распоряжение о передаче определенной части перевозимого груза в порту назначения другому лицу.

Именной коносамент — Straight Bill of Lading (Straight B/L) — коносамент, составленный на имя определенного грузополучателя. По именному коносаменту груз передается в порту назначения тому получателю, который указан в коносаменте. Выдать груз другому лицу можно лишь на основании сделки, оформленной с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования.

Бланковый коносамент — Blank Bill of Lading — коносамент на предъявителя, который передается в обмен на груз путем простого вручения.

Ордерный коносамент — Order Bill of Lading; Negotiable Bill of Lading (Negotiable B/L) — коносамент, по которому груз передается либо «приказу» грузоотправителя, либо «приказу» грузополучателя, либо «приказу» банка, либо по передаточной надписи того, чьему «приказу» он составлен. Если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен «приказу» получателя, то считается, что он составлен «приказу» отправителя. «Приказ» — пометка о том лице, которому передается груз. Допустим, получатель не может работать с грузом в порту назначения, в этом случае груз принимает экспедитор, который и будет этим лицом.

Сборный коносамент — Combined (Collapsible) Bill of Lading — коносамент на несколько грузов, предназначенных для различных грузополучателей.

Линейный коносамент — Liner Bill of Lading (Liner B/L) — коносамент, выдаваемый судоходной компанией или от ее имени и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием.

Коносамент с оговорками («нечистый» коносамент, «грязный» коносамент) — Claused Bill of Lading (Claused B/L; Unclean Bill of Lading) — коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза и/или упаковки.

Прямой коносамент — Direct Bill of Lading — коносамент, покрывающий отгрузку между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне.

Сквозной коносамент — Through Bill of Lading (Through B/L, TBL) — коносамент, предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения. Такие перевозки возможны при наличии у перевозчика нескольких регулярных линий в различных направлениях или по договоренности между двумя перевозчиками — принимающим груз в порту отправления и доставляющим его дальше от порта перевалки. Обычно перевозчики, совместно перевозящие груз по сквозному коносаменту, оговаривают свои взаимные обязательства — каждый перевозчик отвечает только за тот участок пути, на котором он совершает перевозку. При сквозном коносаменте важно наличие четких отметок о передаче груза от одного перевозчика к другому.

1 - The Bills of Lading Act 1855.

2 - Carriage of Goods by Sea Act 1992.

3 - International Convention of the Unification of Certain Rules of Law Relating to Bills of Lading.

4 - Hague-Visby Rules.

5 - UN Convention on the Carriage of Goods by Sea.

6 - 1978 Hamburg Rules.

7 - «Bill of Lading means a document which evidences a contract of carriage by sea and the taking over or loading of the goods by the carrier and by which the carrier undertakes to deliver the goods against surrender of the document. A provision in the document that the goods are to be delivered to the order of a named person, or “to order”, or “to bearer”, constitutes such an undertaking». United Nations Convention on the Carriage of Goods by Sea, 1978 (Hamburg Rules). Part I, Article 1 (перевод авт.).

8 - Получено для погрузки (англ.).

9 - Погружено на борт (англ.).

10 - См. ст. 2 COGSA 1992.

11 - Ст. 3 The Bills of Lading Act 1855 и ст. 4 The Carriage of Goods by Sea Act 1992.

12 - Фрахт оплачивается согласно чартер-партии (перевод авт.).

При отправке грузов морским путем оформляются различные виды коносамента. Различия оформления этих документов заключается в определенных условиях отправки.

Коносамент - (фр. connaissement):

  1. Документ, содержащий условия договора морской перевозки. Нормы о коносаменте содержатся в Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте от 25.08.1924 г (с изменениями в соответствии с Брюссельским протоколом 1968 г.), а также в настоящее время в действующем Кодексе торгового мореплавания СССР.;
  2. Товарораспорядительный документ, предоставляющий его держателю право распоряжаться грузом. Распространен во внешней торговле. Выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора. В коносаменте определены правоотношения между перевозчиком и грузополучателем. Если обязательные условия для получателя в коносаменте не излагаются, то делается ссылка на документ, в котором они содержатся (как правило, чартер).

Может составляться:

  • на предъявителя, на имя получателя (именной);
  • приказу отправителя или получателя (ордерный).

Коносамент на предъявителя передается в обмен на груз путем простого вручения. Именной коносамент - по индоссаменту или в иной форме, но с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования. По ордерному коносаменту груз выдается либо приказу отправителя (получателя) груза, либо приказу банка. Если не указано, что коносамент составлен "приказу получателя", то он считается составленным "приказу отправителя". Обычно коносамент составляется в нескольких экземплярах, причем в каждом делается пометка об их числе. После выдачи груза по одному из экземпляров коносамента остальные теряют силу.

Коносамент относится к ценным бумагам. Коносамент называют "чистым", если перевозчик не сделал в нем замечаний, претензий к количеству и качеству товара, и "нечистым", если в нем сделаны оговорки о состоянии перевозимого товара, груза.

В коносаменте указываются:

  • наименование транспортного средства,
  • перевозчик,
  • отправитель,
  • получатель,
  • место приема или погрузки,
  • назначение груза,
  • его наименование,
  • фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи,
  • время и место выдачи коносамента,
  • число составленных экземпляров.

Передача коносамента осуществляется по правилам передачи ценных бумаг (именной, ордерный или на предъявителя) и равносильна передаче груза. Коносамент является одним из основных документов, необходимых при таможенном контроле за грузами, перевозимыми морским сообщением.

  • Бортовой коносамент - On Board Bill of Lading (Board B/L) - удостоверяющий, что принятые к перевозке грузы реально погружены на судно.
  • Долевой коносамент - Delivery order - товарораспорядительный документ, выдаваемый перевозчиком или грузополучателем с подтверждением капитаном судна. Используется в случае частичной продажи грузополучателем товара до того, как он принял поставку. Долевой коносамент - распоряжение о передаче определенной части перевозимого груза в порту назначения другому лицу.
  • Застрахованный коносамент - Insured Bill of Lading - представляет собой сочетание транспортного документа со страховым полисом и служит доказательством как приема груза к перевозке, так и его страхования, применяется при перевозке грузов в контейнерах.
  • Именной коносамент - Straight Bill of Lading (Straight B/L) - составленный на имя определенного грузополучателя. По именному коносаменту груз передается в порту назначения тому получателю, который указан в коносаменте. Выдать груз другому лицу можно лишь на основании сделки, оформленной с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования.
  • Коносамент на предъявителя - передается в обмен на груз путем простого вручения.
  • Коносамент на груз, принятый для погрузки - Received for shipment Bill of Lading (Received for shipment B/L) - коносамент на груз, принятый для погрузки в порту в ожидании еще не прибывшего судна.
  • Линейный коносамент - Liner bill of Lading (Liner B/L) - коносамент, выдаваемый судоходной компанией или от ее имени и покрывающий перевозку на судах, курсирующих по регулярным маршрутам в соответствии с установленным и опубликованным расписанием.
  • Коносамент с оговорками ("нечистый" коносамент, "грязный" коносамент) - Claused bill of Lading (Claused B/L; Unclean bill of lading) - коносамент, в котором сделаны отметки о повреждении груза и/или упаковки.
  • Местный коносамент - Local bill of Lading - со ссылкой на сквозной коносамент, по которому груз принят к перевозке. Местные коносаменты имеют служебное значение для отчетности линии, порта и не являются товарораспорядительными документами.
  • Ордерный коносамент или оборотный коносамент - Order bill of lading; Negotiable bill of landing (Negotiable B/L) - по которому груз передается либо "приказу" грузоотправителя, либо "приказу" грузополучателя, либо "приказу" банка, либо по передаточной надписи того, чьему "приказу" он составлен. Если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен "приказу" получателя, то считается, что он составлен "приказу" отправителя. "Приказ" - пометка о том лице, которому передается груз. Допустим, получатель не может работать с грузом в порту назначения, в этом случае груз принимает экспедитор, который и будет этим лицом.
  • Прямой коносамент - Direct bill of lading - коносамент, покрывающий отгрузку между непосредственными портами погрузки и выгрузки на одном и том же судне.
  • Сборный коносамент или групповой коносамент - Combined (Collapsible) bill of lading - на несколько грузов, предназначенных для различных грузополучателей.
  • Сквозной коносамент - Through Bill of Lading (Through B/L, TBL) - предусматривающий перевалку груза на другое судно в промежуточном пункте и покрывающий всю перевозку груза от порта погрузки до места конечного назначения. Такие перевозки возможны при наличии у перевозчика нескольких регулярных линий в различных направлениях или по договоренности между двумя перевозчиками - принимающим груз в порту отправления и доставляющим его дальше от порта перевалки. Обычно перевозчики, совместно перевозящие груз по сквозному коносаменту, оговаривают свои взаимные обязательства - каждый перевозчик отвечает только за тот участок пути, на котором он совершает перевозку. При сквозном коносаменте важно наличие четких отметок о передаче груза от одного перевозчика к другому.

Коносамент (от франц. connaissement; на англ. bill of lading, B/L, BOL) или транспортная накладная - это документ, который выдается перевозчиком груза его отправителю, удостоверяющий принятие груза к перевозке и содержащий обязательство доставить груз в пункт назначения и передать его получателю.

По своей сути коносамент есть договор о перевозке груза, заключаемый между грузоотправителем и транспортным агентством, предприятием, фирмой. Коносамент относится к .

  • Ордерный коносамент , содержащий указание о выдаче груза по приказу отправителя или получателя.
  • Бортовой коносамент (shipped). Когда судовладелец выдает бортовой коносамент, он признает, что груз погружен на борт судна.
  • Коносамент для погрузки на борт судна (received for shipment). Данный коносамент подтверждает, что товары приняты для погрузки, т.е. доставлены под его охрану. После погрузки на борт судна судовладелец выдает бортовой коносамент либо связывает документ в порту отгрузки с названием судна, датой отгрузки, указав, что товары уже находятся на борту. При этом документ должен обладать теми же характеристиками, что и бортовой коносамент.
  • Чистый коносамент (clean bill of lading). Коносамент, в котором нет никаких дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или его упаковки. Обычно в чистом коносаменте говорится, что полученные товары находятся во внешне (аpparent) хорошем состоянии. Когда установлена аккредитивная форма расчета, в условиях докуметарного аккредитива должно быть определено, что коносамент должен быть чистым.
  • Коносамент с оговоркой (claused) выдается тогда, когда судовладелец отмечает в нем обстоятельства, касающиеся видимых дефектов груза или его упаковки. Принимается банком к оплате только тогда, когда в условиях оплаты (документарном аккредитиве), точно указаны, какие оговорки или пометки допускаются.
  • Оборотный коносамент (negotiable). Коносамент, который может передаваться от одного владельца к другому. В принципе все коносаменты предназначены для того, чтобы их можно было передавать от одного лица к другому. Различие существует лишь в способах этих передач.
  • Именной коносамент . Коносамент, в котором указана фамилия получателя груза и отсутствует указание на то, что груз может быть передан по его приказу. Такой коносамент называют ещё необоротным.
  • На предъявителя. Коносамент, который передается простым вручением. На практике коносаменты на предъявителя используются редко.
  • Линейный пароходный коносамент , иногда сокращенно называемый «S. S. Co’s bill of lading», должен содержать все существующие условия договора перевозки, и третье лицо (держатель коносамента) имеет возможность узнать о них из самого документа.
  • Чартерный (фрахтовый ) коносамент. Документ, в который инкорпорируются путем ссылки отдельные из условий договора перевозки (чартера). Данный документ в отличие от линейного пароходного коносамента нельзя считать документом, которым оформлен договор морской перевозки.
  • Сквозной коносамент (through bill of lading). Если морская перевозка составляет только часть общей перевозки или осуществляется двумя и более судоходными линиями, может оказаться, что отправителю удобнее получить сквозной коносамент, чем заключить договоры с несколькими перевозчиками. Грузоотправитель, выписывающий сквозной коносамент, имеет дело только с перевозчиком, который подписывает коносамент. Перевозчик предпринимает усилия по организации перегрузок с последующими перевозками. Он взимает за это дополнительную плату (фрахт). Товары считаются доставленными после передачи последующим перевозчиком товара против передачи получателем груза сквозного коносамента.

Функции коносамента

Коносамент выполняет одновременно несколько функций:

  • расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза;
  • товарно-транспортная накладная;
  • подтверждение договора перевозки груза;
  • товарораспорядительный документ.

Может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта. В этом случае коносамент называется сквозным.

Законодательно требования к оформлению и содержанию коносамента изложены в Кодексе Торгового Мореплавания РФ, Законе о перевозках грузов морем (COGSA: Carriage of goods by sea Act США), несколькими международными конвенциями - например, Конвенция 1924 года «Об унификации некоторых правил о коносаменте» (Гаагские правила, Haague rules).

Реквизиты и образец

Основными реквизитами коносамента согласно Кодексу торгового мореплавания РФ являются: наименование судна (если груз принят к перевозке на определенном судне), перевозчика и отправителя, место приема или погрузки груза, место назначения груза (либо, при наличии чартера, место назначения или направления судна), наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан “приказу отправителя“, либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан «приказу получателя» (ордерный коносамент), или указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя); наименование груза, имеющейся на нем марки, число мест либо количество и/или мера (вес, объем), вес, фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи, время и место выдачи коносамента, число составленных экземпляров коносамента, подпись капитана или иного представителя перевозчика.

Поскольку получатель груза не всегда осведомлен, на каких условиях осуществляется перевозка (например, при перепродаже груза), то все важные условия перевозки, как то: общая авария, ограничение ответственности перевозчика, ответственность перевозчика, арбитраж, применимое право и другие обязательно оговариваются в коносаменте.


РОЛЬ КОНОСАМЕНТА И КОММЕРЧЕСКОГО СЧЕТА ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ

Коносамент, функции, виды, сфера применения, правила заполнения

Коносамент (bill of lading) - документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента.

Коносамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, перемещаемых морским транспортом.

Для стран-участниц коносаментные перевозки грузов регулируются Международной конвенцией по унификации некоторых правил, касающихся коносаментов 1921 г. (Гаагские правила); Брюссельским протоколом 1968 г. по пересмотру Гаагских правил о коносаментах 1921 г. (Правила Гаага-Висби); Конвенцией ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила), которая поглощает Гаагские правила и правила Гаага-Висби. Около 40 стран мира присоединились к Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г., но Россия не является её участницей.

В России правовое регулирование коносаментных перевозок осуществляется Кодексом торгового мореплавания СССР 1968 г. с последующими изменениями и дополнениями и Гражданским кодексом Российской Федерации.

С юридической точки зрения коносамент выполняет три основные функции:

1) Является официальной квитанцией судовладельца (перевозчика), подтверждающей, что товары, которые предположительно находятся в указанном виде, количестве и состоянии, отправлены в указанное место назначения на конкретном судне или, по крайней мере, получены под охрану судовладельца для цели отправки. Обязанность перевозчика выдать отправителю после приема груза коносамент установлена ст. 123 КТМ СССР.

2) Удостоверяет заключение договора морской перевозки, который фактически заключается до подписания коносамента, и повторяет в деталях его содержание. В соответствии со ст. 120 КТМ СССР наличие и содержание договора морской перевозки могут быть доказываемы среди прочих документов коносаментами. Согласно ст. 121 КТМ СССР правоотношения между перевозчиком и получателем груза определяются коносаментом.

3) Является товарораспорядительным документом на товары, позволяющим покупателю распорядиться ими путем передаточной надписи и предоставления коносамента. Таким образом, коносамент предоставляет право собственности на товары.

Согласно ст. 124 КТМ СССР в коносаменте указываются:

1) Наименование судна, если груз принят к перевозке на определенном судне;

2) Наименование перевозчика;

3) Место приема или погрузки судна;

4) Наименование отправителя;

5) Место назначения груза либо, при наличии чартера, место назначения или направление судна;

6) Наименование получателя (именной коносамент) или указание, что коносамент выдан "приказу отправителя", либо наименование получателя с указанием, что коносамент выдан "приказу получателя" (ордерный коносамент), или указание, что коносамент выдан на предъявителя (коносамент на предъявителя); если в ордерном коносаменте не указано, что он составлен "приказу получателя", то он считается составленным "приказу отправителя";

7) Наименование груза, имеющиеся на нем марки, число мест либо количество и (или) мера (вес, объем), а в необходимых случаях данные о внешнем виде, состоянии и особых свойствах груза;

8) Фрахт и другие причитающиеся перевозчику платежи либо указание, что фрахт должен быть уплачен согласно условиям, изложенном в чартере или в другом документе, либо указание, что фрахт полностью уплачен;

9) Время и место выдачи коносамента;

10) Число составленных экземпляров коносамента;

11) Подпись капитана или иного представителя перевозчика.

Обычно коносамент - это типографским способом отпечатанный бланк, в который на пишущей машинке или на принтере вносятся вышеуказанные сведения. На обороте коносамента приводятся условия договора морской перевозки. Крупные судоходные компании имеют свои фирменные бланки.

Поскольку коносамент является товарораспорядительным документом и обладание им согласно торговому обычаю во многих отношениях эквивалентно обладанию товарами, вручение коносамента обычно влечет те же последствия, что и вручение самих товаров.

Как правило, изготавливается три и более экземпляров коносамента с тем же содержанием и датой: для грузоотправителя или его экспедитора, для грузополучателя и для грузовладельца. Все экземпляры коносамента, составляющие так называемый полный комплект, являются оригиналами и на них ставится штамп "Оригинал". В некоторых случаях обозначается порядковый номер оригинала. Товарораспорядительным документом является обычно только один (первый) из оригиналов коносамента. Копии коносамента имеют штамп "Копия" или печатаются на бланках, отличного от оригинала цвета.

Если по одному из экземпляров коносамента товары выданы, то остальные теряют силу.

Только лицо, обладающее коносаментом, вправе претендовать на передачу ему товаров перевозчиком. Перевозчик не будет нести ответственности за неправильную доставку товаров, если вручит товары держателю первого оригинала коносамента, который ему представлен (при условии, что перевозчик не осведомлен о незаконности владения коносаментом). И даже истинный владелец не вправе претендовать на товары, если он не может предъявить коносамент.

По способу передачи права собственности на товары при помощи коносамента коносаменты различают на следующие виды.

Именной коносамент (straight bill of lading) - выписанный на определенного получателя с указанием его наименования и адреса. Он может передаваться по именным передаточным надписям или в иной форме с соблюдением правил, установленных для передачи долгового требования. По такому коносаменту груз в порту назначения выдается получателю, указанному в коносаменте, или лицу, которому коносамент был передан в указанном порядке.

Ордерный коносамент (to-order bill of lading) - содержащий указание "приказу отправителя" или "приказу получателя". Он предполагает, что отправитель или получатель могут передать свои права третьему лицу путем проставления на коносаменте передаточной надписи (индоссамента) и вручения его этому лицу. В порту назначения по ордерному коносаменту груз будет выдан отправителю или получателю в зависимости от того чьему приказу он выдан, а при наличии в нем передаточных надписей (bill of lading made out to order and endorsed in blank) - лицу, указанному в последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью.

Коносамент на предъявителя (bearer bill of lading) - предполагает, что товар в порту назначения передается любому лицу - предъявителю коносамента. Такой коносамент передается путем простого вручения.

Коносаменты ордерные и на предъявителя являются оборотными (negotiable bill of lading). Благодаря оборотности они выполняют свою основную функцию - дают их держателю возможность распоряжаться товарами, пока они находятся в пути или заложить коносамент в банк до прибытия товара. Коносамент становится оборотным лишь в том случае, если он был таким оформлен.

Если грузоотправитель намеревается получить оборотный коносамент, он указывает в коносаменте: "приказу имярек". Грузоотправитель, который желает получить необоротный коносамент, термин "приказу" не вписывает, а в соответствующем поле коносамента указывает получателя груза.

Оборотные коносаменты предпочтительнее в некоторых видах международной торговли, т.к. благодаря тому, что коносамент является оборотным, груз тоже фактически становится оборотным. Оборотная форма коносаментов обычно применяется при торговле зерном, нефтью и т.п. товаров, где коносаменты на товары в пути продаются и покупаются по цепочке договоров с оговоркой, по которым посредники не принимают товары и только последний покупатель физически получает товары с судна по его прибытии. Как уже сказано выше, оборотные коносаменты используются и в случаях, когда покупатель намеревается или предполагает заложить коносаменты как дополнительное обеспечение в банк до прибытия товаров.

Однако, на практике чаще применяются необоротные коносаменты (non-negotiable bill of lading), применение которых предполагает, что получатель сам примет товары по прибытии судна. Даже необоротный коносамент действует как товарораспорядительный документ, т.к. только указанный в нем получатель вправе требовать выдачи товаров судовладельцем (если предъявит коносамент).

В зависимости от наличия оговорок о наличии у перевозчика претензий к количеству и качеству принятого к перевозке груза или его упаковки различают коносаменты "чистые" (clean bill of lading) и "с оговорками" (claused) .

"Чистые" коносаменты не содержат дополнительных оговорок или пометок, прямо констатирующих дефектное состояние товара и/или упаковки. Оговорка, не относящаяся к состоянию товаров при погрузке, но затрагивающая их дальнейшую судьбу и состояние при разгрузке, не делает коносамент коносаментом с оговорками.

Представление "чистого" коносамента является обязательным условием многих сделок в международной торговле. Банк может не принять коносамент с оговорками (пометками), если только в аккредитиве точно не указывается, какие из них допускаются.

В международной практике "чистый" коносамент часто выдается перевозчиком грузоотправителю в обмен на гарантийное письмо последнего. В международной практике различают также коносаменты бортовые (shipped on board bill of lading) и на принятый для погрузки груз (received for shipment). Если товары не перевозятся в контейнерах, коносаменты обычно являются бортовыми. На бортовых коносаментах указывается: "погружен в хорошем состоянии (кем) на борт теплохода (название)"; на коносаментах для отгрузки: "получен в хорошем состоянии от (кого) для отгрузки на борт теплохода (название)". Когда судовладелец выдает бортовой коносамент, он подтверждает, что груз погружен на борт судна. Если же он выдает коносамент для погрузки на борт судна, он лишь подтверждает, что товары доставлены под его охрану. Коносамент такого типа обычно используется, если товары подготовлены к отправке в контейнерах на заводе, на складе экспортера или на контейнерном терминале вне порта (например, на железнодорожной станции).

Коносаменты различаются также в зависимости от особенностей перевозки.

Рейсовый (линейный) коносамент (liner bill of lading) - применяется при перевозках товаров на судах, совершающих рейсы по расписанию, для которых в порту назначения имеется зарезервированный причал. Это коносамент для линейных, а не трамповых перевозок, когда судно не имеет постоянного маршрута и расписания рейсов.

Чартерный (фрахтовый) коносамент (chartered bill of lading) применяется в трамповых (нерегулярных) перевозках. Чартер или чартер-партия (charter, charter-party) - это договор на перевозку груза трамповым судном. Сторонами в чартерном договоре являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель).

Фрахтователь может заключить договор на перевозку товаров с третьим лицом. Коносамент, оформленный для такой перевозки, должен содержать указание "по чартер-партии", а договор на перевозку - ссылку на контракт о найме данного судна. Линейный коносамент содержит все существенные условия договора перевозки и третье лицо (например, индоссат или иной держатель коносамента) имеет возможность узнать о них из самого коносамента. В чартерном коносаменте инкорпорируются путем ссылки отдельные из условий чартер-партии с тем, чтобы они могли иметь эффект для грузополучателя или индоссата коносамента.

Главное различие между линейными и чартерными коносаментами состоит в том, что банки, как правило, если только не имеют противоположных инструкций, отказываются акцептовать чартерный коносамент как действительное предложение по аккредитиву. Т.е., если иное не предусмотрено в аккредитиве, банки отклоняют документ, в котором указано, что он выставлен на условиях чартер-партии.

Коносаменты могут также быть прямыми и сквозными.

Прямые коносаменты применяются при перевозках от порта до порта.

Сквозные коносаменты (through bill of lading) используются, если морская перевозка составляет только часть общей перевозки и товары должны перевозиться разными наземными и морскими перевозчиками. В этом случае отправителю обычно удобнее получить сквозной коносамент, чем заключать договоры с несколькими перевозчиками, которые должны перевозить груз на последующих стадиях перевозки. Сквозные коносаменты применяются также, когда сама морская перевозка разделена на отдельные стадии, которые осуществляют разные судовладельцы путем перегрузки. Сквозной коносамент типичен для современных контейнерных перевозок, когда товары перевозятся от места погрузки до места назначения в одних и тех же контейнерах, но на различных видах транспорта. Грузоотправитель заключает договор перевозки только с перевозчиком, который сквозной подписывает коносамент. Перевозчик (экспедитор) организует перегрузки с последующими перевозками. Товары считаются доставленными только последним из перевозчиков после передачи одной оригинальной части сквозного коносамента, которая подлежит передаче грузополучателю.

Если судоходная компания осуществляет комбинированные перевозки, она может выдать специальный контейнерный коносамент, который подпадает под действие правил Гаага-Висби. Все контейнерные коносаменты обычно являются не бортовыми (shipped on board), а погрузочными (received for shipment). Это связано с тем, что они зачастую принимаются к перевозке на контейнерных станциях вне порта. На обороте контейнерного коносамента указаны условия договора перевозки.

Если коносамент включает в себя страховой полис, он является застрахованным коносаментом (insured bill of lading) .

Другой важнейший внешнеторговый документ - счет-фактура относится к коммерческим документам, которые дают стоимостную, количественную и качественную характеристику товара. Такие документы оформляет на своем бланке продавец, а покупатель против них производит оплату.

Коммерческий счет является основным расчетным документом. Он содержит требование продавца об уплате указанной в нем суммы причитающегося платежа за поставленный товар. В нем, как правило, указываются:

1. реквизиты продавца и покупателя;

2. описание товара;

3. цена за единицу товара и общая сумма счета (платежа);

4. базисные условия поставки товара;

5. способ платежа и форма расчета;

6. наименование банка, где должен быть произведен платеж;

7. сведения об оплате стоимости перевозки;

8. сведения о страховании.

Счет выписывается в большом количестве экземпляров (иногда до 25-ти). Он активно используется при проведении таможенного и валютного контроля и производстве таможенного оформления. Согласно приказу ГТК России от 05.01.94 г. № 1 счета (счет-фактура, счет-проформа) должны представляться таможенному органу декларантом для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости.

Счет-фактура (invoice) - документ, удостоверяющий фактическую поставку товара и (или) оказание услуг и их стоимость. Обычно выписывается продавцом покупателю после окончательной приемки товара последним.

Счет-фактура содержит наименование и адреса продавца и покупателя; дату и номер заказа покупателя; описание проданного товара; сведения об упаковке; точные обозначения и номера, указанные на упаковке; цену товара; условия поставки и платежа. В нём рекомендуется указывать сведения о перевозке (например, наименование судна и маршрут следования). Фактурная цена указывается согласно условиям договора.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 № 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" с 01.01.97 г. каждая отгрузка товаров, в т.ч. на экспорт, оформляется составлением счета-фактуры. В этом же Постановлении приведены правила составления счета-фактуры и обязательные для него реквизиты.

Помимо своего основного назначения, счет-фактура может использоваться в качестве накладной, направляемой вместе с товаром, а также для удостоверения происхождения товара.

Нередко таможенные власти различных стран устанавливают определенные требования к форме и содержанию счета-фактуры.

Консульский счет-фактура (consular invoice) - это коммерческий счет-фактура, который выписывается на официальном бланке в стране экспортера и заверяется консульством страны покупателя. Назначение этого документа состоит в том, чтобы компетентные органы (таможня и др.) в стране покупателя могли контролировать таможенную стоимость импортируемых товаров, предотвращать демпинг товаров, осуществлять валютный контроль. Например, при экспорте товаров морским транспортом в порты Аргентины счет-фактура и манифест на груз должны иметь визу аргентинского консула или, если его резиденция находится на расстоянии свыше 30 км от порта, соответствующую оговорку таможни порта отгрузки на национальном и испанском языках.

Коносамент – это официальный документ, который используется во внешней торговле и выдается перевозчиком владельцу груза после его доставки и удостоверяет право собственности на груз.

Первоначально коносамент применялся при транспортировке грузов морским транспортом. Сейчас коносамент может охватывать перевозки не только морским или речным транспортом, но и те случаи, когда перевозки осуществляются разными видами транспорта.

Какие функции выполняет коносамент

Коносамент используется в качестве:

    расписки перевозчика в получении товара для транспортировки с одновременным описанием визуально оцененного его состояния.

    товарно-транспортной накладной.

    подтверждения договора на перевозку.

    товарораспорядительного документа.

Коносамент также может служить обеспечением кредита под отгруженные товары.

Порядок работы с коносаментом

Работа с коносаментом осуществляется в определенном порядке.

Сначала отправитель груза оформляет погрузочный ордер, в котором содержится подробная информация о товаре и его получателе.

После того как судно вышло из порта, штурманская расписка меняется на коносамент.

Последний этап – это получение груза в порту назначения после предъявления получателем экземпляра коносамента.

Типы коносамента

В международной торговле используются различные виды коносаментов.

Особенности отдельных разновидностей этого документа определяются способом передачи прав собственности на груз.

Например, в именном коносаменте указывается наименование и адрес конкретного получателя груза.

Ордерный коносамент имеет передаточную надпись, с помощью которой права на груз могут быть переданы третьему лицу. Ордерный коносамент является по сути классическим и предусматривает следующие правила правовых отношений: получатель груза имеет право передать владение грузом другому лицу. Передаточная надпись, которая свидетельствует о том, что такое право было осуществлено, называется индоссаментом. Индоссамент может осуществляться несколько раз. Число фактов индоссамента законодательством не ограничивается.

Коносамент на предъявителя не содержит передаточной надписи и может быть передан любому лицу путем простого вручения.

Последние два вида коносаментов являются оборотными, то есть право собственности на товар может несколько раз переходить от одного лица к другому.

Оборотные коносаменты часто используются в международной торговле, поскольку в пути товары часто перепродаются и меняют собственника.

Оборотные коносаменты также могут использоваться в качестве дополнительного обеспечения при получении кредита.

Типы коносамента

В зависимости от особенностей перевозки коносаменты могут быть чартерными и рейсовыми.

Рейсовые коносаменты используются при перевозке грузов на рейсовых судах, которые работают по определенному расписанию.

Чартерные коносаменты применяются для оформления нерегулярных перевозок.

Если грузы перевозятся только морским транспортом, от порта до порта, то оформляется прямой коносамент.

Если перевозка осуществляется наземным и морским транспортом, то оформляется сквозной коносамент.

Если перевозчик обнаружит при осмотре груза повреждение упаковки или другие дефекты, то выписывается нечистый коносамент или коносамент с оговорками.

Если дефектов не замечено, то оформляется чистый коносамент.

Обязательные реквизиты коносамента

К оформлению коносамента имеется ряд требований, в соответствии с которыми этот документ должен быть оформлен юридически грамотно и правильно.

Данные требования изложены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

Так, в коносаменте в обязательном порядке прописывается информация о том, в каком количестве и состоянии отправлен груз. Поскольку коносамент подтверждает заключение договора между перевозчиком и отправителем груза, то в документе указывается наименование судна и место приема груза.

В документе не допускается никаких изменений. Бланки коносаментов должны содержать ряд обязательных реквизитов.

Среди них особую важность представляют:

    Строка Shipper. В ней указывается наименование отправителя груза и его местонахождение.

    Строка Port of Discharge. В эту графу вписывают порт разгрузки в соответствии с договором на морскую перевозку.

    Строка Consignee. В ней указывается наименование получателя груза и его местонахождение.

    Строка Description of Packages And Goods. В эту графу вносят характеристики груза, которые необходимы для его идентификации (это масса, количество мест и проч.). Кроме того, здесь могут присутствовать указания на его опасность либо специфические свойства. Если товар отправляется в нескольких контейнерах по одному коносаменту, необходимо вписать количество и вес в каждом из них.

Эти сведения указывает грузоотправитель.

Перевозчик также вписывает определенные данные. В частности, он указывает в коносаменте:

Собственное наименование.

В графе Number of Original – количество оригиналов коносамента.

Место и дату выдачи документа.

Таким образом, при оформлении коносаментов следует придерживаться следующего порядка:

    если это морской коносамент, то в данном документе необходимо указать название судна, совершающего транспортировку груза или же нескольких судов, которые в перспективе возьмут на себя ответственность перевозки.

    обязательно надо указать данные про отправителя товара и его транспортировщика.

    также в обязательном порядке следует указать место составления договора (точнее – место исходной отправки груза и объект, где он должен быть отгружен и передан получателю).

    отражаются наименование физического или юридического лица, получающего груз.

    если документ выдан на предъявителя, то необходимо указать данные этого представителя в целях безопасности передачи товара.

    также необходимо указать непосредственно название и характеристики груза, который перевозится. Важно точно охарактеризовать его физические параметры: сколько он весит, и какой имеет объем, дать ценовую оценку и провести анализ физического состояния, зафиксировать количество/объем товара.

    указать все подлежащие для выплаты транспортировщику виды оплаты (фрахт).

    зафиксировать где именно и конкретно когда был выдан данный документ, а так же количество его экземпляров.

    важным реквизитом является и подпись перевозчика, которым может быть капитан судна или же его представитель, а так же другие лица, если речь идет о сквозном коносаменте.

Специфические особенности коносамента

Часто бывает так, что сторона, которая должна получить груз, не всегда проинформирована об условиях транспортировки, потому в документе необходимо прописать порядок действия всех сторон в случае непредвиденного обстоятельства, которое может негативно отобразится на качестве товара или сроках его доставки (непредвиденные погодные условия, аварийные ситуации).

В таких случаях оговариваются условия ограничения ответственности перевозчика.

Это делается в целях безопасности и страховки перевозчика в случае наступления независящих от него последствий.



Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Коносамент: подробности для бухгалтера

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за апрель 2017

    Вместе с тем, обязательные условия коносамента прописаны в статье 144 Кодекса... назначения, необходимо исходить из содержания коносамента, согласно которому пункт отправления и...

  • Какие перевозки грузов и людей нельзя перевести на уплату ЕНВД?

    Выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз...

  • Октябрь - 2018: правила для экспортеров скорректированы

    Налоговые органы не нужно; – копия коносамента, морской накладной или любого иного...

  • Обязательно ли проверять полномочия лиц, подписавших первичные документы со стороны контрагентов?

    2011 N 272, железнодорожной накладной, коносаментом, товарной накладной по форме, разработанной...

  • Доставку товара продавцом можно перевести на ЕНВД

    Выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз...



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: